Во сколько открываются небесные врата на крещение. Дмитрий Лео

Что значит «причаститься»? Это значит «стать причастным Христу». Причащаясь Тела и Крови Христовых, мы соединяемся со Христом. «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите» (Ин. 14:15), – говорит Спаситель. Жизнь с любовью к Богу и ближнему нас соединяет со Христом. И, соответственно, отлучают от Христа, удаляют от Него жизнь без любви к Богу и ближнему, жизнь во грехе. Поэтому естественным требованием для причащающихся является, прежде всего, отказ от грехов, то есть исповедь и покаяние, перемена жизни от нелюбви к любви. Все остальные правила, которые связаны с подготовкой к Таинству Евхаристии, преследуют именно эту цель – помочь человеку осознать свое подлинное положение, разорвать узы греха и соединиться со Христом.

Как частный случай, среди тех, кто не может причащаться – те, кто живет в незарегистрированном «браке». По мнению Церкви, это – грех, сожительство и требует покаяния, то есть перемены, вступления в законный брак, в котором супруги «делят» друг с другом не только обеденный стол или постель, но всю жизнь.

Решает священник?

Что касается того, допускать человека до причастия или не допускать, то в каждом конкретном случае это решает священник, и понятно, что ситуации бывают разные. Бывает, человек приходит в храм, и у него так сложилось, что он не мог вычитать всё молитвенное правило. Священник в данной ситуации, глядя на этого человека, зная меру его воцерковления, зная меру его усердия, принимает конкретное решение – допускать его сегодня до причастия или не допускать. И, соответственно, отвечает за свое решение.

В чем разница между отлучением от причастия и недопущением?

Бывает, что человек готовился к Таинству, прочитал правило, но когда выходил из дома в храм, поссорился с женой. И вот вроде бы литургия, через час можно причаститься. А душа всё равно подсказывает, что ты не в любви пребываешь. Сердце не обманешь. В этом случае обычно спросишь: «А как вы сами думаете? Вы можете в таком состоянии причащаться, быть причастным Христу?» И чаще всего человек, положа руку на сердце, отвечает: «Нет, не могу. Вы правы».

При этом следует помнить, что если священник наложил епитимию и отлучил человека от Таинства Евхаристии на какой-то конкретный срок, то только этот священник и может снять ее и, соответственно, за это отвечает.

Чуть больше года назад был принят документ «Об участии верных в Евхаристии» . Проект этого документа был подготовлен Межсоборным присутствием Русской Православной Церкви. Затем он широко обсуждался духовенством и мирянами. Этот документ отвечает на большинство вопросов, которые возникают в связи с подготовкой к Таинству Евхаристии. Поэтому думаю, что было бы правильно в качестве ориентира этот документ держать перед глазами и почаще обращаться к нему.

Недавно ко мне подошел человек, который где-то прочитал, что Петров пост был учрежден для тех людей, которые не имели возможности поститься Великим постом, и спросил, может ли он теперь не поститься, если постился накануне Пасхи? И я ему ответил: «Почему вы меня об этом спрашиваете? Это ведь не я придумал Петров пост, не я его установил. Его установила Церковь, и как я, священник, могу отменять установления Церкви?»

То же самое и с документами. Если документ носит общецерковный характер, то как я, священник, могу его считать неважным или ненужным? Как могу не принимать его во внимание? Если я хочу быть частью Церкви, мне надо на него ориентироваться обязательно. Как на свет маяка в море. Если я, конечно, не хочу, чтобы мой корабль разбился.

Подготовила Оксана Головко

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу


"О возможности и времени допуска мирян к св. Причастию"
Инок Алимпий (Вербицкий)
Доклад на Освященном Соборе 2005 г. (Опубликовано в "Вестнике Митрополии" РПСЦ, № 1, за 2006 г.)

Накануне Совета митрополии преосвященнейший владыка Андриан поручил мне исследовать современные нормы допуска мирян к причастию св. Тайн и существующие требования канонических правил. Это было вызвано необходимостью должной реакции на письма и вопросы, поступающие в Митрополию, также и обязанностью архипастыря приводить церковную жизнь в соответствие со святоотеческими нормами. Сам я, сознавая свои многочисленные прегрешения, вряд ли дерзнул бы говорить на подобную тему, но по необходимости послушания, а также, не желая по причине своего недостоинства скрывать правду Божию, предпринял настоящий труд.

