Святые пещеры оренбургская. Описание Свято-Никольского монастыря "Святые Пещеры" в с

В Оренбургской области два пещерных храма, один из них – Покровские пещеры. В уединенном святом месте в скором времени будет женский монастырь. А мы узнали о его чудесной и трагической истории и о том, зачем сюда приезжают паломники.

Рано утром автобус выехал из Оренбурга . В нем в основном женщины и дети. Многие из них не впервые посещают монастыри и храмы. Супруги Нигина и Евгений с детьми – с ними их старший сын и маленькая дочка Саша, которой нет и трех лет.

Уже приезжали сюда три года назад, я тогда ждала ребенка. Мы тут всей семьей, это полезно и для здоровья и для души, ведь можно помолиться и отдохнуть, – рассказала Нигина Разакова.

Здесь же была женщина с тремя внуками, Светлана рассказала о себе, но попросила не называть ее фамилию, потому что публичности не любит. У нее четверо детей и 11 внуков , троих она везла с собой.

Старшей девочке 8 лет , и совсем скоро ей предстоит операция на глаза, а ее 7-летнему братику – сложнейшее вмешательство в столице, которое позволит выправить деформированную грудную клетку. Бабушка заходит в храм и вместе со всеми молится, а дети они и есть дети – то свечку ненароком задуют, то, забывшись, громко заговорят. Женщина внучат успокаивает, окружающие снисходительно улыбаются, ведь мы в храме Божьем, а Бог велит любить и быть терпеливыми друг к другу. О любви и о вере сегодня говорил и экскурсовод.

Из истории

Андрей Мишучков , кандидат философских наук православного Центра материнства и детства «Колыбель» поясняет, что в Оренбуржье всего два подземных храма. Удивительное по своей красоте место – Святые пещеры Свято-Николаевского мужского монастыря . Находятся они в селе Покровка Новосергиевского района .

Как гласит история, казаку Захарию Карцеву из станицы Верхне-Озерной Орского уезда было видение оставить эту мирскую суету и ехать в Покровку, там, на склоне холма, он должен был построить монастырь и выкопать родник.

Захарий прошел пешком 400 верст и сначала выкопал небольшой пещерный ход и келью, здесь он провел два года в одиночестве и молитвах. Через два года Захарий также пешком отправился в Санкт-Петербург , где он принял монашество с именем Зосима от Иоанна Кронштадтского и получил благословение строить монастырь.

На обратном пути в Покровку Захарий собрал вокруг себя таких же боголюбивых людей. На месте они выкопали в горе пещеры. Было прорыто 250 метров подземных ходов: узкие и невысокие коридоры, по которым можно пройти только по одному, и кельи, где с трудом можно развернуться. Со временем на склоне горы появились и наземные строения – трапезная, храм. Водрузили огромный колокол, он весил 102 пуда (1,6 тонн). Кстати, сейчас колокол намного больше, он весит 3,5 тонны, и, как в былые времена, в него звонит звонарь, а не современная техника, которую сейчас используют в 80 процентах храмов Оренбуржья .

В 1919-м начались гонения на священнослужителей, сам Зосима не выдержал мучений и скончался через 3 года . Монахам было предложено бросить всё и уйти, и одни так и сделали, а другие образовали там коммуну. В 1923 году в практически разрушенном монастыре оставалось 17 монахов. Многих потом расстреляли, двое умерли в ссылке.

Наземные постройки снесли, вырубили сад и тополиную аллею, сняли колокол, закопали родник, но жители села продолжали ходить в пещеры и молиться. В 1939 году власти засыпали вход в пещеры, чтобы никто и никогда в них больше не забредал.

Пещеры нашли 8 июня 2002 года . Мощи святого Зосимы из-под стен разрушенного храма, который он построил вместе с монахами, перенесли туда.

Сначала хотели восстановить мужской монастырь, но монахинь оказалось больше, и территорию передают женщинам. Остается оформить ряд документов, и тогда будет официально возрожден Свято-Николаевский женский монастырь , однако богослужения уже регулярно проводят. Сейчас здесь живут и трудятся шесть монахинь.

