Какое чудо случилось в детстве святого серафима. Святой Серафим Саровский: краткое житие

Преподобный Серафим Саровский - один из самых почитаемых на Руси святых. Житие Серафима Саровского рассказывает о том, как уже в детстве с ним начали происходить чудеса, а став монахом, преподобный Серафим начал являть их сам - в первую очередь невероятными подвигами, которые совершал: например, три года молился на камне и почти не вкушал при этом пищи. Или кормил диких животных, которые стекались к нему со всего леса и становились рядом с ними кроткими.

Но еще преподобный Серафим - это один из тех святых, который оставил после себя не только предание о собственной подвижнической жизни, но и поучения (если не сказать - целое учение): о благодати. Он учил: христианство - это не свод этических правил, где важно просто быть хорошим человеком, а более высокая цель - стяжав благодать Духа Святого, изменить саму природу человека. И следом - и человек освятится, и мир вокруг него преобразится самым чудесным образом!

Преподобный Серафим Саровский кормит медведя

Учение преподобного Серафима Саровского

В какой-то степени поучения - это действительно самое важное, что святой Серафим Саровский оставил после себя.

«Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», - это одно из самых известных изречений преподобного Серафима Саровского, которое просто и кратко доносит всю суть его учения.

Обретение мира на душе и стяжание благодати: вот главная цель для христианина, а не исполнение заповедей. Исполнять заповеди - это естественно для человека, и это надо делать в любом случае, но у человека есть более высокая цель на земле, нежели просто совершать хорошие поступки и не обижать близких. Эта цель - обожение : то есть изменение природы души уже здесь - на земле.

Фактически, преподобный Серафим Саровский старался донести идеи исихазма - «греческого» учения, одним из апологетов которого был в XIV веке святитель Григорий Палама, и которое по сей день созидается на Святой горе Афон. В основе идеи исихазма лежит именно делание ума, а не просто поступки.

Преподобный Серафим Саровский напоминал, что жизнь христианина начинается не с поступков, и даже не с мыслей, а еще раньше - с природы его души. Поэтому православный христианин должен следить не только за мыслями (потому что все поступки идут от них), а устремлять свое упование и чаяния дальше - на состояние души. Души, которая плачет по Духу Святому и истинную свою целостность и истинное врачевание обретает лишь при стяжании Благодати и таким образом - во Христе.

Ну, а соблюдение заповедей, и благочестивая жизнь являются как раз одними из лучших инструментов для достижения этой высшей цели - стяжание «духа мирного».

Серафим Саровский: годы жизни - когда он жил

Преподобный Серафим Саровский жил в XVIII–XIX веках. Он родился в 1754 году, а скончался в 1833 году.

Он прожил 78 лет, и за это время страна, в которой он жил - Российская Империя - пережила шесть императоров и сильно изменилась: став из крупного государства настоящей Империей, которая смогла в конце концов одолеть самого Наполеона.

Правители, которых «застал» святой Серафим Саровский: императрица Елизавета; Петр II; Екатерина II; Петр III; Александр I; Николай I. Хотя, безусловно, сам преподобный Серафим меньше всего думал о царях земных и больше думал о Царстве Вечном, о чем и повествует его житие.

Серафим Саровский: краткая биография

Биографии святых в Церкви принято называть «житиями». Житие преподобного Серафима достаточно емкое, потому что старец вел очень простой образ жизни и иночества искал еще с юности.

Поэтому краткое житие святого Серафима можно изложить всего в нескольких фразах:

  • родился в 1833 году;
  • в 22 года покинул дом и стал иноком,
  • десять лет спустя был пострижен в монахи,
  • всю монашескую жизнь провел в лесах близ Саровской обители или в затворе в самом монастыре
  • и в 78 лет скончался.

Однако жизнь любого подвижника складывается не из внешних фактов, а из распорядка жизни и из устроения жизни внутренней - которую на страницах книг или сайта описать трудно. А жизнь Серафима Саровского как раз была наполнена подвигами внутренними, которые показали - при истинном единении с Господом силы человеческие поистине неисчерпаемы, и благодать может освятить человека так, что дикие животные пойдут к нему на поклонение, и никакие разбойники - ни небесные, ни тем более земные, ему страшны не будут!

Чудеса преподобного Серафима Саровского

Чудесные явления стали происходить с преподобным Серафимом, когда он еще был семилетним мальчиком Прохором. Он упал с колокольни на землю, но остался жив.

Его святая жизнь делала кроткими самых грозных животных. Преподобный рассказывал, что к нему ночами приходили волки, зайцы, лисицы, змеи и мыши, и даже большой медведь. И всех он кормил, и для всех чудесным образом хватало угощений. «Сколько бы я не брал хлеба, - рассказывал подвижник, - он чудесным образом не убавлялся в корзине!»

Как и любой святой, преподобный Серафим Саровский не стремился творить чудеса, и в любом чудесном явлении видел прежде всего щедрость и Любовь Божию и пример того, каким бескрайним становится мир при жизни со Христом.

