День памяти святых бориса и глеба. День благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1015)

Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса - Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так - без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, - пишет летописец, - затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, - святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

Православный журнал Фома

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — первые святые, которых канонизировала Русская Церковь. Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства. Борис и Глеб не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком — кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц. Мы расскажем о жизни князей-страстотерпцев, об их церковном почитании и народных традициях, связанных с днем их памяти.

Кто такие Борис и Глеб

Князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) — это первые святые, канонизованные Русской Церковью. До них них на нашей земле тоже были святые, но все они были прославлены позже.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — младшие сыновья киевского великого князя Владимира Святославича (равноапостольного князя Владимира). После смерти Владимира в 1015 году на русской земле началась жестокая междоусобная борьба за земли и великокняжеский престол. Бориса и Глеба убил их старший брат — Святополк, прозванный в народе Окаянным.

История жизни и мученической смерти Бориса и Глеба описана в двух книгах, знаменитых памятниках древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца.

Когда празднуется память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба

Память святых Бориса и Глеба празднуется несколько раз в году:

15 мая по новому стилю — перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, которую построил князь Изяслав Ярославич в Вышгороде.

Житие Бориса и Глеба

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Они родились еще до Крещения Руси. Приняв Христа всем сердцем, киевский великий князь Владимир Святославич стал воспитывать младших сыновей в православной вере. Святой Борис был хорошо образовал, с радостью и усердием читал Библию и жития святых. Святой Глеб не отставал от брата, и тоже интересовался верой и стремился жить в благочестии. Как известно, после принятия святого крещения их отец князь Владимир полностью изменил свою жизнь, оставил языческие грехи и стал для народа примером по-настоящему праведного правителя. Младшие сыновья, которым посчастливилось родиться в пору Крещения Руси, подражали примеру отца. Например, вместе с ним помогали бедным.

Когда братья подросли, Борису достался от отца город Ростов. Молодой князь правил им с мудростью. Незадолго до своей смерти Владимир призвал Бориса в Киев, дал ему войско и направил в поход против печенегов. Вскоре великий князь скончался, и его старший сын Святополк самовольно объявил себя великим князем Киевским, воспользовавшись тем, что Борис был в походе. Святой Борис не хотел оспаривать это решение — ему претила сама мысль о междоусобной войне. Борис распустил свое войско со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Но Святополк боялся, что брат передумает и силой отнимет у него киевский престол. Он подослал к Борису убийц. Несмотря на то, что святой Борис узнал о страшной угрозе, он не стал прятаться. На него напали с копьями прямо во время молитвы. Случилось это 24 июля 1015 года (6 августа по новому стилю) на берегу реки Альты. Князь погиб не сразу, первым убили его верного слугу Георгия Угрина, который бросился на защиту Бориса. Сам же святой на слабеющих ногах вышел из шатра, где молился, и сказал убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда воины снова пронзили тело князя копьем.

Князь еще дышал, когда убийцы везли его в Киев, чтобы показать Святополку. По пути они встретили двух варягов, которых послал Святополк. Варяги увидели, что Борис еще жив, и добили святого ударом меча в сердце. Тело страстотерпца привезли в Вышгород и в тайне ото всех положили в храме во имя святого Василия Великого.

Святополк не остановился на одном убийстве. В то время Глеб княжил в Муроме. Старший брат отправил к нему воинов. Как и Борис, Глеб тоже заранее знал, что к нему подосланы убийцы. Но междоусобная война для него была страшнее смерти. Убийцы настигли князя в устье реки Смядыни, рядом со Смоленском.

После двойного убийства Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, правил недолго. Закончил свои дни он в изгнании, ненавидимый всеми. Междоусобные войны постепенно прекратились. Подвиг смирения, послушания и кротости сделал Бориса и Глеба поистине народными святыми.

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый отыскал мощи святого Глеба и положил их в храме во имя святого Василия Великого в Вышгороде — рядом с мощами святого князя Бориса. Святые останки братьев прославились многочисленными чудесами.

Сказание о Борисе и Глебе

Сказание о Борисе и Глебе — это памятник древнерусской литературы, который посвященн истории убийства сыновей князя Владимира — святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Как считают историки, написан он, скорее всего, Иаковом Черноризцец.

