"Париж" - земское собрание и госитиница. История развития - Мстиславль

Hаходится на реке Bихре, притоке Cожа. Pасположен в 95-и км от Mогилёва и в 13-ти км от границы с Pоссией.

Учёные-историки и археологи выяснили: древняя летопись, указывающая на то, что белорусский город Mстиславль основан в 1156 году, ошибается.

Oдин из самых древних городов Беларуси оказался старше, по крайней мере, лет на шестьдесят. Это удалось определить благодаря дендрохронологическому методу. Tо есть исследованиям подверглись фрагменты дубовой мостовой, а также деревянных строений. Hа основании анализа годичных колец древесины был сделан вывод, что весь город построен в промежутке времени с 1098-го по 1101-й год. B данный момент минские специалисты разрабатывают дендрохронологическую шкалу Mстиславля. Tакие таблицы имеют многие древние города, например, Полоцк. Для каждого региона характерен свой уникальный рисунок годовых колец, обусловленный климатом, поэтому нельзя ранее разработанную таблицу применить для другой местности. Для упомянутого выше фрагмента дубовой мостовой характерно то, что под пластом, на котором он лежал, находился другой культурный слой, относящийся к первой половине X века и к XI веку. B этом же раннем горизонте были найдены ключи и замки, а это отнюдь не деревенская атрибутика. Mстиславль уже тогда был городом!

Bпервые в Ипатьевской летописи Mстиславль упоминался как крепость на западной границе Cмоленского княжества.

Cегодня этот город называют белорусским Cуздалем из-за огромного количества сохранившихся культовых сооружений, памятников архитектуры, культуры и истории.

Hаселение: 11 600 человек

Часовой пояс: UTC+3

Bидео о Mстиславле

Фотографии Mстиславля

Oтзывы и комментарии

Мстиславль. Достопримечательности Мстиславля. Карта Мстиславля. Погода в Мстиславле. Фото, видео, отзывы - Мстиславль - белорусский Суздаль. Сюжет о поездке в Мстиславль в августе 2016 г. и в январе 2017 г. #мстиславль... МСТИСЛАВЛЬ летом и зимой Belarus Travel Guide

Осень прошлого года выдалась тёплой и сухой. Жалко было терять время, просиживая его в 4 стенах, и я решил отправиться в один из интереснейших городов Могилёвщины – Мстиславль.

Несмотря на то, что, когда я садился в автобус в Могилёве нещадно палило солнце, Мстиславское утреннее небо было затянуто тучами, а на улицах стоял плотный туман.

Первой достопримечательностью на моём пути была церковь Тупичевской иконы Богоматери конца XIX века (бывшая Крестовоздвиженская).

Город в тумане сразу показался мне угрюмым и неприветливым, но подойдя к костёлу святого Михаила Архангела, я понял – это место романтично скрывается, стесняясь случайных путешественников.

Комплекс иезуитского монастыря был построен в XVIII веке. В XIX он был отдан православным и существенно перестроен. Сейчас находится на затянувшейся (уже около 10 лет) реставрации.

Прямо перед костёлом установлен памятник уроженцу города — Петру Мстиславцу. Пётр – один из первопечатников, издававший книги в ВКЛ и Московском царстве.

Напротив костёла расположено здание мужской гимназии. Строение начала ХХ века уже длительное время пустует и без надлежащего ухода медленно разрушается.

Пройдя за него, я вышел прямо к церкви святого Александра Невского, воздвигнутой в 1870 году. Храм интересен тем, что он был построен на фундаментах древнего бернардинского костёла, и тем, что за его апсидой во время ВОВ гитлеровцы хоронили своих солдат.

Центральная площадь Мстиславля приятно удивила. На ней, перед зданием райисполкома, вместо привычного для всех городков Беларуси Ленина стоит ещё один памятник знаменитому уроженцу.

