Три врага православной школы. протоиерей александр балыбердин

Многие считают жанр антиутопий сродни предсказаниям. Оруэловский роман «1984» не раз называли пророческим: методы манипуляций людьми, промывка мозгов присутствует и в современном мире. К этому жанру обратился отец Александр Балыбердин в своей трилогии «BOOKовый лес» Автор признался, что кроме Джорджа Оруэлла и Евгения Замятина на него повлиял роман Олдоса Хаксли «Возвращение в дивный новый мир».

Из комсомольцев в священники

- Александр Геннадьевич, расскажите, как вы, священнослужитель, решили взяться «за перо»?

Никогда не позиционировал себя как писатель. В моём понимании к ним относятся: Достоевский, Пушкин, Пастернак и т. д. Скорее, я священник, который пишет. При чём публиковаться я начал до принятия сана, то есть более 30 лет назад: тогда была газета «Комсомольское племя», где разместили мои первые статьи. Затем печатался в различных журналах: «Сибирские огни», «Православный паломник» и других - выходили мои сборники стихов и книги. В 2013 году книга «Загадки вятских улиц» была удостоена вятской премии «Книга года». К слову, до сих пор у меня про неё спрашивают, но она давно разошлась.

- Почему вы решили взяться за написание романа-антиутопии?

Мне 50 лет. Представителям моего поколения выпала возможность жить в Советском Союзе. Как и многие мальчишки, я был пионером, потом комсомольцем, даже какое-то время был секретарем школьной комсомольской организации. После 10 классов школы отслужил в армии, поступил в пединститут, где стал заместителем секретаря вузовского комитета комсомола. Потом добровольно покинул партию и ушёл в церковь. Причём в прямом смысле: моё заявление об уходе было написано аккурат перед Рождеством Христовым. В те годы запрещалось посещать службы. После того как моё заявление подписали, я пошёл в храм…

Затем работал в сельской школе, в администрации области. Так получилось, что в течение жизни я сталкивался с различными организациями.

Кстати, государство - тоже организация. Недавно я посмотрел дебаты кандидатов в президенты и обратил внимание, что все они делятся на две большие группы: на тех, кто предлагает уповать на государство, и на тех, кто считает, что главная наша надежда - человек. Вот этот выбор между организацией и человеком стал для меня главным - и в жизни, и в книге.

В силу загруженности работа постоянно откладывалась. Два года назад я оказался на операционном столе: у меня начались проблемы с сердцем и потребовалась хирургическая помощь. Так, я попал в незапланированный «отпуск». В этот момент подумал о том, что если ты что-то планируешь и не делаешь, то вместо тебя эту работу никто не выполнит: ни дети, ни супруга…И, собственно, в последний день пребывания в больнице я взял ноутбук, сел в приемном покое и написал первую главу «BOOKового леса».

Мы европейцы

- О чём книга?

Конечно, это не пособие о том, как выращивать бук на территории Кировской области (смеётся). Роман о нас с вами.

«Буковый» образовано от английского слова «book» - книга. Действие происходит в Западной Европе, где правят так называемые «книжники», для которых книга, буква, принцип, инструкция важнее человека. Я намеренно перенес события на 150 лет вперёд. Как говорится, чтобы понять настоящее, необходимо отдалиться в прошлое или будущее.

- Почему вы перенесли действие романа в Европу?

Да, большая часть событий книги «BOOKовый лес» происходит на территории Германии и Франции. Продолжение романа «Эхо BOOKового леса» разворачивается в Италии и в нашей Вятке, в селе Никульчино, поэтому читатели будут узнавать и родные, близкие сердцу места.

Что касается выбора места действия, то считаю, что мы, русские, - европейцы. Да, мы живем на окраине. И если мы от них отстаем немного, то тем более надо вглядеться в эти страны. А если впереди обрыв? Почему бы нам не задуматься об этом?

- К антиутопиям неоднозначное отношение. Как правило, все изложенное в них сбывается. «BOOKовый лес» тоже является предсказанием?

Повторюсь, начал писать книгу еще два года назад, и все это время я лишь наблюдаю, как мои прогнозы сбываются. «BOOKовый лес» действительно оказался романом-предчувствием, хотя я бы не хотел, чтобы написанное мной сбывалось.

- Не боитесь, что книга так и не найдёт читательского отклика?

Честно говоря, даже не задумывался об этом. Я же не рождественская ёлка, чтобы всем нравиться. Прекрасно понимаю, что понравится она не всем. По опыту общения с читателями, уверен, что найдутся люди, которые будут благодарны за роман.

- Как вы представляете своего читателя?

Прежде всего, это думающий человек, который привык «шлёпать собственными мозгами». Он не привык поглощать ту кашу, которую нам подаёт телевидение. Он пытается осмыслить жизнь, понять, что происходит вокруг и в нём самом. Книга о том, что не надо забывать о себе: когда нас активно призывают служить каким-то идеалам, то чаще всего это является обманом. Неслучайно в священном писании говорится: «Возлюби ближнего, как самого себя». Наша задача состоит в том, чтобы любовь к себе преобразовать в любовь к ближнему.

Без хеппи-энда?

- Отец Александр, у каждой части есть описание. «BOOKовый лес» - роман-предчувствие, его продолжение «Эхо BOOKового леса» вы окрестили «надеждой». А как вы определяете третью часть?

