Теологическая теория политической власти активно развивалась в. Теории возникновения государства

Рассматриваемая теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога: ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть вне решения вопроса о существовании бога.

Первоначальные религиозно-мифические представления о божественном происхождении государства и права характеризуются крайне широким многообразием. Это вполне объясняется особыми историческими условиями существования религий и ранних государственных образований как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии (гр. mesos - средний) или Африки. Новицкий, И.Б. Римское право / И.Б. Новицкий. - Минск.: Амалфея, 2009.

Сократ, Платон и Аристотель выражали позицию, заключающуюся в том, что наряду с законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписанные законы, «вложенные в сердца людей самим божественным разумом». В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих ощущениях, но и «во всем строе мироздания». Оставляя вопрос о происхождении права весьма запутанным и нерешенным, не умея естественным путем объяснить их происхождение, в нем начали усматривать «божественное установление». Вместе с тем, в рассуждениях тех же древних философов находим истоки теории естественного права, поскольку, по мнению Аристотеля, законы, не зависящие от воли людей, не только божественны по своему происхождению, но по своей природе составляют и естественное право людей. Более того, Аристотель само рабство считал естественным состоянием предназначенных для этого людей. Лившиц, Р.З. Теория права / Р.З. Лившиц. - М.: Юрид. лит, 2008

Своего расцвета теологическая теория достигла в эпоху средневековья. На стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период на рубеже XII-XIII веков в Западной Европе получила развитие теория «двух мечей».

Основной смысл ее состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет права «не от бога». Два меча получили основатели церкви от Всевышнего. Один вложили в ножны и оставили при себе. Другой вручили государям - вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать подданными и является слугой церкви. Политическая окраска этой концепции очевидна.

Примерно в тот же период средневековья в русле теологической теории получило распространение учение богослова Фомы Аквинского. Процесс возникновения права рассматривался им аналогично сотворению Богом мира.

Официальная доктрина современного Ватикана подчеркивает, что Бог, создав право, не указал ни конкретных лиц, осуществляющих государственную власть, ни формы правления, ни методы властвования. Такая позиция, сохраняя тезис о божественном происхождении права, вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию к быстро меняющейся политической реальности нашего времени. Протасов, В.Н. Теория права и государства / В.Н. Протасов. - М.: Наука, 2007.

Всем привет! В этой статье мы разберем, что представляет собой теологическая теория происхождения государства. Тема эта в принципе не входит в школьную программу в том объеме, в каком мы тут ее изложим. Однако для расширения кругозора, обществоведческой эрудиции на реально важна.

Но сначала небольшое замечание. В данной статье приводятся строго научные рассуждения о роли религии, в том числе и христианства, в государстве. Если объективные факты могут причинить вам какое-то оскорбление ваших религиозных чувств, то прошу вас не читать этот материал.

Общая концепция

Религия играла во все времена определяющую роль в обществе. Почему так? Потому что в мире существует масса несправедливости. И большинству людей требуется объяснение. Но разумное объяснение никого не устраивает. Поэтому и есть религия, которая предоставляет экзистенциальное, философское объяснение, с опорой на веру в сверхъестественные силы, или богов.

К примеру, живете вы во втором веке новой эры. Вы родились в семье обычного кожевенника, или плотника. И мимо вас проезжает повозка с богатым торговцем, у которого дела идут в гору, а вы влачите жалкое существование. Ну, и закономерно, что Вы себя спрашиваете, почему так?

Разумеется, если вам сказать, что отец этого торговца был таким же плотником как вы, но решил изменить свою жизнь и заняться торговлей. Работал по 30 часов в день, вывел дело на оптовую торговлю и передал дело своему сыну. В такое объяснение вы конечно не поверите. Потому что сами-то вы ничего не хотите делать и не хотите вкалывать на себя по 30 часов в сутки.

Вам проще поверить, что есть некий бог, который одному дал одно, а другому — другое. Почему он так сделал — непонятно, на все, как говорится, воля божья.

Таким же образом, религиозные философы объясняли, почему есть , и тот порядок вещей, который каждый может наблюдать. О чем мы и поговорим далее. А пока вам надо усвоить, что в древности обычные люди были крайне религиозными, потому что они сильнее зависели от стихиных явлений, чем мы, проживая в 21 веке.

