Построен успенский собор год. Успенский собор

Частная жизнь Андрея Малахова - самого популярного телеведущего России - как это всегда бывает с людьми, которых знает в лицо вся страна, окружена множеством мифов и домыслов. Сегодня, 11 января, он празднует день рождения, и мы решили раз и навсегда развеять или подтвердить часть из них. Близкие друзья именинника знают, что лучше жены этого примерного семьянина не знает никто. Поэтому мы не смогли удержаться от соблазна и задали Наталье Шкулевой 20 вопросов об ее известном супруге.

ФОТО из личного архива Натальи Шкулевой

ELLE: Правда ли, что Андрей, еще будучи старшеклассником, вел все школьные концерты и мероприятия?

Наталья Шкулева: Да, это правда. Он учился в музыкальной школе по классу скрипки, но очень не любил эти занятия. Поэтому, когда приходило время давать отчетные концерты, Андрей напрашивался на роль ведущего вместо исполнения сольных партий. Амплуа школьного шоумена нравилось ему больше всего.

ELLE: Правда ли, что Андрей закончил школу с серебряной медалью?

Н. Ш.: Это правда. Он закончил школу с серебряной медалью, а журфак МГУ - с красным дипломом.

ФОТО @natashashkuleva /Instagram

ELLE: Правда ли, что отношения с Андреем у вас начались со служебного романа в стенах нашей компании, а до этого вы не были знакомы?

Н. Ш.: Правда. Познакомились мы здесь, когда Андрей стал главным редактором журнала StarHit. Это был служебный роман в его классическом понимании.

ELLE: Правда ли, что ваше первое свидание c Андреем состоялось в брянской колонии?

Н. Ш.: Да, все было так. Он звонит мне и говорит: «Ты поедешь со мной?» Я спрашиваю: «Куда?» - «Это сюрприз. Встречаемся через час на Павелецком». Приезжаю, как договорились, на вокзал, а там меня уже ждет Андрей с цветами. Свидание было поздней весной, на мне был жакет Chanel, красивые брюки, на ногах - балетки. Мы заходим в СВ, а в нашем купе горят свечи Jo Malone и накрыт «стол» с французским вином и сырами. Куда едет этот поезд, я по-прежнему не знала. Мы разговаривали всю ночь напролет! Так началось наше первое свидание. А дальше мы, действительно, оказались в Брянске, в мужской колонии строгого режима, где Андрей снимал телевизионный сюжет.

ELLE: Правда ли, что Андрей сделал вам предложение во флорентийском палаццо, где до этого останавливалась Анджелина Джоли с Бредом Питтом и всем своим семейством?

Н. Ш.: Нет, все было не так. Мы, правда, останавливались с Андреем в этом дворце во Флоренции, когда ездили по Италии, и это было одно из самых романтических путешествий в моей жизни. Но предложение он мне сделал в Нью-Йорке, в ноябрьские праздники. Мы были в одном из самых модных в то время ресторанов города Bagatelle, там все и случилось. В какой-то момент Андрей встал на одно колено и спросил: «Ты выйдешь за меня?» А я в шутку ответила: «Я подумаю» и заплакала. Это была классическая сцена предложения в ресторане - на нас смотрели все. Конечно, я согласилась! Нам аплодировали все - и гости, и официанты. А дальше началось невообразимое - мы все начали танцевать на столах, и шампанское лилось рекой.

ELLE: Правда ли, что Андрей коллекционирует марки?

Н. Ш.: Правда. Но он коллекционирует только особые марки - те, которые связаны с Новым годом и Рождеством. У него огромная коллекция, в ней есть экземпляры со всего мира. Каждый раз, когда мы куда-то приезжаем, первое, что он делает - отправляется в антикварные магазины или на местную почту и скупает там новогодние марки. Для него по-прежнему лучший подарок - это рождественская марка, которой у него еще нет.

ELLE: Правда ли, что Андрей терпеть не может кошек?

Н. Ш.: Нет. Он любит всех животных, в том числе, и котов, и собак. Каждый год мы отдыхаем в Италии, и на территории дома, где мы останавливаемся, живет кошка. У них взаимная любовь: он с ней общается, играет, гладит, а она - всячески требует от него внимания. У нас нет домашних питомцев, но Андрей - точно не тот человек, про которого можно сказать, что он не любит животных.

