Продолжая дело преподобномученицы Елисаветы…. Русская и заграничная православные церкви впервые провели совместную акцию

04.05.2017
С 5 по 11 мая в Санкт-Петербурге будет пребывать ковчег с десницей святой преподобномученицы княгини Елизаветы Федоровны. Его доставят из Знаменского Синодального собора города Нью-Йорка. Принесение святыни приурочено к 100-летию трагических событий в России 1917 года, сообщила «Русской народной линии» Санкт-Петербургская митрополия.

В северной столице ковчег с мощами преподобномученицы будет находиться: с 5 по 9 мая в Троицком соборе Александро-Невской Лавры (наб. реки Монастырки д.1) и с 9 по 11 мая в соборе Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых (ул. Миргородская д.1А). Доступ к святыне будет осуществляться в часы работы храмов.

Торжественная встреча ковчега состоится 5 мая в 12:00 в Александро-Невской Лавре. Перед мощами будет совершен молебен с участием сводного молодежного хора Санкт-Петербургской епархии, после чего откроется доступ для всех, желающих поклониться святыне.

Принесение ковчега с десницей святой преподобномученицы княгини Елизаветы Федоровны в пределы Санкт-Петербургской епархии осуществляется по благословению Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

В эти же дни с 5 по 15 мая в Санкт-Петербурге будет гастролировать мужской молодежный хор Восточно-Американской епархии РПЦЗ. Коллектив примет участие в богослужениях во время пребывания ковчега со святыней в Александро-Невской Лавре 5 мая в 19:00 и 7 мая в 10:00, в Федоровском соборе 9 мая в 10:00.

Елизавета Федоровна Романова, урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская (1864 - 1918) – великая княгиня Дома Романовых, супруга великого князя Сергея Александровича, старшая сестра последней русской императрицы Александры Федоровны, почётный член и председатель Императорского православного палестинского общества с 1905 по 1917 годы, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Прославлена Русской Православной Церковью в лике преподобномученицы в 1992 г.

Родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской княгиней.
Елизавета Федоровна в совершенстве выучила русский язык и после нескольких лет размышлений приняла православие. Много занималась благотворительностью: посещала больницы, тюрьмы, детские приюты.

В 1905 году от бомбы террориста Ивана Каляева погиб ее супруг. Несмотря на то, что убийца не раскаялся, великая княгиня подала Николаю II прошение о помиловании, которое тот отклонил.

В 1909 году она купила на Большой Ордынке участок земли и открыла там Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. На участке расположились два храма, лечебница, аптека с бесплатными лекарствами для бедных, детский приют и школа.

Через год насельниц монастыря посвятили в звание крестовых сестер любви и милосердия, а Елизавету Федоровну возвели в сан настоятельницы. Она без сожаления простилась со светской жизнью.

Во время Первой мировой войны великая княгиня помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви.

В 1918 году Елизавету Федоровну арестовали и отправили в ссылку на Урал - в город Алапаевск. За матушкой последовали сестры милосердия Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. 18 июля 1918 года заключенных - Елизавету Федоровну, сестру Варвару и нескольких членов семьи Романовых - отвезли к деревне Синячихи. Там, на заброшенном руднике, их избили прикладами винтовок и сбросили в шахту живыми.

После того как белые заняли Алапаевск тела были извлечены из шахты, и было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью её апостольника.

Елизавета Федоровна похоронена вместе с инокиней Варварой, также прославленной в лике святых, в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Тем самым было исполнено желание самой великой княгини быть похороненной на Святой земле.

Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.

И конография великой княгини Елизаветы Федоровны представлена большим количеством прижизненных портретов, скульптур, современных икон, свидетельствующих о ее широком почитании не только в России, но и во всем христианском мире. Многие из них основаны на ее фотографиях.

В 1880 г. в Лондоне Александр Бассано выполнил фотопортрет Елизаветы Федоровны.

В Германии семья герцога снималась в ателье Карла Бакхофена в Дармштадте.

В 1884 г. там выполнены первые совместные фотографии Елизаветы Федоровны и великого князя Сергея Александровича - на скамье на фоне леса. Тогда же, накануне отъезда в Россию, снималась вся семья герцога.


В России искусством светописи занимались поставщики двора Елизаветы Федоровны фотограф Д. М. Асикритов (с 1900) и германский подданный К. А. Фишер (с 1910, см.: Скурлов В. В., Иванов А. И. Поставщики Высочайшего Двора. СПб., 2002. С. 49).

Фотограф дирекции императорских театров Карл Иванович Бергамаско в своем ателье на Невском проспекте, д. 12, в 1884 г. сделал три снимка Елизаветы Федоровны и фо тографию ее с супругом.

В 1890 г. Елизавета Федоровна и цесаревич Николай Александрович участвовали в домашнем спектакле «Евгений Онегин», в дневнике наследника отмечено, что все закончилось съемкой у Бергамаско.

Известны две фотографии Елизаветы Федоровны и великого князя Николая Александровича в сцене объяснения между Татьяной и Евгением Онегиным и фото великой княгини в роли Татьяны в профиль.

