Спасо евфимиев суздальский. Спасо-евфимиевский монастырь

Обитель создавалась как крепость, способная защитить от внешних и внутренних врагов. Спасо-Евфимиев монастырь часто называли Русской Бастилией, поскольку с XVIII века она использовалась как тюрьма, лагерь НКВД и политизолятор.

Режим работы Спасо-Евфимиева монастыря в 2019 г.

  • В феврале и марте
    • Ежедневно с 10:00 до 18:00
    • По субботам время работы продлено до 19:00
    • 28 февраля и 21 марта - санитарные дни (полдня)
  • В апреле
    • Ежедневно с 10:00 до 19:00
    • 25 апреля - санитарный день (полдня)

Стоимость билетов в Спасо-Евфимиев монастырь Суздаля в 2019 г.

  • Взрослые - 400 руб.
  • Школьники, студенты и пенсионеры (граждане РФ и СНГ) - 200 руб.

Основание Спасо-Евфимиевого монастыря

В середине XIV века суздальско-нижегородские князья Борис и Андрей Константиновичи решили основать в Суздале монастырь во имя Преображения Господня. Место для обители они выбрали на левом берегу Каменки на окраине Суздаля, где архиепископ Суздальский Иоанн поставил крест. В 1452 году на этом месте были построены кельи, ограда и каменный Спасо-Преображенский собор.

По просьбе князей, настоятель Нижегородского Печерского монастыря преподобный Дионисий прислал в Суздаль своего 36-летнего ученика Евфимия. Молодой, но опытный Преподобный Евфимий стал игуменом обители и в течение пятидесяти двух лет до самой смерти, в 1404 году, исполнял эту обязанность. В честь своего наставника обитель получила имя Спасо-Евфимиев монастырь.

Из истории

7 июля 1445 года рядом с обителью произошло сражение между войском московского великого князя Василия II (Темного) и казанскими татарами под руководством царевичей Якуба и Мануша, сыновей хана Улу-Мухаммеда.

Василий II с полуторатысячным войском нанес поражение воинам царевичей и они отступили, но когда князь стал их преследовать, татары неожиданно повернули назад и нанесли сокрушительный удар по русскому войску.

В бою Василий II сражался смело, но получил ранение и в результате он и его двоюродный брат Михаил Верейский, сын Андрея Пожарского, были взяты в плен. В соответствии с кабальным договором 1 октября 1445 года они были освобождены. Видимо, по условиям договора была заплачена немалая сумма, а также несколько городов были отданы на кормление.

Предположительно, по этому договору, в Мещере было создано Касимовское ханство , первым ханом которого стал сын Улу-Мухаммеда - царевич Касим.

Одержав победу, татарские царевичи останавливались в Спасо-Евфимиевом монастыре, но обитель не сожгли и не ограбили.

Создание крепости

В 1670-1680-е годы Спасо-Евфимиев монастырь укрепляется - вокруг него сооружаются крепостные стены и двадцать башен с бойницами и амбразурами. Протяженность стен составила 1200 метров, причем со стороны реки и берегового обрыва стены и башни были невысокие, а с юга, на ровной местности, крепостные стены и башни строятся более мощными и высокими.

Спасо-Евфимиев монастырь стал сильнейшей крепостью, где правители могли скрыться и отбиваться от восставших. На его территорию также были доставлены пушки и большое количество оружия.

Обитель так и не исполнила функцию обороны, поскольку вскоре после того, как она была сооружена, нападения прекратились.

Проездная башня

Самой красивой крепостной башней обители является огромная проездная башня. Это четырехугольное строение высотой 22 метра увенчано шатром с башенкой и флюгером в виде флажка. Башня имеет две проездные арки, в которых в настоящее время расположены билетные кассы и книжная лавка.

Стены нижней части здания ровные, здесь расположены только два киота для икон, а выше находятся бойницы.

Верхняя часть башни щедро украшена декоративными элементами - кирпичными наличниками, карнизами и поясками.

Надвратная церковь в честь Благовещения над Святыми воротами построена в XVI – первой половине XVII веках и после возведения крепостной стены оказалась внутри обители.

Башни, выходящие на восточную и западную сторону, имеют более простой декор.

Спасо-Преображенский собор

Главное строение обители – это Спасо-Преображенский собор, возведенный в середине XVI века. Еще раньше, в 1507-1511 годах, была построена небольшая церковь над могилой преподобного Евфимия Суздальского. Сейчас она примыкает к юго-восточному углу собора и называется Евфимьевским приделом.

В XVII веке храм был украшен наружной росписью. В 1865 году с северной стороны построен придел во имя Сергия Радонежского.

Роспись внутри собора относится к 1689 году, стены были расписаны костромскими мастерами под руководством известных живописцев Гурия Никитина и Силы Савина. На фресках изображены цари Михаил Федорович, его сын Алексей Михайлович и Великий князь Владимирский Всеволод Большое Гнездо.

Роспись Евфимьевского придела рассказывает о жизни преподобного Евфимия Суздальского. Одна из композиций особенно интересна – на ней изображен с чертежами в руках Святой Евфимий, руководящий строительством обители.

В ризнице собора хранились богатые вклады, сделанные Василием III, Иваном Грозным и князем Дмитрием Пожарским.

На площади перед Спасо-Преображенским собором находятся два строения – Звонница и Трапезная с церковью Успения.

Звонница

Звонница сооружена в начале XVI века, позже она несколько раз перестраивалась. Внизу строения была устроена маленькая церковка во имя Рождества Иоанна Предтечи. Вероятно, она была сооружена в честь рождения сына Ивана у князя Василия III в 1530 году (будущего Ивана Грозного).

Часы на звоннице размещались на четырехугольной башенке с восточной и западной сторон, сейчас там остались только циферблаты.

Подбор колоколов звонницы был уничтожен в 1932 году. В настоящее время на звоннице установлено 19 колоколов, взятых с других колоколен. Самый старинный из колоколов относится к концу XVI века.

Звон колоколов не связан с проведением богослужений, а выполняется во время экскурсий сотрудниками музея пять раз в день.

Трапезная с церковью Успения

Успенская Трапезная церковь расположена напротив Звонницы. Построена в 1525 году, увенчана шатром с двумя ярусами кокошников.

С восточной стороны к храму примыкает небольшая церковь с тремя ярусами кокошников и изящной главкой - придел мученика Диомида.

