Патриарх илия 2 тайна происхождения. Патриарх грузии илия второй назвал местоблюстителя


Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры


6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого


Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название - «сибирское барокко». Однако название это очень условно - слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX - начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК


20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.


6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.


Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.


Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.


Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)


Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.


Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей - архитекторов, попечителей, священников - построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель


Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства


В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке


В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ Как выглядел Николай Чудотворец?
Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.


Сегодня Царские врата - обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение - объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ

Католикос-патриарх всея Грузии Илия II сегодня прибудет в Москву, где 21 января ему будет вручена премия Международного общественного фонда единства православных народов.

25 декабря 2012 года исполнилось 35 лет Патриаршего служения Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Те изменения, которые произошли за эти годы в Грузинской Церкви, поражают: народ обрел веру, храмы и монастыри восстановлены, возрождены церковные искусства. Но еще более изумляют всенародная любовь и уважение к Патриарху.

В буквальном смысле слова «отец» всех грузин, любящий и любимый ими. «Я не могу без вас, - как-то обратился он к своей пастве, - и вы не можете без меня». Эта фраза самым точным образом характеризует взаимоотношения народа и Патриарха в Грузии.

Патриарху Илии удается участвовать и в жизни общества, и в жизни каждого человека, будь-то высокопоставленный чиновник, академик или нищий, пришедший за подаянием. Обычно после одной встречи со Святейшим люди уходят преображенными. Почувствовав истину, они тянутся к источнику истины Христу. Патриарх говорит тихо, кротко, просто, но силу имеет каждое его слово.

При расставании у нас непроизвольно вырывается из самого сердца: «Ваше Святейшество! Мы с Вами были, словно в раю!» - «Приезжайте почаще, и вы часто будете в раю», - отвечает с улыбкой Святейший Патриарх.

От всей души мы желаем Патриарху Илии крепости душевных и телесных сил и щедрой помощи Божией в его Первосвятительском служении. А нашим читателям предлагаем интервью, записанное в августе 2012 года в Патриаршей резиденции в Тбилиси.

Ваше Святейшество! Позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы согласились принять нас сегодня и обратиться к русскому народу и к России, в которой Вас очень любят!

Я сердечно приветствую все народы Российской Федерации. И желаю, чтобы с ними всегда пребывали мир и благополучие. Я сердечно приветствую Вас и благодарен за то, что Вы прибыли к нам и потрудились.

Праздник святого Георгия

- Как Вы в атеистические годы избрали путь служения Церкви?

Я рос в православной, очень доброй семье. Мои родители старались всегда помогать другим. Моего отца звали Георгий. Праздник святого Георгия отмечается у нас в Грузии два раза в году. И вот когда он наступал, наш дом заполняли нищие. Вместе с ними мы садились за стол. Потом поприветствовать моего отца приезжали знатные лица нашего края.

У нас часто собиралось духовенство, изгнанное из своих церквей и монастырей. Мы их оберегали, кормили, поили, одевали. В нашем доме находилась русская монахиня, матушка Палладия, которую мы очень любили; у нее была отдельная комнатка. После службы она приносила мне и дарила гривенник. Гривенник - это 10 копеек. За гривенник я покупал двух красных «петушков» на палочке.

Мы ходили в храм . И это знаменательно: в миру меня звали Ираклием, а по молитвам пророка Илии я стал Илией.

Позднее мой отец купил два участка земли на нашей улице во Владикавказе и на них устроил молитвенный дом в честь Покрова Божией Матери (это было сразу после войны или в последний военный год). И я помню, как много верующих, которые ходатайствовали о его открытии, приходили к нам. Они повторяли: «Мы идем к Филоненко» (уполномоченному по делам религии). И вот это врезалось в мою память: что каждый день они ходили к Филоненко, иногда ездили в Москву. И это продлилось до тех пор, пока «Москва» не разрешила им открыть молитвенный дом. Тогда нам прислали замечательного духовного отца - священника Емелиана Касимова.

