Армянская апостольская. История армянской церкви

Сегодня покажу армянские храмы, построенные в Москве, вблизи. Великолепные барельефы и фрески с изображениями исторических персонажей, необыкновенные хачкары, внешнее и внутреннее убранство кафедрального собора Преображения Господня и церкви-часовни Сурб-Хач (Святого Креста).

Из пояснений к снимкам можно будет узнать некоторые факты из истории Армении. А на заглавной фотографии - центральный вход в кафедральный собор (с западной части), ставший главным объектом армянского храмового комплекса в Москве на Олимпийском проспекте. Как я уже писал, это - самый высокий армянский храм в мире. С крестом его высота составляет 58 метров...


1.


диаметр купола собора равен 21 метру. В туфе розовато-красных оттенков, которым облицован храм Преображения Господня, по всему кругу вырезаны 72 креста - по числу младших учеников Христа. А главный крест, весящий более 2 тонн и высотой 7 метров, изготовили в Туле. Колокола для колокольни, венчающей главный портал, отлили в Воронеже.

2.


центральный вход в храмовый комплекс с улицы Трифоновской. Длина кафедрального собора - 40 м, а ширина — 35 м. Как отмечал архитектор Артак Гулян, несмотря на то что в Армении на протяжении столетий строят одноглавые церкви, собор в Москве — пятиглавый. Таким образом он органично вписывается в облик Москвы и ее храмов...

3.

архитектор Артак, который известен своими замечательными соборами и библиотеками, построенными в Армении, на фото со своим сыном...

4.

а это - автор барельефов Ашот Адамян, работавший над многочисленными образами из истории Армении, даже в сильные морозы...

5.


Посмотрим на северную часть храма, зайдя с Трифоновской улицы. Вот сидит с раскрытой книгой зачинатель армянской историографии св. МовсЕс ХоренацИ (5 век).

Далее - со своими учениками св. МесрОп МаштОц, родившийся еще в 4 веке и давший Армении ее 36-буквенный алфавит в 406 году. Создавая алфавит, Маштоц использовал греческую, среднеперсидскую, эфиопскую и некоторые другие системы письма. В ученом мире считается, что он создал также грузинский и албанский алфавиты...

И наконец стоит с раскрытой книгой католикос всех армян св. Саак ПартЕв (4-5 века) - 10-й армянский католикос, с деятельностью которого связано начало перевода Библии на армянский язык. Он - автор многих молитвенных проповедей-песнопений и праздничных духовных гимнов на евангельские сюжеты. По некоторым данным, его род восходит к св. Григорию Просветителю - первому армянскому католикосу, при котором Армения в 301 году приняла Христианство...

6.

Обратите внимание на многочисленные хачкары (крест-камни) на стенах храма. Они не встроены, как это обычно делается, в стены церкви, а высечены прямо на ее фасаде. Прежде на стенах, по традиции, высекали лишь другие, более мелкие, узоры, которые мы видим и здесь: лозы с виноградом, гранаты, листья и цветущие жизнетворящие кресты...

7.


следующие барельефы на той же, северной части, храма. Слева-направо: св. Григор НарекацИ (951 — 1003гг.) - армянский поэт, философ, монах, мистик и богослов, представитель раннеармянского Возрождения. Его лирико-мистическая поэма «Книга скорбных песнопений» переведена на многие языки, впервые напечатана в 1673 году в Марселе, распространяясь прежде в рукописных списках. Самый ранний из сохранившихся списков датируется 12 веком.

В 1985 году на стихи Нарекаци в переводе Наума Гребнева композитор Альфред Шнитке написал «Концерт для смешанного хора в четырех частях» . В 1988 году вышел первый полный перевод на русский «Книги скорбных песнопений» в издательстве «Наука».

правее - св. Григор ТатевацИ (1346-1409) — армянский философ, один из самых просвещенных людей средневековья, виднейший ученый, богослов и педагог, ректор Татевского университета в одноименном монастыре...

8.

Благовещение... Св.Богородица (барельеф на левой части главного портала храма)

9.

вход в церковь слева от главного портала с изображением над дверями св. Георгия Победоносца.

10.


А над входом справа от главных дверей также высечен в камне всадник - св. Саркис- полководец (4 век), который вместе со своим сыном МартирОсом и четырнадцатью воинами погиб во имя христианской веры. По распоряжению нынешнего католикоса всех армян Гарегина II, праздник cв. полководца Саркиса провозглашен Днем благословения молодых или армянским Днем влюбленных. Он отмечается в одно из воскресений в конце января или начале февраля.

11.


и просто взгляд вверх...

12.


общий вид храмового комплекса от ворот на Трифоновской улице. Подчеркну, что все здания облицованы туфом разных оттенков, под ногами - гранит и мрамор

13.


справа от главного входа - резиденция католикоса всех армян и главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви. К резиденции примыкает административное здание епархии:
14.

15.


гимназия имени Саргиса и Амалии Карапетян. Слева - малая церковь Сурб-Хач (Святого Креста). В нее мы и отправимся:
16.

17.

дверь в церковь сама по себе является произведением искусства...

18.


алтарь с Богородицей и младенцем и фреской "Тайная вечеря" над ним...
19.

20.

слева на стене - фреска, изображающая крещение Христа... Под ней купель...

21.


справа у стены металлические емкости с песком, в которые ставят свечи...

22.

и вот такая люстра с необычным куполом, часть которого из стекла...

23.


Сурб-Хач и кафедральный собор Преображения Господня

24.


