Убитый исламистами священник из руана хотел служить до последнего вздоха.

Отец Жак Лёв

Умерший 14 февраля 1999 года отец Жак Лёв впервые попал в Россию задолго до «перестройки», когда в СССР начали открыто бывать не только официальные представители церковных структур, как, например, кардинал Виллебрандс или пастор Мартин Нимёллер, которые приезжали исключительно в рамках протокола, по официальным приглашениям Патриархии, согласованным как с Советом по делам религий, так и с другими (более серьезными) органами, но просто христиане – мать Тереза, Жан Ванье и другие.

Отец Жак впервые приехал в Россию много раньше, еще при Брежневе – когда была объявлена «разрядка» и иностранцев стали пускать в Москву охотнее, – в качестве туриста. Он просто купил туристическую путевку и так оказался в России. С 1977 по 1982 год он приезжал в Москву пять раз. Почему именно он? Скорее всего, по той причине, что заочную встречу с Россией он пережил в годы юности. Причем не благодаря чтению Толстого и Достоевского и не в результате знакомства с русскими философами в Париже, что было бы вполне естественно для молодого французского интеллектуала, а совсем по-особенному. Жак Лёв, тогда молодой юрист, дружил с известным католическим писателем Станисласом Фюмэ, жена которого, Анюта, была русского происхождения. Именно она познакомила его с другой русской француженкой – женой великого христианского мыслителя нашего столетия Жака Маритэна Раисой. Родители обеих оказались во Франции задолго до революции. Их необычная для Франции начала века, православная по духу религиозность, хотя обе были католичками, и особого рода любовь к России, свободная от той горечи, которая была присуща эмиграции послереволюционного периода и русскому Парижу, в чем-то передались Жаку Лёву.

Эти женщины, кажется, не говорили по-русски и поэтому не были связаны с эмиграцией, но считали себя русскими и, как вспоминал потом отец Жак, жили «среди ангелов и святых». Поэтому в начале 1970-х годов он стремился попасть не в ту страну, из которой после 1917 года были изгнаны сотни тысяч русских людей, а совсем в другую Россию – туда, где жили святые, которым возносили молитвы Анюта Фюмэ и Раиса Маритэн. Вот почему Жаку Лёву удалось то, что не считал для себя возможным отец Александр Шмеман, который не раз говорил, что никогда не поедет в Россию в качестве американского туриста.

При этом в Москве отец Жак был просто необходим. Именно от него мы услышали, что на Западе есть верующие люди, которые знают и любят православие и хотят нам помочь. Именно он сумел как-то очень просто и вместе с тем точно объяснить нам, что в Бога мы верим не в силу того, что привязаны к прошлому, и не потому, что, получив филологическое образование, мы, подобно героям Германа Гессе, живем образами былого, искусственно культивируя в себе средневековую религиозность, а совсем по другой причине – в силу того, что Христос, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13: 8), живет среди нас.

Именно он смог сказать нам, что христианство не устарело и не является сегодня умирающей религией людей, которых на Земле неуклонно становится всё меньше и меньше. Сегодня это может показаться абсурдным, но тогда о том, что на Западе есть много верующей молодежи и существуют разного рода христианские молодежные движения, в СССР действительно не знал никто. Одним словом, «железный занавес», который в области веры был особенно непроницаемым, первым прорвал именно Жак Лёв.

Особой миссия отца Жака в России была еще и потому, что он приехал в страну массового атеизма не в качестве священника, который, в отличие от нас, сохранил веру отцов, но именно как бывший атеист. Как человек, который знает, что такое безбожие, по собственному опыту…

Жак Лёв родился в 1908 году в Клермон-Ферране в по– настоящему культурной семье, где процветал типичный для Франции начала века «просвещенный» антиклерикализм. Его отец дружил с Пэги, пока он был социалистом, но после того, как тот обратился и стал католиком, порвал с ним. Сочинения Леона Блуа, католика, всю жизнь боровшегося с церковными структурами и официальным католицизмом, украшали его библиотеку, а сам Блуа был дружен с кем-то из его близких родственников.

«Отец, не желая, чтобы на меня влияли “попы”, и в то же время считая невозможным, чтобы я остался человеком, который ничего не знает о Христе, отправил меня в воскресную школу к протестантам», – рассказывает Жак Лёв в одной из своих книг. Поэтому Фюмэ, когда Жак появился в его доме, решил, что он – «непрактикующий протестант». Однако его отец был католиком: «Представьте себе мое удивление, когда лет через сорок, после того как отец вновь стал ходить в церковь, он показал мне четки, подаренные ему в день первого причастия, четки, которые он, спрятав, быть может, и от себя самого, хранил в течение всей своей жизни».