Будучи ограничен малым сроком, я все же собрал некоторый материал, который собираюсь представить вашему вниманию.

ОСОБЕННОСТИ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ

Как известно, в настоящее время в приходах сложилась практика, согласно которой желающие могут приступать к Причастию обычно во время четырех годовых постов, для чего они соблюдают седмицу сухоядением, исполняя определенное молитвенное правило, после чего исповедуются, и те, которые не имеют канонических препятствий, бывают допускаемы к Причастию. При этом имеют место следующие факторы:

1. Исповедь и Причащение, являясь самостоятельными таинствами, по времени оказываются здесь соединенными вместе.

2. Обстоятельства дают место иллюзии, что пост и правило, обычные перед Причащением, распространяются одинаково и на таинство Исповеди. Сама Исповедь, соединенная с подготовкой к Причащению, в сознании становится искусственно связанной с годовыми постами. И установленную седмицу сухоядения одинаково обязывают соблюдать всех исповедающихся, даже и тех, кто, находясь под епитимиеи, не может быть допущен к Причастию; так, словно совершение исповеди нуждается в дополнительном посте и правиле.

3. Промежутки между постами оказываются недоступными для желающих причаститься. Им отказывают под предлогом того, что якобы мирянам допустимо причащаться лишь постами.

4. Желающим исповедоваться в какое бы то ни было время, за исключением постного, также обычно отказывают в совершении таинства. При этом часто говорят: "Исповедь будет постом, тогда и приходите".

5. Порой и причащение младенцев за каждой литургией в народе осуждается как нескромность поведения.

6. Отдельную тему представляют случаи с новокрещеными взрослыми. Если их крестят без должной подготовки, требуемой святыми правилами, что само по себе преступно, тогда одно преступление дополняют другим: этим людям к тому же отказывают в Причастии под предлогом того, что они или курят, или не постятся, или просто далеки от Церкви. Тем самым пастыри расписываются в собственной безграмотности, уничижая таинство Святого Крещения.

7. Безграмотность иногда простирается до такой степени, что отказывают в причастии и умирающему, если в этот день он вкусил пищу, очевидно забывая о правиле ИЖЕ ВО СВЯТЫХ НИКИФОРА КОНСТАНТИНА ГРАДА ИСПОВЕДНИКА: "Подобает подавати божественное причащение болящему, умрети хотящу, повнегда вкусити тому брашен (Сборник св. Кирилла Белозерского, лист 72 оборот)".

8. Не говоря уже о том, что выезд к умирающим или тяжелобольным зачастую откладывают на несколько дней, а то и вовсе отказываются ехать под разными предлогами, в результате чего многие умирают, так и не дождавшись Причастия.

9. Но при этом Причастие преподается порой людям, которые демонстративно не желают соблюдать элементарных требований христианской жизни, будь то ношение бороды или соблюдение постов, - когда выставляется предлогом болезнь или иное тому подобное. Желание угодить значимому человеку обычно одерживает победу над божественными правилами и законами Церкви. Так, из шести священников, в разное время окормлявших Селезневскую общину, только один отказался причастить подобного нарушителя, пользующегося, однако, авторитетом в общине.

СУЩЕСТВУЮЩИЕ КАНОНИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ

Теперь по данному предмету необходимо привести существующие законы Церкви и свидетельства святых отцов.

Известны канонические правила, подвергающие отлучению тех, кто, находясь в городе, в течение трех воскресных дней не приходит в церковь, однако не всем известно, что речь здесь идет не о простом присутствии за общественным богослужением, а именно о Причащении. Несколько таких правил образуют группу и имеют близкое толкование.

ДЕВЯТОЕ ПРАВИЛО СВВ. АПОСТОЛОВ: "всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати повелевает от общения церковнаго".

ЗОНАРА: "Настоящее правило требует, чтобы во время совершения Святой Жертвы, все пребывали до конца на молитве и Святом Приобщении. Ибо тогда и от мирян требовалось, чтобы постоянно причащались. Есть правило собора Сардикийского и другое Трулльского, и еще собора Антиохийского, предписывающие, чтобы подлежал отлучению тот, кто, присутствуя при богослужении в три воскресные дня, не причастится. Посему и настоящее правило подвергает отлучению не пребывающих на молитве и Святом Причащении как нарушающих порядок. И второе правило Антиохийского собора говорит об этом".

ВАЛЬСАМОН: "Определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресные дня (Кормчая)".

