Венчание в православной церкви при наличии детей. Можно ли венчаться второй раз? В каких случаях это допускается? Что нужно для венчания в церкви, если уже женаты

В былые времена, когда вера занимала в человеческом обществе не последнее место, все браки заключались в церкви, перед Богом. Этот церемониал не утратил актуальность и в наши дни. Но если раньше повенчанные возлюбленные чтили таинство и данную клятву о долгой семейной жизни перед церковью и Богом и считали, что заключенный таким образом брак - это раз и навсегда, то сейчас ценности несколько изменились.

Современные пары проводят таинство венчания из-за красоты обряда, совершенно не придавая значения его важности и серьезности. Такие супруги разводятся, женятся и даже задумываются о повторном церковном ритуале уже с новым избранником.

Но можно ли венчаться второй раз? В каких случаях это разрешено и что нужно сделать, чтобы получить согласие церкви?

Таинство венчания

Но прежде чем узнать, можно ли венчаться второй раз в церкви, стоит рассказать, что же такое венчание и какой смысл заложен в этом обряде.

Венчание - это обряд таинства брака, который совершается во время проведения церковной службы. Таинство брака - это божественное благословение брачующихся христиан на долгую и счастливую супружескую жизнь.

В православии эта красивая торжественная церемония проводится уже после официального заключения брака в ЗАГСе. Осуществляет процесс благословления священник белого духовенства.

Уже связанные супружеским союзом новобрачные входят в храм, держа при этом по зажженной свече. Они подходят к алтарю и становятся на расстеленный на полу белый плат. Священник, прежде чем приступить к благословению, спрашивает у супругов о серьезности их намерений и, получив утвердительный ответ, читает иерейские молитвы, затем с благословением надевает венцы на головы жениха и невесты, а после 3 раза проговаривает специальную молитву таинства.

Что касается того, может ли человек венчаться второй раз, то здесь православная церковь запретов не выдвигает, но некоторые ограничения есть. Да и сам церемониал уже не будет таким торжественным.

Кому венчаться и первый, и второй раз запрещается церковью?

Несмотря на то что повторный брак, "заключенный на небесах", не возбраняется священнослужителями, все же допустить к нему могут не всех.

Кому же наверняка откажут?

  • Паре, которая сожительствует вместе, иными словами, состоит в "гражданском браке". По церковным канонам такой брак противоречит всем христианским убеждениям.
  • Монахам, целибатам, которым принятые ими обеты запрещают вступать в брак. Священнослужители, не принявшие еще сан, могут обзавестись женой.
  • Супругам, которые оба или один из них имеют за плечами более трех браков. Церковь еще приемлет в жизни человека 3 брака. Четвертый уже расценивается как греховное деяние.
  • Изменщику, по вине которого распался предыдущий супружеский союз. Лицам, которые стали инициаторами развода, прелюбодеятелям христианство откажет в таинстве даже после прохождения исповеди.
  • Супругу с душевными расстройствами и психическими отклонениями также не разрешено проводить таинство брака.
  • Лицам до 18 лет (нижний возрастной предел для венчания - наступление гражданского совершеннолетия, когда можно оформить брак в ЗАГСе), а также лицам пожилого возраста: женщинам от 60 и мужчинам от 70 лет.
  • Жениху и невесте, брак которых не одобрен родителями, а также брачующимся, которых женят против их воли. Мнение родителей высоко ценится христианской церковью. Но и совершение таинства против желания супругов недопустимо.
  • Паре, имеющей близкие родственные связи до третьего поколения. Кровосмешение - это греховное действие.
  • Паре, в которой один из супругов или оба некрещеные.
  • Если один из супругов не оформил бракоразводный процесс с бывшим избранником и на государственном уровне еще связан семейными узами.
  • Если у венчающихся разное вероисповедание. Если желание узаконить свой брак церковно сильное, то один из супругов другой веры должен принять православие. Это условие обязательно.

По правилам православной церкви отступление от этих запретов недопустимо.

Развенчание

Если действовать по всем христианским предписаниям, то никакого развенчания быть не может, поскольку брак перед Богом заключается единожды и расторжения не подразумевает. Да и такого понятия, как "развенчание", нет.

Развенчание не предусматривает никакой торжественной процедуры. Это просто повторное венчание после официального развода и нового, государственно зарегистрированного брака.

Венчание второй раз с другим супругом

Если не отступать от церковных предписаний, то второй "небесный" брак невозможен, поскольку божественное благословение дается единожды, а сила его настолько крепка, что разорвать ее невозможно. И все же религия учитывает человеческие слабости, поэтому ответ на вопрос о том, можно ли венчаться второй раз, будет утвердительным.

Но все же вторично вступать в церковный союз может пострадавшая сторона, иными словами, человек, который был предан в супружеской жизни или не являлся инициатором развода.

Можно ли венчаться второй раз с другим? Можно, но прежде лучше все обдумать.

Чем отличается второе венчание от первого?

Различия первого и второго таинства брака есть. Первое сопровождается торжеством, возложением венцов на головы молодоженов. Священник читает молитвы о благословении пары. Второе венчание намного короче первого. Оно исключает всякого рода торжество, свечи, венцы. Молитва при этом читается о покаянии одного из супругов и об отпущении его грехов.

Вдовы и вдовцы: имеют ли право на церковный брак?

Можно ли вдове венчаться второй раз? А вдовцу? Особенно тем, кто связан церковными узами с супругом, которого уже нет в живых?

Православие допускает такую возможность, поскольку супружескую связь прервала смерть. Однако святой апостол Павел говорил, что лучше принять свою участь вдовы или вдовца и проходить в таком положении до конца своих дней. Все из-за того что брак, благословленный Богом, подразумевает сохранение верности своему избраннику и при жизни, и после смерти.

И все же если овдовевший супруг решил повторно связать себя брачными узами и при этом предстать перед Богом и попросить благословения, то церковь не лишит его этой возможности, но и на торжественную церемонию рассчитывать ему не придется. Процедура пройдет по правилам второбрачия.

Можно ли венчаться вдовцу второй раз? Как и вдовам, им это не воспрещается, но при условии, что последний брак не был третьим по счету.

Разрешение на повторный брак: как получить?

Перед тем как провести обряд венчания второй раз с новым супругом, сперва необходимо развенчаться с предыдущим своим избранником. А после получить разрешение на проведение церемонии вторично.

Для этого следует обратиться в церковь к священнику и на имя архиерея написать прошение о разрешении вторичного венчания. При этом к оформленному прошению потребуется приложить два свидетельства: о разводе и о заключении нового брака.

После этого супруг, уже побывавший в брачном союзе, должен пройти процедуру покаяния. В процессе он должен раскаяться за ошибки, допущенные в предыдущем браке, да и по жизни в целом. Покаяние может проходить в виде исповеди.

