Горячая энергия во время медитации. Медитация на пульс: “Сердечный подход к йоге”

Арт-терапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Работа по этому методу направлена на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, эмоциональную поддержку, выработку гуманно ориентированных моделей поведения. В отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Арт-терапии очень эффективна при коррекционной работе с подростками «группы риска». Как правило, у них слабо развито рефлексивное Я, в связи, с чем им очень сложно вербализовать происходящее с ними. Также для большинства из них характерно наличие негативной концепции, которую можно корректировать. Арт – терапия направлена

Основная цель арт - терапии:

· Предоставить детям возможность свободно выражать чувства, в том числе агрессивные, в безопасной, социально доступной форме.

· Развивать и усиливать внимание детей к своим чувствам.

· Вести психологическую работу с мыслями и чувствами.

· Развивать наблюдательность.

· Развивать воображение.

· Развивать сенсорные способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В ГСКУАО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера» проживают воспитанники в возрасте от 3 до 18 лет. Структура центра представлена деятельностью 5 отделений: администрация, приют (четыре возрастные группы), медицинское отделение, хозяйственный отдел и пищеблок. Основные направления работы представляют: социально – правовая, медицинская, психолого-педагогическая службы. В Центре созданы необходимые условия для социального возрождения, восстановления здоровья и социальных связей детей. Для воспитанников, находящихся на реабилитации, создана коррекционно – развивающая среда: групповые комнаты, оснащенные игровой и спальной зоной, сенсорная комната, оснащена оборудованием для релаксации, спортивный зал, оснащенный тренажерами и модульным оборудованием, музыкальный зал оснащен музыкальными инструментами и оборудованием.

В своей работе педагоги – психологи используют нетрадиционные техники арт – терапии.

Арт-терапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Работа по этому методу направлена на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, эмоциональную поддержку, выработку гуманно ориентированных моделей поведения. В отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Арт-терапии очень эффективна при коррекционной работе с подростками «группы риска». Как правило, у них слабо развито рефлексивное Я, в связи, с чем им очень сложно вербализовать происходящее с ними. Также для большинства из них характерно наличие негативной концепции, которую можно корректировать. Арт – терапия направлена

Основная цель арт - терапии: - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Основные задачи арт - терапии:

  • Предоставить детям возможность свободно выражать чувства, в том числе агрессивные, в безопасной, социально доступной форме.
  • Развивать и усиливать внимание детей к своим чувствам.
  • Вести психологическую работу с мыслями и чувствами.
  • Развивать наблюдательность.
  • Развивать воображение.
  • Развивать сенсорные способности.
  • Повышение самооценки

Фризлайт

Фризлайт – это удивительное искусство «застывшего света». Фризлайт называют также светографикой, светописью, лайтпейнтингом, лайтграффити, но все эти названия объединяет одно – рисование светом.

Фризлайт выполняется при помощи всего нескольких основных инструментов: фотоаппарата, источника света и недюжинной фантазии автора рисунка.

Для того, чтобы заниматься фризлайтом нужна фотокамера с возможностью регулирования длительности выдержки, при этом выдержка должна быть от 10 до 30 секунд. Желательно также иметь дополнительную вспышку, кроме встроенной в фотоаппарат – это поможет создавать более эффектные рисунки.

В качестве источников света для фризлайта подходят любые, главное чтобы они давали равномерный свет. Это могут быть обычные бытовые фонарики, светодиоды, галогеновые лампы, лазерные указки и т.д. Если использовать разноцветные источники света, можно получить множество разнообразных красивых эффектов.

Одно из основных условий фризлайта – полная или относительная темнота, поэтому выполняется он либо в полностью затемненном помещении, либо в ночное время суток на улице.

Для рисунка фризлайт фотоаппарат устанавливается на штативе – во избежание дрожания и смазывания снимка. Выдержка устанавливается длинная – настолько, насколько того требует идея рисунка. Чем длиннее выдержка, тем больше времени есть на «рисование»

Данная техника рисования очень увлекательна как для детей так и для взрослых. Дети создают всевозможные групповые рисунки. Процесс такого рисования не просто увлекательное занятие но и, открытие нового волшебного мира!

Монотипия
Монотипия - это рисование на стекле с последующим отпечатыванием на бумаге, затем дорисовка любыми материалами, придание объема, дополнение коллажем, изготовление рамки.

Данная методика может применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Задачи: спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.

Необходимые материалы: стеклышки или оргстекло размером 15x20 см (перед использованием стекла его края необходимо хорошо обработать в целях безопасности), гуашь (лучше свежая, жидкая), кисточка, бумага, ветошь для вытирания рук.

Ход работы: Детям предлагается нарисовать что-либо на стекле гуашью, затем отпечатать рисунок на бумагу. Следует обратить внимание детей на то, что видно через стекло в процессе отпечатывания рисунка на бумагу, как смешиваются цвета, какие новые цвета получаются, как меняется рисунок. Далее психолог предлагает детям дорисовать монотипию красками, фломастерами или карандашами до какого-либо образа, сделать рамку для получившейся картины, придумать название картины и небольшую историю о ней.

Результаты монотипии, при ее проведении в группе, обсуждаются, хотя это не обязательно и зависит от уровня развития рефлексии у детей. Иногда психолог ограничивается комментариями.

