Главные тайны Святого Грааля. Монти пайтон и священный грааль

3 382

Но вот Грааль… чаша грааль
Каким путем
Ты, грешник, мог прознать о нем?
Лишь в небесах определяли
Кто смеет ведать о Граале.
За что б тебе такая честь
Знать, что Грааль священный есть?!

Если бы все, кто в разные времена отправлялись на поиски Грааля, читали эти слова, как много ошибок небыло бы совершено!.. Но и тот, кому они адресованы, - Парцифаль, герой одноименного романа Вольфрама фон Эшснбаха, - не сразу постиг их смысл. Подобно многим искавшим Грааль, он был очарован его волшебными свойствами, еще не зная сколь обманчивым может быть их внешний блеск.

Грааль в своей великой силе
Мог дать, чего б вы ни просили
Вмиг угостив вас (это было чудом!)
Любым горячим иль холодным блюдом
Заморским или местным
Известным исстари и неизвестным
Любою птицей или дичью
Предела нет его величью.
Ведь Грааль был воплощеньем совершенства
И преизбытком земного блаженства.

Впервые о Граале миру поведал в конце XII века Кретьеп де Труа, и предание с невиданной быстротой распространилось по Европе. Оно гласило, что в загадочной стране есть неприступная гора, на которой возвышается замок Монсальват, «Гора спасения». Путь наверх преграждают бурная река и отвесные скалы. И только чистый сердцем, самоотверженный, помогающий слабым исражающийся за добро и справедливость может войти в замок Монсальват, где хранится величайшая святыня - Грааль. Только победивший соблазны и искушения этого мира и развивший многие добродетелиможет созерцать Грааль. И то - если будет позван. Неудивительно, что начиная с XII века многие пытались попасть в загадочную страну и достичь высочайшей из целей. История этих поисков весьма поучительна: для немногих людей поиск Граалястал духовным приключением, для большинства же - погоней за вполне конкретным сокровищем, источником власти и бессмертия. И если о первых сложили легенды то деяния вторых либо забыты, либо… К чему приводили попытки огнем и мечом, силой и вероломством завоевать Грааль, рассказывает эта статья.

В 1165 году византийский император Мануил получил загадочное письмо от не менее загадочного автора.

«Пресвитер Иоанн, всемогуществом Божи им и властью Господина нашего Иисуса Христа царь царей, повелитель повелителей, желает другу своему Мануилу, князю Константинопольскому, здравствовать и благоденствовать по милости Божией» так начиналось то послание. Далее в нем описывалось расположенное где-то на Востоке необыкновенное государство, которым правил христианин и которое во многом превосходило остальной христианский мир, как бы мы сейчас сказали, по уровню жизни. В стране пресвитера Иоанна, пользующегося почетом и уважением королей 72 стран, рассказывалось в письме, водятся слоны, верблюды, рогатые люди, кентавры сатиры, великаны и легендарная птица феникс, а в самом центре его владений бьет источник вечной юности: тот, кто три раза выпьет воды из него, никогда не станет старше 30 лет. Пресвитер Иоанн укорял императора Мануила: «Мы хотим знать и спрашиваем, есть ли у тебя общая с нами истинная вера и придерживаешься ли ты во всех делах Иисуса Христа? Ибо, в то время как мы знаем, что мы люди, твои легионы считают тебя богом, а между тем нам известно, что ты смертен и подвержен человеческой бренности». Столь дерзкое обращение к императору не могло остаться без ответа и 27 сентября 1177 года папа Александр III пишет «Возлюбленному во Христе пребывающему Иоанну, прославленному и благородному царю Индийскому, епископу преосвященному» письмо и доставить его поручает своему верному врачу Филиппу. Посольство Филиппа, который должен был найти загадочное царство пресвитера Иоан на, как и другие, отправленные вслед за ним, не вернулось, но умы христиан про должал будоражить загадочный и недосягаемый источник благоденствия.

Одно время этот источник, казалось был совсем близко - только руку протяни: по всеобщему убеждению жителей средневековой Европы XIII векахранителями Грааля были катары. Влияние катаров, «чистых», проповедовавших нравственную чистоту в противовес парившим в то время правам, было так велико, что в 1209 году папа Иннокентий III объявил крестовый поход против этих еретиков. Он хотел нестолько уничтожить катаров (для этого требовалось значительно меньше сил) сколько захватить таинственный Грааль, дававший им несомненное духовное превосходство. Парадоксально, но именно в борьбе за чистоту своей веры, построенной на любви к ближнему, Церковь продемонстрировала невиданную дотоле жестокость. Когда жители окруженного городка Безье отказались выдать папскому легату Амори катаров, он приказал «не щадить никого, независимо отсословия, возраста или пола, и без жалости убивать и катаров, и католиков. Господь Бог потом сам разберется». Жертвами устроенной резни стали 15 тысяч человек среди них было всего 222 катара! Именно во время этого беспрецедентного по жестокости крестового похода в Тулузе был учрежден церковный орган, призванный в дальнейшем уничтожать неверных, - трибунал Инквизиции. Руины последнего оплота катаров — замка Монсегюр во Французских Пиренеях. Он считается легендарным замком Грааля отчасти потому, что из этой неприступной цитадели во время ее осады таинственно исчезли четверо рыцарей-катаров, которые предположительно увезли с собой величайшее сокровище Святой Грааль.