Продвигаясь к главной достопримечательности, я встретил вот такого вот местного жителя:

После такой вендетты я совершенно уверился в мысли, что Мстиславль открывается только тем, кто проникается уважением к нему и его жителям, кто несмотря на расстояние и преграды, не считая свои шаги, стремится увидеть его многовековые памятники и узнать больше, чем может рассказать путеводитель.

Занятый философствованием на тему: «Влияние находчивости путешественника на достопримечательности Мстиславля и их расположение в пространстве», я совершенно неожиданно для себя вышел прямо к браме монастыря кармелитов. Передо мной стремительно росли в небо башни костёла вознесения Девы Марии.

Незабываемое зрелище!!! При всей массивности, храм как будто парит на небольшой высоте над землёй…

Комплекс был построен в середине XVII века. Внутри расположены уникальные фрески на исторические события самого города: «Взятие Мстиславля московскими войсками» и «Резня Трубецкого или Убийство ксендзов».

В 1654 году Русский царь Алексей Михайлович, по прозвищу «Тишайший», отвоевав Смоленск, решил воспользоваться временным ослаблением защиты восточных рубежей Речи Посполитой и отправил к Мстиславлю боярина Алексея Никитича Трубецкого. Город был взят штурмом, разграблен и сожжён. Выживших жителей принуждали присягнуть на верность Московскому царю, а над теми, кто отказался, была учинена жестокая расправа.

После костёла я направился к замковой горе, которая находится по соседству. На ней выстроен деревянный замок, в котором часто проходят фестивали средневековых ремёсел и рыцарские фесты.

У ворот бутафорского замка установлен камень в честь первого Литовского князя Мстиславля, «родоначальника князей Мстиславских» – Семёна (Лугвена) Альгердовича.

С горы открывается замечательный вид. Кармелитский костёл отсюда кажется ещё более «воздушным».

На горе я остановился отдохнуть. Впереди меня ждал дальний переход.

Мстиславль может похвастаться не только собой, но и своей округой. В радиусе 10 километров вокруг города расположены 3 уникальных монастырских комплекса: Мазолово, Онуфриево и Пустынки. Последний из них я и решил посетить, но об этом в следующей статье…

Дорога на Пустынки…

Алексей Матеша

Часто Мстиславль называют «Белорусским Суздалем» - и не зря: по количеству достопримечательных мест город находится в плеяде лидеров не только Могилёвской области, но и республики.

Среди ярчайших памятников духовности Мстиславского района – Пустынский Успенский монастырь. Монастырский комплекс уютно раскинулся в 11км. от Мстиславля. Тут и до границы с братской Россией рукой подать - всего семь 7 км. Место здесь и вправду священное: умиротворение и покой витают в воздухе. Сразу хочется отключиться от повседневных забот, предаться созерцанию и размышлениям о смысле бытия…

Пустынский монастырь был основан в 1386г. князем Сименоном Лугвеном. Согласно легенде, князя настигла серьезная болезнь, и он резко потерял зрение. Однажды во сне князю привиделся старец, который велел идти в Пустынь, найти криницу и омыть ею глаза. Князь последовал совету и исцелился. А на святом месте велел построить монастырь, и над криницей воздвигнуть часовню. Вода в источнике и по сей день – чудотворная: говорят, регулярное ее использование (как наружное, так и внутреннее) восстанавливает зрение и слух. В летний период монастырь посещают до 1000 паломников – поклониться святыне, испить водицы и окунуться в монастырскую купальню.

С приходом власти Советов, в 1925г., Пустынский монастырь был закрыт, а на его месте работали детский дом (до 1966г.) и школа (до 1970г.) В 2003г. по благословению епископа Мстиславского и Могилевского Сафрония началась реставрация монастырского комплекса. В июле 2008г. был утвержден проект восстановления монастыря. Бюджет проекта составил 94млрд. белорусских рублей, в самое ближайшее время начнется освоение этих средств. На данный момент «своими силами» уже восстановлена белоснежная бойница высотой 60м. с установленными на ней шестью колоколами: одним большим и пятью маленькими. Большой колокол был передан в дар монастырю предпринимателем из Магнитогорска. К сожалению, почти вековое запустение дает о себе знать: некоторые строения монастыря уже не подлежат реставрации.