ФОТО Из личного архива Натальи Шкулевой

ELLE: Правда ли, что в 1996 году Андрея во время съемок «Доброго утра» в Риме забрали в полицейский участок?

Н. Ш.: Да, это правдивая история. Это была одна из его первых заграничных командировок в качестве журналиста. Он рассказывал, что был настолько впечатлен Римом, что, оказавшись у фонтана Треви, вспомнил фильм Феллини «Сладкая жизнь» и окунулся воду. После чего его и забрали в полицию. Он заплатил штраф - это была очень приличная сумма на тот момент.

ELLE: Правда ли, что Андрей всегда носит крест?

Н. Ш.: Да. Андрей - верующий человек. И крестик всегда с ним - и днем, и ночью.

ELLE: Правда ли, что Андрей оплатил строительство церкви в родном городе Апатиты?

Н. Ш.: Да, это правда. В прошлом году я первый раз была в Апатитах и посетила эту церковь. Она очень красивая, уютная и домашняя. Чувствуется, что в нее вложили душу. Там очень теплая умиротворяющая атмосфера. Это серьезный вклад Андрея в жизнь и историю родного города.

ELLE: Правда ли, что Андрей иногда ездит в Валаамский монастырь за уединением?

Н. Ш.: Это правда. Обычно на свой день рождения он уезжает в святые места. Там он проводит несколько дней наедине с собой, Богом, душой.

ELLE: Правда ли, что Андрей регулярно ездит в метро в темных очках, надвинув капюшон?

Н. Ш.: Да, он периодически спускается в метро. Но не ездит там в темных очках! Андрей и так носит обычные очки, а капюшон наденет, только если на дворе зима, и он в куртке с капюшоном. В остальное время он, как правило, в костюме.

ELLE: Правда ли, что Андрей матерится как сапожник?

Н. Ш.: Нет, это ложь. Андрей вообще не употребляет нецензурную лексику.

ELLE: Правда ли, что Андрей все время опаздывает?

Н. Ш.: Увы, это так. Андрей непунктуальный человек. Я борюсь с этим, но понимаю, что все бесполезно. Опоздать, как минимум, на полчаса - для него это обычное дело.

ELLE: Правда ли, что у вас есть замок под Версалем и дом в США?

Н. Ш.: Нет, это неправда. У нас нет ни замка под Версалем, ни какой-либо недвижимости в Америке. Только в Москве!

ФОТО @natashashkuleva / Instagram

ELLE: Правда ли, что любимая исполнительница Андрея – Нина Симон?

Н. Ш.: Нет. Но допускаю, что она одна из немногих.

ELLE: Правда ли, что Андрей завел Инстаграм благодаря Нике Белоцерковской (известному блогеру Belonika)?

Н. Ш.: Да, правда. Она его к этому подтолкнула, в какой-то момент Андрей понял, что этой соцсети ему не избежать.

ELLE: Правда ли, что Андрей тренируется четыре раза в неделю?

Н. Ш.: Да, это правда. Но четыре раза в неделю - это минимум, который он сам себе установил. Но если была бы такая возможность, тренировался бы каждый день.

ELLE: Правда ли, что у вас во дворе постоянно дежурят его фанатки 14-15 лет, в надежде его увидеть?

Н. Ш.: Нет. За семь лет нашего брака я только пару раз видела девочек, дежуривших у подъезда. В остальном - все очень спокойно, толпы фанаток под окнами на стоят.

ELLE: Правда ли, что Андрей - главный по подъезду?

Н. Ш.: Да, это правда. Он главный активист, человек, который поддерживает в порядке подъезд и вкладывает собственные деньги и силы в ремонт: красит стены и перила, меняет двери, окна. У подъезда по стене вьется огромный плющ. Андрей за ним ухаживает, поливает, благодаря чему он разросся и стал настоящим украшением внутреннего двора. Можно сказать, что мой супруг делает ту работу, которую должно выполнять ТСЖ.

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

Правда ли, что Кока-Кола вредна?