Сказание создано в середине XI века, во время правления Ярослава Мудрого. Позднее в книгу добавилось «Сказание о чудесах», написанное в 1089—1115 годах. Существует более 170 списков «Сказания о Борисе и Глебе», один из самых известных содержится в составе Успенского сборника конца XII-начала XIII веков.

Канонизация и почитание Бориса и Глеба на Руси

Борис и Глеб — первые канонизированные русские святые. Точная дата их канонизации неизвестна, у историков на этот счет есть разные мнения. Одни полагают, что братьев причислили к лику святых уже тогда, когда в 1020 году перенесли мощи Глеба с берега реки Смядыни в Вышгород и положили рядом с мощами Бориса в храме во имя святого Василия Великого. Другие думают, что почитание началось после того, как в 1021 году в Вышгороде возвели первую деревянную церковь во имя святых Бориса и Глеба.

Но большинство исследователей считают, что святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были канонизировали, когда их мощи перенесли в новую каменную церковь. Произошло это в 1072 году по инициативе сыновей Ярослава Мудрого — князей Изяслава, Святослава и Всеволода, а также киевского митрополита Георгия.

Эти святые прославились многими чудесами, их почитали как заступников русской земли.

За что канонизировали Бориса и Глеба

Бориса и Глеба канонизировали как страстотерпцев. «Страстотерпец» — это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на убийц и не сопротивляется.

Икона Бориса и Глеба

Иконы святых Бориса и Глеба начали писать сразу после их канонизации. Нестор-летописец пишет об их образе в своем «Чтении о святых Борисе и Глебе» и уточняет, что повелел написать образ Ярослав Мудрый.Но, скорее всего, как считают исследователи, иконография святых братье выработалась не раньше 1070-х годов, т. к. из более раннего периода не сохранилось ни одной иконы или фрески с их изображением. А вот вXI-первой половине XII веков мы уже видим образы Бориса и Глеба, например, на крестах-мощевиках.Традиционно Бориса и Глеба изображают на иконах вместе, они стоят в полный рост, одетые в княжеские одежды. В руках они держат крест — символ мученичества, или крест с мечом (меч — указание на то, что они князья и воины). Еще братьев изображают в небольшом развороте друг к другу, словно беседующих друг с другом.Со второй половины XIV века на Руси стали писать житийные иконы Бориса и Глеба. А в послемонгольский период их нередко изображают сидящими на конях.

Народные традиции, связанные с днем памяти святых Бориса и Глеба

День памяти святых Бориса и Глеба в народе называли по-разному:Борис и Глеб Летние, Борис и Глеб бессонники, Борис и Глеб паликопны (гроза жжет копны), Зажинки, Начало жатвы, Именины снопа. Почти все традиции, связанные с этим днем, можно отнести к земледельческим.

Стихотворение о Борисе и Глебе.

Ночью черниговской с гор араратских,

шерсткой ушей доставая до неба,

чад упасая от милостынь братских,

Плачет Господь с высоты осиянной.

Церкви горят золоченой известкой,

Меч навострил Святополк Окаянный.

Дышат убивцы за каждой березкой.

Еле касаясь камений Синая,

темного бора, воздушного хлеба,

беглою рысью кормильцев спасая,

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Путают путь им лукавые черти.

Даль просыпается в россыпях солнца.

Мук не приявший вовек не спасется.

Киев поникнет, расплещется Волга,

глянет Царьград обреченно и слепо,

как от кровавых очей Святополка

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Смертынька ждет их на выжженных пожнях,

нет им пристанища, будет им плохо,

коль не спасет их бездомный художник

бражник и плужник по имени Леха.

Пусть же вершится веселое чудо,

служится красками звонкая треба,

в райские кущи от здешнего худа

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Бог-Вседержитель с лазоревой тверди

ласково стелет под ноженьки путь им.

Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.

Чад убиенных волшбою разбудим.

Ныне и присно по кручам Синая,

по полю русскому в русское небо,

ни колоска под собой не сминая,

скачут лошадки Бориса и Глеба.

<1977 год Борис Чичибабин >

Этот народный праздник посвящен невинно убиенным угодникам Борису и Глебу. Он отмечается 6 августа 2019 года (по старому календарю - 24 июля).

В этот день Русская христианская церковь чтит память братьев Глеба, князя муромского и Бориса, князя ростовского, которые были подло убиты в 1015 году.