Только после прохождения всех процедур можно осуществлять таинство брака повторно.

Правила второго венчания

Можно ли мужчине венчаться второй раз? А женщине? После развода жизнь не заканчивается, многие обзаводятся новыми возлюбленными и хотят не только на государственном уровне заключить брак со своим избранником, но и на "небесном". Процедура будет возможной, если соблюсти ряд церковных предписаний:

  1. Перед процедурой супругу, венчающемуся повторно, необходимо пройти покаяние или исповедь.
  2. За несколько дней жениху и невесте нужно соблюсти пост, который очистит их организм и освободит разум. Позволит трезво понять, нужно ли это им или нет.
  3. За 12 часов до мероприятия обоим брачующимся необходимо воздержаться от пищи и воды. Если интимная связь в паре есть, то несколько дней перед таинством от нее лучше воздержаться.
  4. В день самого венчания, за несколько минут до него, жених и невеста произносят несколько молитв: Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Ангелу-хранителю и Последование ко Святому Причащению.
  5. Для венчания необходимо подготовить и передать священнику: обручальные кольца, две иконы - Иисуса Христа и Божьей Матери, рушник и две свечи для обряда.

В какие дни нельзя проводить таинство, ни первое, ни второе?

Как и многие церковные обряды, венчание исключает некоторые дни, когда его совершение невозможно. Речь идет и о превом, и о повторном таинстве:

  • нельзя проводить церемонию в период постов;
  • в дни, совпадающие с Масленичной и Пасхальной седмицей;
  • с 7 по 19 января;
  • накануне церковных, двунадесятых и великих праздников (это связано с тем, что нельзя вечер перед праздником проводить с шумным гулянием в честь венчания);
  • по субботам, вторникам и четвергам (перед постными днями) в течение всего года;
  • накануне и в дни Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Но если есть действительно уважительная причина, по которой нет никаких возможностей переноса венчания, то архиерей может пойти на уступки и сделать исключение.

Второе венчание и беременность: как быть в этом случае?

Второе таинство брака допускается церковью и в том случае, если венчающаяся женщина в положении. Ведь ребенок - это Господне благословение. Родиться, жить он должен в семье, в которой брак родителей одобрен свыше.

Поэтому каждый мудрый священнослужитель никогда не откажет в венчании пары, ожидающей рождения ребенка, даже несмотря на то что один из супругов проходит обряд второй раз.

Мнение православной церкви о втором венчании

Можно ли венчаться второй раз с другим? Что говорят по этому поводу церковнослужители?

Мнение работников церкви едино - первое венчание наиболее ценно, чем второе. Ведь все таинства, совершенные в стенах церкви, не имеют обратного действия. То есть развод или развенчание в христианстве не предусмотрено. Поэтому второй брак перед Богом не имеет особой ценности в условиях православия. Это своего рода попытка людей исправиться в новых отношениях.

Несмотря на такое мнение, второе таинство венчания не возбраняется.

Повторные венчания знаменитостей

Самым нашумевшим событием ноября 2017 года стало венчание Аллы Пугачевой и Максима Галкина, проживших в официальном браке 6 лет. Для шоумена и пародиста это было первое таинство, в то время как для примадонны советской и российской эстрады венчание было вторым.

Свой первый церковный брак Пугачева заключила в 1994 году с Филиппом Киркоровым. Как утверждает Алла Борисовна, это была ее ошибка, совершенная по глупости и незнанию. За нее она будет каяться всю оставшуюся жизнь, поскольку настоящего мужа она встретила в лице Галкина. И она безмерно счастлива, что второе таинство ей было позволено.

Что удивительно, повторное венчание Пугачевой сопровождалось пышным торжеством, со всеми обрядами и церемониями. Было приглашено немало гостей, среди которых и известные персоны.

К тому же многих православных верующих немного смутил тот факт, что Пугачевой на момент венчания было 68 лет. А по правилам церкви женщин, переступивших возрастную черту в 60 лет, к "браку на небесах" не допускают. Но по некоторым сведениям, в таком возрасте отказывают в третьем венчании.

Что касается Максима Галкина, то он незадолго до торжественного мероприятия принял православие и крестился в одной из московских церквей. Обратился он в веру специально, чтобы обвенчаться со своей женой.

В заключение

В этой статье было рассмотрено, в каких случаях можно венчаться второй раз. Как утверждают церковные служители, такое действие возможно с соблюдением некоторых правил.

И все же первый венчаный брак наиболее ценен в глазах Бога. Именно поэтому он проводится в сопровождении красивого торжества как знак одобрения и благословения Всевышнего. И если возлюбленным удастся прожить всю жизнь вместе, не прибегая к бракоразводному процессу, то после смерти им это воздастся.

Как утверждают церковнослужители, людей, обращающихся за повторной процедурой таинства брака, немного. Разочаровавшись единожды в супруге и связывая свою жизнь с новым избранником, люди не хотят гневить Бога.

Обряд венчания является одним из семи таинств христианской церкви. Первые подобные церемонии начали проводиться еще в I веке нашей эры, а формирование целостного чина венчания относится к IV столетию. Разрешает ли церковь обвенчаться без официальной росписи с загсе, и если да, то при каких условиях?

Обряд венчания знаменует собой соединение двух человеческих душ. Согласно христианским взглядам, после венчания мужчина и женщина становятся «малой церковью». Их дальнейшая совместная жизнь освящается благодатью, благословляется на рождение и воспитание детей.

, за редкими исключениями, возможно единственный раз в жизни , поэтому выбор будущих супругов должен быть осознанным актом добровольной любви. Церемонии предшествует длительная подготовка, которая включает в себя посещение предбрачных курсов, пост, участие в таинстве исповеди и евхаристии.

Обвенчают ли в церкви без брака?

До 1917 года, когда церковь и государство не были разделены, церковный брак обладал абсолютной полнотой законности и юридической силы. Любой супружеский союз заключался в стенах храма. Во время существования СССР на церковные традиции наложили вето и сформировали специальные органы власти.

В настоящее время официальная регистрация брака в государственном учреждении (загсе) – обязательное условие для проведения священнослужителем обряда венчания. Христианская церковь определяет законопослушность как разновидность добродетели, поэтому предварительное получение свидетельства о браке подтверждает серьезность намерений молодых. В противном случае венчание может быть просто данью семейной традиции или его проведение вызвано желанием лишь одного из супругов.


Предварительное заключение официального брака, с точки зрения церкви, также необходимо для исключения возможности повторного брака, многоженства и многомужества, союзов между кровными родственниками и т.д.

Венчание является последним шагом в подтверждении взаимной любви, который невозможно отменить в отличие от государственного или, так называемого, гражданского брака.

Важно! Многолетнее сожительство не становится аргументом в пользу проведения таинства. Напротив, церковь воспримет отношения как безнравственные: такие пары не будут допущены до причастия, пока не покаются, что жили во грехе.

