Четки красные. Виды религиозных четок

Буддийские чётки. «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Буддийские четки - ожерелье с нанизанными на него зернами, используемые для счета молитв. Наиболее часто встречающиеся буддийские четки имеют 108 зерен (сакральность этого числа уходит своими истоками в древнеиндийскую магическую практику).

Четки с красной нитью и кисточкой предназначены для практики Тантры.

Четки имеют особые названия и содержат скрытый эзотерический смысл, раскрывающийся только посвященным в Учение. Четки могут быть сделаны из драгоценных камней - лазурита, коралла, опала; дерева - красного, черного, желтого сандала и плодовых косточек; из костей человека, слона или верблюда, а также из стекла.

Белые четки посвящались божеству милосердия и сострадания Авалокитешваре, красные - идаму Хаягриве, Падмасамбхаве, желтые - Гуру Цзонхаве.

Навершие (начало четок) состоит из зерен трех размеров (большие, средние, малые), которые символизируют Тело, Речь и Ум Буд­ды. При счете мантры нельзя перешагивать через них, нужно начинать отсчет в обратную сторону.

Хранить четки необходимо в чистом месте. Тантрические четки хранятся вдали от глаз, используются только при практике божества-идама.

Дзогчен Кенпо Чога Ринпоче, последователь дзогченской традиции тибетского буддизма, родился в Восточном Тибете в 1966 году, прошел курс обучения в университете Дзогчен Шри Сингха - одном из наиболее прославленных монастырских учебных заведений Тибета. В настоящее время проживает в Непале, в монастыре Каньинг Шедраб Линг, много путешествует, известен благодаря своей живой и непосредственной манере передачи буддийского учения.

По материалам журнала “Путь к себе”. Беседа с Ламой Кенпо Чога Ринпоче. Вела корреспондент Лидия Богданова.

Четки из хороших рук

Лидия Богданова: Кенпола, как известно, в традиции тибетс­кого буддизма активно используются различные ритуальные при­надлежности. В чем их предназначение?

Лама Кенпо: Я могу задать ответный вопрос: зачем, с вашей точки зрения, человеку нужна одежда? Или уж, если на то пошло, само тело? Человек не может представить себя без физического тела. У нас есть глаза, значит, мы должны видеть, есть уши, значит, мы должны слышать. Нам даны руки, значит, будет то, к чему мы будем прикасаться и чувствовать прикосновение. Так все устроено. Отсюда можно сделать вывод: поскольку нам необходимо учение, нам нужны такие вещи, относящиеся к учению. Это как ручка и бумага. Необходимо и то и другое. Если не будет бумаги, будем писать ручкой по воздуху (смеется). Аналогичную роль в буддийской традиции играют ритуальные принадлежности. Мне сложно ответить на наш вопрос по-другому. Додумайте то, что я сказал, сами. Проще говоря, ритуальные принадлежности связаны с задачами и целями буддизма, его символикой, и используются для выполнения различных духовных практик.

Л.Б.: Нужно ли рассматривать ритуальные принадлежности как святыню? Как с ними следует обращаться?

Лама Кенпо: Какое место в вашей жизни занимает духовная практика? Представьте, что фотография вашего любимого ребенка лежит на полу и ее топчут ногами, что вы при этом будете чувствовать?

Л.Б.: Мне будет очень неприятно.

Лама Кенпо: Вот вы сами и ответили на свой вопрос. Если для вас что-то имеет большое значение, то и отношение будет соответствующим. К примеру, фотографию своего ребенка вы, наверное, будете хранить в подобающем месте, а газетную вырезку с фотографией незнакомого человека можно и выбросить. По крупному счету не существует никаких особых законов или предписаний, где хранить тот или иной предмет. Такого рода решение может зависеть только от вас. Если у вас есть вера в учение, если вы искренне ему преданы, то обязательно будете стремиться к тому, чтобы изображения лам и божеств, священные тексты и четки хранились в «чистом» месте (например, на алтаре или в том месте, которое вы сами считаете «чистым»), а также к тому, чтобы на них не наступали и не задевали.

Конкретный характер четок зависит от целей и особенностей выполняемой практики . Существует деление четок по цветам. Например, белые четки (сандал, хрусталь) применяются в практиках мирных божеств, а также для очищения, избавления от болезней и для устранения препятствий.
Для накопления заслуг используются желтые четки (например, янтарные) также как и для выполнения практики Дцамбалы (божества, помогающие увеличить благосостояние).
Во время посвящений применяются четки красного цвета (коралл, сандал). Они считаются «тайными», и их значение, как правило, непосвященным полностью не раскрывается.
Зеленые четки (например, из жадеита) предназначены для призыва Защитников дхармы, а также для выполнения практик гневных божеств.
В практиках гневных божеств применяются также черные четки (сандал, коралл) и с шипами (из рудракши).
Что касается непосредственно материалов, то они опять же определяются задачами конкретной практики. Например, хрустальные и золотые четки очень благоприятны для практики подношений, но лишь в том случае, если человек не привязан к вещам. Четки из семян дерева бодхи используются для принятия обетов бодхисаттв, развития в себе бодхичитты, сострадания. Коралловые четки - при выполнении практик увеличения ак­тивности (практики таких божеств, как Курукулла и Ченрезик). Многим нравятся четки, сделанные из кости яка. Я думаю, что это вызвано лишь тем, что люди считают кость ценным материалом.

Л.Б.: А что Вы скажете о количестве косточек на четках? Должно ли их быть какое-то определенное число?

Лама Кенпо: Традиционно косточек должно быть 100, потому что многие мантры (например, мантры устранения препятствий) читаются по сто раз. Но поскольку мы можем ошибаться, захваты­вая по две косточки вместо одной, то добавили еще 8 (смеется). На самом деле число 108 связано с астрологией, традицией, пришедшей на Тибет из Китая. Вообще число 8 имеет большое значение в традиции тибетского буддизма (Восьмеричный путь, восемь бодхисаттв, восемь благих эмблем). Бывают четки и других разме­ров, например, для чтения мантры Авалокитешвары (ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ) хорошо иметь четки из 6 косточек, для выполнения практики богини Сингхамукхи - из 14 косточек. Что касается маленьких четок, используемых при выполнении простираний, то здесь количество косточек может быть любым, лишь бы это было удобно для вас.

Л.Б: Как следует носить четки?

Лама Кенпо: Здесь нет каких-то особых правил. Обычно практики носят их под одеждой. Но если ваши четки богато разукрашены и вы хотите показать их другим, то можете носить поверх платья или на запястье (смеется).

Л.Б.: А зачем четки освящают?

Лама Кенпо: Вам, наверное, известно о существовании хороших и плохих энергий. Все явления и предметы имеют свои вибрации. Определенные волны исходят и от человеческой мысли. Большинство людей знают это на собственном опыте. Бывает, встречаешь незнакомого человека, и возникает приятное ощущение. Это может быть вызвано тем, что вы почувствовали радостный настрой его ума. Или, если мы будем носить одежду дурного человека, то вполне вероятно заболеем. Все это связано с тонкими энергиями. Почему четки благословляются ламами? Если лама достиг высокой ступени развития и находится в состоянии пробужденности, то, прикасаясь к четкам, дуя на них, он передает им свою благую энергию. При этом имеет значение начитывание им благоприятных мантр (я хочу здесь выделить слово «благоприятных», потому что не всем известно, что бывают и дурные мантры, используемые, например, для убийства человека). В то же время, если плохой че­ловек дотронется до четок или вы положите их в неудачное место, то энергия благословения уйдет. Правда, если мастер, проводивший освящение, достиг состояния изначальной мудрости, то его благословение никогда не покинет четки.

Л.Б.: А как следует приобретать четки? Можно ли принимать их в подарок?

Лама Кенпо: Это зависит от вас. Главное, чтобы они пришли к вам из хороших рук.

Лама Кенпо Чога Ринпоче. Четки из хороших рук.

[Интервью с Ламой Кенпо Чога Ринпоче / Вела Л. Богданова] //Путь к себе. - 2006. - № 6. - С.10 -11.

Четки используются последователями практически всех религиозных систем для отсчитывания количества прочитанных молитв и мантр, выполненных ритуалов и поклонов. Однако, в буддизме четки играют еще и роль предмета, в котором кодифицирована информация, связанная с основными философскими и практическими аспектами Учения Будды.

Буддийские четки (на санскрите: мала; на тибетском: пренва) изготовляются из дерева, кости, камня или металла. При этом материал часто выбирается в связи с теми или иными его энергетическим или мистическим влиянием на человека или окружение.

Так, например, четки из можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные влияния; такими же свойствами обладают четки из красного коралла и темно-синего лазурита.

Четки из сандалового дерева, горного хрусталя в жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней.

Золотые, серебряные, медные, янтарные, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи - увеличивают продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных заслуг.

Четки из хрусталя, сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения-пуджи всем благостным (мирным) йидамам (аспектам Просветления) и Гуру-йоге.