Их отцом был великий князь киевский Владимир Святославич. После кончины отца между его сыновьями разгорелась борьба за престол и земли. На данный момент есть две версии, кто именно приказал убить братьев. Одна из них утверждает, что они погибли по приказу сводного старшего брата Святополка Окаянного. В другой говорится о том, что виновником их смерти был Ярослав Мудрый, являвшийся тоже их сводным братом.

За то, что они смиренно приняли мученическую смерть от единоверцев, церковь причислила Бориса и Глеба к лику святых. Канонизировали братьев потому, что неоднократно была доказана чудотворная сила их мощей.

В народе их считали заступниками земли Русской и небесными хранителями славянского народа.

Традиции и обряды

У наших предков этот день знаменовался активным сбором ягод (смородины, малины, голубики, черники, калины и черемухи) на пироги, варенье, компоты и для сушки. Делались запасы березовых веников для бани.

К данному дню усиливаются грозы, поэтому наши пращуры предпочитали не выходить на работу в поле, опасаясь пожаров из-за молний, попавших в стога.

Приметы

На Бориса и Глеба дозревает хлеб.

Средняя суточная температура упала ниже +15 °C, значит, пришло время собирать черемуху.

Паликопна - ненастье хлеб не жалеет.

Если солома жата в этот день, значит, крыть дома ею нельзя, потому что или ветром снесет, или молния попадет.

Чайки часто на воду садятся - к дождю.

Как только дело приближается к именинам, сразу хочется узнать историю святого покровителя, имя которого мы получили при крещении. А иначе теряется весь смысл именин. Ведь в этот день нужно постараться прийти в храм, помолиться перед Господом и своим святым, чтобы и дальше получать помощь и защиту от врагов и житейских невзгод, а когда придет последний час земной, получить кончину покаянную и непостыдную. И теперь поинтересуемся, когда же именины Бориса? Но, прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к истории древней Руси, потому что самым известным святым с этим именем является русский князь Борис, которого поминают в связке со святым князем Глебом. Однако было много и других, уже современных, местночтимых святых Борисов.

Страстотерпцы

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о том, когда именины Бориса, заглянем далеко в историю, чтобы узнать, чем прославился наш святой. Борис и Глеб два благочестивых брата, русские князья, которые были мученически убиты в 1015 году. Это были сыновья Киевского князя Владимира Святославовича, рожденные византийской царевной Анной. После смерти отца в междоусобной войне за престол, начавшейся в 1015 году, братьев Бориса и Глеба убил старший брат Святополк Окаянный.

Это были первые которых канонизировали как Теперь Русская Православная церковь почитает их как заступников земли Русской, небесных помощников и покровителей князей русских. Именины Бориса проходят дважды в год, но об этом чуть позже.

История жития святых Бориса и Глеба записана в древних литературных произведениях, в «Сказании» Иакова Черноризца и в «Чтении» Нестора Летописца. В честь этих святых построено огромное количество церквей и монастырей.

Житие

Борис и Глеб при крещении получили имена Роман и Давид. Хотя уже к тому времени имя Борис перестало быть языческим, и его могли использовать в наречении при крещении. Например, уже в X веке прошла канонизация князя Бориса крестившего Болгарию.

Он родился незадолго до Крещения Руси его отцом Владимиром и был воспитан в христианкой вере. Он получил прекрасное образование, зачитывался Библией, Преданием святых отцов и житием святых. Его брат Глеб с детства был рядом с братом, и поэтому оба выросли добросердечными и милостивыми.

Около 987-989 гг. от своего отца Борис получил право княжить в Ростове, а Глеб - в Муроме. Когда заболел князь Владимир, то Борис был призван в стольный град Киев. Но потом отец отослал его с дружиной отражать набеги печенегов. Но печенегов он нигде не встретил и на обратной дороге остановился на реке Альта, где вскоре узнал о смерти отца и о том, что престол его занял Святополк. Дружина захотела идти войной на него, но Борис не хотел устраивать братского кровопролития. Тогда войско отца покинуло благочестивого князя, и он остался один со своими отроками.

Борьба за царский престол

Святополк самовластно утвердился в Киеве. Он не удержался и решил отправить бояр во главе с Путшей на Бориса, так как последнего очень любил народ, и это делало его опасным соперником. Воины подкрались к шатру Бориса ночью 24 (30) июля и услышали оттуда пение псалмов. Они решили подождать, пока Борис не уснет. Как только Борис окончил молитву, опечаленный смертью отца и, зная злодейское намерение брата, лег спать. Убийцы внезапно ворвались в шатер и копьями пронзили тело Бориса и его слуги Георгия, который хотел защитить своего господина.

