Детям о неделе марии египетской. Где наша «пустыня» покаяния? Акафист преподобной Марии Египетской

С 10 февраля по 3 марта 2017 года в Центральном Манеже пройдет ретроспективная юбилейная выставка Народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Василия Нестеренко, приуроченная к 50-летию художника и 35-летию его творческой деятельности. Выставка пройдет при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Департамента культуры города Москвы, Российской академии художеств и Российского военно-исторического общества.

Василий Нестеренко – признанный лидер современного российского искусства. Широкую известность принесли ему исторические полотна и храмовые росписи. Получив полное академическое образование, он виртуозно владеет всеми средствами живописного мастерства. Его произведения находятся в российских и зарубежных музейных собраниях, он автор персональных выставок почти во всех крупных городах России, во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Например, совсем недавно с большим успехом прошли выставки Василия Нестеренко в Государственном художественном музее Китая в Пекине и в Музеях Ватикана.

Для Василия Нестеренко это уже третья персональная выставка в Манеже – крупнейшем выставочном зале страны. На двух этажах будут размещены сотни живописных и графических произведений мастера.

Название выставки «Наша слава – Русская Держава!» наиболее полно отражает творческий путь живописца, его цели и задачи, художественную и эмоциональную направленность его произведений. Россия – вот главная тема выставки и всего творчества Василия Нестеренко. Это и наше славное прошлое, и отражение исторических и духовных традиций в сегодняшнем мире, и многообразие природы, и образы современников.

Основа выставки – исторические произведения, посвященные ключевым моментам российской истории. «Избавление от Смуты», «Гибель нашествия», «Москва встречает героев Полтавы», «Отстоим Севастополь!», «Триумф Российского флота», «Мы – русские, с нами Бог!» — сами названия его монументальных исторических полотен говорят за себя.

Для Василия Нестеренко обращение к прошлому – это прежде всего возможность говорить языком истории о проблемах современности. Например, картина «Отстоим Севастополь!» посвящена Крымской войне середины XIX века, но для всех очевидно, что это призыв к современникам. Полотно стало одним из символов героизма русского народа, предвосхитив возвращение Крыма в Россию.

Картина «Мы русские – с нами Бог!» посвящена I-ой Мировой войне. В клубах смертоносных газов русские солдаты и офицеры, не имея противогазов, идут в атаку. «Что несет нам «просвещенная» Европа?», – вопрошала периодическая печать начала ХХ века, – «Отравляющие газы и дубинки для добивания русских воинов. Культурные варвары!». Конечно, это история I-ой Мировой, но перед картиной Нестеренко невольно задаешься вопросом – а нет ли сходства между теми событиями и сегодняшним днем?

Тема истории в творчестве художника тесно связана с духовной живописью. Он воссоздавал колоссальные росписи Храма Христа Спасителя, расписывал многие храмы в России и за рубежом. К 1000-летию Русского монашества на Афоне Василий Нестеренко расписал храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Многочисленные эскизы и картоны росписей, целые серии произведений на духовные сюжеты будут представлены в экспозиции Манежа.

Пейзажная живопись Нестеренко – это попытка средствами искусства передать ощущения, находящиеся за пределами живописи: шум прибоя на Камчатке и запах волн Черного моря, прозрачность Байкала и холод озер Алтая, тяжесть мокрого снега на ветвях и шум падающих листьев в осеннем лесу. Произведения, посвященные природе Урала, Сибири и Дальнего Востока, объединены в цикл под названием «Рубежи». Серия работ «О, Русская земля!» – гимн Центральной России, с ее поэтической природой, храмами и монастырями.

Среди героев портретных произведений Василия Нестеренко – персонажи прошлых эпох и герои нашего времени. Исторические портреты князя Пожарского, Ивана Сусанина, Петра Великого, сподвижников Екатерины, Великой княгини Елизаветы Федоровны и Патриарха Тихона соседствуют с образами наших современников. Это и прославленные деятели Российской культуры и науки, представители духовенства, женские и детские портреты.

