Св николай сербский. Святитель Николай (Велимирович)

В этой рубрике мы публикуем афоризмы известных людей, которые внесли уникальный вклад в мировую культуру — о христианстве, истории, любви, свободе, труде, вере, культуре и о многом другом. Продолжает проект "Мысли великих" изречения святителя Николая Сербского - одного из самых известных святых ХХ века.

Биография святителя Николая Сербского

Святитель Николай (серб. Епископ Николај, в миру Никола Велимирович, серб. Никола Велимировић; 23 декабря 1880 -- 18 марта 1956) -- епископ Сербской православной церкви,

епископ Охридский и Жичский.

Родился святитель Николай 5 января (23 декабря по старому стилю) 1881 года в селе Лелич, недалеко от сербского городка Валево. Окончил местную богословскую школу, затем в 1904 году продолжил учиться в Швейцарии, где защитил докторскую диссертацию.

В 1909 году принял монашеский постриг в монастыре Раковица недалеко от Белграда. Преподавал в Белградской Духовной Академии. Читал лекции в Америке и Англии во время Первой Мировой войны.

В 1919 году был поставлен во епископа Жичского, а через год принял Охридскую епархию, где служил до 1934 года, когда ему вновь удалось вернуться в Жичу.

В начале Второй мировой войны пребывал в заключении в монастыре Раковица, затем в Войлицу, наконец оказался в концлагере Дахау. После освобождения перебрался в Америку, где занимался богословием и просветительством.

В 2003 году на Архиерейском соборе Сербской Православной Церкви причислен к лику святых.

Святитель Николай Сербский: Изречения

Бог и вера:

От Бога нас отделяет ложь, и только ложь... Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания - вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и отречению от Бога

По мере нравственного очищения человека истины веры открываются ему всё яснее.

Солнце отражается в чистых водах, а небо - в чистом сердце.

Люди не верят вере, проповедуемой маловерными.

Вера Христова — опыт, навык, а не теория и не людское мудрование.

Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить.

Не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире.

Из всех благ на земле люди больше всего любят жизнь. Любят они ее даже больше истины, хотя без истины и нет жизни. Следовательно, жизнь - это высшее благо, а истина - основание жизни.

Смерть не естественна, а противоестественна.
И смерть идет не от природы, а против природы...
Протест природы против смерти превозмогает все надуманные оправдания смерти.

Даже наихудший человек трижды в жизни вспоминает о Боге: когда видит праведника, страдающего по его вине, когда он сам терпит скорби по чужой вине и когда наступает для него час смерти.

Истина открывается любви
Искать истину - значит искать предмет любви. Искать же истину, чтобы сделать ее орудием, - значит искать истину ради прелюбодейства. Тем, кто ищет ее ради этого, истина бросает кость, но сама бежит от него за тридевять земель.

Откроет ли человек глаза и обратит взор на себя — увидит Бога, закроет ли их и всмотрится в себя — опять увидит Бога: и тело его, и дух носят в себе и являют собой два пути богопознания.

День и ночь
Если ткать днем, а ночью распускать, никогда не соткать.
Если строить днем, а ночью разрушать, никогда не построить.
Если молиться Богу, а делать пред Ним злое, никогда ни соткать, ни построить дом своей души.

Добро и зло:

Только сильный решается делать добро.

Испокон веков волки задирали овец, но никогда еще ни одна овца не задрала волка, однако же в мире всегда больше овец, чем волков.

Когда зло выбросит и последнюю карту, добро будет еще одну держать в руках.

Все зло, которое люди творят под Небом - это исповедь немощи и бессилия.

Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро — тем самым разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло — быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея.

Без стойкости в добре никто не может почувствовать подлинного удовлетворения жизнью. Ведь на пути к добру сначала вкушаешь горькое и лишь потом сладкое.

Если безбожник бросает тебе вызов, или поносят тебя безумцы, или гонят озлобленные люди - считай всё это делом дьявола, ибо человек по природе набожен, умен и добр.

Именно дьявол вызывает тебя на долгие споры и бесплодные разговоры. Сделай благое дело во имя Христово - и дьявол убежит от тебя. Тогда ты будешь иметь дело с настоящими людьми: благочестивыми, умными, добрыми.

Никто под солнцем не велик, кроме того, что верит в окончательную победу добра. Впрочем, без такой веры никто со всей серьезностью не верит и в Бога. Эти две веры соотносятся так же, как солнечный свет и солнце.

Там, где есть мужество, зло - покорный подданный; там, где его нет, зло - суверен.

Зло мы навлекаем на себя с помощью такого же зла, живущего в нас самих.

Грех:

В человеке только грех — подлинное зло, а вне греха зла не существует.

Следует опасаться не столько самого греха, сколько его власти над человеком.

Человеку трудно не грешить, но он должен прилагать всё старание к тому, чтобы избежать пленения грехом.

Над грехом способен возвысится только тот, кто стоит выше смерти.
Но чем больше кто-то боится смерти, тем меньше он боится греха.

Какой ужас, если твой день - то, что внешнее, твоя ночь - то, что внутри!

Желание — семя греха.

Сомнение и отчаяние суть два червя, развивающиеся из личинок греха.

Против трех нездоровых состояний души святой апостол выставляет три ее здоровых качества: против гордости — смирение, против гневливости — кротость, против малодушия — долготерпение.

Ненавидь зло, а не человека, делающего злое, потому что он болен. Если можешь, лечи этого больного, а не убивай его своим презрением.

Грешник легче понимает, терпит и переносит грешника, чем праведника.

Вражда и обида:

Человек ненавидит того, против кого согрешает. Когда человек догадается, что такой-то знает о его тайном грехе, то его поначалу охватывает страх перед этим сокровенным свидетелем. Страх быстро переходит в ненависть, а ненависть совсем ослепляет.

Никто так не боится мук, как мучающий других.

Слабость :

Преступление всегда слабость. Преступник - трус, а не герой. Потому всегда смотри на своего обидчика как на более слабого; как не станешь мстить малому ребенку, так же не мсти никому ни за какую обиду. Ибо она рождается не от зла, но от слабости. Так ты сохранишь свою силу и будешь подобен спокойному морю, которое никогда не выйдет из берегов, чтобы утопить безрассудного, бросающего в него камень.

Гордыня и смирение:

Гордость — поистине дочь глупости...

Гордость сродни надувшемуся пузырю, лопающемуся от слабейшего прикосновения иглы. Малейший укол судьбы превращает ее в отчаяние.

Грустно это — не сметь посмотреть в зеркало, но опасно не отводить от него глаз.

Зависть:

Первым грехом, проявившемся в мире духов, была зависть.

Зависть никогда не выступает под своим подлинным именем.

Богатство:

Богатство — благо, когда его можно обратить в доброе дело.

Богатство — зло, когда, вместо того чтобы наделить человека свободой, оно ставит своего собственника себе в услужение.

Те, кто не умел делиться богатством, пока им обладал, должен будет научиться просить, когда оно будет у него отнято.

Эгоизм и альтруизм, любовь и милосердие:

Научившийся быть благодарным научится быть и милостивым. А милостивый человек свободнее шагает по этому миру.

Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, а, наоборот, расширяем ее границы.

Героизм и эгоизм :

Не верь теориям и разговорам о законе эгоизма. Его не существует. Господь правит миром, а люди - род Божий.
Человек, прыгнувший в поток, чтобы спасти тонущего, в один миг уничтожает все эти теории и пресекает такие разговоры.

Когда угасает любовь, люди ищут справедливости.

Люди, не видящие мир в себе, не увидят свое место в мире.

Мы не просто очевидцы этой жизни, мы все ее участники. А потому, что бы ни случилось в мире - это происходит и со мной.

Мала эта земля, но будьте вы великими, чтобы своим ростом восполнить ее незначительность.

Человек:

Невежды утверждают, что ноги носят голову, тогда как знатокам известно обратное: именно голова носит ноги.

Добрая воля в человеке — это сила созидающая, стихословящая и поющая.

Имеющий великое имеет и малое.

Никто не велик, если не держится кого-то величайшего.

Глазами каждого человека на тебя взирают миллионы его предков. — Смотри и виждь!
Они говорят и его устами. — Прислушайся!