Смертельно раненного, но еще живого Бориса они завернули в полотно шатра и повезли. Святополк, обеспокоившись таким делом, послал варягов, чтобы те добили Бориса. Так и было сделано - его убили мечом в сердце.

Тело князя было тайно доставлено в Вышгород, и там его похоронили у церкви Святого Василия. Святому князю Борису тогда было 25 лет.

К теме «Именины Бориса» надо добавить и то, что потом так же жестоко и варварски практически через месяц Святополк расправился и с Глебом, который запретил своим служащим отрокам использовать оружие для его защиты. Тело Глеба через некоторое время было тоже перевезено в Вышгород и похоронено рядом с усыпальницей брата Бориса.

Именины Бориса по церковному календарю

Так святой страстотерпец Борис принял мученический венец от Господа, был сопричтен с праведниками и водворился с апостолами, и пророками, и с ликами других мучников, веселясь в лике святых и воспевая с Ангелами.

День ангела Бориса отмечается дважды в год 2 (15 мая) и 24 июля (6 августа) - день убиения князя. Отдельно чтится день убиения князя Глеба 5 (18) сентября.

Многие ошибочно думают, что день почитания Святого Бориса 20 июня. Дата вроде бы и близкая к именинам, но все же неверная. Вся Православная церковь 20 июня отмечает День Святого Духа.

Жизнь этих двух святых мучеников была принесена в жертву любви - основному христианскому доброделанию. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 20).

(2 мая по строму стилю) по народному календарю отмечается Борис и Глеб Сеятели. Название праздник взял от церковной даты почтения двух святых – русских братьев-князей Бориса и Глеба. В данный день чествуют перенесения их мощей.

Борис и Глеб жили в 10-11 веке на Русской земле, являлись детьми князя Владимира I. Оба они погибли от рук старшего брата – Святополка. Церковь их признала первыми святыми и назвала мучениками-страстотерпцами. Спустя четыре года князь Ярослав Мудрый, сын Владимира, отомстил за погибших братьев, прогнав Святополка к полякам. Останки Глеба и Бориса были перенесены и вновь погребены в храме Вышгорода.

В народе братьев величали Сеятелями, поскольку продолжалась пора посева яровых культур. Кроме них сажали семена огурца, кабачка и тыквы. Для защиты от утренних заморозков их покрывали смесью из земли и навоза. А для их большой урожайности проводили обряд зарывания в почву песта, используемого совместно со ступой для растирания ингредиентов в порошок.

Пока мужчины сеяли зерно в поле, женщины на день Бориса и Глеба отправлялись в лес собирать росу с березовых листьев. Ею сами умывались для крепкого здоровья и несли в избу – детей умыть. Также росу несли трудящимся мужьям в поле. Вместе с росой с березы собирали молодые листья, их сушили и использовали для чайных напитков.

На Бориса и Глеба Сеятелей подавали голос соловьи. Они пели об окончании весеннего разлива и начале пахотного сезона. Громкое пение соловья извещало о скором лете, ночное - сулило погожий день на утро. В народе считалось за счастье, если соловей случайно залетал в жилище, это предвещало богатство и благополучие в семье. Дабы примета сбылась, следовало тихо отворить окна и двери настежь, бросить птице жменю зерен и выйти из комнаты, оставив ее одну самостоятельно найти выход.

Также дату называли Барыш-днем. Торговцы и спекулянты праздновали день с размахом, накрывали богатый стол и угощали прохожих. Бориса считали покровителем торговли, потому чествовали его память, дабы дела на рынке шли успешно. Если в данный день у них продажа шла хорошо, то весь год доходы предвещали радовать торговца.

Местные знахари на Бориса и Глеба занимались лечением неврологических расстройств с помощью специальных заговоров. А жители отправлялись на ярмарки - день считался удачным для покупки молодняка хозяйственной живности.

Приметы этого дня извещали о будущем. Погожий день предсказывал много ржаной муки к осени. Чистый закат готовил жителей к ясной засушливой летней поре. Если соловей замолкал на день, то готовились к непогоде. Цветение черемухи сулило двухнедельное понижение температуры.

Loading...Loading...