Кто такой митрополит макарий. Макарий, митрополит московский и всея руси

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 688) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (309) Буклеты, памятки и листовки (133) Видеофильмы, видеолекции и беседы (969) Вопросы священнику (413) Изображения (259) Иконы (542) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 022) Статьи (1 787) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (154) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (511) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (385) Новости (280) Новости Кинельской епархии (105) Новости прихода (52) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 779) Библия (785) Закон Божий (798) Миссионерство и катехизация (1 390) Секты (7) Православная библиотека (482) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 769) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 464) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (455) Радоница (8) Родительская суббота (32) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (692) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (129) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (148) Елеосвящение (8) Исповедь (32) Миропомазание (5) Причащение (23) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (35) Православное радио (66) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (111) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (373) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Прп. Василия исп. (750). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Прп. Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля).

Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V); мч. Феоктириста (VIII) (памяти переносятся с 29 февраля).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. II, 3–11. На веч.: Быт. I, 24 – II, 3. Притч. II, 1–22.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Преподобный Мартирий Зеленецкий

Преподобный Мартирий Зеленецкий , в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.

Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.

В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирии. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.

По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, "в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены". В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, "где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит".

Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения. И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня. Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы - Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской - и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи.

Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз - плывущий по морю. Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.

Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.

Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю - "Зеленой Мартириевой пустыни". Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.

От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. "Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей", - вспоминал преподобный.

Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.

Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному. На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста - Небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.

В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.

Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами: "Мир всем православным", - в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.

Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий (+ 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.

Тропарь преподобному Мартирию Зеленецкому

От ю́ности, Богоблаже́нне, Христа́ возлюби́в,/ оте́чество оста́вил еси́/ и, всех мирски́х мяте́жей уклони́вся,/ в ти́хое приста́нище пречестны́я оби́тели Богома́терни дости́гл еси́;/ отню́дуже уве́дев непрохо́дную пусты́ню,/ крестови́дною заре́ю пока́занную,/ жела́тельне ю́ обре́л еси́,/ и, в ней всели́вся,/ и́ночествующих собра́л еси́,/ и сих уче́ньми свои́ми, я́ко ле́ствицею восхо́дною на Не́бо,/ трудолю́бно тща́лся еси́ возводи́ти к Бо́гу,/ Ему́же моли́ся, Богому́дре Марти́рие,// дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: С юности, в Боге блаженствующий, Христа возлюбив, ты оставил Отечество и от всей мирской суеты удалившись, в тихом пристанище досточтимой обители Богоматери ты оказался, оттуда увидев непроходимую пустыню, крестовидной зарей указанную, нашел ее подходящей, и в ней поселившись, монашествующих собрал и их своим учением, как лестницей восходящей на Небо, в неустанном труде старался ты приводить к Богу, Ему же молись, Богомудрый Мартирий, даровать душам нашим великую милость.

Кондак преподобному Мартирию Зеленецкому

Оте́чества, преподо́бне, и всего́ мирска́го мяте́жа уклони́тися возжеле́л еси́,/ и, в пусты́ню всели́вся,/ та́мо во блаже́ннем безмо́лвии жесто́кое житие́ показа́л еси́,/ и ча́да послуша́ния и смире́ния в нем возрасти́л еси́./ Сего́ ра́ди, дерзнове́ние стяжа́в ко Святе́й Тро́ице,/ е́же моли́тися, Богоблаже́нне, о нас, ча́дех свои́х, и́хже собра́л еси́,/ и о всех правове́рных, да зове́м ти:// ра́дуйся, о́тче Марти́рие, безмо́лвия пусты́ннаго люби́тель.

Перевод: Отечества, преподобный, и всей мирской суеты удалиться ты пожелал и в пустыне поселился, там, в блаженном безмолвии, трудную жизнь явил и детей послушания и смирения [монахов] в ней вырастил. Из-за того обрел дерзновение [смелость, решительное устремление] молиться Святой Троице о нас, детях своих, которых ты собрал, и обо всех верующих, призываем тебя: радуйся, отец Мартирий, безмолвия пустынного любитель.

