Когда можно есть рыбу во время поста. Рыбные блюда в период поста: можно или нельзя? Когда можно есть рыбу в пост

В эти предпраздничные дни либеральная бульварная пресса наполняется сетованиями на тему, что вот, мол, все-то неправильно у этих христиан вообще, а у православных в особенности, дескать, неправильно они празднуют Рождество - не тем числом, не в ту дату и не в том году и т.д. И, действительно, в атеистической (а первоначально - в оккультной) мифологии существует тезис о том, что Иисус Христос, мол, родился не в декабре и не в январе! Хотя никакой аргументации подобных утверждений не предоставляется, но коли сомнение посеяно, то нашим долгом будет рассмотреть и раскрыть вопрос - когда же, на самом деле, родился Иисус Христос?

В каком году родился Иисус Христос?

Да, действительно, та дата, которая обозначена, как год рождения Иисуса Христа на сегодняшний день в известной степени условна! Эту дату установил римский архивист монах Дионисий Малый в 525 г. Он получил ее в результате скрупулезных подсчетов этапов правления различных римских императоров и консулов. Основываясь на этих исчислениях, он установил, что Господь Иисус Христос родился в 754-ом году от основания Рима. Здесь следует напомнить, что до 525 г. не было «сплошного» или общего летоисчисления - чаще всего время определялось «годом от основания Рима», а еще чаще даты были совсем условные - «такой-то год консульства такого-то консула» или «такой-то год правления такого-то императора». И в этом отношении установление единой хронологической «линейки» есть несомненная заслуга Дионисия Малого.

Увы, но позже более детальная проверка показала, что исчисление Дионисия оказались ошибочными. Архивист ошибся как минимум на 5 лет, и в действительности Иисус Христос родился пятью годами раньше, нежели было обозначено. Однако, расчеты Дионисия, положенные в основу «церковного календаря», с X века сделались общераспространенными в хрониках государственных летоисчислений христианских стран (как и продолжается поныне). Но, как было сказано выше, на сегодняшний день большинством хронологов эта «эра» признается ошибочной!

Историческое несоответствие обнаружилось при детальном анализе евангельских повествований и светских хроник: Ирод Великий, по приказу которого избивались младенцы, среди которых (как думал Ирод) присутствует Богомладенец Христос, умер за 4 года до «Рождества Христа» (согласно дионисианской хронологии). А из Евангельских повествований (Мф. 2:1-18 и Лк 1:5) мы ясно видим, что Христос родился еще во время царствования этого жестокого иудейского царя, правление которого, согласно различным историческим данным, приходится с 714 по 750 гг. от основания Рима. Умер Ирод за восемь дней перед Пасхой в 750 г, вскоре после лунного затмения, которое приходилось согласно наблюдению астрономов в ночь с 13 на 14 марта 750 года. Иудейская же Пасха выпадала в тот год на 12 апреля. Все вышеприведенные данные позволяют утверждать, что царь Ирод умер в начале апреля 750 г., а, соответственно, Христос никак не мог родиться на четыре года позже - в 754 г, т. к. это будет противоречить Евангельским повествованиям.

Пытаясь установить иную точку опоры для вычисления даты Рождения Иисуса Христа, исследователи сосредоточили пристальное внимание на иных исторических данных, сообщаемых в Новом Завете в контексте рождения Богомладенца. Так, в область их внимания попала общенародная перепись, упоминаемая в Евангелии от Луки 2:1-5. Эта перепись, в которой принял участие и Сам Господь, была начата по повелению императора Августа в 746 г. Однако Иудея была глухой провинцией Римской империи и государево повеление об исчислении подданных дошло до нее уже в последние годы царствования Ирода. Вследствие этой переписи, в Палестине произошло народное восстание. Ирод подверг его зачинщика некоего Февду сожжению 12 марта 750 г. Вследствие скорой смерти Ирода перепись была приостановлена. Возобновить и закончить перепись удалось «когда Сириею управлял Квирин» (Лк. 2:2). Однако исследователи склоняются к тому, что Дева Мария, Иосиф и Богомладенец вошли в исчисление граждан Римской империи, все же, в «первую волну» обсуждаемой переписи - еще при жизни Ирода Великого.

Еще один исторический аспект, сообщаемый Евангелием, помогающий установить год рождения Иисуса Христа, связан с жизнью св. Иоанна Крестителя. Согласно Евангелию от Луки (3: 1) св. Иоанн Предтеча выступил на проповедь в пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря. По выражению Евангелиста Луки, Господу Иисусу было в это время «лет тридесять» (Лк. 3: 23), т. е. 30. Известно, что император Август принял Тиверия в соправители за два года до своей смерти в январе 765 г, т. е. в 763 г., а соответственно «пятнадцатый год правление Тиверия Кесаря» начинался в январе 779 г. Несложными арифметическими вычислениями мы вполне можем определить год рождения Иисуса Христа, как 749 г. от основания Рима.

Очень важное свидетельство дают нам в этом отношении астрономические вычисления. Согласно данным Евангелия, Крестная смерть Господа Иисуса Христа произошла в тот год, когда еврейская Пасха наступала вечером в пятницу. А, согласно уже упомянутым астрономическим вычислениям, таковое сочетание могло прийтись только на 783 г. Иисусу Христу на тот момент шел тридцать четвертый год от Рождения. И, опять же с помощью несложных арифметических вычислений, мы получаем, что Он родился в 749 г. от основания Рима.

