Зосимова пустынь мужской монастырь. Воскресная школа для детей

Паломничество в Смоленско-Зосимову пустынь

Рассказывает Анна Обыденова, мама Сони, Стаси и Маняши

аждое лето мы с семьей выезжаем на дачу, которая находится в районе железнодорожной станции Арсаки Ярославской железной дороги. Это недалеко от Александрова. Неподалеку от ст. Арсаки находится Смоленско-Зосимова мужская пустынь - мужской монастырь на территории военной части, куда мы ходим на воскресные и праздничные службы.
Нельзя сказать, что наша дача находится в живописном месте - вокруг столько садовых участков, что до какого-нибудь стоящего пейзажа нужно идти. Однако Смоленско-Зосимова пустынь искупает все недостатки нашего местоположения.
Освящен монастырь в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, а один из приделов Смоленского храма - в честь прп. Зосимы Соловецкого. Выбор этого святого не случаен - на месте, где впоследствии возник монастырь, в 17 в. подвизался прп. Зосима, схимонах Троице-Сергиевой Лавры. Смоленская Зосимова пустынь входила в число приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой лавры.
Жил прп. Зосима уединенно, однако окрестные жители знали об отшельнике. После его кончины на его могилу приходили верующие с различными просьбами и получали просимое. Там же был источник. Прошло много лет.
В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой лавры, к которой она и была приписана.
В конце XIX века, при игумене Германе, Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около ста монахов. В 1896 году заботами наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла после двухвекового запустения пустынь была восстановлена. В 1897-м над могилой основателя выстроили большой Смоленский собор (главный храм пустыни в честь Смоленской иконы Божией Матери был освящен в 1900 году), чуть позднее выстроили еще два каменных храма - Всех Святых и Сергия Радонежского.
Монастырь был довольно известным местом в начале 20 века. При монастыре существовал странноприимный дом для богомольцев. Благодатными почитались иконы кисти игумена Германа. За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский, принявший здесь постриг в 1898 году (в миру - Феодор Алексеевич Соловьев), духовный отец многих, кто искал совета, молитвенной помощи или утешения. Среди духовных детей старца была и великая княгиня Елизавета Феодоровна. Старчествовать он начал с 1906 года, а в 1916-м ушел в "полный затвор". Нарушил он его в 1917-м - не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона - нового патриарха Русской Православной Церкви.
После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919-го Троице-Сергиевой лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей св. Сергия Радонежского. Перед этим старцу Алексию явился преподобный Сергий Радонежский: "Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал свое тело, дабы град мой во веки был цел".
В начале февраля 1923 года умер игумен Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала "ликвидационная комиссия" и к лету 1923 года пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами.
Впоследствии здесь размещалась воинская часть. В марте 1992 года епископ Владимирский и Суздальский Евлогий получил прошение об открытии монастыря, а в апреле, на Пасху, стены Зосимовой пустыни вновь увидели молебен и крестный ход.
Сегодня монастырь живет и восстанавливается. В Смоленском храме находятся мощи прп. Зосимы Владимирского, прп. Германа и Алексия Зосимовских - настоятеля и старца Смоленско-Зосимовой пустыни.
Многие паломники отмечают удивительной красоты дорогу, ведущую к монастырю. Это несколько километров лесного шоссе, идти по которому летом очень приятно. Однако дорога не сразу приводит в монастырь. Как уже упоминалось, монастырь находится на территории военной части, и для того, чтобы туда попасть, необходимо миновать КПП, где паломникам оформляют пропуск без лишних вопросов и проволочек. Вообще, тема "Монастырь и военная часть" очень интересна. Так, до недавнего времени там был потрясающий мужской хор, а певчие и регент - солдаты. Также много солдат на воскресной литургии. На двунадесятые и местные праздники на службу приходит и военное начальство, и просто люди из военного городка.
Очень спокойное и одухотворенное место. В настоящий момент настоятелем монастыря является иеромонах Серафим, а всего в монастыре не больше 15 монахов (точно я не знаю).

По этой ссылке можно прочесть впечатления других современных паломников: http://www.trud.ru/trud.php?id=200511232190806&print=1
Приглашаем всех прихожан нашего храма посетить это удивительное место, а по возможности и нас там недалеко.

Смоленская Зосимова пустынь



Смоленская Зосимова пустынь

Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь - православный монастырь во Владимирской области, к востоку от железнодорожной станции Арсаки.