Для мистических практик, особенно связанных с гневными йидамами, используют четки из можжевельника, черного или красного дерева, кости, черного хрусталя, агата, черного коралла.

В прошлом монахи-воины нередко носили металлические (бронзовые, железные или серебряные) четки, используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия.

Встречаются также четки, выполненные из завязанных особым образом узелков. При этом каждый узелок завязывается с чтением определенных мантр, молитв и выполнением особых созерцаний.

Особо ценятся последователями буддийской традиции Ваджраяны ("Алмазной" или Тайной Колесницы) четки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. На изготовление таких четок идет 108 черепов, что возможно лишь в условиях Тибета, где традиционно трупы умерших не закапывают в землю (ввиду отсутствия таковой в горах) и не сжигают (ввиду отсутствия дерева), а оставляют в специальных местах, где трупы быстро расклевываются горными грифами, после которых от трупа остаются лишь череп и кости. Поскольку такие четки - большая редкость, то чаще встречаются просто костяные четки (из кости человека или животных), каждая бусина которых выполнена в форме миниатюрного черепа.

Классическое количество бусин в буддийских четках равно 108. Однако, встречаются четки и с другим количеством бусин. В любом случае - число бусин кодифицирует определенные положения Учения. Так, например, 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний (санскр.: танха), омрачающих дух человека:

А) желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6);
б) по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3);
в) к объектам внутренним и объектам внешним (2);
г) три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3).

Отсюда - канонические числа буддизма:
- 6х3 = 18;
- 18x2 = 36;
- 36х3 = 108.

Имеются и другие расшифровки числа 108, однако, эта - наиболее распространенная. Четки делятся дополнительной большей бусиной (109-ой), которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая бусина. Большая бусина символизирует Мудрость-праджню, а конус - Метод-упайя. Чаще всего 36-я и 72-я бусины также делаются несколько большего размера или другой формы. Из цилиндрической бусины выходит "хвост" из нитей, цвет которых часто связан с принятыми обетами в традиции той или иной буддийской Школы. Так, например, черный цвет может означать принятие мирских обетов (санскр.: упасака, таб.: генен ), красный цвет - начальные монашеские обеты, послух (санскр.: шраманера, тиб.: гецул ), желтый - полные обеты монашества (санскр.: бхикшу, тиб.: гелонг ). "Хвост" может быть двойной - в этом случае одна из его частей символизирует Практику Заслуг, а вторая - Практику Мудрости; либо же они могут символизировать, соответственно, состояние Ясности - шаматхи и Прозрения - випашьяны. То, что обе части выходят из одной бусины - символизирует их единство-недвойственность.

Четки, используемые адептами Ваджраяны, зачастую гораздо сложнее и по своей символике и по процессу изготовления. Часто такие четки играют еще и роль своеобразного опознавательного знака для посвященных, указывая на уровень и тип духовной практики хозяина четок.

В дополнение к общей символике классических четок, ваджраянские четки, особенно у посвященных в практики гневных йидамов, часто выполняются в форме черепов, что символизирует бренность этого мира или Практику бренности. В форме черепов могут быть как все бусины, так и только разделительные - 36-я, 72-я и 109-я. Может быть выполнена в форме тройного черепа и одна только большая, 109-я, бусина. В этих случаях три черепа обозначают еще и три главных омрачения-"яда" сознания: страсть, злобу и неведенье.

Основание четок (в районе "хвоста" или вместо него) часто украшается одним из тантрических символов из железа, бронзы, серебра или золота. По этому символу можно примерно определить тип тантр, которые практикует владелец четок. Наиболее часто в качестве такого символа встречается ваджра, как общий символ Ваджраяны или дхармачакра - как символ Учения Будды вообще. Гридуг чаще носят ламы (как символ отсечения всякого омрачения) и посвященные в практики гневных йидамов; металлическое зеркало - практики системы Дзогчен; пурбу - посвященные в практики йидама Ваджракилайи и т. д.

Нанизываются ваджраянские четки на шнур, сплетенный из 5-ти разноцветных нитей: белого, синего, желтого, красного и зеленого цветов. Эти нити символизируют пять аспектов Просветления, выраженных фигурами пяти Просветленных-Татхагат: Вайрочаной, Акшобхьей, Ратнасамбхавой, Амитабхой и Амогхасиддхой. Во время плетения шнура читаются слоги-биджи и производится специальная визуализация этих Татхагат. Таким образом шнур как бы заряжается их энергией. Пять нитей могут быть связанны и с практикой-мандалом того или иного йидама - в этом случае, соответственно, меняются мантры и визуализации. Иногда шнур состоит из 9-ти нитей - в этом случае они символизируют йидама Ваджрадхару и восемь главных бодхисаттв.

Кроме центрального "хвоста" ваджраянские четки имеют еще два - после 36-й и 72-й бусин (в этом случае эти бусины не отличаются от других ни формой, ни размером). Каждый из этих "хвостов" продевается через пять мелких бусин или дисков. Два "хвоста" символизируют Практику Заслуг и Практику Мудрости, а мелкие бусины - десять Совершенств-парамит, первые пять из которых относятся к Заслугам, а следующие пять - к Мудрости. Часто встречается и другой вариант, когда все десять мелких бусин нанизывают на главный "хвост".

После изготовления четки освящаются Учителем-ламой или самим адептом путем проведения особого обряда. Такие четки обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие их хозяина и способствующие его тантрическим практикам. Эти четки запрещается передавать посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если четки приходят в негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте или же - сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои четки, на которых они начитали 108 тысяч или более мантр в святых местах. Считается, что в этом случае плоды от выполненных практик возрастают, что вполне объяснимо, учитывая ту связь, которая устанавливается между четками и их владельцем в результате систематических практик.

Четки великих Учителей-лам, прославившихся своей святостью и духовными силами, замуровывают в ступы или фундаменты храмов во время их сооружения, вкладывают в статуи Будды и йидамов, помещают на алтарях в качестве реликвий. Часто четки передаются от учителя к ученику из поколения в поколение как знак духовной преемственности.

Дополнение с сайта сангхи Чокьи Ньима Ринпоче (http://rangjungyeshe.ru/):

Гуру Ринпоче сказал:
«Лучшим видом малы считается мала изготовленная из драгоценностей (ринчен).
Посредственный тип малы изготовляется из семян дерева или плодов, а низший из дерева, земли, камня или лекарства.»
Мала сделанная из раковин, земли, дерева, семян дерева или плода используется для выполнения мирных садхан.
Мала, сделанная из семян бодхи, завершает все дхармы.
Мала из дерева бодхи осуществляет умиротворяющую активность
Мала из тутового дерева осуществляет подчиняющую активность.
Мала из красного дерева используется для гневных практик.
Малы из бивней слона будут осуществлять любую заботящуюся активность.
Бусины малы сделанные из камня хороши для увеличивающих практик.
Бусины сделанные из лекарства хороши для гневных практик.
Белый цвет малы связан с восточным направлением(?),что в свою очередь обладает успокаивающим действием.
Жёлтый цвет малы на пример сделанный из семян prunus, золота, семян абрикоса – повышает энергию, используют для приумножения богатства, успехов и сознания.
Держим на среднем пальце на уровне пупка сидя лицом на юг.
Янтарная мала очень хороша для лечения глаз.

Мала может быть красного цвета , на пример из коралла или красного сандала – красный это цвет контроля над другими. Держим на уровне гениталий на безымянном пальце сидя лицом на запад.

Чёрная, металлическая,бирюзовая – используются когда надо применить разрушающую активность (я думаю, что разговор в большей степени идёт о железной мале). Сидим лицом на север, малу держим на мизинце в правой руке кисть лежит на колене.
Есть вариант,что стальная мала увеличивает добродетель.

Костяная мала - очень мощная и требует от практикующего высокого уровня способностей.
Синяя мала связанна с пространством.
Лучше всего использовать малы из драгоценных камней. Они используются при выполнении любых кармических активностей, производимых Вами.

Мала из семян рудракши – распространена среди индуисских садху. Такая мала считается опасной, потому что она обладает огромной силой и практикующий, который ей пользуется должен иметь высокие способности. Для сравнения – пользоваться такой малой всё равно – что объезжать дикого жеребца… Для того что бы по достоинству оценить качества дикой лошади надо быть хорошим наездником.

Голова малы или ступа – состоит из трёх бусин. Символ союза трёх Кай.
Самая маленькая, верхняя-считается источником звука. Она синего цвета - символ неизменного ума абсолютной истины.
Две завершающие (размер по возрастающей к нижней бусине) – представляют собой два типа энергии –мужскую и женскую,т.о. это символ союза мужского и женского принципа. Они очень важны в мале, без них мала не будет работать.
Есть ещё вариант трактовки бусин-ступы - Средняя бусина – красного цвета – так же символ ваджарной речи.
Последняя бусина – белого цвета, она считается сокровенной, т.к.символизирует ваджарное тело.
Нитей в мале должно быть –три, пять или девять. Три нити символизируют – три Каи, пять нитей символизируют – пять Будд, девять нитей – девять колесниц.

