Андрей ткачев где служит сейчас. Кто такой Андрей Ткачев: краткая биография

Андрей Ткачев - протоиерей в Храме Воскресения Словущего.

Место и дата рождения

Образование

В 1975 году поступил в Суворовское училище в Москве. После его окончания, продолжил учиться военному ремеслу в Военном краснознамённом институте Министерства обороны. Его готовили для сложных спецзаданий в персоязычных странах. В это время он много читал различную литературу, классику, русскую и зарубежную. Бессмертные произведения русских классиков оставили неизгладимый след в душе Андрея Ткачева, что и повлияло на дальнейшую его судьбу. Он решил оставить учебу в военном институте и, после службы в армии, поступил в Киевскую духовную семинарию

Начало миссионерского пути

Одновременно с учебой в семинарии, Андрей Ткачев, в 1993 году начинает служить в храме дьяконом, а спустя полгода становится священником в церкви Святого Георгия, в родном городе Львове. 12 лет протоиерей Андрей Ткачев служит в этом храме. В этот период своей жизни он создает семью, и становится отцом четверых детей. В сложный период жизни Украины, Андрей Ткачев не ограничивается службой в храме. Он проповедует в миру, пишет книги. Благодаря своим проповедям и книгам, имя Андрея Ткачева становится известным не только во Львове, но и далеко за его пределами. Благодаря глубокому смыслу своих проповедей, Андрей Ткачев получает приглашение поработать на киевском телевидении.

Работа на телевидении

Протоиерей Андрей Ткачёв начинает вести 10-минутную передачу «На сон, грядущий», где простым и доступным языком рассказывает мирянам о житие святых, об Евангелие, о простых человеческих вещах, которые волнуют каждого человека. Эти беседы успокаивали людей, вносили мир и покой в их души. Протоиерей Андрей Ткачев стал получать много писем от обычных людей с откликами и благодарностями.

Переезд в Киев

Так как, Андрей Ткачев служил в церкви во Львове и одновременно вел передачи на Киевском телевидении, он вынужден был постоянно ездить из Львова в Киев на протяжении шести лет. Этот факт подтолкнул Андрея Ткачева к необходимости переезда в Киев, и, получив открепление от Львовской епархии, он переезжает в столицу. Здесь он также служит службы в нескольких храмах. Через непродолжительное время, он получает предложение стать настоятелем в храме Агалипта Печерского. Еще через год, в 2007 году, он берет под свое начало строящийся храм, названный в честь архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. За свои добрые дела и бескорыстное служение людям, Андрей Ткачев получает особенную награду - митру от Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. В 2013 году возглавляет миссионерский отдел Киевской епархии.

Писательская и журналистская деятельность

Вскоре, Андрей Ткачев почувствовал, что с помощью современных средств коммуникаций, он сможет донести слово Божие до гораздо большей аудитории. С этого момента, он начинает писать книги, печатать статьи на православных ресурсах – сайтах и журналах – например на таких как Otrok.ua, Pravoslavie.ru, Pravmir.ru и другие.

О книгах

Неоднозначные споры разгорелись вокруг книги «Беглец от мира», где автор описывает свое отношение к самобытному философу Георгию Сковороде, сильно отличающиеся от общепринятого. Он считает, что читать труды Сковороды стоит, но осторожно и осмысленно.

Про любовь

Протоиерей считает, что научится любить людей в наш век «потребления» и бесконечной гонкой за материальными благами, очень сложно, но возможно. Андрей Ткачев предлагает своим прихожанам время от времени уединяться от мира, оставаясь наедине с собой, со своими мыслями и Богом. Только так можно поддерживать ту тонкую грань между внутренней гармонией и социальной активностью.

Проект Елицы

Протоиерей Андрей Ткачев создал свой интернет проект Elitsy.ru где каждый прихожанин может задать вопрос священнику, а также получить помощь и поддержку и просто немного отвлечься от своих проблем и мирской суеты.

Москва

Летом 2014 года протоиерей Андрей Ткачев вынужден был покинуть Украину, так как не поддерживал новую власть и был против революционных действий на родной Земле. В Москве он служит в Храме Воскресения Словущего, в самом сердце столицы. Также, он проповедует на телевидении, принимая участие в работе одного из православных каналов («Союз»), а также на радио «Радонеж».

Публицист Валерий Панюшкин задал 15 вопросов православным в своей новой колонке в журнале “Сноб”. Отвечает публицисту протоиерей Андрей Ткачев.