То, что в современном обществе принято называть гражданским браком, с религиозной точки зрения, браком не является вовсе. Гражданским церковь называет брак, заключенный в государственных органах власти.


Проживание мужчины и женщины вместе, ведение ими общего хозяйства и даже наличие совместных детей «без штампа в паспорте» являются обыкновенным сожительством, которое священнослужители относят к блудному греху – одному из семи смертных грехов, которые искупить труднее всего.

Церковнослужители уверены, что при сожительстве отсутствует всякая ответственность человека за себя и своего супруга, не определены взаимные обязательства. Нежелание вступать в законный брак обычно вызвано недоверием, пренебрежительным отношением друг к другу. Это свидетельствует о недостатке истинной любви, а именно на ней и зиждется христианство.

Другой возможной причиной сожительства является неуважение к церковным и светским законам , что также не может быть одобрено церковью.

Популярные отговорки

От противящихся росписи в загсе верующих порой можно услышать странные фразы.

Например, в попытке найти оправдание, многие говорят, что важно обвенчаться, а штамп в паспорте – «дело наживное» и ставить его необязательно. Это справедливо, но напрашивается встречный вопрос: к чему противиться «ничего незначащей» формальности, и почему не пройти 15-минутную процедуру росписи?


Еще один распространенный довод: «У нас такая сильная любовь, но совершенно нет денег на свадьбу, поэтому пока просто обвенчаемся». В этом случае можно выбрать , заплатив всего 350 рублей госпошлины . При подобной отговорке у священника возникнет справедливое сомнение: на что же будут жить молодые, растить детей, благоустраивать быт, если даже денег на скромную церемонию не могут накопить?

Возможны ли исключения?

Канонического запрета на проведение обряда венчания без официального заключения брака не существует. Однако простого желания будущих супругов недостаточно. Поскольку ответственность несут не только молодые, но и священнослужитель, то каждый такой случай рассматривается индивидуально архиереем соответствующей епархии. Только епархиальный архиерей дает разрешение обвенчаться в обход правил.


Три частые причины для исключений:

  1. Государственная регистрация и обряд венчания назначены на одну дату с разницей в несколько часов. Если показать батюшке талон-приглашение в загс на определенную дату с указанием имен, он, вероятно, уступит и разрешит сначала провести венчание, а затем церемонию росписи в загсе;
  2. Наличие уважительных обстоятельств , например, при предстоящей операции с риском для жизни или перед поездкой супруга в «горячую точку» местное епархиальное управление, скорее всего, даст добро на венчание без заключения государственного брака;
  3. Желающая обвенчаться без штампа в паспорте пара является послушными прихожанами церкви на протяжении многих лет , а настоятель храма видит их искреннее отношение друг к другу, он может сделать исключение. В таком случае он полностью берет на себя ответственность за их союз.

Интересно! В России известна звездная пара Антона Макарского и Виктории Морозовой, которых обвенчали без росписи именно из-за последней в списке причины.

Полезное видео

Все больше молодых людей обращаются к Богу, поэтому обряд венчания становится настолько значимым для будущей семейной жизни. Однако церковь не разрешает проведение таинства без регистрации брака в загсе. О причинах запрета и возможных исключениях — в видео:

Заключение

Хотя современная церковь признает религиозную законность государственного брака, для получения всей полноты благодати будущей семье необходимо проведение таинства венчания. Полноценным союз мужчины и женщины становится после заключения брака на двух уровнях: государственном (светском) и религиозном (церковном). Венчание без предшествующей официальной регистрации практически невозможно и проводится в исключительных случаях.

Если паре важно обвенчаться без росписи в загсе, единственный выход – искренний разговор со священником в той церкви, где планируется торжество. Если он сочтет аргументы недостойными внимания, остается смириться и пересмотреть свои взгляды на светскую роспись. Тем, кто готов дать друг другу обещание перед лицом Бога о преданности до конца жизни, не составит моральных трудностей сказать «Да» и в органах загса.

Наталья Капцова


Время на чтение: 11 минут

А А

Христианская семья появляется исключительно по благословению Церкви, соединяющей влюбленных в одно целое во время таинства венчания. К сожалению, для многих таинство венчания сегодня стало модной необходимостью, и перед обрядом молодые больше думают о поисках фотографа, нежели о посте и душе.

Зачем же на самом деле венчание нужно, что символизирует сам обряд, и как принято готовиться к нему?

Значение обряда венчания для пары – надо ли венчаться в церкви, и может ли таинство венчания укрепить отношения?

«Вот мы повенчаемся, и тогда нас точно никто не разлучит, ни одна зараза!», — думают многие девушки, выбирая для себя подвенечное платье.

Конечно, в какой-то степени венчание – оберег для любви супругов, но в первую очередь, в основе христианской семьи лежит заповедь о любви. Венчание – не сеанс магии, который обеспечит браку нерушимость, независимо от их поведения и отношения друг к другу. Брак православных христиан нуждается в благословении, и освящается Церковью он только во время таинства венчания.

Но осознание необходимости венчания должно прийти к обоим супругам.

Видео: Венчание — как правильно?

Что дает венчание?

Прежде всего, благодать Божию, которая поможет двоим строить свой союз в гармонии, рожать и воспитывать детей, жить в любви и согласии. Оба супруга должны четко понимать на момент совершения таинства, что этот брак – он на всю жизнь, «в горе и радости».

Символизируют вечность союза кольца, которые надевают супруги при обручении, и хождение вокруг аналоя. Клятва верности, которая дана в храме пред ликом Всевышнего, важнее и мощнее подписей на свидетельстве о браке.

Важно понимать, что расторгнуть церковный брак реально лишь в 2-х случаях: при смерти одного из супругов — или лишении его рассудка.

Кто не может венчаться в православной церкви?

Церковь не венчает пары, не живущие в законном браке. Почему так важен для Церкви штамп в паспорте?

До революции частью государственной структуры была и Церковь, к функциям которой относилась также регистрация актов рождения, брака, смерти. И одной из обязанностей священника было проведение исследования – законен ли брак, какова степень родства будущих супругов, нет ли проблем с их психикой, и проч.

Сегодня этими вопросами занимаются ЗАГСы, поэтому в Церковь будущая христианская семья несет свидетельство о браке.

И в этом свидетельстве указана должна быть именно та пара, что собирается венчаться.

Существуют ли причины для отказа в венчании – абсолютные препятствия для церковного брака?