Александра Свиридова

Фото Олега Дышлюка







Село Покровка ведет свое начало с 1799 г., когда было построено первое здание переселенцами из Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской и Пензенской губерний. В 1843 г. в селе началось строительство деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был освящен через 5 лет (14 октября 1848 г.) благочинным - протоиереем Алексеем Розановым. В годы лихолетий храм закрыли, сняв колокол и купола с крестами и устроили в нем школьный спортивный зал. Уже в годы перестройки жители села обратились к властям с просьбой о возвращении и открытии храма. С помощью прихожан и благодетелей разрушенный Покровский храм был восстановлен и 14 сентября 1995 г. освящен. В нем возобновились богослужения. В последнее время село Покровка Новосергиевского района Оренбургской области стало широко известно под названием «Святые Пещеры», и сюда стекаются паломники.

В России существует множество святынь, появившихся чудесным образом. В Оренбуржье одним из таких мест являются Святые пещеры Свято-Николаевского монастыря. Еще в XIX веке жители Покровки видели над горой, находящейся недалеко от села, знамение в виде уходящего в небо огненного столпа. В это же время казаку из станицы Верхне-Озерной Захарию Карцеву было предзнаменование идти в Покровку и строить обитель.

В 1886 году казак из станицы Верхне-Озерной Орского уезда Захарий Карцев поселился на горе Монашке близ села Покровка Новосергиевского района, вырыл небольшую пещеру с келией и жил там два года в строгом посте и молитвах. Потом Захарий принял монашество с именем Зосима и вокруг него собралась братия для духовного подвига и спасения.

Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Со временем пещеры ушли далеко в гору, образуя разветвленные ходы, связанные кольцевыми переходами. Появились и наземные постройки: молебный дом, каменный храм, странноприимный дом, приют для мальчиков. Был устроен пруд, посажен фруктовый сад и запущен кирпичный завод. В 1923 году начались гонения на монастырское братство. Монахов расстреляли. Все монастырские постройки разрушили, а вход в пещеры - засыпали.

Первые попытки обнаружить пещеры монастыря предпринялись спустя 50 лет, в 1993 г. После долгих поисков, 8 июня 2002 г., вход в Святые Пещеры был найден. Над входом в пещеры построен, а затем освящен храм Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Были установлены кресты на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установили купальню. 13 мая 2006 г. совершено освящение места и закладка камня надвратной колокольни с храмом святой преподобной Марии Египетской. Ровно через год был освящен центральный крест колокольни святой преподобной Марии Египетской и крест для братского корпуса.

Место это уникально не только для Урала, но и для России. Оно красиво и прекрасно. «Святые пещеры» стали заметной точкой на духовной карте и России, и мира. Сюда едут паломники не только из Оренбурга и области, но и многих городов России, ближнего и дальнего зарубежья. По записям в книге отзывов можно отследить откуда приезжают паломники.

У села Покровка Новосергиевского района есть Монахова гора, до недавнего времени, мало кто знал почему она так называется. Давным давно здесь был подземный монастырь. И вход в него, вновь обретен был только в июне 2002 года. Свято-Никольский монастырь «Святые Пещеры» в последнее десятилетия начал обустраиваться. Под горой находится почитаемый Никольский источник. Святой источник хорошо обустроен. Около него построена закрытая купальня с купелью.

История Святых пещер началась в 1896 г., когда на правом высоком берегу реки Самары у села Покровка поселился 36-летний Захарий Карцев, вдовый казак из станицы Верхне-Озерной Орского уезда Оренбургской губернии. Впоследствии он постригается в монахи с именем Зосима.

Еще в девятнадцатом веке над этой горой видели огненный столп. А в 1895 году казаку Захару Карцеву из станицы Нижнеозерной, близ Оренбурга, было видение, в котором он получил повеление:
- Иди в Покровку, благоустраивай родник!

Благочестивый казак целое лето благоустраивал источник. Закончил работу к самому Покрову Пресвятой Богородицы и, повесив кружку на вбитый в столб навеса гвоздик, покинул Покровку. Ненадолго: на следующий год, к теплу, вернулся снова. Здесь и поселился, ревностно оберегая родник. Люди услышали о казаке-отшельнике, потянулись к нему - спасать душу... Так и возникла здесь монашеская общинка. Построили деревянную Казанскую церковь, домики-кельи. Поставили каменный храм Николая Чудотворца. Возник монастырь, и его основатель Захар Карцев принял монашеский постриг с именем Зосима.

