Сообщение о святой великомученице параскеве. Параскева пятница: традиции и приметы пятничного дня

Цель – способствовать привитию веры в Спасителя Иисуса Христа, познакомить детей с традициями и обычаями народной культуры.

(звучит песня А.Малинина “Рождественская Русь”)

Выходит 1 и 2 ведущий:

1 - С праздником! С Рождеством!

Этот праздник отмечают миллионы людей во всем мире. Их объединяет одно – вера в господа Иисуса Христа. Рождество стало событием для человечества. Теперь мы ведем летосчисление от рождения Спасителя.

2 – На нашем празднике мы расскажем вам историю Рождества, познакомим с культурой наших предков. Конечно, не надо идеализировать прошлое. Но все равно надо чтить и уважать традиции и обычаи нашего народа, понимая, что человека того времени воспитывали обстановка и тот уклад, в котором он находился. У наших предков была жива рождественская традиция ожидания и свершения чуда. И чудеса действительно случались.

(уходят; выходит чтец)

Вот и праздник рождества, -
Елку подрубили.
И в одежду торжества
Пышно нарядили.
Вот на елке свечек ряд,
Леденец крученый,
В гроздьях сочный виноград,
Пряник золоченый.
Вдруг плодами поросли
Сумрачные ветки,
Елку в комнату внесли –
Веселитесь, детки!
Для детей трудится мать,
Им игрушки прочит,
Деревце для них убрать –
День и ночь хлопочет.

2-й ведущий:

В старину подготовка к празднику начиналась в последнюю предрождественскую неделю. Вечером вся семья клеила игрушки, красила в серебро и золото орехи на елку.

Наряжать елку – самое приятное занятие. Мы наряжаем ее яркими шарами, гирляндами, дождиком. А раньше, всего несколько лишь 200 – 300 лет назад елку украшали овощем с огорода, который предварительно разукрашивали.

(маленькую искусственную елочку нарядить, показать детям, как наряжали елку наши предки).

Какой овощ вешали на елку?

Картофель. Сначала это были посеребрянные и позолоченные картофелины. Затем научились выдувать стеклянные шары, а искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству. Эти шары стоили дорого, были многим не по карману.

Сейчас уже утеряна добрая традиция вешать сладости на рождественскую елку, а ведь это куда вкуснее и заманчивей для детей – снять с елки сладости и съесть, чем получить их со стола.

Какой сладостью украшали на Руси елку?

Пряником.

Раньше дети на Руси, даже в богатых семьях, не ели сладости беспорядочно и почти каждый день, а получали их на праздник, в кулечке. Иногда сладости развешивали на елке, и затем дети получали их как приз.

Сначала вешали на елку румяные яблоки, потом мандарины, потом золоченые и серебряные орехи, хлопушки и, конечно же, пряники.

А какая главная игрушка Рождества? Или его называют еще добрый вестник Рождества?

Конечно же, ангел. Купить эту игрушку в магазине тогда было очень дорого, поэтому его делали сами. В ход шло буквально все: вата, шелк, тюль. бумага, пух, перья.

Новогодние и рождественские открытки тоже имеют свою историю. Впервые в России открытка появилась чуть больше 100 лет назад (1898). Деньги от проданных открыток шли на благотворительные цели. Художники старались сделать их не просто красивыми, а порой настоящими произведениями искусства. Она покрывалась глянцем, бархатом, а снег готовился из борной кислоты и был удивительно похож на настоящий. Тематика рисунков была разной: это веселые детишки, катающиеся с гор на санках, это колядующая молодежь с Вифлеемской звездой, забавные зверушки, ангелы, свечи на елках.

Было время, когда советская власть запретила изготовление рождественской открытки. Она не признавала праздник Рождества, и только совсем недавно появились открытки с радостной надписью: “С новым годом!”, “С Рождеством!”.

А вы знаете первое елочное библейское украшение? Назовите его.

Это Вифлеемская звезда. Особой радостью было изготовить Вифлеемскую звезду, которая должна была увенчать лесную красавицу. Легенда гласит: “Когда родился Божественный младенец, все возрадовались вокруг, все ликовало. У входа в пещеру, где родился Христос, стояли 3 дерева: пальма, маслина и елка. Они тоже хотели поднести свои дары Христу.

Пальма положила к ногам младенца роскошный лист, маслина наполнила душистым ароматом пещеру. Одной елке нечего дать. От смущения склонила она свои ветки низко к земле. Но вдруг тысяча разноцветных звездочек опустилась на ветки елки. Она стала такой нарядной и красивой, что когда младенец проснулся, его глаза остановились на прекрасной сияющей елке. Он улыбнулся и протянул к ней свои ручки.

Ангел спустился с небес и сказал елке: “Пусть будет тебе это наградой за твое смирение. Ты будешь всегда в вечнозеленом одеянии и каждый год будешь прославлять Рождество блестящими звездами, которые будут украшать твои ветви”.

Под елку вместе с подарками помещали и проросшие зерна ржи (жита) – символ новой жизни и щедрого урожая.

1-й ведущий: (на фоне народной музыки)

День перед Рождеством назывался Сочельник (6 января). К 6 января, то есть к Рождественскому Сочельнику, в избах делали большую уборку, натирали полы можжевельником, а столы застилали чистыми скатертями. До 6 января соблюдали пост, вкушали только кутью с медом и сочиво. Лишь вечером, с появлением первой звездочки заканчивался пост. Люди замешивали пироги, ставили блины, месили тесто для пышек. Готовили праздничный стол. Чтобы младенец Христос заглянул в дом, на окошко ставили всевозможные игрушки.

В доме хорошо натапливали печь. Печь в доме играла главную роль. Появилась даже поговорка: “плясать от печки”, то есть начать с главного. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. По народному поверью, под печью или за нею живет Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый, если в доме лад да любовь. В старину его ласково называли “хозяин” или “дедушка”. А представляли его в облике маленького мужичка с седой бородой. Главная обязанность домового – смотреть за хозяйством, помогать в работе по дому.

По диагонали от печи в избе находится красный угол. Это было святое место – в нем помещали иконы. Поэтому называлось место “святым”. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело.

Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украсить. Название “красный” означает красивый, хороший и светлый.

В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Все это празднично убиралось к Рождеству елочными ветками.

Ангел: В небе звездочка зажглась золотая, эта звездочка совсем непростая!
Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем!
Сегодня родился Спаситель мира Иисус Христос. Видите, какой свет?
Он принес в мир любовь. И каждый из вас ощутил ее в своем сердце.
Бог пожелал стать человеком, чтобы умереть за нас. Чтобы этим сказать: “Я есть. Я люблю вас”.
(уходит)

Звездочка: (танцует под музыку)

Путь мой далек. Солнце взойдет –
Я растворюсь с небесами.
Ночи дождусь – снова зажгусь
Перед людскими глазами.
(поет песню “Рождество”)

В эту ночь земля была в волненье…
Свет большой диковинной звезды
Осветил все горы и селенья, города, пустыни и сады.
А в пустыне наблюдали львицы, как дарами дивными полны
Двигались бесшумно колесницы, важно шли верблюды и слоны.
И в челе большого каравана, устремивши взоры в небосклон
Три царя в затейливых тюрбанах ехали к кому-то на поклон.
А в пещере, где всю ночь не гасли факелы, мигая и чадя
Там ягнята увидали в яслях спящее прекрасное дитя.
В эту ночь вся тварь была в волненье.
Пели птицы в полуночной мгле, возвещая всем благоволенье.
Наступленье мира на земле.
(уходит)

Звездочка:

В ласковых теплых ладонях земли
Город Давидов спит мирно.
А издалека волхвы привезли золото, ладан и смирну.
Вторят звезды Вифлеемской лучи ангелов дивному скерцо
Тихий мотив, словно эхо звучит в чистом пастушеском сердце.
Царствует ночь, еще долог рассвет, небо как чрево сосуда.
А из яслей изливается свет – тьмой непокрытое чудо.
Ирод бессонницей мается. Страх корчится в бархате складок.
А у дитя в материнских руках сон безмятежен и сладок.
И до сих пор нелюбому ясны знаки его посещенья
Спит, как младенец, укутанный в сны
Мир в колыбели прощенья.
(уходит)

Странник: (на фоне музыки)

Я расскажу вам историю, которая случилась более 2-х тысяч лет назад. Это история о том, как на земле родился сын божий Иисус Христос. Его матерью стала девушка Мария. Еще до ее рождения родители Марии дали обет посвятить девочку служению богу. Когда Марии исполнилось 3 года, ее по традиции впервые ввели в храм. С малолетнего возраста и до девичества Марии следовало жить при храме. Там она воспитывалась 12 лет. Достигнув совершеннолетия, девушка должна была оставить храм. Священник, как это полагается, избрал для нее “обручника” - пожилого вдовца, в доме которого она, соблюдая обет, вела бы домашнее хозяйство. Выбор пал на Иосифа из Назарета. После обручения Мария поселилась в доме Иосифа, где произошло событие, которое церковь почитает как один из самых больших праздников – Благовещение. Деве Марии явился ангел и возвестил о том, что она родит Сына Всевышнего.

Иисус родился простым человеком и рос в обычной семье. Христос родился для того, чтобы искупить грехи всех людей. Он принес в мир добро и свет. Иисус исцелял от страданий и болезней: слепые начинали видеть, глухие – слышать, а хромые – ходить.

Иисус хотел, чтобы люди становились лучше, чтобы мы стали подобными богу.

(песня “Христос родился”)

Странник:

Все православные христиане отмечают самый большой праздник на земле – святое Рождество.

