Философия происхождения человека и его сущность. Философия о происхождении человека и его природе

Философия: Учебник для вузов Миронов Владимир Васильевич

1. Происхождение человека и уникальность его бытия

Прежде всего возникает вопрос: где, когда и каким образом появился человек? Кто были наши предки? Дискуссии по этим вопросам идут с незапамятных времен. Настоящий переворот в науке произвела книга английского естествоиспытателя Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), а позже и книга «Происхождение человека и половой отбор» (1871). В них впервые было эмпирически показано естественное (а не божественное) происхождение человека, его генетическая связь с высшими млекопитающими. Книги были преданы анафеме с церковных кафедр, едко высмеивались в светских салонах. Другие же восхищались смелостью автора и научной обоснованностью его суждений.

В свете современных научных исследований (особенно открытия генов) теория Дарвина обнаруживает известную ограниченность. Taк, он преувеличивает значение полового отбора, не смог оценить качественную разнородность «инстинктивного ума» животных и интеллекта человека, считая, что они различаются чисто количественно. Вместе с тем идеи Дарвина об изменчивости, эволюции и естественном отборе как движущих силах эволюции животного мира дали мощный толчок развитию научной мысли.

Однако предыстория человечества, проблема выделения человека из животного мира, равно как и возникновение самой жизни на Земле, во многом остаются загадочными до сих пор. В середине XIX в. в Германии были найдены останки неандертальцев, проживавших в эпоху раннего и среднего палеолита. Некоторые антропологи поспешили объявить их предками современного вида «человека разумного» (homo sapiens).

Однако во второй половине XX в. в районе Восточно-Африканского разлома и в Южной Африке были найдены останки предшественников людей, возраст которых заставил отказаться от прежних представлений о родословной человека. Опираясь на новейшие способы определения возраста с помощью радиоуглеродных и калий-аргоновых методов, антропологи предложили новую модель эволюции, указав на более древнюю дату, когда произошло разделение между обезьянами и предками человека. Более пяти миллионов лет назад появились существа новой породы – человекообразные обезьяны, названные австралопитеками (в переводе – южными обезьянами). Морфология их скелета свидетельствует о том, что они уже хорошо держались на задних конечностях.

Два миллиона лет назад одна из форм австралопитеков превратилась в «человека умелого» (homo habilis), который имел более развитый головной мозг и умел пользоваться каменными и другими орудиями. «Человек умелый» – это первый известный до настоящего времени вид рода человека. Примерно полтора миллиона лет назад от него произошел «человек прямоходящий» (homo erectus), заселивший значительную часть Евразии. Неандертальцы же, более близкие современным людям, появились только 200 тысяч лет назад и исчезли 30 тысяч лет назад.

Следует, однако, заметить, что в последнее время сценарий эволюции человека, предложенный палеонтологами-эволюционистами, подвергается критике со стороны антиэволюционистов. Ссылаясь на прежние и новые, найденные в 80-90-х гг. XX столетия останки, они считают, что процесс антропогенеза был хотя и долгим, но вовсе не постепенным и что представленный эволюционистами в качестве отдельного вида «человек умелый» на самом деле был разновидностью обезьян, как и все другие австралопитеки. Он не мог быть предком человека.

Современные ученые склоняются к тому, что становление человека заняло длительный исторический период (примерно 3,5 миллиона лет), который завершился грандиозным скачком – выделением человека из животного мира. Важная особенность этого процесса заключается в том, что становление человека (антропогенез) было в то же время и становлением общества (социогенез). Они представляют собой две стороны единого процесса – антропосоциогенеза.

Важнейшими факторами превращения животных (гоминидов) в людей были: орудийная деятельность, развитие языка, регулирование брачных отношений, возникновение первобытно-родовой общины, формирование нравственных ценностей и норм, социокультурного объединения людей на базе материального производства. Названные факторы выступали не в какой-то простой совокупности и линейной последовательности, а в диалектическом взаимодействии, борьбе, приспособлениях и модификациях в течение многих веков человеческой истории.