«Неужели в семинарии и академии вас этому учат?»

Вот в такой семье я рос, и это определило мой путь. Когда я окончил среднюю школу, то по ходатайству служившего у нас молодого священника я был направлен в Загорск, в Троице-Сергиеву лавру, подал свои документы и был принят в число студентов.

- Кто в духовном плане оказал на Вас наибольшее влияние?

Многие. Моя крестная мать монахиня Зоили (Валишвили). Она часто приезжала к нам. Духовным отцом нашей семьи был осетин - отец Михаил Зацоев. Он тоже духовно влиял на нашу семью.

Когда я начал учиться, ректором Московских духовных школ был отец Константин Ружицкий, умный, духовный и мудрый человек. Я очень его уважаю, и люблю, и благодарю. У меня в резиденции висит его портрет. Большое впечатление производила его супруга, матушка Мария.

Нас исповедовал отец Петр, лаврский архимандрит. И когда я говорил о себе, что вот, я грешный, такой, сякой, и гордость, и все…, он начинал плакать, спрашивал: «Неужели в семинарии и академии вас этому учат?»…(вздыхает) . Такие высоко духовные лица были в Троице-Сергиевой лавре.

- А здесь в Грузии… отец Шио (Дзидзава)?

Отец Шио уже в бытность моего епископства. Он приезжал ко мне из Цхакайя (современный город Сенаки) сначала в Батуми, потом в Сухуми и исповедовал меня, принимал участие в богослужении. Необыкновенный человек! Немного юродствовал. Я очень полюбил его. Он был старше меня, и когда он замечал, что мне трудно, говорил: «Владыка - на исповедь». Когда же он видел, что из-за какого-то греха я был взволнован, он обнимал меня: «Молись, владыка, не переживай. И со мной случалось такое». Этим он утешал меня.

Может быть, такое никогда с ним и не случалось, но он был настолько снисходителен и благороден, что брал этот грех на себя ради того, чтобы утешить меня. И когда я заканчивал исповедь, он обнимал меня со словами: «Владыка, теперь ты уже ангел. Господь да простит твои прегрешения».

Стоять выше конфликта

Замечательных подвижников Вы встречали, Ваше Святейшество. Что на их примере самое главное в духовной жизни для нас, современных христиан?

Вы знаете, все главное. Нет ничего второстепенного. И молитва - главное, и пост - главное, и отношения между людьми - главное. Нельзя быть верующим человеком и ненавидеть людей. Я не могу сказать, что верующий человек должен быть святым. Святым должен быть, но не получается иногда. Не иногда, а часто. И мы уповаем на милость Божию, на Его милосердие. Господь покроет наши грехи.

Самое главное еще - отношение к Церкви верующего человека и отношение к духовнику. При этом духовник должен быть смиренным: привести верующего человека к Богу, а сам - остаться в тени. Он не должен заслонять видение Господа человеком. Так что все - главное. Надо быть открытым. Надо быть любвеобильным. Надо быть милостивым. Надо видеть нужды других людей.

- Но как практически этому научиться? Очень часто мы живем без любви, даже с близкими ссоримся!

Я всегда ставлю себя на место другого человека. Если человек недоволен тобой или сказал дерзкое слово, то нужно искать причину не в нем, а в себе, стоять выше конфликта. Не отвечать с раздражением. У нас был очень мудрый Патриарх Каллистрат, и однажды ему человек, чем-то расстроенный, говорит: «Вы - ». А Патриарх ему так спокойно ответил: «Я не Иуда, я Католикос-Патриарх всея Грузии». И тот ушел.

Наверное, главное - иметь смирение. Если человек имеет смирение, то он терпит все и переносит. Знаете, мы очень часто показываем себя, показываем людям, что мы верующие, что мы благочестивые и так далее. А на самом деле мы - самые грешники. Прежде всего, я говорю о себе. Надо всегда помнить, что мы видим внешние черты человека, лицо человека. А Господь видит сердце человека.

