И святого иосифа кунцевича также. Великие князья Литовские

Каждый год фестиваль Санремо выходит за рамки обычного музыкального конкурса, пытаясь охватить куда более широкую аудиторию. Его гостями становятся выдающиеся личности, которые не имеют никакого отношения к музыке, но способны привлечь зрителей. Последним из футболистов в Санремо появился Франческо Тотти, а в 2013-м среди приглашенных звезд был Роберто Баджо — один из самых популярных людей в Италии, несмотря на то, что с 2004 года, после окончания карьеры, он предпочитает держаться в тени.

Ходили слухи, что Баджо может стать тренером. Одного упоминания в прессе оказалось достаточно, чтобы выстроилась очередь из клубов, которые хотели пригласить Роби, но он отверг эту идею. Накануне своего пятидесятилетия «Божественный Хвостик», тем не менее, признался, что не готов жить в параллельном от футбола мире. «Я хочу создать проект мирового масштаба для молодых игроков. Главная цель его — не сделать из детей звезд, а помочь им расти». Воспользовавшись случаем, в Санремо, Баджо прочитал послание молодежи. Рассказал о принципах, которые помогли ему, а значит, могут помочь и другим.

«Я двадцать лет играл в футбол. Это, конечно, не делает меня учителем жизни, но мне бы хотелось работать с молодежью — это наше сокровище. Я знаю, что они не любят советы. Я сам таким был. Но все-таки, без всякого высокомерия, я хочу дать несколько советов. Хочу, чтобы молодые люди услышали эти слова».

«Без страсти нет жизни. Ее можно найти только внутри себя. Не слушайте тех, кто хочет на вас повлиять. Страсть также можно передавать другим. Внимательно поищите, загляните внутрь себя и вы ее найдете».

«Он наводил страх на соперников. Делал на поле все, что хотел. Я мог просто остановиться посреди игры и наслаждаться его действиями». Антонио Конте — не первый и не последний из тех, кто признается в своем восхищении Баджо. Пеле называл Роби «бразильцем, который по ошибке родился в Европе», Диего Марадона отмечал его величие и подчеркивал, что «весь свой потенциал Баджо не реализовал». Признавал это и сам Роберто, но основной причиной называл вовсе не частую смену клубов и непростые отношения с тренерами, как можно было бы подумать. В 18 лет, только начиная свою карьеру в Виченце, он порвал крестообразные связки правого колена. «Возможно, ты никогда больше не будешь играть», — говорили врачи, но Роби пропустил их слова мимо ушей. Карьеру он закончил в 37.

Тем не менее последствия травмы давали о себе знать на протяжении двух десятков лет. «Если бы я выходил на поле, не чувствуя дискомфорт и боль, то играл бы три-четыре матча за год», — признался Баджо. После травмы он обратился к буддизму и с тех пор не только пугал одноклубников, запираясь среди ночи в ванной, чтобы почитать молитвы, но и нашел в себе ту самую страсть — огонь, позволивший ему стать великим, несмотря на то, что организм был против этого.

Метаясь по Италии, он забил в Серии А 205 голов, ставь седьмым в списке лучших бомбардиров в истории турнира. Его страсть выжигала все вокруг — жертвами становились как соперники, так и тренеры. «Я часто думал над тем, почему многие тренеры считали, что я им не подхожу, но так и не нашел ответа. Возможно, они немного завидовали. Ведь все любили меня, даже фаны соперника. Возможно, я «крал шоу», становился главным действующим лицом, а они хотел быть на моем месте? В современном футболе тренеры слишком доминируют, а еще в нем чересчур много нарциссизма».

Оскар Табарес, который работал с Баджо в Милане, говорил, что «поэтам больше нет места в футболе». Роби доказал обратное, а слова Себастьяна Фрея, бывшего одноклубника по Интеру, куда больше похожи на правду, чем сомнительная критика уругвайского тренера. «Баджо будут помнить и через сто лет».

«Жизнь удалась, если ты радуешься от того, что делаешь. Я помню радостное лицо моего усталого отца, улыбку моей матери, когда в десять вечера вся семья собиралась за приготовленным ею столом. Именно из радости рождается ощущение полноты. Понимание того, что ты по-настоящему живешь».

В 33 года Баджо ушел из Интера и присоединился к Брешии, новичку Серии А. Такой переход справедливо выглядел прощанием с большим футболом, однако Роберто поспешили отправить на пенсию. Первый сезон складывался для него неудачно из-за очередной череды травм, но первого апреля 2001 года Божественный Хвостик напомнил Италии о себе.

«Это был день, когда родился новый Пирло», — скажет тренер Ласточек Карло Маццоне. Действуя перед обороной (для юного Андреа это был четвертый матч на непривычной позиции), будущий чемпион мира сделал выдающуюся передачу на Роберто, а «старый Баджо» сделал все по классике. Обыграл Эдвина ван дер Сара и забил. Шла 86-я минута выездного матча с Ювентусом. Игра закончилась ничьей 1:1.

«Очень жаль, что я не встретился с Маццоне раньше», — говорил Баджо, рассказывая о своей последней команде. Тот сезон он завершил с десятью голами, а Брешия попала в Кубок Интертото. В следующем сезоне Робби сыграл всего 12 матчей, но вернулся аккурат на финише и спас Ласточек от вылета, забив 11 раз. Италия умоляла Джованни Трапаттони, тренера сборной, взять его на чемпионат мира, кандидатуру Баджо поддерживал даже министр спорта, но Трап оставил игрока, которого La Gazzetta dello Sport назвала «национальным гимном итальянского футбола», вне заявки. Говорят, Роберто так и не простил Трапаттони: «Я должен был быть там. За все, что я сделал, мне обязаны были дать шанс, пусть я приехал бы даже в инвалидном кресле».

Италия провалилась на мундиале, а Баджо продолжил «по-настоящему жить». Два последних сезона в Брешии стали для него самыми результативными — ветеран забил по 12 голов. Прощальный матч он провел на Сан Сиро, выдал голевую передачу Франселино Матузалему и покинул поле под аплодисменты 80 тысяч зрителей. Где бы Роберто ни играл, его любили, потому что он дарил зрителям радость и радовался сам.

СМЕЛОСТЬ

«Очень важно быть смелыми , учиться жить, веря в себя. Проблемы и ошибки — обычная вещь. Необходимо не опускать голову. Нужно чувствовать удовлетворение, осознавая, что сделал все что мог. Что выложился по максимуму. Нужно смело смотреть в будущее».

