Традиции выбора шамана у народов центральной и западной сибири. Сибирские шаманы: Убивающие словом

Собрал эти фото, снабдив их краткими сведениями о том, кто и когда был на них изображен. Нам показалось заманчивым попытаться заглянуть в глаза сибирским шаманам. Хотя вообще-то делать это не рекомендуется…

Шамани́зм (также шама́нство) - ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов, сообщает fogelman .

Несколько дней собирала подписи к фотокарточкам, искала источники. Хотела сейчас написать, что была проделана большая работа, но что-то мне подсказывает, что все только начинается…

Сибирские шаманы

Тувинский шаман Николай Ооржак:

Ойуун (в переводе с якутского «шаман»):

Эвенкийский шаман:
(фото из коллекции Красноярского краеведческого музея)

Я не знаю [пока] почему, но это фото в интернете используется в качестве иллюстрации к рассказу о загадках Кашкулакской пещеры - например!

Великий эвенкийский шаман Федор Полигус:
Фото 1901 года.

Рассечение, обряд посвящения в ойууны :
Художник - Тимофей Степанов
Еще работы Тимофея Степанова -

Susan Seddon Boulet (1941-1997). Ее картины похожи на легкие сны - мягкие и приглушенные краски, люди со звериными головами и звери, таящиеся внутри людей, реальность, сквозь которую прорываются иные миры также, как и мир, окружающий нас, прорывается подчас в наши собственные сны… Она считается основательницей т.н. «Visionary art» - изображению увиденного в измененном состоянии сознания, медитации или трансе.

Якутский шаман (открытка):

Обратная сторона открытки:


(открытка продается)

Художник - Азат Миннекаев
Сайт художника

Альбом с работами Азата Миннекаева -

Шаманизм сформировался в рамках древнего дуалистического мировоззрения, разделяющего мир на обыденный и сакральный. В основе его концепции лежит анимистическая картина мира: вера в духов и божеств природы, душу людей, духов-помощников шамана.

В традиционной культуре понятие "шаманизм" можно интерпретировать как целостную систему, включающую в себя религиозно-мифологическое мировоззрение, широкую культовую практику, институт шаманства.

Сибирский шаманизм, в частности, отражает классическое шаманское мировоззрение. Благодаря русским путешественникам и ученым-исследователям Сибири слово "шаман", взятое из тунгусо-маньчжурских языков, стало известно во всем мире.

Шаман

Традиционно шаманы играли важную роль в жизни своих соплеменников. Связанные с широким кругом людей, они являлись защитниками и посредниками между миром людей и миром духов.

Шаман - посредник, избранный духами. Важную роль в становлении личности шамана играли обряды посвящения, увеличения сакральной силы и обретения им статуса Большого шамана.
Слово "шаман" связано с глаголом "са" - "знать". Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций и категорий шамана. Например, шаманы у якутов назывались "ойун", а шаманки - "удаган"; у ненцев - "тадебей"; у бурят - "боо"; у кетов - "сенин"; у юкагиров - "алма"; у эвенков - "саман", "шаман"; у алтайцев - "кам". Известно, что от последнего тюркского слова "кам" произошло и слово "камлание", обозначающее обрядовое действие шамана в состоянии экстаза, которое осмыслялось как полет по мирам Вселенной.

Шаманский дар

Шаманский дар передавался по наследству, чаще - через поколение от деда к внуку.Важно было избранничество будущего шамана духами, которые "принуждали" его к шаманской практике. Избрание сопровождалось особым психологическим состоянием, так называемой "шаманской болезнью". Случалось это обычно у сильных шаманов в возрасте 12 лет. Становление будущего шамана длилось от семи до двенадцати лет.

Обучение

Обучение будущего шамана осуществлялось опытным наставником. Если род признавал за кандидатом в шаманы право быть таковым, то проводился обряд посвящения, во время которого каждый атрибут освящался и наделялся сакральной силой (обряды "оживления").

Первыми атрибутами начинающего шамана могли быть изображения духов-помощников, нагрудник, посох, бубен и колотушка.
Опытный шаман передавал молодому не только свои атрибуты, но и знание о явлениях природы, промыслах и т. д. Например, у ненцев осенью и весной шаманы отправлялись в тундру, изучали состояние почвы, следили за прилетом птиц, анатомировали животных. По всем этим признакам они составляли представление о состоянии пастбищ и изобилия охотничьих угодий. Все эти действия проводились обязательно в тайне от сородичей.

