24 июня праздник св иоанна крестителя. От зачатия до страшной смерти: праздники и загадки Иоанна Крестителя

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

72 г. до н.э. родился Захария, отец Иоанна Крестителя. На самом деле Захария не был священником, а был простым скотоводом. 68 г. до н.э. родилась Елизавета, мать Иоанна Крестителя.

Рождество Иоанна Крестителя

7 июля 10 г. до н.э. в три часа дня родился ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ в городе Тарихея на берегу Галилейского озера. Елизавете в это время было 58 лет, а Захарии – 62 года.

Иоанн Креститель родился в день который на Руси отмечался как .

«Наречение Иоанна Крестителя» (картина Рогира ван дер Вейдена. Разрешившаяся от бремени Елизавета лежит в кровати, на переднем плане Захария пишет имя сына)

На восьмой день после рождения ребёнка по иудейскому обычаю младенцу полагалось сделать обрезание и дать ему имя. Соседи и родственники, присутствовавшие при этом, предлагали дать мальчику имя Захария, в честь отца. И тогда немой Захария, помня о вещем сне, потребовал дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Захария так сильно разволновался, что неожиданно для всех произнёс написанное вслух: «Иоанн имя ему!» Это произвело на всех присутствующих сильное впечатление. Заговорил человек, который молчал 60 лет. Весть об этом событии разнеслась по всей округе.

Елизавета своего сына Иоанна сильно любила и всячески его баловала. Поэтому мальчик рос капризным, по малейшему поводу сразу же впадал в истерику, начинал стучать ногами по полу и требовать своё. К окружающим его людям Иоанн относился свысока, насмешливо и даже мог зло пошутить над невинным человеком. Всё резко изменилось после смерти родителей. Мать умерла, когда Иоанну исполнилось 8 лет. Через год ушёл из жизни отец Захария. Иоанн как сирота был определён в иудейский монастырь неподалёку от своего родного города.

Иоанн стал практически рабом у монахов. Законы в монастыре были жестокими, условия жизни – адские. Самое распространённое и самое мучительное наказание для провинившихся заключалось в стоянии голыми коленями на мелких битых камнях. Щебёнка острыми углами царапала кожу и до крови вдавливалась в тело наказанного. Этой пытке 9-ти летнего Иоанна подвергали по нескольку раз за день. Поводом могла послужить всякая мелочь, любая провинность – не так прошёлся, не так ответил, не туда повернулся, не то сделал. Мальчик ложился на постель поздно ночью и засыпал как убитый, а утром его уже будили ни свет ни заря, так как жизнь в монастыре начиналась с 3 часов утра. Священнослужители, на словах проповедуя любовь к ближним, наяву оказались изощрённо жестокими и злыми садистами. Там в монастыре он постиг открывшуюся ему истину – монахи в Бога не верят! Он лишь прикрываются именем Бога, чтобы обманывать других людей, заставляют их работать, собирают пожертвования на свою безбедную жизнь и изображают перед всеми окружающими благочестивость и веру. Иоанн совсем другими глазами стал смотреть на окружающий его мир, который оказался насквозь фальшивым и лживым.

Одновременно с работой Иоанну приходилось учиться – в монастыре он освоил грамоту, стал читать, писать, считать. Смышлённый мальчик подавал большие надежды. Он знал четыре языка: два еврейских – иврит и арамейский, латинский – официальный язык Римской империи и гальский. Последнему языку Иоанну обучил пленный галл, раб, живущий в монастыре, который занимался врачеванием. Этот галл с симпатией относился к Иоанну, проводил с ним много времен и любил рассказывать мальчику истории о неведомых странах, в которых ему приходилось бывать. Именно от этого человека молодой Иоанн узнал о том, что мир огромен и разнообразен, о том, что где-то там вдали, за морем, существуют неведомые страны, в которых люди живут совсем по другим законам и обычаям. После этих рассказов у Иоанна возникло желание побывать в Риме, Галлии, Греции, Индии и своими глазами увидеть весь мир.

Иоанн рос, и с годами у него стали проявляться необыкновенные способности, открылся дар ясновидения. Он начал заниматься предсказаниями будущего. Над его словами сначала просто смеялись, принимая всё в штыки. Если же предсказанное сбывалось, тем более что-нибудь плохое и неприятное, то все сразу набрасывались на Иоанна, обвиняя его в том, что он «накаркал» несчастье. Иоанн, вырастая, всё больше замыкался в себе, стараясь ни с кем не разговаривать по душам и не делиться пережитым. Он стал чувствовать пропасть между собой и другими людьми, которые его просто не понимали.

Иоанну, жившему в монастыре, исполнилось 13 лет (3 год н.э.). По законам того времени с этого момента мальчик считался совершеннолетним, и его следовало женить. Иоанн был не монахом, а лишь воспитанником в монастыре и жил по обычаям светским правилам, и на него не распространялись ограничения монашеской жизни. Уже после того, как был назначен день свадьбы, с Иоанном вдруг случилась ужасная неприятность. Он рубил дрова и нечаянно топором попал себе по ноге – острое лезвие с размаху попало между ног и срезало кусок мяса с икры. Рана загноилась, возникла угроза гангрены. Иоанн мог на всю жизнь остаться безногим, но, к счастью, его спас пленный галл – доктор умело обработал рану и не допустил возникновения опасной опухоли. Иоанн выздоровел, и лишь хромота и шрам, оставшиеся на всю жизнь, напоминали теперь ему об этом неприятном событии. Да ещё в ненастную погоду нога ноющей тупой болью иногда давала о себе знать. Монахи, посчитав это происшествие дурным предзнаменованием, решили отложить женитьбу Иоанна.

Чем взрослее становился Иоанн, тем тягостнее было ему в монастыре. Ему порой казалось, что он задыхается в атмосфере всеобщей ненависти и лжи. Иоанн резко выделялся из всеобщей толпы, ему многие завидовали и его ненавидели. У многих он вызывал раздражение одним своим внешним видом. У Иоанна были открытое, доброе лицо, голубые глаза, красивые русые вьющиеся волосы. От него просто веяло здоровьем, молодостью и уверенностью в себе. Иоанн был высокого роста – 182 см, с мощной спортивной, мускулистой фигурой, статный. Больше всех невзлюбил молодого юношу монах, который одним своим видом внушал отвращение,- горбатый, одноглазый, болезненный, хилый. Он придирался к Иоанну из-за всякой мелочи и изо всех сил старался досадить ему. Именно из-за козней этого монаха Иоанну и пришлось покинуть стены монастыря. Ему тогда исполнилось 16 лет (6 год н.э.). В монастыре Иоанн занимался добычей золота, которое переплавлялось в слитки тут же, в монастыре.

