Абу бакр первый халиф. Абу Бакр ас-Сыддык (да будет доволен им Аллах)

Ас-Сиддик Абу Бакр Абдуллах ибн ’Усман аль-Курайши , известный как Абу Бакр ас-Сиддик (араб. ; 572, Мекка, Аравия - 23 августа 634, Медина, Праведный халифат) - первый праведный халиф, сподвижник и один из тестей пророка Мухаммада.

Жизнь в Мекке

Абу Бакр ас-Сиддик родился в 572 году в Мекке в семье Усмана (более известен как Абу Кухафа) и Сальмы (более известна как Умм аль-Хайр). До принятия ислама он был одним из богатейших купцов Мекки. Составил себе значительное состояние торговыми предприятиями; занимал место судьи, пользовался в Мекке большим уважением, благодаря основательному знакомству с историей своего племени и искусному толкованию снов.

Абу Бакр ас-Сиддик был другом Мухаммада и считается третьим из мужчин, после Али ибн Абу Талиба и Зайда ибн Хариса, принявшим ислам. Традиционная арабская историография разделяет лиц, принявших ислам на «до прихода Мухаммада в дом ал-Аркама» (всего 24 человека) и «после дома ал-Аркама» - и Абу Бакр относится к первой группе, к самому тесному кругу последователей Мухаммада. Более того, Абу Бакр был третьим мужчиной, не относящимся к семье Пророка, принявшим ислам - первым и вторым были Зайд б. ал-Хариса и Али. Если же учесть жену Мухаммада, Хадиджу б. Хувайлид, то Абу Бакр считается четвёртым человеком, принявшим ислам. На этом этапе Абу Бакр и сменил своё языческое имя на Абдаллах («раб Божий»). Благодаря своему мягкому и кроткому нраву он способствовал обращению в веру таких выдающихся сподвижников, как Усман ибн Аффан, Тальха ибн Убайдулла, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Саад ибн Абу Ваккас, Абдуррахман ибн Ауф, Усман ибн Мазун и других. Будучи богатейшим членом общины с первых дней её существования, он всячески оказывал ей финансовую поддержку и выкупал рабов-мусульман. Арабские историки крайне трепетно относились к подобным показателям, поскольку именно они обуславливали место того или иного человека в мусульманской общине обществе и уровень дохода.

Во время хиджры в Медину Абу Бакр укрывал пророка Мухаммада от преследований и сопровождал в пути. Так, скрываясь от преследователей, они укрывались в пещере в окрестностях Мекки. Поздние историки - особенно шиитского толка - отводили эту роль Али, однако подобная трактовка событий не соответствует действительности.

Жизнь в Медине

В 624 г. н. э. Абу Бакр выдал свою дочь Аишу за пророка Мухаммада и тем самым ещё более сблизился с ним. Свадьба была оговорена ещё во Мекканский период; в Медине брак был скреплён фактически. По воспоминаниям самой Аиша, никаких свадебных торжеств не было.

Абу Бакр принял участие во всех боевых походах пророка Мухаммада, и был знаменосцем в битве при Табуке. Абу Бакр ас-Сиддик сам не возглавлял ни одной значительной политической или военной акции - если не считать совершённого в 631 г. хаджа и молитв в Мекке в последние дни жизни Пророка, когда сам он уже не мог стоять на минбаре. Когда же Мухаммад скончался, а часть арабов отказалась поверить в его смерть, именно Абу Бакр предотвратил драку в мечети, обратившись к разгорячённым соплеменникам со словами: «О люди! Кто поклоняется Мухаммаду, так [знайте, что] он умер. А кто поклоняется Аллаху - так [знайте, что] он вечен и не умрёт. А Мухаммад - только посланник, до которого были посланники. Неужто вы повернёте назад? Кто поворачивает назад, ничем не навредит Аллаху, а благородным - Аллах воздаст».

Халифат

Избрание халифом

Со смертью Мухаммада в 632 году встал вопрос о новом главе мусульманской общины. Собравшиеся под навесом в квартале рода бану Саида ансары избрали Сада ибн Убаду, но после того, как туда пришли Умар ибн аль-Хаттаб, Абу Убайды и Абу Бакр, халифом избрали последнего. Ансары в споре отстаивали свои права до последнего - так, выносились предложения избрать двух халифов, по одному для мухаджиров и ансаров. Прочие члены общины даже не пытались претендовать на право в выборе нового главы - для них это представлялось немыслимым. Так, во вполне конкретном противостоянии и борьбе за верховную власть, был решён принципиальный вопрос - будет ли сосредоточена в одних руках и военная, и духовная власть.

Предисловие.