Вера – это всегда тайна, которая живет в глубинах нашего сердца вне зависимости от того, как к этому относится общественное мнение. Вот, наверное, тот главный урок, который вынес Жак Лёв из антиклерикализма своего отца. Урок, особенно важный для человека, который живет в обществе, где вера либо преследуется, как это было в Советской России, либо объявляется чем-то вроде официальной идеологии.

В университетские годы Жак много болел: сначала у него был менингит, затем начался туберкулез. «В двадцать четыре года я был не сомневающимся в вере, но полностью атеистом». Однако в санатории, где он лечился, было много книг богословского содержания, которые Жак начал читать. «Истина о присутствии Того, Кого я не называл еще Создателем, стала для меня светом, всё более истинным и сильным». При этом он долго ограничивался тем, что сам читал книги, но ни с кем никаких разговоров о религии не вел. Так он начал становиться носителем «книжного» христианства.

На этом этапе своего духовного пути Жак Лёв провел несколько дней в небольшом монастыре близ Фрибурга. Здесь каждое утро он приходил в церковь на мессу. «Когда все обитатели монастыря вставали вокруг алтаря, чтобы причаститься, я оставался один на своей скамье. В этот момент передо мною всякий раз вставала неумолимая альтернатива: либо эти люди безумны и поэтому верят в незнамо какие басни об ином мире, либо слеп я. Это производило на меня огромное впечатление, убежать или как-то избавиться от которого было просто-напросто невозможно. И теперь я всё еще вижу себя остававшимся в одиночестве на краю скамьи. Разумеется, тогда, чтобы поверить, этого было недостаточно, но именно это чувство толкнуло меня на поиски “гипотетического” Бога, причем заставило меня искать Его не только в книгах, но спросить у Него Самого, просить Его, чтобы Он открылся: одним словом, я стал молиться. И как-то спонтанно мне на уста пришла старая молитва из времен воскресной школы: Отче наш».

Наверное, уже с этого времени Жак Лёв становится убежденнейшим проповедником молитвы – того, чего более всего не хватает человеку сегодня. Именно молитве посвящены его лучшие книги: «Великие Учители молитвы» (русский перевод издан в Брюсселе в 1986 году) и «Жизнь по примеру великих молитвенников».

«Молитва начинается в тот момент, когда мы осознали, что Бог хочет нам дать нечто необъятное… Чтобы она не была похожа на искусственный цветок, а прорастала, расцветала и приносила плоды, она должна быть вплетена в повседневную ткань нашего существования. Молитва – это не пошлина, которую платят Богу, и не обязанность, которую обещали исполнить, а поиск близости Божией. Молитва не всегда бывает легкой и радостной, но главное заключается в том, что в молитве я ищу Бога, направляюсь к Нему и схожу со своего повседневного пути. Молитва – это значит слушать вместе с Моисеем, как Бог говорит со мной лицом к лицу.»

Так в разные годы своей жизни писал отец Жак. В 1939 году он становится священником, до 1941 года продолжает образование, а затем принимает необычное решение: поступает работать докером в марсельский порт, чтобы разделить вместе с рабочими все трудности их существования. Становится первым из священников-рабочих. Изо дня в день в течение тринадцати лет он таскает тяжеленные мешки, он, болезненный интеллектуал, по собственному признанию, «никогда прежде не поднимавший ничего, что было бы тяжелее авторучки». Невероятно устает, молится, мысленно воспринимая каждый новый мешок как бусину на четках, и не бросает этой работы, хотя многим он кажется сумасшедшим. Но и Христос жил среди простых людей.

Священник среди рабочих, он решается на эту жизнь, ибо видит, что докеры и вообще все люди, занятые физическим трудом, не только не слышат, но и не хотят слышать ни одного священника. Все они находятся в той или иной степени под влиянием марксизма и в силу этого обстоятельства не могут почувствовать Бога и Его присутствие. Однако, когда отец Жак становится одним из них, ситуация меняется. Вокруг него начинают собираться докеры, в сердцах у которых просыпается вера. У рабочего в сутане появляются единомышленники и друзья.