С другой стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную Трапезную палату. В прежние времена Трапезную палату украшали фрески, но к настоящему времени они не сохранились.

Первый этаж Трапезной палаты занимали хозяйственные помещения, а на верхнем этаже находился трапезный зал.

Спасо-Евфимиев монастырь как место заключения

Начиная с XVIII века, обитель стала использоваться как место заточения лиц, неугодных власти. В 1766 году, по приказу Екатерины II, здесь была организована тюрьма для «безумствующих колодников», а затем сюда стали попадать и здоровые люди, не согласные с политикой государства или церкви. Здесь содержались духовные лица, даже епископы, староверцы и сектанты, в заточении находились некоторые участники пугачевского восстания и декабрист Федор Шаховской.

Узники помещались в тюрьму без конкретного срока, с формулировкой «до исправления» или «навсегда».

Попасть сюда могли не только провинившиеся люди, но и, просто, неугодные кому-то. Так, вина человека могла состоять в том, что он не посещает церковь или не признаёт священников, а, возможно, его действия на свободе стали кому-то мешать.

Специальной одежды для заключенных не было, находились здесь в своем.

С 1923 году в тюрьме организуется лагерь для перевоспитания идейных противников советской власти, а с 1935 года – тюрьма особого назначения НКВД.

Во время войны сюда свозились те, кто побывал в плену. Только за один год здесь прошли «проверку» более 8000 человек, многие из которых были отправлены в ГУЛАГ и затем уничтожены.

Затем здесь содержались офицеры немецкой армии, попавшие в плен, среди которых был и командующий немецкой армией под Сталинградом фельдмаршал Фридрих Паулюс.

В послевоенное время в обители находилась колония для мальчиков, а затем – для девочек.

С 1967 года колония закрыта и в стенах Спасо-Евфимиева монастыря больше не было заключенных.

Спасо-Евфимиев монастырь - официальный сайт

Входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника:


Комплекс построек обители является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника, экспозиции которого посвящены истории и искусству Суздальской земли. Спасо-Евфимиев монастырь внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Монастырь был основан в 1352 году князем суздальским и нижегородским Константином Васильевичем как мужская обитель Святого Спаса. Он расположился к северу от города и в то время находился за его пределами, одновременно исполняя и функцию форпоста. Место, которое он занимает, было очень выгодно стратегически: высокий обрывистый берег Каменки сам по себе являлся дополнительной защитой. Изначально, как и все суздальские монастыри, он был деревянным, и поэтому от его первых построек ничего не осталось - они сгорели в XVII веке во время польско-литовского нашествия. Первый игумен монастыря - Евфимий - был в начале XVI века канонизирован, а его обретенные мощи признаны святыми и сохранялись в монастыре, в храме Спаса (ныне это – придел Преображенского собора), построенном над местом погребения игумена Евфимия.
Уже в XV веке монастырь был довольно богат: ему принадлежало множество сел, деревень и земель в среднерусской полосе. Все это было пожаловано монастырю князьями и боярами, благоволившими к нему. Спасо-Евфимиеву монастырю принадлежала и примыкавшая к нему большая слобода Скучилиха, в которой были построены Смоленская и Симеоновская церкви. Здесь жили каменщики и кирпичники, и прочий «работный люд».
В XVII веке монастырь обстраивается новыми крепостными стенами, с огромными и мощными оборонительными башнями, видными издалека над высоким берегом реки. Из-за стен выглядывают и многочисленные главы монастырских храмов и крыши его построек. От Каменки и от Покровского монастыря Спасо-Евфимиев монастырь виден во всей своей красе и мощи.

Центральное сооружение монастыря - массивный Спасо-Преображенский собор (XVI -XIX вв.). Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего существования. Поставлен он был на месте древней деревянной церкви Спаса Преображения, которую в 1507-1511гг. сменила маленькая бесстолпная каменная Спасская церковь . Это и было древнейшее каменное сооружение на территории монастыря. В 1594 году к ней пристраивается громадный четырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа Евфимьевским приделом. Стены нового храма были разделены пилястрами с закомарами на три части, а в XVII веке украшены наружной росписью. По периметру собор опоясан аркатурно-колончатым поясом. В XVIII веке притворы собора были объединены в одну галерею, идущую вокруг его стен, а в 1865г. с севера пристроили придел Сергия Радонежского. Все это добавило массивности собору, прежде сходному с Рождественским собором Суздальского кремля.
Собор увенчан мощным пятиглавием. Широкие барабаны - световые, с узкими высокими окнами-прорезями. Барабаны поменьше венчают два храмовых придела. С востока к собору примыкают глубокие алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон без наличников.
Интерьер собора очень богат. Росписи конца XVII века выполнены костромскими мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным. При реставрации собора в южном приделе были обнаружены и под руководством А.П.Некрасова частично расчищены фрески XVI века, изображавшие главным образом житие игумена Евфимия.

Рядом с собором, с восточной его стороны, находился фамильный некрополь князей Пожарских и Хованских. В 1642г. здесь был похоронен князь Дмитрий Пожарский, герой борьбы с польско-литовскими войсками. В некрополе в XVII веке была поставлена часовня-усыпальница («палатка родителей»). В XVIII веке после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель некрополь был разорен разгневанной братией, а часть плит пущена в ход как строительный материал. Тогда же была разрушена и часовня. Только после Отечественной войны 1812 года имя князя Д.М.Пожарского снова вспомнили. В 1818 году был открыт памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, и была высочайше утверждена специальная комиссия по обнаружению останков князя.
В 1852 году ученый-историк и археолог граф А.С.Уваров обнаружил в Спасо-Евфимиевом монастыре захоронение Пожарских. Новая усыпальница (мавзолей Пожарских) была построена в 1885г. по проекту архитектора Горностаева. В 1933г. усыпальница была разобран

а, часть плит каррарского мрамора отправилась в Москву. Практически все иконы и прочее внутреннее убранство было утрачено. Только в 1974г. приблизительно на ее месте была поставлена плоская плита с барельефом Д.М.Пожарского.
В 2008 году раскопки в монастыре возобновились. Бетонная плита советских времен была снята и передана детской школе-интернату Кадетского корпуса им. Д.М.Пожарского в г.Радужный Владимирской области. Мавзолей Пожарских был восстановлен по обмерам, чертежам и фотографиям, в большом количестве сохранившимся в архивах. В полном объеме воссоздан резной декор фасадных стен по рисункам из архивов. Бронзовая дверь с барельефом и горельефом выполнены в мастерских Российской академии художеств. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса Вседержителя. Новый мавзолей поставлен не на месте прежней усыпальницы, а немного дальше от апсид собора. 10 ноября 2009 года мавзолей был освящен архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. На месте прежней часовни-усыпальницы установлен памятный каменный крест.


