Молитва святой анне пророчице. Житие праведной анны пророчицы, дочери фануиловой - дни памяти:16 февраля,10 сентябр

Пророчица АННА, мать пророка Самуила

Святая и блаженная Анна пророчица происходила из города Рамы, находившегося в нагорной стороне удела сынов Ефремовых, и состояла в супружестве с Елканою, мужем из колена Левиина. Так как она была неплодна и не рождала детей, то Елкана, муж ее, взял себе другую жену – Феннану, которая рождала ему детей, и он радовался с нею. Огорчаемая поношением бесчадства не только от соперницы своей Феннаны, но и от мужа, хотя и любившего ее, и от соседей и родственников, Анна сильно скорбела и много молилась Богу, ревностно исполняя заповеди закона Божия; каждое утро и каждый вечер возносила она свои святые приношения, чтобы Господь избавил ее от этого поношения и даровал ей чадородие. Елкана каждогодно со всем семейством своим ходил в положенное законом время из своего города в Силом, чтобы рукою первосвященника Илия приносить жертву Господу Богу Вседержителю.

И вот однажды, после жертвоприношения Богу, Елкана, разделяя между членами своей семьи остатки жертвы, одну часть роздал Феннане и ее сыновьям и дочерям, а другую отдал Анне, так как он любил ее более Феннаны, хотя у нее и не было детей; от этого завистью и досадою исполнилось сердце Феннаны, а для Анны это послужило источником новых, еще больших огорчений и оскорблений. Смущаемая завистливыми укоризнами, она плакала и не ела и не находила отрады в утешениях своего любящего мужа (см.: 1 Цар. 5, 8); лицо ее огорчилось, и она не знала, что делать. По окончании жертвенной трапезы Анна, отпустив мужа с семейством, одна поспешила к скинии и, повергшись на землю, излила пред Богом сердечную скорбь свою и дала следующий обет: Господь Саваоф, если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, вспомнишь обо мне и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его.

Между тем как Анна молилась так долгое время, первосвященник Илий, сидевший у дверей скинии, обратив на нее внимание и заметив, что уста ее двигаются, а голоса не слышно, сказал ей: Доколе ты будешь пьяною? Вытрезвись от вина твоего и иди от лица Господня!

– Нет, господин мой, – отвечала Анна, – я жена, скорбящая духом, вина я не пила; но изливаю душу мою пред Богом, не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.

Тогда Илий сказал:

Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое.

И Бог действительно не отверг моление Анны и не только устами Илия сподобил, таким образом, даровать ей плод, но и сподобил родившегося потом от нее сына пророческого дара.

Восприявши с несомненною верою обетование Божие, Анна с радостью возвратилась к мужу своему и чрез несколько времени зачала и родила Самуила, бывшего впоследствии пророком и руководителем народа израильского. Когда младенец вскормлен был грудью, Анна в надлежащее время взяла его с собою и пошла в сопровождении мужа в Силом. Там она опять поверглась пред Господом Богом, воздавая Ему благодарение. По принесении жертвы отец и мать подвели Самуила к первосвященнику Илию, и Анна сказала ему:

– Господин мой! Я та женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу о сем дитяти, и исполнил Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его – служить Господу.

Илий благословил Анну и сказал:

– Да подаст Господь тебе детей вместо Самуила.

Возрадовалась Анна и, поклонившись пред святилищем, в избытке сердца воспела молитвенную песнь: Возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем... (1 Цар. 2, I).

Святая пророчица АННА

После сего Елкана с благочестивою супругою своею возвратились в Раму; Самуил же остался при скинии служить Господу Впоследствии Анна имела еще трех сыновей и трех дочерей и уже в глубокой старости переселилась в вечные обители.

Из книги Жития Святых - месяц август автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц декабрь автора Ростовский Димитрий

Память святой пророчицы Анны, матери пророка Самуила Святая и блаженная Анна пророчица происходила из города Амрафема, находившегося в нагорной стороне удела сынов Ефремовых , и состояла в супружестве с Елканою, мужем из колена Левиина . Так как она была неплодна и

Из книги Жития Святых. Месяц декабрь автора Ростовский Дмитрий

Память святой пророчицы Анны, матери пророка Самуила Святая и блаженная Анна пророчица происходила из города Армаефма, находившегося в нагорной стороне удела сынов Ефремовых, и состояла в супружестве с Елканою, мужем из колена Левиина. Так как она была неплодна и не

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Святая пророчица Анна, мать пророка Самуила Память ее совершается 9(22) декабря Святая и блаженная пророчица Анна происходила из города Аримафеи (иначе – Рама, или Рафаим-Цофима), находившегося в нагорной стороне удела сынов Ефремовых, и состояла в супружестве с Елканою,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Святая праведная Анна Пророчица, дочь Фануила Память ее совершается 3 (16) февраля и 28 августа (10

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Святая Анна, мать Богородицы Память ее совершается 25 июля (7 августа), 9(22) сентября и 9(22)

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Глава 46. Прославление промышления Господня в людях чрез Иисуса Навина, Халева, благочестивых судей и пророка Самуила 2 Соответственно имени своему он был велик в спасении избранных Божиих. Имя "Иисус" значит – спаситель.Когда он мстил восставшим врагам, т. е. истреблял

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Житие святого пророка Самуила До начала царей у израильтян, в то время, когда народом Божиим управляли еще судьи, жил человек по имени Елкана. Он происходил из племени Левиина и проживал в уделе Ефремовом, в городе, называемом Рамаф (Рама) и расположенном на горе, именуемой

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Память святой пророчицы Анны, матери пророка Самуила Святая и блаженная Анна пророчица происходила из города Амрафема, находившегося в нагорной стороне удела сынов Ефремовых , и состояла в супружестве с Елканою, мужем из колена Левиина . Так как она была неплодна и не

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Пророчица Девора 1 После того, как Ехуд умер, исраильтяне снова стали творить зло в глазах Вечного. 2 И Вечный отдал их в руки Иавина, царя Ханаана, который правил в городе Хацоре. Начальником его войска был Сисара, который жил в Харошет-Гоиме. 3 У него было девятьсот железных

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Анна посвящает Самуила Господу 21 В следующий раз, когда Элкана вместе со всей своей семьей отправился принести жертву Господу и исполнить обет, 22 Анна не пошла. Она сказала мужу:? После того как ребенок будет отнят от груди, я отведу его в Шило, чтобы он предстал перед