Костюм

В костюме были сосредоточены все жизненные силы шамана и его предков, он являлся главным атрибутом перевоплощения в облик своего зверя (оленя, медведя, тигра, волка) или птицу-двойника.
Воплощаясь в него, шаман обретал силу всевидения и становился полудухом-получеловеком, звериный двойник которого мог проникать в недоступные миры обратной реальности, представляющиеся как полеты во Вселенной.
Сильный шаман в течение жизни имел несколько головных уборов - от простой шапки до железной короны. Головной убор сильного шамана у селькупов, эвенков и бурят представлял собой железную "корону" с рогами. Рога на таких головных уборах служили орудием борьбы: шаман бодался со злыми духами.
Кафтан или парку с подвесками получал сильный шаман, уже имевший нагрудник, головной убор и колотушку с бубном.

Категории шаманов

У народов Сибири и Дальнего Востока шаманы делились на категории в зависимости от их способностей.

Наиболее сильными считались так называемые "железные" шаманы Центральной и Восточной Сибири (например, эвенки), связанные с кузнечеством и использовавшие металл (преимущественно железо) в атрибутике.

Отличительной чертой южно-сибирского шаманства (алтайцев, тувинцев, хакасов) и связанного с ними якутского и бурятского являлось разделение шаманов на белых, камлавших в Верхний мир, и черных, камлавших во все миры.

Преобладание семейной формы шаманства и широкая практика травестизма (перемены пола) были характерны для народов Северо-Востока Азии (чукчей, коряков, эскимосов).
В шаманской практике народов Амура (нанайцев, удэгейцев, орочей и других) в равной степени сочеталось родовое шаманство с производственной и календарной обрядностью.
У западносибирских народов (кетов, хантов, ненцев и других) сложилась специализация сакральных лиц: гадателей и предсказателей, певцов, отправителей промысловых культов, собственно шаманов.

Шаманы - посредники между мирами

Шаманы, будучи посредниками между миром людей и миром духов, обладали не только способностью видеть иную особую реальность и путешествовать по ней, но и пребывать одновременно в двух мирах. Вселенная представлялась особой реальностью - сакральным пространством и временем, в котором действуют свои особые законы, отличные от обыденной жизни.

Основными функциями сибирских шаманов были гадание и предсказание, лечение, проводы души.
Кроме того, сибирские шаманы могли отправлять промысловые, семейные и погребальные культы.

Современный шаманизм

Современный шаманизм обретает новые формы, новое прочтение древних представлений и ритуалов. В настоящее время известны сибирские шаманские школы в Якутии, Туве, Хакасии, на Алтае, сочетающие традиции с новой интерпретацией духовного (мистического и ритуального) опыта. Эта тема поиска пути обретения человеком гармонии с собой и восстановления во многом утраченных связей с природой и культурой - является лейтмотивом не только шаманского мировоззрения, но и личностных исканий современного человека.
Это осознание необходимости связи со своими истоками, корнями, с традициями своего народа, культурным и природным пространством.

Похожие статьи:

Не только бубен, но и костюм шамана отражал представления народов Сибири о мировом пространстве. Шаманское облачение, как и бубен, было индивидуальным, принадлежащим лично шаману культовым предметом, позволявшим осуществлять обрядовые действия. ...

Коренные якуты издревле верят в Айыы, в духов Огня, Воды, Земли, Охоты, Дома. Во время моей поездки мы не раз спрашивали о религии, встречаясь с разными людьми, многие рассказывали очень интересные и новые вещи, что стало стимулом прозондировать вопрос чуть глубже по возвращении домой. Конечно мы интересовались, кто же такие настоящие якутские шаманы, существуют ли они на самом деле и какими способностями обладают.Также мы побывали в этно-усадьбе семьи Атласовых, где хозяйка Валентина Иннокентьевна показала нам несколько традиционных...

Миф. Это слово, вкладывая в него различное значение, используют ученые многих специальностей - фольклористы, этнографы, историки, философы и т.п., а также политики разных времен. Общее, пожалуй, в этих определениях то, что миф символизирует вымысел, ошибочное объяснение. Для тех, кто создал миф, он является истиной, частью знаний об окружающем человека мире, о жизни человеческих общностей различных уровней. Так, миф о первопредках, о знаменитых героях и др. были для каждого этноса частью исторических преданий и рассказов. Именно поэтому...