749 г. - самая оптимальная и исторически обоснованная дата Рождения Иисуса Христа, которая не противоречит ни Евангельскому повествованию, ни светским хроникам. Но, если мы рассмотрим совокупность традиций разных церквей и христианских исповеданий, то в плане даты рождения Иисуса Христа мы наткнемся на «разброс» в 7 лет. Самая ранняя датировка - 747 г. Именно эта дата считалась официальной и в нашей Церкви до реформы Патриарха Никона - а у старообрядцев и по сей день считают именно этот год годом Рождения Спасителя. Так же считал известный немецкий математик, астроном, механик, оптик Иоганн Кеплер. С его точки зрения именно в 747 г. (от основания Рима) произошла некая констелляция планет (взаимное расположение небесных светил или планет, когда одна планета скрывается за другой, или несколько друг за другом, и они многократно увеличивают свечение в одной точке). Для стороннего земного наблюдателя сие астрономическое явление выглядит, как небывало яркая звезда. Именно таким образом понимал Кеплер упоминаемую в Евангелии Вифлеемскую звезду. Кстати, на эту же дату (747 г. от основания Рима) по причине данного астрономического явления указывал и известный российский церковный историк В.В.Болотов. Самая поздняя дата Рождения Христа, как уже говорилось - 754 г. (западная традиция).

Однако, все-таки, поиски даты Рождества Христова на основании некоторых астрономических явлений (таких как констелляция планет) не могут быть с богословской точки зрения признаны удовлетворительными. Все-таки та звезда вела себя необычно - она указывала волхвам определенный последовательный путь, а не просто некоторый общий вектор движения. Приведя их с востока на запад в Иерусалим, она вдруг повернула на юг чтобы привести волхвов в Вифлеем и более того остановилась над вертепом (хлевом), где находились ясли Богомладенца. Для кометы, а уж тем более для планет или звезд подобное поведение недопустимо. Поэтому уже в IV в. свт. Иоанн Златоуст полагал, что это был ангел, принявший вид звезды. Промысл Божий говорит с людьми на языке ясном и интересном для них самих. Поэтому при всем нашем уважении к науке вообще и к И.Кеплеру, в частности, не стоит с христианской точки зрения придавать особое значение их астрономическим вычислениям в плане идентификации Вифлеемской звезды и установления времени Рождества Иисуса Христа.

Какого числа родился Иисус Христос?

Что же касается более точной даты - в каком месяце, в какой день родился Иисус Христос, то нужно честно сказать, что Церковь не запомнила этого события с хронологической точностью. Однако не торопитесь обвинять христиан в непоследовательности и небрежности. Такая «забывчивость» объясняется тем, что для первых поколений христиан центром всей их религиозной жизни было Воскресение Христа - они были потрясены Пасхальным чудом. Именно с Пасхального приветствия «Радуйтесь» апостолы начинают свою проповедь, обращаясь к иудеям и язычникам. Их взор обращен к будущему, в некую эсхатологическую перспективу - «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20). На тот момент не ощущалось насущной потребности оборачиваться назад, составлять хронологии, этапы земной биографии Христа и т.д.

Предназначение Церкви и Ее будущее для ранних христиан значило много больше, нежели какие-то земные вехи. Отражение этой пасхальной радости мы можем наблюдать и в наши дни - до сих пор в нашей Церкви память святых празднуется в день их смерти, а не в дни рождения. Так же и тогда - память о смерти и Воскресении Христа у первых христиан была настолько остра, что воспоминания об обстоятельствах Его жизни, в том числе и дата Рождения, уходили на второй план и скрупулезно не изучались.

Однако, из внимательного прочтения Евангельских текстов, мы можем определить время года (даже месяц), когда родился Христос. Техника рассуждений такова: первое событие Новозаветного цикла - рассказ о Рождении св. Иоанна Крестителя. Отцом св. Иоанна был священник Захария, служивший в Иерусалимском храме. Согласно Евангелию от Луки, зачатие св. Иоанна произошло после возвращения Захарии из Иерусалимского храма домой после прохождения т.н. священнической чреды. При учреждении храмового священства царем Давидом было установлены 24 чреды служения священников-левитов (т.е. очередность служения). Всего было 24 чреды, говоря современным языком - 24 священнических «бригад», каждая из которых, поочередно сменяя друг друга, сроком по 2 недели служила в храме. И так проходил целый год. Священник Захария был из Авиевой чреды, которая, согласно Священному Писанию, была 8-я по счету (из 24). Еврейский богослужебный календарь начинался с месяца «нисан» (или «авив»), т.е. с марта-апреля современного календаря. Тогда заступала на служение 1-я чреда. Если мы прибавим к нисану 4 месяца (т. е. 8 чред), то получим июль-август. Это время служения священника Захарии. После окончания своей чреды Захария пошел к себе домой в Галилею - это долгий путь, предполагающий прохождение почти всей Палестины.

«После сих дней зачала Елисавета» (Лк. 1: 22) - говорит нам Евангелие. Т.е. время зачатия св. Елизаветой св. Иоанна Крестителя можно условно отнести на сентябрь! В церковной традиции именно 25 сентября (по старому стилю, по новому 6 октября) празднуется день памяти Зачатия св. Иоанна Крестителя. Добавляя к этому 9 месяцев, мы получаем дату рождения св. Иоанна Предтечи - 24 июня по церковному календарю (7 июля по новому стилю). Но пока св. Елисавета была беременна, произошло еще одно очень важное событие - на 6-й месяц ее беременности Архангел Гавриил благовествует Деве Марии бессеменное зачатие Богомладенца и повелевает Ей идти навстречу Ее родственнице Елисавете. Из этого видно, что между зачатием св. Иоанна Крестителя и зачатием Иисуса Христа проходит 6 месяцев. Соответственное временное расстояние существует и между днями их рождения. Если св. Иоанн Креститель рождается 24 июня, то, прибавив 6 месяцев (учитывая особенность лунного календарь), получаем дату Рождения Христа - 25 декабря (7 января по новому стилю). Это наиболее текстологически аргументированная дата Рождества Христова. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что и эта дата до известной степени является условной.

