Почему когда носишь крест тянет грешить. Я не очень верующая, но когда ношу крестик, случаются неприятности

Память святых чудотворцев Космы и Дамиана Асийских совершается в Православной Церкви 14 ноября по новому стилю.

Житие Космы и Дамиана, Асийских чудотворцев
Братья Косма и Дамиан являются раннехристианскими святыми, жившими около IV века. Из жития известно, что хотя они родились и жили в Малой Азии, их отец происходил из Греции. Он умер, когда братья были совсем юными, и потому их воспитанием занималась мать, бывшая христианкой. Таким образом, Косма и Дамиан с детских лет воспитывались в благочестивой среде. Когда они подросли, то пожелали обучаться врачебному искусству. Обладая талантом в медицине и большой христианской любовью к людям, святые братья скоро прославились как хорошие врачи, которые были способны исцелять самые сложные болезни. Отличаясь глубокой верой, Косма и Дамиан совершали лечение больных людей с молитвой к Богу, и это делало их врачебный труд особо успешным. Святые братья заботились не только о телесном, но и о душевном здоровье приходящих к ним людей. Косма и Дамиан дали благочестивый обет, по которому никогда не брали платы за свое лечение, и благодаря этому они стали называться бессребрениками. Успех в исцелении больных сделал их известными по всей Малой Асии и привлекал к ним большое количество страждущих.
В житии святых бессребреников сохранилось предание о том, как однажды к святым врачам пришла некая женщина по имени Палладия, имевшая тяжелое заболевание. Братья исцелили ее, и в благодарность за оказанную помощь она принесла в дар Дамиану три яйца, прося принять это маленькое приношение во имя Пресвятой Троицы. На такую просьбу Дамиан не мог отказать и взял дар Палладии. Когда Косма услышал об этом, то весьма опечалился, подумав, что его брат нарушил данный Богу обет и пожелал использовать данный дар чудотворения с корыстной целью. Перед своей смертью он завещал не хоронить Дамиана рядом с ним. Вскоре после смерти Космы Дамиан также скончался, и люди, погребавшие его, были в недоумении, где должна находиться его могила, поскольку боялись нарушить завещание Космы. Согласно преданию, неожиданно пришел верблюд, который когда-то был исцелен святыми братьями, оказывавшими помощь не только больным людям, но и зверям. Он, к удивлению окружающих, провозгласил человеческим голосом, что Дамиан не нарушал обета бессребреника, но принял дар Палладии во имя Пресвятой Троицы. Тогда было решено похоронить братьев вместе. Мощи святых были погребены в Месопотамии, в городе Фереман, и от них также совершалось множество исцелений.

Почитание святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Руси
После Крещения Руси началось широкое народное почитание чудотворцев Космы и Дамиана. Благодаря преданию о заговорившем верблюде, рассказанному в житии святых, братьев-чудотворцев стали почитать не только как помощников и целителей людей, но и покровителями животных. День памяти святых назывался «Кузьминки», и этот праздник особо отмечался крестьянскими девушками, которые собирались на посиделки, встречая зиму. Считалось, что святые покровительствуют тем, кто собирается вступать в брак, поэтому им девушки молились об удачном замужестве. Кроме того, кузнецы также почитали святых Косьму и Дамиана своими покровителями, и в этот день считалось грехом проводить работы, связанные с кузнечным делом.
В народном календаре существовало множество примет, которые позволяли определить по погоде в день памяти Космы и Дамиана то, будет ли зима снежной, а следующий год урожайным.
Народная любовь к этим святым выразилась в том, что на Руси было построено множество храмов, освященных в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Кроме того, существовало большое количество населенных пунктов, которые также были названы именами святых братьев-целителей.

Тропарь, глас 8:
Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, / посетите немощи наша: / туне приясте, туне дадите нам.

Кондак, глас 2:
Благодать приимше исцелений, / простираете здравие сущим в нуждах, / врачеве, чудотворцы преславнии, / но вашим посещением ратников дерзости низложите, / мир исцеляюще чудесы.

Величание:
Величаем вас, чудотворцы славнии, Космо и Дамиане, и чтим святую память вашу, наставницы заблуждшим, исцелители болящим и собеседницы Ангелом.

Молитва:
К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем мы, недостойнии (имена), преклонше колена, прибегаем и припадающе усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших, и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатая Своя милости: избавьте нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния, и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святые мученики Косьма и Дамиан известны как целители и чудотворцы. В молитве Косме и Дамиану верующие находят спасение от болезней тела и духа.

Житие Космы и Дамиана

Бессребреники и родные братья Косма и Дамиан жили в III веке от Рождества Христова. Росли они в Риме, в христианской семье. Всю жизнь посвятили служению Господу, ведя праведную и целомудренную жизнь. За преданность Господь даровал им силу исцеления, которую они использовали мудро и во благо. Братья бескорыстно помогали всем нуждающимся, слава об их милосердии распространилась далеко.

О братьях узнал даже император Карин, ему не понравилось то, что братья обращают народ в христианство. Когда за Космой и Дамианом послали воинов, люди, которым они помогали, укрыли их. Тогда солдаты собрались схватить других христиан, братья не могли этого допустить и сдались добровольно. Целителей посадили в темницу, а после повели на суд. Даже под угрозой наказания Косма и Дамиан не отказывались от своей веры. Господь показал Карину свою силу, наслав внезапную болезнь. Это чудо заставило уверовать многих свидетелей, которые принялись просить братьев исцелить императора. Сам Карин взмолился к ним, и братья помогли ему. Император даровал свободу Косме и Дамиану, и они продолжили своё дело – помогать людям.

Успех и всеобщая любовь к братьям вызвали зависть у их наставника, обучавшего Косму и Дамиана врачеванию. Он считал, что они всему обязаны ему. Желая отомстить, старец позвал своих учеников в лес, якобы за поисками лекарственных растений. Заведя Косму и Дамиана вглубь, он убил их, а тела сбросил в реку.

Мученики Косьма и Дамиан окончили свой путь на земле неожиданно, но память о них жива и сейчас. Каждый год церковь отмечает день памяти братьев 14 июля.

О чем молятся Косьме и Дамиану?

