Прижизненный портрет серафима саровского евстафьев серебряков. Изображения преподобного серафима саровского

Православные отправляют в ад? Угрожают вечными муками и призывают кары? Активно строчат заявы и громят выставки? При слове "православный активист" нервно вздрагиваешь и начинаешь пить корвалол стаканами? Все это объяснимо, друзья. Некоторые из нас, христиан, очень буквально понимают фразу "угодить Богу", слишком "по-человечески". Поведение верующего в этом случае похоже на поведение агрессивного карьериста на престижной работе, готового рвать зубами за "начальника" в лице Бога.

Агрессивность - вовсе не естественное для православного состояние. Это - одна из фаз, одно из состояний, неких "модусов бытия" в поиске Бога. И подобное состояние очень и очень легко объяснить с психологической точки зрения.

Представьте. Вы нашли для себя идею. Прекрасную. Великую. Вы вдруг поняли, что все, чем вы занимались ранее - сущая ерунда по сравнению с той идеей, что вы можете жить вечно. Что вы не просто можете жить вечно, но жить в мире звездной любви, жар которой плавит сердца и души. Представьте, что вы открыли для себя целый удивительный мир. Он где-то там. Как сказали бы ученые - "в ином измерении".

Вы видите, что Он - прекрасен и свят. Вы влюбились в такого Бога, полюбили Его за праведность и святость. Праведный Бог - это значит, что каждое Его слово, поступок, мотив - движим исключительном правдой, правым и чистым чувством. Он видит в вас ценность! Вы станете эдаким благородным рыцарем в мире вечной пламенной любви. Представьте себе орден небесных рыцарей "где-то там". Рыцарей храбрых и святых. Таких, что умрут друг за друга.

Представили?

Да, это не просто.

Потому что легко может выйти полная ерунда вместо подлинной картинки. Чтобы понять образ Бога, надо вспомнить свой самый лучший, чистый, достойный поступок. Вспомнить и то состояние, которое было ПОСЛЕ этого поступка. Эдакую сладкую песнь души, тихий трепет восторга. Я поступил(а) достойно.

Вот Бог - это своего рода такая центральная звезда, которая и светит этим самым чувством "достойных поступков". В присутствии Бога, вблизи Бога те, кто достоин, обретают честь и славу, подобную подлинным, небесным героям.

И вот тут вкрадывается мутация...

В сознание человека, уже понявшего, Кто есть Бог, что Он обещает, и каков мир Его высокой чести, святого достоинства и славы, проникает некий "вирус мысли". Некий злокачественный процесс. Человек становится "небесным карьеристом", который ничем не отличается от обычного, пытаясь угодить начальнику, идя по головам других. Обычно тех, кого он считает "врагами Бога".

Раз Бог обещает радость, славу, честь быть с Ним вечно, раз возле Него соберутся самые лучшие, самые достойные, самые благородные и прекрасные люди нашей цивилизации, напрашивается простой вопрос. В каком случае моя радость будет больше от таких ожиданий, от таких перспектив?

Представим, что у нас есть начальник. Очень строгий. Просто гроза всей компании. Но он меня перед всеми - похвалил, возвысил, приблизил, поставил рядом с собой, вознес. Буду ли я заинтересован в том, чтобы этот начальник был грозен, суров, непреклонен? Однозначно да. Ведь тогда мое приближение - есть указание на мою уникальность, особенность, особенную ценность.

Совсем не то же самое, чем когда добрый начальник раздает похвалы пачками. Вроде тебя похвалили, но и соседа тоже. И ты ты вроде бы и не выделяешься из общей среды. Когда спасающихся и попадающих в Рай много - Царство небесное как будто теряет часть своей притягательной силы.

Поэтому так много было и богословов и вообще сторонников взгляда на то, что Господь - грозный Судья. Ему угодить сложно. А не угождающих - ждет ад. И ты (с сочувствием, конечно), стоя в дивных по красоте одеждах рядом с Христом, озаренный небесным светом, смотришь на муки грешников. И можно даже не понять, не заметить, что ты - хакер. Что ты - взломщик системы мотивации. Ты используешь контрасты "звездная радость - адская мука" для "возгонки" жара собственных ожиданий. Ты - мутируешь в фанатика.

Фанатизм - это вера без любви.

Любовь не любит говорить про чьи-то муки. Любовь может с горечью их допускать, но мириться с ними, рассуждать о них любовь избегает в силу собственной тактичной природы. Любовь идет к людям говорить о любви, и поднимать их глаза к звездам. Любовь не приходит грозить. Да, Христос в Евангелии говорил про муки грешников. И да, Он говорил, что они будут вечными.