а так выглядит центральная часть главного портала кафедрального собора. Прямо над входом в храм лик Христа с надписью: "Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется...". Слева - наконечник копья Лонгина, которое хранится в Святом Эчмиадзине. Справа - длань св. Григория Просветителя.

25.

на правой части главного портала - Богородица с младенцем

26.


далее на южном (правом) приделе храма - лики святой РипсимЭ и дев-рипсимианок, возносящих молитвы Христу. 40 дев-христианок, пришедших в языческую Армению проповедовать, после отказа РипсимЭ стать женой царя Трдата III были побиты камнями. Спаслась только св. Нина (Нино), будущая крестительница Грузии. А сам царь впал в безумство. Его исцелил проповедник Григорий Просветитель, крестивший затем царя. Уверовав в силу христианства, Трдат провозгласил его в 301 году государственной религией Армении...

27.


Чуть правее на фасаде собора можно видеть и изображение св. ЕгишЕ, историка и очевидца героического сражения 451 года при селе АварАйр. 26 мая против регулярной 230-тысячной персидской армии, включавшей элитный полк «Бессмертных» и боевых слонов, выступило армянское войско численностью в 66 тысяч. Большую часть войска составляло народное ополчение, в том числе женщины, монахи, старики. Они нанесли такой урон персам, что те вынуждены были уйти в свои пределы, отказавшись от требования к Армении перейти в зороастризм...

28.

композицию продолжают орлы с нимбами, символизирующие армянских воинов, павших за Родину, Церковь и Веру. Над ними лик Христа, и слева высечены слова: "За веру", "За Родину"...

29.

завершает композицию лик армянского полководца с щитом и мечом св. Вардана Мамиконяна, павшего смертью храбрых в битве с персами. Религиозно-национальная борьба армян за веру в 5 веке и освобождение от владычества Персии названа его именем - Вардананк. И Аварайрскую битву часто называют Вардананц.

30.


а это - святые Иоанн и Марк. На фасадах собора есть и другие общеизвестные лики святых. Например, еще Матфея и Луки, как и апостолов Фаддея и Варфоломея, проповедовавших и распространявших христианство в Армении...

31.

На стенах храма 16 композиций из хачкаров - по имени святых, которыми названы краеугольные камни церкви. Такие хачкары, высеченные прямо в стенах, применены в армянской архитектуре впервые...
32.

33.

давайте заглянем в сам собор, в котором могут поместиться единовременно 1000-1200 человек.

34.


с высоты 50-метрового центрального купола на нас взирает и благословляет Христос...

35.


обретение письмен - святые Месроп Маштоц и Саак Партев

36.


прародитель человечества Ной спускается с горы Арарат...

37.

на втором этаже главного портала размещаются певчие. Напротив, на возвышении - алтарь:
38.

39.

40.

в левой части алтаря хачкар из белого мрамора на фоне облицованных красным мрамором стен выделяется особо... Далее покажу фрески (по мотивам известных библейских сюжетов), украшающие изнутри ниши и стены храма:

41.

42.

43.

44.

45.

выходим из храма. Со стороны Олимпийского проспекта рядом с ним установлен такой вот редкий хачкар из красного и черного туфа...

46.

с тыльной, восточной стороны храма, как и с главной, ко всем нам с любовью обращается Христос... Скульптура такой величины создана в истории Армянской церкви впервые.

А репортаж об историческом событии - открытии храмового комплекса можно прочитать и посмотреть здесь.

Многие люди еще со школы знают про раскол христианства на католичество и православие, так как это входит в курс истории. Из него мы знаем о некоторых различиях этих церквей, предпосылках, которые привели к разделению, а также последствиях этого разделения. Но мало кто знает в чем заключаются особенности многих других видов христианства, которые по различным причинам отделились от двух основных течениях. Одной из церквей, которые близки по духу православной, но в тоже самое время, являющихся полностью отдельными, является Армянская апостольская церковь.

Православная церковь - второе по величине течение христианства после католицизма. Несмотря на частое заблуждение, раскол христианства на католичество и православие, хотя и назревал начиная с 5 века н. э., произошел только в 1054 году.


Неофициальное разделение сфер влияния привел к возникновению двух больших регионов Европы, которые вследствие религиозных различий, пошли разными путями развития. В сферу влияния православной церкви попали Балканы и восточная Европа, в том числе и Россия.

Армянская апостольская церковь возникла гораздо раньше православной. Так, уже в 41 году она приобрела некоторую автономию (автокефальная армянская церковь), а официально отделилась в 372 году вследствие неприятия Халкидонского Вселенского собора. Примечательно, что этот раскол был первым серьезным разделением христианства.

Вследствие Халкидонского собора наравне с армянской, выделилось еще четыре церкви. Пять этих церквей географически расположились в Азии и на северо-востоке Африки. Впоследствии, во время распространения ислама, эти церкви были изолированы от остального христианского мира, что и привело к еще большим различиям между ними и халкидонскими церквями (православие и католицизм).


Интересный фактом является то, что армянская апостольская церковь стала государственной религией еще в 301 году, то есть это первая официальная государственная религия в мире.

Общие черты

Несмотря на столь раннее отделение от единого христианского движения, между армянской и православной церковью всегда происходил культурный обмен. Это связано с тем, что частичная изоляция Армении во время распространения ислама, отделила ее от значительной части христианского мира. Единственное «окно в Европу» сохранялось через Грузию, которая к тому времени уже стала православным государством.