Существуют и другие варианты применения этой методики:

1. уменьшить материал с целью сплочения группы и наблюдения группового взаимодействия;

2. предложить создать на ватмане групповую монотипию и затем совместно дорисовать ее до какого-либо образа;

3. для развития восприятия детям сначала предлагается использовать в монотипии один цвет, постепенно добавляя другие цвета и анализируя их сочетание.

Пластилиновая живопись
Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение.

Необходимые материалы: картон для труда, пластилин, различные виды макаронных изделий по 100 г, различные виды круп по 100 г, другие мелкие предметы: бусинки, пуговицы, кнопки и др.

Ход работы: детям раздают по листочку картона и пластилин. Ребенок может взять кусок пластилина понравившегося цвета и размять его в руках так, чтобы он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается, слоем в 3 миллиметра. При этом можно использовать и другие цвета, он не обязательно должен быть однотонным.

После этого ребятам предлагается набор крупы, макарон и мелких предметов. Вдавливая их в пластилиновую основу, дети тем самым создают композицию на свободную или заданную тему. Затем можно придумать название поделки, сказочную историю к ней, сделать выставку
.

Фотокопия – рисование свечой

Задачи: развитие воображения, снятие психоэмоционального напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.

Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.

Рисование песком. Эту технику можно использовать в работе с детьми от трех лет (а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем:
- различные формы нарушений поведения
- сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками
- психосоматические заболевания
- повышенная тревожность, страхи
Песочное искусство представляет собой одну из необычных техник арт-терапии, во время которой ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок, выражая на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.
Рисование песком на подсвеченном стекле постоянно меняющихся картин выглядит столь эффектно. Детям нравится эта удивительная техника.
Это один из видов увлечений, который не допускает до человека возникновения депрессивных состояний.
Свойства песка, мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создает в процессе рисования песком на стекле условия для вхождения человека в расслабляющее и снимающее стрессы медитативное состояние.

Данные техники позволяют получить следующие позитивные результаты:
1. Обеспечивают эффективное эмоциональное отреагирование.

2. Облегчают процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей.
3. Дают возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создают благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
5. Существенно повышают личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом.


Арт-терапия (от англ. art — искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.

Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции — любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего "Я" человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.

Нетрадиционная арт-терапия — это ченнелинг по рисунку. Это уникальный, ни на что не похожий метод, позволяющий очень мягко получать информацию из вашего подсознания. А это значит, что с помощью этого метода вы получите ответ на любой свой вопрос.

Метод нетрадиционной арт-терапии начинается с выбора темы рисунка. И вот здесь открывается вся глубина нетрадиционного метода. С его помощью можно проработать любой запрос. Начиная от проблем в отношениях, заканчивая пробуждением возвышенных состояний и определением пути вознесения.

Нетрадиционная арт-терапия начинается с рисунка. Рисунок тоже особенный. Даже если вы ранее держали карандаши и кисточки только в школе, пусть этот факт не пугает вас. Потоковый рисунок создаётся в специальном медитативном состоянии, в которое может ввести мастер нетрадиционной арт-терапии. В потоковых рисунках нет логики, и не стоит искать в них определённые образы, как, например, это происходит в традиционной арт-терапии. В этом и есть основное отличие нетрадиционной арт-терапии от традиционной. Рисунки прочитываются мастером с помощью сенсорного видения. Мастер считывает образы вашего подсознания и передаёт их вам. В этих образах вы легко узнаете себя, своё внутреннее состояние. Консультант прочитает вас, словно открытую книгу. Во время сеанса он также расскажет, какие изменения необходимо внести в рисунок, чтобы запустилась новая программа в подсознании.

Иными словами, у вас была проблема при определённом подсознательном отношении к ней. Проблему вы прорисовали, при этом информация вышла из подсознания. Мастер нетрадиционной арт-терапии считает её, даст подробную расшифровку увиденных образов, а также рекомендации, какие корректировки в мыслях и поведении вам необходимо внедрить в свою жизнь. При этом вы также внесёте корректировки по рекомендации мастера в свой рисунок.

И далее начинается самое волшебное действие метода. С изменённым рисунком потребуется несложная работа — смотреть на него каждый день хотя бы три минуты. Курс такой работы, как правило, составляет 21 день. При этом ваше внутреннее подсознательное отношение в проблеме начинает стремительно меняться. Порой, не проходит и нескольких часов после сеанса, как становятся заметны первые результаты.

Как это работает, спросите вы? На самом деле, во время сеанса человека ожидает очень много открытий. Каждый, кто проходит через нетрадиционную арт-терапию, начинает лучше понимать себя, своё внутреннее состояние, прислушивается к себе и своему голосу души. У человека меняется внутреннее состояние, приходят долгожданные озарения и это мгновенно отражается на его окружении. Ведь, как известно, люди и события, окружающие нас, напрямую отражают наше внутреннее состояние.

Не имеет значения, где именно вы находитесь, сеансы нетрадиционной арт-терапии одинаково эффективны, как во время личных встреч, так при удалённой работе через интернет.

Арт-терапия (от англ. art - искусство) - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.

Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции - любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.

Нетрадиционная арт-терапия - это ченнелинг по рисунку. Это уникальный, ни на что не похожий метод, позволяющий очень мягко получать информацию из вашего подсознания. А это значит, что с помощью этого метода вы получите ответ на любой свой вопрос.