Отец Жак внимательнейшим образом штудирует сочинения Ленина и Сталина и говорит о необходимости сотрудничества с рабочими организациями. При этом, в отличие от Хьюлетта Джонсона и Карла Ранера, никоим образом не пытается идеализировать марксизм и не видит в нем черт секуляризованного, или «очищенного» от веры в чудо, социального христианства, прекрасно понимая, что в основе марксизма лежит ненависть. Борьба не «за», а «против» – не за права трудящегося человека, а против живых людей, в которых марксисты видят эксплуататоров и, следовательно, врагов.

«Если миссия христианина заключается в участии в сверхъестественном деле спасения, если спасение заключается в том, чтобы восстановить любовь между Богом и людьми, если зло, от которого человека следует избавить прежде всего, состоит в том, что он живет в состоянии нелюбви, то марксисты оказываются теми, кто более всего нуждается в спасении», – пишет Жак Лёв в книге «Дневник рабочего-миссионера».

В идеологии марксизма он видит своего рода христианство наоборот. Если христиане вместе (как тело Христово) исповедуют любовь, то коммунисты, коллективно (как партия) исповедуя ненависть, становятся носителями тотального зла. Христос зовет верующих воплощать любовь, которой они полны, в реальной жизни, коммунисты же воплощают в жизни зло, ибо делают главным ее законом ненависть. «Каждый марксист, даже тот, кто в личном плане практикует добро, участвует в этом всеобщем грехе, будучи “членом” партии, – в грехе, который он умножает, зачастую и не догадываясь об этом». Говоря о коммунистах, отец Жак сознательно берет слово «член» партии в кавычки, подчеркивая, что оно взято у апостола Павла, который говорит о теле Христовом и его членах; по его мнению, такое заимствование тоже характеризует марксизм как христианство, вывернутое наизнанку.

Однако задача Жака Лёва заключалась не в том, чтобы бороться с теоретиками марксизма. Он считал нужным помочь рабочим, оказавшимся под влиянием «вечно живого учения», освободиться от него. И это у него получалось. При этом в университетской среде и среди ученых иезуитов отец Жак не считался специалистом по марксизму. Он был только простым миссионером и считал, что именно в этом заключается его счастье. Нельзя не заметить, что в России он был незаменим и по той причине, что понимал, что такое марксизм, и знал, как помочь человеку вырваться из-под его воздействия.

В Риме 1950-х годов его понимали плохо. И хотя кардинал Монтини (будущий Павел VI) высоко оценил служение отца Жака и горячо поддержал его, однако миссионерство среди рабочих ему как священнику-докеру было запрещено. Для проповеди среди рабочих отец Жак Лёв основывает Миссию святых Петра и Павла, а затем с 1963 по 1969 год живет и трудится в нищей Бразилии, где его до сих пор помнят как святого.

«Евангелие написано не для того, чтобы быть понятым; в него нужно вступить, как на порог тайны», – говорила Мадлен Дельбрель, с которой отца Жака связывали долгая дружба и общее служение. Именно на порог тайны помогает ступить он всем, кого считает друзьями, а таковыми он считает всех, кого встретит на дороге жизни.

В 1969 году, вернувшись в Европу, он основывает Школу веры во Фрибурге. В жизни отца Жака само слово «школа» было одним из ключевых. Школа веры – это не университет и не семинария, а учебное заведение особого типа, где каждый чувствует себя учеником, ибо слово «ученик», как подчеркивает отец Жак, повторяется в Евангелии двести пятьдесят раз, «при этом оно всегда звучит из уст Самого Иисуса». Жак Лёв собирает вокруг Иисуса молодежь. Все вместе учатся читать Евангелие, серьезно изучают текст и вслушиваются в то, что говорит Христос.

А к самому отцу Жаку приходит всемирное признание. Филиалы Миссии святых Петра и Павла возникают по всему миру. Павел VI приглашает его проповедовать в Ватикан. Ему присуждают премии и вручают многочисленные дипломы, однако в 1986 году он принимает решение уйти на покой и в качестве затворника поселиться в маленьком монастыре, где и прошли последние тринадцать лет его земной жизни. В затворе он прожил ровно столько же лет, сколько некогда проработал докером в Марселе.

«В Иисусе осуществляется абсолютная реализация нашей жизни. С Ним смерть становится новым рождением. С Ним старость перестает быть осенью, но превращается в зарю, с которой начинается день, полный света, рассказать о котором невозможно», – так писал Жак Лёв в 1992 году. Теперь он созерцает этот свет.