Благодаря этому можно найти некоторые общие черты в облачении священно служителей, обустройстве храмов, а в некоторых случаях и архитектуре.

Различие

Тем не менее, о родстве православной и армянской церквей говорить не имеет смысла. Стоит хотя бы вспомнить тот факт, что православная церковь в наше время очень неоднородна во внутренней структуре . Так очень авторитетными, практически независимыми от Вселенского Патриарха (формальный глава православной церкви), является Русская православная, Иерусалимская, Антиохийская, Украинская церкви.

Армянская апостольская же церковь является единой, даже несмотря на наличие автокефальной армянской церкви, ведь она признает покровительства над собой главы апостольской церкви.

Отсюда сразу можно перейти к вопросу о руководстве этих двух церквей. Так главой православной церкви является Константинопольский патриарх, а армянской апостольской - Верховный Патриарх и Католикос всех армян.

Наличие абсолютно разных титулов у глав церкви свидетельствует о том, что это совершенно разные институты.

Нельзя не отметить различие традиционной архитектуры этих двух церквей. Так, армянские соборы представляют себе продолжение и дальнейшее развитие традиционной восточной школы строительства. На это во многом повлияли не только культурные предпосылки, но также климат и основные строительные материалы. Армянские церкви, которые возводились еще в средние века, как правило, приземисты и имеют толстые стены (причиной этому являлось то, что они часто были и фортификационными сооружениями).

Православные церкви хоть и не являются примером европейской культуры, но и выглядят совершенно не так, как армянские. Они обычно тянутся ввысь, купола их традиционно озолочены.

Кардинально различаются обряды , а также время проведения праздников и постов у этих церквей. Так, армянский обряд имеет национальный язык, священные книги. В нем принимает другое количество человек, нежели в православном. Что примечательно, последний до сих пор не имеет такой связи с народом, что в первую очередь связано с языком богослужений.

Напоследок самое главное различие, которое и послужило причиной халкидонского раскола. Армянская апостольская церковь придерживается мнения, что Иисус Христос - это одно лицо, то есть он имеет единую природу. В православной традиции он имеет двойную природу - объединяет в себе и бога, и человека.

Эти различия настолько весомы, что эти церкви считали друг друга еретическими учениями, и были наложены взаимные анафемы. Положительные изменения были достигнуты лишь в 1993 году, когда представители обеих церквей подписали соглашение.

Таким образом Армянская апостольская церковь и православная имеют одни истоки, а также в меньшей степени различаются друг от друга, чем армянская от католической или католическая от православной, на деле являются разными и абсолютно независимыми духовными институтами.

Армянская Апостольская Церковь является одной из древнейших христианских Церквей.

Христианство появилось в Армении во II-III в. , став в начале IV в. (301 г.) государственной религией .

Армянская Церковь именуется Апостольской потому, что два апостола из 12 учеников Христовых принесли в Армению Христову веру. По преданию, еще в I в. Апостолы Фаддей и Варфоломей прибыли в Армению и проповедовали там христианство. Тогда же в Армении зародились и первые христианские общины, которые распространились во II-III в в.


Апостола Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Это произошло на территории нынешней столицы Азербайджана, город Баку, на месте Девичей Башни. Ранее на месте Башни стояла христианская Церковь.


Сейчас небольшой ковчег с мощами апостола Варфоломея находится в Кафедральном Православном соборе Святых жён Мироносец в Баку . Но оснавная часть мощей покоится в Итальянском городе Беневенто.
Мощи святого апостола Фаддея покоятся в главном соборе Армении в Армянской Церкви.

Христиане часто подвергались гонениям, так как армяне в те времена исповедовали преимущественно многобожие, тяготеющее в какой-то степени к эллино-римскому политеизму.

Григорианской Церковь называется благодаря проповедям святителя Григория Просветителя (302-326) - по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской v армянский царь Тиридат III (287-330) принимает со своей семьей крещение. В 301 г. христианство провозглашается официальной государственной религией.

Григорий Просветитель армянами признаётся за первого Патриарха Армении.

Предание повествует о том, что св. Григорию было видение : Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь .


Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином , что на армянском языке означает "Сошел Единородный ", то есть Иисус Христос .

На этом же месте, где построен собор, Григорий Просветитель несколько лет находился хаключённым пленником в яме.

Честно говоря в Армении три Эчмиадзина: уже знакомый нам город, кафедральный собор и сложившийся вокруг него монастырь. На территории последнего находится резиденция Католикоса - главы Армянской церкви . Для армян Эчмиадзин - центр притяжения, если не мироздания. Побывать здесь обязан каждый армянин, как бы далеко от родины он ни жил, где бы ни родился. Католикос Всех Армян Гарегин II : "Святой Эчмиадзин не только армянская, но и всемирная святыня. Мы рады отметить, что главы братских церквей регулярно посещают святой Эчмиадзин, и совместно мы возносим молитву Господу нашему, прося мир для мира и братства для народов. Чада других Церквей посещают первопрестольный град для того, чтобы приобщиться к нашей истории, церкви и традициям ".

Впечатление паломника : --
Очень красивое, просто потрясающее место. Такое тихое, умиротворенное. Стоит попасть на службу - там очень красивое мужское хоровое пение. Внутри достаточно интересный музей - реликвии, кусочек нового ковчега, копье. Много хачкаров. Территория с какой-то потрясающей атмосферой. Ехать, кстати, не очень далеко от Еревана

Армянская церковь - близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно . Например, стены в армянских храмах украшают не иконы, а картины. Службу сопровождает орган. Заимствованы у католиков и некоторые элементы церковного облачения. Одежду для священников шьют в мастерской при Эчмиадзине. Конические клобуки характерны только Армянской Церкви .

