Почему женщинам нельзя ходить в алтарь. Почему женщинам нельзя заходить в алтарь? Всегда ли женщин не пускали в алтарь

Алтарь – это святая святых христианского храма, все равно, православного или католического. Он расположен в восточной части храма, и именно там совершается главное таинство христианства – Евхаристия, пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христову. В православии алтарем называют часть храма, отделенную от молельного зала ограждением – иконостасом. В алтаре находится престол – возвышение, стол, на котором священник совершает действия Евхаристии. У католиков алтарем именуется сам престол, однако место, где он находится, так же отделено от молельного зала невысоким ограждением.

Бытует мнение, что в алтарь православного храма нельзя входить женщинам, а мужчинам можно. Так ли это?

Кому можно входить в алтарь?

Согласно правилам, принятым еще древними церковными соборами, в алтарь вход закрыт мирянам обоего пола. Войти сюда могут только священники, диаконы и люди, служащие в церкви – алтарники и чтецы. Алтарник, кстати говоря, так называется именно потому, что имеет особое разрешение («благословение») входить в алтарь. Обычно это человек, который занимается уборкой и прислуживает священнику во время церковных таинств и обрядов.

Помимо священников и других церковнослужителей входить в алтарь, согласно все тем же правилам, может царь, поскольку он является помазанником Божиим. Но и помазанник входит в священное место не когда вздумается, а лишь для того, чтобы принести дар Богу. Для этого император снимал оружие, оставлял знаки царского достоинства и вступал в алтарь как простой смертный. Принеся дары, он тут же покидал святая святых и присоединялся к другим молящимся.

Объясняются эти строгости очень просто: в алтаре происходит величайшее таинство, здесь должна сохраняться обстановка благоговения и порядка, а при большом стечении народа, да еще если войти может каждый желающий, ни о каком благоговении, разумеется, речь не идет.

Почему в алтарь нельзя входить женщинам?

Все люди, имеющие разрешение входить в алтарь, являются мужчинами. Женщин в это святое место не допускают, однако отнюдь не потому, что женщина «хуже» мужчины, как считают некоторые. У женщины, объясняют церковные авторитеты, в силу ее природы, независимо от ее воли, бывает «течение месячных кровей». А в храме ни в коем случае нельзя проливать кровь. Если такое произойдет, то храм следует освятить снова. Особенно это касается алтаря, где происходит таинство Евхаристии. Здесь вообще чья-либо кровь, кроме крови Христовой, просто немыслима. Даже если кто-то из священников или диаконов, алтарников, поранит, например, палец, он должен немедленно выйти из алтаря, чтобы не осквернить его ненароком пролитием своей крови.

Впрочем, во всяком правиле есть исключения. В древней церкви существовали диаконисы – женщины, которые несли церковное служение. В случае надобности они могли войти в алтарь. В советское время, когда в храмах категорически не хватало людей, священники иногда благословляли стареньких прихожанок быть алтарницами, чтобы было кому помочь или прибраться в алтаре. И в наши дни в женских монастырях старые монахини тоже иногда выполняют функции алтарниц.

Спрашивает: Наталья, Новосибирск

Отвечает:

Уважаемая Наталья!

Алтарь (лат. «возвышенное место») - восточная, главная часть храма, в которой находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей и в наземных базиликах в передней чисти, отгороженной низкой решеткой или колоннами от остального пространства, ставилась, как святыня, каменная гробница (саркофаг) с остинками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось Таинство Евхаристии - претворение хлеба и вина в Тело к Кровь Христовы. Само название свидетельствует о том, что уже в древности алтари христиан неких храмов устраивались на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Первоначально алтарь состоял из престола, который помещался в центре алтарного пространства, кафедры (седалища) епископа и скамей для духовенства (Горнее место), располагавшихся против престола у стены в полукружии алтарной абсиды. Предложение (жертвенник) и сосудохранилище (ризница) были в отдельных помещениях (приделах) справа и слева от алтаря. Затем предложение стало помещаться в самом алтаре, слева от Горнего места, если смотреть со стороны престола. Вероятно, в связи с этим изменились и названия святых мест алтаря. Престол в древности всегда назывался жертвенником или трапезой, а название «престол» относилось к архиерейскому седалищу на Горнем месте. С перенесением предложения, на котором совершается приготовление хлеба и вина для Таинства Евхаристии, в алтарь оно стало называться в устной традиции жертвенником, престол (архиерейское седалище) стал именоваться Горним местом, а собственно престолом стали называть жертвенник (трапезу).