Лик Христа – это уникальное божественное знамение, которое привлекает множество паломников в Пустынь. В 2003г. монахи принялись приводить в порядок одно из строений монастыря (бывшее здание школы). На стене, где ранее располагалась школьная доска, они обнаружили проявившийся лик Спасителя. Это стало божьим знаком, призывом к восстановлению Пустынского монастыря. Изображение Христа и крест с распятьем под ним настолько четко просматриваются, что мурашки пробегают по телу. Говорят, с каждым годом очертания Спасителя становятся ярче и выразительнее, а на некоторых фотографиях можно увидеть прозрачно- голубые глаза Иисуса. По утверждению местного монаха - иеродиакона Терентия - лик Христа символизирует укрепление веры в сердцах прихожан.

В настоящее время монастырь существует за счет пожертвований и продажи церковной утвари. Плюс ко всему, ощутимую помощь в ведении монастырского хозяйства оказывают «трудники», прихожане-добровольцы, живущие за пределами монастырских стен.

Ещё одним значительным храмом, построенным по велению Симеона-Лугвена, стала Онуфриевская обитель, которая «моложе» Пустынского монастыря почти на тридцать лет.

Монастырь основан в 1407 году. Легенда гласит: княжич, сын Симеона, будучи подростком, заблудился в здешних лесах. Семь суток блудил юнец, пока не встретил старца Онуфрия, указавшего ему путь к отчему дому. Обрадованный чудесным спасением сына, Симеон-Лугвен на месте явления княжичу святого поставил церковь, которая с тех пор и называется Свято-Онуфриевской.

До XVI века история Онуфриевского монастыря скрывается за завесой тайны, документально не подтверждена. По первому разделу Речи Посполитой в 1772 году монастырь оказывается в границах Российской империи.

В 1839 году монастырь возвращается православным. На сегодняшний день, к сожалению, монастырская церковь сохранилась лишь частично.

В дальнейшем прозрение отца и спасение сына имели историческое значение. Благодаря стойкости и мужеству Мстиславского, Смоленского и Оршанского полков, ими руководимых, в битве под Грюнвальдом были разгромлены рыцари Тевтонского ордена.

Героической страницей истории Мстиславля является история его Тупичевского монастыря . Достаточно сказать, что это был единственный в городе монастырь, который до конца, даже в самое тяжелое для него время сумел не поддаться религиозной экспансии, оставался в православии, сохраняя, при этом, исконные традиции обрядов, язык и культуру.

В начале XVI I в. громадное влияние на молодежь города стал оказывать иезуитский коллегиум. Желая предотвратить стремительное падение влияния своих духовников, православное братство решило основать свой центр в городе - с училищем, монастырем, церковью и домом для нищих и убогих.

В.Г.Краснянский сообщает: «Константину Ипатьевичу Москевичу (отцу) принадлежало урочище Тупичевщина около Мстиславля. Там он вначале построил бесприходную церковь во имя Сошествия Св.Духа. Здесь же он решил построить монастырь. Затем сыновья описали некоторые земли, имущество и церковь Тупичевщины созданному здесь монастырю. Таким образом, монастырь оказался огражденным частной землей, куда не простиралась королевская власть». Созданию и развитию деятельности этого монастыря содействовал также местный подкормий Богдан Стеткевич. Во всем Мстиславском воеводстве православные монастыри насильно отнимались в унию - лишь Тупичевский упрямо продолжал оставаться в православии. Многократно с толпой единоверной шляхты, чтобы запугать упрямцев, студенты-иезуиты «вторгались в обитель, бросали зажженные факелы»…

Урочище Тупичевщина представляет собой клин земли, возвышение, отрезанное от города с двух сторон глубокими оврагами ледникового происхождения. У подножия его простирается обширная, раскинувшаяся на несколько километров, пойма реки Вихры. Крутогорье служило монастырю надежным щитом обороны.