Но при этом толкователи указывают, что правило имеет в виду не вообще всех не причащающихся, а только уклоняющихся без уважительной причины.

СИНТАГМА МАТФЕЯ ВЛАСТАРЯ. Глава 25-я. О тех, которые не имеют общения с верными при совершении священной литургии или отлагают общение на три воскресные дня: 8-е и 9-е правила святых апостолов, желая, чтобы все и всегда были готовы и достойны причащения Божественных Тайн... верных, входящих и священные писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, отлучать (повелевает правило) как бесчинных. Согласно с сим определяет и 2-е (прав, соб.) Антиохийского, ибо всех входящих в церковь и слушающих священные писания, но не участвующих в молитве вместе с народом или отвращающихся от причащения святыя Евхаристии, по гордости, может быть, или по уклонению от порядка, или по пренебрежению, повелевает отлучать от церкви, доколе чрез исповедь не покажут плодов раскаяния и не получат прощения. А некоторые говорят [Вальсамон, см. толкование на правило 8-е сев. апост.], что сии правила постановлены относительно священнодействующих в то время в алтаре и мирян, не пребывающих до тех пор, пока наступит время причащения верных: ибо весьма обременительно и насильственно принуждать всех каждый день причащаться, в противном же случае - отлучать; ибо как можно вращающемуся в среде и оскверняющемуся мирскими вещами навсегда иметь душу чистою к принятию духовного мира? Ибо довольно, если кто, презрев и отложив все прочее и задавшись одной сей целью, другому же никакому злейшему пожеланию не поработившись, может потом, с Божиею помощью, удостоиться этого, но я думаю, что у древних верных не меньшим предметом заботы было и жить право, как и право веровать; потому-то многое из провозглашенного тогда канонами представляется иначе, чем теперь, ибо нерадение и неправильность жизни так нас настроили, что даже и не верится, достигал ли кто из верных такой высоты добродетели. Думаю [согласно с Валъсамоном, в его толковании на 2 пр. соб. Антиох.], что, без сомнения, по причине этой угрозы божественных правил придумано раздаяние антидора, чтобы те, которые не могут причащаться животворящих Тайн, имели всю необходимость ожидать конца Божественного священнодействия, дабы из рук священника получить его освящение. См. также правило 66-е VI собора и 80-е (прав.) того же (VI) собора. А также правила Сардикийского собора 11-е и 12-е.

Следует несколько подробнее остановиться на том, каковы же те обстоятельства, которые извиняют не причащающихся за каждым богослужением.

СВ. НИКОЛА КАВАСИЛА, архиепископ Солунский, пишет: "Удаляет нас от Причастия смертный грех и раны воли" (Семь слов о жизни во Христе, ч. 2). Это те немногие причины, которые являются единственным справедливым основанием для уклонения от Причастия. Златоуст пишет: "Кого нам похвалить? Тех, которые причащаются раз? Тех, которые часто? Тех, которые редко? Ни тех, которые раз, ни тех, которые часто, ни тех, которые редко. Но тех, которые приступают с чистой совестью, с чистым сердцем, с безупречной жизнью. Таковые да приступают всегда, а не таковые - никогда" (Беседы на послание к евреям). Однако можно услышать возражение: а разве не является благоговение перед Таинством достаточным основанием для того, чтобы причащаться нечасто? Не благоговением, а пренебрежением называют такой предлог святые отцы, о чем свидетельствует 2-е правило Антиохийского собора, в толковании на которое ЗОНАРА говорит: "Отвращением здесь отцы назвали не то, чтобы ненавидеть Божественное Причащение и поэтому не хотеть причащаться, а уклонение от него, якобы по благоговению или по смирению. Ибо если бы некие отказывались от него как ненавидящие и гнушающиеся Святым Причащением, то были бы осуждены не к отлучению, а к совершенному выдворению и анафеме".

СВ. КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ: "...Пусть знают те крещеные, которые не радят ходить в церковь причащаться и на многое время отлучаются от приобщения, что предлогом они выставляют благоговение искусственное и вредное. Пусть знают, что, не причащаясь, они лишаются вечной жизни, отказываясь от того, чтобы оживотвориться. Это превращается в ловушку и соблазн, хотя и мнится этот отказ от Причастия плодом благоговения (На Евангелие от Иоанна, кн. 4, гл. 2).

