Муж юноны 5 букв сканворд. Кто такая богиня Юнона в мифологии Древнего Рима? Смотреть что такое "Юнона" в других словарях

Словарь Ушакова

Оперетта

опере тта , оперетты, жен. (итал. operetta, букв. маленькая опера) (муз. театр).

1. Вид комической оперы, отличающийся чередованием пения и разговора, веселой, легкой музыкой и карикатурным или сатирическим содержанием. Автор оперетты.

| Соответствующее театральное представление. Пойти на оперетту.

2. Театральная труппа, играющая оперетты. Служить в оперетте.

Культурология. Словарь-справочник

Оперетта

(ит. operetta , букв. – маленькая опера) – музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются разговорными диалогами. Оперетта сложилась в Париже к середине ХIХ в.

Словарь музыкальных терминов

Оперетта

(ит. operetta - маленькая опера) - музыкально-сценическое представление развлекательного характера, близкое к комической опере, но с более развитыми диалогами. Наиболее значительные произведения в жанре оперетты созданы Ж. Оффенбахом, Ф. Зуппе, И. Штраусом, И. Кальманом, Ф. Легаром, Ш. Лекоком, Р. Планкетом, К. Миллекером, К. Целлером и др. В жанре оперетты успешно работали российские композиторы: И. Дунаевский, Д. Шостакович, Т. Хренников, Н. Стрельников, А. Рябов, Ю. Милютин, В. Соловьев-Седой.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Оперетта

Ы, ж.

Музыкальное комедийное произведение, в котором пение чередуется диалогом и танцами, а также представление такого произведения на сцене и театр, где оно исполняется.

* Популярная оперетта. В оперетте идет "Баядера". *

Энциклопедический словарь

Оперетта

(итал. operetta, букв. - маленькая опера), музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже к сер. 19 в. Для ранних образцов характерны сатирическая направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. В кон. 19 - нач. 20 вв. ведущее положение занимает венская оперетта. Свои школы оперетты сложились и в других странах. Среди мастеров оперетты: композиторы Ж. Оффенбах, Ш. Лекок, Ф. Зуппе, И. Штраус-сын, Ф. Легар, Р. Планкет, И. Кальман; Н. М. Стрельников, Б. А. Александров, И. О. Дунаевский, Г. С. Милютин, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников.

Словарь Ожегова

ОПЕРЕ ТТА, ы и (устар.) ОПЕРЕТКА, и, ж.

1. Музыкально-драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в к-ром пение чередуется с танцами и диалогом. Жанр оперетты.

2. Представление такого произведения на сцене. Играть в оперетте.

| прил. опереточный, ая, ое. Опереточные страсти (перен.: не воспринимаемые всерьёз).

Словарь Ефремовой

Оперетта

  1. ж.
    1. :
      1. Музыкально-драматическое произведение - нередко комедийного характера - с элементами разговора и танцев.
      2. Сценическое представление, воспроизводящее такое произведение на сцене.
    2. Совокупность представлений такого жанра, объявленная театром.
    3. разг. Театр, в котором ставятся такие музыкально-драматические произведения комедийного характера.
    4. разг. Опереточная труппа.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Оперетта

Небольшая опера, в которой отдельные музыкальные номера связаны не речитативами, а диалогами. В О. все музыкальные номера меньше по размеру, проще по форме и по фактуре, чем в опере. О. состоит из одного, двух или трех актов, не более. Сюжет О. - исключительно комический. Хотя итальянскую opera-buffa нельзя вполне считать О., но она генетически связана с нею. Первой формой opera-buffa было веселое интермеццо, исполнявшееся между актами серьезной оперы, чтобы путем контраста возвысить художественное действие серьезной оперы. Выдающимися композиторами в этой области были Лагрошино, Пиччини, Галуппи, Паизиелло, Чимароза, позднее Россини, Доницетти. Opera-buffa есть продукт XVIII ст. После изгнания итальянской opera-buffa из Парижа, там явилась французская оперетта: "Comédie à ariettes". Первое сочинение в этом роде, "Les troqueurs", написал Антуан д"Овернь (1754); затем О. писали во Франции Дуни, Филидор, Монсиньи, Гретри, д"Алейрак, Госсек, Катель, Николо Изуар. У позднейших композиторов О. скорее переходит в комическую оперу (Буалдьё, Адам, Мегюль, Обер). Позднейшая О. во Франции получила у Герве, Оффенбаха, Лекока и мн. др. характер музыкальной сатиры. В Германии О. зародилась в начале второй половины XVIII стол. Первая О.: "Der Teufel ist los", с музыкой Штандфуса, была дана в Лейпциге, в 1752 г. О. писал еще Адам Гиллер. В Вене О. появилась годом раньше, чем в Лейпциге: "Der Krumme Teufel" написана Иосифом Гайдном в 1761 г. В 1768 г. Моцарт (отец) написал "Bastien und Bastienne". Для Вены оперетты писал еще Карл Диттерс фон-Диттерсдорф. В Мюнхене в этой области действовал Винтер, в Мангейме - Гольцбауэр, в Берлине - Андре, Иоганн Шульц. Писали еще О. Цумштеег, Бенда и др. Под влиянием новейшей франц. О. развилась новейшая немецкая, представителями которой являются Зуппе, Иоганн Штраус, Миллекер, Целлер. В Англии во второй половине XIX стол. О. стала пользоваться особенными симпатиями; из композиторов ее особенно известны Сюлливан и Осмонд Карр. Хотя в России иностранная О. пользуется успехом, но до сих пор попытки в области русской О. оказывались ничтожными. Название "О." установилось в середине прошлого столетия. К области легких сценических представлений с музыкой относится и водевиль (см.).