Под конец хотелось бы развеять еще один миф. В псевдонаучной литературе можно встретить утверждение, что праздник Рождества Христова был якобы введен Церковью, для того чтобы вытеснить приходящийся на конец декабря языческий праздник бога-солнца. Собственно, доля правды в этом утверждении имеется, только нужно отметить некоторую погрешность сей конспирологической теории, которая подразумевает, что причина, производящая некоторое следствие, может быть исключительно одна и мотив некоторых действий может быть только один. Это не так - и причин и мотивов может быть несколько! Действительно, в III в. Рождество Христово отмечалось в составе праздника Богоявления (Теофании), который приходился, как и сейчас на 6 января (19 января по новому стилю). В этот день вспоминалось и Рождение Христа, и выход Его на общественную проповедь (собственно Богоявление). Но в конце IV века в Риме было принято решение, что такое событие как Рождение Христа заслуживает отдельного воспоминания, отличного от выхода уже взрослого Христа на проповедь. И дата Рождения Христа была в значительной степени ясна. И как раз в эти дни еще заскорузлая языческая традиция привыкла праздновать день рождения бога Митры - бога Солнца в митраизме (митраизм до принятия христианства был распространенной религией в Риме). И тогда Церковь мудро решила не менять календарно-народные привычки, но поменять сам предмет, само содержания праздника. Язычники праздновали день рождения солнца, христиане не стали ломать эту привычку, Церковь просто указала - Кто есть Истинное Солнце и чей этот День Рождения - Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе!

Диакон Артемий Сильвестров , руководитель православного молодежного миссионерского центра Новосибирской митрополии, помощник благочинного Новосибирского городского округа по катехизации и работе с молодежью, помощник руководителя молодежного отдела Новосибирской митрополии, помощник председателя подотдела катехизации отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии, помощник председателя подотдела по воскресным школам отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии

История убеждает лучше! (Рождественская ель и Рождество - вся правда)

"Рождественская ель - знак света Христа, убежден Бенедикт XVI

Ватикан, 19 декабря, ZENIT - Agnuz - Рождественская ель - знак "лучезарного света" Христа, отметил Папа Бенедикт XVI на встрече с делегацией из Австрии, в которую вошли как миряне, так и священнослужители.

Делегация прибыла из австрийского города Эфердинг, подарившего Ватикану 27-метровую ель, которая уже установлена и украшена на площади св. Петра.

"На Рождество радостное известие о воплощении Искупителя раздается во всех частях мира: Долгожданный Мессия соделался человеком и обитал среди нас", - сказал Святейший Отец, обращаясь к своим гостям в Апостольском дворце.

"Своим ярким присутствием, Иисус рассеял тени порока и греха и принес человечеству радость божественной ослепительной любви, знамением и напоминанием чего служит рождественская ель", - добавил Епископ Рима.

В этом смысле, продолжил он, ель служит приглашением человеку принять в свое сердце дар радости, мира и любви Иисуса.

Австрийская делегация также представила Понтифику другие, небольшого размера елки, который украсят некоторые комнаты в Ватикане."

http://www.agnuz.info - католический сайт

Ниже предлагаем факты истории, свидетельствующие о подлинном происхождении Рождественской ели и Рождества.

"История отступления Языческие обряды и праздники вкрадывались в христианство параллельно с другими лжеучениями, о которых мы уже писали: культом святых, днем солнца, иконами и т. д. Поэтому, чтобы не повторяться, мы остановимся на некоторых обрядах и праздниках, с которыми сегодня сталкивается каждый из нас. Рождество Одним из крупнейших и наиболее почитаемых праздников, отмечаемых многими христианами, является Рождество. "Из документов явствует, что только в первой половине 4 века римские христиане начали официально праздновать Рождества Христа 25 декабря. Почему выбор пал именно на этот день, не на какой-нибудь еще? Этот день является днем зимнего солнцестояния, когда длина дня начинает увеличиваться и сила солнца возрастает. Язычники-римляне праздновали в этот день рождение непобедимого солнца "Dies natalis Solis Unvicti", праздновали шумно… с пиршествами, обменом подарками. Деловая жизнь в эти дни останавливалась, учреждения не работали, школы были закрыты, не приводились в исполнение приговоры… Такое "присоединение" языческого праздника к христианской церкви было одобрено далеко не сразу и далеко не всеми христианами. Сирийские и армянские христиане обвинили римских христиан в принятии языческого культа, хотя их самих можно было упрекнуть в том, что они праздновали Рождество 6 января, когда отмечался день рождения бога Осириса, отождествляемого также с солнцем. Блаженный Августин призывал своих братьев во Христе устраивать 25 декабря праздник не в честь солнца, а в честь Того, Кто это солнце сотворил. Еще в 5 веке папа Лев Великий (440-461) пишет в своем пасторском послании: "Есть среди нас такие, которые считают, что праздновать надо не столько рождение Христа, сколько восход нового солнца…". Таким образом, дата 25 декабря как день рождения Христа была как бы навязана церкви верующими, которые, согласно древним народным обычаям, отмечали в этот день очередную перемену в природе. Эти извечные традиции укоренились глубоко в сознании людей, и не удивительно, что христиане - главным образом простой люд - не могли и не хотели с ними расставаться. И церкви, бессильной искоренить эти обычаи, ничего не оставалось, как приспособить их к своим нуждам и вложить в них новое содержание" [*1]. Прямую связь между днем поклонения богу солнца Митре (египетскому Осирису, вавилонскому Таммузу) признают и сами православные священники. Так, Александр Мень (псевдоним Э. Светлов. - А.О.) отмечает: "Следы огромного влияния митранизма сохранились, однако, и поныне. О нем говорит хотя бы тот факт, что с 25 декабря, "дню рождения солнца", было в 4 веке приурочено празднование Рождества Христова. Святой Иустин и Тертуллиан еще во 2 веке поражались сходству некоторых обрядов митранизма - с церковными. Христианские писатели говорили, что это демоны, соблазняя верных, подражают Церкви" [*2].