Из книги Первобытное мышление автора Леви-Стросс Клод

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Из книги Лесной: исчезнувший мир. Очерки петербургского предместья автора Коллектив авторов

Из книги От Руси к России [Очерки этнической истории] автора Гумилев Лев Николаевич

Отец и сын Владимир явился с небольшим отрядом, киевляне не оказали ему никакого сопротивления, а, наоборот, признали великим киевским князем. Мономах потребовал прекратить истребление евреев, обещав киевлянам, что князья решат вопрос о еврейской общине. И на княжеском

Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

Отец и сыновья «Жизнь в доме была патриархальной; отец (pater) управлял семьей и властвовал над ней; семья росла и умножалась вокруг него, но он оставался, так сказать, на вершине пирамиды, состоявшей из его потомков».Что касается отцовской власти в юридическом смысле этого

Из книги Русский Эрос "Роман" Мысли с Жизнью автора Гачев Георгий Дмитриевич

Отец, сын и муж земли Представим, если бы земля свои силы, соки и воды - все внутрь сгущала бы и стягивала: она бы создала внутри такое тяжелое вещество, которое в конце концов угнело б самое землю - и голову бы ее, и все выпуклости - груди, и долины сверху, с поверхности бы

Из книги Веселая наука. Протоколы совещаний автора Головин Евгений Всеволодович

Отец Натуральная магия далека от прецизии, ордонанса, классификации и не любит связывать природные данности в ряды и таблицы для удобства искателя, потому непонятно, зачем написаны такие книги как «Мемориум папы Гонория», «Петушиная курица Гермогена», «Тайная

Из книги Исповедь отца сыну автора Амонашвили Шалва Александрович

ОТЕЦ Твое рождение одновременно было рождением мамы и папы, матери и отца. Да, я родился вместе с тобой: ты - как ребенок, я - как папа. «Я папа, я родитель, я отец!..» В этот февральский день я со всей серьезностью удивлялся тому, что ни по радио, ни в газетах не сообщали вестей

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Из книги От Эдо до Токио и обратно. Культура, быт и нравы Японии эпохи Токугава автора Прасол Александр Федорович

Из книги Украинка против Украины автора Бобров Глеб Леонидович

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Из книги Дочери Дагестана автора Гаджиев Булач Имадутдинович

Из книги Мы - славяне! автора Семенова Мария Васильевна

Если бы отец… Чиркеец Магома окончил в России фельдшерские курсы, приобрел хирургические инструменты и вернулся на родину. Слава о нем как о врачевателе пошла по всему Дагестану. К нему приезжали лечиться даже из Чечни.Однажды он понадобился эрпелинскому князю Апашеву,

Из книги С Евангелием в руках автора Чистяков Георгий Петрович

Из книги автора

Отец Жак Лёв Умерший 14 февраля 1999 года отец Жак Лёв впервые попал в Россию задолго до «перестройки», когда в СССР начали открыто бывать не только официальные представители церковных структур, как, например, кардинал Виллебрандс или пастор Мартин Нимёллер, которые

Утром в среду, 14 сентября, Папа Римский Франциск провел мессу, посвященную отцу Жаку Амелю - помощнику священника церкви в Сент-Этьен-дю-Рувре, зверски убитому террористами 26 июля этого года.

Итальянские СМИ и агентство Reuters приводят слова Франциска, прозвучавшие во время этой мессы: "Как бы мне хотелось, чтобы все религии говорили: убивать во имя Господа - это сатанинский поступок".

Понтифик назвал отца Жака Амеля одним из христианских мучеников за веру, первым из которых был Иисус Христос. Не упоминая ислам впрямую, Франциск отметил: "Сегодня есть христиане, убитые, замученные, заключенные в тюрьму, потому что они не отреклись от Иисуса Христа".

Глава римско-католической церкви напомнил, что отец Жак Амель, умирая успел произнести: "Изыди, сатана!"

Отец Жак Амель. Краткая биография

Жак Амель родился в деревне Дарнеталь, к западу от Руана, 30 ноября 1930 года. Он прошел обряд рукоположения 30 июня 1958 года и стал священником в католической церкви Святого Антуана в Ле-Пети-Кевийи. Через девять лет его назначили священником церкви Нотр-Дам де Лурд в Соттевиль-ле-Руане, в 1975-м он стал приходским священником в Сент-Пьер-ле-Эльбеф, а в 1988-м - приходским священником в Клеоне. В церкви Сент-Этьен-дю-Рувре он служил с 2000 года, в 2005-м передал приход другому священнику - отцу Огюсту Моанда-Фюати, но продолжал служить в церкви как помощник священника.