В наши дни, в соответствии с древнейшими традициями, в восточной стене алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие - абсида. Посредине алтаря помещается святой престол. Вплотную к середине абсиды алтаря против престола сооружается возвышение. В кафедральных архиерейских соборах и во многих приходских храмах на этом месте стоит кресло для епископа, как знамение престола (трона), на котором невидимо восседает Вседержитель. В приходских храмах в полукружии абсиды возвышения и кресла может и не быть, но в любом случае место является знамением того Небесного Престола, на котором незримо присутствует Господь, и называется поэтому Горнее место. Горнему месту обязательно кадят во время богослужений; проходя, кланяются, осеняя себя крестным знамением; на Горнем месте непременно возжигается свеча или лампада. Прямо перед Горним местом позади престола помещается обычно семисвечник, который в древности был подсвечником для семи свечей, а ныне чаще всего является разветвленным на семь ветвей от одного высокого столпа светильником, в котором находятся семь лампад, возжигаемых при богослужении. Справа от Горнего места и слева от престола расположен жертвенник, на котором совершается проскомидия. Около него обычно стоит стол для поданных верующими просфор и записок с именами людей о здравии и о упокоении. Справа от престола, чаще всего в отдельном помещении, располагается сосудохранилище и ризница, где хранятся в небогослужебное время священные сосуды, облачение духовенства. Иногда ризница может находиться в отдельном от алтаря помещении. Но в таком случае справа от престола всегда имеется стол, на который полагаются ризы священнослужителей, приготовленные для богослужения. По сторонам семисвечника, с северной и южной сторон престола, принято поставлять на древках выносную икону Божией Матери (с северной стороны) и Крест с образом Распятия Христова (с южной). Справа или слева от престола помещается умывальник для омовения рук священнослужителей перед литургией и омовения уст после нее и место, где возжигается кадило. Перед престолом, справа от Царских врат у южных дверей алтаря, принято ставить кресло для епископа. Алтарь, как правило, имеет три окна, знаменующих несозданный троический свет Божества, или два раза по три (вверху и внизу), или три вверху и два внизу (в честь двух естеств Господа Иисуса Христа), или четыре (во имя Четвероевангелия). Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии как бы повторяет собою ту прибранную, устланную, готовую горницу, где состоялась Тайная вечеря, постольку и в наши дни он содержится в особенной чистоте, устилается коврами, по возможности всячески благоукрашается.

В православном Типиконе и Служебнике алтарь часто называется святилищем. Это, как полагают, происходит оттого, что древние учители Церкви часто именовали алтарь ветхозаветным названием Святое Святых. Действительно, Святая Святых Моисеевой скинии и Соломонова храма, как хранившие в себе ковчег Завета и другие великие святыни, духовно прообразуют собою христианский алтарь, где происходит величайшее Таинство Нового Завета - Евхаристия, хранятся в дарохранительнице Тело и Кровь Христовы. Употребление учителями Церкви понятия «Святая Святых» в применении к православному алтарю сближает его с ветхозаветным святилищем не по подобию устройства, а имея в виду особую святость этого места.

Действительно, святость этого места настолько велика, что еще до отделения Западной (Римо-католической) Церкви от полноты Православия, сформировалась традиция, запрещающая вход в алтарь кому-либо из мирян, как женщинам, так и мужчинам. Исключение делалось иногда только для диаконис, а впоследствии для инокинь в женских монастырях, где они могли входить в алтарь для уборки и возжигания светильников. Впоследствии с особого архиерейского или иерейского благословения в алтарь было дозволено входить иподиаконам, чтецам, а также алтарникам из благоговейных мужей или инокинь, в обязанности которых входит уборка алтаря, возжигание светильников, приготовление кадила и т.п. На Руси в древности в алтаре не принято было держать иконы с изображением каких-либо святых жен, кроме Богородицы, а также иконы, на которых имелись изображения людей, не причисленных к лику святых (например, воинов, стерегущих Христа или мучивших святых страдальцев за веру и т.п.).