Третья часть «Сквозь BOOKовый лес» пока находится в черновиках. Это роман-обретение. Его ключевая мысль заключается в необходимости обретения себя: когда мы этого достигнем, мы сможем обрести всё остальное. Весь мир существует как божий дар. Он существует для того, чтобы мы научились любить. Нам надо научиться беречь людей и верно относиться к самим себе.

- Попробуем немного забежать вперёд: в вашем романе ожидается счастливый конец?

Ничего запланировать в творчестве нельзя. Поначалу я пытался набрасывать сюжет, но потом отказался от этой затеи. Гораздо интереснее, когда поддаешься порыву вдохновения и плывешь по течению. Вся прелесть творчества заключается в его непредсказуемости.

Для меня важнее, чтобы те вопросы, которые звучали во мне, в полной мере зазвучали в душе читателя. Чтобы люди читали с карандашом в руках и делали пометки. Если у вас возникают какие-либо вопросы, меня нетрудно найти в социальных сетях или в церкви, я готов говорить. Мне важен диалог! Монолог никому не интересен, а инструкция тем более не нужна. В современной культуре, в том числе церковной, его очень не хватает!

Досье:

Протоиерей Александр Геннадьевич Балыбердин родился 7 мая 1967 года в Яранске. Кандидат исторических наук. Автор и соавтор книг по истории Вятского края.

Родился 7 мая 1967 года в Яранске. В 1991 году с отличием окончил исторический факультет Кировского государственного педагогического института. Затем работал учителем истории в селе Кстинино Кирово-Чепецкого района, где вёл занятия в воскресной школе. В 1996-2000 годах работал главным специалистом администрации Кировской области по вопросам законодательства о свободе совести.

В 1998-2007 годах преподавал сектоведение в Вятском духовном училище. Кандидат исторических наук. В 2004 году защитил в Сыктывкарском государственном университете диссертацию по истории «хрущевских гонений на Вятской земле». Один из учредителей премии «Вятский горожанин». Автор сборника стихов «Предчувствие праздника» (2007). Награжден Патриаршей грамотой (1999), медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000).


Отмечая День православной книги, мы вновь говорим о роли литературы в жизни человека. Что такое книга? Учитель, как мы не раз читали в школьных учебниках? Друг? Советчик? Что делает книгу православной? Об этом рассуждает митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви. PDF-версия.

Молитва на кончиках пальцев
Русская Православная Церковь сегодня уделяет много внимания людям с ограниченными возможностями — медицинское обслуживание, социальная адаптация, создание безбарьерной среды в храмах. Действует более 400 церковных проектов помощи инвалидам. Не остаются без внимания и поддержки в том числе незрячие и слабовидящие люди, благодаря чему они приходят в храмы и становятся полноправными членами приходов. PDF-версия.


Теме восстановления храмов, значительная часть которых относится к объектам культурного наследия (ОКН), уделяется все больше внимания. По благословению Святейшего Патриарха уже в 100 епархиях учреждена должность древлехранителя, вопрос возрождения поруганных святынь находится под пристальным вниманием Патриаршего совета по культуре, государство выделяет средства на их восстановление. На православных телеканалах и в печатных СМИ появились новые рубрики, посвященные этой теме. Да и просто неравнодушные люди собирают средства в соцсетях и занимаются краеведческой работой. Как этот вопрос решается на примере отдельной епархии, с какими проблемами приходится сталкиваться епархиальному древлехранителю и на чью помощь он может рассчитывать, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель архитектурно-строительного отдела, древлехранитель Смоленской епархии Александр Дубровский. PDF-версия.

Союзы любви
Ответом Церкви на вызов, брошенный ей безбожным государством сразу после большевистского переворота, стали духовные союзы. Первоначально созданные для защиты православных святынь от поругания, позднее они занялись просветительской и миссионерской деятельностью. Но братским союзам в новой стране было не место. К 1932 году советская власть жестоко расправилась с мирянами и священниками, пытавшимися совместно действовать за пределами приходов. PDF-версия.

Под покровом святого князя Владимира
Небольшой деревянный храм во имя святого равноапостольного князя Владимира по улице Маршала Чуйкова в воскресные и праздничные дни переполнен. Ничего удивительного: в 100-тысячном столичном районе Кузьминки ныне это единственная действующая православная церковь. Случаются и будние дни, когда тут негде яблоку упасть: дом молитвы заполняется молодыми людьми в униформе. Они прилежно выстаивают всю Божественную литургию и строгим порядком приступают к Святой Чаше. И в этом тоже нет ничего странного: Князь-Владимирский храм — это еще и домовая церковь Президентского кадетского училища Росгвардии имени М. А. Шолохова. Так называемые кадетские Литургии здесь совершаются регулярно, по заранее согласованному с администрацией учебного заведения расписанию. В интервью корреспонденту «Журнала Московской Пат-риархии» духовник училища настоятель Князь-Владимирского храма священник Марк Кравченко рассказывает как в этом храме верстаются казаки (церемония посвящения в казака, предполагающая принятие в храме присяги Отчизне и Православной вере) и почему кадетам неинтересно общаться с бывшими одноклассниками. PDF-версия

В четверг, 18 января 2018 года, в Крещенский сочельник, после болезни преставился ко Господу клирик храма Иоанна Предтечи протоиерей Александр Коротаев .

Сегодня, 20 января, в храме Иоанна Предтечи по окончании Божественной литургии митрополит Вятский и Слободской Марк совершил Литию по почившему священнику, а в 10.00 в храме состоялось отпевание, которое в сослужении духовенства Вятской Епархии возглавил благочинный Первого Вятского благочиния протоиерей Александр Балыбердин.