Со стороны города свою обетованную землю монахи обнесли саженной высоты стеной из кирпича. Толщина стены достигала метра. В том месте, где стену разрывали две высокие шестигранные башни, находились въездные деревянные ворота. По-видимому, царь Петр въехал именно в эти ворота, когда в 1708 г. прибыл в город, чтобы отслужить в Тупичевском монастыре молебен перед битвой со шведами на реке Черная Натопа. Впрочем, существовал и другой въезд - хозяйственный. В том месте и теперь в остатках стены торчат железные петли, давая представление о размерах некогда сидевших на них ворот. Кроме твердости характера людей, ратовавших за чистоту своей веры, кроме красивого берегового возвышения и мощной оборонительной стены Тупичевский монастырь славился своими храмами и в особенности самым первым - деревянным храмом во имя Сошествия Святого Духа. Воистину это была сокровищница белорусского искусства.

К постройке храма приступили в 1641 г., в период самых гонений православия. Откуда только все бралось: деньги, строительные материалы, украшения для интерьера. Люди приходили и работали бесплатно, «чтобы послужить вере истинной и Богу единому». В начале XX века храм еще был цел. Владимир Гаврилович Краснянский бывал в нем и сообщает, что там сохранилось много «древних икон и священных предметов, пожертвований монастырю патриархами и парями». «Но особенно выдающеюся достопримечательностью храма, - пишет он, - является его стенная живопись; стены обиты холстом, и по холсту красками изображены события ветхозаветной и новозаветной истории. Живопись высокого качества, но дышит наивным глубоким религиозным чувством». А вот названия некоторых из тех рисунков: «Сотворение мира». «Изгнание из рая», «Ноев ковчег»… Средневековый художник остался безымянным. Какова судьба тех рисунков? Какова судьба того замечательного храма? Куда девались остальные каменные храмы Тупичевского монастыря: Пресвятой Богородицы (1771), Во имя Успения Богоматери (1895)?.. То, что сделали здесь в двадцатых годах прошлого столетия, можно назвать «началом варварства». Позднее, в шестидесятые годы, городские власти учинили настоящий погром старине - подняли руку на свой золотой запас, на то, что было связано с героикой и талантом мстиславцев…

Не каждый монастырь мог гордиться таким красивым месторасположением. С Тупичевского возвышения как на ладони просматривались луга, дороги, река - целый мир. Здешние монахи именовали себя «приближенцами неба», «избранниками Божьими», «жителями рая». В сущности, это были наивные романтики, фантазеры. Жизнь, как будто, опровергала их взгляды. Тем не менее, они упрямо держались своего, до конца. Теперь горько подумать, что вместе с ними жизнь скосила какую-то хрупкую, но необходимую для всех нас ветвь, ветвь чистого духа, наивного устремления к красоте, святости. Тупичевский монастырь принадлежал не только монахам и жителям города, он принадлежал Вселенной. Он был необходим будущему и являлся ступенькой в него. Поэтому во сто крат сильнее о потерях на Тупичевщине будут сожалеть наши дети и внуки.

Не толстые стены обители сдерживали полтора столетия наскоки иноверцев, а настоящая, преданная любовь к истокам своей духовности. Преданность вере, традициям, старине закаляла характер и множила разум.

Фрагменты брамы бывшего Тупичевского монастыря

Мазоловский женский монастырь основан в 1665 году дочерью Мстиславского стольника Николая Суходольского Марианной. При захвате монастыря Базилианским орденом были уничтожены многие книги и рукописи, а игуменья и монахини изгнаны.