Молитва преподобному Мартирию Зеленецкому

О, па́стырю до́брый, наста́вниче наш, преподо́бне о́тче Марти́рие! Услы́ши е́же к тебе́ ны́не приноси́мое моле́ние на́ше. Ве́мы бо, я́ко ду́хом с на́ми пребыва́еши. Ты у́бо, преподо́бне, я́ко име́я дерзнове́ние ко Влады́це, Иису́су Христу́, Бо́гу на́шему, и ко Пречестне́й Богома́тери, бу́ди хода́тай и моли́твенник те́плый о оби́тели сей, ю́же возгради́л еси́, и о нас, недосто́йных рабе́х, живу́щих в ней, ея́же ты просвети́тель сый и нача́льник, богосо́бранному твоему́ бра́тству помо́мощник и засту́пник, я́ко да твои́м предста́тельством и моли́твами невреди́мы на ме́сте сем пребу́дем; от бесо́в же и злых челове́к ненаве́тованны и от всех бед и напа́стей свобо́дни сохрани́мся. Всем же отвсю́ду приходя́щим во святу́ю оби́тель твою́ и моля́щимся тебе́ с ве́рою и покланя́ющимся ра́це моще́й твои́х, о е́же изба́витися от вся́кия ско́рби, боле́зни и напа́сти, ми́лостивне поспеши́, дарова́ти же правосла́вным мир, тишину́, благоде́нствие и изоби́лие плодо́в земны́х; и о всех нас те́плый предста́тель ко Го́споду и помо́щник душа́м на́шим бу́ди, е́же отпусти́тися согреше́ниям на́шим и моли́твами твои́ми, свя́те, изба́витися нам ве́чнаго муче́ния и сподо́битися ца́рствия со все́ми святы́ми, да сла́ву, благодаре́ние и поклоне́ние возсыла́ем еди́ному Бо́гу, в Тро́ице сла́вимому, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

В прошлой передаче речь шла о благовести Захарии в Иерусалимском храме о рождении Иоанна Крестителя.

Сегодня мы рассмотрим текст того же евангелиста Луки, в котором повествуется о Благовещении Деве Марии.

1.26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

1.27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

1.28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

1.29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

1.30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

1.31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

1.32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

1.33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

1.34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

1.35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

1.36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

1.37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

1.38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

(Лк. 1, 26–38)

Оба рассказа о явлении Архангела Гавриила построены по одной и той же схеме: явление ангела, его предсказание о чудесном рождении ребенка, рассказ о грядущем величии, имя, которым он должен быть наречен; сомнение собеседника ангела и дарование знака, подтверждающего слова посланника Небес. Но все же и различий в этих повествованиях тоже немало.

Если Захария встречает вестника Божиего в самый величественный момент своей жизни и происходит это в доме Божием, в Иерусалиме, во время богослужения, то сцена явления того же ангела юной девушке подчеркнуто проста и лишена всякой внешней торжественности. Это происходит в Назарете, захудалом провинциальном городке Галилеи.

И если праведность Захарии и Елисаветы подчеркнута с самого начала и весть о рождении сына дана в ответ на усиленные молитвы, то о юной Марии не говорится практически ничего: ни о ее нравственных качествах, ни о каком бы то ни было религиозном рвении.

Однако все человеческие стереотипы переворачиваются, ибо тот, чье рождение возвещено было в клубах кадильного фимиама, окажется всего лишь предтечей, вестником прихода Того, о ком было рассказано так скромно.

Евангелист Лука указывает на то, что Елисавета была на шестом месяце беременности, когда ангел явился в Назарет с благой вестью к Деве Марии. В случае с Елисаветой препятствиями для рождения были ее бесплодность и преклонный возраст, для Марии же – ее девственность.

Мы знаем, что Мария была обручена Иосифу. По еврейскому брачному закону девушек обручали будущим мужьям очень рано, обычно в возрасте двенадцати или тринадцати лет. Обручение длилось примерно год, но жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в доме своих родителей или опекунов. Фактически девушка становилась женой, когда муж забирал ее в свой дом.

Иосиф, как мы помним, происходил из рода царя Давида, что было чрезвычайно важно, потому как через Иосифа и Иисус становился юридически потомком Давида. Ведь в древности юридическое родство считалось более важным, чем кровное.

С приветствием: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28), – обращается ангел к Деве Марии. Автор пишет по-гречески. Вполне возможно, греческое слово «хайре» («радуйся») по-еврейски могло звучать как «шалом», то есть пожелание мира.

