Весть истины и прямой путь к себе. Весть Истины или Пpямой Пyть к себе

На фестивале YogArt, который прошел 16 декабря в Санкт-Петербурге, было много интересных практик, одна из которых - Туммо, тибетская йога внутреннего огня. Хочется рассказать о ней более подробно.

На занятие собрался полный зал, что неудивительно, ведь практика очень актуальна для наших северных широт. На улице минус пятнадцать, и согреться хочется всем. О том, как повысить свою теплопродукцию (выработку тепла в организме) рассказывает Ринад Минвалеев - кандидат биологических наук, автор научных публикаций и руководитель экспедиций, широко известный в узких кругах за то, что на морозе сушит своим телом мокрые простыни.

«Один из результатов пранаямы, - рассказывает Ринад, - повышение теплопродукции, описывался ещё в священном трактате Дхеранда-самхита, где указывается, что рядом с жилищем йога должен быть бассейн для охлаждения от регулярных перегревов».

Ринад предлагает нам сделать пранаяму, чтобы прочувствовать эффект Туммо на себе. Данная пранаяма подразумевает задержку дыхания с контролем пульса: на 10 ударов делаем полный вдох, 40 ударов задержку дыхания, на 20 ударов выдох. «Вы сейчас поймаете этот жар. Потом сами меня попросите открыть окна, - обещает Ринад. - Эту пранаяму очень легко запомнить. Когда я только начинал заниматься йогой, у нас в доступе были только самиздатовские листочки. И вот в этих листочках были маленькие шедевры методического описания йоги. Один из этих шедевров - чёткие указания того, что нужно делать, чтобы не заниматься долгим заучиванием санскритских терминов. Вот такая пранаяма получила название «сто сорок вторая», то есть имеется в виду соотношение вдоха, задержки и выдоха 1-4-2».

Мы сделали пару раз «сто сорок вторую» и, действительно, стало немного теплее.

«Почувствовали жар?- спрашивает Ринад, - Жар пока что слабенький, но если продлить эту задержку, например, 12-48-24., то вы почувствуете такой жар, который может потребовать отвода тепла, иначе можно получить тепловой удар. Чтобы этот тепловой удар преодолеть, вам требуются какие-то другие условия».

Ринад рассказал о том, как могли возникнуть условия для подобных практик.

Когда в Индию пришли мусульмане, первое, что они сделали - попытались ограничить все более-менее развитые религиозные конфессии. Индуизм было ограничить довольно сложно, потому что, нужно было тогда ликвидировать большую часть населения Индии, а вот на буддистов, которые были ещё не столь многочисленны, начались гонения. Буддисты покинули территорию Индии и отправились в Гималаи. Так, собственно, буддизм и проник в Тибет.

«Тапас, получаемый при пранаяме, - рассказывает Ринад, - довольно быстро эволюционировал в то, что называется «тибетской йогой Туммо». Эта йога не могла возникнуть на пустом месте. Её принесли буддисты-индусы, взяв какую-то практику и обнаружив, что в горах она очень хорошо действует. Более того, именно в горах она срабатывает наилучшим образом, мы это проверяли в экспедициях».

Что же происходит во время задержки дыхания? Ринад рассказал и об этом. При задержке дыхания на вдохе, в крови накапливается углекислый газ, который расширяет периферические сосуды, и тёплая кровь отправляется на эту периферию.

«Нам говорят, что мы греемся мышцами, но это не так, - говорит Ринад, - ведь мышцы у нас находятся не в центре тела, а снаружи. Мышцы, как только нагреваются, всё тепло отдают наружу. Один из фундаментальных законов естествознания Второй закон термодинамики задаёт направление движения тепла: тепло всегда двигается от тепла к холоду, поэтому всё тепло, которое образовывают мышцы, на самом деле, выходит наружу».

«Вот сейчас точно пора открыть окна, - снова предлагает Ринад, - потому что мы сделаем ещё одну практику, и вам сразу станет понятно, как она согревает». Нам было предложено сделать Сурья Намаскар, да не простой, а в режиме Тапас: по словам Ринада, этот режим означает максимальную теплопродукцию, которая возникает в условиях гипоксии.

Мы делаем Сурья Намаскар с задержкой дыхания на выдохе во всех нижних позициях (после наклона, начиная с чатуранги). Цель Сурья Намаскар - поклонение Солнцу, включение Солнца в себе, что означает активность, работоспособность и, конечно же, тепло. И, действительно, после пары кругов такой Сурьи становится очень тепло. Кроме задержки дыхания, по словам Ринада, в практике Сурья Намаскар очень важно уделить внимание прогибу между лопатками, который включает симпато-адреналовую систему, или, говоря более понятным для йогов языком, канала Пингала.

Достаточно сделать одну такую Сурья Намаскар с задержкой, чтобы получить тот же жар, который возникает при длительном выполнении физкультурных упражнений. Вот это наблюдение и вошло в основу йоги Туммо.«Совсем не обязательно быть закаленным, чтобы делать эти практики на морозе, - говорит Ринад. - Эти способы разогрева заложены в каждом из нас уже в самом феномене теплокровности. Если верить теории эволюции, то можно считать, что человек потерял свой шерстяной покров из-за способностей повысить свою теплопродукцию».

По словам Ринада, «сто сорок второй» пранаямы и Сурья Намаскар достаточно для того, чтобы повысить свою теплопродукцию, но если добавить к этому наули, то результат будет ещё лучше. Лучше всего выполнять эти практики на холоде: на балконе, во дворе или на даче.

Текст: Маша Писаревич

Йога туммо (санскр. Чандали-Йога, тиб. Туммо) — йога внутреннего огня, одна из «Шести йог Наропы» (ок. X в. н.э) – древнего тантрического учения, переданного Махасиддхой Тилопой своему ученику Наропе. От Наропы практике туммо научился его ученик Марпа, а позже она перешла и к Миларепе, с учениями которого распространилась практически во всех школах тибетского буддизма.

Миларепа — один из самых известных практиков туммо в истории тибетского буддизма, а также тот, кто достиг Просветления в течение одной жизни благодаря медитации.