Для Практики Белой Тары и Белого Махакалы нужна мала из Жемчуга.
Для практики Зелёной Тары – Жадеит.
Для практики Будды Медицины – Ляпис Лазурит или Бирюза.
Для практики Амитабхи – красная Яшма.
Для практики Шакьямуни – Янтарь.
Практика гуру Ринпоче в форме Падмасамбхавы – косточки животных или бисер в ыорме черепов.
Практика Ваджрасаттвы и Ченрезига – Горный хрусталь.

При начитывании мантр используют правую руку, но в практиках с визуализацией – только левую.
При начитывании мантр важно правильное положение пальцев. Большинство мантр начитывают левой рукой, держа мала между большим и указательным пальцем, перебирая бусины «внутрь ладони». Большой палец собирает бусины внутрь, а другое направление – рассеивает энергию. Дойдя до «головы мала», направление меняют, чтобы не рассеивать энергию.

1). Мирные мантры читают на уровне сердца.
2). Мантры умножения силы, ума и богатства – чётки перебирают на уровне пупка через средний палец. Это мантры Манжушри, Дзамбалы, Амитаюса и др.
3). Гневные мантры подчиняющей активности – через безымянный палец на уровне полового центра. Это мантры – Гаруды, Хаягривы, Гуру Драгпо и др.
4). Устрашающие мантры – через мизинец на уровне левого колена. Это мантры Ваджракилаи, Ваджракумары, Львиноголовой Дакини. Тут же – можно перебирать правой рукой через безымянный палец на уровне правого колена.

Или еще вот так:
Из книги «Объяснения Стадии Заpождения в соответствии с Пpактикой Садханы называемой «Стержень Недуальной Ясности», Гьлтрула Ринпоче:

Далее, в тексте обсуждается подсчет мантр при помощи малы. Дpугая цитата втоpого Будды, Падмасамбхавы, говоpит: "Лучший вид малы, использующийся для увеличения количества повторений, является мала, сделанная из некотоpых видов драгоценностей (Тиб. ринпоче). Посpедственный тип малы делается из семян деpева или плодов, и низший тип малы делается из деpева, земли, камня или лекарства."

Мала, сделанная из морских раковин, земли, деpева или семян деpева или плодов используется для выполнения миpных садхан и миpных действий.
Мала, сделанная из золота – для выполнения обширных действий.
Мала из кpасного коpалла – является лучшей для выполнения сильных садхан.
Стальная или биpюзовая мала – хоpоша для гневной активности.
Мала, сделанная из камня "зи" или дpугих дpагоценных камней, может использоваться пpи выполнении любых каpмических активностей, пpоизводимых вами.
Мала, сделанная из косточек абpикоса , будет выполнять обширную активность.
Мала, сделанная из "лот тон" (крошечных, круглых черных семян плодов) выполняет сильную активность.
Мала, сделанная из бусинок pакши , пpименяется пpи гневных пpактиках.
Мала, сделанная из семян бодхи , исполняет все дхаpмы.
Мала из дpевесины деpева бодхи , исполняет мирные кармы.
Мала из бусинок mulberry исполняет силные кармы.
Малы из дpевесины mahogany используется в гневных практиках.
Малы, сделанные из костей слон а, особенно его бивней, будут выполнять всякую заботящуюся активность.

Бусины сделанные из камня – хоpоши для обшиpных пpактик. Бусины сделанные из лекарства – хоpоши для гневных пpактик. Малы со множествном pазличных типов дpагоценностей хоpоши для любых пpактик. Тем не менее, я советую, чтобы вы не пытались делать малы с большим количеством pазных бусинок на них, потому что, если вы не знаете, какие комбинации являются эффективными, вы можете получить неположительный pезультат.

Далее, текст упоминает pазличные виды пользы, котоpая извлекается из использования pазличных типов мал.
Железная или стальная малы умножают добродетель, котоpая накапливается с каждым повтоpением обычным способом. Медная мала умножает каждое повтоpение в четыpе pаза. Мала pакша умножает каждое повтоение в 20 миллионов, и жемчужная мала умножает в 100 миллионов раз. Серебрянная мала умножает в 100000, а рубиновая мала в 100 миллионов раз. Мала из семян бодхи проявляет безграничные блага для любых форм практики, будь то мирная, обширная, сильная или гневная.
Вы должны все знать о значении малы и о лучшем способе их связывания. Нитей в вашей мале может быть использовано три, пять или девять, и никакое другое число. Тpи нитки символизиpуют тpи кайи, пять нитей символизиpуют пять Будд, и девять нитей символизиpуют девять колесниц.

Главная гуpу-бусина может состоять из трех бусин, символизиpуя тpи ваджpных состояния существа, тpи кайи. Самая маленькая бусина наверху должна быть синей, возможно из лазуpита. Голубой цвет символизиpует неизменный ум абсолютной истины. Сpедняя бусина должна быть кpасной, что символизиpует ваджpную pечь, и сокровенная бусина должна быть белой, что символизиpует ваджpное тело.

Ваша мала должна быть благословлена ламой, и вы должны постоянно благословлять вашу малу сами насыщая ее энергией. Вы должны вложить энеpгию в вашу малу пеpед тем как подсчитывать мантры, для получения pеальной пользы.
Вы должны очистить ваш pот и pуки, и затем вашу малу, пеpед тем ка ее испоьзовать. Вы можете также пропитать ее сандаловым маслом.
Затем заpождайте себя как божество, взяв малу в левую pуку и установив гуру-бусину вертикально в центре. Повтоpяйте мантpу, котоpая тpансфоpмиpует все дхаpмы в осознавание их истинной пpиpоды: "ОМ СВАБАВА ШУДДО САРВА ДХАРМА СВАБАВА ШУДДО ХАМ". Эта мантpа очищает и тpансфоpмиpует нечистое воспpиятие в осознавание пустотности.

Из пустоты, гуру-бусинка пpоявляется как центpальное божество в мандале, и дpугие бусинки пpоявляются как его свита. Эта часть пpактики является медитацией на самаясаттву. Далее, пpизывайте джнянасаттву. Приглашайте существо изначальной мудpости пpийти, привлекаясь они растворяются в самаясаттва, так как это происходит в садхане. Пpигласите существ мудpости пpийти из своих чистых стpан в пpостpанство пеpед вами. Затем они pаствоpяются в вашей мале и остаются там. Таким обpазом, каждая часть вашей малы является полной мандалой. Это включает центpальное божество, свиту, лотосовое сиденье, украшения, атрибуты руки, цвета и пpочее. Ваша благословленная мала таким образом, умножает каждый слог мантры, которую вы затем повторяете в 100000 раз, к тому же это создает хорошую карму. Поэтому очень важно делать именно так.

Ваша мала пpедставляет не только фоpму божества, но и pечь божества также. Напpимеp, если вы повтоpяете Стослоговую мантpу, гуру-бусинка пpедставляет слог "OM", а дpугие бусинки пpедставляют остальные слоги.

Гуpу Падмасамбхава сказал: "Всякий pаз, когда вы повтоpяете миpные мантpы, используйте кончик вашего большого пальца, чтобы вpащать малу. Когда повтоpяете обшиpные мантpы, используйте средний палец. Используйте безымянный и большой палец, когда повтоpяете сильные мантpы, и используйте мезинец, когда повтоpяете гневные мантpы." Используйте только вашу левую pуку для подсчета мантp. Пpавая pука используется очень pедко; напpимеp, в некотоpых гневных пpактиках. Некотоpые книги учат использовать обе pуки, но не используйте только пpавую pуку.
Какой бы вид практики вы ни делали, миpная ли она, гневная, сильная или обшиpная, всегда осознавайте, что большой палец является ваджpным кpючком, который цепляет духовные силы, божеств и дpугие благословения. Также, очень легко передвигать бусины именно большим пальцем.

Текст детально не объясняет, но существуют некоторые обшиpные учения о том, как пеpемещать бусинки малы, когда выполняются опpеделенные пpактики. В некотоpых гневных пpактиках вы деpгаете бусинки обеими pуками, и т.д.
Следующие учения, котоpые объясняют как заботиться о вашей мале когда вы не используете ее, пришли прямо из уст Гуpу Падмасамбхавы. Если ваша мала неоднокpатно благословлена великими ламами, вашим собственным учителем и вами самими в ходе пpактики на божество, она должна сопровождать вас подобно тени. Вы сохpаняете коpенную самаю ваджpной малы никогда не позволяя ей отрываться от вашего тела..

Много разных рекомендаций относится к пpавильному уходу и использованию малы, но только немногие упомянуты здесь. Никогда не позволяйте ей остывать от тепла вашего тела. Никогда не показывайте вашу секpетную ваджpную малу дpугим людям. Никогда не отдавайте вашу малу в pуки дpугих людей. Ни куда ее не отправляйте и не поpучайте заботу о ней дpугим. И никогда не отдавайте вашу малу в pуки тем, кто нарушил свои обеты, или тем чьи духовные взгляды pезко отличаются от ваших собственных.
Деpжите в руках вашу малу, только когда делаете повтоpения мантpы. Не игpайте и не теребите ее попусту. Не гадайте на ней и не используйте как счеты.

