Двенадцать рассказов протодиакона андрея кураева, который ничего не выбирал. Вместо эпилога: чего не хватает миссионеру

Автономная некоммерческая организация Лицей духовной культуры во имя преп. Серафима Саровского основан в 1992 г.

Учредители лицея: Синодальный Отдел Религиозного Образования и Катехизации Русской Православной Церкви, Всероссийский Фонд образования, Автономная некоммерческая организация Российский православный институт св. Иоанна Богослова и директор лицея Кузнецов Игорь Анатольевич (бывший старший научный сотрудник научно-исследовательского института школ Министерства просвещения РСФСР).

В настоящее время Лицей имеет государственную лицензию с регистрационным номером 028489 серии 77 № 001494, и государственную аккредитацию с регистрационным номером 000931 серии 77А01 № 0000931.

До 1999 года лицей располагался в здании бывшего Константинопольского подворья, рядом с храмом преп. Сергия Радонежского. Настоятелем храма был протоиерей Иоанн Вавилов, который также и являлся духовником Лицея. В последствии духовниками этого же лицея были клирики этого же храма иерей Сергий Ермаков и иерей Павел Спесивцев.

Учебный день начинался с молитвы перед началом обучения в храме прп. Сергия, на двунадесятые и великие праздники многие учащиеся были на богослужении в этом храме. В 1999 г. лицей получил здание бывшего детского сада, расположенного в Измайлово по адресу 3-я Парковая, д.34, стр. 1. Взаимодействие с храмом стало затруднено. Тогда было решено одно из помещений нового здания лицея переоборудовать под храм.

В 2003 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в лицее был освящен храм во имя прп. Серафима Саровского, в котором регулярно совершается Божественная литургия, читается акафист прп. Серафиму Саровскому, служились молебны Сергием Ермаковым и иереем Павлом Спесивцевым. Учебный день в лицее начинается с молитвы всех учащих и учащихся в храме.

В 2014 году по благословению митрополита Арсения и епископа Пантелеймона Лицей был переведён в Восточное викариатство, богослужения в храме совершали клирики Рождественского благочиния иерей Дмитрий Дворников и Виктор Казанцев. Для духовного окормления Лицей был прикреплён к Собору Покорова Пресвятой Богородицы в Измайлово (настоятель протоиерей Владимир Бушуев)

С 2015/2016 учебного года лицей прикреплен к храму Казанской-Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово Рождественского благочиния Восточного викариатства (настоятель протоиерей Иоанн Ермилов). По благословению Святейшего Патриарх Москоского и всея Руси Кирилла духовником лицея назначен иерей Дмитрий Юрьевич Дворников клирик храма Казанской-Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово.

В 2015/2016 учебном году в домовом храме лицея регулярно совершается Божественная литургия, служится акафист прп. Серафиму Саровскому. Под руководством духовника лицея учащиеся лицея занимаются социальным служением в восточном благочинии (посещают пансионат для престарелых и др.), проходят практику служения пономарями, регентами и певчими на клиросе, во время богослужений.

Лицей имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам: основное общее образование; среднее общее образование. В лицее обучаются дети с 5 по 11 класс. Контингент обучающихся различен: дети из полных семей, дети из неполных семей, дети из социально незащищенных семей, дети из многодетных семей.

Занятия в лицее ведут, доктора наук, кандидаты наук, опытные педагоги. Базовые предметы преподаются по государственному образовательному стандарту.

В 2012 году Лицей прошел конфессиональную аттестацию, по результатам которой 4 мая 2012 г. был внесен в Реестр образовательных организаций Русской Православной Церкви и получил право осуществления образовательной деятельности по программам православного компонента основного общего образования, среднего общего образования.

Богословские дисциплины. «Основы православной веры» в 6,7 классе преподает духовник лицея, кандидат богословия (выпускник Московской Духовной Академии) иерей Димитрий Дворников. «Основы православной веры» в 8-11 классах преподает слушатель 3 курса МДАиС, выпускник Московского педагогического государственного университета по специальности «Учитель истории», послушник Донского ставропигиального монастыря Полежаев К.Ю.

