Яд семьи борджиа. Перстень Дарины Александра Девиль

Перстень сделан неизвестным мастером в 1501 году по эскизу самого Борджа.

Глядя на него, трудно поверить, что это смертельное оружие, но тем не менее... Под одним из алмазов имеется крошечный резервуар, наполняемый ядом. Среди алмазов спрятана микроскопическая полая игла, сообщающаяся с резервуаром. Игла остро заточена. Когда Борджа хотел избавиться от врага, он поворачивал перстень так, что алмазы и игла оказывались внутри ладони, и пожимал несчастному руку. Острие иглы царапало кожу, яд проникал в кровь, через несколько часов человек умирал...



Перстень Борджиа

Джеймс Хэдли Чейз

«Перстень Борджа»

Истории известно немало примеров конструкции колец-тайников, которые нередко использовались в качестве оружия. Самым ярким примером, пожалуй, является история легендарной семьи Борджиа. Чезаре Борджиа прославил свои знаменитые перстни тем, что при их помощи лишал жизни любого, кто ему был не угоден.

Конструкция перстня Чезаре Борджиа

Конструкция таких перстней была особой – их верхушка или крышка откидывалась, как у медальонов, скрывая под собой полость для хранения яда. Были кольца и с поворотной верхушкой, открывавшей тайник, и кольца с выдвижными иглами, отравленными ядом.


Такими кольцами и пользовался Чезаре Борджиа, - в одном из его колец был незаметно открывающийся тайник, откуда, прямо во время «дружеской» беседы, например, переставляя бокалы, можно было сбросить яд. В одном из вариантов - сдвигался камень кольца. В другом - под оправу кольца монтировалась скользящая панель для тайника. Было также кольцо «коготь льва», невинно гладкое с наружной стороны пальца, но с тыльной стороны имевшее приспособление в виде металлических «коготков». В карнавальной толпе, Чезаре скрытый под маской, хватал руку намеченного человека, пожимал ее, колол жертву шипом, смазанным ядом,

В старину олицетворяли собой высокородное происхождение их обладателей. Носить имели право исключительные персоны, принадлежавшие к королевскому роду, представители Его Святейшества и церкви, особы дворянского сословия.

Перстни печатки имели конструктивную и эстетическую особенность – с их помощью носитель мог удостоверить свое высокородное положение в обществе, оставляя печать-оттиск на предмете или бумаге. Для этого на поверхности печатки гравировались в зеркальной симметрии инициалы персоны, герб рода или любой рисунок, олицетворявший сословное происхождение человека.

Часто центральный символ перстня дополнялся обережной символикой и превращался в настоящий талисман, обладающий магическими возможностями. В германской истории, например, славится кольцо Нибелунгов, имеющее уникальную способность приносить своему хозяину богатство.

Другая ипостась ювелирного мастерства – перстни печатки с тайниками. Мастера конструктивно вносили в модель изменения и предусматривали скрытый контейнер для ядов. В темную эпоху средневековья интриги окружали персон из высшего общества постоянным шлейфом заговоров, свержений, убийств и разоблачений. Перстни печатки с тайными механизмами и емкостями для ядов нашли своих ценителей именно в высших сословиях европейского общества.

Всем известная фамилия Борджиа благодаря именно этим особенностям средневекового образа жизни стала олицетворять собой убийства и отравления. Представители этого семейства оставили в истории шлейф таинственности и целый набор перстней со встроенными контейнерами для ядов. Удивительные шедевры ювелирного искусства, оплаченные семейством Борджиа, до сих пор заставляют терять голову многих современных коллекционеров и знатоков средневековой эпохи.

Это не однозначное семейство породило много легенд и мрачных историй, связанных с таинственными смертоносными ядами. Многообразие их свойств поражает даже современных медиков и химиков. Папа Александр VI, принадлежащий к роду Борджиа, содержал целый штат химиков, поставляющих к столу Его Святейшества огромный набор смертоносного зелья.

Известно так называемое «вино Борджиа». Оно ни чем не отличалось от настоящего хорошего вина. Но призвано было, конечно, не питать дух и веселить душу, а отправить эту душу к праотцам весьма нетривиальным способом. По словам очевидцев внешне действие яда было похоже на настоящую лучевую болезнь с выпадением волос и зубов, расслоением кожи и остановкой дыхания в результате. Причем, дозой принятого вина определялось время срабатывания яда, и смерть могла наступить даже через несколько лет!