Метод нетрадиционной арт-терапии начинается с выбора темы рисунка. И вот здесь открывается вся глубина нетрадиционного метода. С его помощью можно проработать любой запрос. Начиная от проблем в отношениях, заканчивая пробуждением возвышенных состояний и определением пути вознесения.

Нетрадиционная арт-терапия начинается с рисунка. Рисунок тоже особенный. Даже если вы ранее держали карандаши и кисточки только в школе, пусть этот факт не пугает вас. Потоковый рисунок создается в специальном медитативном состоянии, в которое может ввести мастер нетрадиционной арт-терапии. В потоковых рисунках нет логики, и не стоит искать в них определенные образы, как, например, это происходит в традиционной арт-терапии. В этом и есть основное отличие нетрадиционной арт-терапии от традиционной. Рисунки прочитываются мастером с помощью сенсорного видения. Мастер считывает образы вашего подсознания и передает их вам. В этих образах вы легко узнаете себя, свое внутреннее состояние. Мастер прочитает вас, словно открытую книгу. Во время сеанса он также расскажет, какие изменения необходимо внести в рисунок, чтобы запустилась новая программа в подсознании.


Иными словами, у Вас была проблема при определенном подсознательном отношении к ней. Проблему вы прорисовали, при этом, информация вышла из подсознания. Мастер нетрадиционной арт-терапии считает её, даст подробную расшифровку увиденных образов, а также рекомендации, какие корректировки в мыслях и поведении Вам необходимо внедрить в свою жизнь. При этом, вы также внесете корректировки по рекомендации мастера в свой рисунок.

И далее начинается самое волшебное действие метода. С изменённым рисунком потребуется несложная работа - смотреть на него каждый день хотя бы три минуты. Курс такой работы, как правило, составляет 21 день. При этом ваше внутреннее подсознательное отношение в проблеме начинает стремительно меняться. Порой, не проходит и нескольких часов после сеанса, как становятся заметны первые результаты.

Например, в нашей практике был случай, когда после прорисовки проблемных отношений с мамой одной женщины, сразу после сеанса состоялся её разговор с мамой, на котором мама настояла сама. В результате был решен конфликт, длившийся несколько лет!

Как это работает, спросите Вы? На самом деле, во время сеанса человека ожидает очень много открытий. Каждый, кто проходит через нетрадиционную арт-терапию, начинает лучше понимать себя, свое внутреннее состояние, прислушивается к себе и своему голосу души. У человека меняется внутреннее состояние, приходят долгожданные озарения и это мгновенно отражается на его окружении. Ведь, как известно, люди и события, окружающие нас, напрямую отражают наше внутреннее состояние.

Не имеет значения, где именно Вы находитесь, сеансы нетрадиционной арт-терапии одинаково эффективны, как во время личных встреч, так при удаленной работе через интернет.

Наверняка многие люди слышали такой термин, как "арт-терапия". Слово art с английского языка переводиться как искусство. Следовательно, в основе этого направления психологической коррекции лежит творчество и искусство. Стоит особое внимание отдать технике фракталов в арт-терапии, которая предполагает дробленое рисование, благоприятно воздействует на мозг и чувства пациента.

Сущность арт-терапии

Задачи, которые ставит перед собой арт-терапия, по сути, идентичны для других методов психологической коррекции. То есть, если глобально, это гармонизация эмоционального состояния человека. Но в арт-терапии это состояние достигается через самовыражение в творчестве. Ценность и уникальность этого метода состоит в том, что с помощью арт-терапии можно выразить самые разнообразные эмоциональные состояния и чувства:

  • страх;
  • восхищение;
  • обиду;
  • злость;
  • любовь и др.

Одной из основных идей арт-терапии (техники фракталов, драматургии и прочих) является то, что суть внутреннего «Я» личности выражается в образах, которые оно создает. Например, когда человек пишет картину или создает любой иной предмет творчества. И именно в процессе самовыражения своего «Я» и осуществляется процесс гармонизации психологического состояния личности. В основе арт-терапии лежит сублимация. То есть человек снимает определенное внутренние напряжение методом перенаправления энергии для достижения определенных целей. В случае арт-терапии это создание предметов творчества.

Что касается самих предметов творчества, то это могут быть и картины, и литературные произведения (библиотерапия), скульптуры (глинотерапия) и др. Арт-терапия является хорошим инструментом психологической работы над собой. Этот метод подходит людям абсолютно любого возраста. Возможности этого метода очень широки.

С помощью арт-терапии можно побороть определенные комплексы и страхи у детей и взрослых, гармонизировать свое психологическое состояние, поднять самооценку. К слову, это одно из самых быстроразвивающихся направлений в психотерапии. В ритме современной жизни, полной стрессовых ситуаций, все больше людей по всему миру прибегают к технике телесно-ориентированной арт-терапии как к инструменту снятия стресса и получения позитивных эмоций.

Фризлайт

Фризлайт является нетрадиционной техникой арт-терапии, а именно искусством рисования светом, для выполнения которого требуется лишь несколько обычных фотоаппаратов и наличие источника света. Одним из обязательных условий для осуществления данной техники является полная темнота. Обычно процесс фотографирования происходит в темное время суток. Для успешного проведения процесса фотоаппарат закрепляется с максимальной выдержкой, чем она будет длиннее, тем больше у художника будет времени на работу. Основными методами фризлайта являются:

  1. Динамический - при котором движутся источники света.
  2. Статический - источники света на непродолжительный промежуток подсвечивают заготовленные предметы.