ПРЕПОДОБНЫЙ ЗОСИМА АЛЕКСАНДРОВСКИЙ

Преподобный старец схимонах Зосима, пустынножитель и чудотворец Александровский

На берегу небольшой речки Молохчи, возвышается холм, чьи склоны некогда были покрыты густым еловым бором. Тишина и безмолвие царили здесь. Лишь неугомонный щебет птиц да завывания метелей - все о свою пору - нарушали царящее затишье. Место это укрылось в стороне от торговой, так называемой «средней», дороги из Александрова к Троице, в Переяславль-Залесском уезде, в Кинильском стане, в даче пустоши, называемой Ульянина, издавна принадлежавшей сельцу Каравайкову и составлявшей до 20-х годов XVIII столетия вместе с двадцатью тремя пустошами, родовую вотчину господ Тимоновых.

Не без воли Божией, в неведомый день последней четверти XVII века, посетил эту пустошь старец Зосима, призываемый Богом к уединенной, отшельнической жизни. По душе пришлось старцу покойное место, значительно удаленное от людского жилья. Отшельник помолился Богу, испросил откровения Его святой воли и, познав в своем чистом сердце, что именно этот уединенный уголок предназначен ему для подвижничества и пустынножительства, остался здесь навсегда. Он поставил тут деревянную часовню и келью и начал вести безмолвную жизнь, руководствуясь в своих подвигах и лишениях примером подвижничества преподобного Сергия, житие которого ему,как добродетельному иноку Свято-Троицкой Сергиевой обители, было хорошо известно не только по книгам, но и по преданиям.

Кельей схимонаха Зосимы была тесная, малая изба, в углу которой размещалось все его богатство - несколько образов. Пни в лесу служили сиденьем и местом отдыха. Близ речки Молохчи он собственноручно вырыл колодец, доставлявший ему прекрасную ключевую воду.

Старец Зосима

Старец Зосима был избранником Божиим. Жизнь в лесной пустоши, удаленной от человеческих взоров, не устраивается по произволу и разуму человеческому; она определяется по особому смотрению, призванию и откровению Божию. Блаженный подвижник был из числа тех людей, о которых св. апостол Павел говорит, что они скитались,… терпя недостатки, скорби, озлобления, и весь мир не был достоин их 1 . Мир, по своему недостоинству, сначала не понимает великих молитвенников, но затем в какой-то момент прозревает и начинает их ценить, ищет в пустынях.

Неизвестно, с каких лет был иноком блаженный старец схимонах Зосима, но, вероятно, он был призван Господом с малолетства. В этом убеждают нас его высокие добродетели. Чтобы достичь чистоты сердца, сделаться обителью Духа Святаго и быть призванным к уединенному жительству в пустыни - надо трудиться на пути духовного делания очень долго, много десятков лет быть истинным монахом. А истинный монах только тот, говорит св. Иоанн Лествичник, кто во всяком месте и деле, во всякое время руководствуется единственно Божьими заповедями и Божьим словом. Только исполнители правды Божией могут возобладать над своим сердцем и своею плотию. Инок должен сперва обучаться деланию заповедей в обществе человеческом, где духовное делание сопряжено с деланием телесным, а потом уже, достигнув достаточного преуспевания, заняться исключительно и духовным деланием в отшельничестве или в безмолвии, если окажется способным к тому. Но далеко не каждый способен к безмолвию и отшельничеству.

Чтобы сделаться способным к пустынножительству надо много лет трудиться, терпеть искушения и скорби, бороться со cтрастями. Без сомнения, старец Зосима много лет монашествовал, жил сперва под руководством опытных старцев, стремился к совершенству, был исполнителем правды Божией, получил все блага и Дары, какие только мыслимо приобрести подвижническою жизнью в монастыре, но, по заповеди Христовой, восхотел окончательно распять свою плоть на кресте отшельничества, и удалился к совершенно уединенной созерцательной и мученической жизни, подражая вере великого и преподобного наставника Свято-Троицкой обители. Он явился на указанную ему Господом, благословенную Ульянину пустошь уже будучи схимонахом. Крестьяне окрестных сел, в числе которых был и Семен Ермолаев и Иван Прокофьев, жившие уже в XIX веке, показывали, что место это издревле называлось пустынькою; был тут монастырь и церковь, но в чье имя не известно; разрушена во время нашествия Литвы и поляков; после того остались тут только два отшельника: схимонах Зосима и его келейник Иона; на месте церкви Зосима приказал плотнику, крестьянину села Никульское Андрею Кляузину, построить часовню.

