Икона пресвятой богородицы в болгарии. Христианские иконы болгарии

Болгария – страна с многовековой историей. Ежегодно тысячи туристов посещают эту страну, для того, чтобы не только приобщиться к ее истории, а также совершить паломничество к святым местам Болгарии. Меня эта страна заинтересовала с религиозной стороны, поскольку основной религией здесь является – христианство. Я давно хотел посетить церкви Болгарии, а так же посмотреть ее иконы. Все иконы Болгарии здесь выполнены в особом стиле на листах кипарисового или липового дерева, основное покрытие на них – гипс или клей, иногда для верхнего покрытия используют алебастр. Лики Христа и Матери Божьей, наиболее популярные персонажи икон. Болгарские церкви носят названия своих главных икон.

Иконы Болгарии, творящие чудеса

Коренные жители Болгарии утверждают, что в их стране есть несколько икон, творящих чудеса. Рассмотрим некоторые из них. Самой популярной среди паломников считается икона Святая Богородица Бачковского монастыря. Именно ей приписывается много чудес, например, она покровительствует больным и обездоленным, дарует детей парам, уже отчаявшимся завести потомство. Так же об избавлении от недугов следует просить икону святого мученика Авраамия Болгарского. Еще при жизни Авраамий помогал странникам, а также нищим. Святые Болгарии помогают всем, кто их об этом попросит, однако людям с нечистыми помыслами иконы Болгарии не помогут никогда, поскольку святые лики, изображенные на них когда- то пострадали за свою веру, но так и не отреклись от нее.

Болгарская икона имеет тысячелетнюю историю. В хранилищах храма "Александр Невский" в Софии можно проследить развитие искусства иконописи в Болгарии в течение веков, типичной для православных стран. Иконы можно встретить во всех музеях и церквях Болгарии.

Иконы в Болгарии пишут на плоских досках липового или кипарисового дерева. Доски покрывают клеем и гипсом, иногда сверху наносится слой алебастра. Раньше художники использовали в качестве красок порошки на натуральной основе, растворенные в воде или в яичном желтке, фиксировали их защитным лаком из льняного масла и смолы. Некоторые иконы частично покрыты ризами (слоем рельефного металла), подчеркивающими лица и руки, изображенных святых.

Икона - это объект культа. Икона создана, чтобы убеждать в присутствии Всевышнего, к ней обращены молитвы христиан. Через икону создается своеобразный способ общения человека с Богом. Чаще всего на иконах встречаются изображения Христа, Святой Девы с младенцем, других святых, а также разнообразные библейские сюжеты. Каждая церковь имеет икону с образом того святого, в честь которого она названа.

Самые старые болгарские иконы написаны на керамических плитах. Такими являются иконы из монастырей эпохи Второго болгарского царства, находящихся около Преслава. В XIII веке строгие лица святых, рисуемые сначала плоскими скупыми мазками, приобретают мягкие формы и объем. Османское нашествие в Болгарии препятствовало творению христианских религиозных произведений.

В XV и XVI веке в болгарской иконописи ощущается влияние западного искусства, а точнее барокко. Каноны красоты меняются. Бледные, аскетические, сухие изображения уступают место живым лицам в светлых и ярких тонах, нарисованным до мельчайших подробностей. Появляются различные иконописные школы Болгарии: Самоковская, Тревненская школа и Байская.

Болгарские иконы XIX века написаны мастерски, умело, но они - неодухотворенные. С развитием техники иконописи в Болгарии иконы начинают производить серийно при помощи шаблонов.

Пакетные туры в Болгарию

Мы стремимся сделать путешествия в Болгарию максимально доступными! С нашим сервисом вы можете не копить деньги на летний отпуск, а путешествовать 3-4 раза в год. У вас в руках - все инструменты для поиска самых горящих туров, которые раньше были доступны только самым крутым турагентам. Благодаря нашему умному поиску вы можете экономить на туристических поездках и турах до 70%!