40 десятин земли были пожертвованы детьми самарского помещика Шабалова. Монахи сами сеяли хлебушек, возрастили прекрасный сад. За источником появилось прудовое хозяйство. Поставили кожевенный и валяльный цехи, даже кирпич делали сами. И сейчас на склонах горы находят обломки кирпича со штампом "Н.М.", что значит - Никольский монастырь.

Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Трудами приходящих крестьян и братии пройдено около 256 м пещерного хода. Монастырь развивается и принимает в число братии новых послушников.

С 1912 г. в монастыре уже насчитывается 25 человек (из них 8 монахов).

В клировых ведомостях 1916 года значится 76 монахов (из них 16 иеромонахов), в монастыре жило двести насельников. Шла Первая мировая война, и с запада везли осиротевших детей. Двенадцать мальчиков нашли приют в Никольской обители.

Но революция внесла свои коррективы в жизнь монашеской общины.

После переворота 1917 года начались гонения на священство. В 1922 г., не выдержав натиска неправды, в возрасте 63 лет умер игумен Зосима. Братия, опечаленная уходом своего пастыря, пережила тяжелые времена. Советская власть сделала все возможное, чтобы разрушить общину. Последний настоятель о. Геронтий, обвиненный в участии в военно-казачьей повстанческой организации, был расстрелян в Оренбурге 10 сентября 1937 г. Предположительно 1939 г. Монастырь был окончательно закрыт. Храмы были разрушены или употреблены для хозяйственных нужд, пещеры завалены. Практически полностью вырублена тополиная алея, ведущая к монастырю. Но часть пещер пока еще остаются открытыми. Они были закрыты в 1939 г.

В наше время началось активное восстановление монастыря. Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 г. После долгих поисков, 8 июня 2002 г., вход в Святые Пещеры был обретен. В это же время Над входом в пещеры построен и 2 сентября 2005 г. митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином освящен храм Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Установлены кресты на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установлена купальня. Вода в источнике холодная, 4 градуса.

Трапезница Покровской церкви Надежда рассказала:

Еще до того, как открылись пещеры, мы с рабой Божией Лидией взяли благословение у батюшки Анатолия, чтобы расчистить родник. У Лиды сильно болело горло, но она пошла. Расчистили проход, а потом уже и сам родник. Он прямо фонтанами забил. Стали уходить, вдруг Лидия упала прямо лицом в родник. "Ну, говорит, так мне и надо! По грехам моим..." Поднялась, прошла несколько метров - и удивилась: "А у меня горло-то совсем не болит!"

А матушка Людмила Чернецова привела и другой пример живительной силы святого источника:

У одной девушки была язва. Бабушка ее всю зиму ходила к роднику: наберет родниковой воды и на саночках везет. Передавала с шоферами в Оренбург, внучка пила воду. Перед операцией прошла повторное обследование - врачи удивились: совершенно здорова! Все зарубцевалось. В Оренбурге есть фирма "Живая вода". Они в Саракташе берут воду из скважины, пропускают через очень дорогостоящее оборудование для очистки. И когда у нас в источнике взяли воду, анализ показал степень чистоты выше самой высокой отметки. Прибор зашкалило! Эту воду пьешь - и не напьешься. Как вот в подземелье воздух - не надышишься...

Координаты: 51°59"47.5"N 53°53"41.2"E

Село Покровка было основано в 1799 году переселенцами из Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской и Пензенской губерний. В 1843 году в селе началось строительство деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был освящен 14 октября 1848 года благочинным - протоиереем Алексеем Розановым. В годы лихолетий храм закрыли, сняв колокольню и купола с крестами, устроили в нем школьный спортивный зал. Спустя много лет в годы перестройки жители села обратились к властям с просьбой о возвращении и открытии храма. 23 июля 1991 года здание с прилежащей территорией возвратили верующим. С помощью прихожан и благодетелей разрушенный Покровский храм был восстановлен и 14 сентября 1995 года освящен. В нем возобновились богослужения.