Каждый дух раскрывает себя в своем творении, и каждая тварь выражает себя через присущее ей действие.

Ни офицерский мундир не сделает вас храбрым, ни священническая ряса - милосердным, ни судейская тога - справедливым, ни министерское кресло - сильным, если ваша душа не изобилует ни мужеством, ни состраданием, ни праведностью, ни крепостью.

Первый голод человека — алкание истины.
Второй голод нашей души — алкание правды.
Третий ее голод — алкание чистоты.

Страх перед самим собой
Кто никогда не испугался самого себя, тот не знает страха. Ибо все чудовища внешние, которых человек страшится, находятся внутри него самого, причем в неразбавленной эссенции.

Женщина:

Если высказать всю истину, то мы должны будем признать, что всё зло в мир сей вошло через жену, но от Жены пришло и спасение мира.

Брак:

Бог благословил брак сначала в раю, а затем в Кане [Галилейской]. В браке две плоти становятся плотью единой, два храма Духа Святого обретают единый кров.

Воспитание:

Чем дольше мать лелеет и качает свое дитя на руках, тем позже оно начинает ходить.

Вы громко и злобно кричите, что нужно выбросить преподавание веры из школы. Пусть-де молодежи вдоволь рассказывают о кровавом Нероне и изувере Калигуле, только чтобы не упоминали о спасительном имени Иисуса Христа.

Жизнь:

Дни поражений тяжелее забыть, чем дни побед.

Христианство:

Главных евангельских идеи — три: идея братства, идея свободы и идея любви. Как три шелковых нити, проходят они через все четыре Евангелия.

Когда в душах людей угасают лампады и свечи, фимиам превращается в удушающий дым, а сердце, сделавшись холодным и твердым, как камень, перестаёт быть алтарем любви, - тогда и стены храма уже не радуют Бога.

Государство:

Власть — это великое искушение, и мало тех, кто способен ему противостоять.

Не бывает ни деспотов без людей трусливых, ни героев без милости.

Закон — паяц силы.

Борьба за власть и право — болезненное явление в человеческой истории.

Чудотворные слова: св николай сербский молитва о доме в полном описании из всех найденных нами источников.

Память: 5 / 18 марта, 20 апреля / 3 мая (Перенесение мощей), 30 августа / 12 сентября

Святитель Николай Велимирович – был одним из самых образованных сербских и европейских богословов XX века, названным "новым Златоустом". Патриот, деятельный миссионер и просветитель, церковный администратор, благотворитель, восстановивших немало запустевших монастырей. При фашисткой оккупации пережил и ссылки в дальние монастыри под охраной, и в конце войны плен в концлагере. Он выполнил редактирование сербского перевода Нового Завета, сделанного в свое время Вуком Караджичем. После освобождения из-за коммунистического режима Югославии перебрался в США, где продолжил свои богословские и пастырские труды до самой смерти.

Святитель Николай Велимирович – покровитель церковного клира, монашества, миссионеров и благотворителей. К нему обращаются за молитвенной помощью для укрепления веры в болезнях и скорби, гонениях, заточениях, для благословения учебы и преподавательской и просветительской деятельности, для вразумления маловеров и сектантов.

Тропарь святителю Николаю Сербскому Велимировичу, глас 8:

Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, славо и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.

Кондак святителю Николаю Сербскому Велимировичу, глас 3:

Сербскаго Лелича рождение, архипастырем во Охриде святаго Наума был еси, от престола святителя Саввы в Жичу предстал еси, научая и просвещая люди Божия Святым Евангелием. Многия к покаянию и любве ко Христу привел еси, Христа ради страсти в Дахау претерпел еси, и сего ради, святе, от Онего же прославлен еси, Николае, Божий новоявленный угодниче.

Молитва святителю Николаю Сербскому Велимировичу, епископу Охридскому и Жичскому:

  • Молитва святителю Николаю Сербскому Велимировичу . Святитель Николай Велимирович – был одним из самых образованных сербских и европейских богословов XX века. Патриот, деятельный миссионер и просветитель, церковный администратор, благотворитель, восстановивших немало запустевших монастырей. Святитель Николай Сербский – покровитель церковного клира, монашества, миссионеров и благотворителей. К нему обращаются за молитвенной помощью для укрепления веры в болезнях и скорби, гонениях, заточениях, для благословения учебы и преподавательской и просветительской деятельности, для вразумления маловеров и сектантов

Акафист святителю Николаю Сербскому Велимировичу:

Канон святителю Николаю Сербскому Велимировичу:

  • Канон святителю Николаю Сербскому

Житийная и научно-историческая литература о святителе Николае Сербском Велимировиче, епископе Охридском и Жичском:

  • Жизнеописание святителя Николая Сербского Велимировича, епископа Охридского и Жичского – иеромонах Игнатий Шестаков

Труды святителя Николая Сербского Велимировича:

  • Миссионерские письма
  • Молитвы на озере – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • В чем причины экономических кризисов? – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Человеку, который верит в Бога, но не молится Ему – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Евангелие о Крещении Господа – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Христианское православное исповедание веры – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Святой князь Владимир – Креститель русских – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  • Вознесение Господне
  • Евангелие о Вознесении Господа – святитель Николай Велимирович
Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Молитвы святителю Николаю Сербскому

К святому Николаю обращаются с молитвой о помощи в укреплении веры и защите от сект, в защите от всякого врага себя и своего дома, в даровании сил на борьбу с болезнью, в успехах в учении.

Молитва Николая Сербского за врагов

Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои.

Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное.

Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли.

Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.

Благослови врагов моих, Господи.

И я их благословляю и не кляну.

Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои.

Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя.

Они мучили меня, когда я от мук бегал.

Они поносили меня, когда я льстил себе.

Они плевали в меня, когда я был горд собой.

Благослови врагов моих, Господи.

И я их благословляю и не кляну.

Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем.

Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом.

Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним.

Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь.

Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна.

Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его и изгоняли меня.

Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих.

Благослови врагов моих, Господи.

И я их благословляю и не кляну.

Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня.

Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным.

Да истают надежды мои на земное, как паутина.

Да воцарится смирение в душе моей.

Да станет сердце мое могилой близнецам злобным - гневу и гордости.

Да соберу на небесах все сокровища свои.

Да освобожусь навсегда от самообольщения, запутавшего меня в страшную сеть жизни призрачной.

Враги открыли мне то, что немногим ведомо: нет у человека врагов, кроме него самого.

Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные.

Воистину, трудно сказать мне, кто сделал мне больше добра и кто причинил больше зла - враги или друзья.

Посему благослови, Господи, и друзей, и врагов моих.

Раб клянет врагов, ибо не ведает.

Сын их благословляет, ибо ведает.

Ибо ведает сын, что враги не властны над жизнью его.

Потому ходит он среди них свободно и молится о них ко Господу.

Благослови врагов моих, Господи.

И я их благословляю и не кляну.

Молитва Николаю Сербскому о защите дома

Боже, благослови входящего в сей дом, защити и сохрани исходящего из него

Молитва Николая Сербского о врагах

Молитва Николая Сербского о врагах

“Миссионерские письма”. Перевод Светланы Луганской

Дата Рождения: 23-12-1880

Дата Смерти: 18-03-1956

Епископ Охридский и Жичский, богослов, философ, организатор народного, так называемого «богомольческого» движения, почетный доктор нескольких мировых университетов. Николай Сербский родился в многодетной крестьянской семье. Получил прекрасное образование, в частности закончил философский факультет Оксфорда, Санкт-Петербургскую духовную академию. Во время Первой Мировой войны Николай Сербский окормлял солдат, до конца войны отдавал все свое жалованье раненным. В 1920 году поставлен епископом Охридской епархии. В 1934 году епископ Николай назначен владыкой Жичской епархии. Во время своего архипастрыства Николай Сербский сделал очень много для духовного просвещения сербов, миссионерства. Николая Сербский нес Благую Весть и за пределами: он много проповедовал, читал лекции в Европе, Америке. Во время Второй Мировой войны нацисты посадили его в Дахау. Из-за прихода к власти в Югославии коммунистов Николай Сербский был вынужден эмигрировать в Америку. Последние дни Николая Сербского прошли в русском монастыре святого Тихона в штате Пенсильвания, где он и скончался. Николая Сербского называют «новым Златоустом». Действительно, творения святителя отличаются поэтичностью, образностью, красноречием. Для творчества Николая Сербского характерен интерес к философским вопросам.