Текстовая версия:

Намасте, и вас приветствует Илья Кюри. Практика сидха – йоги. Сегодня мы выполняем практику наули крийя, то есть наули для разжигания внутреннего огня. Практически это практика туммо. Выполняется она вот так. Глубокий вдох, выдох. Именно так выполняется практика туммо. То есть мы разжигаем внутренний огонь. И в Тибете, и в Индии есть экзамен для молодых монахов и вообще садху. Их уровень практики кундалини йоги проверяется именно так, что всю ночь в горах, в снегу они должны просидеть и растопить жаром своего тела около трех-пяти мокрых простыней за ночь. Вокруг них тает снег благодаря их огню кундалини. Но так как мы начинающие практики, мы только растираемся снегом, занимаемся йогой, медитируем и вообще пропагандируем здоровый образ жизни. С вами был Илья Кюри. Практика сидха йоги. Добро пожаловать в мир садху. Намасте.

Грубых и тонких каналов, пронизанных энергией, - с ледует взять их под контроль.

Тилопа «Устные наставления по Шести йогам»

В наше время всё воспринимается с точки зрения материализма: йога – это фитнес, асаны – путь к здоровью, медитация – способ расслабления, а понятия «духовность» и «духовные практики» — лишь побочное условие в развитии тела и психической устойчивости организма. В поиске материала по «йоге туммо», я в очередной раз столкнулась с довлеющей массой информации, которая отражает лишь физические, материально выгодные стороны изучаемого вопроса. Древняя тибетская практика йоги туммо сейчас представлена лишь как нетрадиционный, но очень эффективный способ согреться на морозе, снизить уровень холестерина в крови и повысить холодоустойчивость организма. Доклады, выступления, конференции, дорогостоящие экспедиции, уйма последователей – всё лишь ради того, чтобы снова и снова разобрать в нюансах физиологическую сторону йоги ради максимально результативной работы с телом. И ни слова в этих многочасовых лекциях, семинарах, видеоматериалах о духовной стороне вопроса. Но ведь в прошлом йогины годами практиковали туммо и передавали тонкости из уст в уста явно не ради возможности обнаженными сидеть на снегу в лютый мороз, закаляться и на пересчёт сушить простыни. А потому стоит разобраться, что же есть йога туммо, где её истоки и какое место она занимает в йогической практике.

В одной из песен Миларепа говорил о туммо:

Уравновесь колебания красного и белого

В пупочном центре,

И ум озарится постижением,

переживая

Тепло как блаженство…

К чему мне благородный шёлк

И тонкая, мягкая шерсть?

Наилучшая одежда - Согревающий огонь блаженства туммо…

Физический аспект туммо

На физическом уровне практикующие йогу туммо в результате работы с внутренними энергиями способны излучать тепло и быть абсолютно невосприимчивыми к холоду. Туммо предполагает сосредоточение медитирующего на образе огня и ощущениях теплоты, которые связаны с непосредственным чувствованием живого пламени. Используется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области пупка. В Тибете йогинов, практикующих туммо, называют «репа» (дословно – «белая юбка») за то, что они даже в лютые холода облачены лишь в тонкие хлопковые ткани и обходятся без тёплой одежды.

Тилопа в «Устных наставления по Шести йогам» так описывал практику йоги внутреннего огня.:

Тело йогина - собрание больших и малых,

Грубых и тонких каналов, пронизанных энергией, -

Следует взять под контроль.

Метод начинается с физических упражнений.

Жизненные энергии-ветры втягиваются,

Заполняют, удерживаются и растворяются.

В теле два боковых канала: лапана и расана,

Центральный канал авадхути и четыре чакры.

Языки пламени вспыхивают от огня чандали в пупе.

Поток нектара стекает вниз из слога ХАМ в темени,

Порождая четыре восторга.

Четыре результата подобны четырём причинам,

А шесть упражнений усиливают их».

А так описывала самих практикующих йогинов писательница и исследовательница Тибета Александра Давид-Неэль:

«Кандидат «Респа» должен тренироваться каждый день до рассвета и заканчивать относящиеся непосредственно к «тумо» упражнения до восхода солнца. Как бы ни было холодно, он абсолютно наг, или же имеет на себе один единственный покров из очень легкой бумажной материи. Разрешаются две позы - либо обычная поза медитации со скрещенными ногами, либо сидячая поза на западный лад, при этом руки лежат на коленях. В качестве вступления служат несколько дыхательных упражнений. Одна из преследуемых ими целей - обеспечить свободный проход воздуха через ноздри. Затем вместе с выдыханием мысленно извергаются гордость, гнев, ненависть, алчность, лень и глупость. При вдохе привлекаются и усваиваются благословения святых, дух Будды, пять мудростей, все, что существует в мире благородного и высокого. Сосредоточившись на некоторое время, нужно отрешиться от всех забот и размышлений, погрузиться в глубокое созерцание и покой, затем вообразить в своем теле на месте пупка золотой лотос. В центре лотоса стоит сияющий слог «рам». Над ним находится слог «ма». Из этого последнего слога появляется богиня Дорджи Налджорма. Как только вы представили себе образ Дорджи Налджормы, возникающий из слога «ма», нужно отождествиться с ней. Медленные глубокие вдыхания, действуя наподобие кузнечных мехов, раздувают тлеющий под пеплом огонь. Каждый вдох дает ощущение воздушной струи, проникающей в живот до пупка и раздувающей огонь. За каждым глубоким вдохом следует задержка дыхания, причём продолжительность её постепенно возрастает. Мысль продолжает сосредоточенно следить за рождением пламени, поднимающимся по вене «ума», проходящей вертикально в центре тела. Все упражнение состоит из десяти этапов, следующих один за другим без перерыва».

Технически практика йоги туммо представляет собой комплекс из активных физических и дыхательных упражнений, концентрации, визуализации мантрических слогов и созерцания тела. Переживание состояния внутреннего огня связано с сублимацией праны в пупочном центре в ходе её поднятия из нижних чакр и опускания из верхних чакр по центральному энергетическому каналу, называемому в йоге «сушумна». Через втягивание и растворение тонких физических энергий - ветров в центральном канале зажигается «внутренний жар». Практика внутреннего огня используется для перехода к дальнейшим практикам «Шести йог» - созерцанию иллюзорного тела и йоги ясного света.

Физиологический аспект туммо

Состояние «внутреннего огня» во время практики йоги туммо сопровождается локальным повышением температуры в верхней части тела. Именно этот физиологический эффект сейчас так колоритно демонстрируется и пропагандируется как йога туммо. Практикующие за счёт увеличения температуры сушат на теле мокрые простыни во время минусовых температур во внешней среде.