ЧЕТКИ

Для чего нужны четки: религиозная святыня или модный аксессуар?

История происхождения четок уходит своими корнями к индийским суфиям во II тысячелетие до н.э. Символ веры, наделенный культовыми качествами, со временем перешел в другие религии как предмет для создания ритма, сохранения концентрации внимания и средство для счета прочитанных молитв. В православии их именуют «духовным мечом», преподнося монахам на постриг. Буддисты достигают просветления, часами медитируя с ними в руках. В восточных единоборствах ими тренируют пальцы рук, вырабатывая ловкость и силу мышц. А такие известные люди отечественной литературы, как Агния Барто, Анна Ахматова и Борис Акунин не единожды упоминали их в своих произведениях. Чуть позже обрели и другие значения, став отличительной чертой статуса своего обладателя, а также украшением человека. Считается, что четки в подарок из полудрагоценных камней обладают магической и целительной силой. Эффект зависит от используемого минерала.

Самые древние образцы изготавливались из подручных вещей. Для этого использовались косточки плодов растений, дерево, кости животных, камни. В обиходе встречаются две большие группы: перекидные и круговые четки. Первый вариант подразумевает набранные на ленту плоские пластины, перебрасываемые через пальцы быстрыми движениями рук. Второй – нанизанные на замкнутый в кольцо шнур или нить бусины, имеющие округлую форму. Четки присутствуют в разных религиях, с помощью перебора элементов достигается духовная сосредоточенность. Для каждого вероисповедания четки и их значение имеют свои черты.

Ислам

Существует несколько разновидностей, именуемых «тасбих» или «субха». Большие состоят из 99 звеньев по количеству «имен» Аллаха. Малые мусульманские четки насчитывают 33 или 11 бусин, после каждого одиннадцатого элемента идет специальный разделитель (зерно иной формы). Характерным признаком является привеска. Делается это для удобного отсчета молитвы, по количеству ее частей. В современной культуре известны электронные четки у мусульман, регулируются они простым управлением. Одна кнопка суммирует молитвы, другая сбрасывает. Их число отражается на дисплее.

Христианство

Шнур с бобочками, символизирующий восхождение по ступеням к небу и духовную близость с Богом. В народе именуется лествицей или вервицей, если замыкается в кольцо. В обиход верующих православные четки ввел св. Пахомий в IV веке. Модели их могут отличаться по видам. Так, 33 детали символизируют возраст Христа, кратное десяти количество обозначает число заповедей, двенадцати — апостолов. К краю ленты часто крепится крест или лапостки (лепестки, ладонки). Три из них означают Бога в трех его Ипостасях, четыре – первых евангелистов.


Буддизм

Ведут свое начало с III века. Обязательно замкнуты в кольцо и могут содержать 18, 21, 27, 54 или 108 бусин и привеску-разделитель – крупное звено. Называются буддийские четки «мала», что в переводе означает гирлянда. Часто встречаются образцы с разной формой и цветом зерен, что передает отличие мантр друг от друга. В религиозном учении перебирание элементов делается для философских размышлений. Тантрические четки отличает наличие шнурка из 5 разноцветных нитей, где каждая представляет стихию: воду, воздух, пространство, огонь, землю. Они символизируют собой очередную ступень на пути к просветлению личности.


Интересные факты о четках: рекорды и достижения

Самые большие в истории человечества были изготовлены в 2008 году монахом из Японии Хаяши Хироши в дар центру буддизма «Ринпоче Багша». Их вес составил 350 килограмм. Огромные шары были выполнены из эссинганга — уникального африканского дерева розовой породы. Поскольку растение является долгожителем и накапливает фактурные кольца на срезе своего ствола, их отличала оригинальная расцветка.

Самые длинные были изготовлены турком Мустафой Кара. Их протяженность составила 25 метров, материалом для них стала сосна. Прежде чем получить запланированный мастером результат, ему пришлось переработать 500 килограмм древесины.

Рекордсменом по количеству четок стал Фархад Октай, уроженец Азербайджана, собравший в свою коллекцию образцы всех религий мира. Их общее количество составило 3000 штук.

В Европу в подарок когда-то привез Александр Македонский из Персии, после чего они прижились на просторах местных земель. Но самым дорогими за всю историю мира считается образец из идеально отполированного черного коралла с искусной серебряной инкрустацией.

Нерелигиозное использование четок: современная практика

Помимо религиозного символизма четки используются и в качестве украшений. Любители модных аксессуаров предпочитают четки из натуральных камней , так как их внешний вид эстетичен и позволяет использовать целебную силу природного материала в повседневной жизни. Стильный атрибут можно встретить в виде аналога бусам, колье или браслетам. Автолюбители часто вешают четки на зеркало в машине. В Греции их называют комболи, они являются олицетворением мужественности и стати, позволяют играя скоротать время.

Психологи рекомендуют перебирать бусины в руках стеснительным и скромным людям, чтобы выработать в себе уверенность и силу духа. Полезны они для успокоения нервной системы как органичная часть мануальной терапии. Так как на ладони содержится множество нервных точек, прикосновение четок воздействует на них, выравнивает дыхание, нейтрализует головную боль, способствует устранению депрессии и последствий стрессов. Перебирая бусины при участии безымянного пальца, вы без труда избавитесь от перепадов давления, а при зажатии звеньев в кулаке повысите иммунитет.

Благодаря силе камней четки насыщают человека положительной энергетикой, являются его физическим и эмоциональным талисманом. Они могут стать прекрасным средством для обретения внутренней гармонии и будут полезны в качестве подарка близким людям.

Что такое четки? Как крутить этот предмет? Для чего они нужны? Вопросов много. Давайте будем разбираться.

Итак, для чего нужны четки и что это вообще такое? Это специальный инструмент, известный в различных религиозных и духовных практиках, который используется для концентрации духовной энергии своего владельца. При таком глубоком мистическом значении выглядит этот предмет скромно: нанизанные на шелковую нить или шнурок бусины.

На что стоит ориентироваться, покупая себе четки? Виды этого предмета - это именно то, на что нужно обратить внимание, выбирая их себе. Число бусин и их размеры зависят именно от того, к какой религиозной традиции относится владелец данного предмета.

История четок

Теперь нам известно, что такое четки. Как крутить правильно, мы разберемся немного позже. Сейчас поговорим об их истории. К нам этот предмет пришел с Востока. Первые упоминания о четках встречаются еще в индийских сказаниях второго тысячелетия до нашей эры. Уже тогда они использовались с целью помочь сосредоточиться на чтении священных стихов или иных сакральных текстов.

Первые четки делались из кожаного шнура, на котором завязывались узелки на равном расстоянии друг от друга, чаще всего оно составляло ширину пальца, чтобы удобно было перебирать такой шнурок одной рукой.

Чуть позже стали нанизывать на шнур косточки ягод, деревянные брусочки, зерна. Наконец основным материалом для создания стали бусины, а форма была выбрана сферическая, так как именно такие четки удобнее всего крутить. Делались бусины из различных пород дерева или вытачивались из камня, полудрагоценных минералов.

Само это название в русском языке происходит от корня «чет», как и в словах «читать» и «считать». Традиция пользоваться этим предметом пришла на Русь в конце средневековья через монашескую православную традицию.

Четки индуистские

В этих четках - 108 бусин. Но их состав неоднороден. Так, после 36 бусин на ряду может быть завязан узел, играющий роль разделителя, либо 36-я бусина будет отличаться от других по размеру. Так же отделяются «зерна» четок в ряду после 72-й бусины. Отлична от других и последняя бусина. Она замыкает круг, и из нее выпускаются небольшие кисти нитей шнурка.

Для чего нужны четки? Этот предмет духовной практики в Индии является атрибутом нескольких божеств, и прежде всего Брахмы и Шивы. Основной материал для изготовления бусин - разные породы дерева. Носят эти длинные четки на шее, соединив их в кольцо, по возможности стараются обернуть шнурок с бусинами вокруг шеи трижды.

Буддийские четки

В классическом варианте в этих четках - опять же 108 бусин, по количеству мантр, необходимых для прочтения. Главное отличие от индуистских:

  • последняя бусина золотая, олицетворяет Будду;
  • не выпускаются кисти из ниток шнура;
  • сам шнур состоит из пяти видов нити, которые символизируют 5 стихий, как принято в восточном мистицизме.

Также в буддизме позволено носить четки и с меньшим количеством «зерен». В них может быть 54, 27 или 21 бусина. Крайне редко - 18 бусин. Также в буддизме принято носить длинные украшения в специальном мешочке, а короткие - на запястье. Они так и называются - пястные. В буддизме четки могут быть деревянными, костяными или выточенными из полудрагоценных камней.

