Выберите верное суждение о социальных институтах. Тест «Блок Человек и общество

Эпиграфом к Истории я бы написал:

«Ничего не утаю. Мало того, чтобы прямо не лгать,

надо стараться не лгать отрицательно -

умалчивая».

Л.Н. Толстой

100-летие революционных событий в России вновь усилило общественный интерес к эпохе «русской смуты» ХХ века и ко многим темам ушедшего противостояния. На этом фоне в стране не могла не проявиться потребность обращения к трудам русских историков, которые внесли свой вклад в исследования указанной эпохи, в том числе к произведениям самого крупного историка русского зарубежья, а может быть, и исторической мысли России ХХ века С.П. Мельгунова.

Автору этих строк повезло одному из первых приподнять завесу над скрытыми в тайниках спецхрана трудами Мельгунова. Еще в январе 1991 года, когда СССР, казалось, стоял как неприступная твердыня, в журнале «Наш современник» (1991, № 1, с. 142–155, 155–161, № 2, с. 172–177, № 3, с. 156–161) началась публикация книги историка «Красный террор в России. 1918–1923» с моим предисловием «По следам красного террора. Об историке С.П. Мельгунове и его книге» 1 . Примерно в то же время – в конце 1990 г. – книга была опубликована отдельным изданием (М., 1990), а затем, более чем через десять лет, были изданы лишь следующие труды Мельгунова по интересующему нас периоду: «На путях к дворцовому перевороту» (М.: Бородино-Е, 2003), «Воспоминания и дневники» (М.: Индрик, 2003), «Трагедия адмирала Колчака» (М.: Айрис, 2004). Потом последовали другие издания книг историка, в том числе подготовленные к выпуску составителем настоящей книги, с отдельными предисловиями 2 . Особо следует отметить, что сама книга Мельгунова «Красный террор в России» выдержала тогда лишь одно переиздание в издательстве «Айрис-пресс» (М., 2008).

В год 100-летия российских революций настала очередь вновь выпустить в свет книгу Мельгунова о красном терроре, дополнив ее другим увлекательным историческим исследованием автора – «Золотой немецкий ключ большевиков» 3 . Но прежде необходимо обратиться к насыщенной и яркой биографии автора, которому суждено было пройти «огонь, воду и медные трубы» русской смуты, почувствовав на самом себя все приметы и язвы того самого красного террора, который до сих пор может считаться неисследованным явлением эпохи революций.

«Хождение по мукам» историка Мельгунова

Сергей Петрович Мельгунов родился 25 декабря 1879 г. в старинной, но изрядно обедневшей дворянской семье. Его отец, Петр Павлович Мельгунов, московский педагог и историк, близкий друг В.О. Ключевского, стал знаменит благодаря своему учебнику «Первые уроки истории», неоднократно переиздававшемуся и вызывавшему восхищение лучших умов России. И хотя из-за развода родителей Сергей отца почти не знал, ему было суждено пойти по его стопам. В 1893 году П.П. Мельгунов умер, не оставив своей многочисленной семье почти ничего, кроме прекраснейшей библиотеки.

Полубедственное состояние вынудило Сергея уже с седьмого класса гимназии содержать себя самого, пробуя свои силы в журналистике и переводах. Благодаря счастливому стечению обстоятельств, учась лишь на первом курсе историко-филологического факультета Московского университета, он становится сотрудником «Русских ведомостей» – самой популярной и влиятельной из газет начала ХХ века. Около 10 лет сотрудничал Мельгунов в этой газете, пройдя путь от автора случайных сюжетов провинциальной хроники до обозревателя по темам истории и церкви. Этот опыт и определил в конце концов особенность творческого облика Сергея Петровича, не ставшего после окончания университета в 1904 г. «чистым», академическим историком, а гармонически соединившего в себе неослабевающий интерес к истории, профессиональную журналистику и активную общественную деятельность.

Главным предметом своего внимания историк Мельгунов сразу же выбрал историю русской церкви, прежде всего старообрядчества, сектантства. Из-под его пера на эту тему вышли следующие труды, получившие высокую оценку современников: «Церковь и государство в России» (2 кн.), «Религиозно-общественные движения в России в XVII–XVIII вв.», «Религиозно-общественные движения в России XIX в.», «Старообрядцы и свобода совести», «Великий подвижник и протопоп Аввакум», «Москва и старая вера». Кроме того, свет увидели книги Мельгунова «Дела и люди александровского времени», «Из истории студенческих обществ в русских университетах», «Студенческие организации 80-90-х гг. в Московском университете» и многочисленные статьи.