Несомненно, Coca-Cola относится к самым популярным напиткам на планете. Трудно, наверное, найти человека, который бы не слышал о Кока-Коле, и так же трудно найти кого-либо, кто не пробовал этот знаменитый напиток.

И, конечно же, существует большое предубеждение против Кока-Колы: напиток многими людьми считается вредным для здоровья. Правда ли это? Правда ли, что Кока-Кола вредна?

Многие указывают, и вполне справедливо, что классическая Кока-Кола содержит большое количество сахара — до 5 чайных ложек на стакан (200 мл). Большие дозы сахара вредны всем, вызывая болезни зубов, кожи, увеличение веса. Особенно опасно такое количество сахара для больных диабетом.

Еще один компонент — ортофосфорная кислота — также способна разрушительно действовать на организм, разрушая зубы, слизистую желудка, вызывая тем самым гастрит. Также она приводит к снижению уровня кальция в организме, что приводит к развитию хрупкости костей.

Также в Кока-Коле содержится кофеин, который может вызывать нарушения работы нервной системы — бессонницу, возбудимость, нервозность. Кроме того, кофеин имеет мочегонный эффект, а вместе с мочой из организма вымывается немало полезных микроэлементов.

Углекислый газ, содержащийся в напитке, способен раздражать все органы желудочно-кишечного тракта. Он негативно влияет на работу клапана, который не дает содержимому желудка попадать в пищевод, в результате любитель Кока-Колы получает изжогу.

Но при всем при этом, исследования ученых показывают, что Кока-Кола не является каким-то особенно вредоносным напитком. Его негативное влияние на здоровье мало чем отличается от других газированных напитков. Такого типа напитки, не только Кока-Колу, не стоит употреблять людям, имеющим заболевания желудочно-кишечного тракта, например, гастрит, язву, нарушения работы желчного пузыря, поджелудочной железы. Кроме того, нужно отметить, что Кока-Кока вредна при постоянном употреблении в больших количествах. От того, что пропустите стаканчик-другой время от времени — ничего с вами не случится.

Можно, как пример опасности Кока-Кола привести пример, когда в напиток опускают конфеты Ментос и начинается фонтан.

Однако, все дело не в особой вредности Кока-Колы и Ментоса, а в строении Ментоса и ингредиентах конфеты и напитка. Шероховатости Ментоса запускают реакцию высвобождения углекислого газа, растворенного в напитке, а ингредиенты Кока-Колы и Ментоса усиливают ее. Это никак не связано с тем, вредна ли Кока-Кола или нет. В сочетании они даже неспособны разъесть желудок, как уверяют некоторые люди, но отвергают исследователи.

Кто и зачем придумал Кока-Колу?

Самое интересное, что первоначально напиток Кока-Кола предназначался для… лечения солдат времен Гражданской войны в США (1861-1865). Придумал напиток бывший офицер американской армии Конфедерации и по совместительству — фармацевт, окулист Джон Стит Пембертон (англ. John Stith Pemberton, годы жизни: 1831-1888). Его детство, юность прошли в Коламбусе, здесь он отучился в Университете фармацевтической школы.


Памятник Джону Пембертону

Во время войны раненным солдатам в качестве обезболивающего, чтобы перенести страдания, давали морфий (или же опиум). Морфий вызывал привыкание и, желая освободиться от его влияния, Пембертон, получивший в 1865 году ранение во время сражения при Коламбусе, начал искать средство, чтобы избавиться от пристрастия к морфию или хотя бы перебить его действие, переключив на что-либо другое. Итогом его изысканий стал напиток Pemberton’s French Wine Coca, содержавший вино, орех колы, тёрнеру (дамиан, кофеиносодержащий кустарник), и листья коки — произошло это в мае 1886 года. Впоследствии вино было исключено из состава. О наркотическом действии листьев коки в то время не подозревали, поэтому напиток вполне подходил под лечебные цели в соответствии с канонами медицины того времени. Напиток продавался в аптеках, не приносил особой прибыли и предназначался ветеранам войны для лечения зависимости от морфия, опиума, а также всем остальным — от депрессии, неврастении, при заболеваниях желудка, кишечника и почек.