Творчество - это потребность

С детства я восхищаюсь Грузией. Для меня это жемчужина, которая сияет всему миру, соединяя в себе красоты природы, древнейшие памятники культуры, щедрость души, традиционные ценности. Что Грузия для Вас?

Однажды я сказал на проповеди нашему народу, что я не знаю, я - в Грузии или Грузия - во мне. Грузия действительно выделяется своей искренностью, правдивостью. Это я говорю не потому, что я грузин. Я побывал почти во всех Православных Церквах и не видел такого любвеобильного народа, как в Грузии. Когда приезжают Патриархи, они удивляются: откуда это? И в то же время грузины - не фанатики, они просто добрые верующие люди. Мы очень любим искусство, красоту…

Я иногда пишу музыку. Вы слышали мою музыку?

- Да, я очень люблю Вашу музыку. И это мой следующий вопрос - что значит творчество в Вашей жизни?

Творчество - это потребность. Оно само приходит. Эта музыка, она внутри, в моем сердце и разуме. Она не может находиться постоянно сокрытой, поэтому выходит наружу.

Однажды, будучи епископом или митрополитом, я приехал в Москву. На улице стояла дождливая погода. А в моем номере (не то в «Советской» гостинице, не то в «Украине») было пианино. Я сел и начал перебирать клавиши. Получилась музыка, которую я назвал «Мысли о прошлом и грядущем».

Мое первое сочинение - это музыкальная обработка молитвы «Святый Боже». Никто тогда не знал, что я пишу музыку. Я и сам относился к этому как-то несерьезно. И вот я сопровождал Святейшего Патриарха Ефрема на конференцию в Прагу.

«Трисвятое»

«Κύριε ελέησον»

«Agnus Dei»

Нас привезли в большой зал. Вероятно, этот зал раньше был храмом. Я увидел в глубине сзади большой орган и сказал Святейшему: «Я сейчас приду». Поднялся наверх и сыграл Трисвятое. Наш Святейший сразу понял, что это я и что это за молитва. Он стал петь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Теперь эта молитва облетела весь мир и где есть грузины, там они поют это «Святый Боже».

- Ваше «Святый Боже» я впервые услышала на Кипре…

Вот… А потом, года три тому назад, был новогодний концерт в Батуми. И одна наша известная певица исполнила «Ave Maria» Шуберта, и настолько эмоционально, что у меня появилось желание написать самому. Но представляете, как трудно, после Баха, и Гуно, и Шуберта писать «Ave Maria»?!

«Ave Maria» значит «Радуйся, Мария». Это «Богородице, Дево, радуйся», точно те же слова, только добавлено: «Божия Матерь, помоги мне ныне, во время кончины». Одна из самых древних молитв.

И вот я начал подбирать ноты в Грузии, а потом поехал в Германию на исследование здоровья и там закончил. Получилось то, что получилось. Не знаю, Вам нравится или нет?

«Ave Maria»

- Со слезами на глазах слушала я это произведение, исполнявшееся на концерте в Париже. Так меня тронула Ваша музыка! Она доступна для каждого человека и касается самого сердца. Спасибо Вам!

Некоторым не нравится, что я написал несколько произведений на латинские тексты. Но я же писал их не для храма, а для концерта.

Надо быть близким к народу

Сегодня распространено мнение, что вера и наука несовместимы. Ваш пример доказывает обратное! Как и почему Вы решились вести диалог с научной интеллигенцией? В чем видите его смысл?

Это традиция Грузинской Церкви - иметь хорошие отношения с учеными. Каждый монастырь исторически был не только местом, где подвизались монахи, но и культурным, и научным центром. Там делали переводы, сочиняли оригинальные произведения и т. д. Поэтому мы просто следуем традиции. Например, Президент Грузинской Академии наук почти каждое воскресение приходит к нам, приходят и профессора. Мы беседуем не только о научных исследованиях, но и об их нуждах.

За 35 лет Вашего Патриаршества сделано невероятно много. Как было возможно духовно возродить страну за столь короткий и исторически непростой период?