Мельгунов становится признанным авторитетом по вопросам истории церкви в России и на этой почве сближается с Л.Н. Толстым. Во время одной из встреч великий писатель настаивал: «Бросьте вы эту ерунду – «Русские ведомости», они вас совсем испортят», – уговаривая Мельгунова посвятить себя «исключительно изучению религиозных движений в России, может быть, единственному положительному и самому важному в современной общественной жизни». Однако историк не внял этому совету, а, напротив, все более расширял сферу своих интересов. Под его редакцией вышли многотомные коллективные труды, составляющие гордость русской историографии: «Великая реформа 19 февраля 1861 г.» (7 т.), «Отечественная война и русское общество» (6 т.), «Масонство в его прошлом и настоящем» (3 т.). Эти издания были богато иллюстрированы во многом благодаря уникальной исторической коллекции, собранной Мельгуновым. К числу заслуг Сергея Петровича можно отнести также составление и редактирование «Книг для чтения по истории нового времени» (7 т.), «Рассказов по русской истории», сборников «Из нашего прошлого», брошюр «Популярной исторической библиотеки», носивших просветительский характер.

Постепенно все больше сил Мельгунова стали поглощать издательские дела, в которых проявились его незаурядный организаторский талант и яркая творческая натура. Он участвовал в создании издательств «Народное право» и «Свободная Россия», организации первого в стране Союза книгоиздателей. Однако истинным его детищем стало издательство «Задруга» – совершено исключительное явление в российском книгоиздании. Оно представляло собой кооперативное товарищество, насчитывавшее около 600 членов – писателей, общественных деятелей, ученых, рабочих двух типографий издательства, каждый из которых являлся пайщиком и совладельцем «Задруги». За более чем десятилетний период существования товарищество выпустило свыше 500 самых разнообразных книг.

В 1913 году совместно с известным историком В.И. Семевским Мельгунов организовал журнал «Голос минувшего» и редактировал его на протяжении десяти лет. В течение всего этого времени (вышло 65 томов) журнал пользовался заслуженной славой крупнейшего русского исторического журнала.

Политические симпатии Мельгунова склонялись к народническим кругам, группировавшимся вокруг «Русского богатства». В 1907 г. он принял деятельное участие в создании народно-социалистической партии, став затем товарищем председателя ее ЦК. «По своим воззрениям, – писал Мельгунов, – эта партия отличалась от других социалистических партий тем, что в основу она клала не классовую борьбу, а интересы человеческой личности как таковой… Партия не могла иметь широкого развития в буйное время революции, когда на сцену выступила демагогия. Но ее умеренный социализм, ее непрерывная защита интересов государства как целого, интересов нации («Превалирование над всем национальной и государственной точки зрения» – так формулировал свое кредо историк) привлекло в ее ряды многих лучших представителей русской демократической интеллигенции».

Мельгунов С П

"Красный террор" в Россiи 1918 - 1923

С.П.Мельгунов

"Красный террор" в Россiи 1918 -- 1923

"Страшная правда, но вeдь, правда"

Post scriptum (o матерiалах) ... 28

I. Институт заложников... 37

II. "Террор навязан" (возстановленiе смертной казни и демагогiя большевиков) ... 55

III. Кровавая статистика 1918--1923 ... 72

IV. На гражданской войнe ... 138

V. "Классовый террор" (Крестьянскiя возстанiя, рабочее движенiе, интеллигенцiя) ... 151

VI. Произвол Ч. К. (Цинизм в казни; истязанiя и пытки; разнузданность палачей; смертники; насилiя над женщинами; "ущемленiе буржуазiи") ... 170

VII. "Кладбища живых" и "Дома мертвых" (тюрьма и ссылка) ... 247 {5}

VIII. "Краса и гордость" (состав Ч. К.; уголовщина; провокацiя; "революцiонное правосудiе") ... 271

Вмeсто послeсловiя

К процессу Конради... 299

Почему? (по поводу книги Мартова о смертной казни) ... 304 {6}

"Народы подвинутся только тогда, когда сознают всю глубину своего паденiя".