Антропологические исследования показывают, что изготовление древнейших элементарных орудий пралюдьми происходило на миллион лет раньше, чем появились членораздельная речь и понятийное мышление. Первоначальная орудийная деятельность носила досознательный, инстинктивный характер. Она приводила к ослаблению и постепенному разложению инстинктивной основы поведения и тем самым способствовала формированию языка и переходу от стадного способа общения к первобытно-общинному. Лишь с появлением языка примитивная орудийная деятельность стала превращаться в осознанно целесообразный труд, получивший в философии категориальный статус предметно-практической деятельности.

Уже в древних культурах язык понимался как дар богов и средство священнодействия, ритуальных культов. Поначалу он выступал в форме информационных знаков для общения с богом и между людьми. Уже в простом акте называния люди сообщали друг другу одинаковое для них понимание называемой вещи. Речевая общность располагала их к взаимопониманию и распознаванию «своих» и «чужих».

С точки зрения современных представлений язык не просто отражает и фиксирует предметы, но и участвует в порождении их смысла, их бытия как реально существующего. Поэтому М. Хайдеггер резонно истолковывал язык как «дом бытия». В этой связи заслуживают внимания также идеи русских философов П. А. Флоренского и А. Ф. Лосева о бытийственном характере слов и имен.

Следующим важным фактором превращения предчеловека в человека явилось радикально новое отношение к проблемам половых связей. Былое соперничество самцов за обладание стадным «гаремом самок» (сопровождавшееся применением орудий убийства во внутристадных конфликтах) сменилось установлением запрета на половые связи внутри своей группы, табу на близкородственные, кровосмесительные связи уже в ранних первобытно-родовых общинах. Тем самым стимулировались поиски брачных партнеров в других общинах, гасились внутригрупповые конфликты, формировалась потребность в самоограничении и терпимости ради сохранения внутриобщинного мира, а затем и миролюбия между родами, племенами. Мотивировкой этого табу явились, конечно, не какие-то соображения о биологическом вреде инцеста, а понимание недопустимости вступления в половые отношения с мифологическим тотемом своей группы, который считался прародителем всех ее членов (например, «люди Змеи», «люди Крокодила» и т. п.).

В первобытно-родовой общине создавались условия, когда орудия труда и основные продукты потребления становились собственностью коллектива. Эту общинную организацию можно назвать первобытной коммуной.

Таким образом, лишь с выделением из животного мира и соблюдением простейших нравственных требований – в процессе трудовой деятельности начался переход к собственно человеческому существованию, формированию надбиологической, социальной сферы, историческому развитию культуры. Именно наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных.

Из книги О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) автора Джидду Кришнамурти

Первооснова бытия и ум человека Бом: Мы могли бы, пожалуй, продвинуться дальше в понимании природы первоосновы; возможно ли нам к ней прийти, и имеет ли она какое-либо отношение к людям. А также возможно ли изменить физическое поведение мозга.Кришнамурти: Не могли бы мы

автора Лем Станислав

(f) Уникальность человека Советский ученый Баумштейн занимает в обсуждаемом вопросе противоположную позицию. Он считает, что длительность жизни единожды возникшей цивилизации почти неограниченна, то есть должна составлять миллиарды лет. С другой стороны, частота

Из книги О рабстве и свободе человека автора Бердяев Николай

1. Бытие и свобода. Рабство человека у бытия Метафизика всегда стремилась быть онтологией, философией бытия. Это очень древняя философская традиция. Парменид был её главным основоположником, он онтолог по преимуществу. Не было ничего отвлеченнее понятия бытия у

Из книги История философии автора Скирбекк Гуннар

Естественный отбор и происхождение человека До Дарвина бытовало представление о неизменности естественных биологических видов. Конкретные виды (лошадь, корова, коза и т. п.) обладают своими особыми формами и функциями, которые воспроизводятся именно внутри этих, а не

Из книги Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие автора Волков Вячеслав Викторович

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Антропосоциогенез: это одновременное возникновение человека и общества как единый процесс.Антропогенез - это процесс формирования человека от антропоида (исходного предкового вида) к человеку разумному.Видимым результатом

Из книги Том 3 автора Энгельс Фридрих

1. Книга бытия, т. е. Жизнь Человека Святой Макс прикрывается ссылкой на то, что он пишет здесь биографию своего смертельного врага, «Человека», а не «Единственного» или «действительного индивида». Это впутывает его в забавнейшие противоречия.Как подобает всякой