Пару точно не допустят к венчанию, если…

  • Брак не узаконен государством. Такие отношения Церковь считает сожительством и блудом, а не брачными и христианскими.
  • Пара состоит в 3-й или в 4-й степени бокового кровного родства.
  • Супруг – духовное лицо, и он принял священный сан. Также не допустят до венчания монахинь и монахов, которые уже принесли обеты.
  • Женщина – вдова после третьего брака. 4-й церковный брак запрещен категорически. Запрещено будет венчание и при 4-м гражданском браке, даже если церковный брак при этом будет первым. Естественно, это не означает, что Церковь одобряет вступление во 2-й и 3-й брак. Церковь настаивает на вечной верности друг к другу: двое- и троебрачие не осуждает всенародно, но считает «нечистотами» и не одобряет. Впрочем, препятствием к венчанию это не станет.
  • Вступающий в церковный брак виновен в предыдущем разводе, и причиной было прелюбодеяние. Повторно вступить в брак будет разрешено только при покаянии и исполнении наложенной епитимьи.
  • Имеет место неспособность к браку (прим. – физическая или же духовная), когда человек не может изъявлять волю свободно, болен душевно, и проч. Слепота, глухота, диагноз «бездетность», болезнь – не являются причинами для отказа в венчании.
  • Оба — или кто-то из пары — не достиг совершеннолетия.
  • Женщине – боле 60-ти лет, а мужчине – более 70-ти. Увы, высший предел для венчания тоже существует, и такой брак может быть одобрен только епископом. Возраст старше 80-ти лет – абсолютное препятствие к браку.
  • Отсутствует согласие на брак от православных родителей с обеих сторон. Впрочем, к данному условию Церковь уже давно относится снисходительно. В случае, если родительским благословением заручиться не получается — его пара получает у епископа.

И еще несколько препятствий к церковному браку:

  1. Мужчина и женщина являются по отношению друг к другу свойственниками.
  2. Имеет место духовное родство между вступающими в брак. Например, между крестными и крестниками, между крестными и родителями крестников. Брак между крестным и крестной одного ребенка возможен лишь с благословения епископа.
  3. Если усыновитель хочет вступить в брак с усыновленной дочерью. Или если усыновленный сын хочет вступить в брак с дочерью или же с матерью своего усыновителя.
  4. Отсутствие взаимного согласия в паре. Брак по принуждению, даже церковный, считается недействительным. Причем, даже в случае, если принуждение – психологическое (шантаж, угрозы и пр.).
  5. Отсутствие общности веры. То есть, в паре оба должны быть православными христианами.
  6. Если один из пары – атеист (пусть и крещенный в детстве). Просто «постоять» рядом на венчании не получится – такой брак недопустим.
  7. Месячные у невесты. День венчания нужно выбирать в соответствии со своим календарем цикла, чтобы не пришлось потом его переносить.
  8. Период, равный 40 дням после родов. Венчаться после рождения малыша Церковь не запрещает, но придется подождать 40 дней.

Ну и, кроме того, существуют и относительные препятствия к венчанию в каждой конкретной церкви — выяснять подробности следует уже прямо на месте.


Когда и как организовать венчание?

Какой день стоит выбрать для венчания?

Ткнуть пальцем в календарь и выбрать число, которое у вас «счастливое» — скорее всего, не получится. Церковь проводит таинство венчания только в определенные дни – в понедельники, среды, пятницы и воскресенья, если они не выпадают…

  • На канун церковных праздников – великих, храмовых и двунадесятых.
  • На один из постов.
  • На 7-20 января.
  • На Масленицу, в сырную и Светлую седмицу.
  • На 11 сентября и накануне его (прим. – день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи).
  • На 27 сентября и накануне его (прим. – праздник Воздвижения Креста Господня).

Не венчают также в субботу, вторник или четверг.

Что нужно для организации венчания?

  1. Выбрать храм и поговорить с батюшкой.
  2. Выбрать день венчания. Самыми благоприятными считаются дни осенней жатвы.
  3. Внести пожертвование (его вносят в храме). За певчих вносится отдельная плата (при желании).
  4. Выбрать платье, костюм для жениха.
  5. Найти свидетелей.
  6. Найти фотографа и договориться о съемке со священником.
  7. Купить все необходимое для обряда.
  8. Подучить «сценарий». Свою клятву вы произнесете лишь единожды в жизни (дай Бог), и звучать она должна уверенно. Кроме того, лучше заранее прояснить для себя – как именно проходит обряд, чтобы знать — что за чем следует.
  9. И самое главное — подготовиться к таинству ДУХОВНО.

Что понадобится на венчании?

  • Нательные крестики. Конечно, освященные. Идеально, если это крестики, что были получены при крещении.
  • Обручальные кольца. Их тоже должен освятить священник. Раньше для жениха выбирали золотое, а для невесты серебряное кольцо, как символ солнца и луны, которая его свет отражает. В наше время никаких условий нет – выбор колец целиком и полностью лежит на паре.
  • Иконы : для супруга – образ Спасителя, для супруги – образ Божьей матери. Эти 2 иконы – оберег всего рода. Их следует хранить и передавать по наследству.
  • Венчальные свечи – белые, толстые и длинные. Их должно хватить на 1-1,5 часа венчания.
  • Платочки для пары и для свидетелей , чтобы снизу обернуть свечи и не обжечь руки воском.
  • 2 белых рушника – один для обрамления иконы, второй – на который пара встанет перед аналоем.
  • Подвенечное платье. Конечно же, никакой «гламурности», обилия страз и декольте: выбираем скромное платье светлых оттенков, которое не открывает спину, область декольте, плечи и колени. Без фаты не обойтись, но ее можно заменить красивым воздушным платком или шляпкой. Если плечи и руки остаются голыми из-за фасона платья, то накидка или шаль обязательна. Брюки и непокрытая голова у женщины в церкви недопустимы.
  • Платки для всех женщин , присутствующих на венчании.
  • Бутылка кагора и каравай.

Выбираем поручителей (свидетелей).

Итак, свидетели должны быть…

  1. Близкими вам людьми.
  2. Крещенными и верующими, с нательными крестиками.

В свидетели нельзя звать разведенных супругов и пары, которые живу незарегистрированным браком.

Если поручителей найти не удалось – это не беда, вас обвенчают и без них.

Поручители при венчании – это как крестные родители при крещении. То есть, они берут «шефство» над новой христианской семьей.

Чего не должно быть на венчании:

  • Яркого макияжа – как самой невесты, так и гостей, свидетельницы.
  • Ярких нарядов.
  • Лишних предметов в руках (никаких мобильных телефонов, букеты тоже отложить на время).
  • Вызывающего поведения (шутки-хохмы, разговоры и прочее – неуместны).
  • Лишнего шума (ничто не должно отвлекать от обряда).

Помните, что…

  1. Скамьи в церкви стоят для старых или больных людей. Будьте готовы, что придется час-полтора выдержать «на ногах».
  2. Мобильные придется отключить.
  3. Прибыть к храму лучше минут за 15 до начала обряда.
  4. Стоять спиной к иконостасу не принято.
  5. Уходить до окончания таинства не принято.