Как и Захария, Мария растеряна и полна смятения, вызванного и явлением ангела, и его словами. Посланник пытается объяснить Марии и успокоить ее словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1, 30). Затем он объясняет то, что должно произойти. И делает он это через три основных глагола: зачнешь, родишь, наречешь.

Обычно имя ребенку давал отец в знак того, что он признает его своим, но здесь эта честь принадлежит матери. Иисус – эллинизированная форма еврейского имени Йешуа, что вероятнее всего переводится как «Яхве – спасение».

Выслушивая от ангела то, каким великим будет ее Сын, Мария задает естественный вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34).

Этот вопрос, дорогие братья и сестры, для понимания и прост, и труден. Мария не может понять слова ангела, так как она еще не замужем (в фактическом понимании, хотя в юридическом уже имела мужа). Но Мария скоро вступит в супружеское общение, почему же она так удивлена?

Есть несколько попыток объяснить этот вопрос, и они построены на словах «мужа не знаю». Так, некоторые полагают, что глагол «знать» нужно понимать в прошедшем времени, то есть «мужа еще не познала». Из чего следует, что Мария поняла слова ангела как возвещение ей ее фактического состояния беременности.

Согласно еще одной точке зрения, глагол «знать» происходит от слова «познать», то есть вступить в супружеское общение. Святоотеческая традиция указывает нам, что Дева Мария дала обет вечного девства и ее слова нужно понимать не иначе, как «не буду знать мужа». Но некоторые ученые утверждают, что это было невозможно, так как в еврейской традиции того времени брак и деторождение были не только почетны, но и обязательны. И если встречались общины, где люди вели девственную жизнь, то в основном это были мужчины. И подобные заявления кажутся логичными. Но не будем забывать, что Бог не действует согласно человеческой логике – Он выше всего и может положить на сердце чистого человека добродетельный помысел и укрепить даже юную девушку в ее богоугодном стремлении сохранить свою непорочность.

Ярким подтверждением того, что Бог не действует в рамках физических законов природы, является ответ ангела Марии: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35). Нередко приходится слышать искаженное понимание данного момента евангельской истории. Люди пытаются объяснить непорочное зачатие Девой Марией Сына Божия как литературный прием, взятый из греческих мифов, где боги сходили с Олимпа и вступали в отношения с женщинами, от которых рождались так называемые «сыны божии». Но в данном тексте ничего подобного мы не видим. Да и в Святом Духе нет никакого мужского начала, что подчеркивается даже грамматическим родом: еврейское «руах» («дух») – женского рода, а греческое «пневма» – среднего.

Иудейский Талмуд тоже пытается оспорить непорочность зачатия Спасителя, утверждая, что Иисус был незаконнорожденным сыном беглого солдата по имени Пантера, отсюда и наименования Христа в Талмуде – Бен-Пантер. Но некоторые ученые считают, что «пантер» – это искаженное греческое слово «партенос», что переводится как «дева», а значит, и понимать талмудическое выражение следует как «Сын Девы».

Сцена Благовещения заканчивается ответом Марии на весть Гавриила: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

В этих словах заключено великое смирение молодой девушки, готовой исполнить любую волю Божию. Тут нет рабского страха, а только чистосердечная готовность служения Господу. Никогда и ни у кого не получалось, да и вряд ли получится выразить свою веру так, как это сделала Дева Мария. Но к этому нам, дорогие братья и сестры, необходимо стремиться.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СТАРЫЕ, НО НЕ ОДИНОКИЕ СО ХРИСТОМ: Слово на Сретение Господне

С имеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа....

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.34 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

С 21 июня по 11 сентября в Историческом музее пройдет выставка «XVI век. Эпоха митрополита Макария», посвященная важнейшему периоду в истории России — периоду становления и укрепления Русского централизованного государства.

Во многом благодаря обширной церковной и государственной деятельности митрополита Московского и всея Руси Макария (1481-1563) к середине XVI века сложилась подлинная симфония светской и церковной властей, наивысшего расцвета достигла русская средневековая культура.

Богатейшее собрание Исторического музея, включающее уникальные книжные своды, рукописи, автографы, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства, дает возможность впервые представить эпоху митрополита Макария как яркое, целостное явление отечественной истории и культуры.