СВ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ: "Беда в том, что мы определяем достоинство Причащения не чистотой помышлений, а промежутком времени, и в том, что ты считаешь благочестием нечасто приступать к Таинству, не ведая, что недостойно приступить даже раз - это причинить себе

вред, а если достойно, даже и часто, - приобрести спасение. Дерзость состоит не в том, что приступают часто, но в том, что недостойно, даже если кто раз в году причастится... Так рассуждая, мы не понимаем, что и распявшие Христа, распяли Его один раз. Но неужели, потому что один раз, грех от этого меньше? И Иуда один раз предал. Что из этого? Разве это его спасло? Почему мы это дело измеряем временем? Временем причащения да будет нам чистая совесть" (Толкование на первое послание к Тимофею. Беседа пятая).

А обо всех остальных случаях Отцы пишут так.

НИКОЛА КАВАСИЛА: "Ибо как вообще было бы не законно, когда бы кто, согрешая к смерти, дерзнул потом приступить к святыне, так тем, которые не болезнуют столь тяжко, не следует удаляться хлеба. Ибо тем, которые страдают еще ранами воли, надлежит опасаться огня, не сообщаться с ним, прежде нежели не изменятся, а тем, кои имеют правую волю, а в остальном немощны, необходимо укрепляющее врачевство, и надлежит им приходить к виновнику здравия, который принял немощи наши и болезни понес, и желающим не быть больными паче всего нужно стараться прибегать к врачу" (Семь слов о жизни во Христе).

СИМЕОН СОЛУНСКИЙ: "...Никто из людей богобоязненных и любящих Господа пусть не пропускает четыредесятницы. А у кого довольно силы и внимания, и чаще пусть приступает такой к причастию Христову, даже, если можно, и в каждую неделю; особенно же люди престарелые и немощные" (ч. 1, гл. 325).

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ: "Аще инок или мирский человек сотворит без причащения 40 дний, кроме запрещения, но от небрежения не причащается, да отлучится от церкве лето. То же и из епитимий СВ. ФЕОДОРА СТУДИТА: "Монах или мирянин, не находящийся под епити-мией и по своей небрежности сорок дней не приступивший к причастию, должен быть отлучен от церкви на (один) год".

ИЗ ПИСЬМА СВ. ФЕОДОРА СТУДИТА К СПАФАРИИ ПО ПРОЗВАНИЮ МАХРА: "...Почему ты столько лет редко причащаешься? Это должно иметь какое-нибудь основание. Причащаться должно не редко и не просто каждый день, но с чистой совестью; ибо ядый, сказано и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня. Итак, если ты, наблюдая, таким образом, за своим состоянием, с благоговением медлишь некоторое время, то это хорошо, будет ли то недолго или долго; предела этому нет, кроме того, чтобы приступить с чистым сердцем, сколько возможно для человека. Если же случится какое-либо прегрешение, удаляющее от причащения, то очевидно, что такой человек может причаститься тогда, когда исполнит епитимию".

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ. Послание 93-ек Кесари Патриции. "Приобщаться каждый день и причащаться Святого Тела и Крови Христовых хорошо и полезно, так как Сам Господь ясно говорит: "Тот, кто ест Мою плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную".

О СВ. МАКАРИИ ЕГИПЕТСКОМ повествуется, что после того, как он исцелил ту женщину, которая по диавольскому содействию казалась людям лошадью, он сказал ей следующее: "Женщина, никогда не отсутствуй на приобщении Тайн Христовых, но причащайся часто, ибо это диавольское действие случилось с тобой потому, что ты не причащалась пять недель, и от этого диавол нашел себе место и досадил тебе" (Лавсаик, гл. 18).

СВЯТОЙ ТИМОФЕЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ даже применительно к бесноватым пишет: "Верный, бесноватый, аще не нарушает Тайны, ниже хулит иным каким-либо образом, то да причащается, но не каждый день: довольно для него токмо по воскресеньям". (3-е правило св. Тимофея Александрийского).

А о том, что в причащении священники не имеют ни одного отличия от мирян, свидетельствует св. Иоанн Златоуст: "В некоторых вещах священник ничем не отличается от мирянина. Когда, например, следует причащаться Страшных Тайн, все мы удостаиваемся одинаково того же самого, не так, как в Ветхом Завете: одно ел священник, а другое - непосвященный. Закон ведь не позволял народу есть то, что ел священник. Ныне же не так, но всем одно Тело предлагается и Чаша одна" (толкование на второе послание Апостола Павла к Коринфянам. Беседа 18).

