Крестный католик у православного ребенка. Крестные родители: кому можно, кому нельзя быть крестным, обязанности крестных

Патриоти́зм – любовь к отечеству – ее народу, культуре, языку, природе и историческим корням; готовность служить отечеству, укреплять, развивать и защищать его.

Христианский патриотизм заключает исполнение заповеди любви к ближнему, то есть любви к жителям своей страны как наиболее близким людям.

Патриотизм - 1) любовь, уважение к родному Отечеству, народу, культуре, литературе, языку, выраженные в желании и готовности отстаивать государственные и общественные интересы, защищать и оберегать свою Отчизну, способствовать приумножению её духовных богатств. Кроме того патриотизм проявляется в умении радоваться отечественным достижениям, в стремлении преодолевать общие беды и трудности; 2) принципиальная политическая позиция, основанная на чувстве долга и ответственности перед Отечеством.

Есть ли что-нибудь общее между здравым патриотизмом и уранополитизмом?

По большому счёту учение об уранополитезме строится на положении о необходимости предпочтения верующими Небесного Отечества земному.

В наиболее крайних формах уранополитизм сводится к тому, что поскольку христианин стремится в Царство Небесное, постольку не должен и даже не вправе предпочитать прочим народам и государствам свой народ, свою родную страну. При этом, подразумевается, что данное требование носит безусловный характер, покрывает все обстоятельства, распространяется на все времена.

Как умеренный, так и крайне выраженный уранополитизм опирается на слова Иисуса Христа, запрещавшего служить двум Господам (), и Его же призыв собирать сокровища на небесах (). Кроме сильным доводом в пользу уранополитизма считается предупреждение апостола Иакова, что «Человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих» (), а также прямое указание апостола Павла о том, что верующие суть странники и пришельцы на земле (). (см.: ).

Что можно на это возразить? Христианин и действительно должен думать о Царствии Божьем, и предпочитать его всем царствам мира сего. Он не должен служить «двум богам» (см.:). Однако это не означает, что живя на земле, человек не вправе испытывать особое чувство к своему народу, родному Отечеству. Речь, главным образом, здесь идёт о другом: об опасности и губительности стремления человека к земным благам в ущерб Небесным. Ведь блага мира сего часто служат для человека препятствием на пути восхождения к Богу, носят временный характер, а стремление к Небу есть стремление к вечной жизни в союзе с Богом и Его святыми, к непрестанной радости и блаженству.

Примеры заботы о близких, о родственниках, наконец, о своём народе встречаются в Священном Писании и Предании Церкви неоднократно.

Со времен Ветхого Завета Бог учил представителей израильского народа относиться друг к другу как к братьям. И это было связано не только с тем, что всех их объединяла общая вера. Ведь по закону особые отношения связывали людей даже и внутри каждого из двенадцати колен, хотя все они были призваны исповедовать одну и ту же веру.

Господь Иисус Христос показал в притче о блудном сыне, насколько трудно жить человеку, оторванному от корней, от родного дома. Здравый патриотизм как раз и подразумевает любовь к Родине как к своему дому, разве что понимаемому шире.

Любовь к своему народу, конечно же, не должна трактоваться как нелюбовь или, что хуже, ненависть к другим нациям. Кроме того патриотизм не должен сопровождаться горделивым превозношением какой-либо нации над другой. Такое превозношение способно привести к национализму или даже нацизму. В этом отношении апостол Павел дал совершенно ясную установку, сказав, что для облекшихся во Христа: «нет ни Еллина, ни Иудея» ().

II.3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.

Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры – православный народ.

П.4. В то же время национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия.
Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания.

Противостоя таким греховным явлениям, Православная осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон.

«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом – это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

<…>Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.
И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами : спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны».
Патриарх Алексий II

Для меня патриотизм - это не только любовь к той земле, где ты родился, к народу, в котором рос и был воспитан. Ведь, как хорошо показала наша история, народ может предать и землю, и свою собственную душу. Патриотизм - это прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоем народе. Ради этого не жаль и душу положить, потому что тем самым утверждается правда Божия на земле. А вот для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ - но по-честному, непредвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа.
Патриарх Кирилл

«Человек, который любит свою страну за её мощь, всегда подобен ненадёжному поклоннику, мужчине, который любит женщину за её деньги».
Гилберт Кийт Честертон

Апостол Павел : «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).

Свт. Филарет Дроздов : «Государство есть большая семья».

Святитель Филарет Московский : «Худой гражданин земного отечества и небесного недостоин».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский : «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».

Архиепископ Никон (Рождественский) о любви к Родине: « Каждый из нас есть сын родной земли … Может ли сын быть равнодушным к стонам своей страдалицы-матери? А ведь она, наша родная, некогда святая, а ныне столь пред Богом согрешившая, она стонет, измученная, терзаемая своими же детьми — нашими несчастными братьями. Что сделал бы ты, любящий сын, если бы твой любящий брат стал бить, мучить вашу общую мать, издеваться над нею, позорить ее? О, конечно, самая природа возопила бы в тебе словами заповеди Божией: что, люби, береги свою мать, защити ее от безумца-брата, лиши его возможности вредить ей! Если бы твой, лишенный ума, потерявший совесть, брат стал издеваться, как Хам, над отцом вашим, ужели ты стал бы равнодушно смотреть на эти издевательства? Ужели ты не заставил бы молчать этого брата-безумца? Но вот, смотри: твою дорогую мать, родную твою Русь ее несчастные безумцы-дети терзают, собираются на части разорвать, хотят отнять у нее заветную святыню — Веру Православную, в грязь топчут всё, чем она доселе жила, крепла, красовалась... может ли твое сердце быть спокойным при этом, Русский человек? Не горько ли тебе, не больно ли все это переносить? Не кипит ли ревностью твое сердце, не потрясается ли от негодования, справедливого негодования все твое существо? Что же тебе делать?..