Мяч полетел в жаркое небо Пасадены, а Баджо так и остался стоять возле 11-метровой отметки, словно не веря в то, что произошло. Всего в той серии пенальти не реализовали три игрока сборной Италии, но финал чемпионата мира 1994 года запомнился промахом Роберто. Забылись дубли в 1/8-й и полуфинале, решающий гол Испании в четвертьфинале, никого не волновало, что на матч против Бразилии Баджо вышел на болеутоляющих уколах.

«Я жутко устал. Но знал, что должен пробить, хоть и понимал, что потребуется идеальная сосредоточенность. Ударил слишком сильно — иронично, ведь у меня самого сил почти не осталось».

Позже Баджо скажет, что пенальти не забивают только те, у кого хватает смелости их бить. Вера в себя — еще одна движущая сила в его карьере, которая не дала Роберто сломаться после чемпионата мира. «Журналистам нужен был козел отпущения, и они выбрали меня». Утихомирить прессу игрой за Ювентус не получилось — в ноябре Баджо травмировался, и Марчелло Липпи начал делать ставку на юного Алессандро Дель Пьеро.

С точки зрения трофеев, тот сезон, впрочем, стал самым успешным в карьере Роберто — Юве выиграл и чемпионат, и Кубок Италии. В матче, который принес Старой Синьоре скудетто, Парма была обыграна 4:0, а Баджо сделал три ассиста. Но план Липпи сделать команду менее зависимой от Роберто достиг апогея летом 1995-го, когда нападающему предложили новый контракт с меньшей зарплатой.

Его звали в Реал и Манчестер Юнайтед, однако риск выпасть из поля зрения тренеров сборной заставил Баджо принять еще одно смелое решение — он стал игроком Милана.

«Если вы следуете за страстью и радостью, то можете добиться успеха . Кажется, это слово осталось единственной ценностью нашего общества. Но что такое быть успешным? Для меня — реализовать себя в жизни, показать, кто ты есть. Это касается и футболиста, и плотника, и фермера, и пекаря».

В мае 1990 года Ювентус заплатил Фиорентине 18 миллиардов лир, сделав Баджо самым дорогим футболистом в истории футбола. Продажа лидера команды Старой Синьоре, которую флорентийские тифози не переваривали, привела к массовым протестам, а поведение Роберто только добавило напряжения в и без того сложную ситуацию. На презентации в Турине от отказался фотографироваться с шарфом бьянконери, а в апреле 1991-го, когда Юве и Фиалки встретились в матче чемпионата, не стал бить пенальти в ворота бывшего одноклубника Джанматтео Мареджини. Туринцы проиграли 0:1, и после замены Баджо отправился поприветствовать тифозерию Фиорентины, подобрав ее розу, брошенную с трибун. Теперь протестовали уже фаны Ювентуса.

Такое начало не предвещало ничего хорошего, но страсть и радость привели Роби к успеху даже в Турине. Сезон 1992/93 стал шедевром, увенчавшимся победой в Кубке УЕФА: Баджо забил в обоих полуфинальных матчах с ПСЖ, а в первом матче финала против Боруссии оформил дубль. По итогам года, FIFA признала Роберто лучшим игроком мира, France Football вручил ему Золотой мяч — спустя 11 лет после Паоло Росси, последнего итальянца получавшего трофей.

«Перед ним мир, который он может завоевать. Баджо — как нефтяная скважина, в которой почти нет отходов», — красноречиво пророчил Роберто великое будущее Джованни Трапаттони.

«В молодости у меня были проблемы с коленом, из-за которых боль не покидала меня всю карьеру. Но я сумел смириться с этим благодаря жертве — уверяю вас, это не плохое слова. Жертва — суть жизни, дверь, войдя в которую можно понять ее смысл. Молодость — время, когда человек формируется. От нее зависит будущее. Ничего не приходить без жертв — это иллюзия. Только тяжелым трудом можно построить мост между мечтой и реальностью».

Последний матч за Интер Баджо провел 23 мая 2000 года — уже после окончания регулярного чемпионата. Нерадзурри набрали одинаковое количество очков с Пармой, и правила предусматривали дополнительную игру за путевку в Лигу чемпионов. Интер победил 3:1, Роберто забил дважды и получил от La Gazzetta dello Sport 10 баллов из десяти, но знал, что, принося команде победу, прощается с ней.

Проблемы с Липпи у Баджо начались еще на старте сезона. Новый тренер Интера в личной беседе пообещал игроку, что у него будет шанс в команде, но вскоре объявил десятому номеру войну. В своей книге Роберто рассказал, что тренер попросил его докладывать обо всем, что происходит в раздевалке, а отказ становиться шпионом воспринял в штыки. В первом круге Баджо сыграл 111 минут. По причине плохой формы — такой была аргументация Липпи. Иван Кордоба, впрочем, не постеснялся сказать прессе, что «не понимает, почему Баджо не выходит на поле, ведь на тренировках он очень хорош».

Дошло до того, что есть Роберто мог только с разрешения Марчелло — тот сообщил поварам, что будет лично утверждать каждый ингредиент из блюд, которые заказывает Баджо. В январе Интер пытался продать ненужного тренеру игрока, но тот отказался уходить. Он не мог позволить Липпи победить.

Несмотря на протесты тифозерии и прессы, которые требовали «гения на поле», во втором круге Баджо снова ограничился эпизодическими появлениями. Играл чаще из-за травм Саморано, Роналдо и Виери, забил четыре гола, но при первой возможности снова оказывался в запасе. На решающий матч с Пармой других вариантов у Липпи не оказалось: Роналдо получил повреждение, из-за которого не будет играть почти два года, Виери повредил бедро и пропустит Евро-2000. А, возможно, Марчелло просто понимал, что спасти его может только один футболист.

Накануне игры Баджо ужинал с президентом Массимо Моратти. «Если Интер проиграет Парме, Липпи будет уволен», — пообещал тот.

Роберто не мог подвести болельщиков. Дублем в ворота Джанлуиджи Буффона он вывел нерадзурри в Лигу чемпионов, сохранил Липпи работу, а сам вскоре ушел в Брешию. Он пожертвовал собой, но победил.

«Всю свою жизнь я живу, оставаясь парнем, который любил футбол и ложился в постель с мячом. У меня поседели волосы, появились морщины, но мечты не изменились. Следуйте за мечтами. Герои — это те, кто прикладывают максимум усилий в жизни. Этого я желаю всем вам».

«Ах! С тех пор, как Баджо больше не играет…
О нет, нет! С тех пор, как от меня ты ушла…
Воскресенье перестало быть воскресеньем».