Женщины как правило в храмах могут пребывать голой головой. Крестятся армяне слева направо, как католики, но тремя перстами, как православные . Потом прикладывают руку к груди - так больше не делает никто. Армянская церковь наряду с коптской, эфиопской и сирийской относится к числу древневосточных ортодоксальных церквей. Поэтому порядок служения в них ближе к православному.

Католикос Всех Армян, Гарегин II: "С 1962 г. Армянская Церковь состоит во Всемирном Совете Церквей и поддерживает связи с другими братскими церквями. Однако более близкие отношения у нас с Русской Православной церковью. Отношения эти отражают теплые отношения между нашими народами и государствами. В смысле богословия наша Церковь, как восточная ортодоксальная, гораздо ближе к семье православных церквей ".

При всей схожести между Армянской апостольской и Русской Православной церквями имеются существенные отличия. Они касаются догматики, особенностей богослужения и обрядов. Армяне, например, по большим праздникам приносят в жертву бычка, барана или петуха . Многие таинства в этих двух церквях совершаются по-разному.

Обряд Крещения младенца совершается троекратным погружением в освященную воду, а когда холодно, омовением лица и частей тела. Все это сопровождается словами: "Сей раб Божий, пришедший от младенчества к крещению, крестится во имя Отца и Сына и Святого Духа… " У армян есть только крестные отцы, крестных матерей нет. Одновременно с крещением совершается миропомазание, по-армянски "дрошм", "печать". Для каждой части тела - своя молитва. К примеру, помазание ног сопровождается такими словами: "Печать сия Божественная да исправит шествие твое в Жизнь Вечную ". В Армянской Церкви Крещение всегда совершается только над одним ребёнком, а не массово и каждому крещаемому уделяется примерно час время.

В Армянской церкви еще со времен Георгия Просветителя практикуются жертвоприношения , матах. Обычно в жертву приносят животных. Родился ребенок - обязательно сходи в церковь и попроси священника провести обряд. Если кто-либо из родственников умирает, то матах совершают за упокой души. В Эчмиадзине при церкви Святой Гаянэ имеется специальное помещение, где мясник закалывает жертвенных баранов и бычков. Другие христианские церкви считают матах пережитком язычества. Армяне с этим не согласны. Ведь мясо достается бедным, а кто как не Христос заповедовал любить ближнего.

Участие в обряде священнослужителя ограничено исключительно освящением соли , с которой приготовляется матах. Животное приводить в церковь запрещено, а потому оно режется жертвователем дома ..

Венчаться по армянским законам можно, если невесте исполнилось 16, а жениху -18 .

Армения не раз теряла государственность. Поэтому церковь для армян - символ единения. Причем не только духовного. В храм приходят чтобы помолиться, поставить свечку, а заодно пообщаться с друзьями . В позапрошлом году в Эчмиадзин съехались тысячи людей со всей страны, сотни представителей армянской диаспоры.

Раз в семь лет тут проводится обряд мироосвящения . Миро - особенный состав из благовонных веществ для священного помазания. В Армении его делают из оливкового масла, к которому добавляют специальный бальзам и 40 видов различных ароматических смесей. Компоненты варят отдельно, затем смешивают и освящают. В церемонии кроме Католикоса участвуют 12 армянских епископов. Приезжают представители Апостольской церкви из Константинополя, Иерусалима и Бейрута . Они по очереди заливают в котел ингредиенты и обязательно старое миро, оставшееся от прошлой церемонии. Считается, что в нем осталось немного масла, освященного еще самим Христом. Затем Католикос погружает в котел копье, якобы то самое, которым римский сотник Лонгин пронзил грудь Спасителя и прекратил Его страдания. Мешают миро Дланью Георгия Просветителя. Так называют раку, в которой хранятся мощи (рука) первого Католикоса Армении .

В 2001 г. Папа Римский Иоанн Павел II привез в Армению мощи первого армянского Католикоса. Пятьсот лет мощи Святого Григория Просветителя хранились в Неаполе , а сейчас находятся в кафедральном соборе Эчмиадзина . Помимо Святого копья и мощей в Эчмиадзине хранится много других святынь, почитаемых во всем христианском мире. Многие из них вывезены из Турции после резни 1915 г.

Самые драгоценные : фрагмент Ноева Ковчега - коленная чашечка Иоанна Крестителя, частица Древа Креста, на котором был распят Иисус, наконец, фрагмент тернового венца Спасителя .


В домашней молитве чаще использовался Крест . Это связано с тем, что икона должна быть непременно освящена рукою епископа святым миром , а потому она является скорее храмовой святыней, нежели непременным атрибутом домашней молитвы.

Трисвятое в Армянской Церкви каждый праздник разное. Так по воскресным дням поют:

« Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, Воскрес из мертвых, помилуй нас », в Вознесения вместо "Воскрес из мертвых" добавляют "... Что вознёсся во славе ко Отцу, Помилуй нас ".

Проскомидию разрешено делать как на квасном, так и на пресном хлебе. В вино воду не добавляют . Освящённый евхаристический хлеб (Тело) погружается священником в Чашу с освящённым вином (Кровью) и, преломлённый пальцами на части, подаётся причащающимся .

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ААЦ; полное название - Армянская апостольская святая церковь), одна из древних восточных христианских церквей.