В 1981 году впервые были проведены научные исследования феномена «туммо». Руководил проектом профессор Гарвардского университета Герберт Бенсон. Он обследовал трёх тибетских монахов, живущих в предгорьях Гималаев и практикующих туммо. У йогинов измеряли температуру кожи в разных местах тела и ректальную температуру во время практики. По итогу эксперимента было резюмировано, что «монахи обладают способностью повышать температуру пальцев рук и ног более чем на 8,3 0 С».

Многочисленные современные исследования эффекта туммо ссылаются на термоморегуляцию теплокровного человеческого организма за счёт нагревания крови в лёгких посредством специфических дыхательных упражнений во время выполнения практики и отведения разогретой крови на периферию тела.

Однако нужно обратить внимание, что после 1981 года научные эксперименты непосредственно с тибетскими монахами, передающими именно буддийскую традицию Шести йог, не проводились, и официального заключения по феномену туммо на сегодняшний день нет.

Духовный аспект туммо

На духовном уровне йога туммо является подготовительным этапом для дальнейшей тантрической практики «Шести йог», результатом которой является состояние, в буддизме называемое Пробуждением или Просветлением. Конечная цель практики «Шести йог Наропы» — развитие контроля за энергетическими потоками в теле и сохранение в момент смерти ясности сознания йогина при переходе души в промежуточное состояние Бардо.

«Шесть йог можно практиковать с тремя целями: для достижения Пробуждения в этой жизни, для достижения Пробуждения в бардо, и для освобождения в одной из следующих жизней. Независимо от того, какой путь вы изберёте, начинать надо прямо сейчас. Практик с высшими способностями реализует в этой жизни, со средними - освободится в бардо, остальные - через несколько перерождений ».

Чтобы понять место туммо в традиции Шести йог, необходимо рассмотреть, какие этапы для реализации природы ума она включает:

1. Йога внутреннего огня

2. Йога иллюзорного тела — медитация, во время которой практик учится все объекты внешнего мира воспринимать лишь как проявления ума, находящегося в заблуждении. Предназначена для обретения Самбхогакайи — состояния Будды на благо всех живых существ.

3. Йога ясного света – практика очищения от сансарических привязанностей и двойственного восприятия. Предназначена для достижения Дхармакайи – состояния Истины, абсолютной реальности, пустоты, и Рупакайи – состояние всецело просветленного Будды.

4. Йога бардо и йога сновидений – практика достижения Пробуждения в промежуточном состоянии бардо между сном и явью, и бардо между смертью и новым рождением.

5. Йога переноса ума (или пхова) – медитация осознанного умирания в сознании, которая применяется в момент смерти. Предназначено для перенесения сознания в Чистую Землю Будды или в более высокие сферы для более благоприятного воплощения.

6. Йога переселения сознания в другое тело – практика переселения души в новое тело в том случае, если йогин не сумел завершить все практики, ведущие к Пробуждению, а смерть уже близка.

Путь Шести йог направлен на быстрое достижение Пробуждения, чтобы в нынешнем воплощении суметь перенести часть будущего Просветления в сегодняшнее непросветлённое состояние и, таким образом, вызвать полное внутреннее преображение личности. Идея состоит в том, что Пробуждение никогда не бывает вдали от человека, а абсолютная и относительная реальность у него всегда под рукой. Практики Шести йог направлены на переживание тех состояний, которые будут происходить с человеческим сознанием во время умирания и которые наяву возможно намеренно вызывать посредством йоги внутреннего огня и последующих техник обретения иллюзорного тела и достижения состояния ясного света сознания.

Из перечисленных Шести йог главными для достижения Пробуждения в этой жизни являются йога иллюзорного тела и йога ясного света. Но отправной точкой является именно йога внутреннего огня, потому что посредством её постижения йогин обретает контроль над грубыми и тонкими энергиями тела. Во время практики йоги туммо энергии угасают, вызывая появление внутренних и внешних знаков, сопровождаемых соответствующими видениями вплоть до возникновения ума ясного света - совсем как во время умирания.

С точки зрения духовного развития, йога внутреннего огня – не самоцель, не красочная демонстрация повышения температуры организма на морозе, не практика эффективной работы с материальной оболочкой, а лишь первоначальный этап длительного тантрического пути к внутреннему Пробуждению. Йога туммо — это тот двигатель, который заставляет все оставшиеся йоги вращать шестеренки понимания и осознавания природы реальности. Постепенно овладевая грубыми и тонкими энергиями тела, йогин со временем учится проживать стадии умирания, принимать смертность собственного тела, осознавать пустотность и иллюзорность окружающего его мира. Именно поэтому практики Шести йог традиционно передавали из уст в уста, от учителя к ученику. Только под присмотром и чёткими наставлениями гуру ученик был способен адекватно пережить этот опыт преобразования внутреннего мира.

Очень важным моментом в овладении как практики туммо, так и остальных пяти йог было предварительное освоение учеником основ Учения Махаяны: практикующему необходимо было вначале прочно утвердиться в буддизме, созерцать непостоянство, обдумывать драгоценность человеческого рождения, постигать кармический закон, созерцать любовь и сострадание, полностью созреть для выполнения обетов бодхисаттвы, и лишь затем получать или задействовать тантрические посвящения.

В современной йоге практика туммо стоит особняком. Она является специфическим тантрическим течением, и наверное, должна таковым остаться. Можно пытаться объяснять её с физиологической точки зрения, можно пытаться осваивать на уровне тела, проводить эксперименты и исследования, демонстрировать достижения, но получить передачу духовной составляющей от Учителя могут только души, по карме воплотившиеся для такой специфической практики. Во время описания практики Шести йог лейтмотивом прослеживается, что возможность управлять энергиями необходима йогину не ради собственного освобождения, а ради достижения состояния Будды во благо всем живым существам. А на это способны лишь избранные…

Всем практикам, стремящихся постичь Шесть йог Наропы, тибетский Учитель Цонкапа в своем трактате дал драгоценный совет-предупреждение словами йогина Миларепы:

Если не созерцаешь природу закона кармы, который состоит в том,

Что проступки и благодеяния приводят к сходным с ними результатам,

Власть незаметно созревающей неумолимой кармы

Может увлечь в перерождения, полные невыносимого страдания.

Развивай же осознание действия и его последствий.

Если не научишься замечать ошибки потакания чувственному восприятию

И с корнем не вырвешь из самого сердца цепляние за чувственные объекты,

Никогда не разобьёшь оковы сансарной тюрьмы.

Развивай же в себе ум, который воспринимает всё как иллюзию,

И применяй противоядие к источнику страдания.

