Святые целители православной церкви список. Святые врачи: молитвенная помощь в болезнях

9-го августа Церковь празднует память великомученика Пантелеимона. Он самый известный, но не единственный врач, которого канонизировала Православная Церковь. Редакция «Фомы» коротко рассказывает о великомученике и его святых коллегах.

Апостол и евангелист Лука (I в.)

Приветствует вас Лука, врач возлюбленный , - пишет о нем апостол Павел в своем послании к Колоссянам (Кол 4 :14). Лука - апостол от 70-ти, написал одно из четырех Евангелий под руководством апостола Павла и книгу «Деяния святых апостолов». По преданию, первым написал иконы Божией Матери. В честь евангелиста получил свое имя в монашестве еще один святой врач - (Войно-Ясенецкий). Апостол Лука принял мученическую смерть: его повесили на дереве.

Святые бессребреники Косма и Дамиан (IV в.)

Православная Церковь чтит память сразу трех пар святых с именами Косма и Дамиан: все они прославились как врачи-бессребреники. Наибольшим почитанием пользуются Косма и Дамиан Асийские (IV в.), родные братья. Воспитанные матерью-христианкой (преподобной Феодотией), они безвозмездно исцеляли больных и, кроме этого, сами разыскивали и лечили диких животных, которые потом без страха ходили за ними. В конце жизни Дамиан нарушил обет безвозмездного врачевания: выздоровевшая безнадежная больная умолила его во имя взять в дар за исцеление три яйца. Услышав о том, что брат пренебрег обетом, Косма завещал похоронить их с Дамианом отдельно. После смерти братьев Бог открыл людям, что Дамиан принял дар ради любви к Создателю, а не из корысти, и святых братьев погребли вместе.

Святые мученики бессребреники Кир и Иоанн (конец III - начало IV вв.)

Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, лечил всех больных бесплатно, исцеляя в том числе и душевные недуги. При этом святой врач не боялся проповедовать Евангелие. Во время гонения императора Диоклетиана Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял и продолжал лечить приходивших к нему людей. Однажды врача-монаха разыскал воин Иоанн, пожелавший стать его последователем. Через некоторое время учитель и ученик вместе отправились в Египет, чтоб поддержать христианку по имени Афанасия, вместе с тремя дочерьми заключенную в темницу. Кир и Иоанн были схвачены, их предали мукам на глазах Афанасии. Но ни она, ни ее дети, ни сами мученики не отреклись от Христа и были казнены.

Святой великомученик Пантелеимон (III в.)

Родился в Вифинии (Малая Азия) в семье знатного язычника и тайной христианки (святой Еввулы). Медицинскому ремеслу учился у знаменитого врача Евфросина и впоследствии стал придворным врачом при императоре Максимиане. Жизнь красивого и успешного юноши перевернула встреча с пресвитером Ермолаем, который впоследствии и крестил его. После смерти отца (крестившегося в конце жизни) будущий великомученик посвятил себя помощи больным и нищим. Он лечил всех безвозмездно, неизменно молясь о больных, посещал заключенных в темницах. Его успех как врача стал предметом зависти коллег по ремеслу - они донесли императору, гонителю христиан, что Пантелеимон исповедует Христа и посещает своих единоверцев в заключении. Последовал арест. В это же время судили и казнили учителя Пантелеимона, священномученика Ермолая, вместе с двумя другими пресвитерами. Молодого же врача пытали и в конце концов также усекли мечом. Святой великомученик и целитель Пантелеимон почитается в Церкви как покровитель врачей и ходатай за болящих.

Мученик Орест (конец III - начало IV вв.)

Был известным в Каппадокии врачом. Христианин с детства, он открыто проповедовал христианство во время гонений. На допросе у царского сановника Орест проявил необыкновенное мужество: на повеление назвать свое имя он ответил, что имя его - Христианин, и оно кажется ему более высоким, чем имя, данное родителями при рождении. Твердо отказавшись отречься от своей веры, святой врач выдержал множество пыток: 40 воинов, сменяя друг друга, истязали его. Затем мученика привязали к дикому коню и влачили по земле, пока святой Орест не умер.

Мученик Диомид (III в.)

Врач по профессии, он исцелял не только телесные, но и душевные болезни. Много путешествуя, Диомид проповедовал Христа, обращая и крестя язычников. Однажды врач пришел в Никею, и император-язычник Диоклетиан послал воинов арестовать его. Но умер святой мирной смертью на обратном пути из Никеи. Согласно житию, найдя его тело, воины отсекли голову святого в доказательство исполненного поручения императора, но тотчас ослепли. Диоклетиан приказал отнести голову обратно к телу: исполнившим приказ воинам вернулось зрение. Имя мученика Диомида вспоминается при совершении таинства .

Преподобные Алипий (XII в.) и Агапит (XI в.) Печерские

Насельники Киево-Печерской лавры были первыми прославленными святыми лекарями на Руси. Преподобный Агапит, в частности, прославился тем, что исцелил Владимира Мономаха, будущего великого Киевского князя, прислав ему настой из трав. Однажды монаха-целителя из зависти попытался отравить известный в Киеве врач, однако яд не подействовал. Впоследствии завистник покаялся и принял монашеский постриг.

Преподобный же Алипий, кроме дара целительства, известен как иконописец. Одна из икон его письма - Свенская икона Пресвятой Богородицы - хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее.

Преподобный Ипатий Целебник (XIV в.)