Древние люди молили богов о том, чтобы был хороший урожай, о том, чтобы не помер скот, о том, чтобы болезни не унесли жизни их близких. Сегодня благодаря современным агрокультурным технологиям, медицине человечество значительно, в сотни раз, снизило риски смертей от болезней. Поэтому среди наших современников много атеистов.

Ну да ладно, оставим досужие разговоры и выясним, как же религиозные философы объясняли появление государства.

Теологические концепции

Многие мыслители причисляют к таким концепциям патриархальные теории. Но это, на наш взгляд, несправедливо. Ведь эти теории объясняют возникновение государства через экстраполяцию (распространение) семейных отношений на все общество. Религиозные же теории ставят во главу угла отношения Бога и человека.

Августин Блаженный

Одним из виднейших представителей и основоположников этой концепции является Августин Блаженный (354 — 430 гг. н. э.). К этому же времени и восходит появление подобных концепций. Он был в курсе всех современных ему языческих теорий, и после обращения в христианскую веру, «подогнал» их все под религиозную основу. Какие же у него были аргументы?

Появление государства, по мысли Блаженного, напрямую связано с грехопадением Адама и Евы. Люди обладают греховной природой и создали свое место под солнцем. В своих городах одни люди эксплуатируют других, обращают их в рабство, обманывают, предают, лгут — , одним словом как-то пытаются выжить. И это все нормально, люди ведь сами виноваты — ушли из Града Божьего и основали свой Град Земной.

Однако, чтобы люди совсем уж не распоясались Бог дал им закон. Кто не в курсе, Ветхий завет — это по сути свод законов. А следовательно земное государство, которое возглавляют земные, то есть грешные правители, есть дарованное Богом установление, . А следовательно только государство силой закона может обуздать греховную и порочную природу людей (подробнее о функциях государства, ). Ведь сами люди не могут обуздать ее. Ну, например, по закону написано не воровать. А ты не можешь себя остановить, и воруешь. Кто тебя остановит? Только закон, только государство, которое должно его само соблюдать и следить за другими.

Над государством стоит церковь, которая может помочь ему справиться с наглыми грешниками: например бороться с еретиками, и вообще объяснять непонятливой толпе, почему требуется соблюдать законы.

Одним словом, это весьма интересная концепция, и очень логичная. Недавно вот, к примеру, был в церкви и священник там сказал своей пастве такую вещь, что вот, значит, почему Россия такое большое государство, потому что издревле православная вера была оплотом государства. ? Потому что там не верили в Бога, по его словам. Спорить тут бессмысленно, ибо если ты споришь, ты исходишь из другого основания, не из веры в сверхсилы.

Фома Аквинский

Другим представителем теологической концепции был Фома Аквинский (1225 — 1274 гг.)

Фома — яркий пример независимой личности, несмотря на то, что был церковным деятелем. Так, он пошел наперекор воле отца, который желал видеть сына юристом, и стал христианским служителем.

Фома — был ярым христианином. Он не боялся открытого спора, и очень логично доказывал любому спорщику наличие Бога. Современным христианам, кстати, неплохо было бы поучиться у Фомы стойкости, а не обвинять первого встречного об оскорблении своих религиозных чувств.

Аквинский продолжал идеи Блаженного, но предложил свою трактовку государства. Государство появилось без воли Бога. Просто люди как политические и социальные животные естественным образом склонны жить сообща, а отсюда появление государства вполне закономерно.

Мыслитель выступал за то, что человеческий закон подобен божественному закону и является позитивным. Однако он также считал, что идеальным государством является то, которое теократическое: в котором религиозная власть верховна по отношению к светской. Подробнее о формах государства .

Как это было бы в реальности. Ну, к примеру, вот есть в христианстве посты. А ты не соблюдаешь пост. Вот если бы у нас в государстве была теократия, то тебя бы посадили в тюрьму за несоблюдение поста, равно как и за несоблюдение других религиозных догм.