В последнее время село Покровка Новосергиевского района Оренбургской области стало широко известно под названием «Святые Пещеры», и сюда стекаются паломники.

История Святых Пещер началась в 1896 г., когда на правом высоком берегу реки Самары у села Покровка поселился 36-летний Захарий Карцев, вдовый казак из станицы Верхне-Озерной Орского уезда Оренбургской губернии. Он начал с благоустройства родника, впоследствии освященного и отмеченного многими исцелениями. Одинокий отшельник жил в выкопанной им пещере в посте и молитвах. Потянулись к нему люди, ищущие спасения и подвига. Они копали пещеры и выполняли хозяйственные работы, а ночью вычитывали монашеское правило. Желающих спасаться все прибавлялось, нужда заставляла строить, и Захарий обращается к покровскому обществу с вопросом о пожертвовании земли. На пожертвованных землях возводились новые строения.

26 сентября 1909 г. Захарий пострижен в монахи с новым именем - Зосима. Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Трудами приходящих крестьян и братии пройдено около 256 м пещерного хода: узкий, шириной 0,7 м, коридор, вырытый на глубине 4-6 м, вел в подземную церковь и келии, в одной из которых, по свидетельствам старожилов, принимал прихожан прозорливый старец схимонах Нил.

Были построены деревянный молитвенный дом Казанской иконы Божьей Матери и одноэтажный братский деревянный корпус. А 2 ноября 1911 г. Преосвященным епископом Челябинским Дионисием был освящен каменный храм Святителя Николая Чудотворца. Длина его превышала 16 м, ширина - около 12 м, высота до верха карниза - 7 м. Имелась колокольня с пятью колоколами, самый большой весил 1632 кг. Позже был построен двухэтажный братский корпус с общей трапезной.

В 1911 г. и 1915 г. с. Покровку посетила с крестным ходом чудотворная Табынская икона Божьей Матери и на ночь оставалась в скиту и монастыре. В 1912 г. в скиту уже насчитывается 25 человек (из них 8 монахов).

В 1913 г. Указом Священного Синода скит становится Николаевским самостоятельным мужским монастырем. Настоятель иеромонах Зосима был членом Епархиального совета. Монастырь помогал голодающему населению. В хозяйстве имелись лошади, коровы, посевные угодия. Здесь был фруктовый сад, кожевенно-валяльный цех, монахи сами делали кирпич с клеймом «НМ». Был открыт странноприимный дом, на содержании также был дом для калек и безродных мужчин. В годы Первой мировой войны сюда были привезены 12 мальчиков-сирот из западных районов России.
В 1914 г. иеромонах Зосима был награжден набедренником. В монастыре действовал строгий афонский устав, было 78 монахов, а в общей сложности там жили, трудились и молились около 150 человек. В 1916 г. монастырь возводит в Оренбурге каменный храм святого великомученика и целителя Пантелеимона рядом с Афонским подворьем на пересечении улиц Караван-Сарайской и Каргалинской (ныне ул. Комсомольская, 96) на земле, пожертвованной мещанином Львом Андреевичем Вилюновым и другими. Храм был освящен Преосвященным Мефодием, епископом Оренбургским и Бузулукским. В 1916 году иеромонах Зосима за труды возведен в сан игумена. На 27 января 1917 г. в монастыре числились: 1 схимонах, 8 иеромонахов, 8 монахов, 4 иеродиакона, 24 послушника.

После переворота 1917 года начались гонения на священство. В 1922 г., не выдержав натиска неправды, в возрасте 63 лет умер игумен Зосима. Настоятелем монастыря стал о. Геронтий. В 1925 г. вышло постановление о закрытии церквей и снятии колоколов с храмов. Оставшимся 27 монахам предложили поступить на работу, организовав из монастыря рабочую артель, при условии публичного отречения от Бога с опубликованием в печати, но желающих сделать такое не оказалось. 10 сентября 1937 г. о. Геронтий, обвиненный в участии в военно-казачьей повстанческой организации, был расстрелян в Оренбурге.