Нападки диавола усиливались. Сначала они проявлялись мистическим образом - во время молитвы старца Серафима могло подбросить вверх и кинуть обратно на землю - это бесы «развлекались». А однажды - во время подвигов в лесу, - на него напали самые настоящие разбойники. Это диавол, видя духовную твердость старца, напал теперь, используя земные «подручные» инструменты, - людей, - чтобы сломить дух монаха таким вот «приземленным» способом.

Грабители избили преподобного, сломали ему ребера, проломили череп и нанесли множество других ран. Раненого Серафима Саровского нашли спустя некоторое время, и доктора удивлялись: как он остался жив - непонятно. Сам преподобный рассказывал, что в один из этих дней преподобному явилась Богородица, и это окончательно успокоило его, помогло все предать воли Божией и тем самым - спасти жизнь.

Явление Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому - тоже одно из чудес, которое происходило с ним неоднократно. По преданию, их было двенадцать. Первое - в детстве, когда Прохору было 9 лет - мальчик тяжело болел и Богородица обещала его исцелить. Именно после этого он решил для себя стать монахом. А последнее явление случилось за пару лет до смерти - когда Пресвятая Богородица явилась ему в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

Подвиги преподобного Серафима Саровского

Первый видимый подвиг будущий старец Серафим совершил еще до пострижения в монахи - когда из Курска, где родился и жил, пешком отправился в Киево-Печерскую Лавру: поклониться мощам Печерских святых и получить благословение на монашество. Он не ехал на поезде, он не передвигался на машине и не летел на самолете. В те времена паломничество было не комфортным «туризмом», как сейчас, а действительно подвигом.

Но конечно, больше всего он прославился подвижничеством, которое нес, уже будучи монахом. С самого начала он выделялся из братии строгим уставом. И 30 лет своей жизни он провел либо в отшельничестве в лесу - в нескольких километрах от Саровской обители, либо - в самой обителе, но в затворе.

Образ жизни в лесу его кажется невероятным. Святой Серафим круглый год мог ходить в одной и той же одежде, на нем были вериги, временами он питался одной травой.

Самый известный его подвиг - это подвиг столпничества, когда он тысячу дней и тысячу ночей простоял в молитве попеременно на двух камнях.

Принимать посетителей к себе он начал только в последние годы своей жизни - и именно тогда о Серафиме Саровском узнал народ и прославил его как святого уже при жизни.

Мощи Серафима Саровского: где находятся?

Мощи преподобного Серафима Саровского сейчас хранятся в Серафимо-Дивеевском монастыре. Там им можно поклониться.
Дивеевский монастырь находитя в Нижегородской области. Из Москвы, например, можно добраться поездом до Нижнего Новгорода и далее на автобусе до Дивеево. Расписание автобусов можно посмотреть

На машине: 450 километров от Москвы.

При монастыре есть гостиницы и частные домики и всегда можно найти, где остановиться, но жилье лучше бронировать заранее - особенно в великие Церковные праздники или в дни памяти святого.

А в Москве есть Подворье Дивеевского Монастыря - оно располагается в двух минутах ходьбы от станции метро Проспект Мира-кольцевой - если идти по пути к Садовому Кольцу. Подворье с домовым храмом внутри располагается прямо на Проспекте Мира:

Дни памяти Серафима Саровского

Дни памяти Серафима Саровского в православной Церкви:

  • 1 августа (это день его рождения)
  • 15 января (день смерти).

Икона Серафима Саровского

А вот так выглядит один из самых распространенных образов преподобного Серафима. (На снимке икона, которая хранится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре):

Преподобный Серафим Саровский - один из самых почитаемых на Руси святых, поэтому его икону можно найти и поклониться ей практически в каждом храме.

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Святые дети, детство святых – одно ли это и то же? Наверное, правильно будет ответить, что подобные вещи несопоставимы хотя бы уже потому, что уникальна и неповторима судьба каждого человека. Единственное, что мы можем – это, прочитав жития, обнаружить в них некоторые общие моменты и задуматься над этим.

Перечитаем жития канонизированных детей. Мы увидим, что в большинстве случаев у детей и юношей, рано умерших или убитых, в житиях не отражается ничего, на первый взгляд, сверхъестественного. Благочестие, любовь к родителям, к святыням, какие-то личные замечательные качества и дела – да. Но, кроме редких исключений, нет чудес, каких-то мистических явлений до самого момента совершения подвига – в тех случаях, когда он имел место быть явленным на земле, или же вплоть до трагической смерти – тогда чудеса начинали происходить уже после нее. Могло ли так случиться потому, что детство уже само по себе – свято? И если человеку было суждено уйти к Господу в ранние годы своей жизни, вот в этом святом состоянии, уже не нужно было никаких внешних указаний на то, что он чист и в очах Господних праведен. Детство с Богом – уже пребывание в высшей мистической сфере, уже иная жизнь, иное устроение души.