Актуальна ли сегодня теологическая концепция

Я считаю, что пока есть религии, покуда и актуальны будут провиденциальные концепции появления государства и всего остального. Плюсы или достоинства таких концепций в том, что они позволяют довольно просто, на уровне инстинктов, объяснить почему мир несправедлив и почему возникло государство. Минусами или недостатками является недоказуемость всех положений этой теории. Ведь они опираются лишь на веру и на логику. А на уровне логики, как известно, объяснить можно что угодно!

Вместе с тем, я считаю, что нельзя на уровне закона в светском государстве.

Однако в нашей стране это стало реальностью. Реальные уголовные дела за свое мнение в отношении христианства, религии получили 7 человек по статистике за 2017 год .

Ок, а что делать ученым, историкам, медикам, археологам. Как им заниматься научной деятельностью в таких условиях? А физикам, математикам, астрономам? Ведь по сути любое научное высказывание, противоречащее религиозных догмам, можно охарактеризовать как «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» (ст. 148 УК РФ).

На мой взгляд — это форменная дурость и недальновидность тех, кто принимал такие поправки. Если ты верующий, то тебя не может оскорбить вообще ни что. Ты же веришь. Очень шаткая получается у тебя вера, если ее может подточить какое-то высказывание того, кто твою веру не разделяет. Как считаете вы, пишите в комментариях. Мне интересно узнать мнение или позицию других людей.

А на этом мы закругляемся, подписывайтесь на наш Образовательный ресурс, делитесь ссылками на наши материалы в социальных сетях или на других площадках.

С уважением, Андрей Пучков

Сторонники: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жан Маритен, Дезире Жозеф Мерсье

Обычно основателем теологической теории происхождения государства считается Фома Аквинский, но не менее верным будет рассмотрение теории с философии Аврелия Августина, который описал генезис государства в своем труде «О граде Божьем». Государство, по мнению философа, есть наказание людей Богом за первородный грех, а земная государственная власть - «великая разбойничья организация». Уже у первого сторонника теологической концепции можно наблюдать отрицательное отношение к государству. Оно рассматривалось как аппарат угнетения одной части людей над другой, и единственный, кто мог регулировать это – Бог. Если чья-либо власть неугодна Всевышнему, то ее низложит народ и поставит на престол легитимного и более достойного правителя.

Теория получила наибольшее распространение в Средневековье. Ее идеологом стал Фома Аквинский, разделявший взгляды Аврелия Августина. Аквинат выдвинул новые положения, которые в последствии легли в основу доктрины католической церкви, будучи названными «томизмом». Теория после Фомы Аквинского нашла отражение лишь в трудах более поздних исследователей: бельгийского философа Жозефа Мерсье Дезире и французского теолога Жана Маритена.

Следует отметить, что теологическая концепция была актуальна именно во времена средневековья. Политическая наука тогда рассматривалась в контексте философии и коррелировала с несколькими другими дисциплинами. Поэтому в данной теории взаимосвязь политики и религии неразрывна. В эпоху нового времени политика была отделена Никколо Макиавелли от этики, морали и религии и, как следствие, распространение получили другие подходы к исследованию генезиса государства.

Главная идея теологической концепции с точки зрения политологии довольно проста: государство и все его свойства – дело рук Божьих. Нет поля для исследования, поскольку все, что может быть интересно политологу, объясняется с позиции веры. Главный институт – церковь, который в то время еще нельзя было назвать одним из политических атрибутов. Социальное неравенство – проявление власти государства, которая происходит от Бога. Отсюда и главный минус теории – ее необоснованность. Ничего из данной концепции нельзя подвергнуть апробации. В этом заключается положительная сторона теории – простота и доступность. Это относится не только к теории происхождения государства, но и в целом к теологической парадигме. Она является наиболее распространенной, т.к с легкостью, еще с древних веков, может объяснить любое явление объективной действительности. Корректность этого объяснения зависит от уровня веры исследователя.

Очевидно, что теория была популярна в Средневековье в связи с невысоким уровнем научных знаний, но совершенно непонятно, почему она используется вплоть до настоящего времени. Хотелось бы объяснить это развитием политологии, которое дало новую почву для исследования. Но, к сожалению, теория о происхождении самого главного политического института, не основывается на политической науке. Поэтому следует перейти к теориям, появление которых непосредственно связано с эволюцией политических взглядов.