святой источник

В 1929-1930 гг. шло разрушение самостоятельного мужского Николаевского монастыря. Из кирпича «НМ» в Покровке построили исполком, клуб, магазин. Деревянные постройки разобрали и продали бревна за бесценок. Остается только двухэтажное здание братского корпуса с общей трапезной, в котором организуется первая в селе Покровка школа. Практически полностью вырублена тополиная алея, ведущая к монастырю. Но часть пещер пока еще остаются открытыми. Они были закрыты предположительно в 1939 г. Источник под горой засыпали щебнем.

Хроника последних лет. Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 г. После долгих поисков, 8 июня 2002 г., вход в Святые Пещеры был обретен. Над входом в пещеры построен и 2 сентября 2005 г. митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином освящен храм Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Установлены кресты на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установлена купальня.

13 мая 2006 г. совершено освящение места и закладка камня надвратной колокольни с храмом святой преподобной Марии Египетской. 13 мая 2007 г. чин освящения центрального креста колокольни святой преподобной Марии Египетской и креста для братского корпуса совершил Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Бузулукский.

Как доехать, где находится:
В Оренбургской области есть удивительное место - Святые пещеры Свято-Николаевского мужского монастыря, находятся они в селе Покровка Новосергиевского района.


Расстояние от Оренбурга до пещер всего лишь 95 км, от Самары - 355 км. На фото ниже представлен схематичный план и можно увидеть GPS-координаты, для тех, кто действительно заинтересуется этим местом.
Повернув налево, мы въехали в село, и начали искать монастырь, это оказалось очень просто, повсюду стоят указатели, вот такой:
Или такие неприметные указатели, зато именно они помогают ориентировать в пути и приведут непосредственно к пещерам:
В любом случае ехать совсем недолго и буквально через 5-7 минут мы увидели монастырь. Вид поистине великолепный, храм расположен на горе, окружен деревьями, всё так мирно, будто и не было тех страшных событий...
Всё, что Вы видите на фото - это новые современные постройки, самым старшим из них чуть более 10 лет. Некогда на этом месте был другой моныстырь, но его в годы гонений разобрали буквально по кирпичику. Сегодня сюда приезжаю сотни паломников и не только из близлежащих областей, а со всей России. Люди молятся, просят помощи или просто благодарят Бога, каждый находит свои слова и свою причину сюда приехать.


ПУТЕШЕСТВИЕ В МОНАСТЫРЬ
Немного истории образования Святых пещер. Казаку Захарию Карцеву из станицы Верхне-Озерной Орского уезда было видение оставить эту мирскую суету и ехать в Покровку, там на склоне холма должнен он построить монастырь и выкопать родник.
Захарий проделал немалый путь пешком, а именно 400 верст, и сначала выкопал небольшой пещерный ход и келью, здесь он провел два года в одиночестве и молитвах. Через два года Захарий так же пешком отправляется в Санкт-Петербург, где он принял монашество с именем Зосима и получает благословение строить монастырь от Иоанна Кронштадтского.

На обратном пути в Покровку Захарий собирает вокруг себя таких же боголюбивых людей, где они вместе начинают строить монастырь и копать пещеры. Со временем появились и наземные строения - храм, приют для мальчиков, был собственный кирпичный завод, разбит фруктовый сад и высажена тополиная аллея.
В 1919 году начались гонения на священослужителей, сам Зосима не выдержал гонений и скончался через 3 года. Монахам было предложено бросить всё и уйти, и некоторые так и сделали, а многие остались, их-то потом и расстреляли в лесу под Оренбургом в 1931 году.

Наземные постройки снесли, вырубили сад и тополиную аллею, сняли колокол, закопали родник. Но жители села продолжали ходить в пещеры и молиться, тогда власти засыпали вход в пещеры, чтобы никто и никогда в них больше не заходил.