Экспозиционный ряд выставки построен по историко-биографическому принципу. Становление личности будущего митрополита было связано с крупным центром древнерусской книжности и духовности — Пафнутиевым Боровским монастырем, где юноша Михаил принял постриг с именем Макария и прошел все ступени иноческого послушания, и можайским Лужецким монастырем, где он несколько лет был игуменом. Один из главных экспонатов этого раздела — Евангелие («Боровское»;) в драгоценным окладе 1530-1533 гг., являющееся вкладом новгородского архиепископа Макария в монастырь своего пострижения.


На разнообразных экспонатах будут продемонстрированы основные направления деятельности Макария, главы первой по своей значимости епархии Русской Православной Церкви — Новгородской (1526-1542 гг.): укрепление монастырской жизни, строительство церквей, поновление икон, миссионерство, формирование книжной школы.

Деятельность митрополита Макария на Московском престоле (1542-1563) имела эпохальное значение не только для Русской церкви, но и для российского государства. Основные ее вехи будут показаны на выставке: венчание на царство Ивана IV (1547 г.), расширение границ Российского государства и укрепление государственности (Казанский и Астраханский походы 1547-1554 гг., строительство Покровского собора), прославление русских святых на церковных соборах 1547 и 1549 гг., создание фундаментального книжного свода — Великих Миней Четиих, важнейшего историографического памятника русской государственности — Степенной книги, а также школы писателей и книжников, проведение Стоглавого собора 1551 г., начало книгопечатания.

В экспозиции будут представлены уникальные рукописные книги, документы, издания анонимной типографии и экземпляры первопечатного Апостола (1564), иконы, в том числе макариевской школы, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы церковного и бытового обихода.


Логическим завершением экспозиции станет раздел, посвященный почитанию митрополита Макария в XVII-XX вв., вплоть до его прославления в лике святых на Соборе Русской Православной Церкви 1988 г.

Помимо памятников из собрания Государственного исторического музея, многие из которых будут экспонироваться впервые, на выставке представлены редчайшие иконы из Музеев Московского Кремля и документы из Российского государственного архива древних актов.

(1428-1563) - Пострижение и монашеское воспитание получил в Пафнутиевом Боровском монастыре, где всецело проникся учением Пафнутия, отличительной чертой которого, по словам современного биографа, было чувство меры. Из архимандритов Можайского Лужецкого м-ря Макарий в 1526 г. поставлен был архиепископом Новгородским, а в 1542 г. возведен боярской партией (Шуйскими) на престол митрополита московского и всея Руси, хотя он и был убежденным приверженцем иосифлян, считавших самодержавие царя необходимым оплотом православия. Шуйские рассчитывали, по-видимому, на мягкость характера Макария, которая помешала ему сыграть видную политическую роль в царствование Иоанна IV. Макарий не принимал непосредственного участия в низвержении Шуйских; как в эпоху влияния Сильвестра и Адашева, так и по падении их он сохранял положение высшего официального царского советника, но советы его никогда не превращались в требования. Иоанн Грозный всегда с любовью и уважением отзывался о своем отце-митрополите. Уважением проникнуты и все отзывы современников Макария, к какому бы лагерю они ни принадлежали; даже кн. Курбский, ненавидевший иосифлян, не решается резко выражаться о Макарии. Недружелюбно относятся к Макарию новейшие историки (Карамзин и мн. др.), считающие его главным виновником всех постановлений Стоглавого собора.

Не имея значения как политический деятель, Макарий занимает видное место в истории русской церкви и литературы. В бытность свою новгородским архиепископом Макарий, как последователь Иосифа Волоцкого, вводил в монастырях своей епархии общежитие и заботился о водворении и распространении христианства между северно-русскими инородцами. Идеей централизации как в государстве, так и в церкви проникнута канонизация святых, предпринятая Макарием как митрополитом московским. Местное почитание или непочитание святых поддерживало обособленность областей, а иногда носило и прямо политический характер. Так, в Новгороде до последних годов независимости его не было чествования преп. Сергия, который считался покровителем Московского государства и потому особенно почитался в Москве. Канонизация святых, произведенная Макарием, имела целью заменить областные священные предания преданиями общерусскими и подчинить первые центральному контролю. Как по количеству канонизованных святых (см.), так и по форме канонизации деятельность соборов 1547 и 1549 гг. представляет собой явление небывалое в русской истории. После этих соборов при митрополите Макарии канонизовано было еще 6 святых. Видными эпизодами в истории русской церкви при Макарии являются и соборы, созванные по поводу ересей Башкина (см.) и Косого (см.).