Не то мы видим в начале пути у тех, кому предопределено было уже во взрослой жизни просиять самыми яркими звездами на хрустальном небе святости. И здесь уже нам видится Божье желание подать людям знак. Конечно, далеко не всегда, но и нередко Господь будто указывал заранее – вот поглядите на это дитя, обратите на него свои взоры – его ждет тяжелая, но великая жизнь в святости, так как оно родилось на помощь вам в деле спасения ваших душ. Порой это выражается в том, что ребенок, которому суждено провести жизнь в подвижничестве, с ранних лет сильно выделяется среди сверстников какой-то неотмирностью, недетской серьезностью, предпочитает играм уединение и молитву. Но бывали и совершенно удивительные случаи, при чтении которых вспоминается Церковное Предание, повествующее о том, как Пресвятая Богородица, будучи трех лет, сама поднялась по высоким ступеням храма, как святой Пророк и Креститель Иоанн взыграл во чреве праведной Елизаветы, когда пришла ее навестить Пречистая Дева Мария… И про святителя Николая, Мирликийского чудотворца, мы можем прочесть, что в раннем младенчестве, когда детишкам еще и сидеть-то не положено, будущий великий святой во время крещения простоял в купели, никем не поддерживаемый, причем три часа – во имя Пресвятой Троицы.

Удивительнейшим образом прославил Пресвятую Троицу и будущий преподобный Сергий Радонежский – еще во чреве матери! Его мать, Мария, пришла в воскресение на Литургию, стояла в притворе – и случилось чудо: перед чтением святого Евангелия младенец в материнской утробе неожиданно вскрикнул. Вскрикнул он и еще два раза: в начале Херувимской песни и при возгласе иерея: "Вонмем. Святая святым!" – то есть в самых важнейших местах богослужения. Естественно, все вокруг изумились, пришли в священный ужас, а пораженная мать разрыдалась. "Что это будет за ребенок?" - спрашивали свидетели необычайного случая.

А этот ребенок уже в младенчестве начал поститься – не брал материнскую грудь в среду и пятницу, но, оставаясь без пищи весь день, был при этом бодр и весел. Носил он имя Варфоломей. Когда стал отроком – с ним произошла история не менее удивительная – и благодаря ей преподобный Сергий Радонежский доныне считается покровителем учащихся…

В детстве со святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским вообще не единожды происходили необычные вещи. Так Ване был явлен в видении храм, где суждено было служить Кронштадтскому пастырю. В шесть лет мальчик увидел ангела, который назвал себя его Ангелом-Хранителем…

Ангельские образы вообще очень явственно проходят через детство святых подвижников. Мы видим, что ангел в образе инока-старца явился в ответ на молитвы мальчика Варфоломея – будущего Сергия Радонежского. А маленького Прохора Мошнина ангел спас, когда ребенок сорвался с высокой колокольни – будущий преподобный Серафим Саровский остался невредим.

Нередко праведникам в детстве открывалось их будущее предназначение. Преподобный Иринарх Затворник уже в шесть лет говорил матери: "Выросту – буду монахом, обложу себя железом, и люди станут ходить ко мне". Святителю же Алексию – не только великому подвижнику, но и замечательному государственному деятелю XIII века – Господь раскрыл Свое произволение о нем непосредственно, чудесным образом. Двенадцатилетний боярский сын Елевферий раскинул сети для ловли птиц, а потом, утомившись и задремав, вдруг явственно услышал голос: "Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловцом людей". Как рассказывает житие, с того дня мальчик стал уединяться, часто посещать церковь – и в пятнадцать лет в нем созрело твердое решение стать монахом. Как видим – здесь нет фатального предопределения. Божий замысел о человеке всегда должен сочетаться со свободой человеческого произволения в выборе пути, и лишь когда человек отдает Богу с охотой и жаждой вышнего общения горящее любовью сердце – из благочестивых детей вырастают удивительные подвижники. Так и произошло с боярским сыном Елевферием – в иночестве Алексием.

На Руси взрослели рано. И рано задумывались о своем жизненном пути. В различные времена, когда обычными были жестокость и внутреннее напряжение, окружающая действительность в необходимости сделать свой выбор требовала от человека скорейшего определения. И поэтому не кажется необычным пострижение в монахи подростков. Так, например, князь Андрей стал иноком Иоасафом в двенадцать лет, а в семнадцать – отошел ко Господу, благословляя братию как отец. Будучи так же двенадцати лет, постригся в иноки будущий святитель, митрополит Московский Иона. Преподобный Феодосий Печерский, в четырнадцать лет лишившись отца, переносил от властной матери побои и другие издевательства, так как она очень не одобряла ничем неистребимого стремления сына к монашеству…

Но если мы продолжим рассматривать детские годы подвижников, то увидим, что в более позднее время среди плеяды чудесных русских святых неожиданно выделяется преподобный Амвросий Оптинский.