Пропала крупная партия золота. Похититель, тот самый горбатый монах, подстроил всё таким образом, что подозрение пало на Иоанна. Даже настоятель монастыря, всегда по-доброму, с симпатией относившийся к юноше, был уверен в его виновности. Иоанн убежал и забрался на курган недалеко от монастыря и в рыданиях и переживаниях провёл остаток дня. Выплакавшись, Иоанн уснул. И во сне было ему видение – к нему подошёл высокий старец в белых одеждах с посохом в руке и произнёс: «Ты успокойся. Сейчас твоё время ещё не пришло. Оно придёт гораздо позже. А сейчас ты не должен оставаться здесь. Здесь для тебя всё чужое, всё не твоё – место не твоё, вера не твоя… Ты должен идти на Восток». Над головой старца сиял сверкающий нимб, облик его был прекрасен. Это событие произошло 28 марта 6 года н.э.

В 20 км от монастыря находилась деревушка, в которой жила добрая старушка. Иоанн познакомился с ней, когда приезжал в деревню продавать излишки продуктов. Честный юноша с открытым лицом понравился бабушке. Он часто навещал старушку, та его встречала как родного, подкармливала и заботилась о нём как о своём собственном сыне. Приняв решение, Иоанн сразу же направился к своей знакомой. Пожив у старушки несколько дней, Иоанн с первым попутным караваном отправился в Тибет – неведомую, загадочную страну, полную чудес, о которой он так много слышал.

Иоанн выучил два тибетских языка и всерьёз увлёкся классической тибетской медициной, стал настоящим специалистом в ядах. На Тибете Иоанн провёл 6 лет и 7 месяцев. После этого он уехал в Индию, где прожил ещё два года.
Он выучил три индийских языка и ознакомился с технологией изготовления шёлка. Иоанна интересовало всё необычное и загадочное в самых различных областях человеческой деятельности. Иоанн усиленно занимался йогой, на два-три месяца уходя от людей в глушь и медитируя в одиночестве. Во время медитаций Иоанн путешествовал во времени и пространстве… Во время таких путешествий Иоанн увидел, как в будущем он станет крестить людей с помощью воды. Иоанн обошёл все святые места в Индии и Тибете и ознакомился со всеми религиями, занимался исцелением людей.

В Китае Иоанн пробыл недолго – восемь месяцев. Ему не понравилась эта страна – китайцы оказались весьма злыми и подозрительными людьми. Китайский язык был десятым языком, который выучил Иоанн. Иоанн обладал капризным характером, настроение у него слишком часто менялось – он то веселился от души, хохотал, тянулся к людям, к обществу, то неожиданно впадал в глубокую депрессию, не хотел никого видеть и уединялся где-нибудь в одиночестве. Он был непредсказуем, и ученикам Иоанна было порой трудно находиться с ним рядом.

Неординарные люди, наделённые талантами, способные творить и созидать, обладающие огромной энергией, зачастую имеют капризный, непредсказуемый характер. Им слишком тяжело жить с простыми людьми, потому что они видят, что обыкновенные люди не всегда их понимают. Чем мудрее человек, тем тяжелее жить ему на земле, потому что он видит несовершенство этого мира.

Иоанн в Риме

Вернувшись из Индии, Иоанн начал проповедовать: он рассказывал, как живут люди в других странах; объяснял евреям, что иудейская вера сильно искажена священниками, и поэтому не стоит доверять каждому их слову; говорил, что не стоит полностью отвергать всё иностранное, наоборот, нужно перенимать у других народов всё самое лучшее, в том числе и у римлян; вместе с тем не надо мириться с нынешним тяжёлым положением, нужно бороться за свою свободу.

Об Иоанне говорил пророк Исаия: "Голос раздаётся в пустыне: приготовьте путь Господу! Выпрямьте путь перед Ним!" Евангелие Матфея 4
Иоанн носил одежды из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным поясом. Ел он саранчу и дикий мёд. К нему приходил народ из Иерусалима, со всей Иудеи и из окрестностей Иордана. Исповедующих свои грехи он крестил в реке Иордан. Евангелие Матфея 4

Целый год Иоанн таким образом проповедовал в Иудее, перемещаясь из селения в селение, и везде повторялось одно и то же – никто не хотел воспринимать его слова всерьёз.

Иоанн решил совершить поездку в Рим, чтобы лучше на месте узнать римлян, ознакомиться с их обычаями и нравами, разобраться во всём самому. С собой он взял своего верного спутника – 15-ти летнего мальчика-сироту, который прибился к нему во время его скитаний по иудейской земле.

Прожив некоторое время среди римлян, Иоанн был сильно разочарован. Он убедился, что и в столице царят те же самые пороки, что и в провинции,- повсюду ложь, лицемерие, жестокость и обман. Духовные ценности никого не интересуют, римские священники, как и иудейские, думают только о том, как бы поплотнее набить свой карман. О Боге вспоминают только тогда, когда это сулит выгоду, о спасении своей души никто не задумывается. Присмотревшись, Иоанн понял, что ничего хорошего римляне иудеям дать не смогут. Великий Рим может принести в маленькую Иудею лишь раздор, зло, войну. Иоанн решил посмотреть, как живут люди в других странах, находящихся под римским игом. Он побывал в Галлии (Франция) и среди племён германцев. Везде люди жили одинаково, повсюду царили раздор, войны, зависть… Люди ненавидели друг друга за всё – за то, что они разной веры, за то, что они разной национальности, бедные ненавидели богатых, богатые издевались над бедными… Иоанн понял, что всем людям не хватает одного – единства. Только новая вера, чистая и правильная, может объединить и примирить все народы и нации, только истинная единая вера поможет побороть жестокость и сделать людей счастливыми и свободными. В общей сложно Иоанн провёл в Риме, Галлии и Германии два года и вернулся назад в Иудею.

20 марта 15 года в Галилею из Индии вернулся Иоанн Креститель. Ему было в то время 25 лет. Первым делом он посетил монастырь, который покинул 9 лет назад. За это время многое изменилось. Старый настоятель монастыря умер, его место занял другой монах, который ранее был простым послушником. Он и рассказал Иоанну о том, что после его ухода раскрылась настоящая причина пропажи золота. Одноглазый вор был разоблачён, и с Иоанна сняли все обвинения. К этому времени злобный монах тоже умер. Теперь Иоанн хотел вернуть себе назад родительский дом. После смерти отца Захарии этот дом перешёл в пользование монахов, и, чтобы вернуть назад своё жилище, Иоанну надо было обратиться к первосвященнику в Иерусалим. По пути в Иерусалим Иоанн неоднократно слышал от попутчиков и встречных прохожих рассказы об Иисусе, который, вернувшись из Египта месяц назад, уже успел прославиться чудесными исцелениями людей. Слава о 19-ти летнем целителе быстро разнеслась по всей Иудее.


Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо-Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва.

Встреча Иоанна и Иисуса произошла 17 апреля 15 года доме у Иосифа Аримафейского.
Иисус услышав от Иоанна об Индии, загорелся желанием отправиться в эту страну.
Чтобы вернуть назад свой дом, Иоанн по законам того времени должен был жениться и завести семью - в этом случае спорное жильё возвращалось первоначальному хозяину.

14 октября 15 года умер 67-ми летний Иосиф. Иосиф был погребён на городском кладбище в Назарете.

Женитьба Иоанна Крестителя

Мария нашла для Иоанна подходящую невесту - красавицу Саломею из соседней деревни Каны Галилейской. Так как у жениха на момент свадьбы не было ещё своего жилья, то торжество было решено провести в доме родителей невесты.
26 декабря 15 года в Кане состоялась свадьба Иоанна и Саломеи.

Через три дня в Кане, в Галилее, был свадебный пир. Туда были приглашены Иисус, Его Мать и ученики Иисуса. Случилось так, что во время пира кончилось вино, и мать Иисуса тогда сказала Ему: - У них нет вина. Мария была посаженной матерью Иоанна и ведала всеми приготовлениями на свадьбе. Поэтому когда неожиданно кончилось вино, то именно к ней и обратились с жалобой…
Иисус ответил: - Почему Я должен заботиться об этом? Ведь Моё время ещё не настало. Мать Иисуса сказала слугам: - Делайте, что Он вам скажет (Мария ведёт себя, как хозяйка, а не как гостья, что очень странно!).
Рядом стояло шесть больших каменных сосудов, которые иудеи использовали для обрядовых омовений. В каждый сосуд вмещалось около ста литров воды. Иисус сказал слугам: - Наполните сосуды водой (чужие слуги послушались и Иисуса, это говорит что Он был там не просто гостем).
Те наполнили их водой до верха. - А сейчас зачерпните,- сказал Он,- и отнесите распорядителю пира. Они так и сделали. Тот попробовал воду, ставшую вином. Он не знал, откуда вино, об этом знали только слуги. Распорядитель отозвал в сторону жениха и упрекнул его: - Все подают вначале вино получше, а потом, когда гости напьются, подают вино похуже. А ты сберегал лучшее вино до сих пор .

Затем Иисус, обладавший невероятной силой гипноза, внушил всем гостям, находящимся на свадьбе, что в кувшинах находится не вода, а вино. Люди пили воду, и им казалось, что это необычайное вино. Слава о чуде превращения воды в вино разнеслась по всей округе.

Это было первое чудо, совершённое Иисусом в Кане Галилейской. Он таким образом проявил свою славу, и ученики Его поверили Ему. После этого Иисус вместе с матерью, братьями и учениками пошёл в Капернаум, и там они пробыли несколько дней. Евангелие Иоанна

«Тот, кто любит свою жену, любит и самого себя». «Помните, что каждый муж должен любить свою жену, как самого себя, и жена должна уважать своего мужа». Письмо Ефесянам 5


Икона «Брак в Кане Галилейской»
На этих иконах изображали не само чудо, а пир, на котором оно свершилось. Сюжет особенно полюбился в XVII-XVIII веках, когда иконопись сблизилась со светским или, как его тогда называли, мирским искусством. На иконах представляли пир, участники которого слушают веселых музыкантов-скоморохов.

30 лет Иоанн на целый год ушёл в пустыню и жил там отшельником, питаясь только травами и саранчой, очищал свою душу и тело. Он много познал в пустыне, стал мудрее и прозорливее, научился слышать голос Божий, который подсказывал ему ответы на многие вопросы. Наедине с природой у человека открываются новые возможности организма, он начинает чувствовать то, что раньше было ему недоступно.

Это отшельничество произвело сильное впечатление на последователей Иоанна, которые видели, что этот человек не стремится к наживе и какой-то своей выгоде, он несёт новую веру и готов ко многим жертвам ради этого.


«Крещение Господне» (картинаТинторетто)

Инициация – «Крещение»

21 августа 22 года 26-ти летний Иисус после долгого пятилетнего отсутствия вернулся на родную землю. Узнав, что Иоанн Креститель находится у себя дома, Иисус тут же поспешил его увидеть. 3 сентября состоялась встреча двух друзей.

Обряд крещения возник после распятия Христа. Принимая крещение, человек начинал верить в Христа, распятого на кресте. Во времена Иоанна же ещё не было распятия – как символа христианства. Иоанн же в те времена совершал не «крещение», а просто окунал человека в воду, смывая с него все прошлые грехи. Очистившись человек был готов к новой жизни, он уже был готов принять новую веру.

На это Иоанн им отвечал: - Я крещу вас в воде, но придёт тот, кто могущественнее меня, я не достоин даже развязать ремни Его сандалий. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата, которой Он просеивает зерно от соломы, уже у Него в руках, зерно Он соберёт в хранилище, а солому сожжёт в неугасимом огне .
Это выражение было понято неправильно, им воспользовались те, кто хотел навязать новую веру огнём и мечом. Во времена средневековья инквизиторы «во имя Христа» живьём сжигали на костре еретиков, они обращали в христианство целые народы по всему миру, производя крещение не водой и Божьим словом, а огнём и мечом.

Иоанн никогда не крестил толпы евреев со всей Иудеи - ему никто не позволил бы это делать. На страже иудейской веры стояла многотысячная армия фарисеев, саддукеев и священников. "Тора" резко отрицательно относилась к тем, кто изменял вере предков, и в таких случаях советовала забрасывать богоотступника камнями. Но римлян запретили этот вид казни. Смертные приговоры имел право выносить лишь наместник Иудеи - прокуратор.


«Иоанн Креститель» (картина Эль Греко)

Как только Иоанн провёл над Иисусом обряд обращения в новую веру, весть об этом разнеслась по всей округе. Иоанн вскоре был арестован царём Иродом Антипой (сын Ирода Великого). Ирод Антипа лично беседовал с Иоанном, пытаясь понять, что, собственно говоря, тот хочет и не несут ли его действия угрозу царской власти. Иоанн Креститель объявил, что он хочет одного – дать людям свободу. В том числе и свободу вероисповедания – каждый человек имеет право выбрать ту религию, которую хочет, и никто не вправе осуждать его за это.
Иоанн пользовался огромной популярностью у людей. К нему на "инициацию" и проповеди собирались люди со всей Иудеи. В то время законом были запрещены любые сборища людей. Толпу мог собрать только царский глашатай для объявления очередного указа. Даже соседям запрещалось ходить друг к другу в гости большой толпой. Исключение допускалось в двух случаях - свадьбы и похороны.
Иоанн Креститель своей деятельностью нарушал этот закон. К нему люди собирались гораздо охотнее, чем к глашатаям, читающим очередной указ.