Эта теорияодна из древнейших. Несмотря на то, что божественное обоснование государства и права имело место ещё в глубокой древности, в целостном виде теологическая теория была сформулирована вначале новой эры. Наиболее известные её представители Августин Аврелий, Фома Аквинский. В XX в. современную интерпретацию теологической теории предложили Жак Маритен и другие богословы и правоведы, попытавшиеся небезуспешно соединить достижения науки с религиозными догмами.

Согласно данной теории государство и право являются божественными установлениями, воплощением воли бога. Представители данной теории отстаивают идею вечности государства, зависимости государства от божественной воли. Ещё в Древнем Египте, Вавилоне, Иудее существовала широко распространенная версия о том, что боги являются источником власти земного правителя, оставаясь одновременно верховными правителями всех земных дел.

Особенно широкое возрождение данные идеи получили в период развития феодальных отношений. На рубеже XII–XIII вв. в Западной Европе распространяется теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе. Второй меч они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации над светской. Такое всевластие церкви приводило к искажению религиозных учений и церковному мракобесию.

К середине XIII в. появляется учение известного богослова Фомы Аквинского. Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира. Божественный разум управляет всем миром. Он лежит в основе природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.

Это учение преследовало две основные цели: доказывание божественного происхождения государственной власти; подчинение светской власти церкви. Религия, по мнению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства. В свою очередь государство обязано защищать религию.

Религиозные учения о происхождении государства и права имеют сторонников и в современном мире. Виднейший представитель неотомизма Жак Маритен пытался соединить традиционные для религиозной философии представления о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки. Учение Маритена представляет один из вариантов модернизации социальной теории католицизма применительно к условиям высокоразвитого индустриального общества. В этом учении очень явно проступают «уши клерикализма». Однако заслуживают внимания положения учения Маритена о неисчерпаемости естественных прав человека. «Декларация прав человека никогда не будет исчерпывающей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня морального сознания и от уровня цивилизации в данный период истории» (почти материалистическая формулировка). Согласно взглядам Маритена реализация этих прав с помощью церкви приведет к установлению христианской демократии, т. е. «по-христиански устроенного светского государства».


Признание социальных прав личности наряду с правом частной собственности позволяет избежать пороков как капитализма, так и социализма – считал Маритен. Он отстаивал идеи третьего пути развития общества.

Продолжают существовать идеи, высказанные ещё в Древнем Риме о том, что в процессе возникновения, развития и упадка государства решающую роль играют общественные нравы. Хотя, в принципе отрицать влияние общественных нравов на судьбу государства, наверное, нельзя. Об этом свидетельствует падение таких крупнейших государственных образований, как Вавилон Римская и Российская империи, СССР, где были подорваны моральные основы общества, широкое распространение получили ханжество и лицемерие, и другие проявления нравственной деградации.

Но эти факторы нельзя в полном смысле назвать первопричиной. Они хотя и играют определенную роль в процессе государственного упадка, но являются скорее следствием рецидивов экономического и социального развития общества.

Главная особенность теологической теории состоит в том, что её представители никогда не ставили перед собой задачу объяснить процесс происхождения государства. Их основная задача – обоснование государственной власти. Официальные религиозные доктрины исходят из того, что бог, создавая государство и право, не указал непосредственно лиц, осуществляющих власть, конкретные формы правления, государственного устройства, политический режим и т. д.

Вопрос о достоверности данной теории связан с вопросом веры.

Введение

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне понятно, так как на протяжении всей истории развития человечества, представители каждой из этих теорий ведут постоянные споры, отражая свои взгляды и суждения на данный процесс. Каждая теория, воплощенная в трудах известных идеологов и философов, по своему интересна и познавательна, но наибольшее внимание вызвает теологическая теория, согласно которой государство и право созданы Богом. Само слово теология произошло от греческих слов theos - бог и logos - учение. Поскольку религия стоит у истоков образования первых государств, и первые политико-правовые отношения между людьми (обычаи) базируются именно на ней, то теологическая теория происхождения государства и права является одной из самых древних.

Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Теологическая теория нашла четкое выражение в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая. Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху средневековья и имела главной своей направленностью обоснование превосходства церковной власти над светской.

