Л с васильев история религий скачать epub. Заочная форма обучения

М.: Университет, 2004. — 704 с.В книге излагается история возникновения религий Востока, показана их роль в развитии социально экономической, политической структуры восточных обществ и их культуры. Дается характеристика христианства, ислама, индуизма, буддизма и других религий.Основные функции религии.
История изучения религии.
Теории религиоведения.
Марксизм о религии.
Религия как автономная система.
Религия и общество.
Что такое восток?
Политическая власть на востоке.
Социальная структура на востоке.
Религия на востоке.
Формирование основ религиозного сознания.
Заимствования и взаимовлияния культур.
Религиозные представления эпохи неолита.
Возникновение ранних религиозных систем.
Религиозная система древнего Двуречья.
Религиозная система древнего Египта.
Зороастризм и маздеизм.
Мифология зороастризма.
Зороастризм в древнем Иране.
Мани и манихейство.
Возникновение культа Яхве.
Евреи в Палестине.
Библия.
Чудеса и легенды Ветхого Завета.
Иудаизм евреев диаспоры.
Иудаизм и история культуры Востока.
Возникновение христианства.
Иудаизм и христианство.
Споры об Иисусе Христе.
Основы христианского учения.
Харизматические лидеры раннего христианства.
Трансформация раннего христианства.
Католицизм и Реформация.
Греческая православная церковь.
Православная церковь в России.
Христианство и традиции европейской культуры.
Христианство в странах Востока.
Аравия до ислама.
Ханифы и Мухаммед.
Учение Мухаммеда.
Мухаммед в Медине. Хиджра.
Первые (выборные) халифы.
Али и шииты.
Омейяды и суннизм.
Арабские завоевания.
Халифат аббасидов.
Сельджуки и Османская империя.
Ислам в Индии и других странах Востока.
Коран.
Содержание корана.
Толкование корана (тафсир).
Сунна и хадисы.
Ислам о происхождении мира.
Эсхатология ислама.
Социальная этика ислама.
Символ веры ислама.
Ислам о предопределении.
Суннитское богословие (калам).
Школы исламского права (мазхабы).
Шариат.
Предписания и запреты ислама.
Мечети и школы.
Исламские обряды.
Праздники в исламе.Хариджиты и их секты.
Суфии и суфизм.
Суфийские ордена. Шейхи и мюриды.
Культ святых и ваххабиты.
Оппозиционный ислам (шииты).
Идейные вожди шиитов.
Имамиты в Иране.
Секты шиитов. Исмаилиты.
Секты исмаилитов. Ассасины.
Алавиты и Али-илахи.Мир ислама.
Основы религиозно-культурных традиций ислама.
Трансформация ислама.
Модернизация ислама.
Исламский национализм.
Ислам после второй мировой войны.
Ислам и современность.Арии и веды.
Боги Ригведы (пантеон вед).
Трансформация ведической религии. Боги Атхарваведы.
Брахманизм.
Упанишады.
Философия упанишад.
Брахман, Атман, Тот, Ом (Аум).
Основы древнеиндийской религиозной философии.
Йога.
Веданта.Теория джайнизма.
Этика джайнизма.
Образ жизни джайнов.
Монахи-аскеты.
Космография и мифология джайнизма.
Джайнизм в истории Индии.Легенда о Будде.
Учение Будды.
Первые общины буддистов.
Монастыри и сангха.
Основы философии буддизма.
Этика буддизма.
Буддизм Махаяны.
Космология и мифология буддизма.
Буддизм в Индии и за ее пределами.Возникновение индуизма.
Религиозно-философские основы индуизма.
Тримурти - Брахма, Шива и Вишну.
Шива и культ лингама.
Шива и шакти.
Дурга и Кали.
Вишну.
Рама и Рамаяна.
Кришна.
Сказания и мифы. Махабхарата.
Брахманы и храмы.
Мантры и колдовство.
Обряды и праздники.
Семья и каста.Исламизация Индии.
Взаимодействие ислама и индуизма.
Гуру Нанак и сикхи.
Говинд и хальса.
Рам Мохан Рой и «Брахмо самадж».
Даянанда Сарасвати и «Арья самадж».
Рамакришна и Вивекананда.
Неоиндуизм и современность.Шанцы, чжоусцы и шан-ди.
Гадания и гадатели в Шан.
Чжоусцы, Шанди и культ Неба.
Культ умерших предков.
Культ Земли.
Жрецы-чиновники.
Ритуалы в чжоуском Китае.
Древнекитайская религиозная философия.Конфуций.
Социальный идеал Конфуция.
Социальный порядок по Конфуцию.
Культ предков и нормы сяо.
Культ семьи и клана.
Конфуцианство и легизм.
Трансформация конфуцианства.
Конфуцианское воспитание и образование.
Система экзаменов и сословие шэньши.
Конфуцианцы в истории Китая.
Культ формы в конфуцианстве.
Конфуцианство - регулятор жизни Китая.Философия даосизма.
Даосизм в Цинь-Хань (III в. до н. э. - III в. н. э.).
Крестьянское даосское восстание «Желтых повязок».
Теократическое государство даосов.
Даосизм о достижении бессмертия.
Псевдонауки даосов.
Даосы в средневековом Китае.
Верхний и нижний пласты даосизма.
Пантеон даосизма.Распространение и китаизация буддизма.
Буддизм Чань (дзэн).
Буддизм в эпоху Тан (VII-Х вв.). Упадок буддизма.
Буддизм и китайская культура.Всекитайский пантеон.
Культ сил природы и животных.
Добрые и злые духи. Культ благопожеланий.
Система ценностей в традиционном Китае.
Трансформация традиционного Китая.
Крестьянство и его традиции.
Возрождение традиций.Синтоизм.
Буддизм в Японии.
Буддизм и синтоизм.
Буддизм при регентах и сегунах.
Эстетика дзэн.
Конфуцианство в Японии.
Конфуцианство и синтоизм.
Культ императора и расцвет национализма.
Новая религиозная ситуация в Японии.
Секта Сока-гаккай.Истоки ламаизма. Тантризм.
Этапы генезиса ламаизма.
Деятельность Цзонхавы.
Далай-лама и теория воплощений.
Основы теории ламаизма.
Этика ламаизма.
Магическая практика ламаистов.
Пантеон ламаизма.
Монастыри, ламы и обряды.
Ламаизм и современность.Арабо-исламская цивилизация.
Индуистско-буддийская традиция-цивилизация.
Китайско-конфуцианская традиция-цивилизация.
Сравнительный анализ восточных традиций.
Религиозные традиции Востока и проблема развития.
Религии сегодня. Экстремизм исламских фундаменталистов.

В книге излагается история возникновения религий Востока, показана их роль в развитии социально-экономической, политической структуры восточных обществ и их культуры. Дается характеристика христианства, ислама, индуизма, буддизма и других религий.

