Бог позвал нас cебе в друзья. Грешник находится в состоянии, объективно несовместимом с раем

Обладатель многочисленных ученых регалийи степеней – магистр богословия, доцент Московской духовной академии, профессор Православного Свято -Тихоновского богословского института – отец Сергий известен православным москвичам прежде всего как опытный духовник, серьезный пастырь. И еще как яркий, увлекательный проповедник Слова Христова. Среди предков отца Сергия, происходящего из старинного священнического рода – новомученики, причисленные Русской Православной Церковью к лику святых. Отец Сергий – настоятель древнего, замечательной красоты храма Живоначальной Троицы, расположенного в Троицком – Голенищеве, неподалеку от известной киностудии «Мосфильм».

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ВЕРЕ: “НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! ”

– У моих знакомых накопилось довольно много житейских вопросов о Православии, о самых первых шагах в Церкви. Понятно, что вопросы еще очень простые и могут показаться даже “детскими”. Кроме того, эти вопросы не последовательные, не систематичные и на самые разные темы, иногда неожиданные. И, тем не менее, батюшка, за любым из этих вопросов может стоять судьба, проблема, живой человек, который с нетерпением ждет вашего ответа. Каждый из этих людей хотел бы услышать весомое и духовно значимое слово православного священника по поводу своих вопрошаний.

Вот первый вопрос. Сегодня выходит много книг о Православии, о святых, о том, в чем же заключается Православное вероучение. И все же большинство из них никак не отвечают на первейший вопрос: а зачем человеку вообще принимать Православие? Так зачем же?

– Без Бога человек жить не может. При всем благополучии, при всех успехах, при том, что у него все получается хорошо, душа неизбежно будет тосковать. Это описано и в мировой литературе: например, у Джека Лондона – те, кто читал его роман “Мартин Иден”, об этом помнят.
Не может человек без Бога.

Душа просит бессмертного, ищет Того, Кто ее сотворил. И от этого никуда не уйдешь. Любые хобби, любые увлечения это некая подмена того, чего на самом деле жаждет душа. Некоторые люди, уже достигнув больших высот в своей карьере, или начинают пить, или становятся наркоманами. Отчего? Оттого, что душа тоскует, чего-то ищет.

Ты построил дом, все благополучно, а нет спокойствия души. И вот тогда человек начинает искать чего-то, что смогло бы удовлетворить его душу. Но вот он вдруг слышит: в православном храме в колокол ударили – значит, в церкви кто-то молится, пойду посмотрю. Хорошо, если он почувствует, что здесь – именно то, что ему необходимо.

Если мы, православные, говорим о преимуществе нашей веры перед всеми другими, говорим о преимуществе Русской Пра- вославной Церкви, то это не значит, что мы тянем на себя одеяло, что мы утверждаем: русские – самые лучшие, а все остальные плохие. Православная вера – для всех людей: для греков, для турок, для немцев, для всех, потому что эта вера имеет непрерывную связь с апостолами и с Самим Господом Иисусом Христом, Который пришел на землю спасти всех людей. То, что человек русский, грек, или происходит из какого-нибудь устья реки Ама зонки – не имеет никакого значения. Сейчас и в Африке среди негров очень много православных людей. И даже Африка со временем может стать совершенно православным континентом, а вот русские могут здесь оказаться уже не впереди, а позади всех.

Православная вера – это та вера, которая не повредилась от самых апостольских времен. Ее мы и храним в нашей Церкви. Когда человек придет к вере, он это сам поймет.

И пусть представители других религий и церквей говорят, что у нас все устроено совершенно неправильно. Но ведь есть же совершенно объективные вещи, подтверждающие нашу правоту: история всего мира, история цивилизации; и есть принципы, которые с древнейших, с апостольских времен заложены в Церкви и действуют в ней до сего дня: это как бы “тестирование” на ее истинность. И раз эти принципы неизменно соблюдаются в нашей Церкви, то мы твердо знаем, что храним православную веру.

– Человек заглядывает в храм, стремится к вере. И тут он оказывается в тупике: он не знает, как себя здесь должным образом вести, как разговаривать со священником, как исполнять правила церковной жизни. Что можно посоветовать таким людям?

– Простой и даже самый простейший ответ: не стесняйтесь. Не стройте из себя в церкви человека, который что-то знает или понимает.

Вот древний, еще дохристианский, замечательно выражен ный принцип: “познай самого себя” . Это требование во все времена относилось ко всем людям. А познать самого себя, скорее всего, означает: нужно увидеть, что ты совсем не такой значимый человек, как тебе казалось поначалу. Ну, так и не стесняйся! .

Зашел в храм, не знаешь, как тебе повернуться – не стесняйся. Бабка на тебя наскочила, говорит: “Ты неправильно стоишь! ” , а ты отвечай: “Бабушка, прости, а я не знаю” . И все. “А почему ты не знаешь?” – “А я ни разу в храм не заходил. Вот я постою здесь и узнаю” . И никаких вопросов у нее больше не возникает.

И вот если так к этому подойти – для человека это уже большой подвиг. Он сознательно приходит в то место, где он ничего не знает и не понимает. Если этот подвиг совершить, переступить внутри себя через этот порог – все вопросы исчезнут. Встал боком к иконе – потом станешь правильно. Не умеешь креститься – потом научишься. Здесь дело в тебе самом, а не в церкви, и не в том, как к тебе в ней отнесутся.

Нужно отметить, что некоторые бабушки, имея комсомольское прошлое, могут совсем неправильно учить тому, как нужно себя вести в храме. Они и нападают на людей, разговаривают с людьми не так, как это принято в церкви. Мы, батюшки, с ними боремся и их учим. Поэтому нужно спокойно стоять на службе, не стесняясь этих нападок. Если устал стоять, если спина заболеламожно сесть где-нибудь на скамеечке в конце храма. Нужно подождать до конца службы, потом поговорить с батюшкой.

Нужно вести себя проще – и тогда все получится.

– Приходя в Церковь, новообращенные христиане надеются найти здесь идеальные отношения между людьми, хотят чувствовать себя уютно и спокойно, оставив за дверью мирские страсти и невзгоды, ищут внимания к себе священника, но иногда, напротив, могут натолкнуться на равнодушие и даже, увы, на грубость. Происходит это, конечно же, слава Богу, не всегда. Но все же случается. Вот вы, отец Сергий, уже упомянули наших православных бабушек. Почему вообще это происходит в святой Православной Церкви?

– Происходит это потому, что в храме собираются вовсе не святые, не люди, которые все уже достигли святости, а наоборот – грешники, которые каются, просят у Бога прощения своих грехов и постепенно, медленно восходят с одной ступени на другую. Далеко, далеко еще всем нам до совершенства. . .

Но во всем этом нет ничего страшного. В церкви находятся именно спасающиеся грешники, а не праведники. И поэтому, если вы услышали неприятное слово, нужно собрать свои силы и сдержаться, не отвечать резко. Если на тебя, например, напала комсомольской молодости старушка и отчитала тебя как перед пионерским собранием, нужно помнить, что она точно так же сражается со своими грехами, характером и привычками, как и вы сами. Надо смириться и про себя сказать: “Господи, я все это понимаю” и не обижаться.

В Церкви тебе комфортные условия сразу никто не даст. Больше того, в монастырях даже наоборот, создают некомфортные условия – для воспитания в душе смирения. Это бывает очень полезно, хотя и трудно. И это нелегко перенести даже людям, которые уже не первый год в Церкви. Поэтому такие обстоятельства нужно воспринимать как некое “делание” , то есть подвиг. . .

– А если человек хочет на исповеди назвать какие-то грехи, но не успевает, потому что священник говорит “скорей, скорей, я тороплюсь, мне служить надо” ?

– Если у батюшки нет для вас времени – это самая трудная и самая печальная вещь. Я сам это испытал. Еду к своему батюшке в далекий монастырь, приезжаю, у меня на душе столько вопросов, столько мыслей, столько грехов. Я подбегаю к нему, прошу: “Батюшка, поговорите со мной. . .” . А он раз, два. . . три предложения сказал и говорит: “Уйди отсюда, все, в следующий раз приедешь – будем говорить, а сейчас у меня времени нет” .

Я обижался, несколько лет обижался. И вот однажды, когда приехал к нему с особыми вопросами и он увидал какое у меня лицо (а это было очень тяжелое для меня испытание – в своем же храме), он бросил всех и говорил со мной два с половиной часа.

Так что, если вы подошли к батюшке, а он говорит: “Подожди, мне сейчас некогда” , значит у вас почти все благополучно. То есть вы делаете свое Спасение, делаете как положено и вам сейчас можно спасательный круг не бросать. А если вам плохо – будьте уверены, батюшка сразу заметит. Он скажет “стоп” , все отойдут в сторону, и он будет говорить с вами столько, сколько хотите: день, два или три. Он будет беседовать с вами, чтобы облегчить ваше духовное состояние.

Поэтому не расстраивайтесь, что вам уделили мало внимания: это значит, что есть другие, которым обязательно нужно оказывать “скорую помощь” , “делать искусственное дыхание” , “переливание крови” и все остальное. А вы – еще вполне нормальный, держитесь на ногах. Вы вполне православный человек, и, значит, вам еще можно подождать. Здесь тоже необходимо понять Церковь изнутри и не скорбеть. Может быть, даже лучше, что с вами сейчас долго не говорят, потому что у вас пока все нормально.