На территории Сибири и Дальнего Востока сохранились древнейшие наскальные рисунки и предметы, обнаруженные археологами, изображающие животных, сцены ритуальной охоты, фигуры колдунов, одетых в шкуры животных и совершающих магические пляски с целью умножения плодовитости животных и людей. В основе религиозных представлений народов Сибири лежит вера в духов природы...

Введение 4

1. О шаманах и шаманизме 5

1.1 Шаманский дар 6

1.2 Обретение шаманских способностей 7

1.3 Основные цели шаманизма. 8

1.4 Ритуальные атрибуты 8

1.5 Методы деятельности шамана. 10

2.1 Отбор шаманов в Западной и Центральной Сибири 12

2.2 Отбор у тунгусов 14

2.3 Отбор у бурятов и алтайцев 15

2.4 Обучение шаманству 17

2.5 Обряд посвящения шамана у нанайцев 18

2.6 Внешние черты обряда у нанайцев. 18

Заключение 23

Список использованной литературы 24

Введение

Шаманизм - это прежде всего сибирское и центральноазиатское религиозное явление. Это слово пришло к нам через русский язык от тунгусского шаман. Шаманизм как таковой был обнаружен и описан первыми путешественниками по различным регионам Центральной и Северной Азии. Позже подобные магико-религиозные явления были зафиксированы в Северной Америке, Индонезии, Океании и т. д. Однако сразу же необходимо отметить, что наличие какого-либо шаманисткого феномена в том или ином регионе вовсе не означает, что магико-религиозная жизнь данного народа сосредоточена именно вокруг шаманизма. То есть, это не исключено (пример - некоторые районы Индонезии), но это не самый распространенный случай. Обычно шаманизм сосуществует с другими формами магии и религии.

Шаманы - это личности, выделяющиеся на фоне своих обществ определенными чертами, которые в культурах современной Европы считаются признаками "призвания" или, по крайней мере "религиозного кризиса". От остальных членов сообщества их отличает интенсивность их личного религиозного переживания. Другими словами, более корректным было бы отнести шаманизм к мистическим, а не к "религиозным" феноменам. Шаманизм всегда остается техникой достижения экстаза как прерогатива определенной элиты, составляя в некотором смысле мистическое ядро данной религии. Народы, считающиеся "шаманскими", приписывают существенное значение экстатическим экспериментам своих шаманов; этот опыт касается непосредственно каждого, так как именно шаманы с помощью своих трансов исцеляют соплеменников, провожают их покойников в Царство Теней и служат посредниками между ними и их богами - небесными или адскими, большими или малыми. Эта избранная мистическая элита не только управляет религиозной жизнью общества, но и определенным образом заботится о его "душе". Шаман является великим специалистом по человеческой душе; только он "видит" ее, поскольку знает ее "форму" и предназначение.

О шаманах и шаманизме

Находки украшений-амулетов, фигурок птиц и людей, а также изображения животных, и особенно древние погребения свидетельствуют о том, что у первобытных обитателей Сибири достаточно развитые представления об окружающем мире. При этом мир они воспринимали немного иначе чем мы. Их представления о мире носили ярко выраженный мистическо-религиозный и мифологический характер.

Мир сибирских народов с глубокой древности и до начала XX столетия был населен множеством богов и духов. По верованиям древних духи жили повсюду: в небе и в воздухе, в камне и в дереве, в воде и в земле. Им подчинялись природные стихии, животный и растительный мир и, конечно, человек. Духи могли быть добрыми и злыми, могучими или слабыми, они помогали и вредили, защищали и нападали, также как люди, они радовались, огорчались, любили, ненавидели, дарили, отбирали, благодарили и вымогали. В повседневной жизни люди с глубокой древности постоянно общались с миром духов, приносили жертвы и просили о помощи. Духи добрые и злые постоянно находились рядом с человеком, образуя свой загадочный и непостижимый мир. Их представляли в разных обличиях: в виде зверей, птиц, грозных воинов, красивых девушек, сморщенных старух, уродливых чудовищ и прочих неведомых существ. Люди изготавливали их фигурки, заменяющие самих духов. Кормили, наряжали, дарили фигуркам вещи, говорили с ними. Может быть остатки фигурок таких духов и богов нашли археологи в Мальте и Бурети. Люди верили, что жизнь каждого человека и любого коллектива зависела от воли богов и духов, и от того, какие отношения складывались у людей с этим незримым миром.