Подготовка к таинству венчания в церкви – что иметь в виду, как подготовиться правильно?

Основные организационные моменты подготовки мы обсудили выше, а теперь – о подготовке духовной.

На заре христианства таинство венчания осуществлялось за Божественной литургией. В наше же время важно совместное причастие, которое совершается до начала супружеской христианской жизни.

Что включает в себя духовная подготовка?

  • 3-дневный пост. Он включает в себя воздержание от брачных отношений (даже если супруги живут вместе уже много лет), развлечений и употребления пищи животного происхождения.
  • Молитва. За 2-3 дня до обряда нужно молитвенно готовиться к таинству утром и вечером, а также посещать богослужения.
  • Взаимное прощение.
  • Посещение вечерней службы накануне дня причащения и чтение, помимо основных молитв, «ко Св. Причащению».
  • Накануне венчания, начиная с полуночи, нельзя пить (даже воду), есть и курить.
  • День венчания начинается с исповеди (будьте честны перед Богом, от него ничего не скроешь), молитвы за литургией и совместного причащения.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами и советами в комментариях ниже.

Христианский брак - это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания - в статье священника Дионисия Свечникова.

Существуют ли какие-либо препятствия для совершения Таинства венчания?

Препятствия, конечно же, существуют. Вопрос, сразу скажу, довольно обширный и вместе с тем очень интересный. Правда, задают его обычно несколько иным образом: «Кто может (не может) быть допущен до венчания?» . Еще чаще описывают конкретную ситуацию и спрашивают, есть ли возможность для вступления в брак. Тем не менее, суть от этого не меняется. Поэтому расскажу обо всем по порядку. Здесь мне придется максимально приближенно цитировать церковное право, чтобы у читателя не возникало разночтений.

Согласно церковному брачному праву существуют абсолютные и условные препятствия к браку. Абсолютными считаются те препятствия к браку, которые одновременно являются расторгающими его. Условными же препятствиями к браку являются пре­пятствия, запрещающие брак между определенными лицами в силу родственных или духовных их связей. Итак, абсолютными препятствиями к заключению церковного брака следует считать следующие:

1. Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый , ибо христианский брак - безусловно моногамный, т.е. единобрачный. Это правило распространяется не только на венчанные браки, но и на зарегистрированные государством. Здесь было бы уместным озвучить позицию Церкви по отношению к гражданскому браку. Церковь с уважением относится к гражданскому браку, т.е. заключенному в ЗАГСе, не считая его незаконным. Приведу цитату из Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви: «Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь…

Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

Однако не стоит понимать подобное отношение Церкви к гражданскому браку как благословение православным супругам не вступать в брак церковный, довольствуясь лишь гражданской регистрацией. Церковь настаивает на необходимости освящения брака христианских супругов в Таинстве венчания. Только в Таинстве брака может быть достигнуто духовное единение супругов в вере, продолжаемое в вечности. Только в Таинстве брака союз мужчины и женщины становятся образом Церкви. Только в Таинстве брака супругам преподается Божия благодать для решения конкретной задачи – стать именно христианской семьей, островком мира и любви, где царствует Господь Иисус Христос. Гражданский же брак в этом отношении является ущербным.

Стоит озвучить и позицию Церкви к так называемому «гражданскому браку», который вообще нельзя назвать браком. С точки зрения Церкви «гражданский брак», не зарегистрированный государством, является блудным сожительством. Причем и с позиции гражданских законов это сожительство также не названо браком. Подобные отношения не брачные, не христианские, поэтому Церковь не может освятить их. Над людьми, живущими в «гражданском браке» не может быть совершено Таинство венчания.

2. Церковь возбраняет вступать в брак духовным лицам, т.е. принявшим священный сан (6-ое правило Трулльского собора).Заключение брака возможно только до рукоположения, т.е. до посвящения в священный сан. У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник. Ну а у монаха жены и вовсе быть не может в силу данных им обетов. Поэтому этому правилу грозит лишением священного сана.

3. Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого Василия Вели­кого, монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов .

4. В соответствии с церковным законом, вдовство по­сле третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак ». Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний.

Т.е. не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак . Однако это не стоит понимать, что Церковь одобрительно смотрит на второбрачие или троебрачие. Церковь не одобряет ни одного, ни другого, а настаивает на пожизненной верности друг другу, основываясь на словах Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9).

Церковь видит во втором браке предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 39-40). А на третий брак взирает как на при­нимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, основываясь на 50-м правиле святого Василия Великого: «на троебрачие нет закона; по­сему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взи­раем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние».

5. Препятствием к вступлению в брак является винов­ность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбоде­янии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравст­венного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отра­жена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; «Кормчая», гл. 48; «Прохирон», гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий). Однако не только прелюбодеяние может послужить причиной для распадения брака.

В таком случае, согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

6. Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, ли­шающая человека, возможности свободно проявлять свою волю). Однако, физическую неспо­собность к брачному сожитию не следует смешивать с неспособно­стью к деторождению, которая не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода. Нет в действующих церковных правилах и запрета на венчание глухонемых и слепых. Церковные законы также не запрещают венчать лиц, если они больны и сами желают вступить в брак. Но венчание таковых должно быть совершено в храме.

7. Для вступления в брак существуют определенные воз­растные границы . Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 г. запрещено было венчать, если жениху нет 18 лет, а невесте 16. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе. В церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак. Святитель Василий Великий указывает такой предел для женщин - 60 лет, для мужчин - 70 лет (правила 24-е и 88-е).

8. Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты . Этот вид препятствия стоит рассматривать только в том случае, если родители будущих супругов являются православными христианами. Дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия родителей. Этим предусматрива­ется серьезное и рассудительное отношение к браку, ибо родители, имея большой жизненный опыт и полученный от Бога дар ответ­ственности за детей, стоят на страже их благополучия. Браки не должны совершаться по одному только произволу брачующихся, по легкомыслию молодости и неразумному увлечению, в силу которых зачастую в их семейную да и общественную жизнь входят челове­ческие и моральные беспорядки.

Однако в современном обществе многие люди стоят далеко от Бога и даже будучи крещенными в детстве, ведут явный богоборческий образ жизни, как это было, к примеру, в СССР. В связи с этим, во многих случаях искренне верующим детям этих людей совершенно невозможно заручиться благословением родителей на освящение брака в Церкви. Более того, родители не только противостоят желанию детей венчаться, но и всячески препятствуют любым походам детей в храм. Это порой приводит к венчанию втайне от родителей.

Думается, что в подобных случаях, когда получение благословения родителей в силу указанных мной причин невозможно, стоит просить благословения епископа на заключение церковного брака без разрешения родителей. Безбожие родителей не должно мешать искреннему желанию верующих детей освятить свой брак в Церкви. Епископ вправе благословить брак не только в том случае, если родители брачующихся неверующие и противостоят церковному браку детей.