Началом этого направления считаются эксперименты, проведенные в 1949 г. В тот год Пабло Пикасссо услышал от своего знакомого историю. Этим человеком был популярный на то время художник и фотограф Гийоном Мили. Мили рассказал Пикассо о новой технике фотографирования, которую он недавно применил: он прикрепил к ботинкам статиста маленькие фонари. Вдохновленный Пикассо решил сам опробовать такой метод.

Монотипия

Монотипия представляет собой особую технику рисования, которая доступна для использования всем людям, независимо от их способностей. Считается, что ее изобретателем стал художник итальянского происхождения - Джованни Кастильоне, живший в XVII веке, а распространение получила только в конце XIX века. Монотипия выполняется путем нанесения красок на гладкую поверхность. В качестве материала, который будет наноситься, можно использовать акварельный (для получения одноцветного рисунка) и масляный краски (для многоцветного). Для того чтобы разнообразить рисунок, можно применить различные способы нанесения мазков. Полученный рисунок дополняется различными средствами и приемами, среди которых стоит отметить обведение контуров черной и белой краской. Эта техника арт-терапии в психиатрии прекрасно подойдет для работы с детьми, так как она помогает им выразить свои эмоции.

Пластилиновая живопись

Живопись является одной из самых сложных разновидностей современного искусства. Искусство живописи из пластилина появилось в конце прошло века. Изначально данной техникой творили только дети. А настоящие художественные деятели считали ее детской забавой.

В и техник рисования есть много. В первую очередь, стоит выделить рисование пластилином.

Преподаватели в дошкольных учреждениях с удовольствием использовали пластилиновую живопись в занятиях с детишками. Данный тип творчества хорошо развивает пальчиковую моторику рук и мышление. Однако вскоре у этой живописи появились почитатели среди взрослой аудитории. Хотя профессионалы все равно продолжают считать данный вид искусства баловством. Со временем возникли различные техники живописного искусства из пластилина, среди которых лепка по контуру, создание рельефных работ, работы их жгутов, горошков, лепка с помощью мазков. Для каждой из этих техник потребуется определенный материал. Это может быть как обычный пластилин, так и восковой, застывающий, парафиновый и другие.

Фотокопия

Искусство рисования является интересным и увлекательным не только для детей, но и для взрослых. Одной из современных нетрадиционных техник является фотокопия - рисование с применением свечей. Данная техника абсолютно не сложная. Для ее воплощения понадобится любая свечка. Первым делом на листе бумаги рисуется эскиз будущей картины. Затем эскизные линии прорисовываются при помощи заранее заостренной в виде карандаша свечи. При помощи кисти лист смачивается водой, и сверху наносятся краски. Кисть можно заменить кусочком поролона. Затем, чтобы изображение появилось, необходимо аккуратно кистью или поролоновой губкой нанести по всей поверхности бумаги краску. И рисунок появится как при проявлении фотографий. После того как рисунок высохнет, его можно дополнить с помощью фломастеров. Фотокопия является одной из техник арт-терапии и помогает специалистам осуществлять различные психологические коррективы.

Музыкотерапия

Музыкотерапия - лечение путем использования музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Музыкотерапия может быть как частью сложного психотерапевтического лечения, так и самостоятельным методом лечения. Основными результатами применения являются:

  • восстановление;
  • образование;
  • воспитание детей и взрослых, страдающих психическими или физическими заболеваниями.

Музыкальная терапия не только оказывает влияние на психологическое здоровье человека, но также вносит активное влияние в такие процессы, как дыхание, кровообращение и другие. Ее можно использовать в комплексе с техникой закрытых глаз в арт-терапии. Она считается активной, если от пациента требуются активные действия, такие как пение или игра на музыкальном инструменте. Терапия считается пассивной, если пациент выступает в роли слушателя. Терапия будет считаться интегративной, если кроме музыки будут использоваться другие виды творчества:

  • рисование;
  • поэзия;
  • проза;
  • драматургия и другие.

Библиотерапия

Библиотерапия включает различные методики такие, как психотерапия, психокоррекция, психология, книговедение. Библиотерапия производит воздействие на пациента с помощью чтения литературы, специально подобранной для него специалистом. Целью терапии является нормализация психического здоровья пациента. В ходе терапии человек записывает все в читательский дневник. Затем специалист анализирует записанные данные. Анализ поможет диагностировать и дать объективную оценку эффективности проводимой коррекции. Данный вид терапии рекомендуется применять в работе с детьми и взрослыми пациентами, которые страдают проблемами личностного и эмоционального характера. Библиотерапия может использоваться в индивидуальных и групповых сеансах. Для проведения групповых занятий членов группы подбирают по уровню их начитанности и литературным интересам. Во время диагностики клиенты вместе с психологом анализируют воздействие прочитанных книг, что помогает пациентам осознать личные проблемы.