"Александр рос веселым и резвым мальчиком, - рассказывал в его жизнеописании схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Он любил сельское приволье и шумные игры. Его детское воображение постоянно было наполнено забавами, и поэтому ему не сиделось дома. Часто случалось, что, получив от старших какую-нибудь работу по дому, он при первой же возможности бросал ее и убегал на улицу.

Родители, а также дед и бабушка были людьми глубоко религиозными и благочестивыми, и это находило свое отражение в укладе семейной жизни. О матери своей старец всегда говорил, что она была святой жизни. Понятно, что резвость Александра не находила одобрения в этой степенной и скромной семье, где на все детские, даже невинные, шалости смотрели как на значительные проступки. Поэтому к мальчику в семье относились с холодностью; и ни дед, ни бабушка, ни даже родная мать не любили его так, как остальных его братьев, которые пользовались вниманием и любовью старших. "Однажды, - так впоследствии передавал сам старец Амвросий, - очень раздосадованный этим, я решил отомстить брату, которого особенно любили родители. Зная, что дед мой не любит шума и что, если мы, дети, бывало, расшумимся, то он всех нас без разбора: и правого, и виноватого - отдерет за чуб, я, чтобы подвести своего братишку под тяжелую руку деда, раздразнил его. Тот закричал, и выведенный из терпения дед отодрал и меня, и его. А последнее-то мне и нужно было. Впрочем, мне и помимо деда доставалось за это порядком и от матери, и от бабки".

Однако все воспитание Александра проходило в строго религиозном направлении. Юному отроку старались привить любовь к чтению слова Божия, которое было основой всей жизни этой благочестивой семьи. Каждый праздник отец брал его с собой в церковь, где он вместе с родителем на клиросе читал и пел, что ему очень нравилось". ("Преподобный Амвросий Богоносный старец Оптинский").

В двенадцать лет Александр поступил в семинарию, учение удавалось ему замечательно легко, он быстро стал душой компании, и, казалось бы, ничто не предвещало его будущей удивительной судьбы в Оптиной обители… Но тем не менее: "В монастырь я не думал никогда идти... – вспоминал сам старец Амвросий, – впрочем, другие почему-то предрекли мне, что я буду в монастыре".

"То, что другие провидели в Александре будущего инока, несмотря на его веселость и общительность, - рассуждает схиархимандрит Иоанн (Маслов), - свидетельствует, что окружающие видели в нем человека, качества души которого не принадлежали веку сему. Он не обращал внимания на эти черты своей души, но людям были заметны эти особые качества, которые определили его духовные стремления. Окружающие не могли предположить для него иного пути жизни, как только путь всецелого посвящения себя Богу в монашестве".

Какие несхожие образы, какие разные судьбы! Но общее одно – Вера. Живая, горячая, воистину детская вера – не только трогательная и прекрасная, но и сильная, и мужественная – двигающая горы. Воистину – образцовая. Так стало быть – вовсе не стоит тем родителям, которые хотят, чтобы их дети выросли настоящими христианами, ломать их личность, подгоняя характер, стремления, интересы под какой-то любимый благочестивый образ. Главное – живые уроки Веры. И, конечно, Любви, Милосердия, Верности и Добра – те уроки, которые должны получать дети от нас, взрослых, каждый день, каждый час, каждую минуту…


© Все права защищены

познакомиться с житием святого преподобного Серафима Саровского

Ожидаемые результаты:

  • знакомство с житием преподобного Серафима Саровского
  • понимание смысла монашеского подвига
  • умение рассказать о чудесах, совершавшихся с преподобным Серафимом

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.1. Часть 2. Глава 6 «Святой Серафим, Саровский чудотворец».
  2. Балакшин Р.А. Жития святых для детей. – М.: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2014. Глава «Преподобный Серафим Саровский Чудотворец».

Дополнительная литература:

  1. Куломзина С.С. Православная Церковь: история Церкви в рассказах для детей и взрослых. Изд. ЭКСМО, 2013.
  2. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.5. Глава 17. «Православное монашество и духовное просвещение в XIX в. Преподобный Серафим Саровский».

Ключевые понятия:

  • Преподобный
  • Старчество

Словарь урока:

  • Серафим Саровский
  • Саровская обитель
  • Дивеевский монастырь
  • Чудотворец
  • Затворник
  • Пророчество
  • Радость духовная
  • Явления Пресвятой Богородицы

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:



Проверочные вопросы:

Ход урока. Вариант 1:

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 42. «Преподобные»:

  1. Мульткалендарь. 1 августа. «Преподобный Серафим Саровский»:

  1. Телепроект «Рассказы о святых». «Серафим Саровский. Случай из жития»:

  1. Мультфильм «Святой преподобный Серафим Саровский Чудотворец»:

  1. Проект «Вопросы Веры и Фомы, или Чай с вареньем». «Святой Серафим Саровский ».

Не так много времени прошло с тех пор, как умер в России великий старец святой Серафим.

Родители ваших дедов и бабушек были тогда детьми и могли знать его, но и те, кто не видал его, слышали столько о его жизни, любви к людям и чудесах, что многим русским людям казалось, да и теперь еще кажется, что они знали старца и говорили с ним.