Если батюшка говорит “скорей, скорей. . .” , а вам просто необходимо с ним побеседовать, тогда нужно сказать: “Батюшка, пожалуйста, примите меня вне богослужебного времени” . Скажи- те: “Вот я приду, допустим, днем, или, наоборот, вечером, когда службы нет, – мне бы очень хотелось с вами поговорить” . И батюшка не откажет. Даже если он перегружен и у него много обязанностей – он найдет время, когда вам к нему приехать, обязательно с пониманием ответит на ваш серьезный вопрос и уделит вам столько времени, сколько вы потребуете.

В некоторых храмах, не во всех, есть такие специальные дни, когда батюшка с трех часов и до часу ночи исповедует. К нему приходят люди и говорят с ним столько, сколько хотят: полчаса, час. И никто никого не торопит. И даже в час ночи, когда батюшка прыгает в последний троллейбус, люди его ждут на остановке, потому что им тоже хочется с ним поговорить. Дай Бог, чтобы это бывало почаще, хотя это очень трудно для батюшки. Очень тяжело. Но православным людям это приносит пользу.

Повторяю: если кто-нибудь попросит священника о дополнительной встрече, то он обязательно уделит вам время. И тогда уже не будет никаких препятствий. Только нужно преодолеть себя, свою гордость, подойти к нему снова и сказать: “Батюшка, я хочу подробно поговорить, пусть и не сейчас” . И все будет в порядке.

– Почему для человека так важно найти духовника, священника, у которого постоянно исповедуешься, советуешься с ним?

– Я много лет езжу в метро через станцию “Таганская” . И там, в стеклянном “стакане” сидит один дядечка – иногда в фуражке, иногда без фуражки – дежурный. Я каждый раз иду мимо него, одетый в подрясник, а он сидит в своем “стакане” . И вот за три года мы с ним, только кивая друг другу головой, настолько внутренне сблизились, что когда я две недели ездил по другому маршруту, и, наконец, снова поехал через эту станцию, он меня увидел, выскочил из своего “стакана” и спрашивает: “Батюшка, где вы пропадали?” А ведь по сути мы с ним ни разу друг другу и слова не сказали, но подружились одними взглядами.

Так вот, если вы хотите, чтобы батюшка вас понимал, а не знакомился с вами заново каждый раз, найдите такого священника, к которому вы будете ходить все время. При этом, может быть, много с ним разговаривать и не надо – вот как с тем дядечкой в “стакане” – но ведь он вас все время видит и вы его видите. У вас на душе плохо – а батюшка уже чувствует. У вас в семье проблемы – а батюшка вас заметил в храме и сразу вспомнил все эти ваши проблемы. Батюшка на вас посмотрел и припомнил, что вы ему говорили месяц назад, полгода назад. И при этом он к вам всякий раз подходит как ваш знакомый, как некий друг. Причем, друг, который ни в коем случае над вами не превозносится, вас не поучает, не унижает. Наоборот, он все с любовью понимает.

И тогда вы экономите массу времени. Подошли, вздохнули и говорите: “Батюшка, ничего не вышло. Вот вы советовали мне сделать то-то, а я, грешен, не сделал” . Он, конечно, пожурит, но ведь и помолится тут же: “Господи прости, помоги” . И у вас на душе становится спокойнее, и батюшка не тратит много времени, и вы сами.

И постепенно, от года к году – как с тем дежурным по станции в “стакане” – возникает полное взаимопонимание с батюшкой. И благодаря этому вы будете делать большие успехи и серьезные шаги в познании того, Кто Такой Бог, как Он к людям относится, и что вы должны ради Него совершить.

ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ: “БОГ НЕ ФОРМАЛИСТ”

– Нужно ли православным христианам настойчиво подчеркивать свое православие в кругу неверующих друзей, знакомых? Нужно ли им активно проповедовать Православие, самим заводя о нем речь? Нужно ли, не смущаясь, показывать свою веру окружающим: например, едешь в автобусе мимо церкви – должен ли ты на глазах у всех перекреститься?

– В Евангелии написано о том, что нельзя выставлять себя свои подвиги напоказ. Пусть твои добрые дела будут совершены в тайне. И тогда Бог, увидев все это тайное, воздаст тебе явно. Это очень ответственный принцип. Нужно к этому так и относиться. А зачем афишировать, зачем самому кричать об этом на дорогах? Никто тебя об этом не просил. А вот если тебя кто-то попросил, тогда ты имеешь долг говорить об этом.

Баптисты считают по-другому: нужно всем ходить, проповедовать, кричать. Мы же, православные христиане, считаем иначе и опираемся на Священное Писание, на Евангелие – ведь Сам Господь об этом так сказал.

А вот если кто-нибудь спросит тебя в упор: “Ты верующий, православный?” – как бы “между прочим” , в разговоре, в транспорте – то тут наступает очень важный момент. Если ты умолчишь, или устыдишься, или ухмыльнешься, или скажешь “нет”, то это незаметное легкое слово, которое просто выскочило без мысли изо рта, будет иметь невероятные последствия! Такой отказ полностью отсекает человека от Бога, от Церкви, от присутствующей в Церкви Божественной силы – так называемой “благодати”. И человек остается совершенно вне Бога. Вот этого допускать ни в коем случае нельзя. Нужно твердо сказать: “Да, я верующий. А вы разве нет?”. Или: “А как же – естественно, да”. Вот эта твердость должна всегда присутствовать в человеке.

Мы замечаем, что в наше время очень высокопоставленные люди, занимающие самые высокие должности, не стесняясь, подходят к раке мощей, например, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, целуют их. А кому какое дело? Он имеет полное право. Не нужно этого бояться. Это наследие прошлых лет – пугаться, стесняться исповедать себя православным христианином.

Точно так же надо поступать, когда ты видишь крест и храм. Если ты проезжаешь мимо закрытой, не действующей церкви, лишь памятника архитектуры – может быть, тебе и не обязательно креститься. Но если это живой храм Божий, если он действующий, если в нем есть святыни – нельзя его просто миновать, пропустить. И в старину русские люди всегда крестились на храмы, на любое другое святое место, на стоящий на дороге крест. И это никогда не считалось каким-то “вызовом” обществу. Это просто естественное проявление твоих чувств, когда ты веруешь в Бога знаешь, что на земле есть Церковь, которая хранит полноту Божественной благодати. Перекрестился поклонился. Можно не кланяться, а просто перекреститься.

Если уж очень стесняешься, и не дорос до того, чтобы перекреститься, то, глядя на этот храм, скажи про себя: “Господи, прости меня; Господи, помилуй меня грешного” . Но все-таки лучше спокойно, не спеша, перекреститься.

– Почему Церковь учит, что спасутся только православные христиане? Получается, какой-нибудь индонезийский старик, на чьем острове нет никакой христианской миссии, но который всем всегда помогал и прожил поистине христианскую жизнь, не спасется?

– Я бы не сказал, что Церковь так ответственно и уверенно учит, что не спасется никто, кроме православных. Вопрос так не стоит. Ученики спрашивали Господа Иисуса Христа: а много ли спасающихся? А Господь им не ответил, Он ушел от прямого ответа. Принципиально ушел. Он только призывал их самих подвизаться, творить подвиги, чтобы тесным путем войти в Небесное Царство.
В Священном Писании есть такие слова: вы “увидите. . . себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, возлягут в Царствии Божием” (Евангелие от Луки 13: 28, 29).

Ученые богословы долго обо всем этом думали, и многие из них считают, что Царство Христово, Царство Небесное устроено как бы отдельными “концентрическими кругами” – ближе к Богу или дальше от Него. И если человек хочет быть с Богом, как можно ближе к Нему – то вот вам Православная вера. Бог называет нас Своими друзьями, Он отдает Себя во всей полноте общения православным людям. А есть люди, которые просто творят добро. Они будут судиться по таким законам, которые приняты у них.

Может быть, даже коммунисты будут судиться по “Моральному кодексу строителя коммунизма” , кто о таком еще помнит. На суде им откроют такую-то страничку, а там написано: надо поступать так и так. Раз он коммунист, то значит и должен так поступать? Ведь Бог у него не спросит, постился ли он или молился, а спросит: “Как ты себя вел в соответствии с твоей коммунистической “верой?” . Здесь я, конечно, преувеличиваю, но, тем не менее, вспомним, что и у язычников есть свои верования, и Бог по этим верованиям с них и спросит.

Но нас-то Он позвал Себе в друзья! “Я назвал вас друзьями”, – сказал Господь (Евангелие от Иоанна 15: 15). Ближе друзей у Бога никого нет. И если ты хочешь быть другом Бога – вот тебе истинная Православная вера.

И здесь в моих словах нет никаких противоречий с христианским вероучением. Ведь слишком простой ответ – сказать, что спасутся только те, а не эти. Здесь все гораздо сложнее. Но быть другом Божиим – тут уж извините меня… Для этого нужно пребывать в Православии, и тогда ты будешь вместе со Христом, как Его ученики и апостолы.

– А спасутся ли те люди, которые жили до пришествия в мир Христа? Ведь их были многие миллионы…

– Большинство древних людей спасется.

В Церкви есть учение о том, что душа Христа, после того как Его распяли, сошла во ад, и Господь разрушил весь этот ад, где пребывали души всех живших до Христа людей. И Он всем им сказал: кто любит Истину, кто желает быть с Богом, со Мной – идите, Я всех вас выведу.