Если не способен отплатить добром всем обитателям шести миров,

Каждый из которых успел хоть раз побывать твоим родителем,

Застрянешь в узкой колее от Малой колесницы - хинаяны.

Поэтому развивай всеобъемлющую бодхичитту -

Великое сострадание и материнскую заботу ко всем и каждому .

Давайте практиковать на Благо всех живущих! Ом!

Почему тибетские монахи, живущие зачастую в горных монастырях, не простывают от бодрящего ветерка, веющего с обледеневших вершин гор, да ещё умудряются высушивать на себе мокрые простыни, соревнуясь, кто больше? Каким образом тело защищается от переохлаждения во время зимних купаний? Лишь относительно недавно исследователями были серьёзно рассмотрены подобные вопросы. Возможный ответ на них - древняя и сокрываемая тибетцами техника йоги - Туммо.

Из статьи становится понятно, почему биологи должны учить термодинамику, пару законов которой вспомните и вы.

Древняя практика йоги, согревающая тело и душу - Туммо.

В предыдущих статьях, мы уже писали о других техниках медитации . Сегодня речь пойдёт о теории согревающей и оздоравливающей тибетской техники. О практике Туммо можно .

Туммо - это техника, направленная на создание дефицита кислорода в крови путем задержки дыхания, совмещаемой с мышечными сокращениями.

В переводе с тибетского "Туммо" означает "легкое тепло" или "внутреннее тепло"; утверждают, что на санскрите произносится как "Тапас".

В чем смысл вышеописанного и каким образом редкое дыхание, совмещенное с некими телодвижениями может защитить меня от холода, спросишь ты? Секрет в дефиците кислорода, который возникает в случаях, когда

а) мышцы сжигают больше кислорода, чем кровь успевает нагнетать в волокна (ты активно двигаешься);

б) воздух, поступающий в легкие слабонасыщен кислородом (ты исследуешь горы);

в) ты искусственно создаешь дефицит кислорода в крови, делая задерживая дыхание и сокращая мышцы статически или динамически (практикуешь Туммо).

Для того, чтобы понять, как недостаток кислорода может нас согреть, было бы неплохо для начала разобраться в механике теплокровности человека, а заодно взглянуть на то, как историю практики раздувания внутреннего огня.

Прометей подарил людям огонь, который помог им выжить. Возможно, помимо многократно обсужденных значений этого мифа есть ещё один - внутренний огонь Туммо - тайну которого веками хранили посвященные.

Туммо оригинальное, тибетское

Туммо, как и любые другие техники йоги или восточных единоборств, описываются мастерами чрезвычайно замысловатыми и туманными сентенциями, которые раскрываются не ранее, чем ученики потратят несколько (десятков, в случаях с дюже тайными техниками) лет на освоение базы. Зачастую база приносит немало пользы для практикующего, однако отнимает чудовищное количество времени, а иногда вообще не имеет ничего общего с конечной целью, которую хочет достичь ученик. Впрочем, практика скрывать знания существует столько, сколько существует человечество. В Индии, например, запрещено вообще было записывать важные тексты и обучать людей из других каст. С тех пор, собственно, мало что изменилось - полноценные знания и сегодня даются в ограниченном числе источников (закрытые для простых смертных университеты, пропуск в которых можно получить лишь по праву рождения или заработав огромную кучу денег).

В наши дни, на йоге, космоэнергетике и тому подобном, высокоморальный и аскетичный Восток зарабатывает миллионы (скорее даже миллиарды) долларов ежегодно. Европейцы с горящими глазами непрерывным потоком едут постигать йогу, цигун, боевые искусства у первоисточника, свято веря в то, что если они пожелали да ещё и заплатили - перед ними тут же откроют веками хранимые тайны. Тем временем в Индии людей обучают загадочным фразам на хинди, которые каждый Великий Йогин переводит по-своему; замысловатым техникам медитации; и призывают довольствоваться малым. Впрочем, людям нравится. А время и деньги, потраченные с удовольствием, не считаются потерянными.

Первой европейкой, которая действительно чему-то сумела научиться у тибетцев была французская путешественница Александра Давид-Неэль. Вот как она прокомментировала своё обучение:

«Перезимовать на высоте трех-пяти тысяч метров в пещере среди снегов, будучи облаченным лишь в тоненькую одежду или вообще без таковой, и не замерзнуть - нелегкая задача. Однако ежегодно многие тибетцы успешно проходят это испытание. Такую выносливость они объясняют своей способностью вырабатывать Туммо.»

И вот в чем это испытание состоит:

«Тех, кто чувствует в себе силы выдержать этот экзамен, морозной зимней ночью приводят на берег реки или озера. Если водоем замерз, во льду пробивают прорубь. Испытания устраивают лунной ночью, когда дует сильный ветер - зимой в Тибете такие ночи не редки. Сбросив с себя всю одежду, новообращенные садятся на землю и скрещивают ноги. Каждый обматывает вокруг себя простынь, намоченную в ледяной воде, - ее нужно высушить жаром собственного тела. Как только простыня высохнет, ее опять окунают в прорубь, и ученик снова должен сушить ее на себе. Все это повторяется до рассвета. Побеждает тот, кто высушит наибольшее количество простыней. Могу засвидетельствовать это как очевидец. Ученик должен высушить на себе не меньше трех простыней, прежде чем его признают достойным носить юбку из белой ткани ("респа") - отличительный признак овладевших искусством Туммо.»

Француженка была образованной и объективной женщиной, поэтому не смогла не заметить следующего:

«Респа - человек, всегда одетый в платье из легкой хлопчатобумажной ткани. При этом само собой разумеется, на нем может быть только один покров. Однако на Тибете нет недостатка в "респа", скрывающих под легкой хлопчатобумажной тканью теплую одежду. Эти обманщики либо настоящие мошенники, стремящиеся провести доверчивых простаков с корыстными целями, либо действительно изучавшие искусство Туммо, но слишком недолго, чтобы приобрести прочные навыки.»

Нацистский след

В лучших традициях телеканала РЕН-ТВ, никакая история про "тайное знание", не обойдётся без нацистов иллюминатов и пришельцев.