Имя: Роберто Баджо (Roberto Baggio)

Возраст: 52 года

Рост: 174

Деятельность: футболист

Семейное положение: женат

Роберто Баджо: биография

Легендарный бомбардир 20 века Роберто Баджо вошел в историю мирового футбола благодаря не столько победам, сколько зрелищной игре. Выступая под номером 10, спортсмен выполнял функции диспетчера, но легко переключался и на атаки. В его арсенале за 30 лет карьеры – свыше 300 голов, 5 командных титулов и «Золотой мяч», врученный в 1993 году.


Кроме того, Баджо – ключевое имя в истории потрясающего невезения сборной Италии в пенальти финалов чемпионатов мира. Трижды национальная команда оказывалась в шаге от победы, трижды судьбу турнира решала серия пенальти, и трижды промахивались футболисты Италии, в том числе и Роберто. Впрочем, неудачи только добавили красок в биографию Баджо – одного из самых запоминающихся спортсменов прошлого столетия.

Детство и юность

Роберто Баджо играет в футбол с детства. Он родился в итальянском городе Кальдоньо 18 февраля 1967 года. В семье, где, кроме Роберто, воспитывались семеро его братьев, футбол занимал особое место. С семи лет мальчик занимался спортом в местной команде, выступая в юниорском составе.


Уже тогда проявился талант бомбардира: в 13 лет в матче за «Кальдоньо» Роберто забил сопернику 6 мячей. Результат настолько впечатлил присутствующего на трибуне скаута «Виченцы», что тот предложил ему перебраться в столицу провинции. Два сезона юноша отыграл за молодежный состав команды, а с 1982 года занял место в основном.

Футбол

13 голов, забитых за три сезона в «Виченце», помогли Баджо обрести вес в спортивном мире, и в 1985 году состоялся трансфер. «Виченца» получила три миллиарда итальянских лир, а футболист перешел в «Фиорентину».


Одна из первых тренировок едва не поставила крест на карьере перспективного игрока. Полученная Баджо травма связок и мениска колена давала руководству клуба возможность расторгнуть контракт. Вместо этого президент «Фиорентины» Пиерчезарре Барретти нашел для Роберто лучших врачей, которые поставили футболиста на ноги.

Впервые за флорентийский клуб Баджо сыграл спустя два года после подписания контракта и сразу результативно: гол оказался решающим. Благодаря новичку «Фиорентина» сохранила место в серии А итальянского турнира. А этот итог был жизненно необходим и команде, и болельщикам.


Флорентийский клуб во второй половине 80-х переживал не лучшие времена: за пять лет на посту главного тренера побывали семь наставников, но ни одного трофея завоевать не удалось. Тем не менее, поклонники «Фиорентины» полюбили выступления Роберто.

Симпатий добавила и игра Баджо на домашнем чемпионате мира в 1990 году. Италия тогда выиграла все матчи группового этапа, поочередно победила в плей-оффе Уругвай и Ирландию и вышла в полуфинале на Аргентину. При счете 1:1 состоялась серия пенальти. Удар Баджо оказался результативным, но вратарь аргентинцев защитил ворота от его партнеров по команде.


Роберто Баджо и Роберто Манчини

В матче за третье место Италия победила Англию и получила «серебро».

В 1990 году игрока покупает «Ювентус». Сумма трансфера составляет рекордные 25 млрд итальянских лир. В стартовом составе «бьянконери» Баджо выходит едва ли не на каждый матч.


Роберто Баджо в "Ювентусе"

По итогам пяти сезонов в туринской команде на счету футболиста 141 игра и 78 голов из 218 забитых за всю клубную карьеру. Именно с «Ювентусом» Баджо выигрывает в 1993 году Кубок УЕФА, получает «Золотой мяч» и титул «Игрок года» от ФИФА.

На фоне этого триумфа события 1994 года выглядят еще драматичнее. Баджо вновь выступает в составе сборной на чемпионате мира, и на сей раз Италия добирается до финала, где встречается с бразильцами. Об этом противостоянии Роберто, кумиром детства которого был латиноамериканец Зико, мечтал много лет. И снова ничья – на этот раз нулевая, и снова пенальти. На сей раз Баджо доверяют пятый, решающий удар. И мяч летит выше ворот.

Незабитый пенальти Роберто Баджо

Даже в интервью 2000-х и 2010-х годов Баджо вспоминает роковую ошибку.

«Это воспоминание во мне уже до гробовой доски. Да лучше было проиграть тот матч в игровое время 0:3, чем по пенальти! Это моя самая большая трагедия в жизни, так горько…»

Итальянская пресса тогда уничтожила Баджо. Но он нашел в себе силы преодолеть разочарование и двигаться дальше. И наступивший после громкого личного поражения сезон помог реабилитироваться перед поклонниками. Вместе с «Ювентусом» Баджо выиграл чемпионат страны и Кубок Италии, но в клубе не остался из-за конфликта с наставником команды Марчелло Липпи.


Роберто Баджо в "Интере"

Баджо провел один успешный сезон в «Милане», завоевав вместе с командой победу в национальном турнире серии А, и перешел в «Болонью». Нагрузка на игрока оказалась колоссальной: за сезон футболист сыграл в 30 матчах и забил 22 гола. Интенсивность и результативность выступлений завоевали для Баджо место в стартовом составе на его третий мировой чемпионат.


Роберто Баджо играл за "Болонью"

На сей раз Италия дошла лишь до одной четвертой мундиаля. С турнира их выбили хозяева – команда «золотого поколения» французского футбола во главе с и держалась до последнего. И в третий раз судьбу итальянской сборной на мировом первенстве решило незабитое пенальти. Баджо бил первым, и его мяч сравнял счет после удара Зидана. А вот Ди Бьяджо попал в перекладину.

После мундиаля Баджо отыграл два сезона в «Интере», забив за миланский клуб 15 голов. Часть из них обеспечила команде участие в Лиге чемпионов. Вскоре пост тренера «Интера» занял Липпи, и Роберто, потерявший место в стартовом составе, ушел в «Брешиа», выступающий в серии Б.


ЧМ-2002 Баджо пропустил: тренерский штаб сборной решил, что команда обойдется без Роберто. Итальянцы не смогли выйти из группы, проиграв матч с Хорватией и сыграв вничью с Мексикой. Свой последний матч за сборную сыграл в апреле 2004 года против испанцев. В мае последний раз выступил за «Брешиа», после чего объявил, что завершает карьеру.

Личная жизнь

Жену футболиста зовут Андреина Фабби. В 1990 году у пары родилась дочь, ее назвали Валентиной. В 1994 году на свет появился брат Валентины Маттиа. В третий раз Роберто стал отцом в 42 года. Он воспитывает сына Леонардо, родившегося в 2005 году.


Легендарный игрок выпустил автобиографию. В русском варианте книга имеет альтернативные заглавия: «Мяч в небе» и «Ворота».