Это воля Божия. Когда произошла моя интронизация, то ко мне пришел один человек, очень духовный, и сказал: «Это настолько тяжелый крест, что Вам трудно будет нести его. Поэтому молитесь за грузинских царей и Патриархов, и они Вам будут помогать». И мы каждую службу, особенно патриаршую службу, поминаем всех грузинских царей и всех Патриархов. Это помогает.

К нам приезжал Александрийский Патриарх Николай, и он говорил, что в Грузии столько святых мучеников, и преподобных, и святителей, что она всегда пребудет под покровом Божиим и Божией Матери. Так оно и есть: наши храмы переполнены верующими людьми.

Надо быть близким к народу. Не надо свысока смотреть на людей. Народ - это наши братья и сестры, наши духовные чада. Я всегда был близок к моей пастве со дня интронизации. Я помню, мы договорились с властью, что можно будет пустить в Светицховели шесть тысяч, не больше. Но как нахлынул народ: люди заполонили все улицы, и двор, и храм. Они прорвали кордоны, и милиционеры побросали свои посты. Такой была наша первая встреча.

А после того люди все прибавлялись, и прибавлялись.

Ваше Святейшество! Пожалуйста, Ваше благословение русскому народу и пожелание, каким Вы видите наше будущее! Мы всегда чувствуем Вашу любовь и молитву за Россию, Ваше доброе отношение к нам.

Я прошу Господа, чтобы Господь сохранил ваши народы в мире, любви и благополучии. То, что произошло между Россией и Грузией, - открытая рана. Но это не влияет на отношения между нашими народами. Наши народы по-прежнему любят друг друга. И мы молимся о Вашей Церкви, о , о других иерархах. Я думаю, что те недоразумения, которые произошли между нами, будут урегулированы.

Грузия всегда любила и любит Россию. В России множество святых подвижников. Видите роспись на этой стене? Здесь среди грузинских святых изображены преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Мы очень чувствуем их помощь, их молитву.

Бог да благословит русский народ, всех верующих для делания добра. Спасибо вам!

Сердечно благодарю митрополита Димитрия Батумского и Лазского за помощь в подготовке этого материала. Фото - из открытых Интернет-источников.

Святейший и блаженнейший Илия II – духовный лидер (предстоятель) Грузинской православной церкви, 80-й католикос-патриарх Грузии (Georgia), архиепископ Мцхета-Тбилиси (Mtskheta-Tbilisi) и митрополит Пицунды (Picunda) и Цхум-Абхазети (Tskhum-Abkhazeti).


Илия II родился с именем Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили (Irakli Georgievich Ghudushauri-Shiolashvili) 4 января 1933-го, во Владикавказе (Vladikavkaz). Он является потомком влиятельного грузинского горного рода, связанного семейными узами с бывшей царской династией Багратиони (Bagrationi).

Илия II окончил Московскую духовную семинарию (Moscow clerical seminary) и был рукоположен иеромонахом в иеродиакона в 1959-м. Он вернулся в Грузию, где был назначен священником в Соборный храм Батуми (Batumi Cathedral Church), а в 1961-м получил сан игумена и позднее – архимандрита. 26 августа 1963-го его избрали епископом Батуми и Шемокмеди (Shemokmedi) и назначили патриаршим викарием.

В период с 1963-го по 1972-й Илия II также был первым ректором Духовной семинарии Мцхеты (Mtskheta Theological Seminary), единственного на тот момент духовного у

чебного заведения во всей Грузии.

В 1969-м он был возведен в сан митрополита. После смерти патриарха Давида V (David V) 9 ноября 1977-го Илия II стал новым католикосом-патриархом всея Грузии 25 декабря 1977-го. При новом патриархе Грузинская православная церковь, некогда подавленная советской идеологией, смогла в значительной мере восстановить былое влияние и престиж конца 1980-х. К 1988-му насчитывалось 180 священников, 40 монахов и 15 монахинь для удовлетворения нужд верующих, которых, по разным оценкам, было от одного до трех миллионов. Стали действовать около 200 церквей, одна семинария, три женских монастыря и четыре мужских. В последние годы существования Советского Союза (Soviet Union) Илия II принимал активное участие в общественной жизни Грузии.