В чем же божественный смысл этого праздника? Первые люди были бессмертны и чисты, пока не совершили первородный грех. Люди забыли Бога. Мир погрузился во зло. Но зажглась Вифлеемская звезда на небосклоне. Господь послал для нашего спасения Сына своего.Люди снова стали сынами божьими. Иисус Христос своей смертью искупил наши грехи. Этот праздник называют матерью всех праздников мира. Он учит нас верить, воспитывает наше сердце, чтобы научились прощать, сочувствовать, понимать друг друга, терпимо относиться к недостаткам других – одним слово, чтобы мы научились любить окружающих людей. К вере каждый человек обязательно придет, но у каждого свой путь. Вера вырастает из самых глубин человеческого естества. Человек не может жить без веры, без опоры. Его мир обязательно должен включать в себя чувство веры: в Бога, в спасение, в счастье. В добро, в себя. И если нет веры, в душе происходит надлом. Человек ожесточается, становится злым, циничным.

Испокон века наш народ отличался крепкой верой. Он был близок к Богу.

2 ведущий:

12 дней от Рождества до Крещения называются Святками – святыми днями. Первая неделя, от Рождества до Нового года по старому стилю, проходила в сплошном веселье, шло гулянье, ходили колядовать. Наши предки верили, что в студеном декабре солнце умирает, а потом снова возвращается.

Празднеством возрождающегося солнца и была Коляда. Дети и молодежь собирались, ходили по домам с песнями – колядками, а хозяева угощали гостей. По обычаю колядующих надо встретить угощением и щедро одарить. Есть такая примета: чем лучше угощение, тем удачнее год.

(на сцене русская изба, хозяин за столом.

Входят колядовщики со звездой)

Колядовщики:

Пришла Коляда накануне Рождества!
Дайте коровку, масляную головку!
А дай Бог тому, кто в этом дому!
Ему рожь густа, рожь ужимиста!
Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига.
Из полузерна – пирог. Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством!
И создай вам Господь еще лучше того!

Уж ты дядя доброхот! Выдай денег на проход!
Выдашь – не выдашь, будем ждать, у ворот стоять!
Золотая голова, шелковая борода!
Ты подай пирожка ради праздника Христова
Пирожка – то хоть пресного, хоть кисленького, да пшеничненького!
(угощаются и уходят)

Все, что в домах давали, дети складывали в мешок, а потом вместе съедали. Вот так веселились с 7 по 14 января по новому стилю.

Ребятишки нарядятся, кто во что горазд: попрошайками, стариками, корзину возьмут и идут по домам, в дом зайдут и давай плясать, хозяев славить.

(заходят колядующие)

1 колядующий:

Коляда! Коляда! Коляда святая!
Мы ходили, мы искали святую коляду.
Мы нашли коляду у Иванова двора.
Иванов двор на 7-ми столбах, на 8-ми верстах,
Столбы точены, позолоченные.
Тут и барыня жила, государыня жила.
Пирога нам подавала.
Подашь пирога – целый двор живота,
Не подашь пирога – угоню со двора!

2 колядующий:

Колядушки – коляда, снег струится колкий,
Всходит ранняя звезда – зажигает елки.
Снег под окнами хрустит, лед накатан гладкий,
Коль не жаден – будешь сыт: подавай колядки
На сочельник сладкий!
Мудрость древняя свята и в колядках славится:
Если в сердце доброта, - в закрома прибавится!
Колядушка – коляда! С тобой холод не беда!
Наколдуй колядка свадебку на святки.
Пусть Господь пошлет урожайный год.
Да хлеб на столе и мир на земле!
(кланяются, угощаются и уходят)

Наши предки верили, что слова имеют особую таинственную силу. Если придти в дом и спеть хозяину песню с призывами счастья и урожая, то эти пожелания непременно сбудутся. Бывало, что хозяин жадничал или ничего не давал, тогда колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами:

1 колядующий:

Не дашь пирога – наживешь врага.
Не дашь кваску – наживешь тоску.
Не дашь блинка – будет бедность на века!
Подавайте, не ломайте, не закусывайте!
Не дадите пирога – сведем корову за рога!
(колядующий быстро уходит; хозяин уходит со сцены)

1 ведущий:

Нет ни одного другого праздника на Руси, который сопровождался таким богатым набором обычаев, обрядов и примет, как Рождественский праздник.

Святки – это смесь языческих и христианских обрядов. Язычники Древней Руси славили Коляду – бога пиршеств и мира. В святки принято было наряжаться в различные костюмы и надевать маски. До сих пор эта традиция сохранилась: ходить по домам и петь колядки. Подобные обряды в течение святок проводились трижды: в Рождественский Сочельник, под Новый год и накануне Крещения.

Ну а в ночь с 13-го на 14-е наступает православный Новый год. Этот праздник принято отмечать варениками, но не простыми, а с сюрпризами. “Сюрприз” - это предсказание будущего. Важно было осторожно жевать вареник, чтобы не проглотить сюрприз. Если в варенике попадет сова, то это означает ум, мудрость; сердце – взаимная любовь; штанга – сила, здоровье; нить – дорога, зерно – богатство; цветок - счастье; пуговица – обнова; сахар – сладкая жизнь; перец – острые ощущения; соль – ссора.

Ну, конечно, кому не хочется узнать свое будущее? И хоть это не поощряется христианской религией, в ночь с 13-го на 14-е января все гадали.

Гадания исстари были неотъемлемой частью культуры обрядов, частью древнейшей ритуальной культуры. Самыми пригодными днями для гаданий были понедельник и пятница, четверг слыл днем шабаша всей нечисти. По поверью, в черный четверг бесовский совет решил погубить Иисуса Христа. Древнейшие славяне гадали на кружках. Они раскрашивали деревянные кружки в черный и белый цвет. Бросали на землю и смотрели, каким цветом будет кружок.

Была и такая примета: кто в Новый год чихнет – тот здорово год проживет. В этот день старались не пить вина, не ругаться. Ведь считалось, как проведешь новогодний день, таким и будет весь год.

2 ведущий:

А вот еще одно гадание. В этот день приносили в избу решето со снегом и клали на него столько меченых ложек, сколько человек в семье. Потом наполняли ложки водой и выносили на мороз. В чьей ложке вода застынет ровно, тот проживет долго. В Новый год не принято было ни брать, ни давать взаймы, не кормили кур. Искали зерна под столом – если находили, то это к хорошей жизни, к щедрому урожаю.

Часто гадали на блюде. Молодые, желавшие узнать, что их ждет в будущем году, брали большое блюдо. Наливали в него воды и бросали кольца. Пели хором, а кто-то один, не глядя, вынимал из чашки чье-либо кольцо. О чем в этот момент пелось, то и ожидало хозяина кольца. После гадания на блюде девушки выбегали во двор и за забор бросали башмак. Куда он покажет, в той стороне дом будущего мужа.

Да, гаданий на свете много. Вот самое простое: выйти за ворота, да спросить у первого встречного имя. Какое имя он назовет, такое и будет у жениха. Гадали в святки и в одиночку. Ставила девушка перед собой таз с водой, пускала 2-3 кораблика: один со своим именем, другие – с именами женихов. Чей кораблик догонит ее, тот и будет женихом.

А в полночь начиналось самое страшное гадание. Садится девушка перед зеркалом, по бокам свечи горят. И сидит, не шевелится, внимательно вглядывается в темноту. Не отразится ли чей-нибудь образ? Если он появится, нужно быстро накрыть зеркало платком, иначе, по поверью, кто-то сильно ударит тебя.

(сценка с гаданиями)

1 ведущий:

В деревнях существовало такое гадание: девушка перед сном клала под подушку 4 лучины, сложенные в виде 4-х угольника. Это называлось “класть колодец под голову”. При этом она говорит обычную фразу: “Суженый – ряженый, приди, напои коня!”.

Нередко гадали в банях. Это единственное место, где нет икон. Садились перед зеркалом, зажигали свечи, замирали от страха, вглядываясь до обморока в таинственную тьму. Еще гадали так: приносили курицу, клали перед ней зеркало, кольцо, кусок хлеба, воду. Если она начинала пить воду, то это означало, что муж будет пьяница, если смотреться в зеркало, то муж будет щеголь, а если курица клевала кусок хлеба, то это означало, что муж будет хорошим хозяином.

Ведущие 1 и 2.

1: Но всему, как говорится, наступает конец. С приходом праздника Крещения веселье с ряжеными, гаданием заканчивается у ледяной проруби, называемой Иорданью. Прорубь остужает разгоряченный пыл и смывает все грехи. Дома, постройки, огороды окропляли святой водой, отгоняя от них всякую нечисть.

По преданию Иисус Христос принял крещение в 30-летнем возрасте от Иоанна Предтечи в реке Иордан. Обряд Крещения – омовения водой символизировал начало подвига Иисуса Христа во имя спасения человечества.

2: Во время Крещения, как свидетельствует Евангелие, Спаситель молился своему Небесному Отцу. Во время молитвы разверзлись небеса, и на Спасителя сошел Святой Дух в виде голубя и послышался голос: “Се есть сын мой возлюбленный”. Так произошло явление Небесного отца Иисуса Христа – Богоявление. Отсюда и второе название праздника – Богоявление. Считается, если в праздник Крещения окрестить человека, то он будет счастливым и его будет хранить Божья матерь.

1 ведущий:

Еще раз с праздником вас! Счастья вам, радости!

2 ведущий:

Любви, терпенья, мира!

(выходит участники и кланяются).