1. Вы правда думаете, что мы - единая Церковь? Если вы - прихожанин церкви Косьмы и Дамиана, пойдете ли вы исповедоваться к игумену Сергию Рыбко? И наоборот, пойдете ли вы из храма Сошествия Святого Духа в храм Косьмы и Дамиана?

Единству Церкви угрожают гораздо более серьезные вещи, нежели не хождение прихожан одного прихода на исповедь к настоятелю другого. Таким примером разговор о единстве Церкви девальвируется до уровня личных взаимоотношений, которые никогда и нигде не были идеальными. Либо мы ставим вопрос о единстве Церкви с достаточной степенью широты и глубины, либо не трогаем его до времени, «чтоб нашей речью недостойной не осквернился скорбный дух». Что ж, первый вопрос угрожает продолжением начатой тенденции на смысловое понижение. Такие вопросы, честно говоря, стоит задавать в журнале «Жлоб», а не «Сноб». Однако, пойдем дальше.

2. Вы правда думаете, что церковь открыта для всех? Да? А храм Христа Спасителя на Пасху?

Не надо путать Церковь и храм (дом молитвы, культовое здание). Церковь действительно открыта для всех, а некоторые храмы (например, на территории ведомственных учреждений или храмы домовые) могут быть посещаемы не всеми. Литургия же, ради которой посещается храм, одинакова в Храме Христа Спасителя и в любом приходе или монастыре. Тенденция подтвердилась. Идем дальше.

3. Почему мы такие мрачные? Почему мы никогда не шутим? Не про Бога, а про себя хотя бы? Можно ведь и про атеистов пошутить, они, правда, обидятся, но, может быть, можно как-то по-доброму? Почему у нас постные лица даже на Масленицу? Вы знаете хоть одного православного комика?

Лично мне знакомо столько веселых (даже не в меру) православных людей, что впору задавать вопрос: Отчего это вы все такие веселые? Православный комик без трудовой книжки это аналог скомороха, то есть юродивый. А их у нас больше, нежели в иных христианских культурах. Один тот факт, что Охлобыстин стал попом, а потом опять в телевизор влез, может вызвать всю гамму чувств от слез до смеховых колик. Это запоздавший вопрос. Мы (церковная среда) способны стилистически меняться, временами – до неузнаваемости.

4. Как мы, Церковь, ухитряемся запрещать презервативы и не запрещать мотоциклетные шлемы? Ведь и то и другое - попытка вмешаться в Божий промысел. Почему мы, Церковь, против абортов, но не против смертной казни? Почему вообще мы, Церковь, так много вмешиваемся в половую жизнь нецерковных людей и совсем не призываем милости к ним?

Никогда мы не запрещали презервативы. Не надо нас с католиками путать. Мы вообще не научены громко о половой жизни говорить. Это наш родовой плюс, он же и – минус. А поскольку содержание презерватива и содержание мотоциклетного шлема до вопиющей очевидности различно, то позвольте усомниться в православности автора, задекларированной в преамбуле. Уж слишком вопрос странен.

5. Почему наши священники врут во время богослужений? На отпевании говорят: «Сие есть чадо мое по духу» про покойника, которого видят впервые в жизни. Или говорят: «Изыдите, оглашенные», а после этих слов оглашенные остаются стоять в храме, и священники продолжают служить как ни в чем не бывало.

Оглашенные у нас никуда не уходят, поскольку их нет. Оглашенные это не просто те, кто не крещен. Это целый чин людей, которых готовят к Крещению молитвой и изучением Писаний. Вот появятся оглашенные, тогда и выходить будут на соответствующих словах.

Что же до усопших, то гораздо большей ложью могут являться слова «Со святыми упокой», пропетые над человеком совершенно чуждым стремления к святости. Тема эта болюча. Поскольку проникает вместе с болью о человеке в глубину сознания. О ней стоит пространно говорить и не сразу вслед за сентенциями о мотоциклетных шлемах (См. предыдущий «вопрос»)

6. Почему у наших православных священников не считается зазорным прямой антисемитизм, притом что Христос и апостолы были евреями?

Антисемитизм отвратителен во всех, не взирая на сан или его отсутствие. Бытовой расизм и недоношенный антисемитизм распространены по всему лицу земному. Несправедливо обвинять «наших православных священников» в чем-то, делая вид, что они все в этом виновны. Обычный, то есть не преображенный и святости не достигший человек, иначе как в координатах «свой – чужой» на мир смотреть не умеет. «Своих» он хвалит, «Чужих» ругает и побаивается. Евреи умудрились быть подчеркнуто чужими для всех (это и Сам Бог им велел, о чем подробно надо бы книгу писать). Поэтому вызвать к себе настороженность, подозрение, ненависть и проч. Евреям легче, чем любому другому народу. Не цепляйте походя оголенные нервы. Некорректно задавать пачки вопросов, ответы на которые способны превратиться в книгу. Но ознакомьтесь с проповедями лучших иерархов нашей Церкви, реагировавших на предреволюционные погромы. Вы услышите слова сострадания и любви к этому уникальному народу, а еще – негодование против черной дикости некоторых своих пасомых.