Рассвет изощренного искусства приготовления ядов пришелся как раз на открытие Америки. В Европу хлынули доселе неизвестные растения, обладающие непривычными для Европы свойствами, которым тут же нашлось применение на ниве средневековых убийств. Легенды повествуют о знаменитой чете из рода Борджиа – Чезаре и Лукреции, которые довели искусство отравления до зловещего совершенства.

Сам Чезаре, сын папы Александра VI, унаследовал от отца страсть к ядам, дерзость и непримиримость характера, готовность устранить с пути неугодного человека любым способом. Ну и способ подсказало само наследие семьи Борджиа – серия невероятно хитроумных колец, перстни печатки, снабженные емкостями для ядов и специальными иглами для их введения.

Перстни печатки

Чезаре Борджиа довел искусство применения таких колец до совершенства и гордился своим умением устранить неугодного ему человека столь же быстро и незаметно, сколь и жестоко. Сын Папы всегда носил при себе красивый перстень с большим рубином, который называл «Пламя Борджиа», и часто рассказывал, что именно он неоднократно спасал ему жизнь. Каким способом это происходило, мы с вами уже можем догадаться.

Перстень «Пламя Борджиа» изготовил никому не известный мастер в начале 16-го века. Эскизы для работы предоставил сам Борджиа. Хитрость заключалась в потайном резервуаре для яда под камнем, остальное было делом ловкости рук. В процессе дружеской трапезы Чезаре незаметно сдвигал рубин и подливал яд в кубок неугодного ему человека. Далее оставалось только дождаться скоротечной смерти последнего.

В коллекцию Чезаре входил еще один предмет его изощренной гордости – перстень из золота с изображением льва. Чезаре называл его «Коготь льва» и надевал для смертельного рукопожатия. В этом перстне предусматривались скрытые шипы, смазанные ядом, и в момент рукопожатия срабатывал механизм впрыска яда.

Для применения «Когтя льва» Чезаре выбирал шумный карнавал, облачался в неузнаваемые одежды или скрывался под маской, подкрадывался к жертве и хватал человека за руку якобы для рукопожатия. Острые иглы слегка царапали кожу несчастного, после чего тот умирал в муках максимум через сутки.

Легенды не обошли стороной и жену Чезаре Лукрецию. Ее ипостась – коварная и жестокая любовница, после общения с которой, у злополучного воздыхателя появлялись все шансы досрочно отправиться на небеса замаливать грех прелюбодеяния. Ее статус не позволял использовать перстни печатки, но способ избавления от неугодных людей вполне был достоин семейства Борджиа по своей хитрости и жестокости.

Лукреция усыпляла бдительность надоевшего любовника обещаниями безумной ночи и назначала время встречи в своей спальне. Для скорейшего проникновения в покои она одаривала жертву специальным ключом от своей двери. Любовник в нетерпении вставлял ключ в неслучайно тугой замок и ранил руку вроде бы небольшими шипами и через сутки заканчивал жизнь в мучениях.

Слава семейства Борджиа столь велика, что интерес к этим персонам не утихает до сих пор. В Америке акулы масс-медиа эксплуатируют образ Борджиа для создания литературных произведений, снимают фильмы. К примеру, Джеймс Хедли Чейз написал роман «Перстень Борджиа», в котором сюжетная линия крутится вокруг обладания загадочным старинным перстнем. Когда-то, как и другие , он принадлежал этой семье и остался в истории благодаря потайному механизму, выпускающему тонкую иглу с ядом.

Один из фильмов о Борджиа вы сможете сейчас посмотреть.

Похожие материалы:

Семейство Борджиа оставило в истории заметный след. И в основном след этот окрашен кровью: все представители знатного рода были людьми страстными, упрямыми и шли к цели по трупам своих врагов. А Чезаре Борджиа был одним из самых ярких его представителей...

На гербе рода Борджиа был изображен красный бык на золотом фоне, а девиз рода звучал как «Или Цезарь, или ничто». Эти слова как нельзя лучше отражали явные и тайные цели его носителей. А цели у всех Борджиа были приблизительно одни и те же: богатство, слава и власть.