История ААЦ. Первыми проповедниками христианства в Армении считаются апостолы Фаддей и Варфоломей. Древнейшее упоминание о христианской проповеди в Армении относится к концу 2 века. Христианство проникало сюда как через Сирию, так и через греко-язычную Каппадокию. Организация ААЦ как официальной церкви армянского государства связана с именем святого Григория Просветителя (по имени которого ААЦ иногда называют Армяно-григорианской). Он обратил в христианство царя Трдата III, основал первые церкви и начал крещение народа (между 284 и 314 годами, традиционная дата - 301 год).

В столице Великой Армении Вагаршапате был построен кафедральный собор Эчмиадзин. Первоначально предстоятели ААЦ (католикосы) посвящались в Кесарии Каппадокийской, со 2-й половины 4 века они избирались в самой Армении. После раздела Великой Армении между Византией и Ираном (с 7 века - Халифатом) армяне и другие христианские народы Кавказа боролись с попытками Сасанидов насадить зороастризм. В результате антиперсидских восстаний (450-451 годы, 482-484 годы, 571-572 годы) христианство было признано традиционной религией Армении; с этого времени ААЦ оставалась единственным институтом, объединявшим весь армянский народ. В начале 5 века Месроп Маштоц создал армянский алфавит и вместе с католикосом Сааком перевёл Библию на армянский язык. Писателями, переводчиками и переписчиками книг были обычно лица духовного звания. Очагами культуры и образованности стали монастыри, которые в условиях многовекового иноземного владычества сохраняли и умножали культурное наследие.

С конца 5 века престол католикоса находился в городе Двин. В 10-12 веках католикосы жили в различных городах и областях.

Храмовый комплекс Ахтамар. Церковь Святого Креста (915-921) (на территории современной Турции). Зодчий Мануэл.

В 1114 году епископ Ахтамарский провозгласил себя патриархом и католикосом, отказавшись признать католикоса в Ани; после примирения с ААЦ (начало 15 века) кафедра Ахтамара сохранила титул католикосата. Массовое переселение армян в западные и южные районы Малой Азии, вызванное нашествием сельджуков, сопровождалось перемещением резиденции предстоятеля ААЦ в Сис, столицу Киликийской Армении (1293 год). В связи с получением князем Левоном королевского титула от папы (1198 год) шли переговоры об унии с католиками. Часть иерархов вступила в общение с Римской церковью, однако на Сисском соборе (1361 год) латинские нововведения были отменены. После завоевания Киликии мамлюками главный престол ААЦ был возвращён в её древнейший центр - Эчмиадзин (1441 год); киликийские архиереи сохраняли титул католикосов и долгое время не признавали главенства Эчмиадзина. С 15 до середины 17 веков в Эчмиадзинском католикосате существовал институт «тройного предстоятельства» (католикос и два его заместителя). После падения Константинополя, ставшего столицей Османской империи, здесь был образован Армянский патриархат (1461 год); его предстоятель был признан религиозным и административным главой «армянского миллета», в который помимо армян вошли и общины других конфессий (яковиты, марониты, богомилы и католики). В 1651 году состоялось примирение Эчмиадзинского и Киликийского католикосатов, образовавших единую иерархию. В России армянские епархии образовались в Астрахани (1717 год) и Бессарабии (1809 год).

В 1828 году Восточная Армения с Эчмиадзином вошла в состав Российской империи. Вскоре была образована Новонахичеванско-Бессарабская епархия с центром в Кишинёве (1830 год; в 1858-79-е годы резиденция епископа находилась в Феодосии). Деятельность ААЦ на её территории протекала в соответствии с «Положением», утверждённым императором Николаем I (1836 год). В Османской империи, согласно Национальной конституции 1860-63 годов, духовное и гражданское управление армянского населения находилось в ведении двух советов: духовного (под председательством патриарха Константинопольского) и светского. В годы 1-й мировой войны ААЦ в Турции понесла потери вместе со всем армянским населением; большинство епархий Константинопольского патриархата и Ахтамарский католикосат перестали существовать; киликийский престол возрождён в 1930-е годы в монастыре Антильяс близ Бейрута. С утверждением советской власти в Закавказье (1920 год) резко сократилась сфера деятельности Эчмиадзинского католикосата, в Армении развернулась антирелигиозная пропаганда. В 1945 году с разрешения советских властей в Армении впервые состоялся Национально-церковный собор ААЦ. Начавшаяся после 2-й мировой войны репатриация армян в СССР также положительно сказалась на укреплении позиций ААЦ. После провозглашения независимой Республики Армения роль церкви в культурной жизни ещё более возросла.

Вероучение ААЦ основано на признании трёх первых Вселенских соборов. Догмат Халкидонского собора о двух природах во Христе был отвергнут на Двинском соборе (554/555 годы). В 7 веке в ходе переговоров с Константинополем была заключена так называемая Каринская уния, однако на Маназкертском соборе (726 год) ААЦ провозгласила учение о единой (Божественной) природе Христа.

Католикосы миропомазуются несколькими (от 3 до 12) епископами. Только они имеют право варить и благословлять святое миро, рукополагать епископов, утверждать новые церковные законы и решать вопросы церковного управления. Обрядовые обычаи ААЦ восходят к древней восточно-христианской традиции и близки православным. Среди особенностей: праздник Богоявления 6 января, объединяющий Рождество Христово и Крещение; использование в таинстве Евхаристии пресного хлеба и неразбавленного вина; крестное знамение 3 перстами слева направо; Передовой пост (Араджаворац) за 3 недели до Великого поста; благотворительное жертвоприношение животных (матах) в дни больших праздников. Богослужение ведётся на древнеармянском языке (грабаре). В 1924 году ААЦ перешла на новый календарный стиль.