Но было бы очень опасно придавать Богу свойство особо могущественного палача. Ведь в схеме "Сегодня нормальный > завтра стал наркоманом > послезавтра умер на помойке" виновен сам человек. Вовсе не Бог.

И сколько таких историй саморазрушения человеческих личностей. Эти истории - есть тренд, летопись человечества. Материшься, куришь, пьешь, ведешь половую жизнь без разбора, мать/отца не чтишь, не звонишь, не помогаешь, забыл родную кровь - вот она и история саморазрушения.

Но главный отрицательный побочный ментальный продукт жизнедеятельности и активности фанатиков, что люди под влиянием таких идей легко могли бы переложить на "вечно недовольного" Бога все свои беды. Тогда как упор на Бога спасающего существенно затрудняет или и вовсе сводит на нет подобные позывы. Ведь когда тебя со всех сторон пытаются спасти, а ты все же гибнешь, остается лишь подивиться твоей воле к саморазрушению.

Вот вам и ад - воля к саморазрушению, ставшая столь сильной, что более не допускает перемен к лучшему.

Ад, по моему представлению - это человек, представленный сам себе в вечном одиночестве. Вот ты всю жизнь строил здание своей души, полировал характер, гранил некий камень внутри себя. И с собой ты забираешь этот камень. И - за гранью жизни ты будешь созерцать, кушать то, что готовил сам себе.

Это состояние легко предчувствовать, легко ощутить ради проверки самого себя.

Останьтесь одни в квартире. Без интернета и телевизора. И, даже страшно сказать, без смартофона. Останьтесь наедине с собой. Послушайте себя. И вы увидите... либо рай, либо ад. Третьего не дано. Внутри либо будут бурлить страсти, мысли о том, как все плохо, как все пропало, и как вам чего-то хочется. Либо - тишина и покой. Таким могут похвастаться очень немногие.

А мы все - ад, ад...

Ад - это когда воротит от самого себя, а утешения нет. Ибо раскаяние запоздало. И это очевидно всем, включая и тебя самого. Но это - лишь после смерти. До смерти раскаяние запоздать не может. Просто и искренним оно может быть лишь сейчас, сиюминутно, по наитию, по спасительному порыву души. Это не запланируешь. И за час до смерти не включишь, как утюг или чайник.

Следить за собой, следить за своими мыслями, поступками, мотивами - трудно. Гораздо проще увидеть в Боге грозного карающего особо могущественного палача. И насладиться тому, что ты - выбрал правильную сторону. Но правильная сторона только одна - это любовь. Ведь Бог - это любовь. И любовь всегда узнается по той особой тактичности, что присуща лишь ей. Там, где есть неделикатность поступков - много рвения, горячности, порыва. Но пока еще мало любви.

А если мы таковы - порывисты, горячны, готовы обличать и рваться в бой (пусть даже за веру) - мы выбираем слишком легкий путь. К нему очень легко привыкнуть и очень трудно с него сойти. К хорошему, легкому вообще быстро привыкаешь. А ведь путь "следить только за собой", укорять лишь себя - труден.

Добро вообще уязвимо. Его легко обидеть. И так хочется оседлать доброго коня, опоясаться острым мечом, взять в руки копье да выехать в чисто поле, ощущая силу и собственную стать. "Сейчас буду рубать головы врагам веры".

Главный враг веры - смотрит на меня в зеркале. Если сегодня каждый победит в себе животное начало - завтра мы проснемся на другой планете. Если сегодня каждый победит соседа - завтра мы проснемся на кладбище. Вот пир воронью!

Оружие веры - не угроза, не кулак.

Сила христианства - это слово.

Слово, сказанное с любовью. Да, легко сказать, но сложнее сделать. Но альтернатива куда хуже. Питаться неким таким жаром причастности к правой стороне и подогревать эту мысль полешками об аде для всех остальных - слишком плохой футбол. Мы просто упадем в ту самую яму, в те самые горящие полешки. Наверное, если бы меня попросили подобрать метафору, я бы сказал, что сейчас каждому из нас дана небольшая делянка в лесу. Кто-то усердно садит на этом лесу цветы, создавая чудный сад. А кто-то усердно таскает дрова для большого костра.

Вот и увидим, какие мы с вами хорошие садовники...