Мир духов действительно был незримым, ибо простому человеку не дано было его видеть или слышать. Только немногие, избранные самими духами, могли проникнуть в этот мир, чтобы встретиться с потусторонними существами, говорить с ними, просить о помощи и даже вступать с ними в опаснуюю битву, защищая сородичей. Таких людей в Сибири называли шаманами. Большинство ученых считает что первые шаманы появились в эпоху верхнего палеолита. Не исключено, что это именно они изготавливали амулеты-украшения, отпугивающие от сородичей злых духов.

Традиционно шаманы играли важную роль в жизни своих соплеменников. Связанные с широким кругом людей, они являлись защитниками и посредниками между миром людей и миром духов.

Шаман - посредник, избранный духами. Важную роль в становлении личности шамана играли обряды посвящения, увеличения сакральной силы и обретения им статуса Большого шамана.

Слово "шаман" связано с глаголом "са" - "знать". Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций и категорий шамана. Например, шаманы у якутов назывались "ойун", а шаманки - "удаган"; у ненцев - "тадебей"; у бурят - "боо"; у кетов - "сенин"; у юкагиров - "алма"; у эвенков - "саман", "шаман"; у алтайцев - "кам". Известно, что от последнего тюркского слова "кам" произошло и слово "камлание", обозначающее обрядовое действие шамана в состоянии экстаза, которое осмыслялось как полет по мирам Вселенной.

Шаманский дар.

По рассказам шаманов они получили этот дар либо от предков шаманов, либо непосредственно от духов. Шаманский дар это не только награда избранному, это скорее тяжкое бремя, так как от него нельзя отказаться, иначе духи замучают.

Становится шаманом человек не по своей воле, а по велению духов, избирающих его для этой цели. Случалось это обычно у сильных шаманов в возрасте 12 лет. Становление будущего шамана длилось от семи до двенадцати лет. Внешне подобный выбор проявляется в виде так называемой «шаманской болезни» - особого душевного состояния, близкого к трансовым и предтрансовым состояниям. Обычно перед тем как стать шаманом человек тяжко болеет, у него бывают галлюцинации, кошмарные сны, боли во всем теле. Так духи принуждают его принять шаманский дар. В таком случае обращаются к опытному шаману, и он рассказывает, что надо делать. Под его руководством совершается первое камлание или посвящение. Шаманы рассказывают, что во время посвящения духи уносят их в небеса, расчленяют тело, варят его в котле, обдирают мясо от костей, и только потом собирают человека вновь, вдыхают в него новую душу и учат как нужно шаманить.

После этого камлания жизнь человека круто меняется. Он становится шаманом. Это значит, что он уже не может свернуть с избранного пути, не подвергая себя смертельной опасности. Все последующую жизнь он связан с духами, они направляют и учат его. В любое время года, независимо от желания, он должен камлать по первому зову людей или духов, чтобы служить тем и другим одновременно, осуществляя непрерывную связь между миром людей и миром духов.

Обретение шаманских способностей.

В Сибири и Северо-Восточной Азии главными методами отбора шаманов являются: 1) наследственная передача шаманской профессии; 2) природное призвание ("призыв" или "выбор"). Встречаются также случаи, когда шаманами становятся по своей воле (как, например, у алтайцев) или по воле рода (тунгусы и др.). Последние, однако, считаются более слабыми, чем те, кто унаследовал эту профессию или последовал "зову" богов и духов9. Однако выбор, совершаемый родом, зависит от экстатического опыта кандидата: если такого опыта нет, то юноша, намеченный заранее на место старого шамана, исключается из перечня кандидатов.

Независимо от метода отбора, кандидат признается шаманом только после наставления двойного порядка: 1) экстатического (сны, трансы и т. д.); 2) традиционного (шаманские техники, имена и функции духов, мифология и генеалогия рода, тайный язык и т. д.). Это двойное наставление, даваемое духами и старыми наставниками-шаманами, равнозначно посвящению. Иногда посвящение является публичным и само по себе составляет автономный ритуал. Однако отсутствие подобного рода ритуала вовсе не означает отсутствия посвящения: оно вполне может осуществляться во сне или в экстатическом переживании неофита.

