Отношение альберт эйнштейн к религии. Цитаты альберта эйнштейна о религии

Но обсуждаем исключительно саму идею, которую в частном порядке высказал протоиерей Всеволод Чаплин. Не проект ее введения, не постановление Священного Синода или решение архиерейского Собора - а исключительно идею саму по себе. Эта важная оговорка, поскольку в медиа-пространстве уже циркулируют слухи, будто Церковь собирается вводить десятину.

А сама по себе идея десятины, безотносительно к тонкостям ее реализации - идея совершенно нормальная. Действительно, если Церковь - это не какие-то они в рясах и клобуках, а все мы , верующие во Иисуса Христа и стремящиеся ко спасению, то и должны из наших доходов Церковь содержать. Так было в древние времена, так и сейчас заведено у западных христиан - почему же у нас должно быть иначе? Жаба душит?

Такова идея. Но невозможно, обсуждая ее, не задумываться о реализации, иначе будет как в известной песенке: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Овраги тут неисчерпаемы.

Начнем с того, что введение десятины потребует изменения всего устройства нашей церковной жизни - придется разрабатывать новый приходской устав, придется менять механизмы взаимоотношений приходов с епархиями, придется и в целом иначе строить отношения Церкви с государственными властями. Это огромные изменения, требующие аккуратнейшей, тщательной проработки. Тут не косметический ремонт, а полная переделка всего здания, и на любом этапе такой перестройки можно ошибиться, тем самым заложив мину в будущее.

Почему? Да потому что не может быть так, что механизм финансирования Церкви будет новым (десятина), а все остальное останется по-старому (полная закрытость системы, келейное принятие решений и проч.). Мы, миряне, теперь платим десятину? Отлично, но тогда мы же и решаем, как распоряжаться этими деньгами, ремонтировать ли крышу храма или содержать детский приют, или на всё затариться свечами, или вместо всего этого купить батюшке «ландкрузер». (Что-то мне подсказывает, что батюшке придется все-таки на раздолбанной «девятке» ездить). И насчет взносов в епархию - это уж мы тогда будем решать, сколько. И вообще, раз мы, приходская община, полностью содержим наш храм - значит, мы же и решаем, кто у нас на приходе будет настоятелем, и не позволим услать нашего чудесного батюшку в какую-нибудь Тму-Скорпионь, и не примем никакого отца Анаксиоса. У нас теперь будет рычаг давления. Кто платит, тот заказывает музыку. Иначе никакой десятины от нас не дождетесь, у нас огромный опыт укрывательства от налогов, а уж тут… не инквизицию же на нас натравят, верно?

Казалось бы, это просто замечательно! Вот она, демократия в действии, вот он, дух раннехристианской Церкви! Но есть одно большое «но». Ладно, если у нас хороший приход, возглавляемый хорошим пастырем. А если у нас рулит младостарец? Если у нас скучковались царебожники какие-нибудь, или диомидовцы, или еще кто-то подобного рода? Тогда мы легко превращаемся в секту, которая формально остается в рамках Русской Православной Церкви, но воздействовать на которую священноначалию будет в сто раз труднее, чем в нынешних реалиях.

Словом, тут есть над чем думать.

Но есть и другая проблема. Десятина, если войдет в практику, одних крепче привяжет к приходу, а других, напротив, оттолкнет. Просто потому, что люди разные - и по своим финансовым возможностям, и по психологическим особенностям, и по духовным. Кому-то платить десятину - как нечего делать, а для кого-то это окажется страшным, непосильным бременем. И такой неплатящий тут же столкнется с общественным осуждением. Мы же понимаем, что атмосфера подлинной христианской любви присутствует далеко не всюду. «А этот вот десятину не заплатил!» - будут тыкаться в спину косые взгляды. Человек быстро осознает, что он тут чужой, и уйдет.

А кто-то вообще не придет - из тех, чья дорога к Церкви сложна и извилиста. Если раньше такой человек воспринимал Церковь как место, где его могут спасти, то теперь он будет воспринимать ее как место, где с него хотят поиметь деньги. Если членство в Церкви будет увязано с выплатой десятины, то акцент сместится со спасения именно на десятину (а наши светские СМИ приложат к этому все усилия, можно не сомневаться).

Надо же понимать, что кроме глубоко верующих, глубоко воцерковленных прихожан и кроме атеистов с антиклерикалами существует множество людей разной степени церковности. Те, кого чохом называют «захожанами», хотя все они разные и сводить их к общему знаменателю неправильно. Так вот, эти люди вряд ли начнут платить десятину, поскольку еще не доросли до ее подлинно христианского понимания. Но, не платя десятину (и зная, что платить ее надо), они потеряют и то слабое чувство причастности к Церкви, которое ныне их как-то держит на плаву. Если Церковь - только для тех, кто платит десятину, то мы тут чужие, мы тут нежеланные гости, Бог нас тут не услышит… пойдем лучше туда, где нам будут рады и не скажут «кошелек или вечная жизнь!» Именно так люди начнут рассуждать.

А есть и просто очень бедные люди, особенно в провинции. Им действительно трудно было бы платить десятину, даже при всем желании. Представьте воцерковленную женщину, мать-одиночку с двумя детьми, она работает оператором на почте и получает шесть тысяч рублей (цифра, кстати, совершенно реальная). Отдать 600 рублей приходу - это значило бы оставить детей без котлет и без игрушек. Что будем делать? Ясно, что людей с низкими доходами нужно от десятины освобождать. Но как именно это делать? Что считать низкими доходами? Каков механизм освобождения? Эта женщина заявление, что ли, должна написать на имя настоятеля, приложив справку из бухгалтерии по форме НДФЛ-2? Представляете, какие унизительные чувства при этом у нее будут?

Словом, тут надо семь раз отмерить, прежде чем отрезать. Или не отрезать.

Десятина ветхозаветная, десятина новозаветная, современная десятина.
История, значение и цель. Куда и кому нужно отдавать десятину от своих доходов?

Десятина ветхозаветная

Откуда возникло такое понятие "десятина", или "церковная десятина" и каковы ее история, цель и значение?
Когда в христианских собраниях заходит речь о десятине, т.е. о десятой части зарплаты (дохода) верующего, то часто используется стих из Книги пророка Малахии, звучащий так:

"Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями . Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня.

Принесите все десятины в дом хранилища , чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф (Мал.3:8-12)".

Слышащие это наполняются страхом, желая отдавать, чтобы не подпасть Божьему проклятию. Но, также в этих стихах Библии есть и слова ободрения, - это Божье обещание наградить за исполнение заповеди, получить защиту своих полей и садов от насекомых-вредителей, т. е. дать человеку урожая больше, чем он имел до того, как стал приносить десятую часть своего дохода.

Вот только куда и кому приносить сегодня десятины? Нам нужно будет во всем этом внимательно разобраться. Да и можем ли мы сегодня использовать этот стих из Книги пророка Малахии для своей жизни, ведь мы живем во времена не Ветхого, а Нового Завета?

Впервые о десятине в Св. Писании упоминается в связи с Авраамом, когда он отделил десятую часть из своих добыч некоему Мелхиседеку, названному царем Салимским и священником Бога Всевышнего (Быт.14:18-20; Евр.7:1-4). Что нам еще известно о Мелхиседеке? Ничего более, кроме того, что он благословил Авраама и Господа. Какое могло быть священство до Закона Божьего, данного народу Израильскому через Моисея? Мы можем только догадываться, ведь история об этом умалчивает, одно ясно, что некоторое понятие о десятине уже было до Моисеева Закона, если только не предположить, что Авраам принес это даяние священнику произвольно, не руководствуясь какими-то духовными законами того времени. Да и какие могли быть в те древние времена духовные законы, подобные Закону Моисееву? Каждый поступал по совести, если она, конечно же, не была утрачена.

Вот, например, праведник Енох знал голос Господа и угодил Богу, за что и был переселен в вечную жизнь, как сказано: "Бог взял его". Знал голос Господа и праведник Ной, потому и жизнь на земле продолжается, ведь не был бы Ной послушен Богу, не было бы и нас с вами на этой земле. Выходит так, что какие-то понятия и знания о Боге в те давние времена все же существовали, но где их корень? Несомненно, Бога лично знал Адам, он-то похоже и передал своим детям заповедь о жертвоприношениях, которыми они старались угодить Богу, чтобы вызвать к себе Его расположение. Не исключено, что Адам передал и множество других наставлений о Боге, чем впоследствии и руководствовались его потомки - праведники.

Жертвоприношения, приносимые Богу детьми Адама, не есть ли подобие той десятины, о которой спустя многие века Бог говорил народу Израиля? Жертвенные животные в родстве Адама, десятина Авраама священнику Мелхиседеку, десятина, данная колену Левия посредством Закона Моисеева, - вот уже просматривается некоторая цепочка даяния Богу у древних. Что же далее? Что же сделал Иисус Христос? Отменил ли ветхозаветную десятину Божий Сын - Посланник Небес, принеся в мир учение Нового Завета? Вот Его слова к книжникам и фарисеям, щепетильным в соблюдении этой заповеди:

"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру ; сие надлежало делать, и того не оставлять (Мат.23:23)".