Из книги Учение о перевоплощении [Интуитивизм] автора Лосский Николай Онуфриевич

Глава вторая ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ИЗ НИЗШИХ СТУПЕНЕЙ ПРИРОДЫ Метафизика персонализма служит плодотворным основанием для теории. эволюции, и притом для учения об эволюции не только растений и животных, но и всей неорганической природы. Лейбниц, излагая своё учение о

Из книги Удар Русских Богов автора Истархов Владимир Алексеевич

Глава третья ВОСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ВЫСШИЕ СТУПЕНИ БЫТИЯ Размышляя о пути, который нужно пройти земному человеку, чтобы освободиться от своих недостатков, душевных и телесных, и достигнуть высших ступеней совершенства, поставим перед своим умом и воображением конечную

Из книги Инстинкт и социальное поведение автора Фет Абрам Ильич

Библейское происхождение человека Откроем Библию и посмотрим на миф происхождения человека от Адама и Евы.Первые (якобы) люди Адам и Ева родили двух сыновей – Каина и Авеля, никаких дочерей у них не было, никаких женщин и вообще каких-либо других людей на земле, якобы, не

Из книги Основные понятия метафизики. Мир – Конечность – Одиночество автора Хайдеггер Мартин

Глава 2. ГРУППОВОЙ ОТБОР, ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Из книги Петр Берон автора Бычваров Михаил

с) При-сутствие и не-при-сутствие настроения на основании бытия человека как вот-бытия и от-бытия (бытия-отсутствующим) Когда, рассуждая о человеке, мы говорим об этом одновременном при-сутствии и не-при-сутствии, речь никоим образом не идет о различии между осознанием и

Из книги Немецкая идеология автора Энгельс Фридрих

Происхождение и развитие жизни и человека В натурфилософской системе Берона нашла место и конкретная разработка проблемы происхождения жизни и возникновения человека. Несмотря на эволюционную тенденцию биологической концепции болгарского мыслителя, она не имеет

Из книги Сумма технологии автора Лем Станислав

1. Книга бытия, т.е. Жизнь Человека Святой Макс прикрывается ссылкой на то, что он пишет здесь биографию своего смертельного врага, «Человека», а не «Единственного» или «действительного индивида». Это впутывает его в забавнейшие противоречия.Как подобает всякой

Из книги Блез Паскаль автора Стрельцова Галина Яковлевна

Уникальность человека СОВЕТСКИЙ ученый Баумштейн занимает в обсуждаемом нами вопросе позицию, противоположную позиции Шкловского. Он считает, что длительность жизни единожды возникшей цивилизации почти неограничена, то есть должна составлять миллиарды лет. С другой

Из книги Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека автора Ивин Александр Архипович

Из книги автора

Уникальность каждого человека Каждый человек уникален и неповторим. Это особенно видно на примере великих людей. Если бы Александр Пушкин умер в самом начале своей жизни, никто другой не создал бы роман в стихах «Евгений Онегин»; без И. Репина не было бы картины «Крестный

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции, единство биологического и социального, духовного и телесного в человеке. Личность как субъект общественной жизни.

Человек - существо сложное, многогранное, неоднозначное, противоречивое. В понимании его сущности можно выделить различные подходы, направления, течения, которые отличаются друг от друга ответами на следующие вопросы.

Первый вопрос: человек - существо космическое или земное?

С точки зрения мифического миропонимания, которое просуществовало в истории человечества более 40 тыс. лет, человек - существо космическое, сотворенное демиургами, творцами, дочелове-чёскими предками. Архаический миф, обряд и ритуал рассказывают об этом акте творения мира и человека и изображает его. Человек сотворен божественным началом и с точки зрения религиозного миропонимания. Так, например, в Библии описан акт творения мира и человека Богом по “образу своему и подобию”. Подобную позицию в понимании сущности и происхождении человека занимают философы, признающие за первоначало мира Абсолютную Идею, Мировой Дух, Космический Разум, а человека - как продукт его реализации (например, немецкий философ конца XVIII - первой трети XIX в. Гегель). Человек рассматривается продуктом космической эволюции, жизни, одушевленности как космического явления, равноправного с неорганическим началом философии космизма (русские представители философии космизма - Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, A.JI. Читевский, В.И. Вернадский; французский ученый и теолог Тейяр де Шарден и др.) С точки зрения противоположного подхода, жизнь, биологические виды, человек есть продукт земной эволюции, трудовой деятельности (А.И. Опарин, Ч. Дарвин, Ф. Энгельс). Оба эти подхода имеют свои достоинства и недостатки, не могут быть полностью опровергнуты или доказаны, что позволяет предположить, что жизнь, человек, его сущность представляют собой продукт космической и земной эволюции.

