Кто такие салемские ведьмы. Салемские ведьмы – истории про ведьм

Сегодня термин «охота на ведьм» используется чаще всего тогда, когда речь идёт о гонениях на сторонников политических взглядов, которые не разделяет большинство.

Но на протяжении веков «охота на ведьм» была охотой в прямом смысле: охваченные религиозной истерией люди стремились истребить тех, кого подозревали в колдовстве.

Жертвами подобной охоты в Западной Европе стали десятки тысяч человек. Не минула чаша сия и Новый Свет, где одной из самых известных и страшных историй стал процесс над «салемскими ведьмами».

Городок Салем был основан в 1629 году английскими колонистами-пуританами. Салем ничем особенным не выделялся среди других поселений Америки. Пуритане, будучи людьми глубоко и истово верующими, склонны были считать различные бедствия — неурожаи, эпидемии, нападения индейцев — происками дьявола, действующего через подручных. Такими считались люди, занимавшиеся колдовством.

К колдовству отношение было чрезвычайно серьёзным: в 1641 году за него была законодательно установлена смертная казнь.

Полвека Салем не вспоминал о подобной каре для колдунов, пока в 1692 году не произошли события, которые впоследствии прогремели на весь мир.

Диагноз: «колдовство»

В январе 1692 года у дочери и племянницы местного пастора Сэмюэла Пэрриса — девятилетней Элизабет Пэррис и двенадцатилетней Эбигейл Уильямс — были обнаружены симптомы неизвестной болезни. Девочки кричали, издавали странные звуки, прятались под мебелью, их тела принимали необычные позы.

Спустя несколько дней аналогичные симптомы заболевания были отмечены у нескольких подружек Элизабет и Эбигейл.

8 февраля 1692 года доктор Уильям Григгс объявил, что все девочки стали жертвами колдовства. Свои выводы доктор обосновал ссылкой на работу Коттона Мэзера «Memorable Providences Relating to Witchcrafts and Possessions», где описывался подобный случай, произошедший в Бостоне.

Виновницу нашли быстро: в доме Пэррисов служила рабыня по имени Титуба . По некоторым данным, её привезли с Барбадоса. Девочки объявили, что Титуба рассказывала им о колдовстве.

Тем временем количество девочек со странным заболеванием увеличивалось, достигнув семи. Тогда жители Салема сделали вывод: Титуба действовала не одна.

Титуба и дети. Источник: Commons.wikimedia.org

«Так мы все тут скоро станем ведьмами и демонами»

Пострадавших девочек снова допросили, и они указали ещё на двух женщин: нищенка Сара Гуд и тяжелобольная вдова Сара Осборн . 1 марта 1692 года все три женщины были арестованы.

Поначалу арестованные все отрицали, но давление на них усиливалось. Над Сарой Гуд провели «следственный эксперимент»: привели пострадавших девочек и велели «ведьме» посмотреть на них. Девочки тут же начали кричать и корчиться. Для судей это было убедительным доказательством виновности.

Вскоре задержанные стали признаваться в связи с дьяволом: в частности, в наведении порчи, встречах с оборотнем и полётах на мётлах.

К чести жителей Салема, среди них нашлись и те, кто с самого начала не поверил в эту историю, посчитав, что девочки на самом деле просто симулируют странный недуг.

«Если этим девчонкам дать волю, так мы все тут скоро станем ведьмами и демонами. Так что надо бы их привязать к столбу, да и выдрать как следует», — сказал один из горожан.

Сами девочки, видя, что происходит, тоже испугались. Две из них попытались забрать показания назад, сказав, что всё выдумали. Но остальные «жертвы» их не поддержали, а сами «борцы с ведьмами» готовы были заподозрить в колдовстве и раскаявшихся. Перепугавшись, девочки снова стали говорить о том, что на них напустили порчу ведьмы, обвинив ещё несколько человек.

Салемские ведьмы в зале суда. Источник: Commons.wikimedia.org

Предводителем сил зла объявили священника

В марте 1692 года были арестованы четырёхлетняя дочь Сары Гуд Дороти , Марта Кори , Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон . Марта Кори относилась к числу тех, кто считал происходящее фарсом, и это тоже сочли знаком причастности к колдовству. Маленькая Дороти Гуд просто хотела к маме, ради чего, по настоянию взрослых, согласилась признать себя ведьмой.

Если первые три арестованные женщины не посещали церковь, что в глазах пуритан делало их преступницами, то новые подозреваемые были прилежными прихожанками. Среди жителей Салема произошёл раскол: многие считали, что дело зашло уже слишком далеко.

Однако большинство было на стороне обвинения. Расследование продолжалось.

В апреле 1692 года по обвинению в колдовстве были арестованы Сара Клойс , Элизабет Проктор и её муж, Джон Проктор , муж Марты Кори Жиль и ещё несколько человек.

20 апреля 1692 года двенадцатилетняя Анна Путнам заявила, что ей являлся «призрак священника», который душил и пугал ее. Она назвала имя священника: Джордж Берроуз .

Джордж Берроуз был реальной личностью, уважаемым человеком. Однако задержанные, которых к тому времени было около 30 человек, стали давать на него показания. Его обвиняли в том, что он летал с девушками на вершину горы, чтобы заставить их присягнуть дьяволу, что он организовывал шабаши ведьм, наводил порчу на солдат, которые терпели поражения от индейцев.

Говоря современным языком, Берроуза объявили главарем преступного сообщества.

«Ведьмин дом» в Салеме построен не позднее 1642 года. Здесь жил судья Корвин, отправивший на эшафот 19 ведьм. Фото: Commons.wikimedia.org

«Отче наш» под виселицей и смертельные пытки

В мае 1692 года начался процесс по делу «салемских ведьм». Сара Осборн, не дождавшись приговора, 10 мая умерла в тюрьме.

Аргументы защиты судей не убедили. 2 июня прозвучал первый смертный приговор, который был вынесен пожилой женщине Бриджит Бишоп. Её повесили 10 июня.