Но я уверен – больше, чем на сто процентов! – что нашлись и такие люди, которые сказали: нет, а мы не хотим с Тобой идти. Да, нам здесь плохо, но за Тобой мы не пойдем, и все. Наверняка нашлись какие-нибудь египетские черные маги, другие волшебники – и они остались. Бог насильно никогда никого не спасает.

Но те, кто пошел с Богом, те, кто стремился к Нему, кто интуитивно Его искал, желал полноты общения с Богом, все они наверняка увидели в Господе Иисусе Христе Сына Божия, пришедшего на землю Бога. Они пошли за Христом, и таких людей было большинство.

– Можно ли молиться за некрещеных родственников, друзей – живых или умерших – и как? Ведь в семьях часто бывает и так: отец у тебя некрещеный, креститься не хочет, но очень хороший человек. Как за него помолиться: в храме, дома? А можно ли, к примеру, молиться за некрещеного умершего друга, который был тебе очень дорог, или за некрещеного умершего дядю?

– За некрещеных можно молиться, но только дома – перед иконами. Можно зажечь перед иконой свечу и просить за них у Бога. В Церкви тоже можно подойти к канунному столику, то есть к тому месту, где бывает заупокойная молитва, поставить свечу и это имя прошептать, тихонько произнести вслух. Но в записке, которая приносится во время службы в алтарь, это имя писать нельзя. Почему? Может быть, если очень хочется – то можно? Конечно же, Бог никогда не был формалистом и бюрократом. Ему и записка эта, по большому счету, не нужна. Но зачем мы сами будем делать то, что противоречит Православной вере? По православному учению Бог принимает только свободную веру. Тот умерший человек не крестился, не хотел. И теперь, после его смерти, Богу нужно уважать свободную волю этого человека.

Если умерший не покрестился, то у него возникают свои, особые, иные чем в Церкви, отношения с Богом. И если вы даже нальете ему на могилку святой воды и будете подавать за него записки, это ему ничего не даст. В храме вам даже скажут: ведь вы нарушаете церковные обычаи, зачем же это делать?

Это правило охраняет человеческую свободу.

Да, скорбно, что умерший не имеет церковного поминовения – общецерковной молитвы за него. Ведь когда в алтарь подаются записки, то возносятся молитвы за всех христиан. А за него – нет. Но здесь – отдельный суд Самого Бога в отношении этого человека и отдельные личные отношения Бога и этого некрещеного человека. И вы тут ничего не можете сделать.

А попросить Бога лично от себя – и дома, и в храме (только не во время богослужения) – вы имеете полное право.

– А если некрещеным умер ребенок? Тут ведь не было его выбора, отказа креститься. Вот он мертв, и родители хотят его помянуть в храме. Могут ли они это сделать?

– Они могут это сделать точно так же: прошептав его имя и поставив перед иконой свечку. Но подавать поминальную записку на Литургии они не могут, потому что в данном случае, даже если его родители верующие, сам он все равно не имел крещения.

Такие родители могут сказать: какой жестокий Бог. Зачем так поступают православные люди? Почему они такие черствые? Почему они нас так мучают? Ну, не успели покрестить… Как же нам теперь быть?

Тут нужно сразу вспомнить о том, что если уж вы любите своего ребенка, то неужели его не любит Бог? Что, у вас любви больше, чем у Бога? Неужели Бог не найдет какой -то другой способ привести к Себе вашего ребенка и быть с ним? Неужели Он не сможет это осуществить помимо вашей просьбы, которая, при всей вашей любви к умершему младенцу, является ничтожно малой по сравнению с Богом и Его любовью? Поэтому успокойтесь. Господь найдет способ сделать все возможное для вашего ребенка, чтобы он был близок к Нему.

Именно поэтому мы должны твердо соблюдать церковные правила и не думать, что сердце у нас любвеобильней, чем у Бога. Ведь, соблюдая правила, мы сделаем даже больше добра нашему некрещеному ребенку, чем, нарушив правила, ввергнем и себя, и его в непослушание и в преступление церковных обычаев.

СПАСИТЕЛЬНАЯ КОРОБОЧКА

– Почему православный челове отдает в Церковь десятину, и что такое десятина? Это, еще ветхозаветное, понятие не для всех ясно. Должен ли человек, получающий немалые доходы, например, предприниматель, отдавать в Церковь не меньше десяти процентов своих денег? А если, скажем, президент какой-нибудь фирмы отдает в Церковь всего сто долларов в месяц – значит, он скупой? Или он должен отдавать точно десять процентов, да еще, как это водится, включая НДС? . .

– Такие требования были еще в Ветхом Завете… Да и князь Владимир после крещения Руси отдавал десятину. Не знаю, отдавали ли десятину другие князья: возможно, было и это. Если это есть и сегодня, если человек хочет это правило исполнять – он совершает большой подвиг.
Евангельская вдова пожертвовала на храм две лепты – две мелкие монетки. Но ведь, как сказал Господь, она больше всех положила. Она пожертвовала всем своим пропитанием, она больше ничего не получала. Ведь здесь неважно, большие или маленькие деньги ты получаешь. Ну, кто же из нас и наших современников может решиться на такой подвиг? Да никто.

Могу сказать о своем личном опыте. Я десятину никогда отдавать не мог – это так много. Я отдавал пять процентов. Потом перешел на два с половиной процента. Я тогда закончил Духовную Академию, служил диаконом – откуда же такие деньги я возьму, десять процентов – я просто не проживу. Но какой-то процент я установил для себя как правило и его выполняю.

Сегодня Церковь очень сильно нуждается. Она не имеет ни своей земли, способной приносить доход, ни сдававшихся прежде, до революции, в аренду паломникам монастырских домов. На что она существует? Да ни на что.

Если есть такая возможность – соблюди десятину. Если нет – дай меньше, но не забывай про это совсем. Соблюдай хотя бы небольшой процент, но твердо, решительно и определенно. Это будет хорошо и для тебя, и для Церкви.

Во всяком случае, старые русские купцы, предприниматели твердо знали: если Богу не отдашь, то плохо будет и с твоим делом.

– Предприниматели, как правило, люди состоятельные. И их, естественно, беспокоит вопрос: а как сохранить в целости свой капитал и свое имущество, как достичь безопасности не только от капризов бирж и фондовых рынков, но и от злоумышленников. Не могли бы вы, отец Сергий, дать им какие-нибудь уховные советы на этот счет?

– Дам только один добрый совет тем, кто хочет уберечь свой дом от воров. Об этом способе мне рассказала мама. Мне тогда уже было много лет, но до этого ни мама, ни папа об этом со мной не говорили.

Есть одно охранное устройство, не требующее никаких капиталовложений: сигнализации, охраны и так далее. У нас в доме лежала маленькая коробочка. На ней было написано: “Взаймы Богу” . Я однажды спросил: “Мама, а что это такое у тебя здесь лежит?” Она говорит: “Коробочка”. Я спрашиваю: “А зачем она нужна?” Мама удивилась: “А ты что, не знаешь?” Я отвечаю: “Конечно, не знаю”. – “Так об этом же говорит святой Иоанн Златоуст”.

Если ты хочешь, чтобы к тебе не залез вор, заведи у себя в доме такую коробочку и положи туда деньги. И вот ты какой-то процент отчисляй в эту коробочку. Причем совсем небольшой процент – не десятину и не пять процентов, а меньше. Отчисляй туда, клади, а в конце месяца раздавай эти деньги нищим и клади новые. И никто никогда в твой дом не залезет!

Мама мне обо всем этом рассказала и говорит: “Вот сколько мы живем с папой – к нам в дом никто не залезал”. Я тогда подумал: “Вот это да! ”

При этом папа с мамой были настолько малоимущими, что, положив денежку в эту коробочку, они оттуда же и брали – до следующей получки, чтобы потом снова положить туда новые деньги. Так что уже они брали у Бога взаймы. И вот, все эти деньги ими раздавались нищим, многодетным, страждущим, болящим, погорельцам – людям, которым нужно было помочь. И действительно, за все то время, что мы жили с папой и с мамой, ни один вор к нам не залез.

Как-то у меня в доме лежала такая коробочка, а денег в ней не было – так уж получилось на какое-то краткое время. И вот вор стал взламывать нашу дверь, взломал почти до конца, но коробочка в последний момент все-таки сработала, и он не залез в нашу квартиру. Он увидел очень красивый замок на соседской двери и решил, что лучше будет взломать ее. Там жили совершенно неимущие люди. Вор у них ничего не нашел, абсолютно ничего, а потом его спугнули, и он убежал.

Это правило – еще от Иоанна Златоуста, с четвертого века – действует в течение тысячи шестисот лет подряд. Причем никаких тебе технических устройств, проводов – ничего. Кто хочет проверить – пожалуйста. В нашей семье этот способ действует уже на протяжении пятидесяти лет.

– Большое вам спасибо, отец Сергий, за интересные, поучительные и яркие ответы. Надеюсь, что и в дальнейшем вы найдете время и силы разрешить те вопросы, что возникают у читателей нашего журнала – представителей русского предпринимательства, все более и более серьезно прислушивающихся ныне к голосу Православной Церкви.