Согласитесь, вопрос: «Что такое оперетта?» хотя бы раз в жизни возникал у любого человека, и каждый находил свой ответ. Окунемся и мы в эту увлекательную тему.

Оперетта - это особый жанр театрального искусства. Ее можно определить как музыкальную постановку, которая гармонично сочетает в себе вокальное мастерство артистов с их сценическими диалогами и танцевальными этюдами. По своей сути, это многогранное академическое произведение, драматургия которого носит легкий, шутливый характер, но порой скрывает ироничный подтекст или даже драму.

Исторические корни оперетты берут начало в античных временах, когда актеры в своих представлениях разыгрывали сцены из жизни богов, ставили в их честь многочасовые спектакли, в которых уже тогда прослеживались первые зачатки оперетты. Любовный или трагический сюжет был не только музыкальным, но и содержательным в отношении танцев и самой постановки.

Маленькое чудо - оперетта

Как отдельный театральный жанр оперетта впервые появилась в XIX веке в европейских странах: Вене, Германии, Франции, Англии. Побывав в них, вы с легкостью найдете ответ на вопрос: а что такое оперетта в музыке? Именно там этот вид искусства зародился и получил свое дальнейшее развитие.

Основателем оперетты принято считать Жака Оффенбаха. Это выдающийся немецкого происхождения, посвятивший большую часть своей жизни работе в необыкновенном жанре. Благодаря его трудам замечательный вид искусства был признан многими значимыми деятелями сценического мастерства, например, К. Станиславским. Его увлечение театром началось собственно с оперетты. В некоторых источниках отцом-основателем музыкально-вокального театра называется австрийский композитор Франц фон Зуппе. Действительно, этот факт можно принять за достоверный, поскольку Зуппе внес значительный вклад в дело оперетты. Сегодня почти в каждом спектакле, благодаря его нововведениям, звучит вальс, и форма представлений носит больше сентиментальный, романтический характер, нежели комедийный.

Оперетта в Европе

Эпоха французской оперетты ознаменовалась творческим расцветом такой яркой личности, как Жак Оффенбах. Им был открыт небольшой театр на Елисейских полях («Буф-Паризьен»), где ставились такие великие произведения, как «Двое слепых», «Парижская жизнь», «Орфей в аду», «Прекрасная Елена» и многие другие. Оперетты отличались веселым посылом, остроумием и своенравным настроением. Лучшая пора английской оперетты связана с такими именитыми личностями, как У. Гилберт и А. Салливан. Плодотворное сотрудничество этих талантливых людей привело к созданию цикла савойских спектаклей. Среди них можно выделить комическую оперу «Суд присяжных», посвященную вопросу нарушения брачного обещания. Вслед за ней последовало сочинение еще 13 совместных произведений, все они имели большой успех.

Особый интерес вызывает оперетта. Здесь нельзя оставить без внимания такую значимую фигуру, как Иоганн Штраус (сын). Именно с именем этого гениального человека, его талантом ассоциируется музыкальный театр культурной столицы Европы. С жанром оперетты выдающийся композитор познакомился уже в зрелом возрасте, и не исключено, что этот факт сыграл существенную роль в создании его последующих произведений. Отдельно стоит выделить оперетту «Летучая мышь», на сочинение которой ушло около 6 недель. Это гениальное произведение до сих пор считается одним из самых выдающихся творений композитора. Стоит задать человеку вопрос: «Что такое оперетта?», и первые ассоциации, которые приходят в голову - это Вена, Иоганн Штраус-сын и грандиозная работа австрийского музыканта «Летучая мышь».

