Преподобный савва освященный в чем помогает. Преподобный савва освященный

В 524 г. в Лавре преподобного Саввы был введён написанный им монастырский устав, получивший название Иерусалимский или Палестинский. Позднее он был введён в общежительных обителях всей Палестины, откуда распространился по всему Православному Востоку. На Руси появился в широком употреблении со времени митрополита Киевского Киприана.

Устав преподобного Саввы в большей степени регламентировал порядок богослужений, хотя и описывает монашеские традиции палестинских монастырей VI в. На создание Иерусалимского устава оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 г. когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров II Парвиз.

Устав Иерусалимский, или преподобного Саввы Освященного, есть отображение литургической жизни и монашеских традиций палестинских монастырей в классическую эпоху их истории. Он связывается с именем преподобного Саввы Освященного и с известной под его именем знаменитой палестинской Лаврой близ Иерусалима. Если этот Устав и не является собственным произведением этого знаменитого подвижника, то, во всяком случае, отображает быт его Лавры и дух его преданий и наставлений. Святой Савва скончался в 532 году. Нравственный авторитет его еще при жизни был очень высок. Его вызывали к себе патриарх Иерусалимский и патриарх Константинопольский в тревожное время оригенистских споров в монашеской среде. С ним предание связывает также имя Леонтия Византийского, одного из видных церковных писателей того времени. Что святой Савва ввел какой-то устав в своей обители (три лавры и четыре киновии в небольшом отдалении одна от другой), не подлежит сомнению. Вероятно, на его Устав влияли иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Судя по «Преданию», которое печатается в виде предисловия к теперешнему Типикону, Устав был принят святым Саввой от славного палестинского подвижника — преподобного Евфимия Великого († 473), его учителя. По словам блаженного Симеона Солунского, список Устава святого Саввы сгорел в то время, когда персидский царь Хосров взял Иерусалим в 614 году.

Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, долгое время живший в Лавре святого Саввы, около 640 года редактировал и ввел в церквах своей Патриархии Устав иерусалимского храма Воскресения. В VIII веке Устав обогатили своими канонами и стихирами святой Ионн Дамаскин, сам долго подвизавшийся в Лавре святого Саввы, святой Косма Маиумский и святой Андрей Критский.

Особенно в Студийской обители в Константинополе Устав был много восполнен песнопениями, составленными ее подвижниками (Студитами) — Митрофаном, Анатолием, Феодором Студитом, его братом Иосифом, Феофаном Начертанным, Иосифом Песнописцем и Григорием, митрополитом Никомидийским. Позднее над обработкой Устава трудились Никон Черногорец (XI век), патриархи Константинопольские Алексий (XI в.) и Филофей (XIV в.) и патриарх Тырновский (Болгарский) святой Евфимий (XIV век).

Первоначальная редакция Устава святого Саввы была краткой. В нем Дисциплинарные правила преобладали над богослужебной частью. О более поздней редакции Устава святого Саввы можно судить по Тактикону Никона Черногорца, монаха на Черной Горе, близ Антиохии (вторая половина XI — первая половина XII века), много способствовавшего распространению Иерусалимского Устава. Никон, хорошо знавший современные ему уставы Студийский, Иерусалимский, Афонский и другие, сравнил их, и благодаря этим его записям можно составить представление о не дошедших до нас редакциях уставов того времени. У Никона было тяготение к общежительству; он предпочитал его келлиотскому образу жизни. Во времена Никона Устав Иерусалимский еще не был так разработан, как впоследствии, в частности, в нем еще не было так называемых Марковых глав.

До XI века богослужение совершалось по Иерусалимскому Уставу в Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской Церквах, затем он стал входить в практику других Церквей.

Главной причиной распространения Иерусалимского Устава был его авторитет, как создания подвижников Святой Земли. В условиях охватившей весь православный Восток магометанской экспансии славянские Церкви, как и Русская, в Иерусалиме видели светоч Православия, хранимый Промыслом Божиим. Способствовали распространению этого Устава и такие, в частности, обстоятельства, как устройство метоха (подворья) иерусалимской Лавры святого Саввы в Константинополе; приезды Иерусалимских патриархов в Константинополь, наконец, занесение святым Саввой Сербским Иерусалимского Устава в афонский монастырь Хилендар и в Сербию, откуда он стал распространяться и в другие области.

В Константинополе были известны палестинские обычаи, ибо, по свидетельству проф. И. Мансветова, преподобный Савва весьма почитался в Царьграде как великий учитель монашеской жизни (И. Мансветов. Церковный Устав. М., 1885, с. 130), а некоторые из Константинопольских патриархов в XI-XII веках происходили из Иерусалима и Антиохии — Косма Иерусалимлянин (1075-1081), Феодосий Антиохийский (1178-1183), Досифей Иерусалимский (1190-1191). Поэтому понятно, например, почему в ктиторском уставе царицы Ирины (1183 г.) встречаются такие характерные черты Иерусалимского Устава, как агрипнии (всенощные бдения) и междочасия.

Переход на Иерусалимский Устав в Константинополе произошел около XII века. Некоторые положения этого Устава о посте, в частности Успенском, были строже ранее действовавших, но, тем не менее, вызвали споры на Афоне (на Святой Горе разрешение поста полагалось и в средние праздники). Для решения недоуменных вопросов о посте афонская братия обратилась к патриарху Константинопольскому Николаю Грамматику (1084-1111), который в своем послании Протату Святой Горы отдал предпочтение иерусалимскому обычаю.