Иоанн собирал людей в основном всегда вечером, при звёздах. На эти собрания проникали царские соглядатаи, шпионы, которые внимательно за всем следили и доносили царю обо всём подозрительном. Речи, которые вёл Иоанн, не нравились властям - тот выступал против богатых, ратовал за свободу и равноправие.

Жена Ирода Иродиада - завистливая, злая женщина, которая любила поучать мужа, постоянно вмешивалась в его дела. И Ирод Антипа слушался её во всём, выполняя её капризы. У Иродиады были собственные шпионы, которые также следили за собраниями у Иоанна Крестителя. Иродиаде было неприятно, что какой-то нищий пророк становится гораздо популярнее у народа, чем её собственный муж - царь. Именно Иродиада настояла на том, чтобы Ирод арестовал Иоанна и поместил его в темницу. Иоанна сначала держали в заключении в крепости Махерон, а затем перевели в город Сепфорис, поближе к царю. Ирод часто навещал своего узника и любил беседовать с ним на различные темы. Антипа держал Иоанна не на правах пленника, а на правах гостя. Почести ему не оказывались, но питание и отношение были нормальные. Вечерами они вели долгие беседы, играли в шахматы и рассказывали популярные в то время диковинные пасьянсы на картах.
Иоанн, обладавший даром ясновидения, часто рассказывал Ироду, что ждёт в будущем его детей, жену. Про своё будущее Антипа спрашивал очень редко, стараясь не подавать вида, что относится к этому серьёзно. Ирод интересовался жизнью и будущим своих придворных, как бы из праздного любопытства, ради забавы. На самом деле Антипа, получая ценнейшую информацию о своём окружении, старался правильно распорядиться ею.

Иоанн, много путешествовал по миру, знавший, как живут люди в других странах, их законы и обычаи, был для царя Ирода бесценным подарком. В то время через Иудею проходило много торговых путей и приезжало огромное количество людей из других стран. Царь Ирод заключил немало выгодных союзов и торговых сделок благодаря советам Иоанна. Но Антипа из-за чрезмерной гордости никогда не благодарил Иоанна вслух, не восхвалял его, стараясь не признавать в открытую, какую важную роль играет его пленник в государственных делах.
Понимая полезность Иоанна, царь даже предлагал ему стать придворным советником. Но тот гордо ответил: "Я свободный человек, ни на кого работать не буду и потому отказываюсь от этого предложения".
Ученики приходили в темницу к Иоанну свободно, Антипа давал ему такие привилегии. Иоанн, слыша о делах Христовых, послал двоих учеников своих с вопросом: "Ты ли тот, который должен прийти, или ожидать нам другого?"
Иоанн хорошо знал, что Иисус - именно тот самый Спаситель, которого так все ждали. В этом вопросе был скрыт другой смысл - Иоанн хотел неприметно узнать, готов ли Иисус к восстанию, смел ли он духом, есть у него решимость для действий.

Иисус в иносказательной форме ответил: "Пойдите скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!" Этим Иисус хотел сказать, что он смел духом и готов к действию, но пока не готов сам народ. Но вера народа с каждым днём растёт и усиливается, надо ещё подождать, пока вера людей не окрепнет окончательно.
Иродиада, жена царя, тайно подслушивала разговоры Ирода с Иоанном и подсматривала за ними через специальное устройство в стене. Её пугала способность Иоанна видеть невидимое, знать всё тайное. Дело в том, что Иродиада была гулящей женщиной, мужа своего она не любила, и у неё был молодой любовник. И каждый раз, прислоняясь ухом к потайному устройству, она с замиранием сердца ждала, что сейчас Иоанн расскажет царю о ней всю правду.
Иоанн был мудр и не стал вносить раздор в эту семью, потому что он видел, что царь Иродиаду любит. И если дойдёт дело до разбирательств, то Ирод невольно встанет на сторону своей жены.
Иоанн не признал Иродиаду, он как-то при ней и Ироде рассказал притчу о неверной жене, которую казнил узнавший об изменах муж. Ирод не понял истинного смысла этой притчи. Иродиада прекрасно поняла этот намёк. Она ещё больше стала бояться Иоанна и стала просить царя казнить Иоанна или выслать его из страны.
Иоанн не постоянно сидел в темнице. Антипа, стараясь сделать Иоанна своим другом и советником, отпускал его на волю, надеясь таким образом завоевать расположение пророка. Однако Иоанн принимался за старое - собирал людей и проповедовал всеобщее братство и равенство. Ирод просто был вынужден снова арестовывать Иоанна и помещать его в темницу.

По приказу Иродиады Иоанну подсунули отравленные фрукты - персики и виноград, начинённые змеиным ядом. Яд действовал постепенно, не сразу. Иоанн слабел с каждым днём, и для всех было загадкой, что именно с ним происходит. Предчувствуя свою смерть, Иоанн попросил, чтобы к нему пустили его учеников. Он передал им свою последнюю волю, пожелав, чтобы его похоронили на высоком холме возле монастыря, в котором прошло его детство.

Иоанн умер 12 декабря в 25 г. н.э. После смерти Иоанну отсекли голову и отрезали язык. Жена Ирода собственноручно вырезала язык мёртвому пророку.


Икона «Усекновение главы Иоанна Крестителя»

«Месть Иродиады» (картина Хуана Фландеса)

«Положение во гроб Иоанна Предтечи»
Клеймо иконы «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни». Ученики хоронят обезглавленное тело, в то время как Иродиада любуется на голову (левый угол), а её служанка прячет её в пещере (правый угол).

Место погребения и мощи

Древняя традиция локализует место погребения обезглавленного тела Иоанна в Севастии (Самария) рядом с могилой пророка Елисея. Апостол Лука, возвращаясь в родную Антиохию, пожелал взять с собой нетленное тело, но севастийские христиане воспротивились этому и позволили ему забрать только правую руку, которой был крещён Иисус Христос в Иордане (Десница Иоанна Крестителя).Руфинус из Аквилы свидетельствует в 378 году, что язычники из Севастии по требованию Юлиана Отступника в 362 году разгромили гробницу Крестителя, сожгли его останки и развеяли пепел. И из мощей святого в настоящий момент сохраняются упомянутая десница и голова, (изначально оставшаяся у Саломеи).
Однако Симеон Метафраст сообщает, что «что сожжено было не Крестителево тело, а чьё-то другое, ибо патриарх Иерусалимский, узнав заблаговременно о приказе Юлиана, тайно взял из гроба мощи Крестителя и послал их на сохранение в Александрию; вместо них же он положил кости одного мертвеца».
Таким образом, эти мощи 27 мая 395 года оказались в Александрии, где были помещены в базилике, незадолго до этого посвящённой Иоанну на месте храма Сераписа. Пустая могила в Севастии, тем не менее, продолжала посещаться паломниками, и святой Иероним свидетельствует о продолжавшихся там чудесах. Их дальнейшая судьба неизвестна. Коптская церковь также указывает о нахождении могилы Иоанна в своих владениях - в монастыре в Нижнем Египте (Wadi El Natrun).