Проститься со священнослужителем пришли родные и близкие, друзья, а также многочисленное духовенство и прихожане храмов Вятской Епархии.

Родные и близкие отца Александра, дорогие братья и сестры, сегодня здесь в Предтеченском храме мы напутствуем в путь всея земли нашего дорогого собрата, друга, духовника - протоиерея Александра Коротаева, - обратился к верующим протоиерей Александр Балыбердин. – Думаю, у каждого в душе есть свои слова благодарности к почившему как у прихожан Предтеченского храма, так и всех, кто имел радость с ним рядом сослужить, просто быть рядом, общаться. Мне хотелось бы, чтобы в этот день, прежде всего для родных и близких прозвучали слова утешения, слова уверенности в том, что тот, кто пребыл в Церкви до конца – спасен будет.

Мы знаем, что благодаря отцу Александру многие пришли в Церковь Божию. Но если вспомнить, как это случилось в нашей жизни, то становится понятным, что никакой нашей заслуги в том, что мы приходим в Церковь, нет. Нас всегда приводят в Церковь, порой подталкивая, подчас за руку, иногда силой приводят, за что потом мы помощников только благодарим. И никакой нашей заслуги нет в том, что мы в Церковь пришли. А вот остаться в Церкви до конца – вот это достойно внимания, это достойно любви Божией. И отец Александр пребыл в Церкви до конца.

Он был одним из тех священников, которых я еще, не будучи в сане, а будучи просто прихожанином, мирянином, мог бы назвать своим другом. Когда мы можем назвать священника другом – именно это и приводит нас в Церковь, помогает нам переступить церковный порог, когда священник обращается к нам именно, как друг.

Еще хотел бы сказать о том, что отец Александр был педагогом. И последние три дня, как мы узнали о его кончине, меня не оставляет такой помысл… Представьте себе большое–большое белое поле… поле, в котором снега, может быть, по колено, может быть, по пояс, а может быть, и с головой этот снег накроет. И в этом поле никакой лыжни – просто заснеженное поле, и вот он был тем, кто идет впереди. Тому, кто идет впереди по снежной целине – тяжело. Но именно так и поступают настоящие педагоги, а уже вслед за ними идут дети, их родители… И тому, кто впереди – неимоверно трудно, так, что даже сложно представить. И когда бывало в жизни отца Александра, что он спотыкался, где-то проседал этот снег под ним – он не унывал, никогда, он просто шел и шел. Он создавал православный детский сад, гимназию, филиал Свято-Тихоновского института – шел и шел в разных направлениях. И он был первопроходцем.

Неслучайно сегодня отпевание происходит именно в день Собора Иоанна Предтечи, в храме, которому Бог дал вторую жизнь, в дни празднования Крещения Господня, которое мы называем Богоявлением и Просвещением, – и отец Александр всю жизнь трудился на ниве православного просвещения. Бог своих не забывает, и нам надо помнить наставника нашего. Родные и близкие, примите слова утешения, вместе с вами скорбим о нашем почившем брате. Давайте помолимся и попросим у Господа, чтобы Он нашего дорогого собрата привел в обители Отца Небесного и упокоил со святыми.

Погребение состоялось на Новомакарьевском кладбище.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему новопреставленному протоиерею Александру и сотвори ему вечную память.

Пресс-служба Вятской Епархии

Как восстанавливали Успенский собор? Кто набрался смелости подписать документы и передать собор и монастырь верующим? Протоиерей, клирик Успенского собора Трифонова монастыря – в интервью порталу Свойкировский.

В конце 80-х годов прошлого века в Кирове заговорили о восстановлении Успенского собора. Общественность заботило, что в помещении храма, где в то время размещался архив, гибнут фрески, иконостас нуждается в реставрации. Постепенно исчезает историческая и православная святыня. Это было самое благодатное время, чтобы начать диалог с властью.

В рамках исторического блога мы поговорили с очевидцем тех событий, человеком, который волею судьбы стал служителем кафедрального собора, – протоиереем Александром Балыбердиным.

Александр Балыбердин – историк по образованию, священник по призванию – вспомнил события 25-летней давности – освящение Успенского собора Трифоного монастыря в Кирове после восстановления в конце августа 1991 года. Тогда собор был не только освящён, а стал кафедральным – главным в нашем городе. До этого с 1942 года центром духовной жизни в Кирове был Серафимовский храм.

Фото начало 90-х годов. Восстановление собора

Отец Александр, какие события произошли перед освящением собора в жизни города и в Вашей семье?

– За двадцать пять лет в жизнь вошло целое поколение кировчан, которое уже не знает и не помнит, как это было. Напоминать об этом – наш святой долг и обязанность. Люди должны знать, как была выстрадана эта духовная свобода и возможность посещать церковь.

В то время я работал в архиве уполномоченного облисполкома, писал диссертацию. В мои руки попали архивные документы. В период с 1958 года горожане обращались к уполномоченному с просьбами об открытии того или иного храма. Когда сталинское время прошло, и Хрущёв объявил так называемую «оттепель», люди ждали, что храмы будут открываться. Именно тогда было написано много писем в облисполком. Чаще всего просили восстановить и открыть для посещения и молитв Успенский собор Трифоного монастыря.


На фото фрагмент Успенского собора до восстановления

Почему именно его? Ведь рядом находилась действующая Серафимовская церковь.