Наконец, стремление Макария ко всестороннему улучшению положения церкви и народной нравственности, к устранению нестроений, коренившихся в особенностях быта отдельных областей, выразилось в созвании Стоглавого собора 1551 г., постановления которого известны под именем Стоглава (см.). Макарий был не только по сану своему первоприсутствующим на соборе, но и по образованию и начитанности стоял выше всех других членов его. Как редакция всего Стоглава, так и большая часть ответов на царские вопросы (да и самых вопросов) бесспорно принадлежит Макарию. На это указывает сличение многих мест Стоглава с сочинениями Макария, явившимися раньше собора. Так, 3 и 33-я главы Стоглава часто представляют выдержки из послания Макария в Свияжск ("Акты Истор.", I, 287), 52-я глава - из послания к царю в Казань (ibid. 290); постановления собора о церковных имуществах исходят из тех же данных, на которых основан "Ответ" Макария Иоанну, писанный раньше соборного постановления. Крупнейшую заслугу Стоглава и преимущественно Макария составляет открытие в Москве первой типографии для печатания священных книг по исправленным образцам. Лишившись со смертью Макария своего защитника, типография была разрушена фанатической чернью, а типографщики должны были бежать за границу. Через 10 лет после смерти Макария была нарушена и неприкосновенность церковных имуществ, которую он столь энергично защищал. Ближайшее потомство не воздало Макарию по его заслугам: московский собор 1667 г., предав анафеме Стоглав, обвинил его в "простоте и невежестве".

Объединительным характером отличается и литературная деятельность Макария. Еще в бытность свою архиеп. новгородским Макарий поставил себе задачей собрать все "чтомые книги, яже в Русской земле обретаются". В результате получился громадный сборник "великих Миней Четий"; о содержании, отношении к предшествовавшим аналогичным попыткам и дальнейшей судьбе этого сборника см. Минеи. Для собирания старых и составления новых житий русских святых Макарий собрал вокруг себя многих деятелей, в числе которых были известный дьяк Дм. Герас. Толмачев и боярский сын Вас. Мих. Тучков. Сам Макарий был между ними не только руководителем и редактором, но и ревностным сотрудником. Макарий окончательно утвердил в нашей агиографической письменности то направление, которое возникло еще в XVI в., когда на первый план слагатели житий стали выдвигать нравственное назидание читателя; бесхитростное изложение заменяется витиеватым "плетением словес", народный язык вытесняется церковно-славянским, вместо прежней краткой молитвы присоединяются похвальные слова в честь святого и описания чудес, совершавшихся по его кончине в разные времена. Такой характер носят как переделки старых редакций, так и вновь составленные при Макарии жития; число последних достигает 60. В последние годы своей жизни Макарий, главным образом, занимался Степенной книгой (см.), и здесь играя роль руководителя и, по всей вероятности, редактора. И в этой первой попытке обработки русской истории он выдвинул на первый план всероссийское значение Москвы. Наконец, Макарию приписывают еще составление "сводной кормчей книги" и "великой книги правила келейного и путного". Из литературных произведений, написанных самим Макарием, сохранились одно поучение, три речи, четыре послания и одна грамота. Поучение и речи Макария отличаются поразительной для того времени простотой и безыскусственностью изложения, чем и подтверждается свидетельство летописца, удивлявшегося способности Макария говорить всем удобопонятно. Послания написаны с обычной в тогдашней письменности искусственностью, витиеватостью, многоречием.

Ср. Н. Лебедев, "Макарий, митрополит всероссийский" (М., 1877) и ст. Заусцинского в "Журнале М. Н. Пр.", 1881 г., №№ 10 и 11.

В Государственном историческом музее открылась выставка, посвященная жизни и деятельности выдающегося русского просветителя XVI века митрополита Макария. О личности главы Русской церкви и о новой выставке «Историку» рассказала доктор филологических наук, главный научный сотрудник отдела рукописей ГИМ Елена ЮХИМЕНКО .

Митрополит Макарий. Икона конца XIX – начала XX века

Будучи сам человеком книжным, митрополит Макарий внес немалый вклад в развитие книжного дела. С его именем связан наивысший расцвет русской средневековой культуры, говорит Елена Юхименко. По ее словам, в рамках экспозиции Исторический музей стремится показать широкий круг памятников, связанных с разносторонней деятельностью архиерея. «В этом смысле наша выставка позволит представить эпоху митрополита Макария как яркое, многогранное и в то же время целостное явление отечественной истории и культуры», – отмечает она.