Глава Иоанна Крестителя


Глава Иоанна Крестителя (Сан-Сильвестро-ин-Капите, Рим)

Исламская традиция считает местом хранения главы Иоанна Крестителя мечеть Омейядов в Дамаске, а католицизм помещает её в римскую церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите. Кроме того, упоминается о голове в Амьене (Франция), привезённой из четвёртого крестового похода, и в турецкой Антиохии, а также о нахождении её в одном из монастырей Армении.
В традиции Православной церкви существуют предания о трёх обретениях главы Иоанна Крестителя, в честь каждого установлено отдельное празднование.


Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Первое обретение

По преданию, Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала её в своём дворце, откуда она была выкрадена благочестивой служанкой (имя которой было Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода) и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе. Спустя годы вельможа Иннокентий решил построить на том месте церковь и при копании рва обнаружил кувшин с реликвией, которая была опознана по исходившим от неё знаменьям. Перед смертью Иннокентий, опасаясь, что реликвия будет поругана, спрятал её в своей церкви, которая затем обветшала и разрушалась.


Второе обретение

Второе обретение

В правление императора Константина Великого в Иерусалиме глава Иоанна Предтечи была найдена двумя монахами-паломниками, которые взяли её с собой, но, проявив леность, отдали нести реликвию встретившемуся им горшечнику. По преданию, явившийся святой повелел горшечнику оставить неблагочестивых монахов и принять на хранение святыню. Перед смертью горшечник поместил главу в водоносный сосуд, запечатал и передал своей сестре. Позднее реликвия оказалась у священника-арианина, который с помощью исцелений, исходивших от неё, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы. Позднее над пещерой возник монастырь и в 452 году явившийся, по преданию, архимандриту обители Иоанн указал на место сокрытия своей главы. Она была найдена и перенесена в Константинополь.


Третье обретение

Третье обретение

Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении реликвии. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте.
См.


Гробница Иоанна Крестителя в мечети Омейядов (Дамаск)

Десница Иоанна Крестителя

Десницей Иоанна Крестителя называется его правая рука, которую, по преданию, он возложил на голову Иисуса Христа в момент его крещения. Традиционно местом хранения десницы считается Цетиньский монастырь в Черногории, но турки утверждают, что правая рука Иоанна Крестителя находится у них в музее дворца Топкапы наряду с частью черепа. Также коптский монастырь Святого Макария утверждает, что рука находится у него.
Своё происхождение общепринятая православием реликвия ведёт от апостола Луки, который, забрав её из Севастии, перенёс в свою родную Антиохию в дар местной христианской общине. После падения Антиохии в X веке Десницу переправили в Халкидон, а позднее в Константинополь. После захвата турками Константинополя в 1453 году рука была переправлена на остров Родос. Когда турки в 1522 году захватили Родос, святыню переправили на Мальту.
В 1799 году Мальтийский орден передал Десницу в Россию, когда российский император Павел I стал великим магистром ордена. После Октябрьской революции святыню вывезли за пределы страны, и долгое время она считалась утраченной.
В 1951 году югославские чекисты реквизировали десницу в хранилище государственного исторического музея в Цетинье. Вплоть до 1993 года десница считалась утерянной навсегда. Обнаружили её в Цетиньском монастыре Черногории, где она хранится в настоящее время.
Православное предание связывает с десницей чудо спасения антиохийской девушки, предназначавшейся в жертву змию. Её отец «лобызал святую руку Крестителя, тайно откусив зубами один сустав малого перста, спрятал его и, помолившись, вышел, неся с собою сустав пальца». На следующий день он бросил палец Иоанна Предтечи в пасть змия и тот издох.


Сказание о деснице Иоанна Предтечи (деталь иконы XVI века)

Два фрагмента мощей Иоанна Крестителя (десница и глава) являются весьма почитаемыми святынями христианского мира. Тем не менее, реликвии эти очень рассеяны по миру: известно о существовании 11 указательных пальцев Иоанна Крестителя. В отношении количества реликвий, связанных с Иоанном Крестителем, у исследователей встречаются следующие цифры: 12 голов, 7 его челюстей, 4 плеча, 9 рук и 8 пальцев.


Гертген тот Синт Янс. «Сожжение останков Иоанна Крестителя» Юлианом Отступником, 1484 г.

Празднование

В честь Иоанна Крестителя установлены следующие праздники:

Православная церковь:
23 сентября (6 октября) - зачатие;
24 июня (7 июля) - рождество (входит в число великих праздников);
29 августа (11 сентября) - усекновение главы (входит в число великих праздников, установлен строгий пост);
7 (20) января - Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения;
24 февраля (8 марта) - первое и второе обретение его главы;
25 мая (7 июня) - третье обретение его главы;
12 (25) октября - праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.

Мусульмане почитают Иоанна пророком под именем Яхья (Йахйа). Согласно Корану он был сыном пророка Закарийи. В Суре 19 «Марйам» приводится рассказ о благовестии Закарийе, аналогичный описанному у Луки: «О Закарийа, Мы радуем тебя вестью про мальчика, имя которого Йахйа!» (Коран. 19:7). Джабраил, сообщивший эту весть, дал Закариёе знаменье: «чтобы не говорить с людьми три ночи [и дня], не будучи лишенным дара речи» (Коран. 19:10).
Спустя два года после рождения Яхьи Аллах благословил его: «О Йахйа! Крепко держись [установлении] Писания, - и Мы даровали ему мудрость в младенческом возрасте, а также сострадание [к людям] от Нас и чистоту, и был он благочестивым, почтительным к родителям и не был ни гордецом, ни ослушником. Благополучие ему [от Аллаха] и в день, когда он родился, и в день смерти, и в [Судный] день, когда будет воскрешен к жизни» (Коран. 19:12-15).
Аналогичный краткий рассказ о рождении Яхьи содержится в Суре 3 «Семейство Имрана». Отличие состоит в том, что Джабраил сразу говорит о будущем сыне Закарийи как о «воздержанном муже и пророке из праведников, который подтвердит истинность слова от Аллаха» (Коран. 3:39).