– Во-первых, потому что в этом соборе находятся мощи преподобного Трифона – строителя вятских монастырей. Во-вторых, те, кто видел этот собор в те годы, знает, что храм был опустошён и закрыт. Здание было разделено на несколько этажей, и там находился областной архив. А в Никольской надвратной церкви был планетарий. Тем не менее, иконы были в иконостасе, рака с мощами преподобного Трифона стояла на месте.

Люди понимали, что храм можно относительно быстро отремонтировать и восстановить, но они не понимали, что Хрущёв пришёл с другой миссией. Ему нужно было доказать верность ленинским идеям. Поскольку ленинская идея в отношении религии была однозначна, как раз он и развязал новую антицерковную кампанию. Поэтому в конце 50-х – начале 60-х годов отдать храм верующим было невозможно.


Фрагмент росписи Успенского собора до восстановления

Каким Вы увидели храм и монастырь в процессе восстановления в начале 90-х годов?

– В это время я закончил исторический факультет пединститута (бывшего ВятГГУ). В нашей семье только родилась старшая дочь Анастасия. С моей супругой Ириной мы пришли сюда, на улицу Горбачева, к Трифонову монастырю. Здесь вся улица была заполнена старыми троллейбусами, отслужившими свой срок.

В собор нас пригласил друг семьи, резчик по дереву, который принимал участие в восстановлении собора. Вы, наверное, удивитесь, но это был Владимир Журавлёв (депутат Кировской городской Думы). Он сказал: «Приходите, я вам покажу процесс реставрации и здание изнутри».

Мы вошли в храм. Весь собор был разделён на несколько этажей. Поднялись по лестницам наверх. Я тогда был удивлён: иконы на месте, хотя ещё не восстановлены, резьба почти полностью сохранилась, и рака с мощами преподобного Трифона Вятского на своём месте. Угнетало, конечно, то, что всё заброшено.

Восстановить храм удалось достаточно быстро?

– За два года. Но если вспомнить историю, то и построен был Успенский собор за пять лет. Это были очень короткие сроки для мастеров XVIII века.

В день освящения мы с Ириной (женой – ред.) пришли к собору. Это был прекрасный солнечный день. Ирина только что родила старшую дочь, и она, как и многие женщины после этого события, не могла влезть ни в одно своё платье. Всё, что ей подошло – это мои джинсы. Надели мы на неё эти джинсы, дочку положили в коляску и пришли на территорию монастыря. Встали там, где сейчас колокольня. К слову, тогда колокольни не было, её построили в 2001 году. На этом месте была временная деревянная колокольня. Она осталась на картинах некоторых кировских художников.

В храм было не войти, людей – битком. Ирина всё-таки захотела подойти поближе. Я вижу, что она немного побаивается – она же в джинсах, причём в мужниных. Всё-таки отважилась и прошла немного вперёд. И тут её какая-то бабушка оговорила: что ты, вроде, в такой день пришла в брюках? Ириша немного расстроилась. Это стало для нас уроком – нельзя вязаться к людям в торжественную и радостную минуту с такими придирками. Так можно испортить весь праздник. Конечно, тогда и думать не думал, что стану священником, и буду служить именно в этом храме. Я ведь только в 1990 году принял крещение.


Если говорить о процессе восстановления собора, это воля и труд многих людей?

– Восстановление ещё не завершено. Но тогда это был действительно титанический труд. Тут надо вспомнить владыку, а тогда ещё архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа, которому верным помощником был тогдашний секретарь епархиального управления, теперь митрополит Казахстанский и Астанайский Александр. Он в годы гонения на церковь не переставал посещать храм. Когда появилась первая возможность восстановить собор, все взялись за эту работу. Это был 1988 год. Очень смелое решение по тем временам. Восстанавливать храм в городской черте не разрешили. Решено было передать верующим церковь в селе Макарье, за рекой, фактически за городской чертой. Если кто-то из совета по делам религии спросит, что это у вас на Вятке творится? Можно спокойно сказать, что храм за городом. В городе всё тихо.

Макарьевская церковь была восстановлена довольно быстро. И тут же началось какое-то «потепление» отношений государства и церкви. Эту возможность использовали моментально. На мой взгляд, здесь огромную роль сыграл юбилей – тысячелетие крещения Руси, который отмечался в 1988 году. Дату впервые праздновали не только на церковном уровне, но и на государственном. Проходили встречи духовенства со светскими руководителями. Если бы не этот великий юбилей, сейчас всё могло бы быть иначе...

Кто из областных чиновников тогда поддержал идею восстановления храма?

– Огромную роль сыграл глава области Василий Алексеевич Десятников. Надо вспомнить добрым словом и мэра Анжелия Михайловича Михеева, который тогда, руководил городом, будучи опытным строителем. Он много помогал и координировал восстановление храма. Активное участие в восстановлении принимал уполномоченный по делам религии Владимир Тимофеевич Бормотов, на место которого после его смерти я пришёл работать в областную администрацию. Огромную часть работ выполняла реставрационная компания «АРСО» и её директор Николай Алексеевич Исупов. Эти люди и многие другие очень активно вложились в реставрацию монастыря.

Что значило восстановление собора для Вятской Епархии?


– Епархии нужен был центр жизни. Уже существовало Вятское духовное училище, епархиальная газета. Какое-то время центром был Серафимовский собор, но Епархия выросла из него, ей стало тесно. Успенский собор и Трифонов монастырь стали символами возрождения православной Вятки.