Будучи врачами при жизни, Косма и Дамиан почитаются как целители и теперь. Молитву святым Косьме и Дамиану Римским читают при разных недугах и болезнях. Простуда, хроническое заболевание, опухоль, язва – со всеми этими проблемами помогут бороться святые. Зависимость от наркотиков, алкоголизм также считаются болезнями. Молитва Косьме и Дамиану об исцелении очень сильная, к её прочтению нужно относиться серьезно и с чистыми помыслами.

Родители, бабушки и дедушки читают молитву святым о здравии своих детей и близких. Они помогают всем просящим, защищают и поддерживают.

Святые вели праведный образ жизни, как наставлял Иисус Христос. Они известны своим целомудрием и добродетелью. При разладе в семье нередко читают молитву бессребреникам Косме и Дамиану от измен.

Молитвы Косме и Дамиану

Тропарь, глас 8

Святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы Косьмо́ и Дамиа́не,/ посети́те не́мощи на́ша:// ту́не прия́сте, ту́не дади́те нам.

Перевод:

Святые бессребренники и чудотворцы Косма и Дамиан, посетите немощи наши; даром вы получили благодать, даром подайте и нам.

Кондак, глас 2

Благода́ть прии́мше исцеле́ний,/ простира́ете здра́вие су́щим в ну́ждах, вра́чеве,/ чудотво́рцы пресла́внии,/ но ва́шим посеще́нием ра́тников де́рзости низложи́те,// мир исцеля́юще чудесы́.

Перевод:

Получив благодать исцелений, простираете вы здравие пребывающим в бедах, врачи, чудотворцы славные; но вашим посещением и врагов дерзости низложите, мир исцеляя чудесами.

Молитва бессребреникам Косме и Дамиану Римским об исцелении

К вам, святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы Космо́ и Дамиа́не, я́ко к ско́рым помо́щником и те́плым моли́твенником о спасе́нии на́шем, мы, недосто́йнии, прекло́ньше коле́на, прибега́ем и, припа́дающе, усе́рдно вопие́м: не пре́зрите моле́ния нас, гре́шных, немощны́х, во мно́гая беззако́ния впа́дших и по вся дни и часы́ согреша́ющих. Умоли́те Го́спода, да проба́вит нам, недосто́йным рабо́м Свои́м, вели́кия и бога́тыя Своя́ ми́лости; изба́вите нас от вся́кия ско́рби и боле́зни, вы бо прия́ли есте́ от Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́ неоску́дную благода́ть исцеле́ний, ра́ди тве́рдыя ве́ры, безме́зднаго врачева́ния и му́ченическия кончи́ны ва́шея. Услы́шите нас, моля́щихся, и благоприя́тным хода́тайством ва́шим испроси́те у Христа́ Бо́га правосла́вным лю́дем на враги́ побе́ду и одоле́ние. Па́ки, припа́дающе, приле́жно мо́лим: испроси́те нам от Го́спода вся благополе́зная, я́же в животе́ на́шем вре́меннем, наипа́че же ко спасе́нию ве́чному служа́щая, да сподо́бимся моли́твами ва́шими улучи́ти кончи́ну христиа́нскую, безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну, и да изба́вимся от ко́зней диа́вольских и ве́чныя му́ки, безконе́чнаго же и блаже́ннаго Ца́рствия Небе́снаго насле́дницы бу́дем. Ей, уго́дницы Бо́жии, не преста́йте моля́щеся за ны, с ве́рою к вам притека́ющия. А́ще бо по мно́жеству грехо́в на́ших и не́смы досто́йны милосе́рдия ва́шего, оба́че вы, ве́рнии подража́телие человеколю́бия Бо́жия су́ще, сотвори́те, да принесе́м плоды́ досто́йны покая́ния и в ве́чный поко́й дости́гнем, хва́ляще и благословя́ще ди́внаго во святы́х Свои́х Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, и Пречи́стую Ма́терь Его́, и ва́ше те́плое заступле́ние, всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая перед операцией

О чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающе, аще и вдасте себе учению врачебному, но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких неисцельных недугов от Бога прияли есте. Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете. Темже ныне и нас, припадающих к вам пред честною иконою вашею, скоро услышите.

Юныя дети, вашей помощи во учении книжнем просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере непрестанно да преспевают. На одре болезни лежащим, человеческия помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте. Многажды в болезни впадающия и от лютых недуг в уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и совершенную, и сами себе и живот свой воле Христа Бога предают. В недузех сущих, о исправлении же жития нерадящих, в гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных, сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати. Братию святаго храма сего, вашему святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия, от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от исступления ума, от смертоносныя язвы, от внезапныя смерти, и мощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспеющих, в добрых делех усердных, в молитве к Богу прилежных, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

События из истории иконы

Православная Церковь почитает все три пары святых, живших, как считается, в разное время и в разных местах: Косма и Дамиан Асийские 1/14 ноября, Косма и Дамиан, претерпевшие в Риме, 1/14 июля, Косма и Дамиан Аравийские 17/30 октября. В Четьях-Минеях святителя Димитрия на 17 октября пишется: «Три суть двоицы свв. безсребреников Космы и Дамиана, купно сими имены зовомы, врачевскую хитрость имущие. Едине быша сынове Феодотии жены благочестивыя, иже с миром усопша, и положени быша на месте Фереман (1 ноября). Друзии же хождаху в Риме, имуще учителя завистлива, ихже он лестию на гору возведе, аки собирати былие, и камением поби их (1 июля). Третии же сии, ихже почитается ныне память (17 октября), бяху от Аравитския страны, врачевское художество умеющии» (все даты даны по ст.ст. – Прим. ред.).

Есть и четкая иконографическая разница в каноне написания образа: братья Асийские «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра». Празднуемые 1 июля: «Косма млад, аки Димитрий Селунский… Дамиан млад, аки Георгий мученик, кудреват, в правых руках держат кресты, а в левых сосудцы». Бессребреники от 17 октября «подобны Флору и Лавру».