С 3 по 18 октября включительно в нашей обители будет пребывать мироточивая икона великомученицы Параскевы Пятницы из храма св. апостола Андрея Первозванного г. Владивостока. Сегодня мы публикуем житие святой великомученицы Параскевы, рассказ о почитании ее на Руси, а также краткие сведения о со-и-мен-ных ей свя-тых же-нах.


Четыре святые Параскевы

Ес-ли мы отк-ро-ем пра-вос-лав-ный ка-лен-дарь, то уви-дим, что в свят-цах ука-за-ны че-ты-ре свя-тые Па-рас-ке-вы: пре-по-доб-но-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (II век), пре-по-доб-ная Па-рас-ке-ва (Пет-ка) (XI век), му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (I век) и ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Пят-ни-ца (III—IV ве-ка).
На-пом-ним, что в ли-ке пре-по-доб-ных прос-лав-ле-ны свя-тые мо-на-хи и мо-на-хи-ни, в ли-ке му-че-ни-ков — те, кто пре-тер-пел стра-да-ние и смерть за имя Хрис-то-во. Ве-ли-ко-му-че-ни-ка-ми же на-зы-ва-ют-ся те свя-тые му-че-ни-ки, ко-то-рые, как и свя-тая Па-рас-ке-ва Пят-ни-ца, ис-пы-та-ли осо-бен-но тяж-кие и про-дол-жи-тель-ные му-че-ния, про-я-вив при этом уди-ви-тель-ное му-же-ст-во и твер-дость в ве-ре. Их под-виг при-шел-ся на пер-вые ве-ка хрис-ти-а-н-ства, а это бы-ли вре-ме-на жес-то-ких го-не-ний на хрис-ти-ан им-пе-ра-то-ров-языч-ни-ков — пра-ви-те-лей Римс-кой им-пе-рии. Сре-ди ве-ли-ко-му-че-ни-ков нам из-ве-ст-ны свя-тые Ге-ор-гий По-бе-до-но-сец, це-ли-тель Пан-те-ле-и-мон, Фе-о-дор Стра-ти-лат, Ди-мит-рий Со-лу-нс-кий, свя-тые же-ны Вар-ва-ра, Ека-те-ри-на, Анас-та-сия Узо-ре-ши-тель-ни-ца и мно-гие дру-гие.
Ве-ли-ко-му-че-ни-цу Па-рас-ке-ву час-то пу-та-ют с ее свя-ты-ми «тез-ка-ми», да-же в цер-ков-ной ли-те-ра-ту-ре фак-ты из жи-тия од-ной Па-рас-ке-вы иног-да при-пи-сы-ва-ют-ся дру-гой. По-э-то-му преж-де, чем на-чать рас-сказ о Па-рас-ке-ве Пят-ни-це, хо-те-лось бы посвятить нес-коль-ко слов и со-и-мен-ным ей свя-тым же-нам.
Пре-по-доб-но-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (26 ию-ля/8 ав-гус-та) жи-ла ве-ком рань-ше ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы и так же по-апос-тольс-ки про-по-ве-до-ва-ла хрис-ти-а-н-ство языч-ни-кам. По ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра Ан-то-ни-на она бы-ла бро-ше-на в ко-тел с ки-пя-щей смо-лой, но ос-та-лась нев-ре-ди-мой. Им-пе-ра-тор усом-нил-ся, действи-тель-но ли смо-ла в кот-ле расп-лав-ле-на, и не-ос-мот-ри-тель-но при-ка-зал плес-нуть в не-го жид-костью. Па-ла-чи ис-пол-ни-ли его по-ве-ле-ние, но рас-ка-лен-ная смо-ла по-па-ла пра-ви-те-лю в гла-за, и он мгно-вен-но ос-леп. Им-пе-ра-тор стал умо-лять му-че-ни-цу об ис-це-ле-нии. По мо-лит-ве свя-той Па-рас-ке-вы к Ан-то-ни-ну вер-ну-лось зре-ние, он уве-ро-вал во Хрис-та и при-нял Кре-ще-ние (эту ис-то-рию оши-боч-но часто приписывают Па-рас-ке-ве Пят-ни-це).
Бо-лее все-го пре-по-доб-но-му-че-ни-цу Па-рас-ке-ву знают и по-чи-та-ют гре-ки. Час-ти-цы ее мо-щей на-хо-дят-ся на Афо-не, в Рус-ском Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-вом мо-нас-ты-ре. В Кры-му, у се-ла То-по-лев-ка, есть Тро-и-це-Па-рас-ке-ви-е-вс-кий женс-кий мо-нас-тырь, ко-то-рый ос-но-ван имен-но в честь пре-по-доб-но-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы. Су-ще-ст-ву-ет мест-ное пре-да-ние, что имен-но здесь свя-тая встре-ти-ла свою кон-чи-ну, а в том мес-те, где зем-ля обаг-ри-лась ее кровью, появился це-леб-ный род-ник.
Пре-по-доб-ная Па-рас-ке-ва (Пет-ка) (14/27 ок-тяб-ря) осо-бо лю-би-ма в Сер-бии и Бол-га-рии. Ро-ди-лась она в бла-го-чес-ти-вой бол-га-рс-кой семье, пос-ле смер-ти ро-ди-те-лей пост-риг-лась в мо-на-ше-ст-во и уда-ли-лась в Иор-да-нс-кую до-ли-ну, где слав-но под-ви-за-лась до глу-бо-кой ста-рос-ти. Имен-но ее мо-щи, а не ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы (так оши-боч-но пи-шут в не-ко-то-рых кни-гах), по-ко-ят-ся те-перь в ста-рин-ном ру-мы-нс-ком го-ро-де Яс-сы. В Сер-бии свя-той Пет-ке пос-вя-ще-но мно-же-ст-во хра-мов.
Му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (20 мар-та/2 ап-ре-ля) бы-ла род-ной сест-рой Фо-ти-ны-са-ма-ря-ны-ни, с ко-то-рой бе-се-до-вал Спа-си-тель у ко-лод-ца Иа-ков-ля. Вмес-те с Фо-ти-ной и дру-ги-ми сест-ра-ми она при-ня-ла му-че-ни-чес-кий ве-нец, каз-нен-ная по при-ка-зу им-пе-ра-то-ра Не-ро-на — жес-то-ко-го го-ни-те-ля хрис-ти-ан.
Все че-ты-ре свя-тые Па-рас-ке-вы по-нес-ли ве-ли-кие под-ви-ги и стра-да-ния за имя Хрис-то-во, и все они рав-ны в сво-ей свя-тос-ти пе-ред Бо-гом, но имен-но ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Пят-ни-ца осо-бен-но приш-лась по серд-цу рус-ско-му на-ро-ду, имен-но ей уда-лось, по-доб-но свя-ти-те-лю Ни-ко-лаю Чу-дот-вор-цу, стать поч-ти «рус-ской» свя-той.


Почитание святой Параскевы Пятницы на Руси

Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва всег-да поль-зо-ва-лась на Ру-си осо-бой лю-бовью и по-чи-та-ни-ем. Де-вуш-ки мо-ли-лись ей об удач-ном за-му-же-ст-ве, ма-те-ри — за сво-их де-тей. Во мно-гих де-рев-нях был обы-чай в день па-мя-ти ве-ли-ко-му-че-ни-цы (де-ся-тая пят-ни-ца по Пас-хе; 28 ок-тяб-ря/10 но-яб-ря) уст-ра-и-вать крест-ные хо-ды, мо-леб-ны, празд-нич-ные зас-толья. А име-нин-ниц в этот день бы-ло очень мно-го, пос-коль-ку поч-ти в каж-дой мно-го-дет-ной семье од-на из де-во-чек но-си-ла имя Прас-ковья (лас-ко-во Па-ра-шень-ка, Па-шень-ка, Па-рас-ка).
Счи-та-лось, что по мо-лит-вам ве-ли-ко-му-че-ни-цы сох-ра-ня-ет-ся се-мей-ное бла-го-по-лу-чие и счастье. До на-ча-ла XX ве-ка ико-ны свя-той Па-рас-ке-вы бы-ли поч-ти в каж-дом рус-ском до-ме. Кресть-я-не уби-ра-ли их лен-та-ми, цве-та-ми, вы-ши-ты-ми руш-ни-ка-ми, под-вес-ка-ми, ду-шис-ты-ми тра-ва-ми и так вы-но-си-ли на крест-ные хо-ды.
Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца по-чи-та-лась так-же пок-ро-ви-тель-ни-цей тор-гов-ли: имен-но по пят-ни-цам уст-ра-и-ва-лись тор-ги и яр-мар-ки. На этих тор-жи-щах неп-ре-мен-но ус-та-нав-ли-ва-лась ико-на Па-рас-ке-вы Пят-ни-цы.
В честь ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы на Ру-си стро-и-лись хра-мы и ча-сов-ни, ста-ви-лись до-рож-ные крес-ты с ее ико-ной, ко-то-рые так и на-зы-ва-лись «пят-ни-ца-ми». Да-же са-ми раз-вил-ки, пе-рек-ре-ст-ки до-рог то-же зва-лись «пят-ни-ца-ми». Бы-ло при-ня-то про-во-жать род-ных в даль-ний путь до «пят-ни-цы», или, на-о-бо-рот, встре-чать у «пят-ни-цы». У этих же «пят-ниц» де-ви-цы вы-ма-ли-ва-ли се-бе хо-ро-ших же-ни-хов.