Здесь немного отвлекусь и скажу, что все наземные постройки монастыря монахи строили из кирпича собственного кирпичного завода. Кирпич был прочный, благодаря уникальной рецептуре на основе яиц и меда. Разрушив монастырь, в последствии из этого же кирпича в Покровке построили магазин, клуб, как сказала нам экскурсовод, эти здания до сих пор стоят в селе.
В 1993 году начали первые попытки отыскать вход в Святые пещеры, поиски продолжали почти 10 лет, в 2002 году вход в пещеры был найден, и постепенно началось новое строительство монастыря, который мы-прихожане сможем посетить в любое время.
На территорию монастыря проходим через Надвратную колокольню:

Экскурсия в пещеры платная, цена невысокая, обратите внимание, что посетить пещеры можно ограниченное время, летом с 9 до 6 часов:
Здесь же можно посмотреть схематичное расположение всех построек на территории монастыря, я приобрела буклет и покажу Вам поближе:

Я уже не первый раз приезжаю на это место, впервые Святые пещеры я увидела в 2009 году и могу отметить, что за 6 лет территория значительно изменилась, появились новые строения - трапезная для паломников, облагородили родник и купальню, хотя если вдуматься, то за шесть лет сделано не так уж и много, видимо сказывается недостаток финансирования, как говорят, всё восстанавливается на пожертвования прихожан.

Трапезная для паломников и Водосвятная часовня Табынской иконы Божией матери:
Общие виды территории монастыря, она небольшая по площади, всё еще только восстанавливается, впереди много работы, но самое главное находится под землей - пещеры:
А этот крест установлен на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца:

Храм Рождества Иоанна Предтечи (вход в Святые пещеры):
Внутри конечно видно, что храм новый, но он очень уютный и красивый внутри:
А чтобы попасть в пещеры, нужно спуститься на этаж ниже:
Здесь расположилась иконная лавка, необходимо купить свечи, чтобы осветить себе путь, когда попадете внутрь пещер, при желании можно приобрести иконы, платки и всю атрибутику, свойственную иконной лавке:

Учтите пожалуйста, что экскурсоводы не профессиональные, просто люди, которые хотят познакомить Вас с историей монастыря, поэтому каждый из них работает по-своему, кто-то начинает рассказ непосредственно здесь снаружи, кто-то ведет до конца пути по тоннелю и уже там внутри рассказывает всю тяжелую судьбу монастыря. Паломники здесь есть всегда, группы набираются быстро, мы ждали начала экскурсии минут 10, обычно набирают небольшое количество людей, ведь внутри пещер очень тесно.

Выкопать пещеры это нереальный труд, у монахов не было специальных инструментов, лишь лопата да кирка, копали до позднего вечера, а после они не отдыхали, а молились.

Пещеры узкие и выкопаны по типу Киево-Печерских, Зосима на обратном пути из Санкт-Петербурга как раз посетил Киево-Печерскую лавру.
Пещеры тесные вдвоем там не пройти, если только боком развернуться, мой рост 163 см, думаю тем, кто выше 170 см придется нагибаться.

На данный момент мирян пускают только на подземную территорию длиной 200 метров, но как говорят экскурсоводы это всего лишь десятая часть от того, что выкопано монахами.
Здесь же и келья Зосимы, можно помолиться, встав коленями на камень, как когда-то это делал он сам. В этой келье он молился два года в одиночестве, готовясь к монашескому подвигу:
Пещеры песчаные, песчаник темно-красного цвета.
А это мощи одного из монахов, найдены недавно, в 2009 году гроба я не видела:
Мы продвигались все дальше и вот через 100 метров пришли к подземному храму, фотографий у меня нет, люди молятся, люди проехали немалое расстояние, чтобы прикоснуться к святыне, мне было неудобно щелкать фотоаппаратом. Но скажу,что подземный храм расположен на глубине 20-ти метров и весь путь к храму постепенно снижается. В пещерах постоянная температура 10-12 градусов, изо рта идет пар, но нехолодно, дышится легко, несмотря на то, что находишься глубоко под землей - природная вентиляция.