Неизвестно, сколько лет провел схимонах Зосима в отшельничестве, пока открыл его мир, и народ стал стекаться к нему толпами за советом и наставлениями, но, во всяком случае, слава его возросла не ранее, как за десять лет до смерти.
«Монах подобен воину, идущему на брань, который отовсюду ограждает тело свое полным вооружением, - говорит преподобный Ефрем Сирин, - трезвится до самой победы, и беспокоится, чтобы вдруг не напал на него враг, и чтобы ему, если не примет предосторожностей, не попасть в плен».
«Какой ум может представить себе и какой язык сможет передать желания святого,- по словам блаженного Епифания, ученика преподобного Сергия, описавшего его житие, - его первоначальное рвение, любовь к Богу, тайную доблесть его подвига; возможно ли правдиво описать уединение святого, его дерзновение, стенания, непрестанные молитвы, которые он обращал к Богу; кто расскажет о его слезах теплых, душевном плаче, сердечных воздыханиях, всенощных бдениях, усердном пении, непрестанных молитвах, стоянии без отдыха, прилежном чтении, частых коленопреклонениях, голоде, жажде, лежании на земле, духовной нищете, во всем скудости и недостатке: что ни назови – ничего не было. Прибавим ко всему этому борьбу с бесами – видимые и невидимые сражения, столкновения, страхования от демонов, диавольские наваждения, страшилища пустыни, ожидание неизвестных бед, встречи и нападения свирепых зверей»

Все подвижники испытывают в пустынях, как говорили раньше, страхования и, конечно, отец Зосима прошел чрез ту же борьбу с демонами, как и преподобный Сергий, которого мучили полчища бесов. Об этом мог бы поведать сопутник его по отшельничеству, монах Иона, но, вероятно, он был неграмотный, а позднейшие пустынножители не озаботились описать житие своего мудрого духовного отца и наставника.

Драгоценным вкладом в житие Зосимы служит небольшая тетрадь, вмещающая в себе рассказ уже слепого старца Симеона Ермолаева, который был несколько лет сторожем у могилы Зосимы и хорошо помнившего многое из рассказов своих предков. В ней говорится, что отец Зосима отличался большим умом, был человеком святой жизни; к нему стекались со всех сторон благочестивые люди за наставлением. Молва о подвигах отшельника привлекала к нему не только желавших подражать ему и следовать за ним по избранному пути жития иноческого, но даже и лиц Царской фамилии. Чтила старца сестра Петра Великого, царевна Наталия Алексеевна. Приезжали знатные люди, вельможи и дворяне. На пожертвования царевны Натальи выстроили особую часовню, которую богомольцы разукрасили образами, двор с кельей и омшаник для пчел. Около отца Зосимы мало-помалу собрались иноки, в числе которых предание помимо Ионы называет и Кирилла. Здесь образовалось некое подобие пустынного общежития.

Несомненно, что схимонах Зосима обладал великим и редким даром совета, так называемого старчества. Народ к нему притекал толпами; он с каждым беседовал, как проповедник и учитель; ему были искренно и сердечно преданы все окрестные жители, - почему крестьяне с такою любовью и хранили не только могилу схимонаха, но и передавали из поколения в поколение предания о его житии.

Среди источников своего очерка прп. Серафим указывает тетрадку, писанную со слов старца Симеона. В настоящее время не обнаружена. В одно из своих посещений царевна нашла старца Зосиму очень больным, сильно огорчилась и просила его келейника Иону дать ей знать в Москву в случае кончины пустынника. «Я приеду к нему на погребение», - сказала она. Вскоре после ее отъезда, в половине июня, старец скончался. Говорили, будто бы он завещал похоронить его без всяких почестей, а в случае же неисполнения этой его воли, он более ста лет не явится людям. Но известно, что сейчас же после его преставления отправили гонца в Москву. Известие о кончине старца застало Царевну больной; она не могла приехать, но будто бы пожертвовала большую сумму на погребение и прислала архиерея и певчих, чтобы похоронить его со всеми почестями. Могилу себе он ископал ранее и выложил ее кирпичом. Погребение, как передавали предки, было великолепное; народу стеклось очень много. Это было, по исследованию летописцев, в 1710–1713 гг.

Для богомольцев кончина блаженного старца, то, что они потеряли в его лице дивного молитвенника, было великим горем. Народ притекал в часовню Ульяниной пустыни, чтобы проститься со старцем, лежавшим нетленно в гробу, на виду всех, в продолжение трех недель. По неложному слову Писания, Господь не дал преподобному Своему видети истления (Деян. 2, 27; Псал.15, 10.).

Господь умножал Свои благодатные силы на могиле подвижника. Чудеса по молитвам старца Зосимы все более и более укрепляли веру в его святость, люди сохраняли благоговейную память о нем самом, и о пустыни. В середине ХIХ века на месте бывшей часовни стоял большой липовый крест с врезанным в середину малым литым медным крестом. Однако со временем народа приходило все меньше и о пустыньке постепенно стали забывать.