Фотопортрет с подписью Елизаветы Федоровны 1898 г. (ГАРФ), судя по деталям костюма - лилия из алмазов на голове, ветка лилии в руках, связан с любительским спектаклем, поставленным в доме московского генерал-губернатора 11 февраля 1898 г. (пьесы «Лилия» А. Доде, «Романтики» Э. Ростана и др.).
Образ напоминает работу Ф. И. Рерберга 1898 г. (Государственный исторический музей, см.: Моск. немцы: четыре века с Россией / Сост.: Л. Дементьева, Ю. Петров. М., 1999. С. 17), хранившуюся у З. Н. Юсуповой, которая принимала участие в спектакле. Елизавета Федоровна присутствовала на спектакле в костюме Марии Антуанетты, которой посвящена пьеса «Лилия».

В 80-х гг. XIX в. Юсупова приобрела для своей коллекции фотографию Елизаветы Федоровны английского мастера Х. Мендельсона.


Сохранились фототипии Фишера, которые Елизавета Федоровна дарила на рождественскую елку 1905 г.


Один из ранних портретов Елизаветы Федоровны хранится в собрании Александровского подворья в Иерусалиме.

Подборка иллюстраций - редакция сайта « ».

«Я решилась идти по стопам Христа, моего Спасителя; Господи, благослови и помоги… иду».

(Из Устава Марфо-Мариинской обители)

«Конечно же, я недостойна той безмерной радости, какую мне дает Господь, — идти этим путем, но я буду стараться, и Он, Который есть одна любовь, простит мои ошибки, ведь Он видит, как я хочу послужить Ему…»

«Когда любовь Божия касается человека, всё оживает. Подобно легкому облаку, она несет душу к Вечному Источнику Любви, наполняя ее неугасимым светом.

Как солнце согревает цветы, и они тянутся к нему, так и душа, возлюбившая Бога, неустанно к Нему влечется. Пребывая в свете, она сама становится носительницей света. Для такого человека уже нет чужих и своих — бытие всех становится его бытием.

Путь Христовой любви — путь крестный, но, когда благодать укрепляет душу, человек не чувствует трудности пути, он радуется, что может послужить Богу и ближнему.

Терпка дорога земная,

И нет иного пути,

Как только к двери рая

Сердце свое нести».

Появляются и исчезают облака. Каждый человек пред Богом одинок. Сияние тихой вечности освещает путь. Душа в Боге, как птица в воздухе, со всех сторон окружена Им. Господь бережно относится к каждой душе, любовно зовет, терпит, ждет, не принуждая человека, уважая его свободу. И человек сам делает выбор пути — возлюбит он свет или тьму паче света (См.: Ин. 3: 19).

Путь нашей небесной покровительницы — святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы — подобен солнечному лучу, светом добра и милосердия согревающему всех вокруг.

Детство


Родилась Элла (будущая Великая княгиня Елизавета Федоровна) в семье герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы.

Детям прививали не только чувство музыки, искусства, но и любовь к труду, простоте, сострадание к ближним. Вместе с матерью они посещали больницы, приюты — разносили по палатам цветы, беседовали с больными. Большое влияние на юную Эллу оказала жизнь родоначальницы их дома святой Елизаветы Тюрингенской, посвятившей себя делам милосердия.

С раннего детства будущая княгиня любила природу, цветы, особенно белые, красиво рисовала. Спустя годы о Великой княгине Елизавете говорили, что она всюду вносила с собою чистое благоухание лилии. Белый цвет был отблеском ее сердца.

Еще в юности она познакомилась со своим будущим мужем — российским великим князем Сергеем Александровичем.

Вся герцогская семья сопровождала принцессу Елизавету на ее свадьбу в Россию, куда она везла не только дорогие подарки, но и то, чему нет цены — сердце, полное любви и сострадания.

Замужество


К горним устремленная Княгиня милосердная, бисер Православия в новом отечестве обретшая».

Милостивое сердце молодой княгини и на русской земле не могло оставаться равнодушным к людским страданиям. Она начала помогать больным, страждущим, обездоленным. В княжеском имении обходила дома, оказывая помощь нуждающимся. В городах посещала больницы, приюты, тюрьмы, повсюду стараясь уменьшить боль, вдохнуть надежду.

Жалость всё делает в мире белым,

С жалостью нежность идет…

Великий князь, благородный и глубоко верующий человек, понимал и поддерживал Елизавету Федоровну. Следуя за мужем, она посещала православные церковные службы, хотя и была лютеранкой. Чуткое сердце ощутило красоту и таинственную глубину богослужения, душа потянулась к Православию. Помолившись на Святой Земле, княгиня приняла твердое решение, о котором писала отцу: «Я перехожу из чистого убеждения, чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение».

Мужественное сердце и во время бури усматривает Божий Промысл. Трагически оборвалась жизнь великого князя. Но, лишившись земного жениха, Великая княгиня Елисавета обрела небесного — решила полностью посвятить себя служению Богу и ближним.