В ноябре 1243 года началась осада последнего прибежища катаров - замка Монсегюр на юге Франции, в Лангедоке. В феврале 1244 года сопротивление защитников крепости было сломлено, они согласились сдаться, но попросили 10 дней перемирия, в течение которых провели таинственные обряды. Перед самой сдачей Монсепора несколько человек ночью, рискуя жизнью спустились по веревке с отвесной скалы унося с собой нечто очень важное. Им удалось незамеченными пробраться мимо крестоносцев. Остальные катары были обвинены в ереси и казнены.

В 1307 году в погоне за Граалем принял участие король Франции Филипп IV по прозвищу Красивый. Вовремя парижского бунта магистр ордена тамплиеров милостиво укрыл короля от народного гнева в стенах самого надежного во Франции сооружения - Тампля, парижской резиденции ордена. В Тампль Филиппа провели по подземному ходу, ведшему через сокровищницу. В то время только по официальным данным имущество рыцарей Храма в три раза превышало владения французской короны… рыцари тамплиерыБогатства, которые Филипп Красивый увидел в подземельях Тампля, не оставляли его в покое. Но, как и многие до него, он прекрасно понимал, что не деньги давали истинное могущество «бедным воинам христовым»: почти два столетия назад они нашли в Святой Земле нечто, что не только позволило ордену фантастически разбогатеть, но и охраняло все начинания тамплиеров. Грааль, источник духовного могущества ненавистных Филиппу рыцарей стал предметом его вожделения. Нужно было действовать, и действовать немедленно. В булле «Vох in ехсеlsо» Папа Климент V ставленник Филиппа Красивого, обвинил тамплиеров во всех возможных грехах и фактически запретил дальнейшее существование ордена. До обнародования папской буллы Филипп IV разослал по всем городам Франции секретный приказ рано утром 13 октября 1307 года, в пятницу, арестовать всех тамплиеров, а их имущество - конфисковать. Приказ был исполнен в точности. Тамплиеры (представлявшие собой самую могущественную армию Европы!) не оказали сопротивления, но… их сокровища бесследно исчезли! А больше всего взбесило короля то, что из его рук ускользнуло главное сокровище. Филипп прекрасно понимал, что именно оно помогло тамплиерам, несмотря на разгром их ордена, остаться непобежденными. Мало кто видел, как ранним утром из порта Ла-Рошель вышли и быстро исчезли в предрассветном тумане, увозя с собой Тайну, 16 тяжело груженных галер.

Существование Грааля, таинственного Сокровища, дарующего бессмертие и безграничную власть, не давало покоя и нашим современникам.Незадолго до Октябрьской революции представитель Далай-Ламы XIII в России Агваи Дорджиев построил в Санк-Петербурге первый буддийский дацан, ориентированный па легендарную Шамбалу, землю вечного благоденствия. С помощью Дорджиева уже после революции Чичерин пытался организовать две экспедиции в Тибет формально перед ними ставились исключительно научные цели.

Руины последнего оплота катаров — замка Монсегюр во Французских Пиренеях. Он считается легендарным замком Грааля отчасти потому, что из этой неприступной цитадели во время ее осады таинственно исчезли четверо рыцарей-катаров, которые предположительно увезли с собой величайшее сокровище — Святой Грааль.

Гражданская война нарушила эти планы, но следующим двум экспедициям удалось побывать в Лхасе и передать Далай-Ламе дары от Советского правительства. Представляет интерес и пятая экспедиция, идеологом которой стал Александр Барченко. Он писал: «По мере поступательного движения революции возникали картины крушения всех общечеловеческих ценностей, картины ожесточенного физического истребления людей. Передо мной возникали вопросы как, почему, в силу чего обездоленные труженики превратились в „зверино-ревущую» толпу, массами уничтожающую работников мысли, проводников „общечеловеческих идеалов», как изменить острую вражду между простонародьем и „работниками мысли»? Как разрешить все эти противоречия? В своей мистической самонадеянности я полагал, что ключ к решению проблем находится в Шамбале-Агарти, этом конспиративном очаге, где сохраняются остатки знаний и опыта того общества, которое находилось на более высокой стадии социального и материально-технического развития, чем общество современное. А поскольку это так необходимо выяснить пути в Шамбалу и установить с нею связь». Экспедиция Барченко не состоялась: Чичерин посчитал, что для проникновения в Тибет «имеются более надежные способы».