Александр Афанасьев в книге «Язык иконы» 1 пишет: «Поглощение культа римских врачей культом азиатских братьев было на Руси столь полным, что не только простой народ, но и этнографы перестали отличать одну пару братьев от другой. Оговоримся, представление народа и этнографов о слитности культа обеих пар братьев не разделяли авторы лицевых подлинников. Если “безмездных врачей” (1 июля) подлинники описывают с соответствующими их профессии атрибутами - сосудцами и кисточками для нанесения мази, то у “курятников” (1 ноября) такие знаки отсутствуют. <…> По мере общего культурного подъема, который демонстрировала Русь, начиная с XVII века, двоеверный культ “курятников” все более бледнел, и одновременно с тем же культурным подъемом в обществе росла потребность в особых свербытийных покровителях культуры. <…> Идя навстречу школярам, иконописцы, по ассоциации с сосудцами и кисточками врачей-бессребреников, вложили в руки “курятников” чернильницы и гусиные перья, что сразу сделало их любимцами русской учащейся молодежи. Настоящая реформа стала со временем общепринятым явлением, и в справочниках, перечислявших святых и случаи, в которых следует к ним обращаться, нередко писалось, что Косму и Дамиана, чья память 1 ноября, следует молить “о просвещении разума к учению грамоты”». От братьев-целителей их отличает наличие в руках сосудцев с кисточками или чернильниц с перьями, тогда как у врачевателей мы видим на византийских иконах сосудцы с мазями в одной руке и кресты с другой. Изрядно различаются и жития святых.

Косма и Дамиан, бессребреники, врачи безмездные, в Риме претерпевшие, чье почитание позже слилось на Руси с почитанием святых из Азии – Асийских, – жили в Риме, в III веке после Р.Х. Их родители-христиане воспитывали детей в духе благочестивом и со страхом Божиим. За ведение строгой и праведной, целомудренной жизни Господь наградил их даром исцеления болящих. Они переходили из города в город, из места в место, разыскивая болящих, излечивая их, своим бескорыстием и добротой они снискали всеобщую любовь. Однако, слыша слова благодарности, братья никогда не принимали их на свой счет, говоря, что исцеляют они не столько знаниями и силой, но волей Господней, и никогда не брали ничего за свое ремесло, памятуя Христово наставление: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10; 8).

Так как чудесные исцеления многих подвигали к обращению в христианскую веру, недовольные этим римские власти решили схватить врачей. Христиане просили братьев укрыться, что те поначалу и сделали. Но, после того как римские воины схватили вместо них несколько невинных жителей, святые предпочли выйти из укрытия и добровольно сдались.

Сначала святых заключили в темницу, а затем повели на судилище. Их поставили перед лицом императора Карина, который стал требовать от них обращения в языческую веру. Стоит ли говорить, что братья не только отказались выполнить такое требование, но открыто исповедовали перед императором свою веру! Но император неоднократно настаивал, в ответ же братья также неоднократно призывали его обратиться в веру истинную. Когда увидели они, что их усилия в том не приносят плодов, то, по молитве Господу и исполнившись Духа Святого, сказали: «Ты отвращаешься от Бога истинного, пусть же лицо твое отвратится от своего места – на стыд тебе». Тут же шея императора искривилась так, что он не мог ее выправить. Карин пришел в ужас и стал просить святых исцелить его, но те ответили, что не раз говорили, исцеляют они не своею силой, но силой Господней. И только когда сам император попросил святых исцелить его молитвой Господней, а, по другим источникам, сам воскликнул: «Верую в Тя, Господи Иисусе Христе, истинный Боже, помилуй мя и не помяни первого моего неведения!» – шея его исправилась, и уверовал и он, и многие свидетели события. Косма и Дамиан были отпущены и вновь занялись врачеванием.

Однако там, где оказалась бессильна ярость и жестокость язычников, свое взяла человеческая зависть. У Космы и Дамиана был наставник во врачебном деле. Когда они, научившись у него, со временем сами приступили к врачеванию, видя их преуспеяние в этом деле, и, главное, – бессребреническое служение, что, конечно, привлекало к ним большое количество занедуживших и лишало его, как сказали бы нынче, достаточной врачебной практики, замыслил он против святых недоброе.

Якобы в целях сбора лекарственных трав он заманил их в горы, там же, когда братья разошлись порознь, побил камнями насмерть обоих – одного, затем второго, а тела сбросил в реку. По другой версии, недалеко находился ручей, на берегу этого ручья он зарыл их тела.

Так мученически завершили свой земной путь святые мученики Косма и Дамиан, в Риме претерпевшие. Даты этого события разнятся и приходятся примерно на 283–284 годы.

Косма и Дамиан Асийские родились в Малой Азии, ни место их рождения, ни время точно не известны, кроме того, что они родились не позднее IV века после Р.Х. и жили приблизительно в одно время с Римскими братьями, отчего и произошла некоторая историческая путаница, в результате которой агиография их слилась с агиографией римской пары, что описано выше в цитате из книги Александра Афанасьева.

Мы воспользуемся тем не менее действующей легендой о них, раз она принята Православной Церковью. Святые Косма и Дамиан Асийские рано осиротели. Оставшись вдовой в молодости, их мать Феодотия воспитала своих сыновей в христианском благочестии. Хотя муж ее, грек, был язычником, Феодотия исповедовала христианство, церковь причислила ее к лику святых в сане преподобных и на некоторых иконах мы видим ее вместе с ее святыми сыновьями.

Основным занятием братьев было врачебное дело, в котором они весьма преуспели, и так же, как многих святых, прославившихся бессребреническим целительством, целомудрием и стяжавших Дух Святой, Господь и их наградил даром исцеления молитвой. Они ходили по городам и селениям, сами заходили в дома болящих и исцеляли их, по велению своего занятия они исцеляли и больной скот.

Есть легенда, по которой их позвали к тяжело больной женщине по имени Палладия, лечить которую отказались все врачи, сочтя ее недуг смертельным. По молитве Космы и Дамиана, по вере своей Палладия излечилась и, придя к Дамиану, в знак благодарности принесла ему три яйца. Зная, что целители не принимают какой-либо платы, но желая выразить всю благодарность за сохранение ей жизни, женщина попросила Дамиана принять подношение во имя Живоначальной Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. Услышав такое пожелание, врач-бессребреник не мог найти причин для отказа.

Косма же, узнав о принятии братом подношения, сильно огорчился, поскольку решил, что брат нарушил обет. Когда пришло время ему уйти из жизни, он завещал, чтобы, когда настанет этот срок для Дамиана, его не хоронили рядом с ним. Срок настал, и люди не знали, где хоронить Дамиана, не решаясь, нарушить волю Космы. И тогда случилось чудо: к ним пришел исцеленный ранее братьями верблюд и, заговорив человеческим голосом, подтвердил, что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Так мощи святых братьев были положены вместе в Феремане в Месопотамии.