Небольшую площадь перед Спасо-Преображенским собором окружают еще два незаурядных сооружения: звонница и Успенская трапезная церковь.

Успенская церковь (1525) - уникальный образец русского зодчества XV -XVI веков. Здание объединяет в себе церковь и трапезную палату - хозяйственное строение. Шатровая центрическая церковь построена по типу «восьмерик на четверике» и увенчана шатром, опирающимся на два яруса кокошников. Маленькую главку придела также поддерживают кокошники, меньшие, но в три яруса, создающие эффект ажурности и пышности. Под гладким граненым шатром сделана деревянная кровля - полица, добавляющая легкости и стройности всему храму и гармонирующая с крытой лемехом главкой.
С западной стороны к церкви пристроена двухэтажная трапезная палата, в которой размещались хозяйственные помещения. В нижнем этаже были складские помещения и кухня, второй этаж был занят просторным трапезным залом, перекрытым сложной системой сводов, поддерживаемых стенами и центральным столпом. В подвалах под трапезной хранились богатые запасы монастырской провизии. С юга к Успенской церкви примыкают палаты архимандрита (XVI -XVII вв.), с интересным опоясывающим их на уровне второго этажа балконом-гульбищем.

Звонница (XVI -XVII вв.) имеет сложную структуру и длинную историю строительства. В первой половине XVI века рядом с главным собором монастыря была возведена девятигранная столпообразная церковь Иоанна Предтечи «под колоколы». Она служила молельной церковью для Василия III и его супруги Соломонии Сабуровой, позднее сосланной в Покровский монастырь , и, вероятно, построена была на средства, выделенные из великокняжеской казны. По стилю церковь сходна с соседней Успенской. В конце XVI века к южной грани столпа пристраивается одна высоко поднятая над землей арка звона, а позднее, в XVII веке, - еще две. Таким образом составилась трехпролетная галерея звонов, близкая к псковской архитектуре, декорированная весьма разнообразно. На башенке-часозвоне, соединяющей столп и аркаду, сделан круг, вероятно, предназначенный для помещения в него часов.Колокола звонницы были отправлены в переплавку в 1930-х гг., и только один колокол, расколовшийся на части, директору музея В.И.Романовскому удалось сохранить в груде строительного мусора, сваленного в углу собора. Сейчас он находится в музейной экспозиции.

Восточнее Спасо-Преображенского собора находится Никольская больничная церковь (1669) с больничной палатой для монастырской братии.Первый этаж двухэтажного корпуса, перекрытый сомкнутыми сводами, был отведен под трапезную, а второй занимали больничные покои, ряд маленьких окон которых украшен резными наличниками. Никольская церковь, возведенная как молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, декорирована скромно и увенчана одной деревянной главкой. Несколько оживляют гладкую белую стену перспективный портал, окна с наличниками и ряд кокошников.
Сейчас в здании размещается «Золотая кладовая».

Братский корпус (XVII в.) - двухэтажное каменное здание, вытянувшееся параллельно северной стене монастыря, Г-образное в плане. Здесь располагались кельи монахов. Наиболее старыми постройками (первая половина XVII века) являются, по результатам исследований И.А.Столетова, южный двухэтажный корпус и весь первый этаж. Келейная архитектура секционного типа довольно редка для построек такого назначения. Здание поделено на несколько секций, состоящих каждая из трех каменных клетей - сеней и двух жилых комнат. Фасады здания украшены скромно, главным образом оконными наличниками с кокошниками, а также пилястрой на южном фасаде.

К весьма примечательным для истории монастыря постройкам относится тюремный корпус , где в 1766г. по указу Екатерины II была организована тюрьма для «безумствующих колодников», иначе говоря, политических преступников. Первоначально узников помещают в больничный корпус, но так как его не хватает, в XIX веке тюрьма расширяется, и монастырские постройки возле Никольской церкви перестраиваются в корпус с камерами-одиночками, а вокруг них строится высокая глухая каменная стена. Суздальская тюрьма имела печальную славу одной из самых жестоких в России. В 1905-1907гг. она была упразднена, но ненадолго. Уже в 1923г. монастырь, из которого были изгнаны последние 15 монахов, снова получает статус тюрьмы. Сейчас экспозиции в тюремном корпусе посвящены как истории заключенных царской России, так и узникам политизолятора советских времен.

Надвратная Благовещенская церковь (первая половина XVII в.) - массивный, впечатляющий памятник монастырского зодчества. Вероятно, она была въездной башней до времени постройки новой крепостной стены с башнями.
Основание надвратной церкви исследователи относят к началу XVII века (по другим источникам – даже к концу XVI века). В городской описи 1628-1629гг. церковь уже упоминается как каменная двухшатровая. К 1722г. она уже названа пятиглавой - за эти сто лет здание претерпело существенные изменения. Позднее церковь была перестроена в одноглавую. В ней два арочных проезда - под центральной частью – больший, и меньший – под высоко поднятой папертью. Паперть украшена пятью красивыми окнами с висячими «бусинами» и резными перспективными килевидными наличниками. Сама церковь декорирована главным образом с южной стороны, считавшейся, вероятно, парадной. Между двумя окнами помещен киот для иконы, убранной оттуда в советское время и сейчас снова помещенной на место. С востока к основному четверику примыкает массивная трехапсидная алтарная часть.

Весь огромный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря охватывают высокие кирпичные стены с башнями (XVII в.). До XVII века стены оставались деревянными; в 1660г. после польско-литовского нашествия монастырь был обнесен новой тыновой оградой, через 10-20 лет замененной на сохранившиеся до наших дней каменные стены и башни. Все сооружение построено с расчетом на ведение оборонительного боя: со стороны реки - естественного укрепления - стены ниже, с южной стороны (ул. Ленина) - наоборот, значительно выше. В стенах прорезаны бойницы и машикули (отверстия для навесного боя). Все двенадцать башен также снабжены бойницами для различных видов боя: дальнего, навесного и подошвенного.