В то же время в мире рождалась новая империя, которая также не могла остаться в стороне от поисков Грааля, - Третий Рейх. Исследованиями оккультной символики и поисками древних реликвий там занимался целый институт, а точнее, общество, включавшее в себя более 50 научных институтов, - «Аннснербе». Под руководством Эрнста Шеффера нацисты организовали в Тибет несколько экспедиций, цели которых неразглашались. Известно только, что идеолог этих экспедиций Карл Хауехофер посещал существовавшее с 1926 года в Мюнхене Тибетское общество и мечтал об установлении связи с тайными правителями Тибета, обладавшими древними знаниями и огромным могуществом, для решения стратегических вопросов германской политики. А в те же годы Грааль на склонах Монсегюра искал Отто Ран. Он тщательно изучил историю катаров, много раз посещал Лангедок, а с 1943 по 1944 год возглавлял экспедицию исследовавшую подземные ходы в районегоры и окрестностей. Разумеется, поиски оказались безрезультатными; Отто Ран покончил жизнь самоубийством. Единственный, кто ухитрился добиться материального благополучия благодаря Граалю, - небезызвестный Дэн Браун. Придав литературный вид версии журналистов Майкла Бейджснта, Ричарда Лея и Генри Линкольна, которую они изложили в книге «Святая кровь и Святой Грааль», Браун издал ставший бестселлером «Код да Винчи». Совершенно не касаясь смысла и символики мифа о Граале, он популяризировал версию, согласно которой Грааль не более чем«святая кровь», то есть представители генеалогического древа, начало которому положил Иисус. В одночасье лишив миф его метафизической части, Дэн Браун подменил духовное приключение детективом.

Список тех, кто хотел стать обладателем Святого Грааля можно продолжать. Более того, он будет дополняться новыми именами, пока умы и сердца людей трогает предание о нем. Но, как гласит это предание, Грааль искали его хранили, однако никому еще не удалось стать обладателем этого Сокровища. И дело здесь, наверное, в самой природе Грааля: его не просто находят он открывает себя. Открывает тем, кто смог победить соблазны и искушения жизни и развить многие добродетели. Тем, кто начинает духовный поиск, духовное приключение, для которого не существует границ времени и пространства. Тем, кто хочет услышать слова автора «Парцифаля»:


Его вы разгадали свойства?
Пришло ли священное к вам беспокойство?
И, в стольких землях побывав
Вы свой ли изменили нрав?

Вадим Карелин

И видел я в деснице у Сидящего на престолекнигу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.
И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?
И никто не мог, ни на небе, ни на земле,ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.
И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгуи даже посмотреть в нее.

Откровение Иоанна Богослова

Грааль сравнительно «новый» символ: он известен в Европе лишь с XII века, но даже первое знакомство с ним вселяет в сердце уверенность, что он древний, как мир.

Первое изложение легенд о Граале мы находим в романе известнейшего французского трувера Кретьена де Труа «Персеваль, или Сказание о Граале». Написанный по заказу графа Филиппа Фландрского шедевр средневековой поэзии так и не был окончен из-за смерти автора. Прославленный трувер описывает Грааль как золотой сосуд, украшенный «разными каменьями, самыми богатыми и драгоценными, какие только можно было найти под водой и на земле». Средневековый поэт упоминает чашу или блюдо для рыбы (элемент, который позже уйдет из символики Грааля), а также рассказывает о раненом короле-рыбаке - хранителе чаши. Интересно, что изображение рыбы было знаком христиан, по нему они узнавали друг друга во враждебном языческом окружении. Греческое слово ihtus, «рыба», состоит из начальных букв слов Iеsus Нristos Теи Uоs Soter, «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».

Кроме того, время рождения Христа связано с началом астрологической эры Рыб, нового этапа истории человечества. Кретьен де Труа дает в романе и один из ключей к величайшему из таинств: чтобы стать хранителем Грааля, человек должен научиться любви и состраданию.

В различных версиях средневековых легенд о Граале выделяются два основных сюжета. В одном Грааль предстает в виде Чаши Тайной вечери, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого и пронзенного копьем Христа как последний священный дар Учителя. Иосиф стал первым в цепочке хранителей Грааля, которые должны были следить за тем, чтобы эта святыня не только христианского мира, а всего человечества продолжала свой путь сквозь столетия. После смерти Иосифа чаша, подобно скрытому туманом Авалону - священному острову в рыцарских легендах, - пребывала незримой, спрятанной от любопытных глаз людей вплоть до времен Короля Артура. Легендарный Круглый стол, подаренный королю волшебником Мерлином, был предназначен для того, чтобы принять Грааль, а братство рыцарей после нелегких испытаний должно было стать братством хранителей.

Другой сюжет наиболее полно передал в своем романе «Парцифаль» Вольфрам фон Эшенбах. У него Грааль предстает в образе Камня:

И перед залом потрясенным
Возник на бархате зеленом
Светлейших радостей исток,
Он же и корень, он и росток,
Райский дар, преизбыток земного блаженства,
Воплощенье совершенства,
Вожделеннейший камень Грааль…

Так же как чаша, появляясь в зале, он наполняет все вокруг неизъяснимым светом и красотой. Дама, которой Грааль сам поручил нести себя, звалась Репанс де Шой, «Незнающая гнева»: природа Грааля такова, что тот, кто о нем заботится, должен быть человеком совершенной чистоты. Подобно рогу изобилия, он насыщает всех, а те, кто видят его, перестают стареть.