_________________________

«Христианская вера… есть единственный, Богом открытый для человеков путь к истинному блаженству. И как Спаситель глаголет, что Он есть дверь к Отцу, что Он есть Путь, Истина и Жизнь; и апостол Павел провозглашает, что пред именем Иисуса долженствует преклониться всякое колено небесных, земных и преисподних: то нет спасения вне распятого Иисуса Христа; и без веры во Имя Его, как Бога истинного, явившегося во плоти, никто не может очиститься от греха, просветиться и войти в царство небесное».

С этих слов преподобный Макарий (Глухарев) начинает своё сочинение «Мысли о способах к успешнейшему распро­странению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе». Так он выразил ту святую истину, что спасение возможно только в Господе Иисусе Христе, только в Его Православной Церкви.

К сожалению, в наше время от некоторых православных людей можно услышать слова о том, что будто бы можно спастись и вне созданной Господом Церкви, и без крещения, без веры в Евангелие, - не важно, веришь ли ты в Бога или не веришь, признаёшь ли Христа как Спасителя или не признаёшь, живёшь ли по Евангелию или не живёшь, главное - быть сравнительно неплохим человеком, делать хорошие дела, и тебя Господь за это спасёт. Опровержению этого заблуждения святитель Игнатий (Брянчанинов) посвятил целое сочинение, в котором пишет: «Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чём состоит христианство! Вопрос, предложенный вами, теперь предлагается сряду. “Отчего не спастись, - пишете вы, - язычникам, магометанам и так называемым еретикам? Между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!.. Считать себя спасёнными, а членов прочих верований погибшими, это и безумно, и крайне гордо!”…

Напрасно же, ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение. Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви - и ветхозаветной, и новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения - Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад...

Признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства».

За тысячу лет до святителя Игнатия точно такой же вопрос задавали преподобному Анастасию Синаиту: «Если кто­нибудь, не верующий во Христа, например иудей или самаритянин, творит много благих дел, то войдёт ли он в Царство Небесное?» И святой Анастасий даёт тот же ответ:

«Поскольку Господь говорит Никодиму: “Истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное” (Ин. 3, 5), то ясно, что (никто из не верующих во Христа) не войдёт в (это) Царство. Однако (никто) не лишится воздаяния своего: либо (не верующий во Христа) получает своё благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни (сей), подобно (богачу), услышавшему от Авраама: “Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей” (Лк. 16, 25), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего (здесь) благое. Ведь как для праведников обителей много (см.: Ин. 14, 2) у Бога, так и для грешников (существует) много различных наказаний».

Об этом же говорит и святитель Кирилл Иерусалимский: «Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдёт в Царство Небесное. Слово дерзновенно, но не моё; ибо так определил Иисус!» То же мы слышим и от преподобного Симеона Нового Богослова: «Великое благо есть веровать во Христа, потому что без веры во Христа невозможно спастись»; и от святителя Тихона Задонского: «Никто не может оправдаться перед Богом и спастись без Христа и помимо Христа, но только - верою во Христа». И Церковь доныне каждый год в чине Торжества Православия провозглашает: «Не принимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом - анафема!»

Можно привести и больше цитат, но не хотелось бы, чтобы всё ограничилось цитатами. Гораздо важнее объяснить, почему именно святые отцы говорили это и почему это сказано в Священном Писании.

Если можно спастись без Христа, значит, можно было спастись и до Христа. Если можно было спастись до Христа, значит, Христос напрасно пришёл, значит, Христос не Спаситель, хотя даже само имя «Иисус» переводится как «Бог спасающий». Между тем Сам Господь сказал, что пришёл «спасать души человеческие» (Лк. 9, 56) и что «кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9).

Апостол Павел сказал: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2, 21). И это апостол говорит не просто про неверие, не просто про другие религии, но про богооткровенный Ветхий Закон - даже им невозможно было спастись, хотя Сам Бог дал его. Потому после смерти души древних праведников сходили во ад, откуда вывел их Господь, спустившись после распятия в это мрачное место духом Своим, «которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3, 19). А если признать, что исполнением Закона можно было бы спастись, то тогда смерть Христова напрасна: ведь тогда всё, совершённое Им, совершено не ради нашего спасения, которого мы могли бы достигнуть и соблюдением Закона.

И если даже признание и соблюдение данного Богом закона спасти нас не могло, то что уж говорить про другие религии, имеющие источником не Бога, а человека и дьявола? Как известно, в апостольские времена почти всё человечество, за исключением ничтожной части христиан и иудеев, пребывало в идолопоклонстве. И это, однако, не помешало апостолу Павлу засвидетельствовать, что предающиеся идолослужению «Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5, 20–21), что «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10, 20), и не помешало апостолу Иоанну записать, что «идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21, 8).

Очень важно уяснить эту истину и помнить, что Господь смирился и стал как один из нас, и пошёл на великие муки ради нас, Сам будучи безгрешным, и душу Свою положил за нас, - и всё это Он совершил именно потому, что ни наши добрые дела, ни наши познания о Боге, и вообще ничто другое спасти нас не могло и не может.

В этой статье хотелось бы показать несостоятельность упомянутого мнения через анализ самого излюбленного аргумента его сторонников. Они говорят: «Если спасаются только через соединение со Христом в крещении и исповедание истинного вероучения, то как же те, которые родились и умерли в неправославных странах и у которых объективно не было возможности узнать Православие?»

Прежде всего стоит заметить, что сама постановка вопроса подразумевает, что Бога в нашем мире нет. Он как будто появляется только после нашей смерти, в загробном мире, а здесь, на земле, мы живём сами по себе, и потому именно от наших действий зависит, получит ли человек, живущий в неправославной стране, возможность вступить в Православную Церковь. Вот, доберутся наши миссионеры до Новой Каледонии - и Церковь там появится, а не доберутся - например, по причине кораблекрушения, дороговизны билетов или просто лени, - и Церковь там не появится. То есть всё определяют наши действия да случай, и если мы по своему несовершенству и немощи не сможем донести благовестие до какой­то земли, то Богу остаётся лишь бессильно сокрушаться об этом и изыскивать способ спасти бедных новокаледонцев после смерти.

Только при таком взгляде возможно появление указанного выше вопроса. Но такой взгляд не имеет ничего общего с православной верой в Бога Вседержителя и Промыслителя, Который «промышляет о земле… и управляет всею вселенною» (Иов. 34, 13). Неужели Бог, заботящийся даже о том, чтобы послать пищу ворону или украсить цветком лилию (см.: Лк. 12, 24–27), не позаботится спасти человека, который «сколь лучше птиц»? (Лк. 12, 24).

Мы знаем, что «Господь благ» (Пс. 134, 3), что Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Он всё может, потому и сказал о Себе: «Я Бог всемогущий» (Быт. 17, 1; 35, 11). Он знает всё (Иер. 15, 15; Есф. 4, 17), Ему открыто и то, что происходит в умах и сердцах людей: «Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей» (1 Пар. 28, 9), «Он знает тайны сердца» (Пс. 43, 22). Поэтому Писание и называет Бога «Сердцеведец» (Деян. 1, 24; 15, 8).

Но если Бог именно таков, то невозможно, чтобы Он не привёл к Себе, в созданную Им Православную Церковь, человека, который искренне ищет Его и чьё сердце открыто для истины и любви к Богу.

А если мы всё­таки станем спорить и решимся утверждать, что Бог оставляет без внимания воздетые к Нему руки истиннолюбцев, что Он бросает погибать в море греха и лжи души тех, кто стал бы искренне православным, если бы до него дошёл православный миссионер и рассказал бы о Христе, - тогда перед нами встаёт вопрос: почему Бог так поступает? Почему Он не послал миссионера к этому человеку? И, отвечая на этот вопрос, мы упираемся в трилемму: или Бог знает, что в некоем неправославном народе есть человек, чьё сердце открыто и готово принять Его, хочет спасти этого человека, но не может - и тогда Он не всемогущ; или Бог может спасти такого человека, желает его спасти, но не знает, к чему склоняется сердце человека, и не способен разобрать, кто из людей открыт для истины, - и тогда Он не всеведущ; или Бог знает, что есть человек, открытый для истины и жаждущий её, может его спасти, но не хочет спасать - и тогда Он не всеблагой.

Любое из этих решений приводит к тому самому богохульству, о котором говорит святитель Игнатий.

Но есть и четвёртое решение. Единственное, при котором нет богохульства. Оно появляется тогда, когда мы отбрасываем непонятно на чём основанную фантазию о том, что будто бы в этом иноверном народе живут люди, любящие истину и готовые принять Бога в своё сердце, но Бог почему­то либо не знает этого, либо не может, либо не хочет их спасать, и приходим к вопросу: а что если причина в другом? Что если Бог­то знает, может и хочет, но просто в этом народе в данный момент его истории «никто не ищет Бога; все до одного негодны» (Рим. 3, 11–12)? И потому Бог не посылает им миссионеров, что хорошо знает: их труды в данный момент будут здесь безуспешны.

В книге Деяний апостольских мы читаем: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян. 16, 6–7). Как же так? Того же самого апостола Павла, который записал, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4), Сам Бог не пускает проповедовать в эти земли.

Неужели Бог не хотел, чтобы люди, живущие в тот момент в Асии и Вифинии, спаслись? Разумеется, хотел. Но Бог, видящий сердца людей и мысли их, знал, что никто из них в этот момент не ищет истины и не воспримет апостольскую проповедь.