Исторический фон, на котором развивается искусство XVII века в Болгарии, резко отличается от XV и XVI веков. Могучее турецкое государство и его экономическая система начинают распадаться под влиянием новых производственных отношений. На территории Болгарии возникают экономические производственные центры с развитыми ремеслами и широкой торговой деятельностью. Постоянно активизируется роль православной болгарской церкви, которая выступает в этот период хранительницей традиций национальной культуры и искусства.

Новая волна храмового строительства в XVII веке приводит к широкому развитию иконописного искусства. Формируется несколько иконописных центров: Несебр, Тырново, Враца, Этрополь, Ловеч, Бачково, Пловдив, Западная Болгария (Добырско, Бобошево, Поганово, Рильский монастырь, Мел- ник), где массово создаются разнообразные иконы. Некоторые из них, как, например, «Христос на троне» (1603 г.) из Несебра, «Деисус» (Не- себрская школа), «Христос Вседержитель» и «Богоматерь Одигитрия» (1607 г.) из Несебра, «Богоматерь с Христом» и «Св. Никола с житием» из Тырнова, иконы иконостаса из церкви Феодора Тирона и Феодора Стратилата из села Добырско (1614 г.), связаны с традиционным «академическим» направлением, для которого характерны виртуозная линеарная стилизация, сопоставление контрастных цветовых пятен, торжественно-представительная пропорциональность композиции и блеск красок.В других иконах замечается более упрощенное и схематическое понимание образа, например в иконах «Иоанн Креститель», «Св. Никола» из Врацы, «Собор святых архангелов», «Св. Георгий на коне с житием» (1685) из Тырнова, «Иоанн Креститель» из Рильского монастыря, во многих иконах из Этрополя, Арбанаси, Присово, Бобошево и других. В системе изобразительных средств художники особенно активно используют цветовые контрасты и преувеличенную линейную стилизацию, ведущую к схематизму. Как в настенной живописи, так и в иконах преобладает графическое начало. Подобные черты присущи и искусству других балканских народов этого времени, в результате чего в XVII веке замечается в гораздо большей степени, чем раньше, унификация стиля в искусстве, проявляются тенденции к изменению формы и тематики, стремление к рассказу в трактовке сюжета, к иллюстративности и внимание к подробностям. Творцы икон часто прибегают к дополнительным украшениям: используются покрытые резьбой сложно профилированные рамы, рельефная моделировка, гравировка, металлические обковки. Быстро распространяются житийные иконы, для которых характерна множественность миниатюрных сцен из жизни святого. Все это усиливает декоративную дробность композиции.

XVII веком датируются и самые ранние резные деревянные иконостасы в Болгарии. Их пластика близка к своему первообразу - каменной резьбе. В богатых церквах резьба раскрашивалась и золотилась, иконы располагались в два ряда, что увеличивало общее впечатление торжественности храма.

Прошедшая этапы длительного и сложного развития в веках болгарская иконописная живопись в определенной мере выражает духовные стремления, утонченную эмоциональность, высокий художественный вкус и большое живописное дарование болгарского народа. Поэтому сегодня наше освобожденное от религиозных предрассудков общество изучает, ценит и сохраняет болгарское иконописное наследие, восхищается исключительным мастерством художников, достигших совершенства формы и синтеза образов.

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

Александра Карамихалева Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы из Рильского, Троянского и Бачковского монастырей Слава чудотворных икон Богородицы из болгарских монастырей распространилась далеко за пределы края, ибо святыни подают исцеление идущим к ним с верой: больные излечиваются, прокаженные очищаются, немые начинают говорить, а расслабленные – ходить. Каждому помогает Пресвятая Богородица в его бедах. Недавно три чудотворные иконы впервые были привезены из своих монастырей в столицу Болгарии Софию и выставлены на поклонение

Икона Божией Матери «Одигитрия» из Рильского монастыря

Это старинная чудотворная икона с тридцатью двумя четырехугольными перегородками с мощами святых. В ее верхней части есть надпись «Одигитрия» («Путеводительница»). Есть основания полагать, что первоначально икона принадлежала знатному роду или монастырю. Согласно древнему преданию, она была подарена Рильскому монастырю женой турецкого султана Мурада I (1319–1389) и сестрой царя Ивана Шишмана, которую в народе звали «Мара – белая болгарка».