Преподобный Серафим, ссылаясь все на того же старца Симеона Ермолаева, сообщает, что, примерно, в середине XIX века происходили случаи явлений Зосимы пильщикам леса. Там же пастухи видели огонь. Праведный старец Симеон раскопал то место и нашел могилу, выложенную камнем. Увидал и даже коснулся нетленного гроба. Дивное благоухание разлилось вокруг, и старец со своим помощником решили снять крышку, как вдруг ударил сильный гром, сделалось темно от тучи… Когда закончили пилку дров, то неизвестно от чего вся пустошь загорелась. Испуганный Симеон взял крест и обошел с ним пожарище, огонь сразу погас.

Вера в целительную силу была так велика, что местные крестьянки приносили своих недужных деток на могилку старца. Случаи исцелений продолжаются и в наши дни. В 2001 году жительница Сергиева Посада Данилова Надежда Тимофеевна, посетив Зосимову пустынь, собрала на раке преподобного капельки масла и смазала болячку, которую врачи безуспешно пробовали удалить в течение пяти лет - кожа вскоре очистилась.

21 мая 2006 года Лазарева А.В. из поселка Бужаниново привезла потерявшего зрение сына на колодец прп. Зосимы. После того, как глаза промыли, юноша сразу начал различать цвета, пошел процесс восстановления и, спустя некоторое время, зрение полностью восстановилось.

Прославлен старец Зосима был уже в конце двадцатого века. 26 июля 1994 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении епископов Владимирского и Суздальского Евлогия, Истринского Арсения, наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста и других совершил молебен новопрославленному местночтимому святому Зосиме.

Память преподобному Зосиме, пустынножителю, Алксандровскому чудотворцу празднуется 15/28 июня .

Тропарь преподобному схимонаху Зосиме, пустынножителю, Александровскому чудотворцу

Глас 4
Добродетелию препоясався, стяжал еси дух мирен в житии твоем, подражая доблественне подвигом преподобнаго аввы Сергия, устроителя Троицкия обители, из нея же исшел в место пустынное и тамо, победив демонския полки, прославился еси яко истинный воин Христов. Темже почитающе память твою с верою вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Зосимо, преподобне отче наш.

Кондак преподобному Зосиме, пустынножителю, Александровскому чудотворцу

Глас 4
Доброплодная отрасль древа благочестия явился еси, преподобне отче Зосимо. и яко финикс процвел еси в пустыном житии, сияя светом любве всем притекающим к тебе с верою, даруя просящим исцеления в болезнех душевных и телесных, сего ради усердно взываем ти: моли за ны ко Господу да спасет души наша.

Величание

Ублажаем тя, преподобне старче наш Зосимо, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Смоленская Зосимова пустынь была основана в 1680-х годах схимонахом Зосимой, выходцем из Троице-Сергиева монастыря, которому удалось собрать возле себя несколько человек братии. Однако после кончины старца большая часть братии покинула монастырь, который практически запустел. Тем не менее, могила праведника почиталась окрестными жителями как святыня.

Пустынь была восстановлена в конце 1890-х стараниями наместника Троице-Сергиевлой лавры архимандрита Павла (Глебова) и назначенного в 1896 году строителем пустыни духовника Гефсиманского скита иеромонаха Германа (Гомзина) († 30 января 1923 г.); явилась одним из центров старчества.


Так выглядела Свято-Смоленская Зосимова пустынь в начале ХХ века

С 1897 по 1923 годы обителью управлял схиигумен Герман. К тому времени относятся все сохранившиеся каменные здания монастыря.


Открытка начала XX-го века



Надвратная колокольня



Надвратная Всехсвятская церковь. 1899 г.

Центральные ворота надвратной Всехсвятской церкви

Правые ворота надвратной Всехсвятской церкви

Оригинальная постройка псевдорусского стиля над северными Святыми воротами монастыря. Здание увенчано высокой епанчовой кровлей и фланкировано башенками. Возвращена монастырю в 1990-х, отреставрирована.


Икона Смоленской Божией Матери в Смоленско-Зосимовой Пустыни

В 1900 году в монастыре был освящен главный храм в честь Смоленской иконы Божьей Матери.






Собор во имя Смоленской Богоматери Смоленской. 1894-1900 гг.

Первая церковь была перестроена из кирпичной часовни 1878 г., стоящей на месте существовавшей с XVIII в. часовни над захоронением прп. Зосимы, разобрана в 1893 г. Обширный краснокирпичный храм в псевдорусском стиле на ее месте выстроен по проекту А. А. Латкова. Боковые приделы Архангела Рафаила и Зосимы Соловецкого. Закрыт в 1920-х г., главы сломаны. Открыт в 1992 г., отремонтирован.

В храме мощи прп. Зосимы и старца пустыни прп. Алексия.



Северо-восточная башня ограды


Северо-западная башня ограды

Юго-восточная башня ограды


Надкладезные часовни. 1893 г.

Здания монастырской водокачки (нач. ХХ в.), построенные над артезианской скважиной в Смоленской Зосимовой пустыни.