Опять спроси у своей совести. Она напомнит тебе верноподданническую твою присягу. Она скажет тебе: будь готов умереть за Царя и за Русь. Вспомни как предки твои безтрепетно за Него умирали. Вспомни, как простой посадский человек, по-нынешнему мещанин, Козьма Минин Сухорук поднял Нижний, а за ним и всю Русь на защиту Родной Земли. Посмотри, как он, на своем памятнике, благородно энергически показывает на родной, заветный, столь священный для русского сердца Кремль болящему князю Димитрию Михайловичу Пожарскому. Вспомни, как вечнопамятный костромич крестьянин Иван Сусанин с радостью и мужеством положил душу свою за Царя, в куски изрубленный врагами-поляками. Не всем судил Бог быть такими героями, но всем заповедал: чти отца твоего и матерь твою. Царя чтите, братство-народ возлюбите! Сам Христос Спаситель подал нам трогательный пример человеческой любви к Своему родному городу, родному народу. Вспомните, как Он плакал-рыдал, смотря на Иерусалим и предсказывая его гибель в те торжественные минуты, когда народ Иерусалимский кричал Ему громкое: «Осанна». Нам ли не любить земли отцов своих? Ведь, она вся русскою кровью полита, ею спаяна; ведь и сами мы, костьми нашими, в ней же ляжем, смешав прах свой с прахом предков наших…»

На одном из горельефов Храма Христа Спасителя изображен преподобный Сергий Радонежский, благословляющий Великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву и дающий в помощь князю двух монахов-схимников: Александра Пересвета (будущего поединщика) и Ослябю. Справа от него изображен боярин Михаил Бренко. Именно ему, этому боярину, князь отдал свои доспехи, что бы ввести в заблуждение врага. С этого момента Михаил Бренко стал, как бы, обречённым на смерть, ибо главной целью каждого из тысяч татарских воинов было убийство Великого князя. Любимый наперсник князя, «душу свою положивший за други своя» - в одежде Великого князя геройски погиб на Куликовом поле, а его род впоследствии дал Отчизне будущего святителя и пламенного патриота, епископа Игнатия (Брянчанинова).

Из Писем Святителя Игнатия Брянчанинова написанных во время очередной мiровой войны против России к Н.Н. Муравьеву-Карскому, командующему армией ведущей боевые действия на территории Ирана - выдающемуся военному и государственному деятелю: « …Призываю на вас обильное благословение Божие. Во время мира Вы отложили меч, взялись за плуг; когда ж начала скопляться военная гроза - вы оставили плуг, снова взялись за меч, взялись за него с христианским смиренномудрием , взялись, движимые и руководимые истинною преданностью и любовью к Царю и Отечеству. В благословенной России, по духу благочестивого народа, Царь и Отечество составляют одно, как в семействе составляют одно родители и дети их. Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых… Да зазвучит оружие Ваше и по звуку его да спадут цепи с Христиан!.. Сказанное мною сказано от искренней любви к Вам и от любви к дорогому отечеству, которое жалею - жалею!

Всякому православному христианину свойственно желать всевозможных благ, во-первых , православному отечеству, во-вторых, единоплеменным и всем православным народам, наконец (в третью очередь - авт.), всему человечеству.

Особенная судьба народа Русского! Ничего не сделать никаким Наполеонам там, где действует рука Божия … Да не прольется драгоценная кровь героев к подножию подлой политики Европейской».

В годы русской смуты, священномученик Иоанн Восторгов взывал : « Жив Господь наш, и жива Церковь Его, и жива Русь святая! Миллионы сынов ее не преклонили и не преклонят колен своих пред Ваалом, их ни запугать, ни закупить, ни обмануть врагам России».

Примечание «для служебного пользования» : Слова священномученика были обращены к отступившим от Православия смутьянам, но могли ли помыслить и отец Иоанн, и прп. Сергий Радонежский, и прп. Иосиф Волоцкий, и свт. Филарет Московский, и св. прав. Иоанн Кронштадтский и многие другие светильники Русской Церкви, что наступит время, когда слова осуждения любви к Отечеству, слова осуждения борьбы за Православное Отечество зазвучат из среды самой Церкви - из уст её пастырей?

По материалам православных интернет-ресурсов

Фото: президиум поместного собора 1917-1918 гг

Последние годы окрасили нашу действительность в густые патриотические тона. Без них не мыслится сколько-нибудь уверенного завтра. Либерально-глобалистские рецепты уже мало у кого вызывают энтузиазм. В моде исконные «одежды», собственные силы, традиции и т.д. Поощряемые сверху, они выглядят закономерной реакцией на «прогресс» в космополитическом духе. Поэтому представляется нелишним напомнить, как прежде власти поднимали на щит патриотическую доктрину.

Что касается ХVIII столетия, то говорить о национальных приоритетах следует с большими оговорками. Европеизировавшийся российский истеблишмент в принципе не интересовался коренным населением, относясь к нему примерно так же патриотично, как английские колонизаторы к индийцам. Забота о подданных ограничивалась поддержанием их трудовых кондиций для выколачивания доходов.

Первые десятилетия ХIХ века знаменовались новыми всходами на патриотической ниве. Конечно, этому способствовали победоносные итоги Отечественной войны 1812 года. Народ встал на защиту империи, что заметно взбодрило правящую прослойку. Но не менее определяющую роль сыграло и модное течение общественной мысли - немецкий романтизм.

Он дал жизнь научным школам, приступившим к изучению национальных историй, языков, быта, традиций и т.д. Тем самым романтики утверждали самоидентификацию государств и народов. Поэтому их творчество оказалось востребовано властями, оценившими перспективность изысканий не только с научной стороны. Ряд германских государств, в первую очередь Пруссия, взяв на вооружение взгляды романтизма, поставили в центр идеологической архитектуры идею нации, которая с помощью церкви сплачивается вокруг монарха.

Мысль выглядеть не просто правителем, а «отцом народа» не могла оставить равнодушным Николая I, особенно в свете его комплексов, связанных с восстанием аристократов-декабристов. Император решил апробировать новые форматы на российской почве, тем более что главный пропагандист той поры - министр просвещения граф Сергей Уваров - слыл давним поклонником немецкой романтической школы, упаковав ее идеи в триаду «православие, самодержавие, народность».