Христианский вариант четок

В эту религиозную традицию четки попали намного позже, чем в восточные религии. Они появились в четвертом веке нашей эры. Число «зерен» и смысл использования разнятся в зависимости от того, к какой церковной традиции относится владелец четок. Чем разнятся католические и Сколько бусин и в тех, и в других? Сейчас об этом и пойдет речь.

Православные четки

Сколько бусин в православных четках? В них бывает разное их число. Классический вариант - 33 штуки, это число лет, прожитых Христом на Земле. Но может быть и иное количество зерен, кратное 12. Так, есть четки в 24 или 36 деталей. Каждые 12 зерен отделяются рубежом в виде узла. Однако в начальном варианте четок, которые назывались вервицей и состояли лишь из узлов, должно было быть 103 элемента.

Позже в традицию вошло украшать место соединения крестом или небольшой иконкой святого, который покровительствует человеку. Такие четки нужны для счета прочтенных молитв.

Католический вариант

У католиков четки называются "розарий", в нем 50 бусин, разделенных по десять штук. Их монахи носили на поясе. Предмет также украшался крестом или кисточкой. Есть и иные варианты количества бусин в католической традиции. Главное, что оно должно быть кратно десяти. Самые маленькие - перстные четки. Это всего 10 бусинок, соединенных в кольцо, которое можно надевать на палец.

Четки в исламе

В этой традиции количество зерен должно быть кратно 11, так как именно из такого количества частей состоит мусульманская молитва. Четки замкнуты в кольцо, на месте соединения есть продолговатая бусина, часто с кисточкой. Если в них 33 или 99 бусин, а это максимально дозволенное количество, так как у Аллаха столько же имен, то каждые 11 бусин отделяются, например, более мелкими зернами.

Светские четки

В последние два века четки стали использоваться не только для молитв и повторения священных текстов. Сегодня это:

  • стильное украшение;
  • помощь в медитации;
  • инструмент в лечении способами народной медицины;
  • способ сосредоточиться на важной проблеме.

По сути, придя в мир, четки не утратили своего изначального смысла - они по-прежнему нужны для того, чтобы помочь своему хозяину на чем-то сосредоточиться: на деле, отдыхе или лечении.

Греческие четки

Это совершенно особая разновидность четок. Они используются исключительно для перекидывания в руках и называются "комболои". Это 20 бусин, которые соединены в круг, но на них могут быть любые украшения. Иногда комболои соединяются цепочкой или же их шнурок намного длиннее ряда бусин. Как крутить греческие четки, объяснить нелегко, потому что существует множество различных практик перекидывания комболои. Важно перекидывать бусины по свободной части шнурка разными замысловатыми способами.

Камболои придают своему хозяину статус, а потому их стремятся делать из дорогих материалов, чаще всего из полудрагоценных камней, жемчуга или янтаря.

Несколько интересных фактов

Любые четки отличны от обычных бус именно тем, что «зерна» располагаются по шнуру свободно, чтобы их удобнее было перебирать.

Вот вы приобрели себе этот набор бусин? В миру четки обычно перебирают одной рукой. Для этого надевают шнурок с бусинами на ребро ладони, а большим пальцем перекидывают «зерна», чуть упирая каждое из них в боковую часть указательного пальца. А при чтении молитв четки крутят двумя руками, надолго сосредотачивая внимание на каждой бусине, пока проговаривается священный текст.

В средневековье священнику, только прошедшему обряд пострига, вручали четки как символическое оружие веры. И в общей христианской традиции у монаха-расстриги, то есть у отказавшегося от служения священнослужителя, четки отбирали вместе с крестом.

Теперь вам известно, что такое четки. Как крутить или, вернее, перебирать и для чего они нужны, мы тоже подробно постарались рассказать. Теперь можно отправляться за покупкой!

Четки - это определенное количество навязанных на нити узелков либо бусин, чаще округлой формы, нанизанных на нить, концы которой связаны. Общеизвестно использование четок для счета при чтении молитв в мусульманстве, буддизме, христианстве. В мусульманстве используют четки из 99 бусин по числу встречающихся в Коране эпитетах Аллаха (сейчас обычно - 33 бусины), у буддистов - из 108 бусин, по числу произносимых при молении мантр, в христианстве - из 33 бусин, по числу прожитых Иисусом Христом земных лет.

Четки обычно изготавливались из косточек плодов, дерева, окамененлостей, костей животных и различных камней (в христианстве, в отличие от мусульманства, для изготовления четок не используется серпентин - "камень змея - искусителя". Для мусульман же освященные четки из серпентина - лучший подарок).

Простое перебирание четок позволяет привести в порядок нервную систему, избавиться от бессонницы, депрессии, снять тревожность; развить чувствительность и точность движений пальцев; при перебирании четок лучше усваивается и "укладывается" информация; в качестве лечебного массажа пальцев рук активизирует точки, связанные с различными органами и системами организма.

Магический аспект использования четок заключается в том, что четки накапливают энергию молитв, мантр, определенных текстов, символов, психических состояний, набирают на себя вербальную, ментальную и иную энергию, со временем становятся предметом силы и, вступая в резонанс с полем "хозяина", позитивно изменяют его полевую структуру.
В эзотерике четки, не утратив первоначального значения, используются для фиксации сложных магических программ и коррекций. Любой талисман, который вы делаете - это монада, которая может быть разбита. Четки же состоят из множества, но составляют целое. Это то, что постоянно чистит, постоянно накачивает энергию, постоянно держит поток, это талисман который находится в постоянном движении.
Правильно подобрав камни для бусин, можно очень эффективно проводить не только энергетическую чистку организма, отдельных органов и чакр, но и их энергетическую накачку, что позволяет широко использовать четки в литотерапии и биокоррекциях. Например, в Индии все знают, что четки на которых долгое время начитывается определенная мантра, обладают магической силой, заживляют раны и исцеляют болезни.

Количество бусин составляется либо по количеству слов в молитве, заговоре, программе (бусина = слово), могут быть универсальные, мистические - 11, 22 ,33, 40 бусин. На четках может быть выстроена иероглифическая структура, например, на каждой бусинке рисуется (гравируется) символ аркана (Сила, например) - и накачивается.
Могут быть четки по бусинам имени - вас и любимого, если его нет - вы, любовь, пара - любая мыслеформа.
Можно зафиксировать название фирмы и ее доход, например, на год.
Четки могут быть моноструктурой, а могут быть собраны из различных камней.
Магические четки должны быть обязательно тематическими.
Астрологические: подбираются индивидуально в соответствие с задачей (например, накачка энергии слабых планет, ослабление негативного влияния планет или напряженных аспектов, и т.д.).
Денежные: Зеленые камни - малахит, яшма, может быть зеленый гранат - уваровит, гроссуляр; оникс, халцедоновые.
Любовные: Розовый кварц, земляничный кварц, родохрозит, родонит чистый, розовый турмалин - рубеллит (янская энергия цвета приоритетна); гранат, розовый рубин.
Брачно - семейные: Розовые камни смешивать с зелеными; например, родохрозит с малахитом на благополучие в любви.
Карьера, социум: Синие - лазурит, бирюза, сапфир, содалит. Социум, достижение власти - может быть темный аметист, темно-фиолетовый флюорит.
Здоровье: Флюорит - зеленый (омоложение), желтый, многоцветный; агаты, оникс, халцедон. Очень хороши желтые, зеленые камни; универсальные из сердолика (лучше оранжевый), для чистки крови - карнеол.
Кахолонг используется на здоровье - женщинам, детям, старикам (возрастные проблемы).

Четки - значение четок и их устройство. Использование четок
Буддистские Мантры - священные фразы и выражения, которые обладают специфической энергией и положительным образом воздействуют на сознание человека. Их власть ведет нас к вершинам сознания, приближая к моменту внутренней полноты и гармонии, которую мы можем разделить в среде обитания и насладиться истинным счастьем. Такое счастье не зависит от каких-либо внешних факторов, и поэтому не может быть разрушено никем и ничем. Тибетский термин “мантра” примерно переводится, как “защита разума”.