Еще один насельник Киево-Печерской лавры. Его послушанием было ухаживать за больными. За строгую подвижническую жизнь и самоотверженное служение людям получил от Бога дар исцеления. Нетленные мощи преподобного Ипатия находятся в Дальних пещерах Лавры.

Праведный страстотерпец Евгений (Боткин) (XX в.)

Сын известного русского врача (лейб-медика Александра II и Александра III). Окончил с отличием Военно-медицинскую академию, работал в Мариинской больнице для бедных. С началом Русско-японской войны (1904 год) стал добровольцем в действующей армии, возглавил медицинскую часть Российского общества Красного Креста. В 1908 году приглашен в семью в качестве лейб-медика. На этой должности пробыл до самой смерти - в 1918 году его расстреляли вместе с царской семьей в Екатеринбурге. В 2016 году причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (XX в.)

Родился в семье аптекаря-католика, но был воспитан матерью в православной вере. В 1903 году окончил медицинский факультет Киевского университета. Во время Русско-японской войны (1904 год) возглавил отделение хирургии при госпитале Киевского Красного Креста в Чите. Женился на сестре милосердия Анне, которая родила ему четверых детей и в 1919 году умерла от туберкулеза. Через некоторое время принял сан диакона, затем пресвитера. В 1923 году Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий был пострижен в монашество с именем Лука в честь врача-евангелиста. В том же году рукоположен во епископа, после чего его арестовали по стандартному подозрению в «контрреволюционной деятельности». Началась череда арестов и ссылок, которые продлились 11 лет, при этом владыка не переставал служить и лечить людей, писать медицинские и богословские труды. В 1946 году за научные разработки в области медицины удостоился Сталинской премии. Последние годы жизни святитель Лука провел в качестве архиепископа Крымского, до конца спасая жизни и души людей. В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века.

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Медицинский факультет

Реферат по курсу истории медицины на тему:

«Святые врачи»

Работу выполнила студентка Куликова Анастасия (106 группа)


Проверил

г. Санкт-Петербург

II. Святые врачи ………………………………………………………………………………....4

1. Архангел Рафаил ……………………………………………………………………...4

2. Апостол и евангелист Лука…………………………………………………………...4

3. Великомученик и целитель Пантелеимон…………………………………………...5

4. Бессребреники Косма и Дамиан Ассийские………………………………………....6

5. Бессребреники мученики Косма и Дамиан Аравийские……………………………8

6. Бессребреники мученики Косма и Дамиан Римские………………………………..8

7. Мученик Орест Тианский…………………………………………………………….9

8. Мученик Диомид Тарсянин…………………………………………………………10

9. Бессребреники мученики Кир и Иоанн…………………………………………….10

10. Мученик Антиох……………………………………………………………………12

11. Мученик Фалалей Эгейский……………………………………………………….12

12. Мученик Иулиан Эмесский………………………………………………………..13

13. Священномученик Валентин, епископ Интерамны……………………………...13

14. Преподобный Павел Коринфянин…………………………………………………14

15. Преподобный Сампсон Странноприимец………………………………………...14

16. Преподобный Агапит Печерский, врач безмездный……………………………..15

17. Преподобный Алипий Печерский…………………………………………………17

18. Преподобномученица великая княгиня Елисавета……………………………….17

19. Страстотерпица царица Александра Новая и великие княжны Ольга и Татиана…………………………………………………………………………………………..18

20. Мученица Татиана (Гримблит)…………………………………………………….20

21. Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий)…………………………………21

22. Преподобная Анастасия Киевская………………………………………………...23

III. Заключение…………………………………………………………………………………25

IV. Список использованной литературы……………………………………………………..26

I . Введение

Данная работа посвящена святым врачам, которые, владея врачебным искусством, сумели через служение ближним угодить Богу. Всякий человек, желающий стать врачом, должен не только иметь хорошее медицинское образование, но и обладать определёнными нравственными качествами. Жития святых рассказывают читателям не о том, какими врачебными средствами лечить ту или иную болезнь, а о том, как должен поступать врач, когда он оказывается в той или иной жизненной ситуации . Святые врачи – это образцы для всех остальных врачей.

Итак, каким же должен быть хороший врач?

II . Святые врачи

Архангел Рафаил – целитель человеческих недугов, путеводитель, врач Божий. Имя Рафаил в переводе с еврейского означает «помощь», «исцеление Божие». Архангел Рафаил упоминается в «Книге Товита» (второканоническая книга Ветхого Завета), в которой описывается, как архангел Рафаил в виде юноши сопутствовал праведному Товии, защищал его от нечаянных напастей в пути, освободил от злого духа Сарру (дочь Рагуилову), снял бельма у Товита. Святой архангел Рафаиил на иконах изображается держащим в левой руке сосуд с врачебными средствами, а в правой – стручец (остриженное птичье перо для помазывания ран).

2. Апостол и евангелист Лука (память 17 января, 5 мая, 3 июля, 31 октября)

Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла, был врачом из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле. После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига. Апостол Павел, приветствуя братьев в послании к колоссянам, упоминает о нём: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» (Кол 4,14). В своих письменных работах Лука, врач по профессии, часто использует медицинские термины. Некоторые исследователи полагают, что он получил образование в знаменитой медицинской школе в Тарсе, где, возможно, и встретился с апостолом Павлом . Предполагают, что хорошее знание восточного Средиземноморья могло быть получено святым Лукой в процессе работы в качестве судового доктора.