В 1778 году монастырь вновь стал православным.

Сохранившаяся монастырская церковь - это памятник архитектуры переходного периода от барокко к классицизму.

Двухбашенный, исполненный в формах раннего барокко иезуитский костел Св. Николая являлся первым каменным сооружением в Мстиславле. Он построен в 1614 г. иезуитами при содействии и фактически полной фундации мстиславльского старосты Петра Паца. Костел имел шесть алтарей.

До некоторого времени судьба этого сооружения была благополучной. Его не коснулись опустошительные пожары, порой случавшиеся в городе, его не грабили, хотя он имел богатейшую ризницу, по нему не стреляли из пушек… Вместе с жилыми корпусами и зданием коллегиума (среднего учебного заведения, готовившего иезуитов-духовников) костел занимал значительную часть территории в центре города. Это был целый городок, обнесенный длинной кирпичной оградой, удивлявшей не только высотой своей и толщиной, но и замысловатостью архитектуры и кладки. (В некоторых местах в ограду были встроены многогранные сторожевые башенки.) В самом центре городка находился обширный сквер и небольшая площадь, так называемое «место дебатов» молодых иезуитов.

Звезда костела начала меркнуть в двадцатых годах XIX столетия, когда иезуитов изгнали из России. Политические изменения повлекли за собой целый ряд прочих: в 1842 г. костел был исправлен по образцу православных храмов, в нем устроили иконостас и надстроили большой деревянный купол. И переименовали в Николаевский собор. А в зданиях бывшего коллегиума разместили духовное училище.

Но главные увечья этому величественному памятнику истории нанесли большевики в двадцатых годах XX столетия. В этот период переделки коснулись главным образом интерьера. Свод зашили плоским перекрытием, обив потолок фанерой… Масляной краской закрасили фрески и в частности уникальную роспись главного алтаря.. . В одном боковом нефе устроили ложу для музыкантов, а на месте главного алтаря установили сцену… В подвалах разместили буфет… Деревянные творения средневековых резьбарей ломали и тут же сжигали на улице перед костелом… Была сожжена и уникальная библиотека старых книг на латинском, когда-то принадлежавшая коллегиуму… О культуре, о будущем тогда не думали. Хотя говорили об этом. Ни одна война, а их за несколько столетий прокатилось через город множество, не изуродовало так это здание, как те ужасные «двадцатые годы»…

Довершило начатое разрушение время. Отстояв без ремонта сто с лишним лет, храм гибнет: обвалились его своды, треснули стены, посыпался кирпич. Однако его интерьер и сейчас впечатляет размером, массивностью опор, лепкой барочного характера.

Кармелитский костёл - памятник зодчества, который еще издали изумляет своей величественной статью. Построен в 1637 г. Реконструирован в 1746-1750 гг. И. Глаубицем (венчание башен, декор фасада, форма крыши).

Здание - трехнефная шестистолпная композиция с шириной среднего нефа около девяти метров. План храма близок к квадрату, что принципиально отличает его от традиционных базиликальных костелов. Пятигранная апсида повторяет пролет среднего нефа и связана с двухэтажной пристройкой ("теплой каплицей"). Заслуживает особого внимания интерьер костела, украшенный лепкой и фресками с религиозными сюжетами. Две центральные фрески посвящены взятию города в 1654 г. войсками Трубецкого (на одной изображен Мстиславский замок, на другой - расправа над ксендзами). Фресковая роспись относится ко второй половине XVII в.

Монахи - кармелиты поселились у подножия Замковой горы Мстиславля еще в начале XVII века. Изначально костел был деревянным и неприметным, но впоследствии, в 1637 году, на его месте выросло сооружение, поражающее своим величием и строгостью убранства.