Илия II присоединился к демонстрантам в Тбилиси (Tbilisi), выступившим против советск

й власти 9 апреля 1989-го. Он тщетно попытался призвать протестующих отойти к соседней Церкви Кашвети (Kashueti Church), чтобы избежать кровопролития. Мирная демонстрация была разогнана советскими войсками, в результате чего погибло 22 человека и сотни получили ранения. Во время гражданской войны в Грузии он призывал противоборствующие стороны найти мирное решение выхода из кризиса.

С 1978-го по 1983-й Илия II был одним из президентов Всемирного совета церквей (ВСЦ/WCC), экуменической организации Грузинской православной церкви. В мае 1997-го Священный синод Грузинской православной церкви объявил о своем выходе из ВСЦ.

Илия II – сторонник конституционной монархии как лучшей формы правления для Грузии. 7 октября 2007-го в своей публичной проповеди он призвал рассмотреть вопрос о создании конституционной монархии под правлением династии Багр

атиони, которая в начале 19-го века потеряла корону. Заявление было сделано в период роста конфронтации между правительством президента Михаила Саакашвили (Mikheil Saakashvili) и оппозиции, многие члены которой приветствовали предложение Патриарха.

В ходе русско-грузинской войны в августе 2008-го Илия II обратился к политическому руководству России и русской церкви. Он также прибыл с пастырским визитом, с пищей и медицинской помощью, в оккупированный Россией грузинский город Гори (Gori) и окрестные поселения, которые находились на грани гуманитарной катастрофы. Илия II помог начать процесс возвращения тел умерших грузинских солдат и гражданских лиц родственникам.

Из-за снижения рождаемости в Грузии Илия II предложил лично крестить любого ребенка в семье, которая уже имеет не менее двух детей. Он проводит массовые обряды четыре раза в год

В Грузии заговорили о начале внутрицерковной борьбы. В стране, судя по всему, развернулась ожесточенная схватка за патриарший трон. На этой неделе из Тбилиси пришла информация: в феврале отравить хотели все-таки - едва ли не самого влиятельного человека в стране. Самые последние детали расследования выяснил корреспондент «МИР 24» в Грузии Михаил Робакидзе.

Несмотря на почтенный возраст - 84 года, недавно перенесенную операцию и слухи о покушении, Илия II недавно провел 40-ю по счету пасхальную службу. Торжественная литургия в соборе Святой Троицы длилась много часов.

Страсти вокруг католикоса начали накаляться в феврале этого года. Сам он в тот момент был в Берлине. Немецкие врачи готовили его к операции на желчном пузыре. А дома разразился скандал.

В аэропорту тогда задержали протоиерея Георгия Мамаладзе, начальника службы по управлению имуществом патриархии. В багаже нашли цианид, а в квартире - оружие и патроны. Потом было много противоречивых заявлений от чиновников, священников, из прокуратуры. Итог простой - Мамаладзе собирался в Германию, чтобы отравить кого-то из ближайшего окружения Илии II, если не его самого. Католикосу даже пришлось делать заявление прямо из больничной палаты.

«Я хочу коснуться той странной и ненормальной ситуации, которая связана с отцом Георгием Мамаладзе. Я знаю его уже давно и ничего нехорошего не слышал и не видел от него. Я вернусь в Тбилиси, надеюсь, что все прояснится, все успокоится и придет в норму», - сказал он.

Но о норме говорить пока рано. Следователи не спешат делать выводов. А вот консерваторы от православной церкви не сомневаются, что покушение готовилось именно на католикоса и отравить его хотел именно Георгий Мамаладзе. У дальнего родственника подозреваемого, однофамильца Ираклия Мамаладзе, тоже нет никаких сомнений.