Икона находится в специальном иконостасе при третьей колонне большого монастырского храма. Будучи ценным сокровищем Рильской обители, она постоянно находится под замком. Только по большим праздникам, когда в храме много прихожан, после Божественной литургии с участием иконы совершается торжественная лития. Шествие начинается у Дупницких ворот, проходит вдоль юго-восточной стороны монастыря и опять входит в него через Самоковские ворота. В церковном притворе игумен служит водосвятный молебен. Прихожане подходят поклониться иконе, после чего ее снова убирают и запирают.

Местное население почитает ее как исцелительницу от тяжелых болезней и охранительницу от эпидемий. Священник в епитрахили, монах, прислужник и вооруженная охрана приносят тогда икону в дом больного или обходят с нею зараженную местность, освящают воду, кропят ею и возвращаются назад.

Еще жива память об эпидемиях чумы и холеры, от которых страдал весь край. По просьбам населения два иеромонаха и один дьякон после всенощного бдения и молебна с литией вынесли чудотворный образ из монастыря. Повсюду икону встречали с почтением, священники святили воду и обходили дома, окропляя людей и животных. С благодатной помощью Божией Матери страшный мор прекратился.

Икона Пресвятой Богородицы Троеручицы из Троянского монастыря

По преданию, икона эта со Святой Горы. Для православных Болгарии она – явленная болгарскому народу в тяжелые годы порабощения милость Божия. В монастырской летописи много рассказывается о чудотворной иконе Богородицы Троеручицы Троянской.

Некогда один из монахов Святой Горы отправился в валашские земли. Он нес с собой чудотворную икону Богородицы – дар близким. живущим в валашской земле. Услышав, что в Троянских горах с недавнего времени подвизается благочестивый отшельник со своим послушником, святогорец пришел к нему, и они провели вмести в постнических подвигах много времени. К ним отовсюду стекались люди, чтобы поклониться святой иконе, явившей немало чудес в троянском крае. И еще много лет после все добрым словом вспоминали святогорского монаха. Когда же пришло время продолжать ему свой путь в валашские земли, он оседлал коня, перекрестился и отправился в дорогу. Но не успел он выехать со двора, как конь споткнулся и упал. В этом монах увидел Божий знак, отложил путешествие и вернулся с иконой к отшельнику. Через какое-то время он снова тронулся в путь, но на том же самом месте его конь опять упал. Так понял он: это происходит потому, что икона не хочет покидать этого места. Тогда он решил оставить икону, с глубоким поклоном и слезами умиления он простился с ней и с Богом в сердце отправился дальше один.

Троянский отшельник вскоре пригласил еще нескольких братьев, они построили для чудотворной Богородичной иконы маленькую деревянную церковку и стали служить в ней. Постепенно число братии росло, были выстроены келии и странноприимница для паломников. Так и возник Троянский монастырь.

Слава чудотворной иконы Богородицы Троеручицы распространилась далеко за пределы края, ибо святыня подавала исцеление идущим к ней с верой: больные излечивались, прокаженные очищались, немые начинали говорить, а расслабленные – ходить. Каждому помогала икона в его бедах, и не только христиан, но даже турок не оставляла в беде, когда они к ней прибегали с верой в ее помощь. Она спасла местное население от землетрясения и от чумы 1837 года.

Эпидемия охватила весь край, от нее страдали все: и христиане, и евреи, и турки. Люди бежали из городов и сел в виноградники, чтобы в них найти укрыться от болезни, но и там умирали. Жители городов Лов и Сопот искали спасения под покровом Божией Матери, в Троянской обители. Наступил праздник Успения Пресвятой Богородицы. Местные старейшины советовали игумену закрыть ворота и не пускать на праздник паломников, чтобы пришлые больные не заразили здоровых. Но игумен отвечал: «Не могу, чада, этого сделать, потому что и эти наши братья-христиане в нужде своей приходят в монастырь, чтобы исповедоваться, причаститься. Как же можно их не пустить? Но вы не бойтесь, веруйте в Матерь Божию, она нас обережет и сохранит от чумы».