Служение


«Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

(Великая княгиня Елизавета Федоровна)

В трудные минуты наиболее ясно видится помощь Божия. Великая княгиня нашла утешение и укрепление у мощей московского чудотворца святителя Алексия, он вложил в ее скорбную душу желание создать обитель милосердия.

Так родилась в Москве дивная обитель. Даже внешне она была изящна, как всё, к чему прикасалась рука Великой княгини.

Основной целью обители было возродить путь деятельного служения Христовой любви. В слове «обитель» выражалась главная мысль: каждый должен сделать свое сердце обителью, вместилищем этой любви, открыть его для принятия милосердного Христа. Сестры призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и путь Марфы — служение Богу через ближнего. Как Мария, просветившись Словом Божиим, они шли к людям с молитвой, утешением и, как Марфа, служили Христу радушием к странникам, уходом за больными.

Обитель помогала бедным, особое внимание Великая княгиня уделяла Хитрову рынку. Она обходила ночлежные дома, собирала беспризорных детей. Ее не пугали брань, нечистота, вид людей, потерявших человеческий облик. «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено», — говорила она. Милостивая матушка не думала, что совершает подвиг, основой духовной благотворительности обители была благодарность Господу за то, что Он позволяет служить Ему в лице ближних.

«Лишь бы сердце о земном не пело,

Но несло бы Богу все мгновенья,

И вокруг него всё было бело

От цветов благодаренья».

(Архиепископ Иоанн (Шаховской))

«В моей жизни было столько радости, в скорби — столько безграничного утешения, что я жажду хоть частицу этого отдать другим».

(Великая княгиня Елизавета Федоровна)

Монастырь называют земным раем. Велико таинство послушания. В Марфо-Мариинской обители действовал устав монастырского общежития. Строй жизни по уставу научает смирению, терпению, послушанию, отнимая собственное мудрование, соединяя насельниц в одну семью. Великая матушка утешала и укрепляла сестер в работе над собой и другими, во всем показывала пример, поражая своей бодростью. В больнице она брала на себя самую ответственную работу. Говорили, что от Матушки исходит целебная сила.

Внутренней жизнью сестер руководил духовник обители протоиерей Митрофан Серебрянский, дивный пастырь. Насельниц учили, что их задача — не только медицинская помощь, но и духовное наставление опустившихся, заблудших и отчаявшихся людей. Если хоть на мгновение заронить в душу искру Божию, дав подышать благоуханием Неба, она ободрит человека в земной жизни, утешит и даст надежду в смертный час. «Мы должны подняться от скорбной земли до рая и радоваться с ангелами об одной спасенной душе, об одной чаше холодной воды, поданной во Имя Господа».

При обители были: больница, аптека, приют для девочек-сирот, воскресная школа, библиотека, бесплатная столовая для бедных, действовали храмы — Покровский и больничный в честь жен-мироносиц Марфы и Марии. Великая княгиня надеялась, что Марфо-Мариинская обитель расцветет и станет большим плодоносным древом, ей хотелось, чтобы такие обители были и в других городах.

Мученический подвиг

«Казалось, что она стояла на высокой непоколебимой скале и оттуда без страха смотрела на бушующие вокруг нее волны, устремляя свой духовный взор в вечные дали».

(Митрополит Анастасий (Грибановский))

Странники и пришельцы мы на земле. Этот видимый мир лишь место нашего печального изгнания. Лукавы земные дни. Для каждого наступает момент, когда нужно идти домой, в Небесное Отечество. Святые Божии люди ждут смерти как величайшей радости. Для них конец земной жизни — это встреча с Творцом, к Которому душа непрестанно стремилась. Человек, посвятивший себя Богу, верит, что Господь всецело о нем промышляет. Доверяя спасительному Божиему Промыслу, претерпевает он всякую боль и скорбь.

«Господь смотрит на меня; чего мне бояться?»

С мужеством и спокойствием встретила Великая княгиня начавшуюся в России смуту. Как и прежде, она помогала людям: посещала раненых, участвовала в организации помощи фронту. В ней не было и тени озлобления.

«Народ — дитя, он не повинен в происходящем, — кротко говорила она. — Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто крат больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему...»

Всем сердцем полюбив русский народ, она решила до конца разделить его страдания, отказавшись покинуть Россию. Она прозорливо писала, что врата ада не одолеют Православную Церковь, что Заступница наша, Пресвятая Богородица, умолит Своего Божественного Сына, и Церковь выстоит, пройдя через все испытания.

«...Если осознать ту великую жертву Бога Отца, Который послал Своего Сына умереть и воскреснуть за нас, тогда мы ощутим присутствие Святого Духа, Который озаряет наш путь. И тогда радость становится вечной...»

(Великая княгиня Елизавета Федоровна)

Непостижим Божий Промысл. Когда душа окрепнет и станет способной идти туда, где приходится страдать, начинаются испытания. Господь ведет человека на тот крест, который его душа может понести, ведет до черты, за которой вечность. Узким и терпким путем ведет к бессмертию, святости, победе над смертью.

В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, Елизавету Федоровну арестовали и вывезли из Москвы. В тот день Святейший Патриарх Тихон служил в Марфо-Мариинской обители Божественную литургию и молебен — это было благословением и напутствием Великой княгине перед крестным путем на Голгофу.

