Чудов монастырь. Московский Кремль: будут ли восстановлены Чудов и Вознесенский монастыри

ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

…Минувшее проходит предо мною…
Александр Пушкин. Трагедия «Борис Годунов».

…Каждый камень твой- заветное преданье поколений…
Михаил Лермонтов. Поэма «Сашка»

Надеюсь, что навсегда в прошлое ушло время тяжелых испытаний
для Русской Православной Церкви, время поругания, унижения и
оскорбления религиозных чувств, время осквернения святынь.
У народа должны быть святыни! Без них невозможно говорить о
нравственности, о возрождении духовности и культуры.
Без святости, без высокого идеала человек теряется в море зла
и неправды…
Президент Российской Федерации Владимир Путин

Древнейшие Чудов и Вознесенский монастыри, находившиеся около Спасской башни Московского Кремля, значительно пострадали при обстреле артиллерийскими снарядами в ходе революционных боев в 1917 году. А в 1918 году их закрыли после переноса столицы России из Петрограда в Москву и переезда советского правительства из Петрограда в Московский Кремль.
Первое время после закрытия монастырей в помещениях Чудова монастыря разместился кооперативный магазин «Коммунист» и изба-читальня, затем помещения передали кремлевскому Лечсанупру (Лечебно-санитарное управление), отвечавшему за здоровье высокопоставленных лиц из советского правительства.
В 1929 году советское правительство приняло решение о сносе этих монастырей, несмотря на протесты известнейших архитекторов и других деятелей искусства.

Фотография, сделанная 10 сентября 1930 года с немецкого дирижабля «Граф Цеппелин» (на борту которого были и советские специалисты), позволяет увидеть, как выглядела территория Кремля незадолго до полного сноса Чудова и Вознесенского монастырей.

На территории снесенных в 1929-1930 годы монастырей и находившегося рядом с ними Малого Николаевского дворца возвели в 1932-1934 годах по проекту инженера-архитектора Ивана Рерберга здание Школы красных командиров (корпус № 14). В нем в 1934-1938 годах помещалась 1-я Советская объединенная военная школа РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) имени ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет), затем Президиум Верховного Совета СССР, а позже- Администрация президента Российской Федерации.

За свою историю Москва лишилась многих своих строений и памятников архитектуры. В период, когда в столице были, в основном, деревянные строения, почти ежегодные пожары уничтожали многие ее строения. Историки подсчитали, что за первые свои 450 лет значительная часть Москвы сгорала более ста раз. Наиболее страшные пожары случились в годы: 1177 (первый отмеченный в летописях пожар), 1238 (нашествие Батыя: «град и церкви святыя огневи предаша и монастыри вси и села пожгоша»), 1293, 1331 («бысть пожар на Москве, погоре город Кремль»), 1335, 1337, 1343, 1354 (пожаром уничтожен Кремль и 13 церквей), 1365 («Всехсвятский» пожар: «погоре посад весь, Кремль и Заречье»; после этого пожара князь Дмитрий Донской «замыслил ставити город Москву камен»), 1382 (Кремль сожжен татарами), 1390, 1408, 1413, 1439, 1445 (в Кремле не осталось ни одного деревянного здания), 1453 («выгоре Москва, Кремль весь»), 1470, 1475, 1480, 1485, 1493, 1501, 1547, 1626 (погибло и много архивных документов), 1634 (сгорело 5 тысяч домов), 1701 (после этого пожара Петр I издал указ: «деревянного строения отнюдь не строить»), 1737 («Троицкий» пожар, сгорел Кремль, во время этого пожара и раскололся Царь-колокол)... Великий пожар 1812 года (продолжался неделю) во время пребывания в Москве армии Наполеона (сгорело 6,5 тысяч домов из 9 тысяч, 7 тысяч лавок из 8,5 тысяч, 122 церкви из 329). Несмотря на страшные последствия этих бедствий и потерь от войн, Москва каждый раз возрождалась…

Но не только из-за войн и стихийных бедствий лишилась Москва многих своих архитектурных памятников, среди которых исчезло и огромное количество храмов…
Жизнь, к сожалению, сопровождается не только приобретениями, но и потерями: человеческими, духовными, материальными … Все вокруг непрерывно изменяется… Стремительно преобразовывается и Москва… Среди столиц государств по динамике развития она сегодня вышла на второе место в мире после Пекина… Не остается неизменным и архитектурный облик нашей столицы. Но можно ли при возведении новых строений не уничтожать ранее созданные, являющиеся памятниками истории и культуры? В значительной мере это зависит от тех взглядов, которыми руководствуются люди, определяющие судьбу этих памятников. А что считать памятниками?
В 1928 году в Советском Союзе Главнаука посчитала главным критерием, определяющим принадлежность «сооружения» к памятникам- время его создания. Те из них, которые были созданы до 1613 года, объявили неприкосновенными, созданные в 1613-1725 годы- «в случае необходимости» могли подвергаться изменениям, в созданных в 1725-1825 годы сохранялись лишь фасады, а все созданные после 1825 года к памятникам не причислялись и государством не охранялись.
А Никита Сергеевич Хрущев, например, говорил: «Перестраивая Москву, мы не должны бояться снести дерево, церквушку или какой-нибудь храм!» Последствия таких взглядов оказались печальными. Огромны потери и в XX веке. На территории Москвы (в границах 1960 года) к 1917 году находилось 848 храмов, а к 1991 году- 191 действующий и 263 закрытых храмов. Было уничтожено 433 (по другим данным- 368) храмов!
В 2010 году в Москве было 837 действующих церквей, а в 2014 году их стало 1056.

В Чудовом монастыре были уничтожены и находившиеся на его территории Собор Алексия Митрополита (построен в 1483 году), Собор Чуда Архистратига Михаила (построен в 1503 году), Церковь Андрея Первозванного (построена в 1680 году), Церковь Святых Петра и Павла в колокольне Чудова монастыря (построена в 1779 году), Церковь Иоасафа Белгородского (построена в 1911 году), Церковь святителя Ермогена (Гермогена), построенная в 1913 году.

