Палермо собор. Кафедральный Собор Палермо

Собор Успения Пресвятой Богородицы представляет собой кафедральный собор архиепархии Палермо. Сегодня здесь хранятся мощи Святой Розалии – покровительницы города. Также собор является центром сицилийского культа святой. В XII – XVIII веках собор неоднократно перестраивался. В настоящее время в архитектуре собора прослеживается сразу несколько стилей – арабо-норманнский, классический и готический. Собор получил известность благодаря гробницам королей Сицилии и германских императоров, в период правления которых Сицилия достигла своего расцвета.

Еще в IV веке на месте собора находилась церковь, освященная в честь мученика Мамилиана, которая впоследствии была разрушена вандалами. В 604 году при византийцах на месте старой церкви был возведен храм в честь Пресвятой Богородицы. В 831 году город захватили арабы, превратившие храм в пятничную мечеть.В 1072 году городом завладели норманны, которые освятили мечеть в честь Богородицы. В 1154 году Роджер Второй был погребен в соборе.От изначального здания собора сохранились лишь крипта и левая колонна южного портика.Во второй половине XII века на месте старого собора был построен новый кафедральный собор. Внутреннее убранство здания представляло собой трехнефную церковь с тремя апсидами. В середине XIII века углы здания были увенчаны башнями, а 10 лет спустя к юго-восточной части была пристроена ризница.Свое последнее пристанище в соборе нашли сицилийские короли и императоры из дома Гогенштауфенов – Фридрих Второй и Генрих Шестой, и их супруги – Констанция Арагонская и Констанция Норманнская. Из старого собора сюда же были перенесены остатки Роджера Второго.В XII – XIII столетиях собор стал местом коронации всех сицилийских королей – Танкреда, Генриха Шестого, Фредериго Первого, Манфреда, Педро Третьего Арагонского и Фредериго Второго.В XIV – XVI веках постройка собора продолжилась. В 1342 году завершилось строительство четырех угловых башен здания, в 1352 году был сооружен западный готический портал. В 1426-1430 годах был создан южный портик со стрельчатыми арками, выполненными в стиле каталанской готики. В XV веке на площади, примыкающей к южному фасаду, был разбит прекрасный сад.В начале XVI века алтарная часть была украшена ретабло со статуями, которые, к сожалению, были утрачены. В 1575 году соборная площадь была ограждена балюстрадой, украшенной статуями святых.Проведенная в 1801 году реконструкция значительно изменила облик собора. Интерьер собора также претерпел немало изменений – деревянный резной потолок заменили низким сводом. Императорские и королевские саркофаги создали в здании особую «мемориальную» зону.Ссылка на

Грандиозное смешение стилей и уникальная сицилийская сокровищница. Одного взгляда на Кафедральный Собор в Палермо достаточно, чтобы понять – это очень необычный храм. Лично я ничего похожего не видел более нигде. С разных сторон, он выполнен в разных стилях: ту и готика и классицизм, и арабские узоры.

Все дело в том, что палермитанский Собор имеет длинную историю и большое количество зодчих, которые приложили свою руку к строительству храма.

Первыми строителями были христиане Римской Империи, которые в IV веке возвели раннехристианскую церковь. После нашествия варваров вандалов, церковь была разрушена. Затем на Сицилию пришли византийцы и вновь отстроили христианский храм. Но в IX веке, Сицилия подверглась новому завоеванию – пришли арабы. Так, на месте христианского храма возникла мечеть. До сих пор сохранилась колонна византийского храма с цитатой из Корана, которую добавили арабы.

Через двести лет, Сицилию захватили норманны, а вместе с ними на остров вернулось христианство. В день захвата, мечеть снова стала церковью, уже до наших дней. После норманнов, церковь много раз достраивалась, перестраивалась и в наше время от первоначального сооружения мало что осталось, кроме крипта (нижней части Храма) и колонны, о которой уже мы писали.

Чтобы не утомлять вас длинной историей перестройки Храма, мы свели самые значимые факты в таблицу.

Когда Кто Что сделали
IV век Римские христиане Построили Храм, в честь мученика Максимилиана
604 год Византийцы Восстановили храм после разрушения вандалами. Посвятили его Пресвятой Богородице.
831 год Арабы Превратили храм в Пятничную мечеть
1072 год Норманны, Роберт Гвискар и Рожер Освятили мечеть в честь Богородицы
1186 Архиепископ Палермо Гуальтеро Новый кафедральный Собор в арабо-норманнском стиле (сохранилась в восточной части современного Собора)
XIV-XV века Арагонцы (испанцы) Достройка Собора в готическом стиле
XI век Сицилийская династия скульпторов Гаджини Постройка фонтана и украшение собора статуями
XIX век Реконструкция флорентийского архитектора Флорентино Фуга Появление классического купола и 14 капелл. Здание приобрело современный вид

Во времена норманнов и после, Кафедральный Собор Палермо стал местом коронования царственных особ, а также их усыпальницей. Здесь покоятся многие короли Сицилии, включая Рожера II, знаменитого норманнского владыки.