Из книги автора

Праведные богоотцы Иоаким и Анна (9/22 сентября, 25 июля/7 августа и 9/22 декабря) Святой праведный Иоаким был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его родится Спаситель мира. Его женой была праведная Анна. Супруги жили в Назарете Галилейском. Они не имели

Из книги автора

Поучение 1-е. Правв. Богоприимец Симеон и пророчица Анна (Почему праведный Симеон не боялся смерти?) I. Воспоминая сретение Господа нашего Иисуса Христа в храме иерусалимском, Св. Церковь ублажает и тех лиц, которые участвовали в этом евангельском событии первых дней

Из книги автора

Поучение 2-е. Св. пророчица Анна (Против празднословия в храме) I. Когда Иисуса Христа в сороковой день по рождестве принесла в храм Пречистая Его Матерь, сопровождаемая Иосифом, и там исполнено было то, чего требовал закон: св. пророчица Анна, дочь Фануилова, память коей

Из книги автора

Поучение 2-е. Св. правед. Анна, матерь пророка Самуила (О важности молитвы духовной, сердечной) I. Как сильна пред Богом внутренняя, сердечная молитва, это мы видим из жития праведной Анны, матери пророка Самуила, память коей совершается ныне. У отца пророка Самуила, по имени

Анна [греч. ̀λδβλθυοτεΑννα, евр. - милость, благодать], дочь Фануила, пророчица из колена Асира, упомянутая в Евангелии от Луки в рассказе о Сретении Господнем, "достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь" (Лк. 2:36-37).

Анна - единственная женщина, названная в Новом Завете "пророчицей", возможно, св. Лука проводит сравнение с ветхозаветными пророчицами, такими, как Девора или Иудифь, которая была посвящена, дожила до 105 лет и не вышла повторно замуж, когда ее супруг скончался (Иудифь 16. 23). Постоянное присутствие Анна в храме можно было бы объяснить существованием особого чина вдовиц (см. Вдовство и вдовы), которые имели свое служение (напр., молитвенное) при иерусалимском храме (Witherington. P. 140-141). Увидев рожденного Спасителя, Анна в подтверждение пророчества Симеона Богоприимца (Лк. 2:29-35) пошла проповедовать благую весть о Мессии "всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2:38).

Праведный Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Минея - Февраль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

В контексте писаний евангелиста Луки проповедь Анна, видимо, прообразует одно из служений, которые получат уверовавшие женщины (ср.: Прискилла в Деян. 18). В сцене Сретения Анна, возможно, прообразует то, что произойдет в Пятидесятницу, когда Св. Дух изольется на всякую плоть, и сыны и дщери будут пророчествовать (Деян 1-2). Т. к. особое место в Евангелии от Луки занимает тема благовестия бедным (Лк. 4:18; 16:19-20) (см. Бедность), высказывается предположение, что Анна изображается как одна из благочестивых иудейских бедняков, тем самым она являет пример воздействия благой вести на их жизнь (Brown. P. 446).

В православном богослужении роль Анны в истории Спасения выражается в текстах песнопений праздника Сретения Господня (2 февр.): "Анна пророчица показася, Спаса Избавителя Израилю Проповедающи" (Анна оказалась пророчицей, проповедуя Израилю Спаса Избавителя - стихира на литии); "Анна целомудренная провещает страшная, исповедающи Христа творца небу и земли" (Целомудренная Анна пророчествует великое, исповедуя, что Христос - Творец неба и земли,- припев на 9-й песни канона утрени). На следующий день после Сретения празднуется день прав. Симеона и Анна (3 февр.), подобно "соборам" большинства др. важнейших праздников. Анна упоминается в стихирах и каноне на этот день. В то время как память прав. Симеона указывают в этот день все греч. и слав. Типиконы, Анна упоминается нерегулярно, однако уже в синаксаре Типикона Великой ц. указывается память "святого и праведного Симеона, принявшего в объятия Господа, и Анны пророчицы" (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 48; Mateos. Typicon. Vol. 1. P. 224). Кроме того, память А. отмечается 28 авг. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 260), но особой службы А. на этот день нет; греч. Минеи упоминают об А. в Стишных Прологах на этот день.

Михаил Желтов

Фрагмент статьи из

"Православной энциклопедии". Т. 2. - М., 2001.

***

Молитва праведной Анне Пророчице:

Молитва праведной Анне Пророчице, дочери Фануила. Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 лет до его кончины. После его смерти праведная Анна "не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь" (Лк. 2:37). В 84 года она удостоилась видеть в Иерусалимском храме Младенца Иисуса Христа, принесенного для посвящения Богу. Святая Анна - покровительца монахинь, вдов и одиноких женщин. Ей молятся о благочестивой жизни во вдовстве и одиночестве, об удержании похоти, об укреплении сил в посте и молитве, о поддержке в бездетности.

***

Житийная и научно-историческая литература о праведной Анне Пророчице, дочери Фануила:

  • Праведная Анна Пророчица - Михаил Желтов
  • Иконография, посвященная пророчице Анне - Яна Зеленина

Пророчицу Анну в православном мире почитают как заступницу младенцев. Ей молятся матери, если их чада болеют и нуждаются в защите Высших Сил.

Святая Анна видела новорожденного Иисуса и проповедовала благую весть. К ней обращаются не только матери новорожденных младенцев, но и пары, которые мечтают познать радость родительства. Молитвы святой избавляют от зла и негатива , а также от порчи и сглаза.

История иконы

Согласно сведениям, которые дошли до наших времен, Анна Пророчица родилась в семье богатых родителей, но вела скромный образ жизни, а также обладала кротким характером. Замуж она вышла в юности и буквально через семь лет осталась вдовой. Однако второй раз замуж не вышла и все отведенное ей время жизни (как утверждают источники, прожила пророчица до преклонного возраста — 84 лет) провела в молитвах и воздержании. Благочестивая жизнь Анны сопровождалась не только смиренными молитвами. Она проповедовала слово Божье и присутствовала при внесении новорожденного Иисуса в храм. Она удостоилась чести разнести всем верующим благую весть о пришествии Спасителя.