«Господи, благослови, да утешит и укрепит всех вас Воскресение Христово... Сплотитесь и будьте как одна душа все для Бога, и скажите, как Иоанн Златоуст, "слава Богу за всё!"», — так напутствовала Великая матушка сестер на пути в ссылку. Мелькали в вагонном окне деревья, низко плыли облака, всё сливалось воедино...

Вот и конец пути. «Сын Мой, отдай сердце Твое Мне...»

Глубокой июльской ночью в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского Великую княгиню вместе с инокиней Варварой и другими узниками бросили в шахту. Говорят, что из глубины доносилась Херувимская песнь. Сонмы ангелов подхватывали ее на невидимых земным взорам просторах, где уже ничто не может лишить душу вечной радости.

Всё связано порукою земной —

За зверем ночь, простор за белой птицей;

Но кто укроется за белизной.

За ангела кто сможет заступиться?

Нет беззащитней в мире, чем они.

Нет утаенней их в холодном мире.

Пред ними надо зажигать огни.

Их надо петь на самой громкой лире.

Когда-то во время поездки на Святую Землю, посетив храм Святой Марии Магдалины, построенный у подножия Елеонской горы, Великая княгиня сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь».

Удивительно, как Бог слышит каждое слово.

Мощи настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы инокини Варвары были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма Святой Равноапостольной Марии Магдалины. Когда открыли гроб с телом Великой княгини, помещение наполнилось благоуханием. По словам архимандрита Антония, чувствовался «сильный запах как бы меда и жасмина».

«...Радуйся, неисповедимыми судьбами Божиими прославленная. Радуйся, Горняго Иерусалима обитательница блаженная; радуйся, ко Иерусалиму Небесному всем нам путеводительнице».

(Из акафиста св. прмц. Елисавете)

Видео

Аудио

Книга о святой Елизавете в двух частях.

Режиссер: Анатолий Стрикунов
Звукорежиссер: Дмитрий Коршакевич
Музыкальное оформление: Людмила Латушкина
Текст читают: народный артист Республики Беларусь Виктор Манаев, Маргарита Захария, Вячеслав Галуза, Елена Сидорова

Часть первая «Дармштадский цветок» >>

Часть вторая «Великая Матушка» >>

Послание Святейшего Патриарха в связи с принесением в Россию святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары

Архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с принесением в Россию святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне, дорогие братья и сестры!

Ныне все мы переживаем великую духовную радость, принимая в наших городах и весях благословенную святыню – честную десницу преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и частицу святых мощей ее верной сподвижницы инокини Варвары.

Великая княгиня Елисавета Феодоровна, как и ее старшая сестра, - последняя Российская императрица Александра Феодоровна, принадлежала к царскому роду. Родившиеся в маленьком немецком городке Дармштадте и воспитанные в традициях Лютеранской церкви, они не могли себе и представить, что когда-нибудь покинут Родину и переселятся в далекий край, где разделят со своими мужьями не только славу и радость, но и великую скорбь и мученическую кончину. Но от Бога стопы человеку исправляются!

В девятнадцатилетнем возрасте юная Елисавета стала женою Великого князя Сергея Александровича и переехала в Россию, где обрела для себя не только новую Родину, но и Православную веру. Постепенно проникаясь глубиной православного вероучения и красотой богослужения, Елизавета Феодоровна по собственному сердечному избранию, присоединилась к Православной Церкви.

Как евангельский купец, обретши многоценный бисер, она все силы своей сострадательной души устремила на помощь всем, нуждающимся в помощи. В стремлении исполнить заповедь Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему, она сумела соединить в своей жизни два рода евангельского служения, два рода любви. С одной стороны деятельную сострадательную любовь к ближнему, с другой - созерцательную молитвенную любовь ко Христу Спасителю. И на этом пути она во многом преуспела. В годы потрясений и мятежей – русско-японской войны, первой революции и волны террора, княгиня вместе с сестрою-Государыней организовывала в залах Кремлевского дворца лазареты и швейные мастерские, где шили одежду для раненных и больных.

Будучи супругой московского губернатора, она деятельно участвовала в жизни Православной Церкви, посещала храмы и монастыри, неустанно хлопотала в разных комиссиях по попечительству над сиротами, посещала воспитанниц дворянских институтов, а свои личные средства тратила на дела широкой благотворительности. Неслучайно именно в эти годы в народной среде ее впервые назвали – «Великой Матушкой».

Трагическая смерть мужа, привела ее к решению оставить светскую жизнь и посвятить себя всецело делам молитвы и милосердия. «Я оставляю блестящий мир...и восхожу в более высокий мир – мир бедных и страдающих. Я приняла это не как крест, а как дорогу полную света, стремление к которой уже много-много лет назад появилось в моей душе», - писала княгиня в своем дневнике.