А что случилось бы, если бы апостолы пришли в такие места, возвестили Евангелие, а все жители до единого эту проповедь отвергли? Сам Христос говорит об этом: «Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому» (Лк. 10, 10–12).

Справедливо, что наказание тех грешников, кто услышал проповедь о Христе и отверг её, будет намного тяжелее, чем тех, кто грешил и поработился греху, не зная о Спасителе. Но Господь, Который «благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6, 35), хочет, чтобы таких городов было как можно меньше. И Он до времени не посылает туда апостолов, а иногда даже удерживает их, чтобы и тем людям, которые в сердце своём выбрали грех, а не Бога, предоставить обстоятельство, смягчающее их вину. Это оставление их в неведении становится для них выражением милосердия Божия, ибо раб, «который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12, 47–48). В этом мы видим любовь Божию, видим, как даже о тех людях, которые в сердце своем предпочли тьму, Бог заботится.

Но если Он так заботится о тех, кто, избрав грех, сделал себя врагом Богу, то как же Он должен заботиться о тех, в чьих сердцах есть жажда истины, праведности?

Именно таковых ищет Он во всех народах, как говорит Писание: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога» (Пс. 13, 2). Преподобный Силуан Афонский говорит, что «Дух Святой всякую душу движет искать Бога». И если какая­то душа отликается и начинает искать Бога, то над ней сбывается то, что Господь обещал в Писании: «Если будешь искать Его, то найдешь Его» (1 Пар. 28, 9). «Ищущий Господа найдет знание с правдою» (Притч. 16, 5). Если есть человек, чьё сердце искренне взыскует истины, пусть даже этот человек жил в народе, совершенно не знающем о Православии, то Господь устраивал для такого человека возможность принять Православие.

Так, в XII веке Бог устроил для одного немца­католика возможность узнать о Православии, и тот, обратившись, стал известен как святой Прокопий Устюжский; в том же веке Он дал такую возможность одному волжскому булгарину­мусульманину, и тот, обратившись, стал известен как святой Авраамий Болгарский; в следующем столетии Господь дал такую возможность одному монголу­язычнику, и тот, обратившись, стал известен как святой Петр Ордынский. Вся история Церкви, равно как и современность, полна подобными примерами, подтверждающими слова Псалмопевца: «Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи» (Пс. 9, 11).

В Новом Завете мы видим это на примере евнуха­эфиопа (см.: Деян. 8, 27–39). Сколько всего Господь устроил, чтобы дать ему возможность креститься! Надо было, чтобы этот человек смог благополучно добраться до Иудеи, чтобы он узнал о вере в единого Бога, чтобы смог выучить еврейский язык, чтобы ему попала в руки книга пророка Исаии, наконец, чтобы этот евнух встретил апостола Филиппа, который и возвестил ему о Христе, а затем крестил. Сколько в этой истории мы видим заботы об одной душе, сколько устроено Промыслом, чтобы дать этому истиннолюбцу возможность войти через крещение в спасительный ковчег Церкви!

И если кто­то, видя всё это, начинает фантазировать о том, что будто бы в это же время в Эфиопии или других странах были и другие люди, которые точно так же в сердце своём расположены были к истине и искали Бога, но, в отличие от этого евнуха, Бог почему­то не послал к ним апостола и не дал им возможности узнать истину и креститься, то что на это сказать? Либо такой фантазёр вообще не верит в Бога и думает, что всё в мире определяется случаем, либо он обвиняет Бога в лицеприятии и несправедливости, полагая, что Он, при всех равных обстоятельствах, одним почему­то даёт возможность спастись, а другим не даёт.

Но Писание говорит: «Нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2 Пар. 19, 7), и эту истину об отсутствии у Бога лицеприятия ещё трижды повторяет апостол (см.: Рим. 2, 11; Еф. 6, 9; Кол. 3, 25).

Если мы верим в Промысл Божий, то поймём, что всё происходит не так, будто сначала мы куда­то идём и проповедуем, а там уже после этого появляются уверовавшие, - нет, сначала Сердцеведец Бог видит, что в таком­то народе есть души, готовые к принятию истины и жаждущие её, и после этого Он устраивает так, что либо миссионер приходит к этим душам, либо эти души оказываются в стране, где есть Православная Церковь.

Итак, все, кто в сердце открыт истине и готов принять Бога, получают возможность узнать истину Православия и прийти в Христову Церковь. Те же, кто равнодушен к истине, показывают, что они сделали свой выбор не в пользу Бога. И они остаются чужими для Христа и в вечности пожинают плоды своего выбора. Это очень печально, но это реальность. Мы не можем смотреть на жизнь как на голливудский фильм, чтобы ожидать непременного «хэппи­энда». Выбор, который мы совершаем, предельно серьёзен, и его последствия предельно серьёзны.

Сторонники упомянутого выше заблуждения любят говорить, что, мол, было бы непростительной дерзостью предвосхищать грядущий Суд Божий, утверждая, что все нехристиане не спасутся; это, мол, решить может только Бог.

Но, повторяя эту неоднократно выраженную в Священном Писании и Предании истину, мы вовсе не дерзаем опережать Суд Божий, а, напротив, выражаем то из этого Суда, что уже о нём открыл нам Бог: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15, 6). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 36). «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца… Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем… Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин. 2, 23; 5, 10–12).

Это не мы «дерзаем», а Бог так сказал. Вера Церкви в последний Суд вовсе не ограничивается одним лишь утверждением, что такой Суд будет, но включает и основные критерии, по которым он будет производиться, и главнейшим из них является сознательное принятие Христа. Как говорит преподобный Иустин (Попович), «связь человека с Богом определяется в соответствии со связью, какую кто имеет со Христом. Поскольку не существует Бога без Христа ни на небе, ни на земле, ни под ней».

Также сторонники того заблуждения, что и без Христа можно спастись человеку, в качестве аргумента указывают на то, сколь мало православных христиан в мире, отсюда, по их мнению, следует, что нельзя говорить про спасение только искренних членов Православной Церкви, ведь иначе получится, что спасающихся очень мало, а погибающих очень много.

Но разве не о том же самом говорил Господь Иисус Христос: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13–14); «много званых, но мало избранных» (Лк. 4, 24); «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12, 32).

Если бы они были правы, то Господь бы сказал, что «широки врата и пространен путь, ведущие в жизнь, и многие идут ими; но тесны врата и узок путь, ведущие в погибель, и немногие находят их», «много званых, а избранных ещё больше».

В действительности же Господь с самого начала обозначил ту печальную реальность, что погибающих много, а спасающихся мало.

Посмертное единство с Богом есть естественное продолжение того единства, которое человек избрал уже в земной жизни и которое даруется только Христом в Его Церкви. Точно так же и посмертное отлучение от Бога есть естественное продолжение того отлучения, которое человек избрал при этой жизни и которому он подверг себя, предпочтя Богу или поискам Истинного Бога самолюбие и любовь ко греху.

Если мы верим в Промысл Божий, то поймём, что всё происходит не так, будто сначала мы куда-то идём и проповедуем, а там уже после этого появляются уверовавшие, - нет, сначала Сердцеведец Бог видит, что в таком-то народе есть души, готовые к принятию истины и жаждущие её, и после этого Он устраивает так, что либо миссионер приходит к этим душам, либо эти души оказываются в стране, где есть Православная Церковь.

Итак, все, кто в сердце открыт истине и готов принять Бога, получают возможность узнать истину Православия и прийти в Христову Церковь. Те же, кто равнодушен к истине, показывают, что они сделали свой выбор не в пользу Бога. И они остаются чужими для Христа и в вечности пожинают плоды своего выбора.

Как ни странно, такой «аргумент» нередко можно услышать, хотя и вопрос этот и ответ на него уже есть в Евангелии. «Некто сказал Ему: Господи! Неужели мало спасающихся?» (), и Христос ответил: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата , ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут " ()

С самого начала Господь обозначил ту печальную реальность, что погибающих много, а спасающихся мало. Поэтому Он сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (). Если были бы правы приверженцы указанного лжеучения, то надо было бы, напротив, сказать, что широки врата и пространен путь, ведущие в жизнь, и многие идут ими, но тесны врата и узок путь, ведущие в погибель, и немногие находят их. Если бы они были правы, то Господь не сказал бы: «много званых, но мало избранных» (), и не называл бы «малым стадом» ().

Святой Лука (Войно-Ясенецкий) говорит: «Нет народа, для которого не воссиял свет Христов. Вспомним, что сравнил Господь наш Царство Небесное с неводом, закинутым в море и захватившим рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Широко был закинут невод Христов над всем человечеством, но очень многое из захваченного им пришлось выбросить как негодное. И осталось малое, но драгоценное стадо Христово.

Почему так мало ценного осталось в неводе Христовом? Потому что весь род человеческий делится на две очень неравные части: огромное большинство составляют те, которые в Священном Писании именуются «народом земли». Это те, для которых всего важнее и даже единственно важны интересы благополучия в земной жизни. А к благам жизни вечной, в которую мало или совсем не верят, они равнодушны. То душевное настроение, которого требует Господь наш Иисус Христос в Своих великих заповедях блаженства, не только вполне чуждо им, но и мешает им в достижении их собственных целей земного благополучия» [Св. Лука (Войно-Ясенецкий). Беседа от 22 июля 1957 г. / Проповеди. Т.2. Симферополь, 2003. С. 83].