У Чезаре, родителями которого были Ванноцца деи Каттанеи (одна из самых известных и образованных римлянок конца XV - начала XVI века) и Родриго Борджиа (выдающийся религиозный и политический деятель, ставший впоследствии римским папой Александром VI), имелись для успеха все шансы. Он был умен, хорошо образован и имел множество талантов. Чезаре обладал невероятной физической силой, которую демонстрировал, участвуя в различных спортивных состязаниях. Его работа, представленная в качестве дипломной после окончания университета, была признана самой лучшей. Чезаре имел талант полководца и в течение своей жизни выиграл несколько сражений. Кроме того, он являлся прекрасным дипломатом и мог обворожить любого собеседника.

Но с такой бездной талантов Чезаре имел и крупный недостаток, который перевешивал все достоинства: он был совершенно беспринципен! Любое возражение, непредвиденная помеха или сознательное несогласие противоположной стороны приводили его в неистовство. И тогда в ход шло все - от кинжала до яда.

Особенно часто Чезаре, как и все члены рода Борджиа, любил «угощать» своих оппонентов ядами. Например, он носил перстень в виде льва, в котором прятались два когтя, смазанные ядом. Когда он пожимал руку тому, кого хотел убить, то царапал когтями перстня ладонь собеседника. Яд проникал в кровь, и человек умирал, а использованный перстень Чезаре выбрасывал. Ходили также слухи, что он мог искусно разрезать персик отравленным ножом: половинка, которую он съедал сам, не причиняла вреда, а вторая оказывалась смертельно ядовитой.

Поскольку врагов у Чезаре было немало, ему приходилось постоянно заказывать новые перстни и кольца. Так в его коллекции появился и этот золотой перстень, украшенный пятью крупными алмазами и усыпанный мелкими круглыми алмазами красного цвета. У перстня имелся секрет: крышка, украшенная камнями, откидывалась, а под ней имелся крошечный резервуар, наполняемый ядом. Среди алмазов пряталась микроскопическая полая игла, соединенная с резервуаром. Она была остро заточена. Когда Борджиа хотел избавиться от врага, он поворачивал перстень так, что алмазы и игла оказывались внутри ладони, и пожимал несчастному руку. Ядовитое острие царапало кожу, и через несколько часов человек погибал.

Этот перстень в 1501 году сделал неизвестный ювелир по эскизу самого Борджиа. Неизвестно, использовал ли Чезаре этот перстень для своих неблаговидных дел, но то, что он дошел до наших дней, скорее всего, доказательство его «невиновности».

Изящество перстня, его нежная красно-белая цветовая гамма напоминают нам о великой эпохе, где красоту от смерти отделяла тончайшая миллиметровая крышка, усыпанная алмазами.

Страница 1 из 4

Ни одна семья не оставила такого отчетливого следа в истории Италии и в сознании всего человечества, как испанское «святое семейство» Борджиа. Ни одна знатная итальянская фамилия, ни Орсини, ни Колонна, ни Висконти, ни Вителли, ни Сфорца не сыграли в истории более значимой роли, чем эти пришлые выскочки испанцы, которые дважды занимали престол Святого Петра. Два папы Калист III и Александр VI носили это ненавистное всей Европой имя – Борджиа...

Борджиа - трупы, тайны, интриги

Это имя обросло легендами и мифами, слухами, сплетнями, неясными предположениями... Читая о Борджиа, на каждом шагу сталкиваешься с трупами, тайнами, интригами, инцестом, удовлетворением самых эгоистических амбиций и самым одиозным развратом, который только в состоянии вообразить человеческий ум.

Циничные в своем хладнокровии убийцы и одновременно страстные натуры будоражат воображение и будут продолжать возбуждать интерес во все времена. Ибо, что еще может так привлекать человека, как тайна? Ни историки, ни современники Борджиа так и не поняли до конца, что же в действительности представляло собой это семейство. Не особо знатная дворянская фамилия из Арагона, правители города Гандия, не снискавшие себе славы на родине, испанцы, эмигранты заставляли пресмыкаться перед собой королей.

Говорят, что Людовика XII бросало в жар от одного упоминания имени Чезаре Борджиа, имя же Лукреции Борджиа стало почти нарицательным для женщин, которые сочетают в себе внешнее совершенство с хитроумным и изощренным коварством. Ну, и, разумеется, Родриго Борджиа, их отец, он же - Александр Шестой, папа Римский – как образец дьявольского гения, буквально по трупам восшедший на престол Святого Петра.

Перстни Борджиа

Знаменитые перстни Борджиа – извечный предмет страсти и вожделений любого коллекционера, истинные произведения темного искусства времен Ренессанса, до сих пор, словно бы притягивают к себе тьму. Возможно оттого, что проклятый рок, как черная душа их бывших владельцев заразна?