Вопрос

Всем известно, что при посещении церкви необходимо соблюдать определенные правила поведения, многие из которых касаются, казалось бы, только женщин. С точки зрения современного человека рационально объяснить их невозможно, и, для того чтобы узнать, например, почему женщинам нельзя заходить в алтарь, придется обратиться за разъяснением к православному священнику - или прочитать эту статью.

Возможно, женщина является нечистой?

Такое предположение о женской природе в восприятии христианских апологетов приходит на ум в первую очередь, оно является стереотипным. Почему женщинам нельзя заходить в алтарь, кроме как потому, что она является нечистым существом, недостойным находиться в святая святых?

На самом деле, конечно же, нет. Если бы прекрасный пол виделся православными как что-то грязное, то никто бы как минимум не почитал Пресвятую Богородицу и многих святых жен. Для христианской нравственности нет принципиальной разницы, кто мы - мужчины ли, женщины ли, священники или мирские люди. Все мы идем к спасению в Боге. Таким образом, это не ответ на вопрос, почему женщинам нельзя заходить в алтарь, требования Церковь предъявляет ко всем, вне зависимости от пола.

Тогда почему нельзя входить туда?

Если мы заглянем в Синтагму, своеобразный словарь по церковному праву, то обнаружим, что никому из мирян нельзя входить в алтарь - в том числе и мужчинам. Исключение составляет помазанник Божий, правитель, и то он может зайти туда только в том случае, если желает принести некий ценный дар.

Что такое самое святое место в церкви, в котором совершается Бескровная Жертва. Миряне - люди непосвященные, и в силу этого они жертву приносить не могут, следовательно, заходить в святилище им нельзя.

Алтарь отделен от основного пространства храма высоким величественным иконостасом с Царскими вратами в центре - это знает любой, кто был в храме. В католической, а тем более протестантской, церкви все устроено немного иначе, да и правила там другие, поэтому мы в первую очередь говорим о храме православном. Отделение алтаря необходимо по двум причинам. Во-первых, в церкви, особенно во время больших праздников, нередко собирается много людей, образуется толпа. Даже если прихожане стараются вести себя максимально вежливо и не мешать другим, легкой суматохи не избежать. Такая мирская суета ни в коем случае не должна распространяться на пространство алтаря. Там должно сохраняться спокойствие и молитвенный порядок. Во-вторых, таинство, совершаемое в алтаре во время богослужения, не должны видеть миряне. Самим священникам необходимо обращаться с кровью и плотью Христовой максимально бережно.

Но в алтарь заходят разные люди!

Действительно, церковные правила меняются, и теперь мы можем видеть некоторых мирян в алтаре, например, если это пономарь, помогающий вести службу, но не имеющий церковного сана. Почему женщинам нельзя заходить в алтарь? Ведь мы можем видеть монахинь в женских монастырях, которые спокойно заходят туда, точно также прислуживая священнослужителям. В далеком прошлом существовали диаконисы, которые имели право вести богослужение.

Однако в современной православной церкви такой практики давно уже нет. Впрочем, что касается истории церкви - в первые столетия ее существования в алтарь мог заходить только первосвященник единожды в год, не более того, настолько это место воспринималось как абсолютно святое, требующее особого почитания.

Небольшое уточнение

Однако для женщин все равно есть особые указания на этот счет. Почему женщинам нельзя заходить в алтарь? Понятия христианства предполагают, что кровь не должна осквернять церковь в принципе, и месячные являются препятствием для того, чтобы даже участвовать в богослужениях, не то что заходить в алтарь. Таким образом, доступ туда имеют лишь монахини, но только пожилые.

Что случится, если женщина зайдет в алтарь?