Начали восстановление, но не успели. После Десятникова пришёл Владимир Сергиенков. Он увлёкся селом Великорецким. Сколько владыка Хрисанф ни убеждал губернатора, что нужно продолжить работы в Трифоновом монастыре, так это и не удалось. Владимир Нилович стал участвовать в возрождении Великорецких храмов, колоколов – это тоже, конечно, замечательно, но работы в монастыре не были завершены.

Восстановление продолжали активные люди – архимандрит Иов Муравьёв, в то время наместник монастыря. Его трудами была восстановлена надвратная церковь в 2000-е годы. Протоиерей Пётр Шак был настоятелем собора с начала 90-х годов, и в течение двадцати лет он жил этим храмом. Вкладывал в него все свои силы, душу и талант. Работы в алтаре выполнял заслуженный художник России Виктор Георгиевич Харлов. Александр Румянцев активно участвовал в восстановлении собора. Это был труд очень многих людей, имён которых мы не знаем. Просто они хотели, чтобы это место зацвело.

Восстановление монастыря было рискованным делом тогда?

– Я сам был достаточно молод в то время, но могу подтвердить, что это было рискованное решение для человека – принимать участие в восстановлении монастыря. Оно требовало мужества не только от верующих, но и от всех людей, которые хотели, чтобы этот монастырь засиял как святыня. Тут огромную роль сыграла интеллигенция нашего города, и чиновничество поддержало.

Например, для главы облисполкома Десятникова это было непростое решение. Нужно было учитывать то, как на это посмотрит Москва. Это, пожалуй, можно сравнить с тем, как если бы сейчас вернули городу названия Вятка. Все чувствуют, что за это ругать никто не будет, а попробуй решись и сделай это.

Я помню, как сам кругами ходил вокруг Серафимовского храма, не решаясь войти на его территорию. Я был студентом исторического факультета, с него большинство шли служить в КГБ или в партию. И вдруг мне надо зайти на территорию собора. Ходил-ходил кругами и вижу бабушку, которая выходит из церкви. Она посмотрела на меня и решительным шагом двинулась в мою сторону. Подошла, взяла за руку и повела в храм. Нужно было большое мужество, чтобы всё это осуществить.


Трифонов монастрырь в начале XX века

Люди верующие чувствуют намоленность этого места? Вы, когда перешли служить из Феодоровского храма в Успенский собор, это чувствовали?

– Да, подсознательно ты это чувствуешь. Я не знаю, у меня нет «намоленометра», я не могу сказать, что можно определить по какой-то шкале, насколько намолен тот или иной храм. Но не всё можно выразить вербально. Некоторые вещи понимаются интуитивно. Поэтому Успенский собор отличается от многих храмов. Как только подумаешь, что здесь люди уже в XVIII веке обращались к Богу, это не может не поражать.

Сейчас в храм приходят дети наших детей. Это люди, которые многого не знают из истории передачи храма верующим в конце XX века. Для них всё, что было до 1917 года – это средние века, глухая античная история. Но когда ты взрослеешь, ты начинаешь понимать, что история живая. Это всё было на памяти твоих родителей, бабушек и дедушек. Это всё живёт и существует в тебе.


Трифонов монастырь. Современный вид


Один мой знакомый сказал недавно: «Знаешь, может быть и не плохо, что ещё не все храмы восстановлены, потому что это напоминает о подлинном состоянии нашей души». Действительно, это напоминает о периоде безвременья, который ещё до конца не пройден.

Фото из семейного альбома Александра Балыбердина.

32. Уважаемый отец Василий! Какие у Вас отношения с протоиереем Иоанном Лесниченко, клириком Комратской епархии РПЦ МП (Сергеенко Владимир)

Уважаемые Владимир!

Как священник, с Иоанном Лисниченко я не могу иметь каких-либо отношений, т.к. его действия конфликтуют с законами государства и догматами Церкви.

\Дело в том, что Лисниченко, а также его сослуживцы, священники Иоанн Кристев и благочинный Петр Келеш, имеют причастие к продаже здания и разорению имущества Воскресной школы с.Конгаз, являющихся собственностью прихожан Конгазской Церкви. Деньги, вырученные ими от продажи здания, безследно исчезли. Подобные действия квалифицируются как хищение чужого имущества в особо крупных размерах и караются судами, как мирскими (сажают в тюрьму), так и церковными (лишают сана).

Следовательно, Лисниченко, Кристев и Келеш Духом Святым лишены сана. Потому и я, как священник, не могу иметь с ними каких-либо священнических отношений.

В догматическом плане их нарушения еще более тяжкие, т.к. они совершили грехи святотатства и посягнули на имущество, посвященное Богу. Они поступили как вандалы, разрушив все приходские учреждения, которые строили для своих детей практически все христиане с. Конгаз, начиная с 1990г. по 2004год. Таким образом, эти люди, движимые духом наживы и обогащения, создают помехи для воцерковления наших детей и молодежи.

Ввиду того, что приходские учреждения Церкви с.Конгаз строились по решению Священного Синода РПЦ и по благословению епископа Викентия (Мораря), а также при участии и материальной поддержке епископа Доримедонта (Чекана), ныне покойного, следовательно, действия Лисниченко, Кристева и Келеша конфликтуют также и с решениями Священного Синода РПЦ и вышеназванных епископов, что еще более достоверно подтверждает тот факт, что они лишены священнического сана.

Отвечено 24.09.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

31. Мой муж постоянно врет. На этой почве у нас скандалы. Он неоднократно просил прощения... но врать не перестал. У меня нет сил, уже думаю о разводе. Что делать? (Елена)

Уважаемая Елена!