Вероисповедание футболиста отлично от веры соотечественников: Баджо – сторонник буддизма. С религиозными взглядами и стилем прически связано прозвище игрока «Божественный хвостик». Рост Баджо составляет 174 см, вес – 73 кг. Иногда Роберто путают с однофамильцем – итальянским хавбеком Дино Баджо.

Роберто Баджо сейчас

Роберто Баджо получил образование тренера и располагает лицензией, которая позволяет быть наставником команд на высшем уровне. Но пока бывший футболист не начал тренерскую карьеру. Известно, что он занимается благотворительностью. Среди современных футболистов выделяет Доменико Берарди и .


Баджо нет в социальных сетях, но в «Инстаграме» действуют страницы, зарегистрированные поклонниками. Энтузиасты выкладывают фото выступлений бомбардира. С 2007 года вел официальный сайт, с помощью которого общался с фанатами, но сейчас последние обновления ресурса датируются 2014 годом. В недавних интервью сообщил, что не играет в футбол даже с детьми, поскольку старые травмы дают о себе знать.

Награды

В составе сборной

  • 1990 – бронзовый призер Чемпионата мира
  • 1994 – серебряный призер Чемпионата мира

В составе клубов

  • 1993 – Обладатель Кубка УЕФА (в составе «Ювентуса»)
  • 1995 – Обладатель Кубка Италии (в составе «Ювентуса»)
  • 1995 – Чемпион Италии 1994/95 (в составе «Ювентуса»)
  • 1996 – Чемпион Италии 1995/96 (в составе «Милана»)
  • 1998 – Обладатель Кубка Интертото (в составе «Болоньи»)

Личные

  • 1993 – Игрок года ФИФА
  • 1993 – «Золотой мяч»

Не так давно глава Украинской Греко-Католической Церкви Святослав Шевчук сподобился послужить в алтаре у гробницы святого апостола Петра в Ватикане. По словам униатов, в этом алтаре служит только Римский понтифик. Поводом для столь великой щедрости папы Франциска послужил юбилей: 150 лет канонизации одной из самых одиозных фигур униатства – архиепископа Полоцкого Иосафата Кунцевича. Во время визита в Ватикан Святослав Шевчук дал интервью Радио Ватикана, в котором заявил, что «восточные католические Церкви обладают особой миссией: продвигать единство между всеми верующими во Христа». Как же продвигал это «единство» Иосафат Кунцевич, названный униатами «мучеником единства»? И как продвигают это «единство» его достойные ученики в Украине сегодня?

На момент заключения Брестской унии 1596 года Кунцевичу было шестнадцать лет и был он православным Иваном, сыном сапожника. Впоследствии жизнеописатели придумали для него более приличную родословную: он стал сначала купеческим отпрыском, а позже и вовсе шляхтичем. Около 1600 года Иван поступает в иезуитский коллегиум, принимает униатство и где-то в 1604 году принимает монашество с именем Иосафат. В 1609 году он был посвящен в священники католическим епископом. В 1613 г. стал игуменом униатского Жировичского Успенского монастыря, а в 1614 году – архимандритом виленского монастыря Святой Троицы.

Дальнейшим карьерным взлетом Кунцевич обязан Иосифу Рутскому, третьему униатскому митрополиту после Михаила Рогозы и Ипатия Поцея. Этот Иосиф, по происхождению чистый москаль, сын боярина Феликса Вельяминова, бежавшего от Иоанна Грозного в Литву, трижды менял свою веру. Из православного он сделался кальвинистом, после – католиком, и затем стал униатом. Заметив в Кунцевиче дар проповедания и убедившись в его приверженности идее унии, доходившей до фанатизма, Иосиф Рутский взял его с собой в Киев для склонения православных к союзу с латинянами. Тут вышла первая стычка. В Киево-Печерской лавре монахи настолько были возмущены речами Кунцевича, что стащили его с церковного амвона и сильно избили. Мстил за это Кунцевич на протяжении всей своей жизни, и мстил по-иезуитски изощренно.

В 1617 году Иосафат Кунцевич был назначен коадъютором Полоцкого архиепископа, а с конца 1618 года – самостоятельным Полоцким архиепископом. Причем, поначалу он скрывал свою униатскую принадлежность и позиционировал себя православным. Так многие делали в то время, ибо уния с латинянами воспринималась духовенством и народом как предательство своей веры. Но тут в Киев прибыл Иерусалимский патриарх Феофан III, и скрывать униатство стало невозможным. Действовал Феофан III по поручению Константинопольского патриарха Тимофея II, тогдашнего предстоятеля Константинопольской Церкви, в которую входила Киевская митрополия. Его главной задачей в Киеве было восстановление православной иерархии, поскольку после Брестской унии 1596 года сложилась показательная ситуация: большинство епископов приняли унию, а почти весь народ и духовенство были против. Особенно твердо стояли в православии монастыри, братства и казачество. Именно опираясь на поддержку казачества и лично на гетмана Петра Сагайдачного, патриарх Феофан III смог рукоположить игумена Михайловского монастыря Иова (Борецкого) в сан митрополита Киевского, Мелетия Смотрицкого в сан архиепископа Полоцкого, Исаию (Копинского) во епископа Перемышля. Таким образом православная иерархия была восстановлена, и в православие стали возвращаться те, кто прежде уклонился в унию. Этот процесс обеспокоил униатов, и тут «талант» Иосафата Кунцевича им очень пригодился. Несмотря на то, что на Полоцкую кафедру был законно рукоположен Мелетий Смотрицкий, Иосафат Кунцевич в 1619 году выпросил у польского короля Сигизмунда III грамоту, согласно которой все православные церкви и монастыри в Полоцкой епархии передавались именно ему. И это при том, что в 1573 году в Речи Посполитой была провозглашена свобода вероисповедания, что сделало это государство самой толерантной страной в Европе того времени.

После получения грамоты Иосафат Кунцевич незамедлительно разослал всем православным священникам циркуляр с требованием немедленного перехода в униатство. В случае несогласия приходы передавались униатам насильно. Непокорным православным священникам под угрозой смерти запрещалось подходить близко к тем храмам, в которых они еще незадолго до этого совершали богослужения. Прекратились православные службы и требы, младенцев не крестили, усопших не отпевали. Если кто умирал не приняв унию, его вывозили ночью за городские стены и выбрасывали туда, куда вывозились городские нечистоты.

Бесчинства и жестокости Кунцевича дошли до такой меры, что вызвали протест даже у польской католической светской власти. До нас дошла переписка по этому поводу между Иосафатом Кунцевичем и канцлером Великого княжества Литовского Львом Сапегой, убежденным сторонником унии. В 2015 году эта переписка была опубликована в Беларуси отдельным изданием.