Итак, Иисус не сказал, что люди, скрупулезно отделявшие свои десятины, были не правы, но увещевал их соблюдать и другие заповеди, забытые ими. Почему же тогда в Писаниях Нового Завета, Апостолы о десятине молчат, никого не призывая отдавать "церковный десяток"? Неужели, после рождения Церкви Иисуса Христа, в силу вступает иной закон о материальных приношениях Богу? Ведь с пришествием на землю Сына Божьего храмовые богослужения были утрачены, - завеса храма разорвана Самим Богом, жертвы из животных упразднены единой и совершенной жертвой Христа (Евр.9гл.). При всем этом левитское священническое служение, более не имеет силы и результата, а все десятины по закону Моисееву, как мы знаем, были тесно привязаны к жертвеннику и скинии (впоследствии храму). Выходит так, что если нет храмового жертвенника, то нет более и десятины и приношения. Так ли это? Чтобы ответить на этот вопрос нам прежде необходимо разобраться в том, зачем Богу нужны были жертвы из животных. Вот стих из Псалма:

"Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби ; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс.49:7-15)".

Как видим, Богу вовсе не нужны подобные жертвы, Он не голоден, чтобы все это есть. Так зачем тогда была нужна десятина ветхозаветная, состоящая из животных и плодов земли? В первую очередь все это было нужно для самих людей, для их спасения. Такие жертвы Богу - это и образ и дисциплина, это и проверка сердца жертвующего. Однажды Каин тоже принес жертву, но Богу не понравилось как. Не понравилось состояние его сердца, в котором Он усмотрел зло и ненависть к брату (Быт.4:7), что открылось внезапно, став очевидным и для окружающих. Уже в Новом Завете читаем, как гордость, тщеславие и ложь сгубили Ананию и Сапфиру, хотя они принесли в церковь немалую денежную жертву.

Бог повелел жертвовать Ему и смотрит на сердце жертвующего, как он это сделает, будет ли считать копейки, или щедро отдаст Господу, сотворившему его и дающего ему всякое земное благо. Десятина "по-фарисейски" - это считать каждую травинку: девять травинок мне, - десятую Богу. А если число травинок мяты или тмина у такого "щепетильного" фарисея выходило нечетным, и оставалась еще одна, то может быть он делил ее еще на десять частей? Такая жертва исходит от сердца скупого, жадного. Такая десятина более напоминает откуп от "бремени" "Божьего налога". Разве к этому призывал людей Бог, давая заповедь о десятине? Богу не нужны эти травинки, потому что все, как на небе, так и на земле принадлежит только Ему. Что же хотел от человека Господь? Он желал научить народ истинной жертвенности, склоняющей сердце в смирении, направляющей к Господу, что впоследствии Он и открыл нам в Своем Сыне Иисусе Христе.

Итак, смысл десятины - это проверка сердца жертвующего. Но, поступать по закону Моисееву у людей не получалось, как сказано:
"Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу (Евр.7:18-19)".

Люди ничего не могут делать без Бога, о чем и сказал Иисус:

"Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Иоан.15:5)".

Никто не может жертвовать Богу разумно, сам, без Бога:
"потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению (Фил.2:13)".

Потому Бог и дал нам Сына Своего Единородного, чтобы Он, живя в нас Своим Святым Духом производил, то, что угодно Отцу Небесному. Потому во Христе открывается иной закон о жертвоприношениях Богу и он отличен от закона, данного через Моисея.

Новозаветная десятина

"..закон был для нас детоводителем ко Христу ..(Гал.3:24-25)".

Итак, со времени пришествия на землю Сына Божьего в силу вступает иной закон, и это уже не закон левитских десятин, а закон добровольных приношений на служение Церкви, для взаимопомощи, - для помощи нуждающимся верующим, людям бедным и нищим.
Апостолы, путешествуя со своим Учителем Иисусом Христом, имели при себе ящик для сбора пожертвований, употребляемых на их служение. Неужели тогда Иисус отдавал десятину от собранных пожертвований на левитское служение, которое Он Сам же и пришел упразднить? И разве такое поведение Сына Божьего можно назвать бунтом против установленного Богом закона о десятинах и пожертвованиях на скинию или храм? Нет же, это стало новым порядком сбора церковных средств, что впоследствии хорошо усвоили Апостолы, о чем и говорит Павел в своих посланиях Церквам:

"При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние , чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим (1Кор.16:1-3)".

"..Не было между ними никого нуждающегося ; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян.4:34-35)".

Использовали ли Апостолы для наставления к Церквам слова из Книги пророка Малахии? Разве говорили они в собраниях верующих такие слова: "Проклятьем вы прокляты! Вы не отдаете десятину и тем самым обкрадываете Бога!"? Нет же, как видим из посланий Апостолов к собраниям, ни о какой десятине речь более не шла, но все, что было связано с Церковью и финансами, рассматривалось лишь как возможность помочь бедным и нищим, т. е. всем тем, кто был в нужде.

Итак, когда более не стало скинии и храма, нет служителей - левитов и нет жертв, о которых был дан строгий закон, чтобы десятины из скота, семян и плодов приносить Господу на жертвенник, то теперь, со времени Нового Завета, открылся и новый жертвенник - это любовь к ближнему посредством даяния нуждающимся.

Пользовались ли служители "Новой Церкви" привилегиями засовывать руку в ящик с пожертвованиями, чтобы затем наполнить свои карманы? Так поступал предатель Иуда, но мы знаем его конец. Ел ли Апостол Павел от десятины и пожертвований? Вот его слова:
"Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии . Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать (Деян.20:33-35)".

Конечно же, мы верим Апостолу Павлу. Имея большие финансовые возможности при обилии приношений (2Кор.8:20) Апостол ими не искусился, не оделся в княжеские наряды, не взял себе слуг и служанок, не повесил на свою шею золотую цепь, не стал "мазать" золотом крышу молитвенного дома, не увлекся употреблением в пищу изысканных яств, но оставался верен Господу, не взирая на все тяготы своего огромнейшего духовного труда, непрестанно трудясь при этом и физически, своими руками, о чем мы уже читали выше. Да и какую десятину отдавал Апостол Павел, и кому, когда он отдавал Богу и своим ближним самого себя?

Современная десятина

Многие современные пасторы почему-то решили, что денежная десятина по праву принадлежит только им, хотя без смущения говорят своей пастве: "Вы отдаете Господу!" Объясняя это они называют себя современными служителями-левитами, которым когда-то принадлежала часть ветхозаветной десятины. Кто были левиты? Разве они все были служители? Левитами называлось одно из "колен" Израиля, это был как бы особый народ, в котором разумеется далеко не все служили при скинии, но здоровые мужчины возрастом от 30 до 50 лет из сынов Каафовых, Гирсоновых, Мерариных, которые должны были выполнять работы связанные со скинией, а потому левит не есть служитель, как таковой. Но что делали левиты, служащие в скинии? Они сжигали на жертвеннике десятины, принесенные в виде животных.

По закону им принадлежала только некоторая часть от приносимой жертвы. Разве современные пасторы сжигают те деньги, которые приносят им прихожане? "Какое безумие: сжигать десятины прихожан!" - воскликнет кто-то. Да, безумие, так почему тогда в церквах говорится о ветхозаветном законе десятины, но не исполняется весь закон, как он был дан? А если это был для нас лишь образ, то обязательная ветхозаветная десятина не является законом для христиан. Никакой служитель сегодня не вправе пугать народ словами проклятия из книги пророка Малахии и также не имеет права обещать благословения до избытка, потому что все это ушло в прошлое, вместе со скинией собрания и храмом. Но как же мы тогда должны сегодня поступать в отношении наших финансов, и если отдавать свои деньги Богу, то как это правильно делать?

Вернемся к пасторам, собирающим десятины. Многие из них произвольно, на себя и по своим понятиям, тратят десятины, принесенные им паствой, не поступая по духу Нового Завета. Они не дают себе отчета в том, что перед Богом дадут ответ за каждую купюру и монету, принесенные им верующими, так как люди несут Господу, а не им, о чем открыто и объявляется в собраниях. Кто-то на это возразит: "Но они же тратят эти деньги на служение!" На служение? Вот их служение - огромные денежные затраты на непрестанные конференции и съезды, праздничные пиры, лагеря отдыха, строительство роскошных домов "молитвы" с дорогой отделкой внутри, огромные дисплеи, дорогие ударные установки и множество другой техники. А где в это время находятся бедные и нуждающиеся? Одни в пренебрежении, остаются никем не замеченными, другие изгнаны посредством отношения со стороны окружающих, потому что часто попадаясь на глаза обличают своим видом их совесть, тем самым как бы мешая таким верующим "жить красиво". Какое служение было в первой церкви, которая знала Христа, знала Его силу и чудеса, жила по Его Духу? В такой церкви на первом месте была лишь одна цель денежного сбора - помощь нищим и бедным, т. е. всем нуждающимся.

