Пасхальное послание святейшего патриарха кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам русской православной церкви. Последнее послание амвросия оптинского

Какое чудо! Свет Жизни воссиял от гроба! Гроб, который всегда был орудием смерти, во Христе стал для нас Источником жизни.

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

Предстоятеля Украинской Православной Церкви

Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия

архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам

Украинской Православной Церкви

Христос Воскресе!

Боголюбивые Архипастыри и пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры – верные чада нашей Святой Украинской Православной Церкви! Почтительно поздравляю всех вас с наибольшим христианским праздником Светлого Воскресения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Воскресение Христово подарило миру и человечеству новую радость и новую жизнь. Воскресение Христово открыло светлую страницу новой эры человеческого бытия на земле. Эту новую эру не может затмить ничто: ни диавол, ни смерть, ни ад, – потому что Христос Спаситель на Кресте, как Человек, победил диавола, а когда Его душа, как Человека, сошла «в преисподняя земли», то там Христос, как Бог, исторгнул жало у смерти и отнял силу у ада («Слово на Пасху» свт. Ин. Златоуста).

Эту великую Тайну возвращения человечеству утерянного Рая невозможно постигнуть только силой человеческого разума, для этого нужно иметь очищенное сердце. Сердце, которое через молитву, покаяние и добрые дела освободилось от смертельной болезни, которую причиняет нам грех, делается способным проникать в такие глубины Божественной мудрости, куда не может проникнуть никакой человеческий разум. В меру своей чистоты мы начинаем видеть и понимать мудрость и красоту Божественного Промысла о спасении падшего человека.

А какой дивный этот Промысл!

Сын Божий приходит на землю и спасает человека, не ограничивая при этом свободу воли ни у человека, ни у диавола, от власти которого Господь освобождает человека. Для этого Бог одевается в одежду смирения, которой для Него послужила наша человеческая природа. Гордыня падших духов не могла постигнуть сего. Гордость – это порок, это духовная болезнь, которая в своем носителе уничтожает разум, величие и благородство. Разумного гордость делает безумным, величественного – бесславным, а благородного – ничтожным.

Когда диавольская гордыня, умноженная на человеческую, в своем безумии замыслила физически уничтожить Спасителя через позорную смерть на Кресте, она не подозревала, что под прикрытием человеческой души Спасителя во ад сойдет и Божество, Которое во Христе навеки соединило Себя с человеком.

Сияние Божества во аде развеяло мрак смерти и уничтожило сам ад. Святая Церковь в своих песнопениях говорит, что когда Господь, Который является Жизнью бессмертной, сошел к смерти, то Он умертвил ад сиянием Своего Божества, а когда Господь воскресил умерших, то все Силы Небесные воскликнули: «Жизнодaвче Христе Боже нaш, слaва Тебе» (тропарь воскресный, гл. 2).

Какая великая и дивная премудрость Божия! Какой разум может постигнуть ее до конца? Кто может измерить глубину смирения, через которое Творец низводит на землю Свою Божественную любовь, которой Он обнимает всё человечество и каждого человека, которой Он, наш Создатель и Бог, согревает наши оледенелые отчаянием души и сердца? Кто может измерить ту милость, которую Господь простирает к самым падшим грешникам, которой Господь прощает тех, кто недостоин прощения, и исцеляет тех, кто недостоин исцеления?

И всё это Господь дает нам даром через Свое преславное Воскресение. От нас требуется только одно: помнить про это и, по мере своих сил, благодарить своего Творца и Благоподателя.

Мы должны знать и то, что память и благодарение Богу за Его любовь и милость к нам грешным нужны не Богу, а нам, потому что благодарный человек делает себя достойным новых милостей, а неблагодарный – становится недостойным и того, что имеет.

И мы, дорогие братья и сестры, смиренно благодарим нашего Спасителя за Его безмерную любовь к нам, которая низвела Его с Неба на землю, которая одела Его во одежду смирения, которая привела Его ко Кресту, смерти и погребению. Мы благодарим нашего Спасителя за то, что Его любовь к человеку возвратила нам потерянный Рай и жизнь вечную. И какое чудо! Свет Жизни воссиял от гроба! Гроб, который всегда был орудием смерти, во Христе стал для нас Источником жизни.