После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.

Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», - сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие было написано им в 62 - 63 годах в Риме под руководством апостола Павла.

Первая гробница святого Луки в Фивах - это римская мраморная усыпальница, сделанная еще в дохристианские времена и , вероятно, приобретенная сразу после его кончины. Согласно местному преданию, эта гробница на протяжении нескольких веков после кончины святого Луки источала чудесное пастообразное вещество, называемое у греков колидио, которое исцеляло болезни глаз. В 356 году по приказу Императора Констанция, сына Императора Константина, мощи святого Луки были перенесены в Константинополь и похоронены в земле в храме Святых Апостолов. В эпоху крестовых походов крестоносцы перевезли мощи в Рим и положили в базилике святого Петра.


3. Великомученик и целитель Пантелеимон (память 9 августа)

Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был ещё юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу , окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Отрок, обладая восприимчивым умом, легко усваивал то, чему его учили, и вскоре, превзойдя своих сверстников, почти сравнялся и с самим учителем. К тому же Пантелеон отличался красноречием, красотою и на всех производил приятное впечатление; был он известен и самому царю Максимиану, который захотел видеть его при своём дворе.

Однажды на обратном пути от учителя юноша увидел на улице мёртвого ребёнка, укушенного ехидной, которая ещё была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твёрдо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребёнок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.

После этого чуда Пантолеон был крещён святым Ермолаем с именем Пантелеимон, что значит всемилостивый . Став христианином, Пантолеон часто беседовал со своим отцом, раскрывая ему лживость язычества и постепенно подготавливая его к принятию христианства. В это время Пантолеон уже был известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, которого никто другой не мог исцелить. «Свет глазам твоим возвратит Отец света. Бог истинный, - сказал ему святой, - во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!». Слепец тотчас же прозрел, а вместе с ним духовно прозрел и отец святого - Евсторгий, и оба с радостью приняли святое Крещение.

После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону, так как ни от кого не получали столь скорых и совершенных исцелений, как от него, успешно лечившего и ни от кого не принимавшего платы.

Имя всемилостивого и безвозмездного врача стало известно во всем народе, а прочие врачи осуждались и осмеивались. Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного, который не мог пошевелить ни одним своим членом, Именем Иисуса Христа. Максимиан казнил исцелённого, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам.

Господь явился святому и укрепил его перед страданиями. Великомученика Пантелеимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово , ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.

По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: "Велик Бог христианский!" Разъярённый Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Имя Христово, а великомученику Пантелеимону отрубить голову.

Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанёс никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший страстотерпца по имени и призвавший в Небесное Царство. Услышав Голос с Неба, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.

Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко . Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась целительными плодами. Святой Пантелеимон постадал в 305 году.

Ныне великомученик и целитель Пантелеимон является одним из самых чтимых святых в Русской Православной Церкви, так как он стал для христиан воистину врачом болящих, покровителем находящимся в напастях, подателем зрения, предстателем для младенцев и престарелых и всех страждущих.
4. Бессребреники Косма и Дамиан Ассийские (память 14 ноября)

Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Отечество их - Асия. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века.

Отец их был грек и язычник, мать - христианка по имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя.С самого младенчества мать старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели. А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала их на обучение грамоте к некоему богобоязненному мужу. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они , движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений. Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать - дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода.

Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и для сего переходили из города в город, из веси в весь, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление. И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью - служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твёрдо знали и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8). Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали её. Об одном только просили они исцелённых ими: чтобы те твёрдо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые ещё не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные. За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами.

Но не на людей только простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов, говорит слово Божие (Притч. 12, 10). Верные сей заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодателей и, как скоро сии показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами. Однажды случилось им зайти в одно пустынное место. Здесь они нашли едва живого верблюда. Сюда загнал и здесь разбил его диавол; святые сжалились над животным, исцелили его и отпустили здоровым в свое место. После, как увидим, животное не осталось неблагодарным к ним.

В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцелённых каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец её одному из них Господь попустил нарушить его.

Через несколько времени после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили тело Дамиана и недоумевали, где положить его. Завещание Космы было у всех в свежей памяти, нарушить его страшились. И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошёл к ним верблюд. Люди молчали, заговорил верблюд. «Человецы Божии, - так начал речь бессловесный, - много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришёл к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их». Верблюд этот был тот самый, который некогда был исцелен святыми. Люди, окружившие тело святого, возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну Свою, и, положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их на месте, называемом Фереман. Вскоре на месте их погребения устроена была церковь. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие, многие из которых получали исцеления. Жизнеописатель святых Космы и Дамиана говорит, что легче измерить море и пересчитать звёзды, нежели поведать все чудеса святых.
5. Бессребреники мученики Косма и Дамиан Аравийские (память 30 октября)

Святые мученики бессребреники Косма и Дамиан Аравийские родились в Аравии и , получив от Бога благодать чудотворений, ходили по городам и сёлам, проповедуя Христа и исцеляя больных. За оказанную помощь святые не брали никакой платы. В Киликии язычники схватили святых врачей и привели к правителю Лисию. За отказ отречься от христианской веры правитель повелел бесчеловечно бить святых, а потом утопить в море, но Ангел Божий вынес их совершенно здоровыми из пучины на берег. Это чудесное спасение было приписано чародейству. На другой день Лисий приказал повесить братьев, бросать в них камни и стрелять из луков. Камни и стрелы отскакивали от их тел и поражали самих мучителей. Тогда язычники обезглавили святых. Вместе со святыми врачами были замучены их братья Леонтий, Анфим и Евтропий. Время их страданий с достоверностью неизвестно; несомненно только то, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклетиана и Максимиана.