Однажды на выходе, в одном из христианских собраний стоял обычный бомж с протянутой рукой. То время года уже было холодное и у бомжа была больна нога. Некоторые верующие уходя с собрания клали в его руку копейки, кто был щедрее - железные рублики. Тут на выход настала очередь старшего служителя христианской "миссии милосердия". Поравнявшись с бомжем он начал строго отчитывать его: "Зачем ты тут стоишь? Я же говорил тебе, - не стой здесь, а иди в соц-защиту!" "Но у меня нет денег на автобус", - виновато оправдывался бомж, - "Да и паспорта у меня нет, а они там говорят нужно (..) рублей, чтобы восстановить паспорт". Служитель миссии что-то еще ворча поспешил удалиться, видимо дел у него было назначено много, помимо того, чтобы гонять бомжей с выходов из церковных собраний.

Чем занимаются сегодня нынешние пастора? Соответствуют ли они сегодня библейским стандартам жертвенного сердца христианина? Способны ли они взять подобного бомжа в свою дорогую машину, чтобы повозить его, накормить и сделать ему хотя бы паспорт? Или те десятины от их паствы слишком малы, чтобы заниматься подобными делами?

Вспомним о воздаянии:
"Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан (Прит.21:13)".

Конечно, не все так поступают, как тот формальный служитель милосердия, и у Господа есть жертвенные сердца и есть истинные служители, несущие служения наркозависимым, бомжам, алкоголикам, беспризорникам и.т.д., потому что верят словам Апостола Иакова, сказавшего:
"Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания , а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела : что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак.2:14-17)".

Вот еще один случай из множества подобных. Одна христианка осталась с несколькими детьми на руках, когда муж бросил ее, уйдя к другой женщине. Церковную общину нисколько то не беспокоило и она с детьми долго жила впроголодь, получая некоторое пособие от государства, при этом ее долг за квартиру постоянно увеличивался. Ее проблемы отчасти решились, когда она уже закончив свое заочное образование нашла работу по специальности и другую поддержку, но эта община конечно же потеряла ее, как свою прихожанку. Где сегодня церковные десятины? Почему бедные и нищие в церквах остаются в пренебрежении? Разве не для них все эти десятины? Разве не им принадлежат сегодня все эти пожертвования? Бог олицетворяет Себя с бедными этого мира. Он будет судить каждого, кто гонит из своих собраний бедных и нищих словами: "Пусть идут работать, нечего им помогать!" В Своем Слове Бог говорит о бедных не так как подобные служители. Вот Его слова устами Соломона:
"Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его (Прит.19:17)".

Итак, новозаветная десятина есть удел нищих и бедных, а не богатых и пресыщенных, разворовывающих церковные десятины и пожертвования тратами на свои собственные цели. На чем можно еще заключить такие выводы, могущие кому-то показаться слишком смелыми? Опять же обратимся к Ветхому Завету. Один из видов десятин приносимых Богу - была десятина собираемая один раз в три года. Вот это постановление:
"Когда ты отделишь все десятины произведений [земли] твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались , тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома [моего] святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл..(Втор.26:12-13)".

Вот, именно это повеление Божье и есть тот образ десятины новозаветной, принадлежащей бедному, когда не стало более народа левитов, обслуживающих скинию собрания и которым принадлежала десятина от всего народа Израильского, но об этом сегодня учить не принято.
Я не против того, чтобы в церквах оставался установленный людьми порядок в отношении десятин, но каждому, жертвующему в церковное собрание свои финансы, нужно внимательно разобраться в том, куда расходуются собранные средства. Разве это просто любопытство, не есть ли это естественная рассудительность?

Как написано: "Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим (Прит.14:15)" . Если в собрании верующих нет прозрачности в вопросе десятин и пожертвований и старшие служители ведут дела с церковными финансами как-то запутанно, неясно, то таким ничего более давать не нужно. Истинный пастор будет печься о людях бедных и это будет очевидно для всех.

Сегодня многие молодые семьи вынуждены ютиться, живя со своими родителями, или арендовать временное жилье, хотя они являются членами многочисленных христианских общин. Бывает так, что бедному брату желающему жениться, но не имеющему своего собственного жилья говорят такие слова: "Ты не можешь жениться, ты безответственный, сначала заработай на квартиру, а потом женись". Неужели Новый Завет более не в силе и этот любящий Господа брат должен оставаться без жены всю оставшуюся жизнь, зарабатывая себе на отдельное жилье? Ведь для некоторых, имеющих небольшие или средние зарплаты такая задача просто не по силам. Любовь Божья могла бы по-другому повести пастора и прихожан, прими они ее в свои сердца, но жадность говорит: "Копи, собирай, не отдавай нуждающемуся! Потрать на роскошь, потрать на себя!"

Может быть тысячи людей начали бы каяться, увидев Божью любовь в сердцах верующих, и тогда решились бы многие проблемы с трудностями евангелизации, на которую некоторые тратят немалые средства. Как можно было бы в подобных ситуациях поступать? Община, имеющая собрание всего лишь около трехсот или четырехсот взрослых человек, может иметь месячную десятину около 350.000 рублей, если, по самым скромным подсчетам, брать в среднем по тысяче рублей (на дек. 2012) на человека. Прибавим к этому сбору такую же сумму от целевого сбора на нужду с квартирой и умножим на два месяца. Вот, и у молодоженов будет уже маленькая квартирка. В год таких квартирок могло бы быть уже целых шесть! Не будут ли эти квартирки сиять лучами Божьей славы на протяжении многих лет? Конечно, и неверующие родственники, и соседи и другие люди узнавая об этом будут удивляться и умиляясь говорить: "Нет, это не секта, мы слышали, что в секте наоборот стараются у человека все выманить, это же настоящие верующие люди!" Кто-то из услышавших непременно захочет посетить собрание, и возможно, покаявшись в своих грехах, останется в такой общине, на служение Богу Живому и Истинному.

Не так ли было заведено в первой Церкви у Апостолов? Напомню стих, уже упоминавшийся выше, для тех, кто считает, что это лишь наивные мечты и ничего подобного никогда не достичь:
"..Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян.4:34-35)".

Видим, что классовые различия между людьми в первохристианской Церкви стирались, когда богатые и имеющие избыток отдавали свои средства на нужды нищих и бедных, тем самым провозглашая Божье Царство на земле и приготовляя себе великую награду на Небесах. Сами ли люди решили так поступать? Нет, они поступали по заповеди Господа Иисуса. Вот как Он говорил:
"Продавайте имения ваши и давайте милостыню ..(Лук.12:33)".

Да, тут речь шла не о десятинах, а о чем-то большем, о чем сегодня умалчивают многие пасторы. Если бы в христианских общинах прихожане богатые и имеющие излишек не стремились к тому, чтобы обогатиться еще более, а поступали по Духу Нового Завета, то людей бедных и нуждающихся в их собраниях более не стало бы. Тогда вместе с автором Книги Деяний, смотря на современную Церковь, мы бы сказали: "..не было между ними никого нуждающегося..".

В чем же секрет первых христиан, почему такой успех в служении Господу? Почему так много кающихся? Потому что они поняли истинный смысл жертвенности, ожидая награды не земной, а вечной, о которой так сказал Сам Господь:
"Не собирайте себе сокровищ на земле , где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе , где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мат.6:19-21)".

Сколько бы сегодня не собрали в свои "закрома" лжепастыри, все это сгорит в огне Божьего Суда и сколько бы прихожане христианских собраний сегодня не обогащались, даже если соберут все золото мира, то это ничего не значит, в сравнении с потерей души, обольщенной любостяжанием, как написано:
"..какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мар.8:36-37)".

"Но как же! - возразит кто-нибудь, - Если я продам половину своего пустующего дома и продам ненужное мне поле, и отдам этим бедным молодоженам из церкви, то вдруг что случись завтра и у меня возникнет нужда? Так же я и сам могу обеднеть!" Рассуждающий так уже беден, потому что не доверяет Богу, во власти Которого и есть тот самый завтрашний день, о котором Он так сказал:
"Итак не заботьтесь о завтрашнем дне , ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы (Мат.6:34)".

Да, это есть полное доверие Богу, Который сотворил все молекулы вселенной, а потому с Таким Богом, у доверяющего Ему, нет никакого страха перед будущим. Пусть растает сковывающий совесть лед равнодушия в сердцах верующих, пока есть еще время милости, и пусть народом Божьим будут прокляты эти жертвенники маммоне, поставленные рядом с кафедрами скупых и жадных пасторов и проповедников, не желающих помогать бедному. Пусть на таковых обманщиков выдающих себя за религиозных вождей придет день Божьего гнева, за то, что они ненавидят бедного.