Великая симфония

– Почему новгородский архиепископ Макарий возглавил московскую митрополичью кафедру?

– Новгородская епархия сама по себе была очень значимой ступенью для восхождения по церковной иерархической лестнице (к примеру, в XVII веке митрополит Новгородский Никон стал патриархом Московским и всея Руси). Кроме того, начинания, осуществленные Макарием в период его пребывания в Новгороде, принесли ему славу одного из самых ярких деятелей эпохи. К тому же он был близок к великокняжеской семье, причем еще со времен иночества в Пафнутьевом Боровском монастыре. Эти отношения не прерывались и тогда, когда он возглавлял новгородскую кафедру. Так, в Успенский собор Новгородской епархии в 1526 году приезжал молиться о чадородии великий князь Василий III со своей второй супругой Еленой Глинской . Сопровождал их архиепископ Макарий. Спустя четыре года у 51-летнего Василия и 22-летней Елены родился первенец – будущий Иван Грозный . Таким образом, близость к великокняжескому двору и активная деятельность в Новгороде в конечном счете и повлияли на избрание Макария на митрополичью кафедру.

– Какую роль играл Макарий при Иване IV ?

– Фактически он был вторым лицом в государстве после великого князя, а с 1547 года царя Ивана Васильевича, оказывал ему постоянную поддержку, благословляя на самые разные внутри- и внешнеполитические мероприятия, наиболее известным из которых можно считать Казанский поход. О существовавшем взаимном доверии свидетельствует тот факт, что в период отсутствия царя в Москве его замещал митрополит Макарий.

Напомню, что, когда в 1542 году Макарий стал митрополитом, Ивану было всего 12 лет. К тому времени юный великий князь осиротел (его отец скончался еще в 1530-м, а через восемь лет умерла Елена Глинская) и, безусловно, нуждался в человеке, которому можно доверять, к советам которого можно прислушиваться.

Известно, что митрополит отличался милосердием и состраданием: он первым на Руси ввел практику «печалования», то есть заступничества за опальных. Благодаря своему авторитету Макарий часто добивался смягчения царского гнева. На выставке мы демонстрируем документ 1561 года из Российского государственного архива древних актов – крестоцеловальную запись князя Василия Глинского , обещающего не отъезжать из Москвы в Литву. Под этим документом стоит личная подпись митрополита Макария, который тем самым ручался за Глинского перед подозрительным и мстительным Иваном.

Этот год юбилейный для одного из главных деяний митрополита: 470 лет назад – в январе 1547 года – в Москве состоялось венчание на царство Ивана IV

– Митрополит Макарий был не только одним из основных действующих лиц этой церемонии, но и главным идеологом превращения Великого княжества Московского в православное царство.

Именно он составил чин венчания на царство, возложил на Ивана царский венец и произнес речь во время обряда, а затем и во время бракосочетания государя с Анастасией Романовной. Из уст Макария прозвучала мысль о том, что Русское царство является преемником Рима и Византии. Важную роль митрополит отводил наставлению, с которым и обратился к молодому царю: «Братию свою по плоти люби и почитай… Бояр же своих и вельмож жалуй и береги по их отечеству; ко всем же князем и княжатам, и детем боярским, и ко всему христолюбивому воинству буди приступен, и милостив, и приветен по царскому своему сану и чину; всех же православных христиан блюди и жалуй и попечение о них имей от всего сердца…»

Идея преемственности власти от Рима и Царьграда пронизывает весь текст чина венчания, одним из источников которого послужило «Сказание о князьях Владимирских», повествующее о происхождении русских великих князей от римского императора Августа. Сам чин представлен в нашей экспозиции, причем посетители увидят наиболее ранний его список, датируемый третьей четвертью XVI века.

– Можно ли говорить о симфонии царской и церковной властей во времена Макария?

– Да, это была симфония властей, имевшая впечатляющие политические и духовные результаты. Впрочем, надо отметить, что случались периоды, когда Макарий хотел оставить митрополичий престол и удалиться в монастырь от столичных треволнений. В особенности это проявилось в последние годы его жизни и, по-видимому, было связано с начавшимся тогда, в первой половине 1560-х, ужесточением власти Ивана IV. Однако митрополит сознательно не обострял конфликты, стремился максимально сгладить возникавшие трения.