5 августа очередь дошла до Джорджа Берроуза. Уже стоя под виселицей, священник попытался в последний раз образумить горожан. Он без запинки прочёл молитву «Отче наш», что, согласно поверью, колдун сделать не может. В толпе началось брожение, но распорядитель казни убедил собравшихся, что это дьявол таким образом искушает их. Джордж Берроуз был повешен.

19 сентября 1692 года к 80-летнему фермеру Жилю Кори, который категорически отказывался признавать вину, применили «а peine forte et dure»: пытку тяжестью. На грудь Кори положили тяжёлые камни, и он медленно умирал под их весом. Даже с точки зрения законов того времени применение такой пытки было нарушением. Истязание продолжалось два дня, но мужчина умер, так и не признав вины.

На следующий день его жена, Марта Кори, и ещё 7 человек были повешены.

Пытка тяжестью Жиля Кори. Фото: Commons.wikimedia.org

Губернатор остановил казни, испугавшись за жену

Массовый психоз стал распространяться и на соседние города, где тоже начались свои процессы. Для разоблачения ведьм приглашали всё тех же девушек из Салема.

Тем временем происходящее стало пугать даже тех, кто изначально инициировал процесс. Священники заявили, что видения жертв в качестве доказательств использовать нельзя, поскольку это могут быть козни дьявола с целью опорочить невиновных.

Губернатор Массачусетса Уильям Фипс , изначально давший добро на суд над ведьмами, ввёл запрет сначала на вынесение смертных приговоров, а затем и на новые аресты. По некоторым данным, сделал он это по личным причинам: девочки обвинили в колдовстве его собственную жену.

Из-под стражи были освобождены 28 человек, а для рассмотрения дела пятерых оставшихся был сформирован Верховный суд штата Массачусетс. В мае 1693 года все оставшиеся фигуранты дела «салемских ведьм» вышли на свободу.

Настало время подводить итоги. 19 человек были повешены, один умер под пытками, до пяти человек, по разным данным, скончались в тюрьме, а всего через заключение прошли от 150 до 200 человек. Четырёхлетняя Дороти Гуд провела в тюрьме восемь месяцев и лишилась матери.

Покаяние Анны

В 1697 году было объявлено, что в ходе процесса была допущена судебная ошибка, а в 1702 году решение суда было признано незаконным.

14 лет спустя Анна Путнам, отправившая на виселицу Джорджа Берроуза, написала покаянное письмо: «Я желаю покаяться перед Богом за ту печальную и скорбную роль, которая по воле Провидения выпала на долю семьи моего отца в 1692 году. В том, что мне в детстве привелось волей Господней стать орудием обвинения нескольких человек в тяжком преступлении, через что они расстались с жизнью, однако теперь у меня есть все основания считать, что те люди не были виновны. В то печальное время сатанинское наваждение обмануло меня, и я боюсь, что вместе с другими стала, хотя и безо всякого злого умысла или намерения с моей стороны, орудием в чужих руках, навлекла на свою голову и на головы моего народа проклятие невинно пролитой крови. Честно и прямо перед лицом Бога и людей заявляю, что всё, сказанное или сделанное мною тогда, было сказано и сделано не по злобе или из недоброжелательства к кому-либо, ибо ни к кому из них я таких чувств не питала, но единственно по невежеству в результате сатанинского наваждения.

По этой причине я желаю пасть ниц и молить прощения у Господа и у всех тех, кому я причинила столько обид и горя, у тех, чьи родственники пострадали от обвинения».

За триста лет, прошедших с момента этих событий, были выдвинуты десятки версий того, что могло стать причиной всего происшедшего. Предполагали и массовое отравление девочек, вызвавшее галлюцинации, и болезнь Хантингтона, поражающую нервную систему, и энцефалит. Кто-то настаивал на том, что девочки действительно просто заигрались.

Посмертная реабилитация

Впрочем, ни одна из этих причин не могла бы стать роковой, если бы не атмосфера общества того времени, где массовый психоз, выливавшийся в охоту на ведьм, был обычным делом.

Самих девушек ждала горькая судьба. Окружающие их попросту боялись, стараясь держаться подальше. Лишь только одной, согласно имеющимся сведениям, удалось выйти замуж и создать семью.

В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя казненным. Их родственникам была выплачена компенсация.

В 1752 году власти Салема решили, что дальше жить с подобной дурной славой нельзя, и переименовали город в Дэнверс. Это, кстати, приводит к путанице, поскольку в США и сегодня существует город Салем, к «ведьминому делу» никакого отношения не имеющий.

В 1992 году, спустя 300 лет после процесса на «салемскими ведьмами», в Дэнверсе был открыт мемориал в память о тех, кто стал жертвами этой истории.

Первое дело, доведенное новым судом до конца было делом Бриджет Бишоп, которые суд рассмотрел в июне 1692 года. Бишоп было под шестьдесят, она была хозяйкой таверны, где мужчины пили сидр и играли. Старая Бриджет отличалась сварливым характером, не вовремя платила по счетам и эксцентрично одевалась (что в глазах многих пуритан уже могло быть признаком связи с дьяволом). Городской красильщик показал, что Бишоп приносила ему для покраски небольшие куски кружев, непригодные для какого-либо применения в гардеробе приличной женщины, что тоже было использовано как подтверждение ее ведьмовства. Муж ее сестры подтвердил, что к ней являлся Сатана. Свидетель показал, что видел, как дух Бишоп воровал яйца, и как она превращалась в черную кошку. Деливеранс Хоббс (к тому времени уже, вероятно, сошедшая с ума) и Мэри Уоррен, которые уже признались в колдовстве, также подтвердили, что Бишоп - ведьма. Житель деревни Самуэль Грей показал, что Бишоп приходила к нему ночами и мучила его. На теле Бишоп была найдена подозрительная бородавка, которая сошла за «ведьмин сосок». Некоторые девочки также подтвердили, что дух Бишоп приходил к ним. Нашлись и другие свидетели, которые связывали свои неприятности с Бриджет Бишоп. Ее признали виновной, Председатель Суда Салтонсталл подписал решение и 10 июня 1692 года Бриджет Бишоп была повешена.