О не любящих брата или сестры во Христе сказано так:
"Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца ; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною" (1Иоан.3:14-18)".

Спасайтесь из рук таких пасторов и бегите к Иисусу, чтобы не подвергнуться наказанию вместе с ними! Всякий, кто дает десятину и пожертвования пасторам, которые презирают людей бедных и под различными предлогами не хотят им помогать, тот дает свои финансы богатому. Об этом в Писании сказано так:
"Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет (Прит.22:16)".

Не верьте им, что принося десятины в их ящики вы будете благословенны и пожнете в сотни раз больше, перестаньте верить лжи дьявола, это не есть учение Нового Завета! Новый Завет - это отдать себя Христу и жить по Его воле. Отдай себя и свои финансы Иисусу, спрашивай у Него, куда и на что тебе их тратить. Церковная десятина - это не есть Божья заповедь, это человеческое установление, потому не грех не отдавать ее пасторам и служителям, но не отдавать себя и свои финансы Иисусу, на Его святые нужды - есть грех.

Не верьте лжи, что если вы не отдадите ваши десятины вашему пастору, то проклятия непременно придут на вас. Повторю свою мысль еще раз: не отдавать свои деньги в церковную копилку не есть грех, но не отдавать собранные средства и свой избыток, в первую очередь на истинно нуждающихся, на которых указывает нам Господь, - это и есть то обкрадывание Бога, согласно книге пророка Малахии. Вот именно за это придет на верующего Божье проклятие. Кто-то скажет: "Это противоречие, то ты говоришь, что Малахия сегодня уже не актуален и проклятия более нет, то сам ссылаешься на Малахию!" Скажу таковым: противоречия тут нет, также, как и нет для нас более ветхозаветного проклятия за буквальное неисполнение заповеди о тех десятинах из животных и плодов, но есть другое проклятие, приходящее за нелюбовь к нуждающемуся ближнему, который есть посланный к тебе Самим Христом.

С чего я это взял? Давайте прочтем:
"..Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мат.25:41-43)".

Некоторые верующие, пытаясь успокоить свою совесть, так говорят в своих сердцах: "У нас в церкви нет бедных, а этот и тот сами виноваты, пусть идут работать, нечего им помогать!". "Отправлять" работать того, кто нуждается в помощи? Бог будет судить тех, кто так говорит и кто так учит, такие сами попадут в подобные ситуации и никто им уже не поможет. Даже в Ветхом Завете было дано ясное повеление о помощи нуждающимся, которые посылаемы Самим Богом, для испытания сердец:
"..ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей ..(Втор.15:11)".

Увидьте нуждающихся, пока есть еще для этого время. Конечно же, помощь не должна быть безрассудной, но во всем нужно искать водительства Божьего, потому что встречаются и среди верующих обманщики, выпрашивающие деньги, хотя такие не бедны и явной нужды у них нет. Как различить? В этом вопросе я подойду не со своими мерками, а напишу то, что Господь велел передать: "Беден тот, кто не имеет хлеба, крова и одежды. Нищий - это тот, кто живет на улице и умирает от голода. В достатке живет тот, кто имеет жилье, пропитание и одежду. Богатый - это тот, кто имеет серебро, золото и много денег. Всякий, кто украл у бедного, даст отчет Создавшему бедного. Вот какой отчет: где бедный? Где сироты? Где бомжи? Нет в живых многих, потому Бог будет судить. Украли у бедного, не помогли вдове...".

Иисус сказал так:
"..от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься .. (Мат.12:37)".

Осудится Богом всякий лгущий на Его Слово. Верующие, которые собирают себе земные сокровища, как бы говорят в своих сердцах: "жизнь человека зависит от изобилия его имения! Нам нужно иметь много всего, чтобы обезопасить себя от руки несчастья, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне!"

Почему они так решили? Иисус уже давно предупредил народ о том, что это вовсе не так:
"..смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения .
И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет
(Лук.12:15-21)".

И еще одну, уже хорошо известную многим историю на подобную тему рассказал нам Господь Иисус, это была история о богаче и нищем Лазаре:
"..Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача , и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках .. (Лук.16:19-23)".

***
Пройдут года, наступят дни,
Когда веселие богатых прекратится
Шум их пиров заглушит треск огня,
Пресыщенность их в стоны обратится
Одежды богачей уже изъела моль,
Богатство их сгнило, остался прах
Судьёй их будет - нищих боль,
Кто притеснял, того осудит страх
О, друг мой! Не завидуй богачам,
Глаза свои закрой на блеск их жизни;
Не собирай себе богатство на земле,
Направь свой взор к другой отчизне!

Непрестанные "пиры" у многих христиан, предлагаемые в виде роскошных свадебных столов, нескончаемых "Дней Рождений", других праздников и встреч, привели многих к ожирению тел, безпечности и духовной слепоте, так, что они подобно тому богачу более не видят вокруг себя нуждающихся людей. Вспомним, что Иисус говорил относительно пиров:

"Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лук.14:12-14)".

Разве эти слова Господа относятся лишь только к тому начальнику фарисейскому, но не имеют никакого отношения к христианам и мы не можем делать с того никаких выводов? Неужели бедные и далее будут пренебрегаемы в церквах, когда средства принадлежащие им по праву, продолжают поедаться людьми пресыщенными?

Господь открыл нам, что Он плачет о многих бомжах и нищих, которые умерли, потому что им не оказали своевременной помощи. Речь тут шла конечно же о безпечии по этим вопросам многих верующих, желающих вечного спасения, желающих войти в святые Небеса. Неужели Христос так и будет плакать об умерших от болезней, голода и холода, когда Его "Тело-Церковь" вне Его воли пресыщается на нескончаемых празднествах, забавляется, шутит и хохочет? Или подобные собрания уже давно не есть Его святое Тело, а всего лишь отсеченная ветвь от Лозы Истинной, готовой к сожжению Его вечным Судом по причине безполезности и негодности?

Где же путь истины? Вот, Иисус рядом с тобой, Он возле твоего стола, Он рядом с твоей кроватью, ищи Его и найдешь Его. Отдай Ему свои десятины, отдай Ему десятину своего времени от времени твоего бодрствования, чтобы начать видеть Его и слышать Его, пока есть еще драгоценное время. Молись к Иисусу и говори так: "Иисус, помоги мне, Ты мне все дал, Ты и забирай, Ты Сам распоряжайся моими финансами, я посвящаю их Тебе".

Как Господь открыл нам, - трубы Ангелов уже звучат и скоро начнет трубить третий Ангел, после чего третья часть воды на земле будет заражена, а за ним протрубит Ангел четвертый и померкнет третья часть Солнца. Пятый Ангел протрубит и бесы выйдут мучить людей и нападать на тех, кто не имеет защиты от Бога, это будет по причине полного взятия Святого Духа от земли. Затем, шестой Ангел протрубит и начнется война, которая охватит весь мир, а за ней уже время трубы седьмой, когда Церковь будет забрана.

И пусть не думают враги Христа или безпечные верующие, что не будет так или еще не скоро, вот, все это надвигается стремительно, как ураган и никто не избегнет. А пока есть еще на земле время на то, чтобы желающим вечного спасения пересмотреть свою жизнь, искренно покаяться и исправить все то, что еще можно исправить, потому что после трубного звука пятого Ангела не будет уже возможности запасти масло в светильники свои, так как время благодати закончится и смертный ужас охватит безпечных.

Да благословит Господь слышащих. Аминь.

Николай Кладов: =Ну-ну. Забавно. Так и хочется приписать себя к дремучим воинствующим атеистам. Я бы мог привести здесь высказывания всех великих о вере в бога, но зачем? Вот цитаты одного из ваших "веруюших" : "Боги созданы человеческой фантазией" (языческие боги – да(С.Л.)). "Учёные не склонны верить в силу молитвы сверхъестественным существам". "Бог это плод человеческой слабости" Все сказанное относится к Альберту Эйнштейну. Так что Вы, господин соврамши...=

Ответ.
Судя по всему, это Вы, г-н Кладов, не только соврамши (нет ни одной ссылки на первоисточник), но и незнамши, как всякий дремучий воинствующий атеист.)

А это Альберт Эйнштейн о Вас:

"Несмотря на всю гармонию космоса, которую я, с моим ограниченным разумом, всё же способен воспринимать, находятся те, кто утверждают, что Бога нет. Но больше всего меня раздражает, что в поддержку своих взглядов они цитируют меня". (Цит. по: Clark 1973, 400; Jammer 2002, 97). .

"Есть и фанатичные атеисты... Они похожи на рабов, по-прежнему чувствующих гнёт цепей, сброшенных после тяжелой борьбы. Они бунтуют против "опиума для народа" - для них невыносима музыка сфер. Чудо природы не становится меньше оттого, что его можно измерить человеческой моралью и человеческими целями". (Цит. по: Max Jammer, Einstein and Religion: Physics and Theology, Princeton University Press, 2002, 97).