Название напитка — Кока-Кола придумал бухгалтер Пембертона Фрэнк Мейсон Робинсон.

Впоследствии Пембертон продал права на выпуск Кока-Колы предпринимателю Асе Григгсу Кэндлеру (Asa Griggs Candler, годы жизни: 1851-1929). В 1892 году он основал ставшую всемирной известной компанию «The Coca-Cola Company». Состав впоследствии был изменен, в изготовлении напитка больше не используется кокаин.

Факих (р.г.) со своим иснадом передал от Суфьяна бин Гуйана (р.г.), сказавшего: «Иса (мир ему) сказал хаваритам (помощникам): «О соль земли, не совершайте развратные деяния, так как если что-нибудь испортится, то исправится оно только при помощи соли. Если же испортится соль, то оно ничем не исправится. О хавариты, не берите награды от тех, кого вы обучаете, но берите так, как я беру. Знайте, у вас есть две особенности из-за невежества и смеха. Первая осо­бенность - это смех, без удивления, вторая - сон во время рассвета».

Факих (р.г.) сказал: «Слова пророка Исы (мир ему) «Соль земли» означают, что это ученые, так как ученые исправляют (ошибки) людей и указывают путь в Ахират. Если ученые сойдут с пути, ведущего в Ахират, кто- же тогда будет показывать истинный путь и за кем тогда последуют невежды? Смысл слов Исы (мир ему): «Не берите награды от тех, кого вы обучаете, но берите так, как я беру» - в следующем: поистине, ученые - это наследники пророков, они обучают людей, как обучали людей пророки, не желая вознаграждений от них. Об этом Всевышний Аллах сказал:

«Скажи: я не прошу у вас награды за то, что обучаю вас, кроме дружбы к близким».

Также Аллах Всевышний сказал:

«Нет у меня никакого вознаграждения, кроме как от Аллаха».

Ученым необходимо следовать пророкам и не спрашивать награды за обучение. Под словами Исы (мир ему) «смех, без удивления» имеется в виду громкий смех, который является порицаемым и деянием невежд. Что касается слов: «сон во время рассвета», то это означает следующее: проводить без сна ночь, а затем спать во время рассвета является деянием глупцов».

Пророк (с.г.в.) сказал: «Сон в начале дня - глупость, сон в середине дня - благое качество, а сон в конце дня - незнание, то есть невежество».

Факих со своим иснадом передал от Ибн Гумара (да будет доволен им Аллах), сказавшего: «Однажды Пророк (с.г.в.) вошел в мечеть и увидел людей, которые разговаривали и смеялись. Пророк (с.г.в.) остановился и поприветствовал их, а затем сказал: «Почаще вспоминайте о разрушительнице наслаждений». Люди спросили: «Что такое разрушительница наслаждений?» «Смерть» , - ответил Пророк (с.г.в.). А когда Пророк (с.г.в.) вошел во второй раз, то снова увидел смеющихся людей. Пророк (с.г.в.) сказал: «Будьте разумны! Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, если бы знали вы то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много».

Факих (р.г.) со своим иснадом передал от Исхака бин Мансура (р.г.), который сказал: «Когда Хизр уходил от Мусы (мир ему), то Муса (мир ему) попросил, чтобы Хизр дал наставления. Хизр (мир ему) сказал: «О Муса, остерегайся принесения вреда, не ходи без цели, не смейся без удивления и не удивляйся грехам грешника. (В некоторых риваятах сказано: «Не гневайся на грешных из-за их ошибок».) О Ибн Гимран, плачь о своих грехах».

Джагфар передал от Масгуда, а он от Гауфа бин Габдуллы, который сказал: «Пророк (с.г.в.) не смеялся, а только улыбался » . В этом известии есть доказательство тому, что смех с улыбкой считается мубахом (дозволенным деянием), а громкий смех запрещен. Разумный человек не будет громко смеяться, ибо тот, кто громко смеялся в этом мире, в следующем мире будет сильно плакать. Каким является человек, который много смеется в этом мире? И что его ждет в Ахирате? Поистине, Аллах Всевышний сказал в Коране:

«Пусть же они смеются немного, и пусть они плачут много» («Ат-Тауба», 82 аят).