Помимо усыпальницы, Собор является местом хранения сокровищ церкви и мощей святых. Так, именно здесь хранятся мощи Святой Розалии (покровительницы Сицилии и Палермо).

Что посмотреть в Кафедральном Соборе

Прежде всего, фасад храма. Он уникален тем, что с разных сторон представлен разными стилями:

  • Западный фасад – готика, построена при арагонцах.

  • Южный портик – каталанская готика
  • Восточный фасад – арабо-норманнская архитектура.

Поэтому не поленитесь и обойдите собор со всех сторон.

Внутреннее убранство собора реализовано в стиле классицизма и относится к XIX веку. Все это можно осмотреть бесплатно.

За отдельную плату – можно посетить сокровищницу, усыпальницы королей, крипту (самую древнюю часть храма), а также подняться на колокольню.

С колокольни кафедрального собора Палермо открывается потрясающий и необычный вид, так что не пожалейте денег и поднимитесь. Стоит это удовольствие – 5 евро за взрослого.

Время работы Кафедрального Собора в Палермо с 8:30 (в будни, выходные с 11) до 18:00 .

Экскурсия по Палермо

Лучше всего узнать историю и раскрыть для себя Собор позволит экскурсия по Палермо. Опытный гид расскажет и покажет все самое интересное: и каждая безликая статуя, каждый элемент фасада вдруг обретет Историю. Заказать экскурсию можно заполнив форму ниже.

Собор Успения Пресвятой Богородицы (итал. Cattedrale di Vergine Assunta; Madre Chiesa) - кафедральный собор Палермо (Сицилия). Является местом пребывания мощей покровительницы города святой Розалии, и центром исключительно сицилийского культа данной святой, известного с XVII века. В течение XII-XVIII веков неоднократно перестраивался, соединяет в себе черты арабо-норманнской архитектуры, готического стиля и классицизма. Известен уникальными гробницами сицилийских королей и германских императоров, в правление которых Сицилийское королевство достигло своего расцвета.

В IV веке на месте нынешнего собора была построена церковь в честь местного мученика Мамилиана, разрушенная впоследствии вандалами. При византийцах в 604 году на том же месте был построен новый собор в честь Пресвятой Богородицы, освящённый, по местной легенде, папой Григорием Великим. В 831 году Палермо был захвачен арабами, которые превратили собор в Пятничную мечеть.

6 января 1072 года норманны во главе с Робертом Гвискаром и его младшим братом Рожером взяли Палермо. В тот же день Пятничная мечеть была вновь освящена в честь Богородицы, и здесь палермский архиепископ Никодим совершил первую литургию по греческому обряду и благодарственный молебен в честь победителей. После смерти Никодима (в том же 1072 году) палермская кафедра была передана латинскому духовенству. После переезда в Палермо Аделаиды Савонской, матери Рожера II и регентши в годы его несовершеннолетия, (не позднее 1112 года) собор Палермо становится главным в норманнской Сицилии. 25 декабря 1130 года Рожер II был коронован в соборе в качестве первого монарха Сицилийского королевства. Здесь же впоследствии были коронованы его преемники Вильгельм I Злой (4 апреля 1154 года) и Вильгельм II Добрый (10 мая 1166 года). В 1154 году в соборе был погребён Рожер II.

От здания собора VII-XII века до нашего времени дошли лишь крипта, по форме которой и можно судить о первоначальном строении, и левая из четырёх колонн южного портика, на стволе которой вырезана цитата из Корана.

В 1179 - 1186 годах на месте старого собора амбициозный и влиятельный архиепископ Палермо Гуальтеро Оффамилио (Уолтер Милль) построил новый кафедральный собор. Сооружение нового собора было вызвано стремлением Уолтера Милля подчеркнуть столичный статус его епархии в противовес построенному Вильгельмом II Добрым собору Монреале, который стал центром нового архиепископства. Так как возможности архиепископа значительно уступали возможностям короля, базилика Гуальтеро значительно уступала своему конкуренту из Монреале по пышности убранства.

Собор Палермо представлял собой трёхнефную базилику с тремя апсидами. В 1250 году четыре угла собора были увенчаны изящными башнями, а в 1260 году к юго-восточной части собора была пристроена ризница. О внешнем виде базилики Гуальтеро можно судить по восточной части современного собора, сохранившей свой первоначальный арабо-норманнский вид - узкие стрельчатые окна, многочисленные переплетающиеся ложные арки, утончённые инкрустации, растительные орнаменты.