Эдг. Кинэ.

"Незамeтно эта вещь вряд ли пройдет, если только у читателей и критики хватит мужества вчитаться (возможно и то: увидят, что тут разстрeливают, и обойдут сторонкой)" -- так писал Короленко Горнфельду по поводу разсказа Вл. Табурина "Жива душа", напечатаннаго в 1910 г. в "Русском Богатствe".

Мнe хотeлось бы, чтобы у того, кто возьмет в руки эту книгу, хватило мужества вчитаться в нее. Я знаю, что моя работа, во многих отношенiях, не отдeланная литературно, появилась в печати с этой стороны преждевременно. Но, сознавая это, я все же не имeл и не имeю в настоящее время сил, ни физических, ни моральных, придать ей надлежащую форму -- по крайней мeрe соотвeтствующую важности вопроса, которому она посвящена. Надо имeть дeйствительно желeзные нервы, чтобы спокойно {7} пережить и переработать в самом себe весь тот ужас, который выступает на послeдующих страницах.

Невольно вновь вспоминаешь слова В. Г. Короленко, мимолетно брошенныя им по поводу его работы над "Бытовым явленiем". Он писал Горнфельду в цитированном выше письмe из Алупки (18 апрeля): "работал над этим ужасным матерiалом о "смертниках", который каждый день по нeскольку часов отравлял мои нервы". И когда читатель перевернет послeднюю страницу моей книги, я думаю, он поймет то гнетущее чувство, которое должен был испытывать автор ея в теченiе долгих дней, погружаясь в моря крови, насилiя и неописуемых ужасов нашей современности. По сравненiю с нашими днями эпоха "Бытового явленiя" даже не блeдная копiя...1

Я думаю, что читатель получит нeкоторое моральное облегченiе при сознанiи, что, может быть, не все, что пройдет перед его глазами, будет отвeчать строгой исторической достовeрности. Иначе правда же не стоило бы жить. Надо было бы отречься от того проклятаго мiра, гдe возможна такая позорная дeйствительность, не возбуждающая чувства негодованiя и возмущенiя; надо было бы отречься от культуры, которая может ее молчаливо терпeть без протеста. И пожалeешь, как Герцен: "Невзначай сраженный пулей, я унес {8} бы с собой в могилу еще два-три вeрованiя"... Если вдуматься в описанное ниже, то правда же можно сойти с ума. Одни спокойно взирают, другiе спокойно совершают нeчто чудовищное, позорнeйшее для человeчества, претендующаго на культурное состоянiе. И спасает только все еще остающаяся вeра в будущее, о котором, кажется, Надсон сказал:

"Вeрь, настанет пора и погибнет Ваал

И вернется на землю любовь".

Историки давали и дают объясненiя и даже оправданiе террору эпохи французской революцiи; политики находят объясненiе и проклятой современности. Я не хочу давать объясненiе явленiю, которое, может быть, и должно быть только заклеймлено со стороны общественной морали и в его прошлом и в его настоящем. Я хочу только возстановить картину и этого прошлаго и этого настоящаго.

Пусть соцiологи и моралисты ищут объясненiе для современной человeческой жестокости в наслeдiи прошлаго и в кровавом угарe послeдней европейской войны, в паденiи человeческой морали и в искаженiи идеологических основ человeческой психики и мышленiя. Пусть психiатры отнесут все это в область болeзненных явленiй вeка; пусть припишут это влiянiю массоваго психоза.

Я хотeл бы прежде всего возстановить реальное изображенiе и прошлаго и настоящаго, которое так искажается и под рeзцом исторических изслeдованiй и в субъективной оцeнкe современнаго практическаго политика.

По плану моя работа естественно распадается на {9} три части: историческiй обзор, характеристика "краснаго террора" большевиков и так называемаго "террора бeлаго". Лишь случайное обстоятельство побудило меня выпустить первоначально как бы вторую часть работы, посвященную "красному террору".

Прозвучал выстрeл Конради, и подготовка к лозаннскому процессу2 заставила меня спeшно обработать часть того матерiала, который мнe удалось собрать.

И если я выпускаю в свeт свою книгу теперь, то потому только, что в данном случаe ея внeшняя архитектоника отступает на заднiй план перед жизненностью и актуальностью самой темы.