Косма и Дамиан Аравийские (Киликийские) особо почитаемы католической церковью, более чем Римские и Асийские святые братья, также являясь их современниками. Они жили во времена императора Диоклетиана и занимались врачеванием в порту Эгея, а затем в римской провинции Сирия.

Главным агиографическим источником жития на западе, на который опираются агиографы более позднего времени, служит легенда доминиканского монаха Якоба Форагине, написанная им в начале второй половины XIII века.

Безусловно, что и в этом случае особый целительский дар был дан им свыше за глубину и искренность их христианской веры, за бессребреническое служение, соблюдение целомудренной жизни. Наблюдая жизнь братьев, видя исцеление больных в случаях, когда другие врачи оказывались бессильны, любя их за доброту и сострадание, многие в Киликии принимали Христову веру.

В то время в Киликии правил римский наместник императора Диоклетиана, игемон Лисий, известный жестокостью своей по отношению к христианам. Видя, какую популярность приобретают святые врачи в народе через творимые ими чудеса и как сердечно люди воспринимают их учение, он распорядился схватить их и привести к нему. Когда Косма и Дамиан предстали перед ним, он потребовал от них принести жертву на языческий алтарь. Святые не только отказалась, но снова во всеуслышание возвестили свое свидетельство о Христовой вере. Лисий разъярился, велел предать их побоям, а затем, связанных, бросить в море. Тогда по воле Господа явился ангел и, сняв с них узы, вывел на сушу. Игемон приписал событие колдовству, тогда явились ему два беса и стали избивать его. Лисий возопил, обращаясь к братьям с просьбой помолиться за него Богу, те вознесли молитву, и бесы исчезли. Но игемон был упрям и вновь, обвинив братьев в колдовстве, заключил их в темницу. На другой день Лисий приказал бросить братьев в костер, но пламя вокруг них потеряло свою попаляющую силу. Что только не изобретал игемон, заходя все дальше в своей жесткости, – святых побивали камнями и пускали в них стрелы, но камни и стрелы отскакивали от них, возвращаясь, чтобы поразить палачей.

Исчерпав все, Лисий приказал обезглавить их мечом вместе с еще тремя христианами – Анфимом, Леонтием и Евтропием, которые следовали за ними до конца жизни. Они похоронены в Киросе, ныне – город Килис на южной границе Турции с Сирией. Произошло это около 303 года после Р.Х., и сразу же после погребения у гробницы святых Космы и Дамиана часто стали совершаться многочисленные исцеления больных по молитве их или о них к святым.

Любовь и почитание всех трех пар и в восточной, и в западной Церквах было настолько велико, что история оставила нам великое множество их иконописных изводов, фресковых и скульптурных изображений как восточной, так и западной иконописных школ. Легенды, связанные с преданием о них, вдохновляли многих художников Ренессанса на изображение их чудесных деяний.

Уже начиная с IV века, почти следом за мученической гибелью братьев Аравийских и претерпевших в Риме и уходом из жизни Космы и Дамиана Асийских в честь святых строятся церкви в Иерусалиме, Египте и Месопотамии. Известен был Космо-Дамиановский монастырь на Синае, при раскопках в египетском селении Едфу был найден посвященный этим святым коптский монастырь IX века, четыре церкви известны в Константинополе. Известно, что при них были оборудованы навесы и палатки, где находились паломники, ожидавшие исцеления. Здесь, в церкви «Паулина», возведенной во времена правления восточно-римского императора Феодосия II, по Преданию, получил чудесное исцеление император Юстиниан I.

Большое число церквей и алтарей, воздвигнутых в честь Космы и Дамиана Аравийских, было построено в Германии, там хранится также большая часть их мощей, хотя какими путями они попали из Кироса через Константинополь, а затем Рим в Германию, до сих пор остается загадкой для историков-исследователей. Время переноса частиц мощей святых мучеников из Рима на территорию немецких земель разнится примерно на век – в одних исторических памятниках оно приходится на конец VII столетия, а в других указывается 847 год.
Весьма чтут имена Космы и Дамиана, хотя история не указывает, каких именно, в Крыму, связывая их с Херсонесом. По Преданию, святые были сосланы в инкерманские каменоломни. Их именем назван святой источник у подножия горы Чатыр-Даг, вблизи которого расположен Космо-Дамиановский монастырь.

Едва ли не в каждом российском городе есть храмы и приделы, посвященные чудотворцам-целителям. В Москве церкви Космы и Дамиана – на Маросейке, в Столешниковом переулке и в Шубине, известны крупные храмы в Суздале, в Муроме, две церкви – в Липецкой области, одна в Тверской, одна в Пушкинском районе Подмосковья и во многих других местах.

Русские и византийские иконописные изводы изображают их стоящими рядом с аптекарскими ложками, шкатулками или сосудцами, иногда с распятием в руках, книгами – свидетельствами учености.

Есть иконы, где Косма и Дамиан изображены вместе со святым апостолом Иаковом. Святого Иакова, в отличие от Иакова Зеведеева, среди учеников Господних называли Иаковом меньшим, он был одним из первых, кто последовал за Спасителем. Вместе с апостолами Павлом, Петром, Иоанном он почитался одним из столпов Церкви. Сын Иосифа Обручника от первой жены, он назывался братом Господним. По Преданию, епископом Иерусалимским святой Иаков был поставлен самим Иисусом, что явился ему после Воскресения. Таким образом, он стал единственным из апостолов, который не проповедовал в путешествиях, но служил сохранению веры, научал ей и священнодействовал в пределах центра тогдашнего христианского мира – святого града Иерусалима.

Жизнь его была жизнью подвижника – как мы помним, после претворения воды в вино в Кане Галилейской на брачном пиру, где Иаков был женихом, он, не став мужем, сразу же покинул и пир, и молодую невесту и последовал за Христом. Он так и не изменил обету девства, не пил вина или другого спиртного, не ел мясного и был строг в одеянии – носил только льняные одежды. Он часто уединялся в храме, где в тишине коленопреклоненно возносил Господу молитвы о своем народе.

Господь недаром поставил его на служение в Иерусалиме: городе, где распяли Господа, городе, где начальствовали римский прокуратор и первосвященник, осудившие его на смерть – непримиримые враги новой веры Христовой. Однако служение его было столь благоразумно, он свидетельствовал с такой любовью, что и иудеи Иерусалима почитали его за праведность и называли опорой всего иудейского народа.