7. Почему мы, Церковь, выставляем своими представителями самых агрессивных своих членов? На праздновании столетия канонизации святого Серафима Саровского я был в качестве журналиста. В закрытый город Саров пускали по поименным спискам. Паломников пустили согласно спискам, представленным Церковью, то есть нами. Паломники эти были православные хоругвеносцы, мрачные люди в черном, настаивающие на канонизации графа Дракулы. Почему не ангелоподобные монашки из Сергиево-Посадской иконописной школы? Почему не студенты Свято-Тихоновского университета? Почему «черная сотня»? Почему вообще у людей, которые наиболее рьяно защищают православие, так часто бывают нечищеные зубы и ботинки? Может, намекнуть им как-то?

Зубы и ботинки действительно нужно чистить. Правда, у Серафима Саровского не было ни зубной пасты, ни гуталина. Так что и здесь ответы не так просты, как кажется с первого взгляда. Народу, как и человеку, нужно учиться, облагораживаться, закаляться и освящаться. Никто из нас не хорош по факту рождения. По факту рождения без воспитания мы не более чем дикари. Если в вопросе звучит боль за свою землю, и людей ее, то давайте пахать эту великую ниву. Тревога принимается. Издевки – нет.

8. Почему для нас, верующих, ключевым действием в Церкви является покаяние, а сама Церковь не кается ни в чем и никогда?

Покаяние есть труд сокровенный и личный. Коллективные покаяния за пределами ветхозаветной истории вряд ли возможны. К тому же покаяние не есть событие одноактное, но длящееся, творческое и многолетнее. На сущностной глубине своей Церковь как раз состоит из людей, совершающих подобный, мало кому понятный, труд. Так она и сама кается, в лице своих настоящих сынов и дочерей. Те же публичные извинения, которые приносились, скажем, Папами Римскими, вряд ли являются покаянием, и более достойны признания исторических ошибок. Но это и у нас есть.

9. Почему от имени нас, Церкви, говорят всегда два-три человека довольно реакционных взглядов? Почему говорят администраторы? Ведь есть же богословы, женщины-богословы в том числе. Почему Церковь не благословляет их говорить публично, а только на богословских семинарах?

Это неверно. Говорить в церкви стали с недавнего времени все, в том числе и образованные женщины. Они не говорят от лица общин так, как от лица Министерства здравоохранения говорит замминистра, но они свидетельствуют веру и опыт. Мы вступили в творческую и чудную эпоху открытых возможностей для честного разговора и свидетельства. Но и официальные спикеры необходимы. В жизни все нужно. Кому-то надо стихи читать, кому-то – объявления о прибытии поездов. Вы же не против сухо изложенной информации, правда? Будем внимательно слушать и старца, и послушника, и архиерея, и свечницу. Здесь – любовь, и здесь – правда.

10. Почему нами, Церковью, был запрещен ко служению отец Сергий Таратохин, поддержавший Ходорковского в тюрьме? Почему нельзя священнику иметь взгляды и поступать по совести?

Ничего об этом не знаю. Все-таки не в России живу.

11. Почему в большинстве наших церковных лавок не купишь книг отца Александра Меня, да даже и дьякона Андрея Кураева не купишь? Что это за ползучее запрещение интеллигентных и образованных православных писателей?

Где вы живете? Почему я могу купить книги и Меня и Кураева? Я вообще могу сегодня все, что нужно, купить, лишь бы деньги были. Разве не у всех так?

Однако тон вопросов неуклонно снижается, что позволяет делать некоторые выводы. У нас не получается разговор о Церкви. Вернее, не получается качественный разговор. Как в английских присказках, кошка при дворе видит «мышку на ковре», а больше ничего заметить не умеет (зане она – всего лишь кошка) Но, очевидно, что у общества накопились и вопросы, и претензии к Церкви. Чувствуется, что многое не вмещается в слова и остается невысказанным. Работы, как видно, впереди много.

12. Почему самый посещаемый наш церковный праздник - Крещение? Единственный день, когда в храме дают что-то материальное - воду?