6. Бессребреники мученики Косма и Дамиан Римские (память 14 июля)

Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан, родные братья, были родом из Рима. Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они вели строгую, целомудренную жизнь.Научившись врачебному искусству, сии святые братья успешно исцеляли всякие болезни, и им содействовала во всем благодать Самого Бога. На каких бы больных людей или скотов ни возлагали они свои руки, те немедленно становились совершенно здоровыми. Сии искусные целители ни от кого не брали вознаграждения за исцеления, за что и были прозваны "безмездными врачами". Только одной самой драгоценной награды требовали они от исцеляемых, – веры во Христа. И, действительно, не только в самом Риме, но и в окрестных городах и селениях, которые они обходили с целью исцеления недужных, они многих обращали ко Христу. Помимо благодати исцеления, они благодетельствовали людям и щедрым подаянием. У них было большое, собранное предками и перешедшее к ним от родителей имущество, которое они продавали, раздавали нищим и нуждающимся; они питали алчущих, одевали нагих; одним словом, они оказывали милосердие всем бедным и неимущим.

Когда они исцеляли больных, то обычно они говорили им так: «Мы только возлагаем на вас руки, и ничего не можем сделать нашею собственною силою, всё же совершает всемогущая сила Единого истинного Бога и Господа Иисуса Христа; если вы уверуете в Него и не усомнитесь, то немедленно сделаетесь здоровыми». И действительно те, веруя, получали выздоровление. Таким образом, ежедневно многие, отвращаясь от идолопоклоннического нечестия, присоединялись ко Христу.

Святые братья Косма и Дамиан были оклеветаны завистниками и вызваны в Рим к императору Карину . Когда воины царские дошли до селения, в котором жили святые, и стали расспрашивать здесь о Косме и Дамиане, то верующие собрались к святым и умоляли их укрыться куда-нибудь на короткое время, пока минует их гнев царский. Но святые не только не послушались этого совета, но наоборот намеревались самовольно выйти к отыскивавшим их воинам, желая с радостью пострадать за имя Христово. Когда же к ним собрались многие верующие и слезными мольбами увещевали их сохранить свою жизнь не ради себя, но ради спасения других, то святые, хотя и против воли, повиновались им. Тогда верующие, взявши святых, сокрыли их в некоей пещере. Между тем, воины, тщательно отыскивая всюду святых и не находя их, от гнева и досады, схватили некоторых благочестивых мужей из того селения, возложили на них оковы и повели их в Рим. Узнав о сем, святые Косма и Дамиан немедленно вышли из пещеры и с поспешностью побежали по следам воинов; нагнавши последних на дороге, они сказали им: «Отпустите невинных, а нас возьмите, ибо мы – те самые, которых вам приказано взять». Таким образом воины, отпустивши тех мужей, возложили оковы на святых Косму и Дамиана и повели их в Рим.

Император потребовал отречься от Христа и признать языческих богов, на что святые ответили решительным отказом. Когда император стал устрашать их пытками, святые, желая вразумить его, воззвали к Богу. Внезапно шея императора искривилась таким образом, что он не мог повернуть головы. Тогда Карина и многих свидетелей объял страх Божий. Император покаялся пред братьями и исповедал перед всеми свою веру во Христа, и тотчас получил исцеление. Святые Косма и Дамиан были немедленно отпущены на свободу. После возвращения в свое селение близ Рима они продолжили прежнее богоугодное дело.

В той стране был один весьма известный врач, у которого первоначально учились врачебному искусству святые Косма и Дамиан. Его-то и научил враг рода человеческого, не терпевший славы угодников Божиих, позавидовать святым. Этот врач заманил их в горы и там убил в 284 году. После кончины святость врачей-бессребренников Космы и Дамиана была подтверждена многими чудесными знамениями милости Божией.


7. Мученик Орест Тианский (память 23 ноября)

Святой мученик Орест жил в конце II века в городе Тиане в Каппадокии во времена императора Диоклитиана и был знающим и искусным врачом. С детских лет святой Орест был воистину добрым христианином.

По приказу императора в Тиану для борьбы с христианством, широко распространившимся в Великой Каппадокии , направлен был военачальник Максимин. В числе первых на суд к Максимину был приведен Орест. Он мужественно и открыто исповедал свою веру в Распятого и Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Гонитель предлагал святому богатства, почести, славу взамен отречения от Единого Истинного Бога, но святой Орест был непреклонен. По приказу Максимина, Ореста привели в богатый языческий храм и вновь предложили поклониться идолам. Когда он отказался, 40 воинов, сменяя друг друга, били святого мученика плетьми, палками, воловьими жилами, затем пытали огнём. Святой Орест воззвал к Господу: "Боже, сотвори со мною знамение во благо, да видят ненавидящие меня и постыдятся". И Господь услышал верного раба Своего. Началось землетрясение, идолы попадали и разбились. Все бежали из храма; когда оттуда вышел святой Орест, храм рухнул.

Разъярённый Максимин приказал заключить святого мученика на семь дней в темницу и не давать ему ни еды, ни питья, а на восьмой день продолжить мучения. Святому вбили гвозди в пятки, затем привязали к дикому коню. Влачимый по камням, святой мученик отошёл ко Господу в 304 году. Мощи его были брошены в море.