Copyright © 2015 Любовь безусловная



Рождество Иоанна Предтечи – великий православный праздник, который празднуется за шесть месяцев до Рождества Христова, т. е. 24 июня (7 июля) . Рождество Иоанна Предтечи - непереходящий праздник. День этот всегда приходится на Петров пост .
Полное название праздника - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Празднование Рождества Иоанна Предтечи подчёркивает исключительное положение Иоанна Предтечи среди святых, почитаемых Православной Церковью. Лишь три "Рождества" (рождения) празднуются Православной церквью: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи.

Рождение Иоанна Крестителя.

Рождество Иоанна Предтечи – одно из величайших евангельской событий - рождение будущего Иоанна Предтечи, или Иоанна Крестителя, от престарелых родителей, праведных Захария и Елисаветы.
Иоанн Предтеча родился в городе Иудином (возможно, современный Эйн-Карем - селение юго - западнее Иерусалима).
Согласно Евангелия от Луки, Захарий и Елисавета, отец и мать Иоанна Предтечи, жили во времена Ирода, царя Иудейского. Захария был священником. Оба родителя Иоанна Предтечи были праведны, достигли преклонного возраста, но не имели детей.


Молитва супругов о даровании чада, которая была услышана. Захария в момент, когда он совершал службу в храме, увидел ангела и получил от него предсказания: о рождении сына; об имени, которым сына нарекут; о радости, которую принесет его рождение как Захарии, так и многим представителям израильского народа; о том, что сын будет велик пред Господом; о предстоящей его сыну миссии - "представить Господу народ приготовленный ".
Будучи в преклонном возрасте, Захария, усомнился в услышанном и в результате, в подтверждение верности услышанных слов, был лишен Архангелом Гавриилом дара речи. По окончании дней службы Захарии в храме его жена зачала и в свое время родила сына. А дар речи к Захарии вернулся не день рождения сына, а лишь на восьмой день, во время наречения младенца именем Иоанн .

Церковное празднование.

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века Праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами - его называли "светлым торжеством " и "денницей Солнца правды ".
В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

Богослужение Праздника Рождества Иоанна Предтечи.

Праздник этот совершается по обычному уставу, положенному для бденной службы святому. Значительность этого праздника отмечено в богослужении тем, что на утрени первым читается канон Иоанну Предтече, не предваряемый каноном Пресвятой Богородице.
По строю службы и торжественности празднования Рождество Иоанна Предтечи приближается к самым Великим праздникам . Церковным уставом в этот радостный день из служб категорически все заупокойное, поминальные моления.
Верующим в этот день рекомендуются молитвы покаяния и радости, ибо это истинный праздник радости, который обещает приход к нам нашего Господа. Ведь рождение человека происходит ради встречи его со Спасителем, возможность обрести бесконечное благо вечности.
Божия любовь - вечная любовь и дается она человеку с самого момента его рождения, когда он приходит в мир. Как и в первый день Рождества Иоанна Предтечи было радостно всем от явления жизни новорожденного младенца, так и сегодня всем должно быть радостно от появления младенцев, долгожданных, нечаянных, желанных. Задумайтесь над сокровенной тайной рождения, осознайте, что жизнь любого из православных имеет значение, ибо Бог дал ее нам и отметил вечной любовью.
В одной из стихирь гимна, прославляющего Иоанна Предтечу (Слава на хвалитех) говорится: "Звезда звезд Предтеча от неплодныя утробы на земли раждается днесь, Иоанн Боговожделенный, и Христову являет зарю восток свыше, в правое верных прохождение". Еще один текст (Слава на стиховне): "Виждь Елисаветь Деве Марии глаголющу: Что пришла еси ко мне, Мати Господа моего? Ты Царя носиши, и аз - воина. Ты - Законодавца, аз - законоположителя. Ты - Слово, и аз - глас, проповедающ Царство Небесное".

Молитва ко Святому Великому Иоанну, Пророку, Предтечи и Крестителю Господню.

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене,недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю: пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи: обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных: очисти убо мя, грехми оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит в Царствие Небесное. Аминь.

Кондак на рождество Иоанна Крестителя, глас 3.

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Тропарь на рождество Иоанна Крестителя, глас 4.

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Величание на Рождество Иоанна Предтечи.

Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое. Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Акафист святому славному пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну (видео).



Иконография Рождества Иоанна Предтечи.

Самая древняя из сохранившихся на сегодняшний день икона Рождества Иоанна Крестителя зафиксирована на фресках Софийской церкви в Охриде (середина XI века), а также на миниатюрах второй половины XI века.
В средневизантийскую и поздневизантийскую эпохи иконографический сюжет праздника Рождества стал главным в цикле детства Иоанна Предтечи. Иконописцы изображали праведную Елизаветой лежащей на ложе. В сюжет также включили евангельский эпизод "Наречение имени Иоанна Захарией ", иконография которого известна c IV века и впервые встречается в скульптуре Латеранского саркофага (IV век, Латеранский музей, Рим).
В XIV веке на иконах Рождества Иоанна Крестителя стали появляться бытовые детали: изображение стола с яствами рядом с постелью Елизаветы, сцена "Укачивание младенца ".
Параллельно, такое же добавление было сделано в композицию "Рождество Богоматери ".
В XVI – XVII веках "Рождество Иоанна Предтечи " стало необходимым эпизодом всех житийных циклов святого, оставаясь также темой отдельных праздничных икон.
Являясь непременным эпизодом всех сохранившихся житийных икон Иоанна Предтечи, композиция Рождества сама редко становилась средником иконы.

Среди Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна занимает особое место. Для верующих разных стран библейские события, связанные с этим святым, имеют огромное значение. Пророку посвящено церковью самое большое количество памятных дат. Это единственный святой, чьё рождество отмечается в церковном календаре как Святыни, связанные с Крестителем, хранятся не только в католических соборах и православных храмах, но даже в мечети. Рождество Предтечи Иоанна широко отмечается во многих странах и является официальным выходным днём.

Праздник рождества Иоанна Предтечи

Рождество Предтечи Иоанна - один из самых значимых праздников христианства. В православной традиции рождение Предтечи и Крестителя Господня отмечается 7 июля по новому стилю (24 июня - старый стиль).

Иоанн Предтеча - сын священника Захария и праведной Елизаветы, почитаемых православной церковью.

О будущем рождении сына Захария узнал во время служения в храме, когда ему было видение ангела, возвестившего о скором появлении на свет великого Пророка и Предтече Господне. Священник не поверил и попросил знамения. В доказательство и в наказание за своё неверие Захария онемел до момента рождения сына и смог снова говорить только после того, как написал на дощечке имя наречения рожденного младенца.