Первые опыты по хладоустойчивости были инициированы эсэсовскими врачами в 1942-1943 годах, которые ставили противоречащие морали опыты на людях разных национальностей. Не из праздного, однако, любопытства и не (только) из природной жестокости - одна из целей была узнать, как долго потенциально упавший в холодную воду пилот самолёта может продержаться без летального вреда для здоровья и нахождение каких частей тела над водой является критичным для выживания. Самую большую устойчивость к холоду проявили, ожидаемо, славянские военнопленные офицеры (не удивлюсь, если они во время этих опытов ещё пару нацистов-надсмотрщиков в этой же воде утопили). Наиболее удачная конструкция спасательного жилета для упавшего в воду пилота стала поддерживающая шею выше уровня воды .

Кстати, опыты, проводимые нацистами были однозначно осуждены на Нюрнбергском процесс, однако знания, полученные из опытов были тут же применены на практике, в частности, американскими военными проектировщиками спасательных жилетов для пилотов ВВС США. Типичные моралисты.

Сушим простыни лёгкими

Следующая попытка с научной точки зрения изучить феномен высушенных на плечах простыней и растопленного вокруг раскаленных ягодиц снега была предпринята в 1960 году Карлом Тринчером - обнаружившего в основе техники научный процесс неферментативного окисления жиров в легочных альвеолах. Вывод - на морозе нас согревают лёгкие (а не гусиная кожа и не дрож в конечностях, которые, согласно второму закону термодинамики, согревает в первую очередь драгоценный воздух вокруг нашего тела), в альвеолах которых жиры из крови сгорают до углекислого газа и воды. Уже тогда было выяснено, что запускается сие действо гипоксией - пониженным содержанием кислорода в крови. Запомним его выводы на будущее.

Удивительная история Герберта Бенсона

Через 20 лет, в 80-е годы ХХ века ассоциированный профессор Гарвардского университета Герберт Бенсон благословлен научными фондами и Далай-ламой на изучение монахов, практикующих Туммо. Проблема возникла ещё до начала опытов - монахов, владеющих техникой, оказалось нелегко найти. Большинство монахов благоговели перед техникой Туммо, и произносили речь о том, что это невероятно сложная техника, требующая долгих лет обучения. В конце добавляя, мол "не-ет, я таким не занимаюсь". После того как поиск с факелами не принес результатов, пришлось снова через блат у Далай-ламы в добровольно-принудительном порядке вызывать самых настоящих огненных йогинов.

Монахи-добровольцы с датчиками температуры на коже и с ректальным градусником в заднем проходе (для оценки теплосодержания ядра тела, разумеется) активно медитировали при температуре от 16-ти до 23-х градусов тепла. Видимо, монахи сочли себя уже достаточно униженными ректальными градусниками и решили не выходить лишний раз на мороз. Тем не менее, Бенсон зафиксировал изменение температуры на всех частях тела монахов более чем на 8.3 градусов Цельсия, чем и удовлетворился.

Бенсон, получая, видимо, плохо скрываемое удовольствие от недоумевания на лицах тибетских монахов, которых ещё никогда не подвергали таким изощренным тестам, подкрепляемый финансовой поддержкой семьи Гиннессов, в размере, ни много ни мало, одного миллиона двухсот пятидесяти тысяч долларов, продолжил издевательства над йогинами в 2001 году. И снова три монаха были вызваны на этот раз в Нормандию, в поместье Гиннесов. Вырвавшиеся из аскетичных монастырей монахи решили слегка подзадержаться во Франции, объявив, что для высвобождения скрытого тепла им требуется минимум 100 дней подготовки. Интенсивно заряжаясь теплом в фамильном поместье Гиннессов в теплой компании команды Бенсона, с самим Бенсоном во главе, один из монахов при невыясненных обстоятельствах, получает глазную инфекцию и выходит из состава испытуемых. В итоге замеры производятся "в недостаточно холодной" по словам самого Бенсона, комнате, о чем Бенсон кратко отписался в Гарвардской стен газете. Иначе говоря, один миллион двести пятьдесят тысяч долларов были успешно освоены за 100 дней командой бенсонов, семьей Гиннессов и тремя тибетскими монахами. Ни один монах (по-крайней мере, от холода) не пострадал.

Опыты советского ученого Алексея Юрьевича Каткова не идут ни в какое сравнение с Бенсоновскими. Катков проводил эсперименты для военных и Главкосмоса, содержание которых, на первый взгляд, никак нельзя назвать гуманными и заставляет проникнуться уважением к испытуемым:

Испытуемые в течение часа находились практически обнаженными при температуре в -60 градусов цельсия, в условиях разряженного воздуха (на высоте 7500 метров над уровнем моря), обдуваемые воздушным потоком из двухметрового вентилятора каждые десять минут (для удаления термоизоляционной воздушной прослойки между кожей и окружающей средой).

Что удивительно, испытуемые выжили. При этом без особых последствий для здоровья - многие участники испытаний живы и здравствуют поныне (например, Борис Коршунов, 1935 года рождения, в 2010 году сбегавший на вершину Эльбруса, то есть менее чем за 5 часов забравшись на более чем 5ти километровую гору).

Практически все числовые данные экспериментов Каткова были тут же засекречены военными, однако исходя из известных нам данных и законов физики можно получить следующие значения:

При температуре в -60 градусов Цельсия человек в течение часа потеряет примерно 1000 Вт или 860 ккал/ч.

При этом основные теплопотери человек несет с поверхности кожи через тепловое излучение в инфракрасном спектре.

Дыхание расходует примерно 15 ккал в час.

Таким образом, для выживания теплопотери должны быть скомпенсированы теплопродукцией, иначе подопытные товарища Каткова замерзли бы насмерть. Основа теплогенеза человека - тепловое сопровождение окислительных процессов, составляющих суть дыхания и происходящих практически во всем теле.

Считается, что для поддержания постоянства температуры теплокровного организма дополнительное тепло может быть выработано через:

а) Сокращение скелетных мышц - произвольные и непроизвольные (холодовая дрожь) = генерируем до 800 Вт

б) Энергия от внутренних экзотермических (с выделением тепла) реакций , не связанных с сокращениями мышц = ещё примерно 400 Вт

Эти источники тепла должны компенсировать теплопотери обнаженного человека в условиях холода, чтобы не допустить охлаждения так называемого "ядра" тела ниже плюс 35 градусов Цельсия.

Складываем сократительный и несократительный термогенез, получаем 1200 Вт или примерно 1000 ккал/час, что как раз ненамного превосходит теплоотдачу организма человека при температуре -60 градусов цельсия в течение одного часа. Иными словами - при приближенных вычислениях всё сходится.