За прошедшие несколько недель, чтобы, подготовиться к нашей серии разговоров про Абу Бакра Ас Сыддика, да будет
доволен им Аллах, мне пришлось прочитать книги про Абу Бакра Ас Сыддика, да будет доволен им Аллах. Все мы знаем,
что Абу Бакр Ас Сыддик, да будет доволен им Аллах, является вторым великим человеком после Анбия Аллаха Азза уа
Джаль, но почему-то у нас всегда, такая особая любовь к Омару ибн аль Хаттабу, да будет доволен им Аллах. Все
поражены личностью Омара ибн аль Хаттаба, его мощью и силой, он это тот, кто аль-Фарук. Поэтому, иногда мы не
делаем много исследований про Ас Сыддика, да будет доволен им Аллах.
За прошлые несколько недель, у меня появился шанс увидеть и ознакомится с его личностью. И Субхана Аллах,
особенности его характера - они удивительны. И, когда бы вы не взяли лист благих деяний, вы найдете имя Абу Бакра на
первом месте. Он был первым мусульманином, первым Халифом, он был первым и единственным человеком кто был с
Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время хиджры. Он первый в имане. Посланник
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит что: “Иман Абу Бакра больше чем вся умма”.
Он был первым даже в деяниях, которые для нас покажутся простыми. Один раз Посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует, сидел в мечети, и спросил сахабов: “Кто постится в этот день?”, Абу Бакр Ас Сыддик
сказал:“Я”, “Кто навестил больного?”, Абу Бакр Ас Сыддик сказал: “Я навестил”,“Кто принял участие в
джаназа?”, Абу Бакр Ас Сыддик сказал: “Я принял”,“Кто в этот день дал садака?”, Абу Бакр Ас Сыддик сказал: “Я
дал”. И все в мечети вокруг смотрят и единственная рука, которая поднимается это Абу Бакра.
В другом повествовании говорится, что это случилось после молитвы аль Фаджр (утренней молитвы). Посланник Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, после утренней молитвы разговаривал со сподвижниками. Например, они могли
говорить про сны и другие вещи. Говорится: “Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Кто
принял участие в джаназа?” Омар ибн аль Хаттаб сказал: “Мы только начали свой день?” “Кто в этот день дал
садака?” Омар ибн аль Хаттаб сказал: “Мы только начали свой день?” Абу Бакр ответил: “Когда я шѐл в мечеть, я
повстречал бедняка и я дал ему садака”, “Кто навестил больного? ” Омар ибн аль Хаттаб: “Мы только начали наш
день?” Абу Бакр Ас Сыддик сказал: “Я слышал что АбдурРахман ибн Ауф болен и до того как пришел в мечеть, я навестил
его.”
Каждый раз как задавал вопрос Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакр Ас Сыддик, да
будет доволен им Аллах, отвечал: “Я сделал”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
сказал:“Если
эти деяния собрать в человеке, то этот человек войдет в Рай.” И снова в какой бы лист вы не посмотрели, на
первом месте вы найдете Абу Бакра. Али ибн абу Талиб, да будет доволен им Аллах, говорит: “Он был первым, и каждый
раз, когда мы тягались с ним в благих деяниях, он приходил первым”.
И все мы знаем историю того как Омар ибн аль Хаттаб пытался состязаться с Абу Бакром, да будет доволен ими Аллах. И
помните, что состязание в хорошем, это хорошо, состязание в благих делах это благое дело. В Исламе мы не соревнуемся
в мирских делах, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Бойтесь Аллаха и относитесь
спокойно к дунья”.Расслабитесь, будьте спокойны в вопросах дунья. Аллах Азза уа Джаль в Коране про Джанна
говорит: “Сабику” мчитесь, “Са’риу” спешите, поэтому, когда дело касается Джанна, вы должны состязаться как в
гонках, потому что в Джанна особые уровни.
По хадису в сахихе Муслима из каждой 1000, только один войдет в Рай. Аллах Азза уа Джаль скажет А’даму (мир
ему) “Выведи порцию из своих детей, которые войдут в ад.” А’дам (мир ему) скажет: “Какая порция моих детей
пойдут в ад?” Аллах Азза уа Джаль скажет: “С каждой тысячи девятьсот девяносто девять”.
Абу Бакр Ас Сыддик, да будет доволен им Аллах, был всегда впереди, и вы это будете замечать за всю его жизнь. И
самое удивительное это то, что делал Абу Бакар казалось, что он не соревнуется ни с кем, все было естественно. Другие
пытались состязаться с ним, Омар ибн аль Хаттаб пытается, Али ибн Абу Талиб пытается. Но Абу Бакр Ас Сыддик просто
делает это, даже если он будет жить один, он все равно будет делать то же самое. Это было его естественной дорогой,
как говорит поэт: “Как я могу состязаться с тобой, когда ты ходишь уверенно и спокойно и все же приходишь первым” то
есть, не видно, что ты спешишь.
Поэтому я думаю, что самое лучшее будет начать эти серии, с заявления Али ибн Абу Талиба: “Он был первым”.
Я спрашиваю сам себя “как он это делал?” То есть, будучи человеком, есть что-то, что против тебя, твой возраст, твои
умственные способности, здоровье тела. Но видно как Абу Бакр мог игнорировать все эти вызовы. В этих сериях, мы не
будем говорить только о событиях в его жизни, мы попытаемся понять его внутри, попробовать пожить с ним, поэтому
попробуйте представить. Потому что, с этими людьми, с этими сахабами, чем больше вы узнаете про них, тем больше вы
любите их.
Они ни как некоторые исторические личности с плохой и с хорошей стороны, сахабы, да будет доволен ими Аллах,
сколько бы не копай, все что ты найдѐшь всегда будет хорошим. Как Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал про
Абу Бакра: “Он весь был хорошим”. Сахабы были разные. Абу Бакр Ас Сыддик был мягким и сострадательным, Омар ибн