Наряду с общеобразовательными и богословскими предметами преподаются церковнославянский и древнегреческий языки, церковное пение.

Церковнославянский и древнегреческий языки преподает выпускница НОУ ВПО Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Зотова Л.В..

Церковное пение преподает выпускница Московской регентско-певческой семинарии, певчая Храма Казанской-Песчанской иконы Божией Матери Рождественского благочиния Восточного викариатства Просвирина Л.А.

В составе администрации, педагогического коллектива лицея есть выпускники ПСТГУ (завуч, методист, учителя).

За 23 года деятельности лицея практически все выпускники поступили в лучшие ВУЗы Москвы. Ряд выпускников посвятили свою жизнь науке, защитив кандидатские и докторские диссертации.

20 выпускников окончили лицей с отличием и награждены золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учебе».

Многие выпускники лицея посвятили свою жизнь служению Церкви, закончив духовную академию, семинарии, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, Российский Православный институт cв. Иоанна Богослова. Среди выпускников 14 священнослужителей, 2 выпускника преподают в ПСТГУ, 1 выпускник – в Николо-Угрешской духовной семинарии.

Учащиеся лицея принимают активное участие и становятся победителями и призерами муниципальных этапов международных конкурсов и олимпиад по общеобразовательным предметам, а также конкурсов «Красота Божьего мира», «Святые заступники земли Русской» и Общероссийской олимпиады по ОПК «Русь святая, храни веру православную!». В 2014/2015 учебном году учащаяся 9 класса стала призером регионального этапа олимпиады по ОПК.

Лицейский театр «Первоцветы» выступают на городских площадках (окружная библиотека, городские конкурсы школьных и семейных театров, школы-интернаты, пансионат для престарелых и т.д.) с выездными спектаклями, принимают участие в благотворительной акции «Белый цветок» и др.

Учителя и учащиеся лицея занимаются активной социальной деятельностью: много лет оказывают благотворительную помощь Золинской школе-интернату; взаимодействуют с пенсионерами Измайловского пансионата для ветеранов труда №19, ведут переписку и оказывают благотворительную помощь заключенным. В лицее действует приют для бездомных кошек.

+
Фото: Черниговский скит Троице-Сергиевой Лавры. Иван Скорик и автор очерка (справа). Октябрь 1991 г.
Фото Сергея Старшинова

СОПРИЧАСТИЕ

В рассказе Ивана Сергеевича Шмелёва «Куликово Поле» следователь по особо важным делам, от лица которого ведётся рассказ, говорит, что он, чтобы подтвердить факт явления преподобного Сергия Радонежского, «производил как бы следствие». Вот и мне, чтобы выявить причастных тайному изъятию, сокрытию и сохранению главы Преподобного, пришлось тоже "произвести как бы следствие".

Его мог бы начать ещё в 1992 году, но по духовной глухоте не расслышал зова. Павел Васильевич Флоренский, с которым у меня намечалось сотрудничество (к сожалению, не состоялось!) в подготовке к печати писем Сергея Цветкова к священнику Павлу Флоренскому, однажды «проговорился» (запись в моем дневнике – 04.03.1992 г.) о том, что собирается встретиться «с одной старушкой», которая, по его словам, хранила главу Преподобного в своей квартире и перед открытием Лавры (в 1946 г.) передала святыню патриарху Алексию I. «Это, я вам скажу, – резюмировал Павел Васильевич, – подвиг несравнимый с сохранением царской короны!». Наши пути с доктором геологии разошлись, а я (увы мне!) так и не поинтересовался, что же рассказала «одна старушка».