Вся жизнь Жака Амеля прошла в служении в католических церквях в окрестностях Руана.

По словам отца Огюста, отец Жак не воспользовался своим правом удалиться на покой в 75-летнем возрасте, "потому что чувствовал себя полным сил". Он продолжал крестить младенцев, служил мессы, помогал прихожанам, был "всеобщим дедушкой". "Он был очень популярным, хорошим человеком, простым и скромным. Нам многое дали его опыт и мудрость... Он служил людям почти всю свою жизнь... Он очень спокойно отнесся к реформе церкви, был не слишком традиционным, но и не слишком либеральным. Он приветствовал все реформы Папы Римского. Его непредубежденность сделала его тем, кто не боится перемен", - сказал Огюст Моанда-Фюати в интервью The New York Times.

В августе отец Жак собирался поехать в отпуск. Он договорился об этом с отцом Огюстом, а 26 июля подменил его во время утренней мессы.

В 9:25 утра 26 июля 2016 года двое террористов, одетых в черное, проникли в церковь через черный ход. У одного в руках был нож, другой нес муляж взрывного устройства. В этот момент в церкви, помимо отца Жака, находились три монахини и двое прихожан. Одна из монахинь сбежала. Джихадисты заставили пожилого священника стать на колени, один из них перерезал ему горло, другой снимал происходившее камерой мобильного телефона. Был также тяжело ранен один из прихожан, пытавшийся оказать сопротивление, еще один заложник получил легкие ранения. После чего с алтаря церкви убийца произнес какой-то текст на арабском языке. Сбежавшая монахиня вызвала полицию. Здание церкви было окружено. Террористы были застрелены, когда вышли из церкви.

Вечером 26 июля Франсуа Моленс, прокурор Парижа, представил первые данные расследования GEOFFROY VAN DER HASSELT / AFP

Двое преступников захватили заложников в церкви города Сент-Этьен-дю-Рувре утром 26 июля. Террористы убили 86-летнего священника Жака Амеля (Jacques Hamel). Еще один человек 86 лет, прихожанин церкви, был тяжело ранен, но сейчас его жизни, как заявил вечером 26 июля прокурор Парижа, ничто не угрожает. В ходе штурма оба преступника «были нейтрализованы». Один из нападавших был опознан.

Ниже — хроника, которую сайт RFI вел в течение всего этого страшного дня, а сначала — данные, которые обнародовал вечером во вторник, 26 июля, прокурор Парижа Франсуа Моленс.

Террористы ворвались в церковь в 9:25.

В заложниках оказались шесть человек: настоятель церкви, три монахини и двое верующих. Одной монахине сразу удалось убежать. Прибывшие на место спецназовцы в первые минуты попытались вести переговоры. Затем террористы (уже убившие священника) вывели трех заложников к дверям церкви и пытались прикрыться ими как живыми щитами.

Террористы успели прокричать «Аллаху акбар!» и были застрелены спецназовцами BRI.

Жизни раненого верующего, которому тоже 86 лет, сейчас ничто не угрожает.

Опознан один из террористов. Им оказался Адель Кермиш (Adel Kermiche), родившийся 25.03.1997. Судя по описанию прокурора, именно тот А.К., о котором мы сообщали (см ниже).

После попытки поехать в Сирию Кермиш находился под стражей до 18 марта, а затем вышел с электронным браслетом и мог выходить из дома родителей в будние дни с 8:30 до 12:30, а в субботу и воскресенье — с 14 до 18. Он также должен был раз в неделю отмечаться в комиссариате полиции и не мог покидать территорию своего департамента (Приморская Сена).

Франсуа Моленс заявил, что прокуратура Парижа пыталась обжаловать решение об освобождении Кермиша из тюрьмы, но суд ее не поддержал.

Задержанным несовершеннолетним является гражданин Алжира, родившийся 18 августа 1999 года. Его старший брат, как мы и сообщали, уехал в Сирию воевать на стороне террористов. Прокурор добавил, что уехавший находится в международном розыске и уехал в Сирию с документами Аделя Кермиша.

11:05 Как сообщает Le Parisien, нападавшие ворвались в церковь около 10 утра c заднего хода и заблокировали все двери. В это время в церкви шла утренняя служба, на которой находились двое прихожан, священник и две монахини. Еще одной монахине удалось убежать и предупредить полицию.