1) Детство святого Серафима

Мальчик Прохор Мошнин родился в Курске. Отец его имел кирпичные заводы, брал подряды на строительство. И всего охотнее строил храмы. С детства мальчик бегал по строительным лесам церковных зданий. В семь лет он упал с колокольни, но остался невредим. Конечно, это было Божие чудо.

Вскоре случилось и другое. Мальчик заболел, и родные думали, что он умрет. Но мальчику в сонном видении явилась Пресвятая Богородица, сказавшая, что он выздоровеет. О видении Прохор рассказал своей набожной матери. Больного отрока приложили к иконе, а затем пронесли ее над ним. Он исцелился и вскоре сказал матери, что решил стать монахом. Прощаясь с матерью, он помолился Богу, поклонился ей в ноги и испросил ее родительского благословения. Мать дала ему приложиться к иконам Спасителя и Богородицы, потом благословила его медным крестом. Взяв с собой этот крест, он до конца жизни носил его всегда открыто на груди своей. Прозорливый схимник Досифей указал Серафиму на Саровскую обитель в нижегородских пределах. Совсем молодым, семнадцатилетним мальчиком, пошел святой Серафим, которого звали тогда Прохором, в этот монастырь, окруженный лесом.

2) Жизнь святого Серафима в монастыре

Никто из монахов не был так терпелив и кроток , никто не молился столько и так горячо, как юный Прохор; после нескольких лет жизни в монастыре, он ушел в лес, выстроил себе маленькую келию, развел около нее огород и пасеку и проводил свои дни в работе, молитве и чтении священных книг. Евангелие он даже всегда носил на себе в холстяной сумке и не расставался с ним ни днем, ни ночью. Одет был святой Серафим всегда в ту же белую рясу, вроде балахона, и лицо его было веселое, сияющее, так как он чувствовал себя постоянно в присутствии Божием и ощущал радость и теплоту в своем сердце. Поляны, холмы и родники своего леса назвал он именами различных местностей Святой Земли, где родился, жил, умер и воскрес Христос. И точно, вся земля, окружавшая его, преображалась от его присутствия: дикие звери становились тихими и ласковыми - большой медведь часто приходил к святому Серафиму, и он кормил его хлебом из своих рук. Мишка слушался и любил святого, как звери в раю слушали и любили Адама. Во время церковных служб он по временам видел святых ангелов, «Сердце мое, как воск, таяло от неизреченной радости! - говорил отец Серафим. - И не помнил я ничего от такой радости; помнил только, как входил во святую церковь да выходил из нее». Известно, что преподобный Серафим тысячу дней и ночей молился на камне.

3) Старчество

Наконец преподобному Серафиму явилась Пресвятая Богородица и повелела ему принимать всех людей без исключения, ради спасения их душ. Тогда открылся явный для всей России источник благодатных исцелений, утешений и наставлений, потому что Бог даровал преподобному Серафиму дар исцеления, дар прозрения, дар врачевания немощных душ. Святой батюшка со всеми был светло приветлив и ласков, встречал посетителей словами: «Радость моя! Сокровище мое! Христос воскресе!» А ведь у него ежедневно бывали в келии сотни и даже тысячи людей со всей концов России. Святой Серафим так ласково относился ко всем людям, приходившим к нему, так принимал к сердцу их радости и горести, что вся жизнь этих людей открывалась перед ним, как будто бы он сам ее прожил. Поэтому ему не нужно было слушать объяснений, читать писем, он все знал вперед, и от его любви и понимания люди становились счастливее и лучше. Подвиги старца, а его стали называть старцем, когда ему не было еще и сорока, известны. Но немногие. Бог знает, скольким людям он принес облегчение в жизни. Всем, посещающим его, старец радовался, особенно детям. И если от взрослых он иногда скрывался, то от детей никогда.

4) Основание Дивеевской обители

Но особенно преподобный Серафим заботился о Дивеевской женской обители, которая была им основана. Однажды сама Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и сказала: «Любимиче мой! Проси у меня, чего хочешь!» И батюшка умолил Владычицу, и Она обещала ему, что все, кто будут в его обители, спасутся.

5) Чудеса, совершенные святым Серафимом

Много дивных чудес совершил он во славу Господа нашего Иисуса Христа, многих сподобился откровений и пророчеств о судьбах нашей страны и о судьбах Церкви. Известно, что преподобный написал письмо царю Николаю II. То есть он почти за сто лет знал, что и как будет в России. Говоря о страданиях, ждущих Отечество, он сказал, что через страдания Россия придет к великой славе.

Чудесный случай такого преображения описал друг и ученик святого Серафима - Мотовилов.