Некоторые остались в монастыре, но большинство – среди них и часть монахов – разбежались по горным деревням.Игумен и оставшаяся братия отслужили всенощной бдение, Божественную литургию, и Пресвятая Богородица оберегла их от болезни. Те же, что убежал в леса, умерли.

«Великое чудо явила Пресвятая Богородица! – восхищается летописец. – Оставшиеся в монастыре братия встречали паломников, среди которых были и больные, служили им, но никто не умер. Матерь Божия их оберегла. Беженцы из Ловеча и других мест оставались в монастыре, пока не прекратилась чума, и вернулись в дома свои с великой благодарностью Богородице».

Искусные мастера создали гравюры и списки с иконы; церковные живописцы расписали новую церковь. И прославили Богородицу Милующую. И тот, кто приходит в монастырь с верой, получает благодатную помощь Троянской Богородицы Троеручицы.

Это самая главная святыня Бачковского монастыря. Со своего места в соборной церкви, где она хранится под особой искусной драпировкой, исполненной благодарными руками, она с умилением благословляет паломников. По преданию, ее написал святой апостол и евангелист Лука. Лики Богородицы и Младенца глядят на верующих с особенной с теплотой. На образе – два оклада, серебряный и золотой, – земная оценка ее духовной значимости. С какого времени икона хранится в Бачковском монастыре, точно неизвестно. Но в начале XIV века она уже находилась здесь. По мнению одних, образ был подарен братии грузинами Игнатием и Афанасием, другие же считают, что он «улетел» из одного грузинского монастыря, где к нему относились с небрежением, и «приземлился» здесь, в месте под названием Клувия. При его «приземлении» вспыхнул неопаляющий огонь, и свет от него сиял так сильно, что «превратил ночь в день». Два пастуха, брат и сестра, три ночи подряд наблюдали негаснущее пламя и решили подойти и посмотреть, что же это за чудесный огонь. Так чудотворная икона оповестила людей о своем прибытии. Дали знать об этом в монастырь, и братия с литией перенесла икону в церковь Пресвятой Богородицы и поставила ее в иконостас. Но, ко всеобщему удивлению, наутро ее место оказалось пустым. Икона «убежала» в Клувию. Ее вернули в монастырь, но в течение следующих дней чудесное бегство повторялось еще дважды.

Один от монахов рассказал недоумевающей братии, что ему явилась во сне Богородица и сказала, что останется в монастыре, если ей отведут специальное место справа от входа в храм, чтобы она могла видеть, кто с каким сердцем входит в Божий дом, и каждый год на второй день Пасхи будут возвращать ее на старое место. Так и сделали: поставили икону в церкви справа от главного входа, где она находится и по сей день. На второй день Пасхи ее ежегодно относят с литией в Клувию, где служат молебен.

В Клувии, на месте «приземления» образа Божией Матери, из-под скалы забил источник со сладкой целебной водой. Вверху на скале была написана копия иконы. Узкая лестница круто поднимается вверх, до иконы на скале, перед которой постоянно зажжена лампада. Неподалеку построена часовня святого архангела. Сильная вера ведет пожилых женщин и матерей с детьми подниматься по крутой лестнице и ставить свечи перед Богородицей. Об этом рассказывают много чудесных историй.

Раз одна девочка упала с крутой лестницы, но родители нашли ее целой и невредимой, играющей на траве у ручья. В другой раз кормящая мать, стоя на самой верхней ступеньке лестницы, выронила из рук младенца. В ужасе она сбежала вниз и увидела свое дитя спокойно спящим на полянке. Благодарная мать сняла с шеи ожерелье из золотых монет и повесила его на икону Пресвятой Богородицы.