аль Хаттаб был строгим и настойчивым. В нашей серии разговоров вы заметите, что когда мы будем говорить про Абу
Бакра, вместе с ним же говорим про Омара и когда говорим про Омара, вместе с ним же говорим про Абу Бакра. Один
тянет другого, как будто они были двумя крыльями Ислама.
Когда люди встречали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то всегда рядом видели Абу Бакра с
одной стороны и Омара с другой стороны. Али бин Абу Талиб говорит: “Посланник Аллаха покидал с Абу Бакром и
Омаром, и возвращался с Абу Бакром и Омаром”. Абу Бакр Ас Сыддик представляет мягкость и милосердие, тогда как
Омар ибн аль Хаттаб, представляет наказание Аллаха и бедствие, да будет доволен ими Аллах. Омар ибн аль Хаттаб был
худшим препятствием для шайтана. Каждый раз, когда шайтан видел Омара ибн аль Хаттаба, то его день становился
плохим. Поэтому, когда Омар ибн аль Хаттаб выбирал одну дорогу, Посланник Аллах да благословит его Аллах и
приветствует, сказал: “...шайтан выбирает другую дорогу”. Шайтан избегал его, потому что Омар ибн аль Хаттаб
напоминал ему о плохих днях шайтана.
Осман ибн Аффан представляет застенчивость, Али ибн Абу Талиб представляет воина, да будет доволен ими Аллах.
Из жен Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, А’иша, да будет доволен ею Аллах, представляет
любознательность, которая всегда спрашивает что-то, которая стремится узнать многое. Как раз таки вы можете замечать
это с молодыми людьми.
А Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, представляла характер зрелой женщины, которая поддерживала Посланника
Аллаха психологически. Каждый раз, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нуждался в ком-
нибудь, на которого можно было бы опереться, Хадиджа всегда была рядом, да будет доволен ею Аллах.
Абу Зарр аль Гъифари, он один. Даже есть повествование, где говорится: “Он стал мусульманином один, он умрет
один и в Судный день будет воскрешен один”. Абу Зарр аль Гъифари вырос в Гъифаре. В Гъифаре люди не
бизнесмены как в Мекке, они были более в земледелие и фермерстве как жители Медины. Как они зарабатывали на
жизнь? Они делали рейды на караваны, это было их бизнесом. Из-за дурьи своего народа, Абу Зарру аль Гъифари,
пришлось покинуть их. Он переехал в пустыню и стал мусульманином один.
Потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил его назад к своему народу для дауа. Он
достиг успеха и весь его народ стали мусульманами. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, знал
качества Абу Зарра аль Гъифари, так же знал другие качества и поэтому сказал ему: “Никогда не бери
ответственность даже за двух людей и никогда не занимайся финансовыми делами сирот.” То есть Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, знал его, что он хорош в одних вещах и в то же время он сказал ему,
чтобы избегал другие вещи, да будет доволен им Аллах.
Абу Дарда был абедом, захидом, с другой стороны АбдурРахман ибн Ауф был миллионером. СубханаЛлах, богатство
просто стекается к некоторым людям. Когда АбдурРахман ибн Ауф сделал хиджру в Медину, он приехал ни с чем.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побратал его с Саадом ибн Убада, один из богатых лидеров
Аль Ансар, да будет доволен ими Аллах. Саад ибн Убада сказал: “Если хочешь, я поделю мое богатство на два, у меня
две жены, и я разведусь с одной и поженю тебя, ты сам выберешь какую.”
Смотрите какой уровень братства и помните, что они мусульмане только с не давних пор. АбдурРахман ибн Ауф мог
принять это, но он сказал: “Да благословит Аллах твою семью и богатство. Ты просто покажи мне, где базар Медины”
По прошествии некоторого времени, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел желтый
порошок на лице АбдурРахмана ибн Ауфа. Этот желтый порошок использовался в качестве косметики для женщин во
время джахилии. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “Откуда это?”, он
ответил: “Я поженился.” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “Что ты заплатил
махром?” То есть, ты только не давно приехал с Мекки и у тебя ничего не было, тот ответил: “Я дал ей золото.” То есть,
он уже смог сделать достаточное состояние, чтобы дать золото в махр.
Однажды жители Медины начали чувствовать, что земля трясѐтся, и они спросили: что это? Те ответили: “Караван
АбдурРахмана ибн Ауфа вернулся с Аш Шаама.” В этом караване было столько верблюдов, что земля тряслась. Вот таким
вот богатым АбдурРахман ибн Ауф стал. Аллах Субхана уа Тааля благословил его богатство. Когда он умирал, он поделил
свое состояние и поделил между членами семьи. Но его состояние было такое большое, что потом он написал в своем
завещании что: “Я хочу, чтобы мое состояние поделили между всеми мусульманами, которые сражались в битве
Бадр”. Те, кто участвовали в Бадре были еще живы, так дайте им часть моего состояния.
Осман ибн Аффан был одним из участников Бадра и в то время он был халифом, но он все равно принял часть состояния
от АбдурРахмана ибн Ауфа. Осман ибн Аффан сказал: “Богатство АбдурРахмана ибн Ауфа чистый халял”. Это богатство
чистый халял, это милость Аллаха, так, как я могу отказаться от этого. Он принял, в то время когда Осман ибн Аффан
был сам богатым.
Поэтому сахабы разные, но очень важно знать про них. Все мы разные, у всех нас разные возможности, никто из нас не
может быть как Абу Бакр Ас Сыддик или как Омар ибн аль Хаттаб. Но вы можете быть как Муаз ибн Джабаль - учѐный