Если родители не соглашаются на брак детей по незаконным причинам, то после дознания и тщетных попыток увещевания родителей, епископ вправе дать благословение на совершение Таинства венчания. Русские законы издревле ограждали детей от произвола родителей в вопросах о браке. По Уставу Ярослава Мудрого, родители, винов­ные в принуждении детей к браку или в насильственном удержа­нии от брака, подвергались суду.

В основе родительского благословения лежит уважение ими свободного согласия на вступление в брак со стороны жениха и не­весты. И даже гражданские законы запрещают родителям и опекунам принуждать детей, вверенных их попечению, к вступлению в брак против их желания. Поэтому в «Книге о должностях пресвитеров приходских» (§123) говорится о том, что священник, видя слезы или нечто иное, указывающее на недобровольное вступление в брак, должен остановить браковенчание и выяснить ситуацию. В своде законов есть положение, согласно которому брак, заключен­ный с применением насилия над одним из брачующихся, следует считать незаконным и подлежащим расторжению.

Все вышеуказанное относится к тем, кто только собирается вступить в брак. Однако, порой приходится венчать супругов, уже проживших в зарегистрированном браке какое-либо время, порой десятки лет. Очевидно, что испрашивать благословение на брак этим людям уже не требуется. Ибо оно уже давно получено, еще при заключении гражданского брака.

Этим списком ограничиваются абсолютные препятствия к браку. Теперь имеет смысл рассказать об условных препятствиях.

1. Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой - необходимое условие при вступлении в брак. Это правило относится не только к законным, но к внебрачным детям. Близость кровного родства измеряется степеня­ми, а степени устанавливаются по числу рождений: между отцом и сыном, между матерью и сыном - одна степень кровного родст­ва, между дедом и внуком - две степени, между дядей и племян­ником - три. Ряд степеней, следующих одна за другой, составля­ют родственную линию. Родственные линии бывают прямыми и бо­ковыми. Прямая линия считается восходящей, когда идет от дан­ного лица к его предкам, и нисходящей, когда идет от предков к потомкам.

Две прямые линии, происходящие от одного родоначаль­ника, связаны боковыми линиями (например, племянник и дядя; двоюродные и троюродные братья). Для определения степени кровного родства следует установить число рождений, связывающих двух лиц: троюродных братьев и се­стер связывает родство в 6-й степени, троюродного дядю с племян­ницей - родство в 7-й степени. Закон Мо­исея запрещал браки до 3-й степени кровного бокового родства (Лев. 18, 7-17, 20). В Христианской Церкви браки между лицами, связанными кровным родством по прямой линии, строго запрещались. 19-е Апо­стольское правило гласит: «Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире».

Значит, брак между ли­цами, находящимися в 3-й степени бокового родства, рассматри­вался в Древней Церкви как недозволительный. Отцы Трулльского Собора постановили расторгать браки между двоюродным братом и сестрой (прав. 54). В «Эклоге» императоров Льва Исаврянина и Константина Копронима содержится также запрещение браков между троюродным братом и сестрой, т.е. находящимися в 6-й сте­пени бокового родства. Константинопольский Собор 1168 г., состо­явшийся при Патриархе Луке Хрисоверге, повелел безусловно рас­торгать браки между лицами, состоявшими в 7-й степени бокового кровного родства. В

России эти позднейшие греческие нормы хотя и признавались законными, но не соблюдались буквально. 19 января 1810 г. Свя­тейший Синод издает указ, согласно которому безусловно запреща­лись и подлежали расторжению браки, заключенные между лица­ми, состоящими в 4-й степени бокового кровного родства. Браки между родственниками в 5-й и 7-й степенях не только не растор­гались, но даже могли быть заключены по разрешению епархиаль­ного архиерея.

2. Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кров­ному родству, ибо муж и жена - одна плоть. Свойственниками яв­ляются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шу­рин и зять. Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Таким образом, теща и зять состоят в 1-й степени свойства, невестка и деверь - во 2-й, племянник мужа и племянница жены - в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа - в 7-й степени. Такое свойство называется двухродным.

Но церковное право знает и трехродное свойство, т.е. когда через два брака соединяются три рода. Например, между конкретным лицом мужского пола и женою его шурина вторая сте­пень трехродного свойства; между этим лицом и второй женой его тестя (не матерью его жены) - 1-я степень трехродного свойства. Трулльский Собор запретил браки не только между лицами, со­стоящими в 4-й степени родства, но и в 4-й степени бокового свой­ства (прав. 54). В соответствии с этим правилом, Указом Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г. безусловный запрет браков между двухродными свойственниками распростра­нился лишь до 4-й степени. Кроме этого, указами Святейшего Синода от 21 апреля 1841 г. и от 28 марта 1859 г. строго запрещены браки между лицами, состоящими в 1-й степени трехрод­ного свойства, а относительно последующих степеней (вплоть до чет­вертой) предусмотрено, что епархиальные архиереи могут разрешать такие браки «по уважительным причинам.

3. Препятствием к браку является также и наличие ду­ховного родства. Духовное родство возникает вследствие восприя­тия новокрещенного от купели Крещения. Степени духовного родства исчисляются таким образом, что между восприемником и воспринятым первая степень духовного родства, а между восприемником и родителями воспринятого – вторая степень. 53 правило Трулльского собора запрещает брак между восприемниками (крестными) и родителями воспринятых (крещаемых). Указом от 19 января 1810 года Святейший Синод Русской Православной Церкви, согласуясь с этим правилом, ограничил браки духовного родства только двумя степенями, то есть, возбранил браки между восприемниками, воспринятыми и их родителями.

Достаточно часто задают вопрос о возможности брака между восприемниками, т.е. между крестным и крестной. Этот вопрос достаточно сложный и ответить на него однозначно невозможно. Я постараюсь высказать свое мнение по этому вопросу. Строго канонических правил, регулирующих этот вопрос нет. Вышеуказанное правило 6-го Вселенского собора не отвечает на поставленный вопрос, ибо говорит только об одном восприемнике.

Ведь два восприемника – это более поздняя традиция. Именно традиция, а не каноническое предписание. Поэтому в источниках древней Церкви мы не находим ответа на данный вопрос. В древней Церкви, как правило, практиковалось наличие восприемника того же пола, что и крещаемый. Однако, это правило не было безусловным. Достаточно обратить внимание на указ императора Юстиниана, запрещающего брак восприемника с воспринятой: «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установлять столь правомерного препятствия к браку, как этот союз, через который, при Божием посредничестве, соединяются их (т.е. восприемника и воспринятой) души».