Вот что пишет Сапега непосредственному начальнику Кунцевича, митрополиту Иосифу Рутскому: «Не один я, но и другие весьма осуждают то, что ксендз владыка Полоцкий слишком жестоко начал поступать в делах веры и очень надоел и омерзел народу как в Полоцке, так и везде. Давно я предостерегал его, просил и увещевал, чтобы он так жестоко не действовал, но он, имея свои соображения, более упрямые, нежели основательные, не хотел слушать наших советов. Дай Бог, чтобы последствия его распоряжений и суровых действий не повредили Речи Посполитой. Ради Бога прошу вашу милость, вразуми его, чтобы он прекратил и оставил свою суровость в этих делах и скорее добровольно уступил могилевцам их церкви, не дожидаясь того, чтобы они сами и без просьбы отобрали их у него... Пожалуйста, ваша милость, держи его на вожжах» .

В 1622 году православный Полоцкий епископ Мелетий Смотрицкий, в полном согласии с Актом о свободе вероисповедания 1573 года, направил городским властям Витебска грамоту, в которой объявлял себя законным Полоцким архиепископом. Кунцевич в грамоте назывался вероотступником, и все православные призывались к единению со своим каноническим епископом. Эта грамота вызвала небывалый подъем православия в Витебске. Единодушно горожане отказались повиноваться униату Кунцевичу и составили официальный акт о том, что они признают своим епископом православного Мелетия Смотрицкого. Вслед за этим и другие города Полоцкой епархии стали воссоединяться с православием. Кунцевич потребовал решительного вмешательства. Он написал жалобу Льву Сапеге, потребовав наказания православных, однако в ответном письме канцлер пишет:

«Не хотел бы я вступать с вашим преосвященством в переписку и споры, но, видя упорство, с каким вы отстаиваете свои убеждения, не внимая никаким резонам, нахожу себя вынужденным отвечать, вопреки моему желанию, на неосновательное письмо ваше. Признаюсь, что и Я заботился о деле унии и что было бы неблагоразумно оставить это дело; но мне никогда и на ум не приходило того, что ваше преосвященство будете присоединять к ней столь насильственными мерами (!). … А вы своим неосмотрительным насилием подстрекнули и, так сказать, принудили народ русский (!) к сопротивлению и нарушению присяги, данной его королевскому величеству. Вам трудно в этом запереться, когда вас уличают в этом жалобы, поданныя русскими, польским и литовским начальникам... Согласно учению Св. Писания, нужно заботиться, чтобы наша ревность и желание единоверия основывались на правилах любви; но вы уклонились от наставления сего Апостола, а потому не удивительно, что подвластные вам вышли из повиновения. Что касается опасностей, угрожающих вашей жизни, на это можно сказать: каждый сам бывает причиною своего несчастия (!) ... Вместо радости, пресловутая ваша уния наделала нам столько хлопот, раздоров, и так нам опротивела (!), что мы желали бы лучше остаться без нее, так много, по ее милости, мы терпим беспокойств, огорчения и докук. Вот плод вашей пресловутой унии! Сказать правду, она приобрела известность только смутами и раздорами, которые произвела она в народе и в целом крае!» .

Этот ответ Сапеги Иосафату Кунцевичу показателен во многих отношениях:

Во-первых, это подтверждение жестокостей, творимых Кунцевичем: «что ваше преосвященство будете присоединять к ней (унии) столь насильственными мерами» .

Во-вторых, признание того, что уния принесла православным одни лишь беды и страдания: «она приобрела известность только смутами и раздорами, которые произвела она в народе и в целом крае» .

В-третьих, народ, населявший юго-восточные края Речи Посполитой (современные Украина и Беларусь), назван русским: «принудили народ русский» .

В-четвертых, признание того, что именно введение унии было основной причиной конфликта Речи Посполитой с казачеством, что впоследствии вылилось в казачьи восстания, Хмельниччину и так далее: «принудили народ русский к сопротивлению и нарушению присяги, данной его королевскому величеству» .

В-пятых, ответственность за будущую насильственную смерть Кунцевича несет он сам: .

Кстати сказать, этот Лев Сапега является инициатором и основным автором «Статута Великого княжества Литовского», который был принят в 1588 (!) году и по своему содержанию является Конституционным актом и сборником законодательства. Статут стал основой и главным источником права для законодательства всех русских земель на несколько столетий вперед.


Кунцевич увещеваниям Льва Сапеги не внял, а написал жалобу на самого Сапегу польскому королю Сигизмунду III и римскому папе Григорию XV. Для насаждения унии он выпросил войска и с их помощью жестоко подавил сопротивление православных жителей Витебска, Могилева, Орши и других городов. В этих городах прошли показательные казни тех, кто стойко стоял в православной вере.

В 1623 году в Варшаве состоялся сейм, на котором выступил волынский шляхтич, писатель и борец за права православных Лаврентий Древинский. Потребовав прекратить преследования православных, он сказал: «Мы ничего не просим, кроме того, что уже более 600 лет нам принадлежит, что, как святыню, всегда сохраняли нам польские короли, что утвердил за нами и сам нынешний король своею присягою при своем восшествии на престол и самим делом, предоставив нашему патриарху посвятить нам митрополита… В Литве Полоцкий архиепископ 5 лет уже держит запечатанными православные церкви Орши и Могилева. Граждане полоцкие и витебские, которые не могут иметь в городе, по запрещению того же архиепископа, ни церкви, ни даже дома для отправления своего богослужения, принужденные по воскресным и праздничным дням выходить для того за заставы в поле, да и то без священника, так как ни в городе, ни близ города им не позволено иметь своего священнослужителя... Наконец, вот дело ужасное, невероятное, варварское и свирепое: в прошлом году, в том же литовском городе Полоцке, тот же апостат-епископ, чтобы ещё более досадить горожанам, намеренно приказал выкопать из земли христианские тела, недавно погребенные в церковной ограде, и выбросить из могил на съедение псам, как какую-нибудь падаль...»

В условиях, когда православные городские храмы были закрыты, народ выходил совершать службу за город, что также вызывало преследования со стороны униатов. И вот, 12 ноября 1623 года, Иосафат Кунцевич возвращался с воскресной службы. Мимо проходил православный священник по имени Илия, который направлялся за город для совершения нелегального богослужения. Архидиакон Кунцевича Дорофей внезапно напал на него, избил до полусмерти, приволок в архиерейский дом и запер в одном из помещений. Эта жестокость переполнила чашу терпения православных горожан, они ворвались в келию Кунцевича, убили его, а тело сбросили в Двину.