То, что появляется теперь в печати, не может претендовать на характер изслeдованiя. Это только схема будущей работы; это как бы первая попытка сводки, далеко, быть может, неполной, имeющагося матерiала. Только эту цeль и преслeдует моя книга. Может быть, она послужит побужденiем для болeе широкаго собиранiя и опубликованiя соотвeтствующих матерiалов. Выводы сами придут.

Я косвенно отвeтил уже на одно возраженiе, которое может быть мнe сдeлано. Я не могу взять отвeтственности за каждый факт, мною приводимый. Но {10} я повсюду указывал источник, откуда он заимствован. Пусть тe, кто так смeло в свое время подводили теоретическiй фундамент под призыв к насилiю и крови, а теперь говорят о "мнимом" террорe (см., напр., статьи в "Извeстiях" по поводу процесса Конради), прежде всего опровергнут эту фактическую сторону. Мнимый террор, который грозят возстановить московскiя власти за оправданiе лозаннских подсудимых!

Я знаю, мнe будет сдeлано и другое возраженiе.

A бeлый террор? На этом противопоставленiи было построено выступленiе гражданских истцов и свидeтелей обвиненiя на процессe Конради. Это главное оружiе в руках извeстной группы соцiалистов. Это аргумент и части западноевропейской печати. К сожалeнiю, это противопоставленiе приходится слышать и в рядах болeе близких единомышленников. Никто иной, как А. В. Пeшехонов в своей брошюрe "Почему я не эмигрировал?" во имя своего писательскаго безпристрастiя счел нужным сопроводить характеристику большевицкаго террора рядом именно таких оговорок. Говоря о правительствe ген. Деникина, Пeшехонов писал: "Или вы не замeчаете крови на этой власти? Если у большевиков имeются чрезвычайки, то у Деникина вeдь была контр-развeдка, а по существу -- не то же ли, самое? О, конечно, большевики побили рекорд и количеством жестокостей на много превзошли деникинцев. Но кое в чем и деникинцы вeдь перещеголяли большевиков" (стр. 32).

И А. В. Пeшехонов в поясненiе разсказывал об ужасах висeлиц в Ростовe на Дону. Как убeдится {11} Пeшехонов из этой книги, он и здeсь ошибался -"перещеголять" большевиков никто не мог. Но не в этом дeло. Как ослабляется наш моральный протест этими ненужными в данный момент оговорками! Как безплоден становится этот протест в аспектe историческаго безпристрастiя!

Я не избeгаю характеристики "бeлаго террора" -- ему будет посвящена третья часть моей работы. Я допускаю, что мы можем зарегистрировать здeсь факты не менeе ужасные, чeм тe, о которых говорит послeдующее повeствованiе, ибо данныя исторiи нам творят, что "бeлый" террор всегда был ужаснeе "краснаго", другими словами, реставрацiя несла с собою больше человeческих жертв, чeм революцiя. Если признавать большевиков продолжателями революцiонной традицiи, то придется признать и измeненiе этой традицiонной исторической схемы. Нельзя пролить болeе человeческой крови, чeм это сдeлали большевики; нельзя себe представить болeе циничной формы, чeм та, в которую облечен большевицкiй террор. Это система, нашедшая своих идеологов; это система планомeрнаго проведенiя в жизнь насилiя, это такой открытый апофеоз убiйства, как орудiя власти, до котораго не доходила еще никогда ни одна власть в мiрe. Это не эксцессы, которым можно найти в психологiи гражданской войны то или иное объясненiе.

ТЕСТ № 1. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Системный подход к общественным явлениям.

1.Найдите в приведенном ниже списке общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) наличие подверженных изменениям подсистем

3) обособленность элементов

4) самоорганизация и саморазвитие

5) появление новых элементов и связей

6) многоаспектность и целостность

Ответ: 2456

2.Установите соответствие между сферами жизни общества и приведенными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 12221

3.Найдите в приведенном списке примеры непосредственного влияния экономики на социальную сферу общественной жизни.

1) принятие государственных образовательных стандартов

2) задержка зарплаты в связи с банкротством предприятия

3) введение цензуры на государственном телевидении

4) государственная гарантия банковских вкладов

5) строительство заводом жилья для рабочих

6) создание новых рабочих мест

4. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Социальные институты и их функции

Ответ: государство

5.Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные институты рассматриваются наукой как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

2) Поскольку общество представляет собой динамическую систему, одни социальные институты могут исчезать, а другие — появляться.