Тридцать лет служил он в своей должности, и стараниями его святая вера Христова укреплялась в Иерусалиме, распространяясь по всей Палестине. Во время последнего посещения Иерусалима святым апостолом Павлом, при встрече его с Иаковом и пресвитерами, последние говорили ему, как сказано в «Деяниях»: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деян. 21;20).

Конечно, видя в народе все большее желание обратиться в веру истинную, иудейские правители решили, что надо противостоять этому и либо склонить апостола к иудейской вере, либо погубить его.

Желающие этого начальники, которых возглавлял не приемлющий христиан саддукей Анан, призвали святого Иакова на портик храма, где после речей, которые должны были ввести его в заблуждение, задали ему вопрос «о распятом». На что Иаков ответил, что если спрашивают его об Иисусе, то Он сейчас на Небесах по правую руку Бога-Отца и вновь вернется на облаках.

Среди присутствующих было много христиан, которые возгласили осанну имени Его, но первосвященники и фарисеи, воскликнув, что и сам праведник – в заблуждении, сбросили апостола с портика и начали побивать камнями, а апостол вознес молитву, говоря: «Господи! Прости их, ибо не ведают они, что творят!» Но в момент, когда священник из племени Рихава, люди которого не взращивали ни лозы, ни пшеницы, не пили вина и жили в палатках, попытался остановить убийц, обратив их внимание на то, что Иаков молится за своих истязателей, один из палачей, суконщик, ударил Иакова вальком по голове и умертвил его. Толпа потеряла разум, и много христиан было умерщвлено в тот день вслед за праведным епископом Иаковом.

Кроме соборного Послания, где апостол говорит, что вера без дел мертва, по Церковному Преданию, ему принадлежит составление самой первой версии чина Божественной литургии.

На иконе кисти Юрия Кузнецова он изображен вместе со святыми бессребрениками Космой и Дамианом, обычно святого Иакова пишут с братьями Асийскими.

Икона написана в теплых тонах и практически повторяет каноническую палитру иконы, хранящейся ныне в музее Андрея Рублева в Москве, но кузнецовское письмо делает эти тона более выразительными, внутреннее наполнение иконы открывается нам навстречу. Не связанные между собой ни во времени, ни в земном пути, а только бескорыстным служением престолу Божию, святые объединены на иконе в изначальном изводе по патрональному принципу – то есть волею того, кто века назад заказал иконописцу эту икону. Это мог быть придел Святого Иоанна в каком-либо храме или это был храм, посвященный Косме и Дамиану. Истории это неизвестно. Но тем не менее трое этих святых предстоят перед Богом на этой иконе равно, как равно служение Ему всех святых Его.

На картине художника Иоганна Анвандера барочного периода «Свв. Косма и Дамиан как врачи» святые изображены в окружении предметов, современных художнику, и в костюмах того времени – среди ботанических и астрологических альбомов, амуров, лекарственных растений в виде цветов, свитых в гирлянды.

В алтаре работы немецкого художника Ганса фон Кульмбаха Косма походит на алхимика со стеклянной колбой в руках, а Дамиан держит аптечную банку – альбарелло (итал.)

На фреске «Погребение святых Космы и Дамиана», что находится в большом алтаре церкви Сан-Марко во Флоренции Фра Джованни Анджелико, изображено погребение Космы и Дамиана Аравийских и их младших братьев. Здесь же находится и верблюд, о котором идет речь в предании о Косме и Дамиане Асийских. Это подтверждает некоторую путаницу в легендах, которую время уже превратило практически в одну, что не умаляет их великих Божественных заслуг ни перед Богом, ни перед людьми.

Какое чудо произошло

Рядом с мощами святых врачей-бессребреников Косьмы и Дамиана многие века и по сей день происходят многие чудеса исцеления.

Одно из чудесных событий, которые сотворили Косма и Дамиан Аравийские, приводится в инкунабуле середины XV века. В ней рассказывается, как один человек страдал язвенным заболеванием ноги, и никакие лекарства ему не помогали. Во сне ему у его постели явились оба святых, имевшие при себе хирургические инструменты и мазь. Один спросил другого: «Где нам взять ногу, чтобы заменить эту?» Брат его сказал: «Сегодня будут хоронить чёрного мавра (в некоторых других изложениях – эфиопа. – Прим. ред.) со здоровой ногой». Тогда первый произнес: «Принеси ее». Он отрезал ногу мавра, приставил ее к ноге больного и обильно наложил мазь. Больную же ногу вернули мавру в гроб. Когда пациент проснулся, нога его была здорова, боль прошла. Он велел зажечь свечи, а когда сбежались люди, рассказал им о случившемся. Все пошли к гробу мавра и увидели, что нога лежащего там отрезана. Сюжет с ногой стал поводом для многих изображений этого чуда.

Также чудеса по воле Божией происходили с этой двоицей, когда игемон Лисий пытался предать их казни, но по воле Бога, он не мог утопить их в море, они были неопалимы огнем, от них отскакивали камни при побивании, их невозможно было уязвить стрелой. Только меч смог их обезглавить, но сразу после похорон у их гробницы начались чудеса исцеления – даже из-за гроба братья продолжали труд врачевателей, еще более ярко свидетельствуя о силе Господней.

В истории братьев Асийских, помимо чудотворения, был такой чудесный эпизод: Косма не желал быть упокоенным рядом с братом, полагая, что тот нарушил обет бессребреника. И когда Дамиан отошел в мир иной и люди стали думать, как им быть, неподалеку появился исцеленный братьями верблюд, который человеческим голосом утвердил, что Дамиан взял у излеченной ими женщины три яйца не как плату, а поскольку она попросила Дамиана принять их во имя Живоначальной Троицы, после чего вопрос был решен, и братьев похоронили вместе.

О Косме и Дамиане, в Риме претерпевших, известно, что они на судилище у жестокого язычника императора Карина, помолясь, ввергли его в болезнь кривизны шеи, и только обратившись за помощью ко Господу, он получил исцеление.