После периода Крестовых походов Студийская Лавра в Константинополе перестала иметь свое первенствующее значение, и ее Студийский Устав полностью вытесняется Иерусалимским. Но и в последний входят, однако, студийские особенности. В восстановленном императором Константином Палеологом Студийском монастыре в 1293 году был введен уже не чисто Студийский Типикон, а сводный из уставов Иерусалимского (Савваитского), Студийского и Великой церкви. Устав Великой церкви также претерпевает большие изменения в связи с влияниями Студийского и Иерусалимского уставов, а позже также и в силу упрощения литургической обрядности.

Используемого по настоящее время в Православных церквях

Жизнеописание

Савва родился в 439 г. в городке Муталаска в Каппадокии в христианской семье Иоанна и Софии. Когда его отец был направлен по делам воинской службы в Александрию, восьмилетний Савва, оставленный на попечение своего дяди пришёл в монастырь святой Флавианы и стал там послушником.

После возвращения родителей он отказался покинуть монастырь и в возрасте 17 лет принял монашеский постриг.

Проведя в этом монастыре 10 лет Савва перешёл в палестинский монастырь Пассариона Великого. После знакомства с Савва, по его совету, перешёл в монастырь Мукеллик, известным своим строгим общежительным уставом.

В нём он провёл 17 лет в послушании у аввы Евфимия, а после его смерти ушёл в затвор, покидая его по субботам для участия в богослужениях.

Проведя в затворе пять лет, Савва не прекращал общение с Евфимием Великим и после его смерти ушёл в Иорданскую пустыню, где поселился в окрестностях .

Через некоторое время к нему начали стекаться ученики, и в 484 г. ими была построена пещерная церковь, ставшая основой . Всего в Иорданской пустыне Саввой было основано семь монастырей типа.

При иерусалимском патриархе Салюстии (486-494 гг.) монахи палестинской пустыни обратились к нему с просьбой поставить «Феодосия и Савву архимандритами и начальниками всех монастырей, находящихся около Святого Града».

Effib , GNU 1.2

Патриарх удовлетворил просьбу монахов, Савва был поставлен начальником и блюстителем всех палестинских лавр (собраний отшельнических жилищ или уединенных келий).

Alekjds , Public Domain

Житие сообщает об участии Саввы в константинопольских богословских споров относительно решений Халкидонского собора. Савва, приглашённый в столицу императором Анастасием I по настоянию Иерусалимского патриарха, проявил себя как защитник халкидонской веры, чем вызывал недовольство императора, сторонника монофизитов.

После смерти Анастасия при императоре Юстиниане I споры завершились и Савва вернулся в свой монастырь.

Sir kiss , CC BY-SA 3.0

Преподобный Савва скончался 5 декабря 532 г. Его житие было написано его современником Кириллом Скифопольским.

В 1256 г. мощи Саввы были вывезены в Венецию и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 г. мощи были возвращены в .

Мощи Саввы почитаются как нетленные, о чём пишет составитель его первого жития Кирилл:

«Тело его до настоящего дня сохранилось во гробе в целости и нетлении. Это я сам своими глазами видел в прошедший индиктион».

Нетленными мощи Саввы в начале XII в. видел русский паломник .

Житие приписывает преподобному Савве ряд чудотворений - по его молитве в лавре забил источник воды, а во время засухи пролился обильный дождь, также сообщается об исцелении им больных и бесноватых.

Фотогалерея


В 439 году. Уже в восьмилетнем возрасте он, осознав суетность мира сего и исполненный пламенной любви к Богу, вступил в расположенный неподалеку Флавианский монастырь. Несмотря на все старания его семьи вернуть мальчика назад, тот остался непреклонным в своем решении и быстро приобщился ко всем монашеским послушаниям, в особенности к воздержанию и чтению Псалтири наизусть.

Однажды, работая в саду, он ощутил желание съесть яблоко, однако, едва лишь сорвав плод с ветки, силой преодолел в душе соблазн чревоугодия, сказав себе: «Хорош на вид и приятен на вкус был плод, принесший мне смерть посредством Адама, который возжелал того, что прельщало его плотские очи, и более заботился об услаждении своего чрева, нежели о духовном блаженстве. Неужели же мы станем, впав в духовную дремоту и оцепенение, удаляться от благостного воздержания?» Тотчас бросив яблоко на землю и поправ его стопами, он одержал победу над вожделением и за всю жизнь не вкусил более яблок. В мальчике было столько самоотверженности и духовной зрелости, что он предавался посту и бдению наравне с самыми опытными подвижниками и превосходил всех собратьев в смирении, послушании и самообладании.

Проведя в этом монастыре десять лет, святой Савва с благословения настоятеля отправился в Иерусалим (456). Разыскав там знаменитого святой жизнью преподобного Евфимия Великого, Савва со слезами умолял старца взять его к себе в ученики. Однако тот сперва отослал юношу в монастырь святого Феоктиста, поскольку не в его обычаях было принимать безбородых юнцов в число суровых пустынножителей. Под началом святого Феоктиста Савва, являя собой образец отречения от собственной воли и смирения, целый день неустанно служил братиям, проводя ночи в молитвах и песнопениях. Вскоре юноша достиг такого совершенства в добродетелях, что сам преподобный Евфимий называл его «отроком-старцем».

По смерти святого Феоктиста в 469 году, Савва получил позволение удалиться в пещеру, расположенную на некотором расстоянии от монастыря. Там он проводил пять дней в неделю в непрестанной молитве, без всякой пищи, занимая руки плетением пальмовых листьев, по субботам же и воскресеньям приходил в монастырь для участия в литургии и совместной трапезе. С отдания праздника Богоявления и до Вербного воскресенья преподобный Евфимий имел обыкновение брать его с собой в пустыню Рува, где, никем не отвлекаемый, он упражнялся в самых высоких добродетелях и богообщении. Так святой Савва возрос в меру величайших подвижников веры и после кончины святого Евфимия окончательно удалился в безлюдную пустыню для единоборства с самим сатаной и его служителями. Его оружием были лишь знамение Креста Господня и призывание святого имени Иисуса.