или вы можете быть муджахидом как Халид ибн Уалид. Поэтому важно учить про сахабов, чтобы вы могли равняться им и
попытаться стать похожим на них. Вы можете взять одного сахаба в пример себе. Посмотрите на какого сахаба похож
ваш характер. Также и сестры, учите про Матерей верующих и сподвижниц, попробуйте найти для себя пример.
Наша жизнь простая, обычно ничего не происходит у нас, но придет тот день, который изменит полностью направление
твоего будущего. На арабском это называется “моакф”. Если это слово перевести буквально, то это - точка позиции, эти
моменты раскрывают твою сущность, показывают кто ты на самом деле.
Это испытания, которые ты встретишь. Возможно, твой каждый день проходит нормально, без каких либо изменений, но
раз в месяц или в год случится что-то важное, какая будет твоя позиция в данном случае? Аллах испытывает подобным
образом.
Если посмотреть на биографию Абу Бакра, то у нас нет записей всей жизни Абу Бакра, у нас нет записей его
каждодневной жизни. Но у нас есть из его жизни несколько точек, которые говорят нам, кем был Абу Бакр на самом
деле. Некоторые из этих точек были на секунды, а некоторые длинные. Жизнь может идти день, месяц, час или год, но
всего одна секунда может изменить все.
Поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:“Один из вас может сказать одно
слово, из-за этого слова он может возвыситься в Джанна. И один может сказать такое слово, которое
разгневает Аллаха и будет выброшен в ад на 70 лет”. Всего одно слово, но это слово, это моакф. Таких точек в
жизни Абу Бакра много, но пять из них особо уникальны:
Первое - Его Ислам!
В арабском языке есть сказание: “Каждая лошадь, когда-то спотыкается”. Каким бы безупречным конь не был, он в
какой-то момент жизни спотыкается и падает вниз. Также с каждым человеком, который стал мусульманином, который
чуть-чуть подумал, который мог засомневаться, который размышлял об этом день другой, но кроме Абу Бакра. В первый
же момент как он получил послание, он сказал: “Ашхаду анна ля иляха иль Аллах, уа ашхаду анна Мухаммадан
расулаЛлах”. Это не потому что он наивный и не потому что он легко меняет своѐ мнение. Напротив, он был очень
окончательным в своих решениях и это заметно особенно когда он стал Халифом. У Абу Бакра было качество стоять
твердо в своих решениях против всех сахабов и в конце выходило, что он был прав.
Второе - Аль исра уа аль миарадж
Это является его второй точкой в его жизни. Сейчас мы поговорим об этом коротко, потому что впереди мы будем
говорить об этом более детально. Когда с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, случилось это
удивительное путешествие, люди Курэйша, которые были секуляристами, материалистами которые верят только в то, что
видят их глаза, в то, что могут услышать их уши и в то, что могут потрогать их руки, стали насмехаться над
путешествием. Они посчитали это шансом принести конец Исламу и что все мусульмане отступятся от своей религии,
потому что они подумают, что их Пророк сумасшедший.
Абу Джахль был очень счастлив. Курайшиты пошли к Абу Бакру и сказали: “Ты знаешь, что твой друг говорит? Он
говорит, что он съездил в Иерусалим и вернулся обратно в ту же ночь”. Какой была реакция Абу Бакра? Если бы иман
Абу Бакра был слабый, он бы сказал, что это не правда и если бы Абу Бакр был бы человеком которого легко обмануть,
то он сказал бы да это так. Поскольку вестник является одним из куффар и так же Абу Бакр не хочет отрицать то, что
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мог сказать, он ответил коротко: “Если Посланник Аллаха
сказал так, то значит это, правда”.
Это заявление состоит из двух частей, первое - я должен это проверить, если он там был то, значит это правда. И это
манхадж хадиса, это манхадж уляма по хадисам, поэтому мы сначала должны проверить, мы не принимаем сразу, потому
что то, что нам донесли, может быть слабым, проверь содержимое и если это сахих, то мы не откажемся от этого. Мы не скажем, что это “против логики”, мы не скажем что это “против цивилизованного 21 века”, нет, мы примем это. Если
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это, то это правда, это уахий от Аллаха.
Третье - Это во время кончины Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Историки описывают то событие так: “Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер, Осман
ибн Аффан прятался в своем доме, Омар ибн Хаттаб таскал свой меч и говорил: “Посланник Аллаха не умер, он ушел
встретиться с Аллахом на сорок дней, как Муса уходил встретиться с Аллахом и он вернется назад, и кто будет говорить,
что Мухаммад умер, я отрежу ему голову”. Некоторые сахабы были в мечети и плакали”.
Вот такое описание Медины они дают после кончины Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Это
было такой катастрофой, что они не могли справиться с этим. Абу Бакр Ас Сыддик, даже когда он был самым близким к
Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, это он кто вернул их назад. Это Абу Бакр Ас Сыддик, да будет
доволен им Аллах, кто вернул их назад. Это указывает на сабат (стойкость) и иман и якъин который был у Абу Бакра Ас
Сыддика, да будет доволен им Аллах.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) опирался в своей деятельности на помощь большого числа сподвижников. Однако это стало возможным только с течением времени, когда ислам усилиями самых первых мусульман по-настоящему окреп и стал стремительно распространяться.