Л.С.Васильев
История религий Востока

Предисловие

На протяжении ряда десятилетий писать о религии в отечественном обществоведении не было принято. Писали обычно об атеизме (экзамен по так называемому "научному атеизму" обязаны были сдавать студенты всех вузов и всех специальностей) и несостоятельности религиозного мировоззрения. История же самих религий излагалась как история заблуждений, достойных лишь сурового разоблачения. В лучшем случае – когда речь шла о древних или средневековых обществах – говорилось о верованиях и мифах, обрядах и культах, религиозных предрассудках и их сознательном использовании правящими классами в интересах эксплуатации трудящихся. И к этому специалисты, которых соответствующий материал касался (имеются в виду прежде всего те, кто изучал проблемы истории культуры), должны были приспосабливаться.

Приспособление шло прежде всего по линии абсентеизма. Специалисты просто по возможности уходили в сторону от соответствующей проблематики. В нашей стране были знатоки атеизма и мастера перетолковывать всю историю всех религий мира в атеистическом духе, но практически не было тех, кто хорошо ориентировался в религии как таковой (я, разумеется, исключаю служителей культа, которые, к слову, тоже отнюдь не были свободны в изложении своих религиозных учений). Результаты были плачевными. Подлинную историю религий в нашей стране никто не знал и не хотел знать. Когда свыше тридцати лет назад я, работая в МГИМО, решился – едва ли не впервые в нашем обществе "развитого социализма" – изложить свой курс по религиям Востока для студентов в письменном виде, он был издан под осторожным заголовком "Культурно-религиозные традиции стран Востока" всего в 300 экземплярах (Москва, МГИМО, 1976). Но дело даже не в заголовке и не в тираже. Не могу забыть, как, написав около 100 страниц текста по истории ислама (этот текст практически без изменений воспроизведен в предлагаемом вниманию читателя нынешнем варианте учебного пособия), я долго искал в нашем академическом Институте востоковедения, где я проработал всю свою жизнь, хоть одного специалиста, кто мог бы квалифицированно отрецензировать соответствующие главы. Таких просто не было – при всем том, что солидный и заслуженно уважаемый в мире центр востоковедения АН СССР пользовался очень высокой репутацией. В институте были арабисты и иные заслуженные специалисты по истории, литературе и культуре Ближнего и Среднего Востока, но, после смерти ученых старшего поколения (в частности, Е. А. Беляева), не было таких, кто всерьез занимался бы исламом, во всяком случае в Москве.

Сегодня, разумеется, все обстоит иначе. Можно даже сказать, что налицо определенный перехлест. Исламом занимаются целые институты как научного, так и политического профиля. Не оставлены без внимания и иные религии. Огромным интересом у публики пользуется все то, что имеет отношение к мистике, метафизике, к различным экстравагантным сектам, особенно восточного происхождения. И это происходит не только у нас. Во всем мире ощущается такого рода повышенный интерес, причем с каждым годом все заметнее. В какой-то мере это связано с крушением иных идеалов и представлений, включая и социалистические. И, быть может, именно поэтому в нашей стране такого рода общемировой процесс все же наиболее нагляден. Взгляните сегодня на наши книжные прилавки – и вы легко убедитесь в том, что они переполнены активно переиздаваемыми старыми книгами о религиозном восприятии мира (например, сочинения небезызвестной Е. П. Блаватской), равно как и в обилии публикуемыми новыми (чего стоит хотя бы серия книг К. Кастанеды!), не говоря уже о бесчисленных изданиях канонических сочинений (Библия, Коран, Бхагават-гита и др.) и комментаторско-исследовательской литературы о них. Им буквально несть числа.

Я бы не хотел, чтобы книга, которую читатель держит в руках, затерялась в этом море религиозной литературы. И дело вовсе не в том, что ей не выдержать конкуренции с остросюжетными и завлекательными сочинениями Блаватской, Кастанеды и многих иных модных авторов как прошлых времен, так и ультрасовременных. Каждому, в конце концов, свое. Нет смысла упоминать и о том, что религиозные каноны, равно как и их толкования, вне конкуренции. Это – основа основ для тех, кто считает себя верующим и тем более стремится углубленно изучать доктрину, излагающую генеральные принципы его веропонимания. Смысл книги об истории религий Востока – а практически все великие религии, да и подавляющее большинство остальных, включая и христианство, имеют к Востоку самое непосредственное отношение – в ином. Цель ее – показать роль и влияние религии в истории восточных цивилизаций, а также воздействие религиозных традиций на общество как в прошлом, начиная с глубокой древности, так и в наши дни. Эта генеральная задача определила и основные средства ее реализации.

Речь в книге, разумеется, идет не об атеистическом противопоставлении религиозным заблуждениям какой-либо опровергающей их научной истины. Но в то же время читатель не найдет в ней и апологетики религии как духовной квинтэссенции многих обществ, в том числе и сравнительно отсталых, где значимость религиозно-моральной регуляции особенно важна и очевидна. Смысл книги – в создании цельной и непротиворечивой концепции развития цивилизаций Востока, взятой лишь в одном, но весьма существенном для понимания проблем Востока аспекте – аспекте его религиозных традиций. Иными словами, читатель должен узнать, что такое религия для Востока или, иначе, как отражается Восток, древний и современный (если попытаться рассмотреть его сквозь призму характерных для него религиозных традиций, отраженных в соответствующих системах идей и ценностей), в образе жизни, в привычных стереотипах поведения, в отношениях к инновациям, во взаимоотношениях между людьми, обществом и государством и т. д.

Излагая материал в регионально-хронологическом плане и обращая внимание на все основные варианты и модификации восточных религий, автор стремился вскрыть глобальную сущность проблемы, т. е. показать читателю не только религии Востока как таковые, но и сложившиеся на основе религиозных традиций крупные региональные цивилизации, в немалой степени определившие облик и исторические судьбы формировавшихся в их рамках и под их воздействием тех или иных конкретных обществ и государств. В заключительной главе даны некоторые сопоставительные выводы, позволяющие, в частности, более наглядно представить многие важные аспекты феномена развивающихся стран современного Востока.

Глава 1
Религия и религиоведение

Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Каковы причины живучести этого социального феномена? Ответить на такие вопросы нелегко. На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения столь специфической, иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления. За это время сложилась, оформилась специальная отрасль знания – религиоведение, не имеющая ничего общего с тематически близкой ей, но принципиально отличной от нее теологией, т. е. апологетикой религии как богооткровения. Цель религиоведения – серьезный анализ всей совокупности проблем происхождения, сущности и функций религии, ее места в обществе, истории, культуре, ее объективной роли на протяжении тысячелетий и в современном мире. Иными словами, цель религиоведения -познать и понять религию как форму общественного сознания, как социальный феномен.