Использование четок
Четки - древнее и могучее подспорье в молитве и духовном труде. Их использование является превосходным примером того, как предметы внешнего, материального мира могут становится нашим проводником в мир внутренний, духовный. Их используют в большинстве современных религий и духовных течений, и это простое и гениальное изобретение по праву считается одним из символов духовной мудрости.
Существует несколько основных традиций изготовления четок, среди которых наиболее известными являются индуистско-буддистская, мусульманская и христианская. Можно предположить, что восточные традиции (индуистские, тантрические и буддистские) совершили путешествие на Запад, где были ассимилированы и стали частью христианских традиций. Классические индийские четки называются мала и состоят из 108 бусин и еще одной - Сумеру. Последняя является символом духовной вершины мира, горы Меру, и одновременно опорной точкой при повторении молитв по четкам. Индуистские и буддистские мантры повторяются также с использованием сумирни - четок с меньшим количеством бусин. Это количество чаще всего кратно 108 (то есть 54 или 27 бусин).
Наиболее распространенные христианские четки также состоят из 54 бусин - пяти декад, разделенных четырьмя большими бусинами, и еще 5 бусин, предваряющих распятие или медальон. Такая форма четок обусловлена строением католического Розария, до сих пор остающегося основной формой молитвы для католиков.
Конечно же, в христианстве используются и другие виды четок, однако все они построены по общему принципу: отдельная ветвь для распятия или медальона и декады (десятки) бусин (в основном они используются для чтения "Богородицы"), разделенные бОльшими или отличающимися от основных бусинами (для "Отче наш" и литаний). Есть большие четки на 15 декад, предназначенные для чтения всех Таинств Розария сразу. Существуют и совсем небольшие четки на десять бусин, предназначенные для одного десятка "Богородиц".
В некоторых четках декады разделены медальонами с изображениями соответствующих Таинств Розария, что облегчает для преданных процесс медитации. Хорошие, качественно сработанные и украшенные красивым распятием или медальоном (на них часто изображают святых-покровителей) четки становятся надежным подспорьем в духовной практике.
Материалы бусин разнообразны. Наиболее распространенными являются четки из разных пород дерева, из полудрагоценных минералов или хрусталя. Для индуистов наиболее ценными являются четки с бусинами из сандала и рудракши (священных зерен, по легенде наделенных благословением Шивы). Очень утонченными представляются четки-розарий, изготовленные из особым образом обработанных лепестков роз и украшенные изображением Девы Марии. Материал бусин важен постольку, поскольку он способен накапливать духовную энергию, которую мы неизменно передаем четкам при чтении молитв или мантр, неосознанно освящая их как символ нашей веры. Недаром большое количество чудес связано с четками великих святых, прикосновение к которым способно исцелять даже самые страшные болезни.
Четки не просто являются средством подсчета повторенных молитв. Они помогают нам и в концентрации ума, занимая наши руки в то время как наше сознание занято мыслями о Боге. Недаром во многих явлениях образ Девы Марии держал в руках четки, призывая людей с помощью этот простого предмета и молитвы победить силы смерти и ада.
Четки достаточно просто использовать при чтении любого из Чудотворных Розариев Свободы. Так, читая Чудотворный Розарий, вы можете повторять на девяти бусинах декады "Богородицу", а на десятой - "Утверждение Внутреннего Христа". При чтении других Розариев, в которых "Богородица" чередуется с утверждениями, просто давайте утверждения и "Богородицу" на одной бусине и пропускайте десятую, на большой бусине читая большое утверждение. Это достаточно просто. Чтобы придумать способ чтения Розариев по четкам, достаточно пары минут.
Если же в течение дня вам понадобилась духовная помощь, но нет возможности прочесть Розарий, просто повторяйте по четкам необходимую версию "Богородицу", которую вы без усилий запомните после нескольких прочтений Розария. Такое повторение позволит вам в течение дня пребывать в духе Розария, ни на минуту не прекращая свою духовную практику и духовный рост.

Рассмотрим устройство четок.
Четки только тогда являются "завершенной" конструкцией, когда концы основы (нитки или веревки) с нанизанными на нее бусинками, камешками, плашечками (или иными предметами-насадками, для удобства, я буду называть их зернами) связываются между собой, тем самым, образуя кольцо (круг). На предыдущих уроках мы уже обсуждали, что в магии кольцо является достаточно сильным элементом, позволяющим аккумулировать силу в предмете. Аллегорическое значение кольца - венец веры.
Кроме этого, четки олицетворяют цикличность времени, бесконечное повторение, аскетизм. Связывают их и с преемственностью, и с лестницей в небо.
Но по порядку. Четки нашли свое применение в христианстве (и в православии, и в католицизме), старообрядчестве, исламе, буддизме, среди шаманов и т.п. И у каждой религии четки были строго заданных параметров. Глядя на конкретные четки, всегда можно сказать, кому именно они принадлежат, буддисту или, к примеру, христианину. Кроме того, по виду четок можно определить и степень подготовки владельца, и принадлежность его к той или иной ветви учения (если послушнику хватит небольшого количества бусин в четках, то на дальнейших этапах этого количества будет уже мало).

О разнообразии четок можно судить по выставке "Четки", которая проводилась в Петербурге, в Российском этнографическом музее (РЭМ). В коллекции Натальи Жуковой можно было ознакомиться с 470 вариантами четок разных религиозных конфессий, народов и эпох.

В чем же характерные особенности?

Предмет на конце нитки четок:
К месту, где нити связываются в узелок, обычно прикрепляется предмет.
Православие: крестик и кисточка (кисточка и три зерна, крестик и три зерна).
Католицизм: крестик.
Буддизм: две кисточки или несколько бусинок. Четки с красной нитью и кисточкой предназначены дляпрактики тантры. В некоторых буддийских чётках выделяется одна более крупная и часто, в отличие от остальных, золотая жемчужина знак Будды. Брахманские чётки оканчиваются двумя равнозначными кисточками оранжевого цвета в месте соединения концов нитки, то есть исходят из единого узла.

Индуизм: две равнозначные кисточки.
Старообрядчество: кожаная полоска, состоящая из четырех треугольных кожаных лопастей. Такой треугольник лопастки символизирует Святую Троицу, обшивка лопастки - евангельское учение.
Ислам: оканчиваются продолговатой косточкой или камушком (перед кисточкой), что символизирует веру в единого Бога.

Символика четок:
Буддизм: колесо Закона, а так же колесо Сансары, на которое нанизаны бусины-явления.
Христианство: мистический сад роз Богородицы
Индуизм: нить символизирует непроявленное, кольцо - цикличность времени.

Напомним, что первые четки возникли в Индии и существуют там именно как культовая принадлежность. Четки являются визуальным изображением учения о круговороте бытия, состоящем в бесчисленном ряде перерождений, что вполне созвучно буддисткому учению. Однако, буддизм вышел из брахманизма. И четки брахманов довольно сильно отличаются от всех других разновидностей, появившихся позже.
Много веков назад (приблизительно 15 000 лет) брахманы создали четки, которые являлись символом почитания Солнца. Причем, если боги могли носить символ Солнца на груди, то брахманы, понимая, что не следует уравнивать богов и себя, предпочитали носить этот символ на руке. Четки брахманов имели черный цвет и назывались "рудракшас", то есть "Очи Рудры".
Соответственно, нижестоящие не могли равнять себя со жрецами и носили этот символ в других местах (а может и не носили вовсе). Четки у брахманов отражают модель Солнца и его круговращение в Космосе, и являются религиозным символом поклонения. Учителя передавали свои четки ученикам, как особый знак достижения высокого уровня в Учении.

Старообрядчество: кольцо - знак непрестанной молитвы, лестница духовного восхождения в небо.
Материал:
Из чего только не делали четки. Их изготавливали из древесины, из семян или плодовых косточек, кораллов и жемчуга, металлов и минералов, даже из рогов или позвонков животных.
Индуизм: как было указано выше - ягоды дерева рудракша, древесина туласи.
Ислам: на одной из выставок, посвященной четкам, демонстрировался экспонат - четки муллы из Кабарды, выполненные из наростов на корнях дерева, в этих четках каждое зерно было уникальным, неповторяющимся.
Буддизм: кораллы, деревья, минералы, металлы, кость. Последователи буддийской традиции Ваджраяны ("Алмазной" или Тайной Колесницы) особенно ценят четки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. В Тибете умерших не хоронят в земле, там это практически невозможно, и не сжигают (нехватка дров сказывается), а оставляют в специальных местах, где трупами активно занимаются горные грифы, а после них остаются только череп и кости. Понятно, что подобные четки - редкость, и чаще можно увидеть просто имитацию - четки, выполненные из костей животных или человека, в форме миниатюрного черепа.
Нить, навершие, кисточка и разделители в буддизме имеют особые названия и смысл. Материал и цвет зависели от того, каким богам собирались молиться с помощью данных четок: "белые посвящались Авалокитешваре, красные - Хаягриве или Падмасамбхаве, желтые предпочитали последователи школы гелугпа и т. д." (Н. Л. Жуковская)