Активнейшим деятелем той поры был Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.), которого наряду с этим можно считать первым взрослым мужчиной-мусульманином (после самого Мухаммада, с.г.в.). Его настоящее имя – Абдулла, но есть и другой вариант – Атик, т.е. «освобождённый от мучений». Второе имя ему было дано после прижизненного известия, пообещавшего ему прямое попадание в Рай. Прозвище Абу Бакр – «отец целомудрия» – закрепилось за этой исторической личностью благодаря Заключительному посланнику Всевышнего (с.г.в.). Ас-Сиддик, в свою очередь, переводится как «утверждающий правильность». Такого эпитета он был удостоен за крепкую и безукоснительную веру в действительность пророческой миссии своего соратника.

Биография Абу Бакра

Родился Ас-Сиддик в 572 году (по Милади). Уже до начала пророческой миссии Мухаммада (с.г.в.) он входил в число наиболее уважаемых мекканцев благодаря своей успешной предпринимательской деятельности. Кроме того, люди зачастую обращались к Абу Бакру как к третейскому судье, поскольку тот умел справедливо разрешать самые запутанные, сложные споры. Его честность и нравственность стали фундаментом прочной дружбы с Посланником Аллаха (с.г.в.). Собственно, именно ему посчастливилось стать одним из первых людей, кому Милость миров Мухаммад (с.г.в.) поведал о своей миссии.

Согласно различным источникам, Абу Бакр (р.а.) является либо первым взрослым мужчиной, принявшим ислам (Али ибн Абу Талиб, р.а., стал мусульманином в 10-летнем возрасте – прим. IslamGlobal ), либо вторым (после Зайда ибн Хариса, р.а.). Практически сразу после произнесения шахады он стал использовать своё влияние и богатство на пользу религии, выкупая рабов, ставших мусульманами, и освобождая их. Кроме того, Абу Бакр (р.а.) своим чутким и исключительно уважительным отношением к окружающим сподвигнул впоследствии принять религию Аллаха известных людей, сделавших для ислама много полезного – Усмана ибн Аффана (р.а.), Тальху ибн Убайдиллаха (р.а.), Саада ибн Абу Ваккаса, Абдуррахмана ибн Ауфа и других.

Достоинства первого праведного халифа

Об особом статусе ас-Сиддика (р.а.) говорит хотя бы то обстоятельство, что именно он стал первым руководителем мусульманского халифата после ухода в мир иной Пророка Мухаммада (с.г.в). Вопрос занятия этого поста спустя годы заметно политизировался, эпопеей чего стал религиозный раскол на . В этой связи приведём некоторые доводы, которые объяснят, почему статус Абу Бакра (р.а.) столь высок.