Судя по вопросу, у Вашего мужа духовная болезнь, связанная с нарушением 9-й заповеди.

Тот факт, что Вы не можете отучить его от вредной привычки, говорит о том, что Вы пытаетесь решить проблему мирским путем. В этом Ваша ошибка, т.к. мирских причин для патологического вранья так много, что в них не могут разобраться до конца даже психологи.

Путь к решению проблемы лежит через воцерковление Вашего мужа. Следовательно, попытайтесь его по-настоящему воцерковить. Если Вам это удастся, тогда он начнет каяться и работать над исправлением своего поведения. Если же он врет, посещая храм, значит у него истинного воцерковления не произошло. Скажите об этом Вашем духовнику.

Если же Ваш муж будет отказываться посещать храм, тогда есть другой вариант. Вы сами покайтесь в том, что ошиблись в выборе мужа. Начинайте просить Бога о его исправлении, также подавайте в храме записки о его вразумлении.

Если и это не поможет, тогда смиряйтесь и принимайте его таким, как он есть.

Отвечено 28.07.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

30. Троицкий храм с.Конгаз очень процветает...как вы думаете, это хорошо? (Вадим Николаевич)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемые Вадим Николаевич!

Процветание храмов мы видим не только в Конгазе, но и в других селах Гагаузии. Само по себе это может и не плохо, однако, будет ли это оправдано Богом, я не знаю.

На мой взгляд, сегодня деньги должны расходоваться не на внешний блеск храмов, а на создание учреждений по воцерковлению детей и молодежи. Христианин, нерадеющий о воцерковлении своего ребенка, совершает грех жертвоприношения сатане, т.к. растит ребенка не для Бога, а для дьявола.

Ситуацию, которую мы видим сегодня в Святотроицком храме с. Конгаз, не может радовать, т.к. церковные учреждения, которые функционировали в Конгазе до церковного переворота в 2004году, сегодня ликвидированы, их имущество похищено и продано. Поэтому, внешний блеск этого храма не может радовать.

Отвечено 22.05.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

29. Уважаемые о.Василий. Какие у вас отношения с Троицким храмом с.Конгаз? (Вопрос задал Вадим Николаевич).

Уважаемые Вадим Николаевич.

Мои отношения с Троицким храмом с.Конгаз самые прямые.

Во-первых, в нем меня крестили (в 1951г.). Во-вторых, этот храм построили мои предки (1883г.); В-третьих, в нем находили (и до сих пор находят) утешение многочисленные мои родственники, как кровные, так и духовные; В-четвертых, с 1989г. по настоящее время я являюсь служителем этого храма.

В 1990г. мне было дано послушание организатора работ приходских учреждений катехизисного и попечительского характера. В 1994г., после хиротонии, мне определили служить священником, а с 2000г. настоятелем этого храма.

В 2004г. на меня были наложены прещения (по причине клеветы благочинного), однако они не имеют силы, т.к. выходят за рамки церковных догматов. Следовательно, по Божиему определению, я продолжаю оставаться служителем Конгазского Святотроицкого храма, несмотря на то, что нахожусь в другом храме с.Конгаз - Покровском.

В личном плане мне хотелось бы уйти в сторону от Конгазского церковного конфликта, тем более что я уже пенсионер, однако сделать это нельзя до тех пор, пока не будут развязаны канонические, догматические и юридические узлы, связанные с этим конфликтом.

Отвечено 19.05.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

28. Недавно прочитал роман «Алхимик­» писателя Пауло Коэльо. Хотелось бы услышать, как вы ее видите (меня интересует­ момент про "стезю"). (Петр, г. Киев)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Петр!

Роман "Алхимик" П.Коэльо построен на идее о "сверхвозможностях" человека. Суть ее в том, что якобы внутри человека имеются какие-то скрытые силы. Раскрыв их, он смог бы сам, без помощи Бога, решить все проблемы своей жизни.

Идея не нова, и не принадлежит Коэльо. Подлинным ее автором является змей из Библии : "... И сказал змей жене: ... в день, в который вы вкусите их (запретных плодов ), откроются глаза ваши, и вы будете как боги..." (Быт., гл.3, ст. 4,5). Поверив змею, наши предки, вкусив запретных плодов, попытались "стать как боги..." Что из этого вышло, мы знаем из жития Адама и Евы.

Идею "сверхвозможностей" мы видим также в произведениях Гитлера, Ницше, Мегрэ, Хаббарда и др. Только пути их раскрытия у всех разные: у змея - "Вкушение запретных плодов"; у Мегрэ - "Слияние человека с природой" (движение анастасиевцев); у Гитлера - "Развитие расы гениев путем соблюдения чистоты арийской крови"; у Ницше - "Разрушение в человеке твари, в целях создания из него творца (сверхчеловека)" и т.д.

Вернемся к Вашему вопросу. Момент "Стезя" из романа "Алхимик", который Вас интересует, является вариантом раскрытия "сверхвозможностей" разработки П.Коэльо. В романе Коэльо заворачивает сию идею в 3 оболочки: 1-я - сладкая, привлекательная притча; 2-я - эзотерика; 3-я - магия.

Суть "Стези" П.Коэльо раскрывает описанием приключений молодого человека Сантьяго, которому приснился сон, что он найдет сокровища возле египетских пирамид. Он идет к гадалке, чтобы та ему растолковала этот сон. Затем он встречает странного незнакомца, который советует Сантьяго отправляться в путь и дает ему два камешка. И на протяжении всей этой истории ведется внушение: «у каждого Своя Стезя» и "каждому следует идти Своей Стезей..." и т.д.