Признаться, тонкий зов творческой судьбы (займись-ка этим!) мог бы уловить уже в 1980-х гг. Всякий раз, когда бывал в Троице-Сергиевой Лавре, останавливался у могилы архиепископа Сергия (Голубцова) и недоумевал: почему «советскому» архиерею оказана такая честь? И вот, спустя четверть века, читаю, что также недоумевала и братия: «…для некоторых, – пишет игумен Андроник (Трубачёв), – было неожиданно и необъяснимо указание Святейшего Патриарха Пимена о погребении архиепископа Сергия в стенах Лавры перед алтарём Духовского собора» (1)

К Троице-Сергиевой Лавре меня приобщил мой дядюшка (из латгальских староверов), мамин брат Николай Матвеевич. В 1970-х гг. он приехал погостить к сестре и попросил меня сопроводить его в Загорск – «к преподобному Сергию Радонежскому». Я впервые увидал, как «припадают к раке» и целуют стекло над мощами Преподобного, впервые и сам поцеловал, и впервые испытал благоговение перед святыней. Это ещё не было верой, а какое-то томление по вере. Приезжал дядюшка и в 1980-х гг., и всякий раз мы совершали паломничество в Лавру, и, видимо, тогда уже томление незаметно перешло (утолилось!) в веру.

Редакция журнала, куда устроился на работу, находилась как раз напротив (через дорогу!) храма преподобного Сергия Радонежского «в Крапивниках». Настоятелем был протоиерей Иоанн Вавилов (внучатый племянник репрессированного генетика Николая Ивановича Вавилова), его я и попросил освятить помещение редакции. По дороге на работу, если не каждый день, то раз в неделю обязательно (в течении 18-ти лет), заходил в храм, чтобы приложиться к знаменитому Кийскому кресту-мощевику (в нём частицы мощей более, чем 300 святых!), сооружённому по благословению патриарха Никона в виде точной копии Креста, на котором был распят Спаситель. Не раз бывал и на службах, причащался святых Христовых Таин и, конечно же, возносил молитвы к Печальнику Земли Русской. Молился пред его чудотворной иконой с самого открытия храма, и вскоре Преподобный меня «позвал»…

В октябре 1991 года я поехал в Черниговский скит Троице-Сергиевой Лавры, чтобы на его кладбище отыскать уничтоженные могилы известных мыслителей – монаха Климента (в миру К.Н.Леонтьева) и В.В.Розанова. Когда мы (2) вели изыскания, насельники скита интересовались, чего мы тут ищем. Я им рассказывал о писателях, похороненных здесь, и о дневниковой записи М.М.Пришвина, позволяющей найти могилы. После того, как место их расположения было обнесено верёвочным заграждением, ко мне подошёл пожилой мужчина, в косоворотке, с окладистой седой бородой. Он спросил, чьи могилы огорожены, потом, внимательно выслушав мой рассказ, неожиданно предложил:

– Приходите завтра в четыре утра в Троицкий собор – приложиться к мощам Преподобного.

– Кто же меня туда пустит? – недоверчиво спросил я.

– Вы только не опаздывайте, – ответил он, – я впущу!

Я понимал, что удостоился высокой чести. Придя в гостиницу, всё думал, как бы завтра не проспать, и, в конце концов, решил вовсе не ложиться. К тому же мне было, чем заняться. По блокнотным зарисовкам и записям вычертил в двух экземплярах план расположения найденных могил. Также в двух экземплярах написал пояснительную записку к плану, куда включил и цитату из дневника М.М.Пришвина. Как нетрудно догадаться, один экземпляр плана и записки я намеревался передать в Черниговский скит.

В половине четвёртого тронулся к Лавре. Стояла зябкая осенняя ночь. Шаги мои гулко отдавались в тишине. Я с улыбкой вспомнил, что имя мужчины, который меня пригласил, Пётр. Когда мы знакомились, я спросил об отчестве.

– Зовите меня, – твёрдо ответил он, – просто Пётр.