Преподобный Коттон Матер следивший за развитием событий, начал сомневаться и призвал суд не использовать так называемые "призрачные (спектральные) доказательства" (т.е. показания девочек о том, что их мучают духи обвиняемых и симптомам причиняемого духами вреда), и осуществлять правосудие быстрее. Суд внимательно отнесся к критике скорости отправления правосудия, однако "спектральные доказательства", составлявшие абсолютное большинство имевшихся доказательств исключены не были. 29-30 июля 1692 года Ребекка Нерс, Сусанна Мартин, Сара Уайлдс, Сара Гуд и Элизабет Хоув были признаны виновными и приговорены к повешению, которое было осуществлено 19 июля 1692 года. К слову сказать, в отличие от Сары Осборн или Бриджет Бишоп, Ребекка Нерс была образцово-показательной прихожанкой, но это ее не спасло, поскольку девочки заявили, что она ведьма, а Анна Путнам показала, что Нерс заставляла ее подписаться в книге Сатаны. Тут следует упомянуть, что Нерс была одной из трех сестер Таунс (все они были обвинены в колдовстве), а семья Топсфилд, из которой происходили сестры, вела давнюю вражду с семейством Путнам. Важным доказательством против Ребекки Нерс также посчитали то, что вскорости после того, как она отругала Бенджамина Хоултона за то, что тот позволил своей свинье рыться в ее огороде, Хоултон умер. Присяжные признали Нерс невиновной, что не понравилось Председателю Суда Стаутону, которые велел присяжным пересмотреть вердикт с учетом утверждения Нерс, которое можно было посчитать признанием вины.

Рассмотрение дел продолжалось, а критика происходящего стала делом очень небезопасным. Трактирщик Джон Проктор, открыто критиковавший процессы, заплатил за свой скептицизм дорогую цену. Против него свидетельствовали Анна Путнам, Эбигайль Вильямс, Индеец Джон (раб Парриса, работавший в конкурирующем трактире и муж Титубы), а также восемнадцатилетняя Элизабет Бут, которые заявили, что духи сообщили им, что Проктор - серийный убийца. Проктор пытался бороться, добивался перевода рассмотрения дела в Бостон, однако это ему не удалось.

(Ордер на Проктора и Глойс)

К перечню обвиняемых добавился и бывший пастор Салема Джордж Бэрроуз (он был пастором всего два года, и ушел с этой должности в связи со спорами по поводу денежного содержания и плохими отношениями с семейством Путнамов). Анна Путнам заявила, что он околдовал солдат, во время военной кампании против индейцев в 1688-89 и был виновен в ряде неудач в войнах с индейцами. Против Бэрроуза выступили тридцать обвинителей, в том числе раскаявшиеся ведьмы. Девятнадцатилетняя Мерси Льюис, которая заявила, что Бэрроуз летал с ней на вершину горы и обещал ей золотые горы, если она подпишется в книге Сатаны, но она отказалась. Эбигайль Хоббс заявила, что Бэрроуз давал ей магические куклы. Бэрроуза выставили зачинщиком и главой ведьмовского сообщества, возглавлявшим ведовские шабаши. В вину ему поставили даже физическую силу. У Бэрроуза была хорошая репутация и 32 жителя Салема, не смотря на опасность для самих себя, обратились к суду с петицией о признании Бэрроуза невиновным, однако спасти его не удалось.

5 августа 1692 года к виселице были приговорены Джордж Джакобс - старший, Марта Кэрриер, пастор Джордж Бэрроуз, Джон Виллард, Джон и Элизабет Проктор. Все они, кроме беременной Элизабет Проктор были повешены 19 августа 1692 года на Висельном холме. В последней попытке защитить себя пастор Бэрроуз, не признавший себя виновным в колдовстве, уже стоя у виселицы без запинки прочитал молитву господню «Отче наш» (считается, что ведьма или колдун не способны произнести молитву без запинки - это явно наследие римского права и присутствующих в нем формул. Считалось, что если человек путается в формуле, значит правда не на его стороне), толпа начала сомневаться, но Коттон Матер напомнил им, что Бэрроуз уже проиграл в суде, и Бэрроуз был повешен. Уже после этой казни Маргарет Джакобс отреклась от своих показаний, приведших к смерти ее деда.

9 сентября 1692 года приговариваются к виселице Марта Кори, Мэри Исти, Элис Паркер, Анна Пудеатор, Доркас Хоар и Мэри Бредбери, в сентябре же предъявляется обвинение Жилю Кори. 17 сентября 1692 года к виселице приговариваются Маргарет Скотт, Вильмотт Редд, Самюель Вардвелл, Мэри Паркер, Эбигайль Фолкнер, Ребекка Эрнс, Мэри Лейси, Анна Фостер и Эбигайль Хоббс.

19 сентября 1692 года к восьмидесятилетнему Жилю Кори, который до того уже провел в тюрьме в цепях пять месяцев (как и его жена, которую тоже обвинили в колдовстве) применена процедура peine forte ex dure (при ней на грудную клетку лежащего человека, прикрытую доской выкладываются тяжелые камни, чтобы буквально выдавить из него признание своей вины), поскольку он отказался признать себя виновным или невиновным, чтобы сохранить свою ферму для семьи (в случае признания или непризнания вины все имущество обвиняемого конфисковалось). Кори был очень силен физически. Он умер, пробыв под грузом целых два дня.

22 сентября 1692 года повешены жена Жиля Кори Марта Кори, Маргарет Скотт, Мэри Исти, Элис Паркер, Анна Пудеатор, Вильмотт Редд, Самуэль Вардвелл и Мэри Паркер. Это были последние казни в Салемском процессе. Доркас Хоар призналась в колдовстве и тем избежала повешения.

Всего за время Салемского процесса 19 человек были повешены, 1 человек был до смерти задавлен камнями, 4 человека умерли в тюрьме, около двухсот человек попадали в тюрьму по обвинению в колдовстве. Также были убиты две собаки - приспешники ведьм.