Весьма интересна фигура самого Эшенбаха - он был рыцарем, мастером меча, победителем многих турниров. И миннезингером, «певцом любви» - так называли трубадуров в Германии. Его романы написаны на «сокровенном языке», полны символов и криптограмм. Судя по характеру повествования, Эшенбах был тесно связан с традициями мусульманского юга, хранившего тайные знания алхимии, астрологии и каббалы.


Иллюстрация к манускрипту, ок. 1400, Чаша Света, скрытая покровами и все же разливающая вокруг неизъяснимое сияние, предстает перед изумленными рыцарями как Тайна Тайн этого мира, зовущая своих слуг в последний и самый главный поход.

И потому любопытно упоминание им источников, из которых он взял эту легенду: провансалец Киот нашел в испанском городе Толедо (центре иудейских и суфийских эзотерических учений и школ) древнюю рукопись на арабском языке, автором которой был некий Флегетанис - рассказывали, что он «умел предсказывать исчезновение каждой звезды и момент ее возвращения…


Изучая созвездия, язычник Флегетанис открыл глубокие тайны, о которых он говорил с трепетом. Он говорил, что существовал предмет, именуемый Граалем. Это имя он ясно прочитал по звездам. Войско ангелов положило его на землю. С тех пор о нем должны были заботиться люди». Символика камня близка арабской культуре с ее почитанием Каабы, кубического храма с вделанной в его стену святыней, «черным камнем». В романе Грааль назван laрsit exillis, что, учитывая игру слов, можно расшифровать как laipis ex caelis - «камень, пришедший с небес» и как lapis еlixir - философский камень алхимиков.

Король-рыбак — хранитель Святого Грааля, Средневековая илюстрация

Грааль и чаша

Символ чаши известен многим древним культурам. У кельтов мы встречаем знаменитые котлы: котел возрождения, в который опускали мертвых воинов, а выходили живые; неисчерпаемый котел Дагды, дающий пищу; котел Мудрости, капли из которого попали на волшебника Талиесина, сделав его величайшим бардом. В нартском эпосе упоминается легендарная чаша Амонга, предвещавшая счастливые или несчастливые события. В исламе чаша из бирюзы Джами, в которую смотрят суфии, символизирует зеркало мира. В Индии мы находим представления о чаше с напитком бессмертия - Сомой или амритой (хаома в зороастризме, амброзия в Греции), утерянным даром богов, делающим человека сопричастным Вечности.

Великой святыней считают верующие и чашу Будды, почитая ее как источник мудрости и силы, символ чистоты и возвышенных стремлений. Пламенеющая чаша отчеканена на древнееврейских серебряных шекелях времени Соломона и древнее. В тибетском буддизме Бодхисаттвы изображаются держащими чашу с языками пламени.

Если смотреть сверху, чаша предстает как круг с точкой в центре: круг Неба отразился в круге чаши. Неслучайно в волшебных сказках говорится о чашах, которые показывают весь мир, все возможные события. Чаша означает единство земли и неба, глины и божественного напитка. Пустота чаши имеет смысл ради наполнения ее содержимым. Чаша хранит и отдает. В Древнем Египте изображение сосуда стало иероглифом сердца.

Ланселот, совершив подвиг поста и молитвы, наконец прибыл в замок Грааля. Запятнанный грехом, он не смог войти,
но ему было даровано видение. Он попытался подойти бли-
же, но был поражен вспышкой пламени и ослеп на 24 дня.

Грааль и камень

Не менее интересна символика камня. Камень - воплощение силы земли, ее крепости, твердости. Символ вечного и неуничтожимого. Высокие камни, подобно горе, символизируют мировую ось, центр мира, центр стабильности и место действия закона. Омфал - по греческим преданиям, камень, упавший с неба в храме Аполлона Дельфийского, - считался центром Вселенной, местопребыванием солнечного духа и обозначал место встречи небесного и земного. Алхимики путь души человека представляли как превращение свинца в золото, необработанного, грубого камня - в алмаз, пропускающий и усиливающий свет солнца благодаря своей идеально упорядоченной структуре. У масонов символом пути духовного совершенствования считалась обработка дикого камня человеческой натуры, превращение его в краеугольный камень, который становится основанием нового храма, храма души.

Ту же идею воплощают готические соборы - глыбы камня, преображенные трудом рук в изящное кружево узоров, оплетают витражи, и, проникая сквозь их радужные стекла, божественный свет наполняет внутреннее пространство храма и превращает его в драгоценный кристалл.