На свои средства она приобретает в Замоскворечье старинную усадьбу и основывает в ней Марфо-Мариинскую обитель. Ее трудами и заботами сестер в обители были созданы два храма – Марфо-Мариинский и Покровский, больница, аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом. В обязанности сестер входило посещение больных и престарелых, помощь бедным семьям. Сама Великая княгиня самоотверженно ухаживала за больными, ассистировала при операциях. Она разыскивала в недрах Хитрова рынка и в городских ночлежках заброшенных детей, чтобы накормить и отогреть их в обители, дать им постоянный кров. Вместе с трудами милосердия Елизавета Федоровна вела подвижническую жизнь. В полночь она неизменно вставала на молитву, а потом обходила палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Несмотря на утомление, ее лицо всегда сияло тихим, благодатным светом.

Наступивший 1917 год страшным вихрем революционных потрясений обрушился на нашу многострадальную Родину и положил начало невиданным гонениям на Русскую Православную Церковь. Тысячи и тысячи невинных страдальцев составили великий собор новомучеников и исповедников Российских. Их христианский подвиг, как и подвиг всех пострадавших за Христа в эти годы, навсегда останется для нас образцом служения Богу и верности Матери Церкви. Великая княгиня и сестры Марфо-Мариинской обители продолжали помогать всем страждущим, не разделяя их на друзей и врагов. И бесценной наградой за помощь бедным, больным и сиротам стала всеобщая любовь к ней простого, даже революционно настроенного народа, не утратившего, однако, чуткости к добру и бескорыстию.

Но разрушительные силы зла все более заполоняли Россию и сердца людей, и одной из первых жертв начавшихся гонений стала Августейшая семья и преподобномученица Елисавета. Ее арестовали в апреле 1918 года и вывезли по железной дороге в город Алапаевск. Вместе с ней по крестному пути добровольно отправилась и преданная ей инокиня Варвара (Яковлева). На следующий день после убийства Царской семьи, глубокой ночью 5 (18) июля Великую княгиню Елизавету Феодоровну, инокиню Варвару, вместе с другими членами императорского дома живыми сбросили в шахту заброшенного рудника. Последние ее слова были молитвой за убивающих: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают!» (Лк. 23. 34).

Преподобномученица Елисавета в своей жизни смогла соединить воедино святость благоверной княгини, преподобной праведницы и мученицы за Христа и оставила нам пример жизни по Евангелию. Ее жертвенное служение бедным, больным и сиротам, ее искренняя любовь к Богу и к Православной Церкви, способны и сегодня пробудить души многих наших соотечественников от греховного забытья, напомнить богатым о необходимости служения бедным и обездоленным, а наделенным властью об особой ответственности перед Богом и своим народом.

Верующее сердце не может быть безразличным к славе Церкви Христовой, поэтому и страдания за нее не могут быть забыты. И нам особенно отрадно сознавать, что в год празднования 140-летия со дня рождения святой преподобномученицы Елисаветы и 95-летнего юбилея основанной ею в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия ее святые мощи прибывают в Россию. Мы благодарим всех, кто оказал помощь в этом богоугодном деле. Будем молиться и надеяться, что принесение в Россию святых мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары явится духовным знамением и Божиим благословением начавшему процессу объединения Русской Православной Церкви, дабы всем нам едиными устами и единым сердцем свидетельствовать миру истину Святого Православия.

АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

25 июля, исполняя благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Лавра, епископ Дмитровский Александр (Русская Православная Церковь), епископ Бостонский Михаил (Русская Православная Церковь Заграницей), представители Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного и Центра национальной славы России доставили в Москву из Иерусалима мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. В год 140-летия со дня рождения преподобномученицы Елизаветы (1864-1918) и 95-летия основания созданной ею Марфо-Мариинской обители мира и милосердия тысячи православных христиан России поклонятся честным останкам Великой княгини и ее сподвижницы.

Торжественная встреча святынь состоялась за Всенощным бдением в храме Христа Спасителя. В богослужении участвовали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, собор архиереев, священнослужители Москвы, тысячи богомольцев. Во время полиелея Всенощного бдения Преосвященные архиереи встретили честные мощи, привезенные из аэропорта Домодедово. Вместе с российскими паломниками из Святой Земли в Москву прибыли инокини монастыря cвятой равноапостольной Марии Магдалины Русской Православной Церкви Заграницей, где хранятся мощи святых Елизаветы и Варвары, прославивших Имя Божие праведной жизнью и мученическим подвигом. После встречи святынь митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий огласил Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с принесением в Россию святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

Из храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсиманском саду привезена десница преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны, находящаяся в серебряной раке. Пальцы десницы преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны после извлечения останоков мучеников в Алапаевске были сложены в троеперстии. Эта святыня вместе с рукой инокини Варвары была доставлена на прославление Новомученников Собором архиереев Русской Православной Церкви Заграницей в ноябре 1981 года в Нью-Йорк из Иерусалима после вскрытия гробниц за несколько месяцев до торжества канонизации. Рака с десницей установлена в центре Храма Христа Спасителя для поклонения верующих.

Cо Святой Земли также привезен ковчег, в котором находятся частицы мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары и золотой крест, в основании которого размещены святая земля из Алапаевска и Иерусалима. Ковчег, изготовленный из досок гробов, в которых в 1921 году прибыли из Китая в Иерусалим останки Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары, изготовлен по благословению Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Лавра. Ковчег возложен на престол в алтаре Храма Христа Спасителя. В будущем эта святыня может быть передана Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве после ее восстановления.