На самом деле, ничего страшного. Она не осквернит священное место таким образом, но все равно нарушит церковные правила. Именно в этом содержится ответ на вопрос, почему женщинам нельзя заходить в алтарь. Определенные требования предполагают это, и нарушение их повлечет за собой необходимость покаяния, признание своего проступка, своей вины. В любом случае, каждому необходимо знать свое место и соблюдать установленные правила.

К нам на сайт пришел вопрос: "Я неоднократно видел во время Литургии, как старая женщина через северные врата входит в алтарь и выходит из него. Как это возможно, если женщинам запрещается входить туда?"

Надо сказать, что в соответствии с церковными правилами вход в алтарь запрещен и мужчинам, и женщинам. Туда входят люди только в том случае, если они в нем совершают какое-либо свое церковное служение.

Хочется привести примеры из советских времен.

Я был назначен настоятелем в Скорбященскую церковь г. Клина в 1987 г. В храме несла свое служение пожилая алтарница Татьяна Яковлевна, чистюля, труженица. Она раньше всех приходила в храм и уходила под вечер. Ей было в радость мыть, чистить и наводить порядок в храме. Более тринадцати лет мы с ней в алтаре молились и трудились вместе. И осталась о ней очень светлая память.

Мое пастырское служение началось в 1974 г. в Угличе. Господь дал мне в помощь прекрасного и светлого человека - алтарницу Анисию Ивановну. Женщина окончила всего четыре класса сельской школы, но с детства была воспитана в глубоко верующей крестьянской семье и хорошо знала Священное Писание. Ее муж погиб в финскую войну. Родила двух детей, одного похоронила, когда под фашистскими бомбами спасалась вместе с ними из родного села под Старой Руссой. Только с Анисией Ивановной - единственным человеком в городе - я тогда мог обсуждать разные проблемы православного вероучения и находил понимание.

Поскольку в те годы служение священника в храме ежедневно проходило под внимательным присмотром двух-трех информаторов-соглядатаев, то именно алтарница была связующим звеном во время богослужения между мной и теми прихожанами, с которыми необходимо было встретиться и обсудить с ними какие-то их проблемы. Никто из стукачей не обращал внимания на пожилую алтарницу, которая о чем-то перешептывалась в храме то с тем, то с другим прихожанином. Следили-то за тем, с кем я буду разговаривать!

Когда мне было нестерпимо трудно от постоянного давления тех, кто пытался "руководить церковной жизнью" с целью ее разрушения, именно от Анисии Ивановны я получал мудрые советы и утешение. Светлая ей память!

В женских монастырях в алтаре помогают священникам пожилые монахини. В ХХ веке после революции по обстоятельствам времени сложилась практика, что в алтаре помогали священникам женщины-алтарницы. Часто они на свое служение получали благословение не только настоятеля, но и архиерея.

На такое послушание избиралась благочестивая незамужняя женщина или вдовица, возрастом не менее шестидесяти лет. В настоящее время ведь не так уж просто найти для постоянного труда в алтаре трудоспособного благочестивого мужчину на смешную зарплату, которую получают в большинстве своем церковные работники.

И в настоящее время в нашем храме помогает благочестивая пожилая женщина. Я ей благодарен за помощь, усердие и искреннюю молитву. Она очень хорошо трудится вместе с алтарником-мужчиной, нагрузка на них большая, ведь богослужения совершаются ежедневно, и часто утром и вечером.

Так что из-за отсутствия достаточного количества алтарников-мужчин мы храмы закрывать не будем.

По-разному в прошедшие эпохи и в настоящее время складывается церковная ситуация в православных храмах. Так, священник не должен один совершать богослужения, ему должны помогать алтарники (пономари) и певчие. Мне пришлось несколько лет назад на буднях зайти в старинный православный храм в греческом городе Фессалоники. Вечерню служил в пустом храме очень пожилой священник. С благоговением и усердием он сам совершал каждение, пел и читал. Очень плохо зная древнегреческий язык и не понимая слов, которые батюшка пел, тем не менее, я с радостью молился вместе с ним, нисколько не смущаясь тем, что в храме, кроме нас двоих, никого не было.

Церковь продолжает жить своей благодатной жизнью. Пусть, с учетом жизненной ситуации, решаются какие-то вопросы иначе, но все равно в духе православной традиции.