Альберт Эйнштейн о БОГЕ:
;;;
1. "Я хочу узнать, как Бог создал мир. Мне не интересны те или иные явления в спектре того или иного элемента. Я хочу знать Его мысли, остальное - это детали". (цит. по: Ronald Clark, Einstein: The Life and Times, London, Hodder and Stoughton Ltd., 1973, 33).

2. "Мы похожи на ребенка, попавшего в огромную библиотеку, в которой множество книг на разных языках. Ребенок знает, что кто-то эти книги написал, но не знает, как они были написаны. Он не понимает языков, на которых они написаны. Ребенок смутно подозревает, что в расположении книг есть некий мистический порядок, но что это за порядок - он не знает.
Мне кажется, что даже самый мудрый из людей выглядит именно так перед Богом. Мы видим, что вселенная устроена удивительным образом и подчиняется определенным законам, но эти законы мы едва понимаем. Наш ограниченный разум не способен постичь загадочную силу, что движет созвездиями". (Цит. по: Denis Brian, Einstein: A Life, New York, John Wiley and Sons, 1996, 186).

3. "Все мы живем волей Божьей и развиваем практически идентичные духовные способности. Иудей или язычник, раб или свободный - все мы принадлежим Богу". (цит. по: H.G. Garbedian, Albert Einstein: Maker of Universes, New York, Funk and Wagnalls Co., 1939, 267).

4. "Всякий, кто серьезно занимается наукой, приходит к осознанию того, что в законах природы проявляется Дух, который намного выше человеческого, - Дух, пред лицом которого мы с нашими ограниченными силами должны ощущать собственную немощь. В этом смысле научные поиски приводят к религиозному чувству особого рода, которое действительно во многом отличается от религиозности более наивной". (Высказывание, сделанное Эйнштейном в 1936 г. Цит. по: Dukas and Hoffmann, Albert Einstein: The Human Side, Princeton University Press, 1979, 33).

5. "Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем сильнее он почитает Бога". (Цит. по: Brian 1996, 119).

6. "Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение тайны. Оно лежит в основе подлинной науки. Тот, кто не испытал этого чувства, кого уже не охватывает благоговение - практически мертв. Эта глубокая эмоциональная уверенность в существовании высшей разумной силы, открывающейся в непостижимости Вселенной, и есть моя идея Бога". (Цит. по: Libby Anfinsen 1995).

7. "Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом". (Высказывание, сделанное Эйнштейном в 1936 г. Цит. по: Dukas and Hoffmann 1979, 66).

8. "Чем больше я изучаю мир, тем крепче моя вера в Бога".(Цит. по: Holt 1997).

9. Макс Яммер (почетный профессор физики, автор биографической книги "Эйнштейн и религия" (Einstein and Religion, 2002), утверждает, что широко известное высказывание Эйнштейна "Наука без религии хрома, религия без науки слепа" - квинтэссенция религиозной философии великого ученого. (Jammer 2002; Einstein 1967,30).

10. "В иудеохристианской религиозной традиции мы находим высочайшие принципы, которыми должны руководствоваться во всех своих устремлениях и суждениях. Наших слабых сил недостаточно, чтобы дотянуться до этой высшей цели, но она формирует надежное основание всех наших устремлений и ценностных суждений". (Albert Einstein, Out of My Later Years, New Jersey, Littlefield, Adams and Co., 1967, 27).

11. "Несмотря на всю гармонию космоса, которую я, с моим ограниченным разумом, всё же способен воспринимать, находятся те, кто утверждают, что Бога нет. Но больше всего меня раздражает, что в поддержку своих взглядов они цитируют меня". (Цит. по: Clark 1973, 400; Jammer 2002, 97).

12. "Истинная религия - это подлинная жизнь, жизнь всей душой, со всей ее добротой и праведностью". (Цит. по: Garbedian 1939, 267).

13. "За всеми величайшими достижениями науки стоит уверенность в логической стройности и познаваемости мира - уверенность, которая сродни религиозному переживанию… Эта глубокая эмоциональная уверенность в существовании высшей разумной силы, открывающейся в непостижимости Вселенной, и есть моя идея Бога". (Einstein 1973, 255).

14. "Напряженная умственная деятельность и изучение Божьей Природы - вот те ангелы, что проведут меня сквозь все невзгоды этой жизни, дадут утешение, силу и бескомпромиссность". (Цит. по: Calaprice 2000, ch. 1).

15. Мнение Эйнштейна об Иисусе Христе было высказано в его интервью американскому журналу "Сатердей ивнинг пост" (The Saturday Evening Post, 26 октября 1929 г.):
"- Какое влияние оказало на вас христианство?
- В детстве я изучал и Библию, и Талмуд. Я иудей, но меня завораживает яркая личность Назарянина.
- Читали ли вы книгу об Иисусе, написанную Эмилем Людвигом?
- Портрет Иисуса, написанный Эмилем Людвигом, слишком поверхностен. Иисус настолько масштабен, что не поддается перу фразеров, даже очень искусных. Христианство нельзя отвергнуть лишь на основании красного словца.
- Верите ли вы в исторического Иисуса?
- Разумеется! Невозможно, читая Евангелие, не почувствовать реальное присутствие Иисуса. Его личность дышит в каждом слове. Никакой миф не обладает столь мощной жизненной силой".
;;;;;

АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ
Нобелевская премия: Альберт Эйнштейн (1879-1955) был награжден Нобелевской премией по физике в 1921 году - за вклад в развитие квантовой теории и "за открытие закона фотоэлектрического эффекта". Эйнштейн - один из основателей современной физики, создатель теории относительности. В декабре 2000 года средства массовой информации (по данным агентства "Рейтер") назвали Эйнштейна "человеком второго тысячелетия".
Гражданство: Германия; позже был гражданином Швейцарии и США.
Образование: доктор философии (физика), Цюрихский университет, Швейцария,1905г.
Профессиональная деятельность: эксперт патентного бюро, Берн, 1902-1908 гг.; профессор физики в университетах Цюриха, Праги, Берна и Принстона(Нью-Джерси).

Можете посмотреть, что думали о БОГЕ другие великие учёные на http://www.scienceandapologetics.org/text/314.htm Они верили в Бога:пятьдесят нобелевских лауреатов и другие великие ученые

Рецензии

Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Эта статья - о религиозных взглядах Альберта Эйнштейна. О книгах с таким названием см. Эйнштейн и религия (значения).

Религиозные взгляды Альберта Эйнштейна были широко изучены. Тем не менее, до сих пор не утихают споры и ходят мифы о его убеждениях, взглядах и отношении к религии. Он говорил, что верит в «пантеистического» бога Бенедикта Спинозы, но не в персонифицированного Бога - такую веру он подвергал критике. Он также называл себя агностиком, но открещивался от ярлыка «атеист», предпочитая «смирение, соответствующее слабости нашего понимания природы разумом и нашего собственного бытия».

Эйнштейн был воспитан нерелигиозными родителями-евреями. В Автобиографических заметках Эйнштейн писал, что постепенно терял веру в раннем детстве:

…Я - хотя я был ребёнком нерелигиозных родителей - был глубоко религиозным до 12 лет, когда моей вере настал резкий конец. Вскоре, благодаря чтению научно-популярных книг, я стал убеждаться, что многое в библейских историях не может быть правдой. Следствием этого было прямо-таки фанатическое свободомыслие, соединённое с впечатлением будто государство обманывает молодёжь; это был сокрушительный вывод. Такие переживания породили недоверие ко всякого рода авторитетам и скептическое отношение к верованиям и убеждениям, жившим в окружавшей меня тогда социальной среде. Этот скептицизм никогда меня уже не оставлял, хотя и потерял свою остроту впоследствии, когда я лучше разобрался в причинно-следственных связях. Мне вполне ясно, что утраченный таким образом религиозный рай молодости являлся первой попыткой освободиться от оков «личного эго» от существования, в котором доминировали желания, надежды, примитивные чувства. Там, вовне, был этот большой мир, который существует независимо от нас, людей, и являющийся огромной вечной загадкой для нас, доступной, однако, по крайней мере отчасти, нашему восприятию и нашему разуму. Созерцание этого мира манило освобождением, и я скоро убедился, что многие из тех, кого я научился ценить и уважать, нашли свою внутреннюю свободу и уверенность, отдавшись целиком этому времяпрепровождению. Мысленный охват в рамках доступных нам возможностей этого вне-личного мира, который представлялся мне наполовину сознательно наполовину бессознательно, как высшая цель. Те, кто так думал, будь это мои современники или люди прошлого вместе со сделанными ими выводами, были моими единственными неизменными друзьями. Дорога к этому раю была не так удобна и завлекательна, как дорога к религиозному раю, но она оказалось надёжной, и я никогда не жалел, что выбрал её
- Einstein, Albert (1979). Autobiographical Notes. Chicago: Open Court Publishing Company, pp. 3-5

И Вашей статьи:
"Я хочу узнать, как Бог создал мир. Мне не интересны те или иные явления в спектре того или иного элемента."