Повешены: Бриджет Бишоп, Ребекка Нерс, Сара Гуд, Сусанна Мартин, Элизабет Хоув, Сара Уайлдс, Джордж Бэрроуз, Марта Кэрриер, Джон Виллард, Джордж Джакоб - старший, Джон Проктор, Марта Кори, Мэри Исти, Анна Пудеатор, Элис Паркер, Мэри Паркер, Вилмот Редд, Маргарет Скотт, Самуэль Вардвелл. Задавлен камнями Жиль Кори. В тюрьме умерли Сара Осборн, Роджер Тусекер, Линдия Дастин, Анна Фостер и другие (до 13 человек). Где точно похоронены казненные неизвестно.

ВИНА И РАСКАЯНИЕ

К октябрю 1692 года многие из тех, кто кричал: «Ведьмы! Ведьмы!» начинают сомневаться. Неуютно начинают себя чувствовать губернатор и церковники.

Отец преподобного Коттона Матера - преподобный Инкриз Матер, глава Гарвардского колледжа публично критикует использование «спектральных доказательств». Он пишет, что «лучше пусть десять ведьм избегут наказания, чем будет наказан один невиновный человек». Уважаемый в Бостоне преподобный Самуэль Виллард указывает, что Дьявол может использовать образ (дух) невиновного человека, чтобы его обвинили. Политический ветер сменился, и все это почувствовали.

Губернатор Фиппс, ознакомившись с мнениями Инкриза Маттера и Самуэля Вилларда, приказывает не использовать «спектральные доказательства» и проверку прикосновением в процессах по ведьмам, а 29 октября 1692 года запрещает продолжение арестов, приказывает отпустить 28 из 33 обвиняемых, поскольку их арест основывался на «спектральных доказательствах», распускает суд Oyer and Terminer (в качестве юридического курьеза следует упомянуть, что именно для рассмотрения дел 3 оставшихся ведьм в ноябре 1692 года был создан Верховный суд штата Массачусеттс, который долгое время считался старейшим судом в западном полушарии, и существует и по сей день). Судья этого суда и убежденный охотник за ведьмами Вице-губернатор Вильям Стаутон пытался применить казнь к тем ведьмам, которые были ранее освобождены от казни в связи с беременностью, однако Губернатор Фиппс запретил выполнять постановление суда, и тогда Стаутон ушел в отставку. Он продолжал считать, что прав в своих усилиях «очистить землю от ведьм». Вся эта история не помешала Стаутону стать следующим губернатором Массачусетс (видимо, его организаторские таланты, проявившиеся во время процесса, были оценены по достоинству).

Титуба была также освобождена из тюрьмы и перепродана новому хозяину (Поскольку впоследствии она отказалась от своего признания, ее хозяин отказался выкупать ее из тюрьмы. Выкупило ее неизвестное лицо. О ее дальнейшей судьбе ничего не известно.) Может показаться странным, что ее, единственную из первых обвиняемых не только оставили в живых, но и отпустили (если это можно так назвать), но не следует забывать, что она была рабыней, а значит, по сути, - вещью. Бережное же отношение к имуществу, было в целом свойственно пуританам. Также, она, признавшись в колдовстве первой и рассказав то, что от нее хотели услышать - историю о существовавшем в Салеме сообществе ведьм, по сути, активно сотрудничала со следствием. В мае 1693, через полтора года после начала салемской истории Губернатор Фиппс помиловал остающихся в тюрьме по обвинению в колдовстве ведьм. 14 января 1697 года было назначено днем скорби по трагедии в Салеме. Судья Сьюэлл публично признал свою вину и ошибку, то же сделали несколько присяжных. В том же году воинствующий пастырь Самюэль Паррис покинул Салем. Признав ошибку, преподобный Паррис активно переваливали вину за произошедшее на других.

В 1702 году суд признал решения 1692 года незаконными, а в 1706 Анна Путнам - младшая, одна из главных обвинительниц в процессах принесла публичные извинения, заявила, что сама была обманута Сатаной и предъявляла обвинения не из злого умысла. Она умерла в возрасте 37 лет. В 1711 году законодательным актом колонии были восстановлены гражданские права и доброе имя погибших, их родственникам была выплачена немалая компенсация в размере 600 фунтов. В 1752 году Поселок Салем был переименован в Дэнверс (несомненно, на это решение оказали влияние события 1692 года).

В 1992 году в день 300летия процессов в Салеме был установлен мемориал жертвам охоты на ведьм в Салеме, созданный Джеймсом Катлером.

ПОЧЕМУ? ГИПОТЕЗЫ И ВЕРСИИ

Со времен охоты на ведьм в Салеме прошло уже более 300 лет, но до сих пор нет единого мнения о том, что стало причиной этих событий - ни среди современников тех событий, ни среди современных ученых. Вопросов возникало много, и, кажется, главный из них: кто виноват? Сатана? Ведьмы? Девочки? Пуританское общество того времени? Истерия? Болезнь? Кто или что в ответе за трагедию в Салеме?

Преподобный Коттон Матер сохранял убеждение, что салемские ведьмы действительно предались Сатане. Однако уже его современники преподобный Джон Хейл и Роберт Калеф подвергли позицию Матера жесткой критике, считая что произошла трагическая ошибка. Позднее Джордж Лайман Киттредж объяснял ситуацию в Салеме особенностями веры в ведьм в 17 веке. Перри Миллер, Джон Демос, Кай Эриксон, Пол Бойер и Стивен Ниссенбаум (предпринимали попытки посмотреть на ситуацию более широко, учесть ситуацию, в которой началась охота на ведьм - политику, войну с индейцами, веру и убеждения пуритан.

Еще в 1867 году Чарльз Апхэм выдвинул гипотезу о том, что "пострадавшие девочки" находились в сговоре и намеренно лгали. Его теория доминировала в течение достаточно длительного периода времени. Однако впоследствии стали считать, что девочки, как и ведьмы были жертвами в салемском процессе, поскольку страдали от истерии, связанной с особенностями пуританского воспитания детей (напр. Эрнест Колфилд). Линда Капорал полагала, что симптомы околдования, проявлявшиеся у девочек, были связаны с отравлением спорыньей в хлебе. Впрочем, ее диагноз активно оспаривался (см., например, Спанос, Николас и Готлиб, Джек) Присутствовала даже феминистическая версия, согласно которой ведьмы рассматривались именно как феминистическая (и отчасти лесбийская (как и например, вампирши, см. "Кармилла") угроза в мужском мире XVII века.