Это случилось зимой, в пасмурный, серый день. Мотовилов сидел в лесу на пне; святой Серафим сидел против него на корточках и говорил своему ученику о смысле христианской жизни, объяснял, зачем мы, христиане, живем на земле. «Надо, чтобы Дух Святой вошел в наше сердце, - говорил он, - всё то хорошее, что мы делаем ради Христа, даёт нам Духа Святого, но всего более молитва, которая всегда в наших руках». «Батюшка, - ответил ему Мотовилов, - да как же я могу видеть благодать Духа Святого, как я могу знать, со мной Он или нет?»

Святой Серафим стал давать ему примеры из жизни святых и апостолов, но Мотовилов все не понимал. Тогда старец взял его крепко за плечи и сказал ему: «Оба мы теперь, батюшка, в духе Божьем». У Мотовилова как бы раскрылись глаза, и он увидал лицо старца светлее солнца. В сердце же своем Мотовилов ощутил радость и тишину, телу его было тепло, как летом, а вокруг них разливалось благоухание. Мотовилов ужаснулся этой необычайной перемене, а, главное, тому, что лицо старца сияло, как солнце, но святой Серафим сказал ему: «Не бойтесь, батюшка, - вам нельзя было бы и видеть меня, если бы вы и сами теперь не были в полноте Духа Божьего. Благодарите же Господа за Его милость к нам». Так понял Мотовилов и умом и сердцем, что значит сошествие Святого Духа и преображение им человека.

Скончался батюшка, стоя на коленях в молитве со сложенными на груди руками. И ныне он молится о нас у престола Святой Троицы в Царствии Небесном. Да поможет и нам Господь, молитвами святого Серафима, быть лучше, чище и добрее, чтобы чувствовать в сердцах своих радость о Святом Духе.

Проверочные вопросы:

  1. Как звали преподобного Серафима в детстве?
  2. Что уже в детстве подтверждало особенность его жизненного пути?
  3. Какой монастырь был основан преподобным Серафимом?
  4. Какие чудеса из жизни преподобного Серафима вам запомнились?
  5. Является ли жизнь преподобного Серафима подвигом?
  6. Какие качества характера помогали ему преодолевать все тягости и испытания?

Преподобный Серафим Саровский очень любим в народе, но если попытаться выяснить, за что именно его так высоко чтут, то суть ответа большинства людей будет сводиться к фразе: «за чудеса».

И действительно, читаешь житие этого удивительного человека – и тут же перед тобою возникает образ доброго старичка, который лично беседует с небожителями, дружит с пчелами, кормит медведей, исцеляет больных, дает наставления... Такая вот, трогательная картина. Однако на самом деле история христианского подвига батюшки Серафима гораздо богаче и многогранней, чем это кажется на первый взгляд...

Будущий подвижник родился 19 июля 1759 года в благочестивой семье курского купца Сидора Мошнина и его жены Агафьи. При Крещении мальчика нарекли Прохором. Поначалу его жизнь мало чем отличалась от жизни купеческих детей того времени, особенно учитывая тот факт, что семейное дело Мошниных было налажено очень хорошо – Сидор владел несколькими кирпичными заводами и брал подряды на строительство крупных каменных зданий. Старший брат Прохора – Алексий – уже вырос и тоже пошел по стопам отца, занявшись торговлей. К этому планировали приобщить и Прошу, но Господь чудесным образом указал, что мальчику уготован совсем иной путь.

В семью Мошниных внезапно пришла беда: скончался отец. У купеческой семьи остались подряды, которые пришлось выполнять его вдове. Однажды, Агафья, взяла маленького Прошу с собою на строительство Сергиевского собора Курска. И вот, она вместе с сыном забралась на недостроенную колокольню, проверяя качество работ. Отвлекшись, женщина не заметила, как ребенок перевесился через строительные леса и рухнул вниз с огромной высоты. Мать, уже не надеясь увидеть сына живым, в считанные секунды сбежала по лестнице на улицу. Вся в слезах, она вылетела из храма и тут же застыла на месте – то ли от радости, то ли от шока. Проша был жив! Он стоял посреди двора – целый и невредимый! Его уже успели окружить люди, которые тоже видели эту трагедию и ее счастливую развязку. Все поняли, что ребенок – необычный, и что его ожидает особая судьба.

Шли месяцы, и подробности того тревожного дня потихоньку стали забываться. Но в 9 лет от роду Проша снова сподобился Божьего посещения. На этот раз мальчик заболел. Причем, так сильно, что доктора не могли сказать матери ничего утешительного. Ребенок угасал на глазах. Но в самый критический момент Проше во сне явилась Богородица и пообещала исцелить его. Слова Пречистой Девы сбылись – состояние мальчика стабилизировалось, а спустя несколько дней через двор Мошниных проходил крестный ход с чудотворной иконой «Знамение». Прошу вынесли на улицу, и он приложился к святыне. Вскоре болезнь отступила окончательно.