Крест с молитвой свт. Николая Сербского “Благословение дома”.

Молитва на Благословение дома Святого Николая Сербского.

Боже, благослови входящего в сей дом,

Защити и сохрани исходящего из него

И даруй мир в нем прибывающим!

Для оформления заказа через почтовую форму необходимо.

2)Заполнить форму письма с данными

полное название изделия,

указать: почтовый индекс, адрес, Ф.И.О.,

контактный телефон (на случай непредвиденных обстоятельств).

3)На Ваш электронный адрес прийдет письмо с подтверждением заказа.

4) Cрок выполнения заказа – при наличии изделия – 3- 5 дней и 3 – 4 недели при изготовлении, (почта от нескольких дней до нескольких недель. От нас это не зависит.)

Деревянное православное распятие в домах верующих, это не интерьерное украшение, а символ веры и принадлежности к христианскому миру, средство благодатной защиты от дьявола. Сделанное из дерева оно символизирует Древо из рая, данную Богом жизнь. Иоанн Дамаскин говорил: « …через древо должны быть дарованы нам жизни и воскресение.

Православное распятие, это крест с изображением распятого Иисуса Христа простершего руки широко по центральной перекладине креста, его тело не провисает, а свободно возлежит.

Это образ представляет не казнимого, а вознесенного на кресте истинного Сына Бога. Его руки словно раскрыты в приглашающем объятии, призывающем весь мир и всю Вселенную. В другом более позднем варианте, тело Христа изображено провисшим, поднятые вверх руки разведены немного в стороны.

Но такой образ не передает саму суть крестных страданий, заключающих в себе очень глубокий смысл.

Верхняя перекладина представляет дощечку, где предположительно располагалась следующая надпись: «Иисусе Назарянин, Царь Иудейский». Поставкой для ног являлась нижняя перекладина, она изображается наклонной, символизируя указатель направления на небеса к Богу и путь в ад.

У основания деревянного распятия часто вырезают череп и кости, это связано с историей. Иисус был распят на невысоком холме своей формой напоминающий череп. Холм, именуемый Голгофой в переводе – череп), находится за городскими стенами Иерусалима.

Деревянное распятие это символ, означающий очень многое для исповедующих христианство, и сопровождает верующих всю жизнь от крещения до смерти. Это символ веры, вечной жизни, объект поклонения и оружие спасения православных христиан.

В доме деревянное распятие можно закрепить над входной дверью, в любой комнате, где удобнее молиться. Распятие в иконостасе должно располагаться вверху, не обязательно по центру, но выше икон. По возможности отдельно распятие или иконостас нужно располагать таким образом, чтобы взор возносящего молитву, был обращен на восток.

Но на сегодняшний день требования не так строги, как в стародавние времена. Когда распятие было в каждом доме главным центральным местом, и при постройке дома, это непременно учитывалось.

Деревянное распятие в доме несет верующим невечерний свет, приносит спасение и напоминает о том, что искупая первородный грех, Иисус Христос обнимает с любовью каждого уверовавшего в него.

Молитвы миссионера, или как молиться за неправославных?

От переводчика

«Твоя скорбь о неверии некоторых людей выдаёт твою любовь к Богу…. молись за них. И станешь миссионером. Пусть твоим первым миссионерским правилом будет молитва за отпавших от веры» – так советовал святитель Николай (Велимирович) в одном из писем.

В 1930-е годы он издавал в своей епархии журнал «Мали миссионар», в котором опубликовал подготовленный им сборник особых молитв – о людях, потерявших веру, об атеистах, иудеях, мусульманах и многих других. В ваших руках – первое издание сборника на русском языке. Это сочинение хорошо показывает не только миссионерское мышление святого Николая, но и его взгляд на нехристианские мировоззрения, языческие народы, политику, воспитание детей, душевные болезни и даже на события российской истории XX века.

«Молитвы миссионера» написаны на современном сербском языке, без архаизмов, поэтому и переведены на русский язык, а не на церковнославянский.

Согласно утвердившейся церковной практике прошения о неправославных допустимы только в частных, келейных молитвах верующего.

Все молитвы свт. Николая посвящены обращению тех неправославных, кто ещё жив. О тех, кто умер вне Церкви, у него молитв нет, но святые допускали молиться о таких келейно с надеждой на облегчение их страданий, о чём свидетельствует житие прп. Макария великого. Поскольку Бог определенно говорит, что «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5), и что «не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1Ин. 5:12), то мнение о том, что и без сознательного единства с Православной Церковью и без искренней веры во Христа человек может достичь рая, противно истине. По словам свт. Игнатия (Брянчанинова) «признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства».

Приведем здесь слова прп. Иосифа Оптинского о молитве за неправославных:

«Православная наша Церковь дозволяет молиться… за еретиков и раскольников, чтобы они обратились к вере Православной прежде конца своей жизни… Молиться за неправославных христиан церковно-общественною молитвою, наравне с православными христианами, т. е. поминать имена их в храмах так же, как поминаются имена православных христиан, противно учению и постановлениям нашей Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Так мы говорим, таки поступаем. И это вовсе не по ненависти к неправоверующим христианам и не потому, что мы не желаем им добра, а потому, что самочинная или самовольная наша за них молитва и Богу будет неугодна и для душ их безполезна, а молящимся за них обратится в грех…

Православным христианам молиться за неправославных христиан – живых и умерших – можно частною домашнею молитвою; но не самочинно молиться – не так как нам вздумается, – (дабы вместо благоволения не навлечь на себя гнева Божия), а по наставлению опытных в жизни духовной людей…

Может он, например, молиться в таком смысле: «Помилуй, Господи, аще возможно есть, душу раба Твоего (имя), отшедшаго в жизнь вечную в отступлении от Святой Твоей Православной Церкви! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя!»

Нам неизвестно, и никому не открыто, насколько может приносить пользы душе умершего неправоверного христианина подобная молитва. Но опытом дознано, что она умеряет жгучую сердечную скорбь молитвенника за душу близкого к нему человека, хотя и не в Православии скончавшегося».

Молитва о детях

Всещедрый Господи Иисусе Христе, Который и Сам был дитём и Который любит и благословляет детей, помилуй и спаси детей нашего времени – дабы некрещёные крестились, а крещёные утвердились в вере в Тебя, вечную Истину, и в любви к Тебе, Кто есть Любовь неизреченная.

Спаси, Господи, тех детей, которых неверующие родители отравляют безбожием и отвращают от Тебя, единственного Спасителя.

Спаси, Всеблагий, и тех детей, которых злые учителя, без Бога и души, отчуждают от Тебя, их Творца, и сродняют их со щенками.

Спаси, Господи, и тех детей, чьи чистые души загрязняет всякая безнравственность на улице и в театре, – спаси их от нечистоты улиц и зрелищ.

Спаси, Всемилостиве, и тех детей, которые, лишившись родителей, попали в руки суровых опекунов, или злых отчима либо мачехи, – спаси их от слышания хульных речей и от видения злых дел.

Спаси, Сыне Божий, сыновей сынов человечесих, которых таскают туда и сюда на разные телесные тренировки и занятия, но не дают главного занятия – [возрастание] в законе Твоём святом, в правильных мыслях, в милосердии и во всех делах добра и правды.

Дабы, по молитвам раба Твоего святого Стилиана, выросли дети века сего и созрели для сыновства Боржия и небесного гражданства, на своё вечное спасение, и на Твою славу и благодарение. Аминь.

Молитва о правителях народов

Все народы суть Твои словесные стада, Слове Божий. Они – Твоя собственность, и один Ты лучше знаешь, как ими управлять.

Всякий лучше знает, как управлять своим имением, чем чужим. Правители народов земных управляют чужой собственностью, ибо управляют тем, что Твоё.

Вразуми, Господи, правителей народов земных, чтобы правили они по Твоей святой воле;

– чтобы вели народы путём, который Ты указал;

– чтобы отвращали их от того, что есть зло пред лицем Твоим;

– чтобы берегли их со страхом, осознавая цац величайшее благо то, что Ты им это доверил. Власть – великое искушение, и мало тех, кто может выдержать его. Выдерживают лишь те, кто сознают, что являются рабами Твоими, [стоящими] в подножии ног Твоих.