Второй вопрос: человек - существо природное, биологическое или общественное, социальное?

В ответе на этот вопрос также существуют противоположные течения. С точки зрения антропологизма, сущность человека определяется его биологической природой, врожденными, наследственными особенностями его физиологии, психики (так, немецкий философ XIX в. Л. Фейербах считал человека психофизиологическим существом). В противоположность этому основоположники марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс) считали, что сущность человека определяется теми общественными отношениями, в которых живет человек. В основе общественных отношений, с их точки зрения, лежит форма собственности (частная или общественная), которая определяет их сущность, а значит, и сущность человека (индивидуалистическую, частнособственническую или общественную, коллективистскую). Каждое из этих подходов отражает определенный момент в понимании человека, сущность которого представляет собой единство природного, биологического, индивидуального, неповторимого и общественного, социального, коллективного, всеобщего. Человек - существо биосоциальное, соединяющее в себе природное, наследственное, врожденное и приобретенное, делающее его представителем культуры, цивилизации, общества.

Третий вопрос: человек - существо материальное или духовное?

Марксизм в понимании сущности человека и общества акцентировал внимание на определяющую роль материального производства, удовлетворение материальных потребностей, ибо прежде чем заниматься политикой, наукой, философией человека должен есть пить и иметь жилище. Проблема “хлеба насущности”, с точки зрения русского религиозного философа Н. Бердяева, вечная, жизненно важная, но, как сказано в Библии, “не хлебом единым жив человек”. Человек отличается от животного тем, что он, помимо материальных, жизненно важных потребностей, стремится к духовным ценностям, поэтому человек представляет собой единство материального, телесного и духовного, возвышенного, выходящего за пределы потребностей тела.

Четвертый вопрос: человек - существо сознательное, рациональное или бессознательное, иррациональное?

Сознание, мышление, логика, речь, язык, осознание своей деятельности являются тем, что отличает человека от животного. Это позволило некоторым философам определить человека как существо мыслящее, разумное. Так, французский философ XVII в. Р. Декарт определил сущность человека известной фразой: “Я мыслю, следовательно, я существую”. А немецкий философ конца XVIII - первой трети XIX в. Гегель считал, что “человек есть мыслящий разум”. Однако сущность и поведение человека определяется не только сознательным уровнем психики человека, но и ее предсознатель-ным и бессознательным уровнями. Именно на эту сторону в понимании сущности человека обратили внимание австрийский психолог конца XIX - первой трети XX в. 3. Фрейд и швейцарский психолог и культуролог XX в. К.Г. Юнг, с точки зрения которых сущность человека определяется не только сознательным уровнем психики, но и бессознательным - устойчивыми, врожденными, неосознаваемыми психическими структурами, архетипами личного и коллективного бессознательного.

Таким образом, сущность человека представляет собой единство космического и земного; природного и общественного; материального и духовного; сознательного и бессознательного; рационального и иррационального. Человек есть продукт космической, земной, природной, биологической и социальной культурной эволюции.

По вопросу о том, что собой представляет человек как личность, также имеют место различные подходы. Марксизм признавал близость, но не тождественность понятий “индивид”, “человек”, “личность”. В понятии “индивид” отражаются индивидуальные, неповторимые, только данному человеку присущие черты (внешний вид, особенности характера и т.д.). В понятии “человек” отражаются общие черты, присущие представителям человеческого рода (прямохождение; наличие мышления, сознания, языка, речи; трудовая деятельность; мораль, нравственность). Индивид, человек, с точки зрения марксизма, превращаются в личность, приобретая социальную функцию, роль (профессиональную, например.) Таким образом, с точки зрения марксизма, каждый человек, приобретая социальную функцию, роль, превращается в личность.