Видно, что восприемник может быть и иного пола, чем крещаемый. Об одном восприемнике указано и в Требнике, содержащим чинопоследование крещения. По сути, второй восприемник становится пусть и традиционным, но не обязательным. Указание Требника об одном восприемнике легло в основу указа Святейшего Синода от 1810 года: «восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола». Причем, в своем указе Синод уже строго конкретизирует пол крещаемого и крестного, предписывая мужчине быть восприемником у мужчины (мальчика), а женщине – у женщины (девочки).

Позднее, видимо в силу непрекращающихся споров об этом вопросе, Святейший Синод повторяет свой указ, но делает добавку о том, что такие браки допустимы лишь с благословения епархиального архиерея (епископа): «Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак… только нужно предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея)». Известно, что святитель Филарет Московский, первенствующий член Святейшего Синода, и современник вышеуказанных указов, ныне прославленный нашей Церковью, в своей практике запрещал браки между собой восприемников одного ребёнка. Причем ссылался он на практику Русской Церкви, издавна сложившейся, а также на мнение святоотеческих канонов.

Более того, митрополит Филарет не отвергал двух восприемников при крещении, ссылаясь на 53 правило Трулльского собора: «Два восприемника при крещении почему «противны правилам церковным»? При младенце или возрастном лице женского пола крещаемом должно быть восприемнице. Но посмотрите в 53 правило Вселенского шестого собора: в нём вы увидите при младенце женского пола и восприемника. Следовательно, правило допускает двух, хотя довольно и одного.

Греки употребляют одного восприемника, чтобы избежать духовного родства, которое после может препятствовать браку: пусть делают тоже и наши; никто им не препятствует, а запретить другого восприемника было бы противно 53 правилу Шестого Вселенского Собора». Почему тогда примечание Требника, как видим Синод ставит выше традиции и святоотеческих канонов? Проф. Павлов так объясняет ситуацию: «В позднейшем гражданском законодательстве значительно сокращено было число принятых Церковью препятствий к браку, в особенности тех, которые выводились в кормчей книге из понятия о различных видах родства. То же самое законодательство уже в 18 столетии начинает устанавливать новые нормы и по бракоразводному праву, сокращая число поводов к расторжению брака».

В таком случае, учитывая спорность указов Святейшего Синода, и предполагая, что тот период русской церковной жизни был в некотором смысле переломным и обильным на нововведения, то имеет смысл обратиться к более поздним источникам уже установившейся традиции. Можно сказать, что официальное мнение Русской Православной Церкви выражено в «Настольной книге священнослужителя», где говорится, что «Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно» («Настольная книга священнослужителя», М., 1983г., т. 4, с. 234-235).

Для сравнения можно также предложить тот факт, что в Румынской Православной Церкви браки между восприемниками запрещены. Есть и решение Второго Предсоборного Всеправославного Совещания 1983 года, также отражающего суть этого непростого вопроса: «В наше время в РПЦ редко кто знает, что, согласно древней церковной традиции, второго восприемника или восприемницы при крещении не должно быть. Однако уже на протяжении многих веков у нас существует обычай иметь при Крещении двух восприемников: мужского и женского пола, то есть крестного отца и крестную мать. Брак крестника с необязательной крестной матерью, так же как и брак крестницы с необязательным крестным отцом, может смущать верующих. По этой причине в РПЦ вышеупомянутые браки являются нежелательными» (О решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП, 1983г, №10). Думается, на основании всего вышеизложенного, было бы вполне логичным прислушаться к более позднему церковному мнению и не искушать народ браками между восприемниками, тем более, что даже последний указ Святейшего Синода предписывает решать данный вопрос только епископу.

4. Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданского родства - усыновления. Совершенно очевидно, что, как отмечал проф. Павлов «уже простое нравственное чувство запрещает усыно­вителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленно­му сыну с матерью и дочерью усыновителя».

5. Взаимное согласие вступающих в брак является непре­менным условием законности и действительности брака. Это отражено в чино­последовании венчания, куда внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно. Поэтому бра­ки, заключенные по принуждению, признаются недействительны­ми. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д.

6. Важное условие для признания действительности церковного бра­ка - единство религии. Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.

Однако, порой приходится видеть гражданские браки, заключенные между православными христианами и нехристианами. Причем приход к сознательной вере православного христианина (крещенного, например, в детстве) зачастую происходит уже после заключения брака. Вот и вопрошают эти люди о том, законен ли их брак с точки зрения Церкви. Ответ на их вопрос озвучен еще ап. Павлом: «…если какой брат имеет жену неверую­щую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)…» (1 Кор. 7, 12-14).

На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72). На эти же слова ап. Павла ссылается и Священный Синод Русской Православной Церкви, выражая уважительное отношение Церкви к гражданскому браку.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в «Основах Социальной Концепции» утвердил данное правило: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве». Этими словами вполне четко очерчена позиция Церкви к бракам между православными и нехристианами. Подводя итог в вопросе о браке между православными и нехристианами стоит еще раз напомнить о том, что такой брак не может быть освящен в Церкви и поэтому лишен благодатной силы, получаемой в Таинстве венчания. Таинство венчания может быть совершено только над христианами – членами Церкви.

В равной степени все вышесказанное может быть отнесено и к тем бракам, в которых православному супругу приходится жить в законном гражданском браке с атеистом (пусть даже крещенным в детстве). И в этом случае брак не может быть освящен в Церкви. И даже, если богоборчески настроенный супруг, крещенный в детстве, идя на уступку верующему супругу или родителям (в таком случае и оба супруга могут быть неверующими), соглашается «просто постоять на венчании», то браковенчание не может быть совершено.

Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь, как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере.

Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей. Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие.

Таким образом, возможно благословение в Церкви брака православных с инославными христианами. Но благословение на заключение такого брака может дать только епархиальный архиерей (епископ). Для получения такого разрешения нужно обратиться к нему с соответствующим прошением. Как это сделать, может подсказать любой грамотный приходской священник.

Этим заканчивается список препятствий к совершению Таинства венчания. Помимо этого не во все дни года может быть совершено Таинство венчания.

Тема статьи: венчание в православной церкви – правила. И мне хотелось бы рассказать Вам о венчания не просто, как о красивом обряде, а как о таинстве, которое может необъяснимым и неведомым для «человеков» образом повлиять на всю Вашу жизнь. И не только на Вашу, но и на жизнь Ваших детей.

Моя бабушка говорила мне, что люди венчаются не для себя даже, а для своих детей. Ведь в таинстве венчания пара благословляется на рождение и воспитание детей.

В статье я расскажу Вам о таинстве венчания в православной церкви доступным языком. И обязательно отвечу на все-все вопросы, которые возникают при подготовке к венчанию. Также в статье Вы найдете видео с ответами священника на все волнующие Вас вопросы о венчании.