Множество, множество людей, по вере своей обращающихся к Косме и Дамиану, даже не различая происхождения братьев, получают в молитве все, чего просят. Главное, чтобы молитва была искренней и настойчивой, а сердце молящегося – чистым. Святые братья непременно ее услышат и донесут Господу вместе со своей горячей и праведной молитвою за нас, и просимое непременно сбудется. Только после исполнения просьбы нам надо не забывать вознести благодарность Господу и святым Его, которые неустанно у престола Божия молятся о нас…

________________________________________
1 Александр Афанасьев «Язык икон». http://nesusvet.narod.ru/cj/books/afanasjev.htm

Святые Косма и Дамиан прославлены Церковью в одном из наиболее редких чинов святости — как бессребреники. Это означает, что, имея право получать за свой труд плату, они добровольно отказались от этого, и тот дар целительства, который дал им Господь, в полной мере направили на помощь нуждающимся. Таким образом, своим служением святые братья явили идеальный образец христианской любви и самопожертвования по отношению к ближнему.

Начиная рассказ о святых Косме и Дамиане Асийских, следует сразу же заметить, что точного времени их жизни мы не знаем. Предание Церкви и исторические свидетельства говорят нам о том, что они жили в Асии (Малая Азия) не позднее четвертого века. Свидетельством этого является тот факт, что первые храмы во имя святых Космы и Дамиана стали строиться только в первой половине пятого века, при императоре Феодосии.

Святые Косма и Дамиан были родными братьями. Их отец был язычником, а мать — Феодотия — христианкой. Правда, отец их умер, когда Косма и Дамиан еще были детьми, поэтому воспитанием занималась мать, которая постаралась, чтобы ее дети получили достойное образование и стали истинными служителями Господа. Сама она, когда лишилась мужа, приняла решение остаться вдовой и по христианским обычаям той эпохи стала совершенствоваться в молитве и делах милосердия. Когда братья подросли, Феодотия отдала их в обучение к одному праведному мужу, который не только занимался с ними изучением Священного Писания, но и дал им вполне конкретную профессию. Именно у него Косма и Дамиан обучались лекарскому делу, узнавали о целебных свойствах трав и о том, как и в каких случаях их применять. Таким образом, когда братья возмужали и окончили учебу, они стали не только лекарями, но и настоящими христианами.

Удивительно, но буквально сразу же, как только они стали заниматься медицинской практикой, Господь сподобил их дара целительства и чудотворения. Как в свое время делал Сам Господь Иисус Христос, святые Косма и Дамиан стали ходить из одного города в другой. Они исцеляли всех, кто к ним обращался за помощью. А приходило к ним действительно много людей: слепые, хромые, бесноватые, друзья и родственники приносили расслабленных. В каждом городе братьев окружали толпы людей, прося помощи и исцеления от недугов. И вот здесь важно отметить, что за свои труды святые Косма и Дамиан совершенно не брали денег, хотя как врачи они имели право на оплату своего труда.

В древнем мире врач вообще был фигурой знаковой, таких людей было немного, и они в основном служили при дворах правителей или крупных чиновников. Однако совершенно не такими были Косма и Дамиан. Помня слова Самого Господа: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте», святые братья никогда не брали денег или какого-то иного вознаграждения. Именно поэтому Церковь прославила их в чине бессребреников, то есть не берущих плату за труд, который по закону должен был быть оплачен. Единственное, что делали братья прежде чем исцелить человека, — они напоминали ему, что исцеление дарует Господь Иисус Христос, именно Его надо благодарить и веровать в Него.

Предание Церкви сообщает нам, что святые Косма и Дамиан заботились не только о людях — также они исцеляли любое животное, которое мучилось от боли или недуга. Святые всегда были вместе, они никогда не расставались.

Некая женщина по имени Палладия много лет страдала тяжелым недугом. Однажды она услышала о том, какие чудеса совершают Косма и Дамиан. Женщина сразу же попросила их прийти к ней дом. Братья откликнулись на ее просьбу и пришли. Как только они вошли в дом. Палладия сразу же исцелилась. На радостях женщина готова была отдать им все, что у нее было, но, как известно, бессребреники не брали платы за свои труды. Однако Палладия не успокоилась. Желая хоть как-то вознаградить братьев, она обратилась к одному из них — святому Дамиану — с просьбой взять три яйца во имя ее обета и во славу Святой Троицы. Дамиан долго отказывался принять даже такой скромный дар, однако ради имени Святой Троицы наконец согласился его взять. И вот в этом моменте мы видим то испытание, которое Господь послал Своим служителям, — ведь без испытаний не бывает святости и совершенства. Узнав о том, что святой Дамиан взял от Палладии дар, святой Косма сделал завещание, в котором указал, чтобы после отхода братьев ко Господу их не хоронили вместе.

Несомненно, что такое решение было очень тяжелым и для самого Космы: ведь они с братом с самого рождения всегда пребывали вместе, как одно целое: вместе росли, учились, шли на проповедь веры, исцеляли людей, молились Богу. Видя такое внутреннее мучение Космы, в ту же ночь, после тот как тот сделал свое завещание, ему явился Сам Христос и сказал: «Косма! Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя...»

Явление и слова Господа сняли камень тяжести с души святого Космы, однако он никому не сказал о том, что видел и слышал. Через некоторое время после этого он отошел ко Господу. Святой Дамиан прожил несколько лет больше, но через некоторое время почил и он. Не зная о явлении Христа и боясь нарушить завещание святого Космы, люди долго не могли придумать, где положить тело его брата — святого Дамиана.

Здесь произошло еще одно удивительное чудо. Когда люди в недоумении стояли рядом с телом святого Дамиана, к ним подошел верблюд. В свое время святые братья исцелили это животное от беснования, так как в его теле пребывал злой дух. И вот, подойдя к людям, верблюд произнес человеческим голосом: «Человецы Божни, много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их». Пораженные самим фактом речи животного, а также тем, что они услышали, люди восприняли это как знак свыше. Возблагодарив Господа Бога, они положили мощи святых братьев вместе, в одну могилу. Место, где были похоронены святые Косма и Дамиан, называлось Ферсман. К сожалению, впоследствии оно было разрушено турками. Однако до разрушения, здесь долгое время находилась церковь во имя святых бессребреников. Поток людей, приходящих помолиться в эту церковь, никогда не ослабевал...