Да нет, думал я, не просто Пётр (как тут было не вспомнить о верховном апостоле!), а привратник Троицкого собора. Ворота Лавры оказались открытыми, никто их не сторожил. Безлюдно было и на территории монастыря. Удивительно! Подойдя к северному входу собора, засомневался: может, лучше подойти к двери притвора? Пока раздумывал, дверь отворилась, и Пётр пригласил меня войти. В храме горели только свечи. Начиналась служба преподобному Сергию Радонежскому. Служил наместник Лавры архимандрит Феогност. Захваченный стройным монашеским пением, я не заметил, как пролетело время. Иноки друг за другом стали подходить к открытой раке, чтобы приложиться к мощам Преподобного. Последним подошёл я. Дважды земно поклонившись, поцеловал святыню, затем, ещё раз совершив земной поклон, вслед за монахами подошёл под благословение к наместнику Лавры.

Возвращался я домой, как сейчас понимаю, уже другим человеком. Затрудняюсь сказать (тут многое остаётся втайне), что во мне изменилось, но уверен, что не будь этой поездки, дальнейшая судьба моя сложилась бы иначе.

Прошли годы, и мы с женой приобрели дом в Малоярославце, под стеною Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. Узнав, что на его кладбище похоронена схимонахиня Елисавета, в мiру Екатерина Павловна Васильчикова, послужившая прототипом юной героине рассказа Ивана Шмелёва «Куликово Поле» – Ольге Георгиевне Средневой, а также о том, что она и есть та старушка, о которой мне когда-то поведал П.В.Флоренский, я, конечно же, не мог не начать «как бы следствие» о тайном и таинственном подвиге, который по своей духовной значимости «несравним с сохранением царской короны». От судьбы, как говорится, не уйдёшь!

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Игумен Андроник (Трубачёв). Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918–1946 гг. Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2008. С. 226

3. Мне помогал ведущий в скиту дренажные работы инженер Иван Скорик.

Сергиево благословение – 16 –
Сергиево благословение – 15 –
Сергиево благословение – 14 –
Сергиево благословение – 13 –

Брак, семья, венчание - это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение , стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником , настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

- Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?

При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.

В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» - значит, нельзя. «Не положено» - например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом - или же не принято.

Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин - для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге - особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то - как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, - «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.

А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».

Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же - . Это, конечно, беда нашего времени…

В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит - это уже Его святая воля.

Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…

Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.

Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами - у нас множество и бедных приходов.

Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь

Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия - невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.

Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью - и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.

Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это - особенности каждого служения.

Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?

Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» - а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен - получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна - почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…

Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!

- Важно послушание Церкви?

Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.

Надо понимать, что вообще брак - это не церковное, это гражданское установление. существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу - так.

Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то - это так!

- Некоторые священники поступают в каких-то случаях « по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…

По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!

Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.

Когда мы говорим о , которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

Тут нужно помнить одну важную вещь: давайте сравним Сербию и Россию по размерам: малым коллективом всегда легче управлять!

Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает - значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее - тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.

Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» - «Нет, не против, но занятие бесполезное!» - «А почему?» - «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.

Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.

У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.

А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом - две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город - своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова - своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.

Например, была Оптина, были , отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами - мы и должны к этим образцам возвращаться. А там - как уж получится. Так и получится!

- На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.

В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» - то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.

Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят - они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого - всё нечисто. И признак чистоты - не видеть грехи других людей. А признак нечистоты - это именно когда мы видим только грехи другого человека.

Этот образ Божий - его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование - это воссоздание в человеке образа Божия. Это - первое. Второе - умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое - это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!

К психологической общественности


В Интернете на многих православных сайтах появилась информация о состоявшейся 2.02.2006 года учредительной конференции Православного общества психологов, на котором было принято решение о создании рабочей группы, призванной подготовить концепцию и устав, обсудить варианты названия общества. В состав рабочей группы вошли протоиерей Иоанн Вавилов, священник Андрей Лоргус, профессор Б.С. Братусь, профессор Ф.Е. Василюк, профессор В.И. Слободчиков, предприниматель Б.П. Соколовский.