Параскева - покровительница монашества

Хо-тя к свя-той Па-рас-ке-ве на Ру-си боль-ше об-ра-ща-лись как к пок-ро-ви-тель-ни-це семьи и бра-ка, ее мож-но счи-тать и пок-ро-ви-тель-ни-цей девства — са-ма свя-тая пред-поч-ла стать не-вес-той Хрис-то-вой, про-жив свою жизнь в чис-то-те и це-ло-муд-рии.
В жи-тии свя-ти-те-ля Гри-го-рия Бо-гос-ло-ва (IV век) есть сло-ва о том, что ви-де-ние этой свя-той де-вы оз-на-ча-ет при-зыв к не-по-роч-ной и це-ло-муд-рен-ной жиз-ни. Вот что рас-ска-зы-вал о сво-ей встре-че с ве-ли-ко-му-че-ни-цей из-ве-ст-ный ста-рец, схи-игу-мен Пско-во-Пе-че-рс-ко-го мо-нас-ты-ря Сав-ва (Ос-та-пен-ко) (1898-1980): «Ночью мо-лил-ся я пе-ред сво-ей чу-дот-вор-ной ико-ной Ка-за-нс-кой Бо-жи-ей Ма-те-ри. В за-бытьи (на-я-ву или в тон-ком сне — Бог весть!) яви-лась вдруг свя-тая же-на не-о-бык-но-вен-ной чис-то-ты и кра-со-ты. Кто она, я не знал. Она раск-ры-ла пе-ре-до мной всю кра-со-ту мо-на-ше-ст-ва, по-яс-ни-ла раз-ни-цу меж-ду жизнью мо-на-шес-кой и се-мей-ной. Она ска-за-ла, что мож-но спас-тись и в се-мей-ной жиз-ни, но мо-на-ше-ст-во вы-ше».
Вско-ре пос-ле это-го ви-де-ния отец Сав-ва (а тог-да он был еще прос-то Ни-ко-лай) уви-дел в хра-ме ико-ну свя-тых ве-ли-ко-му-че-ниц Вар-ва-ры, Ека-те-ри-ны и Па-рас-ке-вы. В свя-той Па-рас-ке-ве он уз-нал ту са-мую чуд-ную де-ву, ко-то-рая яви-лась ему в ви-де-нии и ука-за-ла путь к мо-на-ше-ст-ву.
Те-перь нас-та-ла по-ра рас-ска-зать о том, кто же она та-кая — свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва, по-лу-чив-шая от Гос-по-да дар ис-це-ле-ния ду-шев-ных и те-лес-ных не-ду-гов, хо-да-тай-ству-ю-щая за всех, кто об-ра-ща-ет-ся к ней с теп-лой мо-лит-вой.