Церковь Сент-Этьен, в которой произошел теракт.

Примерно через час, когда преступники вышли на паперть церкви, они были застрелены бойцами элитного подразделения полиции BRI.

Президент Олланд вместе с министром внутренних дел Бернаром Казневом уже прибыли на место. Олланд назвал произошедшее «подлым террористическим актом». Президент заявил, что двое нападавших называли себя представителями террористической группировки ИГИЛ.


Президент Олланд прибыл в Сент-Этьен-дю-Рувре вскоре после теракта. Слева -- бойцы спецназа BRI, ликвидировавшие террористов Boris MASLARD / POOL / AFP

Ранее специалисты по разминированию исследовали церковь, чтобы убедиться, что преступники не оставили там взрывчатку. Об этом сообщал официальный представитель МВД Пьер-Анри Бранде.

Антитеррористический отдел прокуратуры Парижа начал расследование по факту преступления.

Президент заявил, что встретился с семьей убитого священника.


Священник Жак Амель (1930-2016) HO / http://ser-ta-paroisse.over-blog.org/ / AFP

Олланд также назвал теракт «ударом по всем католикам». Сегодня вечером президент примет в Елисейском дворце архиепископа Руана монсеньора Лебрана. Завтра, в среду 27 июля он соберет у себя представителей религиозных культов Франции.

Городок Сент-Этьен-дю-Рувре находится в 8 км от Руана и в 110 км к северо-западу от Парижа. Население городка — 28 тысяч человек.

Напомним, в апреле 2015 года (Sid Ahmed Ghlam) по обвинению в планировании вооруженного нападения на католические церкви в парижском пригороде Вильжюиф, а также на парижскую церковь Сакре-Кер. В его автомобиле и дома нашли целый арсенал: 4 автомата, 2 револьвера, бронежилеты. Глам также подозревается в том, что утром 19 апреля застрелил 33-летнюю жительницу Вильжюифа. Следствие располагает данными о том, что руководство подготовкой терактов осуществлялось из Сирии.

14:04 Как сообщает Figaro, один из двух нападавших должен был находиться под контролем полиции (в марте 2016 году прокуратура Парижа обращалась в суд с запросом о том, чтобы на него надели электронный браслет, но суд отказал в запросе). В 2015 году этот человек пытался уехать в Сирию, но был остановлен на турецкой границе и отправлен назад.

14:44 В свою очередь, телеканал ITele сообщает, что подозреваемый с марта 2016 года все-таки носил электронный браслет и ему было разрешено выходить из дома с 8:30 до 12:30. Сегодняшний теракт, напомним, произошел около 10 утра.

14:50 Мухаммед Карабила, имам мечети Сент-Этьен-дю-Рувре (и по совместительству председатель Регионального совета мусульман Верхней Нормандии), заявил о том, что потрясен убийством своего друга, священника Жака Амеля.

15:27 Монахиня, которой удалось сбежать при захвате заложников, рассказала Le Figaro о том, как все происходило. «Они говорили по-арабски. Я видела нож. Я убежала в тот момент, когда они схватили святого отца Жака. Когда я убегала, я не могла представить, что они сотворят». Монахиня, которая служит в церкви соседней коммуны, отказывается называть свое имя и «находится в шоке», сообщает газета. С ней сейчас работают психологи.

15:42 AFP сообщает, что один человек задержан по делу о теракте в церкви Сент-Этьен.

16:00 Газета La Tribune de Genève сообщает , что один из нападавших, 19-летний француз A.K., 14 мая 2015 года был задержан в аэропорту Женевы после его высылки из Турции. По информации газеты, задержанный провел несколько дней в тюрьме Champ-Dollon (пригород Женевы) и был выслан во Францию. Во Франции он год отсидел в тюрьме, а затем вышел и был обязан носить электронный браслет.

Издание также сообщает, что A.K. дважды пытался уехать в Сирию: один раз через Мюнхен, другой — через Женеву.

16:19 По информации журнала Le Point, тем самым единственным пока задержанным по делу о теракте является 16-летний знакомый А.К. По сведениям журнала L"Express, старший брат задержанного, вероятно, уехал в Сирию весной 2015 года.