Иную точку зрения на понимание личности высказывает русский философ Н. Бердяев, который считает, что не каждый индивид становится личностью, а только тот, кто выходит за удовлетворение своих материальных, телесных потребностей, стремится к высшим, духовным потребностям, идеалам и ценностям, остается верным им при любых обстоятельствах.

Безусловно, момент истины есть в том и другом подходах. Человек как субъект общественных отношений представляет собой единство индивидуального и общественного, материального и духовного, что находит свое проявление в понимании цели и смысла человеческого существования.

Проблема человека - его сущности, происхождения, возможностей, перспектив и смысла бытия - с давних времен волновала мыслителей. Очень остро она стоит и в наше время, когда решается дальнейшая судьба человека и людс ства, поскольку не кто-то извне, а люди определять свою судьбу, и каждый несет за это свою долю ответственностиі.

О сущности и происхождении человека существовало много концепций - мифологических, религиозных, научных. Наибольшие достижения науки о человеке сделаны в последние два столетия. По современным научным взглядам, человек - высокоорганизованное существо, которое имеет природную основу, но формирует и реализует свою сущность только в обществе, как его член. Человек осуществляет активную, целенаправленную, осмысленную трудовую, предметом тно-практическую деятельность, применяя при этом создаваемые ею же орудия труда, технику. Она обладает сознанием и самосознанием, членораздельной речью, умом, волей, определенной (исторически растущей) степенью свободы, которая проявляется в способности ее выбора и самоопределенияення.

Человек - это субъект деятельности и общения, познания, эстетического восприятия и освоения действительности, существо творческое, моральная, ответственная за свои поступки. Формирование и развитие человека - это одновременно формирование и развитие общества, материальной и духовной культуры, вне которой человек как таковой не может существоватьи.

Происхождение человека по-разному трактуется религией и наукой. Религия исходит из идеи креационизма (лат creare - создавать), то есть творения мира, всех вещей и существ богом. Как сказано в. Библии:"И создал. Господь. Бог человека из праха земного, дыхание жизни вдохнул в лице его - и стал человек душею живою"(книга. Бытие 2, 7а. Буття 2, 7).

Наука доказывает, что предпосылки возникновения человека сложились естественным путем. Наша. Вселенная (Метагалактика) имеет такие физические свойства, в нем возможно образование сложных систем, а - при определенных условиях - ж живых организмов. Наукой достоверно установлено, что человек произошел от животных предков, следовательно, ее появлению предшествовал очень длительный (несколько миллиардов лет) путь биологической эволюции. Процесс преобразования животного в человека начался несколько миллионов лет назад. Непосредственными предками первобытных людей считаются австралопитеки, далее последовательно формируются такие переходные типы, как"человек умелый"(лат homo habi lis), питекантропы, синантропы,. Гейдельбергский человек, неандертальцы (ранние и поздние). В этом процессе действовали закономерности естественного отбора, но его объектами становились не только отдельные индивиды, а цил и группы передлюдей: преимущество имели те, в которых больше проявлялись сплоченность, взаимно поддержка, а также пластичность, вариантность поведения, способность приспособиться к меняющимся обстоятельствам. Существенную роль в этом процессе сыграл такой биологический фактор, как мутации (генетические изменения), которые повлияли на анатомические и физиологические характеристики, значительно расширили возможности мозга. Вопрос о биологических предпосылки возникновения человека, бесспорно, еще требует исследованияимагає дослідження.

На завершающей стадии формирования человека решающее значение имели уже не биологические, а социальные факторы: возникновение и развитие трудовой, предметно-практической деятельности, членораздельной речи, пре орення стада передлюдей в первоначальное родовой коллектив, основанный на экзогамии (такая форма кровнородственных связей, при которой исключаются браки между близкими родственниками) и на первых, сначала еще напивинст иктивних социально-нравственных норма.

В результате относительно недавно, 50 -. ЗО тысяч лет назад возникает человек современного биологического типа - homo sapiens («человек разумный»), или, по названию мест нахождения ее остатков, кроманьонский человек на. Попутно отметим, что по традиционным утверждениям христианских богословов весь мир был создан за 5508 лет до не (или до. Рождества. Христова), а по мнению иудейских богословов, даже в 37 61 год до не. Как видим, наука пришла других выводовінших висновків.