Говоря о виновности ведьм, Чадвик Хансен, полагал, что хотя большинство обвиняемых были невиновны, некоторые обвиняемые женщины действительно практиковали колдовство. Так, наиболее вероятно, что Бриджет Бишоп действительно практиковала колдовство (в ее случае, два работника поклялись, что в стене ее дома они нашли кукол с воткнутыми в них булавками без головок) Наверное, в том, о чем он говорит есть своя доля истины, но Ведьме лично более симпатична позиция Ричарда Годбира, который писал о соотношении колдовства языческого и вредоносного (в глазах простого, скажем, фермера) и колдовства дьяволического (в глазах пуританских церковников), и объяснял Салемскую трагедию, в том числе, противоречиями между вышеуказанными категориями, их смешением.

Что же на самом деле произошло в Салеме в 1692 году мы, наверное уже никогда не узнаем. Каждый сам решает кому и чему верить.

С февраля 1692 по май 1693 года. По обвинению в колдовстве 19 женщин было повешено , один мужчина был раздавлен камнями и от 175 до 200 человек заключено в тюрьму (не менее пяти из них умерли).

Социальный фон [ | ]

Девочки указали на предполагаемую ведьму - служанку-рабыню в доме Пэррисов по имени Титуба. По одним источникам, Титуба была африканского происхождения, по другим - индианкой . По словам детей, служанка рассказывала им о колдовстве. Вскоре число заболевших девочек и девушек увеличилось, в частности, заболела 12-летняя Анна Путнам.

Аресты [ | ]

1 марта 1692 года по их показаниям было арестовано три женщины: Титуба, Сара Гуд и Сара Осборн. Подозреваемые были допрошены и подвергнуты осмотру в поисках признаков, которые бы указывали на то, что они являются ведьмами. Все три женщины были удобными целями для обвинений: Титуба имела не титульную национальность, Сара Гуд была нищенкой, а Сара Осборн - одинокой тяжелобольной вдовой, вовлечённой к тому же в судебный спор с пуританами. Против них говорил тот факт, что женщины длительное время не посещали церковь . У них не было защитников, и общественное мнение склонялось к тому, что обвинения справедливы.

В марте произведены другие аресты: 4-летняя дочь Сары Гуд, Марта Кори, Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон. Марта Кори с самого начала не доверяла словам девочек и с насмешкой относилась к суду, тем самым обратив на себя внимание. 4-летняя Дороти Гуд в силу своего возраста сделала высказывания, которые были истолкованы против Сары Гуд. Чтобы быть ближе к матери, она призналась в том, что является ведьмой, и была помещена в тюрьму. Однако эти обвинения уже обеспокоили общество, так как Кори и Нёрс были прихожанками церкви.

В апреле были арестованы Сара Клойс (сестра Ребекки Нёрс), Элизабет Проктор и её муж Джон Проктор, муж Марты Кори Жиль Кори и ещё несколько человек, в том числе бывший пастор Джордж Берроуз. 10 мая в тюрьме умирает Сара Осборн.

Суд [ | ]

В мае 1692 года начался суд (Court of Oyer and Terminer ). Губернатор Фипс назначил судей, трое из которых были друзьями Коттона Мэзера, а один - вице-губернатором. Председателем суда назначен Уильям Стафтон , не имевший юридического образования. За судебным процессом следил Коттон Мэзер .

Главным доказательством служили показания пострадавших о том, что они видели дух обвиняемого, который являлся к ним. Теологический спор вокруг использования этих свидетельств заключался в том, должен ли был человек давать согласие Дьяволу на использование своего образа. Оппоненты считали, что Дьявол может использовать образ человека без его согласия, тогда как суд утверждал, что обязательно требуется согласие человека.

2 июня суд признал виновной пожилую женщину Бриджет Бишоп, 10 июня она была повешена. По словам некоторых девочек, дух Бишоп являлся к ним. Другие свидетели показали, что её посещал дьявол. 19 июля 1692 года были повешены Ребекка Нёрс, Сара Гуд и ещё несколько женщин. Примечательно, что перед казнью, уже с петлёй на шее, Сара Гуд обратилась к священнику Николасу Ноесу, вовлечённому в судебный процесс, со словами:

Это предсказание сбылось: Ноес умер от кровотечения через рот.

19 августа 1692 года повешены ещё несколько человек, включая бывшего пастора Берроуза. Около 30 жителей подали ходатайство о смягчении приговора Берроузу, однако приговор был оставлен без изменения. У виселицы Берроуз, не запинаясь, прочитал молитву , надеясь на спасение (считалось, колдуны не способны прочитать молитву без запинки).

Жиль Кори под камнями во время суда над «салемскими ведьмами». 1692 год

19 сентября к 80-летнему фермеру Жилю Кори, который отказывался давать какие-либо показания, применена особая процедура peine forte et dure . На грудь Кори положили тяжёлые камни, чтобы «выдавить» показания: без них он был неподсуден; чтобы ускорить смерть, он просил положить ещё больший вес . Через два дня он умер под давлением тяжёлого груза. По одной из версий, отказ давать показания был корыстен: имущество осуждённых колдунов (а Кори не надеялся на оправдательное решение суда после любых его показаний) подлежало конфискации. Без показаний суд был невозможен, а если подозреваемый погибал под пыткой - формально он оставался невиновным. Кори хотел сохранить свою ферму и земли для семьи.

Среди обвиняемых были жители не только деревни Салем, но и соседнего Топсфилда , а также Бостона. Судебные процессы над ведьмами велись также в Андовере , куда по приглашению местного жителя Джона Балларда приехали девушки из Салема для разоблачения ведовства.