Казалось бы, адаптированный к холоду человек безо всякой многолетней буддийской медитации принципиально может выдержать эти предельные условия и, собственно говоря, именно поэтому не погибли подопытные Каткова.

Но верны ли наши расчёты?

Лично у меня возникает справедливый вопрос: если мы такие матерые «снежные человеки», почему у меня дома мерзнут ноги, и я простываю весной при плюсовой температуре идя до остановки одевшись слегка не по погоде?

Суть теплокровных

Хладнокровные животные, обладая мышцами, также могут генерировать тепло, размахивая конечностями для передвижения, что, однако, не делает их теплокровными.

Потому что у хладнокровных животных при повышении температуры окружающей среды обмен веществ ускоряется за счет интенсификации химических реакций . Все же со школы помнят правило, про которое заунывным голосом вещал учитель химии “при повышении температуры, запятая, скорость реакции повышается ” - Вант-Гофф открыл закономерность, что на каждые 10 градусов, реакция ускоряется в 2-4 раза ещё чёрт знакт когда. Соответственно, при понижении температуры среды, обмен веществ пдает и активность процессов жизнедеятельности хладнокровного животного снижается, вплоть до анабиоза.

Метаболизм теплокровных отличается - при повышении температуры среды обмен веществ у нас снижается, а при понижении температуры окружающей среды - повышается для поддержания требуемого постоянства теплосодержания "ядра" тела. При этом лучшее, что может сделать для нас периферическая мускулатура - сократить сосуды в попытке снизить теплопотерю с поверхности кожи и конечностей, "изолируя" внутренние органы от враждебной среды. Однако для голого человека это опять же неактуально по причине того, что наши лысые тела не лучший теплоизолятор.

Исходя из второго начала термодинамики, тепло не может спонтанно (без внешних воздействий) перейти от более холодного тела к более теплому. Этот факт игнорируется в большинстве работ по физиологии терморегуляции теплокровного организма.

Мы, теплокровные, остываем также, как остывают хладнокровные рептиллии. Постоянство температуры сохраняет лишь ядро, температура оболочки (конечностей и мышечного каркаса) в большей степени зависит от температуры окружающей среды.

Не будем перечить законам физики и сделаем правильный вывод:

В холодной среде (температура окружения менее 35 градусов Цельсия) тепло в нашем организме может распространяться ТОЛЬКО в направлении изнутри наружу, не наоборот.

Когда нам холодно, мышцы скелетного каркаса занимаются крайне важным делом - согревают внешнюю среду, не обращая никакого внимание на ядро тела. Иначе говоря, сколько бы тепла не произвели мышцы, согреть внутренние органы они смогут лишь будучи изолированными от холодной среды (одеждой потолще, например, которая способна создать воздушную прослойку и вернуть тепло внутрь организма). Обнаженный человек вынужден лишь эрегировать кожей все имеющиеся на теле волосы, тоскуя по меховому покрову, которым некогда обладал. К тому же малейший ветер почти сразу же сдувает созданную теплозащиту.

Следовательно, делаем вывод:

Мускулатура не способна согреть нас, обнаженных, при экстремально низких температурах.

Поэтому исследователи Алан Бартон и Отто Эдхолм называют температуру всего в +2 градуса Цельсия смертельной для обнаженного человека.

Сделаем это по-плохому

Тем временем, Катков не остановился на достигнутом.

Был поставлен ещё один опыт, незадолго до его гибели (погиб в другой экспедиции, при восхождении на Эльбрус). Из интервью с Борисом Коршуновым, участником опыта, узнаём следующее:

«В начале ноября, они взошли на Эльбрус, практически без одежды (в болоньевых куртках) при ураганных ветрах со снегом, который пробивал палатку насквозь так, что за ночь она вся набивалась снегом. Всего провели две такие ночевки. Огонь использовать не разрешалось, сухие зерна овса (выданные в качестве сухого пайка и строго рассчитанные по величине физических нагрузок в ккал за двое суток) засыпали снегом в пластиковых коробках, которые держали в плавках, чтобы утром съесть оттаявшую и размокшую «кашу». Вечером надо было выпить сырое яйцо. Яйца на морозе превратились в ледышки, и их также пришлось полночи «разогревать» во рту, чтобы хоть как-то отправить яичный белок в желудок.»

Оценить теплопотерю у людей во время второго испытания в количественном размере не представляется возможным.


Что же мы упускаем?

Что же тогда является источником нашего тепла?

Ну, по крайней мере, теперь понятно, что источник может быть только глубоко внутри тела. Часто источником называют печень, кишечник, бурый жир.

Фишка бурого жира в том, что он окисляется не в печени, как белый жир, а в собственной клетке, заставляя реагировать с кислородам свои составные части - жирные кислоты и глицерин. Происходит это в митохондриях, которые и дают жиру специфический цвет. Однако у человека его намного меньше (менее 1% от массы тела), чем, например, у медведей, которые из-за его обилия способны впадать в зимнюю спячку и плавать в ледяной воде. Таким образом, диффузия (распределение по телу) тепла, генерируемого в клетках бурого жира дает нам в копилку аж +0.05 градуса Цельсия.

Ради справедливости, затронем и белый жир вкупе с печенью.

При массе печени в среднем 1,5 кг и массой жира среднестатистического 70-тикилограммового атлета, имеющего 2% жира, мы получаем излишек в пару градусов Цельсия, которые, собственно, практически не покидают пределов печени из-за малой скорости кровотока через неё.

Не вдаваясь в биофизику, приблизительные расчеты показывают, что их недостаточно для покрытия теплопотерь обнаженного человека в душераздирающе холодных условиях.

Так что же, черт подери, нас греет?!

В 1960 году Карл Сигизмундович Тринчер () выпустил монографию "Теплообразовательная функция и щелочность реакции легочной ткани", где рассмотрел лёгкие как источник теплопродукции. В книге он отмечает, что ещё 100 лет назад французы Л.Бине и М.Роже выяснили, что в малом кругу кровообращения из крови извлекаются жиры, жирные кислоты и вообще всё жирообразное, с тем, чтобы сжечь это всё в лёгких путем прямого окисления с образованием энергии-тепла. Что именно сжигает жиры до сих пор не известно, так как этот факт пол века игнорировался учеными.

Рассуждая логически, полый «печеобразный» орган, через который за короткое время проходит вся масса циркулирующей крови - шикарный инструмент поддержания температурного гомеостазиса.

В жару легкие охлаждают кровь, в условиях холода - согревать.