В отношении кадровых вопросов в Русской Православной Церкви всегда были проблемы, которые в разное время всегда решались различно. Приведу по этому поводу одну грустную шутку.

В семидесятые годы, когда в провинциальных епархиях хронически не хватало священников, покойный митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд) шутил: "Мы бы, конечно, решили проблему с кадрами, если бы стали посвящать женщин, но возникла бы другая проблема: в церковь бы никто не стал ходить!"

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Даже в ХХI веке можно встретить православные обители, куда женщине вход запрещен. Женщинам нельзя на Афон и еще как минимум в два монастыря. Существует ли в Церкви дискриминация по половому признаку? Почему только мужчины становятся священниками и входят в алтарь? Подробнее об этом читайте в статье.

В наше время православные монастыри все реже воспринимаются как места глубоко уединенной жизни братии или сестер. Толпы паломников с разных уголков планеты регулярно посещают христианские обители. Но все же существуют места, где иноки полностью уединяются от мирских соблазнов.

Раньше все было совсем не так: обители были более закрытыми, попасть в них мог далеко не каждый. Более того: в византийские мужские монастыри не пускали представительниц слабого пола. Даже в наше время существуют православные места, куда женщинам вход запрещен. Самый известный пример — женщинам нельзя на Афон. Но мы расскажем еще как минимум о двух обителях, где не бывала женская нога. Но сначала рассмотрим некоторые важные аспекты «православной дискриминации».

Женщинам нельзя на Афон и другие ограничения

Женщинам в православном храме часто приходится «смиряться», начиная с детского возраста. Во время крещения мальчиков заносят в алтарь, а девочек — нет. Мужчины становятся священниками, а женщинам запрещается. В православии женщинам не принято проповедовать, а апостол Павел даже призывает представительниц слабого пола вообще молчать («Жены ваши в церквах да молчат»).

Более того, женщинам нельзя на Афон — один из молитвенных центров православия. Если посмотреть на историю Церкви, то можно найти объяснение всем этим фактам.

Почему священники — только мужчины?

Действительно, священниками становятся только мужчины. Почему? Потому что священнослужитель — это образ Христа. Как пишет диакон Андрей Кураев, священник представляет собой литургическую икону Христа. Спаситель же воплотился в мужском поле.

Почему женщинам нельзя входить в алтарь?

Если возникает сам вопрос «Почему женщинам нельзя входить в алтарь?», значит, для него есть какое-то основание. Таким основанием стало 44 правило Лаодикийского собора (около 360 года):

Не подобает женщине в алтарь входить.

Но это не единственный запрет. 69-е Правило Труллського, или Шестого Вселенского собора (692 год) гласит:

Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу.

Что это значит? Входить в алтарь могут только служители храма, а также те, кто собирается принести Богу дары (в то время это позволить могли цари).

Если до постановлений этих соборов заходить в алтарь мирянам не возбранялось, то после принятия правил разрешалось только для служителей клира.

А если это женский монастырь, где служит один священник и дьякон, а все остальные — инокини? Сегодня в женских обителях разрешается входить в алтарь монахиням после 40 лет, а также вдовам и девам (например, они могут стать алтарницами, то есть исполнять определенное служение по уборке).

Исключение из правил. Каждый паломник на Святую Землю, когда заходит в Кувуклию и прикладывается ко Гробу Господню, вряд ли задается вопросом «Почему женщинам нельзя входить в алтарь?». Лишь единицы задумываются над тем, что Кувуклия — это алтарь храма, где служат, а мраморная плита гроба Господня — престол.

Крещение и воцерковление. Не все так просто и с традицией вносить мальчика во время крещения в алтарь (девочек не вносят). Раньше все было иначе: младенцев независимо от пола в сороковой день приносили в храм — воцерковляли — вносили в алтарь и даже прикладывали к престолу. Крестили детей намного позже. В наше время все поменялось местами: обычно сначала крестят, а потом воцерковляют. Девочек уже не вносят в алтарь, а мальчиков только вносят, но не прикладывают ко престолу.