Проповедал о необходимости покаяния и был предшественником, предтечей Иисуса Христа. Он крестил народ Израиля в реке Иордане и готовил людей к приходу Мессии, его учению. Сам в Иордане у пророка Иоанна.

История праздника

В настоящее время рождество Предтечи Иоанна отмечается во всех христианских странах, в некоторых, имея статус государственного праздника.

Традиция праздновать день рождения Иоанна Предтечи берет своё начало в первых христианских общинах. Уже в третьем веке рождество Предтечи Иоанна широко отмечается как в западном, так и восточном христианстве. С четвертого века дата рождения Крестителя входит в число официальных праздников христианского календаря.

Особенности праздника в России

В России Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна не только напоминает о рождении величайшего пророка, но и переплетается с языческим праздником почитания Ивана Купалы. В этот день на Руси было принято обливаться водой, прыгать через костёр, собирать травы. Особенно старались найти и принести в дом папоротник, считалось, что растение защитит от нечистой силы. Языческие обычаи заменялись христианскими традициями. Но даже в современном обществе в праздник рождества Иоанна Крестителя многие вспоминают о древних ритуалах язычества.

Церковью осуждается проведение любых языческих обрядов, особенно связанных с гаданием, поклонением стихиям природы и разнузданными гуляниями. Многие верующие считают, что само название праздника Рождества Крестителя Господне оскорбляет память святого и возвращает сознание человека к истории язычества с его жертвоприношениями, поклонением множеству богов, невежеством.

Как празднуют рождество Предтечи Иоанна в разных странах

Рождество Иоанна Крестителя - один из самых популярных праздников в католическом христианстве, который отмечается 24 июня и длится весь день, иногда продолжается ночью. Зажигаются факелы, костры, устраиваются фейерверки. Верующие с зажженными свечами или факелами идут в ближайшие часовни на молебны. Во многих регионах Испании принято сжигать старые вещи, разводить костёр и прыгать через него. Такие обычаи объясняются близостью даты праздника ко Дню летнего солнцестояния.

На острове Менорка в честь рождества Иоанна Крестителя устраивается фестиваль, где проходят лошадиные бега, в которых принимают участие представители всех социальных классов и сословий.

Во Франции святой Креститель Иоанн особо почитаем, праздник его рождества длится несколько дней.

Православные традиции праздника

По православному календарю рождество Предтечи и Крестителя Иоанна совпадает с периодом Петрова поста, поэтому верующие воздерживаются от шумных гуляний и обильного застолья. Святой пророк вырос в пустыне и вел аскетический образ жизни, питаясь только мёдом и акридами. Православные христиане, особенно в дореволюционной России, старались отметить рождество пророка Иоанна Предтечи особо строгим постом.

В храмах проходит праздничная служба, на которой не совершаются заупокойные и поминальные моления.

Верующие с радостью и покаянием возносят молитвы на Божественной литургии в Рождество Иоанна Предтечи. Праздник не только позволяет христианам вспомнить об истории библейских событий, но и призывает к очищению от грехов, напоминает, что таинство исповеди является обязательным условием на пути души к Богу.

Молитва Иоанну Крестителю

Молиться святому пророку о помощи нужно в церкви или дома. Храм рождества Иоанна Предтечи можно посетить во многих Российских городах. Существуют тропарь, кондак, величание и специальная молитва Иоанну Крестителю. Считается, что святой помогает при головной боли, заболеваниях, связанных с работой головного мозга. Пророку молятся перед исповедью, он помогает в покаянии и улучшает способность человека ясно мыслить и объективно оценивать ситуацию.

Приложиться к древней чудотворной иконе Крестителя Господне можно в Иоанно-Предтеченском монастыре. Там же находятся и частицы мощей святого.

Помолиться у икон с частицами мощей можно и в других храмах, например, в церкви в честь Владимирской иконы Божьей Матери, в честь святителя Николая в Пыжах.

Церковь рождества Иоанна Предтечи

В России в честь Крестителя и Предтечи Господне Иоанна во все времена возводилось множество храмов, часовен, основывались монастыри. Среди них есть настоящие памятники культуры и искусства, в некоторых можно прикоснуться к уникальным святыням и древним иконам.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге - памятник архитектуры федерального значения. Здание церкви отличается легкостью и изяществом.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне в Москве была основана в 1685 году. Сначала здание храма было деревянное, но в начале 18 века было возведено каменное строение. Церковь всегда была открыта для прихожан, даже в период СССР, благодаря чему сохранились удивительная атмосфера и древние иконы. В храме находится уникальный образ Иоанна Предтечи «Ангел в пустыне» 17 века, на котором у святого за спиной ангельские крылья. Специально для церкви в 1686 году была написана икона Рождества Иоанна Предтечи, которая особо почитается верующими. Внутреннее убранство украшает монументальная живопись В. М. Васнецова, что обнаружилось после мироточения одной из фресок на стене.

Нетленные мощи святого

Креститель был казнён по приказу царя Ирода путём отсечения головы по желанию царицы Иродиады и её дочери Саломеи. В настоящее время, по мнению большинства экспертов, подлинная глава Иоанна Крестителя находится в соборе во Франции в городе Амьен. Множество паломников из разных стран приезжают поклониться святыне. Глава хранится под стеклом на специальном блюде из серебра. Над левой бровью - отверстие, след от кинжала, которым Иродиада в приступе гнева проткнула уже отрубленную голову.

Во Франции хранится лицевая часть головы, другая половина находится в мечети в Дамаске.

Другой важной реликвией христианской культуры является десница Иоанна Предтечи. Правая рука святого пророка нетленна и хранится в монастыре в Черногории. В соответствии с библейской историей, святой Иоанн, проводя обряд крещения, возложил правую руку на голову Иисуса Христа, именно поэтому реликвия особо почитаема христианами всего мира.

7 июля по новому стилю совершается празднование Рождества святого пророка и Крестителя Господня Иоанна .