Житие святой великомученицы Параскевы

Свя-тая Па-рас-ке-ва ро-ди-лась в го-ды царство-ва-ния им-пе-ра-то-ра Ди-ок-ле-ти-а-на (ко-нец III — на-ча-ло IV ве-ков) в го-ро-де Ико-ний (сов-ре-мен-ный Ко-ний, ны-не при-над-ле-жит Тур-ции) в семье бо-га-то-го се-на-то-ра. Ее ро-ди-те-ли бы-ли тай-ны-ми хрис-ти-а-на-ми и жи-ли в стра-хе Бо-жи-ем, стро-го соб-лю-дая за-по-ве-ди Гос-под-ни, но дол-гое вре-мя ос-та-ва-лись без-дет-ны-ми. Суп-ру-ги осо-бо по-чи-та-ли день крест-ных стра-да-ний Хрис-то-вых — пят-ни-цу, и про-во-ди-ли его в пос-те и мо-лит-ве, щед-ро по-да-вая ми-лос-ты-ню. За их ве-ру и тер-пе-ние Бог пос-лал им дочь, ко-то-рая ро-ди-лась имен-но в пят-ни-цу. Они так и наз-ва-ли ее Па-рас-ке-ва, что по-гре-чес-ки зна-чит «пят-ни-ца».
Ро-ди-те-ли вос-пи-ты-ва-ли Па-рас-ке-ву в бла-го-чес-тии и чис-то-те. Бла-гос-ло-вен-ная че-та отош-ла ко Гос-по-ду, ког-да де-вуш-ка бы-ла еще весь-ма юной. С детства Па-рас-ке-ва всем серд-цем воз-лю-би-ла Хрис-та и, дос-тиг-нув со-вер-шен-но-лет-не-го воз-рас-та, ста-ла под-ра-жать ве-ре и де-лам сво-их ро-ди-те-лей. Она стро-го ис-пол-ня-ла за-по-ве-ди Гос-под-ни, всег-да бла-го-го-вей-но чти-ла пят-ни-цу и при-ни-ма-ла стран-ни-ков в сво-ем до-ме. Бла-жен-ная Па-рас-ке-ва щед-ро тра-ти-ла свое зна-чи-тель-ное сос-то-я-ние, унас-ле-до-ван-ное от ро-ди-те-лей, не на ук-ра-ше-ния и рос-кош-ную жизнь, а на про-пи-та-ние и одеж-ду для бед-ных.
Де-вуш-ка от-ли-ча-лась ред-кой кра-со-той, но не об-ра-ща-ла ни-ка-ко-го вни-ма-ния на юно-шей, до-мо-гав-ших-ся ее ру-ки: она уне-вес-ти-лась Бес-сме-рт-но-му Же-ни-ху, для Ко-то-ро-го и жи-ла в чис-то-те и це-ло-муд-рии. По-доб-но рав-но-а-пос-толь-ным же-нам, Па-рас-ке-ва ре-ши-ла пос-вя-тить свою жизнь расп-ро-ст-ра-не-нию хрис-ти-а-нс-кой ве-ры сре-ди сво-их сог-раж-данязыч-ни-ков и неп-рес-тан-но ис-по-ве-до-ва-ла пе-ред на-ро-дом имя Гос-по-да Ии-су-са Хрис-та. Всем, кто при-но-сил жерт-вы язы-чес-ким бо-гам, она го-во-ри-ла:
— Ва-ши бо-ги — бес-чу-в-ствен-ные и глу-хие идо-лы!
Часть го-ро-жан, слу-шая Па-рас-ке-ву, уве-ро-ва-ла во Хрис-та, од-на-ко мно-гие с не-го-до-ва-ни-ем опол-чи-лись про-тив нее, на-па-ли на ис-по-вед-ни-цу и ра-ни-ли ее. Но Па-рас-ке-ва про-дол-жа-ла сме-ло про-по-ве-до-вать Сло-во Бо-жие и воз-ве-щать ис-тин-ный путь.
Ког-да им-пе-ра-тор Ди-ок-ле-ти-ан на-чал жес-то-кое го-не-ние на хрис-ти-ан, он по-ве-лел пра-ви-те-лю Ли-ка-о-нии Аэ-цию в подв-ла-ст-ных ему го-ро-дах прес-ле-до-ва-ни-я-ми и му-че-ни-я-ми ист-ре-бить хрис-ти-а-нс-кую ве-ру. Аэ-ций отп-ра-вил-ся в Ико-ний. Го-ро-жа-не тор-же-ст-вен-но встре-ти-ли сво-е-го пра-ви-те-ля. Они по-ве-ли его в храм — при-нес-ти жерт-ву идо-лам и воз-дать хва-лу им-пе-ра-то-рам.
Ут-ром сле-ду-ю-ще-го дня Аэ-ций вос-сел на три-бу-на-ле. Он при-ка-зал про-честь им-пе-ра-то-рс-кий указ о го-не-нии на хрис-ти-ан. Языч-ни-ки слу-ша-ли гла-ша-тая и ра-до-ст-но воск-ли-ца-ли:
— Дос-той-но по-ве-ле-ние, и пра-ве-ден суд са-мо-де-рж-ца!
Тог-да пра-ви-тель про-из-нес:
— Будь-те друзь-я-ми им-пе-ра-то-ра и вы-дай-те нам всех так на-зы-ва-е-мых хрис-ти-ан, ко-то-рые не хо-тят при-но-сить жерт-ву бо-гам.
— Свет-лей-ший пра-ви-тель,— от-ве-ти-ли ему ста-рей-ши-ны,— в на-шем го-ро-де жи-вет дочь се-на-то-ра. Эта де-вуш-ка ис-по-ве-ду-ет Рас-пя-то-го Хрис-та. Она отв-ра-ти-ла не-ма-ло лю-дей от пок-ло-не-ния на-шим бо-гам и ху-лит са-мо-де-рж-ца. Как толь-ко до нас до-шел слух о тво-ем при-ез-де в Ико-ний для ис-ко-ре-не-ния хрис-ти-а-нс-кой ве-ры, мы по-са-ди-ли ее в тем-ни-цу.
Пра-ви-тель при-ка-зал при-вес-ти де-вуш-ку. Ког-да во-и-ны ве-ли Па-рас-ке-ву к Аэ-цию, Свя-той Дух осе-нил бла-жен-ную ис-по-вед-ни-цу. Ее ли-цо ста-ло та-ким свет-лым, что лю-ди с удив-ле-ни-ем го-во-ри-ли друг дру-гу:
— Пос-мот-ри-те! Де-ви-ца не бо-ит-ся су-да гроз-но-го пра-ви-те-ля. Она не уд-ру-че-на пе-чалью, а си-я-ет от ра-дос-ти.
— Та-ков род хрис-ти-а-нс-кий: он стре-мит-ся к смер-ти боль-ше, чем к жиз-ни,— про-из-нес один из жре-цов.
Аэ-ций, пос-мот-рев на де-вуш-ку, уди-вил-ся ее кра-со-те и ска-зал ста-рей-ши-нам:
— Не кле-ве-ще-те ли вы на эту де-ви-цу? Нель-зя гу-бить та-кую сол-неч-ную кра-со-ту!
За-тем он спро-сил Па-рас-ке-ву:
— Как твое имя, де-ви-ца?
— Я хрис-ти-ан-ка, ра-ба Ис-тин-но-го Бо-га,— от-ве-ти-ла Па-рас-ке-ва.
— Со-зер-ца-ние кра-со-ты тво-е-го ли-ца скло-ня-ет ме-ня к кро-тос-ти,— про-из-нес правитель,— а ис-хо-дя-щие из тво-их уст сло-ва воз-му-ща-ют до глу-би-ны ду-ши!
— Спра-вед-ли-вый судья рад ус-лы-шать прав-ду,— воз-ра-зи-ла Па-рас-ке-ва.— Ты же, уз-нав прав-ду, разг-не-вал-ся.
— Я спро-сил твое имя и не ус-лы-шал от-ве-та, по-э-то-му и гне-ва-юсь,— лу-ка-во ска-зал Аэ-ций.
— Преж-де все-го, я наз-ва-ла свое имя в веч-ной жиз-ни — хрис-ти-ан-ка. Мое имя в жиз-ни вре-мен-ной, зем-ной — Па-рас-ке-ва. Я ро-ди-лась в пят-ни-цу. Имен-но в честь это-го дня ме-ня наз-ва-ли Па-рас-ке-вой. Мои ро-ди-те-ли всег-да с ве-ли-ким стра-хом и лю-бовью по-чи-та-ли пят-ни-цу и про-во-ди-ли ее в пос-те и мо-лит-вах.
— Как мож-но од-нов-ре-мен-но ис-пы-ты-вать страх и лю-бовь?— спро-сил пра-ви-тель.
— Пят-ни-ца — день стра-да-ний и смер-ти Гос-по-да на-ше-го Иисуса Хрис-та за род че-ло-ве-чес-кий. Стра-да-ния Хрис-та вы-зы-ва-ют бла-го-го-вей-ный страх, а Его Ис-ку-пи-тель-ная Жерт-ва все-ля-ет в на-ши серд-ца лю-бовь. Хрис-тос пост-ра-дал за нас, и я ра-ди Не-го го-то-ва уме-реть,— от-ве-ти-ла Па-рас-ке-ва.
— Пе-рес-тань го-во-рить как бе-зум-ная! При-не-си жерт-ву бо-гам, и тог-да за твою кра-со-ту я возь-му те-бя в же-ны. Ты ста-нешь об-ла-да-тель-ни-цей боль-шо-го бо-га-т-ства, мно-гие бу-дут те-бя ве-ли-чать и уб-ла-жать…
— У ме-ня есть на не-бе Же-них — Хрис-тос,— от-ве-ти-ла свя-тая Па-рас-ке-ва,— и в ином му-же я не нуж-да-юсь.
— Опом-нись, Па-рас-ке-ва, и от-ка-жись от сво-е-го Хрис-та! Я не хо-чу от-да-вать те-бя па-ла-чу для му-че-ний, ибо очень це-ню твою юность и кра-со-ту!— воск-лик-нул пра-ви-тель.
— Не жа-лей вре-мен-ной кра-со-ты. Се-год-ня она цве-тет, а завт-ра увя-нет. Луч-ше по-ду-май о сво-ей ду-ше: те-бя ждут веч-ные му-че-ния!
Пос-ле этих слов пра-ви-тель разг-не-вал-ся. Он по-ве-лел ра-зод-рать на де-вуш-ке одеж-ды и бить ее сы-ры-ми во-ловь-и-ми жи-ла-ми, а ра-ны рас-ти-рать вла-ся-ни-цей. По-ка па-ла-чи ис-тя-за-ли Па-рас-ке-ву, она не про-ро-ни-ла ни од-но-го зву-ка. Взи-рая на не-бо, свя-тая сла-ви-ла Гос-по-да и про-си-ла Его по-мочь пе-ре-нес-ти му-че-ния. Вско-ре Аэ-ций, ща-дя кра-со-ту де-вуш-ки, ос-та-но-вил па-ла-чей и лас-ко-во ска-зал:
— Уве-руй, де-ви-ца, в бо-гов, и я сох-ра-ню те-бе жизнь.
Но Па-рас-ке-ва мол-ча-ла.
— Мне ли ты не от-ве-ча-ешь, злое хрис-ти-а-нс-кое от-родье?— с гне-вом воск-лик-нул пра-ви-тель.
Вмес-то от-ве-та свя-тая плю-ну-ла ему в ли-цо.
Аэ-ций страш-но рас-сви-ре-пел. Он при-ка-зал под-ве-сить Па-рас-ке-ву на стол-бе и не-щад-но стро-гать ее бо-ка же-лез-ны-ми ког-тя-ми. Кровь страс-то-тер-пи-цы обиль-но обаг-ри-ла зем-лю, а те-ло бы-ло изод-ра-но до кос-тей. Один из па-ла-чей, ду-мая, что му-че-ни-ца умер-ла, ска-зал пра-ви-те-лю:
— Гос-по-дин, де-ви-ца мерт-ва. За-чем ты зас-та-вил нас так силь-но ее тер-зать?
Од-на-ко Па-рас-ке-ва бы-ла жи-ва, хо-тя ед-ва ды-ша-ла. Пра-ви-тель ре-шил, что она ско-ро ум-рет. Он при-ка-зал снять из-ра-нен-ную де-вуш-ку со стол-ба, бро-сить в тем-ни-цу и дер-жать там, не ока-зы-вая ей ни-ка-кой по-мо-щи. Свя-тую от-нес-ли в тю-рем-ную ка-ме-ру. От по-те-ри кро-ви и жес-то-ких ран она бы-ла так сла-ба, что не мог-ла да-же сто-нать и ле-жа-ла как мерт-вая.