Главная проездная башня в высоту достигает двадцати двух метров и доминирует с южного фасада стены. В ее массивном прямоугольном в плане объеме проделаны две проездные арки, в которых сейчас располагаются книжная лавка и билетная касса музея. В ее декоре совмещаются строгость и узорочье; над почти абс олютно гладкой нижней частью в верху башни в изобилии размещены бойницы и кирпичные украшения: наличники, колонки, карнизы, пояски. Венчает башню четырехскатная крыша. В эту крышу в XVIII веке ударила молния, но восстановили ее нескоро, только в 1860г.
Прочие башни украшены гораздо скромнее, но разнообразие их форм не может не оживлять общего вида стен. Выходящие на берег реки башни проще и скромнее; напротив, с восточной части стены, выходящей к городу, башни декорированы более нарядно, с зубцами и широкими лопатками.
Стенам монастыря не пришлось выполнять свою оборонительную функцию: к тому времени, когда они были построены, нападения на город прекратились.


Страницы: 1

До поездки в Суздаль часто доводилось слышать восторженные отзывы о двух самых главных достопримечательностях города, игнорирование которых является чуть ли не "преступлением": Суздальский Кремль и Спасо-Евфимиев монастырь. Сегодня отправимся в монастырь.


Монастырь этот находится на высоком берегу реки Каменка. Основан он был в 1352 году и главной его функцией была защита города от внешних врагов. Надо сказать, что сами стены были построены значительно позднее - в XVI-XVII веках, но и по сей день эти мощные оборонительные сооружения выглядят достаточно внушительно (общая протяженность 1200 метров, двенадцать башен с бойницами и амбразурами, удобное расположение). Всё это сделало монастырь сильнейшей крепостью Владимирской земли:

// wanderer-jan07.livejournal.com


О том, что стены крепости возводились именно для защиты, свидетельствуют не только бойницы, амбразуры и смотровые башни, но и степень укрепления, учитывающая рельеф местности: сторона стены, обращенная к реке, - невысока, а южная стена, упирающаяся в просторную равнину - существенно выше и толще. Вероятно, в такой крепости нуждались действующие власти того неспокойного времени, полного народных восстаний:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Вообще, есть время позволяет, рекомендую обойти монастырь вокруг, вдоль его стен. Оттуда зачастую открываются просто потрясающей красоты картины. Вот, например, вид на белоснежный женский Покровский монастырь, расположенный на другой стороне реки Каменки. Ощущение, что смотришь глазами крестьянина или купца века эдак XV-XVI. Ну или хотя бы фотографа Прокудина-Горского, бывавшего в этих местах в 1912 году. С тех пор практически ничего не изменилось:

// wanderer-jan07.livejournal.com


В сквере, перед входом в монастырь, установлен памятник суздальскому герою - Дмитрию Михайловичу Пожарскому, вставшему во главе народного ополчения 1612 года. За его спиной - Входная башня, единственная прямоугольной формы, и самая высокая - 22 метра. Там же касса:

// wanderer-jan07.livejournal.com


// wanderer-jan07.livejournal.com


Пройдя через Входную башню, мы попадаем во двор монастыря. И первое, что видим - Благовещенскую надвратную церковь, возведённую на рубеже XVI-XVII столетий. Изначально она служила главным входом в монастырь, однако после возведения каменной ограды оказалась внутри монастырских стен:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Икона "Благовещение Пресвятой Богородицы" над входом Надвратной церкви:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Во внутреннем дворе всё цветёт и благоухает. Прямо на газоне расставлены скамейки. Видимо, периодически здесь проходят какие-то лекции или чтения прямо под открытым воздухом:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Повсюду, куда не кинь взгляд, возвышаются мощные башни монастыря:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Для удобства навигации на территории имеются указатели:

// wanderer-jan07.livejournal.com


И, наконец, подходим к центральному сооружению монастырского ансамбля - Спасо-Преображенскому собору, сооруженному в 1594 году. Он был построен в традициях древнейшей белокаменной архитектуры города Суздаля. Перед собором возвышается звонница очень непривычного вида - высокая и прямоугольная, не такая, как обычные колокольни:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Сразу после постройки он напоминал Рождественский собор Суздальского кремля, но в XVII веке его украсили наружной росписью, несколько видоизменив внешний облик. Интересно также то, что современный храм в настоящее время имеет более древнюю часть, чем он сам - это нынешний юго-восточный придел собора. Ранее являвшийся самостоятельной церковью - Спасской, возведённой в 1507-1511 годах над могилой первого игумена монастыря Евфимия Суздальского:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Центральная часть здания увенчана пятью барабанами с луковичными куполами. Ещё два купола поменьше завершают приделы собора:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Внутри так же красиво, как и снаружи. В соборе до наших дней сохранились уникальные фресковые росписи 1689 года выдающегося костромского иконописца Гурия Никитина:

// wanderer-jan07.livejournal.com


// wanderer-jan07.livejournal.com


Внутреннее пространство храма высокое и просторное, своды покоятся на четырех столпах:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Фрески роскошным красочным ковром покрывают стены, столпы и своды. Засиявшие после реставрации, они оставляют ощущение радости и духовного подъема:

// wanderer-jan07.livejournal.com


В сюжеты фресок включены портреты царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, а также великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо:

// wanderer-jan07.livejournal.com


// wanderer-jan07.livejournal.com


Благодаря исторической значимости и уникальному культурному значению, которое несёт в себе Спасо-Преображенский собор, он наряду с Рождественским собором Суздальского Кремля входит в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием "Белокаменные памятники Владимира и Суздаля":

// wanderer-jan07.livejournal.com


Снаружи, у стен соборного алтаря, в апреле 1642 года в родовой усыпальнице был похоронен национальный герой русского народа - Дмитрий Михайлович Пожарский. На месте захоронения лежит надгробная плита. Рядом - мемориальный крест:

// wanderer-jan07.livejournal.com


В 1858-1885 годах на месте могилы Пожарского, по проекту профессора Академии художеств А.М. Горностаева, на добровольные народные средства был сооружен резной мраморный мавзолей с мозаичными иконами и благодарственными надписями:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Нужно сказать, что то, что мы сегодня видим - это новодел, восстановленная копия прежнего мавзолея, варварски разрушенного коммунистами в 1933 году:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Тем не менее, получилось очень красиво. Посмотрите чего только стоит одна тяжелая бронзовая дверь в склеп:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Насколько искусна работа мастера! Рельеф "Минин и Пожар­ский" в верхней её части...