– Именно благодаря такому поведению он оказался единственным из членов «Избранной рады», избежавшим опалы со стороны Ивана Грозного?

– Конечно, этому способствовала в первую очередь его мудрая позиция. Кроме того, Макарий обладал очень большим авторитетом и влиянием на государя, сказывалась и его давняя близость к великокняжескому двору. Думаю, что в начале 1560-х годов был просто невозможен тот конфликт, который произошел позднее между Иваном IV и митрополитом Филиппом. Позиции последнего оказались куда слабее: тесных связей в Москве он не имел, ко двору не был близок; да и сам царь к тому времени уже изменился.

«Великие Четьи-Минеи»

– Чем прославился архиепископ Макарий на новгородской кафедре?

– Он был невероятно деятельным человеком и, заняв эту кафедру – одну из ведущих в Русской церкви, совершил много важных преобразований. В частности, добился окончательного введения общежительного монастырского устава (до этого в Новгородской епархии превалировали особножительные монастыри), провел реставрацию Софийского собора. К новгородскому периоду относится и введение Макарием пророческого ряда в иконостас русских церквей. Наконец, вместе со священником Агафоном он подготовил сборник «Великий миротворный круг», в котором рассчитаны даты празднования православной Пасхи на 532 года вперед. По сути, мы до сих пор пользуемся этими расчетами.

– Еще будучи в Новгороде, Макарий взялся за составление «Великих Четьих-Миней». Что это за памятник?

– Это фундаментальное собрание текстов, которые не использовались в богослужении, а предназначались для зачитывания за трапезой в монастырях или для соборного чтения. Они выполняли не богослужебную, а скорее духовно-просветительскую функцию. Существенную часть текстов, вошедших в «Великие Четьи-Минеи», составляли жития святых, также туда были добавлены труды Отцов Церкви, патерики, послания и сочинения некоторых церковных деятелей того времени (например, Иосифа Волоцкого ). Все тексты располагались по месяцам и дням – получалось своего рода «чтение на каждый день». Отсюда и название сборника: «Четьи» – то есть «читаемые тексты» и «Минеи» – то есть «помесячные» (от греческого слова μηνιαίος, означающего «месячный»). А наименование «Великие» отражало его грандиозный объем и необыкновенную значимость.

Боровское Евангелие. 1530–1533. Вклад митрополита Макария в Пафнутьев Боровский монастырь, в котором он принял постриг

До XVI века подобного свода в русской церковной практике не существовало, но в эпоху Макария в нем возникла насущная необходимость. Требовался всеобъемлющий сборник внебогослужебных текстов. В свод, который Макарий начал составлять, когда был еще новгородским архиепископом, впервые вошли жития русских святых. Они встали в один ряд с житиями византийских святых, ранее превалировавших в про логах [древнерусских сборниках, содержащих краткие жития святых и поучения, расположенные в последовательном порядке по дням года. – «Историк» ].

Проделанная архиепископом Макарием работа явилась продолжением традиции, заложенной его предшественником – архиепископом Новгородским Геннадием, трудившимся над составлением полной Библии на церковнославянском языке. До того были переведены лишь отдельные книги Священного Писания, и они не были собраны вместе. Архиепископ Геннадий организовал поиски частей церковнославянской Библии по всем русским землям, недостающие же книги переводились специально. Итогом этого масштабного начинания стала так называемая Геннадиевская Библия 1499 года – первый опыт собирания воедино текстов Священного Писания на церковнославянском языке.

Подобную работу инициировал и архиепископ Макарий. Как и его предшественник, он сформировал кружок книжников, которые по его благословению искали в монастырях списки житий и других сочинений и редактировали их в соответствии со стилистическими особенностями своего времени. Макарию удалось привлечь таких видных церковных писателей, как Ермолай-Еразм, Василий Тучков , Дмитрий Герасимов , пресвитер Илья, сербский монах Лев Филолог . В результате был составлен свод «Четьих-Миней», выполненный к тому же в трех списках. Самый ранний из них назван Софийским, поскольку в 1541 году был помещен в Софийский собор в Новгороде. В нем нашло отражение состояние книжности на том этапе деятельности Макария. Работа над вторым, Успенским, продолжилась уже в Москве. Вложенный в 1552-м в Успенский собор в Кремле, он отличался от предыдущего большей полнотой: в него добавили жития святых, канонизированных Макарием. Наконец, третий, самый поздний список «Четьих-Миней» именуется Царским, так как предназначался он для царя Ивана IV. Занимая митрополичью кафедру в Москве, Макарий продолжал дополнять свод, включая туда и другие «чтомые на Руси книги». В итоге получился гигантский комплект из 12 фолиантов. На выставке мы впервые представляем их полностью, чтобы посетители сами смогли оценить ту грандиозную и кропотливую работу, которая была проделана под руководством Макария.