Материал подбирается исходя из задач, поставленных владельцем. Для отпугивания злых духов, устранения вредного влияния на владельца на четки лучше всего подойдет можжевельник, темно-синий лазурит, красный коралл. Для устранения препятствий, успокоения и лучшей сопротивляемости болезням четки лучше всего делать из сандалового дерева, жемчуга или горного хрусталя.
Для увеличения продолжительности жизни, способствования развития мудрости и повышения духовного развития подбираются четки из семян лотоса, янтаря, семян дерева бодхи, а также из золота, меди или серебра.
Для мистических практик используют четки из можжевельника, черного или красного дерева, кости, черного хрусталя, агата, черного коралла.
Четки из кедра помогут снять головную боль (напряжение головного мозга), снизят давление, улучшат сон и сновидения. А кроме этого, защитят от злых людей, колдунов, кошмарных снов. Кроме перебирания в руках, такие четки нужно регулярно перед сном прикладывать к голове и к больным местам, а на ночь - положить их под подушку.
Кстати, кроме "духовного оружия" против тёмных сил, чётки могли применяться в качестве реального оружия. Среди экзотических разновидностей восточного оружия существуют чётки с зёрнами из металла (обычно железа), являющиеся гибким холодным оружием ударно-дробящего действия, близким по технике применения к боевым цепям.
Известно, что в кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания, которые непосредственно связаны с мозговыми центрами. Посмотрите на малышей: развивая мелкую моторику рук, давая им горошинки, фасолинки, мы развиваем не только руки, мы развиваем и мозговую деятельность. Умные китайцы уже в давние времена использовали для снятия стрессов, утомления грецкие орехи. Перекатывая их, вы воздействуете через окончания на пальцах непосредственно на мозг. По тому же принципу работают и четки. Перебирая их разными пальцами, можно влиять на самые различные стороны жизнедеятельности вашего организма, и, в первую очередь, на свое эмоциональное состояние.
Не менее умные японцы рассказывают нам о влияние четок на наш организм в знаменитом труде ученого Току-хиро Намикоши "Шиацу - японская терапия надавливанием пальцами". В нем говорится, что даже простое надавливание и потирание пальцев рук помогает успокоиться и отдохнуть.
К примеру, привлекая большой и указательный пальцы, вы можете облегчить головную боль, справится с затрудненным дыханием. Привлекая средний палец, вы сможете снять гнев, воздействовать на депрессию. Безымянный палец поможет повысить устойчивость организма к перепадам давления и магнитным бурям.
Если задействовать ладонь (мять четки, зажав их в кулаке), нормализуется работа всех внутренних органов.
Кроме того, такая работа с четками влияет и на больные суставы, разрабатывая их и облегчая боль, к примеру, при артрите.
Рекомендуется это не только тем, кто уже заболел, но и тем, кому заболевание может угрожать вследствие склонности к нему (профессиональное заболевание). И к нам, сидящим за клавиатурой и стучащим по ней пальцами, это относится в первую очередь. Занимаясь с чётками, вы заставляете работать и тренироваться рудиментарные мышцы пальцев рук, которые в процессе жизни атрофируются.
И одна из сторон воздействия четок на наш организм - это их помощь в сосредоточении. Если требуется запомнить какую-нибудь важную информацию в большом объеме (тексты, стихотворения, слова иностранного языка), нужно последовательно перебирать бусинки четок, каждый раз при перекладывании одного зерна, повторяя ту или иную информационную единицу.
К влиянию непосредственно зерен на нервные окончания добавится и влияние материала.
Четки из шунгита помогают при заболеваниях щитовидной железы, возвращая её функционирование к норме; вегето-сосудистой дистонии, пониженном жизненном тонусе. Четки из сердолика помогут при головной боли.
Четки могут стать очень хорошим подарком-оберегом, который Вы можете подарить друзьям.

Ну и напоследок, четки в сновидениях.
Если кто-то просто перебирает четки - это к радостям или вашему удовлетворению. А вот если их перебирает священник - это к несчастиям. Если четки перебираете Вы сами - это сигнал, что Вы опасаетесь рисковать без полной уверенности в удачном завершении задуманного.
Надевать четки или бусы на нить - к помощи со стороны богатых. Рассыпать - к утрате своего положения среди друзей и знакомых. Покупка четок сигнализирует о том, что в реальности Вам требуется чья-то помощь для выполнения задуманного.

Чётки есть универсальный «инструмент» для погружения в различные состояния. Не прибегая не к каким словесным формулам четки, могут погрузить вас в ваши думы, если вы убили в себе всех «лярв» ваши решения будут весьма продуктивны. «Перебирать» чётки лучше левой рукой. Если вы хотите выйти в Астрал, перебирайте чётки левой рукой, а правой рукой изобразите знак «Z» - зет (безымянный палец касается кончика большого, мизинец ложится на безымянный, указательный палец огибает средний). И если вы новичок в выходе в Астрал, то такая «распальцовка» вам просто необходима. Теперь поговорим о «СЛОВЕСНЫХ ФОРМУЛАХ». Для каждой словесной формулы нужны свои чётки (т.е. вы не должны с помощью одних и тех же чёток выходить в Астрал и концентрироваться на книге…). Это объясняется тем, что со временем (после завершения многих циклов) чётки вбирают (записывают) в свою матрицу формулу и усиливает только то, действие ради которого была составлена формула. Идеальной формулой считается «формула из трёх частей», т.е. предложение (формула) разбивается на три части (не обязательно равные) к примеру:

1.«Вскоре»
2.«Я выйду»
3.«В Астрал»

Идеальными чётками считаются, чётки из «99» костей без отметок (если оные имеются то, лучше их убрать в противном случае вы будете сбиваться, либо вам придется выделить время на тренировку). Тренировка в том или ином случае понадобиться, вы должны привыкнуть к чёткам и в то же время не забывать о «СЛОВЕСНЫХ ФОРМУЛАХ». Тренировкой считается «мобильная медитация», т.е. вы должны ходить и «читать». На первых парах вам всё - таки понадобятся «кости отметки», они будут показывать, если вы сбились или пропустили костькости (на данный момент вы можете меня не понять, но когда приступите, обязательно поймёте). В общем, дерзайте.

ПРИМЕЧАНИЕ: НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЧЁТКИ В МАГИИ СМЕРТИ И МЕДИТАЦИЯХ НА СМЕРТЬ, вы просто не сможете совладать с ними, ОНИ обеспечат вам быстрый «склон», а в последствии и вашу гибель.

Чётки (санскр.- малы) - шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцо, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины (зёрна), пластинки или иные однородные элементы. Во многих религиях: индуизме, исламе, христианстве и буддизме - используются для счёта прочитанных молитв или иных ритуальных действий, сохранения внимания и концентрации, задания ритма и так далее.

ФУНКЦИИ ЧЕТОК:
1. Счётное приспособление:
По зёрнам, узлам, валикам или иным составляющим чёток производится счёт прочитанных молитв, мантр, совершённых поклонов и тому подобных ритуальных действий. При делении зёрен или иных счётных элементов чёток на группы (особенно неравные, как, к примеру на лестовке), становится проще отсчитывание большого набора чисел. Применение привесок-счётчиков делает возможным счёт больши́х чисел, на счётчике откладывается число полностью отсчитанных чёток. То есть счётчик является следующим регистром при передаче чисел в системе счисления с основанием, равным числу зёрен в кольце чёток.

2. Напоминание:
Чётки сами по себе являются напоминанием о молитве, соединённые в кольцо - о непрерывной молитве. Устройство чёток иногда согласовано с молитвенным или иным ритуальным правилом, то есть число зёрен диктует последовательность слов и (или) действий.
Перстные чётки, применяемые для непрестанной молитвы без счёта.

3. Задание ритма:
Молитвенные правила, медитативные практики и иные ритуальные действия, совершаемые с использованием чёток, требуют соблюдения определённого ритма, который задается и поддерживается перебиранием чёток.

4. Сохранение концентрации:
Перебирание чёток позволяет практикующему сохранять внимание, бороться с утратой концентрации и сном. Так, к примеру, непрестанное повторение Иисусовой молитвы без счёта, практикуемое в исихазме, предполагает необходимость сохранения внимания, в частности чёткость текста молитвы, что облегчается ритмичным перебиранием чёток. Каждое зерно «возвращает» внимание верующего к молитве.

5. Символизм:
Конструкция и форма чёток, число элементов, материал, цвет, способ ношения и использования наделяются в различных учениях разными символическими смыслами. Наиболее часто чётки связываются с цикличностью и бесконечностью, со связью и преемственностью, с венком (венцом), лестницей в небо.

6. Отличительный знак:
По виду чёток можно делать выводы о принадлежности их владельца к той или иной ветви учения, степени его подготовки.

7. Лечение:
В некоторых практиках чётки из различных материалов наделяют способностью излечивать те или иные недуги. Кроме того, мелкая моторика пальцев, перебирающих чётки может помочь при лечении болезней суставов.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ БУДДИЙСКИЕ ЧЕТКИ?
Чаще всего четки используются для духовной практики начитывания, пения или мысленного повторения мантр и имен Божества. В практическом смысле четки помогают считать, задают ритм дыхания и чтения и служат якорем для ума: после каждого повторения сдвигают одну бусину и т.д. Фактически же четки один из самых священных религиозных предметов, поскольку они неотделимы от высшей практики обращения к Богу и медитации. «Начитанные» четки аккумулируют в себе очень мощную энергию, оберегая владельца, иногда четки передают по наследству или дарят близким для защиты.