Проведя в отшельничестве четыре года, святой Савва был приведен ангелом к пещере, расположенной у самого края обрыва на левом берегу Кедрона. Здесь преподобный провел в созерцании и молитве следующие пять лет. Лишь после этого Господь дал знать Своему испытанному воину, что настало время передавать опыт подвижнической жизни ученикам.

Каждому приходящему к нему послушнику святой устраивал отдельную келью в одной из многочисленных окрестных пещер и обучал новоначальных всем премудростям пустыннического жития. После того как число его учеников очень скоро достигло 70, по молитве святого из расселины у подножия его пещеры забил источник живой воды в утешение и укрепление братии. Монахи собирались вместе для совершения общих богослужений в просторной пещере, видом напоминавшей храм. Эту пещеру святой Савва отыскал, ведомый знамением огненного столпа.

Число насельников основанной преподобным лавры непрерывно увеличивалось, достигнув 150 человек. Множество паломников все время стекалось в обитель, чтобы получить спасительное наставление и благословение и принести дары и пожертвования, благодаря которым монахи могли снабжать себя всем необходимым, не отвлекаясь заботами суетного мира. Несмотря на смиренный отказ преподобного принять священство, он все же был рукоположен в пресвитера в 53 года, дабы иметь возможность должным образом руководить учениками.

Большое число послушников не мешало, однако же, святому Савве по-прежнему питать любовь к уединению. Ежегодно, по примеру своего духовного отца преподобного Евфимия, он на время Великого поста уходил далеко в пустыню. Во время одного такого пребывания в безлюдных местах преподобный обосновался на холме под названием Кастеллий, где обитали бесы. Очистив это место молитвами, он основал там новый общежительный монастырь для уже испытанных в подвижнической жизни иноков (492). Для тех же, кто только недавно ушел из мира, святой Савва устроил к северу от лавры третью обитель, чтобы они обучались аскетической жизни и чтению Псалтири наизусть (493).

Преподобный позволял подвизаться в уединении лишь опытным монахам, которые приобрели навык различения и хранения помыслов, сердечное смирение и совершенное отречение от собственной воли. Юных же иноков он отправлял сперва на послушание в обитель к святому Феодосию.

В то время, когда многочисленное палестинское монашество смущалось монофизитской ересью, противной решениям Халкидонского Собора, патриарх Иерусалимский Саллюстий назначил святого Феодосия и святого Савву архимандритами и экзархами всех монастырей, находившихся в юрисдикции святого града (494): Феодосию было вверено общежительное, а Савве - отшельническое монашество, а также иноки, жившие по кельям в лаврах.

Непримиримый враг служителей ада, святой Савва всегда был кроток и снисходителен по отношению к людям. Так, когда дважды, в 490 и 503 годах, часть его братии поднимала возмущение против настоятеля, он сам добровольно покидал свой пост, не пытаясь отстоять словами либо навязать силой свою власть, и лишь по настоянию патриарха снова принимал бразды правления. Узнав о том, что 60 монахов, ушедших из-под его власти в заброшенную обитель, так называемую Новую лавру (507), находятся в крайней нужде, преподобный испросил у патриарха некоторую сумму золотом, которую сам доставил к ним и даже помог ослушникам построить церковь и организовать новый монастырь со своим собственным игуменом.

Достигнув блаженного бесстрастия и неколебимого предстояния Богу в душе, святой Савва приручал диких зверей, исцелял больных и молитвами призвал благодатный дождь на область, мучимую засухой и голодом. Преподобный продолжал и дело насаждения новых обителей в безлюдной пустыне, так что, помимо должности главы отшельников, на нем лежали обязанности духовника семи монашеских общин. Святой Савва мудро предводительствовал легионами смиренного Христова воинства, всеми силами заботясь о единстве в вере своей паствы.

В 512 году он вместе с другими монахами был направлен в Константинополь к императору Анастасию, благосклонно относившемуся к монофизитам, дабы поддержать православную веру, а также добиться некоторых налоговых льгот для Иерусалимской Церкви. Императорская стража не желала поначалу впускать во дворец бедного и смиренного пустынника в ветхом одеянии, приняв его за нищего. Преподобный Савва произвел столь сильное впечатление на императора, что тот во время долгого пребывания святого в столице охотно призывал его к себе, наслаждаясь мудростью речей святого.

По возвращении в Палестину Савва должен был вступить в упорную борьбу с еретическим патриархом Антиохийским Севиром. Сумев вновь завлечь императора в тенета ложных учений, Севир добился в 516 году смещения святого Илии с Иерусалимской кафедры. Тогда по призыву святых Саввы и Феодосия более 6 тысяч монахов собрались вместе, дабы побудить его преемника, патриарха Иоанна, продолжать защиту решений Халкидонского Собора. Услышав об этом, император уже был готов применить силу. Тогда святой Савва направил ему от имени всех монахов Святой Земли смелую петицию.

Однако в том же 518 году Анастасий умер, и новый властитель Юстин I по милости Божией подтвердил свою приверженность Православию и распорядился внести Халкидонский Собор в святые диптихи. Святой Савва был тогда же послан в Скифополь и Кесарию, чтобы сообщить верным радостную весть о победе.

В 531 году, во время кровавого восстания самаритян, святой Савва вновь отправился в Константинополь к благоверному императору Юстиниану, дабы заручиться его помощью и покровительством. Со своей стороны, он пророчески предсказал правителю предстоящее отвоевание Рима и Африки, а также будущую славную победу над монофизитством, несторианством и оригенизмом - события, которым суждено было прославить царствование Юстиниана.