Казалось, что эти монастыри исчезли навсегда. Но недавно появилась надежда, и теперь мы ждем их возрождения. Какие есть для этого основания?
31 июля 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил не реконструировать административный 14-й корпус Кремля (который не является историческим памятником и находится на реконструкции с 2001 года), а снести его, и восстановить исторический облик этого места с Чудовым и Вознесенским монастырями, придав им в сегодняшних условиях характер исключительно культурных ценностей.

Эти монастыри, являвшиеся важными духовными центрами Православия, были не только украшением Кремля: здесь творилась наша отечественная история. Чудов монастырь- центр православной русской учености, здесь основали греко-латинскую школу. С историей монастыря связаны очень многие исторические события и деятели… Монастырь связан также со многими драматическими событиями: пожары 1445-го, 1453-го, 1493-го…1812-го годов; Смутное время (как не вспомнить сцену в келье Чудова монастыря с монахом-расстригой Григорием Отрепьевым- будущим Лжедмитрием из пушкинской трагедии «Борис Годунов»), Стрелецкий бунт, Чумной бунт…

Чудов (Алексеевский Архангело-Михайловский) монастырь был самым почитаемым мужским монастырем на всей святой Руси. В период его наивысшего расцвета (начало XVII века) монастырь называли «Чудом», «Великой Лаврой». Лаврой (греч.- «городская улица, многолюдный монастырь») называются некоторые крупнейшие мужские православные монастыри, имеющие особенное историческое и духовное значение, а Великая Лавра- Лавра Святого Афанасия- первенствующий монастырь на святой горе Афон, находящейся в Греции. Уничтожение Чудова монастыря- удар по культурной и духовной жизни страны. Чем вызвано такое великое почитание этой святыни? Чтобы понять это, нужно обратиться к истории монастыря, которая и ответит на этот вопрос.

Чудов монастырь основал в 1365 году наставник Дмитрия Донского митрополит Алексий (мирское имя- Елевферий Федоровия Бяконт). Год его рождения неизвестен (между 1292 и 1305 годами), скончался он в 1378 году. Название свое монастырь получил в связи с пересечением двух «чудесных» событий, произошедших в один и тот же календарный день, но в разные годы и в разных местах.
Первое событие- легендарное. Оно связано с Архистратигом Михаилом. Другое событие связано с митрополитом Алексием. Название свое обитель получила от названия старинной церкви, освященной во имя праздника Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех, отмечаемого 19 сентября (по новому стилю).
Святой Архангел Михаил- главный Архангел, один из самых почитаемых в христианстве. В православии его называют Архистратигом, что означает- глава святого воинства Ангелов и Архангелов. По легенде, во Фригии (находившейся на территории нынешней Турции) недалеко от города Иераполя существовал храм, посвященный архангелу Михаилу. Его построил в IV веке один из жителей города в благодарность за исцеление своей немой дочери. Однажды этому человеку во сне явился архангел Михаил и сказал, что дочь его обретет дар речи, если выпьет воды из источника. Так и произошло. К этому целебному источнику стали приходить многие за исцелением. Пономарем в этом храме служил человек по имени Архипп, многолетняя добродетельная жизнь которого вызвала злобу язычников. Они решили уничтожить храм и одновременно убить Архиппа. Соединив две горные реки в один поток, они направили его на храм. Архангел Михаил явился на обращенные к нему мольбы Архиппа о спасении и, ударив жезлом по горе, сделал в ней широкую расселину, в которую устремились воды бурного потока. Храм был спасен. Место, где свершилось это чудо, получило название Хоны, что означает «отверстие», «расселина». А в честь этого чуда появился праздник «Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех».

Второе событие произошло в годы татаро-монгольского ига- чудо исцеления матери хана Золотой Орды Джанибека- Тайдулы. Приехав в Орду по просьбе хана, митрополит Алексий своими молитвами исцелил ослепшую Тайдулу (есть картина художника Я.Ф. Капкова- ученика Карла Брюллова «Исцеление Митрополитом Алексием ханши Тайдулы»). Хан в благодарность за исцеление матери подарил Алексию часть территории Московского Кремля, на которой до этого располагался ордынский посольский (по другим сведениям- конюшенный) двор.
Алексий основал здесь мужской монастырь и построил церковь Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех. Как повествует летописец, «преосвященный Алексий, митрополит всея Руси, заложи церковь камену во имя святого архангела Михаила, честного его чуда, бывшаго в Хонех».
По имени этой церкви монастырь и получил свое название- Чудов. Видимо, Алексий этим подчеркнул смысл чуда, защитившего храм от пытавшихся его разрушить язычников. Посвящение подчеркивало и значение сохранения православной церкви как оплота Московского государства.

Кинорежиссер Андрей Прошкин снял в 2012 году замечательный художественный фильм «Орда» о событиях, связанных с митрополитом Алексием и ханшей Тайдулой (роль митрополита исполнил актер Максим Суханов, а роль ханши- актриса Роза Хайруллина).

В 1483 году на территории монастыря построили Собор Алексия Митрополита. В него перенесли мощи Алексия. На месте дважды разбиравшегося из-за ветхости Собора Чуда Архистратига Михаила построили новый- каменный, и освятили в 1503 году в день Чуда в Хонех. Этот собор стал образцом для многих русских храмов. В нем крестили многих младенцев из царского дома, в том числе и царевича Петра (в 1672 году)- будущего преобразователя России Петра Великого, а в 1818 году здесь крестили будущего царя Александра II.
С Чудовым монастырем связана жизнь патриарха Гермогена (ок.1530-1612), которого современники считали человеком выдающегося ума и начитанности: «Государь велика разума и смысла и мудра ума», «чуден зело и многаго разсуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен». Этого мужественного и бесстрашного человека называли «непоколебимым столпом», поддерживающим «великую палату»- Россию. В Смутное время поляки, укрывшиеся в московском Кремле, заключили Гермогена в Чудовом монастыре под стражу (есть картина Павла Чистякова «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков»). Они угрожали патриарху смертной казнью, морили его голодом («опечалиша его кормлею и питием»). Но даже находясь в заточении, он рассылал по городам воззвания к русскому народу, призывая бороться с интервентами и освободить Москву от поляков. Он благословил народное ополчение под руководством Минина и Пожарского и освободительную войну против завоевателей. Умер он от голода («по многом страдании и тесноте»), не дождавшись освобождения Москвы. В 1913 году Русская Православная Церковь причислила его к лику святых, а 25 мая 2013 года в Москве в Александровском саду около кремлевской стены был открыт памятник патриарху Гермогену (авторы: скульптор С.А. Щербаков, архитектор И.Н. Воскресенский).