Раскрывая эту мысль, Коэльо превращает человека в идола. Он хочет, чтобы человек сам стал богом, мог владеть миром, знать все его тайны, совершать чудеса. Он считает, что «Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира».

Подобные идеи св. отцы относили к духовным болезням, именуемым "прельщениями". Они чрезвычайно распространены в мире и крайне опасны, т.к по сути своей являются главным "догматом" антихристианства.

Отвечено 28.02.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

27. Скажите пожалуйста, возможно ли повторное венчание, если первый брак не состоялся и супруги расстались, и как правильно поступить, и что для этого нужно? (Светлана)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Второе венчание допускается, однако в духовном плане это болезненно. Поэтому, для правильного решения вопроса, Вам необходимо обратиться к священнику, у которого желаете повторно венчаться.

Священник должен расследовать обстоятельства, для выявления и устранения канонических препятствий для Вашего второго брака. После этого, он даст Вам рекомендации, как дальше Вы должны действовать, чтобы создать нормальную семью.

Отвечено 13.02.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

26. Скажите, пожалуйста, брак с нелюбимым человеком - это грех? (Константин)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Константин!

Брак с нелюбимым человеком сам по себе не может быть грехом. Дело в том, что любовь - это обретаемое чувство. Поэтому супруги, даже если они и не имеют любви друг к другу, могут эту любовь обрести, причем без особого труда. Стоит только им этого захотеть. Отсутствие такого желания у супругов - это и есть настоящий грех, которого следует остерегаться, т.к. он может привести к конфликтам и разрушению семьи.

Следует сказать, что масскультура нынешнего века прививает людям (через телевидение и интернет) искаженные представления о любви. Суть этих искажений в том, что вместо любви человеку прививаются низменные инстинкты (половые влечения), на самом деле не имеющие к любви отношения. Подобная ложь - это настоящая трагедия, чреватая тяжелыми последствиями для всего человечества!

Отвечено: 30.04.2014г .

Вам помогла эта информация? Да Нет

25. Во "Второзаконии" сказано, чтобы не сотворяли кумиров, не изображали Бога. Тем не менее, мы видим как Бога рисуют, молятся иконам, целуют мощи святых, подобно идолам. Это же грех и похоже на язычество? (Виталий У.)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Виталий!

Вторая Заповедь запрещает делать изображения и поклоняться предметам, в которых люди вкладывают ложный духовный смысл. Сюда относятся языческие боги (Аполлон, Венера, Прометей, Зевс и др.); предметы колдовства, суеверия, знахарства, гаданий, амулеты, талисманы, атрибуты фэньшуя, гороскопа, языческих верований и т.д.

Современные люди могут вкладывать ложный духовный смысл также и в телевизионные передачи, фильмы, зрелища, компьютерные игры, виртуальные развлечения и др. Подобные грехи чрезвычайно широко распространены. Об этом и говорится во 2-й Заповеди.

Что касается церковных предметов, запрет 2-й заповеди на них не распространяется, т.к. они имеют сакральное значение (в них вкладывается истинный духовный смысл). К ним относятся книги со Священными текстами, иконы, мощи, храмы и др. В Ветхом Завете к ним относились скрижали, опресноки, Ковчег Завета, изображения Херувимов в Скинии Моисея и в Храме Соломона и др.

Чтобы легче разобраться в этих вопросах, приведем следующие примеры: можно ли сравнить изображение Христа распятого с изображением Аполлона? Или изображение Божией Матери с Младенцем в руках с изображением Венеры Милосской? Конечно же нельзя, т.к. это было бы величайшим кощунством!

Надо сказать, что Бога и Святых изображают не только Православные. Откроем книги и журналы баптистов, адвентистов, иеговистов и других христианских конфессий (практически всех!): там полно изображений Христа, пророков, апостолов, мучеников и иных святых.

Моисей, например, изображал в Скинии Херувимов (что на Небе верху), а Соломон изображал их в Храме. Неужели тогда их тоже можно считать идолопоклонниками? Конечно же нет, т.к. изображения и предметы, в которых кроется истинный духовный смысл, являются неотъемлемой частью истинной религии.

Возникает закономерный вопрос: Почему в таком случае христиане некоторых конфессий приписывают Православным нарушения 2-й Заповеди? Ответ простой: потому что эти конфессии отвергают церковную историю. Потому и сами заблуждаются, и других вводят в заблуждение.

Отвечено 30.04.2014г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

24. Как относиться к мнению людей, которые утверждают, что религия - это управление человечеством? (Александр)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Александр!

С позиций современного, искаженного понимания значения слова "религия" эти люди правы. Такая "религия" действительно является эффективным инструментом управления людьми. Механизм этого управления строится на том принципе, что поведение человека формируется через его дух (дух творит себе формы). Следовательно, формируя дух человека по заранее спланированному сценарию, можно управлять его поведением. Подобный метод управления людьми используется в мире очень широко. Люди, поверив лжи, следуют лжи и становятся рабами лжи. Тем самым они теряют свою истинную свободу, что приносит им неисчислимые беды и проблемы.

Причина столь печальному явлению - тотальное религиозное невежество.

Отвечено 23.11.2013г.