16:36 Отец Жак Амель родился в 1930 году в департаменте Приморская Сена (там же находится и церковь). В 1958 году он был рукоположен. Вот что рассказал о погибшем в интервью RFI архиепископ Руана монсерьор Лебран:

«Это был очень преданный своему служению человек. Он был счастлив в этой церкви, лично знал очень многих прихожан. Этот человек никогда не старел. Было даже удивительно наблюдать, какая жизнеспособность и энергия были у этого человека в его возрасте. Он всегда был готов прийти на помощь, участвовал во всех праздниках и собраниях... О нем скорбят все местные жители. Я буквально чувствую эмоции всех горожан - как можно было трогать такого человека? Человека в таком преклонном возрасте, человека, который всегда помогал ближним? В этом есть что-то, что переходит все границы понимания».

Две заупокойные мессы по убитому священнику пройдут сегодня вечером: в 18 часов — в Руанском соборе, в 19 — в лионской церкви Сен-Жан.

16:55 Мухаммед Карабила, имам мечети городка Сент-Этьен-дю-Рувре, назвал отца Жака Амеля «человеком, посвятившим свою жизнь другим». «Наши религиозные общины сотрудничали, — рассказал имам. — В течение 18 последних месяцев, с тех пор, как во Франции начались теракты, мы устраивали общие собрания и много общались».

17:10 Как сообщает Le Figaro, в последнем номере французской версии своего пропагандистского журнала террористическая группировка ИГИЛ призвала атаковать церкви: «Всегда атакуйте наиболее посещаемые места, такие как туристические достопримечательности, торговые центры, синагоги, церкви, масонские ложи, представительства политических партий, места молитв отступников».

17:30 В доме одного из террористов проходит обыск, сообщает журналист издания 20minutes.

17:50 Террористы напали на церковь с двумя ножами, старым, «не действовавшим, пистолетом» и фальшивой «взрывчаткой», пишет Le Figaro со ссылкой на полицию. Сообщается также, что к 16 часам минеры завершили пятичасовую операцию по обнаружению в церкви и рядом с ней взрывных устройств. Ничего не было найдено.

18:00 На сайте Национального института телерадиовещания (INA) сохранилось видео репортажа, снятого о священнике Жаке Амеле в 2009 году. Съемки прошли внутри церкви Сент-Этьен:

18:15 Телеканал RTL дает свидетельство двоих людей, знавших одного из террористов . Как утверждает свидетель, два месяца назад, выходя из мечети, подозреваемый произнес фразу «Я атакую церковь». «Клянусь жизнью моей матери, я ему не поверил. Он много чего говорил», — заявил свидетель. Он добавил, что это был «нормальный парень, как все». «Я не знаю, что с ним случилось, и что ему пришло в голову, — сказад свидетель. — Ему явно свернули мозги. Кто, где и когда — не имею ни малейшего представления».

18:45 Франсуа Олланд поговорил с Папой Римским, «чтобы выразить ему скорбь французского народа после подлого убийства святого отца Жака Амеля двумя террористами в его церкви в Сент-Этьен-дю-Рувре», — сообщила пресс-служба Елисейского дворца. «Все будет сделано для того, чтобы защитить наши церкви», — пообещал Олланд папе Франциску.

20:00 Президент Олланд начинает обращение к нации. В принципе, можно предсказать, что он скажет (о единстве нации, которую снова поразили в самое сердце, и о том, что терроризм будет побежден), но теоретически нельзя исключать и новые важные заявления. Следите за нашей трансляцией.

20:05 Заявление получилось коротким. Общий смысл: «Мы в войне, и мы ее выиграем». «Эта война будет долгой», — предупредил президент.

«Атаковать церковь, убить священника — значит осквернить Республику, которая гарантирует свободу совести», — заявил Олланд и призвал жителей страны к единству, напомнив, что «террористы хотят нас разделить и противопоставить друг другу».

Никаких новых мер не предложено. Впрочем, странно было бы их ожидать: в последний раз «новые меры» (в их числе — продление чрезвычайного положения на 6 месяцев) были предлождены после теракта в Ницце, меньше двух недель назад.

20:30 В Лионе прошла католическая церковная служба, в которой приняли участие мусульмане и иудеи.

Фото телеканала ITele.

На этом мы завершаем нашу онлайн-трансляцию. Следите за другими новостями на нашем сайте завтра, 27 июля.

На самом деле я знаю, что отец Кусто из Беларуси. Ведь он – отец мировой океанографии. Будучи студентами, мы засматривались его фильмами, которые были очень популярны. И сегодня мы продолжаем его дело, – рассказал телеканалу СТВ директор французского «Океанополиса» Эрик Хусенот

Действительно, отец известного исследователя морей и изобретателя акваланга Жака-Ива Кусто был выходцем из Витебской области. Правда, звали его тогда Данила Куст. И жил он в деревне Лынтупы.