На практике это вылилось в так называемый квасной патриотизм - взаимную любовь власти и мужика через православие в его синодальном облике. Любая мысль, любое действие оценивались сквозь эту призму. Литературу, печатные издания заполнили произведения, публикации, претендовавшие на эталон народности. Авторы обратились к изображению настоящего русского человека с его приверженностью царю-помазаннику и православной церкви.

Был открыт поход за чистоту всего отечественного. Поборники народности требовали возврата «говора разумных мужичков наших», избавления от французского слога на русский манер. Даже творчество Александра Пушкина признавалось вредным, не отвечающим народному духу. Наиболее бдительные предостерегали от увлечения поэтом, уверяя: если в России оказалось бы больше таких Пушкиных, то она попросту погибла бы.

Романтические взгляды вдохновляли не только государственных мужей, но и послужили импульсом такого общественного движения, как славянофильство. Его идеологи: Александр Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы и др. - обнаружили в народе, в церкви эстетический источник. Просветительство отторгали, утверждая, что оно чуждо истинной России.

Тем не менее Николай I сторонился этих интеллектуалов, предпочитая более привычные бюрократические механизмы. Можно сказать, что славянофилы оказались своего рода конкурентами в воплощении «православия, самодержавия, народности». Настораживало власть и подчеркнуто негативное отношение к Петру I. Вспомним публичные страдания Петра Киреевского по поводу своего имени, данного ему родителями, череду анафем Константина Аксакова основателю Российской империи и т.д.

Однако, несмотря на эти шероховатости, славянофилы и не мыслили себя вне рамок уваровской доктрины, утверждая, что со времен Киевской Руси народ беззаветно верен и православию, и самодержавию. Знания о низах, их религиозных предпочтениях носили главным образом теоретический характер, в чем и заключалась ахиллесова пята дворянского высшего света.

Неожиданным оказалось препятствие, не просто мешавшее изображать единение нации, а делавшее это единение в принципе неосуществимым. Речь о расколе, заряженном неприятием синодальной церкви, помещиков и интеллигенции - «барских сынков». Оборотной стороной патриотического официоза явились николаевские гонения на староверов.

Власти демонстрировали, что видят в них отщепенцев, с коими следует поступать предельно жестко. В свою очередь славянофилы осмысляли церковный раскол по-европейски, то есть как размежевание православия с католицизмом. Конфликт же внутри русского религиозного сознания оставался на периферии их интересов. РПЦ неизменно рассматривалась альфой и омегой патриотизма, своего рода идентификатором русскости.

1917 год поставил крест на этой идиллии. В жизнь ворвалась интернациональная доктрина с ее марксистскими корнями. Захватившая власть большевистская «гвардия» уподобляла Россию вязанке хвороста для разжигания мировой революции. Такой взгляд на большевизм стал фирменным знаком патриотов уварово-славянофильской закваски.

Но обличительный угар не отвечал на серьезный вопрос: почему же с легкостью обрушилась «истинно народная» церковь? Как справедливо заметил писатель Леонид Леонов, что с ватиканским орешком, случись там подобная заварушка, уж не так-то легко справились бы большевики. Верх наивности считать революционный обвал случайным вывихом истории или злым умыслом кучки инородцев. Такие объяснения - следствие обывательских представлений.

Об опасности упрощенных трактовок говорил известный мыслитель Николай Бердяев, призывавший переоценить воспетую до революции народную тягу к церкви. Повторять подобное, подчеркивал Бердяев, страшное заблуждение. Произошедший коллапс дал все основания распрощаться с иллюзией, будто существует одна русская нация. После случившегося подобное мнение выглядело не более чем предрассудком.

Однако эти справедливые предостережения до сего дня не возымели действия. Наследники славянофилов, черносотенцев всех мастей продолжают соотносить русский патриотизм исключительно с собой. Не желают видеть, признавать, как с середины 1930‑х таяли миражи мировой революции, как во внутрипартийной борьбе сформировался облик нового большевизма. А с ним наступает и реабилитация патриотизма, ставшего центральным элементом идеологической архитектуры.

Русский народ провозглашался самым передовым в мире, объявлялся «старшим среди равных», которым гордятся, как старшими братьями. Именно русские возглавили освобождение, совершили Октябрьскую революцию и открыли другим народам новые горизонты. Карл Маркс после такого вольного обращения с его теоретическим наследием перевернулся бы в гробу.

Перед нами совершенно новое издание марксизма, где канон о мировой революции отодвинут далеко на задний план, уступив место патриотическому концепту. Ни один народ мира не может встать вровень с великим и передовым русским народом, который обладает бесценной культурой и героическим прошлым. Согласимся: о возведении подобных патриотических воззрений в ранг государственной политики в свое время не могли мечтать и такие апологеты патриотизма, как Михаил Катков и Константин Победоносцев.

При царском самодержавии никто не позволил бы им развернуться во всю патриотическую удаль. А при Сталине мощно спрессованная патриотическая доктрина обрела явь! Для нынешних штатных патриотов признание такой трансформации большевизма - гибельно. За этим последует уточнение их идентификации, «родословной», что чревато рядом вопросов, от коих они до сего дня старательно увертываются.

Под давлением окажется РПЦ, несущая конструкция этого «русского» патриотизма. Неудобный для него национальный расцвет времен СССР свидетельствует, что именно выходцы из коренных великорусских регионов жаждали окончательно и бесповоротно разобраться с церковью. Причем пришедшие на смену ленинской гвардии руководствовались не марксистскими истинами, а национальной идентификацией: русское - это лучшее и передовое.

В их системе ценностей интернационалистические мотивы занимали подчиненное место, лишь подкрепляя осознание собственной исключительности. Получается, для этих коренных русских людей национальное возрождение не связывалось с РПЦ! Потому-то воспевание русского народа сопровождалось сносом церкви, превзошедшим гонения периода Гражданской войны.