Альвеола (полая клетка лёгких) - идеальная камера сжигания - в ней нет физико-химического запрета на превышение предельно допустимой температуры внутриклеточных окислений, а кровь выполняет роль охлаждающей жидкости, которая отводит лишнее тепло.

Без фанатизма, конечно - предел существует, но он немного выше, чем во многих других органах. Белок начинает денатурироваться при температуре выше 41 градуса Цельсия. Нужно понимать, что денатурация не всегда означает то, что мы видим на сковородке, когда жарим яйца. Малейшее изменение конформации (пространственной структуры) органического полимера уже считается денатурацией. В случае с ДНК, например, при температуре от 41-43 градусов Цельсия некоторые связи, соединяющие двойную спираль начинают разделяться, но лишь доходя до температуры близкой к 100 градусам Цельсия, ДНК полностью разделится. Подробнее читайте запись в блоге .

Охлаждающая функция крови объясняет и ещё один феномен - "огнеходство" - ненарушенный кровоток в стопе отводит тепло от раскаленных углей, не допуская теплового повреждения тканей (попробуйте прожечь полиэтиленовый пакет, наполненный водой).

Если лёгкие - тепловая станция нашего организма, тогда ясен ответ и ещё на один вопрос пытливых умов - как воздух у людей, исследующих Антарктиду, пройдя расстояние в 30-50 см успевает согреться с -60 до +25-30 градусов цельсия? Перепад температур в этом случае получается более 80-90 градусов! Так вот, согревая холодный воздух зимой, лёгкие используют входящий кислород, выделяя углекислый газ и воду, которую мы выдыхаем клубами тёплого пара.

Итак, мы нашли реактор, греющий нас изнутри. Только вот причем тут Туммо?

Тринчер нашел условия, при которых запускается процесс, поддерживающий в нас теплокровие. У экспериментальных животных при острой кровопотере повышалась температура в лёгких - так было обнаружено, что низкое содержание кислорода в крови (или низкое содержание крови в организме в целом) создает условие для сгорания жиров в лёгких.

Мышцы, работающие в холодной среде создают гипоксемический сигнал, запускающий процесс теплопродукции в легких. Однако мышечный каркас не согревает нас, вместо этого отдавая тепло окружающей среде. Греют нас запущенные гипоксемическим сигналом в режим производства тепла лёгкие!

Туммо же призван позволить человеку запускать гипоксемический сигнал по желанию, без активных размахиваний конечностями и без длительных восхождений.

Техники Туммо

Для людей с прагматическим складом ума, которые в современных условиях лишены роскоши потратить десяток-другой лет оттачивая правильную технику сокращения ануса (очень важный, между прочим, элемент йоги, а также немаловажный элемент любого боевого искусства), думая при этом о любви и гармонии, я привожу сжатую до максимума технику Туммо . Грейтесь наздоровье.

О пользе Туммо.

Приборы зафиксировали у всех исследуемых практикующих Туммо кардинальное снижение уровня атерогенных липидов в крови (одни из самых опасных жирных веществ, которые приводят к болезням сердечно-сосудистой системы); двухкратное снижение уровня гормона стресса и старения - кортизола (этот гормон угнетает иммунитет). Как следствие, практики Туммо могут эффективно применяться для профилактики и лечения болезней сердечно-сосудистой системы и тяжелых неврозов.

Ну и приятный бонус - вам тепло!

Авторы этого сайта выражают благодарность учёным, и свидетельствуют о своём глубоком уважении всем людям, принимавшим участие в опытах по устойчивости холоду. Мы скорбим по военнопленным и гражданским, павшим от рук нацистов в годы Великой Отечественной Войны.

О том, что, кроме медитации помогает стать умнее , .

Цикл статей о доступных и полезных упражнениях для развития будет пополняться - подписывайся на нас в

Начинается тренировка с дыхательных движений и одновременно — с морально-психологического настроя. Вместе с выдыхаемым воздухом занимающийся исторгает из себя гордость, гнев, ненависть, алчность, лень и глупость. При вдохе "втягиваются", вбираются в себя образы святых, дух Будды, пять мудростей — все, что существует в мире благородного, возвышенного и чистого. Следующие за этим упражнения — собственно генерации Тумо — состоят из 10 частей, или этапов, следующих один за другим без перерыва. Дыхание спокойное, ритмичное, желательно беспрерывное повторение поддерживающих дух мантр.

Главное условие — полное сосредоточение на видении огня и связанных с ним ощущений теплоты, исключение всех остальных мыслей или мыслеобразов.

  1. В воображении создается и созерцается образ "центральной вены". Она наполняется вздымающимся по ней пламенем. При дыхании через пламя проходит воздушная струя. Эта " вена" имеет толщину волоса, тончайшей нити...
  2. "Вена" расширяется до толщины мизинца...
  3. Толщина "вены" достигает толщины руки...
  4. "Вена" заполняет собой все тело и имеет теперь вид трубы, вмещающей печную топку...
  5. Ощущение границ тела исчезает... Непомерно раздувшаяся "вена-" вмещает теперь всю Вселенную, и практикующий впадает в состояние экстаза: он чувствует, будто превращается в бушующее, раздуваемое ветром пламя огненного океана...

    Новички, не имеющие еще прочного навыка длительной медитации, проходят эти пять этапов быстрее, чем старшие ученики. Более опытные, погружаясь в созерцание, задерживаются на каждом из них значительно большее время. Но в любом случае для того, чтобы достигнуть пятого этапа, даже начинающему ученику требуется обычно не менее часа. Затем те же самые субъективные образы чередуются в обратном порядке:

  6. Огненная буря стихает, огненные волны постепенно спадают и успокаиваются, пылающий океан уменьшается и, наконец, весь поглощается телом...
  7. "Вена" не превышает толщины руки...
  8. "Вена" суживается до толщины мизинца...
  9. "Вена" теперь не толще волоса...
  10. "Вена" исчезает; видение огня, другие формы и образы уходят. Таким же образом рассеивается представление о каких бы то ни было предметах. Сознание тонет в "Великом Ничто", растворяется в нем, погружается в "Великую пустоту", где двойственности воспринимающего субъекта и воспринимаемого объекта более не существует.

Продолжительность транса в процессе медитации Тумо обусловлена степенью умственного и духовного развития ученика. Эту последовательность упражнений, включая пять последних этапов или без них, можно повторять по нескольку раз в день, но основная тренировка — утром.