В Бостоне был осуждён за ведовство Джон Олден, который является героем поэмы «Сватовство Майлза Стэйндиша» Лонгфелло . Олден был одним из самых уважаемых граждан города, морским капитаном и участником войн с индейцами. Он бежал из тюрьмы после 5 недель заключения.

Окончание суда [ | ]

Между тем отец Коттона Мэзера - Инкрис Мэзер, глава Гарвардского колледжа - заявил, что суд не должен рассматривать в качестве доказательств видения жертв. Мэзеру также приписывают идею, что лучше несколько ведьм выживут, чем один невиновный будет казнён. Другой священник указал на то, что дьявол может специально являться в виде духа, принимая образ невиновного человека, чтобы обвинили последнего. После ознакомления с этими мнениями губернатор приказал не использовать видения как доказательства, прекратить аресты и отпустить 28 из 33 оставшихся обвиняемых.

Для суда над оставшимися обвиняемыми был учреждён Верховный суд штата Массачусетс , действующий по настоящее время. В мае 1693 года губернатор помиловал обвиняемых.

Всего за время антиведовской истерии в тюрьме оказалось 150 человек. Осуждён был 31 человек. Из них повесили 19 человек, двое умерли в тюрьме, одного задавили до смерти во время пытки, семеро получили отсрочку приговора, одну держали без суда в тюрьме, затем продали в рабство за долги, один сбежал.

В 1697 году судьи признали свою ошибку, в 1702 году решение суда было признано незаконным. В 1706 году обвинительница Анна Путнам заявила, что была обманута дьяволом, давая показания против невинных людей. Только одной из девочек-начётчиц удалось впоследствии выйти замуж .

В 1957 году Содружество Массачусетса окончательно постановило отменить приговоры всем осуждённым во время этих процессов. В 1992 году в городе был установлен памятник жертвам охоты на ведьм. В 2001 году губернатор штата Джейн Свифт подтвердила невиновность обвиняемых.

Нашумевшая история о Салемских ведьмах, ставшая известная нам с недавних пор, действительно сильно повлияла на многие поколения людей, иснтересующихся миром таинственного и непознанного.

Гонения ведьм и охота на них, с большим пристрастием организованная местными властями Салема (Salem Village ) из штата Массачусетс (Massachusets ), легла в основу целого ряда литературных произведений и будоражит умы поколений уже более трехсот лет.

Мы тоже не обошли эту тему в своем блоге о США и хотели бы поведать краткую историю об этом неоднозначном эпизоде прошлой жизни маленького американского родного городка…

Салемские ведьмы. Начало

…Итак, в январе 1692 года племянница и дочь преподобного Парриса (Parris) – одиннадцатилетняя Эбигайль Вильямс (Abigail Williams) и девятилетняя Элизабет Паррис (Elizabeth Parris) были замечены окружающими со странным поведением. Они жаловались на жар в теле, корчились от боли, прятались за мебелью в доме.

В скором времени такие же странности появляются в поведении подруг этих девочек, в том числе, одиннадцатилетней Анны Путнам-младшей (Ann Putnam Jr.). Месяц спустя доктор Уильям Григгс (William Griggs), не найдя лекарства для девочек, предполагает, что они пострадали от колдовства .

Этот диагноз кажется убедительным в свете общей веры пуританского общества Новой Англии того времени в то, что Дьявол стремится забрать детей христиан.

Тогда по просьбе соседки пасторских девочек Мэри Сибли (Mary Sibley), служанка-рабыня Паррисов Титуба (Tituba) печет «ведьмин пирог» из ржаной муки и мочи девочек и скармливает его собаке. По распространенному поверью такой пирог должен противодействовать колдовству, собаке же его скормили, поскольку она считалась «фамилиаром» Сатаны.

К этому времени в Салеме «околдованных» девочек стало уже семь. Они корчились, принимали странные позы, жаловались, что их щиплют и кусают духи, рассказывали, что видели ведьм, летящих в зимнем небе. Жители поселка теперь уже не сомневались, что среди них бродит Дьявол, и девочки страдают от вреда, причиненного ведьмами по его наущению.

Под давлением священников и горожан, допытывающихся о причине болезни, Элизабет Паррис обвинила в колдовстве служанку Титубу, которая рассказывала детям о вуду, дурных предзнаменованиях и языческих обычаях родного Барбадоса долгими зимними вечерами. Также девочки указали на жившую в деревне нищенку Сару Гуд (Sarah Good) и на пожилую ворчливую соседку Паррисов Сару Осборн (Sara Osborne), которая не была в церкви более года.

Семья Путнам подала жалобы магистратам и 29 февраля 1692 года обвиненные девочками женщины были арестованы и вскоре осмотрены.

На их теле искали «ведьмины сосцы» – родинки или бородавки, посредством которых, по общему мнению, ведьмы кормят демонов. Рассказам девочек о нападениях духов и корчам, которые происходили с девочками в присутствии обвиняемых поверили, и их соседи тоже начали припоминать, как у кого-то из них протухали сыр и масло после визитов обвиняемых, приплод скотины оказывался больным…

Допрос обвиняемых проводился в стандартной процедуре для того времени – одни и те же вопросы задавались снова и снова: «Является ли обвиняемая ведьмой?», «Видела ли она Сатану?» и тому подобное.

Служанка семьи преподобного Парриса Титуба после начала допросов по громкому процессу Салемских ведьм , сначала отрицала свою вину, но потом призналась, что к ней приходил высокий человек из Бостона, который иногда превращался в черную собаку или свинью и предлагал ей поставить подпись в его книге и помогать ему. У обвинителей не было никаких сомнений, что это был Сатана.

Титуба также признала, что занималась колдовством и подтвердила, что делала это вместе с четырьмя другими ведьмами, в том числе, с нищенкой Сарой Гуд и соседкой Паррисов Сарой Осборн. С ее слов следует, что они летали по воздуху на метлах. Эти признания значительно подогрели энтузиазм обвинителей, и тотальная охота на ведьм началась…

Салемские ведьмы. Продолжение

…Салем XVII века, свои законы, свои порядки, своя психология, своя архитектура . Колонисты начинали в Новой Англии свою жизнь…

…«Околдованные» девочки из Салема заявляли, что на них нападают духи обвиняемых женщин, которые были арестованы и подвергались в это время унизительным публичным осмотрам и пристрастным допросам.