Очевидно, коммунисты из рабоче-крестьянских низов считали ее не только не своей (что естественно), но и в принципе чуждой подлинно русскому духу. Иначе говоря, мы сталкиваемся с явлением, когда национальный ренессанс в «большевистских одеждах» выразил иную традицию, издавна существовавшую в народных слоях. Подчеркнем, сугубо патриотическую, но не церковную.

Отсюда следует, что понятие «русский патриотизм» имеет более сложную природу, чем это представляется нынешним почвенникам, не мыслящим его без РПЦ. Выяснение того, в чем же именно он выражается, - дело нашего ближайшего будущего.

На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Петр (Поляков), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Узком. Передача из Москвы.

- Здравствуйте, в эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Сергей Юргин.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Узком архимандрит Петр (Поляков).

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

Благословение Господне на вас, Того благодать и человеколюбие всегда, ныне и присно и вовеки веков. Аминь.

- Тема нашей программы "Христианство и патриотизм".

Насколько два этих понятия совместны с точки зрения православного богословия?

Патриотизм - одна из форм христианского благочестия. Любовь к своему Отечеству всегда рассматривалась православием, как качество, которое должен воспитывать в себе каждый христианин.

Прежде всего, мы, конечно, являемся гражданами небесного Отечества, Царства Божьего, пришедшего во всей своей силе, гражданами Церкви Христовой.

Церковь существует не отдельно от государственного устройства, но в контексте каждого государства. Православная Церковь в первую очередь воспитывала верующих в духе любви к своему земному Отечеству. Это есть одно из проявлений заповеди Божией "Возлюби ближнего, как самого себя". Наша любовь и забота должна, прежде всего, распространяться на тех, кто нас окружает. Это, прежде всего, наша семья, церковная община, но и то общество, в котором мы живем.

Если в семье и общине эта любовь реализуется в воспитании детей, в отношениях супругов, в отношениях к старшим и младшим. В контексте прихода в поддержке всех прихожан, как членов более крупной семьи. В контексте общества эта любовь к ближнему реализуется в виде любви к Отчизне. Церковь всегда отличалась активным патриотическим служением.

- Существуют ли исторические примеры, когда церковные деятели проявляли активную общественную позицию?

Если говорить о Русской Православной Церкви, здесь практически все святые являлись и великими патриотами. В первую очередь, мы вспоминаем преподобного Сергия, игумена Радонежского, 700-летию которого будет праздновать весь православный мир, его современник Алексей, митрополит Московский. Они проявляли чудеса святости уже при жизни и при этом были крупными государственными деятелями, основной заботой которых было сохранение и охранение нашего Отечества.

Нельзя не вспомнить Александра Невского, которую окончил свою жизнь, приняв великий монашеский постриг с именем Алексий. Это тоже великий патриот нашего Отечества. Можно перечислять до бесконечности, это имена и Димитрия Донского, и Даниила Московского, практически все наши отечественные святые, совокупная память которых будет праздноваться в ближайшее воскресение, были великими патриотами, болеющими и молящимися о нашем земном Отечестве.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об их служении.

Служение преподобного Сергия известно всем: для того чтобы прекратить междоусобные распри, которые раздирали Русскую землю, он покидал Лавру, ходил к тем, кто противился единству Русского государства, и даже опечатывал церкви.

Митрополит Московский Алексий совершил путешествие в Каракорум, это территорию современной Монголии. Само по себе это путешествие уже было подвигом. Результаты их деятельности были неоценимыми для Церкви. Святитель Алексий получил от татаро-монгольского хана ярлык, запрещающим татаро-монгольским солдатам заходить в храмы под угрозой смертной казни. Он освободил церковные владения от податей. Все это говорит о невероятном авторитете этого святого, который проецировался на авторитет по отношению ко всей Церкви. Это были настоящие охранители.

Мы говорим здесь о внешней стороне патриотического служения, но сама молитва об умирении, мире, благосостоянии святых Божьих церквей, это один из самых действенных инструментов, выражаясь современным языком, охранения и сохранения нашего гражданского общества.

Вопрос телезрительницы: В псалме 50-ом есть такие слова "избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего". Что они означают?

50-й псалом - это покаянный гимн царя Давида, приведенные слова - его сокрушение о совершенном грехе убийства мужа Вирсавии Урии, которого он послал на самое опасное место, в результате чего он погиб. Смерть этого безвинного погибшего человека лежала камнем на его сердце. Этот псалом царь Давид оставил нам, чтобы и мы молились о совершенных нами грехах. Если Господь избавил нас от греха убийства, не значит, что мы невиновны в том, что сокращаем человеческую жизнь наших близких своей раздражительностью, вызывающим, агрессивным поведением по отношению к ним, и тем самым становимся повинными в том, о чем молился пророк Давид в этих стихах.

В настоящее время все чаще говорится о патриотическом воспитании. Что надо сделать на деле, а не на словах, для того чтобы наши соотечественниками стали патриотами?

Это вопрос глобальный, и его решение решило бы и все проблемы, которые существуют в нашем обществе. Один благочестивый старец сказал, что каждое поколение страдает тем или иным пороком. Было поколение, которое страдало пороком безбожия, сейчас такая духовная болезнь, как алчность.

Алчность - тяжелейшее духовное заболевание, которое широко распространено в нашем обществе. Остановить эту болезнь невозможно, потому что алчность безудержна, она все более усиливается. Чем больше человек накапливает, тем алчнее он становится. И в таком состоянии вопросы любви к ближнему, любви к родине человеком очень быстро забываются. Единственное преодоление ее - это исповедь, и духовные лекарства, которые предлагает Святая Церковь. В этом и решение задачи воспитания патриотизма - воцерковление общества.

- Патриотическое воспитание поможет преодолеть нравственный кризис общества?

Патриотизм - категория не общественная, но нравственная, это одна из форм добродетели. Чем выше нравственность отдельных людей, тем выше уровень патриотизма. Поэтому роль Церкви незаменима, ведь ее миссия - воцерковление людей ради их спасения. Спасение возможно только в воспитании нравственности. В чем проблема?