Так исполнились слова Льва Сапеги, оказавшиеся пророческими: «Что касается опасностей, угрожающих вашей жизни, на это можно сказать: каждый сам бывает причиною своего несчастия» .

Но и после смерти Кунцевич продолжил мстить православным. За события, которые получили в истории название «Витебское восстание», поляки жестоко покарали горожан: по требованию папы Урбана VIII, король польский и великий князь литовский Сигизмунд III направил в Витебск вооруженные отряды, которые силой подавили восстание. К смерти были приговорены 120 человек, имения всех виновных были конфискованы. Витебск был лишен магдебургского права и всех привилегий. Витебская ратуша была разрушена, а на город был наложен штраф в 3079 злотых, с церквей были сняты все колокола.

После смерти Кунцевича преследование православных усилилось по всей стране. Оно было настолько жестоким, что уже в 1624 году митрополит Иов (Борецкий) обратился к русскому царю Михаилу Федоровичу Романову (первому из династии Романовых) с просьбой принять Малороссию в свое подданство, так как все обращения ко властям Речи Посполитой были безуспешны. После этого в 1627, 1633, 1646, 1653 годах вспыхивали казацкие восстания против национального и религиозного угнетения со стороны поляков…

А Иосафат Кунцевич был благополучно канонизирован в 1643 году, то есть уже через двадцать лет после своей гибели, папой Урбаном VIII, а впоследствии провозглашен «патроном для Руси и Польши» и «апостолом единения».


На иконе Кунцевич изображен как мученик, с топором в голове. Вот только сотни и тысячи православных людей, замученных по его вине, иконописец изображать, почему-то, не стал. А надо бы…

А сегодня униаты, следуя примеру своего «святого», насаждают унию на нашей земле теми же самыми методами. Вот, к примеру, ситуация с храмом в Коломые, все точь-в-точь как при Кунцевиче:

Униатские пастыри и агрессивные радикалы оскорбляют верных чад православной церкви, угрожают и обвиняют их во всех мыслимых грехах:



«Наші співгромадяни… підтримують ту ворожу церкву… продовжують тому ворогові прислуговувати…»

В семье православных, и в крещении был назван Иоанном. Отец его был сапожником, хотя впоследствии жизнеописатели Кунцевича причисляли его к шляхте и даже придумали для него родовой герб . Учился в иезуитском коллегиуме и под влиянием иезуитов перешёл в униатство и стал послушником Троицкого монастыря. Около года он был пострижен в монашество с именем Иосафат . Уже тогда он пишет сочинения о необходимости восстановления единства Западной и Восточной Церкви под началом папы римского, постоянно проповедует и обращает в Унию значительное количество людей, за что даже был прозван православными «душехват».

Памятная таблица на церкви Святой Троицы в Вильне, где пятнадцать лет служил Иосафат Кунцевич

Иеромонах, Епископ, Архиепископ: 1609-1618

В году назначен викарным епископом Полоцкого архиепископа, а с конца года - самостоятельным Полоцким архиепископом.

Борьба с православием, убийство православными:1618-1623

На этом посту жестоко преследовал православных христиан, всячески распространяя унию. Став униатским архиепископом Полоцким и Витебским, Кунцевич первоначально скрывал от своей паствы свои истинные убеждения. Однако после приезда в Киев константинопольского патриарха Феофана, отказался посетить его и засвидетельствовать своё православие и объявил о своём единстве с Римским престолом. Тогда Феофан поставил на полоцкую кафедру Мелетия Смотрицкого . После этого Кунцевич развязал неслыханные по силе гонения на православных. В году он получает от короля грамоту, по которой в его ведение передавались все православные церкви и монастыри в регионе. Всем православным священникам были разосланы циркуляры с требованием немедленного перехода в униатство. У тех, кто не подчинялся этому требованию, он отнимал приходы и передавал их униатам. Православным священникам запрещалось под угрозой смерти появляться в местах, где находились церкви, они лишались права совершать богослужения, таинства, служить панихиды. Были запрещены похоронные процессии для православных: покойников приказывали вывозить ночью на кладбище через ворота, предназначавшиеся для удаления из города нечистот.

Католичесткий святой Иосафат Кунцевич

К лету года Кунцевич отобрал все храмы и монастыри у православных Полоцка, Витебска и большинства других городов и селений своей епархии. Жестокость Кунцевича по отношению к православным была столь сильна, что даже митрополит Иосиф Руцкий и канцлер Литвы Лев Сапега призывали его к сдержанности. Так, Лев Сапега в письме к Иосифу Руцкому писал:

Не один я, но и другие весьма осуждают то, что ксендз владыка Полоцкий слишком жестоко начал поступать в делах веры и очень надоел и омерзел народу как в Полоцке, так и везде. Давно я предостерегал его, просил и увещевал, чтобы он так жестоко не действовал, но он, имея свои соображения, более упрямые, нежели основательные, не хотел слушать наших советов. Дай Бог, чтобы последствия его распоряжений и суровых действий не повредили Речи Посполитой. Ради Бога прошу вашу милость, вразуми его, чтобы он прекратил и оставил свою суровость в этих делах и скорее добровольно уступил могилевцам их церкви, не дожидаясь того, чтобы они сами и без просьбы отобрали их у него... Пожалуйста, ваша милость, держи его на вожжах

В году Мелетий Смотрицкий направил в Витебск грамоту, где объявлял себя законным Полоцким архиепископом и обвинял Кунцевича в вероотступничестве. Горожане практически единодушно отказались от повиновения Кунцевичу и составили акт о признании своим епископом Смотрицкого. Примеру жителей Витебска последовали горожане других крупных городов епархии. Кунцевич написал жалобу Льву Сапеге, потребовав наказания православных, однако в ответном письме канцлер пишет:

Не хотел бы я вступать с вашим преосвященством в переписку и споры, но, видя упорство, с каким вы отстаиваете свои убеждения, не внимая никаким резонам, нахожу себя вынужденным отвечать, вопреки моему желанию, на неосновательное письмо ваше. Признаюсь, что и Я заботился о деле унии и что было бы неблагоразумно оставить это дело; но мне никогда и на ум не приходило того, что ваше преосв. будете присоединять к ней столь насильственными мерами. Всевышний зовет к себе кротко: приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии … а не хочет и не приемлет рабов, влекомых насильно. А вы своим неосмотрительным насилием подстрекнули и так сказать, принудили народ русский к сопротивлению и нарушению присяги, данной его королевскому величеству (имеется в виду отпадение Москвы от избранного ею в короли Владислава-королевича - авт.). Вам трудно в этом запереться, когда вас уличают в этом жалобы, поданныя русскими польским и литовским начальникам... Согласно учению Св. Писания, нужно заботиться, чтобы наша ревность и желание единоверия основывались на правилах любви; но вы уклонились от наставления сего Апостола, а потому не удивительно, что подвластные вам вышли из повиновения. Что касается опасностей, угрожающих вашей жизни, на это можно сказать: каждый сам бывает причиною своего несчастия... Вместо радости, пресловутая ваша уния наделала нам столько хлопот, раздоров, и так нам опротивела, что мы желали бы лучше остаться без нее, так много, по ее милости, мы терпим безпокойств, огорчение, и докук. Вот плод вашей пресловутой унии! Сказать правду, она приобрела известность только смутами и раздорами, которые произвела она в народе и в целом крае!