Оперетта в России

Если говорить о нашей стране, то жанр оперетты долгое время не признавался и не пользовался большим успехом у нашего зрителя. Людям больше нравилось смотреть водевили, мюзиклы и эстрадные представления. Во второй половине XIX века ситуация меняется, в России начинают появляться первые коллективы, работающие в жанре маленькой оперы.

Их репертуар состоял из произведений европейских авторов, в основном французских. Но зато сами постановки осуществляли такие именитые метры театрального и музыкального искусства, как А. Глазунов, В. Немирович-Данченко, М. Таиров. Заметный след в этом театральном жанре оставил режиссер и актер В. Лентовский. Он открыл несколько крупных театров в России, его пышные и громкие спектакли собирали аншлаги. На представления стремились попасть как видные деятели искусства, так и обычные зрители. Благодаря его работе в жанре оперетты свои первые шаги сделали многие талантливые артисты: Н. Монахов, К. Греков, В. Шувалова, А. Брянский, И. Вавич и другие.

Расцвет жанра оперетты в России приходится на советский период. Его основателями принято считать И. Дунаевского и Н. Стрельникова. Оперетта этой поры начинает приобретать свои отличительные черты, она совмещает в себе традиции классической венской школы с веяниями нового времени. Исполнения преподносятся в игривой, темпераментной, шутливой, а иногда насмешливой манере. Но постановки впечатляют всегда!

Интересно было узнать, что оперетта как жанр существует только в России, лишь в нашей стране есть такое название. На Западе это действо именуется «комическая опера» или, как в Германии, «зингшпиль».

Поговорим о...

Выше мы бегло коснулись вопроса: что такое оперетта? В музыке много граней, как и в любом виде искусства. Рассматривать и познавать каждую из них можно бесконечно, но мы затронем святая святых - театр оперетты.

В нашей стране самая знаменитая сцена маленькой оперы находится в Москве. Постановки этого театрального дома сохраняют классические традиции в преподнесении и в то же время приветствуют современный подход в их создании. Режиссеры, как правило, выбирают старые добрые спектакли, и при этом умело используют в работе над ними современный язык, новые приемы в подаче материала и последние технические новинки в обеспечении светом и звуком. Благодаря блистательной работе режиссеров-постановщиков и удивительному актерскому составу, сегодня занимает ведущие позиции в России, а также пользуется большим авторитетом в странах Европы.

Лучшие оперетты

Пожалуй, к лучшим произведениям с легкостью можно отнести те, которые поставлены и показываются на самых прославленных сценах мира: венской, французской, российской. Среди них можно выделить такие замечательные оперетты, как «Летучая мышь» и «Цыганский барон» Иоганна Штрауса-младшего, знаменитые произведения Имре Кальмана «Мистер Икс», «Сильва», «Баядера»; оперетты непревзойденного Жака Оффенбаха «Перикола» и «Прекрасная Елена»; незабываемые творения Ференца Легара «Веселая вдова», «Цыганская любовь», искрометную постановку Луи Варне «Фанфан-тюльпан».

Эти и другие замечательные произведения знают и любят во многих странах. Зрители с удовольствием ходят на представления целыми семьями, потому что классика во все времена затрагивала души представителей самых разных поколений.

В двух словах о главном

Следует отметить, что оперетта - это жанр, который, как и литературные произведения, в каждом возрасте воспринимается по-своему. Одно дело прочитать, например, «Анну Каренину» в десятом классе, и совсем другое - уже в зрелом возрасте еще раз познакомиться с сюжетом. Он будет воспринят совершенно иначе. Музыкальным постановкам свойственна та же самая история.

В последнее время классическая оперетта часто претерпевает внедрение в привычный сценарий других музыкальных жанров: мюзикла или рок-оперы. Такое слияние театральных направлений характерно не только для нашей страны, но и для всего мира музыкального искусства. Что приятно осознавать, оно находит отклики в сердцах ценителей чудесного жанра оперетты.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Что такое оперетта? Оперетта - это особый жанр театрального искусства. Ее можно определить как музыкальную постановку, которая гармонично сочетает в себе вокальное мастерство артистов с их сценическими диалогами и танцевальными этюдами. По своей сути, это многогранное академическое произведение, драматургия которого носит легкий, шутливый характер, но порой скрывает ироничный подтекст или даже драму.