Драмотерапия

Драматерапия - целенаправленный метод воздействия на пациента, с помощью которого психотерапевт добивается проявления каких либо эмоций для нормализации и восстановления его эмоционального состояния. За основу данной методики берутся придуманные драматические сюжеты. Участвуя в разыгранной истории, не замечая для себя, пациент вживается в предложенную ему роль и тем самым подталкивает себя к решению возникшей у него психологической проблемы. Драматерапия нашла свое применения в лечение таких отклонений, как:

  • различные неразрешенные психологические проблемы;
  • незначительные психологические отклонения;
  • внутрисемейные конфликты;
  • психологические расстройства.

Драмотерапия также включает ресурсную технику арт-терапии и подразумевает осуществление нескольких сеансов, с помощью которых психотерапевт помогает наладить контакт пациенту с окружающим миром и решить его личные проблемы. При использовании данной методики для большинства пациентов результат стабилизации психологического состояния наступает в кратчайшие сроки.

Игротерапия

Игротерапия - метод лечения, при котором основным источником воздействия является ролевая игра. Игра помогает содействовать клиенту в преодолении его психологических и социальных трудностей. Основной целью является снятие преград в личностном росте и эмоциональном развитии. К данному методу относят все психотерапевтические воздействия с помощью игр и игрушек. Объектом лечения может быть человек любого возраста и социального статуса, однако чаще всего данный метод применяется к детям и подросткам. В процессе игры играющий учится справляться со своими чувствами и ситуациями, которые моделируются в игре. Одним из важнейших преимуществ игротерапии является то, что в процессе игры можно выявить источник проблемы, а затем мягко и осторожно оценить и скорректировать состояние ребенка или взрослого. Также с ее помощью можно научить группу людей коллективно взаимодействовать в решении задачи игры.

Изотерапия

Изотерапия - методика, применяющаяся в психотерапевтическом направлении и использующая живопись. К этому методу относятся раскраски антистресс, креативные техники раскрашивания в арт-терапии и прочие методы. При применении изотерапиии на практике пациент создает свои картины или активно взаимодействует с уже готовыми изображениями. Данная методика имеет активное воздействие не только на детей, но и на взрослых. Суть техники рисования в арт-терапии заключается в том, что «художник» активизирует работу мозга и выплескивает все скрытые мысли на бумагу. Вспомогательными инструментами данной методики являются бумага, краски и карандаши. Через определенное время по сохраненным работам психотерапевт определяет динамику улучшения или ухудшения психологического состояния пациента. Для достижения полноценного положительного результата от техники рисования в арт-терапии для пациента занятия проводятся систематические и под наблюдением врача. Применение изотерапии на практике является проверенной методикой, которая дает положительные результаты в лечении психологических отклонений.

Коллаж

Составление композиции, связанной по смыслу из многочисленного количества картинок, различных изображений или рисунков называется коллажем (техника арт-терапии). Семейная работа сближает, и это отличный вариант тем, кто хочет провести коллективную работу.

Такое понятие, как коллаж, появилось в конце XX века и за короткое время произвело позитивное впечатление на любителей искусства. Для составления данной композиции применяется определенная «платформа» в виде листа бумаги, ватмана или какой-либо ровной поверхности, на которой с помощью клея закрепляются различные изображения. Как дополнительный вид декора к коллажу могут крепиться различные аппликации и небольшие предметы. Главная особенность коллажа - это возможность сочетания различных изображений, не схожих по своей тематике. Собранная история на «платформе» выделяется своей оригинальностью и неповторимостью. За последнее время коллаж стал настоящим произведением искусства, который может создать каждый желающий.

Песочная терапия

В психологической практике используют множество методов для работы с людьми, имеющими психологические проблемы, а также детьми. Одним из них является базовая техника арт-терапии с использованием песка. Метод пользуется популярностью из-за своей эффективности и несложности в использовании. Пациент при помощи песка пытается гармонизировать свое внутреннее и внешнее "Я", а также побороть стресс. При проведении терапии используют поднос с песком, водой и небольшими фигурками. Пациент, используя собственную фантазию, должен соединить все воедино. Создание песочных композиций, а также их реконструкция - особый ритуал. На основе него можно проследить динамику психических изменений. Это своеобразная методика арт-терапии. Человек погружается в творчество и учится слушать свои мысли, что способствует решению психологических проблем, которые были до терапии.

Цветотерапия

Цветотерапия - современный метод психокоррекции с использованием цветовой палитры. С древних времен считалось, что цвет обладает силой, восстанавливающей душевной спокойствие, и способен излечить различные болезни. Считается, что человек воспринимает цвета не только с помощью зрения, но и бессознательно поглощает его через кожные покровы, мышцы и даже кости. Современные специалисты применяют цветовую терапию для лечения стрессов, головных болей, хронической усталости и недосыпа и других психологических проблем. Также лечение цветом хорошо влияет на восстановление состояния и внешнего вида кожи человека, прекрасно стимулирует иммунитет. Цветотерапию также применяют при пониженном аппетите, аллергии, заболеваниях кожи, ЖКТ и других болезнях. Любой человек после тяжелого дня инстинктивно мечтает оказаться в подходящей цветовой среде, искупаться в синем море, полежать на зеленой лужайке и тому подобное.