В чем помогает образ Анны Пророчицы

Благочестивые молитвы , обращенные к святой, в первую очередь помогают новорожденным избавиться от недугов и болезней. Бездетные пары обращаются к Анне в надежде на долгожданное известие о беременности. Анна Пророчица помогает бороться с негативом и искушениями, которые поджидают православных верующих. Молитвы, обращенные к образу, способны защитить от любого зла и уберечь семьи от скандалов. К ней обращаются с просьбами о долголетии, благополучии и избавлении от пороков. Анну Пророчицу считают заступницей вдовствующих жен, одиноких женщин и монахинь.

Описание иконы

Анна Пророчица часто изображалась на иконах, посвященных празднику Сретения Господня , где художники отводили ей место за спиной Богородицы. Отдельные ее изображения появились позднее. Обычно ее изображают в пожилом возрасте, с глубокими морщинами и седыми волосами. В руках она держит свиток, который может быть в свернутом или развернутом виде.

Молитва перед иконой святой Пророчицы Анны

«Святая угодница Анна Пророчица! Ты своим подвигом доказала преданность Господу нашему Всемогущему и провела жизнь праведную в молитвах усердных. Помолись же, святая, за чад наших неразумных, дабы оставили их болезни и любое зло. Даруй бездетным радость материнства и убереги всякого от зла лихого и поступков недобрых. Вознеси молитвы Господу, дабы ниспослал он на нас свое благословение и не отринул просьб искренних и раскаяния нашего. Заступись Анна, за чад Божьих, чтобы не терзали их ни болезни, ни скорби, ни дурные помыслы завистников и недоброжелателей. Аминь».

Дата празднования

Несколько раз в году Анну Пророчицу упоминают в торжественных литургиях. 10 сентября (28 августа по старому стилю) отмечают день памяти Анны Пророчицы, а 16 февраля (3 по старому стилю) ее упоминают в связи с отмечаемым накануне праздником Сретения Господня.

Икону Анны Пророчицы дарят матерям с новорожденными детьми, чтобы те молились за здоровье и благополучие своих чад . К ней обращаются и с другими просьбами, в том числе об обретении истинной любви и встрече со второй половинкой. Любые искренние молитвы обязательно найдут отклик, и вы получите то, чего так страстно желаете. Помните, что ваши просьбы не должны нести вред окружающим людям и основываться на корысти или злости. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

16.02.2018 05:27

Церковные праздники являются неотъемлемой частью жизни каждого православного человека. Чтобы провести их должным образом, необходимо...

Пра-вед-ная Ан-на Про-ро-чи-ца про-ис-хо-ди-ла из ко-ле-на Аси-ро-ва, бы-ла до-че-рью Фа-ну-и-ла. Всту-пив в брак, она про-жи-ла с му-жем 7 лет, до его кон-чи-ны. По-сле его смер-ти пра-вед-ная Ан-на про-во-ди-ла стро-гую бла-го-че-сти-вую жизнь, «не от-хо-ди-ла от хра-ма, по-стом и мо-лит-вою слу-жа Бо-гу день и ночь» (Лк.2:37). Ко-гда пра-вед-ной Анне бы-ло 84 го-да, она удо-сто-и-лась ви-деть в Иеру-са-лим-ском хра-ме Мла-ден-ца Иису-са Хри-ста, при-не-сен-но-го для по-свя-ще-ния Бо-гу как пер-вен-ца по за-ко-ну Мо-и-се-е-ву. Пра-вед-ная Ан-на слы-ша-ла про-ро-че-ские сло-ва свя-то-го Си-мео-на Бо-го-при-им-ца, ска-зан-ные Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це. Про-ро-чи-ца вме-сте со свя-тым Си-мео-ном сла-ви-ла Бо-га, го-во-ри-ла всем, что Мес-сия явил-ся в мир (Лк.2:38).

Па-мять пра-вед-ной Ан-ны Про-ро-чи-цы при-хо-дит-ся так-же на 3 фев-ра-ля, ко-гда она вспо-ми-на-ет-ся с пра-вед-ным Си-мео-ном Бо-го-при-им-цем в по-праздн-ство Сре-те-ния Гос-под-ня.

Пра-вед-ный Си-ме-он Бо-го-при-и-мец был, по сви-де-тель-ству свя-то-го еван-ге-ли-ста Лу-ки, од-ним из из-бран-ни-ков Бо-жи-их, ожи-дав-ших уте-ше-ния Из-ра-иле-ва, и Дух Свя-той пре-бы-вал на нем (Лк.2:25). Ему бы-ло воз-ве-ще-но от Бо-га, что он не умрет до то-го вре-ме-ни, по-ка в мир не при-дет обе-щан-ный Мес-сия - Хри-стос Гос-подь.

Древ-ние ис-то-ри-ки со-об-ща-ют, что еги-пет-ский царь Пто-ло-мей II Фила-дельф (285-247 до Рож-де-ства Хри-сто-ва) по-же-лал по-пол-нить свою зна-ме-ни-тую Алек-сан-дрий-скую биб-лио-те-ку тек-ста-ми Свя-щен-ных книг. Он при-гла-сил из Иеру-са-ли-ма книж-ни-ков. Си-нед-ри-он по-слал сво-их муд-ре-цов. Сре-ди 72 уче-ных при-быв-ших в Алек-сан-дрию для пе-ре-во-да Свя-щен-но-го Пи-са-ния на гре-че-ский язык, был при-гла-шен и пра-вед-ный Си-ме-он. (Ра-бо-та бы-ла вы-пол-не-на и по-лу-чи-ла на-зва-ние «Пе-ре-вод 72-х тол-ков-ни-ков». Имен-но с него в даль-ней-шем Вет-хий За-вет был пе-ре-ве-ден на сла-вян-ский язык для Бол-гар-ской, Серб-ской и Рус-ской Пра-во-слав-ных Церк-вей). Пра-вед-ный Си-ме-он пе-ре-во-дил кни-гу про-ро-ка Ис-а-ии. Про-чтя в под-лин-ни-ке сло-ва «Се, Де-ва во чре-ве при-и-мет и ро-дит Сы-на» (Ис.7:14), он ре-шил, что сло-во «Де-ва» здесь упо-треб-ле-но оши-боч-но, вме-сто сло-ва «Же-на», и хо-тел ис-пра-вить текст. В этот мо-мент ему явил-ся Ан-гел и удер-жал его ру-ку, го-во-ря: «Имей ве-ру на-пи-сан-ным сло-вам, ты сам убе-дишь-ся, что они ис-пол-нят-ся, ибо не вку-сишь смер-ти, до-ко-ле не уви-дишь Хри-ста Гос-по-да, Ко-то-рый ро-дит-ся от Чи-стой и Пре-не-по-роч-ной Де-вы».