Скорее свой какой-то ни на что не похожий взгляд. Формировался он в течении жизни, многократно изменяясь. Но лучше расскажу по порядку.Задумываться о чем-то более высоком, чем материальный мир, я начал после одного случая на озере. Это было в детстве, плавал я плохо, и так получилось, что я начал тонуть. В какой-то момент меня переполнили эмоции в перемешку со страхом, и я увидел себя сверху (как бы висел над водой, метрах в 3 от нее), как я там барахтаюсь в воде. И что самое интересное, у меня на душе почему-то стало очень спокойно, а в какой-то момент даже появилась мысль — «А может, уйти?». «Нет, лучше пока остаться» подумал я и сразу оказался в своем теле, как-то всплыл и доплыл до берега.Я до сих пор не знаю, как это обьяснить (но явно не галлюцинациями от кислородного голодания), но это побудило меня задуматься о жизни, и о том, что будет после нее.Вскоре после этого я заинтересовался различными религиями, философскими направлениями. Прочитал много притч.Но мой путь пошел…

Мой опыт и священника, и психолога показывает, что в личных отношениях, и особенно в отношении человека к самому себе, может содержаться невероятное количество ненависти. По моим наблюдениям, у религиозных людей - я имею в виду православных - уровень агрессии значительно выше, чем у обычных людей.

Вполне уверенно можно говорить о том, что религиозность способствует развитию агрессии человека. Эта мысль далеко не новая. Известный русский и советский психиатр П. Б. Ганнушкин еще в 1901 году в статье «Сладострастие, жестокость и религия» писал о связанности этих чувств и религиозности. Итак, попробуем выяснить, как связаны между собой агрессия и религиозное чувство, как одно подпитывает и поддерживает другое.

Для человека естественно испытывать гнев, ярость, когда эти чувства являются реакцией на агрессию и унижения. Многие религиозные учения осуждают и запрещают проявление этих чувств, тем самым ставя человека в двусмысленное положение: сталкиваясь с агрессией,…

Одной из главных примет ислама, его «визитной карточкой» является священная война - «джихад». Беслан и Нальчик, Москва и Лондон, Нью-Йорк и Волгодонск свидетельствуют о чудовищной жестокости исламистов. Эта ситуация сопровождает всю историю мусульманской религии, начиная с Мухаммеда.

Часто, используя свое «право на ложь», т.к. для обращения в мусульманство они оправдывают всякие средства (ложь, хитрость, насилие и т.д.) тем, что это делают не они, а их аллах. Мусульманские агитаторы говорят, будто ислам запрещает убийство, а «терроризм не имеет ни религии, ни национальности». Исходя из этого, приведем ряд цитат Корана, прямо призывающих от имени Аллаха к массовым убийствам:

«А когда закончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте… Но если они обратились, исполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу» (сура 9, 5);

«О, пророк! Борись с неверными и…

На этом форуме уже была тема «Насаждался ли ислам силой» в которой дана таблица с истории исламских завоеваний в первые три века.

В этой теме хотелось бы рассмотреть причины этой агрессивности. Итак:

Ислам исторически развивался через агрессию, Мухаммад был прежде всего талантливым военачальником. Основатель Ислама участвовал в более чем шестидесяти боях. Экстремистские призывы Корана свободно позволяют оправдать любую агрессию. Ваххабиты внимательно изучают Коран, их не упрекнуть в его незнании. Проблема авторитета в умме. У ислама нет единого лидера, даже в России целых шесть муфтиятов. Мусульмане даже между собой не могут договориться, при том, что 80-90% относятся к суннитам. Святых в исламе тоже нет, поэтому возможны противоположные трактовки Корана. Концепция джихада, трактуемая нынче для внешних как духовная борьба, но на практике реализуемая как агрессия против неверных. В наше время — острое чувство неполноценности, связанное с тем, что исламские страны в большинстве…

Я, наверное, не совсем точно выразилась) Не то, чтобы каждый день такое было)
Вот вчера, например, ходила в салон, там, как обычно, несколько девушек-женщин. Ходим к постоянному мастеру, часто даже знаем друг друга. А я сейчас в положении. Каждый мой визит туда — цирк в своем роде)))

— А как ребенка назовете? Посмотрите имена по церковному календарю!
Я отвечаю, что незачем мне туда смотреть, так как мы с мужем не верующие люди, и имя будем выбирать по другому принципу.
Сразу реакция — Вы что?! Как это?! Вы что, и крестить не будете?????