Много людей, злоупотребляющих своей властью над природой. Немало и тех, которые злоупотребляют властью над равными себе.

Немощен всяк человек, Господи, и готов предаться самолюбию и гордыне. А гордыня погубила многих ангелов, не говоря уже о людях.

Ради любви Твоей и народам Твоим, Творче, исполни правителей народных страхом суда Твоего. И ради них и их спасения не прогневайся, Господи, но поддержи их Твоим Духом силы, мудрости и святости. Дабы спасли они свои души, помогая спасению народов Твоих, денно и нощно взирая на Тебя как на Правителя над правителями. По молитвам святого Александра Невского, святого Стефана Девонского и других праведных слуг Твоих, бывших у власти, смилуйся, всемилостивый, и услыши молитву нашу. Аминь.

Молитва о душевнобольных

Ум вечный и непостижимый, Который в ангелах и людях посеял семена от ума Своего, Который мыслью Своей охватывает весь сотворенный мир и благой мудростью промышляет о всякой твари, услышь молитву нашу о больных умом братьях наших.

Человек без ума не становится ли горстью праха, которую носит туда и сюда, без смысла и без цели, без различения доброго от злого и живого от мёртвого?

Праведен Ты, вышний Боже, и по правде попускаешь на людей муки за их нераскаянные грехи. Но по правде Ты будешь судить на Страшном Суде Своём, а сейчас смилуйся над теми, чьим умственным страданиям больше всего радуются сыны погибели, враждующие против Тебя и людей.

Поскольку каждой год увеличивается число людей, которые хвалятся своим разумом, покрывая Твоё имя презрением, то увеличивается и число тех, кто, лишившись разума, пополняют собой дома Умалишённых.

Ты даёшь разум, чтобы люди знали, что разум – от Тебя. Ты забираешь разум, чтобы люди увидели, что разум – Твой. Великий Податель даров, яви милость Свою к обезумевшим, и ради страшной жертвы Сына Твоего на кресте за весь род человеческий верни ум безумным, и через это приведи к покаянию их самих и их родственников. Чтобы больше ценили и берегли предивный дар ума, которым Ты украсил людей и возвысил над всяким другим творением в мире.

По молитвам Пресвятой Богородицы, святого Нифонта и святого Наума, помилуй и спаси, Господи, больных умом братий наших Дабы и они Тя славили как триединый вечный свет, вместе со всяким умным творением на небе и на земле, во веки веков. Аминь.

Молитва о тех, кто не почитает святых 1

Молимся Тебе за тех соплеменников и спутников наших, которые отказываются почитать память святых Твоих и которые без страха перед Тобой и без стыда перед православными предками своими всему миру объявляют, что не чтят святых Твоих.

Разве не отвратит Царь лицо свое от того, кто отвращает лицо своё от детей царских? Неужели почтит Царь того, кто не чтит царских чад? Господи, отцы наши прославляли молитвами, милостынями и песнями тех сынов и дочерей Твоих из рода людского, которые совершенно исполнили волю Твою на земле, и которых Ты за это прославил на небе. И угодно Тебе было прославление от отцов наших, и потому святые Твои по Твоей власти и милости были защитниками и помощниками отцам нашим на протяжении веков. Но теперь видишь, Царь святых, как некоторые их потомки отвращаются от вековых защитников и помощников своих, и надеются только на своё ничтожество, подобно безбожным, надеющимся на немощных своих идолов. Отвращаясь от святых Твоих, они отвращаются и от Тебя, великий и страшный Боже, и всё это по своей гордости и глупому незнанию.

Ты рек, Христе, первым святым Своим: «принимающий вас Меня принимает» (Мф. 10:40). А кто не принимает святых Божиих в свою душу и в свой дом, тот и Бога не принимает.

Но, по молитвам всех святых Твоих, Господи, осени Духом Твоим всех сих, отпавших от святости Твоей и увлечённых духом злобы на путь погибели.

И соделай, Всесильне, чтобы снова стали милы им святые Твои, как милы были в детстве. Соделай, чтобы в душах и домах их снова зазвучало славословие славным угодникам Твоим. Дабы всякое почитание святых было во славу Твою, вечный Боже, и на наше спасение во царствии Твоём небесном во веки веков. Аминь.

Молитва о безбожниках (атеистах)

Всякое бытие, Боже, свидетельствует о Твоём бытии яснее, чем часы о часовщике, и город о градостроителях, и песня о певце, и слово о языке и разуме. Ты яснее солнца, всесильный Господи Боже наш, однако безбожники не знают о Тебе; и ещё горше: в злобе сердца своего они и не хотят знать, о Тебе. Зарыли головы свои в землю как страус в песок, и кричат: не видим Его, не знаем Его, нет Его! Я говорил им слова о Тебе, создателе слов и речи, а они смеялись. Я оказывал им милость во имя Твоё, а они сердились. Я напоминал им слова пророка: «вол знает владетеля своего» (Ис. 1:3), как же вы, люди, не знаете Господа своего? – а они отвечали: нет Господа!

Река, отсечённая от источника, иссыхает. Иссохли сердца безбожников, иссох у них и разум, обезумели. Страх охватил меня, что соседи мои, Живущие рядом со мною, потонут в аду.

О Источниче жизни, скажи мне, слуге Твоему, как такая смерть может свить гнездо в живой душе человеческой?

О вечное Солнце правды и истины, как такой мрак может пасть на разум человеческий, что он не может распознать и понять начинающее и завершающее слово всех существ в мире? Не так ли, Господи, [произошло] это: грех за грехом как нить за нитью, пока не сшилась плотная завеса, которая сокрыла Тебя для них?

Но не допусти, Господи, чтобы царь тьмы полностью завладел созданиями Твоими, возгреми силою Своей и воссияй лучами Своими, чтобы пробудились заснувшие и опьянённые адом! Соделай то, что только Ты знаешь и можешь, чтобы покаялись соседи мои, несчастнейшие из всех творений Твоих.

Ибо прекрасны будут соседи мои, когда покаются и познают Тебя по молитвам слуги Твоего святого Моисея Мурина, когда, как блудные сыны, от общества свиней обратятся к обществу ангелов.

О, сколь звучна и стройна будет песнь славе Твоей, когда все покаявшиеся сыны Твои воспоют её вместе с верующими [на земле] и воинством ангелов на небе, которое день и ночь славит и величает Отца, Сына и Святого Духа, единого живого Бога. Аминь.

Молитва об иудеях

Боже, Ты осуществляешь всё, что в Себе помыслишь или изречёшь, Ты осуществил угрозу иудеем, и по слову Твоему оставил их дом пустым, а их [самих] рассеял по всем народам земным. Ибо отцы их, как злые виноградари, избили пророков Твоих, распяли на кресте Сына Твоего единородного, побивали камнями апостолов, и горькой смертью умертвили многих святых и праведных.

И доныне они, как сыны противления, ходят по свету, словно [движимые] хлыстом проклятия, противясь Евангелию Мессии и Спасителя мира, – всё, как предсказал о них Твой великий апостол Павел.

Своим противлением Истине они служат укреплению ревности у верных Твоих, Христе, что им [самим] еще не дано увидеть. Но, Господи, исполни ныне слово апостола Твоего, Который прорек, что в последние времена спадет пелена с глаз Израиля и ты отвратишь нечестие от Иакова (см.: Рим. 11:25).

Не пришло ли время, когда Ты скинешь покров с очей сынов Израилевых, и те прозрят и станут видеть как должно, и познают Тебя как Света светов и Судию праведного?

Воспомяни, Господи, праведность тех отцов их, которые были верны Тебе, провидя духом пришествие Твоем и умирая с надеждой увидеть лик Твой!

По молитвам святых Твоих пророков и праведников ветхозаветных ускори, Господи, просвещение и обращение народа Иаковлева, дабы и сей народ, сдружившись с крещёными народами, прославил Тебя, единого истинного Мессию и Спасителя мира, воскресшего и воскресающего мёртвых, со Отцем и Духом Твоим Святым, во веки веков. Аминь.

Молитва о мусульманах

Един Ты еси Боже, и нет другого Бога, кроме Тебя. Так говорим мы, христиане, так говорят и мусульмане.