В водах целебного источника у монастыря люди, страдающие от болезней и недугов, получают исцеление. Тысячи верующих круглый год, особенно на Богородичные праздники, посещают монастырь, с верой рассказывают перед иконой Богородицы Бачковской о своих болях и страданиях и возвращаются домой духовно окрыленными.

Использован материал портала Двери.Бг и журнала"Църковен вестник" № 9/2007

Александра Карамихалева

Перевод с болгарского Федора Калайдова

Краткий гид по истории болгарской иконы и ее символике, зашифрованной в бесценном даре творцов.
Временем возникновения иконописи в Болгарии принято считать 865 год, когда христианство было объявлено официальной религией. Однако не исключена вероятность, что иконы появились в стране гораздо раньше, ибо славяно-болгарское государство возникло на землях, издавна населяемых христианами. Первые иконы писали на керамических плитках. В отличие от более поздних образов, лик писали на зеленом фоне, символизирующем победу жизни над смертью. Со временем традиция иконописания изменялась и на смену зеленому фону начали использовать пурпурный или красный цвета. С одной стороны, при использовании этих цветов сохранялся древний смысл красного цвета — плодородие и рождение новой жизни, с другой — красный цвет становился символом царственности. Использовать золотой фон в иконописи стали лишь в конце X века — влиянеие византийской школы иконописи. Самыми почитаемыми в Болгарии иконами являются лики Христоса Пантократора, святого Димитрия и святого Георгия – символы мужества и непреклонной веры.
История иконописи в Болгарии тесно связана с историческими судьбами болгарского народа, с выпавшими на его долю трагическими событиями эпох чужеземного владычества. Житийные эпизоды, нередко имевшие своей основой апокрифические сказания, давали больший простор творческим возможностям живописца, вносившего в изображение этих сцен ряд реалистических деталей или жизненно правдивых ситуаций, бывших лишь элементами в условном языке иконописца. В живописном искусстве Балкан житийная икона воспроизводилась по одним и тем же принципам оформлениям ее различия сводились преимущественно к деталям. Обычно центральное место занимала фигура святого, изображаемого стоящим или сидящим, во весь рост или до пояса. На двух или всех четырех сторонах рамки помещались сцены из его жития. Интересным образцом иконы, написанной с соблюдением перечисленных выше канонов, является икона «Чудо Георгия о змие» с житием, созданная в 1684 году живописцем Иоанном села Чевиндол Великотырновского округа.
О том, что символизирует эта и другие иконы Болгарии SmartTrip попросил рассказать искусствоведов, курирующих крупнейшую экспозицию православного искусства в крипте кафедрального собора Александра Невского в Софии и гида по Болгарии, большого знатока истории и культуры Балкан, Зою Аврамову.

Святой Георгий

Почитание св. Георгия в Болгарии, как святого-покровителя, было известно уже в конце IX века. Чаще всего св. Георгий изображается сидящим на белом коне: болгарский народ оказывал явное предпочтение конным изображениям святых, что имело глубокие предпосылки в его быте. Иконография этого изображения святого имеет долгую историю, но его появление обычно связывается с известным житийным «чудом» - избавлением царской дочери от змея.
Очень часто за спиной сидящего на коне святого помещается отрок с сосудом особой формы, напоминающим турецкий металлический кувшин для умывания и омовения («ибрик»). Это изображение отражает историю Болгарии во время турецкого владычества. Во время турецкого ига болгары были вынуждены отдавать кровную дань – маленьких мальчиков забирали янычарами от семей в самом юном возрасте. Войска янычар были очень грозными – они не знали родовой памяти, и каждая мать в болгарском селении жила с осознанием того, что однажды ее ребенок может прийти в отчий дом и убить свою семью. Кувшин в руках мальчик, по свидетельствам знатоков, является символом трагедии и искалеченных детских душ. Детей для девширме выбирали очень сильных и красивых. Попав в плен, мальчиков насиловали, использовали в качестве подарков от одного господаря другому, полностью уничтожая в их сознании какие бы то ни было человеческие ценности. Поэтому мальчик на коне св. Георгия означает народную благодарность святому, за спасение болгарских детей из турецкого плена.