Однако Кунцевич не обратил внимание на слова Льва Сапеги и написал на него в свою очередь жалобу Папе. Во главе войска он ворвался в Витебск, где начал громить православные церкви и избивать священников, он приказал уничтожить уникальные старинные фрески Благовещенской церкви XII века.

Жестокость и насилие Кунцевича привели к ряду выступлений против унии. При попытке посещения Могилёва , где было православное братство, он увидел, что городские ворота закрыты, а православное население приготовилось к вооруженому отпору. Кунцевич пожаловался полькому королю Сигизмунду III , который жестоко расправился с непокорным городом, руководителей восстания казнили, на жителей наложили большой штраф и отобрали все православные церкви. Отпор Кунцевичу оказали также горожане Орши.

В году в Варшаве состоялся сейм, на котором выступил Лаврентий Древинский. Потребовав прекратить преследования православных, он сказал:

Мы ничего не просим, кроме того, что уже более 600 лет нам принадлежит, что, как святыню, всегда сохраняли нам польские короли, что утвердил за нами и сам нынешний король своею присягою при своем восшествии на престол и самим делом, предоставив нашему патриарху посвятить нам митрополита… В Белоруссии Полоцкий архиепископ 5 лет уже держит запечатанными православные церкви Орши и Могилева.

Граждане Полоцкие и Витебские, которые не могут иметь в городе по запрещению того же архиепископа, ни церкви, ни даже дома для отправления своего богослужения, принужденные по воскресным и праздничным дням выходить для того за заставы в поле, да и то без священника, так как ни в городе, ни близ города им не позволено иметь своего священнослужителя… Наконец, вот дело ужасное, невероятное, варварское и свирепое: в прошлом году, в том же белорусском городе Полоцке, тот же апостат-епископ, чтобы еще более досадить горожанам, намеренно приказал выкопать из земли христианские тела, недавно погребенные в церковной ограде, и выбросить из могил на съедение псам, как какую-нибудь падаль…

Стоит отметить, что сами сторонники католицизма и унии приводимые в выступлении сведения расценивают как преувеличение, граничащее с клеветой.

Несмотря на это Кунцевич продолжил действовать по-прежнему и после сейма года приказал не только не пускать православных в церкви, но и запретил богослужения на дому, а также за городом в шалашах. Активисты-униаты с ведома Кунцевича нападали на эти шалаши и жестоко избивали священников и молящихся. Православные священники и наиболее активные миряне по приказу униатского архиерея были арестованы, многие были изгнаны за пределы Полоцкой епархии.

12 ноября года, когда Кунцевич возвращался с воскресной службы, его архидиакон Дорофей внезапно напал на православного священника Илию, который проходил мимо, следуя на службу за город. Избив его до полусмерти, он связал его и запер в архиерейской кухне.

Это известие быстро распространилось по городу и переполнило чашу терпения горожан, они ворвались в келию Кунцевича, где убили его, а тело сбросили в Двину . За это поляки жестоко покарали горожан: 19 человек было казнено, около 100 было приговорено к смерти заочно, многих наказали кнутом, темницею, изгнанием. Имения всех виновных были конфискованы. Город был лишен Магдебургского права , с ратуши и церквей сняты были колокола; жители Витебска обязаны были на свой счет великолепно отстроить соборную церковь, при которой убит был Кунцевич. После смерти Кунцевича преследование православных усилилось по всей стране, которые были настолько жестокими, что уже в году митрополит Иов обратился к русскому царю с просьбой принять Малороссию в своё подданство, а в , , , годах во многих белорусских городах вспыхивали восстания против национального и религиозного угнетения со стороны поляков.

В 1641 папа Урбан VIII подписал беатификационный декрет, провозглашавший Иосафата Блаженным, а папа римскийПий IX в г. причислил его к святым, провозгласив его патроном для России и Польши . По одной из версий, это было сделано с единственной целью «досадить» России, так как только что было подавлено польское восстание 1863 года , активно поддерживаемое католиками. Папа Римский Иоанн Павел II назвал Кунцевича «апостолом единения».

Ссылки

  • русск.

Церковно-политический деятель, архиепископ Полоцкий, по прозвищу «кровавый епископ».

Родился в году во Владимире-Волынском в семье православных, и в крещении был назван Иоанном. Отец его был сапожником, хотя впоследствии жизнеописатели Кунцевича причисляли его к шляхте и даже придумали для него родовой герб. Учился в иезуитском коллегиуме и под влиянием иезуитов перешёл в униатство и стал послушником Троицкого монастыря. Около года он был пострижен в монашество с именем Иосафат. Уже тогда он пишет сочинения с нападками на Православие, постоянно проповедует и обращает в униатство значительное количество людей, за что был прозван православными «душехват».

В году стал иеромонахом. Униатский митрополит Иосиф Руцкий высоко ценил Кунцевича и взял его с собой в Киев для помощи в обращении православных киевлян в унию. Однако, в Печёрском монастыре, видя отказ монахов переходит в униатство, стал оскорблять Православие, что сильно возмутило иноков, которые стащили его с амвона и сильно избили. В году назначен викарным епископом Полоцкого архиепископа, а с конца года - самостоятельным Полоцким архиепископом.

На этом посту жестоко преследовал православных христиан, всячески распространяя унию. Став униатским архиепископом Полоцким и Витебским, Кунцевич первоначально скрывал от своей паствы свои истинные убеждения. Однако после приезда в Киев константинопольского патриарха Феофана, отказался посетить его и засвидетельствовать своё православие и объявил о своём единстве с Римским престолом. Тогда Феофан поставил на полоцкую кафедру Мелентия Смотрицкого. После этого Кунцевич развязал неслыханные по силе гонения на православных. В году он получает от короля грамоту, по которой в его ведение передавались все православные церкви и монастыри в регионе. Всем православным священникоам были разосланы циркуляры с требованием немедленного перехода в униатство. У тех, кто не подчинялся этому требованию, он отнимал приходы и передавал их униатам. Православным священникам запрещалось под угрозой смерти появляться в местах, где находились церкви, они лишались права совершать богослужения, таинства, служить панихиды. Были запрещены похоронные процессии для православных: покойников приказывали вывозить ночью на кладбище через ворота, предназначавшиеся для удаления из города нечистот.