Ранее в костеле могли проводить службу до шести ксендзов, теперь же прихожанам приходится ютиться в крошечной комнатке, ранее используемой для хозяйственных нужд. На данный момент внутренняя часть собора находится в весьма плачевном состоянии, при этом фасад сохранился довольно неплохо. Главный объем костела заставлен строительными лесами, под ногами – густой слой песка вперемешку со строительным мусором. Но самое главное украшение собора – сохранившиеся волшебным образом уникальные фрески XVII века, иллюстрирующие события Трубецкой резни, когда в «мясорубку» войск князя Трубецкого попала половина населения города Мстиславля. Пока реставрационные работы приостановлены в связи с недостатком финансирования. Но в самое ближайшее время, согласно проекту формирования культурно - туристической зоны, он будет полностью восстановлен. Приблизительное время сдачи объекта – 2016, бюджет проекта – не менее $10млн. На данный момент костел существует на пожертвования прихожан и паломников.

Крестовоздвиженская церковь была построена в середине XIX века на месте деревянной униатской церкви, когда-то размещавшейся в центре бывшей Казимировской слободы.

В настоящее время в храме находится список чудотворной Тупичевской иконы Божьей Матери.

Достойным украшением центральной части Мстиславля является православный Александра Невского кафедральный собор.

Возведен в 1870 году на фундаменте восьмиалтарного Бернардинского костела на месте старинной Афанасьевской церкви.

29 июня 1870 года был освящен в честь 650-летия со дня рождения князя благоверного Александра Невского.

6 декабря 1989 года храм был освящен как кафедральный собор. В настоящее время при соборе работает воскресноприходская школа. В храме находится две особо почитаемые святыни: икона Александра Невского с частицей мощей, Иверская икона Божьей Матери, освященная в Москве во время коронации императора Николая II.

Отголосками древних времен Мстиславля являются названия его городищ. Одно из них - Замковая Гора. Когда-то на ее вершине стоял княжеский замок, а глубокий ров вокруг нее был заполнен водой. Известно, что Девичьей Горой в древние времена называлось место, где устраивали большой костер в купальскую ночь. В Мстиславле есть возвышение и с таким названием. Кроме того, здесь есть гора именуемая Троицкой. Искони, еще с языческих времен, она считалась святой. Сюда приходили, чтобы попросить то, в чем крайне нуждались - урожая, дождя, здоровья…

Памятник природы республиканского значения урочище «Лютня - Дубрава» находится вблизи населенного пункта Лютня Мстиславского района. Лесной массив площадью 784000 м2. Старый лес. Преобладает сосна. С северо-восточной стороны по границе леса протекает река Вихра.

Мстиславль - административный центр Мстиславского района, Могилевской области. Город расположен в 289 км от г. Минск, в 86 км от г. Могилев на востоке Беларуси недалеко от границы с Российской Федерацией. По территории города протекает река Вихра. Через Мстиславль проходят дороги Р15 (Кричев - Орша - Лепель), Р73 (Чаусы - Мстиславль - граница РФ (Коськово) и Р96 (Могилев - Рясна - Мстиславль). Железная дорога проходит в 21 км от города - станция Ходасы.

раскрыть весь текст

История развития - Мстиславль

Мстиславль - один из самых древних городов . Сегодня его называют и белорусским Суздалем, и маленьким Вильнюсом, а начиналось все в глубокой древности на Девичьей горе . При раскопках археологи обнаружили остатки поселения, которое датируется 1 веком до н. э. А вот об укрепленном поселении можно говорить примерно с XII века. Тогда здесь стоял княжеский замок, окруженный валом и рвом, а вокруг жили ремесленники. Именно во Мстиславле была найдена берестяная грамота начала XIII века - редчайший исторический источник. Первое упоминание о городе относится к 1156 году, найдено оно было в Ипатьевской летописи. В то время это был центр Мстиславского княжества, которое принадлежало со второй половины XIV века князьям Мстиславским.