// wanderer-jan07.livejournal.com


И "Битва на Сретенке" в нижней:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Восстановленный мраморный склеп был торжественно открыт 4 ноября 2009 года - в День Народного единства, в присутствии тогдашнего президента России Дмитрия Медведева:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Но вернёмся к архитектурному ансамблю монастыря.

Рядом со Спасо-Преображенским собором находится редкий памятник русского зодчества - звонница XVI века. Занятно, что сначала это была простая церковь Иоанна Предтечи, которая примыкала к главному зданию собора в виде флигеля. Известно, что храм был излюбленным местом для молитв царя Василия III и его жены Соломонии Сабуровой.

В XVI веке к церкви была пристроена первая колонна звона. Через сто лет появились еще две, образуя трехпролетную арку. В это же время от фасада вверх архитекторы приделали башенку. Кстати, обратите внимание на часы с 2-х метровым циферблатом. Часы, как и в древности имеют одну часовую стрелку, а вместо цифр - буквы кириллицы:

// wanderer-jan07.livejournal.com


В 30-е годы XX века при советской власти начались гонения на церковь и все колокола снимались и отправлялись на переправку. Один из колоколов со звонницы чудом удалось спасти в груде мусора. Он сохранился до сих пор, хоть слегка и подпорченный. Находится в музее Спасо-Евфимиева монастыря. А те, что висят, отлиты уже в наше время:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Совсем рядом располагается Братский корпус допетровской постройки, длинным крылом вытянувшийся вдоль монастыря. Главное украшение здания - оконные наличники с кокошниками. Сегодня в сводчатых помещениях бывших келий, размещена экспозиция "Из истории суздальских монастырей":

// wanderer-jan07.livejournal.com


Древний засов на одной из дверей корпуса:

// wanderer-jan07.livejournal.com


В центре монастыря - небольшой, но уютный парк с вековыми деревьями, где любят отдыхать посетители после продолжительного обхода многочисленных экспозиций. Здесь же - утонченная беседка-кивория - такая алтарная сень над престолом, поддерживаемая колоннами. Одно из самых излюбленных мест молодоженов в Суздале:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Ещё одно заметное сооружение в центре Спасо-Евфимиева монастыря - двухэтажный Архимандритский корпус, возведённый между 1628 и 1660 годами. Деревянные крытые галереи и крыльцо очень оживляют и обогащают облик здания, сообщая ему теплоту и уют жилого "покоя". Корпус возводился как казённое здание, но примерно с конца XVIII века в нём проживал архимандрит монастыря, откуда и пошло название:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Если же сил уже никаких не осталось - можно просто прогуляться по территории, осмотреть стены и башни монастыря. Визуально выглядит очень круто! Наверное не погрешу против истины, если скажу, что из всех крепостей в России (а Спасо-Евфимиев монастырь, как я уже писал выше, можно считать полноценной крепостью) - эта одна из наиболее хорошо сохранившихся и отреставрированных на сей день:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Выходим через уже известную нам Благовещенскую надвратную церковь, и следующую за ней Входную башню:

// wanderer-jan07.livejournal.com


Таким получилось наше посещение Спасо-Евфимиева монастыря.

По сути, на неспешную прогулку сюда нужно закладывать весь световой день. И то, вряд ли вы успеете обойти все экспозиции, которые входят в единый входной билет. Мы, например, не посетили и половины. Но одно место мне запомнилось особо - это Тюремный корпус, так называемая Суздальская тюрьма, где в свое время отбывали наказание такие известные узники, как декабрист Федор Шаховской, монах-предсказатель Авель, а позже и сам фельдмаршал германского вермахта Фридрих фон Паулюс. К сожалению, фотографий оттуда нет, но память осталась.

В общем, если у вас немного времени, и вы не можете осмотреть все достопримечательности Суздаля, то в первую очередь советую познакомиться с этим монастырём. Он восхитителен.

wanderer_jan07
27/10/2015

Страницы: 1


(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Больше всего меня в этом старорусском городе восхитил Спасо-Евфимиевский монастырь, одна из главных достопримечательностей Суздаля.

Сразу признаюсь, что побывала там не на всех экспозициях. Иначе только в одном этом монастыре можно было бы провести несколько дней.

В нашем же распоряжении на весь Суздаль было всего два дня.

Схема Спасо-Евфимиева монастыря

Я уже упоминала о том, что Спасо-Евфимиевский монастырь негласно соревнуется с Суздальским кремлём. Во всяком случае, туристы часто ведут споры о значимости этих мест. Но поскольку бесполезно решать, какое из них важнее для истории, я покажу их оба.

Монастырь этот находится на высоком берегу реки Каменка. Уже на подходе к монастырю, от его стены, открываются великолепные виды на Суздаль и на сами монастырские стены. И даже пасмурная погода и мрачные серые тучи не испортила впечатлений от посещения монастыря. Кстати, любителей кино, наверное, особенно привлечёт то, что тут снимали эпизоды фильма «Андрей Рублёв».

Начало суздальскому монастырю положил в начале XIV столетия преподобный Евфимий, сподвижник Сергия Радонежского. Первоначально монастырь именовали Спасо-Преображенским, в честь главного храма, а позднее его назвали в честь Св. Евфимия.

Святой Евфимий Суздальский. Икона на Входной башне Спасо-Евфимиев монастыря в Суздале

Монастырю уже без малого семь веков! Конечно, он немало пережил различных событий, и не раз был перестроен. Изначально он был деревянной крепостью, а ХVI-ХVII вв. приобрел знакомый нам каменный облик.

Стена Спасо-Евфимиева монастыря

Монастырь окружён высокими каменными стенами. По периметру их длина 1 километр 200 метров.

Обязательно не поленитесь и обойдите монастырь вокруг.

Высокая ограда очень впечатляет, к тому же открывается красивый вид на Свято-Покровский монастырь.

Суздаль. Река Каменка с видом на Свято-Покровский монастырь

Свято-Покровский монастырь

В стенах 12 башен. Все круглые, кроме Входной. Она – прямоугольная.

И очень высокая, 22 метра. В ней, как Вы уже догадались по названию, находится вход в монастырь. Там же касса. Да, звучит странно, но ведь вход на территорию монастыря платный. Потому что монастырь ныне не действующий и там находится большой музейный комплекс.