Есть и современные последователи этой теории, которые считают государственную власть вечной и незыблемой.

Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации.

Целью курсовой работы является исследование теологической теории происхождения государства. Задачи: выяснение сущности и значения теологической теории происхождения государства, история ее возникновения, средневековые представления о теологической теории происхождения государства, а так же положительные и отрицательные черты.

Общая характеристика теологической теории происхождения государства

История возникновения теологической теории происхождения государства

теологический государство средневековый

И в прошлом, и в настоящем, различные авторы - ученые и политики пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. «В теории государства и права нет единого подхода к пониманию государства. Отсюда юридическая наука оперирует различными понятиями государства. Такое многообразие порождено многими причинами. Главными из них являются: 1) государство - это сложное, многоаспектное социальное явление, имеющее различные грани; 2) субъективный фактор порождает неоднозначность восприятия государственно-правовых явлений. Отсюда возникают различные методологические и мировоззренческие подходы к исследованию государства. Каждый, кто вознамеривается проникнуть в суть явления под названием «государство», обязательно будет исходить из определенных методологических предпосылок, которые господствуют в науке на тот или иной исторический момент» Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы: Сборник. Вып. 1 / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2006; Теоретико-методологические проблемы права. Вып. 2. М., 2007 С. 36 .

Существует множество теорий происхождения государства, например, естественно-правовая, договорная, теория насилия, патриархальная, органическая, расовая и другие теории. Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой древней и традиционной является теологическая, или религиозная теория происхождения государства. Суть этой теории достаточно проста. Она сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение.

Подобные представления, появившиеся еще во времена формирования первобытных человеческих сообществ, в той или иной форме сохраняли свое познавательно-объяснительное значение и после возникновения права и государства. К тому же в этих, как и во многих последующих концепциях происхождения государства, отсутствует различение общества и государства, так что по существу единые представления об общеобязательных правилах поведения и общей власти распространяются в них как на догосударственное, так и на государственное состояние совместной жизни людей.

Господство мифологических и первоначальных религиозных представлений отчетливо проявляется в том, что все древние народы (египтяне, вавилоняне, индусы, китайцы, ассирийцы, евреи, персы, греки и др.) возводят свои порядки, в том числе - установленные и действующие в их обществах (и государствах) законы и власть - к надчеловеческим, небесным силам и существам, к богам. Свои законы, формы правления и институты власти они приписывают непосредственно богам или их избранникам и ставленникам (мифическим полубогам и героям - основателям городов-государств, законодателям вроде индийского Ману, спартанского Ликурга, афинского Тесея, еврейского Моисея и т.д.).

О соответствующих воззрениях египтян греческий историк Геродот рассказывает, что во время его посещения Египта жрецы сообщили ему о том, что всего в Египте был 341 фараон, и все они были людьми. «Правда, - сообщает Геродот со слов жрецов, - до этих людей в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми и один из них всегда был самым могущественным. Последним из этих царей был Ор, сын Осириса, которого эллины зовут Аполлоном. Низложив Тифона, он стал подлинным царем-богом в Египте» Геродот. История, АСТ Москва, 2007г, С. 125 .

Несколько иную версию мифа о первоначальном правлении и законодательстве богов, учреждении ими государств и обучении людей основам совместной государственной жизни приводит Платон (V-IV вв. до н.э.), тоже ссылающийся на информацию египетских жрецов. По этой версии мифа, государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов, а до этого, при Кроносе, государства не было, и люди непосредственно управлялись богами и жили счастливо. «Под управлением бога, - пишет Платон о временах Кроноса, - не существовало государств; не было также в собственности женщин и детей» Геродот. История. АСТ, АСТ Москва, 2007г., С. 58 .

Появление государства в эпоху Зевса Платон со ссылкой на древние мифы освещает следующим образом. После Кроноса боги вновь поделили между собой по жребию все страны земли. При этом, в частности, Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а большой остров Атлантида - Посейдону.

Афина и Гефест, согласно мифу, населили Аттику «благородными мужами, порожденными землей, и вложили в их умы понятие о государственном устройстве» Геродот. История. АСТ, АСТ Москва, 2007г., С. 64 . Эти «божественные мужи», по словам Платона, организовали Афины того мифического времени (около 9 тысяч лет до Платона) как «государство с общественным управлением». Платон говорил, что афиняне справедливо управляли своей страной и Элладой.

«Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления. Он разделил остров на десять частей и сделал их царями десять своих сыновей (потомков Посейдона и земной женщины). Царем лучшей части острова он сделал своего старшего сына Атланта, а архонтами других частей (царями в своей области, но под главенством верховного царя) он назначил остальных своих сыновей» Геродот. История. АСТ, АСТ Москва, 2007г., С. 73.

Основы этого государственного устройства были закреплены в установленных Посейдоном законах. Согласно мифу, дело обстояло следующим образом: «Каждый из десяти царей в своей области и в своем государстве имел власть над людьми и над большей частью законов, так что мог карать и казнить любого, кого пожелает; но их отношения друг к другу в деле правления устоялись сообразно с Посейдоновыми предписаниями, как велел закон, записанный первыми царями на орихалковой стеле, которая стояла в средоточии острова - внутри храма Посейдона» Геродот. История. АСТ, АСТ Москва, 2007г., С. 75.

Благодаря такому правлению (на основе божественных установлений) Атлантида стала богатой и мощной страной. Это процветание продолжалось до тех пор, пока в потомках правителей сохранялась их божественная природа. Когда же в них возобладал человеческий нрав, ими овладели жадность и сила, и прежняя форма царского правления стала постепенно портиться и вырождаться в тимократию и олигархию. Зевс решил покарать развратившихся жителей Атлантиды и устроил землетрясение и потоп, в результате чего Атлантида утонула.

Содержание приведенного мифа сам Платон интерпретировал в своей политической философии в том смысле, что для организации правильных форм земной жизни, (в том числе идеального государства и законодательства) необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам (философски говоря - идее) правления людьми, имевшим уже место до космических перемен и закрепленным в мифах.

Эти представления нашли свое воплощение в разработанном Платоном диалоге «Государство» проекте идеального строя, во многом сходного с устройством древних Афин мифического времени. А мифологические мотивы правления Атлантидой на основе Посейдоновых предписаний (т.е. божественно разумных и справедливых законов) Платон использовал в своем диалоге «Законы» для обоснования своего проекта «второго по достоинству» государственного строя, где правят уже не философы, а законы.

По древнеиндийской мифологии риту - общекосмический и земной порядок, его закон и обычай - установил бог Индра. Он же и поддерживает этот порядок и закон. В «Ригведе», содержащем священные гимны ариев (II тысячелетие до н.э.), говорится, что устанавливая риту, Индра также и поддерживает ее; быстро растет мощь риты и приносит богатство. Рите принадлежат просторы земли и небес.

Согласно древнекитайской мифологии, порядок в Поднебесной (т.е. в Китае), включая организацию власти, правила поведения и т.д., порожден и обусловлен волей божественного Неба. Император (верховный правитель Поднебесной) при этом характеризуется как «сын Неба».

Божественное происхождение своей власти и своих законов настойчиво подчеркивали шумерийские и вавилонские правители. Так, устанавливая свои законы, Хаммурапи (ХVШ в. до н.э.) провозглашает: «По велению Шамаша, великого судии небес и земли, да сияет моя справедливость в стране, по слову Мардука, моего владыки, да не найдут мои предначертания никого, кто бы отменил их» Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 1., Элькор-МК, Ника-Упстр, 2005г., С. 148 .

Древние евреи, согласно ветхозаветным преданиям, находились с Богом в особых договорных отношениях. Так, еврейским праотцам Аврааму, а затем и Исааку Бог дал обетование (обет, клятву) умножить их род и сделать их потомство избранным народом, если они; со своей стороны, будут строго выполнять завет Бога и надлежащим образом почитать его.

В этом духе освещается в Библии и исход евреев во главе с Моисеем из египетского Длена в Ханаан по воле и при помощи Яхве. На горе Синай этот Бог дал Моисею «скрижали завета», содержавшие заповедней законы, по которым должны жить евреи (Исх. 20-23).

Идеи божественного происхождения всякой власти присущи и христианской теологии. Так, уже апостол Павел утверждал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению… Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро… И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.

Loading...Loading...