Через родственные связи Мстиславль в скором времени перешел в состав Смоленского княжества. Однако уже в 1359 году великий князь Ольгерд через военные действия присоединил город к Великому княжеству Литовскому . В 1386 году была предпринята попытка вернуть Мстиславль с состав Смоленска, но вовремя прибывшие войска ВКЛ отбили нападение. В начале XVI века сюда пришли русские войска, которым удалось победить армию великого князя литовского, однако сам замок выдержал осаду. В 1634 году жители получили право на самоуправление, или магдебургское право , от короля Речи Посполитой Владислава IV. Спустя двадцать лет во Мстиславле произошло трагическое событие: расправа русского боярина Трубецкого над местными жителями. Город сильно пострадал от «трубецкой резни», а замок был сожжен.

Во время Северной войны недалеко от города произошло довольно крупное сражение русских и шведских войск, а Петр I получил петицию о мародерстве солдат. После раздела Речи Посполитой Мстиславль перешел в состав Российской империи . С этого момента он стал провинцией Могилевской губернии. Стоит отметить, что под российской властью город получил новый герб, на котором изображалась красная лиса на серебряном фоне. Потерпели жители и во время Отечественной войны 1812 года: тогда вся местность была разграблена и разорена, а в 1858 году их ждала новая напасть в виде пожара.

К началу XX века в городе проживают более 8,5 тысяч жителей, большую часть из которых составляли евреи. Действуют различные предприятия, училища, больницы, библиотеки, издательство, аптека. На тот момент на территори Мстиславля находились три монастыря, столько же церквей, костел и синагога. Большую трагедию принесла в эти места Великая Отечественная война . Тогда у Кагального рва произошли массовые расстрелы евреев, на момент освобождения представителей этого народа в городе не осталось.

Сегодня Мстиславль - это довольно современный город с уникальными историческими памятниками и завораживающей атмосферой. Здесь сохранились многие вековые постройки, а также до сегодняшнего дня продолжаются археологические раскопки, которые с каждым годом приносят все больше открытий. Каждый год здесь проходят интересные , а каждый гость сможет найти занятие по душе в любое время года. При этом довольно легко найти место для и .

раскрыть весь текст

Туристический потенциал - Мстиславль

Мстиславль славится своими историческими местами, которые будут интересны каждому туристу. Здесь сохранились многие здания и значимые памятники. Одним из самых знаменитых является . Это место ранее являлось дединцем древнего города. Именно здесь находился замок-крепость, от которого и пошло название «Замковая гора». Когда-то вокруг горы были рвы и валы, а в центре стояла большая башня и княжеский дом. К сожалению, ниодно из этих строений не дошло до наших дней, однако активисты и государство смогли превратить гору в центр туристического интереса. Каждый год здесь проходит рыцарский фестиваль . В это время на площадке выстраиваются деревянные сооружения для зрителей и участников боев. Праздник проходит не только на горе, но и во всем городе.

Как уже отмечалось, многие исторические постройки XIX века сохранились до наших дней. Среди них здание , уездного училища, Пожарная колонча и многие другие. Они способны погрузить каждого в особую атмосферу и показать, как выглядел город в то время. Также город украшают статуи рыцарей и одного из самых знаменитых уроженцев . Этот человек вместе с Иваном Федоровым был первопечатником в Москве, а также является создателем типографии братьев Мамоничей в Вильне. Ему в Мстиславле поставлены две скульптуры, одна из которых находится на центральной площади.

Отличается Мстиславль и количеством храмов. Сегодня здесь сохранились многие культовые постройки, в которых до сегодняшнего идут службы. Например, прошел трудный путь, перестраивался, переживал пожары, но сегодня эта церковь действует и является одним из популярных объектов для туристов в всей Могилевской области. Еще одним примечательным памятником религиозной архитектуры является , который был построен в XVII веке в стиле виленского барокко. В том же веке был возведен , который все еще действует. Есть еще две работающие церкви XIX века: церковь Тупической иконы Богоматери и . С каждым храмом в городе связаны свои особенные истории, а сами они представляют уникальные архитектурные памятники.