Святой Димитрий

О широком распространении в Болгарии культа св. Димитрия свидетельствуют разнообразные данные. В основу одного из самых ранних свидетельств легли, по всей вероятности, действительные события. Византийский историк Никита Акоминат рассказывает, что Асень и Петр, болгарские бояре, начали внушать народу, что божиим благоволением болгарам будет дарована свобода и что по этой причине «мученик Христов Димитрий оставил митрополичий город Солунь и тамошний храм и отказался от сожительства с ромеями и перешел на их (болгар) сторону, дабы стать соратником и помощником в их деле». В действительности эта легенда не была создана Асенями, как сообщает историк. Они лишь воспользовались распространившимися после взятия Фессалоник в 1185 году норманнами слухами о том, что покровитель и защитник города - св. Димитрий покинул город. Возможно, что в это же время из Фессалоник была тайно увезена в Северную Болгарию какая-либо чтимая икона св. Димитрия, что дало повод двум тырновским феодалам, братьям Асеню и Петру, обратиться к народу с призывом к свержению византийского ига, ссылаясь при этом на покровительство святого. Восстание против Византии было объявлено в храме св.Димитрия в Тырново, успех его утвердил веру в помощь святого, который был провозглашен покровителем династии Асеней. Очень правдоподобным представляется предположение, что в приведенной выше эпиграмме нашло отражение ликование ромеев при известии, что знаменитая икона св. Димитрия была найдена во дворце самого царя Петра. По велению императора для этой иконы был изготовлен драгоценный оклад, на котором были выгравированы стихи Феодора Вальсамона.
Чаще всего св.Дмитрия изображают в традиционной позе всадника, сидящего на скачущем вправо красном коне (исключением является икона св.Дмитрия 1617 года из Велико-Тырново, где всадник и конь смотрят вправо). Левой рукой святой держит поводья, правой вонзает копье в поверженного на землю
врага. Иконописцы очень выразительно изображают копье, пронзающее шею врага, брызнувшую из нее кровь и позу коня, попирающего копытом поверженное в прах тело.

Архангела Михаила на болгарских иконах чаще всего пишут в полный рост с крыльями за спиной, с едва заметно повернутой в сторону головой. Святой изображен в воинском одеянии – красной тунике, светло-коричневых пластинчатых доспехах с изображением Медузы, темно-зеленом, наброшенном на плечо плаще, с красным свитком в левой руке. В правой он держит поднятый меч — символ достоинства «архистратига Христова воинства».

Иоанн Предтеча изображается в полный рост, со слегка согнутыми в коленях ногами - в типичной для поздних иконописных изображений позе. Правую руку приложил ладонью к груди, в левой держит развернутый свиток со словами: «Покайтес, ибо приблизилось царство небесное» (от Матфея, 3, 2). Той же рукой он поддерживает блюдо-дискос со своей усеченной головой. На нем милоть синего цвета, символизирующая его пустынножительство, и голубая хламида. Крылья коричневого цвета свисают по обе стороны фигуры. Длинные, спутанные волосы и суровое, почти мрачное выражение лица напоминают афонский прототип иконы, с которым ее сближают и крылья, впервые появившиеся в афонской иконографии Иоанна Предтечи. В нижнем правом углу бесплодное дерево с секирой у корня, которая должна его срубить.

Апостолы Павел и Петр

Апостола Петра традиционно изображают с короткой белой бородой и седыми волосами. В левой руке он всегда держит свиток и ключи от райских дверей, а правой поддерживает модель храма. Это положение правой руки находит объяснение в евангельских словах Христа, обращенных к Петру: «Ты - Петр, и на сем камне я создам церковь мою... И дам тебе ключи царства небесного» (от Матфея, 16, 18).
Справа апостол Павел, темноволосый, с бородой, высоким бугристым лбом - признак глубокомыслия, с закрытым евангелием в руках, символизирующим его мудрость и проповедь евангельских истин.