Чезаре Борджиа, славившейся своей жестокостью и храбростью, был обладателем перстня с огромным рубином, который носил имя «Пламя Борджиа» и не раз говорил, что тот неоднократно спасал ему жизнь. Еще бы! Ведь под камнем располагался искусно сделанный тайный контейнер с ядом, который Чезаре ничтоже сумняшеся, и подсыпал в напиток тому, кто осмеливался покушаться на его жизнь.

У самого папы также имелся золотое кольцо с секретом. Когда папа пожимал руку неугодного ему человека, на внутренней стороне перстня появлялся маленький шип, который слегка оцарапывал кожу приговоренного, и выпускал смертоносную каплю яда.

Такие же механизмами были встроены в дверные ключи. Перстни и кулоны эпохи Борджиа – это не просто произведения ювелирного искусства, а и потайные резервуары для смертоносных ядов, привезенных из Нового Света, к которым в средневековой Европе еще не существовало противоядий.

Однако, ради справедливости, следует заметить, что подобными игрушками увлекались не только представители семейства Борджиа, но и зловещая отравительница и великая королева Франции, флорентийка Екатерина Медичи, семья Сфорца, к которой принадлежал первый муж Лукреции, герцог д"Эсте да и многие, многие другие папы и тираны, герцоги и князья. Однако очень многие стремились стать обладателями именно перстней с секретом, принадлежавших когда-то Борджиа. Что ж, известность бренда была важна во все времена.

Джеймс Хэдли Чейз

Перстень Борджа

Врожденное чувство опасности разбудило Феннеля. Он поднял голову – кромешная тьма. Волны плескались о борт замершей на якоре баржи. Рядом ровно дышала Мими. Снаружи доносился мерный рокот дождя, барабанящего по палубе. Звуки успокаивали. Тогда почему же Феннель так внезапно проснулся?

Последний месяц Феннель жил под страхом смерти, инстинкты обострились. Он чувствовал – опасность приближалась.

Наклонившись, Феннель достал из-под кровати полицейскую дубинку. Закрепленный на конце кусок велосипедной цепи превращал ее в грозное оружие. Осторожно, чтобы не разбудить Мими, он выскользнул из постели и потянулся к аккуратно сложенной на стуле одежде. В его деле умение быстро одеться в темноте имело немаловажное значение. Он натянул брюки и обул ботинки на каучуковой подошве. Мими вздохнула и перевернулась на другой бок. Сжимая дубинку, Феннель двинулся к выходу.

Бесшумно отодвинув хорошо смазанный засов, он повернул рукоятку и, приоткрыв дверь на несколько дюймов, прислушался, вглядываясь в темноту. Шум дождя заглушал все звуки, но Феннель не успокоился: где-то поджидала опасность.

Осторожно он приоткрыл дверь пошире, чтобы видеть палубу, выделяющуюся на фоне черной воды в слабом свете далеких фонарей. Слева тускло мерцали огни лондонского Вест Энда. Снова Феннель прислушался и опять не услышал ничего подозрительного. Но опасность… он не сомневался в ее наличии. Согнувшись, Феннель вполз на мокрую, холодную палубу – дождь молотил по голым плечам, – подкрался к борту, губы разошлись в злобной улыбке, обнажив ряд белых зубов.

К барже медленно приближалась весельная лодка. В лодке четверо, один неторопливо греб, направляя лодку к цели.

Он прополз еще несколько метров и застыл, сжав в руке дубинку. Утверждение, что Феннель – храбрый человек, пожалуй, не соответствовало действительности. Тут его можно сравнить с леопардом. Пока есть возможность, тот всегда убегает, но, загнанный в угол, становится самым опасным и коварным хищником. И Феннель, пойманный в западню, шел на все, чтобы спасти собственную жизнь.

Он понимал, что рано или поздно его найдут. И вот они приближались к барже. Феннель не испугался, начисто забыл о страхе, как только узнал, что Морони приговорил его.

Лодка бесшумно подходила к барже. Все понимали, что Феннель – крепкий орешек, и не хотели рисковать, оставалось лишь забраться на палубу, проникнуть в каюту… и с ним покончено.