Будущий шаман, в связи с посвящением должен пройти определенные испытания и получить наставления - иногда чрезвычайно сложные. Только это двойное посвящение - экстатическое и дидактическое - превращает кандидата из возможного невротика в признанного обществом шамана. То же замечание относится и к происхождению шаманских способностей: существенную роль играет не отправная точка в обретении этих способностей (наследство, дар духов, добровольный поиск), а техника и лежащая в ее основе теория, передаваемые при посвящении.

Основные цели шаманизма.

В отличие от множества других шаманских культур, где колдун, в основном, занимается «глобальными» вещами – корректирует погоду, урожай, защищает скот и т.п., сибирский шаман ориентирован, прежде всего, на целительство. Врачевательские обычаи сибирского шаманизма не имеют аналогов в других магических традициях. Здесь не используются никакие виды лекарственных растений или зелий. Весь целительский обряд построен на заклинании духов через камлание.

Другая область деятельности шамана – защитная магия. Но, опять-таки, направлено это колдовство, в основном, на человека и его потребности, редко – на род или племя в целом.

И, наконец, третья важная ветвь шаманского искусства – вредоносная магия различных типов.

Мало кто знает о таком уникальном явлении как сибирский шаманизм. Даже сами сибиряки имеют смутное представление о содержании этой части культуры коренного населения Северной и Центральной Азии.

Кстати, слово "шаманизм" пришло к нам из эвенкийского языка и означает оно "тот, кто знает". Отношение к шаманизму у современного человека строится на скупых упоминаниях из школьного курса, детских сказках, домыслах и слухах.

В результате взгляд на это сторону культурной жизни многих народов приобретает весьма упрощенный и стереотипный вид. Давайте же взглянем на шаманизм под другим углом, развенчав попутно несколько мифов о данной стороне быта коренных сибирских народов.

Шаманизм - крайне примитивное явление. Обычно шаманизм считают примитивной верой отсталых народов, далеких от цивилизации. В разные исторические эпохи подобными эпитетами награждались Китай, Япония, Ближний Восток. Сегодня же мало кто сомневается в высоком культурном уровне этих народов, отмечая особенный менталитет, культуру, жизненные позиции. Сегодня трудно провести четкую грань между цивилизованными и примитивными народами. Если отталкиваться от экономического благосостояния, то стоит ли развитие региона потере привычной среды обитания народов Восточной Сибири? Можно говорить о низком уровне знании и примитивности цивилизованного мира, который допускает экологические проблемы, что говорит о непонимании взаимодействия человека с природой. Можно сравнить автомобиль и лошадь, для европейских ценностей машина - показатель цивилизации. Авто позволяет быстро перемещаться, требует не так много ухода. Лошадь же - живое существо, с которым еще нужно найти контакт, это не машина, не вещь. Так где же кроется примитивизм? Мы считаем глупостями то, о чем говорят шаманы - истории о духах, которые и являются источниками бед, несчастий, приобретений. Но такой атеистический подход отвергает и все другие религии. Ведь любая религиозная конфессия зиждется на постулатах, которые принимаются исключительно на веру. Нельзя считать шаманизм более простым по сравнению с другими религиями, ведь одним и те же явлениям придается просто разный смысл и терминология. Когда-то для конкистадоров и инки были примитивными существами, которых следовало покорить и ограбить. Сегодня же мы находим загадки древних народов и не можем до конца разгадать их. Мы не можем до конца понять шаманизм, так как не имеем полной информации о его структуре и иерархичности. А ведь эта вера по сложности не уступает и мировым религиям.

Шаманы патологичны и неполноценны. Этот миф возник вместе со становлением патопсихологии. В разное время ученые выделяли в поведении шаманов эпилепсию, энцефалопатию нервные болезни, истерию и т.д. Такую точку зрения во многом подпитывали и шаманы своими рассказами о некоей "шаманской болезни". Однако внимательное рассмотрение обнаруживает черты, которые не вписываются в общепринятый подход. К примеру, значительное число патологических симптомов, наблюдаемых в состоянии транса, в повседневной жизни замечены не были. Любопытно, что во время шаманского камлания вес облачения священника мог доходить до 20 кг, ритуал мог длиться всю ночь. Все это время шаман бил в бубен и танцевал, прыгал. Читал заклинания. Исследователи полагают, что хаотические движения с такой нагрузкой попросту бы разгромили бы все жилище, однако такого не происходит. Следовательно, шаманы четко осознают все происходящее, рассчитывая свои движения, отвергая доводы о несостоятельности. Исследование же психологических особенностей шаманов показало, что их память и способности к самоконтролю намного выше средних. Зачастую именно шаманы являются носителями устного эпоса. Якутский шаман в общеупотребительном словаре имеет 4000 слов, тогда как его поэтический словарь включает 12000 слов. Это свидетельствует о богатом внутреннем мире шамана, он способен передать и осознать большой опыт.