1. В Благородном Коране имеется упоминание его личности Самим Творцом:

«Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику: "Не скорби, ибо Аллах – с нами". Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах – Могущественный, Мудрый» (9:40)

Здесь приводится отсылка к известной истории переселения мусульман из Мекки в Медину. Посланника Всевышнего (с.г.в.) в пути сопровождал именно Абу Бакр (р.а.). Стремясь уберечь свои жизни от преследователей, они спрятались внутри горы, куда впоследствии пришли мекканские язычники. Оба были практически на волоске от обнаружения и смерти, но в самый опасный момент произошло чудо: мекканцы обратили внимание на паутину на входе в пещеру и решили, что раз так, в неё никто не мог недавно войти, и продолжили свои поиски в иных местах. 2. В другой части Корана также фактически упоминается Абу Бакр (р.а.):

«ОтдалЁн будет от него богобоязненный, который раздаёт своё богатство, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. Он непременно будет удовлетворён» (92:17-21)

Кто ещё из числа людей может похвастаться столь высокой честью быть упомянутым в тексте Священной Книги? 3. В хадисах также имеется большое количество свидетельств о высоком статусе ас-Сиддика (р.а.). Как-то раз к Пророку (с.г.в.) пришла женщина. Перед уходом она спросила, к кому обращаться в следующий раз, если к тому времени сам Мухаммад (с.г.в.) уже покинет сей мир. Он ответил: «Если не сможешь найти меня, то обращайся к Абу Бакру» (Бухари). А в другом достоверном изречении говорится, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) охарактеризовал Абу Бакра (р.а.) как своего самого близкого в плане дружбы человека. 4. Али ибн Абу Талиб (р.а.) назвал первого праведного халифа лучшим среди мусульман после Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), о чём упоминается в сборниках того же Бухари и Муслима. 5. Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.) был готов пожертвовать собственной жизнью ради спасения Пророка (с.г.в.), тратил большие денежные суммы на освобождение своих единоверцев от . Кроме того, он породнился с Мухаммадом (с.г.в.), сначала отдав на воспитание свою дочь Айшу (р.а.), а потом выдав её за него замуж. Жизненный путь одной из самых важных в истории ислама персон прервался в возрасте 63 лет. Его похоронили в Медине, рядом с Пророком Мухаммадом (с.г.в.).

Абу Бакр ас-Сиддик – первый «праведный халиф» ислама.

Он был самым близким пророку Мухаммеду человеком, его верным сподвижником, а впоследствии и тестем: Абу Бакр отдал ему в жёны свою дочь Аишу.

В исламе фигура Абу Бакра имеет, пожалуй, самое важное значение после Аллаха и Мухаммеда. Он считается первым человеком, который принял ислам от Мухаммеда.

Благодаря его проповедничеству новую религию приняли и другие сподвижники Мухаммеда:

  • Тальха ибн Убайдулла;
  • Усман ибн Аффан;
  • Усман ибн Мазун – и ряд других деятелей.

Таким образом, Абу Бакр был первым носителем и главным распространителем мусульманского вероучения в раннем Арабском халифате.

Биография

Родился Абу Бакр в 572 году в Мекке. Его родителями были известные жители города – Усман и Сальма. Впоследствии Абу Бакр стал одним из самых богатых купцов Мекки, составив себе большое состояние за счёт торговли. Был Абу Бакр и судьёй в родном городе.

Этот человек пользовался большим уважением, он хорошо знал историю своего племени (конечно же – курайшитов, из которого происходили Мухаммед и все наиболее важные в арабском мире персоны), а вдобавок умел толковать сны – в доисламское время арабы придавали снам очень важный мистический смысл.

При этом Абу Бакр отличался очень мягким и дружелюбным характером, которому не изменил и впоследствии, когда стал халифом. Благодаря этому он умел располагать к себе окружающих и мог заинтересовать их новым религиозным учением. Наверное, от него ислам приняли больше людей, чем от других сподвижников Мухаммеда.

Абу Бакр не желал для себя славы и не злоупотреблял данной ему властью. Этот богатый человек в ранние годы жертвовал большие средства на распространение ислама, выкупал из рабства мусульман. В поздний период, как рассказывают, он вёл очень скромный образ жизни и довольствовался небольшим земельным участком и скромным жалованьем.

Во время бегства Мухаммеда в Медину Абу Бакр неотступно сопровождал его. В Медине он ещё теснее с ним сблизился, когда отдал за него свою дочь; Аиша с тех пор стала самой любимой женой пророка. В городе, ставшем новым пристанищем первых мусульман, Абу Бакр тоже прославился своими деяниями и заслужил известность среди местных жителей.

Когда умер Мухаммед, ансары – почётные жители Медины, принявшие к тому времени ислам, - стали решать, кого же выбрать халифом. Первоначально выбор пал на Сада ибн Убаду, однако затем большинство голосов было отдано за Абу Бакра. Впрочем, не все были согласны с таким решением старейшин.

Считают, что Абу Бакр незаконно принял власть, которая должна была перейти к Али. Некоторые шиитские источники сообщают, что Али и его сторонники шесть месяцев не присягали новому халифу; впрочем, эти рассказы могут быть выдумкой шиитов. Как бы то ни было, первым праведным халифом стал Абу Бакр – человек, наиболее близкий к Мухаммеду, лучше других разбиравшийся в новом вероучении и обладавший определёнными организаторскими способностями.