Доктор исторических наук, профессор И. С. Свенцицкая пишет в своей работе "Раннее христианство: страницы истории" (стр. 175): "С 4 века 25 декабря - праздник рождения "Непобедимого солнца" - стал отмечаться как праздник Рождества Христова". В предыдущих главах мы уже писали, что культ солнца является древнейшим среди языческих верований.

Одной из древних языческих религий, оказавших большое влияние на формирование религиозных взглядов жителей Киевской Руси, был культ Тенгри. Он был распространен у степных народов - тюрков, гуннов, монголов и др. В его основе лежало поклонение Человеку-солнцу Тенгри-хану (у чуваш - Тура, у монголов - Тэнгер, у бурят - Тэнгэри). Соприкасаясь на протяжении многих веков с этими народами, славяне многое переняли у них, преломив сначала через свои национальные языческие верования, а затем через принятое христианство. Какие же праздники отмечали поклонники Тенгри-хана? "Самым большим праздником считалось Богоявление. Праздник приходился на 25 декабря, когда после зимнего солнцестояния день начинает прибывать и Человек-небо Тенгри-хан выходит в мир.

В этот день полагалось приносить в дом елки - послание от более древнего бога Йер-су, которому поклонялись алтайские народы около 3 тысяч лет назад. У кипчаков именно ель издревле была священным деревом. Обычай почитания ели тюрки принесли в Восточную и Центральную Европу, куда забросила их волна великого переселения народов. В долинах Дуная, Днепра, Дона, Волги праздник этот наверняка существует со времен Аттилы" [*3].

В анналах истории мы находим подтверждение тому, что день солнца 25 декабря отмечался с глубокой древности, еще в Вавилоне. Таким образом, вводя празднование Рождества 25 декабря, император достигал сразу две цели: во-первых, он оставлял язычникам их любимый праздник со всеми его атрибутами, во-вторых, угождал и христианам, наполнив этот день христианским содержанием и символикой. Этот же метод использовали и другие правители, в частности киевский князь Владимир, крестивший Русь.

Итак, мы увидели, что тот праздник Рождества, который соблюдают многие христианские конфессии, имеет чисто языческие корни и обязан своим появлением политической конъюнктуре римского правительства.

Что же говорит нам о праздновании Рождества Священное Писание? Оказывается, ничего! Нигде в Библии нет упоминания о повелении праздновать Рождество. Более того, Писание вообще не сообщает дату рождения Иисуса Христа. Нам вообще неизвестен не только день или месяц, но и год рождения Спасителя мира. Бог в Своем Слове, видимо, не случайно сокрыл от нас эту дату. И прежде чем ответить на вопрос: "Почему?", давайте посмотрим, как отмечается праздник Рождества во многих домах: богато накрытый стол, непременный атрибут которого - выпивка, множество гостей, шутки, песни, танцы, разговоры обо всем, но только не о Христе.

Однако все бывают довольны: и время весело провели, и исполнили обряд - отметили Рождество Христа. Религию Живого Бога заменили ритуалом, поклонением не Христу, но Дню! Не поэтому ли Бог и сокрыл подлинную дату Рождения Христа в Библии?

А все же, можем ли мы по Писанию предположить хотя бы, в какое время года родился Христос? Да, приблизительно можем. На территории Израиля, в районе Вифлеема, где родился Христос, в зимнее время года трава не растет, нередко выпадает даже снег, и выпас скота не производится.

* * *

"Ель - символ храбрости, смелости (до дерзости, безрассудства), приподнятого состояния духа, верности, бессмертия, долголетия, царских достоинств, надежды, жизни. Она символизирует также пламя, огонь.

Новогодняя, рождественская ель воплощает общую идею плодородия. На первый взгляд, этот символ не имеет никакого отношения к тюркской культуре. Однако обратимся к книге Мурада Аджи "Полынь Половецкого Поля": "Казалось бы, рождественская ель … Заметьте, не дуб, не кедр, не сосна, а именно ель! Ее появление ныне связывают с именем Христа. Но в Палестине ели не растут, в Египте - тоже. Первые христиане, жившие в Средиземноморье, не могли видеть елей. Как не могли видеть белого медведя или кенгуру. Значит, праздник ели - это "чужой" праздник в христианстве, он привнесен в Европу и на Ближний Восток, не говоря уж об Африке.У кипчаков же именно ель издревле была священным деревом. И не только у них, но и у других народов Сибири и всей глубинной Азии. Ель впускали в дом. В ее честь устраивали праздники еще три-четыре тысячи лет назад. Очень древняя традиция, которая связанна с Йер-су. Этому богу кипчаки поклонялись до принятия ими тенгрианства. Он пребывал в центре Земли, как раз "там, где, - согласно легенде, - расположен ее пуп и растет гигантская ель".