В Чудовом монастыре были узники и до Гермогена: низложенный митрополит Московский униат Исидор (в 1441 году), старец Веспасиан Косой (Патрикеев) (в 1515 году)… В 1610 году здесь насильно постригли в монахи свергнутого с престола частью боярства царя Василия IV Шуйского (1552-1612).
Здесь в 1666 году церковный суд обвинил патриарха Никона в хуле на великого государя, царя всея Руси, и отправил его в заточение в далекий Ферапонтов монастырь В Чудов монастырь в ноябре 1671 года привезли на допрос «расколоучительницу» боярыню Феодосию Морозову (этот момент изобразил Суриков на своей картине «Боярыня Морозова»).
Здесь во время Стрелецкого бунта в 1682 году принудительно постригли в монахи деда Петра I боярина Кирилла Нарышкина.
В 1771 году во время страшного Чумного бунта москвичи разграбили этот монастырь (есть акварель Э.Э. Лисснера «Чумной бунт 1771 года»). Описание бунта дал его очевидец Ф.В. Каржавин («О бунте московском очевидное известие»).
В 1680 году вместо Собора Алексия Митрополита заложили две новые церкви: во имя святого Алексия и во имя Благовещения Богородицы, соединив их аркой. В 1686 году около Алексеевской церкви построили храм Андрея Первозванного.

Знаменитый писатель и богослов Максим Грек (Михаил Триволис- его настоящее имя), прибывший в 1518 году из Афона по приглашению великого князя Василия III, занимался в Чудовом монастыре переводами и исправлением богослужебных книг. Судьба его оказалась печальной. Его сослали в дальний монастырь за выступление на стороне нестяжателей (нестяжание- произвольная нищета), боровшихся за возвращение церкви к идеалам первоначального христианства (аскетизм, отказ от стяжания, то есть от материальных ценностей).

Жил и трудился здесь и другой известный в русской культуре просветитель- Епифаний Славинецкий. Он выполнил много переводов книг с греческого и латинского языков на славянский и осуществил исправление богослужебных книг по реформе, задуманной патриархом Никоном. Похоронили его в Чудовом монастыре.

Монахом Чудова монастыря был и один из первых просветителей Карион Истомин. Этот автор многих произведений по истории и педагогике создал тогда лучший букварь (вышел в 1694 году), а для одиннадцатилетнего Петра I составил книгу «Полис»- энциклопедию в стихах.

В Чудовом монастыре находились гробницы представителей русской знати: Морозовых, Хованских, Щербатовых, Трубецких, Куракиных, Оболенских, Стрешневых…

В ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей, великих князей и бояр. При Екатерине II в монастырь свозили церковные архивы и утварь из Крутицкого подворья и других упраздненных обителей.

В библиотеке монастыря, являвшейся одним из самых значительных книгохранилищ России, находилось много ценных и редких древних книг.

Славился монастырь и хором, созданным в 1750 году митрополитом Платоном Малиновским. Его хор называли «вершиной русского певческого искусства». Хористами в нем служили «искусные и голосами исправные, басистые, тенористые и альтистые, особливо же из мальчиков дишкантистые, чтобы гораздо к пению были и напрасно места не занимали».
Во время Отечественной войны 1812 года французы, войдя в Москву, осквернили мощи основателя Чудова монастыря Алексия, а в алтаре Собора устроили спальню маршала Даву (есть картина художника В.В. Верещагина «Маршал Даву в Чудовом монастыре»). После ухода французов из Москвы мощи Алексия были вновь обретены и возвращены на прежнее место, а повреждения монастыря были устранены уже в 1814 году.
На фотографии 1896 года изображен выход из келий Чудова монастыря процессии при коронации Николая II. А в 1904 году император Николай II при многих свидетелях присутствовал в Чудовом монастыре на благодарственном молебне о рождении своего сына.

В Москве есть примеры успешного воссоздания утерянных памятников истории и культуры: Храм Христа Спасителя (взорванный 5 декабря 1931 года), Воскресенские ворота Китай-города с Иверской часовней, Красное крыльцо у Грановитой палаты Московского Кремля, Казанский собор на Красной площади, Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском…

Нет никаких сомнений в том, что будет успешно воссоздан и прежний облик Ивановской площади Московского Кремля с находившимися на нем Чудовым и Вознесенским монастырями- важный для нашей памяти исторический уголок России.

Нас ждет еще много археологических открытий на пути к возрождению этих храмов, ведь на их месте в подземной части сохранилось много артефактов прошлого…

Идут дискуссии о способах возрождения исторического облика Ивановской площади и монастырей…

Увидеть прежнюю Ивановскую площадь Московского Кремля позволяют старые открытки и фотографии, картины художников (например, «Ивановская площадь» А.М. Васнецова), замечательный документальный фильм «Москва в снежном убранстве», который снял в 1908 году французский режиссер Жорж Мейер (фильм есть в Интернете)…

Сегодня, когда существует Интернет, любой человек, у которого нет возможности оказаться на территории Кремля, может совершить увлекательное путешествие не только по современному Кремлю, но и заглянуть в его прошлое, совершить виртуальное путешествие…

В декабре 2014 года в южном (то есть обращенном к Москве-реке) приделе (пристройке) Архангельского собора Московского Кремля открылась выставка, посвященная истории Вознесенского монастыря (в связи с 85-летием уничтожения этой уникальной обители, жемчужины Московского Кремля), на ней представлены сохранившиеся реликвии: иконы, церковные сосуды, книги...