С то-го дня пра-вед-ный Си-ме-он стал ожи-дать при-ше-ствия Обе-то-ван-но-го Мес-сии.

И вот од-на-жды пра-вед-ный Си-ме-он, ве-до-мый Ду-хом Бо-жи-им, при-шел в Иеру-са-лим-ский храм. Это бы-ло в тот са-мый день (со-ро-ко-вой по Рож-де-стве Хри-сто-вом), ко-гда Пре-чи-стая Де-ва Ма-рия и Ее Об-руч-ник Иосиф при-шли ту-да, чтобы со-вер-шить об-ряд, по-ло-жен-ный по иудей-ско-му за-ко-ну, - пред-ста-вить пред Гос-по-дом сво-е-го Бо-же-ствен-но-го Пер-вен-ца и при-не-сти по-ло-жен-ную жерт-ву.

Как толь-ко пра-вед-ный Си-ме-он уви-дел при-шед-ших, Дух Свя-той от-крыл ему, что Бо-гом-ла-де-нец, Ко-то-ро-го дер-жа-ла Пре-чи-стая Де-ва Ма-рия, и есть ожи-да-е-мый Мес-сия, Спа-си-тель ми-ра. Ста-рец при-нял на свои ру-ки Мла-ден-ца Хри-ста и про-из-нес свои про-ро-че-ские сло-ва: «Ныне от-пу-ща-е-ши ра-ба Тво-е-го, Вла-ды-ко, по гла-го-лу Тво-е-му, с ми-ром, ибо ви-де-ли очи мои спа-се-ние Твое, ко-то-рое Ты уго-то-вал пред ли-цем всех лю-дей. Свет к про-све-ще-нию языч-ни-ков и сла-ву лю-дей Тво-их Из-ра-и-ля». Он бла-го-сло-вил Пре-чи-стую Де-ву и пра-вед-но-го Иоси-фа и, об-ра-ща-ясь к Бо-го-ро-ди-це, ска-зал: «Се, ле-жит Сей на па-де-ние и на вос-ста-ние мно-гих в Из-ра-и-ле и в пред-мет пре-ре-ка-ний. - И Те-бе Са-мой ору-жие прой-дет ду-шу, - да от-кро-ют-ся по-мыш-ле-ния мно-гих сер-дец» (Лк.2:22-35).

Да-лее свя-той еван-ге-лист по-вест-ву-ет: «Тут бы-ла так-же Ан-на про-ро-чи-ца, дочь Фа-ну-и-ло-ва, от ко-ле-на Аси-ро-ва, до-стиг-шая глу-бо-кой ста-ро-сти, про-жив с му-жем от дев-ства сво-е-го семь лет, вдо-ва лет вось-ми-де-ся-ти че-ты-рех, ко-то-рая не от-хо-ди-ла от хра-ма, по-стом и мо-лит-вою слу-жа Бо-гу день и ночь. И она в то вре-мя, по-дой-дя, сла-ви-ла Гос-по-да и про-ро-че-ство-ва-ла о Нем всем, ожи-дав-шим из-бав-ле-ния в Иеру-са-ли-ме» (Лк.2:36-38).

О свя-том и пра-вед-ном Си-меоне Бо-го-при-им-це из-вест-но, что он скон-чал-ся, про-жив 360 лет. В VI ве-ке свя-тые мо-щи его бы-ли пе-ре-не-се-ны в Кон-стан-ти-но-поль. В 1200 го-ду его гроб ви-дел рус-ский па-лом-ник свя-ти-тель Ан-то-ний, бу-ду-щий ар-хи-епи-скоп Нов-го-род-ский (1212-1220; † 1232; па-мять 8 ок-тяб-ря).

Анна пророчица (1631,Амстердам),Художник Рембрандт Харменс ван Рейн.

Симеон, Анна Пророчица и Младенец Иисус Аран де Гелдер 1700 Гаага.

Предисловие

Список святых жен с именем Анна открывают святая пророчица Анна, мать пророка Самуила, и святая праведная Анна Пророчица, дочь Фануила, из колена Асирова. О первой из них мы узнаем из Ветхого Завета, о второй – из Нового Завета. Имя Анна носила и святая родительница Божественной Отроковицы, которая была особенно почитаема на Руси с древнейших времен. Во имя ее было построено большое количество церквей и создано множество монастырей.

Почти все канонизированные жены Древней Руси – княгини. На них с первых веков христианства в Русской земле Промысл Божий наложил особый подвиг – явить своим сестрам образцы христианской женственности, стоять светильником горящим и светящим (Ин. 5, 35), свечой на подсвечнике и светить всем в доме (см.: Мф. 5, 15).

Для X – первой половины XVI века содержанием женского религиозно-нравственного идеала является идея целомудренного брака в соединении с идеей сослужения во власти. Идея о неразрывной связи святости брака и сакральной царской власти стала сутью женского религиозно-нравственного идеала с середины XVI – первой четверти XVII века. Эта идея послужила основой для жития преподобной княгини Анны Кашинской. В Житии образ святой княгини Анны Кашинской отражает исповеднический подвиг ее супруга князя Михаила Александровича и иноческое служение, сопряженное с политическим наставничеством сыновей.

Благоверные княгини Руси, овдовев, не выходили замуж во второй раз, хотя Церковь не запрещала второй брак. Монашеский постриг – обручение Небесному Жениху – стал путем, который наиболее соответствовал идеалу жизни вдовы. Поэтому постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом. Церковь украшала монашеским чином завершенный подвиг супружеской жизни. Русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия.

Из истории Церкви на Руси явствует, что из княжеских родов женщины прежде мужчин принимали на себя иго иночества. Прежде всех приняла постриг супруга великого князя Ярослава – Ирина, в иночестве святая Анна. Второй инокиней, и первой девственницей из княжеского рода, была блаженная Анна, дочь Всеволода. Она приняла постриг в 1086 году, тогда как первым добровольным иноком из князей был святой Николай Святоша, поступивший в иноческую обитель в 1106 году.