Предисловие

На протяжении ряда десятилетий писать о религии в отечественном обществоведении не было принято. Писали обычно об атеизме (экзамен по так называемому «научному атеизму» обязаны были сдавать студенты всех вузов и всех специальностей) и несостоятельности религиозного мировоззрения. История же самих религий излагалась как история заблуждений, достойных лишь сурового разоблачения. В лучшем случае – когда речь шла о древних или средневековых обществах – говорилось о верованиях и мифах, обрядах и культах, религиозных предрассудках и их сознательном использовании правящими классами в интересах эксплуатации трудящихся. И к этому специалисты, которых соответствующий материал касался (имеются в виду прежде всего те, кто изучал проблемы истории культуры), должны были приспосабливаться.
Приспособление шло прежде всего по линии абсентеизма. Специалисты просто по возможности уходили в сторону от соответствующей проблематики. В нашей стране были знатоки атеизма и мастера перетолковывать всю историю всех религий мира в атеистическом духе, но практически не было тех, кто хорошо ориентировался в религии как таковой (я, разумеется, исключаю служителей культа, которые, к слову, тоже отнюдь не были свободны в изложении своих религиозных учений). Результаты были плачевными. Подлинную историю религий в нашей стране никто не знал и не хотел знать. Когда свыше тридцати лет назад я, работая в МГИМО, решился – едва ли не впервые в нашем обществе «развитого социализма» – изложить свой курс по религиям Востока для студентов в письменном виде, он был издан под осторожным заголовком «Культурно-религиозные традиции стран Востока» всего в 300 экземплярах (Москва, МГИМО, 1976). Но дело даже не в заголовке и не в тираже. Не могу забыть, как, написав около 100 страниц текста по истории ислама (этот текст практически без изменений воспроизведен в предлагаемом вниманию читателя нынешнем варианте учебного пособия), я долго искал в нашем академическом Институте востоковедения, где я проработал всю свою жизнь, хоть одного специалиста, кто мог бы квалифицированно отрецензировать соответствующие главы. Таких просто не было – при всем том, что солидный и заслуженно уважаемый в мире центр востоковедения АН СССР пользовался очень высокой репутацией. В институте были арабисты и иные заслуженные специалисты по истории, литературе и культуре Ближнего и Среднего Востока, но, после смерти ученых старшего поколения (в частности, Е. А. Беляева), не было таких, кто всерьез занимался бы исламом, во всяком случае в Москве.
Сегодня, разумеется, все обстоит иначе. Можно даже сказать, что налицо определенный перехлест. Исламом занимаются целые институты как научного, так и политического профиля. Не оставлены без внимания и иные религии. Огромным интересом у публики пользуется все то, что имеет отношение к мистике, метафизике, к различным экстравагантным сектам, особенно восточного происхождения. И это происходит не только у нас. Во всем мире ощущается такого рода повышенный интерес, причем с каждым годом все заметнее. В какой-то мере это связано с крушением иных идеалов и представлений, включая и социалистические. И, быть может, именно поэтому в нашей стране такого рода общемировой процесс все же наиболее нагляден. Взгляните сегодня на наши книжные прилавки – и вы легко убедитесь в том, что они переполнены активно переиздаваемыми старыми книгами о религиозном восприятии мира (например, сочинения небезызвестной Е. П. Блаватской), равно как и в обилии публикуемыми новыми (чего стоит хотя бы серия книг К. Кастанеды!), не говоря уже о бесчисленных изданиях канонических сочинений (Библия, Коран, Бхагават-гита и др.) и комментаторско-исследовательской литературы о них. Им буквально несть числа.
Я бы не хотел, чтобы книга, которую читатель держит в руках, затерялась в этом море религиозной литературы. И дело вовсе не в том, что ей не выдержать конкуренции с остросюжетными и завлекательными сочинениями Блаватской, Кастанеды и многих иных модных авторов как прошлых времен, так и ультрасовременных. Каждому, в конце концов, свое. Нет смысла упоминать и о том, что религиозные каноны, равно как и их толкования, вне конкуренции. Это – основа основ для тех, кто считает себя верующим и тем более стремится углубленно изучать доктрину, излагающую генеральные принципы его веропонимания. Смысл книги об истории религий Востока – а практически все великие религии, да и подавляющее большинство остальных, включая и христианство, имеют к Востоку самое непосредственное отношение – в ином. Цель ее – показать роль и влияние религии в истории восточных цивилизаций, а также воздействие религиозных традиций на общество как в прошлом, начиная с глубокой древности, так и в наши дни. Эта генеральная задача определила и основные средства ее реализации.
Речь в книге, разумеется, идет не об атеистическом противопоставлении религиозным заблуждениям какой-либо опровергающей их научной истины. Но в то же время читатель не найдет в ней и апологетики религии как духовной квинтэссенции многих обществ, в том числе и сравнительно отсталых, где значимость религиозно-моральной регуляции особенно важна и очевидна. Смысл книги – в создании цельной и непротиворечивой концепции развития цивилизаций Востока, взятой лишь в одном, но весьма существенном для понимания проблем Востока аспекте – аспекте его религиозных традиций. Иными словами, читатель должен узнать, что такое религия для Востока или, иначе, как отражается Восток, древний и современный (если попытаться рассмотреть его сквозь призму характерных для него религиозных традиций, отраженных в соответствующих системах идей и ценностей), в образе жизни, в привычных стереотипах поведения, в отношениях к инновациям, во взаимоотношениях между людьми, обществом и государством и т. д.
Излагая материал в регионально-хронологическом плане и обращая внимание на все основные варианты и модификации восточных религий, автор стремился вскрыть глобальную сущность проблемы, т. е. показать читателю не только религии Востока как таковые, но и сложившиеся на основе религиозных традиций крупные региональные цивилизации, в немалой степени определившие облик и исторические судьбы формировавшихся в их рамках и под их воздействием тех или иных конкретных обществ и государств. В заключительной главе даны некоторые сопоставительные выводы, позволяющие, в частности, более наглядно представить многие важные аспекты феномена развивающихся стран современного Востока.

Глава 1
Религия и религиоведение

Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Каковы причины живучести этого социального феномена? Ответить на такие вопросы нелегко. На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения столь специфической, иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления. За это время сложилась, оформилась специальная отрасль знания – религиоведение, не имеющая ничего общего с тематически близкой ей, но принципиально отличной от нее теологией, т. е. апологетикой религии как богооткровения. Цель религиоведения – серьезный анализ всей совокупности проблем происхождения, сущности и функций религии, ее места в обществе, истории, культуре, ее объективной роли на протяжении тысячелетий и в современном мире. Иными словами, цель религиоведения -познать и понять религию как форму общественного сознания, как социальный феномен.
Возникнув на заре человечества и складываясь веками на основе неадекватного отражения в мышлении людей реальных объективных процессов в природе и обществе, религиозные представления и верования, а также закреплявшие их догмы, культы, ритуалы и обряды опутывали сознание человека паутиной несбыточных иллюзий, искажали его восприятие мира кривым зеркалом фантастических мифов и магических превращений, волшебства и чудес, заставляли создавать все более вычурные и сложные метафизические конструкции мироздания, загробного существования и т. п. Укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, становясь частью культурного потенциала народа, страны или даже многих стран, система религиозных верований – религия – приобретала тем самым определенные социально-политические и культурно-этические функции.