Материальные предметы в храмах раздают постоянно: просфорки и антидор, фрукты в Преображение и зелья – на Маковеев. Но все же самый посещаемый день и праздник это – Праздников праздник и Торжество из Торжеств. То есть Пасха. Тогда тоже не обходится без материальных предметов (куличи, яйца, сыр и т.д.), но это, при всех сложностях, есть полное соответствие Евангельской новизне. Воскресение Христово – главный факт истории мира и оно же – повод для самых многочисленных и радостных собраний верующих в храмы. (Матчасть учить надо)

13. Почему наши православные богослужения показывают по всем телеканалам, а богослужения иудеев, мусульман и буддистов не показывают никогда?

Лично видел трансляцию праздничной службы из соборной мечети по Первому каналу. Не передергивайте.

14. Как можно про выходку пятерых девчонок в храме говорить «гонения на Церковь»? Или кто-то не бывал на Бутовском полигоне, где расстреляли тысячу священников?

На эту тему сказано уже столько, что пора покрыть молчанием позорную выходку упомянутых особ, как покрыли наготу Ноя одеждой Сим и Иафет. Хватит об этом. А вот о Бутове говорите. Говорите вы, и говорите громко, со знанием дела, с содроганием от прикосновения к кошмару. Эти слова ожидаются от светской журналистики.

15. Почему мы так часто апеллируем к государству с просьбами о насилии? Разве мы хотим быть похожи на евангельскую толпу, которая апеллировала со словами: «Распни Его, распни!» к Понтию Пилату?

Государство действует от лица народа, поэтому взывать к нему хоть изредка, но надо. Нужно взывать не о крови и расправах, но об уважении к чувствам большинства граждан этого государства. Сравнение власти с Пилатом должно быть для власти обидно, поскольку Пилат – наместник, а не самостоятельный правитель. Но мы вправе поступать, как апостол Павел, который сказал: «Хочу суда кесарева», и его под охраной повезли к кесарю. Крови просить не надо. Надо требовать от власти ответственности и адекватности. В истории у русского народа это не всегда получалось. Этому учиться надо. Думаю, мы будем учиться.

Вообще, ничего революционного, страшного, эффектом напоминающее философические письма Чаадаева, автор не сказал и не спросил. Все в духе: писатель пописывает – читатель почитывает. Бурчун, то есть, бурчит, а ворчун – ворчит. Выражаю искреннее желание видеть более серьезные материалы, касающиеся нашей общей Матери – Церкви. Прошу прощения, ежели кого обидел, и напоминаю: матчасть учить надо.