В мифах о Граале чаша Тайной вечери, в которую собрал кровь Христа Иосиф Аримафейский, была сделана именно из камня - огромного изумруда, выпавшего из короны Люцифера, когда он был повержен архангелом Михаилом. Этот камень, неся в себе, подобно налобной жемчужине индийского бога Шивы, «чувство вечного», был подарен людям, чтобы в виде Грааля пребывать в мире вечно благодаря его незримым королям и хранителям.

Книга, сердце, родник… Образы, связанные с Граалем, множатся, их смыслы переплетаются, передавая понятие столь великое, глубокое, что его невозможно определить одним словом. Оно не принадлежит одной культуре, одному времени, одному месту, но всегда и везде Грааль означает то самое главное, сокровенное, без чего жизнь человека теряет смысл. Это образ Центра, без которого неясна цель пути, не с чем сверять свои шаги и оценивать пройденное. Это символ узла, связывающего мир в единое целое и дающего смысл каждой его части. Великие таинства скрывает до поры Грааль. И сегодня, как многие века назад, он ждет своих неутомимых искателей и верных хранителей.

По замыслу нацистов, чаша Грааля должна была дать германской армии неведомую мистическую силу, которая обеспечила бы победу фашистов в войне. Поисками священного артефакта руководил лично один из основных руководителей Третьего Рейха – Генрих Гиммлер.

Чаша Грааля

Легенда о Святом Граале существует уже многие века в западноевропейской литературе и искусстве.

Грааль, по легенде, является чашей, из которой во время Тайной Вечери вкушал Иисус Христос и в которую, после его распятия, была собрана его кровь. Позже чаша была доставлена в Великобританию Иосифом из Аримафеи, где Грааль пробыл в качестве христианского символа много столетий.

Первое упоминание о чаше Грааля встречается в письменном тексте старых французских стихов поэтессы Кретьены де Труа («Повесть о Граале»). В течение следующих 50 лет будут написаны еще несколько работ, как в стихах, так и прозе, но главные герои в них будут различаться, от одного произведения к другому. Во Франции были завершены пять прозаических романов, повествующих историю Грааля от распятия Иисуса Христа до поисков чаши королем Артуром и его смерти. Старые французские стихи и романы были переведены также и на другие европейские языки.

После эпохи средневековья, о чаше Грааля не было слышно вплоть до 19 века, когда легенда Грааля вновь пробудила к себе интерес общественных деятелей: писателей Скотта и Теннисона, художников прерафаэлитов Братства, и музыкальных композиторов, в частности, Рихарда Вагнера. Символизм Грааля как таинственного артефакта, объекта поиска в качестве источника мистической, или даже физической силы, сохраняется в нынешнем веке в романах Чарльза Уильямса, К. С. Льюис и Джона Каупера Поуиса.

Поиск Святого Грааля нацистами

Когда нацисты пришли к власти в Германии в тридцатые годы, лидер СС провел встречу-презентацию в Берлине. Генрих Гиммлер едва мог сдерживать свое волнение. Он утверждал, что знает о местонахождении мифической Атлантиды, где проживала раса господ. Гиммлер утверждал, что остров погиб после того, как был охвачен морем. Горстка выживших Атлантов бежали и разбрелись в самые отдаленные уголки планеты, сея семена своей цивилизации.

Охота за святынями и артефактами

Эта теория идеально подходила нацистам. В центре их веры находилось убеждение в том, что арийская раса, от которой, по мнению фашистов, произошли немцы, была выше всех остальных рас.

Тем не менее, существовало одно затруднение. Никто и никогда не смог обнаружить каких-либо храмов, священных писаний или артефактов, которые бы могли доказать существование этой древней цивилизации. Отсутствие фактов было серьезным камнем преткновения для нацистов, так как если бы они нашли доказательства существования арийцев, то могли бы создать свою веру, которая заменила бы христианство.

В течение следующего десятилетия Гиммлер руководил закрытыми для публики проектами, которые были посвящены этой странной теории. Подразделение СС, которое называлось «», включало в себя археологов и ученых, которые по всему миру охотились за доказательствами исчезнувших арийцев из Атлантиды. Одним из самых главных искомых артефактов для нацистов стала чаша Святого Грааля.

По мере приближения ко Второй мировой войне были отправлены многие экспедиции, целью которых было доказать арийское происхождения немцев. Кроме Тибета, экспедиции СС были отправлены в Швецию, Шотландию, Исландию и Францию.

Ученые на службе у нацистов

С целью найти чашу Грааля, Гиммлер обратился за помощью к историку Отто Рану, который был очарован легендой о короле Артуре. Ран был очень специфическим человеком, который носил черную фетровую шляпу и позже сами историки описывали его как нацистского Индиана Джонса. Он действительно мог бы стать героем фильма Стивена Спилберга, так как был в прямом смысле слова одержим поисками Святого Грааля. После тщательного исследования, Ран предположил, что последними хранителями чаши были катары, которых уничтожили в 13-м веке.