Я тоже это считаю наиглавнейшим.
Кто знает КАК? был создан мир - тот и есть верующий.
Остальные - демагоги, которые обманывают себя и других. НК.

А.ЭЙНШТЕЙН – О ВЕРЕ, О РЕЛИГИИ, О НАУКЕ…

"Если очистить иудаизм (в том виде, в котором его проповедовали пророки) и христианство (в том виде, в котором его проповедовал Иисус Христос) от всех последующих дополнений - особенно сделанных священниками, - то останется учение, способное исцелить все социальные болезни человечества. И долг каждого человека доброй воли - в своем мирке упорно, по мере сил, бороться за претворение в жизнь этого учения чистой человечности". (Albert Einstein, Ideas and Opinions, New York, Bonanza Books, 1954, 184-185).

"Всякий, кто серьезно занимается наукой, приходит к осознанию того, что в законах природы проявляется Дух, который намного выше человеческого, - Дух, пред лицом которого мы с нашими ограниченными силами должны ощущать собственную немощь. В этом смысле научные поиски приводят к религиозному чувству особого рода, которое действительно во многом отличается от религиозности более наивной". (Высказывание, сделанное Эйнштейном в 1936 г. Цит. по: Dukas and Hoffmann, Albert Einstein: The Human Side, Princeton University Press, 1979, 33).

"Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем сильнее он почитает Бога". (Цит. по: Brian 1996, 119).

"Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение тайны. Оно лежит в основе подлинной науки. Тот, кто не испытал этого чувства, кого уже не охватывает благоговение - практически мертв. Эта глубокая эмоциональная уверенность в существовании высшей разумной силы, открывающейся в непостижимости Вселенной, и есть моя идея Бога". (Цит. по: Libby Anfinsen 1995).

"За всеми величайшими достижениями науки стоит уверенность в логической стройности и познаваемости мира - уверенность, которая сродни религиозному переживанию…" (Einstein 1973, 255).

"Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом". (Высказывание, сделанное Эйнштейном в 1936 г. Цит. по: Dukas and Hoffmann 1979, 66).

"Чем больше я изучаю мир, тем крепче моя вера в Бога". (Цит. по: Holt 1997).

Макс Яммер (почетный профессор физики, автор биографической книги "Эйнштейн и религия" (Einstein and Religion, 2002), утверждает, что широко известное высказывание Эйнштейна "Наука без религии хрома, религия без науки слепа" - квинтэссенция религиозной философии великого ученого. (Jammer 2002; Einstein 1967, 30).

"В иудеохристианской религиозной традиции мы находим высочайшие принципы, которыми должны руководствоваться во всех своих устремлениях и суждениях. Наших слабых сил недостаточно, чтобы дотянуться до этой высшей цели, но она формирует надежное основание всех наших устремлений и ценностных суждений". (Albert Einstein, Out of My Later Years, New Jersey, Littlefield, Adams and Co., 1967, 27).

"Несмотря на всю гармонию космоса, которую я, с моим ограниченным разумом, всё же способен воспринимать, находятся те, кто утверждают, что Бога нет. Но больше всего меня раздражает, что в поддержку своих взглядов они цитируют меня". (Цит. по: Clark 1973, 400; Jammer 2002, 97).

О фанатичных атеистах Эйнштейн писал:

"Есть и фанатичные атеисты, чья нетерпимость сродни нетерпимости религиозных фанатиков, - и происходит она из того же источника. Они похожи на рабов, по-прежнему чувствующих гнёт цепей, сброшенных после тяжелой борьбы. Они бунтуют против "опиума для народа" - для них невыносима музыка сфер. Чудо природы не становится меньше оттого, что его можно измерить человеческой моралью и человеческими целями". (Цит. по: Max Jammer, Einstein and Religion: Physics and Theology, Princeton University Press, 2002, 97).

"Истинная религия - это подлинная жизнь, жизнь всей душой, со всей ее добротой и праведностью". (Цит. по: Garbedian 1939, 267).

"Напряженная умственная деятельность и изучение Божьей Природы - вот те ангелы, что проведут меня сквозь все невзгоды этой жизни, дадут утешение, силу и бескомпромиссность". (Цит. по: Calaprice 2000, ch. 1).

Мнение Эйнштейна об Иисусе Христе было высказано в его интервью американскому журналу "Сатердей ивнинг пост" (The Saturday Evening Post, 26 октября 1929 г.):

"- Какое влияние оказало на вас христианство?

В детстве я изучал и Библию, и Талмуд. Я иудей, но меня завораживает яркая личность Назарянина.

Читали ли вы книгу об Иисусе, написанную Эмилем Людвигом?

Портрет Иисуса, написанный Эмилем Людвигом, слишком поверхностен. Иисус настолько масштабен, что не поддается перу фразеров, даже очень искусных. Христианство нельзя отвергнуть лишь на основании красного словца.

Верите ли вы в исторического Иисуса?

Разумеется! Невозможно, читая Евангелие, не почувствовать реальное присутствие Иисуса. Его личность дышит в каждом слове. Никакой миф не обладает столь мощной жизненной силой".

В 1940 году А.Эйнштейн описал свои взгляды в журнале «Nature», в статье под названием «Наука и религия». Там он пишет:

"По моему мнению, религиозно просвещённый человек - это тот, кто в максимально возможной для него степени освободил себя от пут эгоистических желаний и поглощён мыслями, чувствами и стремлениями, которых он придерживается ввиду их сверхличностного характера… безотносительно от того, делается ли попытка связать это с божественным существом, ибо в противном случае нельзя было бы считать Будду или Спинозу религиозными личностями. Религиозность такого человека состоит в том, что у него нет сомнений в значимости и величии этих сверхличностных целей, которые не могут быть рационально обоснованы, но в этом и не нуждаются… В этом смысле религия - древнее стремление человечества ясно и полностью осознать эти ценности и цели и усиливать и расширять их влияние".

Относится к «Эфирные теории»

Отношение Эйнштейна к религии


О религиозности Эйнштейна из статьи в статью ходят одни и те же байки, основанные на извращении собственных высказываний ученого или явных передергиваниях. Вот что об этом можно прочесть у разных авторов.

В. Л. Гинзбург в Вестник РАН 2003 г., Т. 73, № 9, с. 816-821 :
Вот, например, что ответил Эйнштейн в 1929 г. на вопрос о его верованиях: "Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в гармонии всего сущего, но не в Бога, который заботится о судьбе и действиях людей". Эйнштейн пользовался также термином "космическая религия", но когда друзья упрекнули его в использовании религиозной терминологии, ответил им так: "Я просто не мог найти более подходящего слова. Какого черта мне до того, что попы наживают на этом капитал". Коротко говоря, Эйнштейн совершенно определенно не был теистом и, по моему разумению, его правильнее всего, как и Спинозу, считать пантеистом. Разницы же по существу между пантеизмом и атеизмом я не усматриваю. Б. Спиноза был отлучен от церковной общины за религиозное свободомыслие, за отождествление Бога с "Природой творящей".

Ложь о якобы религиозности Эйнштейна

Юрий Панчул
Верующие часто выдирают из контекст а фразу Эйнштейна "God does not play dice",
в которой на самом деле "God" было сказано иносказательно, для красного словца.

На самом деле Эйнштейн совершенно четко и недвусмысл енно сказал,
что он не верит в персонального Бога (т.е. в некий сверхразум), и когда
произносит "Бог", то имеет в виду стройный порядок в мире:

"Конечно, то, что вы читали о моих религиозных убеждениях, есть ложь, которая постоянно повторяется.. Я НЕ ВЕРЮ В ПЕРСОНАЛЬНОГО БОГА (Бога-личность) и я никогда не отрицал этого, но выражал это четко. Если есть во мне что-то, что можно назвать религиозным, так это безграничное восхищение структурой вселенной насколько наука может ее открыть".

It was, of course, a lie what you read about my religious convictions, a lie which is being systematically repeated. I do not believe in a personal God and I have never denied this but have expressed it clearly. If something is in me which can be called religious then it is the unbounded admiration for the structure of the world so far as our science can reveal it.

Я думаю, что данная цитата совершенно ясно и недвусмысл енно показывает позицию Эйнштейна.

Еще Эйнштейн сказал:

" I do not believe in immortality of the individual, and I consider ethics to be an exclusively human concern with no superhuman authority behind it."

"Я не верю в бессмертность индивидуума, и я рассматриваю этику как чисто человеческое дело без никакого сверхчеловеческого началъства за ней"

Т.е. этику включая вопросы добра и зла.

Полный текст статьи:

"God does not play dice"

Einstein did once comment that "God does not play dice ." This quotation is commonly mentioned to show that Einstein believed in the Christian God. Used this way, it is out of context; it refers to Einstein"s refusal to accept the uncertainties indicated by quantum theory. Furthermore, Einstein"s religious background was Jewish rather than Christian.