Потом заговорили про Пасху. Тоже вопросы — а что готовите, а паски (куличи) уже испекли? А в какую церковь идете?
Отвечаю — не готовлю, кулич съем у мамы (вкус нравится), в церковь не ходим.
Реакция — шшшшшш, грех-грех, и дальше по тексту ’спаси тебя и сохрани’.

Потом разговор про работу. Рассказываю о планах на пятницу и на выходные. Работаем на себя, как раз сезон, работа есть всегда. Я думала там одна…

Злость, грубости - в адрес знакомых и совершенно незнакомых людей - кажется, это стало чуть ли не нормой общения в социальных сетях. Уровень агрессии в обществе увеличился? Или наоборот, она выплескивается в интернет, уходя из реальной жизни? Что происходит с нами, почему мы разделяем всех по лагерям, группам «своих» и «чужих», - размышляет протоиерей Алексий Уминский.

У меня ощущение, что уровень агрессии не снизился. Агрессия волнообразна. Для нее нужны поводы, для нее всегда ищутся и всегда находятся какие-то объекты. Агрессия в обществе всегда перетекает, перенаправляется из одного русла в другое. Возникает объект для какой-то ненависти, значит, нужно направить агрессию в ту сторону. Была война с Грузией, агрессия сразу направилась в сторону Грузии, например. Сейчас агрессия в другую сторону может направиться. Когда ее уровень достигает такой усиленной степени, то тогда она выплескивается уже на конкретных людей. Тогда люди начинают просто друг друга уничтожать, самым…

Спорное утверждение. Атеизм, это конечно не религия. И не убеждение. Это агрессивная вера в отсутствие Бога. Есть люди которые просто не верят. Им или все равно, пока, или некогда об этом думать. Или до лампочки. Или время не пришло. Они не атеисты. А атеисты, это агрессивно верующие. Зомби. Признак простой, любое упоминание Бога, прямое, косвенное, у них срывает крышу. И они переходят в атаку. Не аргументами. А именно оскорблениями. Личными. Агрессивно. Я беседовала как то с одним кришнаитом, неоднократно. Вроде адекватный человек, какие то цитаты приводил, логику включал. Хотелось его понять. Но один раз беседа пошла после его молитвы, медитации.. Так вот, он пришел в бешенство от простого вопроса. Я поняла, что он в состоянии аутогипноза. Не отошел еще. К чему это говорю. Атеисты всегда в этом состоянии находятся. Неважно когда и о чем заговариваешь, чуть что не их, бешенство. Смешно и странно, а какое им дело до того, кто и во что верит… Если это не…

Новоначальные верующие во многом такие же обычные люди, как и неверующие. Почему они агрессивны или не агрессивны в общем случае — в данный момент малоинтересно. Но есть особый случай, о котором я сейчас хотел бы сказать.
Представьте психологическую ситуацию. Человек крестился, назвал себя православным христианином. Решил жить по Заповедям. То есть, решил менять себя в лучшую сторону. Но ведь сколько он уже имеет в себе злых привычек! Животная часть человека тянет его вниз, а разумная пытается выдернуть его на верх. Это неприятная надо сказать ситуация. Себя «ломать» тяжело. Такая ситуация в разной степени продолжается всю жизнь. Легко быть «добрым», катясь вниз по наклонной плоскости, когда человек даже не пытается менять свою жалкую натуру, когда ничего его морально не отягощает. И трудно иногда сохранять внешнее благодушие, когда внутри тебя идёт ожесточенная духовная…

Не может не удивлять тот казалось бы фантастический разрыв в христианстве между проповедью любви и всепрощения и ненавистью и крайней нетерпимостью ко всему инакомыслящему. Как вообще могло так случиться, что кроткий пророк из Назарета невольно стал отцом самой кровавой в истории человечества религии?

Конечно же, христианство не появилось на ровном месте, а возникло из более древней религии – иудаизма в котором было сильно развито чувство племенной общности. Своими считались только члены иудейского народа. Религия и национальная принадлежность полностью совпадала. Все остальные народы считались чужаками и по большому счету вовсе и не людьми. Чужаков можно было и часто даже нужно было истреблять, убийство чужаков даже не вменялось в грех. Например, иудей, убивающий не иудея в глазах Божиих, ничего предосудительного не совершал.
Библия подает нам прекрасное подтверждение наших слов.