Первоначально служба велась на греческом и сирийском языках, молитвы и псалмы пелись на армянском языке. С 5 века после перевода Библии и богослужебных текстов на армянский язык — языком богослужения становится армянский. Древнейший вид песнопений, возникший сразу после изобретения армянской письменности, - кцурд (близок византийскому тропарю, сирийскому мадраше). Авторами первых кцурдов были Месроп Маштоц, Саак Партев, Мовсес Хоренаци и др. С конца 6-начала 7 веков разрабатывался жанр кацурд (кондак), в 8 веке принят византийский жанр канон. К 9 веку кцурды развились в самостоятельные гимны (авторы - Анания Ширакаци и др.), в 12 веке получившие название шараканов. В 12-15 веках сложилась певческая книга - Шаракноц (Гимнарий), основой для которой послужил свод гимнов, составленный в 7 веке Барсехом Тчоном. Значительная роль в формировании Шаракноца и Патарага (Литургии) принадлежит Нерсесу Шнорали (12 век). Основу армянской церковной монодии составляет система гласов (Степанос Сюнеци в 8 веке систематизировал по гласовому принципу духовные гимны). Для записи песнопений с 9 века использовалась оригинальная невменная, или хазовая, нотация (смотри Хазы). В 19-20 веках широко применялась так называемая новоармянская нотопись - безлинейная нотация с точными обозначениями высоты и ритма (создана в начале 19 века А. Лимонджяном). Во 2-й половине 19 века в богослужение проникло многоголосие (впервые - в сочинении Комитаса). С 19 века официально приняты 3 основные певческие книги: Шаракноц, Патараг, Жамагирк (Часослов), составленные Н. Ташчяном. В современной церкви ежедневная служба сопровождается шараканами (их свыше 2000), в воскресные дни исполняется Патараг [в том числе Патараг Комитаса (завершён его учеником В. Саркисяном) и М. Екмаляна (опубликован в 1892 году)].

ААЦ на рубеже 20-21 веков. Высшим органом ААЦ является Церковно-национальный собор из духовных и светских лиц. На Соборе избирается предстоятель ААЦ, которым является Верховный патриарх и Католикос всех армян с престолом в Эчмиадзине (с 1999 года - Гарегин II). В юрисдикции Эчмиадзинского католикосата - 8 епископских кафедр в Армении и около 20 за её пределами. В 1966 году образована единая Новонахичеванская и Российская епархия ААЦ с центром в Москве; в 1997 году из неё были выделены епархии Юга России с центром в Краснодаре и Украины - с центром во Львове. К числу главных престолов ААЦ относятся Киликийский католикосат (в Антильясе, Ливан), епархии которого находятся в Ливане, Сирии и некоторых других странах, а также Иерусалимский и Стамбульский Армянские патриархаты, не имеющие епархий и находящиеся под духовным окормлением Верховного католикоса. Епархии и приходы ААЦ рассеяны по 5 континентам мира и объединяют около 6 миллионов верующих. При всех 4 главных престолах ААЦ действуют духовные учебные заведения, выходят печатные издания.

Лит.: Троицкий И. Изложение веры Церкви Армянския. СПб., 1875; Аннинский А. История Армянской церкви (до XIX века). Кишинев, 1900; Лебедев А. Вероисповедное положение армян в России до времени Екатерины II (включ.). М., 1909; Малахия Орманиан, патр. Константинопольский. Армянская Церковь. М., 1913; Кушнарев Х. С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. Л., 1958; Тагмизян Н.К. Теория музыки в Древней Армении. Ер., 1977; он же. Шаракан // Музыкальная энциклопедия. М., 1982. Т. 6; Айвазян К. В. История отношений Русской и Армянской Церквей в средние века. Ер., 1989; Ананян Ж. А., Хачатурян В. А. Армянские общины в России. Ер., 1993; Езник Петросян, еп. Армянская Апостольская Святая Церковь. 3-е изд. Краснодар, 1998; Армянская Апостольская Церковь // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3.

Армянская Апостольская церковь явля ется одной из древнейших христианских Церквей . Христианство появилось в Армении во II-III в., став в начале IV в. (301г.) государственной религией.

По преданию, еще в I в. Апостолы Фаддей и Варфоломей прибыли в Армению и проповедовали там христианство. Тогда же в Армении зародились и первые христианские общины, которые распространились во II-III вв. Христиане часто подвергались гонениям, так как армяне в те времена исповедовали преимущественно многобожие, тяготеющее в какой-то степени к эллино-римскому политеизму.

Благодаря проповедям св. Григория Просветителя (302-326гг.) - по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской, армянский царь Тиридат III (287-330) принимает со своей семьей крещение. В 301г. христианство провозглашается официальной государственной религией.

Предание повествует о том, что св. Григорию было видение : Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает «Сошел Единородный», то есть Иисус Христос.

До середины V в. Армянская Апостольская Церковь представляла одну из ветвей относительно единой христианской Церкви. Однако, стремясь упрочить свою независимость от Византии и не признав решений IV (Халкидонского) Вселенского Собора (451 г.), Армянская Апостольская Церковь фактически отделилась и от Восточной, и от Западной Церкви.
Таким образом, Армянская Апостольская Церковь принадлежит к семье так называемых нехалкидонских Церквей, к которым также принято относить Коптскую (Египетскую), Сирийскую, Эфиопскую и Маланкарскую (Индия) Церкви.