С радостью встреченный в Иерусалиме, неутомимый служитель Господень основал там монастырь Иеремии, а затем окончательно удалился в Великую лавру. Достигнув 94 лет, святой Савва заболел и мирно почил в Господе 5 декабря 532 года, оставив своим преемником святого Мелитона (Мелита).

Нетленные мощи преподобного были положены в его лавре при огромном стечении монахов и мирян. Во времена Крестовых походов их перевезли в Венецию; вновь возвращены в монастырь святого Саввы уже в наше время, 26 октября 1965 года.

Лавра святого Саввы, ставшая впоследствии общежительным монастырем, сыграла выдающуюся роль в истории египетского и палестинского монашества. В ней просияли многие святые: Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Стефан Савваит, Андрей Критский и др. Именно здесь сложился и был принят в окончательном виде Типикон, по которому доныне совершаются богослужения в Православной Церкви, и была написана значительная часть существующих церковных песнопений.

Святой Савва был воспитан в киновии, закален отшельничеством, однако в конечном итоге выбрал для себя и своих учеников промежуточный вид подвига - лавриотское житие. В лавры собирались монахи, живущие в некотором удалении друг от друга и соответственно - обособленно подвизающиеся. Объединяла их всех личность игумена, как правило, духовно опытного старца. И, можно сказать, что до преподобного Саввы это объединение было несколько условным, но именно этот подвижник ввел в лаврскую жизнь стержень, которого ей уже в тот момент сильно не хватало - достаточно подробно разработанный общий устав.

МОЛИТВЕННИК И СТРОИТЕЛЬ

Жизнь и труды преподобного Саввы Освященного относятся ко времени зрелого монашества Востока. Уже сложились основные формы монашеского бытия, определилось отношение общества и Церкви к монашеству как духовному явлению. Подвижникам оставалось только выбирать подходящий подвиг и трудиться. Но, чаще всего, это происходило спонтанно, то есть творческий Промысл Господа маскировался под ряд случайностей. Именно так было поначалу с преподобным Саввой.

Неслучайные случайности

На первый взгляд, кажется, что преподобный Савва, как и преподобный Павел Фивейский, стали иноками по воле случая - преподобного Павла принудил к уединенной жизни муж его сестры, а отрока, почти младенца, Савву - жена его дяди, которому поручил воспитание сына уехавший на военную службу отец мальчика. У дядиной супруги был злобный нрав, и отрок поначалу убежал к другому родственнику, а когда они все стали ссориться из-за прав на опеку над чадом, последнее удалило из дома предмет ссоры - то есть себя. И отправилось тайком в близлежащий монастырь святой Флавианы. Лет семь-восемь ребенку было. Случайно ли он набрел на это место, или уже теплились о нем в душе какие-то светлые впечатления - история умалчивает. Чисто ретроспективно автор его жития святой Кирилл Скифопольский справедливо полагает, что избран он был к иноческому подвигу от чрева матери. Но тогда это еще, возможно, не было столь очевидно; и, как юноше Павлу приходилось прилагать усилия, удаляясь в пустыню, чтобы его не нашли, так и отрок Савва очень старался угодить Богу - Хозяину монастыря, чтобы не оказаться за его стенами и не попасть снова в водоворот семейных ссор за родительское имение. Здесь мальчик честно зарабатывал свой кусок хлеба, которым его никто не попрекал. Похоже, братия ничего не знала о солидном имении и любила его просто так - по Заповеди Божией и потому что проголодавшийся серьезный малыш, растоптавший вожделенное яблоко в борьбе с похотью чревоугодия, конечно же, не мог не умилять ту часть иноков, которая нешуточно боролась со страстями. «После этого случая (с яблоком) он получил силу свыше, - замечает преподобный Кирилл, - и предался воздержанию; поскольку оно обуздывает злые мысли и прогоняет тяжесть сна. При воздержании он трудился и телесно».

Его чистота и усердие не могли не привлечь благодать Божию, о чем свидетельствует событие, произошедшее с ним в отроческом возрасте: «Монастырский хлебник в зимнее время, когда не было солнца, разостлав мокрую одежду в теплой печи, чтобы она там высохла, забыл о ней. Чрез день некоторые из братьев, в числе которых был и юный Савва, по приказанию настоятеля, работали в хлебопекарне. Когда они затопили печь, тогда хлебник вспомнил об одеждах. Никто не смел войти в печь, поскольку она была велика и уже сильно разгоралась. Юный Савва, с глубокой верой перекрестившись, вскочил в печь, и взяв одежду, вышел из нее невредимым».

К 17 годам преподобный Савва вполне определился с дальнейшими планами на жизнь - мир его абсолютно не привлекал, но монастырь он, видимо, уже рассматривал как переходную стадию к пустынножительству и надеялся, посетив Святой град Иерусалим, поселиться в близлежащей пустыне. Настоятель этого замысла не одобрил, и святой подчинился, однако в это время Господь счел нужным непосредственно вмешаться в судьбу юноши. Настоятелю было некое откровение, и он тайком от братий отпустил святого.

В Иерусалиме его принял некий старец в монастырь святого Пассариона Великого.

Под крылом святого Евфимия

Вскоре юного инока заинтересовали подвиги преподобного Евфимия Великого, и по благословению настоятеля, он решился обратиться к нему и попросился в ученики. Святой Евфимий отказал ему, на первый взгляд, по чисто внешней причине - соискатель постнической жизни был молод и не завел бороды. Но, возможно дело было и в том, что молодой монах еще не имел той меры, которая нужна для пустынножительского труда, и Старец на 10 лет отправил его снова в общежитие - к своему другу Феоктисту. Едва ли у Саввы борода росла целое десятилетие! Но когда он стал настоятелем лавры, то ни под каким видом не принимал безбородых. Сам же он в зрелом возрасте бороды почти лишился (по другой версии жития - остался совсем безбородым, попав в горящую яму, возможно, вулканического происхождения).