В тем-ни-це Гос-подь не ос-та-вил Свою изб-ран-ни-цу. В пол-ночь к ней явил-ся Ан-гел. Его пле-чи и грудь бы-ли крес-то-об-раз-но пре-по-я-са-ны зо-ло-тым по-я-сом. В ру-ках он дер-жал ору-дия му-че-ний Спа-си-те-ля: крест, тер-но-вый ве-нец, копье, трость и губ-ку.
— Встань, де-ви-ца, общ-ни-ца стра-да-ний Хрис-то-вых. Я пос-лан уте-шить те-бя! Взгля-ни на крест и тер-но-вый ве-нец Нет-лен-но-го Же-ни-ха; пос-мот-ри на копье, ра-нив-шее Жи-вот-во-ря-щие Реб-ра, на трость, на-пи-сав-шую про-ще-ние гре-хов все-го ми-ра, и на губ-ку, ко-то-рая стер-ла Ада-мов грех. Встань, Па-рас-ке-ва! Хрис-тос ис-це-ля-ет те-бя!— про-из-нес Ан-гел.
Му-че-ни-ца слов-но про-бу-ди-лась ото сна. Ан-гел отер губ-кой ра-ны свя-той. И, о чу-до! Те-ло де-вуш-ки сде-ла-лось креп-ким и здо-ро-вым, а кра-со-та ее ли-ца еще бо-лее по-ра-зи-тель-ной. Па-рас-ке-ва с бла-го-го-ве-ни-ем об-ло-бы-за-ла ору-дия Хрис-то-вых стра-да-ний и прос-ла-ви-ла Бо-га. Не-бо-жи-тель ис-пол-нил по-ве-ле-ние Гос-под-не и стал не-ви-дим.
Ут-ром тю-рем-ная стра-жа уви-де-ла, что на те-ле Па-рас-ке-вы нет ран. Свя-тая бы-ла со-вер-шен-но здо-ро-ва. Она сто-я-ла и пе-ла мо-лит-вы. Страж-ни-ки ис-пу-га-лись, отп-ра-ви-лись к пра-ви-те-лю и из-вес-ти-ли его о чу-де. Аэ-ций при-ка-зал не-мед-лен-но при-вес-ти Па-рас-ке-ву. Уви-дев де-вуш-ку здо-ро-вой, нев-ре-ди-мой и не-о-бы-чай-но кра-си-вой, он с удив-ле-ни-ем воск-лик-нул:
— Как тер-пе-ли-вы на-ши бо-ги! Они сми-лос-ти-ви-лись над тво-ей юностью и кра-со-той, Па-рас-ке-ва, и ис-це-ли-ли те-бя!
— По-ка-жи, Аэ-ций, бо-гов, спас-ших ме-ня от смер-ти,— поп-ро-си-ла му-че-ни-ца.
— Иди в храм и уви-дишь на-ших бо-гов,— от-ве-тил пра-ви-тель.
Свя-тая вош-ла в язы-чес-кий храм. За ней пос-ле-до-ва-ли жре-цы и боль-шая тол-па лю-дей. В хра-ме бы-ло мно-же-ст-во эллин-ских ста-туй. Все ду-ма-ли, что Па-рас-ке-ва хо-чет пок-ло-нить-ся бо-гам и при-нес-ти им жерт-ву. Но свя-тая об-ра-ти-лась с го-ря-чей мо-лит-вой к Еди-но-му Ис-тин-но-му Бо-гу. При-кос-нув-шись к ста-туе Апол-ло-на, она про-из-нес-ла:
— Име-нем Ии-су-са Хрис-та по-ве-ле-ваю те-бе, льс-ти-во-му Апол-ло-ну, и всем на-хо-дя-щим-ся в этом хра-ме су-ет-ным бо-гам: пусть ва-ши ста-туи упа-дут на зем-лю и ра-зобь-ют-ся вдре-без-ги!
По сло-ву свя-той про-и-зош-ло силь-ное зем-лет-ря-се-ние. Все идо-лы упа-ли и рас-сы-па-лись в прах. Лю-ди вы-бе-жа-ли из хра-ма. Мно-гие, ви-дев-шие это чу-до, уве-ро-ва-ли во Хрис-та и ста-ли воск-ли-цать:
— Ве-лик Бог хрис-ти-а-нс-кий!
Не-чес-ти-вые жре-цы пош-ли к пра-ви-те-лю и пла-ча ска-за-ли ему:
— О пра-ви-тель! Мы го-во-ри-ли те-бе — каз-ни эту кол-дунью: она оболь-ща-ет го-ро-жан. Но ты не пос-лу-шал нас, и те-перь Па-рас-ке-ва сво-им ча-ро-дей-ством раз-ру-ши-ла все ста-туи в хра-ме! Убей эту вол-шеб-ни-цу!
Аэ-ций по-ве-лел сно-ва при-вес-ти Па-рас-ке-ву и с гне-вом на-чал доп-ра-ши-вать ее:
— Ска-жи мне, ка-ким волх-во-ва-ни-ем ты сок-ру-ши-ла на-ших бо-гов?
— Я низ-ве-рг-ла тво-их бо-гов не волх-во-ва-ни-ем, а име-нем Гос-по-да мо-е-го Ии-су-са Хрис-та. В хра-ме я об-ра-ти-лась к Не-му с мо-лит-вой: «Явись, Спа-си-тель, да-ро-вав-ший мне жизнь». И мой Гос-подь явил-ся, а твои бо-ги, лишь толь-ко уви-де-ли Его, зат-ре-пе-та-ли, упа-ли на зем-лю и рас-сы-па-лись. Ви-дишь, ва-ши бо-ги не мо-гут по-мочь да-же се-бе — как же они по-мо-гут дру-гим?
Что мог воз-ра-зить на этот до-вод Па-рас-ке-вы жес-то-кий язы-чес-кий пра-ви-тель? Вмес-то от-ве-та он при-ка-зал сно-ва по-ве-сить де-вуш-ку на стол-бе и жечь ее реб-ра го-ря-щи-ми све-тиль-ни-ка-ми. Опа-ля-е-мая ог-нем, свя-тая об-ра-ти-ла свой взор к не-бу и ста-ла мо-лить-ся:
— Гос-подь и Бог мой, Соз-да-тель и Про-мыс-ли-тель вся-ко-го тво-ре-ния! Ты дал прох-ла-ду трем ва-ви-ло-нс-ким от-ро-кам в ог-нен-ной пе-чи и опа-лил хал-де-ев, Ты спас от ог-ня пер-во-му-че-ни-цу Фек-лу. Ны-не про-шу Те-бя, Гос-по-ди, да сни-зой-дет на ме-ня, не-дос-той-ную, Твоя ве-ли-кая си-ла и из-ба-вит от без-за-кон-ных рук му-чи-те-лей, ибо не-чес-ти-вые му-жи сжи-га-ют мое те-ло.
По мо-лит-ве свя-той язы-ки пла-ме-ни по-вер-ну-лись к му-чи-те-лям — огонь стал очень силь-ным и опа-лил па-ла-чей. Часть го-ро-жан ис-пу-га-лась и бро-си-лась бе-жать. Но мно-гие из тех, кто ви-дел чу-де-са Па-рас-ке-вы, уве-ро-ва-ли во Хрис-та и воск-ли-ца-ли:
— Ве-лик Бог хрис-ти-а-нс-кий! Мы ве-ру-ем те-перь в это-го Бо-га!
Аэ-ций бо-ял-ся, как бы на не-го не вос-стал весь го-род, и при-ка-зал не-мед-лен-но усечь ме-чем го-ло-ву Па-рас-ке-вы.
Ког-да свя-тую при-ве-ли на мес-то каз-ни, ве-ли-ко-му-че-ни-ца по-вер-ну-лась ли-цом к вос-то-ку и об-ра-ти-лась к Бо-гу:
— Гос-по-ди, прос-лав-ляю мно-гох-валь-ное имя Твое! Ты, Гос-по-ди, не ос-та-вил ме-ня и дал мне, сла-бой, си-лы про-ти-вос-то-ять вра-гу. По-мя-ни ме-ня в этот час и бла-гос-ло-ви уме-реть за Те-бя. По-мо-ги всем лю-дям, пок-ло-ня-ю-щим-ся Тво-е-му крест-но-му под-ви-гу и стро-го пос-тя-щим-ся в день Тво-их стра-да-ний. По-мо-ги так-же при-зы-ва-ю-щим в по-мощь мое имя, из-бавь их ото всех бед и скор-бей и от-пус-ти им гре-хи, ибо Ты не хо-чешь смер-ти греш-ни-ка, но же-ла-ешь всем прий-ти к поз-на-нию ис-ти-ны и спас-тись. Ты Бог наш, и Те-бе по-до-ба-ет сла-ва во ве-ки. Аминь.
С не-ба из свет-ло-го об-ла-ка пос-лы-шал-ся Го-лос:
— Дер-зай, Па-рас-ке-ва! Я ис-пол-ню все, о чем ты про-сишь. Мно-гие име-нем тво-им спа-сут-ся от бед и скор-бей. Я ста-ну по-мо-гать всем, кто бу-дет бла-го-го-вей-но вспо-ми-нать твое му-че-ни-че-ст-во. У Мо-е-го От-ца те-бя ожи-да-ет оби-тель с муд-ры-ми де-ва-ми. Чер-тог Царства Не-бес-но-го при-го-тов-лен, рай отк-рыт для те-бя!
Страс-то-тер-пи-ца прос-ла-ви-ла Бо-га и ра-до-ст-но прек-ло-ни-ла го-ло-ву под меч. Ког-да па-лач от-сек го-ло-ву свя-той, воз-дух на-пол-нил-ся не-о-бык-но-вен-ным бла-го-у-ха-ни-ем, и Го-лос с не-ба воз-вес-тил:
— Ра-дуй-те-ся, пра-вед-ни-ки, ибо увен-ча-лась му-че-ни-ца Хрис-то-ва Па-рас-ке-ва!
Так за-вер-ши-лось мно-го-ст-ра-даль-ное жи-тие слав-ной Па-рас-ке-вы. Прек-рас-ней-шая не-вес-та Хрис-то-ва отош-ла к сво-е-му Не-бес-но-му Же-ни-ху.
Вско-ре не ста-ло и му-чи-те-ля пра-вед-ни-цы. На сле-ду-ю-щий день ут-ром пра-ви-тель Аэ-ций отп-ра-вил-ся на охо-ту. Вне-зап-но его конь взбе-сил-ся, встал на ды-бы и сбро-сил се-до-ка в за-рос-ли. Аэ-ций раз-бил-ся нас-мерть и так злос-ча-ст-но ис-пус-тил свою ока-ян-ную ду-шу.
Доб-ро-по-бед-ную му-че-ни-цу Па-рас-ке-ву хрис-ти-а-не с бла-го-го-ве-ни-ем по-хо-ро-ни-ли в ее до-мо-вом хра-ме. На мес-те ее пог-ре-бе-ния сра-зу же на-ча-ли со-вер-шать-ся чу-дес-ные ис-це-ле-ния. Мно-гие, кто при-хо-дил и ис-це-лял-ся, уве-ро-ва-ли во Хрис-та и при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние. Впос-ле-д-ствии мо-щи ве-ли-ко-му-че-ни-цы бы-ли роз-да-ны по мно-гим мо-нас-ты-рям и хра-мам, преж-де все-го тем, что на Святой Горе Афо-н.
Час-ти-цы ее свя-тых мо-щей хра-нят-ся и в Рос-сии: в Свя-то-Тро-иц-кой Сер-ги-е-вой Лав-ре, а также в мос-ко-вс-ком хра-ме Воск-ре-се-ния Гос-под-ня в Со-коль-ни-ках в лар-це, до-став-лен-ном с Афо-на в XIX ве-ке, и в дру-гих ме-с-тах. В Ка-за-ни (Чу-ваш-ская епар-хия) в хра-ме Рож-де-ст-ва Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы есть ра-ка с ча-с-ти-цей мо-щей ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-ра-ске-вы.