На нашем сайте (Проза.ру Юрий Жданов 2) размещен рассказ: «Рассказы Юрия Жданова о Московском Кремле». В нем указаны и размещенные на этом сайте рассказы о памятниках Московского Кремля.

Название происходит от посвящения соборного храма монастыря - во имя Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех.

История

Основан митрополитом Алексием в 1365 г. в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды Джанибека.

Название получил по церкви Чуда Архангела Михаила в Хонех, ставшей впоследствии усыпальницей митрополита Алексия.

В 1483 г. на территории монастыря была сооружена Алексиевская церковь. По распоряжению чудовского архимандрита Геннадия в неё перенесли мощи митрополита Алексия. В 1501–03 гг. древнюю церковь Михаила Архангела сменил храм, возведённый итальянскими мастерами.

По преданию, из Чудова монастыря бежал печально знаменитый монах-расстрига Григорий Отрепьев. Игумен Чудова монастыря Пафнутий, при котором в обитель пришёл Отрепьев, - активный участник событий Смутного времени на стороне Романовых.

В 1612 г. в монастыре был уморен голодом патриарх Гермоген.

При Екатерине II в монастырь свозили церковные архивы и утварь из Крутицкого подворья и других упразднённых обителей.

В 1812 г. в нём располагались штаб Наполеона и некоторые из его гвардейских полков. В алтаре собора во имя Чуда Архистратига Михаила была устроена спальня маршала Даву.

Карл Андреевич Фишер , Public Domain

В начале XX в. в подклете Алексиевской церкви по проекту архитектора В. П. Загорского была сооружена усыпальница, где погребли останки великого князя Сергея Александровича, погибшего в Кремле в феврале 1905 г. от рук террориста. Склеп великого князя находился под полом, точно под ракой святителя Алексия.

Во время Высочайших визитов в Москву монастырь наряду с кремлёвскими соборами непременно включался в маршрут церковно-государственных церемоний и юбилейных торжеств, особенно частых в конце XIX-начале XX вв. Шествие в монастырь обычно совершалось после литургии в Успенском соборе и поклонения мощам московских святителей, там находящихся. Был центром торжеств в связи с прославлением Патриарха Гермогена в 1913 г

Последним (с 1904 года) наместником монастыря был архимандрит Арсений (Жадановский), с 1914 г. - епископ Серпуховской, викарий Московской епархии.

Снос

Перед сносом администрация Кремля вызвала П. Д. Корина для демонтажа наиболее ценных фресок, однако не дала ему завершить работу. Собор был уничтожен вместе с фресками; в день сноса П. Д. Барановский - последний человек, видевший интерьеры Чудова монастыря, - успел лишь вынести из здания раку святителя Алексия.

Чудов монастырь был разрушен в 1930 г. Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех был разрушен в ночь на 17 декабря 1929 г. - потребовалось место для размещения военной школы, где проходили обучение кремлёвские курсанты. Сохранившиеся фрагменты фресок экспонируются в Третьяковской галерее, Историческом музее, Музее Андрея Рублёва (все в Москве).

Проект восстановления

По словам православного общественного деятеля В. В. Аверьянова, в настоящее время существует проект восстановления Чудова монастыря (наряду со Страстным монастырём) на прежнем месте.

Чудов и Вознесенский монастыри

Чудо-монастырь

Чудов монастырь построен в память об исцелении жены хана Золотой Орды

Чудов монастырь — один из самых древних монастырей, располагавшихся в Москве. Интересно, что знаменитый православный монастырь был построен в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, жены хана Золотой Орды. По преданию, молитвы святителя Алексия помогли больной, и она в благодарность пожаловала ему один из дворов ханских наместников, расположенный в Кремле. Алексий решил возвести на этом месте монастырь. В 1365 была заложена каменная церковь имени Чуда Архистратига Михаила (отсюда и пошло название самого монастыря). По другой версии, первая церковь на этом месте была все-таки деревянной, а каменный храм возвели лишь в начале XV века). Митрополита Алексия похоронили в основанном им храме, а позже мощи перенесли в специально для этого построенную церковь, названную в его честь.

Капков Я. Ф. «Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу»

Орда и Смута

В XIV веке Чудов монастырь разорили войска Тохтамыша. В XV и XVI веках он не раз становился местом действия важных исторических событий. Например, именно в этом монастыре заточили знаменитого борца с ересями, Новгородского митрополита Геронтия. Некоторые историки полагают, что Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I, был иноком Чудова монастыря. На протяжении столетий насильственный постриг был одним из самых простых способов устранить врага с политической арены. Подобное случалось и в Чудовом монастыре — например, в 1610 этой участи не избежал свергнутый царь Василий IV Шуйский. Во времена Смуты поляки заточили в монастырь патриарха Гермогена и заморили его голодом.

От Великой Лавры до штаба Наполеона

По преданию, Григорий Отрепьев был иноком Чудова монастыря

В XVII веке Чудов монастырь называли «Великой Лаврой». В первой половине столетия в нем было открыто греко-латинское училище, а чуть позже — церковная школа. 1666 стал знаковой датой в истории монастыря — именно тогда по решению патриархов и епископов был низложен Московский Патриарх Никон. Его реформы привели к расколу Русской церкви и возникновению старообрядчества. После низложения Никон стал простым монахом, однако идеи его не были забыты.

Следующие два столетия выдались непростыми — в 70-х годах XVIII века во время чумного бунта толпа горожан разграбила лавру. В 1812, когда французы вошли в Москву, в монастыре организовали штаб Наполеона. Мощи святого Алексия, расположенные уже в новой церкви, осквернили, а в алтаре собора устроили спальню для маршала Даву.

Крещения и погребения

Чудов монастырь был местом крещений и погребений. Именно в нем крестили детей Ивана Грозного, самого Алексея Михайловича, Петра I и Александра II. В лавре были погребены многие митрополиты, последний казанский царь Едигей, а также князья Трубецкие, Хованские, Оболенские и другие. В начале XX века в лавре был захоронен великий князь Сергей Александрович, убитый в 1905 Иваном Каляевым. Для великого князя соорудили отдельную усыпальницу под ракой святителя Алексия. В 1985 обнаружили останки Сергея Александровича и перенесли их в усыпальницу семьи Романовых в Новоспасском монастыре в Москве.