Интересны и натюрморты Василия Нестеренко. Он придумал свой вид исторического натюрморта, куда помимо предметного плана часто входят элементы пейзажа, интерьера и, нередко, полуфигуры людей.

Таким образом, на выставке будут представлены произведения художника, выполненные за последние несколько десятилетий во всех жанрах живописи. Большое количество работ будут впервые экспонироваться для широкого зрителя.

Своими произведениями художник прославляет Россию с ее богатой историей, высотой духовных помыслов и свершений, величественной природой. Всем своим творчеством он раскрывает неисчерпаемые возможности реалистического искусства.

Выставка «Наша слава – Русская Держава!» – это творческий отчет Василия Нестеренко, одного из самых известных российских художников, перед своей страной, соотечественниками и всем Российским искусством.

Стоимость полного билета - 300 рублей, льготного - 50 рублей. Билеты можно приобрести в кассе и на сайте voxxter.com

Вчера в Манеже открылась выставка известного российского художника Василия Нестеренко «Наша слава - русская держава». Точнее, выставка начинает работать с 10 февраля, а вчера же было официальное открытие.

Работы художника выставлены на двух этажах Манежа. На первом — пейзажи, портреты, и, конечно же, работы, посвященные теме патриотизма, на минус первом этаже — эскизы.

Открытие выставки в Манеже

Открытие было торжественным: огромное количество приглашенных, телевидение,

торжественные речи.

Посетители с интересом рассматривали картины, прогуливались по огромным залам, просто общались друг с другом — атмосфера выставки этому способствовала.

Здесь было много известных людей, ради встречи с которыми можно было прийти абсолютно на любое мероприятие.

Были и просто узнаваемые люди, которых часто видишь по телевизору.

Исторические работы Василия Нестеренко

Больше всего Василий Нестеренко известен своими историческими работами. Поэтому центральное место занимали картины, посвященные решающим битвам Российской армии в разное время.

Вот, например, портрет нашего моряка, прошедшего всю войну. Картина так и называется — «Непокоренный».

«Мы русские – с нами Бог» — фрагмент.

Картина «Отстоим Севастополь»

А про работу «Отстоим Севастополь» хотят просто легенды. Написана она в 2005 году к 150-летию обороны города в Крымской войне. Картина каким-то образом стала популярна в Крыму и Севастополе, что сильно раздражало руководителей Украины тех лет. Казалось бы, она написана российским художником, но родившимся на Украине, пусть и в советское время. Чего они так переживали — непонятно…

Хотя, возможно, художник что-то знал…

Кстати, Василию Нестеренко в этом году исполняется 50 лет.


Персональная выставка Василия Нестеренко
«Наша слава – Русская держава!»
в Центральном выставочном зале «Манеж»

С 10 февраля по 3 марта 2017 г. в ЦВЗ «Манеж» прошла юбилейная ретроспективная выставка Народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Василия Нестеренко «Наша слава – Русская держава!» , приуроченная к 50-летию художника и 35-летию его творческой деятельности, под эгидой Департамента культуры города Москвы, Министерства культуры Российской Федерации, Российской академии художеств и Российского военно-исторического общества. Это творческий отчет одного из самых известных российских художников перед своей страной, соотечественниками и российским искусством во всех жанрах живописи. Многие полотна Мастера для широкого зрителя экспонировались впервые.

Выставку посетили: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Министр Культуры РФ В. Р. Мединский, Министр Правительства Москвы – руководитель Департамента культуры города Москвы А. В. Кибовский, отметившие высочайший уровень мастерства художника, оценили его вклад в культуру и искусство России и большую общественную значимость данного события. Выставка получила широкий резонанс и горячую признательность зрителей. Тысячи благодарных посетителей оставили восторженные отзывы.