Борьба с вероотступниками

Когда основатель исламской религии скончался, некоторые народы и племена, до этого приняли новую веру, начали от неё отпадать. На Аравийском полуострове начались первые выступления мятежников. Тем не менее, Абу Бакр не торопился принимать жёсткие меры, поскольку был увлечён походами на Византию. Однако вероотступники становились всё более яростными и смелыми и в конце концов вторглись в Медину.

Абу Бакру удалось одержать над ними победу, и это подняло дух мусульман. Затем Абу Бакр предпринял походы в отдалённые земли, где также успешно сразился с вероотступниками. Удалось ему справиться и с Тулайхой – лжепророком, который вознамерился организовать крупный отпор мусульманскому государству.

Побеждённый Тулайха впоследствии покаялся, вернулся в «лоно ислама» и был прощён. Примечательно, что кроткий и мягкий халиф положил начало знаменитым арабским завоеваниям. При его правлении арабы завоевали Сирию и Ирак.

Смерть

Скончался Абу Бакр в 634 году, за два года до битвы при Ярмуке. Перед смертью он избрал себе преемника, которым стал Умар ибн аль-Хаттаб. Похоронили первого халифа рядом с пророком Мухаммедом.

Абу Бакр - великий человек, о ком Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Солнце не всходило и не заходило над более достойным человеком, за исключением пророков, чем Абу Бакр» . И еще сколько других благовещающих похвал прозвучало в его адрес из благородных уст Пророка (мир ему и благословение).

Он - крепость веры: «Если на одну чашу весов положить веру всех людей, а на другую - веру Абу Бакра, то перевесит чаша Абу Бакра» .

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) был сыном Абу Кухафа и в седьмом колене по восходящей линии роднился с чистейшим родом Благородного Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Он появился на свет через два года и три месяца после события «Фил» (слон). Его мать, Салма, по прозвищу «Мать добра» (Умму аль-Хайр), стала мусульманкой в первые годы Ислама. Его отец, Абу Кухафа, удостоился чести принять Ислам после завоевания Мекки му­сульманами.

До принятия Ислама Абу Бакр был далек от всякого рода дурных проявлений и не употребил ни капли вина.

Когда Абу Бакр возвращался из Йемена, где он находился по торговым делам, сначала Абу Джахль, а затем другие предводители неверующих попытались в его глазах опорочить начавшую распространяться пророческую миссию Мухаммада (мир ему и благословение) и, таким образом, хотели с самого начала ввести в заблуждение Абу Бакра. Однако тот сразу же двинулся в путь и лично обратился к благородному Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). Он узнал об истинной сущности послания, и без колебаний принял его. Таким образом, он стал примером для всей общины (умма) мусульман и вступил на стоянку «Сыддыкийат» (Свидетель истины). Такая честь выпала только ему.

Абу Бакр говорил ясным языком, обладал красивыми чертами лица, был худым и ростом выше среднего. Лицо его было сухощавым, со впалыми глазами, шишковатым лбом и редкой бородой.

Похвалы Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в адрес Абу Бакра

«Абу Бакр от меня, а я от него. Абу Бакр - мой друг в этом и грядущем мире» .

«За исключением Пророка (мир ему и благословение), Абу Бакр - самый добродетельный из этой общины» .

«Самая любимая из уверовавших для меня - Аиша. А из мужчин - ее отец» .

«Хороших качеств триста шестьдесят». Абу Бакр спросил: «О, Посланник Аллаха! Есть ли у меня какое-нибудь из них?» Свет бытия (мир ему и благословение) ответил: «Они все у тебя, о Абу Бакр!»

«Поистине, самый щедрый ко мне в дружбе и в имуществе – Абу Бакр. Если бы я выбирал (из уммы) друга, то я выбрал бы Абу Бакра. Однако мусульманское братство, превыше личной дружбы. Пустьзакроют все малые двери в мечети, кроме двери Абу Бакра» .

Особые качества Абу Бакра

Из-за своей любви к Аллаху, боязни Его и любви к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) он всегда пребывал в печали. Ночами он находился в земном поклоне (саджда), до утра он светился, словно свеча Каабы, проливая слезы. Ни один слуга Всевышнего не был удостоен такими чертами, чувствительностью, восприимчивостью и тонкостью характера. Он истинно познал положение шариата, тонкость Премудрого Корана, воплотил в себе высокую нравственность.

Мужество

Вместе с тем, Абу Бакр был очень отважным. Если он видел что-либо, противоречащее повелениям Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), словно лев, бросался на это, и никакая сила не могла остановить его.

Однажды имам Али даже спросил у присутствовавших на собрании: «Кто самый отважный из людей ». Те ответили: «Ты, о Али». На это Али сказал: «Самый отважный из людей - Абу Бакр Сыддык» , - и рассказал о его преданности по отношению к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и пережитых им на этом пути страданиях.