Закономерно возникает проблема: считается, что для подготовки к причастию необходим недельный пост, но, если пожелают причаститься, например, на Светлой седмице, как быть в этом случае? Ведь никто из находящихся в здравом уме не станет утверждать, что на светлой седмице допустимо причащаться только священнослужителям, младенцам и умирающим! Впрочем, некоторые считают, что в этом случае причастие хотя и возможно, но при том необходим пост. Пост на Светлой седмице! Это уже подлежит святоотеческому прещению отлучения от церкви, произнесенному на постящихся в такие дни. Нигде не сказано, что священник имеет особое право без поста причащаться в непостное время.

Имеется еще одна интересная особенность нашей практики. Во многих приходах не принято причащать за пасхальным богослужением: священник без какой-либо вины отлучает от причастия не только отдельных людей, но даже целый приход, и к тому же на Пасху! Забывая о том, что Пасха состоит не в куличах и яйцах - Сам Христос является Пасхой. И вот этой-то Пасхи лишают верных вопреки всем церковным законам. Приведу, например, свидетельство из Зонара: "На великий четверток и великую субботу и на пасху, да причащаются вси, точию аще не в покаянии некоем грех" (Лист27, об.).

О тех, кто не может причащаться каждое воскресенье, необходим был комментарий толкователя как о снисхождении к немощи молящихся, в противоположность современности, когда это возвели уже в норму. И если раньше отлучали не причащающихся, то теперь наоборот - отлучают всех желающих причаститься, причем не просто в непостное время, но даже и на великие праздники. Пусть не покажется преувеличением высказывание о том, что теперь отлучают желающих причащаться. Ведь епитимия отлучения, одна из наиболее значительных, как раз и состоит в удалении от причастия на разные сроки. Поэтому говорим: если кому-то отказано в причастии, значит его отлучили. Остается добавить, что отлучение как духовное врачевство может налагаться духовником только в случае согрешений и отнюдь не по произволу. Следовательно, в данном случае мы имеем дело с немотивированным отлучением.

Теперь подытожим сказанное. Необходимо задаться вопросом; в чем провинились все вообще христиане; за что их отлучили от причастия не на семь, и не на сорок, и не на восемьдесят дней, а на всю жизнь, на все междупостное время, включая праздник св. Пасхи? Причем отлучили не только от причастия, но даже и от антидора? В силу ложной традиции, священники не только отлучают всех от причастия в промежутки между постами, но даже и всегда от антидора, вкушение которого теперь является привилегией их малолетних детей и младших клириков. Неужели все христиане сплошь прелюбодеи, воры и убийцы? Но даже упомянутые грешники отлучались только на определенные годы, а некоторые священники умудрились на всю жизнь отлучить всех подряд от причастия, кроме времени известных постов. Но при этом самое поразительное даже не это, а то, что всех христиан теперь отлучают даже от исповеди, стоит только кому-нибудь заявить о желании исповедаться в непостное время, ибо оказывается, что исповедоваться теперь, если только вы не на смертном одре, позволительно лишь во время годовых постов. Ситуация беспрецедентная и совершенно новая в истории христианства: священник отказывается принимать на покаяние! Если это будет иметь продолжение, то вскоре будет забыто Евангелие.

ВЫВОДЫ

При отсутствии канонических препятствий каждый верный вправе причащаться за всякой литургией.

Священник никому не вправе никогда отказывать в причастии без законных оснований, а оснований для лишения исповеди и вовсе в природе не существует.

Вообще говоря, канонических ограничений для частого причащения нет и быть не может, наоборот, имеются запрещения 8-го и 9-го правила свв. апостолов и 2-го правила Антиохийского собора, подвергающие отлучению верных, не причащающихся за каждой литургией, правда, без уважительных причин, каковыми являются смертные грехи и оскверненная совесть (раны воли).

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ НОВООБРЯДЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ?

1. Допускаются люди, подлежащие временному удалению от причастия.

2. Отменена епитимия при исповеди, а также введена практика общей исповеди.

ПРИМЕЧАНИЯ

В древней практике исповедь не могла предшествовать каждой литургии (Марья египтяныня и миряне со Св. Дарами).

В непостное время не могло практиковаться недельное сухоядение, особенно в праздничные периоды.

Зато сухоядение широко использовалось в качестве епитимий в тех случаях, когда человек не допускался к причастию.