Основные функции религии

Наиболее характерной для религии является компенсирующая функция. Выступая в роли все объясняющего покровителя и утешителя, посредника между слабостью человека и всесилием природных стихий, религиозная концепция уже в ее самой ранней и примитивной модификации была призвана предохранить от злого воздействия непознанных внешних сил и в то же время научить, как избежать такого воздействия, защититься от него, задобрить злые силы. В специфической для нее иллюзорно-мистической форме она компенсировала бессилие человека, ограниченность его знаний, несовершенство социального устройства и т. д. Веря в богов и духов, принося им жертвы, молясь им и надеясь на их помощь, человек добровольно отдавал себя под покровительство незримых сверхъестественных сил, в чье всемогущество он искренне верил. С усложнением общества изменялись формы компенсации: обращаясь к религии и твердо веря в ее догматы, человек стремился найти в ней утешение, избавиться с ее помощью от несправедливостей и обид, социального неустройства и политических преследований. Но суть функции оставалась неизменной: в религии люди, и особенно религиозно активные слои населения (отшельники, аскеты, монахи, суфии и т. п.), искали путь к спасению от несовершенства земного существования, к избавлению от страданий, к бессмертию, слиянию с Абсолютом, к вечной жизни на небесах и т. п.
Компенсирующая функция религии тесно связана с другой ее функцией – интегрирующей. Социальная значимость ее особенно важна. Объединяя людей в рамках санкционированного ею мировоззрения, сложившихся под ее влиянием социальных, этических и духовных ценностей, любая религиозная концепция освящает сложившиеся нормы и существующие порядки и тем содействует социальной, идейной и политической интеграции. На ранних этапах развития общества это наиболее наглядно проявляло себя в феномене этноцентризма: любая этническая общность, объединенная системой единых верований, ритуалов, обрядов и мифов, считала именно свою систему норм эталоном, отклонение от которого в рамках данной общности считалось недопустимым, а в других общностях – достойным осуждения. С развитием общества формы и значимость этой функции становились более разнообразными. Религиозные нормы переставали быть этническими, а подчас перерастали чуть ли не в мировые, как это произошло с такими религиями, как христианство, ислам или буддизм. Однако суть функции от этого не менялась: преданность той или иной системе религиозных норм и поныне имеет огромное интегрирующее значение, считаться с которым необходимо и в политической практике наших дней.
Интегрирующая функция религии особенно важна, даже жизненно необходима в тех нередких случаях, когда этническое либо религиозное меньшинство длительно существует в этически и религиозно чуждой, а то и враждебной ему среде. В таких случаях обычно складываются устойчивые этноконфессиональные общности (общины), в рамках которых именно религия оказывается структурообразующим стержнем коллектива (сикхи, друзы, мусульмане во внутристенном Китае, христиане в Ливане, индуисты тамилы в Шри-Ланке, евреи диаспоры и др.).
Третьей важной функцией религии является регулирующе-контролирующая. Раз возникнув и сформировавшись, приобретя устойчивые структурные очертания, создав идейные догматы и практические методы воздействия на мышление и поведение людей, религия приспосабливает к своим потребностям (либо создает заново) соответствующие ее нормам системы духовных и этических ценностей, ритуалы и церемониал, праздники и обряды, стереотипы поведения и т. д. В этой функции религия вплотную смыкается с культурной традицией, осуществляя над ней верховный идеологический контроль, регулируя ее принципы и практику. Строгость и общеобязательность этого контроля бывают различны и, в принципе, со временем, по мере развития общества, имеют тенденцию к уменьшению. Однако уменьшение такого рода действует далеко не автоматически, как это видно на примере ислама в наши дни. Словом, жизнеспособность регулирующе-контролирующей функции религии исключительна. Даже тогда, когда другие функции ослабевают и отступают под давлением современной науки, высокого образовательного ценза, выхода на передний план социальных либо национальных движений, эта функция позволяет той или иной религиозной доктрине цепко держать, используя инерцию традиций, многие стороны жизни людей, особенно на Востоке.
Следует подчеркнуть, что именно в рамках этой функции религии обычно закладывались и веками тщательно соблюдались основы религиозной морали, в свою очередь восходящие к общечеловеческим принципам этики, к понятиям о добре и зле, хорошем и плохом, справедливости и несправедливости. Религия всегда выступала хранительницей этих норм морали, а кризис религии вел к девальвации нравственных ценностей. Пожалуй, лучше других эту закономерность выразил Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых»: «Ежели Бога нет, то все дозволено…».
Наряду с перечисленными религия имеет и ряд других функций, важных для понимания ее роли в обществе. Одна из них – ее можно условно назвать экзистенциальной - касается философского аспекта религиозной концепции, т. е. стремления религиозных теоретиков объяснить место человека в этом мире, его существование в мире ином, а также связанные с этим проблемы жизни и смерти, бытия и небытия. Вырастая на основе мифологии, религиозная философия разрабатывает генеральные мировоззренческие постулаты, создает систему более или менее непротиворечивых идей и представлений, совокупность которых призвана обеспечить верующим духовный комфорт, а также придать их существованию, их жизни определенный смысл и цель.
Еще одна, политическая, функция служит делу освящения власти, обожествления правителя и его верховных прерогатив («кесарю – кесарево»). Обе эти функции, равно как и некоторые другие, отличаются от первых трех тем, что появляются и начинают играть существенно значимую роль лишь на определенном, уже достаточно развитом этапе становления религии как феномена. Точнее, эти функции религии характерны для обществ, уже вышедших из недр первобытности, знакомых с цивилизацией и политической администрацией.