Женские монастыри начали возникать на Руси с XI века. Вначале это были «ктиторские» монастыри, то есть монастыри, основанные великими или удельными князьями или даже архиепископами, по собственному желанию и разумению, по обету или для чьего-то спасения. Они были «особножительскими», то есть такими, где каждый член общины жил как хотел. Особого монастырского устава такие монастыри не имели, они даже могли быть общими – монахи и монахини жили в одном монастыре. Только в 1504 году церковный Собор запретил такие монастыри, и был выработан устав женского монашества.

Знатных русских женщин отличала высокая образованность, целеустремленность, желание самостоятельно распоряжаться своей судьбой и устраивать ее, исходя из собственных убеждений, принципов и личных интересов. Так, некоторые из молодых девушек выбирают для себя монашеский путь и становятся основательницами монастырей, строительницами церквей, создают училища для обучения девочек всевозможным наукам, занимаются врачеванием, читают проповеди прихожанам, ищущим ответы на важные вопросы. В то время знатные девушки часто получали лучшее образование, чем их сверстники-мальчики, которых в первую очередь обучали воинскому искусству. Девушек же учили грамоте, математике, азам философии, риторике, «врачебной хитрости», «календарной астрологии», пению и иностранным языкам.

В имущественном отношении многие знатные женщины были совершенно независимы от мужей. Иностранкам мужья выделяли на содержание целые города, русские княжны получали от отцов села, земельные угодья и даже небольшие городки. Это давало возможность иметь значительные собственные средства, осуществлять торговые операции, заниматься благотворительностью и церковным строительством. На независимое положение многих княгинь указывают их личные печати, которыми они скрепляли различные документы.

В связи с составлением сводов законов встречается в X веке имя Анны Романовны, жены Владимира Святославича, в XIII–XIV веках – Анны Всеволожей в Новгороде. На равных стоят подписи рязанской княгини Анны и Ивана III под договором Москвы с Рязанью 1496 года. Большинству из княгинь были свойственны миротворческие миссии. За прекращение междоусобных кровопролитных конфликтов выступали княгиня Анна Всеволожая, ростовская княгиня Анна Дмитриевна. Эти женщины не были причислены к лику святых, но они много сделали для христианизации Руси.

Большую роль в истории Руси сыграли княгиня Анна Романовна, или Анна Византийская, сестра императоров Василия ІІ и Константина VІІІ, и Анна Ярославна, или Анна Киевская, которую иногда еще называют Анна Французская.

В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и греческой царевны Анны, напомнив и подтвердив исконное единство благовестия Христова на Руси и в Византии. Великий князь весной 988 года отправляется с супругой в обратный путь к Киеву. Впереди великокняжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли. И вот наступил незабываемый в русской истории день крещения киевлян в водах Днепра. Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося молитвами святого равноапостольного Владимира в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении. Сподвижница многих начинаний и супруга князя Владимира Анна Романовна построила на Руси много христианских храмов.

Хотя есть версия, например, что Анна Романовна сразу после кончины стала считаться местночтимой святой – за то, что вместе с мужем крестила и просвещала русских людей, строила храмы. Чтобы увековечить ее память, мраморный саркофаг, в котором она покоилась, установили внутри Десятинной церкви. Этот обычай был перенят из стран Западной Европы, в которых устанавливали гробницы правителей внутри храмов – таким образом их приравнивали к святым. Князь Владимир похоронить себя завещал рядом с Анной. До разрушения Десятинной церкви в 1240 году останки Анны и Владимира особо почитались русскими людьми. Вполне возможно, что они были провозглашены первыми русскими святыми. В Новгороде, по примеру Киева, в середине XI века появились свои святые Анна и Владимир. Это – принявшая после пострига в монахини жена Ярослава Мудрого Ингигерда и старший сын князя Владимир. Их гробницы также были установлены в местном Софийском соборе и почитаются до сих пор. В этом отношении Анне Романовне повезло меньше. Во время Батыева нашествия не только была утрачена ее гробница, но и забылась ее миссионерская деятельность.

Живым напоминанием о благочестии рязанской княгини Анны – бабушки последнего рязанского князя Ивана Ивановича (а также дочери Василия Темного и родной сестры Ивана III – великих князей московских) – служит большая соборная пелена, подаренная ею церкви Успения Пресвятой Богородицы. Покрывало это было шито на тафте разными шелками и золотом, с изображением Тайной Вечери и с надписью следующего содержания: «В лето 6993 индикта 3 сей воздух создан бысть в церковь Успенье Святой Богородицы в граде Переяславле Рязанском за-мышленьем благородной и благоверной и христолюбивой великой княгини Анны, и при ее сыне благородном и благоверном и христолюбивом князе Иоанне Васильевиче Рязанском, и при епископе Симеоне Рязанском и Муромском; а кончан сей воздух в лето 94 сентемврия 30 дня на память Святого Священномученника Григория Великого Армении».

Русские княгини и боярыни направляли собственных посланников в иностранные государства, а в начальный период Киевской Руси сами «правили посольства». Обычным делом для русских княгинь было вести переговоры с иностранными послами, которые им «били челом» не менее усердно, чем самим князьям. Русские княжны, выданные замуж за иностранных принцев и королей, сыграли свою роль в государственной и культурной жизни Европы.

Удивительна и романтична судьба одной из дочерей могущественного киевского князя Ярослава Мудрого – княжны Анны. В 1048 году в далекий Киев, где она жила вместе с отцом и четырьмя сестрами, французский король Генрих I Капетинг направил пышное посольство. Послам было поручено получить согласие на брак одной из дочерей киевского властителя с Генрихом, ибо даже до Франции дошла слава о прелестях принцессы Анны, дочери Георгия (Ярослава). «Король велел передать, что он очарован рассказом о ее совершенствах». Анна была красива (по преданию, она имела «золотые» волосы), умна и получила хорошее по тому времени образование, «прилежа книгам» в доме своего отца.

Молодая королева сразу же показала себя дальновидным и энергичным государственным деятелем. На французских документах той поры, наряду с подписями ее мужа, встречаются и славянские буквы: «Анна Ръина» (королева Анна). Римский папа Николай II, удивленный замечательными политическими способностями Анны, написал ей в письме: «Слух о великих добродетелях, восхитительная девушка, дошел до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом».