Императрица Александра Федоровна и цесаревич Алексей в экипаже у Чудова монастыря

Разрушение и восстановление

В Чудовом монастыре был захоронен великий князь Сергей Александрович

В 1930 Чудов и расположенный неподалеку Вознесенский монастыри разрушили. Собор храм уничтожили еще в 1929 — большевики хотели расчистить место на территории Кремля для нового административного корпуса. Перед сносом монастыря хотели демонтировать наиболее ценные фрески, но после от этой идеи отказались. Некоторые из них, однако, сохранились и выставляются в Третьяковской галерее, Историческом музее и музее Андрея Рублева. В 2014 президент Владимир Путин предложил не реставрировать обветшавшее здание 14 корпуса Кремля, а восстановить на его месте Чудов монастырь. В 2016 году корпус демонтировали и обнаружили фундаменты и цоколи Благовещенской церкви и трапезной палаты лавры.


Чудов монастырь в начале XX века

Е. Чудов, 1 класса, кафедральный, в Москве, в Кремле. Основан в 1365 году святым Алексием, который, по случаю исцеления по его молитвам Тайдулы (см. 12 февраля), в память сего события и устроил, возвратясь в Москву, общежительный монастырь с деревянной церковью, во имя Чуда архангела Михаила, на месте, где находился ханский конюшенный двор и которое подарено было ханом митрополиту Алексию в благодарность за исцеление. В XIV веке монастырь пришел в совершенную ветхость. Храм был разобран и на место его в 1501 году заложен новый, законченный и освященный в 1504 году. В соборном храме святого Алексия, освященном в 1686 году открыто покоятся в богатой раке его мощи (см. 20 мая); подле нее, в шкафу за стеклом, хранится унизанное жемчугом облачение святого Алексия, в котором обретено нетленное тело его. Здесь же замечательна икона его, писанная на верхней доске его гроба. В Благовещенской церкви монастыря находится чудотворная икона святителя Николая. В монастыре томился в заключении от поляков и 17 февраля 1612 года мученически скончался от голодной смерти патриарх Гермоген.

Из книги С.В. Булгакова "Русские монастыри в 1913 году"



Храмы монастыря: Собор Алексия, митрополита Московского (1680-1686 гг.), Собор Чуда Михаила Архангела в Хонех (1501-1504 гг.), церковь Андрея Первозванного (1680-1686 гг.), церковь Иоасафа, епископа Белгородского (1911 г.).



Один из самых древних московских монастырей, Чудов, был основан Алексием (Елевферий Фёдорович Бяконт, между 1292-1305 - 1378), митрополитом Московским, в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, жены хана Золотой Орды Джанибека. Тайдула в ответ подарила Алексию двор ханских наместников, располагавшихся в Московском Кремле. На месте этого двора Алексий и основал монастырь. Начало ему положила каменная церковь во имя Чуда Архистратига Михаила, заложенная в сентябре 1365 года - один из самых ранних каменных храмов в Москве (по другим данным, этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря сооружён в 1404 году).

В Чудовом монастыре был погребён его основатель - митрополит Алексий. Его мощи покоились в соборе во имя Чуда Архистратига Михаила, а в 1686 году их перенесли в специально построенную в монастыре церковь во имя Алексея митрополита.

На протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в русской истории. В 1382 году монастырь был разорён полчищами Тохтамыша. В 1441 году здесь был заключён низложенный митрополит Московский Исидор, вернувшийся с Флорентийского собора, на котором он и представители русской православной церкви согласились с введением унии на Руси. Это, однако, одобрения в Москве не вызвало, и Исидор был низложен и заточён в Чудовом монастыре.

В 1504 году в Чудовом монастыре находился в заточении просветитель, борец с ересями митрополит Новгородский Геронтий, лишённый сана. В 1515 году такая же участь постигла старца Вассиана (Василий Иванович Патрикеев) (ок. 1470 - после 1531). Иноком Чудова монастыря был самозванец Гришка Отрепьев (Юрий Богданович Отрепьев) (ум. 1606). В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Иванович Шуйский (1552-1612, царь 1606-1610). Спустя два года в келье Чудова монастыря погиб от голода патриарх Гермоген (Ермолай) (ок. 1530-1612), ввергнутый в узилище польскими оккупантами.

Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале 17 века, когда его называли Великой лаврой. При патриархе Филарете (Фёдор Никитич Романов) (1554-1633) здесь было открыто греко-латинское училище. В 1666 году в Чудовом монастыре был низложен патриарх Московский Никон (Никита Минин (Минов) 1605-1681).

В 1771 году, во время чумного бунта в Москве, монастырь был разграблен бунтовщиками. Во время Отечественной войны 1812 года, когда в оставленную нашими войсками Москву вошли французы, Чудов монастырь был разграблен. Здесь находился штаб Бонапарта. Мощи св. Алексея были варварами осквернены и выброшены из раки, а в алтаре собора во имя Чуда Архистратига Михаиля была устроена спалья одного из приспешников Бонапарта.

В Чудовом монастыре находились гробницы многих русских исторических деятелей. Здесь были похоронены митрополиты Московские Феодосий (Бывальцев) (ум. 1475) и Афанасий (Андрей) (нач. 16в.-1570-е гг.), последний царь побеждённой Казани Едигей, в крещении Симеон, известный церковный деятель 17 века Епифаний Славинецкий (ок. 1600-1675). В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича Тишайшего (1629-1676) Борис (Илья) Иванович Морозов (1590-1661), князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы.

В ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей, великих князей и бояр, а библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ Руси.

В монастыре было четыре храма. Собор Чуда Михаила Архангела был построен в 1501 году на месте разобранного древнего храма. Алексеевская каменная церковь, возведённая в 1483 году несколько раз горела и перестраивалась. В ней на протяжении столетий неизменно совершалось крещение царских детей. Здесь крестились дети Ивана Васильевича Грозного (1530-1584), в 1629 году здесь был крещён будущий царь Алексей Михайлович (1629-1676), в 1672 году - Пётр I Алексеевич (1672-1725), в 1818 году император Александр II Николаевич (1818-1881). Стены церкви украшали трофеи русских войск, захваченных во время русско-персидской войны 1826 года.