Географически Армянская Апостольская Церковь распространена по всему миру, но едина в своих вероучительных установках. Под влиянием политических и экономических факторов часть армянского населения начиная с IX века была вынуждена периодически покидать страну и искать убежища в зарубежных странах. Таким образом, вследствие исторических условий в Армянской Апостольской Церкви образовались Иерусалимский и Константинопольский Патриархаты и Киликийский Католикосат (Великий Дом Киликии), который в настоящее время находится в Антилии (Ливан). Эти три архиерейские кафедры в «духовном отношении» находятся в юрисдикции Престола Церкви-Матери Эчмиадзина, но пользуются внутренней административной автономией.

В юрисдикции Иерусалимского Патриархата находятся армянские приходы Израиля и Иордании; в юрисдикции Константинопольского Патриархата v приходы Турции и острова Крит; в Католикосат Великого Дома Киликии входят епархии Ливана, Сирии и Кипра.

Помимо своих канонических территорий, каждая кафедра имеет свои приходы и церковно-административные структуры и в других местах проживания армянской диаспоры (в т. ч. в Западной Европе, Северной и Южной Америке и др.)

Главой Армянской Апостольской Церкви является Верховный Патриарх и Католикос всех армян (в настоящее время - Гарегин II ), чья постоянная резиденция находится в Эчмиадзине . Его также называют Верховным Патриархом и Католикосом Араратского Общенационального Престола Церкви-Матери. Он верховный духовный глава всех верующих армян, хранитель и защитник веры Армянской Церкви, ее богослужебных обрядов, канонов, традиций и единства. В канонических пределах он наделен всей полнотой власти в управлении Армянской Церковью.

Духовным и административным центром Армянской Апостольской Церкви является Первопрестольный Святой Эчмиадзин и Католикосат всех армян, основанный в 301 году . Здесь же с VII в.- существуют два монастыря v Св. Рипсимэ и Св. Гаянэ , являющиеся классическими памятниками армянской архитектуры. В Эчмиадзине также располагаются Духовная академия и семинария .

В прошлом в Духовной академии обучался ряд выдающихся деятелей армянской культуры. В настоящее время в академии и семинарии обучаются около 100 студентов, в том числе из-за рубежа. По окончании обучения они могут стать либо «белым »духовенством, либо принять монашество. Помимо теологических предметов они подробно изучают арменологию, иностранные языки и получают всестороннее общее образование. Студентам, которые после окончания семинарии проявили желание и способность к дальнейшему обучению, предоставляется возможность продолжать теологическую подготовку в некоторых известных высших учебных заведениях в Европе и США.

Армянская Апостольская Церковь издает журнал «Эчмиадзин.» Он был учрежден в 1945 г. Как продолжение журнала «Арарат», прекратившего свое существование в 1919 г., «Эчмиадзин »является официальным ежемесячником. Он играет главную роль в координации деятельности Армянской Церкви в различных ее епархиях. Церковь издает также богослужебные книги, духовно-нравственную и историко-церковную литературу. Ведет эту работу специально созданный издательский отдел.

На территории бывшего СССР имеется 11 епископов и 120 священников Армянской Апостольской Церкви, действуют 62 ее общины. Большая часть их (37 общин) находится в Армении. Остальные в России и Грузии. 6 епархий Армянской Апостольской Церкви Араратская, Ширакская, Гугарская и Сюминская находятся на территории Армении и 3 епархии Ново-Нахичеванская и Российская, Грузинская и Арцахская за ее пределами. Из-за массовых выездов армянского населения из Азербайджана прекратила свою деятельность Бакинская епархия.

Армянская Церковь принимает активное участие в международном экуменическом движении, вносит вклад в движение за мир и за решение других современных проблем. Проводит благотворительную деятельность, оказывает помощь пострадавшим в районах бедствий, детским домам, престарелым людям, инвалидам и беженцам.

Католикос всех армян Вазген I

Палчян Левон Карапет Абрамович.

Родился 27 сентября 1908 года в Румынии. В 1943 году принял монашество и сан архимандрита, с 1951 года - епископ. Позднее - глава армянской церкви в Румынии и Болгарии.

29 сентября 1955 года был избран Патриархом и Католикосом всех армян , став 130-м главой Армянской Григорианской Церкви.

Верховный Патриарх и Католикос всех армян, глава одной из древнейших Церквей мира - Армянской Апостольской Церкви. Крупнейший духовный и национальный деятель эпохи Советской Армении. Покровитель, тонкий и глубокий знаток искусства. Благодаря его Пастырской опёке для мира были спасены и отданы в дар многие выдающиеся явления современной армянской культуры.

Более того, благодаря ему был спасён целый пласт армянской культуры - пласт духовной культуры, тесно и неразрывно связанный с национальной христианской традицией, заложенной святыми Месропом и Сааком, продолженной Сюнеци, Нарекаци, Пахлавуни и Шнорали, венцом которой явился Комитас. Вазген I не только не дал умереть этой Великой Духовной Цивилизации, он сумел продолжить её развитие и передать нам - её современным наследникам.

Вазген I один из самых первых кто поддержал идею создания профессионального армянского камерного хора в Москве, благословил всех организаторов и участников, дал высокую оценку его исполнительскому искусству. Выделил из фондов Святого Эчмиадзина значительную денежную сумму на поддержку коллектива, явившись одним из первых спонсоров хора. Вплоть до своей кончины активно поддерживал его деятельность.