После этого случая жизнь потекла своим чередом. Молодой купчина осваивал грамоту, часто бывал в конторе матери и брата, посещал церковные службы. Обычное детство. Но проницательный взгляд в поведении мальчика нечто особенное – уже в раннем возрасте Прохор часто уединялся, молился, позже всех уходил из храма после богослужения. День сменялся ночью, месяц сменялся годом, ребенок становился юношей. Все чаще и дольше оставался в храме, все больше молился, все проникновеннее становился его взгляд. А в 17 лет Прохор попросил у матери благословение уйти в монастырь. Агафья давно уже понимала, что ее сын избран Богом, что Господь зовет юношу к Себе, и не стала препятствовать этому избранию – она благословила сына и подарила медный крест. Этот бесценный дар подвижник носил на себе до самой своей кончины. Но одно дело – иметь желание, а другое дело – это желание исполнить. И Прохор решает пойти в Киев на богомолье, чтобы там, на месте подвига первых русских монахов Антония и Феодосия, сделать окончательный выбор.

Император Николай II с Великими Князьями и свитой при посещении источника прп. Серафима. Фото 1913 г.

Казалось бы – чего проще? Найди подходящий монастырь и принимай там постриг! Но XVIII век был временем кризиса и упадка русского монашества. Оно рассматривалось обществом как чисто утилитарный институт, который должен был нести, прежде всего, социальную и просветительскую функцию. Монашество как путь личного спасения и как молитвенное стояние за весь мир оказалось на грани преследования – для государства иноки-молитвенники стали, по сути, тунеядцами, обители массово распускались, число монахов и послушников сокращалось, количество новых пострижений жестко регламентировалось. В итоге человеку, жаждущему духовного подвига, было трудно найти себе наставника.

Прохор это знал. Поэтому он горячо взмолился Богу и печерским подвижникам, чтобы они указали ему нужную дорогу. И Господь послал юному Мошнину человека, который сказал ему, что под Киевом живет отшельник, славящийся прозорливостью и высокими духовными дарами. Звали отшельника Досифеем. Он-то и благословил Прохора идти в глухие нижегородские леса: «Место это тебе будет во спасение, с помощью Господа. Тут окончишь ты и земное странствие твое... И вселится в тебя Дух Святой, источник всяких благ...». Досифей рассказал, что в Саровской обители подвизается монах Пахомий – воспитанник Киево-Печерского монастыря. К нему и направился Прохор, перед тем несколько месяцев погостив напоследок у матери в Курске.

Оказалось, Пахомий хорошо знал Мошниных. Он принял Прохора с любовью, и начались годы его послушничества – подготовки к постригу. Здесь он обрел то, что искал – место было дикое, мало обустроенное, приходилось много работать. Прохору очень пригодились те навыки, которые он приобрел в детстве – основным его занятием в обители стали столярные работы. А в короткие минуты отдыха любил юный послушник вырезать кресты. Потом эти ручные распятия раздавались верующим на память о посещении монастыря. Но важнее всего была молитва – ее Прохор творил ежеминутно, боря в себе лень, уныние, рассеянность и другие душевные страсти. Здесь, вдали от цивилизации, шума и гонки за материальными благами душа подвижника наполнялась миром и спокойствием. Казалось бы – что еще нужно – живи и молись! Но Господь уготовал новое испытание своему угоднику, и оно последовало на второй год послушничества.

Прохор тяжко заболел, его тело распухло до неузнаваемости. Ни один местный доктор не мог ни диагноз точный поставить, ни лекарство подобрать. Три года продолжался недуг, и более половины этого срока Прохор провел в постели. Болезнь его не озлобила, а, наоборот, сделала еще более мягким и внимательным к себе и окружающим. Подвижник все переносил с радостью и терпением, а когда игумен Пахомий предложил пригласить высококлассного врача, сказал: «Я предал себя Истинному Врачу, Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери; если же хотите мне помочь – просто причастите меня». Больного причастили. И через пару суток он стал совершенно здоровым! Все только удивлялись. И лишь спустя несколько лет батюшка Серафим открыл тайну – в день причастия к нему приходила Богородица, коснулась своим посохом его бедра, и оттуда вылилась вся жидкость, столько месяцев не дававшая покоя молодому послушнику. Богородица была не одна – с нею стояли апостолы Петр и Иоанн Богослов. Указывая на Прохора, она сказала им: «Этот – нашего рода!», намекая на особое избранничество будущего святого.

Послушничество Прохора длилось до 1786 года, когда, наконец, Синод издал указ постричь его в первую степень монашества – в иноки. Имя новоиспеченному подвижнику дали соответствующее – Серафим, что в переводе с ближневосточных языков означает «пламенный». А пламя любви Христовой в душе Серафима с каждым днем разгоралось все сильнее, и все крепче становилась эта любовь к Богу и к людям. В 27 лет его рукоположили в дьяконы, а в 34 года он стал священником. Еще будучи дьяконом, батюшка сподобился видения самого Господа, который стоял посредине храма во время Литургии и благословлял молящихся. Это явление Христа еще больше укрепило веру подвижника, и его служение стало ревностнее.