Около ели сидел старец в халате и с густой белой бородой, его звали Ульгень. Он бывал добрым и щедрым, а чаще - коварным и злым. Раз в год, зимой, он с добром выходил к людям, дети помогали ему раздавать подарки из торбы (мешка). Ульгень приносил елку, около которой веселились всю ночь. Водили хороводы. Они у кипчаков назывались "индербай" - обязательный элемент праздника.

"Ульгень" в переводе с тюркского означает "умерший". Летом он спал в своем подземном мире, а осенью просыпался. До чего же точный образ! Поразительно, ведь в Сибири вечная мерзлота, почва лишь летом оттаивает на метр-два. Следовательно, Ульгень мог спать только под землей, а когда он просыпался и выходил, замирала природа, начиналась зима. Отсюда - "ульгень", что означает "умерший".

Видимо, отсюда и другая традиция - дно могилы тенгрианского священнослужителя полагалось обкладывать лапами ели. Почему? Тот уходил в царство Йер-су, где ель в особом почете. Почитание ели продолжали и тюркские "европейцы", которых Великое переселение народов привело в Европу. Там этот праздник отмечается наверняка со времен Аттилы. Заслуживает внимания, скажем, такой факт: у славян священным деревом считался дуб, у финнов - береза, у греков - олива, а у южных германцев - ель! Тех самых германцев, которые говорили до XVI века на тюркском языке.

Самое первое упоминание о рождественской елке найдено в эльзасских хрониках 1500 года, ведь более ранние документы, написанные по-тюркски, были уничтожены. А в кельтской Англии рождественские традиции появились совсем недавно. Вокруг украшенной елки англичане стали веселиться" http://www.qirimtatar.by.ru/tamgalar.htm

* * *

"Ель у многих европейских народов почиталась священным деревом. Еще у древнегерманских племен был обычай: накануне воинского похода вожди приходили в еловые леса, почтительно останавливались перед деревьями и произносили таинственные заклинания. А на лапах вечнозеленого дерева развешивали разнообразные дары и украшения, чтобы задобрить лесного духа. Люди считали, что именно в кроне пушистой красавицы обитает этот дух. С тех пор обряд почитания ели перешел в Голландию и Англию, а у нас в России он появился благодаря Петру 1, которому очень понравились разукрашенные лесные красавицы. Особым указом 20 декабря 1699 года царь узаконил празднование Нового года, который до этого отмечался в России в марте или в сентябре. Указ гласил: "Считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января сего 1700 года. А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в весели поздравлять друг друга с Новым годом. По большим и проезжим улицам, у дворов перед воротами учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых, еловых, можжевеловых."

http://www.sakhalin.ru/boomerang/der/h1.htm

* * *

"Мировая Ось - важнейший элемент мифологической картины мира: она, поддерживая небосвод, воплощает в себе силы Порядка, Блага, Жизни. Наиболее часто она предстает в образе Мирового Древа [Мифы народов мира. Т.1. С.398], которое соединяет воедино землю, небеса и преисподнюю. Нетрудно догадаться, что речь пойдет о новогодней елке. Обычай наряжать на Новый Год елку пришел в Россию из Европы при Петре I, он имеет немецкое происхождение. Однако почитание ели как священного дерева изначально не германское, а кельтское. В культуре галлов ель была воплощением Древа Жизни (то есть Мирового Древа) благодаря своим вечно зеленым ветвям. Заметим попутно, что на русской почве обычай наряжать елку в народной среде не прижился, кажется, вплоть до революции - это объясняется не столько тем, что елка как символ Нового Года была изначально частью дворянской культуры, сколько другим обстоятельством: ель в народной славянской культуре неразрывно связана с миром мертвых (вспомним и современные похоронные венки), а "переназначить" символ гораздо труднее, чем утвердить новый. Поэтому в современные крестьянские дома елка как символ Нового Года пришла через городскую культуру.

Теперь рассмотрим убранство елки. Как станет видно, каждый вид украшений - мифологичен. Но означает ли это, что символика прошла сквозь столетия в актуальном состоянии, что люди, создавая игрушки, шарики, блестки, сознательно обращались к мифологемам? Конечно, нет! В данном случае, как и во многих других явлениях культуры, мы имеем дело с архетипами, заложенными в нашем подсознании; актуализация архетипов - процесс спонтанный и в подавляющем большинстве случаев неосознаваемый (подробнее см. об этом в наших предыдущих работах: на материале литературы - Баркова 1998 б, на материале изобразительного искусства - Баркова 2001).