Звонница






Западный братский корпус


Северное крыльцо церкви Сергия Радонежского. 1893 г.

Небольшой храм псевдорусского стиля в 2-этажном кирпичном корпусе монастырской трапезной, стоящем с юга от собора. Венчание сломано, здание используется военной частью.

С 1898 года до закрытия монастыря в 1923 году, здесь подвизался старец Алексий (Соловьёв).

В мае 1923 года монастырь (существовавший как артель) был окончательно закрыт.
Возобновлён в апреле 1992 года.
В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преп. Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января) , а в 2000 г. преп. Алексия (память 2 октября) .

Св. отец Алексий


Рака с мощами св. Алексия

Отец Алексий прожил долгую жизнь. По окончании Московской Духовной семинарии в 1866 г. он женился, но прожил со своей горячо любимой супругой всего четыре года до ее кончины. Батюшка, тогда диакон, остался с малолетним сыном Мишей на руках.
28 лет прослужил он диаконом в храме святителя Николая в Толмачах.
В 1895 г. он был рукоположен митрополитом Московским Сергием в пресвитеры к Большому Успенскому собору за свои душевные качества и необыкновенную музыкальность. Батюшка давно бы ушел в монастырь, если бы не его долг перед домочадцами.
Только в 1898 г., когда его сын окончил Высшее техническое училище и женился, он принимает монашеский постриг с именем Алексий в Зосимовой пустыни. Через восемь лет, после кончины старца Гефсиманского скита Варнавы, он начинает старчествовать. Духовная опытность, сила молитвы и необыкновенная прозорливость привлекали к нему многих. Иногда отец Алексий принимал по несколько сотен людей в день.
В мае 1916 г. он ушел в полный затвор, но через год нарушил его, так как его избрали на Поместный собор Русской Православной Церкви. Именно старец Алексий 5 ноября 1917 г. вытянул жребий с именем будущего патриарха Тихона.
В январе 1923 г. скончался игумен Герман, а на другой день после его погребения в монастырь нагрянула ликвидационная комиссия. Старец со своим келейником переехал в Сергиев Посад и жил на частной квартире до самой своей кончины 2 октября 1928 г.
В 1994 г. нетленные мощи иеросхимонаха Алексия были перенесены и поставлены в соборе возрожденной Свято-Смоленской Зосимовой пустыни.

Память - 2 октября .
Празднуя память преподобного Алексия, должны просить, его святых молитв за нас пред Господом». По окончании литургии настоятель монастыря игумен Серафим поздравил всех с праздником и пожелал всем помощи Божией: «Господь говорит: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Мы ищем мирских увеселений и забываем о том, что человек призван уподоблять свою жизнь Христу Спасителю. Преподобный Алексий стяжал мир душевный на земле. Мы видим плоды духа преподобного. Пусть молитвенный покров святого Алексия Зосимовского будет со всеми вами. Преподобный отче Алексие, моли Бога о нас. Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь
. Александровский р-н, с. Лукьянцево
Смоленская Зосимова мужская пустынь. Александровский р-н, пос. им. Ленина
Упразднённые монастыри Александровского уезда .
МОНАСТЫРИ Владимирской области

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь основана в последней четверти ХVII века ищущим уединения и молитвенного подвига схимонахом Зосимой, выходцем из Троице-Сергиевой лавры. Не сохранились точные даты рождения и блаженной кончины старца. Известно только, что при жизни он стяжал великий дар советования и молитвенного дерзновения ко Господу, что уже при жизни почитался народом, за советом к которому шли и простолюдины и особы царской семьи. Глубоко почитала старца царевна Наталия Алексеевна, сестра Петра I. Её стараниями выросла и украсилась в пустыни часовня.

После кончины старца жизнь в основанной им пустыни замерла, рассеялась или почила немногочисленная братия. Лишь могила старца, с построенной над ней часовней, привлекла к себе страждущие души, искавшие помощи и утешения.

Промыслом Божием в 1896 году в обитель назначается настоятелем духовник Гефсиманского скита игумен Герман (Гомзин). С его приходом обитель расцветает. Строится новый Смоленский собор, братские корпуса, заводится образцовое хозяйство. Но, и это главное, обитель растёт духовно. Отец Герман, воспитанник Гефсиманского старца иеросхимонаха Александра (Стрыгина) вводит в обители строгий монашеский устав, совершаются длительные, с умилительным «Зосимовским» пением, богослужения. В помощь к отцу Герману Бог посылает в обитель ещё одного великого подвижника, протопресвитера Большого Успенского Собора Московского Кремля Феодора Соловьёва, который принимает в обители монашеский постриг с именем Алексий и становится духовником Пустыни. Оба старца неустанно трудятся над спасением душ братии и многочисленных поломников-богомольцев, ищущих совета старцев. Много раз приезжала в пустынь Великая княгиня Елизавета, всячески помогая в различных нуждах монастыря. В те времена Зосимова пустынь снискала среди православных славу духовного центра России, её с любовью называли «Северной Оптиной».Так велик был авторитет её дховника, иеросхимонаха Алексия (Соловьёва), что именно ему на историческом Поместном Соборе в 1917 году было доверено вынимать жребий с именем будущего Патриарха. Тогда нелёгкий жребий Патриаршего служения выпал на святителя Тихона.