В Алексеевской церкви покоились мощи митрополита св. Алексия. Рядом с гробницей св. Алексия хранилось его облачение, по преданию, подаренное ханшей Тайдулой. В 1905 году в подклете Алексеевской церкви был похоронен Великий князь Сергей Александрович Романов (1857-1905), сын Александра II Николаевича, убитый террористом, полурусским, Иваном Платоновичем Каляевым (1877-1905). Останки Великого князя были случайно обнаружены во время земляных работ в 1985 году, спустя десять лет их перенесли в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре.

К Алексеевской церкви примыкал храм Благовещения, построенный в 1501 году и перестроенный в 1826 году. В Благовещенской церкви хранилась местночтимая икона Николая Чудотворца. Четвёртая, небольшая, монастырская церковь была посвящена апостолу Андрею Первозванному.

Чудов монастырь был безжалостно разрушен большевиками в 1930 году.



Существовавшая ранее церковь Чуда Архистратига Михаила на дворе Чудова монастыря.

Старый храм был разобран в 1501 г.; воздвигнутый на его месте новый освящен в 1503 г. В 1913 г. 13 мая освящена была новоустроенная в подклете церковь патриарха Ермогена. Колокольня построена была в 1779 г.

Александровский М.И. «Указатель московских церквей» г. Москва 1915 г. «Русская Печатня», Б. Садовая, дом № 14.



В ночь на 17 декабря 1929 года Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила был разрушен. Перед сносом собора, администрация Кремля вызвала художника Павла Корина для демонтажа наиболее ценных фресок, однако он не успел завершить работу. Собор был уничтожен вместе с фресками. В день сноса архитектор-реставратор Петр Барановский успел лишь вынести из здания раку св. Алексия. Об этом сохранилось свидетельство современников, сотрудников Центральных государственных реставрационных мастерских, командированных в Московский Кремль: явившись 17 декабря 1929 г. на работу, они «нашли храм взорванным и представляющим кучу строительного мусора». Оставленные на подмостях две фрески XVI в., аккуратно снятые реставраторами со стен накануне, были также уничтожены. Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году патриарх Алексий I просил перенести их в Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни. В октябре 1930 года был взорван и полностью разрушен Чудов монастырь. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею.

На месте Чудова и Вознесенского монастырей, а также Малого Николаевского дворца в 1932-1934 годах по проекту архитектора Ивана Рерберга было построено здание, которое предназначалось для Военной школы им. ВЦИК. В 1950-х годов здание было передано Верховному Совету СССР, а в 1958 году часть его была перестроена под Кремлевский театр на 1,2 тысячи мест. В последнее время в корпусе размещались административные службы администрации президента и комендатуры Кремля.

В 2009 году в Московском Кремле была открыта и освящена мемориальная доска в память о разрушенном в 1929 году Чудовом монастыре. В июле 2014 года Владимир Путин поддержал идею отказаться от реконструкции 14-го корпуса, восстановив вместо этого исторический облик территории с возможным воссозданием находившихся там и взорванных в 1929 году монастырей в качестве культурных объектов. Однако 17 мая 2017 года на пресс- конференции, отвечая на вопрос о возможности возрождения древней обители, директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина ответила, что Чудов монастырь восстанавливать не будут.

Галина Вадковская "Чудо архангела Михаила. Судьба Чудова монастыря"

На выставку, посвящённую Чудову и Вознесенскому монастырям в Московском Кремле я непременно хотела сходить. О существовании древних обителей в Кремле осведомлён даже старшеклассник (если он не отъявленный двоечник). А вот визуально представить себе как выглядели и где точно располагались те или иные несуществующие здания, я никак не могла, имела лишь приблизительное представление. На выставке я надеялась наконец-то прояснить для себя вопрос местоположения Екатерининской церкви, Малого Николаевского дворца, церкви Чуда Архистратига Михаила, а также других разрушенных в разное время кремлёвских церквей и других строений. Мои надежды оправдались! Рассматривая планы, фотографии, рисунки и литографии Кремля XIX века, разрозненные части кремлёвской мозаики наконец-то сложились в ясную картину.
Для своей дырявой памяти предам огласке снимки, представленные на экспозиции выставки “Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле” в Московском музее Архитектуры и, по возможности, прокомментирую их.

Монастыри в Кремле. Планы

В первую очередь я увидела копию панорамы Кремля Д.С.Индейцева – конец XIX века. (Ниже продемонстрирую крупномасштабные фрагменты этой панорамы).

На выставке представлена компьютерная реконструкция строений Чудова и Вознесенского монастырей в Кремле (снимок ниже). Так выглядела Ивановская площадь, если бы могли посмотреть на Кремль с вершины Покровского собора. В нижнем правом углу видна часть Красной площади, чуть выше – в верхнем правом углу белым цветом обозначено здание Сената.

Слева видно пустое пространство, сейчас на этом месте находится Тайницкий сад (Большой Кремлёвский сквер). На дальнем плане можно рассмотреть и нижнюю часть колокольни Иван Великий.
Теперь рассмотрим аксонометрию Кремля. Местоположение Чудова и Вознесенского монастырей выделено белым цветом.

Наконец, изучим детали кремлёвского плана. В верхнем левом углу обозначено ныне существующее треугольное здание Сената. Комплекс строений – имеющий в плане вид буквы “П” – это Вознесенский монастырь. Слева от него – строения Чудова монастыря. (План составил М.Д.Рудольф в 1861 году).

Вот как монастыри выглядят на аксонометрии 1898 года.

Обратите внимание, что справа вверху на плане показана бОльшая часть Красной площади с современным зданием Торговых рядов (ГУМ). На площади видно расположение памятника К.Минину и Д.Пожарскому работы Ивана Мартоса – аккурат напротив центрального входа в ГУМ.