«Потому что Давид делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего…

Каждая из нас регулярно сталкивается с агрессивным поведением. Нам хамят, грубят, нас толкают и ругают последними словами. В большинстве случаев подобное обращение кажется абсолютно возмутительным, и очень хочется понять, какие могут быть причины агрессии и раздражительности у людей, которым мы вроде бы ничего плохого не сделали? Что их толкает на столь отвратительное поведение? Ведь далеко не всегда оно объясняется простым недостатком культуры и воспитания! Как и у многих других жизненных явлений, у агрессии есть свои психологические причины, в которых мы и попробуем разобраться.

Что такое агрессия?

У агрессии существует множество синонимов: насилие, враждебность, гнев, злость и т.д. … Далеко не всегда они имеют одинаковые значение и смысл. С точки зрения психологии, агрессия – это любое поведение, направленное на то, чтобы причинить вред другому живому существу, не желающему подобного обращения. Казалось бы, какая может быть польза от причинения вреда другим…

Наверно вы имели в виду о верующих крайних взглядов (догматы). На себе испытал такое нетерпение против их взглядов здесь на БВ, когда мне поставили минус за корректный, но не желанный ему ответ. Ещё вспоминаю случай на кладбище. По народной (!) традиции пошли помянуть дедушку на кладбище с семьёй. Убрали, почистили могилку, поставили цветы и немного собрались помянуть — только наполнили рюмки и вдруг, от куда не возьмись, стоит женщина и начинает говорить, что пить нельзя, это не предусмотрено и так далее. Ну и что, послать вроде в такой день нельзя, а она на своём, аж мои женщины испугались её проклятий и пришлось уйти и дома помянуть… Что меня больше волнует, в последнее время вопросы религии потихонечку смешивают с национальным самоутверждением, патриотизмом, а это уже…

Агрессивное поведение человека - природой заложенная реакция на опасность, запускаемая организмом автоматически в экстренных ситуациях. Внезапные вспышки ярости нередко приводят к непредсказуемым и непоправимым последствиям. Почему возникают вспышки агрессии и как им противостоять?

Агрессивный человек - настоящая проблема для окружающих

Необдуманные обидные слова или неловкое движение могут привести в ярость собеседника, соседа, жену или мужа, который становится опасен и для себя, и для окружающих его людей. Агрессивно настроенный человек может совершить преступление, о котором будет жалеть всю оставшуюся жизнь. Почему мы не всегда можем контролировать свои приступы ярости? Как безболезненно избавиться от гнева?

Почему человек становится агрессивным?

Каждый человек имеет свою точку кипения, за несколько секунд самые уравновешенные личности могут превратиться в безрассудных людей, если возникнет чувство опасности. Не только личные…

Агрессия и агрессивность всегда были частью нашего мира, люди постоянно сталкивались и продолжают сталкиваться с этими явлениями в своей повседневной жизни. Агрессия – это определенный вид действий, направленный на причинение морального или физического ущерба другим людям, это нападение на них с целью причинения вреда. А агрессивность – это не просто черта характера человека, при которой он на все реагирует агрессивно, но это еще и естественное проявление его звериной сущности.

Агрессивное поведение, присуще в первую очередь менее интеллектуально развитым людям, и в тоже время, людям достаточно активным, чьи бесконечные желания подкреплены большими возможностями. Будучи слабым и чувствуя свою слабость, человек не станет нападать на других людей, поскольку страх не позволит ему этого сделать. А вот чувствуя свою силу и видя те возможности, которые она дает, человек действует более смело, более напористо, более агрессивно. Следовательно, слабые люди менее агрессивны, нежели…

Почему я не уважаю агрессивные религии

Я не нападаю первым когда речь идёт о вере и религии

Вообще, я глубоко уважаю личную жизнь каждого человека. Никогда сознательно не пристаю к другим с моими соображениями насчёт их жизни, веры, сексуальной ориентации и т.п. Меня в принципе не касается то, каким богам другие молятся или не молятся, какой храм посещают и т.п.

Но если кто-нибудь начинает открыто высказывать свои убеждения или даже пробует обратить меня или других в свою религию, – думаю, что имею полное право критиковать убеждения и верования такого человека. Всё-таки, если он остаётся вежливым, такой остаётся и моя критика.

В другом случае, всё моё уважение к убеждениям других куда-то исчезает. Я считаю, что имею право прибегать к любым средствам против тех, кто пытаются навязать своё мнение другим иными способами, чем вежливое убеждение.

Я не уважаю убеждения людей и организаций, которые: а) сами не уважают убеждения других, б)…

Loading...Loading...