8. Мученик Диомид Тарсянин (память 29 августа)

Святой Диомид был родом из города Тарса Киликийского. По занятию он был врачом, верою же был христианин, и врачевал не только тела, но и души людские; ибо он увещевал язычников уверовать в Бога и просвещал их, подготовляя ко святому Крещению.

В царствование императора Диоклитиана святой Диомид оставил Тарс и пришёл в город Никею, находившийся в Вифинии. И здесь, по обыкновению своему, святой Диомид творил врачевания, причём врачевал не только лекарственными средствами, но главным образом призыванием всесильного имени Господа нашего Иисуса Христа. Многих идолопоклонников он обратил к вере во Христа благодаря своему искусству врачевания, а также и учением своим.

Когда император Диоклитиан, бывший в то время в странах восточных, узнал об этом, то послал воинов взять Диомида. По дороге из Никеи в Никомидию Диомид сошёл с телеги, чтобы помолиться, и умер. В доказательство исполненного поручения воины отсекли ему голову, но сами ослепли. Диоклитиан приказал отнести голову обратно к телу. Когда воины исполнили приказ, они прозрели и уверовали во Христа.

Цитата сообщения Святые целители

Молитвенные обращения за помощью в болезненном состоянии

Православные христиане в случае болезни обращаются с молитвами к Господу нашему Исусу Христу, Пресвятой Богородице и святым:

- преподобному Серафиму Саровскому чудотворцу молятся при расслаблени рук, ног, болях в пояснице, а также просят помощи в избавлении от гневливости, бранных слов и от беснования,

- преподобному Сильвестру Печерскому (в Ближних пещерах) молятся для избавления от бесовских видений, прельщения,

и другим.

Болезнь - время духовного возрастания

Преподобный Амвросий Оптинский так наставлял болящих: "Но все в Боге и Богом. Есть болезнь наказательная, которой одно врачевство: положиться на волю Божию и терпеть, пока Он восхощет помиловать. Это имей в виду. Потребно с семи лет и за всю жизнь покаяться и поисповедоваться перед духовником, причаститься Святых Таин и особороваться святым елеем ".

Всё в Церкви освящается силою Бога Отца и Сына и Святого Духа. Так, через Господа, всё становится Таинством, частицей Таинства Царствия Божия.

Молитва о болящих

Владыко, Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умервщляй, утверждаяй низпадающия воздаяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляяй, молится Тебе, Боже наш, раба Твоего (имя) немоствующа посети милостию Твоей, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, буди врач раба Твоего (имя), воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою. Твое бо есть, еже миловати спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона «Собор двенадцати святых целителей»

Преподобная Домника помогает в исцелении больных, в предотвращении поражения молнией и при других стихийных явлениях.

Святитель Тихон Задонский , по многочисленным свидетельствам, оказывает по молитвенным обращениям к нему помощь в различных болезнях.

Слово пастыря

Во время болезни мы чувствуем, что жизнь человеческая подобна цветку, который почти тотчас засыхает, как скоро он распускается, и - облаку, которое рассеивается и не оставляет следа; что наши дни исчезают, как тень; что наше тело сохнет, подобно траве полевой, что жизнь самого крепкого человека есть только дыхание, что с каждым дыхание она сокращается, и что биение его пульса, подобно ударам маятника, приближает его к последнему часу, который почти всегда бьёт именно в ту минуту, когда человек думает, что до сего часа ещё очень долго.

/Святитель Тихон Задонский/

Преподобный Феодосий Тотемский , чудотворец, помогает исцелению многих болезней, в том числе душевных расстройств и заболеваний глаз.

Мученики Маврикий Аламейский и 70 воинов помогают раненым на поле брани.

Духовное наставление

Грех совершается в душе и прямо делает её больною; но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая.

/Святитель Феофан Затворник/

Грех - источник болезней

Грех совершается в душе и прямо делает её больной, но так как жизнь тела - от души, то от больной души, конечно, - жизнь нездоровая. Уже одно то, что грех наводит мрак и тугу, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой - основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отдляет от Бога- источника жизни и поставляет человека в разлад со всеми законами, действующими в нём самом и в природе, то ещё дивиться надо, как остаётся живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покания и обращения. Следовательно, больному прежде всего другого дела надо поспешить очиститься от грехов. Этим положится путь к благодетельному действию лекарств.

/Феофан Затворник/

При болезнях глаз м олитесь святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея руси (память 25 февраля н.ст.) и равноапостольному великому князю Владимру (память 28 июля н.ст.).

Накануне своего Крещения и венчания у князя Владимира так сильно разболелись глаза, что он ослеп. Прибывшая в Корсунь невеста принцесса Анна уговаривала его скорее креститься, обещая выздоровление. И действительно, в купели Крещения, когда греческий епископ возложил руку ему на голову, князь Владимир почувствовал, что исцелился. "Теперь узнал я истинного Бога!" - в радости воскликнул он. Приняв святое Крещение, князь Владимир был наречен во имя святого Василия Великого.

Икона Собор святых целителей

При общем болезненном состоянии следует обращаться с молитвенным словом к святым угоднкиам Божиим:

Преподобному Иосифу, игумену Волоцкому

При сильных болях:

Лечиться ли?

Отчего же не лечиться! и лекаря и лекарства Бог сотворил. Разве излишне Он их сотворил? Нет: а затем, чтобы они болезни врачевали; отвращение от лекаря и лекарства - Богу укор.