В 2006 году состоялось несколько заседаний рабочей группы, на последнем из которых были отклонены вариант концепции и устав общества, предложенные Б.П. Соколовским, о чем от имени рабочей группы было доложено Б.С. Братусем и свящ. А. Лоргусом на секции Международных рождественских чтений 2 февраля 2007г.

Тем не менее в Интернете без ведома и согласия участников рабочей группы в 2007 году был открыт сайт якобы учрежденного Православного общества психологов, исполнительным директором которого назван Б.П. Соколовский, а ученым секретарем -И.Э. Соколовская.

Мы нижеподписавшиеся считаем своим долгом уведомить общественность, что общество под руководством Б.П. Соколовского и И.Э. Соколовской рабочей группой не утверждалось и к его деятельности мы отношения не имеем.

Профессор,
член-корреспондент РАО,
директор Института развития дошкольного образования,
В.И. Слободчиков.

Профессор,
зав. кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ им. Ломоносова,
Б.С. Братусь.

Профессор,
декан факультета психологического консультирования МГППУ,
Ф.Е. Василюк.

Протоиерей Иоанн Вавилов ,
настоятель Храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва.

Священник Андрей Лоргус ,
декан факультета психологии Российского православного института св. Иоанна Богослова.

Споры о совместимости психологии и христианства не утихают и вряд ли когда-нибудь утихнут. Тем не менее с начала 1990-х годов термин «христианская психология» существует. Первые семинары по христианской психологии проходили в МГУ. О том, как все начиналось, корреспонденту «Милосердия.Ru» рассказал один из организаторов семинаров, заведующий кафедрой общей психологии МГУ, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО Борис Сергеевич БРАТУСЬ

Борис Сергеевич, как возникла идея семинаров?
-- Во многом благодаря инициативе студентов. Я время от времени проводил на факультете семинары в рамках студенческих конференций, и вот в апреле 1990 года студенты предложили один из семинаров сделать по теме «Психология и религия», сказали, что приведут на него двух священников. Еще до того, как они назвали их, я догадался, что это отец Борис Ничипоров и отец Иоанн Вавилов. Обоих я помнил студентами психологического факультета, Боря Ничипоров даже писал под моим руководством одну из курсовых. Когда они стали священниками, как бы ушли за горизонт. Я слышал, что они приняли сан, но до того момента много лет с ними не общался.
То есть изначально была предложена тема одного семинара. Но он вызвал такой интерес у участников, что превратился в постоянный, мы с отцом Борисом и отцом Иоанном проводили их примерно раз в месяц. На семинарах кроме известных психологов выступали Валентин Семенович Непомнящий, Андрей Борисович Зубов, Василий Георгиевич Моров, Борис Николаевич Любимов, историки Церкви – всех по именам не помню. На очень высоком уровне проходили семинары. (Я уж не говорю о том, что в 90-м году само присутствие батюшек в университетской аудитории было событием). Длились семинары часа по 3 без перерыва, а потом еще кулуары, неизменный чай опять же с обсуждением, хождения по коридору, разговоры, споры. Собирались в пять, а расходились где-то около десяти. Все это при переполненной аудитории, однажды, чтобы все желающие поместились в аудитории, пришлось вынести оттуда столы.