В эту же эпоху в соборе нашли последнее пристанище императоры и сицилийские короли из дома Гогенштауфенов - Генрих VI и Фридрих II, а также их супруги - Констанция Норманнская и Констанция Арагонская. В новую базилику из старого собора было перенесено и тело Рожера II. Эти саркофаги, собранные в одной из боковых капелл в ходе последней крупной перестройки XVIII века, являются единственными следами норманнского периода в интерьере собора.

В течение XII - XIII веков в соборе Палермо короновались все короли Сицилии, начиная с Рожера II. В числе исторически значимых коронаций следует отметить следующие:

  • коронация Танкреда (январь 1190 года), избранного королём после пресечения мужской линии Отвилей, вопреки законным правам Констанции Норманнской и её мужа Генриха Гогенштауфена,
  • коронация Генриха VI (25 декабря 1194 года), первого сицилийского короля из дома Гогенштауфенов, свергнувшего последнего норманнского короля Вильгельма III и вскоре истребившего большую часть норманнской знати,
  • коронация Федериго I (май 1198 года), будущего императора Фридриха II, превратившего Палермо в имперскую столицу,
  • коронация Манфреда (10 августа 1258 года), вопреки воле папы римского, послужившая поводом для крестового похода Карла Анжуйского против Сицилийского королевства и свержения династии Гогенштауфенов,
  • коронация Педро III Арагонского (4 сентября 1282 года) - результат Сицилийской вечерни, переход Сицилии под власть Арагонского дома, начало продолжавшейся более столетия борьбы Арагонского и Анжу-Сицилийского дома за власть в Сицилии,
  • коронация Федериго II (25 марта 1286 года) - отказ Сицилии от исполнения одобренного папой договора Ананьи, по которому Сицилия должна была быть возвращена Анжу-Сицилийскому дому.

После Федериго II власть королей Арагонской династии значительно ослабла, они уже не контролировали Палермо, который перешёл под власть феодального дома Кьярамонте. Сломить могущественных Кьярамонте и вернуть Палермо под непосредственный контроль центральной власти удалось только Мартину I Младшему (1396 год) при поддержке отца - арагонского короля Мартина Старшего (в 1409 году наследовал сыну на Сицилии под именем Мартина II). Таким образом, возвращение Палермо под непосредственную власть короля совпало по времени с пресечением собственной линии сицилийских королей (1409 год) и переходу власти над Сицилией непосредственно королям Арагона. В течение последующих трёх столетий Сицилия являлась частью арагонских, а затем испанских владений и управлялась вице-королями. В связи с этим значение собора Палермо как кафедрального столичного собора падает, а из всех сицилийских королей Арагонского дома в соборе Палермо погребён только Педро II.

В XIV-XVI веках сооружение собора Палермо продолжилось. В 1342 году были завершены четыре угловые башни собора, а в 1352 году сооружён главный (западный) портал собора в готическом стиле. В период с 1426 по 1430 годы по проекту Антонио Гамбара был сооружён южный портик собора с тремя стрельчатыми арками, выдержанный в стиле каталанской готики. В это же время над южным порталом собора тем же Антонио Гамбара была помещена мозаичная икона Богородицы на Троне. Позднее, в том же XV столетии, на примыкающей к южному фасаду собора площади (Соборная площадь - Piazza Cattedrale) по повелению архиепископа Симоне да Болонья был разбит сад. В это время собор обрёл свои наиболее известные святыни: статую Madonna Libera Inferni (1469 год) и мощи святой Розалии (1624 год).

Развитие собора в XVI веке связано с семьёй сицилийских архитекторов и скульпторов Гаджини. В 1510 году по проекту Антонелло Гаджини алтарная часть собора была украшена мраморным ретабло со статуями святых (утрачено в результате реконструкции Фердинандо Фуга в XVIII веке). В 1536 году Винченцо Гаджини и Фабио Гаджини пристроили к собору северный портик. В 1575 году по проекту Винченцо Гаджини Соборная площадь была ограждена мраморной балюстрадой со статуями святых. В 1685 году посреди площади был установлен фонтан, увенчанный в 1744 году статуей святой Розалии, поражающей чуму, работы Винченцо Витталиано.

В XVIII веке в результате двух общеевропейских войн (за Испанское и Польское наследство) Сицилийское королевство вновь обрело независимость, и кафедральный собор Палермо (впервые более чем за три столетия) стал местом двух коронаций: Виктора Амадея Савойского (24 декабря 1713 года) и Карла Бурбонского (июль 1734 года). Соответственно с новым статусом собора в 1781 году в царствование Фердинанда III началась грандиозная реконструкция под руководством флорентийского архитектора Фердинандо Фуга.