В эти дни мы переносимся мысленно во святой град Иерусалим, к Живоносному Гробу Христову. Мы вспоминаем Матерь Божию, святых Жен Мироносиц и святых Апостолов, которые были свидетелями Христова Воскресения. Мы с любовью поклоняемся тому месту, где лежало Тело Иисусово (Ин. 20:12), и со смирением лобызаем тот камень, который был привален к двери Гроба (Мф. 27:60), из которого Христос Спаситель преславно воскрес.

Еще раз сердечно поздравляю всех Вас, дорогие братья и сестры, с Великим Днем Светлого Христова Воскресения. Пусть Воскресший Спаситель благословит миром нашу Украинскую землю и наш народ.

Помни, человек, безмерную любовь и милость Божию к тебе и старайся в своем сердце приумножать взаимную сыновнюю любовь к Богу и к ближнему своему. Любовь – это суть жизни, и пока между нами будет любовь, до тех пор будет жизнь на земле.

Смиряй себя под сильную руку Божию даже тогда, когда ты не до конца постигаешь то, что Божественный Промысл тебе посылает. Знай, что Бог делает тебе только добро и благо, и тот, кто смиряется под Божественную руку, – вкушает этого блага.

Смиряй себя и перед твоим ближним, как носителем образа Божия, потому что смирение делает нас способными вмещать в себе силу и красоту той жизни, которая воссияла от Живоносного Гроба через преславное Воскресение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Которому от нас слава, честь и поклонение во веки. Аминь.

Воистину Христос Воскресе!

Смиренный Онуфрий, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Пасха Христова, 2017 год, Киев

Пасхальные послания архиереев Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

«Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков»

(Тит. 2:11)

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В ночь, пронизанную Божественным светом, исполненную великого торжества и духовной радости о Владыке мира, победившем смерть, обращаю ко всем вам древний возглас, непоколебимо свидетельствующий о нашем неизменном уповании:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Постичь хоть в малой мере то, что произошло почти две тысячи лет назад в лоне светозарного гроба Господня, желали многие поколения святых мужей и жен. Они стремились сделать доступным нам, насколько это возможно для ограниченного человеческого разума, ведение сей дивной тайны, совершившейся в погребальной пещере близ старых стен Иерусалима. Искали образы, которые бы приблизили нас к осознанию поистине кардинального изменения, произведенного Богом в ту ночь со всем мирозданием.

Святитель Иоанн Златоуст так пишет об этом событии: «День Воскресения Господа нашего Иисуса Христа — основание мира, начало примирения, прекращение враждебных действий, разрушение смерти, поражение диавола» (Слово на Святую Пасху).

В свете сказанного особым смыслом наполняются для нас слова первоверховного Павла, уподобляющего восстание Спасителя от гроба новому творению мира и созиданию нового человечества. «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5: 17), — читаем мы в апостольском послании к коринфянам.

Воскресение Господа Иисуса — главное содержание христианского послания миру. Только благодаря Голгофской жертве, неразрывно соединенной со славным Воскресением, обретают смысл и ценность все человеческие дерзания, направленные к Источнику всякого блага. Жертва Христова стала ответом на предпринимавшиеся людьми разных культур и традиций попытки поиска Живого Бога, ибо, по слову Священного Писания, Господь «нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий праведно угоден Ему» (Деян. 10:34-35), и Он хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). Эти напряженные усилия воплощали в себе чаяния и надежды миллионов людей, в разные времена тщетно искавших возможность преодолеть свое плачевное состояние и обрести подлинную «жизнь и жизнь с избытком» (Ин. 10:10).

Совершилось предначертанное от века. Отныне смерть не имеет более такой власти над человеком — и теперь как «в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). Потому Пасха и является важнейшим христианским праздником, что униженный и истерзанный Иисус из Назарета, осиянный Божественной славой, «воскрес в третий день, и путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых: <...> да будет Сам вся, во всех первенствуяй» (анафора Литургии Василия Великого).