Житие и страдания святой Параскевы Пятницы.

В то время как нечестивый царь Диоклетиан воздвиг гонения на христиан, в городе Иконии проживала одна благородная и красивая девица по имени Параскева. Родители ея, христиане, воспитав и научив дочь свою хранению святой веры и заповедей Господних, отошли ко Господу. Они оставили свою блаженную дочь наследницею большого имущества. Достигнув совершеннолетнего возраста, девица Параскева стала подражать вере и делам своих родителей. Она начала тратить свое имущество не на украшение своей юной красоты и молодости и не на роскошную жизнь, но на одеяние нагих, пропитание голодающих, угощение странников. Параскева не обращала никакого внимания на своих женихов, домогавшихся сожительства с нею: она скоро соделалась невестою Единаго безсмертнаго Жениха, Единороднаго Сына Божия, для котораго и жила в святости и праведности. Пресвятое Имя Его она исповедывала пред людьми непрестанно, всякий день, приводя их тем к познанию истины.

Некоторые из людей уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, а другие, неверующие, злословили святую. Параскева же смело проповедывала пред ними слово Божие и изобличала суету бездушных идолов. Не желая слушать от нея таковых обличений, неверующие граждане схватили ее и предали побоям, а потом ввергли в темницу.

В то время в Иконию пришел некий военачальник, присланный в эту страну императором Диоклетианом с целию истребить там всех христиан. Граждане, приступив к нему, сказали: «Светлейший военачальник, в сем городе есть девица, которая верует в Распятаго Христа и проповедует Его; она занимается волшебством и немало уже людей отвратила своим чародейством от принесения жертв нашим богам. Она не перестает произносить хуления на изображения наших богов и на самодержца. Услышав царское приказание о том, что должны быть казнены все не покланяющиеся богам, мы схватили сию девицу и держим ее в темнице».

Выслушав сие, военачальник приказал представить святую девицу к себе на суд; когда святая мученица шла на судилище, ее осенил Святый Дух, и лицо ея сделалось светлым, так что все взирающие на нее удивлялись и говорили: «Посмотри! Она нисколько не удручена печалию, лицо ея даже как будто сияет». Когда она стала пред судьями, военачальник посмотрел на нее и, удивившись красоте и благородству ея лица, сказал предстоявшим: «Вы напрасно оклеветали сию прекраснейшую девицу: ведь невозможно погубить такую солнцеобразную красоту». И он сказал ей: «Девица, скажи нам твое имя!» Святая Параскева отвечала: «Я христианка, раба Христова». Военачальник сказал: «Созерцание красоты твоего лица склоняет меня к кротости, а исходящия из твоих уст слова возмущают до глубины души: я не желаю слышать таких речей». Святая отвечала: «Всякий правитель, производящий справедливый суд, слыша правду радуется, а ты, выслушав сказанную мною истину, прогневался».

Мучитель на это сказал: «Я потому гневаюсь, что не получил от тебя ответа; ведь я спросил тебя о твоем имени, а ты мне его не сказала». Святая отвечала: «Прежде всего мне надлежало сказать мое имя по вечной жизни, а потом уже объявить имя по жизни временной. Итак, я сказала свое имя по жизни вечной, что я христианка, Христова раба, а по временной жизни я родителями наречена Параскевою, так как родилась в день Параскевы (параскева по-гречески значит пятница)».

«Родители мои, — продолжала святая, — шестой день, который есть день вольных и животворящих страстей Господа нашего Иисуса Христа, всегда почитали постом, молитвами и милостынями. Так они делали в честь Христа, веруя, что из-за любви к роду человеческому в этот день Он излил Свою кровь и положил за нас на крест Свою жизнь. Бог и даровал им плод честнаго их супружества — меня, недостойную Свою рабу, в тот именно день, который они добродетельно почитали, воспоминая страсти своего Владыки. Им заблагорассудилось дать мне то имя, которым называется этот день, и вот от дня Параскевы и я именуюсь Параскевою, я — общница страстям Христовым». Военачальник сказал: «Перестань говорить сии безумныя слова и принеси жертву нашим богам; тогда я возьму тебя в жены, и ты сделаешься обладательницею большого богатства, и многие тебя будут величать на земле». На сие святая Параскева ответила: «Я имею Жениха на небе, Иисуса Христа, и в ином муже не нуждаюсь. Тогда Военачальник сказал: «Я помилую твою красоту и пощажу юность твою. «Не щади временной красоты: — сказала святая, — ныне она цветет, а на утро увянет; помилуй лучше себя, ибо тебя ожидает вечное мучение».

После сего военачальник разгневался и приказал разодрать на ней одежды и бить ее суровыми жилами. В то время как били святую, она не испустила ни одного звука, но молча устами, сердцем взывала ко Христу, испрашивая у Него помощи в мучениях. Военачальник же, все еще щадя красоту ея (ведь он поражался и соблазнялся ея красотою), приказал перестать бить ее и стал кротко говорить ей: «Девица! Пощади свою юность, не губи своей прекраснейшей молодости! Принеси жертву богам и ты будешь жива и удостоишься еще большаго от нас почета». Она ничего не отвечала ему на это. Тогда военачальник, разгневавшись, сказал: «Мне ли ты, злое христианское отродье, не отвечаешь?» Святая на это плюнула ему в лицо. После того мучитель страшно приказал повесить ее на дереве и нещадно драть ея ребра железными когтями и растирать власяницей ея раны; ея плоть таким образом была изодрана до костей.

Правитель, думая, что мученица скоро умрет , так как она едва уже дышала, снял ее с дерева и ввергнул в темницу. Когда она лежала еле живая и уже безгласная от жестоких ран, в полночь явился ей ангел; плечи и грудь его были перепоясаны крестообразно золотым поясом, а в руках своих он держал орудия Христовых страданий: крест, терновый венец, копие, трость и губу. Ангел сказал ей: «Девица, общница Христовым страстям, возстань! Я прислан посетить тебя; в утешение же твое в страданиях, я принес орудия страстей Господа нашего. Взгляни на честныя орудия: крест и терновый венец нетленнаго Жениха; посмотри на копие, прободшее животворящия ребра, на трость, написавшую прощение грехов всего мира, и на губу, которая стерла Адамов грех. Итак, возстань! Христос Господь исцеляет тебя».

И вот мученица возстала как бы от сна , а явившийся ангел, приступив, отер губою все раны святой мученицы, и все тело ея стало крепким и здоровым, а красота ея лица стала еще более поразительною. Она облобызала орудия Христовых страстей, а равно также поцеловала и явившагося к ней ангела и прославила Бога. Небожитель после сего стал невидим.

С наступлением утра пришли темничные стражи и нашли Параскеву здоровою и стоявшею на молитве; на ея теле не было ни одной раны. Испугавшись, они возвестили о том военачальнику. Последний приказал привести ее к себе и, увидев ее здоровою, удивился: он не ожидал, чтобы она осталась живой от ужасных ран. Снова удивляясь необыкновенной ея красоте, он сказал ей:»Параскева, ты видишь, как наши боги пощадили твою красоту и сохранили тебя, даровав тебе жизнь». Святая на это сказала: «О, военачальник, покажи мне даровавших мне жизнь»!

Военачальник послал ее в храм своих богов , чтобы она посмотрела на их идолов. С ней пошли также идольские жрецы и множество народа; они все думали, что Параскева желает поклониться их богам. Когда они вошли в храм, в котором было множество идолов, Параскева мысленно помолилась Единому Истинному, пребывающему в вышних Богу и, схватив за ногу идола Аполлона, сказала: «Я тебе, бездушному, и всем вместе с тобою находящимся тленным идолам говорю: так приказывает вам Господь мой Иисус Христос — падите все вы на землю и превратитесь в прах». И вот, по слову святой, пали и разсыпались все идолы. Тогда все выбежали из идольскаго храма и стали взывать: «Велик Бог христианский!» Скверные жрецы, увидев разрушение и гибель своих идолов, пришли к военачальнику и плача сказали ему: «Военачальник! Мы говорили тебе — умертви сию волшебницу, так как она обольщает наш город, а ты не послушал нас, и вот она ныне своим волхвованием сокрушила всех наших богов».

Исполнившись ярости, военачальник с гневом стал так допрашивать святую Параскеву: «Какими волхвованиями ты сделала сие»? Святая отвечала: «С именем Господа нашего Иисуса Христа на устах я вошла в храм богов ваших и так помолилась моему Господу: Явись мне Спаситель мой,-Ты, Который даровал мне жизнь. И вот Сам Господь мой и Бог мой явился мне, а твои боги, лишь только увидели Его, от страха затрепетали и, упавши на землю, разбились, показывая тем, что если они не могут помочь себе, то как помогут другим!»

Тогда военачальник приказал вновь повесить Параскеву на древе и палить ея ребра свечами. И палимая огнем, святая воздохнула к Богу и сказала: «Господь и Бог мой, Создатель и Промыслитель всей твари! Ты прохладил горящую печь трем отрокам, Ты избавил от огня первомученицу Феклу, спаси же и меня, недостойную, от рук этих мучителей».

И внезапно явился ангел, прикоснулся к свечам и запылал весьма сильный огонь, истребивший множество боззаконников. А народ взывал: «Велик Бог христианский»!

И уверовало во Христа тогда множество народа; военачальник же, заметив волнение в народе, боялся, как-бы на него не возстал народ, и приказал усекнуть святую мечем. В то время как отсечена была ея голова, некоторые слышали голос на небе произносящий: «Радуйтесь праведники, так как венчается мученица Параскева!»

Христиане с благоговением похоронили тело святой в ея доме. Так, окончив подвиг мучения, прекраснейшая девица отошла к своему Жениху, неся вместо елея кровь: она ныне вселилась с мудрыми девами в чертоге Христовом.

На другой день утром беззаконный военачальник выехал на охоту, но конь его внезапно разсвирипел и сбросил его в овраг; упавши военачальник разбился и так злосчастно испустил свою окаянную душу.

Святая же и чистая душа великомученицы Параскевы отошла к Господу , и от честных ея мощей подавались болящим многие исцеления, во славу Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Духом Святым да будет честь, и поклонение во веки, аминь.

С вятая великомученица Параскева пострадала в начале IV века при Диоклитиане (284-305).

Благочестивые родители святой Параскевы жили в III веке в г. Икония (Малая Азия). Они особенно чтили пятницу - день недели, в который Господь Иисус Христос свершил на Кресте Свой Искупительный подвиг. Радуясь, что именно в такой день Бог послал им дочь, они нарекли ей имя Параскева, что по-гречески означает Пятница, с рождения предопределив, таким образом, быть ей «общницей Страстей Христовых». Слово «параскева» означает по-гречески также «приуготовление» (пятница - приуготовление субботы). Так и вся жизнь святой Параскевы явилась приуготовлением ее к мученическому подвигу во Имя Распятого и Воскресшего Господа.