Отто Ран изучал легенду об Артуре и пришел к выводу, что местонахождением священной реликвии также мог стать разрушенный замок Монсегюр во французских Пиренеях. Он посвящал всю свою жизнь раскрытию тайны Грааля, но вскоре у него закончились средства. И вот, в 1934 году он был приглашен на встречу к Гиммлеру, где историк согласился вступить в ряды СС, если нацисты будут согласны выделять деньги на поиски чаши Грааля.

Рыцари Круглого стола видели свое предназначение в поисках и охране Святого Грааля. Близкое созерцание чаши дарует бессмертие, а выпитая из нее жидкость искупает грехи… Существовал ли Священный Грааль? Или это выдумки? Чаша это? Или камень? Или некая реликвия?

Святой Грааль. Предположения о возникновении

По средневековым кельтским легендам, этот магический предмет является чашей, из которой испил Иисус Христос на Тайной вечере. Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Спасителя в эту святыню и привез в Британию. Существует еще одна трактовка понятия - «живой камень». По приданию, он был принесен ангелами на землю и обладал волшебной силой. «Святой Грааль» еще обозначает родившегося у Марии Магдалины от Иисуса Христа младенца. Словосочетание нередко используется при описании чудесного света, священного огня, благословенного и даже Также встречается в роли обозначения заветного желания и цели.

Церковное таинство или кельтский миф

Практически каждый народ имеет свой ответ на вопрос о том, Грааль - что это. В египетских письменах был найден иероглиф, который обозначает сердце. Знак имел форму магического сосуда. Кельты считали Грааль полной чашей вина, меда или пива, которую подносила королю юная девушка. Это был символ верховной власти племени. Приверженцы христианской веры считали, что чаша Грааля - сердце Христа. По легенде, она была создана из изумруда, который упал со лба Люцифера. С помощью магического предмета кровь Христа искупила грех павшего ангела. Предание также повествует о том, что чаша была передана Адаму, но после грехопадения осталась в раю. Тот, кто найдет ее там, искупит грехи человечества. Конечно, обнаружить чашу Грааля может только самый достойный искатель.

Божественное звучание

Формула Первоначального Звука - «Грааль». Что это? Бог произнес данный звук, когда создавал материальную вселенную. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Данный звук обладает силой, которая преобразовывает материю с помощью внесения изменений в основную матрицу бытия. Мудрые мужи из Шамбалы - Бодхисатвы - принесли в мир людей Грааль.

Легенда говорит о том, что во время Тайной вечери Иисус нацарапал на дне деревянного блюда формулу Первичного Звука. После ужина он передал чашу Марии Магдалине, сказав следующее: «Сие есть Магдала Церкви Моей…». Тем самым он посвятил деву в некую тайну, ценность которой понимала только она.

Через тысячу лет после прихода Спасителя Бодхисатва Агапит принес в мир Священный Грааль еще раз. Он был дан в виде формулы из 12 знаков. В период XI-XII веков предмет нашли. Люди, которые его хранили, организовали орден Тамплиеров.

Орден рыцарей

В IV веке до нашей эры чаша Грааля стала символом духа приключений, волшебства окружающего мира, сплетения мифов и мистики учения о Христе. Древний Египет в этот период стал местом создания Ордена рыцарей Грааля. Его возникновение связано с нападением Люцифера на замок Монсегюр, которым владел первый король Грааля Титурель. Для защиты рыцари объединились в Орден и дали обет всегда быть на страже магического предмета. Через некоторое время данное общество разместилось в Палестине. Царь Соломон, правивший там, носил Грааль в виде камня в перстне. Позже магический предмет перевоплотился в чашу, хранителями которой были и рыцари Круглого стола

Когда мир стал слишком греховным, Орден рыцарей Грааля решили перенести чашу в святое место. Они отправились на Восток, где оказались в стране Шамбала. Это таинственное место с вечной весной и бьющимися источниками молодости. Здесь, на горе Монсальват, рыцари строят замок, который становится пристанищем Грааля. Вокруг горы, по преданию, лежит Звездный океан и течет река Времен. Попасть в замок могут только избранные, которых призвал магический предмет.

Поиски чаши

Кто только не искал Священный Грааль. Многие рыцари исколесили мир в его поисках. В каждой эпохе находились свои искатели. Даже Гитлер был одержим поисками чаши, отправляя экспедиции во все уголки мира. Зачем нужен этот предмет? По легендам, тот, кто найдет чашу, получит власть над миром и обретает вечную жизнь.