Не лечиться можно, определяя себя на терпение, но надо бояться, как бы не прокралась самонадеянность: "Пусть лечатся слабые... а мы сильные!"

За такое надуманное о себе находит ропотливость. Лучше так: пришла болезнь - полечись. Пройдёт боль от лекарства, слава Богу! Не пройдёт - терпеть и Бога благодарить.

/Святитель Феофан Затворник/

При болезнях детей

Молитва Господу нашему Иисусу Христу

Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отвези им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их.

Господи, все мы создание Твое, пожалей детей моих (имена), и обрати их на покаяние.

Спаси, Господи, и помилуй детей моих (имена) и просвети им ум светом разума Евангелия Твоего и настави их на стезю заповедей Твоих и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш

Испытание болезнью

Болезнь - самое благоприятное время для обращения своего сердца к Богу. С выздоровлением эта возможность опять отодвигается в бесконечную даль. Апостол Павел говорит: "...мы не унываем; но если внешний человек наш и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно" (2 Кор.4, 16-18).

Перед причастием больному с полуночи не следует пить (с учётом его болезненного состояния).

К приходу священника у постели больного нужно приготовить столик, на котором должны находиться икона и зажжённая лампада или свеча.

После приходу священника и приготовления им всего необходимого для причащения родные или близкие должны предусмотреть возможность на некоторое время удалиться из помещения, где находится больной, чтобы дать ему возможность исповедоваться в спокойной обстановке.

Каждому из нас следует помнить, что единение со Христом в Таинстве Причащения - величайший благодатный дар, и мы призваны сохранить его в своей душе как можно более долгое время.

Поэтому после причастия лучше всего углубиться в молитву, не отвлекаясь на внешние события, не вступая в разговоры и пересуды, тем более не раздражаясь по разным поводам. День после причастия лучше всего провести без излишней суеты, по возможности не занимаясь житейскии заботами, посвящая время молитве, чтению духовной литературы или добрым делам благотворения и милосердия. Только тогда мы сможем ощутить в своей душе всю глубину и величие Таинства Причащения.

Молитва любимому святому

Угодниче Божий (имярек). Поминай в благоприятных твоих молитвах перед Христом Богом, да сохранит Он нас от искушений, болезней и скорбей, да дарует нам смирение, любовь, рассуждение и кротость, и да сподобит Он нас, недостойных, Царствия Своего. Аминь.


«Болезни наши, телесные и душевные, кто сосчитает? Уврачевать их кто может? Этих болезней и многие премудрые врачи… уврачевать не могли, от кого же исцеления поищем?…Поищем исцеления от Матери Божией Преблагословенной, потому что много может молитва Материнская… ибо Она - Целебница всему миру» - учит святитель Димитрий Ростовский. Поищем исцеления и у святых. «Есть чему радоваться и веселиться верным христианам о памяти святых, ибо в лице их они имеют многих защитников, помощников, покровителей и ходатаев к Богу» - пишет святитель Димитрий Ростовский. Святые учат нас, что необходимо обращаться к их помощи для исцеления не только телесных, но и душевных болезней.

«От слов Христовых „не здоровые имеют нужду во враче, а больные“ видим, кого Христос врачует, т. е. больных. Все люди болеют душой. Но не все признают болезнь свою, не ищут исцеления, поэтому и не исцеляются» . Обращаться за небесной помощью необходимо всем, так как душевная немощь, поврежденность грехом, подверженность различным страстям свойственна всему человечеству. Все люди нуждаются в исцелении, потому что нет человека, незатронутого грехом.

Источником такого нездорового состояния человека является грехопадение. Схиархимандрит Иоанн (Маслов), опираясь на труды святителя Тихона Задонского, поясняет эту мысль так: «…Падение первого человека привнесло в его природу порчу, которая отразилась на всех свойствах и способностях души, нарушило гармонию, отравило и расстроило все существо» . «Зло, - говорит святитель Тихон Задонский, - неисцельно заразило душу со всеми ее силами» . «В свою очередь телесный состав человека, как, „скудельничий сосуд“ души, подпал всякого рода болезням, страданиям и физической смерти» .

Но всякий больной должен, по слову преподобного Амвросия Оптинского, помнить что «Господь может исцелить тебя всякой иконой чудотворной, и всякий угодник Божий может тоже своими молитвами ко Господу помочь тебе. Но все в Боге и Богом» . Схиархимандрит Иоанн (Маслов) писал: «С Богом уже здесь, на земле, жить легко. Скорби и болезни те же, но переносятся они гораздо легче, так как отступают на второй план. А часто они совершенно исчезают по Божьему повелению. Вот и Вы в своей семье старайтесь молиться… и Господь поможет… и утешит» .

Поэтому очень часто, по вере болящего и искреннем покаянии, молитвами святых угодников происходят исцеления. Многие святые известны своей скорой помощью в получении утешения и выздоровления, подаваемыми по их молитвам. Среди них есть и такие, которые при жизни знали врачебное искусство и с успехом применяли его для исцеления страждущих (например, святой целитель Пантеллеимон, святые целители Косьма и Дамиан, святые мученики Кир и Иоанн, преподобный Агопит Печерский, мученик Диомид, святитель Лука Крымский и другие).

Читая жития святых, мы не просто получаем выдающиеся нравственные образцы, мы знакомимся с удивительными подвижниками и становимся к ним ближе. А значит, можем, как к своим близким, обращаться за помощью.