Завершившаяся в 1801 году реконструкция существенным образом изменила облик собора. Здание было увенчано классическим куполом, помещённым над пересечением осей главного нефа и трансепта, в результате чего здание потеряло характерный для норманнских соборов Сицилии внешний вид. К боковым нефам были пристроены четырнадцать капелл, в результате чего здание расширилось в поперечнике и перестало соответствовать классическому типу базилики. Новые северный и южный фасады собора приобрели ряд мини-куполов, помещённых над капеллами. Ранее оживлявший северный фасад портик работы Гаджини оказался в результате присоединения дополнительных капелл встроенным в общую массу собора.

Ещё большие изменения претерпел интерьер собора. Характерный для норманнской Сицилии резной деревянный потолок был заменён низким сводом. Ретабло Гаджини было разобрано, а его составные части (главным образом статуи святых) разнесены по пространству собора. Королевские и императорские саркофаги собраны в двух соседних капеллах, что создало в соборе особую «мемориальную» зону. В целом, интерьер приобрёл свойственный неоклассицизму холодный сдержанный вид.

Реконструкция Фуга была последней, самой крупной и знаменательной перестройкой собора, так что в 1801 году здание приобрело в целом современный вид. Последним штрихом в архитектурном решении собора стало завершение в 1805 году по проекту Эммануэле Палаццотто главной колокольни собора.

В результате неоднократных перестроек и реконструкций собора, растянувшихся на семь веков, здание собора приобрело причудливый эклектичный вид. Характерные особенности разных эпох и архитектурных стилей накладываются друг на друга. Тем не менее, во внешнем виде собора выделяются ярко выраженные арабо-норманнские (особенно в восточной части), готические (западный фасад и южный портик), неоклассические черты (купол).

Главный западный фасад собора выходит на узкую улицу Виа Бонелло, отделяющую его от здания Архиепископского дворца. Колокольня собора в результате такого решения пристроена не к собственно собору, а ко дворцу. Для соединения колокольни с основным объёмом собора через виа Бонелло перекинуты две высокие стрельчатые арки.

Строгая массивная нижняя часть колокольни (примерно в высоту основной части собора) относится к норманнскому периоду. Как и большинство церковных строений этой эпохи, колокольня скорее напоминает укреплённую крепость. Весной 1168 года в колокольне собора был осаждён своими врагами Стефан дю Перш, архиепископ Палермо и канцлер королевы-регентши Маргариты Наваррской.

Верхняя часть колокольни была значительно перестроена в начале XIX века архитектором Эммануэле Палаццотто в неоготическом стиле. Таким образом, стилистически колокольня была связана с западным готическим фасадом собора. В результате современная колокольня собора состоит из двух совершенно несхожих частей - нижнего массивного норманнского основания и лёгкой неоготической башни. Колокольня, являющаяся основной доминантой исторического Палермо, была увенчана в 1954 году статуей Мадонны делла Конко-д"Оро работы скульптора Нино Джерачи.
Западный портал

Западный портал собора был сооружён в 1352 году в готическом стиле, а обрамлён двумя малыми башнями-колокольнями, построенными между 1250 и 1342 годами. Башни украшены тонкой скульптурной лепниной, напоминающей исламские абстрактные и растительные мотивы. Четыре яруса башен украшены типично арабо-норманнскими арками и окнами-бифорами (то есть окнами, разделёнными пополам по вертикали узкой колонной).

Западный портал собора имел первоначально деревянные створки, но в 1961 году они были заменены на бронзовые, работы Филиппо Сгарлата. В табернакле над порталом помещена ценная статуя Мадонны XV века.

К северу от западного входа в собор находится отдельно стоящая Лоджия коронации (итал. Loggia dell"Incoronazione). Тематически Лоджия, хоть и пространственно отделена от собора боковым проездом, тесно связана с основным зданием. В этой Лоджии показывались народу вновь венчанные на царство сицилийские монархи.

Южный фасад, выходящий на просторную площадь Пьяцца Дуомо, в полной мере воплотил в себе всю сложную эклектическую архитектуру здания.

Правая (юго-восточная) часть несёт в себе многочисленные черты арабо-норманнского стиля: мотив из ложных арок (трансепт, ризница, наружная стена главного нефа), сложный многоярусный рисунок из зубцов по карнизу, узкие окна-бойницы ризницы.