Алексей ★★★★★

(30-11-2014)

После посещения просто поражен этим местом. Монастырь очень беден, это видно везде и во всём, но это не отталкивает, а притягивает. Там такая искренность, такой службы, такого искреннего служения не видел. Идеальное место для душевного очищения.
Просто поразил хор солдат.
Советую посетить, но если требуется уединения, лучше приезжать в будние дни.
Рекомендую.

Гуртовой Евгений ★★★★★

(1-11-2014)

я служил там срочку.....обязательно хочу там оказаться как ни будь.....самое страшное что на святых мощах показывали кино и танцевали 2 раза в неделю при СССР.......В 92 Г МОНАХИ СТАЛИ ЗАСЕЛЯТСЯ,ДАЛЬШЕ НЕ ЗНАЮ....

Монастырь находится на территории воинской части. Приехали вечером в субботу, попросили права, выписали пропуск, проверили багажник. Монастырь реставрируется, конечно, много еще что нужно сделать. Думаю, что в солнечную погоду, тут очень красиво. Нам с погодой не повезло, от чего монастырь казался немного мрачным. Попали на службу. Когда только входили в храм, нас поразило очень красивое пение. В церковном хоре пели солдаты, проходящие службу в воинской части. Честно говоря такого красивого пения не слышали ни где. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Остались на службу. Наше присутствие вызвало большой интерес, как у немногочисленных прихожан, так и среди духовенства. Нас разглядывали с неподдельным интересом. Что было не особо приятно. В целом все понравилось. Дорога при подъезде к монастырю очень узкая, а местные не особо утруждают себя сбрасывать скорость на поворотах, того и гляди снесут ухо у машины.

Ангелина и Ольга ★★★★★

(3-09-2013)

Этот монастырь - для тех, кто действительно нуждается в искренности, намоленности самой обители и мест, где он находится, кто хочет "почистить" свою душу от накопившейся пустоты, бессмысленной праздности и ежедневного равнодушия к судьбам рядом живущих людей. Ему почему- то веришь с первого посещения и первого впечатления. Сюда хочется приезжать вновь и вновь. Очень бы хотелось, чтобы он силами монахов, ни один из которых не претендует на святость, непогрешимость и "руководство...продолжение src="/jpg/plus.gif">

душами" паломников, оставался местом, где люди могли бы "чистить себя", а не красоваться и не соревноваться на фоне монастыря в знании истории, русского языка и знании не совсем красивых сторон жизни и быта монахов, простодушно доверенных Вам. Они -одни из нас, хотя может и знают русский язык хуже, только раньше нас решили стать лучше и оставить после себя что-нибудь стоящее. Получается ли это у них - не нам судить. На место Вашего духовника никто из них не претендует. Для каждого из них - это тяжкое испытание, а для Вас - радость общения с человеком, которому бесконечно доверяешь, и который находит личное время, чтобы искренне и несуетно вникнуть в твои проблемы и выслушать тебя, и не выложит потом твои "болячки" на сайте. Для нас с дочерью таким человеком стал о. Варнава, общение с которым помогает нам преодолевать серьезные жизненные проблемы, что не исключает нашего уважения к другим монахам обители. Лично у нас монахи ничего не просили, даже когда их спрашиваешь об этом. Но, по нашим наблюдениям, они крайне нуждаются буквально во всем, поэтому, если соберетесь туда, то можно помочь всем, чем сможете. О результатах союза армии и монастыря спросите лучше солдат и послушайте православный хор инженерных войск России. Побольше бы людей, которые хоть что-то делают для возрождения православия в России, помогают нуждающимся в добром слове, и помогают чужим сыновьям осознать такие понятия как Русь, Вера и Отечество.

Алексей Зверев ★★★★★

(16-09-2012)

Для проезда в монастырь надо заранее договориться по телефону монастыря 84924494711, это коммутатор и попросить соединить с номером 2-35. Еще можно позвонить о. Мелхиседеку, это эконом монастыря, по мобильному 89209410534. Если захотите переночевать в монастыре, то также нужно получить его благословение. Ночлег и трапеза в монастыре бесплатные, но могут попросит помочь на послушаниях.Мы с женой когда были ее попросили помочь помыть посуду после ужина, я остался незадействованным.Исповедовались мы у старенького батюшки, схимника о. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Зосимы, это было такое, что запоминается на всю жизнь. Еще запомнилось дивное пение солдатского хора на службе. Но главное это конечно возможность приложиться к мощам святых, которые утром открывают. Мощи святого Зосимы источают чудесный аромат.