Как-то раз автору этих строк довелось побывать в Индии, и одна из живущих там русских православных женщин в разговоре призналась, что не может понять, почему почти вся Индия с её миллиардом населения осталась равнодушна к проповеди Евангелия, которая звучит здесь ещё с апостольских времен. На следующий день мы беседовали с её мужем-индусом, и когда речь зашла о том, что истина должна быть для человека превыше всего, мой собеседник сказал, что для него мать – как бог, и что если любого индуса спросить о самом главном в жизни, тот назовёт две вещи: родители и вера, но если поставить перед выбором: родители или вера, то сто процентов индусов выберут родителей. Я переспросил у его супруги, действительно ли это так, и она подтвердила справедливость этих слов. Тогда я сказал, что в них – ответ на её вчерашнее недоумение. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» ().

Идея о том, что будто бы вокруг нас множество добрейших и боголюбивейших людей, которые лишь в силу какого-то нелепого стечения «объективных обстоятельств» не стали христианами – это оторванная от жизни фантазия, удобная для кабинетных ученых и людей, вращающихся по большей части в кругу единоверцев. А истинность слов Господа о том, что большинство избирает путь погибели, доказывается самой жизнью, и любой читатель может убедиться в этом экспериментальным путем. Если выйти на улицу и обратиться к прохожим, предлагая им разговор об истине, о Христе, то нетрудно увидеть, какой процент людей откликается, а какой – вежливо или невежливо, но вполне сознательно декларирует свое неприятие христианской веры. Православные миссионеры, на практике занимающиеся уличной миссией, менее всего подвержены указанному выше заблуждению, поскольку сам опыт доказывает им, что не то что спасающихся – а даже просто заинтересованных в собственном спасении людей очень мало. Не случайно святитель Григорий Палама , говоря о спасении немногочисленных праведных христиан среди множества неверующих и грешных, приводит образ золотодобытчика, промывающего комья земли в поисках крупинок золота. В некоторые периоды в тех или иных народах вообще нет ни одной крупинки золота – и тогда Господь не посылает туда золотодобытчиков.

3.1. Для чего же Бог создал тех, про кого знал, что они не спасутся?

На вопрос о том, для чего же существуют народы, не желающие познать истины, исчерпывающий ответ даёт преподобный Амвросий Оптинский : «[Недавнее] крещение [татарского] муллы, обращение к христианству лезгинца Ассана, присоединение к Православной Церкви абиссинца, и несколько других подобных примеров, навело нас на ту мысль, что недаром Богом соблюдаются разные племена и народы, с разными заблуждениями относительно единой истины Божественной, потому что, хотя и не часто бывает, но почти из всех существующих племен в разное время обращаются люди к истинному христианству. Святитель Иоанн Златоуст в одном месте говорит: «Един богоугождаяй Господу [приятен] паче тьмы нечестивых». Значит, если из тьмы нечестивых один обратился ко Господу, то для Господа довольно и сего; и ради этого, единого обратившегося, соблюдает целое поколение, от которого он происходит. Тот же святитель Златоуст эту мысль подтверждает примером праведного и многострадательного Иова, который есть потомок возненавиденного Богом Исава… и другими примерами. А если уж какое племя или род будут так нечестивы, что от них не может произойти ни одного праведника, тогда, по псаломскому слову, это семя нечестивых истребится» [Прп. Амвросий Оптинский. Письма мирским лицам, 5. К А.П. Толстому].

Некоторые спрашивают и о том, зачем вообще Бог сотворил тех, про кого знал, что они отвергнут Его и окажутся в аду. На этот вопрос тоже отвечали святые отцы, в частности, ему посвятил одну из своих бесед свт. Григорий Палама . Он указывает, что создание свободных разумных существ предполагает создание тех, кто использует полученный дар свободы неверно, и поэтому тот, кто ставит подобный вопрос, «в сущности заявляет, что Бог не должен был создавать разумное существо; потому что зачем разум, если бы при нем не было свободной воли производить выбор? Но как мог бы кто-то обладать свободой воли, если бы не мог, коли пожелал бы, и дурным быть? Если же без наличия свободы воли не может быть дурным, то, конечно, без этого не может быть и хорошим» [Свт. Григорий Палама. Беседы (омилии). Ч. 2. М., 1993. Сс. 154–155].

Действительно, если бы создал только тех, кто будет добрым и благодарным Ему, то где и в чём была бы свобода? Существование тех, кто становятся чадами вечного ада, яснее всего доказывает подлинность божественного дара свободы. Это напоминает нам о реальности и серьёзности нашего выбора, и о нашей ответственности за него.

Святой отец также замечает, что если бы при творении создал только тех, которые выберут добро, и не стал бы творить тех, кто выберет зло, то тогда оказалось бы, что возможный выбор несуществующей твари «связал бы», т.е. ограничил бы реальное действие Творца, что и абсурдно, и недостойно Бога.

Другие отцы говорили, что сотворил таких людей и духов по Своей щедрости, потому что Ему не жалко давать жизнь и изливать милости даже на тех, кто отвернётся от Него. Именно поэтому Христос мог сказать нам: «любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (). Если бы Бог сотворил только тех, кто будет добр и благодарен Ему, то Он не мог бы сказать нам: «если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?.. Не так же ли поступают и язычники?» (). Тогда Бог уподобился бы этим мытарям и язычникам.

Рассуждение о том, что Богу не выгодно и не практично создавать тех, кто отвернётся от Него, – это взгляд «мытарей и язычников». Это суетная человеческая логика, но Господь говорит: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои» (). Святитель Григорий показывает, что для Бога чужд «статистический» взгляд на человечество, как на число, как на множество, – для Бога важны личности, так что даже если бы из всех людей «один-единственный человек на свете был благим», то это оправдало бы в глазах Божиих создание всего мира и всего прочего человечества, «потому что один, творящий волю Господню, лучше чем десятки тысяч беззаконников. Неужели и выбирающим золото из золотоносного песка скажем, что не следует сначала бесполезную землю приносить ради крупинок золота? …Бог, по причине присущей Ему благости и милосердию, не ради имущих стать по своей воле дурными, допустил благим придти в бытие, но ради благих сотворил и имеющих стать дурными… Так что благость и милосердие Божие еще более обнаруживается на основании того факта, что несмотря на то, что по сравнению с множеством не спасающихся, мало тех, которые стремятся к своему спасению, Он создал весь человеческий род; и… по преизбытку Своего человеколюбия, призвал всех» [Свт. Григорий Палама . Беседы (омилии). Ч. 2. М., 1993. Сс. 156–157].

По тем же причинам Бог, создавший духов и людей, про которых знал, что они добровольно отвернутся от Него, избрал Себе в число апостолов Иуду, про которого знал, что тот предаст Его.

В храме собираются вовсе не святые, не люди, которые все уже достигли святости, а наоборот - грешники, которые каются, просят у Бога прощения своих грехов и постепенно, медленно восходят с одной ступени на другую.

Обладатель многочисленных ученых регалий и степеней – магистр богословия, доцент Московской духовной академии, профессор Православного Свято-Тихоновского богословского института - отец Сергий известен православным москвичам прежде всего как опытный духовник, серьезный пастырь. И еще как яркий, увлекательный проповедник Слова Христова. Среди предков отца Сергия, происходящего из старинного священнического рода - новомученики, причисленные Русской Православной Церковью к лику святых. Отец Сергий - настоятель древнего, замечательной красоты храма Живоначальной Троицы, расположенного в Троицком-Голенищеве, неподалеку от киностудии «Мосфильм».

У моих знакомых накопилось довольно много житейских вопросов о Православии, о самых первых шагах в Церкви. Понятно, что вопросы еще очень простые и могут показаться даже «детскими». Кроме того, эти вопросы не последовательные, не систематичные и на самые разные темы, иногда неожиданные. И, тем не менее, за любым из этих вопросов может стоять судьба, проблема, живой человек, который с нетерпением ждет ответа. Каждый из этих людей хотел бы услышать весомое и духовно значимое слово православного священника по поводу своих вопрошаний.

Вот первый вопрос. Сегодня выходит много книг о Православии, о святых, о том, в чем же заключается Православное вероучение. И все же большинство из них никак не отвечают на первейший вопрос: а зачем человеку вообще принимать Православие?

Без Бога человек жить не может. При всем благополучии, при всех успехах, при том, что у него все получается хорошо, душа неизбежно будет тосковать.Это описано и в мировой литературе: например, у Джека Лондона - те, кто читал его роман «Мартин Иден», об этом помнят. Не может человек без Бога.

Душа просит бессмертного, ищет Того, Кто ее сотворил. И от этого никуда не уйдешь. Любые хобби, любые увлечения это некая подмена того, чего на самом деле жаждет душа. Некоторые люди, уже достигнув больших высот в своей карьере, или начинают пить, или становятся наркоманами. Отчего? Оттого, что душа тоскует, чего-то ищет.

Ты построил дом, все благополучно, а нет спокойствия души. И вот тогда человек начинает искать что-то, что смогло бы удовлетворить его душу. Но вот он вдруг слышит: в православном храме в колокол ударили - значит, в церкви кто-то молится, пойду посмотрю. Хорошо, если он почувствует, что здесь - именно то, что ему необходимо.