История изучения религии

Первые попытки понять сущность религии и причины ее возникновения относятся к античной древности. Еще в середине I тысячелетия до н. э. греческие философы, одними из первых пытавшиеся рационалистически осмыслить мир, обратили внимание на то, что религиозные представления не имманентно присущи человеку, что люди выдумали своих богов. Зачем и для чего они это сделали? Отвечая на этот вопрос, древние философы полагали, что это было сделано, чтобы внушить людям страх, заставить их выполнять законы. Страх перед грозными явлениями природы, как считал Демокрит, лежит в основе религии.
Наивные, но не лишенные смысла концепции древних о происхождении и социальных функциях религии заложили фундамент научного религиоведения. Распространение христианства на долгие века покончило с практикой античного свободомыслия, направив поиски истины в русло богословия. И хотя христианская теология дала миру немало незаурядных мыслителей, их суждения о религии обычно ограничивались строгими рамками церковной догмы, за пределами которых горели костры святой инквизиции для еретиков и вольнодумцев. Поэтому лишь с эпохи Возрождения и особенно в эпоху Просвещения, когда всесилие церкви стало исчезать под давлением новых явлений и процессов (возникновение капитализма в сфере социально-экономической, реформация в сфере церковной), традиция античного свободомыслия возродилась – на сей раз на новом, более высоком уровне.
Одним из первых потряс слепую веру в церковные догмы на рубеже XVII в. Ф. Бэкон, сравнивший ум человека с кривым зеркалом, искажающим реальность, и тем давший толчок к прямой критике религии. Соотечественник Бэкона – англичанин Т. Гоббс в своем знаменитом сочинении «Левиафан» заявил, что именно страх перед невидимой силой, воображаемой на основании выдумок, допущенных государством, называется религией. Невежество и страх, по Гоббсу, породили религию, а власти сознательно использовали это в своих интересах. Так родилась теория религии как сознательного обмана.
Еще резче обрушился на религию голландский философ Б. Спиноза, который утверждал, что все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной и робкой души, не представляло. Истоки религии Спиноза видел в неуверенности человека в своих силах, в постоянных колебаниях его между надеждой и страхом.
Идеи XVII в. подготовили почву для расцвета в XVIII в., веке знаменитых философов, просветителей и энциклопедистов, еще более разоблачительной критики религии. П. Гольбах считал религию вымыслом, созданным человеческим воображением. В какой-то степени близок к этой идее был и Вольтер с его классическим тезисом: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать».
П. С. Марешаль сравнил религию с наркотиком, с опиумом, обратив при этом внимание на силу религиозной традиции.
Резкие, язвительные, саркастические нападки французских философов XVIII в. на религию и бога не только возродили традиции античного свободомыслия, но и явились фундаментом для развития в XIX в. научного религиоведения со всеми его школами, направлениями, концепциями.

Теории религиоведения

На рубеже XVIII–XIX вв. стали появляться обстоятельные исследования, ставившие своей целью комплексно изучить проблему сущности и происхождения религии. Так, Ш. Дюпюи стремился показать, что все древние боги и герои были олицетворением небесных явлений, причем к числу астрально-мифологических образов он отнес и Христа. В начале XIX в. на основе этих идей сложилась мифо-логическая школа, наиболее известные представители которой (братья Я. и В. Гримм, М. Мюллер) связывали мифологию и религию различных народов, стремясь доказать, что религиозные верования суть отголоски древнего астрально-мифологического культа. Изучив огромный материал по истории древних мифов и тем самым, дав толчок развитию ряда наук (этнографии, фольклористики и т. п.), сторонники этого направления, однако, оказались не в состоянии дать убедительный анализ сложных и развитых религиозных систем, в чем и проявилась слабость их школы.
Значительным шагом вперед в познании вышеназванных систем стала антропологическая школа. Предтечей ее можно считать учение Л. Фейербаха, который писал о том, что богов создает сила фантазии, воображения человека, что религия – это в конечном счете продукт деятельности, мышления и эмоций людей. Сторонники антропологической школы, и, прежде всего, виднейший ее представитель – английский этнограф Э. Тэйлор, опирались на ту же основу, что и Фейербах, т. е. на мыслящего индивида, силой сознания и эмоций создающего религиозные представления. Первоначальная форма этих представлений – вера в духов, т. е. анимизм. Одухотворивший мир первобытный человек, дикарь-философ, создает этих духов силой своего воображения. Хотя опиравшаяся на капитальные этнографические исследования теория Тэйлора была существенным шагом вперед в науке о первобытном обществе, чисто религиоведческая слабость ее очевидна.
Антропологи-эволюционисты развивали теорию Тэйлора, уточняя отдельные ее положения, как это было сделано, в частности, в трудах Д. Фрэзера, Л. Леви-Брюля и некоторых других исследователей. В этнографических исследованиях Фрэзера акцент был сделан уже не столько на абстрактную рефлексию мыслящего дикаря-философа, сколько на ассоциативные представления первобытных людей, которые способствовали установлению искаженных связей между реальностью и ее восприятием и тем положили начало магии – одной из древнейших форм религии. Следующий шаг в этом же направлении сделал Леви-Брюль, пытавшийся объяснить такого рода ложные ассоциативные связи первобытного человека особенностями его «пралогического» мышления, основанного на аффектах и ощущении сопричастия («мистическая партиципация»).
В XX в. в противовес антропологической школе с ее попытками видеть в религии результат ложных ассоциаций, нелогичности мышления, абстракции невежественного дикаря были выдвинуты новые, более обстоятельные концепции. Одна из них – концепция прамоногеизма, автор которой, католический священник В. Шмидт, в своей 12-томной работе «Происхождение идеи бога» стремился доказать существование своего рода первобытного «божественного откровения». В. Шмидт исследовал громадный фактический материал и продемонстрировал огромную эрудицию. Однако его априорно принятая идея доказать сущность божию и наличие в той или иной форме представлений о едином Боге чуть ли не у всех народов мира оказалась несостоятельной.
Иная судьба была у теории психоанализа 3. Фрейда. Вообще-то эта теория в гораздо большей степени относится к области психиатрии, даже медицины, нежели к религиоведению. Однако она сыграла существенную роль в развитии современного религиоведения. Религиозный аспект теории Фрейда сводится к тому, что религия в ранних своих формах (тотемизм) возникла как следствие сознательного подавления бессознательных инстинктов, прежде всего полового. Сублимация такого рода всегда была чревата взрывом. Отсюда и религиозные представления – это иллюзии, выступающие как исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человечества; тайна их силы, считал Фрейд, заключается в силе этих желаний. «Эдипов комплекс» (согласно древнегреческому мифу, Эдип, не зная того, убил отца и женился на матери) всегда, согласно Фрейду, создавал у
мужчин двойственное отношение к их отцам – как к отцам и как к соперникам, что привело затем к тотемизму: тотем заменил отца. В дальнейшем такого рода «заместителем отца» стал Бог.
Итак, религия – следствие сублимации навязчивых желаний. Но только ли это очевидная нелепость, как считают некоторые противники Фрейда? Следует заметить, что Фрейд смог многое увидеть и понять в подспудном, иррациональном внутреннем «я» индивида. Некоторые выводы в его анализе явно относятся к неврозам, даже патологии. Но религия отнюдь не была достоянием только здоровых людей. Невротические недуги подчас даже способствовали религиозно активным деятелям (монахам, шаманам, пророкам и т. п.) совершать «чудеса», приходить в состояние экстаза, иметь «видения», слышать «голос Бога» и в итоге вести за собой здоровых, что нередко превращало этих деятелей в основателей новой религии. Теория Фрейда, таким образом, внесла весомый вклад в уяснение ряда аспектов, имеющих прямое отношение к религиоведению, например в анализ причин так называемой «потребности в религии».
XX век был отмечен и еще несколькими новыми концепциями в области религиоведения. Среди имен их авторов – швейцарский психолог К. Юнг, французский социолог Э. Дюркгейм и другие ученые с их теориями о «коллективном сознании» и «коллективном бессознательном». Все эти теории внесли свой вклад в современное религиоведение.