Отзывы в прессе:

Императорское православное палестинское общество ТВ Культура Известия
Московский патриархат Вечерняя Москва YouTube
Портал «Православие.ру» Вечерняя Москва YouTube
Литературная газета Русский Афон YouTube
Интернет-газета «Столетие» Культура РФ ТВ Союз

Василий Нестеренко – признанный лидер современного российского искусства. Широкую известность принесли ему исторические полотна и храмовые росписи. Получив полное академическое образование, он виртуозно влад4ет всеми ср5дствами живописного мастерства. Произведения Василия Нестеренко находятся в российских и зарубежных музейны25собраниях, персональные выставки с большим успехом прошли почти во всех крупных городах России, во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Например, совсем недавно, – в Государственном художественном музее Китая в Пекине и в музеях Ватикана.
За всю историю Большого Манежа, крупнейшего выставочного зала страны, лишь несколько художников смогли решиться организовать выставку на его площадях. Для Василия Нестеренко это уже третья персональная выставка в Манеже. На двух этажах будут размещены сотни живописных и графических произведений Мастера.
Название выставки «Наша слава – Русская Держава!» наиболее полно отражает творческий путь живописца, его цели и задачи, художественную и эмоциональную направленность его произведений. Россия – вот главная тема выставки и всего творчества Василия Нестеренко. Это и наше славное прошлое, и отражение исторических и духовных традиций в сегодняшнем мире, и многообразие природы, и образы современников.
Основа выставки – исторические произведения, посвященные ключевым моментам российской истории. «Избавление от Смуты», «Гибель нашествия», «Москва встречает героев Полтавы», «Отстоим Севастополь!», «Триумф Российского флота», «Мы – русские, с нами Бог!» – сами названия его монументальных исторических полотен говорят за себя.
Для Василия Нестеренко обращение к прошлому – это прежде всего возможность говорить языком истории о проблемах современности. Например, картина «Отстоим Севастополь!» посвящена Крымской войне середины XIX века, но для всех очевидно, что это призыв к современникам. Полотно стало одним из символов героизма русского народа, предвосхитив возвращение Крыма в Россию.
Картина «Мы – русские, с нами Бог!» посвящена Первой мировой войне. В клубах смертоносных газов русские солдаты и офицеры, не имея противогазов, идут в атаку. «Что несет нам “просвещенная” Европа? – вопрошала периодическая печать начала ХХ века, – Отравляющие газы и дубинки для добивания русских воинов. Культурные варвары!» Конечно, это история Первой мировой, но перед картиной Нестеренко невольно задаешься вопросом – а нет ли сходства между теми событиями и сегодняшним днем?
Тема истории в творчестве художника тесно связана с духовной живописью. Он воссоздавал колоссальные росписи Храма Христа Спасителя, расписывал многие храмы в России и за рубежом. К 1000-летию Русского монашества на Афоне Василий Нестеренко расписал храм Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона. Многочисленные эскизы и картоны росписей, целые серии произведений на духовные сюжеты также будут представлены в экспозиции Манежа.
Пейзажная живопись Нестеренко – это попытка средствами искусства передать ощущения, находящиеся за пределами живописи: шум прибоя на Камчатке и запах волн Черного моря, прозрачность Байкала и холод озер Алтая, тяжесть мокрого снега на ветвях и шум падающих листьев в осеннем лесу. Произведения, посвященные природе Урала, Сибири и Дальнего Востока, объединены в цикл под названием «На дальних рубежах». Серия работ «О, Русская земля!» – гимн Центральной России с ее поэтичной природой, храмами и монастырями.
Среди героев портретных произведений Василия Нестеренко – и персонажи прошлых эпох, и герои нашего времени. Исторические портреты князя Пожарского, Ивана Сусанина, Петра Великого, сподвижников Екатерины, Великой княгини Елизаветы Федоровны и Патриарха Тихона соседствуют с образами наших современников. Это портреты прославленных деятелей российской культуры и науки, представителей духовенства, женские и детские образы.
Интересны и натюрморты Василия Нестеренко. Он придумал свой вид исторического натюрморта: в композицию на полотне, помимо предметного плана, нередко входят картины старых мастеров, элементы пейзажа, интерьера, а иногда и портреты людей.
Своими произведениями художник прославляет Россию, с ее богатой историей, высотой духовных помыслов и свершений, величественной природой. Всем своим творчеством он раскрывает неисчерпаемые возможности реалистического искусства.