Вам помогла эта информация? Да Нет

23.Батюшка, как быть, когда перед Причастием дико хочется пить?! (я пью дегидратирующие лекарства). Что делать, подскажите! (Александр Л., Москва)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

По Вашему вопросу Вам лучше посоветоваться со священниками, у которых Вы причащаетесь. Это оптимальный вариант решения Вашего вопроса.

Отвечено 18.11.2013 г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

22.Каким образом и почему Церковь с.Конгаз купила здание Дома Культуры? (Николай Б.,с.Конгаз)

Отвечает Протоиерей Василий Икизли.

Церковь с.Конгаз здание ДК не покупала. Здание купили прихожане в 2003г. и подарили его Церкви. Поясняем, каким образом и почему это было сделано?

В 1990г. по благословению вл.Викентия в нашем приходе открылись первые группы Воскресной школы. Для их нормальной работы и возникла необходимость в специальном здании.

Вначале здание Воскресной школы мы решили строить сами. Приобрели землю, купили стройматериалы. Однако, нашлись завистливые люди, которые позарились на эту землю. В 1997г., в целях ее кражи, организовали в нашем приходе смуту, под шум которой земля была украдена.

В 1999г. появилась возможность приобрести готовое здание за счет имущественных долей колхозников, прихожан Церкви. В то время колхоз расформировали и его имущество начали раздавать колхозникам. Люди, укравшие землю, снова вмешались, и здание было передано не нам, а другим.

Ввиду того, что не имея собственного здания, занятия Воскресной школы проводить очень трудно, прихожане приняли решение купить здание ДК и передать его Церкви: здание ДК было выставлено на аукционную продажу в 1999г. по решению Комратского Суда.

Для полной ясности этого, на первый взгляд, необычного процесса, объясняем его предысторию.

1).В 1968г. у Церкви отобрали часть двора, на котором колхоз построил Дом Культуры (в 20м. от алтаря) и Кинотеатр (в 40м. от притвора).

2).В 1995г. колхоз взял в банке деньги (6,5млн. лей) и здание ДК оформил как объект залога.

3).В 1999г. к-з расформировали, оба здания выставили на продажу. Кинотеатр купил частник. На ДК покупателя не было, потому его, как объект залога, передали банку.

4). В 2001г . мы договорились с банком, и начали использовать здание ДК для нужд Церкви (до появления покупателя). В то время м ассовые мероприятия в ДК кроме Церкви не проводил никто.

5).В 2003г. стоимость продажи ДК снизили. Прихожане нашли деньги в долг, купили его и подарили Церкви.

На момент покупки ДК в Церкви с.Конгаз работали более 20 учреждений для детей и молодежи. С приобретением здания мы решили вопрос их компактного размещения.

Отвечено 15.08.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

21. Почему Вы поливаете грязью Церковь, в котором были рукоположены? (Павел, Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемый Павел!

Тон твоих вопросов порождает встречные вопросы к тебе самому. Постарайся ответить на них самому себе, только по совести.

1.Где ты видел, слышал, или читал материалы, в которых мы обливали грязью Церковь? Смог бы ты показать нам один из таких материалов, или же назвать свидетеля, который бы это подтвердил?

2.О том, что второй приход Церкви в Конгазе является неправильным, незаконным, ты сам догадался, или тебе кто-то об этом сказал?

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Петр Кириллович!

По деталям вопроса я догадываюсь, о ком конкретно Вы говорите. Я хорошо знаком с женщиной и со священником, которым Вы приписываете столь тяжелые грехи.

Весьма тронут Вашей ревностью о чистоте жизни церковной. Однако, свидетельствую о том, что отношения между персонажами Вашего вопроса абсолютно чистые, как и положено быть отношениям духовного отца с духовной дочерью. Потому и делаю вывод о том, что тревога Ваша ложная, не от Бога.
Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Согласно Библии, человек спасается только через Христа ( "Аз есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет" (Ин. 10, 9 ). Однако, нет прямых сведений о том, что спасутся только лишь те, кто узнали Христа, а те кто Его не узнали, непременно все погибнут. Какова участь людей, не принявших крещение, мы не можем знать. Скорее всего - это таинство, одному Богу известное.

Также мы не можем однозначно ответить на вопросы о том, кто ближе к Богу: крещенный бандит, или не крещенный, хорошего поведения человек?

Отвечено 11.03.2013г. Не мы с тобой, а только Божий Суд может определить, кто более прав: люди, которые не пошли на соглашательство с богоборческой властью, или же люди, которые согласились мирно сосуществовать с ним. Более того, не только согласились, но даже и служили этой власти: работали на нее, восхваляли ее руководителей, принимали ее порядки и культуру...

Я бы не советовал тебе делать поспешных выводов об РПЦЗ и о тех событиях, которые происходили в то время.

Отвечено 18.02.2013г.

Отвечает наш читатель Аллинас

"Русская православная церковь заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах." Никаких догматических отличий в вероучении и практике РПЦЗ никогда не было, что связано с тем обстоятельством, что её руководство всегда видело своей наипервейшей задачей сохранение православного вероучения и практики в неизменности и чистоте. Ввиду такой консервативной линии, РПЦЗ всегда жёстко осуждала всё, что она рассматривала как отступления от чистоты православия, как-то софианство, «сергианство», экуменизм. Всегда с враждебностью относилась к «латинству» (католичеству). поэтому прежде чем бросаться подобными обвинениями..."трусы, бежавшие из страны". почитал бы вначале историю, тогда бы узнал, что часть русского духовенства и монашества были изгнаны за пределы страны после революции 1917 года..

Отвечено 23.02.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет

Loading...Loading...