Постоянно читать, запоминать, выучивать наизусть, размышлять, рассуждать сердцем о божественных словах. Постоянно надо этим заниматься. Хотите быть счастливы, хотите благодати Божьей, хотите быть защищенными? Хотите иметь услышанными молитвы ваши? Хотите же вы просьба, чтобы просьбы ваши исполнялись? Хотите же, правда хотите? Так, что вы думаете, что вы за свечки выторгуете у Бога благодать Божью? Я тебе свечку, ты мне благодать? Никогда в жизни, хоть все все свечки зажги в мире, это ничего не стОит, свечки ничего не значат, абсолютно ничего, ну разве что красиво и у в храме тепло. Хотите иметь Божию благодать, изучайте Священное Писание, кайтесь перед Богом в грехах своих и молитесь Богу на всякий час духом. Молитесь Богу на всякий час, на всякое время и на всякий час. И Священное Писание любите. Бросьте вон газеты, выбросьте ваши гаджеты все эти все, эти заразные все эти экраны, эти все социальные сети ваши, эти все интернеты, всё паскудство это. Телевизоры все повыключайте! Читайте Священное Писание! Хотите иметь Духа Святого, читайте Священное Писание и в Храм Божий приходите как можно чаще. О том, что в воскресенье вы все должны быть в Храме Божием. Я даже не говорю, это настолько общее место, что стыдно об этом говорить. В воскресенье как штык будьте здесь. Вот сегодня сегодня суббота, а некоторые лентяи скажут, я вчера в субботу был, в воскресенье посплю себе. Ведь много таких злодеев здесь стоит. 100 процентов! Вот сегодня причастилась там 90 человек, а завтра придет 50 в воскресенье. А воскресенье, скажу я вам, больше всех ангельских праздников. На Николая приходит 500 человек, а воскресенье 25 человек. Злодеи, безбожники, негодяи, преступники, призрители Божьей благодати. Николая любят, а Христа воскресшего не любит, Михаила любят, а воскресшего Христа не любит. Вас должно быть в 5 раз больше завтра, чем сегодня. И не думай себе, что вчера я уже был, завтра не пойду, потом опять пойду, когда захочу, пойду, хочу не пойду. Это злодейство бросьте, бросьте, закопайте его и и забудьте его. В воскресенье каждый будь в храме. И ни одного дня не проводите без молитвы! Ни одного дня! Утром проснулся, глаза разлепил, прежде чем сигарету закурить или зубы почистить или яичницу жарить или телевизор включать - Богу помолились непременно! Прежде чем на кровать лечь ухом на подушку - Богу помолись! Из дома выйти - Богу помолись, домой вернулся - поблагодарил Господа. За руль садишься - Богу помолились. Из за руля встал - Богу помолились. И в храм идти как можно чаще! А в воскресенье просто как штык, просто как штык. Не смейте в воскресенье в храм не ходить! Иначе тот же Михаил, который вас вас всех здесь посчитал и записал в книжечку, он вам головы поотвинчивает! Вы чего это Михаила чтите, а Христа воскресшего нет? Николая, Покров Божией матери там допустим еще чего-нибудь, Спиридона здесь набьется здесь толпа. понимаешь праздношатаев... На Спиридона здесь задыхаться будут люди, на Спиридона, а в воскресение почему не задыхаетесь, почему меньше вас воскресенье? Что Cпиридон Христа больше? Это злодейство, христиане поймите! Христа нужно чтить в воскресный день, это самое главное! Поэтому все здесь стоящие - примите эту метку. Это черная метка вам. Михаил слышал, он вас и накажет. Он может защитить, он может вам головы посвинчивать. Он и посвинчивает между прочим. Он и сегодня кое-кому уже головы свинчиваниет, потому что заслужили. Чтобы он нас защищал - нужно хвалить Бога и приносить славу тому, кто выше всех. Это Христос! Ни Николай Чудотворец, ни Спиридон Тримифунтский, ни Матерь Божия даже и не Михаил Архангел, а Христос воскресший, это царь людей и царь всех ангелов, это царь неба и земли. Ему все отдано в руки, он всеми командует. Его любите, его чтите, его Евангелие читайте, его заповеди исполняйте, ему служите, перед ним колени преклоняйте, ему поклоняйтесь! Христу Спасителю от девы родшевомуся, на кресте распятому во гроб лёгшему, из гроба вставшему, на небо вознесшемуся и паке грядущему судите живым и мертвым его же царствию не будет конца. Вот это вера православная, всё остальное добавится. Вот это есть православие, а все остальное добавится. И лампадки, и свечки там, и все эти праздники там, и то и сё и всякие обряды. Как креститься, как молиться, как поклониться, что почитать, это всё потом добавится. Христос во главе угла Он альфа и Он омега, Он начало и Он конец, всё от Него, через Него, и к Нему, Он самый главный. Слава тебе Иисусе, храни нас и милуй нас! Любим тебя, каемся пред тобою, хвалим имя Твоё, не оставляй нас, умножи верующих в тя, да народ божий сложится, обожится и умножится. Аминь. Поздравляю с причастием и надеюсь, что вы не просто слышали, но ещё и слушали. И не просто услышали, но ещё и поняли. И не просто поняли, но ещё и сделаете. Если сделаете это, вам будет хорошо и мне будет хорошо. Если не сделайте, мне будет хорошо, а вам будет плохо. Слава тебе Боже, Слава тебе Боже, Слава тебе Боже.

ОЛЕГ МИКЛАШЕВСКИЙ

Православная Украина с притаённым удовлетворением отметила, что в седьмую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла во время Божественной литургии в храме Христа Спасителя проповедь перед причастием произнёс протоирей Андрей Ткачёв. До 2014 года этот священник возглавлял Миссионерский отдел Киевской епархии; прежде служил во Львове…

Львов – Киев – Москва. В житейском понимании — «ступени карьерного роста». В случае с о. Андреем, выдающимся христианским проповедником и писателем, – нечто иное, тут словно бы по Евангелию:

«Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10.23).

«А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них» (Лк. 9.5).

Кажется, так.

В родном Львове он был клириком единственного в городе православного храма Георгия Победоносца; служил там полных 12 лет, с 1993 года. В тот период православная Украина его впервые заприметила и запомнила по некоторым киевским телеэфирам как проповедника, умеющего выражать мысли отточенно и живо. После «оранжевой революции», которая разогрела русофобские настроения до предельного на тот момент градуса, мы видим о. Андрея в городе Киеве настоятелем храма преподобного Агапита Печерского, а чуть позже, с 2007-го, – одновременно настоятелем и храма святителя Луки Крымского.