Но мусульмане дошли до полпути и закрыли врата перед собою. Закрыли врата перед святой истиной, что Ты, Боже, троичен в единстве Твоего духовного бытия. И закрыли врата перед свидетельством о Твоём посещении мира через воплощённую Премудрость Твою, как и перед свидетельством о любви Твоей к людям, показанной на кресте.

Насколько месяц высок над землёй, настолько ислам выше идолопоклонства. Но месяц не имеет света в себе, а светит отражённым светом солнца, так и ислам, в том, что имеет светлого [в себе], заимствовал от истины, явленной миру Сыном Твоим Иисусом Христом.

Ты хотел. Боже, по благости Своей, чтобы человек был не раб, а сын Тебе, и чтобы он как сын учился божественным тайнам, – бытия Твоего и любви Твоей. Исламский «пророк» превратил рабов каменных идолов в рабов единого Бога, а Сын Твой Иисус соделал рабов сынами Твоими.

Трисветлый Боже наш, смилуйся над всеми народами магометанскими, ибо и они верят в милость Твою. Довольно жили они как рабы перед Тобой, соделай ныне их сынами Твоими.

Подвигни их Духом Твоим Святым, да познают и узрят во Христе Спасителе своего. Отвори врата, закрытые на полпути, да увидят небо, отверстое Христом и на небе Отца своего небесного.

Дабы многие миллионы душ мусульманских со многими миллионами душ христианских соединились в мысли о Тебе, в любви к Тебе и в прославлении Тебя, единого живого Бога в троичном свете, по молитвам всех святых, которые [от древних времён и] доныне перешли из ислама в христианство, и которые Тебя сейчас славят на небесах в хоре Твоих ангелов и святых. Аминь.

Молитва о парсах (зороастрийцах)

Господи, Ты – Солнце правды, Ты – огонь поядающий, Ты – вечный умный свет и облачён во свет как в ризу. Ты – свет, который не опаляет и не гаснет, в котором нет изменение, и Ты – Отец верного истинного света.

Но, Господи Светодавче, потомки светоносного Адама пали во мрак и помрачаились очами, так что не могут видеть дальше сотворённого солнца и природного огня. И, поскольку не узрели Тебя, Творца огня, начали называть тварный огонь своим богом.

Огонь в этом не виноват. Огонь и не знает, что некие люди его обожествляют. Огонь не видит своих поклонников, и не слышит их молитвы. Огонь не знает о том, что он тварен, и тем более о том, что он [будто бы] творец. Не знает ни когда его зажгут, ни когда его погасят. Он ничего не знает, не видит, не слышит, не ощущает, не мыслит. И, однако же, парсы поклоняются ему как богу; разумные люди считают огонь разумнее себя!

И Ты, Всевидящий и Долготерпеливый, видишь это на протяжении веков!

Положи конец такому унижению потомков Адамовых, братьев наших по Адаму. Ты, Христе, спасший Адама из ада, поспеши и спаси его потомков-огнепоклонников, пока не сошли они в ад. Дабы парсы познали Тебя Свет света, Свет разума, любви и жизни – по молитвам мученика Твоего свитого Иакова Персиянина. Дабы и они, войдя в семью христианских народов, славили и благодарили Тебя во веки веков. Аминь.

Молитва о русском народе 2

Всемудрый Боже, Чьи суды непостижимы и пути неисповедимы, милостиво вонми и услышь молитву нашу за Твой русский православный народ.

Тяжкие муки попустил ты на самого верного слугу Твоего, как были попущены муки на первых апостолов Твоих, на пророков и праведников. Весь обнаженый и израненный брошен слуга Твой на гноище, как некогда праведный Иов, чтобы сатана над ним смеялся, а соседи поносили. Тяжка сия мука, а человек слаб; ублажи Господи! Воздвигни слугу Твоего и исцели его раны.

Знаем, Господи Боже наш, что по Своему премудрому промыслу Ты попускаешь страдание на избранных Своих, чтобы они, как золото в огне, очистились огнём страдания от [всего] земного и ярко засияли. Но не допусти, Боже милости и любви, чтобы сатана долго смеялся, а лицемеры долго поносили Твой крестоносный народ русский.

Знаем, что попускаешь беды святейшим душам ради их большей славы, а грешным и подлым – на страх и трепет. Знаем, Христе, что и Твоё славное воскресение произошло после поругание, крестных мук и смерти. Посему мы в свете Твоего страдания смотрим на мрак русского страдания и ожидаем [увидеть] его воскресшую славу.

Как для расслабленного у Вифезды не было человека, который бы ему помог, пока не пришёл Ты, так ныне для великого русского народа во всём мире нет человека, который мог бы помочь ему без Тебя Боже наш и Спасителю наш.

Благой Господь, не откладывай помощь Твою, ибо Ты скор в помощи. Не отложи и не откажи, но подобно милостивому самарянину, повернись к народу русскому, который пострадал от разбойников и весь избит, простри к нему руку, залечи его раны, и верни ему здоровье, силу и славу. Дабы сей наивернейший слуга Твой в будущем еще больше прославил Тебя, чем славил в прошлом – Тебя, Спасителя своего со Отцем и Духом Святым во веки веков. Аминь.

Молитва о китайском народе

Всевидящий Боже, Солнце солнц, Который Своим взором обнимает всё сотворенное на небе и на земле, Ты один знаешь число воинства ангельского, как и число муравьев в песке, птиц в воздухе и рыб в воде – молим Тебя, излей Свою милость на китайский народ, самый многолюдный народ Твой на земле.

Господи, Ты дал народу китайскому великую жизненную мудрость, чтобы знали они, как возделывать землю, вести торговлю, покоряться властям, почитать родителей, заботиться о своём доме и любить во всём порядок.

Но эта мудрость ведёт человека только до гроба, который недалеко отстоит от всякого смертного.

Недостаёт народу китайскому той вечной Твоей Мудрости, Господи, которая воплотилась на земле в Твоём Единородном Сыне, которая ведёт душу за гробом и вводит её в Царствие Небесное.

Творче благий, Любовь беспредельная, разве может Твоя любовь иметь границу, не распространяясь на многие миллионы Твоего великого китайского народа? Нет, нисколько! Но Ты Своим чудесным промыслом определил время, в которое китайский народ придёт и поклонится кресту Христову и примет в себя пречистую кровь Христову и силу Духа Твоего Святого.

Ускори наступление этого времени, Многомилостиве. Помоги миссионерам креста и воскресения в земле китайской. Отвори врата благодати Твоей для Китая вопреки грехам нашим. Дабы и земля желтых людей зазвучала песнями и восклицаниями из бесчисленных уст: «Рождество Твое, Христе Боже наш» и «Христос воскресе из мертвых»! Троица Пресвятая, соделай так по молитвам всех апостолов и евангелистов. Да будет так. Аминь.

Молитва о японском народе

Вечный Боже и Творче небесных и земных народов, иже всё животворишь Своею волею и всё обмнимаешь Своею милостью, отвори душу Твоего японского народа, дабы мог он принять Радостную Весть Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа.

Народ великий и могучий, народ сильной воли и готовый на жертву, как мало кто из других народов. Почему такой народ остаётся в неведении Истины и через девятнадцать столетий после того, как засияла звезда над Вифлеемом и зазвучала песнь ангельская над яслями Сына Твоего, Возвестителя и Воплотителя вечной и святой Истины?

Япония твоя, Господи, уже знает о существовании духовного мира; знает о духах своих предков; но не знает о Тебе, Который есть Боже духов и всякой плоти. Воздвигают храмы предкам своим, а Тебе, Творцу предков их, не воздвигают святилища. Приносят жертвы твари, а не при носят их Творцу.

Скорбит душа наша, о Христе, что такой народ еще не знает благовестие о Твоём посещении рода человеческого; не знает о жертве Твоей, о любви Твоей и о воскресении Твоём. В земле «восходящего Солнца» Солнце ещё не взошло. Ты, Кто Савла обратил в Павла одним явлением Твоим на пути в Дамаск, обрати землю «восходящего Солнца» в землю взошедшего Солнца чудесною силою Твоею, которая от вечности преизобильна.