Спасо-Евфимиев монастырь. Входная башня

Спасо-Евфимиев монастырь. Входная башня. Вид со двора

История монастыря очень долгая и разнообразная. В средние века он входил в пятёрку самых известных монастырей России. В его судьбе есть очень мрачные страницы. В XVIII в. здесь находилась монастырская и государственная тюрьма.

Территория Спасо-Евфимиева монастыря

В 23-м году прошлого века монастырь упразднили, а в 67-м строения передали музею. В 1992 году, после реставрации, монастырский историко-архитектурный комплекс вошёл в список памятников ЮНЕСКО.

Стены с внутренней стороны Спасо-Евфимиева монастыря

Угловая башня Спасо-Евфимиева монастыря

Пройдя через Входную башню, мы попадаем во двор монастыря. И первое, что видим – Благовещенскую надвратную церковь, возведённую на рубеже XVI-XVII столетий.

Благовещенская надвратная церковь, рубеж XVI-XVII вв.

Она была над Святыми воротами. Однако когда монастырь обвели кирпичной стеной, надвратная церковь оказалась внутри ограды.

Благовещенская надвратная церковь. Фасад

Ворота под Благовещенской надвратной церковью

Сейчас в этой церкви находится музейная экспозиция, посвящённая Дмитрию Пожарскому.

Благовещенская надвратная церковь со стороны звонницы

Самая ранняя каменная постройка – Спасская церковь, возведённая над захоронением Св. Евфимия в начале XVI века (ныне придел Спасо-Преображенского собора, возведённого позднее).

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря. XVI в.

Спасо-Преображенский собор

Перед собором возвышается звонница очень непривычного вида – высокая и прямоугольная, не такая, как обычные колокольни.

Звонница. Спасо-Преображенский собор на заднем плане

Недалеко от неё стоит удивительно красивая шатровая церковь Успения (XVI век).

Успенская церковь XVI века Спасо-Евфимиева монастыря

Сейчас в ней Музей наивного искусства.

Успенская церковь XVI века

Среди прочих интересных объектов: Никольская церковь XVII века (сейчас в ней выставка «Золотая кладовая»), келейный корпус XVII-XIX столетий и Суздальская тюрьма XVIII-XIX веков.

Киворий

Архимандритский корпус

Архимандритский корпус. Лестница на 2-й этаж

Балкон-галерея Архимандритского корпуса

Архимандритский корпус. Вид с балкона

Архимандритский корпус

Также на территории находится мемориал Дмитрия Пожарского. Он был похоронен здесь в 1642 году. На месте захоронения лежит надгробная плита. Рядом – мемориальный крест.

Часовня Дмитрия Пожарского восстановлена по старинным чертежам в 2009 году.

Восстановленная часовня князя Пожарского

Сохранился и древний фрагмент восточного фасада старинного мавзолея князя Пожарского.

Фрагмент восточного фасада старинного мавзолея князя Пожарского

В наши дни Спасо-Евфимиев монастырь является одной из главных достопримечательностей Суздаля.

Братский келейный корпус XVII века

Окошки братского келейного корпуса

Для начала мы просто погуляем по монастырю, а потом осмотрим отдельные экспозиции. Их здесь немало.

Мы побывали в Спасо-Преображенском соборе, полюбовались старинными росписями стен. Послушали песнопения православного мужского хора «Благовест». Потрясающе красивое пение!

Росписи Спасо-Преображенского собора

Нам повезло, мы услышали и колокольный звон Спасо-Евфимиевого монастыря. Люди специально приходят послушать его.

Звонница Спасо-Евфимиев монастыря в Суздале

Кстати, можно подняться на звонницу, там звонарь проводит экскурсии (начало – за полчаса до звона).

Звонница Спасо-Евфимиев монастыря

Осмотрели Суздальскую тюрьму.

Побывали на выставке «Золотая кладовая».

Выставка «Золотая кладовая»

Выставка «Золотая кладовая»

Я заглянула и в Музей наивного искусства России.

Музей наивного искусства России в Суздале

Кроме меня, туда никто из нашей компании не пошёл.

Картина Е.М. Бабакова «Церковь Ильи Пророка» 1980 г. Музей наивного искусства России

Ещё побывали на экспозиции « », но об этом я уже рассказала и показала творения талантливых мастериц.

Лоскутное шитьё Суздаля

Сколько стоит посещение: На территории Спасо-Евфимиева монастыря находится больше 10 выставок. Вход на каждую из них стоит 70 рублей. Льготный билет для учащихся и пенсионеров – 30 рублей. Если Вы уже вышли из первого возраста и не дошли до второго, то лучше сразу купить единый входной билет за 350 рублей – и смотрите, что хотите.

Цены на посещение выставок Спасо-Евфимиев монастыря в Суздале

Как найти Спасо-Евфимиев монастырь: город Суздаль Владимирской области, улица Ленина.

Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря

Время работы: с 10:00 до 18:00, за исключением понедельника и последнего четверга месяца. Продажу входных билетов прекращают за полчаса до закрытия музейного комплекса. Колокольные звоны можно послушать в 10:30, 12:30, 13:30, 15.00, 16:30.

Если у Вас немного времени, и Вы не можете осмотреть все достопримечательности Суздаля, то в первую очередь советую познакомиться с этим монастырём. Он восхитителен.

А Вы были в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля?

Что там больше всего понравилось?

© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2015. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

——————

Схожие записи:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Всего 50 фото

Суздаль - совершенно чудное место. Несмотря на странную пасмурную и туманную погоду повсюду здесь чувствовалось свежее дыхание весны - солнце неуклонно пробивалось сквозь рваную дымку рассеянных в небе облаков. Мы проезжали по древнему Суздалю, и мои ощущения были необычайно легкими и радостными. На каждом шагу в Суздале стоят красивые церкви, и их обилие потрясает и завораживает. Красота в этом древнем и исконно русском городе определенно разлита повсюду…

Следующим пунктом нашего путешествия был Спасо-Евфимьевский монастырь. Он расположен на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город не только от внешних, но и внутренних врагов. Идейным вдохновителем строительства монастыря на этом месте и его духовным основателем стал Евфимий Суздальский - первый игумен этого монастыря, ныне причисленный к лику святых. Кстати, на другой стороне реки как раз находится Свято-Покровский женский монастырь, откуда мы и держали сюда путь. К его основанию также в свое время приложил свою руку святой Евфимий. Именно в Спасо-Евфимиевском монастыре некоторое время пребывала перед окончательной отправкой в Свято-Покровский, сосланная бывшая жена Василия III Соломония Сабурова, будущая святая София. Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, а позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь преподобного Евфимия Суздальского. Деревянные постройки монастыря естественно не сохранились, а его существующий внешний облик сформировался уже в XVI - XVII веках. Далее под катом - мои впечатления и ощущения от посещения этого чудного места.