В том политическом неспокойствии, в котором бытовала Украина, превращаясь в огромный тёмный омут со своей мутной придонной жизнью, он делал то, что должно: ярко проповедовал, учил, вёл несколько небольших телепередач, писал книги, занимался симпатичным журналом «Отрок»

О властях оранжевой поры о. Андрей имел определённое мнение, которое не таил:

«У власти на Украине находятся антироссийские силы, предатели, духовные потомки Мазепы… Эти люди умеют украсть, пропеть свою песню, а потом постоянно жалуются на свою судьбу… Если украинские политики не станут умнее и не начнут понимать, что всё, что происходит на Украине, происходит неспроста, то в конечном итоге эта страна просто исчезнет…»

Был декабрь 2008-го. Пропев своё, Ющенко рассеялся, аки дым, но тектоническая зона, его породившая, разумеется, осталась на месте. В мае 2011-го о. Андрей говорил о Галиции и о своём видении дальнейшего:

«Ничтожный по протяжению регион, не самый главный по многим показателям, будет навязывать свою точку зрения на историю, на мир, на жизнь всей Украине, которая будет сопротивляться. В этом режиме раскачивания Украина живет уже долго. Они не смирятся, какие есть, такими и будут. Нужно укреплять государственность для того, чтобы не делать всю Украину заложником одного небольшого гиперактивного специфического региона».

Ему бы (так и подумаешь!) дать тогда на первых каналах время, чтобы не безумные политики и журналисты, ведущие свои игры, не хохотуны царили на экранах, но чтобы жило там страстное слово об Истине и Христе, – не рассыпалась бы окровавленным хрусталём жизнь.

Отношение о. Андрея Ткачёва к Евромайдану известно. За пару недель до переворота он в проповеди говорил :

«Впереди будут только горькие пилюли от Всемогущего Господа Бога, который будет лечить нас горькими лекарствами… Революции к добру не приводят. Революции бунтуют против власти одной, и на своём горбу привозят к власти гораздо худших подлецов, которые потом поступают бесчеловечно и безбожно с этими глупыми людьми, которые их притащили во власть на своём непокорном горбу. Разве это кому-то непонятно? Оказывается, никому не понятно. Может, кроме одного-двух человек, может, кроме вас. Революция – это беснование…»

О еврореволюционерах говорил эмоционально, шокируя творцов майдана, которые полагали, что они в чём-то правы:

«Молюсь, чтобы Господь вселил страх и трепет в сердца и кости мятежников… Пусть гад сожрет гада – я жалеть о них не буду. Это страшные враги нашего будущего, и страшные враги сегодняшнего, настоящего…»

О времени:

«Наступило время войны. Наша война – война молитвенная…»

Он неспроста формулирует по-суворовски – выпускник Суворовского училища; затем обучался два года в Военном Краснознаменном институте МО СССР на факультете спецпропаганды (со специализацией по персидскому языку), который не окончил, но окончил Киевскую духовную семинарию.

Можно было ожидать, что оранжево-майданные СМИ – вроде «Религии в Украине» – защёлкают зубами, затопают копытами. Случилось. В закатные годы жизни митрополита Владимира зловещей его тенью сделался митрополит Александр (Драбинко), деловито подобравший на ключевые посты в УПЦ «своих людей», таких как «спикер УПЦ» протоиерей Георгий Коваленко. Известный функционер, поклонник революции протоиерей Георгий тут же отозвался на проповедь о. Андрея в «Фейсбуке»: «А от о. Андрея хотелось бы услышать слова объяснения своей позиции и увидеть ту готовность к покаянию, к которому он призывал своих прихожан» . Отец Андрей Ткачёв был вызван в Киевскую митрополию для дачи объяснений по поводу проповеди о «майдане» — по поводу провидческих слов своих. Дальнейшее известно. Проповедник с готовностью выразил сожаление за то, что Украинской православной церкви пришлось терпеть из-за него информационные нападки «в это непростое для Украины время»; признал, что действительно превысил степень своей компетенции как проповедник и готов понести любое прещение, поскольку продолжает оставаться послушным сыном православной церкви.