Исповедаем и признаём, Господи, что земля Японская ещё не крещена из-за грехов наших. Великие грехи христиан затворяли и затворяют путь великому Твоему народу японскому в царство Твоего света и жизни.

Но по молитвам святых Кирилла и Мефодия поспеши, Христе, и спаси народ японский, для Которого Ты и доныне остаешься неизвестным Промыслителем и Дародателем. Да будет и в японской земле раздаваться всенародное славословие Богу единому, живому, всемогущему, троичному в единстве, во век века. Аминь.

Приложения

Молитва к Божьей Матери об обращении заблудшего св. Гавриила Новгородского 3

О, Всемилостивая Госпоже, Дево владычице Богородице, Царица Небесная! Ты рождеством Своим спасла род человеческий от вечного мучительства диавола: ибо от Тебя родился Христос, Спаситель наш. Призри Своим милосердием и на сего (имя), лишённого милости Божией и благодати, исходатайствуй Матерним Своим дерзновением и Твоими молитвами у Сына Твоего, Христа Бога нашего, дабы ниспослал благодать Свою свыше на сего погибающего. О, Преблагословенная! Ты надежда ненадежных, Ты отчаянных спасение, да не порадуется враг о душе его!

Молитва прп. Серапиону Кожеозерскому об обращении неверующих близких

О предивне и преславне отче наш Серапионе! Зловерие родителево отринув, и любви Христовой поревновавше, подвиги покаяния, труда и воздержания подъял еси, того ради сосуд Божественныя благодати явился еси: Отцем прославлен, уневещен Христу, освящен Духом Святым; тем же и мы вопием ти: испроси нам от Господа исправление сердец наших, во еже научитися нам творити волю Бога всевышнего и Царствие Небесное возлюбити паче благ земных, ближния же и сродницы наша по плоти молитвенным твоим предстательством да изведет всемилостивый Господь из тьмы погибельнаго заблуждения, да просветит светом веры истинныя, да сопричтет святой Своей Церкви, да наставит на путь правды, Ему же подобает честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков, Аминь.

Молитва свщмч. Андроника Никольского 4

Господи, размягчи сердца всех людей, наипаче де верующих и веровавших в Тебя; Сам просвети наши мысленные очи сердца, дай нам постигнуть силу Твою, сладость общения с Тобой и высоты молитвы к Тебе; пусть все искренно стараются придти в храм Твой на молитву к Тебе, а кому действительно недосуг, тот пусть хоть дома искренно пожалеет о том, что он не вместе с другими перед Тобою; и так искренно вздохнёт перед Тобой, прося Твоей благодати.

А тех, которые действием сатаны ослабли в вере или даже и отпали, Сам Твоими премудрыми для цели средствами направь их снова к Твоему стаду, вложи силою обстоятельств их жизни в сердце их искреннее раскаяние и дерзновенное, хотя и смиренное, моление пред Тобою с искренним желанием возвратиться к Тебе; Господи, ведь это Твое дело, а мы только слуги Твои, работники недостойные на ниве Твоей. Действуй де Сам через нас, как настоящий владыка сего дела, а нам дай Твою благодать, просвещающею, умудряющую, возбуждающую нас на дело Твоё; всякому нашему делу и слову даруй искренность прежде всего, а потом оплодотвори Твоею благодатью, да ясна будет всем и верным и неверным Твоя сила, да исповедуют искренно Твое святое имя.

Молитва о миссионерах прп. Макария (Глухарева) 5

Господи, дай рабам Твоим со всею смелостию говорить Слово Твоё; простирай руку Твою наисцеление и на соделание знамений и чудес Именем Святого Сына Твоего Иисуса.

Иная молитва

Господи! Просвети заблудших (имена), обрати их в святую Церковь Твою и спаси их всесильною Твоею Благодатию! Нас же в Православии и истинной вере соблюди, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Дословно: «о тех, кто отрицает крсну славу» – благочестивый сербский обычай семейных именин в день памяти святого-покровителя рода. Имеются в виду люди нецерковные или либерально настроенные, считающие церковные обычаи устаревшими.

Молитва была написана в 1930-е годы, когда в России правили коммунисты, гонители веры.

Эта и следующая за ней молитвы взяты из цинги: священник Даниил Сысоев. Брак с мусульманином. М., 2007. Сс. 230–231.

Молитва взята из книги: Священномученик Андроник (Никольский). Год в Японии //Творения. кн. 1. Тверь, 2004. С. 313.

Взята из: Мысли о способах к успешнейшему распространению Христианской веры между Евреями, Магометанами и язычниками в Российской державе. Архимандрита Макария Глухарева. СПб., 1894.

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Святитель Николай Сербский (Николай Велимирович) - епископ Охридский и Жичский, видный богослов и религиозный философ.

Святитель Николай родился в селе Лелич, близ сербского городка Валево, 5 января 1881 года по новому стилю. После окончания богословско-педагогической школы некоторое время преподавал. В 1904 году уехал продолжать образование в Швейцарию и Англию. Защитил докторскую степень по философии и богословию в Берне. В 1909 году принял монашеский постриг в монастыре Раковица недалеко от Белграда. В течение нескольких лет преподавал в Белградской Духовной академии философию, психологию, логику, историю и иностранные языки.

Во время Первой мировой войны читал лекции в Америке и Англии, сбор от которых пошел в помощь соотечественникам, чем оказал поддержку своей родине. В 1919 году хиротонисан в епископа Жичского, а в 1920 - и в Охридского, где он и служил до 1934 года. Затем вернулся в Жичу, в которой находился до 1941 года. В начале Второй мировой войны вместе с патриархом Гавриилом был заточен немцами в монастыре Раковица, затем переведен в Войлицу и наконец в концлагерь Дахау. Пережил страшные мучения. Но Господь сохранил его и после освобождения Николай Велимирович перебрался в Америку, где занимался просветительской и богословской деятельностью.

Отошел ко Господу 18 марта 1956 года в Пенсильвании. Погребен был в Либертсвилле. В 1991 году 12 мая его святые мощи были перенесены в родной Лелич.

Книги (6)

Библейские темы

В предлагаемой читателю книге святитель Николай собрал свои размышления и пастырские наставления христианам, основанные на тех мыслях и образах, которые мы находим в Библии, как в ее Ветхом, так и в Новом Заветах.

Истины духовной жизни он доносит до каждого в простых и понятных примерах, научая тем самым и нас видеть и слышать Бога в самых обыденных окружающих нас предметах, поступках людей, событиях. Оказывается, христианин может получить духовную пользу и от чтения газет - если будет при этом постоянно обращаться мысленно к Священному Писанию и задаваться вопросом о значении описываемого с точки зрения Промысла Божия.

Верую. Вера образованных людей

Название этой небольшой книги выдающегося сербского архипастыря и богослова святителя Николая (Велимировича; 1881-1956) может у кого-то вызвать удивление: «Вера образованных людей».

Однако в действительности, давая такое название своему труду, представляющему собой живое и святоотечески вдохновенное объяснение православного Символа веры, автор желел довести до сознания читателя одну очень важную мысль. Истинно образованным человеком является, по его мнению, не тот, кто богат знаниями, а кто «образован внутренне, всем сердцем, всем существом, кто сообразен образу Божиему, тот кто христоподобен, преображен, обновлен, обожжен». Поэтому, без сомнения, можно сказать, что вера православных христиан на самом деле есть вера образованных людей.

Индийские письма

«Индийские письма» святителя Николая Сербского - еще одна жемчужина из богатейшего литературного наследия, оставленного этим замечательным церковным писателем минувшего столетия, с которым знакомится сегодня российский читатель.

Жанр, выбранный в данном случае святителем, весьма оригинален. Это удивительно глубокая, проникновенная переписка, в которой принимают участие его герои, очень разные люди: индийские брамины и кшатрии, сербские ученые, арабы-мусульмане, монах-святогорец. Объединяет их одно - любовь друг ко другу и искреннее желание найти истину в Боге, спасти свою душу, послужить спасению ближних. И обстоятельства их жизни, и происходящие в ней события, отражающиеся в письмах, - все свидетельствует о том, что обрести как искомую истину, так и спасение можно лишь во Христе. А остальные пути все ведут в никуда, в какой-то страшный тупик, выйти из которого собственными силами уже невозможно.