В современных условиях стираются понятия греха, и это очень большая беда. Есть сознательные грехи, когда мы сознательно преступаем заповеди Божии, и тем самым извергаем себя из недр церковной жизни, но покаяние возвращает нас. Об этом говорится в молитве, которая читается на исповеди: "примири и соедини Святей Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе нашем". Эта молитва говорит о том, что грех выводит нас за пределы Церкви, но в покаянии мы воссоединяемся заново с Церковью и ее живоносными Таинствами.

Но самая большая беда, когда мы грешим по привычке, рассуждая, что так поступают все. Грех становится для нас привычным, притупляется нравственное чутье. Падение нравственности всегда связано с оскудением любви. Патриотизм же есть любовь, которая распространяется на общество. Это реализация нашей любви к обществу, в котором мы живем. Патриотизм и нравственность связаны между собой: чем выше нравственность, тем выше уровень патриотизма, падает нравственность - падает патриотизм. Грешный человек быть патриотом не может.

Вопрос телезрительницы из Москвы: Отец Петр, я знаю, что Вы много общаетесь с молодежью: много молодых людей на Вашем приходе, Вы преподаете регентское дело в Московской консерватории. Как сейчас, по Вашему мнению, молодежь относится к христианству и патриотизму?

Я с большим оптимизмом наблюдаю нашу молодежь. Конечно, студенты Московской консерватории - это лучшие из лучших, потому что, чтобы просто поступить в нее надо серьезно заниматься музыкой в течение 12 лет, а поступив, постоянно поддерживать свой профессионализм. Но профессионализм сам по себе ничтожен, если он не воплощается в нравственные дела.

Надо сказать, что сама музыка - это звуки, которые мы получаем с самого Неба, как и все, связанное с красотой, потому что красота - одна из форм присутствия в мире Духа Божьего.

С большой радостью могу сказать, что студенты Московской консерватории, с которыми я общаюсь, это современная молодежь со всеми современными интересами, но одновременно очень высоконравственные люди.

Никак не могу не похвалиться, что на нашем приходе много молодежи, и их патриотизм выражается, прежде всего, в их любви к Церкви Божией. Иногда просто удивляюсь, как они даже пропускают даже серьезные занятия, понимая, что без их участия не будет полноценной церковной службы.

Прежде всего, благодарю родителей молодежи Московской консерватории и нашего прихода за то, что они воспитывают своих детей во всяком благочестии и чистоте.

То есть, Вы с уверенностью можете сказать, что представители творческих профессий более нравственные и патриотические настроенные люди?

Несомненно, потому что сама программа - я могу говорить о Московской консерватории - настолько разнообразна в отношении патриотизма, что студенты участвуют во всех мероприятиях, связанных с историей нашего Отечества. Надо отметить, с какой радостью все это воплощается в жизнь. Я очень оптимистически смотрю на будущее нашего Отечества, общаясь с ними.

Буквально несколько лет тому назад в школьную программу был введен курс "Основы православной культуры". Как Вы считаете, поможет ли он в дальнейшем в патриотическом воспитании нашего общества?

Несомненно, любой вероучительный предмет помогает в воспитании нравственности, но было бы ошибкой полагаться только на этот предмет, который идет лишь один год в четвертом классе, и считать, что все вопросы будут решены с его помощью. Надо сказать, что все это происходит в экспериментальной форме.

Дело в том, что с 1998 по 2001 год по благословению Святейшего Патриарха Алексия я преподавал в классическом пансионе при Московском государственном университете и впервые сформулировал наименование своего предмета как "Основы православной культуры".

Когда встал вопрос о преподавании "Основ православной культуры" в общеобразовательной школе, надо было понять, что преподавать в этом предмете. Я расцениваю, что это мировоззренческий предмет, то есть предмет, который формирует мировоззрение. В советской школе мировоззренческими предметами были история и обществоведение. И сейчас история Отечества, история мировой культуры - это мировоззренческие предметы, но как никогда важны для воспитания мировоззрения наших детей "Основы православной культуры". Мое мнение, что преподавать этот предмет в четвертом классе рановато, в том возрасте они должны закладываться в семье. А вот в 9-10 классах "Основы православной культуры", как никогда важны в "обойме" мировоззренческих предметов, для того чтобы противостоять тем разрушительным программам и течениям, которые наводняют нашу страну из-за рубежа. К сожалению, к этому возрасту учащиеся уже спокойно забывают о том, о чем им говорилось в четвертом классе.

Кроме повествований о Церкви предметом повествования "Основ православной культуры" также являются Жития святых. Четвероклассники воспринимают Жития святых и рассказы о чудесах, как некую сказку, в детском сознании все еще смешано. Когда же к девятому классу они будут знать историю Отечества, то эти знания станут тем стержнем, которые объединит все те предметы, которые собственно и формируют мировоззрение подростка.

Но дело в том, что все зависит от семьи. Если в семье есть православное воспитание, то в девятом классе не будет поздно, если же все православное воспитание мы перелагаем на учителя "Основ православной культуры", то оно не принесет никакой пользы. Помимо воспитания в семье, необходимо приучать ребенка к богослужениям. Здесь и домашнее религиозное воспитание, и церковное должны взаимодействовать, а как предмет школьной программы, лично я считаю, что он должен преподаваться в более старших классах.

Если семья совсем неверующая, и ребенок раньше никогда ничего не слышал о вере и Церкви, разве плохо, что ему расскажут об этом в четвертом классе? Может быть, ребенок после этого придет в храм?

Это замечательно, но ребенок в четвертом классе в храм никогда самостоятельно не придет. Я знаю священнослужителя, который в школе не получал никаких знаний о православной культуры, но уже сформировавшись как личность, по окончании школы он просто пришел в храм. Пришел не для того, чтобы участвовать в богослужениях или что-то узнать о вере, пришел, чтобы помочь в его восстановлении, вынести мусор, расчистить полы, и в храме у молодого человека возникла потребность познать жизнь Церкви изнутри. И он стал жить жизнью Церкви.