Когда его спрашивали, почему он уезжает, отвечал просто: «Пора» . Вопросы об угрозах и возможном давлении – игнорировал: «Ничего об этом слышать не хочу и отвечать на это ничего не хочу. Даже вопросов мне таких не задавайте! »

Подводя «чёрточку», как он выразился, под киевским периодом, словно бы отчитываясь, о. Андрей сказал о четырёх вещах, которыми занимался:

«На приходах мы пытались литургически оживить свою жизнь, чтобы люди не просто стояли, а в службе активно участвовали, выучивали наизусть литургические тексты, пели их вместе… Мы возродили на приходе литургическое братское целование перед «Верую» и другие вещи, которые оживляют службу и возвращают к апостольской простоте. Мы изучали Святое Писание – и в кружках, и по домам, очень плотно, очень активно. Мы поднимали культурный уровень, проводили лектории по музыке, по живописи, по поэзии, по литературе, чтобы имели внутри себя нечто более богатое, чем было. И – братская взаимопомощь, сборы денег для нуждающихся, помощь больным и так далее и так далее, живые братские отношения, при которых приход превращается в общину, при которой люди узнали друг друга, помогают друг другу, нуждаются друг в друге, причащаются из одной чаши и находят в этом настоящую жизнь… А всё что меня интересует – это христианство в подлинном измерении. Я этим занимался, и буду заниматься в другом месте».

Когда в Москве духовник гимназии святителя Василия Великого брал благословение Святейшего на служение отца Андрея в гимназии, патриарх Кирилл сказал:

«Отличное приобретение!»

Прот. Андрей Ткачёв среди учеников Гимназии святителя Василия Великого. 12 сентября 2014 года

Домовый храм св. мц. Татианы при МГУ. Преображение Господне, 19 августа 2014 года

При знакомстве с учителями о. Андрей произнёс проповедь, которую вряд ли кто из слышавших забудет:

«…подумайте только – вы духовно питаете будущих дипломатов, учителей, инженеров, военачальников и власть имущих. Нужно прогреть (как милых цыплят) и хорошо воспитать наше будущее. Тогда, быть может, наши дети отмолят наши грехи, и Господь скажет нам: «Ну, заходи, твои дети за тебя просили!»»

С августа 2014 года о. Андрей — сверхштатный священник храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в центре Москвы.

…«Вот нас как Бог любит, что дал жить в такие непонятные и серьёзные времена, – говаривал как-то о. Андрей, выражая не только своё настроение. – Нету во мне никакой радости. Но есть во мне надежда, что Всемогущий Господь сотрёт в порошок главу древнего змия, а вместе с древнем змием сотрёт в порошок главы тех, кто служит древнему змию. А я знаю, кто ему служит. И вы, наверное, догадываетесь».

Православной Украине по-прежнему важно слово отца Андрея. Она ждёт его.

Прот. Андрей Ткачев. Проповедь в Татьянин день 25 января 2015 года в Домовом храме св. мц. Татианы при МГУ

Прот. Андрей Ткачёв в алтаре Домового храма св. мц. Татианы при МГУ. 12 июня 2014 года

Перед 1 сентября духовник гимназии святителя Василия Великого протоиерей Владимир Вигилянский представил учителям нового служителя, законоучителя и коллегу - протоиерея Андрея Ткачева. «Когда я брал благословение Святейшего на служение отца Андрея в гимназии, Патриарх Кирилл сказал: «Отличное приобретение!»

Эти слова много значат, - сказал отец Владимир и добавил некоторые факты биографии отца Андрея, - митрофорный протоиерей, приехавший к нам из Киева, его семья - матушка и четверо детей - беженцы, будут жить, служить и работать в гимназии. Отец Андрей - знаменитый писатель и известный проповедник на православных радио и телевидении, его книги расходятся огромными тиражами… Летом отец Андрей служил в Татьянинском храме, и теперь у прихожан плач и боль - настолько люди привязались к нему за это короткое время».

Еще во время Божественной Литургии отец Андрей удивил всех, попросив молящихся учителей перед Причастием совершить братское, в данном случае - учительское, целование.

«Вы должны любить друг друга, покрывать грехи и немощи друг друга, не говорить ничего за спиной друг у друга, не завидовать, а только радоваться друг о друге, поэтому сейчас я скажу «Возлюбим друг друга!», а вы поцелуйтесь друг с другом». Кажется, сразу после целования вдохновленные учителя стали понимать, насколько удивительный перед ними батюшка. Это подтвердилось и после его проповеди-обращения:

Дорогие учителя!

Подумайте вот над чем: Сын Божий, Творец Закона, Господь Мира тоже когда-то учился читать. Иосиф учил читать Иисуса Христа, учил Его держать в руках инструменты - долото, рубанок, стамеску, столярные инструменты с тех пор никак не изменились. Иосиф учил Господа работать, чтобы не есть хлеб даром. А сегодняшнее человечество хочет есть хлеб именно даром, причем есть его с маслом, с икрой, запивая напитками, при этом не вставая с дивана, - а это грех, ведь надо всю жизнь трудиться, пока не отдашь Богу душу.