«Жития святых» это своего рода православная Энциклопедия. В них можно найти все, что потребно душе, алчущей и жаждущей вечной правды и вечной истины в этом мире, алчущей и жаждущей божественного бессмертия и вечной жизни. Если тебе нужна вера, в них ты найдешь ее в изобилии: и напитаешь душу свою пищей, от которой никогда не взалчут. Если тебе нужна любовь, правда, надежда кротость, смирение, покаяние, молитва, или какие бы то ни было добродетели и подвиги, в них ты найдешь бесчисленное множество святых учителей для всякого подвига и получишь благодатную помощь для всякой добродетели. Если ты в страданиях из-за своей веры во Христа - «Жития святых» тебя утешат и ободрят, и придадут тебе смелости, и окрылят, и страдания твои в радость претворят. Если ты в каком бы то ни было искушении, «Жития святых» тебе помогут, и ты преодолеешь его, и ныне и вовек. Если ты в опасности от невидимых врагов спасения, «Жития святых» вооружат тебя «всеоружием Божиим» (ср. Еф. 6:11, 13), и ты разобьешь их и ныне, и всегда, и во всю жизнь…

В «Житиях святых» показаны многочисленные, но всегда надежные пути спасения, просвещения, освящения, преображения, охристовления, обожения; показаны все способы, которыми естество человеческое преодолевает грех, любой грех; преодолевает страсть, любую страсть, преодолевает смерть, любую смерть; преодолевает диавола, любого диавола. От всякого греха там есть врачевство; от всякой страсти - исцеление; от всякой смерти - воскресение; от всякого диавола - избавление, от всех зол - спасение. Нет страсти, нет греха, для которых в «Житиях святых» не был бы показан способ, которым данная страсть, данный грех преодолевается, умерщвляется, искореняется. В них ясно и очевидно показано: нет духовной смерти, из которой нельзя было бы воскреснуть божественной силой воскресшего и вознесенного Господа Христа; нет муки, нет несчастья, нет мучения, нет страдания, которые бы Господь ради веры в Него не преобразил бы постепенно или мгновенно в тихую, умиленную радость .

«Углубитесь в жизнь святых: из всех них изливается благодатная животворная и спасоносная сила… которая ведет из подвига в подвиг, из добродетели в добродетель, из победы над грехом в победу над смертью, из победы над смертью в победу над диаволом, и вводит их в духовную радость, за которой нет ни печали, ни воздыхания, ни горя, но только „мир и радость во Святом Духе“ (Рим. 14:17), радость и мир от победы, одержанной над всеми грехами, над всеми смертями, над всеми нечистыми духами» .

Молитвы к святым целителям, собранные в данном издании, помогут обратиться к прославленным в лике святых помощникам, скоро отзывающимися на наши молитвы. Эти величайшие святые много веков помогают уповающим на них людям обретать телесное и душевное здоровье.

Молитва есть скорое и верное средство. Если молиться с горячей верой и твердым упованием, мы обязательно получим ответ. Святые неустанно обращаются к Богу, предстательствуя о нас. Важно, чтобы мы старались быть достойны их молитв.

Агапит Печерский, врач безмездный

Когда преподобный отец наш Антоний Печерский был прославлен даром исцеления, пришел к нему в пещеру из Киева блаженный Агапит, желая получить душевное исцеление через пострижение в иноческий чин. Удостоившись желаемого, он всем сердцем последовал ангелоподобному житию преподобного Антония, руководясь и его наставлениями. Агапит был очевидцем того, как этот великий муж сам служил болящим и исцелял их своей молитвой, причем скрывая дарование, данное молитве его, вручал недужным под видом лекарства травы от пищи своей. Видя это, блаженный Агапит начал соревновать святому старцу в подвигах и трудился так много лет. Когда расхварывался кто-либо из братии, блаженный оставлял келью свою, в которой не было ничего, что можно было бы похитить, приходил к болящему брату и служил ему: поднимал его, укладывал, выносил на своих руках и непрестанно молил Бога об исцелении недужного. Если же болезнь иногда и затягивалась, то чрез это Господь желал умножить веру и усилить молитву раба Своего Агапита.

1. Святой великомученик и целитель Пантелеимон

В Русской Православной Церкви этот святой почитается уже с XII века. Названный от рождения Пантолеоном, он родился в семье знатного язычника и христианки. Когда юноша подрос, он начал обучаться врачебному ремеслу у знаменитого врача Евфросина. Позже Пантолеон стал придворным врачом императора. Большое влияние на юношу оказал священномученик Ермолай: он поведал ему о христианской вере, а позже крестил. После смерти отца, которого незадолго до этого святой склонил к принятию христианства, Пантолеон стал безвозмездно помогать всем нуждающимся.

Он исцелял убогих и нищих, а также заключенных в темницах. Завистники доложили императору о чудесных исцелениях, и том, что совершены они с помощью христианского Бога, а сам Пантолеон - христианин. Правитель долго мучил и пытал святого целителя, чтобы тот отказался от своей веры. Но бесчеловечные пытки не приносили великомученику никаких увечий.

Увидев это чудо, многие язычники приняли христианство. Тогда обезумевший император приказал отрубить юноше голову. Палачи отказывались, но по просьбе самого святого со слезами на глазах сделали это. Во время всех мучений сам Господь нарек страстотерпца Пантелеимоном («многомилостивый»). Мощи святого целителя разошлись по частицам среди всех христианских народов. Великомученик Пантелеимон является покровителем врачей и просящим за всех болящих, ему молятся с просьбой избавления от различных болезней и недугов.