После смерти Католикоса всех армян Вазгена I 18 августа 1994 года началась подготовка к выборам нового Католикоса.

Армянская Церковь разделилась по отношению к советской власти в конце 50-х годов. Антилия (Киликия) отделилась и начала утверждать свои епархии в Эчмиадзинских епархиях - в основном в диаспоре (США, Канада, Франция).

Сейчас Армянская Церковь продолжает оставаться разделенной на 2 части - Эчмиадзинскую и Киликийскую , имеющую попрежнему большое влияние в диаспоре.

Однако за последние годы благодаря усилиям Католикоса всех армян Вазгена I (Эчмиадзин) и Католикоса Гарегина II (Киликия) между двумя епархиями началось сближение.

Действующий Патриарх и Католикос всех армян, глава Армянской Апостольской Церкви

Гарегин II (Нерсесян)

Род. в 1951 г. в с. Воскехат Эчмиадзинского района Армянской ССР. В 1965 г. поступил в богословскую семинарию Престола Церкви-Матери Эмиадзина, которую закончил в 1971 г. , в дальнейшем работал преподавателем в той же семинарии.

В 1970 г. был рукоположен в дьяконы, а в 1972 г. - в сан священника. По указанию Патриарха и Католикоса Вазгена I выехал в Вену для продолжения богословского образования.

В 1975 г. по указанию Католикоса Вазгена I выехал в Германию, где служил в чине духовного пастыря и продолжал богословское образование в Боннском университете.
В 1979 г. вернулся в Эчмиадзин, впоследствии выехал в Загорск, где учился в аспирантуре при Московской духовной академии Русской Православной Церкви.

В марте 1980 г., в годы патриаршества Католикоса всех армян Гарегина I, архиепископ Гарегин Нерсесян был назначен главным викарием Католикоса всех армян, которым оставался до 4 июля 1999 г.

27 октября 1999 г., после смерти Католикоса Гарегина I, Национальный Церковный собор (высший орган управления) Армянской Апостольской Церкви избрал архиепископа Гарегина Нерсесяна 132-м Патриархом и Католикосом всех армян. Является членом Верховного духовного совета, члены которого избираются собором.


Армянская Апостольская Церковь в Российской Федерации

В России Армянская Апостольская Церковь представлена Ново-Нахичеванской и Российской епархией с центром в Москве. В ее состав входят около 40 общин, 27 из которых находятся непосредственно на территории России.

Главой епархии является патриарший Экзарх (в настоящее время v епископ Езрас Нерсисян), являющийся также Ростовским викарием. При нем действует Епархиальный совет, в который помимо духовных лиц входят видные деятели культуры. Адрес: г.Москва, переулок Чернышевского, д. 6 стр. 2; телефон: 284-52-47.

В каноническом подчинении этой епархии находятся также армянские церковные общины некоторых стран, возникших на территории бывшего СССР: Украины (Львов, Ялта), Молдовы (Кишинев), Узбекистана (Самарканд). Кроме того, планируется строительство армянского храма в Латвии (Рига).

В составе Ново-Нахичеванской и Российской епархии три викариата: Северо-Кавказский (адрес викарного совета: г. Сочи, ул. Пластунская, д. 142), Ростовский и Западный.

К настоящему времени армянские церковные общины зарегистрированы не менее чем в 10 городах Краснодарского края, но действующий храм на территории края сохранился только в Армавире. Поэтому в Краснодаре, Новороссийске, Сочи, и Адлере активно ведется строительство новых церковных зданий.

В Ставропольском крае армянские церковные общины существуют в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, Буденновске, Едессии: практически во всех этих городах имеются, строятся или восстанавливаются здания храмов. Из республик Северного Кавказа армянские церковные общины действуют в Северной Осетии и Адыгее. Воссоздание северокавказских армянских храмов осуществляется при активной поддержке Русской Православной Церкви.

Ростовский викариат Армянской Апостольской Церкви объединяет общины Ростова-на-Дону, Астрахани, Волгограда, Саратова, которые в большинстве своем тоже не имеют храмов. Так, из 7 армянских церквей Ростова-на-Дону сохранились только одна кладбищенская церковь и здание монастырского храма Сурб Хач, в котором размещается Музей русско-армянской дружбы, где в настоящее время проводятся праздничные богослужения. Большую ценность для Армянской Апостольской Церкви представляют храмы в армянских селах Шаумянского района Ростовской области, построенные еще в шестидесятых годах XIX века. Из них только один храм сохранился в хорошем состоянии, а все остальные нуждаются в серьезных ремонтно-восстановительных работах.

Западный викариат Армянской Апостольской Церкви включает в себя церковные общины Москвы и Санкт-Петербурга. К настоящему времени петербургские армянские храмы уже возвращены Церкви. В Москве два из трех армянских храмов были уничтожены в советский период, и единственным действующий храмом является храм Святого Воскресения на Армянском кладбище в Ваганьково (тел.: 255-50-19).

Ввиду значительного роста армянского населения России возникает необходимость в строительстве армянских храмов даже в тех регионах Российской Федерации, где их ранее никогда не было. Строительство армянских храмов ведется в ряде городов Сибири (Омске, Томске, Красноярске). Вследствие этого в недалеком будущем вполне возможно создание новых викариатов в составе Ново-Нахичеванской и Российской епархий Армянской Апостольской Церкви.

Loading...Loading...