К лету г. Кунцевич отобрал все храмы и монастыри у православных Полоцка, Витебска и большинства других городов и селений своей епархии. Жестокость Кунцевича по отношению к православным была столь сильна, что даже митрополит Иосиф Руцкий и канцлер Литвы Лев Сапега призывали его к сдержанности. Так, Лев Сапега в письме к Иосифу Руцкому писал:

Не один я, но и другие весьма осуждают то, что ксендз владыка Полоцкий слишком жестоко начал поступать в делах веры и очень надоел и омерзел народу как в Полоцке, так и везде. Давно я предостерегал его, просил и увещевал, чтобы он так жестоко не действовал, но он, имея свои соображения, более упрямые, нежели основательные, не хотел слушать наших советов. Дай Бог, чтобы последствия его распоряжений и суровых действий не повредили Речи Посполитой. Ради Бога прошу вашу милость, вразуми его, чтобы он прекратил и оставил свою суровость в этих делах и скорее добровольно уступил могилевцам их церкви, не дожидаясь того, чтобы они сами и без просьбы отобрали их у него... Пожалуйста, ваша милость, держи его на вожжах

В году Мелентий Смотрицкий направилв Витебск грамоту, где объявлял себя законным Полоцким архиепископом и обвинял Кунцевича в вероотступничестве. Горожане практически единодушно отказались от повиновения Кунцевичу и составили акт о признании своим епископом Смотрицкого. Примеру жителей Витебска последовали горожане других крупных городов епархии. Кунцевич написал жалобу Льву Сапеге, потребовав наказания православных, однако в ответном письме канцлер пишет:

Не хотел бы я вступать с вашим преосвященством в переписку и споры, но, видя упорство, с каким вы отстаиваете свои убеждения, не внимая никаким резонам, нахожу себя вынужденным отвечать, вопреки моему желанию, на неосновательное письмо ваше. Признаюсь, что и Я заботился о деле унии и что было бы неблагоразумно оставить это дело; но мне никогда и на ум не приходило того, что ваше преосв. будете присоединять к ней столь насильственными мерами. Всевышний зовет к себе кротко: приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии … а не хочет и не приемлет рабов, влекомых насильно. А вы своим неосмотрительным насилием подстрекнули и так сказать, принудили народ русский к сопротивлению и нарушению присяги, данной его королевскому величеству (имеется в виду отпадение Москвы от избранного ею в короли Владислава-королевича - авт.). Вам трудно в этом запереться, когда вас уличают в этом жалобы, поданныя русскими польским и литовским начальникам... Согласно учению Св. Писания, нужно заботиться, чтобы наша ревность и желание единоверия основывались на правилах любви; но вы уклонились от наставления сего Апостола, а потому не удивительно, что подвластные вам вышли из повиновения. Что касается опасностей, угрожающих вашей жизни, на это можно сказать: каждый сам бывает причиною своего несчастия... Вместо радости, пресловутая ваша уния наделала нам столько хлопот, раздоров, и так нам опротивела, что мы желали бы лучше остаться без нее, так много, по ее милости, мы терпим безпокойств, огорчение, и докук. Вот плод вашей пресловутой унии! Сказать правду, она приобрела известность только смутами и раздорами, которые произвела она в народе и в целом крае!

Однако, Кунцевич не обратил внимание на слова Льва Сапеги и написал на него в свою очередь далобу Папе. Во главе войска он ворвался в Витебск, где начал громить православные церкви и избивать священников, он приказал уничтожить уникальные старинные фрески Благовещенской церкви XII века.

Жестокость и насилие Кунцевича привели к ряду выступлений против унии. При попытке посещения Могилёва, где было православное братство, он увидел, что городские ворота закрыты, а православное население приготовилось к вооруженому отпору. Кунцевич пожаловался полькому королю Сигизмунду III, который жестоко расправился с непокорным городом, руководителей восстания казнили, на жителей наложили большой штраф и отобрали все православные церкви. Отпор Кунцевичу оказали также горожане Орши.

В 1623 году в Вршаве состоялся сейм, на котором выступил Лаврентий Древинский. Потребовав прекратить преследования православных, он сказал:

Мы ничего не просим, кроме того, что уже более 600 лет нам принадлежит, что, как святыню, всегда сохраняли нам польские короли, что утвердил за нами и сам нынешний король своею присягою при своем восшествии на престол и самим делом, предоставив нашему патриарху посвятить нам митрополита… В Белоруссии Полоцкий архиепископ 5 лет уже держит запечатанными православные церкви Орши и Могилева.

Граждане Полоцкие и Витебские, которые не могут иметь в городе по запрещению того же архиепископа, ни церкви, ни даже дома для отправления своего богослужения, принужденные по воскресным и праздничным дням выходить для того за заставы в поле, да и то без священника, так как ни в городе, ни близ города им не позволено иметь своего священнослужителя… Наконец, вот дело ужасное, невероятное, варварское и свирепое: в прошлом году, в том же белорусском городе Полоцке, тот же апостат-епископ, чтобы еще более досадить горожанам, намеренно приказал выкопать из земли христианские тела, недавно погребенные в церковной ограде, и выбросить из могил на съедение псам, как какую-нибудь падаль…

Несмотря на это Кунцевич продолжил зверствовать и после сейма года приказал не только не пускать православных в церкви, но и запретил богослужения на дому, а также за городом в шалашах. Фанатики-униаты с ведома Кунцевича нападали на эти шалаши и жестоко избивали священников и молящихся. Православные священники и наиболее активные миряне по приказу униатского архиерея были арестованы, многие были изгнаны за пределы Полоцкой епархии.

12 ноября года, когда Кунцевич возвращялся с воскресной службы, его архидиакон Дорофей внезапно напал на православного священника Илию, который проходил мимо, следуя на службу за город. Избив его до полусмерти, он связал его и запер в архиерейской кухне.

Это известие быстро распространилось по городу и переполнило чашу терпения горожан, они ворвались в келию Кунцевича, где убили его, а тело сбросили в Двину . За это поляки жестоко покарали горожан: 19 человек было казнено, около 100 было приговорено к смерти заочно, многих наказали кнутом, темницею, изгнанием. Имения всех виновных были конфискованы. Город был лишен

Loading...Loading...