Это касается вас напрямую: для ваших учеников вы будете Иосифом, будете учить их держать в руках книжки и баскетбольные мячи, плавать и бегать, разбираться в электросети и любить литературу - это все труд Иосифа. Вы будете учить человека, который, быть может, вырастет в какого-нибудь Эйнштейна, Ньютона, Королева или Гагарина! Ведь вы не знаете, кого вы рожаете и кого вы учите! Скорее всего - это самые удивительные люди, потому что потенциально каждый человек ужасно талантлив! Только бы этот талант раскрыть!

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что изначально человек похож на яйцо, и рождается он дважды, как цыпленок. Сначала курочка выносит яйцо, ей больно, кудахчет, бедная, как и женщина плачет, когда рождает в болях, посланных в наказание за первородный грех. Но ведь после того, как яйцо выношено, его нужно прогреть! Если не прогреет - его съедят, всмятку или вкрутую. А если прогреет - вылупится из него цыпленок: красивый, пушистый, милый! Так же и человек рождается дважды - как яйцо и как цыпленок. Если нас просто выносить, но не согреть, не выучить, не воспитать - мы будем Маугли.

Все, что мы имеем, мы имеем от кого-то. Нас научили читать, писать, говорить, дали в руки профессию. Если бы кто-то этого не сделал, мы бы были недосиженными яйцами. Вот и вы - должны будете высиживать чужие снесенные яйца! Мамы и папы подбрасывают яйца в школу, в армию, в церковь и просят: батюшка помолитесь, товарищ капитан воспитайте, МарьИванна, научите! Именно из-под вас, драгоценных квочек, потом повылупливаются новые Ломоносовы и Кулибины. И ваша задача на сегодня - прогреть их!

К сожалению, большинство людей в мире так и не раскрылись. Скрытые таланты, замершие души, всю жизнь прожившие, но так и не узнавшие, зачем жили. Родился, чтобы быть художником, а был плотником; родился, чтобы быть юристом, а был летчиком; родился, чтобы быть священником, а был трубочистом; родился, чтобы быть трубочистом, а был священником. Так бывает: потерял мир хорошего трубочиста, приобрел плохого священника. Задача - найти себя, нам с вами поздно искать себя в части профессии, но искать себя внутри - никогда не поздно!

Вы, дорогие учителя, вступаете на Божественную службу. Как говорил митрополит Филарет (Дроздов), прежде, чем Господа назвали Господом, его назвали Учителем. Учитель - это имя Божие. Другие имена Божии - Доктор, Защитник, Судья. Грех тому учителю, который смотрит на детей как на скотину в стаде, учит их не потому, что Господь велел любить и назидать, а потому что «так случилось». «Хотела быть модельершей, а стала учительницей - ну и ладно, доживу уж и так» - так нельзя!

Вспомните свои школьные годы. Что самое интересное? Во-первых, друзья, один или два - больше не бывает, и учитель. Тоже один или два. Неважно, какого предмета. Допустим, я люблю физику, а физик у меня скучный, я не люблю историю, но историк у меня был «ВО!» - и я всю жизнь помню этого историка!

Самое важное в школьной жизни - это интересный учитель. Что бы он ни преподавал: астрономию, физкультуру, труд - он горит, любит свой предмет и учеников. Он вырывает свою душу, он как пеликан, кормящий пеликанчиков своим сердцем и своей кровью. Священник, доктор и учитель - это пеликаны, они отдают человеку свое сердце, вырывая его с мясом. Бывает, что ученики бросают твое вырванное с кровью сердце, оно им не нужно - это ужасная боль. Но надо потерпеть, ничего страшного. Ваше сердце большое, на всех хватит. Смотрите на учеников как на будущих великих людей, пытайтесь привить им любовь к вашему предмету.

Конечно, все вы простые люди, а чтобы быть хорошим Учителем, надо быть Богом. У вас есть свои семьи, а в этих семьях есть всякие заботы, есть свои болячки, друзья-знакомые и родители, долги и деньги - всякая мышиная возня. Но, тем не менее, дорогие христиане, переступая порог школы, пожалуйста, забывайте все это. Будьте богами! Подумайте только - вы духовно питаете будущих дипломатов, учителей, инженеров, военачальников и власть имущих. Нужно прогреть и хорошо воспитать наше будущее. Тогда, быть может, наши дети отмолят наши грехи, и Господь скажет нам: «Ну, заходи, твои дети за тебя просили!»

Сейчас богослужения проходят во временном храме, устроенном в здании самой гимназии. Если Господу будет угодно, уже в феврале Святейший Патриарх Кирилл освятит достраивающийся сейчас гимназический храм.

Loading...Loading...