Рабиг бин Хайсам сказал: «Пусть мало смеются в этом мире, и пусть много плачут в Ахирате в воздаяние за свои злодеяния».

Из книги "Танбихуль гафилин"

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.

О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы” .

Время от времени нам говорят, что Библия - это не больше, чем пересказ языческих мифов. Правда ли это? Попробуем разобраться.

Если Библия - это слово Божие, то почему в ней есть заимствования из языческих мифов?

Некоторые примеры предполагаемых заимствований явно притянуты за уши - например, когда Исход евреев из Египта сравнивают с миграцией ацтеков. Два так далеко расположенных народа просто не могли оказать друг на друга влияния, миграция ацтеков произошла явно после Исхода и т.д.

Но в некоторых случаях мы действительно имеем дело с общим для Библии и внебиблейского мира сюжетом. Например, в знаменитой истории о потопе. Когда в конце XIX века был расшифрован шумерский эпос «Песнь о Гильгамеше», это вызвало потрясение - оказалось, что у шумеров был сюжет о потопе, в деталях напоминавший библейский.

Утнапиштим, шумерский аналог Ноя, рассказывает герою эпоса Гильгамешу:

«Богов великих потоп устроить склонило их сердце.
Совещались отец их Ану, Эллиль, герой, их советник,
Их гонец Нипурта, их мираб Эннуги.
Светлоокий Эа с ними вместе клялся,
Но хижине их он слово поведал:
“Хижина, хижина! Стенка, стенка!
Слушай, хижина! Стенка, запомни!
Шуриппакиец, сын Убар-Туту,
Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни,
Богатство презри, спасай свою душу.
На свой корабль погрузи все живое.
Тот корабль, который ты построишь,
Очертаньем да будет четырехуголен,
Равны да будут ширина с длиною,
Как океан, покрой его кровлей!”

“Утром хлынет ливень, а ночью
Хлебный дождь ты узришь воочью,-
Войди на корабль, засмоли его двери”».

В то время это подавалось как аргумент против богодухновенности Библии - мол, Библия не уникальна, она просто пересказывает языческие мифы. Иногда этот довод можно встретить и сейчас. Парадокс ситуации однако в том, что в наши дни существование языческих аналогов повествования о потопе часто подается именно как свидетельство достоверности Библии - потому что события, упоминаемые в Библии, сохранились в памяти и других народов.

Почему одни и те же данные используются для обоснования противоположных выводов? Это зависит от культурного и отчасти – богословского контекста. В викторианской Англии - или Америке той же эпохи - люди были подсознательно склонны воспринимать Библию совершенно вне ее исторического контекста, как с неба упавшую прямо на кафедру проповедника в переводе Короля Иакова. Хотя это не проговаривалось вслух, это подразумевалось, как может подразумеваться кем-то и сейчас. Богодухновенность связывалась в сознании людей с некой неотмирностью и внеисторичностью. Когда оказывалось, что Библия возникла в человеческой истории в конкретном окружении, это подрывало этот сложившийся образ. Но сам этот образ ошибочен, и отвергнуть его - совсем не значит отвергнуть Писание.

Разумеется, библейское Откровение совершается в истории, среди конкретных людей с их языком и культурой. Народ Божий не находится в изоляции, он живет в более широком культурном и языковом контексте древнего Ближнего Востока, то, что Библия содержит сюжеты, общие для всего этого региона, совершенно ожидаемо.

Другое дело, что эти сюжеты выражают совершенно иное послание. У шумеров потоп происходит в силу малопонятного каприза богов: в одной из версий мифа людей развелось слишком много, и они стали досаждать богам своим шумом. Боги и сами напуганы и огорчены масштабом разразившейся катастрофы. Утнапиштим спасается не благодаря какой-то исключительной праведности - бог Эа дает ему спастись в силу какого-то непредсказуемого каприза.

Библейский рассказ несет совершенно другое богословское и моральное послание. Бог один, и Он владыка мироздания и всех природных сил. Причина потопа - нравственная, как говорит библейский текст, «земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» (Быт 6:11). Ной со своими близкими обретает спасение, потому что среди общего развращения «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт 6:9).