Исповедь является самостоятельным таинством, и если человек регулярно бывает на исповеди и пожелает чаще причащаться, и если имеет свидетельство духовного отца, и не успел сотворить ничего, подвергающего отлучению, то может допускаться к близкому по времени причащению подобно тому, как причащаются и священники - без исповеди.

Конечно же, все сказанное отнюдь не является призывом ко всеобщему частому причащению. Нет ни малейшего сомнения, что для большинства христиан для причащения более удобным является время постов. Поскольку трудно рассчитывать, что в наше время, особенно в условиях многомятежной городской жизни, многим удастся сохранить свою совесть, чтобы быть в состоянии причащаться чаще, чем это принято. Речь сейчас идет преимущественно о том, что те ревностные христиане, которые ведут внимательный образ жизни, не должны встречать препятствий в желании более частого причащения. И могли бы рассчитывать на понимание своих духовных отцов. А также чтобы было возможным причащаться за пасхальным богослужением и в дни великих праздников, если будут к тому готовы.

Св. Симеон Солунский: "Причащаться следует всем верным. Это не является служением только архиерея, но его служение в том, чтобы священнодействовать это Всесвятое Тело Христово и Кровь, и всем верным давать их в причащение, ибо единственно для этого они и предназначены".

Вам сегодня лучше не причащаться…» Такая епитимья, налагаемая священником, часто воспринимается как незаслуженное наказание. По каким причинам можно не допустить человека к причастию? Отвечает настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии протоиерей Константин Островский.

Самое опасное -- формализм

Отец Константин, иногда священники не допускают к причастию за то, что человек говел не три дня, а два. Некоторые отказываются причащать на Светлой седмице или на святках, поскольку в это время прихожане не постятся. С другой стороны, есть мнение, что говение перед причастием вообще не нужно -- по церковному календарю в году и так около половины постных дней.

Нарушение поста само по себе не относится к таким тяжким грехам и состояниям, при которых человек должен быть запрещен в причастии Святых Христовых Тайн. Церковные правила, в том числе и о посте, это дар Церкви ее чадам, а не обуза, которую приходится с тоскою нести, чтобы батюшка не ругал. Если человек по какой-то не зависящей от него причине не способен воспользоваться даром Церкви, это предмет для терпения и смирения. Если по легкомыслию, или пристрастию, или забывчивости человек нарушил дарованное Церковью правило, это повод для покаяния, но еще не для запрещения. Всем нарушителям поста и других подобных церковных установлений я советую не отлучать себя от причастия самовольно, а прийти на службу и вынести вопрос на решение духовника. А решения могут быть разными, но они никогда не должны быть формальными. Задача священника не правило соблюсти, а принести человеку пользу или, по меньшей мере, не навредить. Бывает, человек так рассеялся и объелся (пусть даже и постной пищей) накануне причастия, что сам чувствует необходимость отложить причащение. Ну и пусть отложит, попостится, а потом причастится. А бывает, кто-то по забывчивости положил сметану в суп. Не думаю, что в таких случаях уместна строгость.

Что касается поста перед причастием, я считаю, вообще отменять его не следует, но строгость и продолжительность поста должны соответствовать ситуации: разным людям в разных обстоятельствах должны даваться разные советы. Одно дело, когда человек по какой-то причине причащается один раз в год, и совсем иное -- когда во все воскресные и праздничные дни. И здоровье, и привычный для человека образ жизни имеют значение. Для кого-то отказ от мясного и молочного -- настоящий подвиг, а для кого-то подсолнечное масло в картошке -- поблажка чревобесию.

Самое плохое в решении вопросов о посте -- это формализм. Одни требуют скрупулезного соблюдения того, что они вычитали в Типиконе, другие требуют отмены строгих правил. А на самом деле, пусть правила остаются в качестве нормы, ориентира, а как и в какой мере их применять, пусть священник решает в каждом конкретном случае особо, молясь о человеке, движимый любовью к нему и желанием помочь ему на пути спасения.

Что касается причащения на Светлой седмице и в Святые дни после Рождества, то, разумеется, если в Церкви служится литургия, то причащаться можно. Как быть с постом? Тем, кто меня спрашивает, я советую есть в эти дни всякую пищу, но не объедаться. Но я не хочу никому ничего навязывать; самое плохое, я считаю, в этой области -- споры из-за буквы. Если кто-то хочет есть на Пасху зелень, ничего в этом страшного нет, только пусть не гордится этим и не осуждает тех, кто питается по-другому. И пусть те, кто постятся не строго, не считают постников отсталыми и недуховными.