Презрев славу и богатство земное, отказалась святая Параскева и от «женихов тленных», возлюбив единого Жениха Небесного. «Дев - похваление», пребывала она в чистоте и целомудрии и всю жизнь свою посвятила служению Богу и ближним, помогая нуждающимся, просвещая заблудших и укрепляя немощных. Многих сограждан привела она из тьмы языческого нечестия к свету истинного Богопознания, но были и ненавидящие, преследующие ее за Имя Христово.

Когда начались гонения на христиан, язычники тотчас предали святую Параскеву на суд военачальнику, присланному в их город. С твердостью и радостью предстала она пред гонителем, чтобы сполна испить чашу мучеников. «Тезоименитая Страстям Христовым» Параскева на деле «уподобилась честней и блаженней Страсти Безсмертнаго на Кресте». Кроткая дева мужественно претерпела все ужасы пыток и истязаний, которым подвергли ее тело, «ища погубить душу», и победила в этом неравном поединке.

Ввергнутая в темницу после страшных мучений, еле живая, мученица осталась твердой духом и молилась: «Никогда же отлучуся Тебе, Господи». В полночь к святой был послан Ангел, принесший ей орудия Страстей Христовых: Крест, терновый венец, копие, трость и губу. Святая Параскева благоговейно приложилась к ним и получила исцеление ран своих, что укрепило ее на подвиг.

«Со Христом, Женихом моим, распнуся!» - воскликнула в молитвенном дерзновении святая мученица. И Господь исполнил ее желание. После бесчисленных мук, святая «мечем усечением, венец носящи, на Небеса взыде».

С крестом в руке, оружием непобедимым, изображается на святых православных иконах святая дева, победительница греха и смерти. По ее молитвам исцеляются недуги, «кровоточивые и прокаженные очищаются», «смрад страстей отгоняется». По ее молитвам верующие обретают свет Божественного ведения, приуготовляя себя к восхождению в Чертог Небесный.

В старину в каждом домашнем иконостасе обязательно была икона Параскевы Пятницы, особо почитаемая девушками и женщинами, к которой они направляли свои молитвы о самом важном в жизни. Какой же подвиг пред Господом совершила та, кого являет нам икона «Святая Параскева»?

Житие св. Параскевы

Житие св. Параскевы пришлось на один из самых тяжелых периодов раннего христианства – III век, правление императора Диоклетиана, яростного ненавистника всех исповедавших Истинную Веру.

Параскева родилась в городе Иконий (ныне на территории Турции), в благочестивой семье, где свято чтили заветы Иисуса: молились, постились, почитали среду и пятницу, поминая в эти дни Страсти Христовы. Они и дочь свою нарекли Параскевой (Пятница в переводе с греческого, на Руси это имя превратилось в Прасковью, одно из самых распространенных женских имен).

Девушка выросла, соблюдая Божьи заповеди, и отличалась благочестием и редкой красотой. Уже в молодом возрасте она осталась сиротой, но продолжала богоугодное служение своих родителей. Хорошее наследство, оставленное родителями, Параскева тратила на еду и одежду для нищих и убогих, на себя же – самую малость. Ее не привлекали ни красивые наряды, ни украшения, ни развлечения, всю свою жизнь она посвятила Господу и проповедь Христова учения, хотя это и грозило ей преследованием.

Параскева отвергала всех женихов, ибо считала своим единственным женихом Иисуса. Ее проповеди подвигли немало людей обратиться в веру Христову, но ей постоянно напоминали об опасности такой открытой проповеди.

Мученичество св. Параскевы

Тем временем император Диоклетиан разослал своих посланцев по всем городам и весям Римской империи, чтобы они выявляли христиан, заставляли их отступиться от своей веры, а в случае отказа подвергали пыткам и казнили. Один из них прибыл и в Иконий, родной город Параскевы. Это был эпарх Аэтий. Ему сразу же доложили о девушке Параскеве, исповедующей веру Христову и отвергающую идолопоклонство.

По приказу Аэтию девушку доставили к нему. Он был потрясен ее красотой, а особенно радостью, от которой она словно светилась. Параскева не стала скрывать своей веры, и перед Аэтием стал сложный выбор: она настолько восхитила его, что он предложил ей выйти за него замуж, если Параскева отречется от своего Бога и принесет языческое жертвоприношение, в противном случае ему придется отдать ее в руки палача.

Но и Аэтию Параскева заявила, что у нее есть единственный жених – Иисус, ради которого она готова пожертвовать жизнью. Аэтий впал в ярость, приказал палачам раздеть ее и бичевать воловьими жилами. Во время бичевания Параскева молилась, а когда Аэтий, не вынеся вида ее истязаний, еще раз предложил ей поклониться языческим богам, она ничего не ответила, стиснув зубы. Аэтий разразился яростными проклятиями и оскорблениями всех, кто верует во Христа, и тогда Параскева плюнула ему в лицо.

Этого эпарх простить не мог. Он отдал приказ своим палачам, и они подвесили девушку вниз головой и стали терзать ее тело острым железом. Из тела Параскевы на землю текли потоки крови, а она продолжала молиться. Палач увидел, что пытку нужно заканчивать, иначе девушка умрет, и по приказу Аэтия ее бросили в темницу, обрекая на долгую мучительную смерть.

Ангел Господень

В темницу Параскева действительно попала при смерти, настолько изранено было ее тело, но душа ликовала, ведь все ее мучения были во имя Христа. И Господь оценил ее верность: Он послал к ней ангела, который не только утешил измученную девушку, но и отер ее тело губкой, отчего раны затянулись, и к ней вернулась вся ее красота. С новой силой Параскева стали возносить Иисусу благодарственные молитвы.

Чудеса святой Параскевы

На следующий день стражники, ожидавшие увидеть Параскеву мертвой, были потрясены ее здоровым видом, вернувшейся красотой и радостью, с которой она славословила Господа. Эпарх приказал привести ее и заявил, что она исцелилась благодаря языческим богам. Он сам повел ее в капище. Параскева не сопротивлялась, но, когда она вознесла в языческом храме молитву Иисусу, земля содрогнулась, а статуи богов обратились в прах. Многие свидетели этого чуда потом обратились в христианство, Аэтий же обрек ее на новую пытку.

Параскеву подвесили к столбу и стали жечь ее факелами, но, вняв ее молитве, Господь отвел от девы пламя и обратил его на палачей. Тогда Аэтий, осознав свое бессилие, приказал отрубить ей голову. Душа же ее отлетела в Царствие Небесное. Но святая не осталась неотмщенной: Аэтий, чтобы развеяться, отправился на охоту, по дороге конь сбросил его, и мучитель погиб на месте.

Многие христиане пришли к Истинной Вере благодаря проповеди Параскевы и ее чудесам. Они схоронили ее тело, а впоследствии мощи святой Параскевы явили много чудесных исцелений.

За свой подвиг во славу Христа Параскева была возведена в ранг святых великомучеников; икона «Параскева» представляет ее в виде прекрасной девушки с крестом в правой руке и свитком с Символом веры в левой, а ангелы Господни держат над ее головой корону.

Обычаи, связанные со святой Параскевой Пятницей

В православной традиции Параскева пользуется огромным почитанием и считается заступницей и помощницей во многих делах, часто связанных с ведением домашнего хозяйства. В крестьянских хатах икона «Прасковья» всегда была нарядно украшена; в день ее памяти, 10 ноября, крестьяне приносили в храм плоды для освящения и хранили их в доме до следующего урожая. Освящали также спряденную из льна ткань, благодаря чему в народе Параскеву называли еще и Льняницей.

В деревнях св. Параскеве молились, чтобы скот был здоров, особенно коровы-кормилицы. Ее образ часто ставили у источников и колодцев для обретения водой целительной силы. Св. Параскева считается еще и покровительницей тех, кто занимается торговыми делами. Поскольку в прежние времена торговать в субботу было запрещено, все покупки делались заранее, в пятницу. Появилось даже название «Пятницкие ярмарки».

Параскева также считалась хранительницей пятницы, когда следовало соблюдать пост и откладывать домашние дела: стирку, шитье и пр. В некоторых деревнях этот обычай чтут до сих пор.

В чем помогает икона Параскевы Пятницы

Святая Параскева, как мы помним, дала обет целомудрия, и единственным женихом для нее был Иисус Христос. Как ни странно, её значение заключается в любовных делах: к иконе св. Параскевы обращаются девушки с молитвой о хорошем женихе, благополучной и мирной семейной жизни, и женщины, которым долго не удается родить ребенка.

Икона «Параскева Пятница» помогает в исцелении духовных и физических недугов, особенно сопряженных с сильной болью (зубная боль, лихорадка и т.п.).

В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры находится чудотворная икона Параскевы Пятницы, обретенная более трех веков назад в деревне Ильеши под Санкт-Петербургом. В Москве икона Параскевы Пятницы находится в храме в Бутово, который был построен в ее честь еще в 16 веке, ныне он реставрирован и открыт для верующих. В большинстве церквей есть иконы св. великомученицы Параскевы Пятницы – самой почитаемой у православных женской святой.

Молитва

О святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице, буди о нас печальница ко Христу Богу.

Его же преблаженнейшим зрением присно веселитися; моли Всемилостиваго, иже словом очи слепым отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных; разжени твоими святыми молитвами темный мрак прибывший от грехов наших, испроси у Отца Света свет благодати душевным и телесным очесем нашим; просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение. О великая угодница Божия! О мужественнейшая дево! О крепкая мученице святая Параскево!

Loading...Loading...