Последователи шаманизма сами примитивные люди. Нам как минимум странно слышать об одухотворенности неживой природы. Однако в повседневной жизни часто мы относимся к окружающим предметам, как к живым. Шаманизм просто последователен, отфильтровывая именно те случаи, которые демонстрируют одухотворенность неживого мира. К тому же многие образованные люди в Сибири, с высшими образованиями, имеющие высокий социальный статус и доход нет-нет, да и остановятся на местах почитания эжинов-хозяев местности. Кто-то ленточку повяжет, кто-то бросит монетку или конфету, а кто-то брызнет алкоголя. Фактически, проживая совместно с коренными народами, пришельцы со временем перенимают их поведенческие модели. Сегодня в сибиряке можно встретить нотки христианства, буддизма, шаманизма, атеизма и мусульманства, при этом они соседствуют без особых разногласий.

Шаманы и их культура асоциальны. Что же такое эта асоциальность? Прежде всего шаман представляется нам человеком в старом чуме в тайге, окруженный дикими животными. Настроены шаманы против человека, отнимая души и жизни, относясь к нуждам других с пренебрежением. Шаманизм, якобы не ориентирован на такое общество, в котором не решаются социальные задачи, основой является общение с потусторонним миром. Первая часть утверждения отчасти верна. С некоторых пор шаманы разделились на белых и черных, в зависимости от интересов. Сегодня черные шаманы - потомки тех, кто при переходе общины от охоты к скотоводству не захотели отказываться от своих амбиций и подстраиваться под изменяющуюся среду. Основной интерес для них представляет человек и его взаимодействие с природой и миром в целом. Считается, что такие шаманы способны путешествовать в нижние и реже в верхние миры. По сути, это - целители, которые могут вести борьбу с духами. Обычно такие люди предпочитают уединенный образ жизни, хотя семейных забот не избегают, обзаводятся потомством. Белые же шаманы выполняют роль сказителей, выполняя обряды для нужд целой общины - взывая к высокой урожайности, во избежание болезней и т.д. Такие люди устанавливают связь между природой и обществом, в нижние миры они путешествовать не могут. Проще говоря, белый шаман занимается профилактикой, а черный - борьбой. Белые шаманы являются активными членами общества, ведут как и все хозяйство, создают семьи, однако руководителями фактически не являются, довольствуясь ролью духовных лидеров. Относительно отношения к другим людям следует отметить, что шаманы являются продуктом своего общества, все зависит от окружения. Похищение душ и наведение мора - это работа для черных шаманов, которые в силу своих особенностей и способностей вынуждены участвовать в этой стороне жизни общины. Причиной таких действий может являться обида власть имеющего, подобные явления имеют корни в самом общественном укладе. В нашем современном мире и среди других конфессий есть истории, которые компрометируют суть учения, так что шаманизм в этом плане более искренен. Для шаманов находится в обществе своя ниша, хотя по большому счету такие истории больше звучат в сказаниях, в современном мире людей, способных на этом уровне навредить другим очень мало. Преемственность постепенно сходит на нет. Шаманы обладают ценностной ориентацией, которая стремится сохранить природное окружение, в котором и вырос человек. Шаманизм возвращает людей к природе, сохраняя невидимые связующие нитки. Существуют некоторые табу, которые и демонстрируют трепетное отношение к природе. Шаманы считают, что необходимо что-то непременно отдавать взамен, если уж взял что-то. Срубленное дерево необходимо окропить кровью, извиниться перед сорванным цветком. Такие действия готовят сознание к бережному отношению к природе или же, как модно говорить, формируют экологическое сознание.