В конце XIX - начале XX века из окрестностей Лынтупов (приграничный поселок на северо-западе Беларуси) во Францию на заработки уехали два брата. Один из них вернулся с деньгами домой. А второй остался за рубежом, женился на француженке, и у них появился сын. Свои имя и фамилию Данила Куст переделал на французский манер, став Даниэлем Кусто. Сына же назвали Жак-Ив.

Даниэль Кусто был юристом, и семья много путешествовала. Жак-Ив родился в небольшом городке Сент-Андре-де-Кюбзак винодельческого региона Бордо.

Во время Первой мировой войны Даниэл Кусто стал безработным, но после войны он снова нашёл работу в компании американца Евгения Хиггинса. Ему пришлось много путешествовать, братья Пьер-Антуан и Жак-Ив учились в школе. Большую часть года они жили в школе-интернате. Кусто рано научился плавать и на всю жизнь полюбил море.

Согласно его первой книге, «В мире безмолвия», Кусто начал погружаться в воду, используя маску, трубку и ласты, вместе с Фредериком Дюма и Филиппом Талье в 1938 году. В 1943 году он испытал первый прототип акваланга, разработанный им совместно с Эмилем Ганьяном. Это впервые позволило проводить длительные подводные исследования, что в значительной степени способствовало улучшению современных знаний о подводном мире. Кусто стал создателем водонепроницаемых камер и осветительных приборов, а также изобрёл первую подводную телевизионную систему.

В 2011 году в Минске появился памятник Жак-Иву Кусто. Такой подарок ко Всемирному дню океана преподнес городу один из студентов столичной академии искусств.

Полуметровый бюст разместился в Минском центре океанографии.

Духовенство и прихожане храма во французском Руане с самыми теплыми чувствами вспоминают своего священника Жака Амеля, зверски убитого во вторник исламистами при нападении на церковь.

Знающие его люди говорят, что отец Жак был очень добрым человеком, безотказно помогавшим другим людям, обладавшим большой харизмой.

Он был вторым священником в своем храме. Служить во вторник должен был его коллега Огюст Моанда-Фюати, но судьба повернулась так, что на его месте оказался отец Жак, пишет The Guardian .

Жак Амель родился в 1930 году в Дарнетале, а рукоположен был в 1958 году. Через два года исполнилось бы 60 лет его священнического служения. "Священники могут уходить на пенсию в 75 лет, а он продолжал служить, принимал активное участие в жизни прихода", - рассказал один из его собратьев. "Вы когда-нибудь видели священника на пенсии? Я буду работать до последнего вздоха", - приводит слова отца Жака портал "Православие и мир" .

Как уже сообщалось, утром 26 июля он служил в храме в городе Сент-Этьен-дю-Рувре в Нормандии. Внезапно в собор через заднюю дверь ворвались двое мужчин, взяли в заложники нескольких прихожан, отец Жак при нападении погиб. СМИ сообщают, что террористы перерезали священнику горло. Нападавшие выкрикивали разные исламистские лозунги, указывающие в том числе на их связь с "Исламским государством" (запрещенная в РФ террористическая группировка ДАИШ).

Комментируя трагическое происшествие, архиепископ Руана Доминик Лебран сказал: "У Католической церкви нет другого оружия, кроме молитвы и братства, я прошу не поддаваться насилию и быть апостолами любви. Происходит немыслимое. Но мы видим, в каком направлении надо идти".

Прихожане заявили, что были потрясены убийством. Жак Амель был "очень скромным", рассказала женщина, которая еще молодой девушкой ходила на занятия катехизиса, которые вел отец Жак. "Ему не нравилось выставляться. Его очень ценили в приходе".

Первый священник храма Моанда-Фюати, который во вторник должен был служить мессу, сказал газете Liberation, что случившееся повергло его в шок. По его словам, трудно вообразить себе, как такое могло случиться. "Нам никогда не угрожали", - сказал он.

Ватикан охарактеризовал произошедшее в Руане как "варварское убийство" и "ужасающее насилие … в церкви, священном месте, где должна царить любовь к Богу".

Через некоторое время после нападения на церковь в соцсетях появились посты, в которых говорится, что мученическая смерть отца Жака -кратчайший путь к святости. В Twitter начал распространяться хэштег #santosubito. Этот призыв в переводе с латыни означает "святой немедленно".

Loading...Loading...