Сам я сын священника, и если бы можно было сравнить духовное развитие человека с путем от Москвы до Владивостока, то я за все свои тридцать лет служения Церкви, зашел до Самары, а этот молодой человек, который в школьные годы никаких знаний не получил, уже сейчас дошел до цели - до Владивостока. Все зависит от стремления отдельной личности, и здесь решающими являются те годы, когда дети становятся маленькими взрослыми - это 8-10 класс. Одиннадцатый класс нагружать не стоит, у них выпускные экзамены, поступление. В 9-10 классе уже сформировалась личность, и благочестивая чепуха здесь уже принята не будет, что требует и от преподавателя серьезной подготовки. Сами учащиеся все воспринимают серьезно, с ними можно говорить о серьезных вещах, изложенных в "Основах православной культуры". Каждое слово в этом названии имеет глубочайшее содержание.

Основы - то, на чем все зиждется. Православный - это целый мир, вселенная. Культура - то же. Можно взять отдельный термин и размышлять о нем, помогая человеку углубиться в жизнь и понять православную культуру во всем ее разнообразии.

Вопрос телезрителя из Белгорода: Сейчас на Украине в Донецке идет война, и каждая сторона считает себя патриотами. Кто из них, на Ваш взгляд, патриоты? Или ни те, ни другие не могут называться ни патриотами, ни христианами?

Это наша общая боль, и это происходит не на Украине, а в наших душах и наших сердцах. Мы все молимся, чтобы скорее прекратилась эта междоусобная брань. Постоянно возносится молитва о "мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех". Мы - единая Церковь, и все, кто находится в конфликте, все они чада Божии. Насколько их участие злонамеренно и неправомерно, об этом пусть судят политики. Наше дело - молитва.

Иногда ложно понимаемый патриотизм приводит человека к большим и даже непоправимым ошибкам. Собственно говоря, то, что там и происходит, когда правительство ведет войну против собственного народа, но это уже политика.

Какое участие можем принять мы в разрешении этого конфликта? Очень существенное - мы можем принять молитвенное участие. Есть такое возношение "еще молимся о благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временех мирных". Это постоянное молитвенное возношение Церкви. И далее слова "и сохранитися... всякому граду и стране от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани". Эта наша молитва должна быть постоянной. Тогда нашим всеобщим молитвенным участием мы можем повлиять на разрешение этого конфликта.

Комментировать позиции сторон - это не дело Церкви, Церковь молится за тех и других.

- Думаю, пользуясь случаем, можно призвать наших телезрителей вознести молитвы о мире на Украине.

Я так чувствую, что речь идет о мире не только на Украине, но и в России. Я даже не советую смотреть новостные каналы, потому что, кроме раздражения, мы никакой реакции не получим, но помнить, что война серьезно затрагивает и всех россиян, и она может нас озлобить. Самое главное - не озлобиться от той информации, которую мы слышим. Самое главное - постоянно молиться обо всех, о мире в наших сердцах, о мире в нашей Церкви, и тогда мы будем свидетелями того, как милость Божия прольется на нас и наши народы, и все восстановиться в умиротворении.

Продолжая тему патриотизма и христианства, хотелось бы спросить, является ли патриотизмом массовое сплочение людей в дни спортивных мероприятий, например, футбольные матчи или какие-то другие соревнования?

Считаю, что патриотизмом это назвать нельзя. Это массовые, стихийные проявления, которые являются выплеском низменных чувств. Все эти хоккейные, футбольные матчи по сути те же гладиаторские бои. Конечно, мы свидетели мужества хоккеистов, которые руководствуются благими намерениями и воодушевляют нас своей победой. Но в любом случае спортивные состязания не являются нравственными, а значит, не являются и патриотическими.

Помню, в 90-х годах на Манежной площади произошло буйство молодежи по поводу проигрыша нашей команды в каком-то матче. Выплеск накопившихся негативных эмоций превратился в настоящее побоище. То же мы видим в действиях фанатов футбольных команд, где происходят драки и членовредительство. Это некая одержимость, здесь действуют отнюдь не христианские категории.

В последнее время много говорится о воспитании прихожан в духе любви. Случается, что человек, только пришедший в храм, сталкивается с тем, что давние прихожане или сотрудники храма ведут себя как-то некорректно по отношению к новому члену Церкви. Как с этим быть?

Это мнение существует, но, думаю, оно несколько преувеличено. Были времена, когда бабушки в храмах, пережившие времена гонений, относились к новым людям, скажем так, с некоторым подозрением. Я бы не назвал это агрессий, скорее, это была форма самозащиты, они старались себя оградить от потенциальных опасностей. В советские времена во время больших праздников в храм приходили молодые люди, которые могли во время богослужения совершать недозволенные действия: запеть свое, расталкивать людей, был даже случай, о котором мне рассказывали, когда молодой человек демонстративно прикурил от свечи. Имея в памяти такие проявления, конечно, были случаи в начале 90-х годов. Сейчас таких крайних проявлений нет. Всегда видно, пришел человек помолиться и найти свое место в храме или же поскандалить. Если, скажем, свечница не хочет продавать что-то в лавке во время пения Херувимской, это воспринимается такими людьми, как вызов. Но это определенная категория людей.

Конечно, настоятель должен следить и постоянно напоминать, что каждый пришедший в храм пришел к Господу, и ему надо помочь найти свое место в приходе, храме, Церкви. Конечно, здесь любовь, внимание и предупредительность должны быть на первом месте.

Здесь можно сказать о нашем приходе, в свое время Святейший Патриарх Алексий сказал, что здесь царит "дух мира и согласия". Если в приходе царит "дух мира и согласия", то каждый пришедший будет принят с любовью. Все это зависит от настоятеля, над этим надо работать. Наши принципы - это любовь и понимание.

Насколько активной должна быть приходская жизнь? Достаточно ли богослужений в храме, или должна вестись еще какая-то работа?

В современных условиях все большую активность проявляет внебогослужебная жизнь прихода, но сердцевиной такой жизни было и навсегда останется богослужение.

Если ведется активная работа по воцерковлению детей в форме различных кружков, экскурсий - это замечательно. Если проводятся катехизические, евангельские беседы - это тоже замечательно. Но все это дополнения к сердцевине жизни прихода, жизни всей Церкви - богослужению. Участие в богослужении - основа всей приходской жизни.