Сказкотерапия

Сказкотерапия является одним из нововведений в арт-терапии. В психологии данный метод психокоррекции и психопрофилактики стал использоваться специалистами сравнительно недавно. Сказки еще с давних времен наши предки использовали для передачи информации. Сказочные истории очень глубоко воздействуют на подсознание и сознание как деток, так и взрослой аудитории. У детей данный метод развивает фантазию и учит их искать выходы из различных жизненных ситуаций. С взрослыми людьми терапия работает также прекрасно. Современные специалисты довольно часто стали применять сказкотерапию на своих семинарах, тренингах или индивидуальных сеансах, ведь ее можно отнести к ресурсной технике арт-терапии. Во время проведения данной терапии могут использоваться не только существующие произведения, но и придумываться новые. Сегодня сказкотерапия являются серьезным средством формирования сознания взрослых и отличным методом воспитания детей.

Фототерапия

В современном мире фототерапия является методом психокоррекции из одной из разновидностей арт-терапии. Данный темп терапии стремительными темпами набирает популярность. Специалисты используют различные фотографии для лечения депрессивных состояний, познания пациентами своего внутреннего мира, чувств и страхов. Методика работы данной терапии довольно проста. Пациент рассматривает различные фотоснимки, чтобы погрузиться в события своего прошлого. Во время продолжительного рассказа специалист делает различные пометки, а потом на их основе строит выводы о проблемах и их причинах. Фототерапия может быть индивидуальной, групповой или даже семейной. Для ее проведения человеку понадобится мобильный телефон, цифровая камера или просто старый фотоаппарат. Данный вид арт-терапии может использоваться для лечения людей различных возрастов во время решения большого списка проблем.

Глинотерапия

Глинотерапия - метод, который применяется в психологии и является разновидностью арт-терапии. Эту методику используют в лечении страхов, агрессии, неуверенности в себе у взрослых и детей. Также с успехом применяется при лечении гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей. Глинотерапия помогает человеку выразить те чувства, которые спрятаны в его подсознании и не находят выхода. Также при правильной интерпретации получившихся фигур можно понять, каких чувств и эмоций не хватает в жизни человека, о чем он даже еще не подозревает. Если на первых занятиях у человека не получаются фигуры, они ему не нравятся, то это тоже оказывает определенный терапевтический эффект. На последующих занятиях у человека все равно начнет получаться лучше. Видя повышение своего мастерства, он получает эмоциональное удовлетворение. У гиперактивных ребят, детей с синдромом дефицита внимания формируется усидчивость и улучшается концентрация внимания.

Применение техники и упражнений арт-терапии - метод воздействия на психику человека при помощи средств, образов, предметов, занятия и так далее. Арт-терапия способна вернуть к нормальной жизни человека с психическими расстройствами. Арт-терапия влияет на подсознание. За счет методики ее проведения, у человека на подсознательном уровне формируется изменение черт характера, поступков. Так, человек может избавиться от фобий, полюбить то, что ранее ему казалось чуждым, и так далее. Психология арт-терапии - уникальная возможность понять то, что было непонятно, увидеть, то, что было не видно, изменить то, что было невозможно, а также повысить самооценку, поднять настроение, изменить характер, поведение и много другое. Но вместе с тем методику арт-терапии может внедрять только знающий область психиатр. Судя по советам психиатров, методы и техники арт-терапии использовать следует лишь в тех случаях, когда возникшую проблему сложно решить другим методом, когда во время лечения человек чувствует себя некомфортно.

Например, отсутствие желания жить, депрессивное состояние, нахлынувшая апатия и так далее причин имеют много. Это может быть психологическая травма, полученная в раннем детстве, временный кризис, развитие страха и тому подобное. Чтоб справиться с этим, приема одних медикаментов мало. Тревога, страх, апатия, депрессия, отлично поддаются лечению во время игры, через искусство и так далее. Определенную технику арт-терапии и упражнения можно выбрать на свое усмотрение. Главное, чтобы это заинтересовало пациента. Только так арт-терапия принесет положительный результат. Самая популярная и часто используемая методика - воздействие через искусство, рисунок, цвет, музыку. Для детей более подходит сказкотерапия, игротерапия и другие. Главный результат - это изменение человека, когда он перестал свои мысли держать в себе. Все негативное он смог вылить на бумагу, открывшись. Регулярное проведение арт-терапии изменит жизнь к лучшему.

Испытывает ли человек разные ощущения во время четвертой стадии ?

Опыт сам по себе является ясновидением. Не существует на самом деле такой вещи как «духовный опыт». Есть только промежуток. Тот, кто проходит через опыт, отсутствует, поэтому вы не можете говорить в терминах опыта. Ваш опыт – это момент отсутствия какого-либо опыта. Возможности языка ограничены, поэтому я только говорю, что это промежуток.

Любое описание будет негативным. Язык предназначен для событий, а не для тишины. Если я попытаюсь выразить то, что происходит в медитации посредством языка, термины, которые я буду использовать, будут зависеть от меня. И один термин будет таким же бесполезным, как и все остальные термины, потому, что опыт невозможно описать словами. Поэтому вы можете назвать его брахманом, можете назвать нирваной или чем вам больше нравится, но это будет просто выбор между разными названиями.

Одно название несет в себе так же мало смысла, как и любое другое. Поэтому все типы религиозного языка – Христианство, Индуизм или Буддизм – будут равны бессмыслице. Единственная общая черта, необходимое единство всех религий заключается в том, что их языки все равны в своей ошибочности. По-другому и быть не может. Это не осуждение, это факт – потому, что промежуток не может быть выражен, он может быть только прочувствован. А у чувства нет языка; оно не имеет слов.