Первое, что сразу сильно впечатляет - это огромные высокие сторожевые башни и стены монастыря. При подъезде к монастырю они полностью и властно заполняют весь видимый обзор окрестностей города. Каменные стены были возведены в 1660 -1664 гг. вместо более старых деревянных. Общая их длина составляет около 1200 м. Это самый большой по площади и значительный по военному потенциалу монастырь в Суздале. Сооружение построено с расчетом на ведение оборонительных боев как со стороны реки так и с его южной стороны - здесь стены значительно выше. В стенах прорезаны бойницы и машикули (отверстия для навесного боя). Все двенадцать башен также снабжены бойницами для различных видов боя: дальнего, навесного и подошвенного.
02.

Все башни монастыря, кроме центральной Проездной (Входной), имеют преимущественно круглое сечение. Высота Проездной башни 22 метра. Она как все остальные башни и стены сложена из красного кирпича. В ее основании - две проездные арки, в верхнем ярусе устроены киоты для икон и выше кирпичные наличники, карнизы, пояски - элементы русского узорочья. Но, к слову говоря, в его современном виде монастырь в последующие времена после реконструкции не участвовал ни в одном крупном сражении или осаде.

Между прочим, понятно, почему монастырю было по силам сооружение такой значительной неприступной крепости. Монастырь был богат. К XVII веку ему принадлежало более 10 000 крепостных, множество сел, деревень и земель в среднерусской полосе. Все это было пожаловано князьями и боярами, благоволившими к монастырю. Спасо-Евфимиеву монастырю принадлежала и примыкавшая к нему большая слобода Скучилиха, в которой были построены Смоленская и Симеоновская церкви. Эти церкви мы также еще увидим.

Тем ни менее, монастырь впечатляет. Внешне он скорее напоминает величавый средневековый замок-крепость.



03.

Народу у Проездной башни достаточно много, стоят очереди за билетами на вход... И вот - мы на территории монастыря.

Прямо перед нами - старая Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI-XVII веков. После возведения новой каменной ограды она оказалась внутри монастырских стен. Когда то в XVII веке она была двух шатровой, затем пятиглавой, но в XVIII веке стала одноглавой какой мы ее и видим сейчас. В церкви размещена экспозиция" Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский" Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
04.

Монастырь просто необъятный по своей занимаемой площади. Очевидно, рассчитывалось при необходимости разместить на его территории значительную армию. Разительная разница с небольшим и камерным Свято-Покровским женским монастырем. Свято-Евфимьевский монастырь - не действующий.
05.


06.

Далее через святые врата мы проходим уже на землю старого древнего Спасо-Евфимьева монастыря.
07.


08.

09.

Первое, что привлекает внимание - это необычная монастырская звонница.

Звонница XVI-XVII вв. и имеет сложную структуру и длинную историю строительства. В первой половине XVI века рядом с главным собором монастыря была возведена девятигранная столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «под колоколы» в честь рождения Иоанна Грозного. Она служила молельной церковью и для Василия III и его супруги Соломонии Сабуровой, о которой я уже упоминал ранее. По стилю церковь сходна с соседней Успенской.
10.

В конце XVI века к южной грани столпа пристраивается одна высоко поднятая над землей арка звона, а позднее, в XVII веке, - еще две. Таким образом, составилась трехпролетная галерея звонов, близкая к псковской архитектуре и декорированная весьма разнообразно.

Все монастырские колокола XVI века полностью не сохранились: они большей частью предсказуемо были отправлены в переплавку в 30-ых годах прошлого столетия и только один колокол, расколовшийся на части, директору музея В.И.Романовскому удалось сохранить в груде строительного мусора, сваленного тогда в углу собора. Сейчас он находится в музейной экспозиции. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят всего пять раз в день…

Всюду толпы снующего в разном темпе народа. Нас торопят - скоро 12-30 - со звонницы будут давать концерт монастырского колокольного звона. Толпа собиралась, люди трепетно и внимательно вглядывались в темные силуэты звонарей в арках звона на вершине необычной и высокой колокольни.
11.

Вдруг, звонари замерли, замерли и слушатели, все стихло и колокольный концерт начался… Все происходило так быстро, что захватывало дух. Только, что мы ехали по древнему Суздалю и вот уже - колокольные звуки рассыпались повсюду своими золотыми перезвонами. Сказать, что это было здорово - не сказать ничего. Одно отмечу точно - никогда я не слышал ничего похожего. Казалось бы - колокола везде одинаковые, звонари - живые люди, но может быть именно место играло свою непостижимую для обыденного сознания роль. Звуки колоколов неумолимо проникали в каждую частичку моего тела… С собой у меня был маленький диктофон - и я выкладываю запись в этот пост, так как есть. Сразу прошу прощения за не очень высокое качество записи - сильный ветер «задувал» микрофоны, но, тем не менее, с ее помощью можно гораздо легче окунуться в реальный характерный удивительный монастырский контекст и уловить то, что обычно не ощущается, когда просто читаешь о чем то….
12.

Выступление закончилось также неожиданно, как и началось - время теряло свою актуальность в эти мгновения. Не скрою, впечатление было сильным, неожиданным и, по-хорошему обескураживающим. ЗдОрово! Недаром же считается, что колокольный звон исцеляет и очищает душу. Воодушевление чувствовалось в каждой клеточке тела. Народ стал быстро расходиться, праздно рассредоточиваясь по территории монастыря…
13.


14.

Рядом со звонницей находится шатровая Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы, сооруженная в последней четверти XVI века. Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников.
15.

С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида в виде небольшой столпообразной церкви с тремя ярусами кокошников и изящной главкой. С этой стороны (правее) к храму примыкает двухъярусная трапезная палата, покрытая тесовой кровлей. Ее нижний этаж был предназначен для различных хозяйственных служб, а в верхнем размещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.
16.