Известное изречение"Труд создал человека"справедливый, если понимать, что он не исчерпывает факторов антропогенеза , а выделяет ту ключевую обстоятельство, которое отличает человеческую жизнедеятельность от животной. Ведь сложные формы жизнедеятельности, поведения животных биологически запрограммированы и в основном стереотипны: кот действует по-кошачьи, собака - по-собачьи, корова - по-коровьего и проч. А человек - по-люд ски: она работает, производит. Труд - это изготовление и применение орудий. Пользуясь изготовленными ею орудиями, чтобы из предметов природы вырабатывать ей необходимо, человек разрывает жесткую зависимость ь от человеческих (биологических) свойств, от сложившейся ситуации, она получает возможность действовать в любой способ, т.е. универсально, исходя из свойств тех предметов, с которыми имеет дело. А у и разнообразие этих предметов все растут, сложнее становятся орудия, создается особый,"сверхъестественный"мир техники. Действуя универсально, человек и сам становится существом универсальной, что проявление ся в ее языке, сознания, мысли. Над биологической наследственностью надстраивается и становится для человека специфической, определяющей культурная преемственность, которая осуществляется через передачу вол поколения к поко ления созданных предметов, орудий, техники, опыта, через обучение и воспитание через навчання й виховання.

Исключительно важную роль в формировании человека и человечества сыграла членораздельная речь, которая возникла и развилась вместе с трудовой деятельностью и социальными формами жизни. Язык - это универсальная, т.е. все еохоплююча, знаковая система, имеющая свою внутреннюю целостность, поскольку между ее элементами, словами устанавливаются грамматические связии.

Речь выполняет, прежде всего, функцию средства общения (коммуникативную) - сначала как звуковая, а позже и как письменная. Соответственно, расширялись возможности общения - в пространстве и времени

Антропогенез

Процесс происхождения человека, называемый антропогенезом, и процесс происхождения общества , именуемый в науке социогенезом, на деле представляли собой единое явление в истории нашей планеты. Другими словами, процессы формирования человека и социума шил в тесной взаимосвязи. Формирование человека, проявлявшееся прежде всего в развитии способностей к сознанию и речи, было тесно взаимосвязано с возникновением новых и усложнением имеющихся общественных форм организации жизни индивидов и правил их взаимоотношений. Индивидуальное сознание как феномен психической жизни субъекта формировалось параллельно с сознанием коллективным как феноменом социальной психики, проявления которой разделяются всеми членами общества.

Замечание 1

Среди основных концепций антропосоциогенеза обычно выделяют естественно-материалистические, креационистские и уфологические.

  • Первые теории исходят из идеи об эволюционном происхождении человека, согласно которой человек есть результат закономерной эволюции животного мира (Ч. Дарвин). Среди факторов формирования человека и общества в данных теориях наибольшее внимание уделяется труду (Ф. Энгельс).
  • Креационизм (от лат. Creationis творение) исходит из идеи сотворения мира и человека высшим абсолютом - Богом. Данный подход характерен для большинства религий.
  • Наиболее экзотическими представляются нам уфологические концепции, согласно которым человек был занесен на землю внеземными цивилизациями.

Уникальность бытия человека

Формирование человека и общества знаменовало собой отделение человека от природы, которое некоторые философы называют «трагическим разрывом», поскольку получив сознание, человек столкнулся с проблемой осмысления собственной жизни и смерти, поиска духовных оснований собственного существования. Его жизнь, в отличие от животного состояния, стала сопряжена с необходимостью совершать выборы и нести за них ответственность. С другой стороны, сознание – это величайший дар, благодаря которому человек освоил природный мир и достиг физического и материального комфорта. Немецкий философ И. Кант утверждал, что в мире природы человек не свободен, так как подчиняется природной необходимости. В царстве же морали, то есть в обществе, человек может проявлять свободу, выбирая между подчиненностью природной необходимости или соблюдению моральных норм и идеалов.