Сюжет, общий для всего региона, приобретает в Библии совершенно уникальное звучание - Святой Дух берет известную людям историю и передает через нее Свое послание.

А как объяснить поразительные параллели между христианством и римским культом Митры, если не заимствованием?

Действительно, в интернете легко наткнуться на кочующие из публикации в публикацию и даже из фильма в фильм - и без указания первоисточников - тексты, в которых утверждается, что Иисус Христос, Митра, Осирис, Вакх, Кришна, Будда, Заратустра, все как один родились 25 декабря от девы, имели 12 учеников, приняли смерть ради своих последователей и воскресли из мертвых.

Действительно, поразительные совпадения. Как говорит Берлиоз в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Нет ни одной восточной религии, в которой бог не родился бы от непорочной девы. Разве в Египте Изида не родила Горуса? А Будда в Индии? Да, наконец, в Греции Афина-Паллада - Аполлона?»

Это утверждается как нечто «известное всем образованным людям», но откуда такие сведения? Неверующий библеист Барт Эрман в своей книге «А был ли Иисус?» указывает источники. Это, прежде всего, книга Керси Грейвса «Шестнадцать распятых спасителей: христианство до Христа» (1875). Грейвз пишет: «Изучение истории Востока показывает удивительный факт: рассказы о воплощенных богах, напоминающих чудесный персонаж Иисуса Христа, существовали у большинства (или даже у всех) языческих народов древности. Рассказы о некоторых из этих боговоплощений столь разительно схожи с рассказами о христианском Спасителе, - не только в общих чертах, но иногда и в самых мелких частностях (от легенды о непорочном зачатии до легенды о распятии и последующем вознесении на небеса), - что их можно едва ли не перепугать».

Эрман обращает внимание на то, что Грейвс не сообщает источников своей информации, а с точки зрения ученого утверждения Грейвса выглядят «фантастическими».

Эрман цитирует современного автора, который пишет о том, что «персидский бог Митра, которого почитали митраисты, родился 25 декабря от девы; культом его правил папа с Ватиканского холма; жрецы носили митры и праздновали священную трапезу в ознаменование искупительной смерти Спасителя, воскресшего из мертвых в воскресенье», и оценивает такие сообщения вполне однозначно: «у нас нет митраистских текстов, которые истолковали бы ее, как и текстов, говорящих о рождении Митры от девы 25 декабря или его искупительной смерти и воскресении в воскресенье… перед нами чистой воды выдумка».

Но некоторые параллели между митраизмом и христианством действительно можно отметить, и, что интересно, мы знаем о них от полемизирующих с митраизмом христианских авторов. Культ Митры включал в себя обряды посвящения, ритуальные трапезы, обещал равенство всем адептам и блаженство после смерти. Он был одним из соперников христианства, пока не проиграл ему окончательно.

Иустин Философ пишет о том, что вступающим в культ предлагали хлеб и чашу с водой, и считал это бесовской пародией на христианство. Он же отмечает, что митраисты называли места, где совершали свои обряды, «пещерами», пародируя, по его словами, то обстоятельство, что Христос родился в пещере. Согласно Тертуллиану, в этих таинствах совершалось приношение хлеба и представлялся образ воскресения. Один из ранних Отцов Церкви Епифаний Кипрский говорит о рождении Митры от богини-девы Коры бога Эона, которое отмечалось в Александрии 6 января.

Здесь нам важно обратить внимание на то, что хронологически культ Митры появляется уже после христианства. Самые первые упоминания поклонения Митре в римском мире относятся к середине I века, заметное распространение по всей империи культ получает не ранее II века, большинство наших данных о митраизме еще более поздние - тот же Епифаний Кипрский жил уже в IV веке нашей эры.

Поэтому, если предполагать заимствование, то в обратную сторону - митраисты заимствовали что-то у христиан.

Это выглядит гораздо более вероятным и потому, что в отличие от язычников, которые не видели проблемы в синкретизме, заимствовании элементов из чужих религиозных традиций, христианство всегда носило исключающий характер - нельзя было быть христианином и адептом какого-то еще культа.

Loading...Loading...