Преподобная Мария родилась в Египте. На двенадцатом году жизни она бежала из родительского дома в город Александрию, где предалась безудержному и ненасытному любодеянию и заслужила крайней распущенностью своей жизни позорную известность. Так продолжалось 17 лет, и казалось, что всякая надежда на спасение грешницы потеряна. Но Господь не отвратил от нее Свое милосердие.

Однажды Мария увидела на берегу моря толпу людей, которые собирались плыть на кораблях в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Отнюдь не из благочестивых побужденний, но просто желая развлечься, она упросила взять и ее, причем вела себя в пути вызывающе бесстыдно. По прибытии в Иерусалим Мария пошла за народом в церковь, но войти в нее не смогла: какая-то неведомая сила отталкивала ее и не пускала внутрь. После нескольких безуспешных попыток Мария отошла в угол церковной паперти и задумалась. Взгляд ее случайно остановился на иконе Пресвятой Богородицы – и вдруг, потрясенная, она осознала всю мерзость и срам своей жизни. Свет Божий коснулся ее сердца – она поняла, что в церковь не пускают ее грехи.

Долго и усердно молилась Мария Пресвятой Богородице, долго умоляла позволить ей войти в церковь и увидеть Крест, на котором пострадал Иисус Христос. Наконец ей показалось, что молитва ее услышана. Дрожа от волнения и страха, подошла Мария к церковным дверям – и на этот раз беспрепятственно вошла внутрь. Там увидела она Животворящий Крест Господень и поняла, что Бог готов простить кающихся. Она снова возвратилась к Иконе Пресвятой Богородицы и обратилась к Ней с мольбой указать ей путь к покаянию.

И тут она услышала как бы далекий голос: «Иди за Иордан, там обретешь покой для души твоей». Мария немедленно отправилась в путь, добралась до реки Иордан, переправилась на другой берег и удалилась в глубину пустыни Иорданской. Здесь, в пустыне, она прожила в полном одиночестве 47 лет, питаясь одними кореньями. Первые 17 лет ее одолевали блудные помыслы, и она боролась с ними, как с лютыми зверями. Претерпевая голод и холод, она вспоминала пищу и вина, к которым привыкла в Египте, веселые песни, которые пела когда-то; но более всего ее одолевали блудные помыслы и искусительные образы…

Мария умоляла Пресвятую Богородицу избавить ее от них, падала ниц на землю и не вставала до тех пор, пока в душе ее не совершалось покаяние,- тогда в нее проникал Небесный свет, и она вновь обретала покой. Через 17 лет искусы ее оставили – наступили годы сосредоточенного и отрешенного покоя. Наконец Богу угодно стало явить миру необычный подвиг покаявшейся грешницы, и позволением Божиим Марию встретил в пустыне старец Зосима, инок соседнего монастыря, удалившийся сюда для аскетических подвигов.

К этому времени вся одежда на Марии истлела, но старец покрыл ее своим плащом. Подвижница поведала ему всю свою жизнь, попросив никому о ней не рассказывать и прийти к ней через год на Великий Четверг со Святыми Дарами, чтобы она могла причаститься. На следующий год, исполняя просьбу Марии, старец Зосима взял Св. Дары и отправился к Иордану. На другом берегу он увидел Марию, которая, подойдя к реке, осенила воду крестным знамением и спокойно пошла по ней. С благоговейным трепетом смотрел старец на идущую по воде святую. Выйдя на берег, Мария преклонилась перед старцем и попросила его благословения. Потом выслушала «Верую» и «Отче наш», причастилась Христовых Тайн и произнесла: «Ныне отпущаеши рабу Твою по глаголу Твоему с миром!»