Замечание 2

В социальной философии в XIX веке сформировалось натуралистическое направление, представители которого (наиболее известный Г. Спенсер) распространяли естественнонаучные законы на анализ общества и процессов, в нем происходящих. Крайним вариантом подобного рассмотрения общества был социал-дарвинизм, постулировавший идею о господстве в обществе закона конкурентной борьбы и выживания сильнейшего. Стоит отметить, что данная теория была немаловажным элементом фашистской идеологии.

Но все же общество и природа – это два качественно различных вида реальности. но общество отличается от природы прежде всего тем, что в нем нет столь жесткой определенности и причинно-следственной зависимости (детерминизма). Социуму присущ скорее индетерминизм (отсутствие изначальной определенности, нелинейность, альтернативность и многовариантность развития), что обусловлено прежде всего спецификой основного субъекта социальной жизни – человека, который наделен сознанием и свободой выбора. Поведение человека зачастую непредсказуемо, человек противоречив и неоднозначен. Хорошо эту идею выразил отечественный писатель и философ Ф.М. Достоевский, демонстрируя через художественные образы своих романов, что в человеке сочетаются и добро, и зло, и что абсолютно добрых или абсолютно злых людей не бывает.

Однако общество тесным образом связано с природой, что проявляется прежде всего в том, что развитие общества шло по мере преобразования природы, ее освоения и формирования на этой основе культуры, то есть совокупности всех материальных и духовных достижений человечества. Таким образом, общество развивалось и развивается за счет использования природных ресурсов.

Человек – результат не только земной биологической, но и всей космической эволюции. Человек не только земное, но и космическое существо. Космическое предназначение человека было определено в русском космизме .

Человек – это биосоциальное существо.

Согласно иррационализму , сущностью человека является воля.

Двойственность человека заключается в том, что он обладает телом и психикой.

Специфика философского подхода заключается в признании человека существом, способным к самосовершенствованию.

Индивид – характеризуется телесно-духовной целостностью и выступает конкретным субъектом деятельности.

В процессе социализации человек формируется как личность .

Совокупность устойчивых черт личности, определяющих типичное поведение – характер.

Нравственный центр личности – совесть .

Культура личности заключается в системе нравственных норм.

Нормативно одобренный образ поведения – роль.

Процесс становления личности идет двумя путями:

1. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе.

2. Индивидуализация - приобретение специфических черт личности.

Основные подходы к проблеме происхождения человека :

Основные подходы к проблеме происхождения человека: религиозный, научный и философские подходы.

Креационизм (рел.) – учение, согласно которому человек возник в результате целенаправленных творческих действий Бога.

Биологическая концепция научное учение, согласно которому человек произошел от общих с обезьянами предков.

Трудовая концепция – учение Энгельса, согласно которому труд превратил обезьяноподобных предков в людей.

Генетическая (мутационная ) – научное учение, согласно которому приматы превратились в человека вследствие мутаций.

Антропогене з – процесс становления и развития человека.

Социогенез – процесс становления и развития общества.

Основные концепции сущности человека

В древнегреческой философии: человек – это микрокосм.

Аристотель : сущность человека - это те его свойства, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.

Аристотель : человек – это политическое животное

Платон : двойственность человека: тело и душа.

В религиозной философии и в религии: человек – это божественное творение.

В христианстве человек – это образ и подобие Бога.

В философии Возрождения - человек подобен Богу своим творчеством. Человек – существо творческое.

В философии Нового времени тело рассматривается как машина, механизм.

Кант делил антропологию на физиологическую и прагматическую, первая исследует то, что делает из человека природа, вторая – то, что человек делает из себя сам.

Гегель : человек – субъективный дух, высшая ступень развития объективного духа

Основные подходы в философии человека

1. Натурализаторский подход: изучение человека в качестве особого биологического существа(позитивизм, необихевиоризм, биоэтика, фрейдизм);

2.Экзистенциальный подход: изучение индивидуального человеческого существования, несводимого к общим законам существования человека (экзистенциализм, персонализм, феноменология )

3. Социологизаторский подход рассматривает человека в системе общественных связей

    Марксизм – человек как совокупность всех человеческих отношений, субъект социальной практики (преобразовательной деятельности)

    Структурализ м рассматривает человека как элемент и функцию социальных структур (политических, идеологических, семантических)

Ницше : человек – это больное животное .

Кассирер : человек – это символическое существо .

Хайзенги : человек – существо играющее.

Loading...Loading...