Торжества, посвященные принесению мощей преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары, являются первой программой, проводимой совместно Русской Православной Церковью и Русской Православной Церкви Заграницей. Русская Православная Церковь Заграницей предоставила мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары для поклонения российским верующим на полгода.

В Москве святые мощи пробудут до 5 августа. С 25 июля по 31 июля они будут находиться в Храме Христа Спасителя, с 31 июля по 5 августа – в Свято-Даниловом монастыре, куда будут перенесены Крестным ходом. Блаженные останки преподобномучениц также посетят Марфо-Мариинскую обитель, создательницей и настоятельницей которой была Великая княгиня Елизавета. Ежедневно перед честными мощами духовенством московских монастырей и приходов будут совершаться молебные пения.

C 6 по 14 августа святыни посетят города Дальневосточного Федерального округа: Якутск, Анадырь, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток. Во Владивостоке честные мощи святых угодниц будут перенесены в специальный вагон-храм, в котором они продолжат путь по епархиям Русской Православной Церкви, где им будет воздаваться молитвенное поклонение.

Мощам преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары поклонятся православные христиане во многих регионах России, а также в Белоруссии, Украине, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизстане, Азербайджане, странах Балтии. Святыни будут находиться в пределах Русской Православной Церкви до зимнего праздника Собора Новомучеников и Исповедников Российских и в феврале 2005 года вернутся в Иерусалим.

Спец. корр. Седмицы.Ru Ю.Клиценко

Описание ковчега с мощами преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары

Десница (правая рука по предплечье) преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны, находящаяся в серебряной раке в специально изготовленном ковчеге.

Пальцы десницы преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны после извлечения мучеников в Алапаевске были сложены в троеперстии.

Эта святыня вместе с рукой инокини Варвары была доставлена на прославление Новомученников Собором архиереев Русской Православной Церкви Заграницей в ноябре 1981 года в Нью-Йорк из Иерусалима после вскрытия гробниц за несколько месяцев до торжества канонизации.

Ковчег из гробов преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары.

По благословению Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Лавра для исполнения программы принесения святых мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары был изготовлен специальный ковчег.

Он изготовлен из досок гробов, в которых прибыли из Китая в Иерусалим останки Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. В них святые преподобномученицы прибыли из Китая в Иерусалим в 1921 году, где находились в специальном склепе храма Марии Магдалины до 1 мая 1982 года. В этот день, в День Святых Жен Мироносиц и день 100-летия со дня основания Русского Палестинского общества торжественно были перенесены в храм, где находятся до сих пор.

Ковчег имеет размеры 300мм – 300мм – 140мм.

Внутри ковчега размещены два мощевика с частицами мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары, а также золотой крест, в основании которого размещены святая земля из Иерусалима и Алапаевска.

На внутренней стороне крышки ковчега – серебряная икона с ликами преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары, держащих покров над Россией. На клеймах иконы – места, связанные с жизнью и подвигом Великой княгини Елизаветы Феодоровны, подробное описание которых находится на внешних стенках ковчега.

На внешней стороне ковчега сделаны следующие записи:

Фасадная стенка (на церковно-славянском языке):

«Во славу Святой Троицы сделан бысть ковчег сей из дщицъ (досток) и гвоздей гробов, в них же честные мощи святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары священноигуменом Серафимом во святый градъ Иерусалим принесении быша».

Боковая стенка № 1.

Крест-памятник Великому Князю Сергею Александровичу – Марфо-Мариинская обитель милосердия – Владычня – Храм во имя святого Сергия исповедника – Мюнхен – Храм во имя Новомученников Российских – Дармштадт – Храм во имя равноапостольной Марии Магдалины – Новоспасский монастырь – Троице-Сергиева Лавра.

Боковая стенка № 2.

Иерусалим – Храм Гроба Господня – Монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины Гефсимания – Опалиха. Храм во имя преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары – Алапаевск – Монастырь во имя новомучеников Российских – Джондарвиль. Свято-Троицкий Собор – Александро-Невская Лавра.

Задняя стенка ковчега.

Монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины. Иерусалим. Художественно-реставрационные мастерские. Гефсимания. Апрель – июнь.

Материалы – серебро, золото, китайский тик (дерево, из которого сделаны гробы, и которое, как и лиственница, практически не поддается гниению).

По решению РПЦЗ этот ковчег будет передан Марфо-Мариинской обители Милосердия в Москве после ее восстановления.

О святых мощах преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны.

Великая княгиня Елизавета Феодоровна была арестована в Москве 24 апреля (7 мая), на третий день Пасхи 1918 года, в день Иверской иконы Божией Матери. В день ареста Марфо-Мариинскую обитель посетил Святейший Патриарх Тихон, отслуживший там молебен.