Слева к Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает памятник гражданской архитектуры XVII века - архимандритский корпус - возведённый между 1628 и 1660 годами. Это двухэтажное Г-образное здание, украшенное крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы.
17.

На этом фото часть архимандритского корпуса - справа.
18.

И вот, мы выходим к архитектурной доминанте монастыря - Собору Спаса Преображения.
19.

Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего существования.

Его поставили на месте древней деревянной церкви Спаса Преображения, которую в 1507-1511 гг. сменила маленькая бесстолпная каменная Спасская церковь, что была возведена над могилой его основателя - святого Евфимия. Она и есть - древнейшее каменное сооружение на территории монастыря. На фото она чуть правее.
20.

В 1594 г. к ней пристраивается громадный четырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа Евфимьевским приделом.

4 июля 1507 года при строительстве нового монастырского собора были обретены мощи святого Евфимия, объявленные нетленными. Таким образом, монастырь снова обрел своего святого. Его раку в существующем Спасо-Преображенском соборе мы еще увидим. Также здесь рядом с собором находилась и родовая усыпальница князя Дмитрия Пожарского.
21..



Пока не будем заходить в собор, поскольку мне пришлось выделить для этого . На две части мое повествование было разделено из-за того, что ЖЖ закапризничал и не принял один цельный пост из-за большого объема. Также в этом втором посте будет изложена любопытная история мавзолея князя Пожарского.

Собор просто огромный и на фото его масштабы не так впечатляют как в реальности. Обойдем же его со всех сторон.
23.


24.

Так, кстати, выглядят с этой западной стороны каменные стены и башни монастыря за невысоким каменным забором.
25.

Эта дорожка от собора ведет к Больничной Никольской церкви.
26.


27.

Далее, северо-восточнее от собора, расположена Никольская церковь, возведенная в 1669 году с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами. Это бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами, простые фасады которой украшены закомарами и наличниками с кокошниками.
28.

Сводчатый зал на первом этаже был отведён под трапезную, на втором этаже помещались больничные покои, ряд маленьких окон которых украшен резными наличниками. Никольская церковь, возведенная как молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, декорирована скромно и увенчана одной деревянной главкой.
29.

Сейчас здесь находится «Золотая кладовая Суздаля» - это первоклассное исторически сложившееся собрание произведений русского прикладного искусства, охватывающее период с XIII по XIX век. В число экспонатов выставки включено свыше пятисот предметов из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Мне там побывать ввиду временных ограничений не удалось.
30.

Надо сказать, что ожидаемой общей атмосферы святого места или чего-то сверхъестественного поначалу не ощущалось, скорее все вокруг напоминало гуляющих по парку посетителей, но в специфических древне-русских историческо-православных декорациях со странным общим слегка тоскливым ощущением. И это не удивительно. Ведь монастырь еще со времен Екатерины II являлся тюрьмой для «безумствующих колодников», или, религиозных и политических государственных преступников. Сначала для колодников использовали больничный корпус Никольской церкви, но его стало стремительно не хватать и, был построен специальный длинный тюремный корпус с высокой стеной и большим количеством одиночных камер в нем. Эта тюрьма имела славу одной из самых жестоких в России.

В 1905 году она была упразднена, но не надолго - с 1917 года в монастыре уже стояли воинские части, а в 1923 году отсюда изгнали последних 15 монахов и здесь всецело воцаряется политизолятор, затем - лагерь специального назначения НКВД, ну а во время и после окончания войны - фильтрационный лагерь для военнопленных. Здесь отбывал свой срок и фельдмаршал Паулюс и поэтому монастырь был особой закрытой территорией. Думаю, именно поэтому с трудом можно уловить былой монашеский дух этой, когда то очень многочисленной и крепкой духовно братской обители.

Это и есть тот самый печально известный екатерининский тюремный корпус монастыря, о котором я упоминал выше. Мы пройдем теперь вдоль него, постепенно продвигаясь к святым вратам и осматривая еще и еще раз эти архитектурные шедевры костромских и суздальских зодчих.
31.


32.


33.

Это братский корпус. Здесь располагались кельи монахов. Наиболее старыми постройками (первая половина XVII века) являются, южный двухэтажный корпус и весь его первый этаж. Келейная архитектура секционного типа довольно редка для построек такого назначения.
36.

Здание поделено на несколько секций, состоящих каждая из трех каменных клетей - сеней и двух жилых комнат. Фасады здания украшены скромно, главным образом оконными наличниками с кокошниками, а также пилястрой на южном фасаде.
37.

Для целенаправленного выращивания лекарственных трав в XVI веке Иваном Грозным открывается Аптекарская Палата, преобразованная в XVI веке в Аптекарский приказ. По всей России создаются «Аптекарские огороды» - сады, где разводятся лекарственные растения. Уже в XVIII столетии суздальский Спасо-Евфимиев монастырь имел обширное садовое хозяйство с Аптекарским огородом. Одним из видов монашеского послушания было выращивание лекарственных растений. Сейчас он воссоздан. На фото ниже - а птекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря .
38.


42.

Спасо-Ефимиев монастырь был восстановлен и отреставрирован лучшими мастерами, и в 1968 году монастырю был присвоен статус музея. Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Впечатления у меня остались добрыми и сильными. Колокольный звон, песнопение в Спасо-Преображенском соборе, образы древних храмов и соборов оставили свои глубокие и неизгладимые впечатления. Покинув монастырь я немного поснимал Въездную башню и направился к месту общего сбора.
43.

Церковь Смоленской Иконы Божией Матери...

И последний наш взгляд на земли Свято-Евфимьевского монастыря.
50.

Вот мы и закончили осмотр Спасо-Евфимиевского монастыря. Поскольку из-за ограничения объема в ЖЖ мне к сожалению пришлось разделить пост об этом монастыре на две части - приглашаю Вас посетить со мной Спасо-Преображенский собор, получить там необычайные откровения и узнать любопытную историю мавзолея Дмитрия Пожарского. Поэтому все выводы и, впечатления и ощущения будут в конце этого второго поста.

Источники и дополнительная информация:

Братия Сретенского монастыря о Спасо-Евфимиевом монастыре
Подробно и интересно о Спасо-Евфимиевом монастыре
vidania.ru о Спасо-Евфимиевом монастыре
sobory.ru о Спасо-Евфимиевом монастыре

Loading...Loading...