Феннель ждал, невидимый в темноте. Лодка коснулась баржи в четырех метрах от него. Мужчина на носу встал, уцепившись за борт, одним движением взлетел на палубу, наклонившись, подал руку одному из своих спутников. Когда тот ступил на палубу, Феннель бросился вперед, взмахнув дубинкой. Цепь ударила первого по лицу. Мужчина издал дикий вопль, покачнулся и рухнул в воду. Второй мужчина выхватил нож, но цепь обвилась вокруг шеи, отбросив его назад. Он замахал руками, но, не найдя опоры, исчез за бортом.

Феннель, ухмыляясь, скрылся в тени. Двое в лодке его не видели, так как фонари набережной находились за их спинами.

После короткого замешательства лодка отошла от баржи.

Феннель видел, как двое с трудом вылезли из воды. Когда лодка скрылась в темноте, он встал и, наклонившись, опустил цепь в воду, чтобы смыть кровь. Ледяной дождь по-прежнему барабанил по спине; они могут вернуться, и тогда их не застать врасплох.

Значит, надо уходить отсюда, и уходить быстро.

Феннель вернулся в каюту, зажег свет. Женщина сидела на постели.

– Что это, Лью?

Не обращая внимания, Феннель прошел в маленькую ванную и, включив горячую воду, забрался под душ. Господи, как он замерз!

Мими подошла к двери.

– Лью, что случилось?

Феннель, не отвечая, выключил воду и сдернул с вешалки полотенце.

– Дай рубашку… И не стой как статуя!

– Что случилось? Скажи, Лью, что происходит?

Мужчина прошел в каюту, вытащил из шкафа рубашку, брюки, свитер под горло, черный пиджак с кожаными нашлепками на локтях, быстро оделся.

Мими, не шевелясь, стояла на пороге.

– Почему ты молчишь? – взвизгнула она. – Что произошло?

Феннель коротко взглянул. Все-таки она помогла. Морони потребовалось четыре недели, чтобы выйти на его след.

– Маленькая неприятность. Пустяк. Не волнуйся, иди спать.

– Почему ты оделся? – Мими вошла в комнату. – Зачем?..

– Помолчи, а? Я ухожу.

– Уходишь? Почему? Куда?

Феннель схватил со стола пачку сигарет. После горячего душа он чувствовал себя уверенней.

– Ложись в постель. Простудишься. Мне надо позвонить.

– Ты не можешь бросить меня! – Мими схватила его за руку. – Я сделала для тебя все! Ты не уйдешь.

– Заткнись! – рявкнул Феннель и, вырвав руку, направился к телефону. Набрал номер, посмотрел на часы. Без десяти четыре. После нескольких гудков на другом конце провода сняли трубку.

– Кто это, черт побери? – послышался сонный голос.

– Джейси? Это Лью.

– О Боже, я сплю!

– Можешь заработать двадцать фунтов. Возьми машину, через двадцать минут жди меня у бара «Корона» на Кинг-роуд.

– Рехнулся? Посмотри на часы. Что случилось? В такую погоду может утонуть даже утка.

– Двадцать фунтов – двадцать минут, – спокойно повторил Феннель.

Длинная пауза… В трубке лишь тяжелое дыхание Джейси.

– «Корона»?

– Чего не сделаешь для друга… еду!

Феннель положил трубку.

– Ты не уйдешь! – Лицо Мими покрылось красными пятнами. – Я не пущу тебя!

Феннель вытащил ящик туалетного столика и переложил в карманы пиджака безопасную бритву, тюбик крема для бритья, зубную щетку, расческу. Мими вновь вцепилась в его руку.

– Я сделала для тебя все! Паршивый каторжник! Без меня бы ты сдох с голоду!

Он оттолкнул Мими, подошел к каминной полке, подхватил большой фарфоровый чайник.

– Не тронь! – Она бросилась к Феннелю, пытаясь отнять чайник, хранивший ее сбережения.

– Спокойно, Мими, – процедил Феннель. – Мне нужны эти деньги. Я все верну… обещаю.

Левой рукой женщина схватила чайник, правой попыталась вцепиться ему в волосы. Феннель дернул головой, отпустил чайник, и в следующее мгновение его кулак врезался в челюсть Мими. Подруга отлетела на пару метров, растянулась на полу. Чайник разлетелся на куски, монеты покатились по всей комнате.

Феннель наклонился, ухватил несколько свернутых в трубочку десятифунтовых банкнот, не взглянув на лежащую без сознания женщину, сунул деньги в карман, прихватил со стола дубинку, выбрался на палубу.

Дождь лил не переставая. Феннель несколько секунд привыкал к темноте, оглядел набережную: ничего

Loading...Loading...