5/18 июля 1918, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, Великая княгиня Елизавета Феодоровна вместе с инокиней Варварой была сброшена живой в Нижне-Селимскую шахту, расположенную в лесу в 12 километрах от Алапевска (Алапаевск Верхотурского уезда Пермской губернии находится в 140 километрах к северу от Екатеринбурга). В этот день мученическую кончину обрели еще 6 человек: Великий князь Сергей Михайлович, братья-князья Иоанн, Константин, Игорь Романовы, а также князь Владимир Палей и Федор Ремез.

11/24 октября 1918 состоялось обретение останков в шахте и их захоронение в Свято-Троицком соборе г. Алапаевска.

1/14 июня 1919 по Восточно-Сибирской дороге товарный поезд с останками алапаевских мучеников отправился в Читу.

6/19 августа 1919 останки алапаевских мучников пребывают в Читу и в течение 6 месяцев находятся в Покровском женском монастыре.

26 февраля/10 марта 1920 гроб с телом св. Елизаветы и гробы всех умученных с ней отбыли в Пекин.

21 марта/3 апреля 1920 года прибыли в Пекин, где были встречены главой Русской Духовной миссии архиепископом Иннокентием и погребены на кладбище в новом склепе у храма преп. Серафима Саровского.

4 ноября/17 ноября 1920 при содействии сестры Великой княгини Елизаветы Феодоровны, принцессы Виктории Баттенбергской (маркизы Мильфорд-Хевен), гробы прмц. Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары отправлены пароходом в Шанхай, а оттуда в Порт-Саид (Египет).

До 27 января/9 февраля 1921 года останки находятся в греческой часовне Порт-Саида. Отсюда поездом доставляются в Иерусалим.

15 февраля 1921 прибывают в Иерусалим и находятся в крипте русского храма св. Марии Магдалины в Гефсиманском саду.

21 февраля 1921 года Патриарх Иерусалимский Дамиан совершает чин погребения Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары.

В 1981 состоялось прославление в лике святых Русской Православной Церкви Заграницей в чине священномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. Прославление происходило 31 октября и 1 ноября 1981 года в Синодальном соборе Знамения Божией Матери в Нью-Йорке, где находится кафедра Первоиерха РПЦЗ.

1 мая 1982 года, в день праздника святых жен-мироносиц, состоялось торжественное перенесение гробов с мощами святых Преподобномучениц из склепа-усыпальницы в храм святой Марии Магдалины.

В апреле 1992 года состоялось прославление в лике святых Русской Православной Церкви прославление в чине священномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. Празднование установлено 5/18 июля.

Маршрут принесения мощей преподобномучениц Великой ннягини Елизаветы и инокини Варвары.

Святые мощи преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары будут доставлены в Москву 25 июля 2004 года. С 25 июля по 31 июля они будут находиться в Храме Христа Спасителя, с 31 июля по 5 августа – в Свято-Даниловом монастыре, 5 августа – в Марфо-Мариинской обители.

Якутск (около 500 тыс. жит.), Анадырь (около 50 тыс. жит.), Магадан (около 100 тыс. жит.), Петропавловск-Камчатский (около 500 тыс. жит.), Южно-Сахалинск (около 500 тыс. жит.), Южно-Курильск (10 тыс. жит.), Владивосток (около 1 млн. жит.).

II этап маршрута (железнодорожный):

Владивосток – Хабаровск (около 1 млн. жит.), Комсомольск-на-Амуре (около 500 тыс. жит.), Благовещенск (около 500 тыс. жит.), Чита (около 500 тыс. жит.), Улан-Удэ (около 500 тыс. жит.), Иркутск (около 1 млн. жит.), Красноярск (около 1 млн. жит.), Ачинск (около 500 тыс. жит.), Абакан(около 500 тыс. жит.), Новокузнецк (около 1 млн. жит.), Кемерово (около 500 тыс. жит., Томск (около 500 тыс. жит.), Новосибирск (более 1 млн. жит.), Омск (более 1 млн. жит., Ишим (около 100 тыс. жит.), Тюмень(около 1 млн. жит.), Екатеринбург (более 1 млн. жит.), Алапаевск (около 10 тыс. жит.), Екатеринбург (более 1 млн. жит.), Пермь (более 1 млн. жит.), Ижевск (около 1 млн. жит.), Набережные Челны (около 1 млн.
жит.), Уфа (более 1 млн. жит.), Челябинск (более 1 млн. жит.),
Оренбург (около 1 млн. жит.) Ташкент (более 1 млн. жит.), Бишкек,
Самара (более 1 млн. жит.), Ульяновск (около 100 тыс. жит.), Казань
(около 1 млн. жит.), Чебоксары(около 500 тыс. жит.), Нижний Новгород (более 1 млн. жит.), Саранск (более 100 тыс. жит.), Пенза (более 500 тыс. жит.), Саратов (более 500 тыс. жит.), Волгоград (более 1 млн. жит.), Астрахань (около 500 тыс. жит.), Махачкала(около 500 тыс. жит.), Краснодар(около 1 млн. жит.), Ростов-на-Дону (более 1 млн. жит.), Таганрог (около 500 тыс. жит.), Донецк (более 1 млн. жит.),Днепропетровск (более 1 млн. жит.), Запорожье (около 1 млн. жит.), Мелитополь (около 500 тыс. жит.), Симферополь (около 500 тыс. жит.), Севастополь (около 500 тыс. жит.), Николаев (около 1 млн. жит.), Одесса (более 1 млн. жит.), Львов (около 1 млн. жит.), Киев (более 1 млн. жит.), Харьков (более 1 млн. жит.), Белгород (около 500 тыс. жит.), Курск (около 500 тыс. жит.), Воронеж (около 1 млн. жит.), Липецк (около 1 млн. жит.), Рязань (около 1 млн. жит.), Коломна (около 500 тыс. жит.), Владимир (около 500 тыс. жит.), Иваново (около 500 тыс. жит.), Ярославль (около 1 млн. жит.), Вологда (около 500 тыс. жит.), Архангельск (около 500 тыс. жит.), Мурманск (около 500 тыс. жит.), Петрозаводск (около 500 тыс. жит.), Санкт-Петербург (более 5 млн. жит.), Великий Новгород (около 500 тыс. жит.), Псков (около 500 тыс. жит.), Тверь (около 500 тыс. жит.), Смоленск (около 500 тыс. жит.), Брянск (около 500 тыс. жит.), Орел (около 500 тыс. жит.), Тула (около 500 тыс. жит.), Калуга (около 500 тыс. жит.).