Обратите внимание на слово «таинство». Именно это слово призвано подсказать, что не стоит венчаться, если Вы делаете это не осознанно, а по настоянию родителей или из-за того, что это модно или так принято. Венчание — это одно из семи таинств православной церкви, наряду с крещением, причащением, священством.

Мы все слышали выражение: «Браки заключаются на небесах». Но нам некогда задуматься о том, какая в этих словах сокрыта тайна и важное сообщение дня нас.
Мы все хотим жить долго и счастливо со своими любимыми, но пренебрегаем такой простой и доступной возможностью получить освящение своего союза. Для этого нужно всего лишь серьёзно, осознанно и вдумчиво подготовиться к венчанию.

Что нужно сделать перед венчанием?

Итак, как же правильно подготовиться к венчанию? Паре обязательно нужно до венчания причаститься. Сделать это можно накануне или в сам день венчания на утренней литургии (утренней службе). Венчание обычно совершается сразу после литургии.

Ко причастию нужно подготовиться: 3 дня поститься, прочитать специальные молитвы — Последование ко Святому Причащению, исповедаться. Вот и ответ на вопрос, нужно ли поститься перед венчанием? Если молодые будут причащаться в день венчания, то пост перед венчанием (точнее, перед причастием), нужен.

Что нужно для венчания в церкви?

Нужно до венчания заранее купить:

  • Иконы Спасителя и Божией Матери (иконы должны быть освященные, поэтому лучше их покупать не в магазине, а в Храме),
  • Венчальные свечи (красивые венчальные свечи можно также купить в Храме).
  • 2 полотенца (рушника), одно для постилания под ноги жениха и невесты, а другое — для оборачивания рук жениха и невесты,
  • Обручальные кольца.

Кто может быть свидетелем на венчании?

Раньше свидетелей на венчании называли поручителями и воспреемниками. Они должны были наставлять молодых. Поэтому в свидетели брали, как правило, опытных, семейных людей. Сейчас чаще в свидетели берут своих друзей. Венчание без свидетелей, по желанию молодых, также возможно.

В какие дни можно венчаться?

Основные правила, которые необходимо соблюсти, такие. Нельзя венчаться в дни всех 4-х постов, а также в среду, пятницу и субботу. Также есть еще несколько дней в году, когда не совершается венчание.

После окончания венчания раздается колокольный звон в честь рождения новой семьи и гости поздравляют молодых.

Венчание в церкви – правила. ВИДЕО Ответы на вопросы протоиерея Павла

Узнайте ответы на все еще оставшиеся вопросы, чтобы оставить позади переживания, связанные с подготовкой к венчанию, из этого короткого видео. На вопросы отвечает протоиерей Павел.

Какие кольца нужны для венчания в церкви?

Раньше было принято покупать кольца для венчания - золотое для жениха и серебряное для невесты. Золотое кольцо жениха символизировало блеск Солнца, а серебряное жены - свет Луны, сияющей отраженным светом.

Теперь часто покупают оба кольца — золотые. Кольца также могут быть украшены драгоценными камнями.

Как правильно выбрать наряд для невесты?

Какое должно быть платье для венчания в церкви? Платье нужно выбирать светлое, не облегающее и длиной не выше колена. Плечи, руки, декольте не должны быть оголены. Если платье с открытыми плечами, используйте накидку.

Голова должна быть покрыта. Можно использовать фату, платок или накидку с капюшоном. В руках у невесты на венчании не букетик цветов, а венчальная свеча.

Не стоит делать слишком яркий макияж. Обувь лучше выбрать не на очень высоком каблуке, потому что церемония венчания может длится около часа.

У молодых и у свидетелей должны быть нательные крестики.

Сообщите о правилах одежды на венчании своим гостям. Женщины и девушки должны быть в платьях с прикрытыми коленями и плечами. А также с покрытой головой.

Как праздновать венчание? Поздравление с венчанием. Что дарят на венчание?

Таинство венчания проходит радостно и торжественно. Принято после окончания таинства праздник продолжить за столом. Но так как отмечается духовный праздник, пир должен быть скромен и тих. С этой точки зрения лучше разнести во времени день свадьбы и день венчания.

В поздравлении с венчанием обычно желают спасения для души, поздравляют с Божьим благословением, желают жить долго и счастливо, заботиться друг о друге, любить и беречь. Желают мира и душевного равновесия. Подарки тоже лучше дарить духовные, например, иконки или духовные книги.

Что нужно для венчания в церкви, если уже женаты?

Если Вы уже женаты, неважно сколько лет, и пришли к обоюдному решению обвенчаться, поздравляю Вас. Это очень полезно, и для Вас, и для Ваших детей. Наш духовный отец говорит, что венчание даже больше важно для детей. потому что при венчании родители благословляются на рождение и воспитание детей.

Для Вас самих венчание тоже очень ценно, потому что теперь Вы будете жить не в блуде, а в законном браке, заключенном на небесах. И теперь сам Бог благословит Ваш союз.

Для венчания Вам понадобятся все атрибуты, описанные выше в этой статье — иконы Спасителя и Божией Матери, 2 свечи, полотенца (рушники), кольца. Кольца могут быть те же, что Вы носите сейчас. Нужно заранее договориться с батюшкой о дате и времени. Подготовиться ко причастию (3 дня поститься, вычитать последование ко Святому Причащению, исповедаться). Причаститься можно в день венчания или раньше. Можно пригласить на венчание свидетелей. Но можно венчаться и без них.

Когда венчание не совершается?

Таинство венчания не может быть совершено:

  • Если жених или невеста о не крещенные и не собираются креститься перед венчанием,
  • Если жених или невеста объявляют, что они атеисты,
  • Если выясняется, что жениха или невесту вынудили прийти на венчание родители или кто-то еще,
  • Если жених или невеста уже трижды были обвенчаны (допускается венчаться только 3 раза, причем для того, чтобы расторгнуть венчание должна быть веская причина, например, измена одного из супругов),
  • Если жених и невеста состоит в браке с другим (другой), в гражданском или церковном. Прежде нужно расторгнуть брак гражданский и получить разрешение архиерея на расторжение церковного брака.
  • Если жених и невеста состоят в кровном родстве.

Еще часто спрашивают, можно ли венчаться тем, кто состоит в гражданском браке, не зарегистрированном в ЗАГСе. В общем церковь не очень приветствует гражданские браки, но все же признает их. Тем более, что законы брака по церковным канонам и по гражданскому законодательству отличаются. Однако в некоторых церквях просят предоставить Свидетельство о браке.

Я очень надеюсь, что в этой статье «Венчание в православной церкви – правила» Вы нашли ответы на свои вопросы. Если всё же вопросы у Вас остались, задавайте их в комментариях. Если я не буду знать точного ответа, ч спрошу у своего духовного отца.

Желаю всем радоваться жизни, даже дождю и хлебу, любить и быть любимыми!

Loading...Loading...