Привожу аксонометрию 1898 года полностью в большом масштабе, она довольно подробна и любопытна.

Обратите внимание – пункты 28-44 перечня обозначают строения за пределами Кремля.

Панорама Д.С.Индейцева. Монастыри в Кремле

Вернёмся к панораме Д.С.Индейцева конца XIX века. Дублирую всю панораму.

Рассмотрим левый фрагмент панорамы с видом Ивановской площади.

Плац справа на месте нынешнего Тайницкого сада (Большого Кремлёвского сквера) показан очень наглядно. Перечислю строения слева направо.
1.Алексеевская церковь Чудова монастыря (это комплекс из двух зданий, трапезной и собственно церкви).
2.Малый Николаевский дворец или Архиерейский дом (трёхэтажное угловое здание под зелёной крышей).
3.Правее Малого Николаевского дворца видны три главы (центральная и две боковых) собора Вознесенского монастыря.
4.Екатерининская церковь Вознесенского монастыря (с большим куполом).
5.Спасская башня.
Два небольших строения между Спасской и Царской башнями не указаны.
6.Царская башня.
7.Набатная башня.
8.

Ещё один вид Ивановской площади, почти такой же, как выше, но в лучшем качестве, с бОльшим приближением, его прислала наш автор .

Средняя часть панорамы в настоящее время не представляет для нас большого интереса – это вид из Кремля на Замосковречье.

Теперь посмотрим на правую часть панорамы Д.С.Индейцева.

Все здания перечислять не буду, они очевидны. Укажу некоторые несуществующие ныне строения – слева от Боровицкой башни едва видна маленькая церковка. У Оружейной палаты (примерно напротив входа в Алмазный фонд) стоит церковь Иоанна Предтечи под Бором.

Ивановская площадь. Монастыри в Кремле

Вернёмся снова на Ивановскую площадь. На картинке ниже отлично видна ограда, отделяющая Соборную площадь.


А.Руднев по рисунку Д.М.Стругова “Вид Ивановской площади Московского Кремля” 1867 г.

Обратите внимание на купола Успенского собора – по форме они не похожи на нынешние. Также центральный купол сильно отличается по размеру от боковых, что не соответствует действительности. А решётка живёт и здравствует, только на другом месте – расположена между ОП и БКД.
Теперь опять обратимся к фрагменту панорамы Д.С.Индейцева.


Д.С.Индейцев. Вид Чудова и Вознесенского монастырей. Изд.Дж.Дациаро, 1850-е годы.

Здесь также видим Алексеевскую церковь (слева) и Малый Николаевский дворец Чудова монастыря, а также главы собора и Екатерининскую церковь Вознесенского женского монастыря.
Прежде чем подробно рассматривать отдельные строения, кратко упомяну об истории Чудова монастыря Московского Кремля.

Чудов монастырь Московского Кремля


Монастырь учредил в 1365 году митрополит Московский и воспитатель Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского Алексий, впоследствии причисленный к лику святых.

Основан монастырь был на том месте в Кремле, где прежде стоял Ордынский двор. Митрополит Алексий получил этот участок в дар от Тайдулы, жены хана Золотой Орды Джанибека. По преданию, Тайдула одарила русского митрополита в благодарность за излечение от слепоты. Этот эпизод всегда изображают на житийных иконах святого Алексия, митрополита Московского.


Клеймо иконы с изобр. исцеления царицы Тайдулы митрополитом Алексием.
Икона “Митрополит Алексий с житием”, мастерская Дионисия, 1480-е гг. Дионисий. Алексий митрополит Московский. Конец XV – начало XVI вв. Клеймо “Излечение Тайдулы” находится в левой части иконы, четвёртое сверху

Вернувшись из Золотой Орды, митрополит учредил монастырь в честь Чуда архангела Михаила в Хонех. Ведь чудо прозрения Тайдулы по молитве Алексия случилось именно в день празднования Чуда архангела Михаила в Хонех.

Ещё при жизни митрополита в монастыре построили каменный храм Чуда архангела Михаила на месте деревянного. Почил св.Алексий в 1378 году и завещал похоронить себя у стен собора, что и было выполнено, его погребли в Благовещенском приделе собора Чуда архангела Михаила.
В 1431 году в соборе обрушились своды. Во время работ обрели мощи митрополита Алексия, это послужило поводом для его канонизации. Собор отстроили заново, а в начале XVI века итальянские мастера по повелению Ивана III вновь возвели храм на прежнем месте.

Была в соборе высокая колокольня. В XVII веке западную и северную границу монастыря опоясывали келейные корпуса.


Важнейшими постройками монастыря были собор Чуда архангела Михаила, Алексеевская трапезная церковь и Малый Николаевский дворец (Архиерейский дом).


Для наглядности вставляю ещё один снимок. Его происхождение неизвестно.


Собор Чуда архангела Михаила. Монастыри в Кремле

Собор Чуда архангела Михаила Чудова монастыря. Из издания: “Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества”, 1846-1859

Построен собор в 1503-м году по повелению государя Ивана III. Характер постройки, детали украшений указывает на авторство итальянских мастеров. Храм был крестовокупольный. Стояла церковь на высоком подклете. Во внешнем убранстве чисто русские приёмы (аркатурно-колончатый пояс) сочетались с ренессансными традициями (фриз с дельфинами).



Интерьер церкви Чуда архангела Михаила. “Обретение злата, злодеяние монахов и спасение пастуха архангелом Михаилом”. Фото А.В.Лядова 1929 г.
Интереьер церкви Чуда архангела Михаила. “Обретение мощей святителя Алексия”. Фото А.В.Лядова 1929 г.

Алексеевская трапезная церковь. Монастыри в Кремле

Возвели трапезную церковь в 1680-1686 годах по повелению государя Фёдора Алексеевича и по его чертежу. Церковь построили в духе русского узорочья, она была богато украшена кокошниками и увенчана десятью главами, которые были сгруппированы двумя парами по пять куполов.
В 1770-м году вид Алексеевской трапезной церкви преобразился – к ней пристроили крыльцо, выполненное в неоготическом стиле.