На нашем приходе уже 24 года существует Церковно-певческая школа, и целью обучения в этой школе является пение на клиросе, быть алтарниками, псаломщиками, звонарями. Все это дается не просто в качестве навыков, но должно быть обязательно реализовано в рамках нашего прихода. У нас нет штатных алтарников, все алтарники - это воспитанники Церковно-певческой школы. Кроме регентов и уставщика, у нас нет штатных певцов, это все учащиеся нашей школы, которые реализуют полученные навыки в условиях богослужения.

Центром жизни прихода является богослужения. Вопрос мотивации, как в изучении иностранного языка. В условиях общеобразовательной школы иностранный язык изучается шесть лет, но уровень очень низок. В чем проблема? Отсутствие мотивации. Мы живем в пространстве русского языка, и, собственно говоря, не очень нуждаемся в этом.

Часто церковные оппоненты говорят: вы только молитесь и ничего не делаете. Какие примеры можно привести, что Церковь живет не только богослужениями, но и выполняет и социальные задачи.

Здесь надо говорить о непонимании сути жизни Церкви. Основная задача и миссия Церкви в нашем мире - это молитва. Это самое главное, к чему призвана Церковь, и то, как она может проявить себе лучшим образом в этом мире - это не потерять дух молитвы. Для тех, кто имеет уши слышать, и не слышит, имеет глаза и не видит, для них бесполезно говорить о том, что сейчас все больше возрастает роль служения Церкви на ниве воспитательного, образовательного, тюремного служений. Они оставляют эти факты за пределами своего внимания, как и те, что Церковь откликается на все трудности, которые испытывают наши братья на Украине, в Сербии и на Алтае. Церковь одна из первых откликается на все эти народные бедствия и страдания, никогда не стоит в стороне. Конечно, она не рекламирует свои действия, самая главная работа совершается в духовном молчании.

В советские времена Церковь не имела права заниматься ничем, поэтому она только молилась. Но это была огромная работа, ведь как только упали идеологические путы, церкви просто переполнены. Сейчас не хватает храмов, и все это результаты молитвы, которая совершалась нашими родителями. Святейший Патриарх Пимен был великий молитвенник, который сохранил единство Церкви и взращивал ее в постоянной молитве.

Вопрос телезрительницы из Москвы: Батюшка сказал, что надо молиться за обе стороны, враждующие на Украине, но как нам молиться за фашистов, убивающих людей?

Я призываю молиться за всех, потому что все, даже великие грешники, являются детьми Божиими. Их личную ответственность перед Богом будет осуществлять Сам Господь Бог. Наша ответственность перед теми и другими, чтобы те, кто заблуждается, осознали свою неправоту и отступили от греха, а те, кто является гонимым, получили от Господа силы, терпение и благодатную помощь в преодолении тех трудностей, которую попустил им испытать Господь.

Мы должны хранить себя от осуждения, нет большего греха, чем осуждения. Мы видим беду, которая посетила и нас вместе с украинским народом, но молитва должна распространяться на всех.

Господь, когда Его распинали, молился так: "Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят". Эти ведают, что творят. Вспоминаю недавно прочитанные последние письма страстотерпца царя Николая, который писал: "Я прошу за нас не мстить". Они молились о своих лютых гонителях, зная, что сами они обречены.

Если мы считаем себя верующими и православными, мы должны молиться за всех.

Вопрос от нашего телезрителя: Патриотическое воспитание сегодня должно строиться на коренном сломе того, что мы считаем нормальным. Это не означает отказаться от интернета, но означает вспомнить наши ценности, которые мы потеряли в 1917 году. Надо возродить любовь к Шмелеву, Ильину, вере, не через слом через колено, а искренне. Потребуется два-три поколения, но зато будет основа.

Можете ли Вы согласиться с этим мнением?

Возвратиться к творениям Шмелева - это замечательно, но идеализировать все, что происходило в России до 1917-го года, тоже не следует. Там было много того, чего не следует повторять.

Общество уже в начале XIX века отступило от Бога и Церкви. Об этом свидетельствуют и факты нашей культуры. Люди стали увлекаться спиритизмом, различными оккультными учениями, и практически вся интеллигенция отошла от Церкви. Чего стоит один "Черный квадрат" Малевича, который является антииконой, это глубочайший символ той тьмы, о которой говорится в Священном Писании: "в начале земля была без`образна".

Надо строить все на твердом основании, но им являются не творения наших классиков, но наша вера, наше личное нравственное борение, преодоление наших собственных недостатков и пороков. Сейчас благодатное время для духовных упражнений по борьбе с собственными страстями. Если мы будем в своей личной жизни преодолевать неприязнь и распространять любовь к ближним, тогда очень скоро начнет процветать и наше общество. Это единственная основа благополучия, а не возвращение к неким прежним идеалам, которые, собственно, и не были столь спасительными для нашего общества.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: В продолжение вопроса предыдущей телезрительницы о том, как можно молиться за фашистов, хочу спросить: Господь Иисус Христос тоже молился не за всех. Как написано: "не за всех молюсь, но за тех, кого дал Ты Мне, Господи". Ведь в людях с майдана, которые идут против наших братьев, не осталось уже ничего человеческого.

Думаю, что особенно надо молиться за тех, кто теряет человеческий облик, уже потому, что они люди. То, что они люди, означает, что они чада Божии, пусть заблудшие и даже преступные. Если мы будем молиться избирательно: этот хороший, а этот плохой, то мы сами не будем иметь права на молитву, ведь и мы не такие хорошие. Если мы прощаем себе свои грехи, какое право имеем мы судить других людей?

Да, они потеряли достоинство христиан. Мы молимся за то, чтобы Господь Своими неизреченными путями вернул им это достоинство, как Он вернул православную веру в наше безбожное общество. Только потому, что мы молились за всех: за верующих и неверующих, за гонимых и гонителей, и будем всегда молиться так. Только в этом наше спасение.