Позволю себе привести обширную цитату из апостола Павла: «…Иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. …А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. …Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. …Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 2-6, 10, 13-15, 17).

Основанием для запрещения в причащении на больший или меньший срок может быть только или тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и тому подобное), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком).

Легализация нецерковности

В девяностые годы многие священники не допускали к причастию живущих в невенчанном браке. Патриарх Алексий II указал на недопустимость этого. Но как быть с живущими в так называемом гражданском браке? Формально -- блуд, но по факту его не всегда можно назвать таковым.

Действительно, покойный патриарх Алексий II указывал на недопустимость отлучения людей от причастия только на том основании, что они живут в невенчанном браке. Конечно, благочестивые православные христиане не начнут супружескую жизнь без церковного благословения, которое в наше время как раз и преподается в таинстве венчания. Но ведь есть множество случаев, когда люди
некрещеные вступили в законный брак, имеют детей, любят друг друга, хранят верность. И вот, скажем, жена уверовала во Христа и крестилась, а муж пока нет. Что же делать? Неужели теперь их брак превратился в блуд и его необходимо разрушить? Конечно, нет. Да об этом и апостол Павел пишет: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7: 12-13). Неужели же исполнение апостольского указания должно влечь за собой запрещение в церковном общении? Мало того, в первые века христианства церковного венчания вообще не существовало. Христиане вступали в брак с ведома епископа, но по законам страны, а потом вместе со всей общиной причащались Святых Христовых Тайн, это и было церковным признанием их брака. Церковный чин бракосочетания складывался постепенно в течение нескольких веков и повсеместно обязательным для вступающих в брак христиан сталтолько в конце первого тысячелетия.

Относительно «гражданского брака» давайте уточним терминологию. Гражданский брак (без всяких кавычек) -- это брак, заключенный по обычаям и законам народа или государства, к которому относят себя муж и жена. Я не случайно употребляю здесь совместно сами по себе различные термины «обычай» и «закон», «народ» и «государство», потому что в разное время и в разных местах законность брака может определяться по-разному. Как относиться к людям, живущим по-семейному, но никак законно не оформившим свои отношения? Можно ли их допускать до причастия Святых Христовых Тайн? В подавляющем большинстве случаев такие сожительства недопустимы с церковной точки зрения, и люди должны или вступить в законный брак, или расстаться со своими сожителями, а уже потом получать разрешение грехов в таинстве исповеди и приниматься в церковное общение. Но бывают сложные ситуации, когда беззаконную семью создали люди нецерковные и у них родились дети. Вот пример из жизни: люди живут как супруги уже много лет, считают себя мужем и женой, но брак не зарегистрировали. У них трое детей. Года два назад жена уверовала во Христа и пришла в Церковь, ей объяснили, что брак необходимо зарегистрировать. Она согласна, пытается уговорить мужа, а он отказывается, говорит, что у него все друзья, которые расписались, уже развелись, а он не хочет разводиться. Я с ним, конечно, не согласен, то есть считаю, что надо расписаться, но он же ко мне не подходит за советом. А жена его переубедить не может. Она ходит в храм, причащает детей (муж даже помогает ей в этом), дети учатся у нас в воскресной школе. Неужели в этой ситуации нужно было бы запретить этой женщине причащаться или требовать от нее разрушить семью, пусть и незарегистрированную? Правило, требующее от христиан заключать браки в соответствии с государственными законами, мудрое и должно, конечно, исполняться. Но нельзя забывать, что, хотя закон выше беззакония, любовь все же выше закона.

За некоторые тяжкие грехи (убийство, занятия оккультизмом) предполагается отлучение от причастия чуть ли не на 20 лет. Правила эти никто не отменял, но сегодня они практически не применяются.