Свиток

Свернутый свиток в левой руке святых символизирует мудрость. Его можно увидеть в руках у младенца Христа на иконе Богоматерь Кехарифомени XVI века из Несебра. На иконе святого Иван Рильского середины XIV века в Рильском монастыре.

Тетраморф

Одним из ярчайших примеров изображения тетраморфа — четырех символов евангелистов с является икона Чудо Христа в Латоме. Христос изображен восседающим на двух золотых дугах семицветной радуги, переданной оттенками серого и синего цвета, в окружении человека – Матфея, символизирующего человеческое воплощение Христа; Марка в образе льва, означающего господство Христа и его воскресение из мертвых; Луки под ликом вола – крестная жертва Христа и его священническое достоинство, а также Иоанна в виде орла, как вознесение Господне над Церковью.

Звезды

Золотыми звездами, как символом непорочности, украшали одеяние Богоматери: на плече и две на голове. Их можно увидеть на Богоматери в иконе Деисус 1495 года из Банковского монастыря, иконе Богоматерь Одигитрии 1518 года и многих других.

Цветы

В начале XVIII века в болгарской иконописи чувствуется влияние образцов итальянской живописи как в выборе типа, так и в моделировке лиц. Изображения вазы с цветами в нижнем левом углу, ручная кадильница, орнамент одежды и другие детали, однако, говорят о влиянии Востока, благодаря чему икона представляет собой интересный образец взаимодействия влияний Востока и Запада в балканском искусстве. Богоматерь изображена до колен, в три четверти оборота к младенцу Христу, который представлен в рост, в роскошном золотом далматине, с короной на голове. В правой руке у него держава, в левой скипетр - эмблемы царской власти. Он стоит на расцветшем цветке розы, лежащей на шестиугольной подставке, в форме и орнаментировке которой ощущается отголосок искусства исламского Востока. Богоматерь одета в расшитый золотом и цветами золотистый мафорий, схваченный на груди аграфом в виде цветка. Из-под мафория виднеется тонкий белый плат, встречающийся на изображениях итальянских мадонн периода треченто. На голове золотая корона. С появлением на иконах символа власти – короны, изменяется и обращение к Богоматери в молитвах с «госпожи жизни» на «царицу небесную».
Изображение на иконе двух символов, в данном случае короны и розы (символ Афродиты, красоты и вечности, пришедший в иконопись из язычества) по верованиям болгар удваивают чудотворные свойства иконы.

Скорпион

Скорпион в традициях христианской иконописи олицетворят зло и является символом духовного искушения. Редчайшим примером изображения членистоногого является икона «Житие Дмитрия Солуньского», конец XVII - начало XVIII века из церкови св. Димитрия,село Бобошево. Он изображен сидящим на высоком троне и попирающим ногами скорпиона. Слева над ним ангел, протягивающий ему венец мученической славы.
В боковых клеймах помещены изображения св. Димитрия и св.Георгия на конях, под ними расположено по 5 сцен из жития Димитрия Солуньского.
Справа: св. Димитрий исповедует свое христианство перед царем Максимилианом;
— заключение св. Димитрия в темницу;
— Димитрий побеждает зло, олицетворяемое скорпионом,
— Димитрий вновь призван на суд Максимилиана;
— Димитрий воскрешает умершего.
Слева: христианин Нестор посещает св. Димитрия в темнице;
— борьба Лия с Нестором и смерть Лия;
— Максимилиан узнает, что Димитрий благословил Нестора на борьбу с Лием;
— воины входят в темницу и находят Димитрия молящимся;
— усекновение главы св. Димитрия.

Где посмотреть иконы: наиболее известные шедевры в оригинале можно увидеть в крипте кафедрального собора Александра Невского в Софии, а также в Преображенском монастыре, Рильской святой обители, в соборах Арбанаси, Сливена и Трявны.
Хотите научиться читать послания из глубины веков зашифрованные в камне? Воспользуйтесь нашим гидом о наиболее популярных символах и знаках в романской архитектуре и барокко, которые встречаются в убранстве церквей и дворцов не только Италии, но даже Франции и Германии.

Loading...Loading...