Сегодня Христос вновь зовет всех нас на пир веры, пир Царствия, призывает вкусить от плодов Его искупительной жертвы, напиться воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Однако наше единство с Господом не может ограничиваться лишь участием в богослужении или личным молитвенным усердием. Оно должно в полной мере отразиться на всех сторонах нашей жизни. Мы не можем пребывать в беззаботном праздновании, зная, что рядом есть люди, не обретшие радости жизни в Боге, страдающие, скорбящие, одинокие, обездоленные или мучимые болезнями. Нашей святой обязанностью является забота о том, чтобы имя Христово восхвалялось повсюду, дабы люди, видя добрые дела, совершаемые во славу Божию, приобщались к вере православной, обращали сердца свои к Отцу, Который на небесах.

К сожалению, злая человеческая воля и диавольский соблазн все еще действуют в мире. Но унынию не должно быть места в нашей душе, ибо несмотря на все беды, катаклизмы, конфликты и противоречия, мы знаем, что Господь победил мир (Ин. 16:33), восторжествовал над грехом и смертью. И потому мы имеем возможность свидетельствовать словом и делом о благодати, подаваемой нам через общение со Спасителем, благодаря пребыванию в Его Церкви. Будем же усердны в исполнении евангельских заповедей, дабы и ближние, и дальние, следуя нашему примеру, возжелали приобщиться к торжеству веры и богатству благодати, ниспосылаемой от Бога на всех верных чад Его.

Паки поздравляю всех вас с величайшим праздником Пасхи, праздником Воскресения «Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1:5-6).

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Москва, Пасха Христова, 2017 год

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла
архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим
и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе
архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

О т сердца, исполненного светлой радости о Восставшем от Гроба Спасителе, всех вас приветствую этими жизнеутверждающими словами и поздравляю с праздником праздников — Пасхой Господней.

Н ыне мы призываемся на великий пир веры, на великое торжество духа. Единородный Сын Божий, пришедший в мир, претерпевший страдания и смерть на кресте, велением Небесного Отца победоносно восстал от гроба! Иисус воскрес — и «поглощена смерть победою» (1Кор.15:54) ! Он воскрес — и радуется вся Вселенная! Господь упразднил ад и сокрушил власть диавола. И все это совершил Человеколюбивый Бог, дабы усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов (Еф.1:4-5;7) .

П обеда Христа над смертью — это не только духовная, но и физическая реальность. Господь Иисус действительно воскрес телом ради спасения всех людей. С Его воскресением смерть потеряла свой необратимый характер, и для уверовавших во Христа стала рождением в вечную жизнь, дверью, открывающей путь к небу, к Царству Божию.

Н еслучайно и мученики за Христа мужественно встречали любые страдания. И если раньше даже великие праведники скорбели по умершим, как о погибших, то по воскресении Господа Иисуса смерть более не пугала их. Как замечательно пишет святитель Афанасий Великий, отныне все верующие во Христа попирают ее как ничто, зная вполне хорошо, что, когда они умирают, они не погибают, но живут и становятся нетленными через воскресение (Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти). Яркий пример явили нам и новомученики Церкви Русской, бесстрашно принявшие исповеднические венцы в годы гонений на веру в XX веке.

С егодня, когда мир все больше уподобляется неразумному богачу из евангельской притчи (см. Лк.12:16-21) , когда комфорт, успешность и долгая жизнь объявляются чуть ли не главными ценностями человеческого бытия, мы, ученики и последователи Спасителя, вслед за апостолом Павлом дерзновенно свидетельствуем: для нас жизнь — Христос (Флп.1:21) , а смерть — не конец бытия. Говорим и верим так, ибо знаем: Бог создал душу человека для вечности.

К ак часто нам, погруженным в суету и тревоги повседневности, недостает духовной зоркости, чтобы распознать преображающую силу Божественного присутствия в нашей жизни! Но пасхальный период — совершенно особая пора. В эти дни даже сам воздух как бы пропитан ни с чем не сравнимой пасхальной радостью, а любовь и милосердие Божии обильно изливаются на каждого человека.