На верхушке елки горит звезда. Мы все помним то время, когда эта звезда была красной кремлевской. До того она была восьмилучевой серебряной звездой Рождества, и, кажется, сейчас опять постепенно становится ею. Как это согласуется с тем, что было сказано выше - о том, что символ трудно "переназначить"? Как ни странно, согласуется легко, поскольку цвет и "идеологическая нагрузка" звезды - ни что иное, как вторичная мотивация символа. Глубинное значение этой звезды - вершина Мировой Оси, точка соприкосновения земного и небесного миров, то есть то место в мифологической картине мира, откуда горние силы посылают в срединный мир всё, что люди воспринимают как благо. (Заметим кстати, что звезды на башнях Кремля воплощали ту же мифологему, сколь бы ни были атеистами их создатели - но атеизм лишь способствует актуализации архетипов: на них не накладывается вторичная религиозная семантика. В случае с кремлевскими звездами мифологема читалась открыто: как пелось в советских песнях, свет этих звезд озарял всю страну, то есть они эманировали силу Власти, которая декларировалась как абсолютное благо для всего мира.)"

Архетипы легко меняют вторичную мотивацию, и рождественская звезда - это отнюдь не древнейшая трактовка звезды на вершине Мировой Оси, Мирового Древа. Обратившись к кельтской мифологии, сохранившейся в ирландских текстах, мы видим в качестве Мировой Оси копье верховного бога Луга, наконечник которого - Полярная звезда, центр небосвода

[Похищение Быка из Куальнге.С. 351, 487].

http://mith.ru/alb/mith/newyear.htm

Самый долгий в году 40-дневный Рождественский пост начнется 28 ноября. Миряне будут его соблюдать до 6 января. В такие дни нельзя будет употреблять молочные продукты, яйца. Специально для тех, кто будет поститься, составили календарь питания по дням.

Основная цель Рождественского поста 2018-2019 – подготовка души и тела к Рождеству Христову. Человек, который решил поститься, должен делать это сознательно, осознанно подходить к этому вопросу, понимать смысл религиозного воздержания.

Когда можно есть рыбу в Рождественский пост 2018-2019

Есть рыбу разрешается в выходные дни и те, на которые припадают церковные праздники (если это вторник или четверг). Во время Рождественского поста ее можно есть:

в ноябре – 29 числа;

в декабре – 1, 2, 6, 8, 9, 11, 15, 16, 18, 19, 22, 23, 29, 30 числа.

Что можно и что нельзя в Рождественский пост

За несколько дней до Рождественского поста необходимо обратиться к священнослужителю за рекомендациями, узнать, как правильно поститься. Также нужно покаяться, помолиться, попросить о благословении.

Нельзя в Рождественский пост допускать негативные мысли, злиться, конфликтовать, унывать, завидовать. Лучше не поститься, если понимаете, что не сможете не нарушить все запреты и правила. В постные дни запрещены увеселительные мероприятия, праздники, гулянья. Также нельзя вступать в интимные отношения – это будет большим грехом в Рождественский пост.

В постные дни запрещена пища животного происхождения. Из меню следует исключить масло с творогом, яйца с сыром, молоко, иные молочные продукты. Можно и нужно в пост есть разнообразные каши, супы, при этом сахарить и солить их нельзя. Во время Рождественского поста следует забыть о разнообразных приправах и маринованных овощах. Каждый день человек, который постится, должен есть свежие фрукты и овощи, насыщенные витаминами, орехи, мёд.

Нельзя в Рождественский пост свататься, жениться, также молодых не венчают в церкви. Недопустимо употреблять спиртные напитки.

Обязательно в постные дни читают молитвы.

Молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». (Поклон).

Согласно Евангелию от Луки, это покаянная молитва, которую произносил мытарь в притче о мытаре и фарисее. В этой притче Христос приводил молитву мытаря как образец покаяния и прощения милости Божией.

Молитва предначинательная: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех Святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Соблюдение Рождественского поста по дням

Постное меню должно состоять из сырых, вареных, тушеных, запеченных, соленых блюд. Разнообразить их следует салатами, соленьями, запеканками, рагу, пирогами. Чай, кофе нужно заменить соками, морсами, киселями, чаями.

Соблюдение поста по дням:

  1. ноябрь – 28 и 30, декабрь – 3, 5, 7, 12, 14, 17, 21, 24, 31, январь – 3: в эти дни необходимо готовить горячую пищу, например, гречневую кашу, постные супы.
  2. ноябрь – 29, декабрь – 1, 2, 4, 6, 8, 9, 13, 15, 16, 18, 22, 23, 29, 30: преимущественно «рыбные» дни. Заранее необходимо найти блюда из рыбы. Саму рыбку можно есть в любом виде.
  3. декабрь – 10, 11, 19, 20, 25-28, январь – 1, 5: пища, заправленная растительным маслом.
  4. январь – 2, 4, 6: сухоядение. Меню нужно составить из фруктов, овощей, орехов, мёда, грибов.

В период поста истинные христиане отказывают себе во многих слабостях. Православные должны исключить плотские утехи, любого рода развлечения, постоянно предаваться молитвам и каяться, очищаясь духовно. Помимо этого верующие придерживаются строгого меню, не позволяют себе ничего лишнего. Таким образом совершается очищение физического тела, преодоление пагубных привычек и соблюдение церковных требований. Так происходит испокон веков.

В рационе в основном преобладает постная и простая пища, состоящая из овощей, бобовых, макаронных изделий, зелени. Но по определенным дням разрешена рыба в пост. Немногие знают об этом. Давайте разберемся, в какие дни можно побаловать свой желудок данным продуктом.

Когда можно есть рыбу в пост?

Надо отметить, что даже в период Великого поста установлены определенные дни, разрешающие включать в меню рыбные продукты. К таковым относится Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу допускается употребление икры. Во время Успенского поста дозволяется есть рыбу в праздник Преображения Господня, в период Рождественского и Петрова поста - в субботу и воскресенье. Такое послабление (или даже отказ от говенья) позволительно и лицам, занимающимся активными физическими и умственными нагрузками, а также беременным, кормящим женщинам, маленьким детям, пожилым людям и пациентам с нарушениями ЖКТ.