★★★★★

(15-08-2012)

Русским православным верующим и просто всем,любящим свою историю, неповторимую архитектуру русских храмов, красоту природы и святые места надо обязательно посетить Свято-Смоленскую Зосимову мужскую пустынь.Для меня было потрясение и открытие этих мест заново через 34 года.
Родители служили в воинской части и в те года Смоленский собор был жемчужиной и украшением тех мест, хотя и использовался не по назначению.Посетила вновь только в апреле 2012 году с паломнической поездкой.Необыкновенные чувства и переживания!!!. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Благословенные места детства и отрочества,воспринимаю как чудо такое возрождение этих святых для всех христиан мест.

Татьяна Лебедева ★★★★★

(18-07-2012)

В мае 2012г с мужем поехали на автомобиле в Арсаки. Живем и работаем в Переславле-Залесском. Он военврач, я экскурсовод. Много лет назад детство мужа проходило в войсковой части Арсак. Наше путешествие в Смоленско-Зосимову пустынь стало самым памятным событием года. Поклон земной отцу Варнаве. Респект и благодарность служащим вч. Трудникам и руководству монастыря - долгие лета! Мы вернемся не раз. И обязательно останемся на службе.

Галина ★★★★★

(12-07-2012)

Мы прибыли вечером. На улице зима. Красота необыкновенная. Зашли в храм, полумрак, горят свечи. На душе сразу стало тихо и тепло. Прихожан немножко: гражданские и военные. Стоят все тихо, склонив головы... Каждый молится о своем. Из алтаря слышно молитву священника ко Господу. А в левом приделе храма идет исповедь. И так страшно идти к батюшке Варнаве на исповедь. Его глаза смотрят тебе в душу. Можно ничего не говорить, он все видит и ласково наставляет. Нет ничего лучше этой минуты, когда за тебя дорогой батюшка Варнава возносит молитву ко Господу о прощении твоих грехов и милости к тебе-грешному. ...

Александровская епархия Тип мужской, общежительный Основатель преподобный Зосима Владимирский Дата основания вторая пол. XVII века Дата упразднения 6 мая 1923 года Реликвии и святыни мощи преп. Зосимы, преп. Германа (Гомзина), преп.Алексия (Соловьева), чтимая икона Божией Матери Смоленская (Одигитрия) Настоятель игумен Серафим (Семилетов) Статус Действующий Состояние действующий Сайт

Свя́то-Смоле́нская Зоси́мова пу́стынь - мужской монастырь Александровской епархии Русской православной церкви , расположенный в Александровском районе Владимирской области , к востоку от железнодорожной станции Арсаки.

Первоначально основана в конце XVII века ; до 1919 года была приписана к Троице-Сергиевой лавре ; возобновлена в нынешнем виде в 1992 году .

История

Основана в 1680-х годах схимонахом Зосимой , выходцем из Троице-Сергиева монастыря , которому удалось собрать возле себя несколько человек братии. Спустя некоторое время в монастырь устремились многочисленные паломники. Среди них, в частности, была сестра Петра I Наталья Алексеевна . Однако после кончины старца большая часть братии покинула монастырь, который практически запустел. Тем не менее, могила праведника почиталась окрестными жителями как святыня. Сюда, как гласит предание, наведывалась будущая российская императрица Елизавета Петровна , которая не по своей воле долгое время проживала в расположенном поблизости городе Александрове .

Пустынь была восстановлена в конце 1890-х стараниями наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Павла (Глебова) и назначенного в 1896 году строителем пустыни духовника Гефсиманского скита иеромонаха Германа (Гомзина) († 30 января 1923); явилась одним из центров старчества

Пустынь часто посещали члены московского религиозно-философского кружка во главе с Михаилом Новосёловым , который старался приобщить к Зосимовой пустыни своих друзей, особенно колеблющихся, в том числе Николая Бердяева и Сергея Булгакова . Постоянно бывал в Зосимовой пустыни Павел Флоренский .

В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преп. Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января) а в 2000 году преп. Алексия (Соловьёва, также для общецерковного прославления, память 2 октября)

Напишите отзыв о статье "Смоленская Зосимова пустынь"

Примечания

Ссылки

  • zosymova-pustin.ru Официальный сайт монастыря:
  • // Донской монастырь
  • Митрополит Вениамин (Федченков) .
  • на сервисе Яндекс.Панорамы .