В ходя в торжество сего дивного и светозарного праздника, мы призваны не только словом, но и делом убедительно свидетельствовать о том великом даре, который получили люди через Воскресшего Господа Иисуса. Поделимся же с окружающими радостной Евангельской вестью, подарим нашу любовь, заботу и внимание близким, сотворим добро тем, кто нуждается в нашей помощи и утешении. Только так, благодарными устами и благодарным сердцем прославляя восставшего от гроба Спасителя, мы становимся наследниками свершившегося пасхального чуда и с дерзновением именуемся сынами и дочерями Бога Всевышнего, явившего безмерную любовь ко всем нам.

С ердечно поздравляя вас со светлым праздником Святой Пасхи, вновь и вновь обращаю к вам радостное приветствие:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Москва, Пасха Христова, 2018 год

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО И НОВОЧЕРКАССКОГО МЕРКУРИЯ

ГЛАВЫ ДОНСКОЙ МИТРОПОЛИИ

ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ, КЛИРУ, БОГОЛЮБЕЗНОЙ ПАСТВЕ РОСТОВСКОЙ-НА-ДОНУ ЕПАРХИИ

Всечестные пресвитеры и диаконы,

боголюбивые иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

В радости о Господе, победившем смерть и даровавшем нам надежду вечной жизни, обращаю ко всем вам слова великого пасхального благовестия:

« ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ»!

В каждом очевидном событии Священной Истории действует непостижимая божественная сила, способная изменить реальность человеческой жизни.

В событии Воскресения Христова эти обстоятельства и следствия столь велики, что святитель Василий Великий назвал его« основанием совершенно нового мира, где разрушена смерть и поражен дьявол». Поэтому в жизни каждого христианина Пасха Христова – это не просто великий праздник, это основа веры, цель жизни, смысл всех усилий. Апостол Павел полагал, что без принятия в свою жизнь благодатных даров Воскресения Христова бессмысленно все, чем живет человек:« Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – пишет он христианам(1 Кор. 15:14).

Что же празднует полнота Церкви в день Христова Воскресения? На этот вопрос отвечают слова Пасхального канона:« Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало».

Сотворив этот прекрасный добрый мир, Господь поставил человека, обладающего божественным подобием, царствовать над ним. Первые люди пребывали в святой гармонии друг с другом и со всем Божьим творением. Что еще более дивно, они обладали даром вечной жизни, которая неразрывным образом была связана с возможностью прямого богообщения. Нам трудно себе представить, как это происходило, но из Священного Писания мы знаем, что в пространстве первозданной райской жизни Адам и Ева, пребывая непрестанно пред лицом Божиим, находили в этом Таинстве высочайшее счастье своего бытия.

Преступив единственную заповедь, данную Богом в Раю, человек становится виновником великой мировой трагедии. Он теряет возможность первозданного богообщения, распадается гармония отношений между самими людьми и даже природа воспротивилась поступку своего« вчерашнего царя». Порвав отношение с Богом, выбрав путь так называемого независимого развития, человек вкушает горький плод богооставленности – смерть и одиночество.

Ученые, изучающие религии и культуры древних людей, свидетельствуют о тех огромных усилиях, которые предпринимались для того, чтобы преодолеть последствия грехопадения. Но преодолеть закон смерти человек был не властен. Он остро чувствовал, что для победы над таким врагом ему нужна сила, превосходящая человеческую немощь. Поэтому милосердный Бог и после грехопадения не оставил Своих чад. Через религиозные заповеди и нравственные законы, устами пророков и патриархов Он продолжал бороться за судьбу Своего возлюбленного творения. Однако предлагая человеку помощь, решающую роль Бог по-прежнему отдавал осознанному выбору и свободе человека:« Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое», – говорит Господь в Библии(Втор. 30:19).

Стремление к обновлению духовной жизни, желание вернуть возможность утерянного богообщения породило у ветхозаветного человечества чувство глубокого покаяния. С нескрываемой надеждой автор ветхозаветной« Хроники» обращает к Богу слова благодарности за такую возможность:« Ты, Господи, по множеству Твоей благости, обещал покаяние и отпущение согрешившим Тебе, и множеством щедрот Твоих определил покаяние грешникам во спасение»(2 Пар. 36:22-23).