Апогеем подвига отца Серафима было пустынножительство, длившееся 15 лет – с 1794 по 1810 год). Батюшка построил себе келью в глухом лесу, редко появляясь на людях, проводя все время в трудах и молитве. Многие братия пытались жить вместе с ним, но тех экстремальных условий, в которых протекала жизнь старца, не мог выдержать никто. Только Серафиму Господь давал силы для несения этого креста. Но и дьявол не дремал. Он хотел вывести подвижника из леса, лишить его возможности продолжать путь духовного совершенствования. Для этого бесы насылали на монаха разные страхи. Простой человек наверняка сбежал бы подальше от кошмаров, которые посещали отца Серафима. Но тот действительно был не от мира сего, потому что отгонял бесовские видения, невзирая на нагнетаемый бесами страх. И тогда темные духи решили применить к подвижнику физическую силу.

В 1804 году трое местных крестьян решили, что у подвижника в избушке хранятся деньги. Грабители пришли к старцу и, не сказав ни слова, избили его до беспамятства, оставив умирать. У батюшки был при себе топор, но обороняться он не стал – во всем полагаясь на волю Божью. Естественно, денег в избушке не оказалось. Посещение грабителей сильно отразилось на здоровье старца – он всю оставшуюся жизнь ходил полусогнутым... Однако преступники не остались безнаказанными – их дома и имущество через несколько лет полностью уничтожил огонь. Сами же они раскаялись в содеянном, а заступничество батюшки спасло их от уголовного преследования. Отец Серафим их простил от сердца и других всегда учил прощать всех и за все.

Оправившись от страшного удара, старец освоил новую форму подвига – молчание. Вообще-то, эту форму аскезы монахи знали всегда, и все же батюшка внес в нее свое – неповторимое. Он тысячу ночей провел на небольшом валуне под сосенкой, молясь Богу с воздетыми руками. С камня Серафим сходил только по естественной нужде и в минуты редкого непродолжительного отдыха. В избушке у него тоже был камень, и днем старец также не упускал возможности проводить так свое уединение.

Все святые, которые несли подвиг молчания, говорят о том, что этот подвиг самый трудный, ведь он предполагает контроль не только над словами, но и над мыслями. Постоянно держать в бодрствовании свой ум – такое под силу только тем, кто полностью открыл свою душу Господу, очистив ее от зла и страстей. Зато и плоды этого подвига огромны – молчание дарит человеку подлинное видение мира и людей, а в очищенное от греха сердце поселяется Дух Святой, и сам человек становится сосудом Божьим.

Любимым выражением преподобного были слова: «Стяжай (приобретай) Дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Дух мирен – когда все свои мысли ты растворяешь любовью, когда тебя не угнетают никакие греховные заботы, когда твоей единственной надеждой и упованием является Бог. Дух мирен – когда воспринимаешь мир целостным, как его и задумал Господь. Дух мирен – когда в твоей душе поселяется благодать Христова, и любовь, наполняющая твое сердце, изливается с избытком на всех, с кем бы ты ни общался.

Перенесение мощей, 1991 год

Таким был батюшка Серафим – чистым ребенком, с возрастом не утратившим своей детской чистоты, но, наоборот, умножившим ее во много раз. Даже претерпев от людей осмеяние и побои, он продолжал верить человеку и в человека – ибо понимал, что зло несвойственно нам, что оно – мираж, разогнать который нам попросту не хватает сил. У нас не хватает, а у Бога – хватает! И старец всегда подчеркивал это и буквально со слезами на глазах просил своих чад всегда быть с Богом и доверять Ему всем сердцем. Всегда.

Отец Серафим мирно отошел ко Господу 2 января 1833 года. Его нашли стоящим на коленях в молитве, со сложенными крестообразно руками. Мощи старца были обретаемы дважды – в 1903 и в 1991 годах. Первое обретение и канонизация были ознаменованы небольшими прениями в Синоде: обер-прокурор Константин Победоносцев был против канонизации. В то же время народное почитание старца было уже очевидным для всех фактом. В рассмотрение этого дела включилась сама императорская чета, которая и настояла на канонизации Серафима Саровского. Второе обретение мощей состоялось уже в самом конце советской эпохи. Около 70 лет они пролежали в запасниках ленинградского музея истории религии без каких-либо сопроводительных документов. Только серьезное расследование и медицинская экспертиза позволила подтвердить, что найденные останки – действительно великая святыня, утраченная в годы безбожия.

Батюшка Серафим вошел народную память как чудотворец. Но самое главное чудо его жизни состояло не в тех необычных событиях, которые происходили с ним, а в той встрече Бога и человека, которая произошла в сердце подвижника! Господь зовет к себе каждого, вопрос лишь в том – каким образом мы откликнемся на этот призыв. Можно отозваться, но не пойти. Можно пойти, но не дойти. А можно и вовсе не услышать зова Божьего, заглушив его другими звуками. Батюшка Серафим этот зов услышал, отозвался, и пошел! И пришел к Богу, преодолев все трудности и оставшись до самого конца верен своему принципу – «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Loading...Loading...