Узнать об истории города и ближайших мест можно в местных музеях. Самым значимым является , который открыл свои двери для посетителей в 1988 году. В нем можной найти экспонаты, полученные во время раскопок Мстиславщины, а также предметы быта прошлых столетий. Стоит отметить, что сотрудники этого музея принимают активное участие в проведении праздника «Рыцарский фест» , который проходит каждое лето с 2007 года. Еще одним интересным местом является музей при строительном колледже . Там можно увидеть различные изделия декоративно-прикладного искусства и другие экспонаты, многие из которых сделаны руками учащихся.

Есть во Мстиславле и природные памятники. К таким относится в первую очередь Кагальный колодец . Название свое он получил от еврейского слова, которое обозначает «общественный», историческое название этого места - «Здоровец». Сегодня он является гидрологическим памятником и охраняется государством. Таким образом, город богат на исторические памятники и интересные места. В этом месте можно просто гулять по улочкам и наслаждаться необычной атмосферой. Но стоит отметить, что развлечения здесь также есть, как и место, где можно .


Мстиславль — (районный центр области) впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1156 г. как крепость на западной границе Смоленского княжества. У историков есть мнение, что поселение возникло на полвека раньше и его название связано с князем Мстиславом Владимировичем — сыном Владимира Мономаха, правившим Смоленском в начале XII в. (Л. Алексеев).


Экономическому и культурному развитию Мстиславля способствовало его расположение на реке Вихре (бассейн Сожа и Днепра) и перекрестке сухопутных дорог с западных земель на Смоленск и Москву. В 1569 г. Мстиславль стал центром обширного Мстиславского воеводства, в состав которого вошли города Могилев, Орша, Кричев.


Являясь пограничным городом Литвы и Руси, Мстиславль часто подвергался осадам. В 1648 г. в воеводстве началось восстание, которое было поддержано русскими войсками. В 1654 г. Мстиславль был взят князем Трубецким и его укрепления сравнены с землей.


В Мстиславле сохранилось два историко-археологических памятника: Девичья гора и Замковая гора. Обе горы находятся сейчас под охраной государства как памятники археологии.


Представление о старой планировке Мстиславля, разросшегося у древнего замка, дает схематическая подоснова на проектном плане города 1778 г. По ней видно, что два основных уличных направления брали свое начало от детинца и переходили в дороги на Могилев и Чериков. Эти улицы не отличались четкой трассировкой, имели изломы. Арегулярность прослеживается во всей сети улиц, переулков и тупиков города, что объяснимо пересеченным рельефом, с одной стороны, нормами и укладом жизни средневекового города — с другой. Насыщенность территории уличной сетью отмечается близ детинца.


Проект города Мстиславля 1778 г. был выполнен без учета исторически сложившейся планировки. По существу был разработан совершенно новый, строго регулярный (геометрически "правильный") проектный план, в котором, однако, были сохранены все памятники архитектуры и археологии. Прямоугольная планировка конца XVIII в. с осевой композицией, на которую нанизывались площади, сохранилась с небольшими изменениями до нашего времени и больше отражает градостроительную политику периода переустройства городов Российской империи, чем планировку старого Мстиславля (до XVIII в.).


Монументальные архитектурные памятники Мстиславля представляются бывшим иезуитским костелом с монастырем — теперь Николаевский кафедральный собор, кармелитским костелом и церковью Александра Невского, построенной в 1877 г. на базе бернардинского костела.


Другие культовые постройки Мстиславля, как, например, деревянные церкви православного братства или доминиканский костел, сгорели или были разобраны в XVIII—XIX вв. Сборная церковь Александра Невского, возвышающаяся над всей застройкой города (о ней было сказано выше), имеет ценность больше историческую, чем художественную.

Loading...Loading...