Если мы, православные, говорим о преимуществе нашей веры перед всеми другими, говорим о преимуществе Русской Православной Церкви, то это не значит, что мы тянем на себя одеяло, что мы утверждаем: русские - самые лучшие, а все остальные плохие. Православная вера - для всех людей: для греков, для турок, для немцев, для всех, потому что эта вера имеет непрерывную связь с апостолами и с Самим Господом Иисусом Христом, Который пришел на землю спасти всех людей. То, что человек русский, грек или происходит из какого-нибудь устья реки Амазонки - не имеет никакого значения. Сейчас и в Африке среди негров очень много православных людей. И даже Африка со временем может стать совершенно православным континентом, а вот русские могут здесь оказаться уже не впереди, а позади всех.

Православная вера - это та вера, которая не повредилась от самых апостольских времен. Ее мы и храним в нашей Церкви. Когда человек придет к вере, он это сам поймет.

- Человек заглядывает в храм, стремится к вере. И тут он оказывается в тупике: он не знает, как себя здесь должным образом вести, как разговаривать со священником, как исполнять правила церковной жизни. Что можно посоветовать таким людям?

Простой и даже самый простейший ответ: не стесняйтесь. Не стройте из себя в церкви человека, который что-то знает или понимает.

Вот древний, еще дохристианский, замечательно выраженный принцип: «Познай самого себя». Это требование во все времена относилось ко всем людям. А познать самого себя, скорее всего, означает: нужно увидеть, что ты совсем не такой значимый человек, как тебе казалось поначалу. Ну, так и не стесняйся!

Зашел в храм, не знаешь, как тебе повернуться - не стесняйся. Бабка на тебя наскочила, говорит: «Ты неправильно стоишь!», а ты отвечай: «Бабушка, прости, а я не знаю». И все. «А почему ты не знаешь?» - «А я ни разу в храм не заходил. Вот я постою здесь и узнаю». И никаких вопросов у нее больше не возникает.

И вот если так к этому подойти - для человека это уже большой подвиг. Он сознательно приходит в то место, где он ничего не знает и не понимает. Если этот подвиг совершить, переступить внутри себя через этот порог - все вопросы исчезнут. Встал боком к иконе - потом станешь правильно. Не умеешь креститься потом научишься. Здесь дело в тебе самом, а не в Церкви, и не в том, как к тебе в ней отнесутся.

Нужно отметить, что некоторые бабушки, имея комсомольское прошлое, могут совсем неправильно учить тому, как нужно себя вести в храме. Они и нападают на людей, разговаривают с людьми не так, как это принято в Церкви. Мы, батюшки, с ними боремся и их учим. Поэтому нужно спокойно стоять на службе, не стесняясь этих нападок. Если устал стоять, если спина заболела, можно сесть где-нибудь на скамеечке в конце храма. Нужно подождать до конца службы, потом поговорить с батюшкой. Нужно вести себя проще - и тогда все получится.

- Приходя в Церковь, новообращенные христиане надеются найти здесь идеальные отношения между людьми, хотят чувствовать себя уютно и спокойно, оставив за дверью мирские страсти и невзгоды, ищут внимания к себе священника, но иногда, напротив, могут натолкнуться на равнодушие и даже, увы, на грубость. Происходит это, конечно же, слава Богу, не всегда. Но все же случается. Вот вы, отец Сергий, уже упомянули наших православных бабушек. Почему вообще это происходит в святой Православной Церкви?

Происходит это потому, что в храме собираются вовсе не святые, не люди, которые все уже достигли святости, а наоборот - грешники, которые каются, просят у Бога прощения своих грехов и постепенно, медленно восходят с одной ступени на другую. Далеко, далеко еще всем нам до совершенства...

Но во всем этом нет ничего страшного. В Церкви находятся именно спасающиеся грешники, а не праведники. И поэтому, если вы услышали неприятное слово, нужно собрать свои силы и сдержаться, не отвечать резко. Если на вас, например, напала комсомольской молодости старушка и отчитала, как перед пионерским собранием, нужно помнить, что она точно так же сражается со своими грехами, характером и привычками, как и вы сами. Надо смириться и про себя сказать: «Господи, я все это понимаю», и не обижаться.

В Церкви вам комфортные условия сразу никто не даст. Больше того, в монастырях даже наоборот, создают некомфортные условия - для воспитания в душе смирения. Это бывает очень полезно, хотя и трудно. И это нелегко перенести даже людям, которые уже не первый год в Церкви. Поэтому такие обстоятельства нужно воспринимать как некое «делание», то есть подвиг...

- А если человек хочет на исповеди назвать какие-то грехи, но не успевает, потому что священник говорит: «Скорей, скорей, я тороплюсь, мне служить надо»?

Если у батюшки нет для вас времени - это самая трудная и самая печальная вещь. Я сам это испытал. Еду к своему батюшке в далекий монастырь, приезжаю, у меня на душе столько вопросов, столько мыслей, столько грехов. Я подбегаю к нему, прошу: «Батюшка, поговорите со мной.» А он раз, два... три предложения сказал и говорит: «Уйди отсюда, все, в следующий раз приедешь - будем говорить, а сейчас у меня времени нет». Я обижался, несколько лет обижался. И вот однажды, когда приехал к нему с особыми вопросами и он увидал, какое у меня лицо (а это было очень тяжелое для меня испытание – в своем же храме), он бросил всех и говорил со мной два с половиной часа.

Так что, если вы подошли к батюшке, а он говорит: «Подожди, мне сейчас некогда», значит у вас почти все благополучно. То есть вы делаете свое Спасение, делаете, как положено, и вам сейчас можно спасательный круг не бросать. А если вам плохо - будьте уверены, батюшка сразу заметит. Он скажет «стоп», все отойдут в сторону, и он будет говорить с вами столько, сколько хотите: день, два или три. Он будет беседовать с вами, чтобы облегчить ваше духовное состояние.

Поэтому не расстраивайтесь, что вам уделили мало внимания: это значит, что есть другие, которым обязательно нужно оказывать «скорую помощь», «делать искусственное дыхание», «переливание крови» и все остальное. А вы - еще вполне нормальный, держитесь на ногах. Вы вполне православный человек, и, значит, вам еще можно подождать. Здесь тоже необходимо понять Церковь изнутри и не скорбеть. Может быть, даже лучше, что с вами сейчас долго не говорят, потому что у вас пока все нормально.

Если батюшка говорит: «Скорей, скорей», а вам просто необходимо с ним побеседовать, тогда нужно сказать: «Батюшка, пожалуйста, примите меня вне богослужебного времени». Скажите: «Вот я приду, допустим, днем, или, наоборот, вечером, когда службы нет, - мне бы очень хотелось с вами поговорить». И батюшка не откажет. Даже если он перегружен и у него много обязанностей - он найдет время, когда вам к нему приехать, обязательно с пониманием ответит на ваш серьезный вопрос и уделит вам столько времени, сколько вы потребуете.

В некоторых храмах, не во всех, есть такие специальные дни, когда батюшка с трех часов и до часу ночи исповедует. К нему приходят люди и говорят с ним столько, сколько хотят: полчаса, час. И никто никого не торопит. И даже в час ночи, когда батюшка прыгает в последний троллейбус, люди его ждут на остановке, потому что им тоже хочется с ним поговорить. Дай Бог, чтобы это бывало почаще, хотя это очень трудно для батюшки. Очень тяжело. Но православным людям это приносит пользу.

- Почему для человека так важно найти духовника, священника, у которого постоянно исповедуешься, советуешься с ним?

Я много лет езжу в метро через станцию «Таганская». И там, в стеклянном «стакане» сидит один дядечка - иногда в фуражке, иногда без фуражки - дежурный. Я каждый раз иду мимо него, одетый в подрясник, а он сидит в своем «стакане» . И вот за три года мы с ним, только кивая друг другу головой, настолько внутренне сблизились, что, когда я две недели ездил по другому маршруту и, наконец, снова поехал через эту станцию, он меня увидел, выскочил из своего «стакана» и спрашивает: «Батюшка, где вы пропадали?» А ведь по сути мы с ним ни разу друг другу и слова не сказали, но подружились одними взглядами.

Так вот, если вы хотите, чтобы батюшка вас понимал, а не знакомился с вами заново каждый раз, найдите такого священника, к которому вы будете ходить все время. При этом, может быть, много с ним разговаривать и не надо - вот как с тем дядечкой в «стакане» - но ведь он вас все время видит и вы его видите. У вас на душе плохо - а батюшка уже чувствует. У вас в семье проблемы - а батюшка вас заметил в храме и сразу вспомнил все эти ваши проблемы. Батюшка на вас посмотрел и припомнил, что вы ему говорили месяц назад, полгода назад. И при этом он к вам всякий раз подходит как ваш знакомый, как некий друг. Причем, друг, который ни в коем случае над вами не превозносится, вас не поучает, не унижает. Наоборот, он все с любовью понимает.

И тогда вы экономите массу времени. Подошли, вздохнули и говорите: «Батюшка, ничего не вышло. Вот вы советовали мне сделать то-то, а я, грешен, не сделал» . Он, конечно, пожурит, но ведь и помолится тут же: «Господи, прости, помоги». И у вас на душе становится спокойнее, и батюшка не тратит много времени, и вы сами. И постепенно, от года к году возникает полное взаимопонимание с батюшкой. И благодаря этому вы будете делать большие успехи и серьезные шаги в познании того, Кто Такой Бог, как Он к людям относится, и что вы должны ради Него совершить.