Во время последней реконструкции (1781-1801 годы) Фердинандо Фуга привнёс в южный фасад черты классицизма. Прежде всего, на пересечении осей главного нефа и трансепта был надстроен купол, входящий в стилистическое противоречие с основной частью здания. Первоначальная стена южного нефа была разобрана и выдвинута ещё больше на юг. Пристроенное к собору пространство решено в виде семи боковых капелл, каждая из которых завершается мини-куполом. Небольшие в основании и вытянутые вверх купола боковых капелл оказываются стилистически не связанными с основным куполом и вносят диссонанс в строгую последовательность ложных арок по наружной стене главного нефа.

На фоне противоречащих друг другу норманнских и классических элементов южного фасада выделяется южный портик собора, решённый в стиле каталанской готики. Портик с тремя стрельчатыми арками был сооружён в 1426-1430 годах архитектором Антонио Гамбара. Первая слева колонна портика, на которой вырезана цитата из Корана, принадлежала ещё византийскому храму, превращённому арабами в Пятничную мечеть и вновь обращённому в церковь победоносными норманнами в 1072 году. Средняя часть тимпана представляет собой барельеф со сценой Благовещения, в центр которой помещён резной образ Христа Пантократора. Оставшаяся поверхность тимпана богато украшена растительными орнаментами.

Внутри портика доминирует сооружённый тем же Гамбара готический портал. Над порталом Гамбара поместил мозаичный образ Богородицы на троне, выполненный в византийском стиле и, возможно, относящийся к норманнской эпохе. Среди многочисленных мраморных мемориальных досок, украшающих внутреннюю часть портика, выделяются два барельефа, изображающие знаковые для Сицилийского королевства коронации Виктора Амадея Савойского и Карла Бурбонского.

Северный фасад воплотил в себе всю сложность строительной истории здания. Так же как и в южной части Фердинандо Фуга выдвинул вперёд северную стену собора, пристроив семь боковых капелл с мини-куполами. При этом первоначально (в 1536 году) пристроенный Винченцо и Фабио Гаджини северный портик был встроен в общую массу собора и потерял своё первоначальное назначение.

Восточная часть собора в значительной степени сохранила свой арабо-норманнский вид. Три апсиды собора богато украшены типичными для арабо-норманнской архитектуры ложными арками, утончёнными абстрактными инкрустациями из лавы и туфа, зубцами, растительными орнаментами. Две башни-колокольни, обрамляющие восточный фасад собора, являются парными к башням западного фасада. Таким образом, четыре одинаковых башни по углам собора связывают вытянутое по оси запад-восток здание собора в единое целое.

Пристроенное в 1260 году к юго-восточному углу собора помещение ризницы также тщательно выдержано в арабо-норманнском стиле. Верхний ярус ризницы представляет собой череду строгих арок (глухих или с окнами-бойницами), поверх которых следует ряд зубцов, что делает ризницу похожей на крепость.

Окончательный вид интерьер собора приобрёл в 1801 году в результате реконструкции Фердинандо Фуга. Первоначальный базиликальный план собора был модифицирован: боковые нефы расширены, к ним пристроены боковые капеллы (по семь с северной и южной стороны), мозаики норманнского периода и ретабло Гаджини ликвидированы, деревянный резной потолок заменён каменным сводом, на пересечении главного нефа и трансепта надстроен купол. В результате интерьер собора приобрёл сдержанную и даже холодноватую неоклассическую гармонию.

Поверхность главной апсиды украшена двумя фресками конца XVIII века, изображающими Вознесение Богородицы и освобождение храма от арабов Робертом Гвискаром и Рожером I. Выполненные в свойственной своему времени манере фрески наполнены фигурами розовощёких пухлых ангелов и облачённых в классические древнеримские тоги и шлемы архангелов и христианских воинов. Этими фресками заменили по решению Фуга мозаики норманнского периода и ретабло Гаджини. Статуи святых из уничтоженного ретабло были, тем не менее, сохранены и установлены перед пилонами, делящими пространство собора на нефы.

В левой апсиде расположена капелла Святых Таин с ценным алтарём из лазурита, в правой - капелла святой Розалии, покровительницы Палермо. Из четырнадцати пристроенных Фуга боковых капелл выделяются находящиеся в южной части собора капелла Реликвий и две капеллы, расположенные справа от западных врат, в которых собраны королевские гробницы.

Самой известной и почитаемой святыней собора являются мощи святой Розалии - покровительницы Палермо и всей Сицилии. История этой святой, жившей в XII веке, носит легендарный характер, а первое письменное упоминание о ней относится к 1590 году. Местная традиция указывает, что Розалия

Была представительницей знатного норманнского рода, состоявшего в родстве с Отвилями (иногда утверждается, что она была племянницей или внучкой Вильгельма II Доброго, хотя это представляется совершенно невероятным),

Отказалась от мира и провела жизнь в строгой аскезе в пещере на Монте-Пеллегрино (гора, господствующая над Палермо).