Мне кажется, сегодня многолетняя епитимия не может выполнять свои функции -- врачевания души, примирения ее с Богом. В Византии это было возможно. Весь народ там жил церковной жизнью, и совершивший тяжкий грех оставался членом общины, которая была собрана вокруг Церкви. Вот и представьте: все идут на службу, а он остается на паперти. Не в кино идет и не у телевизора на диване лежит, а на паперти стоит и молится! Через некоторое время начинает входить в храм, но не может причащаться. Все эти годы епитимии он молитвенно кается, осознавая свое недостоинство. А что будет сегодня, если мы человека на пять лет отлучим от причастия? Не члена общины, а скорее всего того, кто впервые в жизни в 40-50-60 лет пришел на исповедь. Как не ходил он в церковь раньше, так и теперь не будет. Причем «законно» -- скажет: мне батюшка не разрешил причащаться, вот я и лежу дома, пью пиво, а когда пройдет срок епитимии, пойду причащаться. Так ведь будет, только не все доживут до конца епитимии, а из тех, кто доживет, многие забудут о Боге. То есть сегодня, в современных условиях, накладывая многолетнюю епитимию на человека, впервые пришедшего в храм, мы по сути легализуем его нецерковность. Смысл? Ведь человек, пребывающий в смертном грехе и не желающий каяться, менять свою жизнь, и так не может причащаться до покаяния. Если же он изменился, сокрушается о содеянном, я считаю, даже при самых тяжких грехах если и запрещать ему причащаться, то ненадолго, особенно пришедшим впервые.

К церковным людям отношение должно быть более строгое. К счастью, церковные люди не так уж часто впадают в тяжкие смертные грехи, но помню случай, когда сделала аборт постоянная прихожанка, которая не один год ходила в храм, причащалась. Тут епитимия была уместна, и женщина не роптала, когда ей ее назначили, совесть-то есть у человека. Но когда приходит пенсионерка, которую в детстве бабушка водила к причастию, потом она стала пионеркой, комсомолкой, заблудила, сделала аборт, а через 40 лет задумалась о Боге, какая тут может быть епитимия? И даже если недавно был сделан аборт, но женщиной нецерковной, которая ходила по путям мира сего, а теперь уверовала и раскаялась, я тоже не думаю, что надо накладывать на нее епитимию. Замечу, кстати, что священник может накладывать даже небольшие епитимии исключительно с согласия самого кающегося. Право церковного суда есть только у собственно церковного суда и у правящего архиерея. Что касается многолетних епитимий, то это тем более не в компетенции приходского священника.

Как часто, на ваш взгляд, надо причащаться мирянину? Можно ли на святках или Светлой седмице причащаться каждый день?

Абсолютно нормально, когда вся община собирается в воскресный или другой праздничный день на литургию и все причащаются Святых Христовых Тайн. Правда, эта норма большинством из нас забыта. А ежедневное причастие как раз не было нормой, потому что и литургию служили не каждый день. Но с тех пор много воды утекло, церковные обычаи изменились, и не только из-за недостатка духовности у прихожан и духовенства, есть и не зависящие от конкретных людей факторы. Сейчас, я думаю, невозможно вводить или даже рекомендовать общие для всех правила.

Есть люди, осознающие себя православными, не впадающие в тяжкие смертные грехи, которые, однако, причащаются всего три-четыре раза в год и не чувствуют потребности в большем. Я не думаю, что их следует понуждать или даже уговаривать причащаться чаще. Хотя по возможности разъяснять всем христианам смысл и спасительность Таинства Тела и Крови я стараюсь.

Если православный человек причащается во все воскресные и праздничные дни, это естественно для христианина. Если так почему-либо не получается, пусть будет как получается. Раз в месяц, мне кажется, всякий человек может выбраться в храм для причастия, но, если это невозможно, что поделаешь. Господь и намерение приветствует. Только не нужно причащение Святых Христовых Тайн считать подвигом! Если так, то лучше совсем не причащаться. Тело и Кровь Христовы -- не наш подвиг, а милость Божия. Если же кто-то на Светлой седмице хочет причаститься несколько раз подряд, не в порядке подвига, а в простоте, то что в этом плохого? Если человеку ничто не препятствует, я обычно не возражаю. Но чтобы постоянно причащаться каждый день, должны быть серьезные основания. Само по себе это никогда не было церковной нормой. Вот святитель Феофан Затворник в последние годы своей жизни причащался каждый день. Пусть каждый смотрит, что его реально побуждает к экстраординарно частому причащению: благодать Божия или собственные тщеславные фантазии. Неплохо и с духовником посоветоваться.
Сами же духовники должны подходить к человеческим душам с большой осторожностью. Помню, пришлось мне как-то исповедовать одну старушку (я тогда еще был начинающим священником), она говорила, что не хочет, но причащается каждый день. «Как же так?» - спросил я. Она ответила, что ей так указал духовный отец. Я попытался отговорить старушку от такого нелепого, на мой взгляд, подвига, но авторитет духовного отца превозмог. Не знаю, чем дело кончилось.

Подготовил Леонид ВИНОГРАДОВ

Loading...Loading...