Шаманизм по сути - искаженная версия буддизма. Этот миф был сформирован нашими учеными в первой половине двадцатого века. Считалось, что буддизм, распространившись на север с Тибета, трансформировался местными племенами в шаманизм. Для доказательства версии проводились параллели между обрядами, костюмами, атрибутами и т.д. Качества буддийских и шаманских масок для обрядов отличались - возникло предположение, что племена шаманской веры заимствовали их у буддистов. Буддистская же практика Чод трансформировалась в шаманскую болезнь. Однако исследования, проведенные уже позже, показали, что шаманизм присущ не только Сибири - подобные верования существовали и в других частях света, во всех вообще культурах на определенных этапах развития. Сегодня можно с уверенностью назвать шаманизм прарелигией. Во всех мировых религиях и их потомках мы можем выделить элементы более древних воззрений на мир, которые и относятся именно к мировосприятию шаманизма.

Шаманизм является черной верой, в итоге душа отдается дьяволу. Часто можно услышать, что шаманизм отрицает наличие единого бога, шаманизм - языческая вера, которая ведет к отягощению кармы, запутанности. Такие мнения доносятся со стороны других конфессий. Главное, что заложено в данном мифе - это цели и методы. Отличительной особенностью большинства людей является то, что они постоянно что-то ищут - лучшее, большее. Именно эту нестабильность и пытаются преодолеть религии, в том числе и шаманизм. Шаманы помогают преодолеть внутренний дисбаланс и найти себя в гармонии с природой. Все заболеваний человека - физически и психические, есть проявлениями внутренней дисгармонии, поэтому в шаманизме так и распространены суеверия и табу, чтобы не нарушать гармонию, приметы, чтобы диагностировать появляющиеся признаки разлада, гадания и другие эксцентричные действия. Главная цель всего это, повторимся, поддержка и диагностика связи с миром, которая нарушена вследствие жизненных обстоятельств.

Шаманизм непонятен для человека, так как слишком абстрактен. Данный миф возникает из-за сбоя в понимании, которое основывается в своей сути на мыслительном процессе. Для понимания необходимы опыт и слова для его описания. Другим аспектом понимания является соответствие новой информации со старыми представлениями. Мы знаем, что шаманист поклоняется духам. Дух для нас - некая потусторонняя сила, влияющая на мир и на нас. Обычно так мы представляем Бога. Шаманизм говорит, что духов много, мы же логично приходим к тому, что присутствует многобожие. В данном случае происходит интерпретация опыта, а непосредственно он сам отсутствует. В русской культуре само слово поклонение происходит от "поклон", то есть выражение почтения, уважения и покорности, а вот шаманист относится иначе к духам. Применительно к нашим понятиям можно сказать, что шаманы воспринимают духов больше как хозяев местности, на которой люди - всего лишь гости. Причина разногласий лежит всего лишь в неправильной интерпретации опыта и слов, шаманизм всего лишь иначе трактует реальность.

Загадочный человек в причудливой одежде, камлающий с бубном, заклинатель духов и народный целитель – таким мы представляем себе шамана. Многие жители Сибири все еще верят в могущество местных прорицателей и колдунов. И мало кто знает, какие шокирующие факты порой скрыты за магическими ритуалами шаманов.

Эпилептический припадок

Арктическая истерия – это психопатическое заболевание, которому подвержены жители Сибири и Крайнего Севера в силу ряда объективных факторов, таких как низкие температуры, малочисленность, недостаток витаминов и т.п.

Шведский религиовед Оке Ольмаркс (1911-1984 гг.) полагал, что шаманизм является ярко выраженной формой проявления арктической истерии, когда человек переживает эпилептические припадки. Больной считает свои галлюцинации общением с духами и верит во все сверхъестественное. Единственным отличием обычных психопатов от шамана является то, что он может контролировать припадки, намеренно вызывать их с помощью особых техник.

Смерть за отказ от шаманизма

Если духи предков избрали человека шаманом, то он должен принять свое предназначение или умереть. У народов Сибири считается, что прежде чем получить способности прорицателя и целителя человек переживает так называемую «шаманскую ломку». Это необъяснимая болезнь, исцелиться от которой возможно, только начав общение с духами.

Для многих людей возникающие у них видения становятся настоящим шоком, рушится привычное восприятие мира, жизненные планы проходят переоценку. Если избранный не готов полностью изменить свою судьбу, то он серьезно заболевает. Отказ от шаманизма для такого человека означает скорую смерть.