Преданность

Преданность Абу Бакра проявилась уже при принятии им Ислама. Его великая преданность в вопросе признания истинности ми`раджа (небовознесения) Посланника Аллаха (мир ему и благословение) по праву принесла ему прозвище «Величайший Свидетель истины». На протяжении всей его жизни данное возвышенное состояние сопровождало его, и он всегда и везде оставался преданным другом великого Пророка (мир ему и благословение).

Он доказал свою искреннюю дружбу во время переселения из Мекки в Медину (хиджра), в те опасные минуты в пещере Савр. Этот великий человек, противостоявший всем трудностям и страданиям на пути Аллаха и его Посланника (мир ему и благословение), во всех войнах был щитом Пророка Аллаха (мир ему и благословение), и в этом отношении он достиг самой высокой ступени, недосягаемой для других людей.

Самоотверженность

Этот великий человек был вершиной и в самоотверженности. Во время подготовки к одной из военных кампаний он пожертвовал всем своим имуществом, а на вопрос: «Что же ты оставил семье?» – он ответил: «Я оставил им Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), разве этого недостаточно?»

Этот великий человек жертвовал имуществом и жизнью на пути Аллаха, посвящал все Хаку, благодаря чему многие люди обрели божественное руководство (хидайат). Вот самые известные из них: ‘Усман ибн Аффан, Зубайр ибн Аввам, Абдуррахман ибн Ауф и Са"д ибн Абу Ваккас.

Он выкупил и освободил Биляла Хабаши тогда, когда тот подвергался страшным пыткам.

Строгое следование положениям, установленным Аллахом

Абу Бакр проявлял огромное рвение в вопросе исполнения положении шариата, и не принимал никаких отговорок. Во время своего правления в качестве халифа он выступил с армией против племени, отказавшегося платить закят (обязательную милостыню), и, таким образом, привел положения шариата в действие. Видя какое-либо действие, противоречащее пути Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), он, словно лев, храбро бросался на это и исправлял.

Милосердие

Одно из его исключительных качеств – это милосердие. Благородный Посланник хвалил такое его качество. В одной из своих молитв Абу Бакр просил следующее: «О Аллах! В будущем, в мире грядущем (ахира), увеличь мое тело так, чтобы я мог заполнить Ад, другим не осталось бы там места, и вместо всех рабов горел бы только я». И это, безусловно, является вершиной милосердия.

Скрытое поминание (зикр) Аллаха

Влюбленный в Аллаха, Абу Бакр - правдивейший человек, сердце которого горело от любви к Всевышнему. Это можно было чувствовать, видеть в нем в любом его состоянии, и особенно во время его ночных молитв. В пещере Савр по личному наставлению Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Абу Бакр начал делать скрытое (хафи) поминание (зикр) Всевышнего, не отрывая языка от неба. И в этом отношении он - предводитель общины мусульман. Впоследствии из двенадцати машрабов последователей сунны (ахл ас-Сунна) четыре развивались на основе скрытого зикра.

Самообладание

В самообладании и сдержанности Абу Бакру не было равных. Если рассмотреть любой момент его жизни, то мы сможем увидеть проявление данных качеств в каждом из этих моментов. Особенно ярко его самообладание и сдержанность проявились тогда, когда он успокоил сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение), которые впали в уныние и обезумели от горя, получив весть о смерти Посланника Аллаха. Он успокоил и предостерег Умара и сказал следующее: «Кто поклонялся Мухаммаду, пусть знает - Мухаммад умер. Кто же поклонялся Аллаху, пусть знает, что Он - Живой, не умирающий» .

В свои последние дни, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) готовил к походу войско, он назначил командующим этим войском молодого сподвижника - Усаму. Провожая молодого восемнадцатилетнего Усаму вместе с войском в путь, сам Абу Бакр шел пешком. Выйдя за пределы Медины, он напутствовал войско следующими многозначительными словами: «Предательство запрещено! Бесчинство запрещено! Посягательство на что-либо запрещено! Запрещено убивать детей, стариков, женщин! Запрещено вырубать и выжигать финиковые деревья! Запрещено повреждать плодоносные деревья! Запрещено вырезать овец, коров, верблюдов и других животных, кроме как с целью пропитания! Запрещено трогать людей, что скрываются в придорожных монастырях!..»

Конец жизненного пути

Абу Бакр заболел в понедельник, 7-го числа месяца Джумада аль-Ахир 13-го года по хиджре. Он пролежал в постели 15 дней и умер вечером, во вторник, 22-го числа того же месяца, между вечерним и ночным намазами.

В завещании, написанном в последние минуты жизни, он сообщил об избрании следующим халифом Умара и необходимости подчинения ему, а также сообщал: «Этим действием я пожелал добро и верность Аллаху и Пророку (мир ему и благословение), религии, моей душе и вам» .

Да не лишит нас Аллах его заступничества в День Суда. Амин!

Loading...Loading...