Бесчисленный сонм праведных инокинь и мирянок воссиял на Русской земле. В сонме святых просияли княгиня Анна Новгородская и княгиня Анна Кашинская, а также княжна Анна Всеволодовна. Однако к лику святых женщин Российской Православной Церкви причислены не только лица княжеского происхождения. XX век явил миру великий Собор новомучеников и исповедников Российских. В годы жестоких гонений на христианскую веру женщины разных слоев общества кровью вписали свои имена в синодик погибших за верность учению Христа. И среди них – многие тысячи святых жен и дев, преподобномучениц и исповедниц. Все они почитаются Церковью и всеми верующими как святые. Смиренным несением своего креста в тяжелые годы гонений отмечены многие судьбы, но образы этих русских женщин занимают особую страницу в истории России: они покоряют своей глубокой преданностью православной вере и Церкви, любовью к своей несчастной Родине, тихим подвигом преображенной страданиями души. И люди обращаются ко всем святым женам словами молитвы: «Вся святыя жены, в земли Российстей просиявшия, молите Бога о нас!»

Святые Анны ранних времен

Святая пророчица Анна, мать пророка Самуила


Святая и блаженная пророчица Анна происходила из города Аримафеи (иначе – Рама, или Рафаим-Цофима), находившегося в нагорной стороне удела сынов Ефремовых, и состояла в супружестве с Елканою, мужем из колена Левиина. Та к как она была неплодна и не рождала детей, то Елкана, муж ее, взял себе другую жену – Феннану, которая рождала ему детей, и он радовался с нею. Огорчаемая поношением бесчадства не только от соперницы своей – Феннаны, но и от мужа, и от соседей и родственников, Анна сильно скорбела. Она много молилась Богу, ревностно исполняя заповеди закона Божия; каждое утро и каждый вечер возносила она свои прошения, чтобы Господь избавил ее от этого поношения и даровал ей чадородие. Елкана каждогодно со всем семейством своим ходил в положенное законом время из своего города в Силом, чтобы рукою первосвященника Илия приносить жертву Господу Богу Вседержителю.

И вот однажды, после жертвоприношения Богу, Елкана, разделяя между членами своей семьи остатки жертвы, одну часть роздал Феннане и ее сыновьям и дочерям, а другую отдал Анне, так как он любил ее более Феннаны, хотя у нее и не было детей. От этого завистью и досадою исполнилось сердце Феннаны, а для Анны это послужило источником новых, еще больших, огорчений и оскорблений. Смущаемая завистливыми укоризнами, она плакала и не ела и не находила отрады в утешениях своего любящего мужа (см.: 1 Цар. 1, 8). По окончании жертвенной трапезы Анна, отпустив мужа с семейством, одна поспешила к скинии и, повергшись на землю, излила пред Богом сердечную скорбь свою и дала следующий обет:

– Господи Саваоф, если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его.

Между тем как Анна молилась так долгое время, первосвященник Илий, сидевший у дверей скинии, обратив на нее внимание и заметив, что уста ее шевелятся, а голоса не слышно, сказал ей:

– Доколе ты будешь пьяною? Вытрезвись от вина твоего и иди от лица Господня!

– Нет, господин мой, – отвечала Анна, – я жена, скорбящая духом, вина я не пила; но изливаю душу мою пред Богом. Не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.

Тогда Илий благословил ее и сказал:

– Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое.

И Бог действительно не отверг моление Анны, и не только даровал ей плод, но и сподобил родившегося потом от нее сына пророческого дара.

Восприявши с несомненною верою обетование Божие, Анна с радостью возвратилась к мужу своему, и чрез несколько времени зачала и родила сына, бывшего впоследствии пророком и руководителем народа Израильского. Назвали мальчика Самуилом, что означает «испрошенный у Бога». Когда младенец вскормлен был грудью, Анна в надлежащее время взяла его с собою и пошла в сопровождении мужа в Силом. Там она опять поверглась пред Господом Богом, воздавая Ему благодарение. После принесения жертвы отец и мать подвели Самуила к первосвященнику Илию, и Анна сказала ему:

– Господин мой! Я – та женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу о сем дитяти, и исполнил Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю сына моего Господу на все дни жизни его – служить Господу (см.: 1 Цар. 1, 11).

Илий благословил Анну и сказал:

– Да подаст Господь тебе детей вместо Самуила.

Возрадовалась Анна и, поклонившись пред святилищем, в избытке сердца воспела молитвенную песнь: «Возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем. Нет столь святого, как Господь, ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш; не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; сытые работают из-за хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает в наследие; ибо у Господа основание земли, и Он утвердил на них вселенную. Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек. Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь свят. Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа. Господь будет судить концы земли и даст крепость Царю Своему и вознесет рог Помазанника Своего» (см.: 1 Цар. 2, 1-10). После сего Елкана с благочестивою супругою своею возвратились в Аримафею, Самуил же остался при скинии служить Господу. Впоследствии Анна имела еще трех сыновей и трех дочерей и уже в глубокой старости переселилась в вечные обители.

Тропарь, глас 2

Пророчицы Твоея Анны память, Господи, празднующе, той Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 4

Просветившееся духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшего приятелище: зриши бо яко настоящая далече сущая. Сего ради тя почитаем, пророчице блаженная, Анно славная.

Святая праведная Анна Пророчица, дочь Фануила


Праведная Анна Пророчица, 84-летняя вдова, удостоилась быть в храме вместе со святым Симеоном Богоприимцем при сретении Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, Который был принесен туда на 40-й день после рождения для совершения над ним законного обряда (см.: Лк. 2, 36–38). Из Евангелия известно, что она происходила из колена Асирова и была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем семь лет, до его кончины. После его смерти праведная Анна проводила строгую благочестивую жизнь, не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 37). За это она удостоилась от Бога дара пророчества. В святой Анне мы видим образец истинной вдовицы, достойный всякого уважения. По словам апостола Павла, такие вдовицы очень ценны в Церкви для примера и назидания молодых жен (см.: 1 Тим. 5, 3–5). В церковных молитвах праведная Анна прославляется как всеми уважаемая целомудренная вдова, преподобная старица, новозаветная пророчица. Праведная Анна – единственная женщина, к которой в Новом Завете прибавляется нарицание «пророчицы», возможно, евангелист Лука проводит сравнение с ветхозаветными пророчицами, такими, как Девора или Иудифь, которая, так же как Анна, была посвящена, дожила до 105 лет и не вышла повторно замуж, когда ее супруг скончался (см.: Иудифь 16, 23). Существованием особого чина вдовиц, которые имели свое служение (например, молитвенное) при Иерусалимском храме, можно объяснить постоянное присутствие Анны в храме. Дожив до глубокой старости, святая Анна, подобно Симеону, с упованием ждала Спасителя. Она была очень внимательна к явлениям духовного значения и присоединила свой голос к славословию Симеона во время встречи Божественного Младенца в храме. Увидев рожденного Спасителя, Анна в подтверждение пророчества Симеона Богоприимца (см.: Лк. 2, 29–35) пошла проповедовать благую весть о Мессии всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 38). В контексте писаний Луки проповедь Анны прообразует одно из служений, которые получат уверовавшие женщины. В сцене Сретения Анна, возможно, прообразует то, что произойдет в Пятидесятницу, когда Святой Дух изольется на всякую плоть, и сыны и дщери будут пророчествовать (см.: Деян. 1–2). Та к как особое место в Евангелии от Луки занимает тема благовестия бедным (см.: Лк. 4, 17–19; 16, 19), возможно, Анна изображается как одна из благочестивых иудейских бедняков, тем самым являясь примером воздействия Благой Вести на их жизнь.