Предполагается посещение также Белоруссии, Калиниградской области, Молдавии с Приднестровской Республикой, стран Балтии. Возможны и другие изменения в маршруте.

По материалам сайта Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного

Ковчег с десницей святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны прибыл 6 мая в Санкт-Петербург. Святыню доставил из Знаменского Синодального собора Нью-Йорка председатель молодежного синодального отдела Русской Православной Церкви Заграницей протоиерей Андрей Соммер. В ковчеге также находится частица мощей святой мученицы инокини Варвары.

В аэропорту святыню встретил наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадский Назарий, председатель епархиального информационного отдела протоиерей Александр Сорокин и другие клирики Санкт-Петербургской епархии. В Свято-Троицком соборе лавры, куда были доставлены мощи, состоялся молебен. После богослужения был открыт доступ для желающих поклониться святыне.

«Сто лет назад в нашем славном городе началась революция, — сказал владыка Назарий. — Многие до сих пор приветствуют ее как достижение, и это значит, что примирение в нашем обществе еще не наступило. Я более склонен называть это событие великой катастрофой, которая постигла не только Россию в нынешних ее пределах, но и всю территорию Российской империи, — подчеркнул он. — Эта революция положила начало разделению. Единственное положительное значение этих событий в том, что в России было восстановлено патриаршество».

Владыка призвал каждого, кто подходит к ковчегу с мощами, подумать о том, что для него значит это событие.

«Истории свойственно повторяться. Мы должны молиться Богу и новомученикам, пострадавшим от безбожной власти, чтобы больше такого не произошло, — сказал епископ Назарий, добавив, что днем раньше на месте убиения великого князя Сергея Александровича, супруга великой княгини Елизаветы Федоровны, в Москве недалеко от Никольской башни Кремля был восстановлен крест. — Я не знаю, случайно эти два события совпали или нет, но это глубоко символично. Мы говорим о примирении и единстве, но это не только слова, мы должны своими делами способствовать этому».

Как рассказал корреспонденту ИА «Вода живая» руководитель епархиального молодежного отдела протоиерей Константин Головатский, принесение мощей произошло благодаря связям православной молодежи Санкт-Петербургской епархии и США.

«Делегация из Санкт-Петербурга молодежь несколько раз, в том числе и в прошлом году, ездила на Свято-Германовский съезд православной молодежи, который организовывает Восточно-Американская епархия РПЦЗ. Съезд посвящен памяти преподобного Германа Аляскинского, он проходит в конце декабря, в 2016 году собрал более двухсот делегатов. Делегация православной молодежи из Америки тоже приезжала к нам. Возникала идея в столетнюю годовщину революции привезти сюда десницу преподобномученицы Елисаветы» , — рассказал он.

Принесение ковчега с десницей преподобномученицы в пределы Санкт-Петербургской епархии осуществляется по благословению первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

Мощи преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары находятся в Гефсимании, в монастыре равноапостольной Марии Магдалины. В 1918 году останки великой княгини Елизаветы из Алапаевска через Шанхай были привезли в Иерусалим, где она завещала похоронить себя. В 1981 году, после канонизации РПЦЗ, десница святой была перенесена в США.

Ковчег с мощами преподобномученицы будет находиться с 5 по 9 мая в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры и с 9 по 11 мая в соборе Феодоровской иконы Божией Матери. Доступ к святыне будет открыт в часы работы храмов.

С 4 по 12 мая в Санкт-Петербурге будет гастролировать мужской молодежный хор Восточно-Американской епархии РПЦЗ. Он примет участие в богослужениях перед ковчегом со святыней в Александро-Невской лавре 5 мая в 19:00 и 7 мая в 10:00, в Федоровском соборе 9 мая в 10:00.

Loading...Loading...