Евангельское повествование о Рождестве святого Иоанна Крестителя
Пророк и Креститель Господень Иоанн является одним из самых почитаемых святых в Православной Церкви, поэтому было установлено несколько праздников в его память, связанных с событиями жизни Предтечи Господня, самым радостным из которых является день его Рождества.
О рождении Иоанна Крестителя повествует лишь один евангелист Лука, однако его рассказ достаточно подробный. Родителями великого святого были священник Захария из рода Аарона и Елизавета, которые жили во времена Иудейского царя Ирода. Их семья отличалась большой праведностью, однако супруги дожили до преклонного возраста бездетными. В то время евреи верили, что если Бог не дает детей, то это свидетельствует о нечестивости и грешности супругов. Таким образом, бездетность считалась большим позором. Праведные супруги Захария и Елизавета всю жизнь страдали от людского поношения, но при этом не оставляли надежду на Бога, продолжая просить о даровании им ребенка: их молитва была услышана.
Евангелист Лука пишет о том, что когда Захария однажды служил в Иерусалимском храме и совершал каждение ему явился ангел, который предсказал рождение Елизаветой сына. В предсказании также говорилось о том, что он будет великим святым, а рождение его принесет радость не только Захарии, но и многим людям. Священник не мог поверить в это, поскольку он сам и его жена были уже стары: за неверие Господь лишил его дара речи. Ангел обещал, что Захария сможет говорить, когда пророчество свершится. По возвращении Захарии домой Елизавета вскоре зачала и родила в свое время сына, однако дар речи вернулся к Захарии на восьмой день после рождения ребенка, когда ему дали имя Иоанн.
Евангелист Лука сообщает, что рождение святого Иоанна Предтечи совершилось на полгода раньше Рождества Христова.

Особенность празднования Рождества святого Иоанна Крестителя
Рождество Иоанна Предтечи является великим праздником, потому богослужение этого дня отличается особенной торжественностью, несмотря на то, что праздник всегда попадает на Петровский пост. В церковном календаре очень редко встречается празднование дня рождения святого, и тот факт, что Церковь особенно отмечает Рождество Иоанна Крестителя, свидетельствует о большом значении этого святого в истории христианства.

Икона праздника
Сюжет с изображением Рождества святого Иоанна Крестителя начинает встречаться в христианском искусстве начиная с середины XI века. Существовали различные иконописные изображения, посвященные этому дню. Чаще всего изображается праведная Елизавета, лежащая на ложе, и сидящий рядом с ней Захария, который пишет на дощечке имя сына по причине своей немоты. В средневековой иконописи изображения часто дополнялись бытовыми деталями, такими как, например, сцена укачивания младенца. Часто икона Рождества святого Иоанна Предтечи включается в его житийные изображения. Народные традиции празднования Рождества святого Иоанна Крестителя
Среди славян праздник Рождества святого Иоанна Крестителя был особенно любим. В народе этот день назывался Иван Купала, и существовало множество обрядов, которые представляли собой пережитки языческих верований. Хотя отношение Русской Православной Церкви к этим традициям было отрицательным, они сохранялись в народной среде на протяжении веков. Так, например, в ночь перед праздником многие отправлялись в лес на поиски цветка папоротника, который, по поверию, приносит счастье. Девушки гадали о суженом, сплетая венки и бросая их в воду. Кроме того, существовали приметы, связанные с земледелием и предсказывающие будущий урожай. Участие в подобных мероприятиях является грехом, который требует покаяния.

Тропарь, глас 4:
Пророче и Предтече пришествия Христова, / достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: / неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися / славным и честным твоим рождеством, / и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак, глас 3:
Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Величание:
Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

Молитва:
Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Как повествует Евангелие (Лк. 1, 57 — 80), праведные родители святого Иоанна Крестителя — священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. Он предсказал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя — Мессии. Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости возможно иметь сына, и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела.

Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы.

Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему» — и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне — Предтече Господа.

После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в. пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41 гг.) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Зачатие славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи. В городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно соблюдавшие заповеди Господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы Он даровал им дитя. Однажды, когда святой Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время Богослужения в Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел Ангела Божия, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Святой Захария смутился и остановился в страхе, но Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн». Но праведный Захария не поверил словам Небесного вестника, и тогда Ангел сказал ему: «Я — Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим». Между тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу благословение, но не смог произнести его, так как был поражен немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, то народ понял, что ему было видение. Пророчество Архангела исполнилось, и праведная Елисавета разрешилась от уз неплодия, родив миру Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого Духа. Святой Иоанн в дикой пустыне приготовлял себя к великому служению строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народа Божия. В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем — Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.

7 января (по ст.ст.) вспоминается перенесение десной руки святого Иоанна Предтечи из Антиохии в Царьград (956 г.) и чудо святого Иоанна Предтечи на агарян в Хиосе.

Тело святого Иоанна Крестителя было погребено в самарийском городе Севастии. Святой евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, пришел в Севастию, где ему передали правую руку святого Иоанна Пророка, которой он крестил Спасителя. Апостол Лука принес ее в родной город Антиохию. Когда магометане овладели Антиохией, диакон Иов перенес святую руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она в самое навечерие Богоявления Господня была перенесена в Константинополь (956 г.), где и хранилась. Русский паломник Добрыня, будущий святой архиепископ Новгородский Антоний (память 10 февраля), в 1200 году видел десную руку Предтечи в царских палатах. Из деяний святых известно, что в 1263 году по взятии Константинополя крестоносцами император Болдуин передал одну плечевую кость святого Иоанна Крестителя Оттону де Цикону, который передал ее цистерионскому аббатству во Франции. Десная рука продолжала храниться в Константинополе. В конце XIV — начале XV вв. эту святыню видели в Царьграде в монастыре Перивлепте русские паломники Стефан Новгородец, диакон Игнатий, дьяк Александр и диакон Зосима. По взятии турками Константинополя в 1453 году, его святыни по воле завоевателя Магомета были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью.В Деяниях святых приводятся ясные свидетельства, что правая рука святого Предтечи отдана была в 1484 году сыном Магомета султаном Баязетом родосским рыцарям, чтобы приобрести себе их расположение, так как у них находился опасный соперник Баязета, его брат. Об этом событии говорит его современник и участник, вице-канцлер родосский Вильгельм Гаорсан Галло. Родосские рыцари, утвердившиеся на острове Мальта (в Средиземном море), перенесли туда полученную ими святыню. Когда император Павел I (1796 — 1801 гг.) стал гроссмейстером Мальтийского ордена в честь святого Пророка Иоанна, десная рука Предтечи, часть Животворящего Креста и Филермская икона Божией Матери были перенесены в 1799 году с острова Мальта в Россию, в орденскую капеллу в Гатчине (память 12 октября). В том же году эти святыни были перенесены в церковь в честь Нерукотворенного Спаса в Зимнем дворце. На этот праздник была составлена особая служба.

Первое (IV в.) и второе (452 г.) обретение главы Иоанна

После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука — Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

В дни равноапостольного царя Константина Великого (+ 337 г., память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.

Третье (ок. 850 г.) обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября) глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 — 820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию (847 — 857 гг.) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне.

Перенесение десной руки Иоанна Предтечи (1799 г.)

Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году. Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России. 12 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине. Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Праздник этому событию установлен в 1800 году.

Loading...Loading...