Если эго исчезает во время четвертой стадии , то что же потом происходит когда четвертая стадия заканчивается, и человек возвращается из медитации ?

Эго возвращается, потому что весь механизм остается на месте. Он не умер. Все прошлое осталось. Какое-то время вы не являлись его частью, на пару минут вы вышли за пределы ума, эго. Вы находились за их пределами. Вы оставили дом. Теперь вы снова вернулись. Но вы не можете возвратиться тем же человеком, который покидал дом, потому, что вы узнали нечто запредельное. Вы не сможете снова стать прежними, однако вы все еще возвращаетесь.

Чем легче становится для вас выходить и возвращаться, тем более вероятность того, что началась новая стадия, в которой вы находитесь ни снаружи, ни внутри – вы вышли за пределы того и другого. Это состояние кульминационное, потому что тогда вы можете выходить, когда хотите выйти и возвращаться, когда хотите вернуться. Вы не являетесь ни тем, что снаружи, ни тем, что внутри. Вы возвысились над обоими состояниями. Это и есть самадхи.

Когда я могу придти или уйти, в зависимости от того что я выбираю. Когда я могу быть внутри или снаружи, когда это становится все легче и легче для ума находиться здесь или не находиться здесь в зависимости от того что я предпочитаю, тогда и внутреннее и внешнее может быть отброшено. Только в этом случае достигнута глубочайшая суть. Это самадхи. То, что происходит во время четвертой стадии – это просто проблеск. В Дзен Буддизме этот проблеск называется сатори. Сатори – это не самадхи, сатори – это просто проблеск, потому что вы все еще возвращаетесь из этого состояния. Но вы не можете возвратиться из самадхи: это точка, из которой никто не возвращается.

Медитация - ощущение души

Что происходит с тем, кто достигает самадхи?

Если вы говорите «кто-то достигает», тогда кто-то все еще остается. Только когда кого-то нет, кто-то отсутствует, он действительно достигает. Кто-то движется в медитацию , кто-то возвращается из медитации – это есть ощущение души. Но никто не достигает самадхи, потому, что когда самадхи достигнуто, там никого нет.

Существует много религий, которые останавливались в точке, которая достигается на четвертой стадии Динамической Медитации . Поэтому они говорят, что существует душа, атман, потому что, все, что они знают это возвращение и выход души. Но четвертая стадия является всего лишь проблеском. Вы выходите – вы оставляете тело, ум, эго – и вы снова возвращаетесь. Точка эта не является точкой не-возвращения. Существует тысяча и одна возможность вернуться обратно.

Вы возвращаетесь, потому что весь механизм остается и находится в ожидании вас. Вы возвращаетесь, и снова все включается в работу. Все что у вас осталось – всего лишь воспоминание о промежутке. Но этот промежуток зовет вас к себе снова и снова.

Некоторые религии, например как Дзен, неверно воспринимали это сатори, этот проблеск за предельный опыт, за самадхи. Но проблеск этот не самадхи, потому что в любой момент вы можете вернуться. Эго не умерло, вы просто временно выпрыгнули из него. На мгновение вы освободились из его хватки, но теперь вы снова к нему вернулись. Сатори является просто прыжком. Не цепляйтесь за него.

Вы можете очень легко привязаться к прыжку, потому что он так божественен. Каждый раз, когда вы входите в этот опыт, он дает вам определенную свежесть, он приводит вас в восхищение. Но тогда вы продолжаете повторять опыт вхождения в медитацию , чувствуя его блаженство, и снова возвращаясь. Постепенно процесс превращается в рутину, и когда вы возвращаетесь, вы начинаете думать, что достигли предельного опыта, возможно потому, что опыт быль столь блаженным. Но вы не познали еще того, что находится за пределами блаженства. Поэтому каждый опыт медитации становится частью все той же повторяющейся, механической, рутинной канавы. Теперь даже промежуток, даже медитация , становится частью механического функционирования.

Существуют религии, которые остановились в этой точке. Поэтому они говорят, что существует душа, индивидуальная душа. Они не могут принять брахман. Брахман приходит только после того, как вы вышли за пределы четвертой стадии – когда вы можете самостоятельно выходить и возвращаться, не привязываясь к блаженству промежутка. И начав однажды наблюдать этот выход и возвращение, медитативное состояние ума и не-медитативное состояние ума, вы подойдете к очень деликатной точке. Тогда вы узнаете, что это тоже привычка, которую вы можете продолжать многие жизни. Это не является самадхи, это не предельная осознанность. Это – сатори.

Когда вы начнете наблюдать все эти вещи, тихая осознанность начнет входить в вас. Тихая осознанность, не-выбирающая осознанность возможна только в этой точке, и никак не раньше.

Ты имеешь в виду после сатори?

Да. Только после сатори, никак не раньше. Когда вы становитесь молчаливо осознанными относительно выхода и возвращения в эго, предельный взрыв может произойти. Вы выходите за пределы всяких «вне и внутри». Вы растворяетесь во взрыве.

Эта точка есть точка нирваны, брахма-апаладхи, мокши или назовите ее как угодно. Она никогда не записывается умом. Она никогда не может быть записана, потому что сам механизм растворился.

Продолжает ли тот, с кем это произошло, после этого жить в теле?