«Отец Георгий был близким членом нашей семьи, крестным моего племянника. Если бы речь шла о каком-то покушении на рядового человека, я бы может просто дистанцировался от него, но когда готовилась ликвидация патриарха, я не мог молчать. Да, после всего были в мой адрес угрозы. Меня охраняют сотрудники полиции, я перенес огромный стресс, стал изгоем, но я уверен, что по-другому нельзя было поступить», - комментирует журналист Ираклий Мамаладзе.

Именно к нему протоиерей обратился с просьбой помочь в приобретении цианида, а тот пошел в прокуратуру. Но пока суд да дело и ожидание приговора.

Тюрьма, в которой отбывает наказание отец Георгий Мамаладзе, считается более или менее элитной. Если, конечно, так можно выразиться о местах не столь отдаленных. Тюрьма находится в густонаселенном районе Тбилиси и за этими стенами отбывают наказание в недавнем прошлом высокопоставленные чиновники из команды Михаила Саакашвили. Среди них и экс-премьер Вано Мерабишвили. В изоляторе есть спортзал, библиотека, а также компьютерный класс, правда, без интернета. Но свобода дороже такого сомнительного комфорта.

С момента задержания отец Георгий дважды пытался достучаться до патриархии. Свои послания передавал через адвокатов. Однако никто из высокопоставленных духовных чинов так и не встретился с протоиереем, ссылаясь на то, что патриархия полностью доверяет следствию.

При этом адвокаты священника настаивают: следствие идет однобоко и необъективно, а Мамаладзе считает себя жертвой интриг.

«Власти играют в одни ворота. В их руках аудио и видеозаписи, которые они выдают порционно, а сторона защиты не имеет права говорить ни слова. Отец Георгий не считает себя виновным и говорит о том, что его подставили», - заявила адвокат Георгия Мамаладзе Екатерина Ломидзе.

Скандал с цианидом - попытка подставить не Мамаладзе напрямую, а самого Илию II. Удар по репутации церкви - в этом не сомневается теолог Гиоригий Чикваидзе.

«Некоторые, как в церкви, так и вне ее, почему-то решили, что Святейший Католикос теряет свой авторитет, поэтому началась подковерная борьба, появились какие-то группировки и так называемые кланы, которые очень методично стали рушить авторитет церкви, а вместе с ней ее главы», - отмечает он.

Мотивов может быть немало. Первый и самый простой - . Грузинская церковь разделена на два крыла. Консерваторы, к которой имеет отношение сам Илия Второй, и реформаторы. Первые выступают за тесную связь с Россией, вторые - за сближение с Европой.

«Причем вторая группа достаточно радикальная, в которую входят настоятели ряда епархий. Кстати, благодаря поддержке со стороны этих представителей духовенства отец Георгий за короткий период смог подняться вверх по иерархической лестнице, добравшись до поста руководителя службы по имуществу патриархии», - говорит Ираклий Мамаладзе.

Есть еще одна возможная причина скандала - попытка скрыть махинации с имуществом. Мамаладзе мог узнать то, что лучше было не знать. Эта версия вполне может быть правдоподобной. Патриархия владеет десятками гектаров земли, резиденциями, предприятиями и дорогими автомобилями. Тем не менее, подковерная борьба и дело о цианиде авторитет католикоса-патриарха пока не пошатнули. Илия II по-прежнему один из самых уважаемых людей в Грузии.

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

– Ваше Высокопреосвященство, благословите. Благодарим вас, что вы согласились поговорить о таком удивительном человеке, как Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Он очень многое сделал для Церкви и Грузии. Как вы думаете, как ему это удалось?

– Хочу поприветствовать читателей сайта Православие.Ru и поздравить с наступающим праздником Святого Рождества Христова и новолетия, всем пожелать Божьей милости, радости и крепкого здоровья.