Большое спасибо, батюшка. Время нашей программы подошло к концу. Благодарю Вас за сегодняшнюю беседу. Что бы Вы хотели пожелать в завершение нашим телезрителям?

Я бы хотел пожелать всем нам и себе благодати Божией, чтобы Господь просветил наш разум и дал нам силы проявлять любовь по отношению ко всем: и к друзьям, и к врагам. Чтобы Господь дал нам силы и мудрость никого не осуждать, чтобы Господь просветил нас Своим небесным светом и любовью, ибо любовь выше справедливости, как сказал Святейший Патриарх Алексий II.

Ведущий: Сергей Юргин.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Институт восприемничества (крестных) возник в элинской среде. Он закрепился следующим образом: религиозные знания и опыт передавался от учителя к ученику.
Церковь вручала ученика в руки учителя, который получал права и обязанности пастыря для человека. Некоторые видят в запрете иметь учителем своих биологических родителей индоарийскую ведическую традицию, которая соблюдалась у элинов в обучении философии (точнее всякой книжной премудрости).

Восприемник получает от церкви того, кто готовится к крещению. Восприемник должен передать свои религиозный и духовно-аскетический опыт и знания воспринимаемому. Восприемник - главный участник оглашения. В классический период восприемником могли быть только диаконы и диаконисы (или выше по иерархической лестнице).
Крещение совершалось над оглашенным только тогда, когда восприемник свидетельствовал о том, что он всему научил, и веру испытал.
Если крестят младенца, то обещанием восприемника является воспитать младенца к первой исповеди, когда крещенный сам, сознательно, произнесет за себя обеты крещения.

добавлено: 19 дек 2014

К религиозному опыту в первую очередь относится вера. Плоть веры - хранение правил веры (догматов).
Если бы католик имел православную веру, он бы назывался православным.
Дело в том, что мы человека крестим не в абстрактное христианство "со всем хорошим", а приживляем ветвь к Лозе - Телу Христову - Церкви.

Если крестится младенец, то его восприемник (крестный) видится как строитель Храма Святого Духа. В Библии же описан эпизод, как евреи отказали самарянам допутить их к строительству Иерусалимского храма. Самаряне отличались от иудеев "некоторыми деталями богопочитания". Приблизительно так, как мы отличаемся от католиков и протестантов.

добавлено: 19 дек 2014

Если восприемник принимается осознано, для дела, то таким может быть только человек, опыту и знанию которого Вы можете доверять.
Признаки того, что Ваш кандидат в восприемники не годится: он не верит Христу, что необходимо причащаться, исследовать Писания, и не оставлять молитвеннго собрания. Свое мировоззрение он может продемонстрировать делом. Кроме того он совсем не годится, если он не слушает Церкви в ее правилах веры. Например, в учении о Троице или Церкви (то есть в том, в чем у нас наибольшие противоречия с католиками, что отражено в Символе веры и в катехизисе - нашем и ихнем).
Признаком того, что католик принимает учение Церкви, является Чин воцерковления католика, где тот твердо отрекается от всех заблуждений Рима.

Если Вы хотите пригласить друга в качестве декоративного персонажа в Вашем семейном кругу, то Вы можете избрать любого, кто сможет прочесть без ошибки Символ веры, и твердой рукой продержать Вашего ребенка 15 минут.
Надеюсь, Вы соответственно не доверите слепому вести Вашего, еще не зрячего младенца, к его яме, и будете воспитывать в православной вере своего ребенка сами. Перечеркнем ведические традиции брахмачарьи (кажется так)!

С тех пор, как восприемники стали свадебными генералами на Брачном пире Агнца, с тех пор можно приглашать в качестве восприемника кого хотите. У нас крестными бывают и мусульмане, и атеисты. Так что тихий добрый католик в наше славное время - это уже благо (к примеру, свт. Луку Войно-Ясенецкого к Богу привел его добрый мягкий католик-поляк - его отец Феликс, мать же его была слишком либеральна в религиозных вопросах).

добавлено: 19 дек 2014

Если Вы все-таки пожелаете избрать крестным католиком, поищите себе очень начитанного и диалектически подвижного священника. Я, например, знакомился с Церковным правом по учебнику Одесской семинарии, где черным по белому написано "НЕЛЬЗЯ" (и указано обоснование). Весьма уважаемая книга Ципина мне, ригористу, говорит, что тоже нельзя. Но далее указывается, что в некоторой уважаемой многими литературе с неизвестным автором, говорится, что иногда можно. То есть произнесен сначала ясный запрет, а потом, в качестве научного дискурса, предоставлено иное мнение, с высказыванием большого сомнения в его качестве.
Мне подобный прием видится так: открываем учебник по Терапии, и читаем: человек ест через рот. Но если очень нужно, то можно... Я могу перечислить десяток методов введения пищевой или питательной смеси не через рот. Так что будьте рассудительнее.

добавлено: 19 дек 2014

А выбор "по любви" - вообще странно. Обычно приглашают по соответствию: поваром того, кто хорошо готовит, машину ремонтировать - автослесаря, лечить - врача, крестить - верующего той церкви, в которую крестят (Церковь - Тело Христово, поэтому в нее верят, и в нее крестят).
Навряд ли будет правильным, если Вы будете врача выбирать не по квалификации, а по дружбе с ним: уролога в лечении глазных болезней. А в случае с католиком, Вы позовете шахматиста учить боксу.

У меня много друзей неправославных: мусульман, католиков, сектантов. Иудеев. Я их люблю и дружу с ними не ради общности веры. Поэтому не обижусь, если меня не позовут "восприемником" в мечеть, синагогу, костел. Я даже обязательно приду на домашний праздник "по поводу", а вот становиться учителем юного католика в его катехизисе, я не смогу. Или мне придется лицемерить, уча о том, во что я не верю.

А поминание католиков в церкви - это сфера традиций, а не знак принадлежности к Церкви. Например, на каждой литургии я поминаю "власти и воинства", будучи уверенным, что часть наших властей и воинств - сектанты, мусульмане, атеисты, униаты, сатанисты. И такая коллизия появилась не сегодня, а при апостолах.

Loading...Loading...