В житии святых Космы и Дамиана, в частности, говорится о том, что легче измерить море и пересчитать звезды, чем рассказать обо всех совершенных братьями чудесах. Но, наверное, в этом и нет большой необходимости, ведь даже одно чудо, совершенное праведным человеком по воле Божией и силой Его имени, гораздо ценнее многочисленных «чудес», лишенных какого бы то ни было смысла. Святые братья всей своей жизнью, своим подвигом бессребреничества, своей проповедью Христа показали, что значит быть христианином. Чудеса же здесь — только лишь Божие благословение их веры и служения.

На иконе Святые братья Косма и Домиан изображены вместе, в полный рост, и обращены липом к молящемуся. Прямой взгляд святого, обращенный на человека, является традиционной формой изображения угодников Божиих, которые слышат наши молитвы и сами молятся за нас пред Господом Богом.

Фигуры святых Космы и Дамиана пишутся не статичными, а в условном движении. Братья изображаются вполоборота, одна из ног каждого святого выставлена несколько вперед — это символическое изображение готовности идти на проповедь, на служение людям и Богу.

Одеяния святых бессребреников Космы и Дамиана характерны для эпохи их жизни. Как правило, на иконах они облачены в хитоны (вид длиннополой рубашки), а сверху — в гиматии (верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани).

Каждый из братьев держит в руках определенные предметы: в левой у каждого из них по ларцу, а в правой — по ложечке. Как и в иконографии святого целителя Пантелеймона, ларец и ложечка — это символы лекаря, целителя. Важно отметить, что это не символы чудотворения, а именно профессионального служения святого, т. е. святой, изображенный на иконе с этими предметами, в жизни был профессиональным врачом. А уже к этому, по Божией благодати, присоединялся дар целительства и чудотворения. Помимо данного и наиболее распространенного типа иконографии святых Космы и Дамиана существуют и другие типы: с предстоянием святых братьев перед Богом, с клеймами (эпизодами из жития) и т. д.

Молитва Косме и Дамиану

"Чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы, от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающи, аще и вдасте себе учению врачебному, но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких недугов от Бога прияли есте. Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете. Тем же ныне и нас, припадающих к Вам пред честною иконою вашею, скоро услышите. Юныя дети, вашей помощи во учении книжном просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере выну да преуспеют. На одре болезни лежащим,человеческая помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте. Многажды в болезни впадающия и от лютых недугов в уныние, малодушие и роптание пришедшия данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и благую и сами себе и живот свой воле Христа Бога предают. В недузех сущих, о исправлении же жития не радящих, во гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут дутнею и причастницы соделаются Божия спасительный благодати. Братию святаго храма сего, вашему Святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонсдужия, от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от изступления ума, от смертоносный язвы, от внезапныя смерти, и всемощнмм ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспевающих, в добрых делах усердных, в молитве к Богу прилежных, да с Вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго духа, во веки веков. Аминь."

Молитва Святым бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану Асийским

"К вам, святим безсребреннцы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем, мы недостойнии, преклонше колена, прибегаем и, припадающе, усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатыя Своя милости, избавьте нас от всякия скорби н болезни, вы бо прияли есте от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердый веры безмезднаго врачевания и мученическая кончины вашея. Паки, припадающе, прилежно молим: испросите нам от Господа вся благополезная, яже в животе нашем временном, наипаче же ко спасению вечному належащая, да сподобимся молитвами вашими улучити кончину христианскую, безболезненну, неностыдну, мирну, и да избавимся от козней диавольских и вечныя муки, безконечнаго же и блаженнаго Царствия Небеснаго наследницы будем. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия, аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно и во веки веков. Амннь."

Храмы в честь святых Космы и Дамиана

Православная церковь почитает три пары святых, живших, как считается, в разное время и разных местах:

Косма и Дамиан Асийские (1/14 ноября)
Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме (1/14 июля)
Косма и Дамиан Аравийские (17/30 октября)

Косма и Дамиан Асийские

Косма и Дамиан родившиеся в Асии (часть Малой Азии). Время рождения и смерти точно не известно. Считается, что они жили не позднее IV века. Их отец грек и язычник умер, когда они были еще малыми детьми. Воспитанием братьев в христианской вере занималась мать - Феодотия. Позже дети были отданы на обучение врачебной науке. Считается, что Господь даровал им искусство исцелений, что привлекало к ним множество больных. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали платы, соблюдая заповедь Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Слава о Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками.

По легенде, святых однажды позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за её безнадежного состояния. Палладия (так звали больную) в силу своей веры и по молитве братьев исцелилась. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы - Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма, узнав о случившемся, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Косме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Так мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия). По преданию и после смерти святые бессребреники совершили много чудес.

Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме

Косма и Дамиан - братья родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283-285). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они, по преданию, вели строгую, целомудренную жизнь и обладали даром исцеления болезней. Своим добрым отношением к людям братья многих обращали к вере в Христа. За бескорыстное лечение больных святых братьев называли «безмездными врачами».

Духовное воздействие на окружающих, многих приводившее в Церковь, привлекло внимание к братьям римских властей. За врачами были посланы воины. По легенде, услышав об этом, христиане попросили Косму и Дамиана укрыться на время ради людей, которые прибегали к их помощи. Но, не найдя братьев, воины схватили других христиан в селении, где жили святые. Тогда Косма и Дамиан покинули убежище и отдали себя в руки римских воинов, попросив отпустить взятых вместо них заложников.

В Риме святых вначале заключили в темницу, а затем повели на суд. Братья открыто исповедали перед римским императором и судом свою веру во Христа и отказались принести жертву языческим богам. Они говорили: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чем вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным».

Однако император продолжал настаивать. По молитве святых братьев, Бог поразил Карина внезапной болезнью, чтобы он на собственном опыте испытал всемогущество Господа, не прощающего хулы на Святого Духа. Люди, видевшие чудо, восклицали: «Велик Бог христианский и нет другого Бога, кроме Него!». Многие уверовавшие просили святых врачей исцелить императора, и сам он умолял святых, обещая обратиться в христианскую веру. Святые исцелили его. После этого Косма и Дамиан были отпущены на свободу и вновь принялись за врачевание болезней.

Но старый врач-наставник, у которого братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Он позвал братьев будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку.

Косма и Дамиан Аравийские

Косма и Дамиан Аравийские были почти современники римским. Родина их - Аравия. Они также занимались врачебной наукой. Получив от Бога благодать чудотворений, они врачевали недуги людей именем Христа.