Потом попросила Зосиму исполнить последнюю ее просьбу: прийти через год на то место, где он встретил ее впервые. Через год старец вновь отправился на то место, где спасалась Мария, но нашел ее там уже почившей. Она лежала на земле, сложив руки, как на молитве, и обратив лицо на Восток. Рядом с ней на песке было начертано: «Отец Зосима, погреби тело смиренной Марии, умершей 1 апреля. Верни прах праху». Со слезами и молитвами старец предал земле великую подвижницу и возвратился в обитель, где поведал инокам и игумену все, что услышал от преп. Марии.

Преп. Мария Египетская скончалась в 522 г. На первой и пятой неделях Великого поста читается покаянный канон св. Андрея Критского с присоединением молитвенных стихов о Марии Египетской.

“Тропинка к храму”

Мария Египетская – образ добродетели

Передача для детей – Преподобная Мария Египетская (телеканал “Радость моя”)

Статьи

Преподобная Мария Египетская: Иконы

Богослужение

На великой вечерне, на “Господи, воззвах” – стихиры воскресные Октоиха – 6, преподобной – 3, писаны в Триоди на ряду (одну повторяем), “Слава” – преподобной, глас 4 – “Очудотвори, Христе”, “И ныне” – догматик гласа. На литии стихиры храма. На стиховне – стихиры воскресные, “Слава” – преподобной, глас 2 – “Душевная ловления”,”И ныне” – Богородичен воскресный 2-го гласа – “О чудесе новаго”. По “Ныне отпущаеши” – “Богородице Дево”(трижды).

На утрени, на “Бог Господь” – тропарь воскресный (дважды) “Слава” – тропарь преподобной, глас 8:

“В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Тем-же и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой”. “И ныне” – Богородичен воскресный 8-го гласа “Иже нас ради”. По кафизмах – седальны воскресные. Степенна и прокимен воскресные. Евангелие воскресное. “Воскресение Христово”. Псалом 50-й. “Покаяния отверзи” и прочее. Канон воскресный с Богородичным на 6, Триоди – на 4 и преподобной – на 4. Катавасия “Отверзу уста моя”. По 3-й песни – кондак, глас 3: “Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, ангельское жительство подражающи, демоны креста оружием погубляет: сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная”. Икос и седален преподобной и Богородичен Триоди. По 6-й песни – кондак и икос воскресные. По 9-й песни – светилен воскресный, “Слава” – преподобной, “И ныне” – Богородичен Триоди “Сладосте Ангелов”. На “Хвалите” – стихиры воскресные – 8. К 7-й припев – “Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя”. К 8-й – `”Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний” и Триоди самогласен, глас 1, с припевом “Воскресни, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя”, “Слава” – тот же самогласен, “И ныне” – “Преблагословенна еси”. По отпусте – “Слава, и ныне” – стихира Евангельская.

Литургия св. Василия Великого. Блаженны Октоиха. Прокимен воскресный гласа и преподобной прокимен, глас 4 -“Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев”. Апостол – Евр., зач., 321 от полу, преподобной – Гал., зач. 208. Аллилуиа – гласа. Евангелие – Мк., зач. 47, и преподобной – Лк., зач. 33. Причастен “Хвалите Господа” и “В память вечную”.

На вечерне – прокимен, глас 8 – “Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи”. Прочее – по обычаю.

Проповеди

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя в неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, 10 апреля 2011 года.

Действие Жития происходит в VI в. и разворачивается в Египте, Иерусалиме, в монастыре на Иордане и заиорданской пустыне. Наиболее вероятный автор - иерусалимский патриарх Софроний.

Благонравный старец Зосима всю жизнь с младенчества (в начале Жития ему пятьдесят лет) подвизается в одном из палестинских монастырей и проходит все подвиги постничества. Зосима отличается пониманием Божественного Слова, и его основное занятие - это петь Богу и поучаться Его Слову.

Однажды Зосиму посещает искушение - ему кажется, что он всего достиг на своём поприще, он не нуждается более в наставлениях, да и кто бы мог его теперь чему-то научить? Мысли Зосимы прерываются появлением ангела, который предсказывает ему подвиг больший предыдущего, но пока ещё Зосиме не ведомый. Ангел повелевает старцу отправиться в дорогу, чтобы узнать, что существует множество путей к спасению.