-- И повлияли семинары на мировоззрение студентов? -- Безусловно. Во-первых, студенты видели много интересных, ярких людей, слышали уважительные дискуссии на высоком уровне, во-вторых, в главном вузе атеистического государства появилось место, где Церковь, христианство были не абстрактным предметом изучения, а живым миром. А как много значил для студентов выездной семинар, организованный отцом Борисом! Я тоже в нем участвовал, мы жили в палатках в лесу рядом с Оптиной пустынью, ходили туда на службы. По вечерам к нашему костру приходил насельник Оптиной пустыни иеромонах Ипатий, беседовал со студентами. Это же так привлекательно для молодых, в основном невоцерковленных людей – возможность в непринужденной походной обстановке общаться со священнослужителями, спорить с ними, не соглашаться. Потом уже многие студенты крестились, один после университета пошел в семинарию, две девушки стали матушками. Но отец Ипатий, отец Борис, отец Иоанн ничего не навязывали, а просто своим примером убеждали, что христианство – мир радостный, привлекательный. К вере человека может привести только Сам Господь, а задача миссионера – показать открытую дверь. В борьбе за души надо выходить в мир.

Борис Сергеевич, мне посчастливилось познакомиться с отцом Борисом и сделать с ним интервью незадолго до его кончины. Он говорил, что во время его учебы в МГУ тема веры на лекциях не звучала. В том числе и о вашей вере он тогда не догадывался. А были ли вы уже в то время, в начале 70-х годов, верующим человеком? -- Мой путь – довольно типичный для человека моего поколения. Я родился в атеистической семье, от Церкви был далек. Переворот произошел со мной в 1971 году. Я перед этим уехал из Москвы в город моего отца Конотоп писать диссертацию. Работа над диссертацией шла успешно, но в душе переживал кризис, и в этом отчаянии вдруг понял, был осенен: Бог есть! Так началось мое медленное нерадивое движение. Через некоторое время понял, что хочу креститься. В Москве крестины тогда фиксировались, и данные передавались по месту работы. Для меня как преподавателя МГУ это означало бы неизбежное увольнение. Но вскоре случилась командировка в Польшу – первая в жизни поездка заграницу. В Варшаве, в маленьком храме при православном кладбище на Воле меня крестил отец Анатолий Шидловский. Естественно, в то время студенты не могли от меня ничего путного услышать на эту тему, и не только потому, что это было опасно, но мне и нечего было сказать им. Только начинал воцерковляться, практически с нуля.

В то время, наверное, и невозможно было в светском вузе говорить о вере. Но ведь и в 1990-е годы не все приветствовали ваши семинары?
-- У многих это вызывало недовольство и раздражение. В 1994 году произошел курьезный эпизод. В университет пришло распоряжение Министерства образования не пускать в аудитории сектантов. Причина была в том, что в то время в МГУ, давая якобы благотворительные деньги, стали активно внедряться муниты. (Не на наш факультет, но, по-моему, на журфаке они «миссионерствовали», где-то еще). Знаете, как оживились у нас на Ученом совете?! А у нас-то, говорят, какие-то семинары проходят, что на них творится? Хотя, казалось бы, чего проще, прийти и посмотреть, что «творится» - двери открыты. Но те, кто возмущался, ни разу не пришли к нам на семинар. Зато прислали на кафедру письмо, чтобы кафедра разобралась по поводу моей «сектантской» деятельности на факультете. Мне кажется, я в той ситуации принял правильное решение – закатил плановую истерику. Сказал, что возмущен самой постановкой вопроса, так как эти семинары воспитывают студентов, их посещают крупные ученые и т.д. И на кафедре приняли мою позицию и написали в ректорат: сектанты к нам не приходят, аудитории кафедра никому не сдает, а деятельность профессора Братуся ценит.
Конечно, нам повезло, что эта история с распоряжением из Министерства образования случилась только в 1994 году. К тому времени мы уже развернулись, даже сделали отдельное направление специализации «психология религии», ввели для отобранной группы студентов совершенно новые лекционные и практические курсы. Среди преподавателей были отец Борис, отец Иоанн, Федор Ефимович Василюк, Алексей Григорьевич Шкуропат и Тамара Александровна Флоренская. А в 1992 году Виталий Владимирович Рубцов был назначен директором Психологического института РАО и сразу предложил мне создать там лабораторию христианской психологии. Назвать ее ему так не дали, но лаборатория была создана и просуществовала 6 лет. (За это время ни один человек не назвал ее правильно – лаборатория философско-психологических основ развития человека). А слухи какие в институте ходили! Говорили, открывается новая лаборатория, будет теперь внизу у лестницы сидеть поп и всех входящих крестить. Но лаборатория открылась. Крошечная лаборатория, всего три сотрудника у меня было, в том числе на первых порах и отец Борис. Все мы работали на полставки. Но важен был сам прецедент. Вскоре мы стали работать над учебным пособием «Начала христианской психологии». Как ни дерзко это было с нашей стороны, в 1995 году учебник вышел. Небольшим, правда, тиражом, но с выходом этого учебника термин «христианская психология» вошел в обиход.