Могила отшельницы оставалась неизвестной на протяжении последующих четырёх столетий. В 1624 году во время эпидемии чумы Розалия, по местному преданию, явившись сначала больной женщине, а затем охотнику, открыла им место своего погребения и указала перенести свои мощи в Палермо. Перенесение обретённых в указанном месте мощей из Монте-Пеллегрино в Палермо было совершено 15 июля 1624 года, после чего эпидемия прекратилась. В 1630 году святая Розалия была канонизирована папой Урбаном VIII, а в 1635 году её мощи были помещены в массивную серебряную раку, изготовленную Мариано Смерилио.
Мощи св. Розалии, вынесенные для крестного хода 15 июля

Рака с мощами святой Розалии находится за алтарём в южной (правой) апсиде собора. Первоначально доступ в капеллу был закрыт массивными бронзовыми воротами, но в настоящее время они постоянно открыты. Статуя, венчающая раку, и заалтарный образ изображают святую в виде юной девушки с венком из роз. Эти изображения являются в значительной степени условными, так как никаких сведений о внешности святой не сохранилось. Стены капеллы увешаны многочисленными вотивными приношениями благодарных верующих.

Ежегодно 15 июля собор становится центром грандиозного праздника, посвящённого святой Розалии. Накануне рака с мощами святой выносится на середину храма для поклонения верующих, а вечером праздничного дня рака проносится крестным ходом по центральным улицам Палермо. На близлежащей площади Пьяцца Вилльена (Кватро Канти) процессию встречают городские власти Палермо, преподносящие святой венок из роз. Эта символическая встреча города со своей покровительницей проходит под возгласы: Viva Palermo! Viva Santa Rosalia!

Начиная с XVII века, святая Розалия наряду со святой Агатой, патронессой Катании, и святой Лючией, патронессой Сиракуз, почитается в качестве покровительницы всей Сицилии. Это делает собор Палермо центром паломничества как собственно сицилийцев, так и многочисленных эмигрантов сицилийского происхождения.

Паломнические поездки к Кафедральному собору в г. Палермо

Собор Успения пресвятой Девы Марии более известен как Кафедральный. Это уникальное сооружение, которое было возведено в Средние века и до сих пор поражает окружающих своим величием и красотой, над созданием которой трудились испанские, арабские и немецкие скульпторы и художники. В статье подробно расскажем, что собой представляет Палермо. Описание самого здания и его внутренних достопримечательностей будет интересно всем любителям архитектуры.

Историческая справка о строительстве

История Палермо насчитывает более пятнадцати веков. На этом месте еще в четвертом столетии находилась церковь имени мученика Мамилиана. Затем она была разрушена вандалами, и вместо нее был возведен храм Пресвятой Богородицы (в 604 году). Спустя двести лет, а именно в 831 году, Палермо захватили арабы, которые превратили храм в пятничную мечеть. Когда в 1072 году в город пришли норманны, здание вновь окрестили в честь Богородицы.

В дальнейшем храм был разрушен, и от него остались только колонная южного портика, находящаяся слева, и крипта. Поэтому во второй половине 12 столетия на его месте построили новое здание - кафедральный собор. Начиная с этого времени здание начали постепенно расширять и достраивать. Изначально это была трехнефная церковь с тремя апсидами. Но через сто лет по углам здания были достроены башни, а еще спустя десятилетие на юго-востоке появилась ризница.

На время строительные работы были прекращены. Продолжили возведение постройки лишь в 14-16 столетиях:

  • 1342 год - выстроены по четырем углам башни;
  • 1352 год - появился готический портал с западной стороны;
  • 1426-1430 годы - строительство южного портика, украшенного стрельчатыми арками;
  • 15 век - на территории разбили зеленый сад;
  • 1575 год - возведена балюстрада, украшенная статуями святых.

Описание Кафедрального собора в г. Палермо

Серьезной реконструкции здание подверглось в самом начале 19 века. Именно тогда облик Кафедрального собора Палермо (Италия) претерпел значительных изменений не только снаружи, но и внутри. Например, низкий купол заменили деревянным резным потолком, а императорские и королевские саркофаги послужили для создания «мемориальной» зоны. Фонтан, занявший почетное место на площади в 1744 году, украсили статуями святых. В разные годы тут были похоронены Роджер Второй, короли и императоры из дома Гогентрауфенов с супругами. В 12-13 веках в соборе проходила коронация всех королей Сицилии.

Сегодня собор представляет собой не только главную достопримечательность города, куда стремится попасть каждый турист. Это также и место обращения всех верующих к Богу. Это потрясающее здание сочетает в себе главные элементы классицизма, арабского и готического стилей.