2. Святые бессребреники Косьма и Дамиан

В Православии чтятся сразу несколько святых с именами Косьма и Дамиан: Асийские, Аравийские и Римские. Наиболее известные из них - Асийские, родные братья, воспитанные христианкой - преподобной Феодотией. Святые с ранних лет изучали медицину, чтобы избавлять больных от их недугов - за это Бог наделил их даром исцеления.

Братья лечили абсолютно безвозмездно людей разных сословий. Чудесным образом они могли справиться с любым недугом. Помимо этого Косьма и Дамиан лечили больных животных, по преданию один исцеленный верблюд даже обрел дар речи.

Святые никогда не разлучались, но однажды один из братьев нарушил обет безвозмездного врачевания, взяв в дар три яйца от исцеленной женщины. Узнав об этом, Косьма завещал похоронить его отдельно от брата. Когда же люди узнали, что Дамиан взял награду по промыслу Божию, то похоронили святых вместе. На месте их погребения была построена церковь, в которую со всей округи приезжали больные, чтобы помолиться святым об исцелении. В Православии святые бессребреники Косьма и Дамиан считаются покровителями детей. По их молитвам исцеляются духовные и телесные недуги.

3. Мученик Антиох Севастийский

Святой врач Антиох Севастийский был родным братом святого мученика Платона. Когда язычники узнали о христианской вере целителя, то вызвали его на суд. По молитве мученика Антиоха в прах рассыпались идолы, которым император призывал его поклониться.

Святого бросали в кипящую воду и яму с дикими животными, но чудом тот оставался невредимым.

После этого мученика обезглавили, но из раны текла кровь вместе с молоком. Антиох Севастийских странствовал по городам и лечил больных, не требуя за это награды. Память святого мученика начали праздновать еще в VII веке, он дарует исцеление обратившимся к нему с молитвой и является покровителем врачей.

4. Преподобный Агапит Печерский

Будучи насельником Киево-Печерской лавры, Агапит Печерский был первым прославленным святым целителем на Руси. Сам святой был исцелен от болезни, когда пришел в пещеру к преподобному Антонию. После пострига в иноческий чин Агапит Печерский был исцелен, но пожелал остаться вместе со своим наставником.

Одно из чудес, совершенных святым целителем - лечение княза Владимира Мономаха настоем из трав. Но, конечно, исцеления проходили прежде всего по молитвам святого Агапита Господу.

Когда целитель стал известен, то его захотел отравить его соперник - известный киевский врач. Но яд не подействовал на преподобного Агапита. И сейчас возле мощей святого происходит множество чудесных исцелений. Молятся ему о избавлении от болезней духа и тела. Оставив после себя много учеников, также ставших святыми, преподобный Агапит Печерский является покровителем медицины.

5. Апостол и евангелист Лука

Один из семидесяти учеников Христа - Лука - по первой профессии был врачом, позже он стал иконописцем, проповедником и богословом.

Когда Господь послал апостолу Павлу тяжелые болезни, пригодился врачебный талант святого Луки. Он готовил и давал апостолу лекарства, облегчая его муки, за что тот назвал его «врачом возлюбленным».

Молитвенного заступничества святого апостола и евангелиста просят в различных заболеваниях, но особенно - при болезнях глаз.

6. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

Святым целителем, наиболее близким к нам по времени, был святитель Лука Крымский. Он родился в 1877 году в Керчи в семье католика и православной христианки, однако отец не навязывал ему свое религиозное мировоззрение. В юности будущий святой часто задумывался о том, кем хочет стать: выбор был между художником и врачом. Искреннее желание помогать людям, избавлять их от болезней определило профессию молодого человека. Во время русско-японской войны Валентин (таким было мирское имя святителя) отправился в госпиталь в качестве хирурга. Там он спас немало жизней, набрался огромного опыта, а также нашел спутницу жизни.

Позже он продолжал свою деятельность в качестве земского врача и хирурга, участвуя при этом в богословских диспутах и опровергая тезисы научного атеизма.

Из-за нехватки медиков, в послереволюционный период святой не был гоним. После того, как супруга будущего святого скончалась от туберкулеза, он стал священником, а затем принял и монашеский постриг. Но вскоре волна арестов настигла и его: на протяжении многих лет его отправляли в ссылки, где он продолжал исполнять свой врачебный и пастырский долг. Святитель и сам пострадал от болезни: после пережитой лихорадки он ослеп на один глаз. Во время Великой Отечественной войны он лечил раненых на полях сражения. Отношение власти к святому смягчилось - за научные открытия и огромный вклад в развитие хирургии знаменитый к тому времени врач и архиепископ он был удостоен Сталинской премии.

К концу жизни целитель полностью ослеп, но продолжал быть бодрым духом. После себя он оставил множество научных и богословских работ. До сих пор у святых мощей святителя Луки Крымского происходит множество чудесных исцелений.

Конечно, молитва, обращенная к святым целителям, имеет особую силу. Они просят за нас и наших близких перед Господом, и не стоит забывать, что исцеляемся мы только по воле Самого Бога. Эти избранные святые заступаются за всех страждущих без исключения, но чудо исцеления зависит в первую очередь от воли Господа и веры просящего.

Подготовила Анастасия Корнева

Loading...Loading...