Этот год является юбилейным для нашей Церкви и нашего Святейшего Патриарха-Католикоса всея Грузии Илии II, поскольку 25 декабря исполняется 35 лет со дня его интронизации, а 4 января 2013 года – 80 лет со дня его рождения. Годы своего служения Святейший назвал «солнечной ночью». Он говорит, что они были тяжелыми годами, годами испытаний, и если бы его не поддерживала милость Божия и любовь людей, ему было бы трудно все это преодолеть.

Мне посчастливилось некоторое время жить в Патриаршей резиденции в Тбилиси, где я мог воочию наблюдать, как живет Святейший. Каждое утро он начинал с молебна святому дня и каждый вечер молился за вечерним богослужением. После того, как в Патриархии был обустроен храм святого Илии Пророка, Святейший каждый день присутствовал на литургии, которую служили жившие там священники. Вспоминается его глубокий молитвенный настрой. Во время служб Патриарх всегда поминал большое число людей из своего помянника. Как бы поздно он не возвращался, каким бы уставшим он ни был (например, после возвращения из зарубежного путешествия), он всегда шёл в храм и совершал вечернее правило, всегда приносил благодарение Господу и лишь потом позволял себе отдыхать.

Этот молитвенный настрой чувствуется во всех словах и деяниях Патриарха, даже в самом здании Патриархии. Святейший не пропускал ни одной службы, в праздники и воскресные дни сам всегда служил литургию и призывал всех священнослужителей и монахов любить богослужение, совершать его со страхом Божиим, исправно и с глубоким благоговением.

В резиденции Патриарха всегда много народа, особенно в праздничные дни. Приемы идут с утра и до позднего вечера. Часто мы, молодые архиереи, чувствуем усталость к концу дня, в особенности, если в этот день много мероприятий, а Католикос-Патриарх, несмотря на годы, бодро стоит на ногах, встречает каждого пришедшего, всем улыбается и ни одним жестом не выдает усталости, озабоченности или обременения. Радость, находящаяся в нем, передаётся всем людям, которые к нему приходят. Это уникальное его свойство: рядом с ним становится мирно, спокойно и радостно. И это чувствуют все, не только мы, чада Церкви, но и люди, которые приходят к нему с разными официальными визитами: члены правительства, парламента, иностранные гости. Умиротворение, которое присутствует в Патриархе, разливается вокруг него, касается сердец всех находящихся рядом людей.

Святейший почти всю жизнь (если исключить годы обучения в школе) провел в лоне Святой Церкви. С раннего детства он посещал храм. Его родители были верующими людьми, они построили храм в честь святой Нины во Владикавказе. В 18 лет Ираклий, про – так звали Патриарха до пострига, – поступил в семинарию, а затем и в Академию в Сергиевом Посаде, учился в обители преподобного Сергия Радонежского. Церковь стала для него жизнью, и сам он всю свою жизнь посвятил служению Церкви.
Вместе со своей Церковью и своим народом он прошел все невзгоды коммунистического режима, все тяжести первых лет независимой Грузии, трудности 90-х годов, гражданской войны. Святейший Патриарх своим примером, своим словом, а самое главное, своей добротой и доброделанием поддерживал народ Грузии. Доброту Патриарха чувствовали на себе тысячи людей: он помогал семьям погибших во время событий в Цхинвали, в Абхазии, семьям погибших в гражданской войне, людям, которые остались без кормильцев – вдовам, сиротам, старикам, да и вообще всем людям, которые просто попали в беду, кто оказался в тюрьме. Его доброта и милость охватили всю Грузию.

Святейший Патриарх Илия является отцом грузинского народа, пользуется самым высоким авторитетом в нашей стране. Этот авторитет зиждется на вере в Бога и на добродетелях.

Святейший Патриарх всегда подчеркивал, что власть Церкви – власть небесная, а не земная, что Церковь добивается лишь того, чтобы люди увидели красоту Божию, почувствовали милость Творца к людям и возымели желание общаться с Богом. Вот к чему призвана Церковь. Ее главная задача состоит не в том, чтобы копить земные богатства и даже не в том, чтобы строить многочисленные храмы и монастыри, а в том, чтобы возрождать людские души. Патриарх всегда напоминает об этом молодым священнослужителям.