В начале XIV века во время бунта во Франции поисками стал заниматься король страны Филипп IV по прозвищу Красивый. Желанный предмет был скрыт в Тампле - парижской резиденции ордена тамплиеров. Проходя по подземным коридорам замка, король увидел сокровищницу, которая, казалось, стоила дороже всего его имущества в несколько раз. Когда восстание улеглось и Филипп IV покинул крепость, его не оставляли в покое мысли о несметном богатстве. Понимая, что оно не могло возникнуть путем накопления или подношения, король решил, что рыцарям помогает нечто, наделенное огромной силой. С этих пор предметом его желаний стал Святой Грааль. Где находится он, король знал, но как его заполучить? В октябре 1307 года Филипп IV отправил по всем городам Франции тайный приказ, который призывал арестовать тамплиеров с конфискацией имущества. Чуть позже Папа Климент V обвинил орден в греховности и запретил дальнейшее его существование. Приказ короля был выполнен без какого-либо сопротивления со стороны тамплиеров, но сокровище так и не нашли. Магический предмет исчез без следа.

Россия тоже не осталась безучастной к поискам Грааля. Агван Лобсан Дорджиев - представитель Далай-Ламы XIII - до Октябрьской революции возвел в Санкт-Петербурге буддийский дацан. Строительство было ориентировано на райскую землю - Шамбалу.

Грааль - что это? Литературные источники

Информация о черпается из разных произведений. Такие авторы, как Кретьен де Труа, Вольфрам фон Эшенбах, Робер де Борон внесли большой вклад в формирование легенды о Граале. Первый писатель в конце XII века в своих работах поведал о волшебном месте и о «Горе спасения», на которой стоит замок Монсальват. В нем была спрятана от нечестивых людей чаша Грааля. Роман «Парцифаль» повествует о местоположении чаши на границе Испании (территория Галлии). Легенда о «Короле-рыбаке» рассказывает о таинственной болезни монарха хранителя чаши. Ни один лекарь не мог помочь королю, пока Парцифаль не спросил его о местонахождении Грааля и не дал напиться из реликвии. В книге «Святой Грааль» А.Э. Уэйт рассказывает о связи святого символа с идеей искупления грехов и добровольной жертвы. Святыня часто упоминалась в христианской литературе. Евангелие от Никодима повествует о том, как чаша Святого Грааля участвовала в Тайной вечере.

Сложно сказать, можно ли полностью доверять древним источникам литературы, так как раньше влияние церкви было огромным, и на письменность в том числе. Некоторые произведения подвергались жесткой цензуре или просто были утрачены. Но считается, что знающие настоящую историю небольшими порциями выдавали ее, осталось только собрать информацию воедино.

Копье Лонгиния

Помимо Грааля в мире существует еще один магический предмет, наделенный чудодейственными силами, - Копье Судьбы. Им было проткнуто тело распятого Христа. Копье считается символом осуществления пророчества. Оно служит доказательством физической смерти Спасителя и дарит веру в его Воскресение.

Предания наделяют Копье Лонгиния магической силой. Оно дарует избранному способность излечивать раны, восстанавливать здоровье. Хранитель Копья может править всем миром и оставаться непобедимым. Сила исчезает, если избранный нарушает установленные правила поведения или расстается с магическим предметом.

Владельцы Копья

Впервые описание святыни встречается в летописях Константинополя. Здесь держа в руках Копье, решил основать столицу христианства. После осаждения Рима магический предмет перешел во владение к захватчику - готу Алариху. Далее Копье оказывалось в руках короля Теодориха, императора Юстиниана. Им владеют самые могущественные воины, которым святыня дарует либо процветание и силу, либо хаос и разрушения.

Династия Каролингов дольше всех продержала Копье у себя. После них власть над предметом захватили саксонские императоры - Барбаросса, Фридрих II. Через некоторый промежуток времени могущественный дом Габсбургов надолго овладел святыней. После Наполеон пытался найти Копье, но его успели вывезти из Вены. В музее указанного города магический предмет хранился до 1938 года. В это время он очень заинтересовал Адольфа Гитлера, и после присоединения страны к Германии Копье перешло на хранение в Нюрнберг. После проигрыша в Великой Отечественной войне фюрер пытался спрятать реликвию, отправив ее в Антарктиду, но не успел. В 1946 году святыня была возвращена в Вену, где находится до сих пор.

Церковное предание

Сотник Лонгин, проткнувший тело Спасителя, уверовал во Христа и отправился с проповедями в языческие страны - на Кавказ и в Закавказье. Считается, что в землях древней Армении он оставил свое Копье. По другой версии, наконечник святыни был принесен апостолом Фаддеем. Не раз народы Кавказа обращались за помощью к реликвии. Например, при правлении императора Александра I пронесенная крестным ходом по территории Грузии святыня избавила людей от эпидемии холеры.

Копье хранится в ризнице Эчмиадзинского монастыря. Настоящее ли оно? Или это копия? Сложно сказать. Ученые изучали реликвии, находящиеся как в Армении, так и в Вене, но к единому мнению о подлинности не пришли.

Реликвия в произведениях современности

Грааль - что это? Где его искать? Такие вопросы не раз задавали герои литературных трудов, художественных фильмов и даже компьютерных игр. Одни из самых известных фильмов, где фигурировала святыня, - это «Индиана Джонс и последний крестовый поход», «Монти Пайтон и Священный Грааль», «Король-рыбак», «Код да Винчи». Авторы по-своему видели загадку магического предмета. Например, в ленте «Код да Винчи» Грааль - это потомок Иисуса Христа и Марии Магдалины. Одним из востребованных писателей, который пытался найти разгадку реликвии, стал Дэн Браун.