Воздержание от питья и определенной пищи выражает полное покаяние и смирение мирян. Самым строгим и длительным считается Великий пост. В течение 48 суток верующий закаляет силу воли, характер и религиозное чувство.

За многовековую историю существования человечества придумано немало вкусных, полезных и разнообразных блюд. Рыба в пост может полностью заменить мясные деликатесы. Если проявить чуточку фантазии, подойти к процессу приготовления творчески, вы убедитесь, что можно легко отказаться от кулинарных стереотипов и питаться по религиозным канонам не в ущерб здоровью.

Желательно использовать нежирные сорта водных обитателей. Для этих целей отлично подойдут судак, минтай, хек, камбала, мойва, карась. Бесспорно, тоже очень полезна для организма и мозговой деятельности, но не каждый может позволить купить семгу или форель. Это не повод отказываться от лакомого блюда. Вполне подойдут натуральные консервы из рыбы - горбуши, нерки, лосося. Из этого деликатеса получаются изумительные супы и салаты. Если у вас уже потекли слюнки, то предлагаем перейти к интересным вариантам приготовления.

Питательное и вкусное рецепты из рыбы

Правильно питаться нужно не только в религиозные праздники, но в течение всей сознательной жизни. Заменив красное мясо на морепродукты и позвоночных животных, обитающих в речке, озере или океане, вы станете гораздо здоровей. Представленные рыбные постные блюда в сегодняшней статье порадуют всю семью за скромной вечерней трапезой.

Треска в маринаде

Будем использовать филе низкокалорийной и нежирной рыбы - трески. При желании можете заменить на любой другой вид, например хек или путассу. Вкусовые качества останутся на высоком уровне. Итак, что нам пригодится:

Килограммовая тушка рыбы;

Корень петрушки;

Пучок укропа;

Головка репчатого лука;

Крупная морковь;

Два средних помидора (свежих);

По щепотке соли и сахара.

В нашем случае подойдет как замороженная, так и свежая тушка. Ополоснем, выпотрошим, отделим от костей и шкуры. Мякоть нарежем на небольшие куски, выложим на дно кастрюли и зальем холодной водой. Для пикантности забросим и перец горошком.

Устанавливаем сильный огонь, дожидаемся закипания и отвариваем 15 мин. Готовое филе выложим шумовкой в тарелку, а из бульона приготовим вкусный маринад. Нашинкуем лук полукольцами, корень петрушки с морковкой необходимо натереть. Все овощи слегка поджарим на растительном масле.

Через пару минут влить бульон, положить нарезанные помидоры (отделенные от кожицы), измельченный укроп и желаемые специи. Протушить массу около 5-10 минут. Залить ароматным маринадом треску, охладить и получать удовольствие! Но помните: только в строго установленные даты можно есть рыбу в пост.

Запеченная горбуша с овощами

Познакомим вас с праздничным, красивым и чрезвычайно вкусным блюдом, которое прекрасно подойдет даже на торжественное мероприятие. В рецепте не столь важны пропорции продуктов, сколько качество их. Готовьте на нужное количество членов семьи или гостей. Необходимые составляющие:

Замороженная горбуша;

Лук, морковь;

Свежие помидоры;

Подсолнечное масло;

Зелень на свой вкус.

Чтобы филе не получилось суховатым, советуем полностью не размораживать тушку. Удалим голову, плавники, крупные кости, внутренности (если имеются) и нарежем на порционные кусочки, шкуру не снимаем. На устеленный фольгой противень выложим кожицей вниз горбушу. Желательно немного присолить и поперчить. На время оставим ее «отдыхать».

Нашинкуем лук полукольцами и спассеруем. Морковь натрем, с помидора снимем кожуру и порубим на кубики. Потом отдельно обжарим. Переходим к завершающей стадии: на каждый кусочек рыбного филе укладываем лук, поверх него - морковь с помидорами. Сбрызгиваем соком лимона. Заворачиваем края фольги, запекаем 20 мин при 180 градусах. За минуту до выключения духовки приоткройте фольгу, чтобы овощи подрумянились.

В пост - прекрасное кушанье, отличающееся высокой питательностью и пользой. Подавать в горячем виде с рисом либо картофельным пюре. Обязательно поставьте на стол и свежие овощи.

под томатным соусом

Легкое, малокалорийное и, главное, постное яство, которое быстро готовится из недорогих ингредиентов, что тоже немаловажно. В пост разрешается рыба без использования молочных продуктов, типа сыра, сметаны и майонеза. Набор компонентов:

Килограмм минтая (замороженного);

20 г муки;

Специи: черный перец, чесночная соль, сухой укроп.

Продукты для томатного соуса: ½ стакана пасты из помидор (выбирайте без содержания в составе консервантов), две луковицы, долька чеснока, 200 мл отфильтрованной воды, мука (15 г), перец, соль.

Сначала сделаем домашний маринад: мелко порубить репчатый лук, забросить в раскаленное масло, пассеровать до золотистого оттенка. Следом добавить томатную пасту, измельченный чеснок, указанные приправы и муку. В смесь влить воду, помешивать до загустения около 10 мин. Оставим соус остывать.

Пока займемся минтаем. Нарежем на небольшие куски, с двух сторон обсыпем солью, перцем, обваляем в муке или манке. Его нужно обжарить либо запечь. Залить готовое филе томатным соусом, охладить около трех часов. Присыпать укропчиком.