Малый Николаевский дворец Чудова монастыря (Архиерейский дом). Монастыри в Кремле

Чаще всего на панорамах Кремля мы видим Малый Николаевский дворец или Архиерейский дом – один из самых поздних памятников в монастырском ансамбле.

Новый архиерейский дом построили в Чудовом монастыре в 1775-76 годах, автор проекта – М.Ф.Казаков. Новое строение поставили на месте старых разобранных архиерейских палат. Угол раннеклассицистического здания представлял собой полуротонду с четырьмя колоннами и бельведером. Последний нёс на себе вензель митрополита Платона (Левшина).

В юго-восточной части здания была устроена домовая церковь апостолов Петра и Павла. Автором деревянного иконостаса храма был М.Ф.Казаков.
После 1818 года архиерейские палаты передали в казну. В нём пребывала семья императора Николая I во время коронации, проходившей в Москве в 1826 году, поэтому здание стали называть Николаевским дворцом. Позже, оно претерпело несколько изменений, в том числе, его надстроили третьим этажом, сначала – деревянным, затем – кирпичным, но казаковский декор фасадов, в целом, сохранился.


Малый Николаевский дворец. Вид после артобстрела 24 октября – 3 ноября 1917 года. Фото Ф.Н.Крашенинникова 1918-1919 годы. На этом снимке хорошо видна трапезная Алексеевской церкви с красивым крыльцом.


Вознесенский монастырь Московского Кремля

Женский монастырь занимал скромную территорию вдоль восточной стены Кремля, выходящей на Красную площадь и Чудовым монастырём.

В 1407 году, вдова Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского, Евдокия основала Вознесенский монастырь, где и приняла постриг под именем Ефросиньи. Первый собор монастыря строился на её пожертвования. После упокоения, инокиню Ефросинью похоронили в ещё недостроенной церкви. С тех пор всех супруг русских государей (до Петра I) хоронили именно там.
Первый каменный собор монастыря, начатый ещё при жизни Ефросиньи, освятили в честь Вознесения Господня в 1468-м году. В 1518 году Великий Князь Василий III повелел построить новый Вознесенский собор, которые впоследствии сильно пострадал от пожара. Новый собор построили на пожертвования Ирины Годуновой. Царицу также похоронили в Вознесенском соборе несмотря на то, что она стала инокиней .

В начале XVII века, после воцарения новой династии Романовых, инокиней монастыря стала Марфа (Ксения Иванова Романова), мать царя Михаила Фёдоровича. По её заказу в 1617 году в монастыре построили деревянный храм во имя святого Михаила Малеина. В честь это святого был крещён сын Марфы (Ксении Ивановны) и первый царь династии Романовых – Михаил.

В 1626 году в Вознесенском монастыре Кремля возвели деревянную церковь во имя св. Фёдора Пергамского (святого покровителя патриарха Филарета, в миру – Фёдора, отца царя Михаила Романова). Деревянные храмы не сохранились.
В 1634 году в Вознесенском монастыре построили каменный двухярусный храм в честь св.Михаила Малеина, куда перенесли и престол церкви Фёдора Пергамского.
Обратите внимание, что Михайловский храм построен по типу “иже под колоколы” – звонница надстроена над двухъярусной церковью.

В 1686 году в монастыре на месте ранних храмов возвели каменную церковь св.Екатерины.

Вдоль Спасской улицы проходила каменная ограда монастыря. С севера, запада и востока территорию Вознесенского монастыря окружали келейные и служебные постройки.

Екатерининская церковь Вознесенского женского монастыря в Кремле. Монастыри в Кремле

Новую церковь на территории Вознесенского монастыря в Московском Кремле начали строить в 1807 году. Но до событий 1812 года завершить её не успели. Окончательно достроили новый храм только в 1817 году. Автор проекта – К.И.Росси. На заключительном этапе Екатерининскую церковь достраивал А.Н.Бакарев.

Стиль постройки – псевдоготика. Главным фасадом церковь выходила на Спасскую улицу. Храм был одноглавый, большой купол поддерживал высокий барабан. Всё строение было совершенно симметричным, выдержанным в классических формах. Остроконечные башенки-пинакли придавали церкви “готический” облик. Интересно, что восточная стена церкви не была выделена традиционными апсидами, из-за этого храм несколько походил на гражданскую постройку.

Внутренняя отделка Екатерининской церкви соответствовала внешнему виду – интерьер храма также был исполнен в “готическом” вкусе. Первоначальный деревянный иконостас в 1870-80-е годы заменили на мраморный в тех же готических формах.


О.Бри по оригиналу А.Дюража “Екатерининская церковь Вознесенского монастыря”. Вид со двора. 1845 г.


В заключении приведу несколько интересных снимков Кремля.

Такой бы мы увидели колокольню, если бы стояли на Ивановской площади спиной к Сенату примерно на линии с . Хорошо видна улица между Успенским собором и церковью Двенадцати апостолов.


На следующем снимке на первом плане видна Спасская улица с церковью Николая Гостунского. За ней стоит Николаевский дворец. А вот церковь св.Екатерины ещё старая.


Теперь немного другой ракурс. Отсюда за Малым Николаевским дворцом увидим старую Екатерининскую и Георгиевские церкви.



Теперь посмотрим на Спасскую башню с Красной площади. За стеной справа от башни видим маленькую главку церкви Михаила Малеина, слева от неё – большой купол Екатерининской церкви.

На следующем снимке взгляните на Никольскую башню Кремля. Она изображена низенькой, приземистой, до перестройки. Слева – фасад Арсенала, справа – Сената.


Мастерская Ф.Я.Алексеева. Вид Сенатской пощади Московского Кремля, 1800-е.

Невозможно пройти мимо эскизов наличников окон церквей и гражданских зданий XVII-XVIII веков.

В данной публикации я представила бОльшую часть снимков, представленных на выставке “Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле”.
Сведения о кремлёвских монастырях и церквях взяты из фотоматериалов выставки.

Статьи об истории и архитектуре Московского Кремля и его музеев мы собираем в .

Loading...Loading...