Когда слух о чудесах и учении их достиг до гегемона Лисия, было приказано взять их под стражу. Приведенные в Киликию, они были представлены гегемону. Расспросив о вере, именах и отечестве, гегемон приказал Косме и Дамиану принести жертву идолам. Они не стали исполнять приказание, а напротив исповедали свою веру во Христа. Тогда Лисий велел их избить и связанных бросить в море. Но по легенде, Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписано чародейству. Раздраженный гегемон велел заключить их темницу. На другой день он приказал бросить их в огонь.

Господь и здесь хранил их: огонь потерял естественную силу и не прикасался их. Гегемон подвергал их все новым казням, но все напрасно. Повесив их, сначала велел бросать в них камни, а потом стрелять из луков, но камни и стрелы отскакивали от их тел и поражали самих мучителей. Не находя более средств для достижения своей цели, гегемон приказал обезглавить их мечом. Вместе с ними пострадали еще трое христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий.

Все пять мучеников, пострадавшие вместе, были вместе и погребены. Время их смерти с достоверностью неизвестно: считается, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклетиана и Максимиана.

Вопрос о числе святых и их различении

Память святых бессребреников Космы и Дамиана православная церковь совершает трижды, а дважды в год - 1 ноября и 1 июля (по старому стилю) - почитает их особыми службами. В месяцесловах к именам бессребреников прилагаются слова: в ноябре - «иже от Асии», а в июле - «в Риме мучившихся». Это прибавление наводит на вопрос: одни ли и те же бессребреники воспоминаются церковью или разные?

В древних списках после описания их жизни иногда помещалось такое обращение к читателю:

«Ведомо же буди всем, творящим памяти святых Космы и Дамиана, яко три суть версты (пары, четы) святых, но теми же имены нарицаемы, и врачевскую хитрость умевающи, нареченныя безсребреники».

Указание на различие их можно видеть и в Четьях-минеях святителя Димитрия. Под 17-м днем октября там сказано: «Три суть двоицы свв. безсребреников Космы и Дамиана, купно сими имены зовомы, врачевскую хитрость имущие. Едине быша сынове Феодотии жены благочестивыя, иже с миром усопша, и положени быша на месте Фереман (1 ноября). Друзии же хождаху в Риме, имуще учителя завистлива, ихже он лестию на гору возведе, аки собирати былие, и камением поби их (1 июля). Третии же сии, ихже почитается ныне память (17 октября), бяху от Аравитския страны, врачевское художество умеющии».

Особенно наглядное указание на различие их всех представляют наши древние подлинники. В них после одежд так описывается наружный вид святых бессребреников.

Бессребреники от 1 ноября «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра. Преподобная Феодотия матерь их аки Евдокея».
Бессребреники от 1 июля: «Косма млад, аки Димитрий Селунский… Дамиан млад, аки Георгий мученик, кудреват… в правых руках держат кресты, а в левых сосудцы».
Бессребреники от 17 октября «подобны Флору и Лавру».

Таким образом, православная церковь полагает, что прославляемые в различные дни бессребреники Косма и Дамиан не одни и те же лица, а совершенно различные, и притом одни из них (1 ноября) скончались мирно, другие (1 июля и 17 октября) мученически. Церковные службы, составленные в их честь, за исключением некоторых песнопений, также совершенно разные. Служба 1 ноября более торжественная.

Однако, в жизнеописаниях и иконографии часто сталкиваешься с фактом смешения историй различных пар святых. Так, на фреске «Погребение Святых Космы и Дамиана» (Церковь Сан Марко. Флоренция. Италия.1438 - 1440 гг.) художника Фра Джованни Анджелико мы видим погребение 5 человек, что соответствует жизнеописанию Космы и Дамиана Аравийских, и в то же время - верблюда, который приходит на похороны святого Космы Асийского. Таким образом, здесь мы имеем либо смешение сюжетов (жития Асийских и Аравийских святых), которое отразил художник в своей росписи, либо наоборот, разведение одной истории на несколько самостоятельных в православной традиции.

Традиции почитания святых у славян

Крым

В воззвании комитета по сооружению храма во имя святого равноапостольного князя Владимира в Херсонесе Таврическом было сказано: «Сюда (то есть Херсонес, близ Севастополя) были сосланы на заточение святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, довольно потрудившиеся в этом языческом городе в проповеди евангельской».

Трудно решить, какие именно бессребреники пребывали в Крыму. Но память о святых бессребрениках Косме и Дамиане жива в Крыму и сегодня. Их именем называют источник у подошвы Чатыр-Дага. Вблизи источника расположен Космо-Дамиановский монастырь.

Восточные славяне. Месяцеслов

В древнерусском языке имена Космы и Дамиана чрезвычайно рано стали соединяться в одно слово-понятие Козьмодемьян (Кузьмодемьян); так эти святые называются в перечне праздников в новгородской берестяной грамоте XI века, так же называется во многих говорах соответствующий праздник и церкви в честь этих святых.

Русский народ с именами святых соединяет немало особенных верований. Их почитают покровителями скота («они не точию человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сне приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради»). Косма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника или Куриных именин. В старину наши предки даже наблюдали особенный обычай в честь этих угодников, известный под именем Курятников: хозяйки в Москве 1(14) ноября собирались вокруг церкви святых Космы и Дамиана с курами и потом рассылали своим знакомым и уважаемым лицам кур в виде подарка.

Молились святым Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. В одном азбуковнике XVII в. имеется прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану». Известно, что и греки почитали святых Косму и Дамиана помощниками в книжном учении. Есть свидетельство о том, что для испрошения этой помощи греки приходили именно в храм этих святых.

Косму и Дамиана называли Божиими кузнецами: мастера кузнечные считали их своими патронами и потому считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых. Во многих местах в честь Космы и Дамиана велся обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. По народному представлению, эти святые сами занимаются кузнечным делом: между прочим, они куют плуги и раздают их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя».

Как Божьим кузнецам свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий - молот и поставляла в зависимость от них заключение брачных союзов. Таким образом, сковать свадьбу - значит как бы утвердить те невидимые нравственные цепи, то есть обязанности, какие налагают на себя вступающие в супружество. Таким образом, наши предки приписали святым Косме и Дамиану покровительство над свадьбами.

Loading...Loading...