Следующими обвиненными в колдовстве стали Марту Кори (Martha Cory) и Ребекка Нерс (Rebecca Nurse), которые также незамедлительно подверглись осмотру. Арестована и допрошена была даже четырехлетняя Доркас Гуд (Dorcas Good) – четырехлетняя дочь деревенской нищенки Сары Гуд, поскольку девочки заявляли, что их кусает ее дух. Четырехлетнюю девочку продержали в тюрьме восемь месяцев, откуда она провожала на виселицу свою мать.

В апреле 1692 года были обвинены в колдовстве Элизабет Проктор (Elizabeth Proctor) и Сара Клойс (Sarah Cloyce), пытавшаяся защитить свою сестру – Ребекку Нерс. Проктор и Клойс прошли процедуру осмотра на наличие «ведьминых сосцов». Муж Элизабет Проктор Джон (John), противящийся осмотру жены, стал первым мужчиной, которому было официально предъявлено обвинение в колдовстве.

В апреле же «околдованная» Мэри Уоррен (Mary Warren) – служанка в семье Прокторов заявила, что она лгала, что лгут и другие девочки. Однако обвинения продолжались. Анна Путнам-младшая обвинила в колдовстве Жиля Кори (Giles Cory), сказав, что ей причиняет вред дух мужчины, умершего в доме Кори. В апреле в колдовстве призналась еще одна из обвиняемых – Деливеранс Хоббс (Deliverance Hobbs), которая заявила, что это она щипала девочек по велению Сатаны и летала на метле на шабаш в чистом поле .

К списку обвиняемых добавились еще одна сестра Ребекки Нерс – Мэри Исти (Mary Easty), осмотру подверглись Нихимия Абботт (Nehemiah Abbot), Вильям и Деливеранс Хоббс (William & Deliverance Hobbs), Эдвард и Сара Бишоп (Edward & Sarah Bishop), Мэри Блэк (Mary Black), Сара Уайлдс (Sarah Wildes), Мэри Инглиш (Mary English), Сара Мори (Sarah Morey), Линдия Дастин (Lyndia Dustin), Сусанна Мартин (Susannah Martin), Доркас Хоар (Dorcas Hoar), Сара Черчилл (Sarah Churchill).

Наконец девочки обвинили в колдовстве бывшего пастора Салема Джорджа Бэрроуза (George Burroughs), который был арестован и помещен в тюрьму. В мае осмотру подверглись Джордж Джейкобс-старший (George Jacobs) и его внучка Маргарет Джейкобс (Margaret Jacobs).

Тем временем в тюрьме умерла Сара Осборн, которую обвинили одной из первых. Арестован Роджер Тусекер (Roger Toothaker), который позднее умрет в тюрьме.

Так называемое привлекло широкое внимание общественности, и уже в мае 1692 года вернувшийся из Англии Губернатор Уильям Фиппс (Sir William Phipps) создал особый суд для заслушивания и принятия решения по этому делу (Court of Oyer and Terminer), назначил его судьями Джона Хавторна (John Hathorne), Натаниеля Салтонсталла (Nathaniel Saltonstall), Бартоломью Гедни (Bartholomew Gedney), Питера Серджента (Peter Sergeant), Самуэля Сьюэлла (Samuel Sewall), Уэйта Стилла Винтропа (Wait Still Winthrop), а также вице-губернатора Вильяма Стаутона (Lieutenant Governor William Stoughton), который был убежденным охотником за ведьмами. Уже при формировании суда был очевиден обвинительный уклон .

Судьи принимали в качестве доказательств признания ведьм, так называемые «призрачные (спектральные) доказательства», то есть показания девочек о том, что их мучают духи обвиняемых и симптомам причиняемого духами вреда, следы призрачных щипков и укусов, реакцию девочек на прикосновение обвиняемых, наличие «дьявольских отметин» на обвиняемых. Весьма специфические доказательства, что и говорить. Обвиняемые Джон Алден и Филлип Инглишн (John Alden & Phillip English) сбежали из тюрьмы…

Салемские ведьмы. Эпилог

…Каков же был итог этой «охоты на ведьм» в Салеме в конце XVII века? Всего за время Салемского процесса 19 человек были повешены, 1 человек был до смерти задавлен камнями, 4 человека умерли в тюрьме, около двухсот человек попадали в тюрьму по обвинению в колдовстве. Также были убиты две собаки – так называемые приспешники ведьм.

С этого времени прошло уже более 300 лет , но до сих пор нет единого мнения о том, что стало причиной этих событий – ни среди современников тех событий, ни среди современных ученых.

Вопросов возникало много, и, кажется, главный из них: КТО ВИНОВАТ??? Сатана, ведьмы, девочки, пуританское общество того времени, массовая истерия, неизученная болезнь, общее невежество…Кто или что в ответе за трагедию в Салеме?

Часть священнослужителей того времени сохраняли убеждение, что Салемские ведьмы действительно предались Сатане. Другие же подвергли эту позицию жесткой критике, считая что произошла трагическая ошибка.

Позднее объясняли ситуацию в Салеме особенностями веры в ведьм в XVII веке. В 1867 году была выдвинута гипотеза о том, что «пострадавшие девочки» находились в сговоре и намеренно лгали. Его теория доминировала в течение достаточно длительного периода времени. Однако впоследствии стали считать, что девочки, как и ведьмы были жертвами в Салемском процессе, поскольку страдали от истерии, связанной с особенностями пуританского воспитания детей.

Была также и феминистическая «вампирская легенда» о том, что таким образом отвлекали внимание общественности от вампиризма того времени. Говоря о виновности ведьм, полагают, что хотя большинство обвиняемых были невиновны, некоторые обвиняемые женщины действительно практиковали колдовство.