- Нужно ли православным христианам настойчиво подчеркивать свое православие в кругу неверующих друзей, знакомых? Нужно ли им активно проповедовать православие, самим заводя о нем речь? Нужно ли, не смущаясь, показывать свою веру окружающим: например, едешь в автобусе мимо церкви - должен ли ты на глазах у всех перекреститься?

В Евангелии написано о том, что нельзя выставлять свои подвиги напоказ. Пусть твои добрые дела будут совершены в тайне. И тогда Бог, увидев все это тайное, воздаст тебе явно. Это очень ответственный принцип. Нужно к этому так и относиться. А зачем афишировать, зачем самому кричать об этом на дорогах? Никто тебя об этом не просил. А вот если тебя кто-то попросил, тогда ты имеешь долг говорить об этом. Если кто-нибудь спросит тебя в упор: «Ты верующий, православный?» - как бы «между прочим», в разговоре, в транспорте – то тут наступает очень важный момент. Если ты умолчишь, или устыдишься, или ухмыльнешься, или скажешь «нет», то это незаметное легкое слово, которое просто выскочило без мысли изо рта, будет иметь невероятные последствия! Такой отказ полностью отсекает человека от Бога, от Церкви, от присутствующей в Церкви Божественной силы - так называемой «благодати». И человек остается совершенно вне Бога. Вот этого допускать ни в коем случае нельзя. Нужно твердо сказать: «Да, я верующий».

Мы замечаем, что в наше время очень высокопоставленные люди, занимающие самые высокие должности, не стесняясь, подходят к раке мощей, например, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, целуют их. А кому какое дело? Он имеет полное право. Не нужно этого бояться. Это наследие прошлых лет - пугаться, стесняться исповедать себя православным христианином.

Точно так же надо поступать, когда ты видишь крест и храм. Если ты проезжаешь мимо закрытой, не действующей церкви, лишь памятника архитектуры - может быть, тебе и не обязательно креститься. Но если это живой храм Божий, если он действующий, если в нем есть святыни - нельзя его просто миновать, пропустить. И в старину русские люди всегда крестились на храмы, на любое другое святое место, на стоящий на дороге крест. И это никогда не считалось каким-то «вызовом» обществу. Это просто естественное проявление твоих чувств, когда ты веруешь в Бога, знаешь, что на земле есть Церковь, которая хранит полноту Божественной благодати. Перекрестился, поклонился. Можно не кланяться, а просто перекреститься.

Если уж очень стесняешься и не дорос до того, чтобы перекреститься, то, глядя на этот храм, скажи про себя: «Господи, прости меня; Господи, помилуй меня грешного». Но все-таки лучше спокойно, не спеша, перекреститься.

- Почему Церковь учит, что спасутся только православные христиане? Получается, какой-нибудь индонезийский старик, на чьем острове нет никакой христианской миссии, но который всем всегда помогал и прожил поистине христианскую жизнь, не спасется?

Я бы не сказал, что Церковь так ответственно и уверенно учит, что не спасется никто, кроме православных. Вопрос так не стоит. Ученики спрашивали Господа Иисуса Христа: а много ли спасающихся? А Господь им не ответил, Он ушел от прямого ответа. Принципиально ушел. Он только призывал их самих подвизаться, творить подвиги, чтобы тесным путем войти в Небесное Царство.

В Священном Писании есть такие слова: вы «увидите... себя изгоняемыми вон. И придут от востока, и запада, и севера, и юга, возлягут в Царствии Божием» (Лк.13.28,29).

Ученые богословы долго обо всем этом думали, и многие из них считают, что Царство Христово, Царство Небесное устроено как бы отдельными «концентрическими кругами» - ближе к Богу или дальше от Него. И если человек хочет быть с Богом, как можно ближе к Нему - то вот вам православная вера. Бог называет нас Своими друзьями, Он отдает Себя во всей полноте общения православным людям. А есть люди, которые просто творят добро. Они будут судиться по таким законам, которые приняты у них.

Может быть, даже коммунисты будут судиться по «Моральному кодексу строителя коммунизма», кто о таком еще помнит. На Суде им откроют такую-то страничку, а там написано: надо поступать так и так. Раз он коммунист, то значит и должен так поступать? Ведь Бог у него не спросит, постился ли он или молился, а спросит: «Как ты себя вел в соответствии с твоей коммунистической „верой“?» Здесь я, конечно, преувеличиваю, но, тем не менее, вспомним, что и у язычников есть свои верования, и Бог по этим верованиям с них и спросит.

Но нас-то Он позвал Себе в друзья! «Я назвал вас друзьями», - сказал Господь (Ин.15.15). Ближе друзей у Бога никого нет. И если ты хочешь быть другом Бога - вот тебе истинная православная вера. И здесь в моих словах нет никаких противоречий с христианским вероучением. Ведь слишком простой ответ - сказать, что спасутся только те, а не эти. Здесь все гораздо сложнее. Но быть другом Божиим - тут уж извините меня... Для этого нужно пребывать в православии, и тогда ты будешь вместе со Христом, как Его ученики и апостолы.

- А спасутся ли те люди, которые жили до пришествия в мир Христа? Ведь их были многие миллионы...

Большинство древних людей спасется. В Церкви есть учение о том, что душа Христа, после того как Его распяли, сошла во ад, и Господь разрушил весь этот ад, где пребывали души всех живших до Христа людей. И Он всем им сказал: кто любит Истину, кто желает быть с Богом, со Мной - идите, Я всех вас выведу.

Но я уверен - больше, чем на сто процентов! - что нашлись и такие люди, которые сказали: нет, а мы не хотим с Тобой идти. Да, нам здесь плохо, но за Тобой мы не пойдем, и все. Наверняка нашлись какие-нибудь египетские черные маги, другие волшебники - и они остались. Бог насильно никогда никого не спасает.

Но те, кто пошел с Богом, те, кто стремился к Нему, кто интуитивно Его искал, желал полноты общения с Богом, все они наверняка увидели в Господе Иисусе Христе Сына Божия, пришедшего на землю Бога. Они пошли за Христом, и таких людей было большинство.

- Можно ли молиться о некрещеных родственниках, друзьях - живых или умерших - и как? Ведь в семьях часто бывает и так: отец у тебя некрещеный, креститься не хочет, но очень хороший человек. Как о них помолиться: в храме, дома?

О некрещеных можно молиться, но только дома - перед иконами. Можно зажечь перед иконой свечу и просить за них у Бога. В Церкви тоже можно подойти к канунному столику, то есть к тому месту, где бывает заупокойная молитва, поставить свечу и это имя прошептать, тихонько произнести вслух. Но в записке, которая приносится во время службы в алтарь, это имя писать нельзя. Почему? Может быть, если очень хочется - то можно? Конечно же, Бог никогда не был формалистом и бюрократом. Ему и записка эта, по большому счету, не нужна. Но зачем мы сами будем делать то, что противоречит Православной вере? По православному учению Бог принимает только свободную веру. Тот умерший человек не крестился, не хотел. И теперь, после его смерти, Богу нужно уважать свободную волю этого человека.

Если умерший не покрестился, то у него возникают свои, особые, иные чем в Церкви, отношения с Богом. И если вы даже нальете ему на могилку святой воды и будете подавать за него записки, это ему ничего не даст.

Да, скорбно, что умерший не имеет церковного поминовения – общецерковной молитвы о нем. Ведь когда в алтарь подаются записки, то возносятся молитвы обо всех христианах. А о нем - нет. Но здесь - отдельный суд Самого Бога в отношении этого человека и отдельные личные отношения Бога и этого некрещеного человека. И вы тут ничего не можете сделать. А попросить Бога лично от себя - и дома, и в храме (только не во время богослужения) - вы имеете полное право.

- А если некрещеным умер ребенок? Тут ведь не было его выбора, отказа креститься. Вот он мертв, и родители хотят его помянуть в храме. Могут ли они это сделать?

Они могут это сделать точно так же: прошептав его имя и поставив перед иконой свечку. Но подавать поминальную записку на литургии они не могут, потому что в данном случае, даже если его родители верующие, сам он все равно не имел крещения. Такие родители могут сказать: какой жестокий Бог. Зачем так поступают православные люди? Почему они такие черствые? Почему они нас так мучают? Ну, не успели покрестить... Как же нам теперь быть? Тут нужно сразу вспомнить о том, что если уж вы любите своего ребенка, то неужели его не любит Бог? Что, у вас любви больше, чем у Бога? Неужели Бог не найдет какой-то другой способ привести к Себе вашего ребенка и быть с ним? Неужели Он не сможет это осуществить помимо вашей просьбы, которая, при всей вашей любви к умершему младенцу, является ничтожно малой по сравнению с Богом и Его любовью? Поэтому успокойтесь. Господь найдет способ сделать все возможное для вашего ребенка, чтобы он был близок к Нему.

Именно поэтому мы должны твердо соблюдать церковные правила и не думать, что сердце у нас любвеобильней, чем у Бога. Ведь, соблюдая правила, мы сделаем даже больше добра некрещеному ребенку, чем, нарушив правила, ввергнем и себя, и его в непослушание и в преступление церковных обычаев.

Loading...Loading...