В церковной среде многие до сих пор категорически отвергают психологию. А у вас никогда не было сомнений в совместимости психологии и христианства?
-- У меня не было, хотя я, конечно, знаю, что некоторые не просто не признают психологию, но считают ее бесовской наукой. Посудите сами: Господь создал человека и человеческую психику, возможность восприятия, памяти, мышления, поэтому само по себе изучение этих вещей абсурдно считать чем-то богопротивным. Тогда и физиологию, и анатомию давайте объявим богоборческими науками! Мне близка позиция Михаила Васильевича Ломоносова. Он говорил, что Господь дал людям две книги: Писание и мир в натуре. Толкователи первой книги – богословы, второй – ученые. И задача психолога, как и любого ученого, - познание Божиего Творения. Другое дело, что большинство под психологией понимает исключительно психотерапию. Но, простите, психотерапия в нашей стране стала интенсивно развиваться примерно с начала 80-х годов. Основной корпус книг по психологии – о том, как мы видим, слышим, понимаем, действуем. И это не домыслы, а результаты тончайших исследований и экспериментов. А то, что в психологии можно найти и серьезные заблуждения, то назовите мне науку, тем более такую же молодую, которая бы их избежала. Дело поэтому не в «закрытии» психологии, а – напротив – в ее подлинном «открытии» как науки об удивительном, дарованном Богом инструменте человеческой жизни. Трудно в этой связи не посетовать, что сейчас многие дискредитируют психологию. Никто не дерзнет сказать о себе «я физик», если не имеет соответствующего образования. А психологами себя кто только ни называет.
Когда я в начале 60-х годов поступал в МГУ, психологического факультета не было, было отделение психологии на философском факультете - 25 человек на курсе. Такие же отделения были в Ленинградском и Тбилисском университетах – соответственно где-то 20 и 10 человек. Это на весь Советский Союз. А сегодня мало того, что факультеты открываются в непрофильных вузах, так еще и по всей стране действуют ускоренные курсы. Имя им – легион. Люди приходят туда, и их даже толком не интересуют тонкости устройства психики. Они прямо говорят: научите нас нажимать кнопки. И такой манипулятивный подход все чаще встречается и среди профессиональных психологов. Теория, говорят, нам неинтересна, вы в МГУ снобы, а нам практику подавай. Из-за этого уже многие крупные ученые стесняются называть себя психологами. И я понимаю негативное отношение к психологии некоторых представителей Церкви. Но мы, психологи, должны бороться за свою науку, не сдавать ее. Повторяю, в идеале я рассматриваю свою работу как способ богопознания. По воле Божией психологический аппарат работает, значит надо его изучать. А уж на совести каждого психолога, как он применит свои знания.

-- Значит, многое зависит от мировоззрения специалиста?
-- Смотря какого специалиста. В России есть выдающиеся психологи, которые занимаются психофизиологией, проблемой цветового зрения. Они проводят тончайшие опыты на нейронном уровне. Некоторые механизмы там изучаются на улитке. Имеет ли здесь значение мировоззрение? Думаю, достаточно косвенное. А вот если психолог занимается проблемой личности, да еще кого-то консультирует, претендует на воспитание, тогда мы вправе спросить его, как он понимает цель человеческой жизни. Психолог не может подменять собой священника, богословствовать (он работает на другом уровне человеческого бытия), но должен понимать, что он не механик, работает не с мотором, а с душой человеческой.