Эффект практики Тумо:

Адепты системы генерации Тумо ходят в горах Тибета в любой мороз в тонкой хлопчатобумажной одежде. Однако данное упражнение полезно не только для выживания в условиях холода. Благодаря его практике развивается способность к длительной медитации, возможность контроля психики и ума.

Примечания к медитации Тумо :

  1. Несмотря на то, что упражнение предназначено для развития холодостойкости, разучивать его и тренироваться все же следует в теплом помещении (!).
  2. Местоположение "центральной вены" точно не указывается. Поэтому мы можем предложить два варианта исполнения самых первых стадий медитации: первый — произвольная локализация "вены" в области продольной оси симметрии туловища, второй — если принять за линию "вены" спинномозговой канал. Последний способ тогда будет соответствовать классическим представлениям йоги об астральных каналах (нади), где вся концентрация происходит на Сушумне (соответствующей medula spinalis грубоматериального тела)..Так или иначе, процесс генерации Тумо, несомненно, связан с активизацией силы Кундалини: при пробуждении Кундалини поднимается вверх по Сушумне, и она тогда становится подобной " языкам" восходящего пламени.
  3. Хотя в горах Тибета длительность медитации составляет не менее одного часа, как только что указывалось выше, новичкам в европейских условиях следует начинать с 10-15 минут. Во многом длительность упражнения определяется способностью просидеть в медитативной позе длительное время.
  4. Данное упражнение обязательно (!) следует выполнять в сидячей позе с прямым позвоночником. Тогда риск возникновения разного рода нежелательных последствий практически минимален.
  5. Следует отбрасывать не только посторонние мысли, но и разные побочные видения, которые вдруг могут проявиться в середине медитации, если они не связаны с основной темой — огнем Тумо.
  6. Выходить из медитации, как и входить, следует также постепенно и не торопясь; поэтому возрастает спектр требований к выбору времени для занятия: никто не должен вторгнуться в вашу комнату и отвлечь вас "на полдороге". Лучшее средство для постепенного завершения занятия — многократное исполнение мантр, например АУМ или ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ.
  7. Ни в коем случае нельзя практиковать упражнение в загрязненной атмосфере вблизи промышленных предприятий или сильных источников магнитных полей. Лучшее место для занятий — в каком-либо чистом и красивом уголке природы.

Необычайная выносливость тибетских отшельников объясняется их умением вырабатывать внутреннее тепло. Мистики умеют впадать в , которое именуется «тумо », но для обозначения понятия тепла в повседневной речи этот термин не употребляется. Отшельники Тибета способны провести всю зиму в пещере на высоте до 5000 метров в легкой одежде и чувствовать себя при этом вполне комфортно.

Действие практики тумо направлено не только на согревание тела аскета. Последователям тайных тибетских учений известны различные виды тумо. Окутываясь в теплый "божественный покров", аскет может наблюдать . Ему не нужно опасаться подхватить простуду, пока он находится под защитой тумо.

Как правильно выполнять дыхание тумо

В упражнение входят десять этапов, которые следуют один за другим, без перерыва. Ниже приведено их краткое изложение:

  • В воображении создается ментальный образ в виде артерии, толщиной в человеческий волос. Она проходит через центр тела и постепенно наполняется пламенем (или теплой воздушной струей).
  • Диаметр артерии увеличивается до толщины мизинца.
  • Артерия постепенно расширяется до размеров руки.
  • Артерия приобретает вид трубы и заполняет собой все тело.
  • Расширившаяся вена способна вместить в себя всю вселенную. Ощущение тела отсутствует, практик входит в состояние экстаза. Он чувствует себя развеваемым ветром пламенем в пылающих волнах огненного океана. Для достижения пятого этапа тумо даже самый способный ученик тратит не меньше часа. После прохождения этой стадии наблюдается повторение субъективных видений в обратном порядке.
  • Постепенно волны пламени уменьшаются и спадают, стихает буря. Наконец пылающий океан поглощается телом.
  • Сосуд сужается до размера руки.
  • Артерия не превышает толщины мизинца.
  • Толщина артерии равна толщине волоса.
  • Вена пропадает. Становятся невидимыми огонь и другие образы и формы. Существующие представления о каких-либо предметах также рассеиваются. Постепенно сознание растворяется в «Великой Пустоте».

Утро считается идеальным временем для занятия тумо. Но фактически практиковать это упражнение можно в любое время суток.

Экзамен тумо

Период обучения, во время которого оттачивается техника тумо, заканчивается экзаменом. Лунной зимней ночью полностью уверенные в своем умении ученики приходят с учителем на берег не замерзшей горной речки. Если все водоемы скованы льдом, то пробивается полынья.

Ночь должна быть морозной и ветреной, что для Тибета не редкость.Совершенно голые кандидаты на звание «респа» рассаживаются на земле, скрестив ноги. Погруженные в ледяную воду простыни вытаскивают из проруби и закутывают ими ученика. Задача аскета - отогреть определенное количество простыней своим телом и высушить их. Когда ткань высыхает, ее повторно замачивают в воде, и вся процедура повторяется до рассвета.

Победителем становится тот, кому удалось высушить на себе наибольшее количество простыней.Некоторые ученики подобным образом просушивают за ночь до сорока простыней. Впрочем, размеры отрезков ткани бывают чисто символическими. Но, нужно признать, что настоящие «респа» способны высушивать телом куски материи, размером с огромную шаль.

Таинство "Тшед"

Это еще один очень интересный ритуал, проводимых анахоретами Тибета. Его смысл заключается в том, чтобы "подарить" свое тело упырям и вурдалакам для последующего съедения. Мистики Тибета верят, что эта техника помогает им очиститься духовно и приблизиться к просветлению. Чтоб выполнять , нужно иметь стальные нервы!

Проводится обряд следующим образом - маг отправляет своего ученика в глухое и безлюдное место. Подойдет старое заброшенное кладбище или густой лес. Там ученик должен трубить в специальную трубу канглинг и призывать демонов на "пиршество". В скором времени на зов являются жуткие твари, и начинают пожирать ученика заживо.

Разумеется, все это происходит только лишь в сознании практикующегося. Но в процессе выполнения таинства Тшед ученик находится в гипнотическом трансе. Поэтому есть все основания предполагать, что он действительно чувствует, как его поедают неведомые монстры. Исследователь Тибета Александра Дэвид-Ниль писала, что среди монахов, практикующих Тшед, встречаются сильно изможденные люди, находящиеся в невероятно подавленном психическом состоянии.

Loading...Loading...