3 слайд

Описание слайда:

Где и как появилась оперетта? Оперетта - слово итальянское и означает в буквальном переводе «маленькая опера». Еще в средние века в Европе странствующие артисты исполняли веселые куплеты и острые песенки, высмеивающие вельмож-аристократов и церковнослужителей. Их выступления сопровождались танцами и акробатическими номерами. Так зарождался жанр оперетты. Странствующий артист

4 слайд

Описание слайда:

Жак Оффенбах В 1855 году композитор и дирижер Жак Оффенбах открыл свой собственный театр «Буфф-Паризьен». Первые оперетты Оффенбаха «Двое слепых», «Прекрасная Елена», «Орфей в аду» оказались очень современными, хотя и были написаны на мифические и сказочные сюжеты. Действующие лица в опереттах были хорошо знакомы зрителям. Они узнавали в героях своих современников.

5 слайд

Описание слайда:

Иоганн Штраус Величие и блеск венской классической оперетты начинаются с Иоганна Штрауса, чей феноменальный дар к созданию проникновенных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Много это или мало? Наверно это неважно. Главное какие это произведения! Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Жака Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором бессмертных вальсов. Вальсы Штрауса уже тогда были известны и любимы всеми. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты - «Летучую мышь» (1874).

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Франц Легар В основе творчества Легара - венгерские интонации и ритмы. Мелодии Легара легко запоминаются, отличаются проникновенностью, им свойственна "чувствительность", они не выходят за рамки хорошего вкуса. Центральное место в опереттах Легара занимает вальс, однако, в отличие от светлой лирики вальсов классической венской оперетты, вальсы Легара характеризуются нервной пульсацией. Легар находил новые выразительные средства для своих оперетт, быстро осваивал новые танцы (по датам оперетт можно даже установить появление различных танцев в Европе).

8 слайд

Описание слайда:

Имре Кальман Музыка Имре Кальмана не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки. В то же время его считают виртуозным мастером «грустного лирического вальса», не свойственного Штраусу, но присутствующего в самых ранних опереттах Кальмана. Интересно, что в детстве Имре Кальман хотел стать портным, потом учился на юриста, пробовал стать музыкальным классиком, писать оперы, сюиты, но известность получил, как великий мастер оперетты.

Итальянское слово (operetta) и означает буквально - маленькая опера. Становление оперетты связано с Францией второй половины 50-х годов прошлого века. возникла из театральных интермедий - коротеньких представлений, которые шли в антрактах крупных пьес, из злободневных спектаклей-обозрений. Во Франции она стала зеркалом общественной жизни, обличающим пороки, высмеивающим недостатки.
Лучшие французские оперетты связаны с именем композитора Жака Оффенбаха. Это «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Синяя борода» и др. Сюжеты оперетт, казалось бы столь далекие от действительности, - мифические и сказочные, - неожиданно оказывались очень современными. Действующие лица их были всем весьма хорошо знакомы, с ними зрители встречались чуть ли не каждый день. Они только рядились в костюмы богов и героев. Орфей у Оффенбаха из мифологического певца превращался во влюбленного учителя музыки, а боги оказывались не всемогущими, а, напротив, беспомощными и смешными... Содержание оперетт часто было пародийным. А музыка? Музыка всегда оказывалась веселой и увлекательной. Оффенбах включал в оперетту песенки, марши, танцы - кадрили, галопы, вальсы, болеро... В оперетте не только пели, но и говорили. При этом в тексте часто встречались реплики на злобу дня, намеки на происходящие, волнующие всех события. Несколько другой стала оперетта в Австрии, в Вене. Она так и называется - венская оперетта. Наверное, вы слышали оперетты Иоганна Штрауса-сына «Летучая мышь», «Цыганский барон». Они напоены чудесными мелодиями. Говорили, что благодаря Штраусу оперетта стала легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой и ярко звучащей музыкальной комедией. Традиции Штрауса продолжил венгерский композитор Имре Кальман, написавший такие известные оперетты, как «Сильва», «Марица», «Принцесса цирка». Много оперетт, или, как их у нас чаще называют, музыкальных комедий, создано советскими композиторами. В 20-е годы в этом жанре работал Н. Стрельников. По его оперетте «Холопка» поставлен кинофильм «Крепостная актриса».
В театрах Советского Союза идут лучшие оперетты И. Дунаевского «Золотая долина», «Вольный ветер», «Белая акация». К жанру оперетты обращались Б. Александров, Ю. Милютин, Д. Шостакович, Д. Кабалевский, Т. Хренников, А. Петров, А. Эшпай, В. Баснер, Р. Гаджиев и многие другие композиторы. Сейчас, в наши дни, все большее распространение получает разновидность оперетты, называемая мюзикл. Наиболее известные из зарубежных мюзиклов - «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу и «Вестсайдская история» Л. Бернстайна.