Через 10 лет после водворения в монастыре святого Феоктиста, где он трудился чрезвычайно усердно, ревностный подвижник попросил у настоятеля благословение подвизаться в пустыне. Настоятель обратился с этим к святому Евфимию, и тот препятствовать не стал. Следующее пятилетие начинающий отшельник проводил так: «в день воскресный к вечеру выходил он из киновии с таким количеством пальмовых ветвей, которое достаточно было для работы на неделю, оставался в пещере пять дней, не принимая никакой пищи, в субботу поутру возвращался в киновию и приносил с собою пятидневное рукоделие - пятьдесят отделанных корзин». Великий Евфимий вскоре после этого стал брать его с собой в большую пустыню. Сам святой Евфимий каждую Четыредесятницу уходил в отдаленные безлюдные места, чтобы усугубить свои отшельнические подвиги, которые и так были немалыми, и, конечно же, приглашал себе в спутники надежных, духовно и физически закаленных людей.

Пустыня была безводной, Старец безмятежно шагал впереди, а тридцатипятилетний Савва выбился из сил от жажды, но не подавал виду, целеустремленно следуя за Аввой. В конце концов он потерял сознание. Преподобный Евфимий извел молитвой воду из земли, напоил ученика, а тот за терпение получил от Господа дар без ущерба переносить жажду.

Нужно отметить, что биограф святого четко выстроил ряд его особых подвигов, каждый из которых возносил пустынного труженика на новую духовную ступень. Все это совершалось на пределе сил, а благодать Божия впоследствии выводила подвижника за пределы человеческих возможностей.

От силы в силу

Видимо, после кончины Евфимия Великого бесы воздвигли против святого Саввы сугубую брань, у него даже не было сил стоять, и он молился лежа. Они возникали перед его взором в виде змей и скорпионов, потом в виде огромного страшного льва. Последнему подвижник сказал: «Если ты получил надо мною власть, то что медлишь? Если же не получил, то для чего напрасно трудишься? Ты не можешь отвлечь меня от Бога, ибо Он сам научил меня мужеству такими словами: на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона». После этого лев стал невидим, а духовный богатырь получил от Господа власть над дикими зверями. Через много лет он повстречал в пещере обычного, не инфернального льва, но тоже весьма устрашающего вида. Лев предпринял две попытки вытащить молитвенника из своего обиталища за край одежды. Это не произвело на святого никакого впечатления, ему тогда некуда было деваться, и он спокойно сказал жуткому зверю: «В пещере хватит места нам обоим, но поскольку я почтен Образом Божиим, то тебе лучше уступить ее мне». И лев ушел.

В другой раз, когда на преподобного нападал грозный разбойник, вполне реальный, не мистический, - святой только молился, и не пытался защищаться физически, - и земля поглотила наглеца, а отшельник получил от Господа дар не бояться бандитов, то есть не просто храбрость, а храбрость, умноженную на совершенное упование на милость Божию. Кстати, разбойнички, которых он даже подымал в свою пещеру на веревке (настолько не боялся), видя его нестяжательность, каялись и меняли образ жизни.

«В 473 году святой Савва оставил свою пещеру и киновию Феоктиста, так как образ жизни киновиатов переменился к худшему, и направился в ту часть иорданской пустыни, где сеял семена благочестия святой Герасим - житель и покровитель иорданской пустыни. Монастырь святого Герасима находился в таком же отношении к лавре Евфимия, как и киновия блаженного Феоктиста - подготавливая для нее келиотов.

Имея под своим руководством 70 отшельников, святой Герасим устроил среди отшельнических келий киновию, сделав так, чтобы вступившие в его общину, жили сперва в киновии и в ней исполняли монашеские обязанности, а впоследствии, когда они привыкали к продолжительным трудам и достигали совершенства, он помещал их в так называемых келиях. Савва Освященный был принят святым Герасимом в число келиотов и, живя в пустыне, окружавшей монастырь, свободно упражнялся в разных аскетических подвигах. Кроме лавры святого Герасима, в Иорданской пустыне было много других монастырей и отшельнических келий, внешнее и внутреннее устройство которых преподобный Савва изучал в течение четырех лет».

«Процвела пустыня, яко крин...»

Наконец, Господь через Своего ангела указал подвижнику место, где следует создать лавру. Причем, предложено было ему населить пустыню, как город, то есть лавра замышлялась на Небесах явно не одна. И, похоже, у святого был выбор: «Если ты хочешь», - сказал посланник Божий. Труд-то предстоял немалый и достаточно чуждый его наклонностям - он любил покой и уединение и совсем не видел себя наставником монахов. Однако же послушником Савва был совершенным - сразу откликнулся на зов Господа и поселился в указанном месте. Пять лет он молился один, потом стали приходить братья-отшельники. «Савва каждому приходящему к нему давал приличное место, на котором находилась небольшая пещера и келья».

О первых семидесяти лавриотах святой Кирилл Скифопольский восторженно пишет: «все были боговдохновенны, все христоносцы. Если кто назовет их ликом ангелов, или народом подвижников, или градом людей благочестивых, или новым ликом семидесяти апостолов, тот не ошибется в этом названии».