Молитвы на озере

В книге «Молитвы у озера» владыка Николай раскрывается и как теолог, и как поэт, и как проповедник.

«Молитвы у озера» - это сто псалмов, пропетых человеком двадцатого столетия - столетия идеологизированного, технократического, войнами изуродованного,- и как девственно-чисты эти псалмы! Свойство славянской души ощущать тленность всего мирского и одновременно - открывать во всей природе Бога, всюду видеть гармонию Его, взирать на Творца чрез творение Его - роднит Св.Николая Сербского со многими русскими богословами и писателями. Поэтичность языка «Молитв у озера», способность все чувства свои выражать молитвой, исследователи справедливо уподобляют трудам Св.Симеона Нового Богослова.

(1880–1956)

Духовные искания

Святитель Николай Сербский (мирское имя — Никола Велимирович) родился на территории Западной Сербии, в селении Лелич, в многодетной крестьянской семье, 23 декабря 1880 года.

Родители Николы, Драгомир и Екатерина, были простыми в общении людьми, глубоко набожными. Дети (всего их было девять), воспитывались во взаимной любви, в духе христианских традиций.

Заботясь о должном образовании Николы, родители отдали его на обучение в школу при обители Челие. Здесь он сумел проявить свои дарования и добиться первых успехов.

Затем он был зачислен в Валевскую гимназию, а окончив её, продолжил образование в Белградской семинарии.

За хорошие достижения в учёбе Никола удостоился стипендии, что позволило ему продолжить обучение в Берне, на Старокатолическом факультете.

Учился он очень охотно, ответственно и прилежно. В возрасте 28 лет сподобился заслужить степень доктора богословия.

Не желая останавливаться на достигнутом, Никола Велимирович поступил в Оксфордский университет, на философский Факультет. Результатом его обучения там стала защита очередного доктората, философского.

Монашеский путь

Когда он вернулся в Отечество, его приняли на работу в Белградскую семинарию. Здесь он занимался преподавательской деятельностью. Благодаря блестящей подготовленности и умению подавать материал в доступной форме, среди студентов пользовался уважением.

Помимо преподавания, Никола Велимирович активно сотрудничал с церковными изданиями: публиковали статьи разной религиозной направленности.

Когда он подвергся тяжёлой болезни — дал обет, что в случае, если выздоровеет, посвятит свою жизнь Богу. Так и произошло: болезнь, неожиданно для окружающих, отступила; а Никола принял монашество и новое имя — Николай. Постриг состоялся в обители Раковиц (Раковица).

В 1910 году отец Николай стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии. При этом он не поставил в известность администрацию, что закончил два видных европейских университета.

Обучаясь в академии, он вёл себя скромно, но его образованность говорила сама за себя. Он не раз вызывал удивление профессорско-преподавательского состава, а на одном из академических вечеров так изумил своей речью собравшихся, что вызвал всеобщее восхищение и восторг.

При этом он обратил на себя внимание архиерея Антония (Вадковского), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. После этого случая владыка выхлопотал для отца Николая пособие, чтобы тот смог отправиться в путешествие по стране. Путешествие помогло ему лучше узнать русский народ. Впоследствии он высказывался о России с теплом и любовью.

По возвращении отца Николая в Сербию грянула Первая Мировая война. Во время войны он не раз посещал места расположений воинских подразделений, как мог укреплял веру сербских бойцов, вдохновлял их на ратные подвиги, исповедовал, причащал Святых Тайн. Кроме того, радея о соотечественниках, он регулярно жертвовал своё жалование на нужды раненых.

Достойно удивления, что после завершения войны отец Николай предрёк воспламенение в будущем очередного крупномасштабного конфликта. Одной из центральных причин этого конфликта он считал удаление европейцев от Бога.

Епископское служение

В 1920 году отец Николай был рукоположен во епископа Охридского. На этом этапе служения он с ещё большей ревностью предавался монашескому деланию, много проповедовал, регулярно участвовал в богослужениях, занимался литературным трудом.

Контролируя вверенное ему духовенство и состояние дел, постоянно перемещался по территории своей епархии, посещал самые дальние приходы. Во время таких путешествий он знакомился с нуждами жителей и по мере возможностей оказывал им надлежащее архиерейское содействие: способствовал восстановлению храмов, разрушенных в результате войны, помогал монастырям, организовывал сиротские дома.

В 1924 год святитель, с благословения начальства, принял во временное управление Американскую епархию (функционировавшую при Сербском Патриархате). Эту миссию он исполнял вплоть до 1926 года.

В связи с охлаждением множества сербов к христианским обязанностям, а также и с целью противодействия нараставшим в стране сектантским настроениям, святитель организовал и лично возглавил движение, направленное на активизацию населения в области церковной деятельности. Это движение получило характерное название «Богомольческое». Вскоре оно охватило собой всю территорию Сербии.

В 1934 году Николай Сербский был возведен на Жичскую кафедру. Здесь, как и в Охридской епархии, он занимался просветительством, упорядочением церковной жизни, регулированием деятельности монастырей.

Много усилий было приложено для восстановления церквей. Особой заслугой святителя было способствование обновлению древней обители «Жича», одного из известнейших центров духовности и православной культуры.

Военные и послевоенные годы

Во время Второй Мировой войны святитель, по распоряжению командования оккупационных войск, был ограничен в свободе. Существуют свидетельства, что в конце 1942 года он пребывал в заточении в обители Войловица. Несмотря на трудности, здесь ему удавалось священнодействовать и работать.

Позднее он оказался вместе с Сербским Патриархом в одном из наиболее страшных концентрационных лагерей: в фашистском Дахау. Всё время пребывания там он спасался молитвой, надеждой и упованием на Божественное Проведение.

В мае 1945 года святитель был освобожден из заключения войсками союзников (американской армией).

К тому времени к власти в Югославии пришли атеисты. Как ни желал Николай Сербский вернуться служить на свою Родину, как ни скорбел об Отечестве, но обстоятельства располагали к другому.

По воле Божьей он оказался в Америке, в статусе эмигранта. Здесь он продолжал проповедовать о Христе, участвовать в богослужениях, заниматься писательской деятельностью.

На своей Родине он был объявлен пособником оккупантов (несмотря на то, что сам претерпел от них много страданий), а его литературные труды были поставлены под жёсткий цензурный запрет.

В последние дни своей жизни Николай Сербский нашёл приют в русском Тихоновском монастыре (штат Пенсильвания). 18 марта 1956 года он почил с молитвой на устах.

Тело святителя было перенесено с почестями в сербскую обитель святого Саввы (штат Иллинойс), а затем захоронено на территории местного кладбища.

Творческое наследие

Святитель Николай Сербский известен как один из наиболее ортодоксальных церковных мыслителей. Список его сочинений достаточно обширен. Среди них большей известностью пользуются: ,

В ладыка Николай (Велимирович) - это имя значится на литературных творениях святого Николая Сербского, епископа Охридского и Жичского, богослова, философа, организатора народного так называемого «богомольческого» движения, почетного доктора нескольких мировых университетов, близкого нам, русским, уже тем, что он положил начало прославлению царя-мученика Николая II и его семьи. Доселе неизвестный русскому читателю, Владыка Николай - самая крупная фигура в сербской духовной литературе XX столетия. Да и не только двадцатого. Со времен святого Саввы не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного автора.

Стоит вспомнить, что русская литература с самых первых шагов своих связана с литературой сербской: оттуда черпала она свои первые литературные приемы, каноны, метафоры. Оттуда, из пределов, где вживе слышалась проповедь Кирилла и Мефодия и где оставили они свою книжную школу, приходили к нам первые списки богослужебных и богословских текстов, и до сих пор, разбираясь в древних рукописях наших библиотек, мы то и дело встречаем пометку: «сербскаго письма». В сербской редакции к нам доходили не только собственно сербские, но и многие византийские литературные памятники. Позднее, в период павшего на Сербию турецкого ига, совершался обратный процесс: сербы ехали за книгами в Россию, просили прислать к ним наших учителей... Сербы в начале XVIII века вынуждены были обратиться к России за самими богослужебными текстами: и до сих пор Литургия в большинстве сербских храмов совершается на церковнославянском языке в русской редакции…

Николай Велимирович, родившийся в 1881 году, через пять столетий после Косовской битвы, словно был призван показать миру, что христианская литературная традиция в Сербии чудесным образом жива, воскресла, причем воскресла полнокровно и плодотворно: литературное наследие Владыки Николая, богослова с мировым именем, насчитывает 15 объемистых томов, содержащих самые разнообразные по жанру произведения, среди которых - жемчужины мировой православной книжности. Появление затем на сербском небосклоне иной богословской звезды - архимандрита Иустина Поповича - лишь подтвердило столь знаменательное обновление традиции.