Но ни жертвоприношения, ни воскурение ладана, ни обряды омовения не могли вернуть людям полноценную радость духовной жизни. По словам блаженного Августина,« в новую жизнь ввести мог только Тот, Кто был ее началом, Кто обладал ее полнотой». Один только Бог был способен умертвить адово жало и упразднить смерть. В этом и заключается таи нственный смысл того события, что произошло в Иерусалиме почти две тысячи лет тому назад. Сын Божий и Сын Девы, соединив в Себе две природы – божественную и человеческую – принял страшные муки и вкусил смерть. Но смерть, поглотив Человека, не смогла удержать Бога. Надеясь на легкую победу, ад был порушен изнутри. Воскресением Своим Христос низверг смерть, упразднил ад и утвердил торжество жизни, как об этом ярко свидетельствует святитель Иоанн Златоуст в своем Пасхальном слове.

Отныне для каждого христианина Воскресение Христово является не просто событием истории. Таинственная, божественная сторона пасхального торжества, главным образом, заключается в том, что смерть была умерщвлена, ад разрушен, а жизни положено новое начало, о чем и поет пасхальный канон праздника. Церковь открывает нам, что теперь каждый имеет возможность стать причастником этих таинственных событий. Святитель Филарет Московский говорит, что« Воскресение Господа нашего Иисуса Христа служит началом и нашего воскресения». Каждый человек призван совоскреснуть Христу, полнейшим и реальным образом приобщиться к Его Воскресению.

Что же для этого необходимо? Как возможно стать полноправными наследниками благодати Воскресшего Спасителя? По мысли апостола Павла, для того, чтобы совоскреснуть в Боге, человек должен соумереть для греха(Кол. 2:12-13). Без этой персональной внутренней работы, без опыта личного соумерания греховным навыкам и страстям невозможно быть подлинным учеником Христовым и участником Его победы над смертью. Об этом нелицеприятно свидетельствует и преподобный Симеон Новый Богослов:« Воплотившийся Бог принял смерть именно ради того, чтобы благодатью Его могли больше не грешить те, которые верой приемлют Христа как Господа. Отсюда очевидно, что те, которые грешат, еще не приняли Его, хотя и мнят, что приняли».

Один из путей личного приобщения к благодати Воскресшего Спасителя пролегает через подвиг самоотверженного служения людям и Отечеству. В этом году мы отмечаем 70-летие великой Победы нашего народа в борьбе с фашизмом. Сама способность человека пожертвовать своей жизнью ради жизни ближнего, с точки зрения Священного Писания, является высочайшим проявлением того божественного начала, что вложено в каждого человека и приобщает его к Жертве Христовой.« Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам», – говорит Господь в Евангелии(Ин. 13:15). Но, прославляя героев Победы, мы не должны забывать и духовные уроки той войны, не усвоив которые любой народ обречен на новые тяжелейшие испытания. Ведь мирное развитие нации, гармоничная жизнь отдельно взятого человека во многом зависят от того, на каких духовных основаниях строится жизнь общества. Если в общественном развитии нет места духовно-нравственному просвещению, творчеству, новациям, в основе которых находятся традиционные нравственные ценности, Сам Бог будет тщетен в Своих усилиях и, как это ни страшно звучит, напрасен подвиг героев. Вся история наполнена свидетельствами о том, что, потеряв Бога, и государство, и общество, и даже целые цивилизации способны потерять себя, утратить чувство реальности жизни. А значит, уже в пределах своего земного бытия они начинают жить смертью, предуготовляя себя к умиранию и в веках, и в вечности.

Поэтому сегодня, вспоминая о великой Победе нашего народа в войне и торжествуя великую Победу Бога над смертью, победу полноты Жизни над бессмысленной греховной пустотой, будем помнить, что Воскресение Христово – это не просто метафора, не повод для очередного торжества или артефакт культуры. Это вечно живая сила, способная укрепить дух нашего народа, обновить каждого из нас, дать возможность личной победы над грехом и смертью, возможность стать не рабами греховных прихотей, а сынами Божьими(Ин. 8:34, Гал. 3:26).

Поэтому, отвергнув всякий страх и сомнение, укрепив себя твердой верой в безграничную милость Творца, памятуя все то, чему учит нас история, сделаем все, чтобы« иного жития вечнаго начало» явилось началом и нашего личного духовного обновления в Боге, Спасителе нашем.

