Илья боярский священник биография. «праздничное детство: введение во храм

Памятник Владимиру Великому - гигантский монумент, один из крупнейших памятников на территории России, открытый на Боровицкой площади в День народного единства 4 ноября 2016 года. Памятник установлен по инициативе Российского военно-исторического общества.

Владимир I Святославич (Великий, Святой, Креститель) - святой равноапостольный князь, правивший Киевской Русью в 978-1015 годах. Вошёл в историю как Креститель Руси, за что и был причислен к лику святых. В образе Крестителя князь Владимир и изображён в скульптуре: в правой руке он держит огромный крест, в левой - меч. Позади постамента расположились 3 бронзовых барельефа, на которых изображены сюжеты: жизнь Владимира до крещения, крещение князя и крещение духовенством жителей Руси.

Внешний вид Владимира воссоздан с опорой на иконописные образы, фреску "Крещение Руси" Виктора Васнецова во Владимирском соборе Киева и существующие скульптуры князя.

Общая высота монумента составляет 17,5 метра: 12-метровая фигура князя установлена на гранитном постаменте, над ней ещё на 3 метра возвышается огромный крест. Скульптура была отлита в подмосковных Химках, затем доставлена на Боровицкую площадь по частям: фигура Владимира, детали плаща, рука и крест, которые на месте были установлены и сварены в единое целое.

Скульптор - Салават Щербаков, архитектор - Игорь Воскресенский.

Князь Владимир

Князь Владимир (~960 - 1015) - легендарная личность в истории Древнерусского государства. Войдя в историю как Креститель Руси и став, как полагают исследователи былинного эпоса, одним из прообразов былинного Киевского князя Владимира Красно(е) Солнышко, в действительности Владимир был достаточно спорной персоной и запомнился истории в том числе своей жестокостью и некоторыми необъяснимыми с точки зрения современной морали поступками - во всяком случае, до принятия князем христианства.

Владимир - "незаконнорожденный" младший (после Ярополка и Олега ) сын великого князя Святослава Игоревича от некой Малуши, ключницы его матери княгини Ольги и его наложницы. По языческому обычаю он мог наследовать привилегии отца-князя, если тот его признавал - и Святослав признал Владимира, вскоре отправив его княжить в Новгород. Наставником и воеводой юного новгородского князя стал его дядя - брат Малуши Добрыня , которого современные исследователи считают прообразом былинного богатыря Добрыни Никитича.

"Повесть временных лет" приписывает Владимиру невероятную похотливость и обладание несколькими жёнами и 800 наложницами:

Особенно примечателен в жизни Владимира эпизод с Рогнедой: согласно легенде, полоцкая княжна была сосватана старшему брату Владимира Ярополку, который после гибели их отца остался княжить в Киеве; от Владимира в Полоцк тоже приходили сваты, но Рогнеда ему отказала, заявив, что не станет женой сына рабыни. В ходе междоусобных войн между братьями в 978 году Владимир взял союзный Киеву Полоцк и, заполучив Рогнеду, по совету своего дяди Добрыни изнасиловал её на глазах родителей, после чего убил их, а Рогнеду насильно взял в жёны.

Вскоре после этого Владимир взял Киев и убил своего брата Ярополка, став великим князем Киевским.

Заняв Киев, Владимир принял меры к реформации языческого культа - при нём в городе возвели капище с идолами шести главных богов славянского язычества: Перуна, Семаргла, Даждьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши, но без Велеса. Согласно "Повести Временных лет", при Владимире в практику вошли человеческие жертвоприношения богам:

Будучи язычником, Владимир боролся с другими религиозными верованиями, которые появлялись на Руси от соседей: иудаизмом, исламом и даже христианством. Приверженность язычеству и военные навыки помогли Владимиру укрепить власть над русскими землями.

В целом, считается, что до принятия христианства Владимир был жесток, похотлив и тщеславен, но после своего крещения князь совершенно переменился: освободил наложниц и отказался от всех жён, кроме одной, стал подавать милостыню и помогать немощным.

Неизвестно, что именно способствовало такой перемене в поведении князя - сила обретённой христианской веры или, возможно, политический талант - но в итоге изначальные жестокость, блудливый нрав Владимира и его сомнительная слава отошли на задний план и потеряли значимость для истории, позволив князю войти в неё в качестве благодетельного Крестителя Руси и великого собирателя и защитника русских земель.

Споры об установке памятника

Ещё на этапе проектирования памятник князю Владимиру спровоцировал громкую общественную дискуссию об уместности и месте его установки.

Изначально проект памятника предполагал возведение более крупной скульптуры и её установку на Воробьёвых горах: гигантский постамент с 24-метровой фигурой князя весом около 330 тонн должен был разместиться на краю прямо напротив . Это вызвало недовольство и опасения общественности: ведь в таком случае памятник не только испортил бы сложившийся вид на высотку, но и мог привести к оползню на достаточно опасном склоне. Кроме того, Владимира предполагали установить лицом к реке, а это значит, что наблюдать вблизи его можно было бы исключительно со спины.