Определенно, потому что работа тела является другим процессом. Оно имеет свой собственный процесс. Достигший может жить в теле, либо покинуть его. Для посторонних кажется, что он продолжает жить в доме, но для самого резидента дом перестал существовать. Вся Вселенная превратилась в тело.

Остается ли индивидуальное тело?

Нет. Так только кажется посторонним наблюдателям. Если я попытаюсь говорить об этом, вербализировать, тогда все станет проблематичным.

Каждый раз, когда разговор заходит о том, что происходит с тем, кто вышел за пределы медитации , мы сталкиваемся с парадоксом. Он никогда не сможет быть объяснен, потому, что любое объяснение породит новые парадоксы, новые противоречия.

Эта пятая стадия является взрывом всего того, что было. Теперь ничего не остается. Она является взрывом тотальности, которой вы были: вашей памяти, вашего интеллекта, вашего эго, вашей личности, вашего существа, вашей души. Все, чем вы являлись, сейчас исчезло. Вы просто вышли за пределы. Вас здесь нет. Вы стали всем. Точка эта есть точка брахмана, космического сознания .

Динамическая Медитация может подвести только к четвертой стадии – к сатори. Пятая находится за пределами метода. Путеводитель существует только до четвертой стадии . Поэтому Кришнамурти говорит об отсутствии метода. Пятая стадия выходит за пределы путеводителя. Тихая осознанность всегда находится за пределами совета. Либо она случается, либо не случается.

Пятая стадия – сама является существованием.

Каждый день Будде задавали один и тот же вопрос: «Что случается с просветленным человеком? Куда он уходит? Он существует или нет?»

Когда эти вопросы стали слишком настойчивы, Будда сказал: «Это не имеет значения. Не спрашивайте. Это тот вопрос, который не должен задаваться».

Он перечислил одиннадцать запрещенных вопросов, и этот вопрос принадлежал к списку. Нельзя полагать, что Будда не знал правильного ответа. Он не отвечал, потому что любое утверждение породило бы новые проблемы.

В чём смысл жизни?

В чем заключается смысл жизни? Почему мы должны практиковать йогу или любую другую медитационную технику или дисциплину? Какова миссия у человека?

Жизнь это тайна, которая не может быть раскрыта. Если бы ее можно было бы раскрыть, тогда тайна перестала бы существовать. Не существует жизненной миссии, потому, что миссии нет места в тайне. В тайне может быть просто игривость, лила.

Вся эта Вселенная есть просто игра энергии. Игра означает отсутствие цели, или ее цель в самой себе. Нечего достигать. Само действие является достижением. У жизни нет миссии, потому, что жить – это достижение. Поэтому вы можете жить разными способами, вы можете заниматься многими вещами.

Все это просто поток энергии вовне, бесцельная космическая игра. А потому она является тайной.

Запад более настойчив в раскрытии нового, чем Восток. Он более любознателен, он любит исследовать, но он никогда не сможет достигнуть религиозного сознания, потому, что он никогда не сможет воспринимать жизнь как бесцельное бытие. Мы всегда могли видеть смысл в бессмыслице, мы всегда могли распознать в бесцельности ее собственную цель, ее собственную значимость. Жизнь есть – и точка. Существование есть – и этого достаточно. Зачем просить о большем? Что может быть большее нежели существование?

Когда вы достигаете сатори, ощущение бесцельности жизни начинает впитываться в вас – жизнь становится игрой. Поэтому монахи Дзен счастливы и несерьезны. Серьезный человек тот, кто никогда не испытывал чуда, мистики, а потому серьезный человек никогда не может быть религиозен. На стадии, когда начинает происходить сатори, вы становитесь игривы. Жизнь становится просто шуткой. Озабоченность жизнью исчезает. Вы можете над ней посмеяться. Дзен монахи могут посмеяться даже над Буддой. И это прекрасно, настолько прекрасно – ничего похожего не достигалось где-либо еще.

Люди боятся придти к этому состоянию, потому что знают, что это потревожит устои общества.

Оно тревожит, так как общество создано людьми, которые страдают от болезни под названием серьезность. Над всем обществом доминирует эта особая болезнь. Она захватила все: все загнано в рамки, расставлено по местам, разграничено.

Игра не может быть разграничена. Когда я люблю кого-то – это игра. Но когда любовь переходит в брак, тогда игра прекращается. Она становится серьезной сделкой. Любовь всегда игрива, поэтому она всегда моментальна. Она приходит и уходит. Но брак есть нечто статичное. Он приходит и никогда не уходит. Он является планом, разграничением, фиксированным шаблоном.

Ты утверждаешь, что брак не может быть духовным?

Он и не может быть. Брак никогда не сможет быть духовным, потому что представляет собой фиксированную вещь. Но я использовал брак только в качестве примера. На самом деле, все общество никогда не может быть духовным, так как оно базируется на правилах. Правила всегда серьезны. Вы не можете относиться к ним игриво.

Когда Бодхидхарма достиг Китая, он положил один ботинок себе на голову, а второй оставил на ноге. Император спросил его: «Что ты делаешь? Что за чепуха!»

Бодхидхарма ответил: «Я шучу».

Император сказал: «Но мы никак не ожидали шуток, смеющийся садху»

Бодхидхарма ответил: «Как может садху оставаться серьезным? Бог несерьезен, он так бесконечно игрив!»

Творчество появляется из игривости. Поэтому так много творчетва рождается из сатори.

Loading...Loading...