Марксизм о религии

Следует сказать несколько слов и о том, как относились к религии основоположники марксизма, ибо именно это отношение в конечном счете определило то, что произошло с религиями (не говоря уже об их изучении, о чем вкратце было упомянуто) в нашей стране. В середине прошлого века Маркс и Энгельс, вырабатывая свое понимание проблем религии (и категорически отрицая ее место в истории современного им общества, ибо религия выступала в качестве основного идейного соперника марксизма), обратили особое внимание на три главных момента. Первый – это тезис о том, что не «мыслящий Робинзон», как едко именовали они тэйлоровского дикаря-философа, а общество в целом является создателем религиозной теории: религиозное чувство само есть общественный продукт. Иными словами, именно общественное сознание лежало в основе религии. Этот тезис сам по себе, в принципе, вполне разумен и приемлем.
Вторым моментом, отмеченным Марксом и Энгельсом, было положение о том, что религиозные представления и верования вызревают и принимают различные формы не сами по себе, а под воздействием определенных социальных условий и достигнутого уровня развития. С определенными оговорками (и условия, и уровень развития есть лишь почва, без которой не вырастет ничего, но на которой в зависимости от многих иных обстоятельств может вырасти Бог знает что) следует признать заслуживающей внимания и эту идею. Иное дело – третий и для марксистов важнейший из всех трех тезисов.
Суть его в том, что религия – это средство угнетения человека власть имущими. Именно это имел в виду Маркс, когда говорил о религии как опиуме народа. Развивая эту мысль, В. И. Ленин писал, что религия – один из видов духовного гнета и что гнет религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества. Здесь со всей наглядностью выступает не скрываемая марксистами жесткость, принципиальное идеологическое неприятие любой религии как таковой. Считая ее элементарной, по их выражению, надстройкой над базисом (социально-экономическими отношениями), они резонно полагали, что в условиях нового базиса (светлого будущего социализма и коммунизма после пролетарской революции) никакой религии просто нет места. И, как то хорошо известно из нашей недавней истории, сторонники этой теории, захватившие власть после переворота 1917 года, ревностно уничтожали все, что было связано с религией. Взрывались или осквернялись церкви и иные религиозные сооружения, чуть ли не поголовно уничтожались служители культа и решительно искоренялись все религиозные верования, обряды и представления, которые, к слову, в принципе достаточно успешно замещались идеологическими конструкциями и системой ценностей марксизма. Чем дальше, тем больше в стране не оставалось места так называемым «религиозным предрассудкам». И хотя в послесталинское время ослабление общего пресса, давившего на население страны, привело к некоторому возрождению «предрассудков», идея о том, что религия – опиум, продолжала доминировать, особенно на уровне официальной пропаганды и, конечно, обществознания, включая, как о том уже упоминалось, академические исследования. Это было неслыханным в истории насилием над человеком, над его внутренним душевным миром – но это было. Здесь, к слову, со всей наглядностью проявило свою истинность марксистское изречение о том, что идея, овладевшая массами, становится огромной материальной силой. В нашей стране такой идеей стало отрицание религии, сведенной до уровня предрассудков (формальное сохранение остатков церковной иерархии, представители которой вынуждены были сотрудничать с всесильным КГБ и быть его бдительным оком в деле присмотра за непокорившимися зараженными «предрассудками» верующими только оттеняет всесилие марксизма как идеи, достаточно успешно старавшейся заместить собой и церковь, и религию, даже превратиться в нечто вроде религии).

М. : КДУ, 2016 - Т.1 - 368с., Т.2 - 432с.

Двухтомник ставит своей целью познакомить интересующихся с историей религии как феномена, с возникновением и ранними формами религиозных представлений и с процессом становления развитых религиозных систем как на Востоке, где они возникали ранее, так и на Западе. В первый том включены главы о ранних формах религии, о мезоамериканских, древневосточных (включая зороастризм и иудаизм) и античной религиозных системах. Последние главы тома посвященырелигиям Рима и Византии, и формированию в них христианства.

Второй том посвящен истории развитых религиозных систем на Западе и Востоке. В нем говорится о христианстве во всех его основных формах (католицизм, протестантизм и православие), исламе, религиях Индии, Китая и Японии, а также о ламаизме. В заключительной главе дается сравнительный анализ основных современных религий и тесно связанных с ними цивилизаций, а также освещается проблема современной роли религиозно-цивилизационных взаимоотношений в мире.

Книга адресована студентам, аспирантам и преподавателям религиоведения, истории, философии и других гуманитарных дисциплин, а также широкому кругу читателей, интересующихся данной проблематикой.

Том 1.

Формат: djvu

Размер: 1,5 Мб

Скачать: Rghost

Том 2.

Формат: djvu

Размер: 1,7 Мб

Скачать: Rghost

Том 1.

Формат: pdf

Размер: 37 ,7 Мб

Скачать: Rghost

Том 2.