3) Социальные институты представляют собой определенные этапы исторического развития человечества.

4) Социальные институты — это определенные стереотипы человеческого поведения.

5) Социальные институты создаются людьми, объединяющимися для совместной деятельности и общения.

6. Установите соответствие между компонентами общества и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 12121

7. Назовите три признака социального института и поясните каждый из них на конкретном примере.

В правильном ответе могут быть указаны такие признаки:

Наличие ролевой системы — определены основные роли (например, в семье существуют роли мужа и жены, родителей и детей, старших и младших членов семьи и т.д.);

Наличие совокупности учреждений (например, институт образования включает сеть школ, лицеев, гимназий, университеты, министерство образования и т.д.);

Наличие регулирующих правил (например, в государства может быть принят основной закон страны — Конституция, в соответствие с которой принимаются остальные нормативные акты, регулирующие деятельность органов власти и др.);

Наличие общественно важных функций (например, функцией науки является накопление и систематизация объективных знаний о действительности).

8. В познании общества, в отличие от познания природы

1) не выдвигается гипотез

2) значима роль ценностных установок познающего

3) не используется метод моделирования

4) истина имеет относительный характер

5) объект и субъект познания совпадают

6) сложно выявить объективные законы

9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятие «общество» многозначно. Часто под обществом понимается социальная _______ (А), объединенная общим _______ (Б) ее членов, например, дворянское общество, или общностью _______ (В). Социологи называют общество динамической _______ (Г), подчеркивая этим связь различных компонентов общественной жизни и их изменения в ходе исторического развития. Эти изменения могут носить постепенный характер, а могут ускоряться в ходе _______ (Д) или благодаря реформам. Реформы, как правило, меняют какую-либо одну сторону жизни при сохранении основ существующего _______ (Е). Разрешая реально существующие в обществе противоречия, реформы прокладывают дорогу новому».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) система

2) структура

4) революция

5) интерес

6) прогресс

7) социальный статус

10. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество является частью природы.

2) Природа полностью определяет развитие общества.

3) Современному обществу свойственно сословное строение.

4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество.

5) Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества.

11.Установите соответствие между сферами жизни общества и социальными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 21122

12. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.

2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.

3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.

4) Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.

5) Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком.

13.Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В узком смысле общество — это окружающий человека материальный мир.

2) В широком смысле под обществом понимают все население земли, совокупность всех народов и стран.

3) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы.

4) Социальные институты возникли в связи с объективной потребностью регулировать разнообразные общественные отношения.

5) Образование как социальный институт объединяет с другими социальными институтами наличие организационной структуры и социальных норм.

Ответ: 245.

14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальных институтах в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее любую из функций социальных институтов.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, нацеленной на удовлетворение базовых потребностей общества.

2) одно предложение с информацией о социальных институтах в экономической сфере, например: К социальным институтам в экономической сфере относят рынок, предпринимательство, банковскую сферу и т.д.

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую из функций социальных институтов, например: Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.

15. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Особенности социального познания». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов раскрытия данной темы:

1) Социальное познание — познание общества и человека.

2) Специфика социального познания:

а) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта;

б) тесная связь с практическими интересами индивидов;

в) критический взгляд на общество и ценностная окраска знания о нем;

г) сложность объекта социального познания, в силу чего социальные законы носят вероятностный характер;

д) ограниченность сферы применения эксперимента.

3) Основные методы социального познания:

а) исторический (рассмотрение социальных объектов в развитии);

б) сравнительный (рассмотрение социальных объектов в сравнении, сопоставлении с подобными);

в) системно-аналитический (рассмотрение социальных объектов в целостности и взаимодействии друг с другом).

4) Функции социального познания:

а) выявление причин и следствий социальных процессов;

б) осмысление качественных характеристик социальных объектов;

в) использование результатов при осуществлении социального управления;

г) согласование общественных интересов, оптимизация социальных процессов.

5) Социальное познание как необходимое условие совершенствования и развития общества.

ТЕСТ № 2. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Типы общественного развития.

1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества.

1) развитие, 2) статичность, 3) регресс, 4) спад, 5) прогресс, 6) системность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

реформа, 2) революция 3) социальная динамика, 4) эволюция, 5) общественный регресс.

3. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Один из критериев общественного прогресса связан с достигнутым уровнем материально-технического развития общества.

2) Общество выполняет функцию воспроизводства и социализации человека.

3) Неотъемлемой чертой развития любого общества является деградация к уже отжившим социальным структурам и отношениям.

4) Революцией называют поэтапное преобразование, связанное с изменением какой-либо стороны общественной жизни.

5) Общество представляет собой сложную статическую систему.

4. Какие из перечисленных социальных фактов иллюстрируют противоречивость общественного прогресса? Запишите все цифры, под которыми они указаны.

1) получение новых материалов в результате развития нанотехнологий

2) повышение производительности труда в результате рационализации организационной структуры производства

3) психическая зависимость масс людей от доступа к интернету в результате появления онлайн-игр и социальных сетей

4) возможность быстрого тиражирования информации в результате развития компьютерных технологий

5) возникновение органически не перерабатываемых отходов в процессе высокотехнологичного производства

6) появление «городов-призраков» в результате миграции населения в крупные мегаполисы

5. В стране Z преобладают экстенсивная технология и ручные орудия труда. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры , под которыми они указаны.

Основными социальными ячейками являются племя и большая семья

Происходит рост численности городского населения

Устная информация преобладает над письменной

Интенсивно развивается инфраструктура

Широко распространяются научные знания

Господствует натуральное хозяйство

6. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 32132

7. В стране Z городское население растет быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство гарантировало личную свободу граждан и создает условия для самореализации личности.

2) Происходит становление сословной структуры.

3) Религиозные организации играют ключевую роль в общественной жизни.

4) Преобладает натуральный обмен (бартер).

5) Произошла механизация производства.

6) Производство концентрируется на крупных предприятиях, в промышленных районах.

Ответ: 156.

8. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 22121

9. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры , под которыми они указаны.

Развитие сферы услуг

Рост численности рабочего класса

Отсутствие социальной стратификации

Использование информационных технологий

Новые интеллектуальные возможности

10. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 32311

11. Выберите верные суждения о глобальных проблемах современного человечества и запишите цифры , под которыми они указаны.

Глобальными проблемами называется совокупность проблем, от решения которых зависит будущее человечества

Глобальными проблемы могут быть самостоятельно решены отдельными странами мира

Проблема «Север-Юг» проявляется в разрыве в уровнях экономического развития стран мира

Одним из негативных результатов экономической деятельности людей стало истощение природных ресурсов

Все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации

12. Установите соответствие между процессами глобализации и ее последствиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 21121

13.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс».

1) движение; 2) изменение; 3) техническая революция; 4) совершенствование; 5) упадок; 6) деградация.

14. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и выделите цифру, под которой оно указано.

1) интеграция; 2) рост; 3) дифференциация; 4) социальная динамика; 5) инновация; 6) деградация; 7) эволюция.

15. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество — целостная самоорганизующаяся система взаимоотношений между людьми.

2) В структуре общества выделяют экономическую, политическую, социальную и духовную подсистемы.

3) Социальные институты организуют удовлетворение определенных потребностей общества и человека.

4) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природной среды.

5) Социальным регрессом называют направление развития от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

ТЕСТ № 3. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Общество и природа. Биосоциальная сущность человека. Мышление и деятельность.

1. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возникновение государства

2) генетическая предрасположенность человека к отдельным заболеваниям

3) психические качества личности

4) формирование наций

5) создание новых научных направлений

6) способность человека к чувственному восприятию мира

Ответ: 145.

2. Установите соответствие между особенностями поведенческой активности, свойственной человеку, и поведенческой активностью, свойственной животным: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 21112

3. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование предметов, данных природой

2) способность к целеполаганию

3) забота о потомстве

4) приспособление к условиям окружающей среды

5) стремление понять окружающий мир

6) общение с помощью членораздельной речи

4. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Ответ: 12122

5. Ниже приведен перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.

1) инициативность, 2) темперамент, 3) толерантность, 4) ответственность, 5) задатки, 6) трудолюбие.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

6. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Ответ: деятельность.

7. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков

«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является ______ (А). Это человек со своими социально сформированными и с индивидуально выраженными _____ (Б): интеллектуальными, эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что _____ (В) в совместной деятельности с другими людьми познает и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _____ (Г). Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется _____ (Д), т.е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности, открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя ____ (Е) в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. индивид

2. качество

3. потребность

4. воспитание

5. позиция

6. социализация

7. личность

8. активность

9. индивидуальность

Ответ: 721685

8. Кириллу 17 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие его как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Кирилла - 180 см.

3) Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Кирилл занимается легкой атлетикой.

5) Кирилл - добрый и отзывчивый человек.

6) Кирилл хорошо учится в школе.

Ответ: 3456

9. Клавдия готовится к путешествию по Испании. Она изучает испанский язык, читает книги об истории и культуре Испании, на интернет-форумах общается со знатоками испанского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путевку. Найдите в приведенном списке примеры средств, используемых Клавдией для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) изучение испанского языка

2) покупка туристической путевки

3) общение в Интернете

4) чтение книг об Испании

5) знатоки испанского искусства

6) путешествие по Испании

Ответ: 1234

10. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика качеств человека

Ответ: Способности

11. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека».

1) воспроизводство рода, 2) самореализация, 3) питание, 4) дыхание, 5) движение, 6) общение, 7) отдых.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

12. Выберите верные суждения о человеке и его потребностях и запишите цифры , под которыми они указаны.

Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью

Индивид — единичный представитель человечества

К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребность в познании окружающего мира

Индивидуальные потребности людей могут противоречить общественным потребностям

Социальная природа человека проявляется в анатомо-физических чертах, строении различным систем органов, инстинктах и рефлексах

13. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Ответ: 32123

14. Выберите среди предложенного списка социальные факты, содержащие проявление базовых социальных (экзистенциальных) потребностей личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные, старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела

2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить, порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых ученых

4) Каждую последнюю субботу месяца, профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки

5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы одеваем варежки, теплые сапоги и куртки

6) В семье каждый человек обретает защиту от неприятностей и невзгод большого мира, который его окружает, неслучайно говорится «мой дом, моя крепость».

15. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры , под которыми они указаны.

Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.

Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.

В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности

Один и тот же вид деятельности может быть вызван с различными мотивами людей.

Структура деятельности предполагает наличие цели и средств ее достижения.

Ответ: 1345

16. Установите соответствие между видами деятельности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) ученые-вулканологи составили карту возможных извержений вулканов в следующем году

Б) правительство одобрило введение новых тарифов

В) в начале года, в действие были ведены новые государственные стандарты в области образования

Г) предприятия малого бизнеса производят комплектующие для крупного автомобильного завода

Д) экономисты предположили, как будут развиваться финансовые рынки после мирового кризиса

Е) крупная компания начала освоение нового месторождения газа на арктическом шельфе

1) материально-производственная

2) социально-преобразовательная

3) прогностическая

17. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В труде, учении, ___________ (А) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________ (Б) — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные ___________ (В) организма являются лишь ___________ (Г) — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — ___________ (Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ___________ (Е) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) особенность

2) способности

3) личность

5) общество

6) задатки

7) общение

8) деятельность

Ответ: 1938756

18. Выберите верные суждения о свободе и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.

2) Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия

3) Свобода человека включает в себя свободу передвижения и проживания, свободу мысли и совести, свободу слова и выражения, свободу на уединенность, на частную жизнь

4) Свобода — это право самого себя ограничивать из-за уважения и любви к другим

5) Свобода — это возможность по своей воле принимать любые решения и нести полную ответственность за последствия принятых решений

19. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.

2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.

3) Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.

4) Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.

5) Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

20. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) К духовным (идеальным) потребностям человека традиционно относят потребность в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.

2) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.

3) Деятельность - это специфический способ существования человека.

4) Потребности - это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.

5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему блага и ценности.

1.К социальным качествам человека относятся 1) разрез и цвет глаз 2) расовые признаки 3) память, быстрота реакции 4) ценностные ориентации.2.Присущий тольк