Зосима приходит в монастырь на Иордане, как ему указывает ангел, и подчиняется распорядку новой для него обители. В Великий Пост все монахи монастыря, кроме двоих, остающихся присматривать за монастырской церковью, удаляются в пустыню, где каждый в одиночестве постится. Переходит Иордан и Зосима. Он направляется во «внутреннюю пустыню», надеясь увидеть там какого-нибудь подвизающегося постника.

Так и случается. Зосима видит нагого человека, который бежит от него. Зосима, «забыв старость», бросается за ним. Когда он наконец уговаривает человека остановиться, тот признаётся, что она женщина, и просит одежду. Имя женщины - Мария - Зосима узнаёт только после её смерти. Зосима отдаёт ей часть одежды и просит рассказать о себе, по отдельным её ответам понимая, что встретившаяся ему в пути - женщина необычная, гораздо ближе находящаяся к Богу, чем он, так как она имеет дар прозрения (Мария, ранее никогда не знавшая Зосиму, называет его по имени). Впрочем, у Зосимы находится повод усомниться: когда Мария молится, он видит, что подвижница стоит уже не на земле, а на воздухе. Тогда он решает, что перед ним привидение. Но Мария, угадав его мысли, разуверяет его.

Мария рассказывает свою историю: она родилась в Египте, а в двенадцать лет бежала в Александрию и предалась там блуду, причём не из-за денег, а подчиняясь желанию плоти. Однажды она увидела паломников, садящихся на корабль, чтобы отправиться в Иерусалим на праздник Воздвижения Св. Креста. Мария села вместе с паломниками на корабль, соблазнившись большим количеством мужчин и обещая заплатить за проезд своим телом.

В Иерусалиме, смешавшись с толпой паломников, она хотела войти вместе со всеми на праздник в храм, но неведомая сила всякий раз отталкивала её, стоило ей приблизиться ко входу. И тогда Мария поняла, что ей мешает; так перед ней впервые открылась дорога к спасению. Мария вознесла молитву к пресвятой Богородице и пообещала, что более не осквернит себя. После молитвы путь в храм открылся для неё.

Войдя внутрь, Мария увидела Крест, и тут она поняла самое главное - Бог готов принять любого, кто раскается. Мария услышала голос, который провозгласил ей: «Если перейдёшь Иордан, обретёшь покой». Она купила три хлеба на подаяние, помолилась в монастыре Иоанна Крестителя, что возле Иордана, причастилась, переехала на лодке Иордан, и вот уже сорок семь лет, как она в пустыне, где пищей ей служили три хлеба и пустынные травы.

Из сорока семи лет семнадцать Марию преследовали различные искушения, с которыми она самоотверженно боролась; холод, зной, плотские желания донимали её, но одним из сильнейших искушений были для неё мирские песни, которые она помнила и которые ей хотелось напевать.

К удивлению Зосимы, Мария часто цитирует Писание, хотя, по её признанию, она «книгам никогда не училась». «Я питаюсь и покрываюсь гласом Божиим», - говорит она.

Мария просит Зосиму прийти через год к Иордану, но не переходить его. Святая сама переходит Иордан по воде, как Христос; Зосима причащает её, и Мария велит ему через год опять прийти на то место, где он её встретил в первый раз.

Когда Зосима приходит туда через год, он видит, что святая скончалась, а в изголовье ее начертана на земле надпись, в которой Мария просит её похоронить по-христиански. Из этой надписи Зосима наконец и узнаёт имя той, которая так поразила его святостью своей жизни. Прочитав надпись и помня, что Мария не знала грамоты, Зосима понимает, что Божественное Слово само учит человека, живущего этим Словом. Неведомо откуда взявшийся лев помогает Зосиме вырыть могилу, а затем монах и зверь расходятся в разные стороны.

Loading...Loading...