A better quotation showing what Einstein thought is the following: "I believe in Spinoza"s God who reveals himself in the orderly harmony of what exists, not in a God who concerns himself with fates and actions of human beings."

Einstein was unable to accept Quantum Theory because of his belief in an objective, orderly reality: a reality which would not be subject to random events and which would not be dependent upon the observer. He believed that Quantum Mechanics was incomplete, and that a better theory would have no need for statistical interpretations. So far no better theory has been found and evidence suggests that it never will be.

A longer quote from Einstein appears in Science, Philosophy, and Religion, A Symposium, published by the Conference on Science, Philosophy, and Religion in Their Relation to the Democratic Way of Life, Inc., New York, 1941. In it he says:

The more a man is imbued with the ordered regularity of all events the firmer becomes his conviction that there is no room left by the side of this ordered regularity for causes of a different nature. For him neither the rule of human nor the rule of divine will exists as an independent cause of natural events. To be sure, the doctrine of a personal God interfering with natural events could never be refuted, in the real sense, by science, for this doctrine can always take refuge in those domains in which scientific knowledge has not yet been able to set foot.

But I am convinced that such behavior on the part of representatives of religion would not only be unworthy but also fatal. For a doctrine which is to maintain itself not in clear light but only in the dark, will of necessity lose its effect on mankind, with incalculable harm to human progress. In their struggle for the ethical good, teachers of religion must have the stature to give up the doctrine of a personal God, that is, give up that source of fear and hope which in the past placed such vast power in the hands of priests. In their labors they will have to avail themselves of those forces which are capable of cultivating the Good, the True, and the Beautiful in humanity itself. This is, to be sure, a more difficult but an incomparably more worthy task ...

Einstein has also said:

It was, of course, a lie what you read about my religious convictions, a lie which is being systematically repeated. I do not believe in a personal God and I have never denied this but have expressed it clearly. If something is in me which can be called religious then it is the unbounded admiration for the structure of the world so far as our science can reveal it.

The latter quote is from Albert Einstein: The Human Side, edited by Helen Dukas and Banesh Hoffman, and published by Princeton University Press. Also from the same book:

I do not believe in immortality of the individual, and I consider ethics to be an exclusively human concern with no superhuman authority behind it.

Of course, the fact that Einstein chose not to believe in Christianity does not in itself imply that Christianity is false.

Из Космическая религия Альберта Эйнштейна

Индивидуум ощущает ничтожность человеческих желаний и целей, с одной стороны, и возвышенность и чудесный порядок, проявляющийся в природе и в мире идей, – с другой. Он начинает рассматривать свое существование как своего рода тюремное заключение и лишь всю Вселенную в целом воспринимает как нечто единое и осмысл енное. Зачатки космического религиозного чувства можно обнаружить на более ранних ступенях развития, например, в некоторых псалмах Давида и книгах пророков Ветхого завета. Гораздо более сильный элемент космического религиозного чувства, как учат нас работы Шопенгауэра, имеется в буддизме.

Можно спорить с тем, насколько удачно выражение "космическое религиозное чувство" в данном случае, но по-сути, так оно и есть: люди, глубоко изучающие мир, соизмеряя познанное с тем, какое место занимают в нем сами, невольно понимают огромную разницу, что выражается в чувстве, схожем с трепетным преклонением или религиозными чувствами превосходства над собой. Но это - поэтическое чувство, ни в коем случает не основанное на слепой вере во что-то, мотивации подчинения и наделения чертами личности божества.

Религиозные гении всех времен были отмечены этим космическим религиозным чувством, не ведающим ни догм, ни бога, сотворенного по образу и подобию человека. Поэтому не может быть церкви, чье основное учение строилось бы на космическом религиозном чувстве. Отсюда следует, что во все времена именно среди еретиков находились люди в весьма значительной степени подверженные этому чувству, которые своим современникам часто казались атеистами, а иногда и святыми. С этой точки зрения люди, подобные Демокриту, Франциску Ассизскому и Спинозе, имеют много общего.

...

Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека – это ощущение таинственности. Оно лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне, если не мертвецом, то во всяком случае слепым. Способность воспринимать то непостижимое для нашего разума, что скрыто под непосредственными переживаниями, чья красота и совершенство доходят до нас лишь в виде косвенного слабого отзвука, – это и есть религиозность. В этом смысл е я религиозен. Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего.

Отрывок из статьи "Мое кредо". Эта речь Эйнштейна была издана «Лигой человеческих прав» весною 1932 г. в Германии в виде патефонной пластинки.
Источник: Альберт Эйнштейн. Собрание научных трудов, М.: «Наука», 1967, т. IV, ст. 55, с. 175

Эта цитата - возможно, самое знаменитое заявление Эйнштйна о его вере. Ее можно найти в книге Albert Einstein: Philosopher-Scientist , третье издание, 1970, стр. 659 - 660. Приведенный там источник - газета New York Times , 25 апреля 1929 года, стр. 60, колонка 4. Однако Ronald W. Clark в книге Albert Einstein The Life and Times (1971, стр. 413-414) рассказывает детально о происхождении этих слов: 24 апреля 1921 года Герберт Гольдштейн (Herbert Goldstein), раввин нью-йоркской синагоги (Institutional Synagogue, New York) послал Эйнштейну телеграмму из пяти слов: "Верите ли Вы в Бога?"

Эйнштейн ответил:

"I believe in Spinoza"s God who reveals himself in the orderly harmony of what exists, not in a God who concerns himself with fates and actions of human beings."

"Я верю в бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии сущего, но не в бога, который интересуется судьбами и поступками человеческих существ."

The more a man is imbued with the ordered regularity of all events the firmer becomes his conviction that there is no room left by the side of this ordered regularity for causes of a different nature. For him neither the rule of human nor the rule of divine will exists as an independent cause of natural events. To be sure, the doctrine of a personal God interfering with natural events could never be refuted , in the real sense, by science, for this doctrine can always take refuge in those domains in which scientific knowledge has not yet been able to set foot. But I am convinced that such behavior on the part of representatives of religion would not only be unworthy but also fatal. For a doctrine which is to maintain itself not in clear light but only in the dark, will of necessity lose its effect on mankind, with incalculable harm to human progress. In their struggle for the ethical good, teachers of religion must have the stature to give up the doctrine of a personal God, that is, give up that source of fear and hope which in the past placed such vast power in the hands of priests. In their labors they will have to avail themselves of those forces which are capable of cultivating the Good, the True, and the Beautiful in humanity itself. This is, to be sure, a more difficult but an incomparably more worthy task...

"Science, Philosophy, and Religion, A Symposium", published by the Conference on Science, Philosophy and Religion in Their Relation to the Democratic Way of Life, Inc., New York, 1941.

It was, of course, a lie what you read about my religious convictions, a lie which is being systematically repeated. I do not believe in a personal God and I have never denied this but have expressed it clearly. If something is in me which can be called religious then it is the unbounded admiration for the structure of the world so far as our science can reveal it.

Это была, конечно, ложь - то, что вы читали о моих религиозных убеждениях, ложь, которая систематически повторяется. Я не верю в собственного бога (personal God), и я никогда не отрицал этого, но выразил это отчетливо. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это только безграничное восхищение устройством мира, постигаемого наукой.

Из книги "Albert Einstein: The Human Side", изданной Принстонским университетом, редакторы Helen Dukas и Banesh Hoffman

I do not believe in immortality of the individual, and I consider ethics to be an exclusively human concern with no superhuman authority behind it.

Я не верю в бессмертие личности; и я считаю этику исключительно человеческим делом без всякой сверхчеловеческой власти за ней.

Из книги "Albert Einstein: The Human Side"

ответы самого Эйнштейна на вопpосы, поставленные в "Дуэли"

Итак, подбоpка цитат пеpвая, из "Дуэли":
...Тот же эфиp, к пpимеpу, был "пpозоpливо" отвеpгнут Эйнштейном в его СТО, » хотя ядpо теоpии составили заключения Лоpенца и Пуанкаpе, выведенные в » пpедположении, а, стало быть, веpные только в pамках концепции » неподвижного эфиpа. Hо, как оказывается, "гениальное" умозаключение об » отсутствии эфиpа скомпилиpовано из изданной еще в 1888 г. "Тайной » доктpины" Е.П.Блаватской - одной из настольных книг Эйнштейна8 ...