Северный фасад достопримечательности

Северный фасад Кафедрального собора Палермо в Италии является воплощением всей сложности и продолжительности строительства сооружения. Одна стена была значительно выдвинута, после чего рядом пристроили семь боковых капелл, верхушки которых украшены мини-куполами. В результате такого архитектурного решения северный портик, пристроенный в 1536 году, слился с общим фасадом и утратил первоначальное назначение.

Южный фасад собора

Эта часть здания особенно претерпела изменений во время реконструкции. Если ранее тут преобладали элементы готики и норманнские мотивы, то после стало больше черт классицизма. Особое внимание приковывает к себе большой купол, надстроенный на пересечении осей главного нефа и трансепта. Он значительно выделяется на фоне небольших вытянутых вверх куполов, украшающих боковые капеллы и выполненных в норманнском стиле.

Также тут есть и другие элементы, в которых наблюдаются еще и готические черты: ложные арки с зубцами, классический большой купол и несколько маленьких над капеллами, которые пристроили при расширении нефа, узкие окна-бойницы, портик со стрельчатыми арками и колоннами и так далее.

Внутри портика выстроен портал, украшенный мозаичным образом Богородицы. Оба эти элемента - дело рук Гамбары. Внутренняя часть портика также украшена многочисленными мраморными мемориальными досками.

Западный фасад строения

Это главная часть Кафедрального собора, которая выходит на улицу Виа Бонелло. Его западный портал был выстроен в 1352 году, и в его оформлении преобладает готический стиль. Обрамлен он двумя небольшими башнями-колокольнями. Украшает их очень тонкая скульптурная лепнина с абстрактными исламскими и растительными мотивами. На каждом ярусе башен имеются арабо-норманнские арки и окна, которые разделены пополам по вертикали узкой колонной.

Восточный фасад Кафедрального собора

Эта часть достопримечательности выполнена в типично арабо-норманнском стиле. Яркими элементами в оформлении трех выступов фасада являются ложные арки, утонченные абстрактные инкрустации из туфа и лавы, растительные орнаменты, зубцы. Лишь благодаря двум башням-колокольням, которые являются близнецами башен на западной стороне, все здание собора выглядит единым целым.

Здание ризницы также выдержано в восточном стиле. Ее верхний ярус состоит из череды глухих и с окнами-бойницами арок, украшенных поверху рядами зубцов. От такого убранства ризница очень похожа на самую настоящую крепость.

Колокольня и капеллы

Колокольня, возведенная еще норманнами, имеет вид крепости. С собором она соединена В 19 столетии верхнюю часть центральной колокольни реконструировали, в результате чего она приобрела готические черты. В 20 веке ее увенчали статуей Мадонны.

Большая часть реликвий Кафедрального собора собрана в боковой капелле Реликвий, расположенной в южном нефе. В списке культурных ценностей числятся мощи или части мощей мучениц Оливы, Агаты, Нинфы, которые до 18 столетия почитались как покровительницы города. Также тут покоятся части мощей равноапостольной Марии Магдалины. Попасть сюда с экскурсией нельзя, так как доступ перекрывает массивная решетка.

Мощи святой Розалии, которая была покровительницей не только Палермо, но и всей Сицилии, находятся в другой капелле, носящей ее имя. Напротив нее нашел место ценный алтарь из лазурита. Его капелла носит имя Святых Таин.

Другие внутренние достопримечательности собора

Соборы и храмы Палермо известны не только коронациями и саркофагами. Например, в 18 столетии в Кафедральном храме можно было проводить астрономические наблюдения. Здесь был специальный гелиометр с зодиаками, сохранившийся до наших дней. Ровно в двенадцать часов дня солнечный луч падает именно на изображение того созвездия, в котором находится сейчас солнце.

Снаружи и внутри практически на каждом шагу встречаются различные статуи - дело рук знаменитых художников. Самой известной является Богородица с младенцем, расположенная в северном нефе. Ее возвел в 1469 году Франческо Лаурана. Также в Кафедральном соборе очень много работ Антонелло Гаджини.

Алтарная часть храма выполнена в готическом стиле. Тут находится епископский трон, на котором частично удалось сохранить мозаику 12 столетия. В главной апсиде собора в 18-19 веках появился цикл фресок, рассказывающих о норманнской эпохе. Изображения сохранились до наших дней в своем первозданном виде, незавершенными.

Кафедральный собор Палермо является уникальной архитектурной шкатулкой, где собрано большое количество уникальных произведений искусства разных веков. Мраморные статуи, полотна знаменитых художников, архитектурные украшения, драгоценности из императорских гробниц, благородные кубки и многое другое можно увидеть в этом прекрасном месте.