Непосредственно в храме и на обратном пути в кельях можно молиться, ставить свечи, времени будет предостаточно, никто никого не торопит, каждый выйдет из пещеры тогда, когда захочет.
После пещерного храма мы поднялись на гору к поклонному кресту - вон он маленький вдалеке:
Здесь можно оставить записочку:
С горы открывается чудесный вид на лес, мне кажется я в жизни не видела более красивого леса.
А это новые постройки, здесь планируется открыть гостиницу для паломников, кто едет издалека, сможет здесь переночевать, а пока сюда приглашают пообедать, но перед этим мы пошли к еще одному месту - к захоронению монахов:
Монашеский корпус, здесь-то мы и обедали, хотя и взяли с собой перекус и чай в термосе, но очень хотелось попробовать обед, приготовленный на святой воде:
Последнее, куда мы зашли - был родник. По словам экскурсовода здесь необычайно полезная и вкусная вода с уникальным составом, такого больше нет нигде.
В 2009 году картина здесь была печальная, территория неблагоустроена, теперь же всё радует глаз, все желают набрать воды из источника:
А вода на самом деле очень вкусная, я в общем-то не пью воду из родников - не люблю, а это водичка мне очень понравилась, такая свежая и бодрящая.
Здесь же и купель:

При необходимости рядом в иконной лавке можно купить сорочки для женщин, чтобы искупаться в источнике - вода холодная, 4 градуса.
Вот вроде бы и всё, что я хотела рассказать об этом святом месте, конечно настоятельно рекомендую посетить Святые пещеры. Я же сюда обязательно вернусь еще раз, надеюсь увидеть значительные улучшения в территории монастыря.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОНАСТЫРЯ
Пещеры долгое время были открытыми. На месте бывшего монастыря стали появляться знамения. Однажды люди видели огненный столп над холмом. В Покровке стали появляться паломники, и в 1939 году власти решили замуровать вход в пещеры.
Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 году. Вход в Святые Пещеры был обретён 8 июня 2002 года, при бывшем настоятеле Покровского храма села Покровка иерее Анатолии Чернецове. Ковш «Беларуси» с землёй вывернул несколько кирпичей с клеймом «НМ». Уже через час открылся практически не пострадавший от взрыва вход в подземные галереи.
Над входом в пещеры вскоре был построен храм в честь Рождества Иоанна Предтечи по проекту оренбургского архитектора Юрия Григорьева. 2 сентября 2005 года его освятил Высокопреосвященнейший митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин.
Пожертвования на храм, в основном, поступили от бывшей жительницы села Татьяны Горлач, ныне живущей в США. Татьяна уехала из Покровки в детстве. Долгое время жила в Грузии. Потом решила попытать счастья за границей. В США встретился человек, который стал мужем для Татьяны и отцом для её детей. Но семью ждало серьёзное испытание. Сын, служивший в армии по контракту, в марте 2002 года погиб в автокатастрофе. Правительство выплатило матери некоторую компенсацию. Приезжая в Покровку, Татьяна вместе с матерью ходила на службы в церковь. Появилось решение построить в селе храм в память о сыне. Муж Татьяны, Роберт Юлфиг, не возражал. Но поставил условие: храм должен стоять над входом в подземный монастырь. Теперь храм стоит, и в нём молитвенно поминают о здравии всех строителей и благоукрасителей, а также об упокоении всех «зде лежащих и повсюду православных».
В эти же годы были установлены кресты на месте разрушенного храма святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божией Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установлена купальня.

Подъём центрального креста надвратной колокольни. 13 мая 2007 года
Подъём центрального креста надвратной колокольни. 13 мая 2007 года
В возрождении святой обители активное участие принимала местная администрация, в частности, глава администрации Новосергиевского района Сергей Викторович Балыкин. Его труды на благо Православной Церкви в деле возрождения храмов были отмечены священноначалием РПЦ: в 2009 году С.В. Балыкин награждён орденом Преподобного Сергия Радонежского.
13 мая 2006 года совершено освящение места и закладка камня надвратной колокольни с храмом святой преподобной Марии Египетской. 13 мая 2007 года чин освящения центрального креста колокольни и креста для братского корпуса совершил Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Бузулукский.
С 1 декабря 2008 года по благословению митрополита Валентина приход свт. Николая Чудотворца с. Покровка перешёл в ведение Социальномиссионерского благочиния имени святого великомученика и целителя Пантелеимона. Теперь этот комплекс носит название «Святые пещеры. Свято-Николаевская социальная обитель милосердия».
В июле 2010 года в «Святых пещерах» состоялось освящение колодца и часовни во имя вмч. Пантелеимона Целителя с купальней, построенных на личные средства министра экономики Оренбургской области В.В. Васина.
На территории комплекса обители расположены:
. «Святые пещеры» с храмом Рождества Иоанна Крестителя над входом (освящён 2 сентября 2005 года митрополитом Валентином). В пещерах находятся: подземный храм святых преподобных Антония и Феодосия (первых монахов Киево-Печерской лавры), келья основателя монастыря игумена Зосимы и келья схимонаха Нила;
. святой родник с купальней и часовней вмч. Пантелеимона Целителя;
. надвратная колокольня с храмом св. прп. Марии Египетской;
. административно-жилой корпус,
. водосвятная часовня,
. трапезная,
. кресты на месте: разрушенного храма святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божией Матери, монастырского кладбища.