Отрывок, характеризующий Смоленская Зосимова пустынь

– Да, да, – сказал Пьер. Но адъютант, повернув лошадь, ехал дальше.
– Здесь то слава богу, – сказал адъютант, – но на левом фланге у Багратиона ужасная жарня идет.
– Неужели? – спросил Пьер. – Это где же?
– Да вот поедемте со мной на курган, от нас видно. А у нас на батарее еще сносно, – сказал адъютант. – Что ж, едете?
– Да, я с вами, – сказал Пьер, глядя вокруг себя и отыскивая глазами своего берейтора. Тут только в первый раз Пьер увидал раненых, бредущих пешком и несомых на носилках. На том самом лужке с пахучими рядами сена, по которому он проезжал вчера, поперек рядов, неловко подвернув голову, неподвижно лежал один солдат с свалившимся кивером. – А этого отчего не подняли? – начал было Пьер; но, увидав строгое лицо адъютанта, оглянувшегося в ту же сторону, он замолчал.
Пьер не нашел своего берейтора и вместе с адъютантом низом поехал по лощине к кургану Раевского. Лошадь Пьера отставала от адъютанта и равномерно встряхивала его.
– Вы, видно, не привыкли верхом ездить, граф? – спросил адъютант.
– Нет, ничего, но что то она прыгает очень, – с недоуменьем сказал Пьер.
– Ээ!.. да она ранена, – сказал адъютант, – правая передняя, выше колена. Пуля, должно быть. Поздравляю, граф, – сказал он, – le bapteme de feu [крещение огнем].
Проехав в дыму по шестому корпусу, позади артиллерии, которая, выдвинутая вперед, стреляла, оглушая своими выстрелами, они приехали к небольшому лесу. В лесу было прохладно, тихо и пахло осенью. Пьер и адъютант слезли с лошадей и пешком вошли на гору.
– Здесь генерал? – спросил адъютант, подходя к кургану.
– Сейчас были, поехали сюда, – указывая вправо, отвечали ему.
Адъютант оглянулся на Пьера, как бы не зная, что ему теперь с ним делать.
– Не беспокойтесь, – сказал Пьер. – Я пойду на курган, можно?
– Да пойдите, оттуда все видно и не так опасно. А я заеду за вами.
Пьер пошел на батарею, и адъютант поехал дальше. Больше они не видались, и уже гораздо после Пьер узнал, что этому адъютанту в этот день оторвало руку.
Курган, на который вошел Пьер, был то знаменитое (потом известное у русских под именем курганной батареи, или батареи Раевского, а у французов под именем la grande redoute, la fatale redoute, la redoute du centre [большого редута, рокового редута, центрального редута] место, вокруг которого положены десятки тысяч людей и которое французы считали важнейшим пунктом позиции.
Редут этот состоял из кургана, на котором с трех сторон были выкопаны канавы. В окопанном канавами место стояли десять стрелявших пушек, высунутых в отверстие валов.
В линию с курганом стояли с обеих сторон пушки, тоже беспрестанно стрелявшие. Немного позади пушек стояли пехотные войска. Входя на этот курган, Пьер никак не думал, что это окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении.
Пьеру, напротив, казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых незначительных мест сражения.
Войдя на курган, Пьер сел в конце канавы, окружающей батарею, и с бессознательно радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него. Изредка Пьер все с той же улыбкой вставал и, стараясь не помешать солдатам, заряжавшим и накатывавшим орудия, беспрестанно пробегавшим мимо него с сумками и зарядами, прохаживался по батарее. Пушки с этой батареи беспрестанно одна за другой стреляли, оглушая своими звуками и застилая всю окрестность пороховым дымом.
В противность той жуткости, которая чувствовалась между пехотными солдатами прикрытия, здесь, на батарее, где небольшое количество людей, занятых делом, бело ограничено, отделено от других канавой, – здесь чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление.
Появление невоенной фигуры Пьера в белой шляпе сначала неприятно поразило этих людей. Солдаты, проходя мимо его, удивленно и даже испуганно косились на его фигуру. Старший артиллерийский офицер, высокий, с длинными ногами, рябой человек, как будто для того, чтобы посмотреть на действие крайнего орудия, подошел к Пьеру и любопытно посмотрел на него.
Молоденький круглолицый офицерик, еще совершенный ребенок, очевидно, только что выпущенный из корпуса, распоряжаясь весьма старательно порученными ему двумя пушками, строго обратился к Пьеру.
– Господин, позвольте вас попросить с дороги, – сказал он ему, – здесь нельзя.
Солдаты неодобрительно покачивали головами, глядя на Пьера. Но когда все убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие, подобное тому, которое солдаты имеют к своим животным: собакам, петухам, козлам и вообще животным, живущим при воинских командах. Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой.
Loading...Loading...