-- Часто ли психологи понимают психологический уровень бытия как высший?
-- Бывает. И пытаются решать непсихологические проблемы. Какой-то психологический империализм! Надо понять, где наша профессиональная граница. У меня ощущение, что многие психологи забыли слово «нет». О чем их ни спросишь, все они могут. Неправда! Не может наука все. И вот когда специалисты научатся честно говорить «этого мы не можем сделать, а этого не будем», тогда они станут по-настоящему ответственными.

Борис Сергеевич, мне очень понравились слова одного из ваших учеников, Андрея Феликсовича Копьева, что само психологическое консультирование не несет в себе ничего положительного, что это опыт человеческих ошибок, а не путь в светлое будущее.
-- Красиво сказано! И точно! Не все это понимают, отсюда и манипуляции, и претензии психологов на то, что они могут быть учителями жизни. Надо трезвее оценивать свои возможности.

-- Все ли студенты, прошедшие через ваши семинары, впоследствии воцерковились?
-- Конечно, нет. Это невозможно, мы на это и не рассчитывали. Но даром наши семинары не прошли. В первые годы существования семинаров ко мне обратились специалисты из института нейрохирургии имени Бурденко с просьбой помочь им организовать психологическую службу. И несколько выпускников нашего семинара пошли туда работать. Это такой страшный институт, переполненный тяжелейшими и слишком часто необратимыми страданиями и увечьями психики! Мало кто из студентов решился бы туда пойти. Так что плоды наши семинары принесли, души разбудили, но у каждого свой путь к Истине, это уже зависит не от нас. Но я уверен, что все, кто прошел специализацию «психология религии», через наши семинары, будут в своей практике с уважением относиться к человеческой личности.

-- А насколько религиозны сегодня студенты психологического факультета МГУ?
-- Они задают вопросы о христианской психологии. Но вообще я убедился, что к этим вопросам студента надо подводить осторожно. Иначе что-то у него внутри щелкает - и он закрывается. Тогда достучаться до него очень трудно. А сегодня у нас новая проблема – студент помолодел. Примерно 20 % поступающих на первый курс – 16-летние подростки. Вундеркиндов среди них единицы, большинство не готово к университетскому образованию, они еще совсем дети. Пришлось открыть новый курс «Мир и психология». Мы ведем его с Владимиром Владимировичем Умрихиным. На этом курсе мы вводим их в университетское пространство. Вернее, пытаемся ввести, не знаем, насколько успешно.

-- Известно, что часто человека в психологию приводят собственные комплексы. У вас много таких студентов?
-- На второе высшее образование или на курсы дополнительного образования очень многие приходят из-за личных проблем, например, сложных отношений со своими детьми.
Я считаю, что нужны более жесткие требования к поступающим на психологические факультеты. Сегодня единственный барьер для абитуриента – психиатрический. Этого недостаточно.

-- Борис Сергеевич, а вы сами почему пошли в психологию?
-- Сначала хотел, как все ребята того времени, поступить на что-то «приличное», стать физиком или математиком. Старший брат у меня мехмат окончил. Но я вовремя понял, что в области математики абсолютно бездарен. Стал листать справочник, по справочнику и выбрал психологическое отделение философского факультета. Вообще мне кажется, что когда говорят «я с трех лет почувствовал свое призвание», это ерунда. В дело надо ввязаться. Я всегда советую своим студентам не зацикливаться на том, кем они хотят быть: клиническими психологами или школьными или еще кем-то. Пусть внимательно слушают, стараются понять, «открыть», что такое психология. А потом они найдут где применить свои знания. Путь настоящего ученого – кривая. Тесный, всегда требующий полной самоотдачи, драматичный путь к Истине.

Loading...Loading...