Авторитет Святейшего давно вышел за пределы нашей страны. Его уважают не только как церковного деятеля, который всегда призывает к миру, взаимоуважению и любви, но и как очень талантливого человека, иконописца и композитора. Он написал множество церковных и симфонических произведений – прекрасных образцов классического музыкального искусства. Его свойство творить, творить красивое и ценное, проявляется во всем. Все вокруг него окутано красотой, любовью и возрождением людских душ.

Оценка трудов Святейшего впереди. А мы просто счастливы, что живем в одно время с этим великим человеком, трудимся вместе с ним в деле воссоздания Грузинской Церкви и грузинского государства. Мы благодарны Патриарху за то, что он дал нам эту возможность, поскольку все нынешние члены Священного Синода Грузинской Православной Церкви лично рукоположены Патриархом Илией II.

– Есть поговорка: «Человек становится великим тогда, когда у него есть великий учитель». Вы очень близко общаетесь с Патриархом и наверняка знаете, кого он считает своими учителями и духовными наставниками.

– Святейший много рассказывает о тех людях, с кем имел духовное общение, вспоминает своих учителей по семинарии и академии – ректоров и педагогов. Часто вспоминает об архимандрите Шио (Дзидзава) из Теклатского монастыря и Святейших Патриархах – грузинских Каллистрате и Ефреме и московском Алексии I, о , об архимандрите Серафиме (Романцеве), который служил в Сухуми, о схиархимандрите Виталии и других священнослужителях. Среди них были и его прямые наставники, и те, чей пример назидал. Святейший рассказывает нам о том, как они жили, как служили, что говорили. Все эти люди имели глубокое влияние на его духовное становление, и он вбирал в себя их добродетели: их мудрость, терпение, молитвенность, милосердие, манеру общения с людьми. Сейчас он все это щедро передает нам.

– Были ли у вас какие-нибудь интересные истории, связанные с Патриархом Илией II?

– Многое было. Я расскажу только один случай.

Однажды меня, тогда ещё простого монаха, послали в Патриархию по делам. Это было в те годы, когда Патриархия обустраивалась. Привезли кипарисы, те самые, что сейчас растут во дворе. Тогда их нужно было посадить. Я шёл по двору, а в голове роились дурные мысли. И вдруг ко мне подошел послушник и сказал: «Святейший говорит: “Там монах ходит по двору, у него в голове дурные мысли, позовите его, пусть он вам поможет посадить кипарисы”…».

– Значит, он прочитал ваши мысли?

– Я не знаю, как это произошло, но я очень хорошо это помню.


– А можете ли вы вспомнить какую-то литургию, которую вы служили со Святейшим?

– В акафисте «Слава Богу за всё», написанном митрополитом Трифоном, есть слова: благодарю Тебя, Господи, за благодатные ощущения и удивительную легкость, которую мы ощущаем во время богослужения, это и есть прикосновение Твоей благодати к нашим душам. И это благодать чувствуется, когда литургию служит Святейший Патриарх Илия II.

– Всем грузинам известна написанная Патриархом Илией песня: «Я устал, я устал. Приди ко мне, Господь!» Вы не знаете, когда и в связи с чем он ее написал?

– Это песнопение было написано во время его служения в Батуми.

– Ваше Высокопреосвященство, владыка Андрей, мы благодарим вас за беседу. Что лично вы бы могли пожелать Святейшему Патриарху Илии в его юбилей?

– Я бы пожелал в первую очередь здоровья и многих лет жизни нашему Католикосу-Патриарху. Он нужен всем нам: и Церкви, и народу. Если кто-то не понимает того значения, которое Святейший имеет в современной истории Грузии, то я скажу вам, что Патриарх Илия – это тот человек, кто объединяет вокруг себя всех людей Грузии, несмотря на их вероисповедание и национальность. А ещё я пожелал бы всем нам, чтобы патриаршее слово было всеми нами услышано, понято и исполнено.

Loading...Loading...