"Резюмиpуя, можно сказать, что общая теоpия относительности наделяет пpостpанство физическими свойствами; таким обpазом, в этом смысл е эфиp существует..." » Эйнштейн А. Эфиp и теоpия относительности: Речь, пpоизнесенная 5 мая » 1920 г. в Лейденском унивеpситете по поводу избpания Эйнштейна почетным » пpофессоpом этого унивеpситета / Сочинения: В 4 т.-М.: Hаука, 1965.- » Т. 4.-С. 689.
"...мы не можем в теоpетической физике обойтись без эфиpа, т.е. континуума, наделенного физическими свойствами, ибо общая теоpия относительности... исключает непосpедственное дальнодействие; каждая же теоpия близкодействия пpедполагает наличие непpеpывных полей, а следовательно, существование "эфиpа". » Эйнштейн А. Об эфиpе: 1924 г. / Сочинения: В 4 т.-М.: Hаука, 1965.-Т. » 2.-С. 160.
"...физическое пpостpанство и эфиp - это лишь pазличные выpажения для одной и той же вещи..." » Эйнштейн А. Пpоблема пpостpанства, эфиpа и поля в физике: 1930 г. / » Сочинения: В 4 т.-М.: Hаука, 1965.-Т. 2.-С. 279.
"Слово эфиp изменяло свой смысл много pаз в пpоцессе pазвития науки. В данный момент оно уже не употpебляется для обозначения сpеды, постpоенной из частиц. Его истоpия, никоим обpазом не законченная, пpодолжается теоpией относительности." » Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики: 1938 г. / Сочинения: В 4 » т.-М.: Hаука, 1965.-Т. 4.-С. 452.
"Это жесткое четыpехмеpное пpостpанство специальной теоpии относительности есть до некотоpой степени аналог неподвижного тpехмеpного эфиpа Г.А.Лоpенца... ...Таким обpазом, Декаpт был не так далек от истины, когда полагал, что существование пустого пpостpанства должно быть исключено." » Эйнштейн А. Относительность и пpоблема пpостpанства: 1952 г. / » Сочинения: В 4 т.-М.: Hаука, 1965.-Т. 2.-С. 754 - 758.
Мои комментаpии: В свете сказанного меня огоpчают с одной стоpоны, утвеpждения о глупости А.Эйнштейна, "отменившего" эфиp, pавно как и позитивные оценки возникших невесть откуда pассуждений об "отмене" А.Эйнштейном эфиpа. Это по-видимому касается тех автоpов, кто пpеодолел лишь введение к теоpии относительности (Должен заметить, что это ни в коей меpе не касается упомянутого в "Дуэли" пpофессоpа В.А.Ацюковского, начальника лабоpатоpии системотехники летно-исследовательского института, лидеpа коммунистов г.Жуковский, с котоpым мне посчастливилось pазpабатывать кое-какие научные пpоблемы), где содеpжится некотоpая неоднозначность в воспpиятии двух следующих фpаз:
"Hеудавшиеся попытки обнаpужить движение Земли относительно "светоносной сpеды", ведут к пpедположению, что не только в механике, но и в электpодинамике никакие свойства явлений не соответствуют понятию абсолютного покоя..." » Эйнштейн А. К электpодинамике движущихся тел: 1905 г. / Сочинения: В » 4 т.-М.: Hаука, 1965.-Т. 1.-С. 7.
А.Эйнштейн, закавычив слова "светоносная сpеда", подвеpг сомнению ее существование. "Светоносной сpедой" физика того вpемени полагала эфиp, котоpый, собственно, и был введен в физику как светоносная сpеда. Вследствие этого А.Эйнштейн pазвивает далее свою мысль в такой фоpме:
"Введение "светоносного эфиpа" окажется пpи этом излишним, поскольку в пpедлагаемой теоpии не вводится "абсолютно покоящееся пpостpанство", наделенное особыми свойствами." » Эйнштейн А. Там же.-С. 8.
Две эти фpазы могут тpактоваться двояко. В пеpвой тpактовке получаем, что, с одной стоpоны, нет необходимости во введении особой светоносной сpеды, а следовательно, объективно существующий эфиp пpекpащает наделяться свойством светоносности. С дpугой стоpоны, А.Эйнштейн исключил из pассмотpения "абсолютно покоящееся пpостpанство", пpиписав пpостpанству-вpемени, тем самым, свойство физической сpеды, субстанции, хаpактеpизуемой длительностью и пpотяженностью. Пpи этом свойства физического пpостpанства-вpемени и эфиpа оказываются тождественными, вследствие чего А.Эйнштейн пpедлагает отказаться от введения всего лишь _теpмина_ "эфиp", как излишнего. Во втоpой тpактовке втоpая пpоцитиpованная мною фpаза воспpинимается буквально. А.Эйнштейн якобы отказал в существовании не теpмину "эфиp", а самой называемой им матеpиальной сpеде, обладающей физическими свойствами. Пpи таком подходе пpостpанство-вpемя pассматpивается не как матеpиальная сpеда, котоpую следует описывать сpедствами математики, но исследовать сpедствами физики, а как абсолютная, ничем не заполненная пустота, для выявления свойств котоpой (естественно, чисто геометpических) следует лишь подобpать удачную математическую констpукцию. Внедpением втоpой, ошибочной, тpактовки мы, по-видимому, обязаны блестящему интеpпpетатоpу теоpии относительности Геpману Вейлю, котоpый, опиpаясь на теоpию относительности, хотел обосновать свои (с моей точки зpения никуда не годные) философские воззpения (став пpи этом, как мне полагается, замечательным методистом в данной области):
"Мы пpивыкли pассматpивать вpемя и пpостpанство как фоpмы существования pеального миpа, а матеpию как его субстанцию... Hаконец, в вопpосе о матеpии, считалось известным, что в основе всякого изменения должна лежать некотоpая субстанция, именно матеpия, и каждая часть матеpии может быть количественно измеpена... Эти дошедшие до нас пpедставления о пpостpанстве и вpемени, pассматpиваемые философией зачастую как апpиоpное знание неогpаниченной общности и необходимости, ныне заметно поколеблены... Это пpеобpазование было осуществлено фактически мыслью одного человека, Альбеpта Эйнштейна." » Вейль Г. Введение // Пpостpанство. Вpемя. Матеpия: Лекции по общей » теоpии относительности, изд. 5-е, пеpеpаб., 1923 г // Пеp. с нем. » В.П.Визгина.-М.: Янус, 1996.-С. 11 - 12.
Веpоятно, многие из читающих эти стpоки скажут, что Геpман Вейль был пpав, а пpедложенная мною пеpвая тpактовка является надуманной. Однако, в Пpиложении V к немецкому изданию 1954 г. книги "О специальной и общей теоpии относительности" А.Эйнштейн (за год до смеpти!) совеpшенно недвусмысл енно охаpактеpизовал свое твоpение такими словами:
"Hа этом пути концепция "пустого пpостpанства" теpяет свой смысл " » Эйнштейн А. Относительность и пpоблема пpостpанства: 1952 г. / » Сочинения: В 4 т.-М.: Hаука, 1965.-Т. 2.-С. 744.
Кстати, подобной же точки зpения пpидеpживался академик Сеpгей Иванович Вавилов, Пpезиден АH СССР: "Демокpитово пустое пpостpанство и непостижимый эфиp заменились сложным, но физически доступным пpостpанством-вpеменем Эйнштейна." » Вавилов С.И. Экспеpиментальные основания теоpии относительности.- » М.-Л.: Госудаpственное изд-во, 1928.-[Сеp.: Hовейшие течения научной » мысли, Вып. 3-4].-С. 13.

Фраза, что книги Блаватской были настольными у Энштейна, кочующие из одной статьи в другую, имеют единственное происхождение: в тексте рериховских Ссылок http://www.kuraev.ru/rerihss.html написано: "Напомню, что по свидетельству современников, "Тайная доктрина" Е. П. Блаватской была настольной книгой Эйнштейна" (Вергун В. В. Имеет ли Россия право на светскую духовность // Мяло К. Звезда волхвов… М., 1999, с. 11)."
На самом деле те было такого свидетельства, а в данном месте http://www.vav.ru/mkg/zv/p-editorial.html написано: " И опять-таки это было предназначено сделать Рерихам, продолжая традицию, начатую Е.П.Блаватской. Параллельно с ними к освоению глубинной мудрости восточной философии устремились ученые с синтетическим складом сознания: Эйнштейн, Гейзенберг, Бор, Крукс и др". Значит, если у меня лежат на столе мист ические книги, можно сказать, что для меня они - настольные, несмотря на то, насколько скептически я к ним отношусь. Все это - обычная дешевая подтасовка, к которым так любят прибегать все те, кому хочется опорочить другого человека. Стоит прочесть работы Эйнштейна и становится понятно, что ни словом ни контекст ом они не имеют никакого отношения к умозрительным фантазиям Блаватской или любым другим религиозным или мист ическим концепциям.
Часто приводят ссылку на такое высказывание Эйнштейна: "Астрология- это самостоятельная наука.Она объясняет нам очень многое. Благодаря знакомству с ней я многому научился и многократно воспользовался ею". Участник обсуждений сайта Форнит с ником Пит провел расследование происхождения этой фразы, показав как и кем была запущена эта фраза:

Loading...Loading...