Формат: pdf

Размер: 43 ,8 Мб

Скачать: Rghost

ТОМ 1.
Предисловие 6
Глава 1. Религиям религиоведение 9
Что такое религиоведение 12
Основные функции религии 15
История изучения религии 21
Новые теории религиоведения 24
Глава 2. Религия как первооснова и становление общества 29
Процесс иолитогенеза. Восток и античность 34
Государство и общество па Востоке и в античном мире.39
Глава 3. Возникновение религии и ее ранние формы., 46
Формирование основ религиозного сознания 47
Заимствования и взаимовлияния культур 61
Религиозные представления в эпоху неолита 64
Глава 4. Ранние религиозные представления 71
Религия аборигенов Австралии 72
Жители Океании (папуасы и меланезийцы) 75
Микронезийцыи полинезийцы 79
Отсталые пароды Азии 82
Древние народы Европы 86
Глава 5. Ранние религиозные представления (часть вторая) 93
Первобытная Африка 95
Мифология и космогония народов Африки 101
Индейцы Северной Америки 10G
Индейцы Южной Америки 112
Глава 6. От раннего комплекса к религиозной системе 115
О важности заимствования чужих новаций 116
Духовные и материальные ценности 120
Ранние очаги урбанистических цивилизаций 123
К. Ясперс об осевом времени 126
Становление развитых религиозных систем 128
Религиозные системы осевого времени 130
Религия и этика 131
Глава 7. Древние очаги цивилизации в Америке 136
Основные очаги цивилизации 138
Мировоззрение и пантеон майя 142
«Империя» инков 147
Ацтеки 150
Глава 8. Древний Египет 158
Жизнь, смерть и загробный мир 162
Гол и ополье кая эштеада и столичные жрецы
Мемфиса 166
Фивы, культ бога Лмоиа и переворот Эхпатона 169
Жрецы, храмы и культ богов 172
Эволюция религиозных представлений 177
Глава 9. Древняя Западная Азия 180
Древний Шумер 182
Вавилония 188
Ассирия 192
Сирия и Финикия 195
Митаннийцы и хетты 199
Глава 10. Дуализм древних иранцев и Зороастр 202
Маздеизм 205
Зороастр и его реформы 213
Маздеизм или зороастризм? 218
Митраизм 226
Глава 11. Триумф и упадок иранского зороастризма 230
Мании манихейство. Маздаки маздакиты 232
Исламизация Ирана и зороастрийцы 240
Парсы в западной Индии 246
Зороастрийцы в Иране после шаха Аббаса 249
Зороастрмйцы и парсы сегодня 251
Глава 12. Ветхозаветный иудаизм 254
Древние евреи и культ Яхве (Иеговы) 257
Монотеизм иудеев 265
Космогония и мифология Ветхого Завета 267
Нормы повседневного поведения 271
Иерусалимский храм. Жрецы и пророки 273
Гибель храма и изгнание евреев 276
Глава 13. Синагогальный иудаизм 280
Синагогальный иудаизм 281
Тора и Мишна 285
Талмуд 289
Каббала 293
Трансформация средневекового иудаизма 295
Глава 14. Древняя Греция: боги, герои, мифы 304
Пантеон божеств, Зевс - глава небожителей 307
Подвиги героев Эллады. Геракл 312
Героический эпос Гомера. Троянская война.
Тема приключений в эпосе. Одиссей и аргонавты 319
Религия и мифы в жизни эллинов 325
Глава 15. Древний Рим: от политеизма к христианству 329
эевпсрммским пантеон. Боги и духи 330
Храмы и жрецы в Риме 333
Рим и Восток 335
Возникновение христианства 337
Евангельская традиция и споры об Иисусе Христе 341
Раипсс христианство и его трансформация 347
Христианство как официальная религия Римской империи 351
Глава 16. Формирование идейно-институциональных
основ христианства 353
Богословские дискуссии 354
Иконы и иконоборчество в Византии 358
Восточное православие PI нехалкидонские церкви 361
Христианизация Рима и Западной Европы 3(34
Монастыри и монахи 366

ТОМ 2.
Глава 1. Католики и католическая церковь 8
Влияние христианства в варварской Европе 9
Теология. Идея непогрешимости Римского Папы 11
Католическая церковь, города и ереси 13
Крестовые походы 14
«Святая» инквизиция 18
Католики в период Реформации и Коитрреформации 21
Католическая церковь после Контрреформации 24
Католики в XV Ш-ХIX ов 25
Глава 2. Протестантизм 28
Мартин Лютер и основы протестантизма 28
Протестанты после Лютера. Ульрих Цвиигли 31
Жан Кальвин и кальвинизм 33
Анабаптисты и Томас Мюнцер 35
Англия и англиканская церковь 37
Баптисты и квакеры - 40
Протестанты в Европе и США 42
Макс Вебер о протестантской этике 55
Глава 3. Западное христианство в современном мире 58
Церковь, государство и общество 61
Социальная политика 64
Религия и мораль 67
Благотворительность 68
Западное христианство вне Запада 69
Диалог религий и проблема экуменизма 72
Глава 4. Православие и Россия 75
Христианство па Руси. Духовенство 77
Татарское иго и русское православие 81
Москва - третий Рим.
Иосифляне и нестяжатсли 83
Православие и православные 86
Патриарх Никон и раскол 90
Петр I и его церковная реформа 94
Православие при советской власти и в паши дай 98
Глава 5. Ислам 104
Аравия до ислама 105
Мухаммед И его учение, первые (выборные)
Али и шииты. Омейяды и суннизм 112
Арабские завоевания.
Халифат Аббасидов 114
Сельджуки и Османская империя 117
Ислам в других странах мира 118
Глава 6. Теория и практика ислама 122
Коран, Его содержание и толкование (тафсир) 123
Сунна и хадисы 128
Теология, эсхатология и социальная этика 128
Символ веры мусульман 131
Ислам о предопределении 135
Сунитский калам и школы права (мазхабы) 137
Шариат. Предписания и запреты 139
Мечети и школы. Праздники и обряды 142
Глава 7. Направления и секты в исламе 147
Хариджиты и их секты 147
С\гфии и суфийские ордена.
Шейхи и мюриды 149
Культ святых и ваххабиты 154
Оппозиционный ислам (шиизм).
Имамиты в Иране 155
Секты шиитов: мемаилиты, ассасины 159
Алавиты и али-илахи 162
Глава 8. Традиции и современный ислам 163
Основы религиозно-культурных традиций ислама 165
Трансформация и проблемы модернизации ислама
(модернизация и национализм) 168
Ислам после деколонизации и в современном мире.... 176
Глава 9. Религии Древней Индии 186
Арии и веды 188
Боги Ригвсды и Атхарваведы 189
Брахманизм и упаииптады 192
Религиозная философия брахманизма 198
Глава 10. Джайнизм 205
Махавира Джина и теория джайнизма 207
Этика и образ жизни джайнов 211
Монахи-аскеты 215
Космография и мифология джайнизма 217
Джайны в истории Индии 218
Глава 11* Буддизм в Индии 221
Будда и его учение 223
Общины буддистов.
Монастыри и сангха 225
Основы философии и этики буддизма 229
Буддизм Махаяпы 232
Космология и мифология буддизма 236
Ьз"ддизм в Индии и за ее пределами 237
Глава 12. Индуизм 239
Религиозно-философские основы индуизма 241
Тримурти - Брахма, Шива и Вишну 243
Шива и КУЛЬТ лингама.
Шакти. Дурга и Кали 244
Вишну. Рама и Рамаяна. Кришна 249
Сказания и мифы. Махабхарата 252
Брахманы и храмы 254
Мантры и колдовство 255
Обряды и праздники. Семья и каста 257
Глава 13. Индуизм и ислам. Модернизация индуизма 260
Исламизация Индии. Ислам и индуизм 261
Гуру 1 [апак и сикхи. Говипд ихальса 263
Рам Мохап Рой и «Брахмо самадж» 267
Даянанда Сарасвати и «Лръя самадж» 269
Рамакришна и Вивекаиапда, 270
Неоиндуизм и современность 272
Глава 14 Религиозные традиции в древнем Китае 275
Предки правителей (шан-ди).
Гадания и гадатели 278
Чжоусцы. Культ Шанди, Неба, предков
и земли (территории) 280
Жрецы-чиновиики и ритуалы 284
Древнекитайская религиозная философия 287
Глава 15. Конфуций и конфуцианство 290
Конфуций, его социальный идеал и порядок 291
Культ предков, семьи и клана.
Нормы сяо 295
Конфуций о человеке 299
Конфуцианство и легизм 301
Трансформация конфуцианства 304
Конфуцианское воспитание и образование 306
Система экзаменов и сословие гшжьпш 308
Конфуцианцы в истории Китая 310
Культ формы в конфуцианстве 311
Конфуцианство - регулятор жизни Китая 313
Глава 16. Философский и религиозный даосизм 317
Философия даосских мудрецов 318
Религиозный даосизм в Ципь-Хапь (III в. до н. э. - III в. н. э.) 323
Восстание «Желтых повязок» и «государство» даосов 325
Как достичь бессмертия 327
Псевдонауки даосов.
Даосы в средневековом Китае 329
Пантеон религиозного даосизма 333
Глава 17. Китайский буддизм 336
Распространение и китаизация буддизма 337
Упадок буддизма в конце династии Таи 346
Буддизм и китайская культура 349
Глава 18. Религиозный синкретизм в Китае.
Традиции и современность 352
Всекитайский пантеон 354
Культ сил природы и животных 356
Добрые и злые духи. Культ благоножеланий 358
Система ценностей в традиционном Китае 360
Трансформация народных традиций 362
Эксперименты Мао и возрождение традиций 365
Глава 19. Религии Японии 368
Синтоизм и буддизм 369
Дзэн-буддизм 376
Конфуцианство и возрождение синтоизм а 378
Расцвет японского национализма 381
Религии и секты в современной Я ионии 383
Глава 20. Ламаизм 388
Истоки ламаизма. Тантризм. Буддизм 389
Далай-лама и теория воплощений 393
Основы теории ламаизма.
Пантеон ламаизма 398
Монастыри, ламы и обряды 400
Ламаизм и современность 401
Глава 21. Религии и цивилизации. Сравнительный анализ и перспективы 404
Религия и вера 405
Восток и Запад 411
Западноевропейская традиция-цивилизация 414
Лрабо-исламская 415
Индуистско-буддийская 418
Китайско-конфуцианская 421
Сравнительный анализ традиций-цивилизаций 424
Религии и цивилизации сегодня.
Проблемы сосуществования 427