В византийском и древнерусском искусстве Анна Пророчица изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или праведного Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом.

В православном Богослужении роль Анны в истории Спасения выражается в текстах песнопений праздника Сретения Господня: «Анна пророчица показася, Спаса Избавителя Израилю проповедающи» (Анна оказалась пророчицей, проповедуя Израилю Спаса Избавителя; стихира на литии); «Анна целомудренная провещает страшная, исповедающи Христа Творца небу и земли». На следующий день после Сретения празднуется день праведных Симеона и Анны, подобно «соборам» большинства других Господских двунадесятых праздников. Анна упоминается в стихирах и каноне на этот день.

Тропарь, глас 1

Радуйся, Богоприимче старче Симеоне, во объятия приемый Спаса Господа. Веселися и ты, честная пророчице Анно, возвестивши пришествие в мир Христа Бога нашего, сокрушившаго державу вражию и подающего нам велию милость.

Тропарь, глас 2

Пророчицы Твоей Анны, память, Господи, празднующе, той Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 8

Во избранных Божиих, блаженне старче Симеоне, на Небеси предстоиши пред лицем Христа Бога, Егоже во храме, яко Младенца руконосимаго, во объятия своя от всепречистых рук приял еси и со Анною пророчицею яко Бога исповедал еси. Темже похвальными гласы ублажаем вас: радуйся, Богоприимче старче Симеоне, радуйся, пророчице честная Анно, радуйтеся, Бога во Плоти познавшии.

Орден Святой Анны

Орден Святой Анны был учрежден в 1735 году как династическая награда и в 1797 году введен императором Павлом I в наградную систему Российской империи для отличия широкого круга государственных чиновников и военных. При этом орден Святой Анны, сопричисленный к государственным наградам Российской империи, был особой династической наградой дома Романовых.

Статут ордена утвержден в 1829 году. Имел 4 степени, низшая IV степень предназначалась для награждения только за боевые заслуги (самый младший офицерский орден).

По старшинству орден стоял на ступень ниже ордена Святого Владимира и был самым младшим в иерархии орденов Российской империи до 1831 года. С 1831 года в иерархию государственных наград был введен орден Святого Станислава, ставший на ступень ниже по старшинству ордена Святой Анны. Орденом Святой Анны награждены сотни тысяч человек.

Награжденные любой степенью ордена Святой Анны ранее автоматически становились потомственными дворянами, однако с 1845 года это положение было изменено. Было установлено, что впредь только I степень ордена сообщает потомственное дворянство награжденному, а остальные – только личное дворянство. Исключением являлись лица купеческого сословия и инородцы-мусульмане, которые при награждении любой из степеней ордена, кроме I степени, дворянами не становились, а получали статус «почетных граждан».

После Октябрьской революции декретом ВЦИК об упразднении чинов и сословий в 1917 году награждение орденом Святой Анны (как атрибутом, сообщавшим награжденным сословные привилегии) было фактически прекращено. Сам же орден, который изначально был создан как династическая награда Голштейн-Готторпского дома, а потом существовал в таком же статусе как династическая награда дома Романовых, не мог быть упразднен никакими актами третьих лиц или институций. Поэтому орден продолжил существование в своем обычном статусе (как династическая награда) дома Романовых в эмиграции. Устав ордена с того времени изменений не претерпел, за исключением оснований для награждения.

История возникновения этой награды особенная, и потому она представляет интерес даже среди историй учреждения других наград. А началась она в день бракосочетания любимой дочери Петра I Анны с голштинским герцогом Карлом Фридрихом. Анна уехала в Голштинию с мужем, который в свое время пытался сделать карьеру при русском дворе, но не смог противостоять «светлейшему князю» А.Д. Меншикову. Русская царевна тосковала на чужой стороне, однако приехать в Россию не могла, так как ждала ребенка. В феврале 1728 года Анна родила сына, которого назвали Петром Ульрихом, и вскоре стала собираться домой – показать себя и ребенка сестре Елизавете и племяннику Петру II.

По случаю рождения герцога Петра Ульриха в Киле проводились торжества и праздничная иллюминация. Герцогиня Анна, встав с постели, подошла к окну и распахнула его. В покои ворвался холодный февральский ветер, но на мольбы фрейлин закрыть окно герцогиня Анна насмешливо ответила, что Петрова дочь не боится стужи. На следующий день она слегла с жаром и через десять дней умерла.

В 1735 году, в день десятилетия своей свадьбы с Анной Петровной, герцог голштинский Карл Фридрих в память о супруге учредил орден Святой Анны. Девиз ордена гласил: «Amantibus Justitiam, Pietateret, Fidem», что в переводе на русский язык означает: «Любящим правду, благочестие и верность». Однако латинский вензель синего цвета «A.J.P.F.», начертанный на белом медальоне на оборотной стороне орденского креста, имел еще и другой смысл: «Анна, дочь императора Петра».