Так в чем же суть Грааля?

Образ святыни испокон веков поддерживает веру многих людей в существование реликвии. Священный Грааль - что это такое? На этот вопрос до сих пор нет точного ответа. Но чаще всего встречается вариант чаши, из которой вкушали кровь Христову на Тайной вечере. Есть еще одна версия гласит, что реликвия - это камень, который попал к людям волшебным способом. Но в одном представления о святыне схожи - послание Грааля заключено в его способности даровать Спасение. В связи с этим возможен еще один вариант разгадки - это некое состояние души человека, при котором возможно воссоединение с Богом.

В своей бессмертной поэме и гимне «Иерусалим» Уильям Блейк опирается на версию о том, что мальчиком Иисус побывал в Великобритании в сопровож­дении Святого Иосифа Аримафейского. Рассказывают также, что после гибели Иисуса святой Иосиф вновь посетил Британию и заложил небольшую цер­ковь в Гластонбери в Сомерсете.

Она сгорела в 1184 году и на ее месте по­строили аббатство, которое король Ген­рих VIII разрушил в 1539 году, но раз­валины которого сохранились. За Гластонбери, конечно же, тянется еще и шлейф мифологической извест­ности. Некоторые историки считают, что он и есть тот самый ост­ров Авалон, куда забрали для лечения смертельно раненного в последней бит­ве короля Артура.

Как мы сейчас по­кажем, Гластонбери стал средоточием интригующих пересечений романов Артурова цикла и христианских преданий. Легенда гласит, что во время пребы­вания Иосифа в Гластонбери его посох врос в землю и обернулся могучим терном.

В этом месте, в церковной ог­раде, Иосиф, как принято считать, спрятал Святой Грааль чашу, из ко­торой Иисус пил во время Тайной Ве­чери и в которую Иосиф собрал кровь из ран распятого Иисуса.

Такова легенда, но стоит ли за ней что-нибудь?

Действительно, на церков­ном дворе в Гластонбери рос огромный терн, который пуританин Оливер Кромвель повелел срубить, чтобы пре­кратить поклонение дереву. Тем не менее в 1985 году один из отростковов терна был посажен на старом месте, а остальные расползлись по землям разных аббатств.

Интересно, что этот подвид Crataegus oxyacantha prae-сох не растет в Британии, зато встречается в святой Земле, чем не подтверждение легенды о путешествии Святого Иосифа в Англию? История Святого Грааля куда более сложна, запутана и полна противоре­чий.

]ногие историки считают, что его христианская символика, столь привыч­ная всем, суть позднейшее напластова­ние, а изначально сюжет сложился в кельтской мифологии в дохристиан­скую эпоху.

В своей бессмертной поэме и гимне «Иерусалим» Уильям Блейк опирается на версию о том, что мальчиком Иисус побывал в Великобритании в сопровож­дении Святого Иосифа Аримафейского. Рассказывают также, что после гибели Иисуса святой Иосиф вновь посетил Британию и заложил небольшую цер­ковь в Гластонбери в Сомерсете.

Она сгорела в 1184 году и на ее месте по­строили аббатство, которое король Ген­рих VIII разрушил в 1539 году, но раз­валины которого сохранились. За Гластонбери, конечно же, тянется еще и шлейф мифологической извест­ности. Некоторые историки считают, что он и есть тот самый ост­ров Авалон, куда забрали для лечения смертельно раненного в последней бит­ве короля Артура.

Как мы сейчас по­кажем, Гластонбери стал средоточием интригующих пересечений романов Артурова цикла и христианских преданий. Легенда гласит, что во время пребы­вания Иосифа в Гластонбери его посох врос в землю и обернулся могучим терном.

В этом месте, в церковной ог­раде, Иосиф, как принято считать, спрятал Святой Грааль чашу, из ко­торой Иисус пил во время Тайной Ве­чери и в которую Иосиф собрал кровь из ран распятого Иисуса.

Такова легенда, но стоит ли за ней что-нибудь?

Действительно, на церков­ном дворе в Гластонбери рос огромный терн, который пуританин Оливер Кромвель повелел срубить, чтобы пре­кратить поклонение дереву. Тем не менее в 1985 году один из отростковов терна был посажен на старом месте, а остальные расползлись по землям разных аббатств.

Интересно, что этот подвид Crataegus oxyacantha prae-сох не растет в Британии, зато встречается в святой Земле, чем не подтверждение легенды о путешествии Святого Иосифа в Англию? История Святого Грааля куда более сложна, запутана и полна противоре­чий.

]ногие историки считают, что его христианская символика, столь привыч­ная всем, суть позднейшее напластова­ние, а изначально сюжет сложился в кельтской мифологии в дохристиан­скую эпоху.

Loading...Loading...