    Книга коллектива авторов Чехословацкой АН представляет собой краткие очерки по истории философской мысли от ее истоков до немецкой классической философии включительно. Рассматриваются философские культуры стран Междуречья, древней и средневековой Индии, Китая, античного мира, средневековья и Нового времени.

    Гусев Д. А.

    В книге изложены философские идеи мыслителей Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения, Нового времени и современной эпохи. Рассмотрены аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская научные картины мира. представлен краткий словарь терминов. Для школьников, учащихся средних специальных учебных заведений, студентов вузов, а также для всех, кто интересуется философией.

    Это справочное издание знакомит читателей с широким кругом вопросов, имеющих актуальное значение для теории и практики научного атеизма, с вероучением, культом и моральными принципами основных религиозных направлений, с особенностями современного богословия, а также с кратким очерком истории атеизма и т.п.

    National Geographic

    Для некоторых верующих богослужение переходит грань тихого размышления. Чтобы угодить своим богам они доходят до предела и преступают грани. Их вера выражается не в молитве, а ведет к страданию, риску или служению животному, которого лишь очень не многие считают святым. В Индии благославление может включать в себя обед с переносящими болезни крысами. А в Малайзии тысячи людей колечат свои тела в неистовом подношении плоти. Для некоторых верующих преданность богу может означать путешествие в мир запретов! Некоторые религии призывают своих последователей демонстрировать преданность путем самоистязаний. По всему миру люди принимают участие в запретных ритуалах и обрядах. Испытывая свою веру, они прокалывают тело и пьют яд с риском для жизни. В разных странах по всему миру люди готовы на многое ради того, чтобы обеспечить благополучие своей общине..

    Мэри Бойс

    Одна из древнейших религии мира - зороастризм был государственной религией трех великих иранских империй с VI в. до н.э. - по VII в. н.э. и оказал большое влияние на христианство и ислам. В книге известного британского ираниста. Мэри Бойс, автора многих книг о зороастризме и манихействе, прослеживаются исторические судьбы зороастрийских общин в Иране и Индии от их возникновения вплоть до наших дней.

    Роберт Райт

    Эта книга - грандиозный рассказ о том, как родился, взрослел и становился нравственно совершеннее Бог иудаизма, христианства и ислама. Опираясь на самые авторитетные исследования по археологии, теологии, библеистике, истории религий и эволюционной психологии, автор показывает, как многочисленные кровожадные племенные боги войны становятся одним богом, ревнивым, высокомерным и мстительным. Затем этот бог преображается в Бога сострадания, любящего и заботящегося обо всех. Вы узнаете, почему появились боги и как развивались представления о них; зачем нужны шаманы, жрецы, епископы и аятоллы; как бог иудеев победил других богов и стал единственным истинным богом, были ли у него жена и дочь; кто изобрел христианство, как менялись представления об Иисусе, почему христианство выжило; чем объяснить триумф ислама, приверженцем какой религии был Мухаммад, как понимать Коран; есть ли у будущее у религиозного взгляда на мир.

    Билл Мехер путешествует по разным религиозным сектам и городам как Иерусалим, Ватикан, и Солт-Лейк Сити, давая интервью различным прохожим с разными характерами и верами. Расспрашивает евреев про Иисуса, христиан, мусульман, прошлых мормонов. На протяжении фильма, он сатирически обсуждает его личную жизнь и как религия играет большую роль в человечестве.

    Радио Свобода

    У православных христиан разгар Великого поста - но это событие выходит далеко за рамки церкви, становится модой и маркетингом. Насколько россияне действительно соблюдают посты, и что это говорит о влиянии религии на общество? В студии: Ксения Сергазина, доцент Центра изучения религий РГГУ и Раис Измайлов, проректор по учебной работе Московского исламского института.

    Д. ван дер Плас

    Различные религии представляют своих богов по-разному: антропоморфными, зооморфными, сочетающими в себе черты того и другого; в виде живописных образов или скульптурных; в виде двухмерных или трехмерных изображений. Порой боги почитаются в конкретной телесной форме, как в нее воплотившиеся: царь в древнем Египте, японский император, Иисус из Назарета, древнеегипетский бык Апис и индийская кобра. Однако не все религии и не на всем протяжении своего существования создавали физические изображения своих божеств. Индуизму и буддизму, например, они изначально не были известны. Часто они отсутствуют и в религиях бедуинов, что может быть объяснимо особенностями их кочевого образа жизни, по необходимости ограничивающего круг материальных предметов. Эти бедные на изображения религии мы именуем аиконическими. Все это, однако, принципиально отличается от запретов на изображения, которые мы находим в религиях строго монотеистических по характеру.

Loading...Loading...