Никола Велимирович был одним из девяти детей в семье сербского крестьянина из маленького горного села Лелич. Его отец, Драгомир, славился среди односельчан грамотностью; он привил любовь к письму и сыну. Мать Николы, Катерина (впоследствии монахиня Екатерина), с малолетства водила сына в ближний монастырь Челие (Келии) на службы, к Причастию. Когда мальчик подрос, родители отдали его в школу при этом монастыре, после окончания которой отцу посоветовали направить Николу на дальнейшее обучение, и он послал сына в гимназию в город Валево в Центральной Сербии. После гимназии юноша поступил в белградскую Богословию (то есть семинарию), где на него сразу же обратили внимание как на одаренного ученика. Вскоре Никола уже хорошо знал произведения великого сербского духовного писателя Владыки Петра Негоша, был знаком с творчеством Достоевского, Пушкина, Шекспира, Данте и других европейских классиков, а также с философией Дальнего Востока.

По окончании семинарии Никола был назначен сельским учителем. Одновременно он помогал местному священнику, обходя с ним окрестные села. К этому периоду относятся и первые публикации юного автора в «Христианском вестнике» и других церковных и светских изданиях. Вскоре он получил от министра Просвещения стипендию на продолжение учебы в Швейцарии, на Бернском старокатолическом факультете. Там Никола хорошо изучил немецкий язык и усердно занимался, слушая лекции по богословию и философии, помимо своего, еще на нескольких факультетах в Швейцарии и Германии. Тема его доктората - «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви».

Окончив Бернский факультет, он едет в Англию, быстро овладевает английским языком и заканчивает философский факультет в Оксфорде. Свой второй докторат - «Философия Беркли» - он защищает уже во Франции на французском языке.

Вернувшись в Белград и начав преподавать иностранные языки в Белградской семинарии, Никола внезапно тяжело заболевает. В больнице он дает обет целиком посвятить себя служению Богу, Сербской Церкви и своему народу, если выздоровеет. Вскоре чудесным образом исцелившись, Никола немедленно отправляется в монастырь Раковица близ Белграда, где и принимает монашеский постриг с именем Николай.

В 1910 году иеромонах Николай едет учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. При приеме в Академию он даже не упомянул законченные им западноевропейские факультеты, а поступил просто как вчерашний семинарист. Скромный студент регулярно посещал лекции и оставался незаметным для товарищей до одного академического духовно-литературного вечера, когда буквально поразил своими знаниями и проповедническим даром и студентов, и преподавателей, и в особенности Петербургского митрополита Антония (Вадковского), который выхлопотал для него у Российского Правительства бесплатное путешествие по всей России. Это паломничество по русским святыням глубоко вдохновило отца Николая и многое открыло ему. С тех пор ни одна страна мира не воспоминалась им с такой теплотой и сердечной любовью, как Россия.

Возвратившись из России, отец Николай публикует свои литературные труды, первыми в ряду которых были: «Беседы под горой», «Над грехом и смертью», «Религия Негоша»…

Начинается первая мировая война, и Сербское Правительство посылает отца Николая, к тому времени уже известного духовного автора и проповедника, в Англию и Америку разъяснять общественности этих стран, за что воюет православная Сербия. Целых четыре года, с 1915 по 1919, отец Николай выступал в церквах, университетах, колледжах, в самых различных залах и собраниях, рассказывая, почему расчлененный врагами на несколько частей сербский народ столь решительно бьется за единство своей некогда великой родины. Командующий английскими войсками впоследствии заявил, что «отец Николай был третьей армией», воевавшей за сербскую и югославянскую идею.

Примечательно, что, прекрасно зная современную ему европейскую философию и науку, Владыка Николай уже в начале 1920 года пророчески предсказал вторую мировую войну и в деталях описал оружие и методы, которые будут в ней применяться «цивилизованной Европой». Причиной войны он полагал удаление европейского человека от Бога. «Белой чумой» окрестил Владыка современную ему безбожную культуру… В 1920 году иеромонах Николай был рукоположен во епископа Охридского. В Охриде, древнем граде Македонии, расположенном близ Охридского озера, одного из красивейших в мире, им был создан целый цикл литературных произведений: «Молитвы на озере», «Слова о Всечеловеке», «Охридский пролог», «Омилии» и другие.

Владыка ежедневно разъезжал по епархии, проповедовал и поучал народ, восстанавливал разрушенные войной церкви и монастыри, основывал дома для сирот. Предвидя опасность сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, Владыка организовал Православное народное движение (также называемое «богомольческим»), которое составили люди, откликнувшиеся на зов своего Владыки и готовые ежедневно и твердо исповедовать своей благочестивой жизнью Христа Господа.

Православное народное движение, распространившееся усердием Владыки Николая по всей Сербии, можно назвать народным религиозным пробуждением, обусловившим возрождение монашества, обновившим веру в простом, зачастую неграмотном народе, укрепившим Сербскую Православную Церковь.

В 1934 году епископ Николай был переведен в Жичскую епархию. Древний монастырь Жича требовал реставрации и всестороннего обновления, как и многие другие монастыри в том крае, находящемся в самом сердце Сербии. На это и положил свои силы Владыка Николай, и вскоре жичские святыни заблистали своим прежним светом, тем, которым светились они, быть может, еще до турецкого нашествия.

Началась вторая мировая война, когда Сербия - уже в который раз! - разделила одну судьбу с Россией, как страна славянская и православная. Гитлер, найдя себе надежных союзников в хорватах, небеспричинно полагал в сербах своих ярых противников. Он лично приказал своему командующему Южным фронтом обессилить сербский народ: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской Православной Церкви, причем в первую очередь - Патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича…»

Так Владыка Николай вместе с Сербским Патриархом Гавриилом оказались в печально известном концлагере Дахау в Германии - единственные из всех европейских церковных лиц такого сана, взятые под стражу!

Их освободила 8 мая 1945 года союзническая 36 американская дивизия. Из лагеря Владыка Николай вышел с готовой книгой - «Сквозь тюремную решетку», в которой призывал православных людей к покаянию и размышлению о том, за что Господь попустил на них столь страшное бедствие.

Узнав, что в Югославии насильственным путем пришел к власти атеистический, антиправославный режим Иосифа Броза (Тито), Владыка остался в эмиграции: немало поскитавшись по Европе, он жил сначала в Англии, затем в Америке. Там он продолжил свою миссионерскую и литературную деятельность и создал такие жемчужины, как «Жатвы Господни», «Страна Недоходимая», «Единственный Человеколюбец», оттуда направлял он в сербские церкви и монастыри щедрую материальную помощь.

Последние дни Владыки Николая протекли в русском монастыре святителя Тихона в штате Пенсильвания. 18 марта 1956 года Владыка мирно отошел ко Господу. Смерть застала его за молитвой.

Из русского монастыря тело Владыки было перенесено в сербский монастырь святителя Саввы в Либертвилле и похоронено с большими почестями на монастырском кладбище. О переносе мощей Владыки Николая на родину в то время не могло быть и речи: режим Тито объявил его предателем и врагом народа. Узника Дахау, Владыку Николая коммунисты публично называли «сотрудником оккупантов», всячески принижали и поносили его литературные труды, полностью запретив их печатание.

Лишь в 1991 году освободившаяся от диктатуры коммунизма Сербия вернула себе свою святыню - мощи святителя Николая Сербского. Перенос мощей Владыки вылился во всенародный праздник. Они покоятся теперь в его родном селе Лелич. Церковь, где хранятся они, с каждым годом становится местом все более и более многолюдного паломничества.

Тропарь святителю Николаю Сербскому. Глас 8

Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.

«Журнал Московской Патриархии». 1999. №7 (с сокращениями) Перепечатано с сайта Мгарского монастыря.

Loading...Loading...