Для этой чудесной братии преподобный и воду извел из земли, и построил им два храма по чудесному указанию свыше. Первые семьдесят отшельников подвизались уже до того в пустыни и были людьми духовно опытными. Все они или почти все впоследствии стали настоятелями монастырей или знаменитыми анахоретами. Но появились и новички. Вот им-то суровая жизнь лавры пришлась не по душе, монашеские ограничения вызвали протест, и они стали бунтовать против настоятеля. Пользуясь тем, что на иерусалимскую кафедру взошел новый патриарх, они решили просить другого настоятеля для лавры. Первый их демарш закончился рукоположением святого Саввы во пресвитера и подтверждением его власти патриаршим авторитетом. Чуть позже подвижник понял, что в лавре - чисто отшельническом монастыре - не стоит смешивать новоначальных послушников и зрелых борцов против духов злобы, поэтому первых он стал отсылать к своему другу по монастырю святого Феоктиста - преподобному Феодосию Великому. В первую очередь туда попадали безбородые ревнители постничества, но, судя по всему, не только они. «Великий авва Феодосий, принимая к себе брата, посланного Саввой, всемерно старался об усовершенствовании его из уважения к пославшему. Ибо Савва и Феодосий были единодушны и единомысленны, дышали более друг другом, нежели воздухом, так что Иерусалимские жители, видя их единомыслие и согласие в отношении к Богу, называли, их новой апостольской двоицей, подобной двоице Петра и Иоанна. Поэтому архиепископ Саллюстий незадолго пред своей кончиной во Христе, по прошению всего монашеского сословия, сделал их обоих архимандритами и начальниками монахов»

«Как Савва, так и Феодосий стремились к той же цели, что и Евфимий: они желали сообщить правильный ход развитию жизни палестинского монашества; выработать для последнего такую форму жизни, которая бы более всего способствовала осуществлению подвижнических идеалов. Но деятельность каждого из них имеет свои особенности, смотря по тому, на какую сторону монашеской жизни они обратили внимание - келиотскую или киновиальную, и какая из них более соответствовала их личным наклонностям и стремлениям.

Савва Освященный выступает в истории палестинского монашества, подобно своему наставнику Евфимию, устроителем и распространителем лавр и сторонником жизни келиотской, почему он и назначен был Иерусалимским патриархом начальником всех палестинских лавр и келий. Но было бы ошибочно заключить отсюда, что жизнь киновальная, с ее созданными еще Евфимием преимуществами, в лице святого Саввы не встретила сочувствия. Устроение киновий, раскрытие правильного взаимоотношения лавр и киновий занимали Савву Освященного не менее, чем устройство лавр, и если он не считается, подобно Феодосию, киновиархом, то потому, очевидно, что сам он управлял не киновией, а лаврой, в которой жил».

Преподобный Савва только сам построил три лавры - великую, новую и гептастом - семиустную, а также четыре киновии - кастеллийскую, пещерную, заннову и схолариеву. Кроме того, и его учениками было возведено и обустроено немало монастырей.

Святой чрезвычайно заботился не только о храмовом строительстве, - впоследствии были созданы кельи (возможно, для того, чтобы было где переночевать и уединенно помолиться в субботу и воскресенье, когда все отшельники собирались на Богослужение), хозяйственные постройки. Из-за немалого наплыва паломников возводились странноприимные дома. Отдельная башня была сложена для женщин, которые не допускались на территорию лавры. Особенно продвинулось материальное благоустроение, когда мать святого, София, уже вдова, поселилась рядом с монастырем и завещала свои деньги лавре.

Новые труды подвижника, особенно по созданию Кастеллийской киновии вызвало следующую волну недовольства у всё тех же лиц, которые к тому времени обзавелись еще двумя десятками единомышленников. Авва пытался призвать их к порядку по-доброму - все его старания натыкались на стену озлобления. Когда он понял, что она неодолима, ушел от них подальше в пустыню (503 год). Злоумышленники не успокоились и доложили патриарху, что Савву съел лев, и нужен новый настоятель. Патриарх, сам ученик Евфимия Великого, им не поверил, дождался пока преподобный появится в Иерусалиме и возвратил его в лавру. Тут уж недовольные бежали сами, предварительно разрушив наиболее высокое строение в лавре - башню, которую с самого начала велел возвести святой Савва.

После этого бесчинники нашли место для новой - своей - лавры. Естественно, подстрекаемые духами тьмы, они очень быстро переругались и стали нуждаться. Святой, зная об их трудностях, лично снабдил их продуктами, стройматериалами и всем необходимым для нормальной жизни. В конце концов, он поставил им настоятеля, который, не потакая их слабостям, сумел, по молитвам преподобного Саввы, найти с ними общий язык.

Общественное служение

Для своих обителей в 524 году великий устроитель создал устав, который получил название Иерусалимского или Палестинского.

Позднее он был введён в общежительных монастырях всей Палестины, откуда распространился по Православному Востоку. Судя по «Преданию», напечатанному в виде предисловия к теперешнему Типикону, Устав был принят святым Саввой от преподобного Евфимия Великого († 473), его учителя.

Но преподобный усовершенствовал свой устав некоторыми иноческими правилами Пахомия Великого и Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 г. когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров, однако остались копии.

Устав преподобного Саввы в значительной степени регламентировал порядок Богослужений, хотя прописывал и монашеские традиции палестинских монастырей VI века, то есть в классическую эпоху их истории. Этот устав затрагивает не только бытовые стороны жизни лавры, но и проникнут духом древних преданий и наставлений святого Саввы.

Преподобный был выдающимся аскетом своего времени, но аскетизм его в молодые годы был ограничен наставниками в монастыре, а в поздние подчинен откровению Духа. Это понимали те, кто с ним общался.