– Какова была дальнейшая судьба макарьевских «Четьих-Миней»?

– Составленный им свод использовался до начала XVIII столетия, когда появились «Четьи-Минеи» митрополита Димитрия Ростовского. Тексты макарьевского свода, написанные высоким стилем, со временем стали сложны для понимания, и Димитрий решил переработать 12-томник. При этом он в значительной степени опирался на макарьевские тексты, в Киев для работы ему присылали тома «Четьих-Миней» XVI века – без них он не смог бы подготовить свой вариант. Эта редакция, более приближенная к современному языку, до сих пор используется в церковном обиходе, но без митрополита Макария она не появилась бы на свет.

– При Макарии произошел масштабный процесс канонизации русских святых. С чем это было связано?

– Это была самая обширная канонизация русских святых за все предшествовавшее время. В 1547 году специально созванный церковный собор прославил 14 святых, после чего митрополит Макарий призвал епископов собрать сведения о житиях и чудесах других подвижников. Спустя два года состоялся второй собор, на котором было канонизировано 39 святых. В числе тех, кого прославили на этих соборах, оказались столь почитаемые ныне благоверный князь Александр Невский , митрополит Московский Иона, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, а также благоверные Петр и Феврония Муромские.

Макарий стремился увеличить число русских святых. До того почиталось только 22 святых русского происхождения, а в 1547–1549 годах их стало почти втрое больше! Не будем забывать, что к тому времени Русская православная церковь уже сто лет как была автокефальной и не зависела от Константинополя. Деятельность митрополита Макария, связанная с канонизацией русских святых, стала выражением этой самостоятельности и полноты духовной жизни.

– Какова роль Макария в распространении на Руси книгопечатания?

– В этом эпохальном процессе его роль была ведущей: до «Апостола» Ивана Федорова , выпущенного в 1564 году, с благословения Макария вышло по крайней мере пять анонимных изданий. Иными словами, «репертуар» книг подготавливался заранее, стало ясно, какие именно рукописи нужно напечатать в первую очередь, была составлена своего рода программа дальнейшего развития типографского дела. В нашей экспозиции этой теме посвящен особый раздел, поскольку коллекции Исторического музея позволяют показать почти все анонимные издания и сам первопечатный «Апостол». У нас даже представлен особый экземпляр «Апостола» Ивана Федорова, на переплете которого присутствует предполагаемый профиль царя Ивана Грозного. Кроме того, мы демонстрируем несколько рукописных книг, которые дают возможность увидеть, как печатное дело было связано с предшествующей рукописной традицией.

Макарий: от рождения до прославления

Ок. 1482 – рождение в Москве, имя при крещении – Михаил.

Начало XVI в. – пострижение послушника Пафнутьева Боровского монастыря Михаила в монашество с именем Макарий.

1523 – поставление монаха Макария в архимандриты Можайского Лужецкого монастыря.

1526 – рукоположение архимандрита Можайского Лужецкого монастыря Макария в сан архиепископа Новгородского и Псковского.

1529 – начало составления «Великих Четьих-Миней».

1542 – избрание архиепископа Макария митрополитом Московским и всея Руси.

1547 – венчание митрополитом Макарием Ивана IV на царство.

1551 – кодификация церковной практики на Стоглавом соборе.

1552 – благословение Макарием похода против Казанского ханства.

1563 – смерть митрополита Макария.

1988 – канонизация в лике святителей на Поместном соборе Русской православной церкви.

Беседовал Никита Брусиловский

ВЫСТАВКА « XVI ВЕК. ЭПОХА МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ»

Адрес: Москва, Красная площадь, д. 1

Режим работы: понедельник-воскресенье – с 10:00 до 18:00 (кассы до 17:00); пятница, суббота – с 10:00 до 21:00 (кассы до 20:00); вторник – выходной

Loading...Loading...