Смотреть значение Оперетта в других словарях

Оперетта Ж. — 1. Музыкально-драматическое произведение - нередко комедийного характера - с элементами разговора и танцев. // Сценическое представление, воспроизводящее такое произведение........
Толковый словарь Ефремовой

Оперетта — оперетты, ж. (ит. operetta, букв. маленькая опера) (муз. театр). 1. Вид комической оперы, отличающийся чередованием пения и разговора, веселой, легкой музыкой и карикатурным........
Толковый словарь Ушакова

Оперетта — -ы; ж. [итал. operetta]
1. только ед. Жанр музыкально-комедийного искусства, сочетающий инструментальную (оркестровую) музыку с вокальной (сольной или хоровой), с танцем и........
Толковый словарь Кузнецова

Оперетта — Заимствование из итальянского, где operetta (буквально – "маленькая опера") образовано как уменьшительное от opera (см.).
Этимологический словарь Крылова

Московская Оперетта — открылась в 1922 как частный театр спектаклем"Фаворит" Р. Штольца. С 1927 государственный (первая постановка - "Женихи"И. О. Дунаевского), до 1992 назывался Московский театр........

Оперетта — (итал. operetta - букв. - маленькая опера),музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийногохарактера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные........
Большой энциклопедический словарь

Оперетта — - маленькая опера - музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера........
Исторический словарь

Школа вокала «Voca-Beat» рассказывает вам о музыкальном жанре «Operetta».

Уроки вокала в вокальной школе «Voca-Beat» проходят в домашней атмосфере. Мы стремимся расширяя Ваши вокальные и музыкальные горизонты.

Оперетта, то есть маленькая опера, — это нечто среднее между традиционным театральным спектаклем и оперой. Сюжеты для оперы характерны комические, короткие музыкальные номера здесь чередуются с традиционными диалогами без музыкального сопровождения. Оперетта значительно легче оперы в музыкальном плане, однако унаследовала многие её традиции.

Считается, что оперетта зародилась в средневековой Европе, когда появились странствующие артисты. Они исполняли весёлые песенки, в которых высмеивали аристократов и священнослужителей. Песенки сопровождались забавными танцами и акробатикой.

Позже такие выступления превратились в итальянскую «комедию масок». А уже в семнадцатом веке появились родственные оперетте комическая опера и водевиль.

Водевиль – это шумное и весёлое представление с музыкой и шутками. Главными героями водевиля становились обычные люди, которые всегда побеждали аристократов, пороки которых ярко изображались и высмеивались. В водевиле всегда можно было найти лёгкую, навязчивую мелодию, которую зрители легко запоминали и тут же начинали подпевать.
Настоящая оперетта зародилась в Париже. Отцом оперетты принято считать Жак Оффенбаха. Его первые оперетты были написаны на мифические и сказочные сюжеты, но оказались на злобу дня, что сразу сделало их популярными. В 1855 году он смог открыть свой собственный театр «Буфф-Паризьен». Героев опер Оффенбаха было легко узнать: зрители ассоциировали их со своими современниками. В опере была весёлая музыка: песенки, марши, танцы; идея обычно была пародийной. Отец оперетты Жан Оффенбах стал автором более чем ста произведений, именно с него начался этот жанр. Кроме того, существует легенда, что именно по его совету к оперетте обратился Иоганн Штраус, который раскрыл возможности классической оперетты.

Штраус начал писать оперетту лишь в 46 лет, когда уже приобрёл славу благодаря своим восхитительным вальсам. Первые две оперетты были довольно успешны, но настоящим шедевром стала третья по счёту – всемирно известная «Летучая мышь», написанная в 1874 году. На её написание потребовалось всего 42 дня, и она вобрала в себя всё обаяние, веселье и радость, которые характерны для оперетты.

Начало двадцатого века для оперетты характеризуется произведениями Франца Легара. Его произведения можно считать высшим достижением всего жанра. С музыкальной точки зрения его произведения глубоки, выразительны и богаты настолько, что их порой сравнивают с лучшими операми мира.

Наиболее известные произведения, принадлежащие перу Франца Легара, — это «Весёлая вдова» (1905), «Граф Люксембург» (1909) и «Джудитта» (1934).

Имре Кальмана легко узнать по особенной праздничности его оперетт. В своих произведениях он обращал внимание, в первую очередь, на тщательную проработку мелодики и оркестрового сопровождения. Его лучшие произведения – это «Королева чардаша (Сильва)» (1915), «Марица» (1924), «Принцесса цирка» (1926) и «Фиалка Монмартра» (1930).

Источники:

Звёздные часы оперетты (А. Р. Владимирская)

Loading...Loading...