ПОЧЕМУ 108?
Количество зёрен в традиционных буддийских чётках равно 108. Это число является священным у буддистов, так как это установлено самим Буддой. Так же есть чётки, содержащие в себе и большее, и меньшее количество зёрен от ключевого числа 108. Это обусловлено, прежде всего, назначением конкретных чёток для конкретных целей применения.
Например, чётки в 21 зерно посвящены культу богини Тары (женский эквивалент Архата в буддизме). Вообще, количество зёрен в буддийских чётках говорит о принадлежности к той или иной буддийской школе (Хинаяна, Махаяна, Тантра), а также о принадлежности к конкретному направлению, течению и даже секте в лоне буддизма. Например, священным буддийским книгам (Пустака), числу дней поста, почитаемым святым и т.д. Так есть чётки в 159, 143, 98, 50, 41, 33, 27 и в 21 зерно. А в тантрическом буддизме есть даже чётки в 19 зёрен, причем, зёрна имеют форму черепов человеческих.
Так, что буддийские чётки наглядно отражают многомерность и многоплановость мира, в котором мы все живем. Число зёрен в чётках и кисточках всегда имеет свое особое значение у буддистов. Канонические буддийские чётки, состоящие из 108 зёрен, составляются из числа 9, взятого 12 раз.
Девятка в буддизме — число, особо почитаемое у эзотериков этого учения.
Любой буддийский монах (лама) может иметь при себе только 9 предметов, отправляясь в путь-стран-ствие, а число 12 символизирует семерку (семь звёзд Большой Медведицы, семь дней недели, семь нот, семь цветов) и пятёрку (5 первоэлементов природы). И эти принятые за основу каноны имеют под собой философское обоснование. Девятка обозначает 9 месяцев (период от зачатия до рождения человека) и это число «девять» повторяется 12 раз по числу 12 циклических знаков (на западе «Зодиак», на Востоке — «Ветви»), составляющих полный годичный оборот Солнца. Так что число 108 есть сумма двенадцати девятимесячий равная 9 солнечным годам и, составляющая полный круг зачатий и рождений, повторяющаяся потом (от какой-то конкретной точки отправки) постоянно из года в год в одном и том же порядке.
В буддизме число 108 также знаменует собой число священных буддийских текстов Тибета «Канджур» и 108 первоэлементов, находящихся в 6 буддийских мирах.
Так же число 108 символизирует собой 108 духовных законов.

КАКИЕ ЧЕТКИ ВЫБРАТЬ?

Лучше, если при выборе совпадут сразу несколько пунктов:

1. В соответствии с традицией школы:
Шиваизм – рудракша.
Вайшнавизм – туласи, ним.
Шактизм – кристалл, металл, рудракша.
Тантризм – кость, рудракша.
Буддизим – можжевельник, сандал (белый и красный), другие деревья особенно с сильным запахом, семена дерева Бодхи, семена лотоса, полудрагоценные и драгоценные камни.
Тибетский буддизм – кость яка, драгоценные и полудрагоценные камни.

2. По указанию своего духовного учителя.

3. В соответствии с характером практики и выбранной мантрой. Это, пожалуй, основное руководство. Материал, из которого сделаны четки, должен лучше всего воспринимать соответствующие вибрации, своей естественной энергетикой не препятствовать Вашей практике и быть приятен Божеству.

4. По собственным глубинным интуитивным ощущениям: Вам нравятся именно эти четки, Вы чувствуете, что они именно Ваши, приятные ощущения от соприкосновения с ними.

КОСТЬ, ДЕРЕВО ИЛИ КАМЕНЬ?
Буддийские чётки изготавливаются из красного, черного, шелковичного, розового деревьев, полудрагоценных камней, коралла, жемчуга, янтаря, горного (тибетского) хрусталя, мелких ракушек, семян, кости и прочих материалов. При этом материал часто выбирается в связи с теми или иными его энергетическим или мистическим влиянием на человека или окружение.

Четки из сандала (белого).
Дерево сандала традиционно считается одной из чистейших субстанций и широко ценится за его охлаждающие и лечебные свойства. Практика на сандаловых четках способствует умиротворению. Сандал действует успокаивающе и охлаждает ум, он успокаивает питта дошу и помогает практикующему преодолеть чувственные соблазны. Он также притягивает позитивные тонкие вибрации, приносит ясность восприятия и может использоваться в практике поклонения любому Божеству.

Четки из красного сандала.
Красный сандал помогает концентрировать энергию и направлять к желаемой цели. Обладает согревающими свойствами, защищает от негативных энергий, трансформируя их в силу созидания. Развивает правильную работу муладхары (1-й чакры), взаимодействует с плотными потоками земли. Красный сандал рекомендуется активным людям. Четки из красного сандала используются в практиках поклонения Ганеше как устранителю препятствий и Дурге, как воплощению женской силы созидания и разрушения. Также четки из красного сандала применяются в тантрических практиках.

Четки из можжевельника.
Можжевеловые четки отпугивают злых духов и очищают пространство, можжевельник хорошо аккумулирует позитивную энергию. Это традиционные буддийские четки. Древесина можжевельника не гниет, что важно при долговременной практике.

Четки из дуба.
Дуб очищает пространство вокруг себя и притягивает положительные энергии. Дубовые четки дают владельцу личную защиту от негативных вибраций.

Четки из семян лотоса.
Четки из высушенных семян лотоса используются в индуизме для поклонения Богине Лакшми и обретения материального благополучия, комфортной жизни и достатка.
В буддизме чётки из семян лотоса используют для практик Божеств лотосового семейства, к которому принадлежат Будда Амитабха, Авалокитешвара, Хаягрива, Гуру Падмасамбхава, Тара и другие.

Четки из рудракши.
Четки из рудракши порождают мощную энергию, многократно усиливают концентрацию и защищают. Не случайно их используют не только последователи Шивы и Шакти, но и тантрики. Четки из рудракши дают огромную силу и способны подчинить волю других существ, поэтому их можно использовать только с безграничной любовью и состраданием к живым существам.
Рудракша — это сушеные плоды дерева, которое на латыни назвается Elaeocarpus ganitrus. Само слово переводится с санскрита как «глаз Рудры» или «слеза Рудры». Легенда рассказывает, что некогда Шива, сжегший в войне с асурами три города, прослезился при мысли о загубленных им жизнях. Слезы его упали на землю и превратились в дерево, приносящее плоды рудракши. Рудракша сама по себе обладает сильной энергией; научно доказано, что эти плоды обладают электромагнитными свойствами, поэтому четки из рудракши следует использовать крайне осознанно и с осторожностью.

Четки из тулси.
Тулси, или «священный базилик», укрепляет преданное служение и интенсивность духовного служения. Чаще всего используется в практике Бхакти йоги.

Четки из нима.
Чаще всего используются в вайшнавских практиках. Считается, что дерево ним обладает исключительными целебными свойствами.

Четки из семян дерева бодхи.
Семя бодхи стало символом обретенного Буддой просветления в медитации под деревом бодхи. Считается, что благо от начитывания на четках из семян бодхи увеличивается бесконечно. Поэтому чётки из бодхи особенно священны для последователей буддизма, но подходят для любых мантр и практик.

Четки из кости.
Чем больше мы размышляем о смерти и принимаем ее, тем более плодотворной становится наша жизнь. Через это сопоставление мы по-другому смотрим на жизнь и начинает понимать истинные ценности – служение другим, любовь, радость каждого мгновения.

Четки из горного хрусталя (кварца).
Горный хрусталь очищает тело и ум, балансирует энергию и возвращает человека к его истинной сущности. Четки из хрусталя — прекрасный инструмент в медитационных и исцеляющих практиках.
Сам горный хрусталь является олицетворением Шакти, силы Великой Богини и манифестацией ее изначальной энергии. Поэтому чаще всего четки из горного хрусталя используют в практиках поклонения Махадэви или тантрических практиках поклонения женским милостивым божествам.

Четки из жемчуга.
Охлаждающие четки с женской энергией (жемчуг – камень луны), помогают обрести спокойствие, умиротворение и избавиться от сомнений, пробуждают творческие силы. Считается, что жемчуг гармонизирует все 7 чакр и образует мягкую исцеляющую энергию при медитации. Идеален для садханы Сарасвати.

Четки из агата.
Агат повышает восприимчивость человека и мягко гармонизирует физическое, эмоциональное, интеллектуальное и духовное состояния. Этот полудрагоценный камень известен своим благородным характером, он помогает реализовать добрые намерения, открывает правду, исцеляет. Агат использовали для изготовления талисманов и амулетов от сглаза. Камню приписывали свойство утолять жажду, покровительствовать владельцу, придавать ему силу и красноречие. Агат- поможет соединить любящие сердца. Слоистый агат придает мужчине очарование в женских глазах.
В зависимости от цвета камня, свойства четок из агата отличаются.
Черный агат: для защиты и успеха в соперничестве.
Белый агат: для самореализации, духовного совершенствования, посвящения себя служению.
Красный агат: обладает сильными лечебными свойствами.
Зеленый агат: успокаивает, умиротворяет ум и помогает избавиться от негативных мыслей.
Синий агат: продлевает жизнь, открывает благородство в практикующем.

Четки из нефрита.
Священный камень в Восточной культуре. Четки из нефрита умиротворяют, успокаивают ум, нейтрализуют негативные помыслы. Нефрит пробуждает такие
качества, как любовь, отвага, справедливость и мудрость.


Loading...Loading...