Котлеты из рыбы (постные)

Мякоть хека (килограмм);

Двести грамм черного хлеба;

Три дольки чеснока;

Панировочные сухари или манная крупа для обвалки;

Приправы, зелень по усмотрению.

Хлеб без корочек поломать руками, залить теплой водой, чтобы размяк. Через мясорубку или блендер пропустить хек, луковицу, чеснок и хлебный мякиш (предварительно отжать). В фарш добавить порубленную зелень, приправы. Можно использовать приправы, в составе которых присутствуют кориандр, перец черный, томаты, паприка.

Если фарш получается слишком жидким, всыпьте манку. Вымесите рыбную массу, сформируйте овальные котлетки, обваляйте в сухарях и обжарьте. Либо приготовьте в мультиварке, будет гораздо полезней. Остается придумать подходящий гарнир. Вот такая рыба в пост понравится абсолютно всем, в том числе маленьким деткам.

Тефтельки на быструю руку

Не располагаете лишним временем, а на ужин хотите приготовить нечто оригинальное, пикантное и легкое? Воспользуйтесь следующим рецептом. Весь процесс не займет у вас больше получаса. Потребуются:

Консервы из рыбы (сайры или тунца) - количество произвольное;

Кусочек булочки из ржаной муки;

Чеснок, лук и укроп;

Манная крупа.

Тщательно разомните консервированную рыбку с помощью вилки, смешайте с указанными ингредиентами. Приправьте солью и манкой. Можно использовать тертый картофель (сырой). Столовой ложкой отцедите фарш, выложите все тефтельки в форму, запекайте 10 мин. Для сочности добавьте в готовое блюдо томатный соус.

Надеемся, что вас приятно удивит сытное и вкусное постное меню. Рецепты доступны для каждого и не требуют особых кулинарных талантов. Напоследок опишем не менее оригинальный вариант приготовления в духовке.

Рыбно-овощная запеканка

Ингредиенты:

Картофель - 3 шт.;

Нежирная тушка рыбы, а точнее филе (килограмм);

Овощное ассорти: цуккини, болгарский перец, морковь, брокколи, чеснок, кинза.

Очистить картофель от кожуры, нарезать на тонкие ломтики, уложить на противень (смазать маслом). Следующим слоем будет нарезанное на полоски филе. Покрываем овощной шубой. Все овощи нарубить кубиками, протушить. Каждый слой посолить. Поставить в духовку на 30-40 мин.

Вы теперь знаете, какую можно рыбу в пост. Помните одно: ограничение в питании - дело не менее важное, чем духовное очищение и глубокая вера.

Людям, которые собираются соблюдать самый строгий Пасхальный пост (длится с 11 марта по 27 апреля 2019 года), конечно же важно знать все его правила. Наиболее важным является то, что и когда можно употреблять в пищу. Один из часто задаваемых вопросов – когда можно есть рыбу в пост перед Пасхой?

Пасхальный пост по праву считается самым строгим – в особенности это относится к первой и последней его неделям. В эти седмицы есть дни, когда принимать пищу запрещено полностью, а также такие, когда следует кушать продукты только в их натуральном виде, не подвергая какой-либо обработке.

Кроме того, согласно церковному уставу, в будни есть можно лишь один раз в день – вечером. В субботу и воскресенье правила не такие строгие – принимать пищу можно дважды на протяжении дня, ее разрешается готовить и добавлять растительное масло.

Когда можно есть рыбу в пост перед Пасхой в 2019 году?

На вопрос, можно ли есть рыбу в пост перед Пасхой, ответ простой – это разрешается делать лишь в определенные дни. Такими днями являются церковные праздники, которые отмечаются в указанный период.

Первый из них, дата проведения которого постоянна, и не зависит от дня Пасхи, — это Благовещение. Оно празднуется 7 апреля 2019 года, и, несмотря на пост, в указанный день христиане могут побаловать себя вкусными рыбными блюдами.

Но надо заметить, что если праздник Благовещенья приходятся на последнюю, Страстную неделю, то в этот день пост соблюдается по обычным правилам. Помимо Благовещения, рыбу разрешается кушать и в Вербное Воскресенье (21 апреля 2019 года) – последнее перед Пасхальным воскресеньем.

Интересным является и то, что накануне данного праздника, в так называемую «Лазареву субботу», 20 апреля в 2019 году, постящимся разрешено употреблять в пищу рыбную икру. Это делает указанный день одним из наиболее долгожданных, за весь период семинедельного поста.

Зная, в какие дни Пасхального поста можно есть рыбу, хозяйки, как правило, заранее продумывают, чем побалуют своих домочадцев.

Блюда могут быть жаренными, вареными, тушеными или запеченными. Подавать рыбу можно отдельно, или же в комбинации с гарниром из каши или картофеля. Лучшее сочетание – это рыба с рисом, а также с тушеными овощами.

Верующие люди, которые всегда соблюдают церковные посты, знают множество вкусных и калорийных рыбных блюд, разрешенных к употреблению в эти два праздничных дня Пасхального поста.

Это может быть как запеченная рыбная тушка, так и отдельные ее тушенные куски. Нередко из рыбного мяса делают фарш, после чего из него получаются вкусные тефтели или котлеты.

Рыбный суп – также прекрасный вариант насладиться вкусом, который кажется во время Пасхального поста насыщеннее и приятнее, чем в любое другое время.

Loading...Loading...