Как попасть в Кафедральный собор

Кафедральный собор расположен в самом центре Палермо, поэтому найти его не составит труда. От железнодорожного вокзала пешая прогулка займет всего 20 минут. Также можно воспользоваться услугами таксиста или конным экипажем.

Двери собора открыты для туристов ежедневно. С понедельника по пятницу попасть внутрь можно с 8:30 до 18 часов, а в субботу и воскресенье - с 11:00 до 18:00. Единственное время, когда туристам запрещено посещать собор - время мессы. В будни она начинается в 7:30 и 18:00, а в праздники - в 8:45, 9:45, 11:00 и 18:00.

Чтобы посетить религиозный комплекс, необходимо позаботиться о соответствующей одежде: плечи обязательно должны быть прикрыты, несмотря на погоду за окном. За посещение собора денег с туристов не берут. Но вот за возможность посмотреть сокровищницу, королевскую гробницу, а также крипты придется платить: нужно купить билет. Его цена варьируется в зависимости от возраста посетителей:

  • для детей от 11 до 17 лет вход стоит 5 евро;
  • взрослым придется заплатить 7 евро.

Это стоимость по состоянию на 2017 год комплексного билета, который позволяет осмотреть все достопримечательности. Если вы хотите, например, увидеть поближе только королевскую гробницу, то цена за вход будет ниже.

Если хотите не только прикоснуться к этой архитектурной и культурной достопримечательности с многовековой историей, но и стать участником священного действа, тогда вам стоит приехать в Кафедральный собор 15 июля. Именно в этот день наступает праздник святой Розалии. Накануне рака с ее мощами выносится в центральную часть храма, чтобы верующие могли поклониться ей. На следующий вечер раку проносят крестным ходом по центральным улицам города. Процессию встречают на Вилльена власти Палермо, которые преподносят святой венок из цветов роз. Это действие является символическим и олицетворяет встречу города с покровительницей.

Известен уникальными гробницами сицилийских королей и германских императоров, в правление которых Сицилийское королевство достигло своего расцвета.

Собор выстроен в 1179 — 1186 годах на месте старого собора. В течение XII-XVIII веков неоднократно перестраивался. Собор соединяет в себе черты арабо-норманнской архитектуры, готического стиля и классицизма.

Святыни и достопримечательности Собора

Королевские гробницы

Гробницы находятся в первых двух капеллах справа от основных западных ворот собора. Здесь покоятся:

Рожер II (1095-1154) — первый король Сицилийского королевства (1130-1154 годы)

Констанция Норманнская (1154-1198) — младшая посмертная дочь Рожера II, королева Сицилии с 1194 года, императрица Священной Римской империи, королева Германии и Италии по браку с Генрихом VI

Генрих VI (1165-1197) — император Священной Римской империи (с 1191 года), король Германии (с 1190 года), Италии (с 1186 года), Сицилийского королевства (с 1194 года)

Фридрих II (1194-1250) — император Священной Римской империи (с 1220 года), король Сицилийского королевства (с 1197 года) и Иерусалима (с 1225 года)

Констанция Арагонская (1179-1222) — дочь арагонского короля Альфонса II, первая жена Фридриха II, по браку с ним императрица Священной Римской империи и королева Сицилии.

Madonna Libera Inferni

Статуя Богородицы с Младенцем, называемая Madonna Libera Inferni (буквально, «избавляющая из ада»), находится в одной из боковых капелл северного (левого) нефа. Эта статуя принадлежит резцу Франческо Лаурана (1469 год) и предназначалась изначально для церкви Монте-Сан-Джулиано в Трапани, но была помещена в этом соборе. В 1576 году папа Григорий XIII постановил, что заупокойная месса, совершённая на алтаре, освящённом в честь этого образа, может служить одним из условий получения индульгенции. Благодаря этому, статуя приобрела своё нынешнее название.

Капелла Реликвий

После реконструкции Фердинандо Фуга большая часть реликвий собора была собрана в особой боковой капелле в южном (правом) нефе собора. В числе реликвий находятся мощи или частицы мощей мучениц Агаты, Кристины, Нинфы и Оливы, до XVII века почитавшихся в качестве покровительниц города, а также часть мощей равноапостольной Марии Магдалины. Доступ в капеллу закрыт массивной решёткой, реликвии выносятся для поклонения верующим в определённые местным обычаем дни.

Капелла святой Розалии

Здесь находятся мощи святой Розалии (жившей в XII веке) - покровительницы Палермо и всей Сицилии. Розалия - была представительницей знатного норманнского рода.

Изображения

Кафедральный собор Кафедральный собор Кафедральный собор Надвратная икона
Гробница Роджера II Гробница Генриха IV Гробница Фридриха II
Loading...Loading...