ВОИСТИНУ ВОСКРЕС ХРИСТОС!

+ М Е Р К У Р И Й

митрополит Ростовский и Новочеркасский

Пасха Христова, 2015 год

город Ростов-на-Дону

Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

«Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков»

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сёстры!

В ночь, пронизанную Божественным светом, исполненную великого торжества и духовной радости о Владыке мира, победившем смерть, обращаю ко всем вам древний возглас, непоколебимо свидетельствующий о нашем неизменном уповании:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Постичь хоть в малой мере то, что произошло почти две тысячи лет назад в лоне светозарного гроба Господня, желали многие поколения святых мужей и жён. Они стремились сделать доступным нам, насколько это возможно для ограниченного человеческого разума, ведение сей дивной тайны, совершившейся в погребальной пещере близ старых стен Иерусалима. Искали образы, которые бы приблизили нас к осознанию поистине кардинального изменения, произведённого Богом в ту ночь со всем мирозданием.

Святитель Иоанн Златоуст так пишет об этом событии: «День Воскресения Господа нашего Иисуса Христа – основание мира, начало примирения, прекращение враждебных действий, разрушение смерти, поражение диавола» (Слово на Святую Пасху).

В свете сказанного особым смыслом наполняются для нас слова первоверховного Павла, уподобляющего восстание Спасителя от гроба новому творению мира и созиданию нового человечества. «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» (2 Кор. 5, 17 ), – читаем мы в апостольском послании к коринфянам.

Воскресение Господа Иисуса – главное содержание христианского послания миру. Только благодаря Голгофской жертве, неразрывно соединённой со славным Воскресением, обретают смысл и ценность все человеческие дерзания, направленные к Источнику всякого блага. Жертва Христова стала ответом на предпринимавшиеся людьми разных культур и традиций попытки поиска Живого Бога, ибо, по слову Священного Писания, Господь «нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий праведно угоден Ему» (Деян. 10, 34-35 ), и Он хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4 ). Эти напряжённые усилия воплощали в себе чаяния и надежды миллионов людей, в разные времена тщетно искавших возможность преодолеть своё плачевное состояние и обрести подлинную «жизнь и жизнь с избытком» (Ин. 10, 10 ).

Совершилось предначертанное от века. Отныне смерть не имеет более такой власти над человеком – и теперь как «в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22 ). Потому Пасха и является важнейшим христианским праздником, что униженный и истерзанный Иисус из Назарета, осиянный Божественной славой, «воскрес в третий день, и путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых <…> да будет Сам вся, во всех первенствуяй» (анафора литургии Василия Великого).

Сегодня Христос вновь зовёт всех нас на пир веры, пир Царствия, призывает вкусить от плодов Его искупительной жертвы, напиться воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14 ). Однако наше единство с Господом не может ограничиваться лишь участием в богослужении или личным молитвенным усердием. Оно должно в полной мере отразиться на всех сторонах нашей жизни. Мы не можем пребывать в беззаботном праздновании, зная, что рядом есть люди, не обретшие радости жизни в Боге, страдающие, скорбящие, одинокие, обездоленные или мучимые болезнями. Нашей святой обязанностью является забота о том, чтобы имя Христово восхвалялось повсюду, дабы люди, видя добрые дела, совершаемые во славу Божию, приобщались к вере православной, обращали сердца свои к Отцу, Который на небесах.

К сожалению, злая человеческая воля и диавольский соблазн всё ещё действуют в мире. Но унынию не должно быть места в нашей душе, ибо несмотря на все беды, катаклизмы, конфликты и противоречия, мы знаем, что Господь победил мир (Ин. 16, 33 ), восторжествовал над грехом и смертью. И потому мы имеем возможность свидетельствовать словом и делом о благодати, подаваемой нам через общение со Спасителем, благодаря пребыванию в Его Церкви. Будем же усердны в исполнении евангельских заповедей, дабы и ближние, и дальние, следуя нашему примеру, возжелали приобщиться к торжеству веры и богатству благодати, ниспосылаемой от Бога на всех верных чад Его.

Паки поздравляю всех вас с величайшим праздником Пасхи, праздником Воскресения «Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мёртвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1, 5-6 ).

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Loading...Loading...