«Савва был весьма воздержан, так что во все постные дни пребывал без пищи, и даже часто постился по целым неделям. Впрочем, если когда принимал кого-нибудь к себе для угощения, или если сам приходил к кому-нибудь на обед, то в один день ел два раза. И, хотя он принимал пищи более обыкновенного, у него никогда не болел желудок. Однажды он обедал с двумя архиереями. Первый, архиепископ, посадив его около себя, клал перед ним хлеб и другую еду, какая была; также и второй - Антоний, епископ Аскалонский, сидя с правой стороны от святого, побуждал его к принятию пищи. Божественный старец непритворно и с великим простодушием пробовал все, предлагаемое ему. Но пока два епископа, посадив его между собой, заботливо побуждали его к трапезе, он все же сказал: «Оставьте, оставьте меня, отцы, я буду есть, сколько мне нужно». При этом великий авва Феодосий в шутку заметил: «Савва очень голоден; трудно насытить его». - На что архиепископ ответил: «Послушайте, отцы, мы все не можем сносить ни поста, ни сытости; а этот человек Божий умеет жить и в скудости, умеет жить и в изобилии». Удивительные слова - действительно, в преподобном, руководимом Духом Божиим, действовала некая разумная мера, которая позволяла ему в любой ситуации находить безоговорочно верные решения и в частной и в общественной жизни. Поэтому к нему обращались не только для разрешения чисто монашеских проблем. Нравственный авторитет Аввы в то время был очень высок. С ним сносился патриарх Иерусалимский для совета в смутное время оригенистских споров среди монашествующих. И если с ненавидевшими его иноками святой Савва расходился мягко, то к оригенистам как к еретикам был беспощаден.

Когда монофизитствующий император Анастасий сместил православного Иерусалимского Патриарха, и нависла угроза отпадения следующего иерарха в монофизитство, в дело вмешались святые Савва и Феодосий со своими монахами. Они пришли в Иерусалим и быстро навели порядок в Церкви. Императору же пришлось перед ними оправдываться письменно.

Дважды преподобный ездил в Константинополь в составе правительственной делегации с деликатными дипломатическими поручениями. Императоры Анастасий и Юстиниан выделили его среди членов делегации, долго беседовали c ним лично и богато одарили при расставании. На эти деньги Авва развернул крупномасштабное строительство монастырей, храмов, странноприимных домов и прочих Богоугодных заведений.

Уже при жизни преподобный творил немало чудес - исцелял, изгонял бесов, вымаливал дождь во время засухи. Этим чудесам посвящено много увлекательных строк в книге святого Кирилла Скифопольского.

Почил преподобный 5 декабря 532 года на девяносто четвертом году жизни. Но, как справедливо сказал его жизнеописатель: «не умер сей святой, а спит, потому что он провел жизнь свою неукоризненно, и потому что Писание говорит: «Души праведных в руце Божией и не прикоснется к ним мука» (Прем. 3, 1) Подлинно тело его до настоящего дня сохранилось во гробе в целости и нетлении».

В седьмом веке над нетленными мощами святого построили усыпальницу. В 1256 году мощи преподобного Саввы были вывезены в Венецию и помещены в церкви Сан-Антонио. Как рассказывают монахи лавры, по особому троекратному явлению святого Аввы папе римскому в шестидесятых годах прошлого века, 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного. В Венеции остался монашеский крест преподобного Саввы.

В Москве на Люблинском поле хранится частичка мощей святого в храме изумительной красоты, единственном в России, посвященном великому подвижнику.

Использованная литература:

1.Cвятой Кирилл Скифопольский «Житие преподобного отца нашего Саввы освященного» Палестинский патерик, выпуск 1 Издание ИППО. С-Петерубрг. 1895 г. // Публикация на официальном портале Иерусалимского отделения ИППО http://jerusalem-ippo.org/palomniku/sz/jd/sava/a/as/

2.Преподобний Савва Освященний http://poliske.church.ua/?p=1133

3.Иеромонах Феодосий Олтаржевский Палестинское монашество с IV до VI века. Савва Освященный Православный Палестинский сборник. 44-й выпуск. Т. XV. В. 2. Издание ИППО. С-Петербург. 1896 г. // Публикация на официальном портале Иерусалимского отделения ИППО http://jerusalem-ippo.org/palomniku/sz/jd/sava/a/as/

4. Святитель Димитрий Ростовский Житие и подвиги преподобного отца нашего Саввы Освященного

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1074

February 2nd, 2014 , 03:57 pm

Преподобный Савва Освященный

Начал свою подвижническую деятельность с 8-летнего возраста. Юношей добывал себе пропитание плетением корзин. Затем, когда к нему стали стекаться другие ревнители пустынножительства, преподобный Савва в нескольких километрах от Иерусалима основал обитель, которая впоследствии стала знаменитой Лаврой Саввы Освященного . Будучи настоятелем обители, преподобный Савва написал первый Устав последования церковных служб, известный под названием Иерусалимский Устав, принятый во всех палестинских монастырях . Святой отличался прозорливостью, его молитвами совершались чудеса.

Преставился ко Господу в 532 году .

Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.

В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Но преподобный Евфимий (память 20 января) направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом . В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста.

После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.

Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского (+ 475; память 4 марта) Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь. В алтаре хранятся мощи преподобного Ксенофонта и сыновей его Аркадия и Иоанна, их память 8 февраля . А в усыпальнице мощи святого Саввы в гробнице из стекла.


Мощи святого Саввы в стеклянной гробнице

Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый "Иерусалимский", принятый всеми Палестинскими монастырями. Святой мирно преставился к Богу в 532 году.

На месте где был похоронен святой Савва, ныне стоит построена усыпальница.

Великая Лавра святого Саввы Освященного

Многочисленные Святыни Святой Земли остаются без внимания , в том числе и по политическим причинам: они располагаются на территории Палестины, чье существование официальный Тель-Авив не признает. Даже гражданам Израиля, к которым относятся гиды, водители автобусов, посещение территории, находящейся под арабским контролем правительством запрещается. Поэтому, если мимо Вифлеема пройти не удается никак, то многие монастыри, да и памятные места остаются почти без внимания израильских туроператоров.