Брак с божеством или духом

Румынский историк и философ Мирча Элиаде (1907-1986 гг.) в своей книге «Шаманизм: архаические техники экстаза» написал, что шаманы часто заключают ритуальные браки с различными божествами или духами-покровителями. Они уверены, что вступают в сексуальные отношения с обитательницами иных измерений, находясь в состоянии транса.

Бывали случаи, когда такая вот мистическая жена требовала от шамана развестись, если он состоял в браке до получения магических способностей. И смертные мужья не смели противиться воле «небесных» дам.

Шаманизм предполагает не только деловые, но и сексуальные связи с духами. Это краеугольный камень подобных верований.

Семяизвержение во время камлания

Шаманский экстаз равносилен символическому половому акту. Как правило, ритуал камлания с бубном заканчивается семяизвержением. Особое состояние сознания, когда прорицатель «соединяется» с духами, богинями, магическими помощниками, практически неизбежно вызывает эрекцию у мужчины.

Часто мистические переживания шаманов связаны с сексуальными эмоциями. А тесная связь между тем, что происходит в сознании человека, и физиологическими реакциями его тела на воображаемые события, не вызывает сомнений у психиатров.

Они – оборотни?

Духи-помощники шаманов часто предстают в образах разных зверей, птиц, рыб и пресмыкающихся. Подражая движениям и повадкам тотемного животного, во время камлания человек символически перевоплощается в представителя фауны. Он надевает на себя соответствующую шкуру и маску, издает звуки, похожие на рев, рычание, вой или клекот. Перевоплотившись, маг уходит в тайгу, веря в то, что на самом деле стал зверем.

Многие жители Сибири считают, что шаманы являются оборотнями. Причем, не только волками, но и медведями, бобрами, росомахами, змеями, воронами… Согласно преданиям, светлые и темные шаманы порой насмерть сражаются друг с другом, находясь в своих звериных обличиях.

Наркотики для экстаза

Обычно для достижения состояния транса шаману достаточно монотонных ударов в бубен и ритуальной пляски, но чтобы усилить экстаз они применяют дополнительные средства. Как правило, это наркотики. Речь идет о поедании галлюциногенных грибов, вдыхании дыма одурманивающих трав, курении специальных смесей.

Шаманы широко используют наркотическое опьянение для общения с духами и прорицания. Подобные вещества, как они полагают, помогают лучше настроиться на восприятие сверхъестественного мира и его обитателей.

Смена пола и «превращение» в женщину

Среди камчадалов, чукчей, коряков и представителей некоторых народов Сибири встречаются шаманы-трансвеститы. Чаще мужчины «превращаются» в женщин, хотя случается, что шаманки начинают одеваться и вести себя, как представители сильного пола. Такие люди даже могут вступать в браки, которые сейчас называются ЛГБТ-союзами.

Перевоплощение мужчины-шамана в женщину носит не ритуальный, а вполне реальный характер. Ну, разве что без операции по смене пола. И все по велению духов, явившихся во время камлания, разумеется. Причем, некоторым шаманам настолько претит сама мысль о подобном, что они предпочитают покончить с собой.

Пытки огнем и морозом

Молодой человек, получивший дар шамана от предков, походит немало испытаний. И это не только магическая ломка. Приняв свою судьбу, юноша находит учителя – опытного коллегу, который проверяет решимость неофита и делится с ним своими знаниями.

Будущий сибирский шаман переносит настоящие пытки и огнем, и морозом. Его, например, могут завернуть в мокрые простыни и выставить зимней ночью на улицу, где температура воздуха часто опускается ниже -50°С. И стоять он должен до тех пор, пока простыни не высохнут полностью.

Кроме того, шаману нужно приобрести символическую власть над огнем. Для этого он прикасается руками и ногами к раскаленному металлу, пока конечности не теряют чувствительность. Зато потом поражает людей, спокойно взаимодействуя с огнем.

Гадание на шаманских черепах

Шаманов обычно хоронят не на кладбищах, а в лесных чащах, чтобы их никто не беспокоил. Но у каждого сибирского народа есть свои традиции. Например, у юкагиров трупы прорицателей и целителей расчленяли, а кости делили между сородичами, поскольку считалось, что они спасают от злых духов.

Особое внимание уделялось черепам шаманов. Их обрамляли деревянной оправой и хранили как семейные реликвии. В Сибири даже гадали с помощью таких ритуальных останков, живые шаманы «спрашивали» у своих покойных коллег советы по разным вопросам.

Loading...Loading...