В ходе интернет-голосования москвичам были предложены 3 площадки для установки памятника: Боровицкая и Лубянская площади, а также Зарядье; выбор москвичей пал на Боровицкую площадь, где до установки памятника по сути был большой пустырь. Для установки на новом месте памятник решено было уменьшить.

Памятник князю Владимиру в Москве установлен на Боровицкой площади. Добраться до него можно пешком от станций метро "Боровицкая" Серпуховско-Тимирязевской линии, "Библиотека имени Ленина" Сокольнической и "Александровский сад" Филёвской.

Недавно воздвигнутый памятник князю Владимиру, крестившему Русь, в силу значимости этого события непременно должен был быть в столице. Герой народных былин, просветитель и строитель храмов сыграл большую роль в отечественной истории. Признание христианских ценностей привело зарождающееся государство к возможности развития по цивилизованному образцу. Личность такого масштаба появляется нечасто, и памятник князю Владимиру Великому отражает величие этого исторического персонажа.

Целая эпопея с принятием решения о том, где должен стоять памятник князю Владимиру, связана с рядом аспектов. Это и желание сделать монумент одной из ведущих достопримечательностей, и определенные ограничения на высоту памятника. Дело в том, что по правилам ЮНЕСКО объекты, включенные в число Всемирного наследия, не должны затмеваться более высокими сооружениями. Кремль безоговорочно входит в этот список, поэтому ближе, чем на Боровицкой площади, памятник князю Владимиру поставить не представлялось возможным.

Возможно, это и к лучшему – расположение вблизи Дома Пашкова символично. Здесь располагается часть главной библиотеки страны, а роль Владимира в распространении именно книжного просвещения очень велика. Ведь иными путями, кроме как грамотными проповедями новой религии, переломить привязанность к язычеству было невозможно.

При всей грандиозности и выразительности главной фигуры, памятник князю Владимиру удачно дополняется бронзовыми барельефами триптиха за спиной стоящего с огромным крестом и мечом Крестителя Руси. Три связанных фрагмента описывают непростой путь героя монумента и всей русской нации к признанию христианства и обращению в эту веру. Киевский князь истово поклонялся языческим божествам, жил по варварским законам, имея пять жен и сотни наложниц.

Выбрав христианство, он одним из первых славян принял новую религию, крестившись в Херсонесе. Религия должна была определить будущее развитие страны и народа, и выбор веры окутан легендами. Выпячивание княжеского отказа от принятия ислама из-за запрета этой религией алкоголя, а от иудейской веры из-за рассеянности нации по свету безосновательно, хотя и подтверждается авторитетными источниками.

Барельефы дополняют памятник князю Владимиру

Барельефы позади монумента следует начинать осматривать со среднего изображения, чтобы проследить хронологию событий. В центре расположена купель, где князь Владимир совершает омовение обряда крещения в присутствии своей дружины. Византийские священники совершают церемонию по велению императоров Василия и Константина, благодарных за снятие князем вооруженной осады Херсонеса. Вслед за предводителем обряд совершили и бойцы русского воинства. Изображение венчается Святой Троицей в центральной арке собора.

Правый барельеф посвящен распространению христианства по просторам русских земель. Крещение киевлян в водах Днепра совершает сам Владимир, осененный образом Христа и православным крестом. Задний план картины показывает живописные леса и реки, города и соборы, олицетворяющие распространение христианства на Руси. Не осталось места для изображения языческих богов, идолы которых в недавнем прошлом расставлял по холмам тогдашний язычник князь Владимир.

Находящийся слева барельеф живописует деяния князя Владимира после принятия новой веры. Он показан в образе всадника, сопровождаемого не только воинами, но и крестьянами и ремесленниками. Вложенный в ножны меч и грамота в правой руке символизируют гуманные методы присоединения новых земель, сопровождающегося строительством новых русских поселений. Вверху в нимбах святых изображены жена князя, сестра византийских императоров Анна и преемники Владимира на престолах Киевского и Московского княжеств.

Более всего памятник князю Владимиру примечателен центральной фигурой на сравнительно невысоком пьедестале. Из воинских доспехов на нем только шлем, а меч в левой руке используется в качестве посоха. Правая рука князя держит православный крест, словно осеняя им всех посетителей площади, а в их лице – весь российский народ, всю родную землю. Создавший памятник князю Владимиру скульптор Щербаков смело может занести это произведение в список своих творческих удач.

Очевидцы уверяют, что появившийся памятник князю Владимиру серьезно оживил приток публики на Боровицкую площадь. Навещая Москву, не забудьте заглянуть в этот район столицы. Там можно оценить новый вид на Кремль, как и памятник князю Владимиру, одному из виднейших деятелей российской истории.

Loading...Loading...