о человеку способ взаимодействия с окружающим миром,в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, называют 1) деятельностью 3) активностью 2) наблюдательностью 4) интересом.3.Девятиклассник Роман любит химию. Он много занимается, успешноучаствует в конкурсах и олимпиадах, занимает призовые места. Какиекачества Романа проявились в данной ситуации?1) способности 3) потребности 2) особенности темперамента 4) задатки.4.Верны ли следующие суждения о свободе человека?А. Свобода предполагает возможность определять цели, выбирать модельповедения, средства и способы деятельности.Б. Свобода выражения своих мыслей, чувств, ценностных установок – важное условие творчества.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.5.Истинным можно считать лишь то знание, которое 1) имеет практическую значимость 2) имеет теоретическое обоснование 3) соответствует предмету познания 4) поддерживается авторитетным мнением.6.Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?1) объяснение сущности явлений природы и общества 2) оценка поступков людей с точки зрения добра и зла 3) использование художественных образов 4) обращение к сверхъестественным силам.7.Верны ли следующие суждения о познании?А. Рациональное познание позволяет выявить существенные свойства ифункции объекта познания.Б. Функционирование органов чувств – необходимая объективная предпосылка познания.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.8.К социальной подсистеме общества относятся 1) отношения людей по поводу власти 2) взаимодействия общества и природы 3) отношения людей в процессе материального производства 4) взаимодействия людей в малых группах и групп между собой.9. С помощью такого критерия, как развитие науки и техники, можно показать прогрессивный характер 1) отказа от смертной казни за совершение преступлений 2) успехов в развитии средств связи и коммуникаций 3) сглаживания социального неравенства в обществе 4) развития правового государства.10. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?А. Социальный институт – исторически сложившаяся форма организациилюдей, регулирующая их деятельность.Б. Социальные институты призваны удовлетворять те или иные фундаментальные потребности человека.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

1) семья 2) школа 3) здравоохранение 4) церковь

характеристика какого из социальных институтов приводится ниже"Его задачей является обеспечение национальной безопасности,защита от внешних угроз"?
1) семья 2) школа 3)государство 4) церковь

позже, является ли оно сложнее того, что возникает раньше? Может ли быть так, что сложное создается позже именно потому что, оно более сложное? Но тогда можете ли вы утверждать, что государство сложнее производства? Или это равновеликие по сложности социальные институты? Тогда почему одному потребовалось для своего формирования миллионы, а для другого - тысячи лет?

«Написание цифр» - Скажут про тебя ребята: "Наш дружок - ума палата". Космонавтом, может, станешь, До небес рукой достанешь. А когда пройдут года, Будешь взрослым ты тогда. Изучить историю возникновения написания чисел. Майя арабские римские. *** Если ты считать умеешь, Все науки одолеешь. Из истории числа. Теория углов.

«Урок цифры» - «Моя математика» 1 класс. Арабские цифры. Цели урока: Систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах. Внимание! Некоторые задания можно выполнять интерактивно. Советы учителю. Сколько предметов? Например, продолжить ряд, сравнить или вставить пропущенные числа. Календарь древнего народа майя.

«Стихи про цифры» - Утки плавают в пруду И ныряют на ходу. Ведь еще не скоро осень - Пишет Мурка цифру ВОСЕМЬ. Пишет Мурка цифру ТРИ. Трудно белочек считать, Любят белочки скакать. Словно в зимние морозы В тёплых шубах ходят козы. Стихи про цифры. Зайки – серые трусишки - Длиноухие братишки. Кончилась тетрадь, Негде Мурочке писать.

«Герои Цифр Бунина» - 3. Манера держаться, внешность, особенность костюма. Дядя: сдержанный, твердый в своих решениях, спокойный, справедливый, строгий; Автор подробно описывает переживания героя. 4. Речь героя. 8. Отношение других действующих лиц к данному герою. Изучили взаимоотношения героев. Прочитали рассказ И. А. Бунина «Цифры».

«Бунин Цифры» - И как жадно ловил ты каждое мое слово! «Цифры» И. Бунина. «Свечечка»Ю. Там шумно, сыро. Ребёнок же молча принимает все обвинения. Общность мотивов повествования и расстановки героев. Общность сюжетно-композиционных элементов. Текстовые параллели. - Ну уж бог с тобою! «Озвучив» мечту, ребенок сталкивается с обещанием будущего счастья.

«Число и цифра 4» - Было 3 птицы. 1 птица прилетела. Урок по математике в 1 классе Тема «Число 4, цифра 4». Написание цифры 4. Состав числа 4, все случаи сложения и вычитания. Сколько квадратов вы видите? Игра «Составь фигуру». Урок математики в 1 классе Тема "Число 4, цифра 4". Прописываем цифру 4. Разминка.

Loading...Loading...