Наш сегодняшний разговор пойдет как раз о месте, добраться до которого на туристическом автобусе невозможно — о Лавре св. Саввы Освященного , крупнейшем монастыре Иудейской пустыни, воспитавшем сотни подвижников, Отцов Церкви, праведников и исповедников.

К сожалению, прекрасная Лавра не пользуется большим вниманием паломников не только из-за ее некоторой удаленности от стандартных туристических маршрутов. Ведь наши паломники — это, в основном, женщины, а им на территорию монастыря вход запрещен . Для своей матери Софии Савва, рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню », которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой. Мужчинам же позволяется не только осмотреть Лавру, но и, при желании, остаться там на некоторое время для участия в полном монастырском цикле богослужений.

Еще при жизни основателя были построены церковь св. Николая Мирликийского (491 г.) и величественный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (начало VI в.). В дальнейшем появились трапезная, сторожевая башня и стены, возведенные при императоре Юстиниане, мощехранилище, располагающееся под полом центрального собора. Вокруг Лавры все окрестные безжизненные холмы покрыты небольшими пещерами, в которых и жили насельники. Одна из них выделяется железной решеткой с буквами, А и С — в ней на протяжении десятков лет подвизался св. Савва .

Нетленные мощи основателя находятся в Благовещенском храме сравнительно недавно. Сначала его гробница располагалась в небольшой купольной усыпальнице на центральной площади монастыря. Однако в 1256 г. мощи св. Саввы были вывезены в Венецию крестоносцами и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного в качестве жеста доброй воли папы Павла VI. По сей день в Венеции находится монашеский крест преподобного Саввы , сделанный, по преданию из Древа Животворящего Креста Господня.

Монастырь неоднократно подвергался разорению.


В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 г.

В 786 г. бедуины, после месячной осады, взяли лавру штурмом. Святыни были разграблены, либо поруганы, а монахи поголовно вырезаны.

В 1187 г. после завоевания Иерусалимского королевства Саладином лавра св. Саввы опять серьезно пострадала, часть монастырских построек была разрушена и погибло множество монахов.

Будучи не в силах противостоять постоянным набегам бедуинов, последние насельники лавры покинули ее еще до 1440 г. и она простояла необитаемой около 100 лет, пока власть в Палестине не перешла к туркам-османам. Охранные грамоты Сулеймана II позволили монахам возобновить деятельность лавры.

Монастырь был снова разрушен и разграблен бедуинами в 1834 г. и землетрясения 1837 г.

В Лавре св. Саввы сделано все для того, чтобы полностью отрешиться от мира. Нет и ни когда не было электричества, не работает сотовая связь . Основные постройки монастыря окружены величественной каменной стеной. Устав совершается не по израильскому времени, а по византийскому, которое определяется по солнцу. Некоторые немногочисленные паломники и России, Греции, Румынии живут там по несколько недель, насколько позволяет виза.


Богослужение происходит ночью. В обычные дни оно начинается примерно в 1.30 ночи и продолжается до 6.30. В особо торжественные и праздничные дни ночная служба начинается около 23.00 (по израильскому времени). Оно совершенно чудесно. Даже не зная греческого языка, осознаешь, что дотронулся до одной из тех тонких струн, на которой еще пока висит над бездной наш многогрешный мир. Русских монахов всего двое , поэтому, они обязательно попросят вас прочесть за богослужением пару внушительных пачек записок на кириллице, которые подают паломники. В основном, конечно, русские, но очень много грузинских и сербских. В 8 веке в лавре проживало аж до 5.000 иноков !!! . Настоятелем лавры является сам Иерусалимский Патриарх.


Кстати, в Лавре св. Саввы, в отличие от большинства церквей на Ближнем Востоке, глубокая исповедь и приготовление к таинству Святого Причащения не являются формальностью. Исповедует всегда сам игумен Евдоким на греческом языке под перевод русского насельника, как правило, у себя в кабинете. Игумен является опытным духовником, к которому ходят исповедовать грехи многие палестинские священники из окрестных городов и деревень .


Одна из величайших святынь монастыря — гробница и пещера Св. Иоанна Дамаскина. Именно в ней он проживал с 706 г. вплоть до своей кончины в 780 г. в возрасте 104 лет и написал большинство своих произведений, благодаря которым стал известен по всему православному миру. На иконах его часто изображают в головном платке, столь похожем на палестинский.

Утром, после скудной трапезы, врата монастыря открываются для немногочисленных посетителей, и до заката туда можно попасть. Если вдруг привратник куда-то отошел — можно позвонить в колокольчик и подождать: братия, скорее всего, на трапезе.

Монастырь очень популярен не только среди местных палестинских христиан, но и мусульман, поскольку до самого недавнего времени кормил жителей близлежащих деревень. Мальчишки из соседней деревни Убедийе играют вокруг Лавры, да и степенные отцы семейств тоже любят посидеть у башни Юстиниана, любуясь красотой пустынных пейзажей и слушая шум воды маленькой речки, протекающей в Кедронском ущелье под стенами обители.


Мощи Св.Саввы.

В Крыму, на Украине, тоже есть большой монастырь освящённый в честь Святого Савы Освященного и находится он в Мелитополе .

К сожалению, не сохранился в полном виде в Палестине монастырь духовного наставника Саввы, Святого Ефимия Великого. Однако остались развалины монастыря в котором молился святой Савва в свои ранние годы приняв монашество.


Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, /
и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, /
и был еси светильник вселенней, /
сияя чудесы, Савво, отче наш, /
моли Христа Бога спастися душам нашим.

Loading...Loading...