Что же на самом деле произошло в моем родном Салеме в том незапамятном 1692 году мы, наверное, уже никогда не узнаем…

Невыдуманная история о Салемских ведьмах. Открой Америку по-новому!

Салемские ведьмы - многие слышали о них, но мало кто знает, что в действительно они представляли из себя. Вокруг истории знаменитой салемской охоты ходит множество легенд, и отличить ложь от истины не так-то просто. Однако это возможно, если брать во внимание только факты и вещи, известные доподлинно.

Салемские ведьмы история

Несмотря на то, что их называют именно «ведьмами», а не «ведьмаками», среди салемских ведьм были не только женщины. Это 19 женщин и мужчин, которые были жестоким образом повешены по обвинению в колдовстве, а старика Жиля Кори (ему шёл уже 9-ый десяток лет) безжалостно задавили камнями за то, что он отказывался от дачи показаний. Сто человек, в числе которых были и маленькие дети, бросили гнить в тюрьме за одно лишь подозрение в связи с самим дьяволом.

Почему ведьмы называются салемскими?

Охота на ведьм проходила в городе Салем штата Массачусетс (США), основанном выходцами из Англии в 1629 году. Это были религиозные пуритане, ревностно оберегающие вековые традиции и ценности. Люди предпочитали видеть причины своих бед и несчастий не в собственных ошибках, а во вмешательстве тёмных сил. Несмотря на то, что Салем территориально находился в Америке, менталитет его жителей полностью соответствовал типичной европейской средневековой стране.

Причина начала салемской охоты на ведьм

Одним обычным, январским днём 1692 года 9-летняя Лиззи Пэррис и её 12-летняя кузина Эбигейл Уильямс стали вести себя крайне странно. Девочки издавали жуткие крики, верещали как безумные и извивались как змеи. Лиззи была дочерью местного пастора - Сэмюэла Пэрриса, поэтому дело сразу же приняло серьёзный оборот. Как такое могло произойти с примерными маленькими девочками? Почему вдруг они стали вести себя так, будто стали бесами?

Доктор Уильям Григгс, осмотрев пациенток, пришёл к однозначному выводу, что без колдовских сил здесь не обошлось. Да и сами девочки пожаловались на то, что совсем недавно кто-то неизвестный (лица они не разглядели) уколол их булавкой.

Подозрение сразу же пало на служанку Пэррисов - афроамериканку по имени Титуба. По общему мнению всё сходилось - она прибыла из Африки, где колдовство было распространено повсеместно и нашлись свидетели того, как Титуба рассказывала Лиззи и Эбигейл про мистические обряды и жуткие таинства. Пока шло разбирательство, Салем постигло очередное потрясение. Странно вести себя начали и другие дети - а значит, одна темнокожая женщина не могла стать этому причиной, речь шла уже о настоящем ведьмином сообществе, последовали и другие аресты.

Под подозрение попадали все - даже косой взгляд мог стать поводом для ареста и инициирования дальнейшего разбирательства. Однако в действиях тех, кто требовал расплаты, усматривался и вполне рациональный мотив. Так, была обвинена в колдовстве Сара Осборн, которая имела напряжённые отношения со многими горожанами. А Марту Кори арестовали после того, как она прилюдно усомнилась в правдивости слов девочек.

Жертвы салемской охоты на ведьм

Первой жертвой стала Бриджет Бишоп. Защитник не смог отстоять свою позицию, согласно которой дьяволу не требуется разрешение человека на использование его тела на тёмные цели. Победили сторонники теории, согласно которой без ведома человека даже сам Люцифер не способен ничего сделать. Это решило исход всех остальных жертв, хотя первой была именно Бриджет Бишоп.

Эта пожилая женщина со сварливым нравом была идеальной ведьмой в представлении салемцев. Против неё свидетельствовал муж сестры и красильщик. Последний в качестве доказательстве привёл тот факт, что кружева Бишоп были неподобающими для приличной женщины. 10 июня 1692 года она была повешена.

В июле подверглись смертной казни ещё с десяток женщин. С уст одной из них - Сары Гуд во время суда сорвалось проклятие в адрес священнослужителя Николаса Ноеса: « Господь напоит тебя кровью». Эти жуткие слова воплотились в жизнь спустя четверь века - Ноес умер в луже собственной крови. Была Сара Гуд настоящей ведьмой или нет, но её предсказание сбылось с поразительной точностью.

В общей сложности, были казнены 19 человек.

А ведьмы кто?

Поразительно, но поводом для начала такой массовой охоты стали показания маленьких девочек. С виду они казались вполне безобидными, просто ангелами во плоти, но так ли это было на самом деле? Фактически именно Лиззи Пэррис и Эбигейл Уильямс подписывали смертные приговоры людям. Они стали видеть зло повсюду, охотно делились подробностями того, как именно и когда дух ведьмы являлся им, что требовал. Горожане же охотно верили, дополняли рассказы девочек собственными придумками и тем самым, ещё больше очерняли образы заключённых. Вопрос в том, понимали ли девочки, что он творят? Возраст весьма осознанный для того, чтобы иметь представления о том, что хорошо, а что плохо. Быть может, в Лиззи и Эбигейл действительно вселился дьявол и действовал таким образом, чтобы погубить как можно больше людей в Салеме? Так это или нет - цель была достигнута.

Конец салемской охоты на ведьм был положен тогда, когда в колдовстве заподозрили жену губернатора Уильям Фипса. Он не мог этого допустить и своим приказом отменил суд. И именно в это время весь город будто очнулся. Все горожане ужаснулись от тех безумств, что натворили и искренне стали скорбеть о жертвах. Некоторые судьи и присяжные публично раскаялись, но вряд ли это облегчило их душу. Все судебные процессы 1692 по делу салемских ведьм были признаны незаконными, а в 1711 году их жертв полностью оправдали.

Что являла собой салемская охота на ведьм - массовое помешательство или умеренное уничтожение людей остаётся загадкой до сих пор. Ясно одно - несмотря на пуританские нравы, такое стремление салемцев казнить людей, буквально жажда крови, носило явно сверхъестественный характер.



Loading...Loading...