Современное состояние здания храма Пантелеимоновского подворья
Современное состояние здания храма Пантелеимоновского подворья
В Оренбурге сохранилось Пантелеимоновское подворье, созданное трудами и молитвами преподобного старца Аристоклия Афонского (Амвросиева). Родился преподобный в городе Оренбурге и волей Божией оказался на Афоне - святейшем месте для всякого православного христианина. Пройдя нелёгкий монашеский путь в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе под руководством опытных старцев игумена Макария и иеросхимонаха Иеронима, научившись от них духовной жизни, молитвенному деланию, кротости и смирению, терпению и любви, он направился в Москву в качестве настоятеля Афонского подворья, где принял на себя подвиг старчества. На родине жила двоюродная сестра - игуменья Оренбургского Свято-Успенского женского монастыря Иннокентия. Благодаря их договорённости в Оренбурге было основано Афонское подворье, настоятелем его стал иеромонах Капитон.
Когда началась Первая мировая война, связь с Грецией была прервана и Пантелеимоновское подворье было передано Свято-Николаевскому мужскому монастырю на Святых пещерах. Землю, а также десять тысяч рублей на строительство храма пожертвовал мещанин Лев Андреевич Вилюнов. (По другим источникам Пантелеимоновское подворье изначально было построено для Свято-Николаевского монастыря, а Афонское подворье находилось в другом месте.)
Подворье было ликвидировано в 1920 году, а в монашеские кельи и церковь вселился пролетариат.
Первые попытки вернуть храм и подворье были предприняты в 2001 году настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы села Покровка. С благословения Высокопреосвященнейшего митрополита Валентина и с помощью благодетелей часть подворья была выкуплена и отремонтирована. С 2010 по 2013 годы здесь находились иконная лавка и подворье Социального благочиния, а сейчас вещевой склад Центра помощи семье и детям «Колыбель» при отделе по церковной благотворительности и социальному служению.
Цель развития комплекса «Святые пещеры. Свято-Николаевская социальная обитель милосердия» - возрождение духа первохристианских общин, поднятие общего нравственного уровня населения, патриотическое воспитание молодёжи.
«Святые пещеры» стали заметной точкой на духовной карте и России, и мира. Сюда едут паломники не только из Оренбурга и области, но и из многих городов России, ближнего и дальнего зарубежья. По записям в книге отзывов можно судить и о географии паломников, и о той благодатной помощи, которую они получают после молитв в пещерах. Сказано Господом Иисусом Христом и записано в Евангелии: «По вере вашей да будет вам» (Мф.9:29). Люди обретают чадородие и устраиваются на работу, получают исцеление телесных, душевных и духовных немощей и просто выражают восхищение возрождённой обителью, благодарят её насельников и сотрудников за восстановление «Святых пещер», за душеполезные и познавательные рассказы экскурсоводов.
Молитва и труд рядом идут. Сегодняшние преемники блаженной памяти создателей сей святой обители верят, что через несколько лет здесь опять будет расти сад, цвести цветы, как зримые, так и невидимые - плоды духовного делания монашеской братии, насельников общины, чистых детских молитв. И многие, многие, приезжая в «Святые пещеры», подобно Ф.М. Достоевскому, скажут: «Я ищу святынь, я люблю их, моё сердце их жаждет, потому что я так создан, что не могу без святынь…».409.51 КБ

Loading...Loading...