Строгие нравы византийских монастырей

В древних монастырях действовали очень строгие правила. Дабы не искушать насельников, желающих полностью посвятить себя Богу и дающих обет безбрачия, вход в обитель представителю противоположного пола был закрыт. Если это мужской монастырь — женщинам, если женский — мужчинам.

Надо сказать, что в то время монашество было преимущественно мужским. Соответственно чаще использовался запрет для женщин. Эта традиция широко укрепилась в Византии, где представительниц слабого пола ни под каким предлогом не пускали в мужскую обитель. В некоторых монастырях Греции она сохранилась до сих пор (женщинам нельзя на Афон — и это еще не предел). Об этом далее.

Три главных святыни, куда женщинам вход запрещен

До нашего времени сохранились такие монастыри, где не бывала женская нога:

  1. Православные обители на Афоне;
  2. Лавра Саввы Освященного в Израиле;

Святая Гора Афон

О том, что женщинам на Афон нельзя, знает почти каждый. Но как же возник этот запрет и насколько строго его соблюдают?

Святую гору еще называют земным уделом Богородицы. Считается, что единственная Женщина, нога Которой ступала на эту землю, — это Пресвятая Дева.

По преданию, в 49 году Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом в шторм попала на Афон — их корабль прибило к берегу. Пречистой так понравилась эта местность, что она даже попросила Господа сделать Святую Гору Ее уделом. Бог сказал, что Афон станет не только Богородичным земным уделом, но и пристанищем для желающих спастись.

Длительное время только некоторые пустынники находили на Святой Горе уединение. Но в начале VIII века их количество значительно возросло. В 963 году был основан первый монастырь — Великая Лавра. Со временем Афон превращается в своего рода монашеское государство.

В наше время на Святой Горе находится 20 действующих монастырей, в которых проживает около 1500 иноков и насельников. Чтобы паломнику попасть на Афон, нужно получить специальную визу — даимонитирион. Она доступна только для мужчин и детей мужского пола. Женщинам на Афон нельзя. Не только в монастыри, но и вообще на территорию Святой Горы.

С Афоном связано много сказаний о конце света. Согласно одному из них, если женщинам разрешат вход на Святую Гору, скоро наступит конец света.

Это один из самых древних монастырей. Он расположен среди Иудейской пустыни. Считается, что еще в 484 году Савва Освященный основал эту обитель. Кроме святого Саввы, в монастыре подвязались многие прославленные подвижники. Среди самых известных — Иоанн Дамаскин , с которым связана история образа Богородицы «Троеручица», и Иоанн Молчальник.

За более чем 15 веков здесь никогда не угасала монашеская жизнь: даже в самые тяжелые моменты лавра не закрывалась. Время идет, но жизнь в монастыре не меняется, градус строгости не понижается. Мало того, что в лавру, как и на Афон, женщинам нельзя, здесь еще не пользуются электрическим светом и мобильной связью, богослужения служат ночью, а исповедует братию и всех желающих только сам игумен.

Интересно, что основательницей обители считается женщина. Это была равноапостольная царица Елена, которая в 327 году во время шторма остановилась у острова. Идею об основании здесь обители ей подсказал Ангел. Царица, высадившись на берег, заметила пропажу креста благоразумного разбойника. Но затем увидела святыню на вершине находившейся рядом горы. Здесь она основала обитель, на которую пожертвовала крест раскаявшегося разбойника и частицу Животворящего Древа Господнего с одним гвоздем, которым прибывали Спасителя.

Со временем крест благоразумного разбойника украли, но часть Животворящего Древа осталась в обители. Сегодня эта частица считается самой большой святыней Ставровуни.

Монастырь неоднократно поддавался грабежам и разрушениям, на определенный период переходил в руки католиков. Сегодня он принадлежит Кипрской Православной Церкви и открыт для посещения. Правда, только мужчинам. Женщинам вход запрещен. Они могут только входить в храм всех кипрских святых, находящийся недалеко от монастыря Ставровуни.

Предлагаем вам посмотреть фильм о жизни на Святой Горе, откуда вы узнаете, почему женщинам на Афон нельзя и как выглядит жизнь монашеской республики изнутри:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Loading...Loading...