В середине красного с золотыми украшениями орденского креста, в круге, была изображена святая Анна. Орденский знак изготовлялся в то время из прямоугольных или овальных красных стекол на латунной позолоченной подложке с ажурными украшениями в углах. На внешней стороне каждого плеча креста располагалось по три круглых страза в оправе и по одному стразу на ажурных украшениях между плечами креста. Крест ордена Анны I степени носили на широкой красной с желтой каймой ленте через левое плечо, а серебряная орденская звезда помещалась на правой стороне груди. Орденский знак II степени – это такой же красный крест, но носили его на более узкой ленте на шее («Анна на шее»). Звезда ко II степени ордена Святой Анны не полагалась. Орденский знак III степени носился на оружии (шпаге или сабле). Это был кружок, увенчанный императорской короной, а на нем, в красном эмалевом кольце, помещался красный крестик – такой же, как в центральном медальоне орденской звезды. Аннинский парадный костюм – это красная бархатная мантия с большой шитой орденской звездой справа. Супервест, полагавшийся только кавалерам I степени, – из серого глазета с золотым галуном, бахромой и нашитым крестом в центре. На красной бархатной шляпе тоже был нашит крест, а также закреплялись страусиные перья – одно красное и два белых.

Орден Святой Анны вошел в число государственных наград России с апреля 1797 года, хотя Петр Ульрих, шлезвиг-голштинский герцог, начал жаловать этим орденом с 1742 года, когда прибыл в Санкт-Петербург. В этот год императрица Елизавета Петровна объявила его наследником российского престола под именем великого князя Петра Федоровича. Младшая дочь Петра I была бездетна, но она очень любила сестру Анну и надеялась, что племянник будет достойным продолжателем дел великого деда. Поэтому ко времени, когда Петр Федорович был провозглашен императором Петром III, уже десятки российских вельмож носили на красной ленте с желтой каймой орден Святой Анны.

После недолгого царствования Петра III на российский престол взошла его жена Екатерина II. Она оставила орден Святой Анны в числе российских наград как знак отличия, правда, по значению он уступал другим русским наградам. Их малолетний сын, великий князь Павел Петрович, стал голштинским герцогом, но в 1767 году императрица от его имени отказалась от герцогства, однако орден Святой Анны остался в России. Его гроссмейстер Павел Петрович имел право награждать им подданных российского государства, но только формально, фактически все награждения осуществляла императрица, а он лишь подписывал грамоты на орден.

Однажды, желая наградить своих гатчинских друзей, Павел Петрович вызвал к себе придворных вельмож Н.М. Свечнина и Ф.В. Растопчина. Вручив им два секретно изготовленных маленьких Аннинских крестика с винтами, он сказал: «Жалую вас обоих Аннинскими кавалерами. Возьмите эти кресты и привинтите их к шпагам, только на заднюю чашку, чтобы не узнала императрица».

Н.М. Свечнин и Ф.В. Растопчин поблагодарили наследника, однако сильно испугались гнева императрицы, которая не жаловала Аннинских кавалеров. Правда, Н.М. Свечнин все же привинтил орденский крестик к эфесу своей шпаги, а Ф.В. Растопчин обратился за советом к своей тетке – близкой приятельнице Екатерины II. Та рассказала обо всем императрице, на что не лишенная чувства юмора Екатерина II разрешила Растопчину носить орден безбоязненно, она как будто не будет этого замечать.

В день своей коронации в апреле 1797 года Павел I обнародовал «Установление о Российских орденах», по которому орден Святой Анны был причислен к орденам Российской империи. Он разделялся на три степени и давался как за военные, так и за гражданские заслуги. Орденом Святой Анны I и II степеней награждались вельможи и высшие чиновники. В 1816 году знаки ордена Святой Анны I степени (крест, звезду и ленту) получил Н.М. Карамзин за свое сочинение «Записки о древней и новой России». III степень ордена была чисто боевым знаком отличия: ею жаловали отличившихся офицеров – от прапорщика до капитана включительно.

В 1828 году, в самый разгар Русско-турецкой войны, орден Святой Анны III степени дополнили бантом из орденской ленты – «за подвиги военные по примеру того, как установлено подобное отличие по ордену Святого Владимира IV степени». Эту степень ордена с бантом мог получить поручик (на гражданской службе – коллежский секретарь), а II степень («Анну на шею») – тот, кто в «Табели о рангах» числился не ниже VIII класса. После 1829 года орденами Святой Анны с алмазами стали награждаться только иностранные подданные, а для возвышения достоинства русской награды над знаками ордена I и II степеней укреплялась императорская корона. Правда, в 1874 году корона была отменена.

Знак ордена Святой Анны I степени носился у бедра на красной ленте с желтой каймой, которая надевалась через левое плечо. В середине шитой или кованой серебряной звезды имелся красный крест с золотыми промежутками, вокруг которого располагался девиз ордена. В отличие от других российских орденов звезду ордена Святой Анны носили не на левой, а на правой стороне груди.

На оружие знак ордена Святой Анны III степени изготовлялся, как и другие русские ордена, из золота. Но в годы Отечественной войны 1812 года число награжденных было столь велико, что в целях экономии знаки ордена этой степени стали изготовлять из недрагоценного металла. Награжденный получал лишь знак ордена и прикреплял его к уже имеющемуся у него холодному оружию.

В русской армии и на флоте во времена Российской империи очень высоко ценился орден Святой Анны IV степени. Эту степень ввел в 1815 году император Александр I, а неофициально орден получил название «Аннинского оружия», получать которое имели право только офицеры – за личные боевые подвиги. Знак ордена Святой Анны IV степени был круглым, а красный эмалевый крест располагался на золотом поле и был окружен красным ободком; над крестом изображалась золотая корона. Знак этот был небольшого размера (около 2,5 сантиметра в диаметре), так как он прикреплялся к эфесу шпаги, сабли или кортика.

Для более явного отличия «Аннинского оружия» от обычного (кроме знака ордена, находившегося на шпажной чашке) на эфесе стали делать надпись «За храбрость». Это был самый массовый боевой офицерский орден, его не полагалось снимать даже при награждении орденами Святой Анны более высоких степеней. С 1855 года к знакам ордена Святой Анны, как и к другим орденам, стали присоединять два скрещенных меча; а к оружию, на котором находился орден Святой Анны IV степени, полагался темляк из орденской ленты с серебряными кистями.

Во время Русско-японской войны Аннинским оружием был награжден военный инженер Д.М. Карбышев, ставший впоследствии генерал-лейтенантом инженерных войск Красной армии. В годы Великой Отечественной войны он попал в немецкий плен, где проявил несгибаемую стойкость, личное мужество, верность и преданность Родине. Нацисты на морозе обливали его холодной водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу.

Loading...Loading...